Осознали ли ребята свой поступок из рассказа ребята и утята

Толстой котнок какие ответы на вопросы по литературному чтению 2 класс? 1 рассмотри внимательно иллюстрации к рассказу. что на них

Толстой «Котёнок» Какие ответы на вопросы по литературному чтению 2 класс?

1 Рассмотри внимательно иллюстрации к рассказу. Что на них изображено?

Толстой Котёнок Ответы на вопросы по литературному чтению 2 класс

2 Сделай подписи к рисункам, используя слова из рассказа.

3 Правильно ли план отражает последовательность событий? Поставь нужные номера

Чуть не случилась беда!

Нашлась, да не одна, а с котятами!

Кошка пропала

На прогулке с котёнком

4 К каждому пункту плана выпиши опорные слова из текста.

5 Определите с друзьями, кто какой эпизод, соответствующий плану, будет рассказывать.

Определите с друзьями, кто какой эпизод, соответствующий плану, будет рассказывать. Выберите жюри, которое оценит ваши выступления в соответствии с требованиями. Полностью соответствует содержанию. Эмоциональный рассказ. Выражено своё отношение к происходящему. Не нарушена логика.

Ответы на вопросы рабочей тетради литературное чтение Бойкина, Виноградская 2 класс. Толстой «Котенок» стр. 39 — 40

4

Corelpainter

Ответы (10):

Share

3

Ответим на вопросы к рассказу Толстого «Котенок» в рабочей тетради.

Рассмотрим рисунки. На первом мы видим как дети играют с найденным и оставленным котенком, кормят его молоком. Под этим рисунком мы видим как дети взяли котенка с собой в поле. Третий рисунок показывает как котенка заметили огромные собаки, которые бежали рядом с охотником. И на последнем рисунке Вася с риском для жизни закрывает маленького котенка грудью от собак.

Сделаем подписи к рисункам словами из рассказа:

Осознали ли ребята свой поступок из рассказа ребята и утята

Теперь посмотрим на план. Он неверно отражает последовательность событий. Ведь сперва пропала кошка, потом она нашлась с котятами, затем дети пошли на прогулку и потом чуть не случилась беда:

8d14b6e175c7e2575a74ad7df0e1cf51

Выпишем опорные слова к пунктам плана:

  1. Вася и Катя, Весной, пропала, искали везде.
  2. Тонкие голоса, крыша амбара, чудесные котята
  3. Играть на дороге, солома, щавель, забыли
  4. Испугалась, закричала, побежала, упал животом, охотник, отогнал.

Выбрать часть для пересказа каждый должен индивидуально. Пересказ выполняется по опорным словам.

Share

8

1)Рассмотрим все иллюстрации. На них мальчик и девочка заинтересованно смотрят на кошку с котятами. Катюша молоко для кошки-мамы принесла. И довольные ребята поят животных. Потом уже другая ситуация на второй картинке. Ребята прихватили котёночка с собой. На иллюстрации №3 одинокий брошенный котёнок оказался в смертельно опасной ситуации. И на четвёртой видим, как малыша, к счастью, спасли. Мальчик Вася это сделал.

2)Иллюстрацию №1 можно назвать такими словами из текста.

70dff5c4e20186e5ad1d1e7dee136a30

А вот второй рисунок, к которому можно подобрать следующее название:

d92728288a45865e5736567301e2a015

На третьей иллюстрации вот что происходит:

685b1bf93aaab54e7a82edb717602b43

На четвёртой картинке

fafd4716b99e0e9fd478ad4622756747

3)План должен иметь такую последовательность: 4,2,1,3.

4)Ключевыми (опорными) словами могут быть следующие:

ad1ae870a6d35f2c26611589dcf370d6

5)Передать содержание эпизодов рассказика близко к тексту, то бишь пересказать, нужно самостоятельно, это сделать просто.

Share

8

1-2.) Прочитав рассказ и внимательно просмотрев картинки, можно сделать вот такие к ним подписи словами из текста рассказа, которые как раз и рассказывают, что на этих картинках изображено:

Осознали ли ребята свой поступок из рассказа ребята и утята

3.) В задании нам дается вот такой план (пронумеруем его пункты, чтобы было понятнее):

507781830b46725e38670171ed0a790e

Но этот план не правильный, он не отражает правильной последовательности событий в рассказе, надо расставить пункты плана вот так:

ec487f777bd7060c2f02bfa1f7f08313

4.) Теперь выписываем опорные слова из рассказа к каждому из этих четырех пунктов плана.

  1. брат, сестра, кошка, весной, амбар;
  2. котята, молоко;
  3. котенок, солома, ветер, щавель, собаки;
  4. Вася, собаки, охотник, домой.

Share

3

После того, как прочитали интересный рассказ «Котенок» Толстого, постараемся ответить на вопросы к рассказу.

Осознали ли ребята свой поступок из рассказа ребята и утята

В учебнике даны четыре иллюстрации. Рассмотрим каждую из них и опишем, что на ней изображено.

На первой иллюстрации мы видим, как дети нашли кошку с котятами. Катя принесла молока, ребята поят кошку молоком.

На второй мы видим, что дети пришли в поле. Они взяли котенка, которого оставили себе, с собой на дорогу.

На третьей иллюстрации мы можем видеть, как собаки увидели беззащитного котенка. Они хотят схватить его.

На последней картинке изображено спасение котенка. Вася подбежал к котенку и схватил его, защищая от собак.

Можно сделать следующие записи к рисункам:

Первый рисунок.

70dff5c4e20186e5ad1d1e7dee136a30

Второй рисунок.

52ba52720c4e8ac94472e74cece1d21e

Третий рисунок.

434c2fcac3b3b7fa3aa131e96cb9982a

Третий рисунок.

d356d35e8142b690f823ee8cee966e3d

Расставим правильную последовательность:

ead90872157494dc987a0022ee66e1b9

Далее выпишем опорные слова к пунктам плана:

  1. Вася, Катя. Кошка, пропажа.
  2. Амбар. Находка, кошка, котята, молоко.
  3. Дорога, солома, котенок, игра.
  4. Охотник, собаки, опасность, спасение, защита.

Дальше можно самостоятельно подготовить пересказ. Рассказ короткий и интересный, пересказать его будет несложно.

Share

3

Чтобы ответить на вопросы задания по литературному чтению к рассказу Толстого «Котенок», нужно внимательно рассмотреть рисунки.

Прочитав рассказ, мы уже точно знаем последовательность событий и можем разместить картинки в правильном порядке.

Верхнюю левую картинку подпишем: Катя … достала молока и принесла кошке.

Нижнюю левую подпишем так: «котенок играл с соломой».

Верхнюю правую подпишем: «впереди него две собаки».

Нижнюю правую подписываем таким образом: «Вася упал животом на котенка».


Расставим правильную последовательность событий рассказа:

  • Чуть не случилась беда! — 4
  • Нашлась, да не одна, а с котятами! — 2
  • Кошка пропала — 1
  • На прогулке с котёнком — 3

Опорные слова по пунктам плана:

1.Вася и его сестра Катя, пропажа, кошка.

2.Нашлась, котята, молоко.

3.Солома, котенок, прогулка.

4.Охотник, охотничьи собаки, угроза котенку, спасение, смелость.

