Остаться не у дел как пишется

3.06.2021 kudapostupat.by тест по русскому языку. 2019 год. вариант 2. составила репетитор по русскому языку, ип бовтрукевич ирина михайловна. тесты

3.06.2021
KudaPostupat.by

Тест по русскому языку. 2019 год. Вариант 2. Составила репетитор по русскому языку, ИП Бовтрукевич Ирина Михайловна. Тесты содержат условия заданий, максимально похожие на условия тестов РТ 3-го этапа. Кроме того, это практически такие же задания, которые потом предлагаются на ЦТ. 

Ответы можно скачать здесь. 

Часть А

А1. Пишется «А» на месте пропуска в словах:

  1. заг…родить
  2. з…рница
  3. отск…чить в сторону
  4. сокр…тить расходы
  5. несг…раемый

А2. Пишется «Е» на месте всех пропусков в рядах:

  1. прим…рять костюм
  2. словосоч…тание
  3. пост…лить
  4. соб…рать
  5. бл…стательно

А3. Пишется «Б» на месте пропуска в словах:

  1. вкусная похле…ка
  2. ги…кий шланг
  3. алмазная тру…ка
  4. то…кое болото
  5. выру…ка леса

А4. Пишется «О» на месте пропуска в словах:

  1. теч…т река
  2. небольшой рюкзач…к
  3. ж…лудь
  4. со свеч…й
  5. бесш…вное соединение

А5. Укажите ряды, в которых на месте пропусков пишется одна и та же буква:

  1. горячая печ…, забыть напроч…
  2. пред…явитель, р…яный
  3. дез…нформация, спорт…гра
  4. ц…стерна, бледнолиц…й
  5. о революц…и, ц…левое направление

А6. Пишется «Е» на месте всех пропусков в рядах:

  1. в лучш…м случае, стоять на ступеньк…
  2. щавел…вый, телят…нка
  3. сол…вой раствор, совестл…вый
  4.  мороз…ц, василеч…к
  5. в галере…, для рол…

А7. Пишется «Е» на месте пропуска в примерах:

  1. рассе…вать
  2. не кле…лось
  3. нама…вшись
  4. подвеш…нный фонарь
  5. ты побре…шься

А8. Пишется НН на месте всех пропусков в рядах:

  1. ему несвойстве…о, лома…ая линия
  2. посла…ый по почте, средства собра…ы
  3. укороче…ый край, листы склее…ы
  4. гума…ое отношение, лакирова…ый
  5. обеде…ый, озабоче…ость

А9. Пишется «НЕ» раздельно во всех случаях в рядах:

  1. ничуть (не)поздний час, (не)намерен врать
  2. (не)решаясь сказать, правило (не)выучено
  3. (не)прощающий ошибок, (не)кирпичная стена
  4. (не)истощимый юмор, (не)доумевать
  5. (не)высокий берег, говорить (не)громко

А10. Пишется «НЕ» на месте пропусков:

В течение недельной экскурсии Константин н… (1) разу н… (2) опаздывал на паром, и Виолетта, как бы н… (3) была сегодня обижена на него, н… (4) могла н… (5) признать этого.

А11. Через дефис пишутся слова:

  1. (по)своему решению
  2. быстрая (кино)съемка
  3. (пол)Кричева
  4. (глянцево)серый
  5. (металло)прокатный

А12. Раздельно пишутся выделенные слова в предложениях:

  1. Действуя (на)удачу, группа сильно рисковала.
  2. (В)следствие разлива реки под водой оказались даже огороды дачников.
  3. Спорщик пошел (на)попятную.
  4.  (Во)время сильного дождя работать в поле было нельзя.
  5. Артур то(же) оказался неплохим шахматистом.

А13. Тире на месте пропуска обязательно ставится в предложениях:

  1. Ненависть _ это сдержанный и постоянный гнев.
  2. Любовь _ есть самое искрометное, непредсказуемое и светлое чувство на земле.
  3. Искренний и чистый смех _ как солнце, прогоняющее зиму с лиц людей.
  4. Ни гор, ни речки, ни неба, ни земли _ ничего уже не было видно в густом тумане.
  5. Музыка _ могучий источник человеческой мысли.

А14. Запятая на месте всех пропусков ставится в предложениях:

  1. Человек _ обладающий чувством такта _ вовремя окажет внимание и не утомит назойливостью.
  2. Но в этот раз _обещанные за статью _ деньги ему так и не заплатили.
  3. Волны прибоя _ распространяя горьковатый запах соли и морских трав _ одна за другой накатывались на бесконечный песчаный пляж Балтийского моря.
  4. Дарья пододвинулась к печке _ единственному теплому месту в этой холодной избе _ и принялась изучать _ висевшие на стене _ фотографии.
  5. Подойди ко мне _ девочка _ на пару минут.

А15. Укажите предложения, в которых выделенные слова (словосочетания) являются вводными (учтите, что знаки препинания не расставлены):

  1. Впрочем рабочий день подходил к концу и пора было уже заканчивать этот бессмысленный спор.
  2. Мы завернули в ту сторону где по расчетам нашего проводника была тропа к поселку.
  3. Он человек мнительный и по-моему очень обидчивый.
  4. Казалось что этой страшной войне никогда не будет конца.
  5. Слушал он невнимательно и вряд ли понимал смысл звучащих слов.

А16. Запятая на месте всех пропусков ставится в предложениях:

  1. Снежинки различных форм то искрились в свете фонаря _ то кружились под дуновением ветерка _ то складывались на земле в одно белое покрывало.
  2. Он имел крепкое здоровье _ и упругие мышцы _ и с завидной легкостью пробежал первый отрезок дистанции.
  3. Географами _ и геологами, астрономами _ и океанографами, историками _ и археологами получена богатейшая информация о нашей планете.
  4. Люблю желтые одуванчики на фоне зеленой травы _ и распустившуюся сирень _ и каждую весну я наслаждаюсь их красотой _ и майскими ароматами.
  5. Между деревней _ и лесом _ и речкой ребята наконец оказались на какой-то неизвестной поляне _ и мальчишки решили остаться на ней на ночевку.

А17. Знаки препинания расставлены правильно в предложениях:

  1. Интерьер кафе был оформлен в этнографическом стиле, поэтому на стенах основного зала висели рушники и кувшины, и в меню предлагались исключительно белорусские блюда.
  2. Страшная жара стояла вторую неделю и стекавшая по сосновым стволам смола превратилась в янтарный камень.
  3. В холодной осенней воде рыбы уходят зимовать в донные ямы и лягушки закапываются в тину.
  4. Вместе с другими ребятами Антоша побежал по платформе к поезду, чтобы, когда застучат колеса, устроиться поудобнее у окна.
  5. Когда же мальчишки вышли на берег реки и не было видно даже силуэтов домов, тьма стала еще глубже и тяжелее.

А18. Знаки препинания расставлены правильно в предложениях:

  1. Федор Иванович знал: он может прийти сюда в любую минуту.
  2. Алексей приоткрыл глаза шире и тотчас зажмурился: прямо перед ним на задних лапах сидел тощий медведь.
  3. Цель ЦТ — ранжировать абитуриентов.
  4. Тут его осенила мысль — партизаны должны быть где-то здесь, поблизости.
  5. В путь собираешься: разузнай сначала дорогу.

А19. Укажите предложения с правильным пунктуационным оформлением чужой речи:

  1. Марк Твен считал, что: «Лучший способ подбодрить себя — это подбодрить кого-то другого».
  2. «Я тебя сейчас отпущу! — пообещала бабушка, но ту же добавила: — Только воды в бочку наноси».
  3. «Тот, кто хочет развить свою волю, должен научиться преодолевать препятствия», — утверждал И.П. Павлов.
  4. «А позвольте спросить, — возразил Кирка: — Почему я должен вас развлекать?»
  5. «Вечером отряд подойдет к горе», — сообщил Федор. — «Нет, без проводника они так быстро не доберутся», — с сожалением произнес Антонович.

А20. Запятая на месте всех пропусков ставится в предложениях:

  1. На рассвете желтый пляжный песок становился _ как мед.
  2. Это смущение девушки я воспринимал _ как трогательное доказательство ее любви.
  3. К началу экзаменов я знал все правила _ как свои пять пальцев.
  4. К нам подошел не кто иной _ как ответственный секретарь приемной комиссии.
  5. Мы глядели _ как самолет поднимается все выше и выше, а чуть позже совсем скрывается из видимости _ и не могли перестать смотреть в небо.

А21. Укажите номера пропусков, на месте которых нужно поставить запятую:

Однажды ночью она написала лирическое эссе _ (1) и _ (2) когда поставила точку, то было уже утро, но наступивший день не принес успокоения _ (3) будучи там, в Барселоне, она так и не встретилась с Павлом _ (4) виновным во всех ее переживаниях _ (5) и не смогла поговорить с ним.

А22. Укажите, какие слова имеют одинаковое строение:

  1. пролетев
  2. назавтра
  3. прочтёте
  4. приморье
  5. презабавный

А23. Укажите, в каких предложениях грамматическая основа выделена правильно (обозначения — сказуемое, подлежащее):

  1. Река Березина протекает через озера Медзозол и Палик и впадает в Днепр.
  2. Всякие мысли приходят иногда в голову.
  3. Перелётным птицам надевают на лапки кольца.
  4. Каждый из вас станет студентом в этом году.
  5. Найти волшебный цветок папоротника в ночь на Купалу захотели девушки.

