Осоргин рассказ кама читать

Сивцев вражек осоргин михаил андреевич сивцев вражек михаил андреевич осоргин роман часть первая орнитолог в беспредельности вселенной, в

Сивцев вражек

Осоргин Михаил Андреевич Сивцев вражек Михаил Андреевич Осоргин Роман * ЧАСТЬ ПЕРВАЯ * ОРНИТОЛОГ В беспредельности Вселенной, в Солнечной системе, на Земле, в России, в Москве, в угловом доме Сивцева Вражка, в своем кабинете сидел в кресле ученыйорнитолог Иван Александрович Свет лампы, ограниченный

Книжная лавка писателей

Михаил Андреевич Осоргин Книжная лавка писателей Предисловие и подготовка текста С Шумихина » Наше наследие», 1989, № 6 Михаил Андреевич Осоргин (литературный псевдоним, настоящая фамилия — Ильин) — русский писатель, чьи книги многим читателям в СССР еще предстоит впервые раскрыть За 47 лет литерату

Материалы к биографии М Осоргина

Осоргин Михаил Андреевич Материалы к биографии М Осоргина 3 Шаховская Из книги « ОТРАЖЕНИЯ» Впервые встретилась я с ним у Ремизова и, как уже упомянула, смущенья перед ним не почувствовала Это был какойто «приятный» человек, держащий себя просто, безо всякой писательской ужимки Затем встречалась с н

Вольный каменщик

Талантливый представитель литературы русского зарубежья Михаил Осоргин (1878–1942) , как и многие русские люди его поколения, прошел через страдания, искусы, выдержал испытание войной, революцией, политикой и в дебрях и со

Времена

Содержание: Детство 1 Юность 11 Молодость 21 Примечания 40 Михаил Андреевич Осоргин (Ильин) (1878–1942) Времена Автобиографическое повествование Детство При иных закатах солнце, опускаясь, красит прощальным светом облака на запад

Там, где был счастлив

Там, где был счастлив Липовый цвет Бывало, в детстве, когда простудишься, мама немедленно уложит в постель, натрет грудь, спину и пятки скипидаром и напоит липовым цветом Лежать тепло, за ночь сменишь две рубашки, а наутро — болезнь как рукой сняло, только слабость легкая В чудодейственную силу скип

Игрок

Осоргин Михаил Андреевич Игрок Михаил Осоргин Рассказ Когда крупье забрал и передвинул своим изумительным деревянным мечом кучу разноцветных костяшек, на плечо мое легла рука, и слегка насмешливый, очень знакомый голос сказал: Такого случая, седьмой карты, я жду три года Но вы, конечно, правы, дав

Михаил Андреевич Осоргин — коротко об авторе

Осоргин Михаил Андреевич Михаил Андреевич Осоргин (Ильин) (18781942) Среди больших русских писателей, чьи книги возвращаются к нам из небытия архивов и спецхранов, имя Михаила Осоргина одно из самых громких Ктото из живших в удалении от Родины придумал довольно емкую формулу: эмигрант это капля кр

Повесть о сестре

В этой книжке записан рассказ пожилого чиновника, сейчас беженца, об его умершей сестре. Тот, чье имя на обложке, только постарался, сохранив простоту рассказа, придать ему обычную литературную форму. Содержание: Осорги

Собрание сочинений. Т. 2. Старинные рассказы

Впервые издаются вместе все исторические рассказы Михаила Осоргина Основанные на документах русской истории, исторических воспоминаниях, они являют образец высочайшего художественного осмысления фактов, тончайшей

Свидетель истории

Осоргин Михаил Андреевич Свидетель истории Михаил Андреевич Осоргин Роман Возможно, что я делаю ошибку, укладывая вымысел в рамки исторических фактов Во всяком случае, я должен сказать, что в этом романе только одно действующее лицо может считаться портретом; все остальные лица, как и события, писан

Рассказы (-)

Осоргин Михаил Андреевич Рассказы () МИХАИЛ ОСОРГИН Содержание По поводу белой коробочки (Как бы предисловие) Слепорождённый Круги Люсьен Роман профессора Пешка Сердце человека Кабинет доктора Щепкина Судьба Игра случая Мечтатель Юбилей Убийство из ненависти Аноним Видение Газетчик Франсуа Пустой, н

Книга о концах

Осоргин Михаил Андреевич Книга о концах МИХАИЛ ОСОРГИН Роман Роман » Книга о концах», при самостоятельном сюжете, связан общностью эпохи и некоторыми именами с романом » Свидетель Истории», вышедшим в 1932 году, и может считаться его продолжением ЧАСТЬ ПЕРВАЯ ЖИЗНЬ НАЧИНАЕТСЯ Это началось в Застенно

О творчестве М Осоргина

Осоргин Михаил Андреевич О творчестве М Осоргина Г Адамович » Сивцев Вражек» М Осоргина книга, которую нельзя не заметить, от которой нельзя отделаться несколькими одобрительными или безразличными словами Роман этот «задевает сознание», и на него хочется ответить Это первое непосредственное впечатл

Михаил Андреевич Осоргин — известный российский писатель и журналист, автор большого количества эссе. Один из самых популярных масонов среди русских эмигрантов, основатель нескольких лож во Франции.