Осознали ли ребята свой поступок из рассказа ребята и утята

Готовим пересказ эпизода самостоятельно.

Share

2

Ответим на вопросы к заданию.

aba847d0606d5194cb892b39694f9cc0

На картинке слева вверху мы видим, как девочка Катя пожалела кошку с котятами, сбегала быстро домой и дала кошке молока. На картинке справа вверху изображена драматическая сцена: впереди всадника бегут две гончии собаки, которые во-вот разорвут маленького котенка. На картинке слева внизу можно увидеть, как дети наблюдают за играющим котенком. На картинке справа внизу Вася совершает героический поступок, закрывая своим телом котенка от собак.

  1. Сделаем подписи к предложенным рисункам.

Осознали ли ребята свой поступок из рассказа ребята и утята

51220aecab56c426e60d50bf891a2a76

Расставим точно цифры к предложенным надписям:

f216245995d814932dc068483de4e930

  1. Находим соответствующие опорные слова из текста, отражающие план.

bcf7a6d754292c4b752d022d42bc6801

Отвечаем на следующий вопрос задания.

60d638ce0d22c64a6556bbc6c860a65d

Наиболее яркий эпизод в этом рассказе такой. Когда охотник и собаки приблизились к котенку, мальчик Вася не растерялся и закрыл собой котенка на дороге. Это был мужественный поступок, достойный уважения.

Share

2

Перед нами четыре картинки, иллюстрирующие рассказ.

Первая ( верхний левый угол ): дети нашля котенка, дали ему молока, играют с малышом.

Вторая ( под первой ): дети взяли с собой найденыша на прогулку, котенок играет в соломе.

Третья ( верхний правый угол ): по дороге на коне скачет охотник с охотничьими собаками.

Четвертая ( под третьей ): мальчик животом упал на котенка и закрыл его собой от собак.


Пункты плана для рассказа Льва Николаевича Толстого расположены в неправильном порядке. Должно быть так:

  1. Кошка пропала. ( Исчезла домашняя кошка )
  2. Нашлась, да не одна, а с котятами! ( Кошка родила котят в укромном уголке )
  3. На прогулке с котёнком. ( Ребята стали брать котенка с собой гулять )
  4. Чуть не случилась беда! ( Охотничьи собаки чуть не разорвали беспомощного малыша )

К каждому из пунктов плана можно подобрать опорные слова:

b552fd4190248de4fec1fa5902f25713

Share

2

  • На первой картинке мы видим, как ребята кормят котенка.

На второй картинке мы видим как дети отпустили котенка погулять в поле.

На третьей картинке мы видим, как охотничьи собаки бегут прямо на котенка.

На четвертой картинке мы видим как мальчик спасает котенка.

  • Сделать подписи к картинкам можно следующим образом:

    Осознали ли ребята свой поступок из рассказа ребята и утята

  • Последовательность будет такая:

    1. Чуть не случилась беда!
    2. Нашлась, да не одна, а с котятами!
    3. Кошка пропала
    4. На прогулке с котёнком
  • К каждому пункту плана выпиши опорные слова из текста.

Первое: брат и сестра, игра, амбар,

Второе: молоко, пять, котенок,

Третье: пошли играть, солома,

Четвертое: собаки, охотник, испугалась, пал животом.

Share

1

Сделаем задание, ответим на вопросы по Толстому «Котенок». Это небольшой детский рассказ.

1) Рассмотрим картинку. Дети дают поесть котенку; котенок играет; охотник с собаками; Вася и котенок.

2) Подпишем картинки, согласно фразам из произведения по сюжету.

7c0bbc617c8aba988da94eccb032d261

3) Последовательность плана следующая:

3c3cfd689157dde443cf4089ff261313

4) Находим соответствующие опорные слова из текста, отражающие план.

• Весна, поиски, Катя, Вася, находить

• находка, котята, пятеро, чудесный

• отправились, дорога, прогулка, котенок

• охотник, собаки, скачка, закрыл, Вася

5) Выбрать любой эпизод из текста, чтобы пересказать. Передать, используя опорные слова.

У Васи и Кати весной потерялась кошка, она не находилась, а когда обнаружила себя, то была не одна, а с котятами.

Share

1

Ответим на вопросы по рассказу «Котенок»:

1.Рассмотрим картинки. На первой картинке мы видим как дети кормят молоком котенка. Потом котенок игрался соломой, а дети смеялись. На третьем рисунке мы видим двух больших собак и охотника. На четвертом рисунке Вася падает на живот и защищает котенка.

Осознали ли ребята свой поступок из рассказа ребята и утята

2.План сделан неверно, правильная последовательность должна быть такая:

Осознали ли ребята свой поступок из рассказа ребята и утята

3.Напишем такие опорные слова:

Вася и Катя — пропажа, кошка, ребята.

Нашлась — кошка, котята, молоко.

Котенок играется — солома, веселится, смеются.

Охотник — собаки, страх, испуг, котенок.

Подготовим пересказ по эпизодам самостоятельно.

В. М. Шукшин – создатель множества замечательных произведений, которые остаются популярны и по сей день. Сегодня же Многомудрый Литрекон решил поделиться со своими читателями разбором одного из рассказов под названием «Боря». Анализ по плану поможет быстро сориентироваться в произведении и понять его.

История создания

Особо подробных сведений относительно истории создания рассказа «Боря» не сохранилось, так как исследованием рабочих записей Шукшина ученые и литераторы занимаются до сих пор. Впрочем, существует мнение, что в работе много автобиографического. Василий Макарович часто находил вдохновение в реальной жизни, и вполне мог написать о том, что видел собственными глазами.

Достоверно известно лишь то, что впервые рассказ был опубликован в 1973 году в 11 выпуске литературного журнала «Сибирские огни». История написания рассказа «Боря» связана биографией писателя. 1973 год стал для него очень плодотворным и успешным. Шукшин к тому моменту стал признанным режиссером, провал себя в актёрской деятельности. Его деревенские рассказы, такие искренние и понятные людям, уже заслужили одобрение публики. Несмотря на большую занятость, Шукшин успевал работать по ночам. Сохранились воспоминания друзей, из которых следует, что автор писал свои рассказы от руки в обычной школьной тетради.

Жанр, направление 

Произведение «Боря» с уверенностью можно отнести к жанру рассказа. Об этом говорят малая форма, ограниченное количество персонажей и сюжет, выстроенный, главным образом, вокруг двух эпизодов (Боря попадает в больницу; следом за ним появляется «Пацан»), которые получают свое развитие. Также в центре внимания находится один герой, вокруг которого и разворачиваются различные ситуации.

Шукшин является ярким представителем «деревенской прозы», активно формировавшейся в 1960-80-е годы. Его герои – простые люди в типичных ситуациях, простодушные и зачастую непонятые толпой. В изображении писатель придерживается реалистических приемов. Об этом можно судить благодаря наличию достаточно жизненных характеров, психологизма, детального описания повседневности и сведения художественного языка до состояния живой речи (весь текст построен на диалогах и внутреннем монологе повествователя). 

Смысл названия 

Рассказ назван по имени основного персонажа — Бори – именно за ним ведет наблюдение повествователь. Используя этот прием, писатель акцентирует внимание на личности и дает понять читателю, о ком будет идти речь далее. 