А24. Верными являются утверждения:

  1. Есть существительные, которые не относятся ни к 1-му, ни ко 2-му, ни к 3-му склонению.
  2. В ряду вуаль, ветошь, упряжь все существительные женского рода.
  3. В именах существительных жалюзи´, подошва´ ударение поставлено правильно.
  4. В предложении Этот проект инициирован БРСМ и уже превратился в социальную акцию существительное в форме винительного падежа выполняет функцию дополнения.
  5. Все имена существительные изменяются по падежам.

А25. Речевые нормы нарушены в предложениях:

  1. Топ-менеджер оказал своим партнерам лисью услугу.
  2. Федор изо всех сил пытался произвести на Лилю хорошее внимание.
  3. Для подчиненных данная инструкция носит только рекомендательный характер.
  4. Жирафы живут поодиночке или в небольших прайдах, не особо привязанных друг к другу.
  5. На II Европейских играх в Минске наша команда обязательно потерпит победу.

А26. Укажите предложения, в которых правильным является первый из предложенных в скобках вариантов:

  1. Отряд (партизанов, партизан) расположился в самой глубине леса, на краю болота.
  2. Это яблоко (более кислое, более кислее), чем «белый налив».
  3. С (тремя, троими) девушками было проведено собеседование.
  4. После такого ремонта мимо (нее, ее) пройти было уже невозможно.
  5. Предприятия (расходовают, расходуют) средства достаточно экономно.

А27. Синтаксические нормы нарушены в предложениях:

  1. Режиссер и сценарист Милена Фадеева — автор многих интересных фильмов современности.
  2. Узнав настоящую причину закрытия станции, у меня подкосились ноги.
  3. На встрече с писателем некоторые читатели спрашивали, что не хотел ли он закончить роман иначе.
  4. В расположенный неподалеку торговый центр привезли новое оборудование.
  5. Тренер интересовался и заботился о каждом своем воспитаннике.

А28. Прочитайте текст и определите, какое из приведённых после текста предложений должно быть в нём первым:

(1) По-другому его называют Замком Гедимина. (2) Он сурово возвышается над Лидой, напоминая всем приезжим о славном героическом прошлом белорусской земли. (3) Летопись Лидского замка начинается в 1323 году: именно тогда вышел приказ великого князя литовского Гедимина построить в Лиде каменную крепость, которая смогла бы препятствовать крестоносцам наносить свои разрушительные набеги в глубь белорусских земель. (4) На постройку Лидского замка ушло несколько лет. (5) Сперва замок представлял собой укрепленную со всех сторон княжескую резиденцию. (6) Но через некоторое время в замке была возведена православная крепость, а также дополнительные жилые и хозяйственные постройки, которые сделали проживание в ней более комфортным во время осады.

  1. С 2005 года замок стал местом проведения фестиваля «Замок Гедимина» – настоящего праздника для любителей средневековой культуры.
  2. Найти Лидский замок легко: он находится в Гродненской области, в центре города Лида.
  3. Лидский замок – это выдающийся памятник оборонительного искусства 14-15 веков.
  4. Сегодня территория Лидского замка открыта на протяжении всего года для посещения туристов.
  5. В топ достопримечательностей Беларуси входят такие замки, как Мирский и Несвижский, в Коссово и Ружанах, Старый замок в Гродно, а также Кревский, Новогрудский, Гольшанский и многие другие.

Текст к заданиям А29, А30 и В1 – В5

(1) Днепр – одна из самых больших рек Европы после Волги, Дуная и Урала: ее общая протяженность составляет 2201 километр. (2) Протекая по территории России, Беларуси и Украины, она впадает в Черное море.

(3) Величие водных просторов реки производит удивительное впечатление. (4) Красива она в любое время года: летом зеркальная гладь обрамлена густой зеленью, осенью она практически сливается с синим небом, зимой на большей части устанавливается толстый лед, появляются живописные сугробы, весной можно наблюдать ледоход.

(5) Днепр воспет многими поэтами — эта река прочно вошла как в древний, так и современный фольклор славянских народов. (6) Кроме славян, на ее берегах основывали свои поселения представители Трипольской цивилизации, скифы, сарматы, греки. (7) Одно из древних названий реки Днепр – Борисфен, которое встречается в работах греческого историка Геродота, а также в трудах Плиния и Страбона. (8) У римских историков река именуется как Данаприс, у древних славян – Славутич, а у крымских татар и турков – Узу.

(9) Современное название Днепра уходит корнями к иранским языкам, на которых разговаривали племена скифов и сарматов. (10) Корень dān, который в разных вариантах широко распространен среди гидронимов, обозначал слово «река», āpr – означало глубокая. (11) Таким образом, название реки в переводе означает «глубокая река».

А29. Прочитайте текст и определите, какие из перечисленных ниже утверждений соответствуют содержанию текста:

  1. Современное название реки Днепр имеет славянские корни.
  2. Днепр – самая большая река в Европе.
  3. Общая протяженность Днепра составляет 2201 километр.
  4. Днепр протекает по территории Польши.
  5. Река прочно вошла в древний и современный фольклор славянских народов.

А30. Укажите, какие из приведённых ниже характеристик соответствуют данному тексту:

1. Научный стиль речи;

2. Публицистический стиль речи;

3. Тип речи – описание;

4. Тип речи – повествование;

5. Задача речи – рассказать читателям о гидрологических характеристиках Днепра.

Часть В

В1. Найдите в предложениях 3-5 слово, употребленное в значении «наметённая ветром куча снега». Выпишите это слово в область ответов в той форме, в которой оно использовано в тексте.

В2. Найдите во 11-м предложении слово, в котором все согласные звуки твёрдые. Запишите его в область ответов в той форме, в которой оно употреблено в тексте.

В3. Найдите в предложениях 2-4 глагол несовершенного вида, второго спряжения и образуйте от него страдательное причастие настоящего времени. Запишите причастие в область ответов в форме именительного падежа мужского рода.

В4. Определите, какой частью речи является слово, выделенное в 7-м предложении. Ответ запишите в область ответов в именительном падеже.

В5. Определите вид подчинительной связи в словосочетании, выделенном в 5-м предложении текста. Ответ запишите в область ответов в именительном падеже.

В6. В приведенном ниже предложении найдите слово с орфографической ошибкой и запишите его в область ответов в исправленном виде (в той форме, в которой оно употреблено).

На западе все еще светило теплое солнце, но ближе к вечеру стало чуть-чуть прохладнее и на водной глади озера появилась рябь. От долгого прибывания в воде Костя и Димка стали лиловыми.

В7. Установите соответствие между фразеологизмами — антонимами:

А. как сквозь землю провалиться

1. выскакивать как черт из табакерки

Б. как корова языком слизнула

2. хоть головой об стену бейся

В. как по маслу

3. вырасти как из-под земли

Г. как нечего делать

4. душа в душу

5. как по писаному

6. через пень-колоду

В8. Определите, непосредственно от каких слов образованы слова, выделенные курсивом, и установите соответствие между столбцами таблицы:

А. засоленный

1. соль

Б. засолка

2. солить

В. солёненький

3. соленый

Г. солевой

4. соляной

5. солянка

6. засолить

В9. Установите соответствие между выделенными словами и их морфологической характеристикой:

А. Белорусский «Аист» — это высокоточная дозвуковая крылатая ракета оперативно-тактического назначения.

1. причастие в полной форме

Б. Заслуженные успехи учеников порадовали учителей.

2. прилагательное в краткой форме

В. Оценив все риски, руководство все-таки приняло решение подписать договор.

3. причастие в краткой форме

Г. Цели достигнуты в срок.

4. наречие

5. прилагательное в полной форме

6. деепричастие

В10. Установите соответствие между предложениями и их схемами:

А. Лилия Петровна была мудрой женщиной, но она считала, что настоящей любови в ее жизни больше никогда не будет.

1. [  ]

Б. Едва поезд вышел в луга, во всю ширь стал виден красный закат.

2. [  ], но [  ]

В. Птицы, чувствуя, что скоро наступит весна, болтали нервно и оживленно на высоком тополе.

3. [  ], но [  ], (  )

Г. Наконец-то я оказался в поле, освещенном жарким полуденным солнцем, и остановился в полном изумлении.