Также дана неформальная, уменьшительно-ласкательная форма (Боря – Борис), что дает дополнительную характеристику и приближает его к аудитории.

Суть: о чем?

В произведении рассказывается о молодом человеке – Борисе – умственное развитие которого остановилось на уровне двухлетнего ребенка. Ему 27, он достаточно красив, добр и в целом безобиден для окружающих. В палату заведения для душевнобольных он попадает из-за драки с родителями: обидевшись на отказ купить цветы, он таким способом выплескивает на них свою злость.

Несмотря на этот инцидент, он до самого конца ожидает появления матери, которая сможет забрать его домой. Каждый день он зовет ее, желая увидеть снова.

Вскоре в больнице оказывается другой пациент, которого рассказчик довольно грубо называет «гориллой» за схожий с животным внешний вид и интеллект. Этот человек находит особое удовольствие в унижении окружающих. Так, однажды он обманом заставляет Борю съесть сигарету. Об этом узнают остальные обитатели лечебницы. «Пацана» выписывают за нарушение режима. От наказания он не уходит – наиболее смелые и крепкие ребята решают преподать ему урок.

После этого в заведении вновь воцаряется покой.

Главные герои и их характеристика 

Главные герои рассказа Шукшина «Боря» нашли свое место в таблице:

Рассказчик обитатель больницы, наблюдатель. Много рассуждает о людях, философствует. Сочувствует Борису, старается понять мотивы его поступков. Совершенно иначе относится он к «горилле», осуждая его за узколобость и хамство. 
Боря персонаж, на котором сосредоточено повествование. Парень 27 лет, имеет некоторые особенности здоровья. Не представляет никакой опасности для окружающих (за исключением эпизода с родителями), многие относятся к нему положительно.
«Горилла» наглый, глухой к страданиям других, бесчувственный. Насмехается над Борей, хвастается тем, что избивал членов собственной семьи – словом, не считает издевательства чем-то плохим. Рассказчик очень негативно отзывается о нем и даже ни разу не называет его по имени.

Темы 

Автор рассматривает в тексте сразу несколько важных тем: это и соответствие внешнего облика и внутренних качеств личности (образ «пацана»), и взаимоотношения с близкими, и восприятие обществом людей с особенностями ментального развития. Все эти темы раскрываются через персонажей и ситуации, в которых они оказываются.

  1. Основная тема рассказа — жизнь людей с особенностями развития. Они несчастны из-за своего искалеченного внутреннего мира, который совсем не понятен окружающим. Они не могут думать и анализировать свои поступки, но они чувствуют то же самое, что и мы все. Поэтому людям,  которые гордятся своей «полноценностью», нужно стремиться к тому, чтобы установить контакт с теми, кто огорожен от мира своими недугами. 
  2. Отношения в семье тоже играют важную роль в повествовании. Родителям сложно принять «неполноценность» своего ребенка, и они не могут научиться выстаивать с ним коммуникацию. Их терпению приходит конец, и они изолируют Борю. Давать моральную оценку этому поступку сложно, ведь родители Бориса столкнулись с такими проблемами, которых мы не можем понять в полной мере.
  3. Место умственно отсталых людей в обществе — это тоже важная тема для размышления. Для создания специальной среды для их обитания нужна очень сильная экономика, а если в стране и так неблагополучно, то эти люди страдают прежде всего: их просто некуда деть. А там, где они оказываются, никому нет дела до их состояния.

Проблемы

Основная проблема в рассказе «Боря» — жестокость. Есть два примера человеческой агрессии: в лице самого Бори и «гориллы». Тем не менее, проявляют они ее совершенно по-разному, и ставить их действия на один уровень нельзя. Главный герой совершает дурные поступки неосознанно: он не способен понять, какие негативные последствия могут быть у его действий. Он раскаивается в содеянном и дает обещание не повторять своих ошибок.

«Боря зажмуривает глаза и энергично трясет головой:

  Босе не бу, не бу, не бу!.. – больше не будет»

«Пацан» же действует осмысленно. Он прекрасно понимает границы добра и зла, и совершает что-то плохое сугубо из личного удовольствия.

«Как-то горилла зашел в нашу палату, хохочет.

– Этот, дурак ваш… дал ему сигарету: ешь, говорю, сладкая. Всю съел!»

Помимо этого, Шукшин поднимает проблему трудностей в жизни «особенных» людей. Пусть большинство ведет себя доброжелательно и участливо, всегда найдется тот, для кого глумление и высмеивание не будет казаться чем-то аморальным и неправильным.

Основная идея 

Главная мысль рассказа «Боря», которую хотел донести до аудитории Василий Макарович, тесно связана с поднимаемыми в тексте проблемами. Показывая две противоположности, он намеренно сравнивает их друг с другом. «Горилла» не понимает ценность личности, причиняя вред другим. Боря же остается гуманным, несмотря на свою «неполноценность». Таким и должен быть человек. Значит, людей нужно оценивать в первую очередь не по уровню интеллекта и развития, а по наличию или отсутствию моральных устоев. Настоящим человеком можно назвать только того, кто добр по отношению к окружающим. И Боря именно таков, а значит, заслуживает уважения, как и все остальные.

Смысл рассказа «Боря» состоит в том, что люди должны бояться и изолировать не безобидного и обиженного судьбой Борю, а таких людей, как «горилла», которые сознательно совершают злые поступки и даже гордятся этим.

Чему учит?

Итак, поразмышляем, над чем заставляет задуматься рассказ «Боря»? Описывая историю Бориса, автор будто говорит своим читателям: неважно, насколько кто-то отличается от окружающих, внутри него все равно может скрываться глубоко чувствующая личность. Он утверждает, что нужно быть более терпеливыми и понимающими по отношению друг к другу. Что, несмотря на негативные ситуации, которые происходят вокруг, стоит быть доброжелательным к тем, кто находится рядом. 

Вместе с тем, всегда следует думать о последствиях собственных поступков, чтобы не причинять боль другим. И, может быть, тогда мир станет немного лучше и комфортнее для всех.

Художественные особенности 

По большей части рассказ состоит из речи: мысленных монологов наблюдателя и диалогов обитателей больницы. Через них и происходит знакомство с героями, их внутренним миром. Стараясь передать стиль общения, автор употребляет специфические слова («пидет» –  придет, пивет  – привет, «атобус – автобус, «што» — что). Преимущественно они встречаются в речи самого Бори. 

Присутствуют эпитеты, позволяющие воссоздать портреты героев: «здоровенный», «полный», «крупный» и др. Можно отыскать риторические вопросы, невольно заставляющие поразмышлять вместе с повествователем («Что же жизнь – комедия или трагедия?», «… неужели он злиться умеет?», «Тогда почему же он – недоумок?» и пр.).

Все эти приемы позволяют глубже погрузиться в атмосферу рассказа.

Критика 

Неизвестно, как современники и читатели отнеслись к рассказу в то время, когда оно было опубликовано. Однако, «Боря», как и другие произведения Шукшина, до сих пор является актуальным.

Вот, что говорили о творчестве Шукшина знаменитые люди:

…Очень уважаю всё, что сделал Шукшин. Знал его близко, встречался с ним часто, беседовал, спорил, и мне особенно обидно сегодня, что так и не удалось сняться ни в одном из его фильмов. Зато на всю жизнь останусь их самым постоянным зрителем. (В. Высоцкий)

…из чего прорезался «Алёша Бесконвойный», первый русский рассказ о свободе личности, как получился «Танцующий Шива», олицетворённая нервная система нашей беспутной жизни, или «Беседы при ясной луне» — её странно-одушевлённая подоплёка… И ведь что любопытно: этого нельзя выдумать, нельзя пересказать с чьих-то слов, а можно только схватить в эфире и преобразовать в художественную прозу, пропустив через «чёрный ящик» своей души. Словом, не объяснить, «из какого сора» явился шукшинский мир, эта скрупулёзная анатомия русской жизни 1960-х и начала 1970-х годов, по которой грядущие поколения будут о нас судить. (В. Пьецух)

Автор: Инна Колокольникова

Тема: «Я в ответе за свои поступки»
Цель: создать условия для формирования у детей умений анализировать свои поступки и черты характера, прогнозировать последствия своих действий.
Задачи:
Образовательные: познакомить учащихся с понятиями «поступок» и «ответственность»; помочь учащимся понять, почему так важно уметь отвечать за свои поступки; убедить учеников в том, что человек, умеющий нести ответственность за свои поступки, достоин уважения.
Развивающие: способствовать развитию познавательных способностей – внимания, памяти, мышления; способствовать развитию чувств ребёнка – гордости, сопереживания, сочувствия; способствовать развитию у учащихся чувства ответственности за свои поступки.
Воспитательные: создать условия для воспитания чувства гуманизма, коллективизма, уважения к окружающим, стремления совершать добрые дела и красивые поступки; формировать навыки самосознания и самовоспитания.
Оборудование: мультимедийная презентация, карточки с заданиями.

I. Вступительная часть
— Добрый день, дорогие ребята!
— Посмотрите в окно и скажите, какой сегодня день? Хмурый, пасмурный, светлый или солнечный?
— Какое настроение вызывает у вас такая погода?
— Как вы думаете, что можно сделать для улучшения настроения?
— Конечно, нужно просто улыбнуться. Улыбнитесь широко-широко друг другу и самим себе. Теперь поднимите глазки на меня. Я желаю, чтобы хорошее настроение сопровождало вас ещё очень долго.
— Покажите, как должны сидеть за партой прилежные ученики.
Сядьте правильно: спина прямая, ноги ровно стоят на полу, руки лежат на парте.

II.Подведение к теме занятия. Целеполагание.
— Чтобы определить тему классного часа, внимательно прослушайте стихотворение и ответьте на несколько вопросов.
Дети учатся думать, мечтать
На вопросы ответ получать
О поступках людей рассуждать
Коль плохой, то его осудить,
Ну а слабый – его защитить.
— О чём стихотворение? (О поступках людей)
— Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? (О поступках)
— Мы поговорим с вами о поступках, а также об ответственности за свои поступки.

III.Основная часть
1. Рассказ с элементами беседы о поступках.
— Как вы понимаете слово поступок? (Поступок — это какое-либо действие, совершенное человеком)
Поступок — это совершенное кем-нибудь действие с определённой целью, намерениями и последствиями.
— Как вы думаете, какие бывают поступки? (Поступки бывают хорошими и плохими)
— По каким признакам можно определить — поступок хороший или нет?
(Хороший поступок добрый, приносит пользу людям. Плохой поступок приносит неприятности, зло, обиду, боль, горе и огорчение людям)

2. Игра «Сделай правильный выбор».
— Предлагаю поиграть в игру под названием «Сделай правильный выбор».
— Я буду называть поступки человека. Если это хороший поступок, хлопните в ладоши, если это плохой поступок – топните ногой.
Порвал блузку, вежливо разговаривает, защитил слабого, обидел друга, помог одеться братику, поссорился с мамой, уступил место в транспорте пожилому человеку, толкнул ногой щенка, разрушил птичье гнездо, помог убрать посуду.
— Каждый день мы совершаем разные поступки. Действия мы совершаем в отношении к самому себе, к людям, к окружающему миру. И чтобы не навредить окружающим вас людям, да и самим себе, старайтесь не совершать плохих поступков.

3. Разбор ситуаций.
— На партах у вас лежат карточки – одна на двоих. На них записаны ситуации и варианты того, как бы вы поступили в каждой из них.
— Обсудите в парах, как бы вы поступили в каждой из предложенных ситуаций и обведите кружочком выбранный вами ответ.
1. Вы взяли в библиотеке книгу, которая имеется там только в единственном экземпляре (больше таких нет). Библиотекарь попросил вернуть её через два дня. Но вы не успели её прочитать.
Как вы поступите:
а) просто не принесёте книгу;
б) принесёте книгу и попросите дать её ещё раз;
в) скажите, что забыли книгу дома.
2. Ваш товарищ не сделал задачу, так как не знает, как делать.
Как вы поступите:
а) дадите списать;
б) скажете, что нужно на уроке внимательно слушать учителя;
в) после уроков объясните товарищу решение задачи.
3. На улице плачет девочка.
Как вы поступите:
а) попытаетесь ей помочь;
б) подумаете о том, что же могло произойти;
в) не обратите внимания.
4. Мы с другом играем в бадминтон. К нам подходит мальчик лет 6-7, и говорит, что у него нет такой игры.
Как вы поступите:
а) скажете, чтобы не приставал;
б) ответите, что не можете ему помочь;
в) скажете, чтобы он попросил родителей купить ему такую игру;
г) предложите ему попробовать поиграть с вами.
5. Ваш одноклассник на вас обиделся.
Как вы поступите:
а) подумаете о его чувствах и о том, что можете сделать в этой ситуации;
б) обидитесь в ответ;
в) докажете ему, что он не прав.
Обсуждение ответов.
Вывод: Каждый должен думать о том, как повлияет его поступок не только на самого себя, но и на окружающих его людей. Человек должен отвечать даже за слова, которые он произносит.
— Народная мудрость гласит:
«Слово не воробей, вылетело — не поймаешь»
— Как вы понимаете значение этой мудрости?
— Нужно думать, прежде чем что-то сказать, потому что сказанные слова уже не вернёшь назад.
— Как вы понимаете значение правила «Чего не хочешь для себя – не делай другим»?
— Нужно относиться к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.
— Никогда не забывайте эти важные правила.

4. Физминутка (видеоролик).
— Ребята, я думаю, вы уже немного утомились. Предлагаю всем выйти из-за парт и потанцевать.
— Присаживайтесь на свои места. Сядьте правильно: спина прямая, ноги ровно стоят на полу, руки лежат на парте.