4. (  ), [  ]

5. [  (  ),  ]

6. [  ], (  )

Другие материалы:

  • Тест по русскому языку 3-й вариант 2021г. с ответами. Онлайн-тестирование. Бесплатно
  • Тест по русскому языку. 2-й вариант 2021г. с ответами. Онлайн-тестирование. Бесплатно
  • Тест по русскому языку. 1-й вариант 2021г. с ответами. Онлайн-тестирование. Бесплатно
  • Тест по русскому языку 3-й вариант 2020г. Онлайн-тестирование. Бесплатно
  • Тест по русскому языку 2-й вариант 2020г. Онлайн-тестирование. Бесплатно
  • Тест по русскому языку 1-й вариант 2020г. Онлайн-тестирование. Бесплатно
  • Тест по русскому языку 3-й вариант 2019г. с ответами. Онлайн-тестирование. Бесплатно 
  • Тест по русскому языку. 2-й вариант 2019г. с ответами. Онлайн-тестирование. Бесплатно 
  • Тест по русскому языку. 1-й вариант 2019г. с ответами. Онлайн-тестирование. Бесплатно  
  • Бесплатные авторские тесты + Ответы
  • Тактика и порядок выполнения заданий теста по русскому языку, чтобы избежать ошибок и все успеть. Практические советы 
  • Бесплатное онлайн-тестирование! Тесты по русскому языку 2014 — 2021г. + Ответы
  • Сборники тестов ЦТ за 2006 — 2014 гг.
  • Тесты РИКЗ и полный разбор заданий (консультации)
  • Тесты (демоверсии) РИКЗ и правильные ответы к ним
  • Демонстрационные варианты тестов по всем предметам ЦТ — в помощь абитуриентам
  • Вниманию абитуриентов: РИКЗ предлагает демоверсии тестов по всем предметам (архив)


В русском языке одними из самых труднозапоминаемых остаются правила правописания «не» и «ни».

Частицы НЕ, НИ в словах, правило их употребления всегда вызывают множество трудностей. И как не запутаться, что и когда писать? В этой статье вам будет предложено на конкретных примерах разобраться с основополагающими моментами и запомнить их.

Чтобы писать грамотно, для начала Вам необходимо хорошо выучить группы слов, которые всегда будут писаться слитно или раздельно с частицей НЕ.

Всегда слитно НЕ пишется с теми словами, которые нельзя употребить без «НЕ».

Например: нехватка (сущ.), невзрачный (прил.), нелепый (прил.), невежда (сущ.), невмоготу (нар.), ненароком (нар.) и другие.

Как видите, эти слова относятся к разным частям речи, и систематизировать как-либо их нельзя. Поэтому их нужно просто запоминать.

Всегда раздельно НЕ пишется:

  1. С глаголами — Примеры: не приготовил, не выполнил, не смог, не выучил;
  2. С деепричастиями (отвечают на вопросы: Что делая? Что сделав?) — Примеры: не приготовив, не выучив, не танцуя, не играя, не покидая;
  3. С краткими причастиями (отвечают на вопрос: Что сделан?) — Примеры: не написан, не прочитан, не нарисован;
  4. С числительными (отвечают на вопросы: Сколько? Который?) — Примеры: не три, не второй;
  5. Со сравнительной степенью прилагательных (оканчиваются на — е, -ее, -ше) — Примеры: не прекраснее, не лучше, не громче;
  6. Со словами: худший, лучший, меньший, больший;
  7. Со словами: далеко, отнюдь, вовсе, совсем (в значении вовсе).

Отдельное внимание стоит здесь обратить еще на один момент.

В русском языке существует приставка НЕДО -, которая также всегда пишется слитно с глаголами, имеющими значение неполноты действия.

Например: недоставать (не хватать), недосыпать (слишком мало спать, не высыпаться), недосмотреть (за ребенком), недоедать (слишком мало есть).

Итак, для того чтобы не ошибиться в постановке правильной частицы в русском языке, необходимо следовать определенному алгоритму.

  • Во-первых, что следует сделать – определить часть речи. От этого простого шага будет зависеть очень многое;
  • Во-вторых, нужно посмотреть, относится ли слово к той группе, в которой НЕ всегда пишется раздельно или, наоборот, никогда не употребляется без НЕ.
  • В-третьих, проверьте нет ли приставки НЕДО- с глаголом, имеющим значение неполноты действия;
  • После этого, в зависимости от того, какая часть речи перед вами, следуйте одному из нижеследующих правил.

Частица НЕ с разными частями речи

С существительными и прилагательными

НЕ пишется слитно, если слова без НЕ не употребляются (небрежный, невежда, ненастный и т.п.) или к слову можно подобрать близкое по значению слово – синоним без не.

Примеры: Он говорит неправду (т.е. ложь). Нам предстоит неблизкий (далекий) путь.

НЕ пишется раздельно, если есть противопоставление, выраженное союзом А и нельзя подобрать синоним.

Примеры: Нас постигла не удача, а разочарование. Помещение не большое, а маленькое. К сожалению, я не специалист в этой сфере.

С наречиями

НЕ пишется слитно с наречиями, оканчивающимися на -о, -е, если они без НЕ не употребляются (нелепо, неряшливо, нечаянно и др.), если слово нельзя заменить синонимом без НЕ или близким по значению выражением.

Примеры: Разговаривайте, пожалуйста, негромко (тихо). В этой ситуации я выглядела совершенно нелепо.

НЕ пишется раздельно с наречиями на -о, -е, если в предложении есть противопоставление с союзом А, с другими наречиями (не на -о, -е), которые могут употребляться без НЕ (не вовремя, не по-зимнему и др.).

Примеры: Мы шли не быстро, а медленно. Ты одета совсем не по-зимнему.

Также НЕ с наречиями пишется раздельно в том случае, когда НЕ употребляется в сочетаниях: вовсе не, ничуть не, совсем не, далеко не, никогда не, отнюдь не, нисколько не.

Примеры: Я чувствую себя совсем не плохо. Он далеко не идеально выполнил эту работу.

С местоимениями

НЕ с местоимениями пишется раздельно.

Примеры: не я, не она, не твой, не сами.

С отрицательными и неопределенными местоимениями (некто, нечто, некого, нечего и т.п.) НЕ пишется слитно. Но если между НЕ и местоимением этих групп есть предлог, то в таком случае НЕ будет писаться раздельно.

Примеры: Некто зашел в комнату и спрятался за занавеской. В сложившейся ситуации мне было не у кого просить помощи. Здесь просто не к чему придраться.

С причастиями

НЕ пишется слитно с причастиями, которые не употребляются без НЕ (ненавидящий, негодующий); причастиями, у которых есть приставка НЕДО- (недооценивавший, недоговоривший и т.п.) и причастиями, у которых нет зависимых слов.

Примеры: Недоумевающий человек выбежал из автобуса со скоростью света. Недолюбливавший кашу, он отодвинул тарелку в сторону. Ненаписанное сочинение не давало мне покоя.

НЕ пишется раздельно с причастиями, у которых есть зависимые слова (т.е. в причастном обороте), со всеми краткими причастиями (не сделана, не прочитана и т.п.) и в предложениях, в которых есть противопоставления с союзами А, НО.

Примеры: Сад наполняли цветы не увядшие, а свежие. В ресторане нам подали овощи не отваренные, а запеченные. Это был спортсмен, не победивший, но участвовавший в соревнованиях. Книга была не прочитана (краткая форма причастия). Отчет, не отправленный начальнику вовремя, будет зафиксирован (зависимое слово: не отправленный кому? – начальнику).

С деепричастиями

НЕ с деепричастиями пишется раздельно. Исключительными являются случаи, когда деепричастие образовано от глагола, который без «НЕ» не употребляется (ненавидя, негодуя и др.).

Примеры: Не отдохнув, он поехал на работу. Ненавидя друг друга, они продолжали совместный проект.

Итак, вы ознакомились с основными правилами написания НЕ с различными частями речи.

По аналогии, давайте рассмотрим особенности правописания с частицей НИ.

Частица НИ с разными частями речи

  1. НИ пишется слитно в отрицательных местоимениях (ничей, никакой, никого и т.п.), если они не отделены предлогом (ни у кого, ни с кем и т.п.)
  2. НИ пишется слитно в отрицательных наречиях (никак, никуда, нигде и т.п.)

В остальных же случаях, частица «НИ» пишется раздельно.

Как вы видите, с НИ информации для запоминания в разы меньше. И поэтому теперь, когда усвоено правило НЕ, НИ, слитно или раздельно они пишутся, важно научиться различать случаи, когда необходимо писать частицу НЕ, а когда НИ.

Чем отличаются частицы НЕ и НИ?

Правило написания этих неударяемых частиц зависит, в первую очередь, от их значения. Поэтому рассмотрим разные случаи употребления НЕ, НИ, правило и примеры для более точного понимания.

НЕ, НИ: правило, примеры

Частица «НЕ» используется:

В простых предложениях, если она имеет значение отрицания при глаголе, причастии или деепричастии.

Примеры: Я не хочу читать. Не интересующаяся историей молодежь.

В составном глагольном сказуемом при отрицании частице «НЕ» в первой и второй его части, дает утвердительный смысл.

Примеры: Не могу не сообщить. Не смогу не купить.

В вопросительных и восклицательных предложениях в сочетаниях с местоимениями, наречиями и частицами (только не, как не, чего не, чего только не и т.п.)

Примеры: Кого я только не знаю! Как не порадовать любимого человека?

В придаточной части сложного предложения в сочетании с союзом ПОКА.

Примеры: Стой тут, пока не скажу! Сиди, пока не придут за тобой.

В составе устойчивых сочетаний, которые обозначают предположение (далеко не, ничуть не, отнюдь не, вовсе не, нисколько не) и отрицание (чуть ли не, едва ли не, вряд ли не).

Примеры: Едва ли не каждый был виновен в этом. Им было принято отнюдь не справедливое решение.