5. Рассказ об ответственности с элементами беседы.
— Как вы знаете, за плохие поступки нам приходится отвечать, то есть нести ответственность!
— Как вы понимаете, что такое ответственность?
Ответственность – это умение осознавать, что ты делаешь и как ты делаешь, что будет после твоего действия.
— Чему мы должны научиться? (Учиться вести себя ответственно и анализировать свои поступки, научиться отвечать за свои поступки)

6. Упражнение «Какие качества характера свойственны ответственному человеку?»
— Предлагаю вам выполнить в парах одно интересное задание.
— На партах у вас лежит лист бумаги, на котором записан вопрос: «Какие качества характера свойственны ответственному человеку?». Ниже приведены разные варианты ответов и вам нужно подчеркнуть те ответы, которые вы считаете правильными.
Честность, мужество, общительность, замкнутость, доброта, недоброжелательность, внимательность, равнодушие, трудолюбие, лень, боязнь трудностей, активность, умение преодолевать трудности, умение отвечать за свои поступки.
— Проверим, как вы выполнили задание. Прочитайте те ответы, которые вы выбрали.
— Скажите, какого же человека можно назвать ответственным? (Честного, мужественного, общительного, доброго, внимательного, активного человека, который может преодолевать трудности и отвечать за свои поступки)

7. Просмотр и обсуждение видеоролика (фронтальная форма)
— А сейчас мы с вами просмотрим мультфильм, после чего вы ответите на некоторые вопросы. Во время просмотра проследите за тем, какие поступки совершает каждый герой.
Просмотр фрагмента мультфильма «Лунтик и его друзья. Самый старший»
— О чём мультфильм? (О приключениях Лунтика и его друзей)
— Что делали жучки в начале мультфильма? (Играли в детские игры: катали машинку, строили домики из песка, играли в куклы)
— Кто к ним пришёл? (Гусеницы – Вупсень и Пупсень)
— Что они сделали? (Они забрали у жучков игрушки, разрушили их домики из песка)
— О чём просили гусениц жучки? (Чтобы гусеницы не трогали их игрушки)
— Как отреагировали гусеницы на их просьбу? (Они громко смеялись, и с ухмылкой отвечали, что просто играют)
— Кто к ним подошёл? (Лунтик и Кузя)
— Что увидели друзья? (Они увидели разрушенные домики из песка и нагло смеющихся и ухмыляющихся гусениц)
— Что они сказали гусеницам? (Они сказали: «Как вам не стыдно? Разве можно обижать маленьких?»)
— Что на это ответили гусеницы? (Они ответили, что просто играли, а жучки начали хныкать)
— Что на это сказали Лунтик и Кузя? (Они сказали, чтобы гусеницы играли в другом месте)
— Как отреагировали гусеницы? (Они сказали: «Что ты нами командуешь? Мы старше вас, а значит, делаем что хотим!»)
— Что потом сделали гусеницы? (Гусеницы ушли)
— Что сказал им вслед Лунтик? (Чтобы гусеницы попросили у жучков прощения)
— Что ответили ему гусеницы? (Что не будут просить прощения)
— Хороший ли поступок совершили гусеницы? (Нет)
— Что им следовало бы сделать? (Попросить у жучков прощения)
— Разве можно так поступать, даже если ты старший? (Нет)
— Почему? (Потому что старшие должны помогать младшим, а не обижать их)
— Досмотрим мультфильм до конца и узнаем, что же произошло дальше.
Просмотр фрагмента мультфильма «Лунтик и его друзья. Самый старший»
— Что решили сделать друзья? (Они решили проучить гусениц)
— Что же придумали друзья, чтобы проучить гусениц? (Друзья поступили по отношению к гусеницам так, как гусеницы поступили с жучками)
— Понравилось ли это гусеницам?
— Конечно нет!
— Осознали ли гусеницы свою ошибку? (Да)
— Что они пообещали? (Они пообещали, что больше никогда не будут обижать младших)
— Попросили ли гусеницы прощения у жучков? (Да)
— Что они сделали в конце мультфильма? (Построили жучкам домики из песка)
— Что вы поняли, просмотрев мультфильм?
— За свои поступки нужно нести ответственность. Нельзя обижать младших.
— Как было сказано ранее, «поступай с людьми так, как хочешь, чтобы поступали с тобой»
— Какой вывод мы можем сделать? (Каждый должен нести ответственность за свои поступки. От этого зависит многое)

IV.Заключительная часть
— Что же необходимо каждому из вас, чтобы стать ответственным человеком? (Научиться отвечать за свои поступки)
— Я желаю, чтобы вы научились в своей жизни всегда принимать на себя ответственность за свои поступки и умели управлять собой.
— Сегодня мы с вами вели серьёзный разговор на одну из важнейших тем.
— Мне хотелось бы узнать, к какому выводу вы пришли?
— Я назову начало фразы, а вы постарайтесь её продолжить. Итак:
Сегодня я понял …
Я бы хотел…
Сегодня я приду домой и …
— Ребята, в течение всего классного часа вы были внимательны, активно работали над предложенными заданиями. Я надеюсь, что наша беседа не прошла даром, и вы отметили для себя что-то важное и нужное в жизни.

МАОУ «СОШ №38» Республика Бурятия город Улан — Удэ

Тема урока: М.М. Пришвин «Ребята и утята»

Соколова Наталия Митрофановна

учитель начальных классов

Цели:

познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина; организовать эмоционально-эстетическое восприятие; учить формировать идею произведения; прививать любовь к животным и интерес к чтению

развивать речь учащихся; развивать навык осознанного и правильного чтения; формировать умение отвечать на вопросы по содержанию текста;

воспитывать способность замечать красоту природы, потребность в нравственно-эстетическом отношении к окружающему миру, интерес и уважение к писателю как создателю

Планируемые результаты обучения:

Предметные: познакомить ребят с  жизнью и творчеством М.Пришвина,  с его новым произведением, умение прогнозировать содержание текста по его заглавию

Личностные: умение оценивать свои эмоциональные реакции на красоту окружающего мира; нравственное сознание и чувство сопереживания; доброжелательное отношение к окружающему миру.

Метапредметные:

Познавательные:  формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, классификации объектов, установление причинно-следственных связей 

Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, самостоятельно оценивать выполненные действия  

Коммуникативные: оценка действий партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, оценка.

Оборудование урока в соответствии с ФГОС НОО: компьютер и проектор, мультимедийная презентация, портрет писателя, выставка произведений М.М. Пришвина.

Ход урока

I.Организация позитивной мотивации деятельности учащихся на уроке.

1.Приветствие: Здравствуйте, ребята, давайте поприветствуем друг друга стоя, повернитесь лицом к соседу слева, кивните головой. Повернитесь лицом к соседу справа, подмигните ему, а теперь поднимите руки вверх, прижимая ладони друг к другу и улыбнитесь. Вот мы с вами и настроились на работу.

II. Актуализация знаний

А сейчас внимание на экран. (Видеоролик о животных)

— Кто догадался, почему именно это видео вы посмотрели? (Изучаем раздел «О братьях наших меньших»)

— Кто они наши «меньшие братья»? (птицы, рыбы, звери)

— Что нас связывает с ними общее? (Нас связывает с ними общее, это жизнь)

— Мы продолжаем с вами путешествовать по страницам учебника, по разделу «О братьях наших меньших». 

Давайте вспомним изученные произведения.

Игра «Соответствие»

-Работаем в группах (карточки)

— На столах лежат белые листочки, переверните и с соседом  укажите соответствие отрывка и автора произведения -2 мин.

-Кто автор данных отрывков из стихотворений? Соедини линией

Плачет киска в коридоре.

У нее большое горе:

Злые люди бедной киске

Не дают украсть сосиски

А.Шибаев

Жила — была собака,

Она была большая,

И был у той собаки

Огромный рыжий хвост

И.Пивоваров

Бедной маме не под силу

Мыть лохматого верзилу.