В составе сочинительных союзов: не то; не то – не то; не только – но; не то что не – а; не то чтобы не – а.

Примеры: Наверху за потолком кто-то не то стонет, не то смеется (А. П. Чехов). Отдай кольцо и ступай; не то я с тобой сделаю то, чего ты не ожидаешь (А. С. Пушкин).

Частица «НИ» используется:

Для усиления отрицания.

Примеры: Ни кусочка нигде я не могла найти. У нас не было ни одного шанса.

При повторении, приобретая значение союза.

Примеры: Он не мог найти ни книгу, ни тетрадь. Ни он, ни его родители не замечали происходящего.

В придаточных предложениях для усиления утвердительного смысла.

Примеры: Делайте, пожалуйста, все, что ни скажу! Куда ни посмотрю, повсюду беспорядок.

В устойчивых сочетаниях со значением категорического приказания: ни с места, ни слова, ни шагу назад и т.п.

В устойчивых оборотах, представленных сочетанием двух противопоставляемых понятий: ни рыба ни мясо; ни жив ни мертв; ни дать ни взять и т.п.

Теперь, когда мы разобрали все примеры НЕ и НИ в предложениях, правило должно стать более понятным. Главное, постарайтесь попрактиковаться и придумать несколько собственных примеров на каждый пункт правил. Тогда материал лучше закрепится в памяти. Успехов!

У многих людей возникают различные затруднения с применением русского языка в устной и письменной речи. Вопрос о том, как пишется «потому что», является одним из распространенных затруднений.

Этот союз встречается в речи очень часто, и, возможно, поэтому в нем делают особенно много ошибок. Они могут оказаться как орфографическими, так и пунктуационными (где именно тут нужна запятая, бывает трудно решить). Давайте же разберем, как писать «потому что» правильно, и уточним, где нужно ставить запятые.

Когда применяется союз: основные случаи

Как пишется и как это сочетание применяется, вопрос достаточно сложный. Начнем с определения части речи.

Перед нами сложный (или составной) союз. Он обычно связывает два предложения в одно, и мы благодаря ему можем понять причину происходящего. Как правило, он встречается в сложноподчиненных предложениях. Эти синтаксические конструкции состоят из нескольких частей — главной и одной или нескольких подчиненных.

Правописание «потому что»

Названный союз состоит из двух слов, которые содержат 5 согласных (п, т, м, ч, т) и 4 гласных звука (о, о, у, о). Первое слово состоит из трех слогов, где ударение падает на последний из них, второе — из одного. В первом слове в обоих безударных слогах пишется буква «о».

1951920

Как пишется «потому что» — слитно или раздельно?

Сейчас мы с вами разберемся, как нужно писать«потому что»: слитно, раздельно или, может быть, через дефис?

Слова, входящие в состав данного союза, всегда пишутся раздельно. Никакого слитного написания быть не может, так как это два разных слова. Распространена ошибка, когда их пишут через дефис. Очевидно подобное вызвано, прежде всего, схожестью слова «что» с частицей «-то», которая пишется через дефис (примером здесь может служить слово «потому-то»).

Чтобы не допускать подобной ошибки, сравните два предложения в приведенном примере. Обратите внимание, указанные слова в них имеют несколько разный смысл:

  • В прошлом году я заболел бронхитом. Потому-то я и бросил курить.
  • Я бросил курить в прошлом году, потому что заболел бронхитом.

Когда «по тому» пишется раздельно?

Для многих «по тому» и «потому» являются похожими словами, хотя по смыслу это далеко не так. Они имеют совершенно разные значения. В первом случае в предложении упоминаются те конкретные предметы или характерные черты, на которые делается акцент. Например:

  • Я сразу сделал вывод, что девушка небогата. Это было заметно по тому, что она носила.

В данном случае упоминаются те вещи (одежда), которые носила девушка. То есть по одежде наблюдатель может сказать, насколько девушка обеспечена. Здесь нет причины, а упоминаются объекты.

Еще один пример:

  • О предпочтениях человека можно сделать вывод по тому, что он покупает.

Это предложение можно перефразировать так — по тем вещам, которые человек покупает, можно сделать вывод о его предпочтениях.

Во втором же случае (когда «потому» пишется слитно) раскрывается причина какого-то события. То есть можно задать вопрос «почему?» и тут же на него ответить. В этом случает союз можно с успехом заменить синонимами «вследствие», «так как», «поскольку», «ведь» и другими. Например:

  • Я ушел с работы пораньше, потому что почувствовал себя плохо.

В данном случае фраза будет смотреться вполне органично при замене союза «потому что» на другой: Я ушел с работы, так как почувствовал себя плохо
.

Еще один пример:

  • У меня нет денег, потому что я их потратил.

Эта фраза не меняет своего смысла при замене союза словом «поскольку»: У меня нет денег, поскольку я их потратил.

Пунктуация

1951931

Наибольшие затруднения вызывает вопрос применения пунктуации в предложениях с данным союзом. Обычно запятая ставится перед ним. Например:

  • Я не знаю, куда он пошел, потому что он мне об этом не сказал
    .

Здесь можно задать вопрос: «Из-за чего я не знаю, куда он пошел?». И ответить на него: «Так как он мне не сказал». То есть перед нами два предложения, которые объединены в одно подчинительным союзом.

  • Мы сильно промокли, потому что попали под дождь
    (Что служило причиной того, что мы промокли? Причиной был дождь).
  • У меня нет телефона, потому что его украли
    (Почему у меня нет телефона? Поскольку он был украден).

Есть случаи, когда запятая ставится перед вторым словом союза и не ставится перед «потому»:

  1. С частицей усиления значения (например, «только»): Мне он нравился только потому, что относился ко мне с большой нежностью.
  2. С вводным словом, таким как «наверное», «должно быть», «вероятно»: Они не пришли, наверное, потому, что были очень заняты.
    Мы так и не встретились, должно быть, потому, что он ушел раньше меня.
  3. С частицей отрицания «не» перед союзом: Я опоздал не потому, что попал в пробку.

Итог

Русский язык является достаточно сложным в части орфографии и пунктуации, но это вовсе не оправдывает, например, оформления документов с ошибками.

1955316

А значит, каждый уважающий себя человек должен стремиться говорить и писать правильно. Эта статья, надеемся, поможет вам. Для удобства, мы перечислим еще раз, как правильно пишется «потому что»:

  1. Названный союз всегда пишется раздельно.
  2. Запятая может ставиться как перед, так и внутри него.
  3. Слова «потому» и «по тому» имеют разный смысл и пишутся по-разному.

Эта, довольно распространенная, фраза применяющаяся для объяснения причин или явлений. “Потому что” – на первый взгляд очень простое выражение. Более того, оно заменяется другими частицами:

  • так как;
  • вследствие того;
  • из-за.

Эти фразы помогают разнообразить свою речь и делают её более гибкой. Но бывают случаи когда употребления этого союза не избежать. Единственный способ всегда писать его правильно, грамотно выделив знаками препинания – полностью изучить происхождение, правил, а варианты написания. Такой подход поможет правильно строить сложные предложения, и сделает письменную, а так же устную речь образованнее и грамотнее.

“Потому что” слитно или раздельно?

Данная фраза является составным союзом и устойчивым выражением. Многие задаются вопросом, как пишется “потому что” слитно или раздельно? Наиболее распространенная ошибка заключается в написании этого выражения слитно. Это противоречит правилам русского языка. Дефис между фразами и вариации вроде “потому-что” недопустимы.

“Потому что” связывает главную и подчиненную части предложения. Для проверки правописания задается вопрос к придаточной части. Она должна отвечать на вопрос почему. Если постановка такого вопроса логически возможна, нужно использовать написание в два слова(т.е. потому что). В ситуациях, когда постановка такого вопроса невозможна, выражение пишется в три слова(т.е. по тому что). Во второй ситуации эта фраза уже представляет собой не сложный союз, а комбинацию предлога и местоимения, а так же союза что.

Потому что запятая и написание

Разделения союза знаками препинания вызывает множество вопросов. Запятая перед потому что может ставиться либо перед фразой, либо внутри неё, разделяя союз на две части. Он используется в основном для связи основной и подчиненной частей в предложении. Например:

  • “Она не ест жареную пищу, только потому, что бережет свое здоровье”.

Основная проблема правописания заключается в правильной расстановке запятых. Распределение запятых определяет то, на чем автор концентрирует внимание. Акцент может ставится на результат или причину. Примеры:

  • “Он обошел меня, потому что больше тренировался” (акцент на результат);
  • “Я не люблю кошек потому, что у меня на них аллергия” (акцент на причину).

Желание писать потому что через дефис возникает из – за схожести произношения с частицей то, которая пишется через дефис с местоимениями и наречиями. Но потому что является составным союзом и не требует постановки дефиса между частями выражения.

Разделение союза приводит к разбросу его составляющих по разным частям предложения. “Потому” обычно отходит главной части предложения, а “что” – подчиненной.

При разделении союза потому включается в главную часть сложносочиненных предложений. Это проверяется постановкой вопроса. Если подчиненная часть отвечает на вопросы почему именно или по какой причине. Пример:

  1. “Он начал кашлять и задыхаться, потому что забыл дома свой ингалятор” (По какой причине?);
  2. “Девушка не пошла с ним в театр, потому что он не следит за собой” (По какой причине?).