На громадные бока

Не хватает языка

Б.Заходер

Жеребенок – с каждым днем

Подрастал и стал конем.

Бык, могучий великан,

В детстве был теленком

В.Берестов

М.Пришвин

А что вы заметили? (остался один автор), назовите его (М.Пришвин)

Ш. Сообщение темы урока

Итак, как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить на уроке?(о М.Пришвине)

Какова тема нашего урока? (творчество М. М. Пришвина)

–- Сегодня мы познакомимся  с человеком, который стал писателем, прежде попробовав себя в нескольких профессиях. Этот человек, путешествуя по неисследованным северным лесам, по азиатским степям с дорожной сумкой и охотничьим ружьем, наблюдал за природой. Любовался её красотой. Это был не просто наблюдательный человек, а человек неравнодушный к чужой проблеме, беде.

– Какого человека можно назвать неравнодушным? (ответы детей)

– Так вот и этот человек всегда старался помочь не только людям, но и вообще природе.

Чтобы вы хотели узнать, побывав в гостях у писателя?

Узнать о жизни и творчестве писателя

— Познакомиться с новым произведением

IV. Первичное усвоение новых знаний.

1.Выставка книг.

— М.М. Пришвин написал много книг и для взрослых, и для детей. Вот небольшая выставка его произведений.

2.Биография писателя.

— Вы лучше поймёте творчество писателя, прочитав выдержки из его биографии.

Работа в группах (На чтение – 2 минута, читают про себя)

Текст  для 1 группы: на бумаге жёлтого цвета

Пришвин родился в имении Орловской губернии, провел здесь свое детство. Жилось в семье трудно – мать осталась вдовой с 5 детьми. Семья была вынуждена уехать в Германию. Там он окончил университет, стал агрономом. Он собирался заниматься наукой, но к 30 годам решил стать писателем.

— Что узнали о жизни М.М.Пришвина?

Текст  для 2 группы на бумаге зелёного цвета

Очень часто в произведениях Пришвина читатели встречаются с собаками. Все собаки, о которых рассказывает писатель, были «лично известны» автору – принадлежали ему самому или его друзьям. Он очень любил этих животных и даже немного завидовал их «нюхательному аппарату»: «Вот если бы мне такой аппарат, вот побежал бы я на ветерок по цветущей красной вырубке и ловил бы и ловил интересные мне запахи»

— Каких животных особенно любил автор, и чему завидовал Пришвин?

Текст для 3 группы на бумаге красного цвета Неутомимый путешественник, он исходил и изъездил многие места нашей огромной страны, прекрасно знал ее север, Дальний Восток, Среднюю Азию, Сибирь. С наступлением ранней весны писатель отправлялся в леса, на речки и озера. Он внимательно наблюдал за всем, что происходило вокруг него, и не только наблюдал, но и исследовал. Михаил Михайлович с детства любил охоту, но его охота была особенной: не за птицей или зверем, а за открытиями.

Где побывал Пришвин М.? Чем любил заниматься Пришвин?

V/ФИЗМИНУТКА

– Давайте и мы попробуем увидеть красоту природы и попытаемся стать лучше, познакомившись с новым произведением М.Пришвина.

Vl. Знакомство с новым произведением.

Откройте учебники

— Прочитайте заглавие рассказа. (Ребята и утята)

.Как вы думаете, кто главные герои этого рассказа?

 (уточка, ребята)

Что это за уточка, чирок – свистунок?

 (Звучит свист утки чирок-свистунок)

(Дети рассказывают о птичке сами)

ЧИРОК-СВИСТУНОК одна из самых маленьких уток. Обитают эти птицы на небольших водоёмах  Это самая маленькая из речных уток, вес её всего 200-500гр. От всех других уток отличается, помимо размеров, ярким зеленым зеркальцем на крыле. Летает почти бесшумно, с частыми поворотами тела. Чирок-свистунок — один из наиболее многочисленных видов уток. Гнезда свистунки устраивают у окраин водоемов. Выводят птенцов в конце мая. Растут птенцы довольно быстро и уже в месячном возрасте поднимаются на крыло. Питается чирок-свистунок как растительными, так и животными кормами

Учитель добавляет

 (В Бурятии чирок – свистунок обитает в болотистых местах, на озерах, в дельте реки Селенги, там,   где река впадает в озеро Байкал, образуя отмели, протоки, болота. На Байкал уточка прилетает в начале апреля,  последние утки покидают наши края в середине ноября)

VII. Работа над содержанием рассказа.

Работа в группах, задания на столе

1 группа

 Вы должны будете описать уточку. У вас на столах лежат иллюстрации героев, внизу вы должны будете написать ключевые слова, относящиеся к данному герою

– Как вела себя уточка, когда ловили её утят? Найти в тексте подтверждение своих мыслей
(мать бегала с раскрытым клювом в великом волнении,   бросилась спасать своих сыновей и дочерей )
– Её немота, беззащитность, отчаяние – все в этих движениях.

– Как в рассказе чаще всего называют уточку?
– Мать.
– 
А какая она мама?
– Заботливая.
– Вам её жалко? Для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мать ценой собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели.

2 группа задания на столе

(вы должны описать ребят, что вы можете сказать о ребятах,  которые ловили утят, найти в тексте подтверждения))

Как стали вести себя мальчишки, увидев утят?

– Зачем ребята это делали?

Как поменялось состояние ребят при встрече с Пришвиным?

3группа задания на столе

(опишите, как вел себя  автор, найдите в тексте подтверждение своих мыслей)

   Кто помешал мальчишкам?
– Смогли ли они объяснить свой поступок?
– Какое приказание дал им взрослый?

 Что означает этот жест: снять перед кем-то шляпу?
– Знак уважения.
– 
Перед кем этот знак уважения?

VlllКакие  вам встретились незнакомые слова, найдите их  в словарике

Верста – старинная русская мера длины. Чуть больше 1 км.

Паровое поле – поле, отдыхающее от посевов. 

Далее учащиеся выходят  к панно,  вешают свои рисунки с надписями на панно и рассказывают о данном герое

— Какой это рассказ: развлекательный, познавательный или поучительный?

– Как автор назвал свой рассказ? 
– Почему?

Автор делает ребят и утят главными действующими лицами, подчеркивая о совместном сосуществовании, что мы живем все вместе, рядом.

– Чему научил М.Пришвин ребят и нас своим рассказом?

Не совершать бездумных поступков. Любить природу, беречь её, чутко и бережно относиться к братьям нашим меньшим, знать их жизнь и воспитать в себе готовность защищать животных и оказывать им помощь.

Самооценивание ( на столах листы самооценивания)

1.Удалось ли мне сформулировать тему урока?

2.Смог ли я понять, какова главная мысль рассказа?

3.Удалось ли мне описать главных героев, их поступки?

X. Домашнее задание: Нарисовать рисунок

XI. Рефлексия — Оцените свои действия на уроке с помощью «утят», которые вместе с мамой отправляются на озеро ( на панно прикрепляют утят)

-Кто чувствовал себя хорошо на уроке (желтый)

-У кого настроение менялось на уроке (коричневый)

p17 knopka1 knopka4

Вн.чт.: «Кто виноват?» (по повести В.Ф. Тендрякова «Расплата»)

Вн. чт. Тема: «Кто виноват?» ( по повести В.Ф. Тендрякова «Расплата»).