Союз нужно делить на две части если перед ним стоит частица не, имеется вводное слово или включено в параллельную конструкцию. Примеры:

  • Они дружили не потому, что у него было много денег (частица не);
  • Мы купили билет только потому, что эта поезда обещала быть захватывающей (частица для усиления);
  • Она грустила, вероятно, из-за разногласий с подругами (вводное слово);
  • Я люблю ее потому, что она меня понимает, а еще больше потому, что она поддерживает мои начинания (Параллельная конструкция).

Составной союз не разделяется, если он расположен в начале предложения. Такие предложения обычно неполные. Например:

  1. “Потому что я стал старше”;
  2. “Потому что я её уважаю”.

Написание в английском языке

Ближайшим аналогом этого выражения в английской разговорной и письменной речи является because. В разговорах оно так же сокращается до ‘cause или ‘cos. Другой более простой аналог этой же фразы – for. У этого аналога есть некоторые ограничения в написании. Эту частицу обычно используют не для объяснения, а для подачи дополнительной информации.

  • This hunt shouldn’t take long, because our dogs found foutprints. – Охота не займет много времени, потому что собаки учуяли след
  • The shouldn’t stay in that house, because it’s haunted. – Они не должны были оставаться в этом доме, потому что он проклят.
  • She was a little nervous, for it was the first time she stayed with his sister – Она немного нервничала, потому что впервые осталась наедине с его сестрой.
  • We took a cab for it was rather late.

На письме в английском языке эти частицы выделяются запятыми так же как и в русском. Это относится и к частице for и к частице because.

Правописание этих слов надо знать.

С точки зрения грамматики «потому что» всегда пишется раздельно.

Почему не слитно или через дефис?

Сначала определимся, что это за часть речи такая – «потому что»? А это не что иное, как сложный союз.

Несмотря на то что велик соблазн написать это устойчивое сочетание слитно («потомучто»), правильно писать его все-таки раздельно, поскольку «потому» и «что» – это два разных слова
, пусть и объединенных в составной союз.

То же касается и такого варианта написания, как «потому-что». Видимо, происходит путаница вполне себе самостоятельного слова «что» с частицей «-то», которую как раз-таки правильно писать через дефис («потому-то»).

Когда нужно писать «по тому что»

Теперь предлагаем исследовать другой вопрос: возможно ли написание данного сочетания в три слова? Рассмотрим на примерах.

  • Судя по тому, что я услышал, надеяться на их примирение бессмысленно.
  • Что можно узнать о мужчине по тому, что он ест?
  • Характер женщины можно определить по тому, что она носит в своей сумочке.

В приведенных выше предложениях «по тому что» правильно писать в три слова, поскольку в данных случаях это не сложный союз, а сочетание предлога «по», местоимения «тому» и союза «что»
. Отличить его от составного союза нетрудно: нужно всего лишь задать вопрос «почему?». Предложение, которое содержит «потому что», ответит на ваш вопрос, а в случае с «по тому что» ответа вы не дождетесь по причине нелогичности вопроса.

Кстати, в первом примере словосочетание «судя по тому что» – это тоже сложный союз, правописание которого необходимо запомнить.

Семантика

Союз «потому что» присоединяет придаточную часть сложноподчиненного предложения.

  • Ты лжешь мне, и все это только потому, что боишься впасть в немилость.
  • Мне не свойственно терять голову из-за любви, потому что я не позволяю чувствам одержать верх над разумом.
  • В предложениях с данным союзом вы всегда найдете связь основания и следствия.

Синонимы

Если вам понадобится заменить «потому что» близким по значению союзом, предлагаем выбрать из следующего ряда:

  • Потому как,
  • Оттого что,
  • Поскольку,
  • Так как,
  • Ведь,
  • Потому,
  • Вследствие того что,
  • Благодаря тому что,
  • Затем,
  • В силу того что.

Делая выбор в пользу одного из этих синонимов, обращайте внимание на уместность употребления такового в том или ином стиле речи. Так, скажем, разговорное «потому» явно не впишется в официально-деловой стиль, а книжное «ибо» будет нелепо звучать в просторечии.

Пунктуационные особенности

Когда речь заходит о графическом выделении союза на письме, основная сложность заключается в том, куда поставить запятую – перед союзом либо внутри него. Давайте разбираться.

Место запятой в таких предложениях, как правило, определяет сам пишущий. Это зависит от того, какую цель он преследует в своем высказывании. Примеры для сравнения:

  • Он понравился ей, потому что вел себя галантно.
    (Акцентируется результат.)
  • Я не держу домашних животных потому, что у меня нет времени ухаживать за ними.
    (Акцентируется причина.)

Когда союз расчленяется, «потому» включается в состав главной части сложноподчиненного предложения.

  • Я не пойду с ним в кино
    (по какой причине?), потому что он не умеет себя вести.
  • Щеки актрисы вспыхнули румянцем
    (по какой причине?) потому
    (почему именно?), что она забыла текст.

Впрочем, есть ряд условий, при которых союз необходимо разделять на две части
:

1. Частица «не» перед союзом.

  • Он любил ее не потому, что она обладала неземной красотой.

2. Перед союзом частица, которая берет на себя функции ограничения, усиления и т.д.

  • Он согласился только потому, что это сулило ему выгодные перспективы.

3. Вводное слово (конструкция) перед союзом.

  • Она опоздала, вероятно, потому, что долго выбирала платье.

4. «Потому» включено в ряд параллельных конструкций (это могут быть и однородные члены).

Я ценю друзей потому, что они не дают мне соскучиться, а еще больше потому, что они моя единственная опора в жизни.

Нет необходимости расчленять сложный союз, если он стоит в начале предложения
(скорее всего, это будет неполное предложение). Примеры:

  • Потому что ты дорога мне.
  • Потому что мне так удобнее.

Сделаем краткий вывод: если в предложении акцент ставится на причину, запятая перед «что», если на результат – запятая перед «потому»
.

Итак, теперь нам доподлинно известно: сложный союз «потому что» имеет единственно верный вариант написания – раздельный. Почему это важно знать? Потому что грамотность ценилась во все времена, а сейчас и подавно.

В сложных предложениях, состоящих из трех или более предикативных частей, могут встретиться сочетания двух подчинительных союзов (ЧТО ЕСЛИ, ЧТО КОГДА и т. п.) и сочетания сочинительного и подчинительного союзов (И КАК, И ХОТЯ и т. п.).

1. Два подчинительных союза подряд
могут встретиться в сложных предложениях с последовательным подчинением придаточных. Сравните два предложения:

А я тебе говорю, что
я поеду с тобой, если
ты поедешь.
А я тебе говорю, что, если
ты поедешь, я поеду с тобой (Л. Толстой).

В первом примере в самом начале стоит главная часть (А я тебе говорю
…), за ней следует придаточная часть (…я поеду с тобой
…), относящаяся к главной части. Такие части предположения называются придаточными первой степени. А завершает предложение придаточная часть (…если ты поедешь
), относящаяся не к главной части, а к первому придаточному. Такие части предложения называются придаточными второй степени.

Во втором случае придаточные части переставлены: после главной части предложения следует придаточное второй степени, а потом уже придаточное первой степени. Именно в такой ситуации и оказались рядом два подчинительных союза: союз ЧТО, с помощью которого присоединяется придаточное первой степени, и союз ЕСЛИ, который присоединяет придаточное второй степени. В таком предложении между двумя подчинительными союзами стоит запятая.

Обратите внимание: из такого предложения придаточное второй степени (…если ты поедешь…
) легко убрать, не разрушая всю синтаксическую конструкцию: А я тебе говорю, что… я поеду с тобой
.

Теперь еще раз немного изменим это предложение:

А я тебе говорю, что если
ты поедешь, то
я поеду с тобой.

В этом примере в последней придаточной части появилось соотносительное слово ТО. Это вторая часть составного союза ЕСЛИ… ТО. Как результат, между союзами ЧТО и ЕСЛИ нет запятой. Обратите внимание: здесь мы не можем опустить придаточную часть второй степени (…если ты поедешь…
), так как в предложении сохранится слово ТО, относящееся к последней части предложения.

Получается, союз ЧТО присоединяет единую конструкцию из двух частей, связанных союзом ЕСЛИ… ТО, и следовательно, запятая между словами ЧТО и ЕСЛИ не нужна. Рассмотрите еще два похожих предложения, только с союзами ЧТО и КОГДА.

Это потому, что, когда
вагон останавливается, во всем вашем теле происходит замедление скорости (А. Толстой).
Егор привел неожиданное для Левина замечание, что когда
он жил у хороших господ, тогда
он был своими господами доволен (по Л. Толстому).

Запятая между союзами ЧТО и КОГДА есть только в том предложении, где нет слова ТОГДА.

2. Кроме сложноподчиненных предложений с последовательным подчинением придаточных, похожая ситуация может сложиться в конструкциях, где используется и сочинительная, и подчинительная связь одновременно. В этом случае рядом могут оказаться сочинительный и подчинительный союзы.
Сравните два предложения:

Занавес поднялся, и, как
только публика увидела своего любимца, театр задрожал от рукоплесканий и восторженных криков (Куприн).
Занавес поднялся, и как
только публика увидела своего любимца, так
театр задрожал от рукоплесканий и восторженных криков.