Тема предыдущего урока: «Концепция человека в творчестве Ф.М.Достоевского «И ангел и дьявол».

Тема следующего урока: (р/р) работа над сочинением – рецензией.

Д/з к уроку: 1) группа «писателей» — «погружение» в слово расплата, написать небольшую работу по схеме мастерской творческого письма;

2) группа «литературоведов» — собрать биографические данные о жизни писателя В.П.Тендрякова; очерк жизни и творчества;

3) группа «критиков» — собрать материал по критической литературе относительно творчества писателя;

4) группа чтецов – подготовить выразительное чтение и краткий анализ наиболее интересных эпизодов повести «Расплата».

Задача урока: проследить связь русской литературы XIX в. (на примере романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание») с современной литературой (на примере повести Тендрякова «Расплата») в отношении к теории «крови по совести».

  • обучение анализу прозаического произведения с целью написания сочинения – рецензии, работе с критическими материалами;
  • развитие способностей аналитического мышления при анализе произведения, развитие речи учащихся;
  • воспитание чувства долга, сострадания, соучастия; размышление о нравственной чистоте человека.

Методы и приемы: беседа, анализ отдельных эпизодов, выборочное чтение, пересказ, творческая работа.

Оформление доски: Кто – то должен будить людей! В.Ф.Тендряков

«Кто виноват?» История Коли Корякина, главного героя повести Владимира Федоровича Тендрякова «Расплата».

Вступительное слово учителя.

-Здравтствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим знакомство с русской литературой, но уже более современной. Мы познакомимся с творчеством писателя Владимира Федоровича Тендрякова (1923-1984 гг.) и остановимся на изучении повести, которая называется «Расплата».

Запись в тетрадь темы урока.

«Погружение» в слово расплата.

  • Запишите, пожалуйста, слово расплата как обыкновенное нарицательное существительное. Напишите слова – ассоциации к нему.
  • Слова какого экспрессивного ряда преобладают? Почему?
  • Группа «писателей» к этому уроку получила д/з в виде небольшой письменной работы, состоящей в написании миниатюры (мини-сочинение) по ассоциациям. Давайте послушаем их.
  • Спасибо, ребята.

Конечно, это слово непосредственно связано с нравственностью человека, его душой. Очень хорошо прозвучала мысль, связывающая слово с недавно изученным нами произведением. Каким конкретно?

Своеобразие повести Тендрякова «Пара Гнедых»

. события. К таким произведениям относятся рассказы В. Тендрякова «Пара гнедых», «Хлеб для собаки». Автор повествует . и наказание» Урок по роману Шолохова «Тихий Дон» Урок по повести А.С. Пушкина «Пиковая . для читательского дневника Цель урока: Выявить идейный смысл рассказа; Вовлечь учащихся в . веселье сквозь слёзы; слова Горького рефреном проходят через весь рассказ, школьные сцены, уличные .

_ Я думаю, вы согласитесь, что расплата Раскольникова слишком велика, но необходима для его души.

  • А что еще объединяет эти произведения?

Запись слова расплата и ассоциаций к нему.

Чтение 2-3 работ. Например:

Преступление и наказаниеЧто значит для человека преступить закон? По-моему, это то же, что переступить через себя, совершить что-то страшное, вызывающее слезы в глазах людей, боль в их душах, горе, которое невозможно измерить. Это значит возненавидеть себя, весь мирКаково же возмездие? Расплата – зарплатаГлупая рифма, но попала в точку: что заработал, то и получил

Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», в котором главным героем является студент Раскольников, совершивший преступление. В результате содеянного он несет нравственную тяжесть.

(Ответ +пометки в тетради:

  • нравственные мучения героев,
  • философские размышления, психологические портреты героев,
  • влияние на других героев ( Соня Мармеладова – Соня Потехина),
  • проблема «отцов и детей»,
  • расплата – Раскольников (гибель, крах,падение)
  • Вы справедливо заметили, что книга принадлежит перу писателя нравственно-философского направления. Какое же мнение сложилось о писателе? Что он за человек?
  • Да, ребята, вы правы.

«Кто-то должен будить людей!» — эти слова Т. Будут эпиграфом к нашему уроку. Автор считал, что «литература должна ставить вопросы, решать которые обществу».

  • Давайте послушаем группу биографов, литературоведов о жизни писателя.
  • Еще раз отмечу, что Тендрякова считают одним из ярких представителей нравственно- философского направления в литературе.
  • хорошо понимает людей, причем разных возрастов,
  • добрый и честный человек,
  • переживает за своих героев,
  • заставляет читателя задуматься о происходящем.)

(запись эпиграфа и цитаты)

— Владимир Федорович вошел в литературу в начале 50 – ых годов, миновав «пору ученичества», как-то сразу. Его интересовала жизнь послевоенной деревни, проблемы строительства, школа и подросток, семья. Более поздние повести писателя («Затмнение», «Расплата», «Шестьдесят свечей») — повести – задачи, призывающие читателя к предельной активности и соучастию, состраданию.

Беседа с классом по повести «Расплата».

  • Когда и где впервые была опубликована повесть «Расплата»?
  • К какому жанру относится «Расплата»? Почему?
  • Критик Яхонтов писал так: «Жанр колеблется между умозрительным философским назиданием и бытовой драмой».Согласны?
  • Как книга читалась вами? А современниками Т.?
  • Книга популярна и за рубежом, переведена на болгарский, венгерский, немецкий языки.

Все это говорит о важности проблем, затронутых ею.

Своеобразие повести Владимира Тендрякова «Пара гнедых»

. этот текст для читательского дневника В повести В. Ф. Тендрякова «Пара гнедых» описан начальный период коллективизации. События разворачиваются . пословицами, колоритная, очень колкая какая-то, одним словом, яркая, выразительная. Повесть заканчивается документальным подтверждением описанных событий. Автор . и верны ей доныне, Пара гнедых! Вот отчего, запрягаясь с зарею И голодая по нескольку дней, Вы .

  • Вспомните, пожалуйста, что такое аннотация? Передайте краткое содержание повести.

( В журнале «Новый мир»,1979 г., №3.)

( Это повесть, т.к. показан довольно большой ряд героев, а действие происходит хотя и в наше время, но герои многое вспоминают из своей прошлой жизни.)

( «На одном дыхании»;

  • сюжет захватывает, но порой просто страшно за героев;
  • она интересна и детям, и более старшим людям;
  • была экранизирована, ставилась на сцене.)

(Мальчик, ученик 9 «А» класса,убивает своего пьяного отца, защищая мать от ежедневных издевательств. В тюрьме Коля осознает, что «вместе с плохим отцом убил и хорошего» (случай на рыбалке, история с птичкой, белой скатертью и чаем).

«Он же не всегда был плохим», — говорит Коля, но даже Соня его не понимает, хотя любит. Она гордится им,т.к. он убил, «чтоб жить можно было». Учитель Коли и Сони, мать, бабушка, подруга матери, сослуживцы убитого отца приходят к следователю Сулимову, доказывая, что они виноваты в преступлении Коли. Только Василий Потехин, отец Сони, да начальник убитого Рафаила Илья Пухов не чувствуют своей вины в молчаливом созерцании ежедневно творящегося на их глазах.)