Обратите внимание: и в том и в другом примере И и КАК стоят рядом, но запятая есть только в первом предложении. Дело в том, что во втором примере рядом оказались простой союз И и составной союз КАК… ТАК. Вторая (соотносительная) часть составного союза следует после придаточного времени.

Попробуйте убрать из предложения придаточную часть, начиная со слова КАК до следующей запятой. Это возможно только в первом случае, а во втором предложении смысл разрушится, так как в придаточной части останется вторая часть составного союза ТАК.

Сравните еще два предложения:

и, хотя
слова ее были привычными для Сабурова, от них вдруг защемило сердце (Симонов).
Женщина все говорила и говорила о своих несчастьях, и хотя
слова ее были привычными для Сабурова, но
от них вдруг защемило сердце.

Во втором предложении между союзом И и союзом ХОТЯ не ставится запятая, поскольку после уступительной придаточной части следует союз НО, фактически принимающий на себя функцию соединения первой и третьей частей сложного предложения. По этой причине во втором примере слова И ХОТЯ превращаются в единое союзное сочетание, не требующее разделения на письме при помощи запятой.

Итак, необходимо запомнить следующие правила.

1. При последовательном подчинении рядом могут оказаться подчинительные союзы (ЧТО и ЕСЛИ, ЧТО и КОГДА и др.). Запятая между ними ставится только в том случае, когда далее в предложении нет соотносительных слов ТО или ТОГДА.

2. Если в сложном предложении рядом оказались сочинительный и подчинительный союзы (И и ХОТЯ, И и КАК и др.), то нужно выяснить, нет ли после придаточной части соотносительных слов ТО, ТАК или еще одного сочинительного союза (А, НО, ОДНАКО и др.). Запятая ставится только тогда, когда эти слова после придаточной части отсутствуют.

Упражнение

    Охотничья примета, что_
    если не упущен первый зверь и первая птица, то поле будет счастливо, оказалась справедливою (Л. Толстой).

    Она знала, что_
    если письмо покажут мужу, он не откажет ей (по Толстому).

    Чувствовал он, что_
    если запнется, то все сразу к черту пойдет (Гоголь).

    С Левиным всегда бывало так, что_
    когда первые выстрелы были неудачны, он горячился, досадовал и стрелял целый день дурно (Толстой).

    Ему никогда не приходило в голову, что_
    если бы он и другие иностранные идеалисты были русскими в России, их бы ленинский режим истребил немедленно (Набоков).

    Глуповцы в этом случае удивили мир своею неблагодарностью, и_
    как только узнали, что градоначальнику приходится плохо, так тотчас же лишили его своей популярности (Салтыков-Щедрин).

    Мимоходом забежал он в меняльную лавочку и разменял всю свою крупную бумагу на мелкую, и_
    хотя потерял на промене, бумажник его значительно потолстел (по Достоевскому).

    В предпоследней комнате встретился с ним Андрей Филиппович, и_
    хотя тут же в комнате было порядочно всяких других, совершенно посторонних в настоящую минуту для господина Голядкина лиц, но герой наш и внимания не хотел обратить на подобное обстоятельство (Достоевский).

    К утру температура упала, и_
    хотя я был, как жаба, вял, я надел свой фиолетовый халат поверх кукурузно-желтой пижамы и отправился в контору, где находился телефон (Набоков).

    Очень может быть, что_
    если формы не совпадут с моими требованиями, я откажусь от законного иска (Толстой).

    Андрей Филиппович ответил господину Голядкину таким взглядом, что_
    если б герой наш не был уже убит совершенно, то был бы непременно убит в другой раз (Достоевский).

    Она, например, все более убеждалась, что_
    если общий разговор временами и велся по-французски, то делалось это по сговору ради дьявольской забавы (по Набокову).

    Полковой командир объявил, что_
    если эти скандалы не прекратятся, то надо выходить (Толстой).

    Он чувствовал, что_
    если он признает это, ему будет доказано, что он говорит пустяки, не имеющие никакого смысла (Толстой).

    Левин уже давно сделал замечание, что_
    когда с людьми бывает неловко от их излишней уступчивости, покорности, то очень скоро сделается невыносимо от их излишней требовательности и придирчивости (Толстой).

    Янкель обратился к нему и сказал, что Остап сидит в городской темнице, и_
    хотя трудно уговорить стражей, но он надеется доставить ему свидание (по Гоголю).

    Он тоже ходатайствовал об учреждении академии, и_
    когда получил отказ, то без дальнейших размышлений выстроил вместо нее съезжий дом (Салтыков–Щедрин).

    Еще по звуку легких шагов на лестнице он почувствовал ее приближение, и_
    хотя он был доволен своею речью, ему стало страшно за предстоящее объяснение… (Толстой).

  1. _
    хотя никто не спросил себя, какое кому дело до того, что градоначальник спит на леднике, а не в обыкновенной спальной, но всякий тревожился (Салтыков-Щедрин).
  2. Но надежды их не сбылись, и_
    когда поля весной освободились от снега, то глуповцы не без изумления увидели, что они стоят совсем голые (Салтыков-Щедрин).

    Одним словом, он основательно изучил мифологию, и_
    хотя любил прикидываться благочестным, но в сущности был злейший идолопоклонник (Салтыков-Щедрин).

    Я любил бывать у них, и_
    хотя объедался страшным образом, как и все гостившие у них, хотя мне это было очень вредно, однако ж я всегда бывал рад к ним ехать (Гоголь).

    Она велела ему спрятаться под кровать, и_
    как только беспокойство прошло, она кликнула свою горничную, пленную татарку, и дала ей приказание осторожно вывесть его в сад и оттуда отправить через забор (Гоголь).

    Грамматики начинали прежде всех, и_
    как только вмешивались риторы, они уже бежали прочь и становились на возвышениях наблюдать битву (по Гоголю).

Русский язык

2 комментария

Разобраться в том как правильно ставить запятую в союзе «потому что» — просто. Бытует неправильное мнение, что перед «что» всегда вставится запятая, это не так, есть исключения.

Повторять чужие ошибки неразумно, нужно разбираться в конструкциях. После союза «потому что» запятая не ставится и в правилах об этом не говорится.

Запятая в союзе «потому что»

Ее ставят перед словом потому и в середине между словами, но для этого должны выполняться определенные условия. Какая главная мысль предложения?

Что читатель должен понять в первую очередь?

Когда мы произносим слова, то делаем паузы и с помощью интонации выражаем все знаки препинания. В устной речи мы не задумываемся, как нужно делать паузы, они формируются на интуитивном уровне.

Письменная речь лишена эмоциональных всплесков и правильно определить настроение или суть сказанной фразы помогают знаки. Они влияют на восприятие у людей информации. С помощью знаков можно понять, как нам хочет передать свои эмоции автор в тексте.

Запятая перед потому

Поставленная в нужном месте запятая не изменит сути предложения.

  • Он шел по дороге и споткнулся, потому что не увидел большой камень.

Тут причина:
он споткнулся, так как не увидел.

  • Он шел по дороге и споткнулся потому, что его ноги устали и тротуар был занят автомобилем.

Во втором предложении мы подтверждаем действие: споткнулся из-за усталости ног. Если бы мы поставили запятую перед «Потому», то суть предложения изменилась.

Если вы составляете предложения так, что хотите причастным оборотом объяснить первое действие предложения, то после потому ставится запятая.

  • Он пошел на улицу гулять потому, что его голове нужен был свежий воздух.
  • Мы идем по этому мосту потому, что его недавно отремонтировали.
  • Марина занимается танцами потому, что она не видит себя в другой профессии.

А теперь рассмотрим примеры предложений, которые являются абсолютно одинаковыми, но знаки препинания можно поставить в разных местах. И суть предложений кардинально изменится.

Пример 2

  • Она любила его потому, что он всегда был рядом.
  • Она любила его, потому что он всегда был рядом.

Поставленные в разных местах запятые в одинаковых предложениях меняют его суть. В первом варианте уместно задать вопрос, за что любила девушка парня?

Он всегда был рядом. Во втором случае говорится о том, что девушка любила, а основной акцент делается на факт существования любви
, а за что именно, уже имеет второстепенное значение.

Рассмотрев несколько примеров, мы выяснили, что запятая может ставиться в разных местах в зависимости от сути предложения.

Где ставится запятая в союзе «потому что»?

В правилах ставим запятую после слова потому и добавляются еще различные частицы, а также ставится знак перед потому.

  1. Частица «Не» перед «потому»:
    Она любила его не потому, что он был красивый и умный.
  2. Перед «Потому» вводные слова или деепричастный оборот, выделяемые запятыми с двух сторон:
    Он шёл по дороге и споткнулся, как выяснилось, потому, что не смотрел на дорогу.

    Как выяснилось – вводная конструкция.
  3. Перед «Что» ставится запятая в конструкции «потому что», если перед союзом добавлена специальная уточняющая частица, которая создает ограничительный или экспрессивный характер предложению.
    Он шел по дороге и споткнулся лишь потому, что тротуар был занят припарковавшимся автомобилем.