  • Итак, мы подошли к главному вопросу урока. Кто же виноват?Давайте попробуем разобраться в этом, поработав с эпизодами книги.
  • Мог учитель предвидеть поступок Коли?

Вера учителя в своих учеников.

  • Прозрение Сони. Что поняла девочка?
  • История жизни отца Коли. Роль матери Рафаила в его жизни.
  • Мать Коли. Виновата ли она в том, что произошло?
  • Почему Тендряков назвал своих героев «цепочкой безвинно виноватых»?
  • Кому же «расплата»?
  • Дает ли автор ответ на вопрос «кто виноват»?
  • Как «вписывается» в финал теория «крови по совести»?
  • Да, ребята.

Автор так писал о смысле повести: «Расплата всем героям, все в какой-то степени виноваты в том событии, всем нам расплата. Мне хотелось, чтобы читатель вдруг тоже почувствовал себя ответственным за такие трагедии»…

(Выборочное чтение и пересказ отдельных эпизодов и их анализ.)

( стр.211,чтение сцены посещения учителем квартиры Коли).

  • Нет. Он зря винит себя, хотя мальчик свято верил в то, что говорил учитель.
  • Учитель считал, что учит детей правильно смотреть на мир.

(Чтение сцены в тюрьме, свидание Коли и Сони).

  • Она поняла, почему Коля ее прогнал: убив плохого, он убил и хорошего отца.
  • родился незаконнорожденным, мать его никогда не любила, вырос диким, нелюдимым, единственный друг его – собака.)

— Мать винит себя в том, что радовалась, когда сын защищал ее, угрожая отцу и заряжая ружье. Виновна она в том, что не спрятала ружье, не думала, что сын выполнит угрозу. Но это тоже не «прямая» вина, мама не подталкивала сына к убийству. Психологически ей, конечно, тяжело,но сына не понимает, что он «зверя убил», а не человека.

Краткое сочинение дикая собака динго или повесть о первой любви

. Коли правду. Таня, проснувшись, возвращается домой. Разговаривают с матерью о доверии, о жизни. Таня понимает, что мать до сих пор любит отца, мать . собачью упряжку. Она бесстрашна и решительна. Собаки вдруг перестали её слушаться, тогда . об этом их отцу. Лес. Объяснение Коли в любви. Приходит отец. Таня уходит. Прощание с . кто будет дарить ему цветы Таня или Женя. Выбрали Таню, она гордится такой .

  • Каждый из героев почувствовал свою вину за содеянное Колей.
  • Расплата – всем. Расплата нравственная, душевная
  • В финале повести нет прямого ответа на этот вопрос.

Но словосочетание «цепочка безвинно виноватых» наводит на мысль, что автор согласен с каждым из считающих себя виновным. Хуже всех Коле. Нельзя построить счастье на несчастье

  • Теория Раскольникова, разрешающая «кровь по совести», и здесь потерпела крах.

Критики о повести.

  • Сообщение о критических выступлениях в адрес повести готовила группа «критиков». Давайте послушаем их.
  • Какой точки зрения придерживаетесь вы и почему?

(ответ, запись цитат)

  • Мнения критиков в оценке повести разошлись. Например, Владимир Новиков в ст. «Уча — учимся» писал : «Конфликт не приобретает по ходу повести качественного развития,…как в шахматной игре, следует ничья. Все виноваты – никто не виноват »
  • Н. Мошовец говорил: «Расплата» — расплата за примиренческое отношение к алкоголю».
  • А.Бочаров утверждал, что «Тендряков ведет диспут бесстрашно, позиции его благородны, но выхода он все-таки не узнает».
  • М. Синельников увидел в финале повести «особый художественный эффект, одно из выражений оптимистического авторского взгляда, оптимистические перспективы».

Мы подходим к концу разговора об истории Коли Корякина. Научила ли она вас чему – нибудь?

  • Возможно, в этой фразе и заключена идея книги. Давайте послушаем отрывок из домашней творческой работы одного из «писателей».

Заключительная часть урока.

  • Спасибо вам за активный диалог о судьбе Коли Корякина, за интересную творческую работу со словом расплата, за желание понять смысл, суть книги, которая так близка нам не только по времени написания, но и по проблемам, затронутым в ней.

Д/з: черновик рецензии.

  • Нельзя путем насилия пытаться решить проблемы;
  • окружающие тебя люди не всегда плохие, надо уметь видеть в них хорошее;
  • отрицает теорию Раскольникова, разрешающую «кровь по совести».
  • она учит, что «совсем плохих людей не бывает».

Красота души человеческой, чистой, как родниковый ручей, только она может спасти мир от насилия и зла. Тогда не надо будет ждать расплаты и ставить перед обществом вопросы, заданные еще Герценым и Чернышевским в романах «Кто виноват?» и «Что делать?»

Примеры похожих учебных работ

Суровых уроков, которые мы получаем в течение жизни

. на работе меня постоянно бросают на деньги и унижают. Это любые отрицательные ситуации, которые повторяются много раз за жизненный период. Такие уроки . по-моему» Чем больше, глубже, важнее урок, тем больше эмоций вызывает Пространство чтобы человек .

Сочинение чем мне понравилась повесть детство

. это заведено в сочинениях для детей) хронологию пребывания Николеньки Иртеньева в родительском имении. Более тонкому авторскому стилю следует “Детство” Льва Толстого. В повести рассказывается лишь о тех .

Поэтика характера Катерины в повести Ф.М. Достоевского ‘Хозяйка’

. и портретную характеристику Катерины. Найти художественное отражение образа Катерины в более поздних работах Достоевского и ряда других писателей. Методологические основы исследования. В исследовании базовыми являются культурно-исторический, .

Николенька Иртеньев и Карл Иванович (по повести Л. Н. Толстого «Детство»)» (2)

. Карла Ивановича в повести Толстого «Детство» Автобиографичная повесть Льва Николаевича Толстого – произведение, в котором и второстепенные герои играют значительные роли. Одним из таких персонажей является домашний учитель Иртеньевых, Карл Иванович .

Образ и характеристика Лизы в повести Пиковая дама Пушкина

. называть «Лизиным прудом». Другие сочинения по этому произведению «Бедная Лиза» Карамзина как сентименталистская повесть Образ Лизы в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» глазами современного читателя Рецензия .

  • Сочинение Проблема давления общественного мнения на нравственный выбор человека (по тексу В.Ф.Тендрякова)
  • Сочинение Урок развития связной речи в 8 классе. –развитие по повести В.Г. Короленко «Слепой музыкант»
  • Сочинения
  • Литература
  • Искусство
  • Культурология
  • Актерское мастерство
  • Журналистика
  • Музыка
  • Театр
  • Художники
  • Изобразительное искусство
  • Издательское дело
  • Полиграфия
  • Творчество

Писатели

Все документы на сайте представлены в ознакомительных и учебных целях.
Вы можете цитировать материалы с сайта с указанием ссылки на источник.

  • Особенности художественного чтения народных сказок
  • Особенности сказочного языка в сказке заколдованная королевна
  • Особенности рассказывания сказок разного вида и характера а героических б лирических в комических
  • Особая энергия сказки оставляющая у слушателя определенное послевкусие
  • Основным методом обучения составлению описательных рассказов является