    Лишь – уточняющая частица.
  4. Если предложение имеет несколько однородных членов, то после «потому» ставится обязательно запятая.
    Она любила парня потому, что он смелый, а еще потому, что красивый и умный.

Во всех перечисленных 4-х случаях, запятая ставится обязательно перед «что».

Если выражается какое-либо действие, потом следом за ним идёт пояснение причины этого действия, то запятая чаще всего ставится перед конструкцией «потому что».

Вот мы и рассмотрели несколько примеров, которые помогут лучше разобраться в популярном союзе. Также вы сможете познакомится с тем, .

Остаться не у дел как пишется


4

Как правильно написать и не ошибиться: не у дел, или «неудел»? Какое правило?

8 ответов:

Остаться не у дел как пишется



3



0

Правописание зависит от контекста, где употребляется не удел или не у дел.

Например:

У Ваньки был не удел, а клочок земли под могилку.

В этом предложении удел выступает, как имя существительное. Слова синонимы: удел, усадьба, поместье.

Теперь смотрим другой пример:

Выбрала Наталья себе Петра в мужья и остался Ванька не у дел.

В этом примере не у дел выступает, как фразеологизм и употребляется в качестве наречия.

Так что могут быть случаи написание слитно и по отдельности каждое слово.

А вот неудел писать нельзя. Это ошибка правописания.

Остаться не у дел как пишется



3



0

Чтобы разобраться с правильным написанием, необходимо определиться, к какой части речи относится словосочетание.

Сразу и категорично можно сказать, что писать слитно «неудел» будет не правильным. А как написать частицу «не»?

Словосочетание «не у дел» является распространенным фразеологизмом и означает, что кто-то остался без заботы, занятия, его отстранили (или сам отстранился) от какого-либо действия, занятия.

Выступает в предложении, как несогласованное определение. То есть, можно быть при деле, то есть «у дел» или не при деле, то есть «не у дел».

Отдельный вариант, не путать, имеется существительное «удел», синонимами которого являются поместье, угодье (часть или доля земли, некоторая область).

В этом случае пишем раздельно «не» и «удел», как при правописании частицы не с существительными.

Также имеется существительное «удел» в том значении, что человеку отведен определенный «удел» в жизни, как его судьба или участь, везение или невезение (удел неудачника, грустный удел и др.). В этом случае также напишем «не» и «удел» раздельно.

OCwjWJVIbPBrxV6WTNbehRtJk0DdTSoA.png

Остаться не у дел как пишется



2



0

В одной из песенок В.С. Высоцкого есть такие слова:

Тридцать три богатыря

Порешили, что зазря

Берегут они моря для царя.

Каждый взял себе надел,

Кур завёл и в нём сидел,

Охраняя свой удел не у дел.

Если запомните эту песенку, то всегда будете писать правильно НЕ У ДЕЛ.

Остаться не у дел как пишется



1



0

Пишется раздельно.

Является фразеологизмом.

Не — частица

у — предлог

дел — существительное

В предложении этот фразеологизм является обстоятельством.

Остаться не у дел как пишется



1



0

Правильное написание — «Не у дел» (если речь идет о занятости человека, к примеру, Из-за болезни Иван Иванович оказался не у дел.). Пишем «не удел», если имеется в виду «удел» как родовые земли, то пишем «не удел» (Местные земли — не удел колхоза.). Написание — в соответствии с правилами русского языка.

Остаться не у дел как пишется



1



0

Можно выделить несколько возможных ситуаций, которые будут складываться в зависимости от контекста предложения.

<hr />

  • «неудел» — такого слова не существует.

<hr />

  • «не у дел» — наречие, представляющее собой устойчивое сочетание. Значение: в бездействии, находиться без работы, какого-либо занятия.

Пример:

Николай Петрович долго работал в суде, но сегодня он не у дел.

<hr />

  • «не удел» — если имеют ввиду существительное «удел».

Пример:

Это не удел, это всего лишь моя дача в лесу.

Остаться не у дел как пишется



1



0

Отдельно правильно писать, то есть вот так: «Не у дел».

В даном случае «Не», это частица которая пишется отдельно, «У», это предлог, а «дел» отдельное слово, которое является существительным.

Слитное написание, является ошибкой, причём довольно серьезной.

Остаться не у дел как пишется



1



0

Давайте рассмотрим какие существуют варианты написания сочетания «не у дел».

Есть два варианта написания.

  1. Существительное «удел» — на данный момент несколько устаревшее, означает «часть», «доля», «судьба».

Пример предложения. В наследство он получил не удел, а одни горькие слезы.

  1. Фразеологический оборот «не у дел» обозначает «не при делах», «не иметь отношения».

Пример предложения. Василий Петрович нынче не у дел.

Читайте также

Остаться не у дел как пишется

Из всех предложенных вариантов написания слов выберу два глагола: припивать и припевать.

Слово «припивать» имеет значение неполноты действия, которое ему придает смысловая приставка при-. А в слове «припевать» эта приставка придает значение дополнительного действия:

Она шила и припевала песенку.

Такое же значение сопутствующего действия имеет смысловая приставка при- в словах:

пританцовывать, прихлопывать, притопывать.

В корнях обоих глаголов следует проверить безударный гласный. Если по контексту глагол имеет значение «прихлебывать, немного запивая жидкостью густую еду», то в корне пишем букву и, проверив её написание родственными словами пить, напиться, запить.

Он жует блины и припивает молоком.

Если же речь идет о пении припевок,небольших песенок, то соответственно пишем в корне глагола «припевать» букву е, что и подтвердили указанные родственные слова.

Остаться не у дел как пишется

Обе формы правильны. Но здесь нужно знать, чем они отличаются.

Эти две формы настоящего времени глагола брызгать отличаются нюансами значений, т.е. параллельность их форм различается по смыслу:

  1. Брызгать — опрыскивать, окроплять, обдавать. Прямое значение. При разговоре он брызгает слюной(буквально). Мама побрызгала цветы свежей водой(буквально). Из-под колёс грузовика летела грязь и обрызгивала проходящих(буквально­<wbr />).

  2. Брызжет имеет переносное значение:

О чувствах, о настроении и т. д. Водопад брызжет солнечными каплями(яркими). Ирония так и брызжет у него в каждом слове(проглядывает). Лучистая радость брызжет из её глаз( струится).

Остаться не у дел как пишется

Слово «кашляющий» пишется с суффиксами -я- и -ющ-. А правило здесь такое. «Кашляющий» — это действительное причастие настоящего времени. А подобные причастия образуются от основы настоящего времени глагола с помощью суффикса -ущ- (-ющ-) или -ащ- (-ящ-). В настоящем времени глагол будет звучать так: «кашляет», основа -кашля-. Т.к. глагол «кашлять» относится к первому спряжению, то причастие от него образуется с помощью суффикса -ущ- (-ющ-). Получается «кашля + ющ» = «кашляющий».

Остаться не у дел как пишется

Слово обозначает действие (отвечает на вопрос «что делать?»). Ударение в нем приходится на слог, входящий в состав корня.

При произношении слышится буква о после шипящей, однако в языке русском есть правило о выборе гласных «ё» или «о» при написании как раз для этого случая, которым и следует воспользоваться, применив к заданному слову.

Правило регламентирует подобрать однокоренное (родственное) слово, в котором происходит смена гласных «ё — е».

Если такое слово существует, если его можно подобрать, то в исходном слове пишется буква ё.

А такое слово есть, даже не одно, например, жевать, пожевать, жевательная (резинка), жевун.

Следовательно, заданный глагол правильно писать с гласной «ё» в корне — ** разжёвывать**.

Остаться не у дел как пишется

Сровняться или сравняться — похоже по звучанию, но с разным значением (такие слова называются — паронимы, как например: спасательный и спасительный).

Как понять, что у слов разное значение, и что писать надо через «о» или «а».

  • Прочитать текст и выяснить какое лексическое значение у слова.
  • Подобрать однокоренное слово и поставить букву «о/а» под ударение.

рóвный / рáвный

рóвный — значит на одном уровне, гладкий, без изъянов, трещин, впадин и выпуклостей, без шершавости, заломов, сгибов;

рáвный — значит одинаковый, близкий по духу, по должности, по росту, весу, размеру.

При взвешивании, чаши весов должны стоять рóвно на одном уровне, для этого на них кладут рáвное количество груза.

В первом случае: рóвность, а в другом: рáвность, отсюда и написание глагола с приставкой «с» (что сделать?):

сровнять/сровняться (стать рóвным) и сравнять/сравняться (стать рáвным).

Примеры в предложениях:

Корень ровн-

Я взял штукатурку и постарался сровнять появившуюся трещину с абсолютно гладкой стеной.

Мне сказали, что эту смесь надо только нанести, а неровности должны сровняться и исчезнуть до полного высыхания.

Чтобы залезть под диван кот лёг, прижался и почти сровнялся с полом.

Как я ни старался на участке, но каменистый бугор никак не удавалось сровнять и сделать площадку.

Корень равн // ровн; сравнять // сровнять

  • Допустимо написание глагола через «о» и «а» в отношении земли: применимо сровнять/разровнять/­<wbr />подровнять и сравнять/существител­<wbr />ьное равнина, сделать равной и уравнять с землёй — это фразеологизм.

При строительстве нового дома старое кладбище сравняли с землёй.

Корень равн-

К концу гонки мне удалось сравняться с лидером.

Нашей команде удалось сравнять счёт только к концу игры.

Мы играли хорошо, но сравняться в счёте так и не получилось.

За лето я так вытянулся, что получилось сравняться в росте с моим другом.

Когда я получил новую должность, то сравнялся по положению с отцом своей невесты.

Корень равн // ровн; сравнять // сровнять

I несов. неперех.

1. Продолжать пребывать, находиться где-либо; не изменять своего местопребывания.

отт. Продолжать находиться где-либо, будучи оставленным.

2. Не переставать находиться в каком-либо состоянии; продолжать быть каким-либо, кем-либо или чем-либо.

отт. Сохраняться в каком-либо положении, состоянии.

3. Сохраняться, не переставать существовать.

отт. Продолжать жить, существовать после утраты кого-либо.

отт. Быть в наличии после пользования чем-либо или после ухода, смерти кого-либо.

4. Быть, оказываться в каком-либо положении, состоянии.

II несов. неперех.; безл.

Предстоять, оказываться необходимым.

ОСТАВА́ТЬСЯ — глаг., нсв., употр. очень часто

Морфология: я остаю́сь, ты остаёшься, он/она/оно остаётся, мы остаёмся, вы остаётесь, они остаю́тся, остава́йся, остава́йтесь, остава́лся, остава́лась, остава́лось, остава́лись, остаю́щийся, остава́вшийся, оставая́сь; св. оста́ться

1. Когда вы остаётесь где-либо, вы продолжаете находиться там какое-то время.

Мы вынуждены были оставаться в зале ожидания, пока нас не пригласили на посадку. | св.

Я остался у Жуковых ещё на пару дней.

2. Когда какой-либо предмет остаётся где-либо, он продолжает там лежать, стоять и т. п., потому что его там оставили или забыли.

Обед оставался на плите до моего прихода. | св.

Его пальто так и осталось висеть на вешалке.

3. Когда что-либо остаётся после того, как это разрушили, уничтожили и т. п., значит, часть этого сохраняется до сих пор. св.

От бывшей крепости осталась только часть стены. | От этого времени осталась пожелтевшая фотография.

4. Когда у вас остаётся что-либо после использования, продажи и т. п., значит, это сохраняется неиспользованным, непроданным и т. п.

В кошельке остаётся два рубля. | св.

Остался только один кусочек торта. | — Есть ли кремовая плитка? — Нет, осталась только розовая.

5. Когда какое-либо имущество остаётся кому-то, значит, этот человек получает его в пользование, во владение.

Библиотека отца остаётся старшему брату. | св.

От деда мне осталась однокомнатная квартира.

6. Когда до какого-либо события остаётся какое-то время, значит, до наступления этого события должно пройти такое количество времени.

До свадьбы остаётся неделя. | св.

До начала урока осталось пять минут.

7. Когда до какого-либо объекта остаётся какое-то расстояние, значит, чтобы приблизиться к этому объекту, нужно преодолеть это расстояние.

До станции остаётся десять километров.

8. Когда кто-либо или что-либо остаются какими-либо, значит, они сохраняют своё прежнее состояние.

Она остаётся сидеть с закрытыми глазами. | св.

Наша концепция осталась прежней.

9. Когда кто-либо остаётся в каком-либо положении, состоянии и т. п., значит, он оказывается в этом положении, состоянии и т. п.

Пяти лет от роду он остался сиротой.

10. Когда вы остаётесь без чего-либо, у вас этого больше нет.

Я не раз оставался без работы. | св.

Так я остался без квартиры и без денег. | В раннем возрасте он остался без родителей.

11. Когда кому-либо остаётся делать что-либо, значит, в данной ситуации он может сделать только это.

Мне остаётся только сожалеть о случившемся. | св.

Нам осталось только попрощаться.

12. Когда кто-либо остаётся ни с чем, он ничего не получает или лишается всего. св.

Друзья его обманули, и он остался ни с чем.

13. Когда кто-либо остаётся ни при чём, значит, он не получает того, к чему стремился. св.

Стали бы мы ещё тянуть, я бы вовсе ни при чём остался.

14. Когда какое-либо событие, период времени и т. п. остаётся позади, значит, они проходят. св.

Весь трудный день остался позади.

15. Когда кто-либо остаётся не у дел, значит, у него нет работы, занятия. св.

После выхода в отставку дед остался не у дел.

16. Когда кто-либо остаётся в стороне от какого-либо события, дела и т. п., он не принимает в них участия.

В успех этой затеи я не верил, поэтому решил оставаться в стороне. | св.

Он не остался в стороне и тоже помог нам.

17. Когда вы говорите, что не останетесь в долгу перед кем-либо, вы имеете в виду, что обязательно совершите в отношении этого человека то же действие, которое этот человек совершил в отношении вас.

Не желая оставаться в долгу, он хотел было воспользоваться случаем и, в свою очередь, подшутить над ним. | св.

Я в долгу не останусь!

18. Когда вы остаётесь при своём мнении, убеждении, вы их не изменяете. св.

После разговора каждый из нас всё равно остался при своём мнении.

19. Когда человек в какой-либо ситуации остаётся самим собой, он не изменяет своих взглядов, убеждений или своей манеры поведения.

Оставаться самим собой в любой ситуации — большое искусство.

20. Когда кто-либо остаётся в живых, значит, ему удаётся выжить, не умереть. св.

Ему чудом удалось остаться в живых.

21. Когда кто-либо остаётся в тени, он старается быть не заметным, не привлекать к себе внимания.

Я всё же предпочитаю оставаться в тени — скромность украшает. | Она хотела иметь своё дело, а не оставаться в тени своего знаменитого мужа.

22. Когда кто-либо остаётся в дураках, значит, он оказывается в смешном, глупом положении.

Никому не нравится оставаться в дураках. | св.

Он и деньги потерял, и в дураках остался.

23. Вы говорите кому-либо Счастливо оставаться!, когда вы уходите, уезжаете и прощаетесь с кем-либо.

Счастливо оставаться, девчата! нет св.

ОСТАВА́ТЬСЯ, остаюсь, остаёшься, повел. оставайся. несовер. к остаться. «Ее физиономия редко оставалась две минуты покойною.» Гончаров. «Свободного времени оставалось немного.» А.Н.Толстой.

• Счастливо оставаться (устар.) — приветствие при прощании.

ОСТА́ТЬСЯ, -а́нусь, -а́нешься; сов.

ОСТАВА́ТЬСЯ см. Оста́ться.

остаю́сь, остаёшься; повел. остава́йся; деепр. остава́ясь.

несов. к остаться.

— оставаться на месте

— счастливо оставаться

остава́ться, остаю́сь, остаётся

остава́ться, остаю́сь, остаёмся, остаёшься, остаётесь, остаётся, остаю́тся, остава́ясь, остава́лся, остава́лась, остава́лось, остава́лись, остава́йся, остава́йтесь, остаю́щийся, остаю́щаяся, остаю́щееся, остаю́щиеся, остаю́щегося, остаю́щейся, остаю́щихся, остаю́щемуся, остаю́щимся, остаю́щуюся, остаю́щеюся, остаю́щимися, остаю́щемся, остава́вшийся, остава́вшаяся, остава́вшееся, остава́вшиеся, остава́вшегося, остава́вшейся, остава́вшихся, остава́вшемуся, остава́вшимся, остава́вшуюся, остава́вшеюся, остава́вшимися, остава́вшемся

Syn: сохраняться, держаться, удерживаться

Сохраниться, уцелеть.

Ср. быть. См. быть, сохраняться

ничего более не оставалось, как, ничего не оставалось, как…

(не) оставалось сомнений => действие, субъект, продолжение

(не) осталось сил => существование / создание, субъект

(не) осталось сомнений => действие, субъект, продолжение

(не) остаётся свободного времени => существование / создание, субъект, продолжение

(не) остаётся сил => существование / создание, субъект, продолжение

вопрос остаётся => существование / создание, субъект, продолжение

впечатление остаётся => существование / создание, субъект, продолжение

выбор остаётся => существование / создание, субъект, продолжение

остаётся возможность => существование / создание, субъект, продолжение

остаётся вопрос => действие, субъект, продолжение

остаётся минута => существование / создание, субъект, продолжение

остаётся надежда => действие, субъект, продолжение

остаётся нерешённой проблема => существование / создание, субъект

остаётся нерешённым вопрос => существование / создание, субъект, продолжение

остаётся открытым вопрос => существование / создание, субъект, продолжение

остаётся ощущение => действие, субъект, продолжение

остаётся полчаса => существование / создание, субъект

остаётся право => существование / создание, субъект, продолжение

остаётся проблема => существование / создание, субъект, продолжение

остаётся час => существование / создание, субъект

проблема остаётся => существование / создание, субъект, продолжение

  • Остаться внакладе как пишется
  • Остаться в живых рассказ
  • Остаться в живых как пишется
  • Остатки сладки как пишется
  • Остап старший сын тараса бульбы сочинение 7 класс