Происхождение

Родился Михаил Андреевич Осоргин в Перми в октябре 1878 года. Его фамилия при рождении была Ильин, псевдоним Осоргин появился позже. Это была фамилия бабушки. Его родители были потомственными столбовыми дворянами.

Михаил Андреевич Осоргин

Отец занимался юриспруденцией, был одним из участников судебной реформы, проводимой императором Александром II. Брат Сергей, известный в губернии поэт и журналист, скончался в 1912 году.

Образование

Обучался в Пермской гимназии. В эти годы опубликовал свои первые работы в местной периодике. В «Пермских губернских ведомостях» вышел его некролог на смерть классного надзирателя, а в популярном в то время «Журнале для всех» в 1896 году -рассказ «Отец». Гимназию Осоргин окончил в 1897 году.

Сразу после этого поступил в Московский университет, на юридический факультет, решив идти по стопам отца. Будучи студентом, не оставлял работы журналиста, в основном писал статьи и эссе для уральских газет.

Михаил Андреевич Осоргин пенсне

Стал одним из участников студенческих волнений, за что был выслан из Москвы обратно в Пермь. Диплом об окончании университета получил в 1902 году. Поступил на службу присяжным поверенным в Московскую судебную палату. Параллельно подрабатывал присяжным стряпчим в коммерческом, сиротском суде, а также юрисконсультом. В этот период издал свою первую публицистическую книгу — «Вознаграждение рабочих за несчастные случаи».

Политические взгляды

В 1903 году биография Михаила Андреевича Осоргина резко меняется — он женится на дочери известного народовольца Маликова. Тогда же формируются его политические взгляды.

Осоргин был рьяным критиком самодержавия, учитывая свое происхождение и анархический склад характера, принимает решение о вступлении в партию социал-революционеров. В первую очередь он поддерживал идеи эсеров о поддержке крестьянства, призывы отвечать на насилие насилием и даже террором.

Михаил Андреевич Осоргин на своей квартире в Москве организовывал сборы членов комитета партии эсеров, прятал террористов. При этом непосредственного участия в революции сам не принимал, но активно участвовал в ее подготовке.

Биография Михаила Андреевича Осоргина

В ходе Февральской революции квартира Осоргина и дача в Подмосковье использовались как места для встреч партийных функционеров, здесь составлялись и тиражировались эсеровские воззвание и лозунги, партийные документы.

Сам Осоргин принял участие только в декабрьском восстании, проходившем с 20 по 31 декабря 1905 года. Тогда боевые дружины рабочих выступили против полиции, казаков, драгунов и Семеновского полка. Восстание было подавлено, достоверных данных о потерях не сохранилось.

Тюремное заключение и эмиграция

За участие в восстании Михаил Андреевич Осоргин был арестован и заключен в Таганскую тюрьму. В заключении он провел около 6 месяцев. Спасло его только освобождение под залог. В тюрьму он был помещен как опасный баррикадист.

Едва освободившись, Осоргин сразу же эмигрировал, так как опасался дальнейшего судебного преследования. Сначала он отправился в Финляндию, оттуда вскоре переехал в другую скандинавскую страну — Данию. Затем жил в Германии, Швейцарии.

Михаил Андреевич Осоргин кратко

Нашел временное пристанище в Италии, в эмигрантской коммуне близ Генуи. В изгнании провел около 10 лет Михаил Андреевич Осоргин. Книги, выпущенные в этот период, посвящены жизни вдали от России, самая известная — «Очерки современной Италии» — увидела свет в 1913 году.

Жизнь в эмиграции

В эмиграции Михаил Андреевич Осоргин кратко ознакомился с основами творчества футуристов и сразу проникся их идеями. Особенно ему импонировали ранние представители этого направления, настроенные максимально решительно. Его работы в итальянском футуризме сыграли определенную роль в развитии данного направления.

В 1913 году происходит еще одно значимое событие — Михаил Андреевич Осоргин, личная жизнь которого к тому времени практически расстроилась, женится во второй раз. Его избранница — 17-летняя Роза Гинцберг, ради нее он даже принимает иудаизм. Ее отец — известный еврейский философ Ахад-ха-Ама.

Михаил Андреевич Осоргин биография кратко

Осоргин много путешествовал по Европе. Побывал на Балканах, в Болгарии, Черногории и Сербии. В 1911 году публично объявил о своем разочаровании в идеях эсеров и вскоре примкнул к масонам.

В эмиграции Осоргин продолжал писать для русских журналов. Его публикации выходили в «Русских ведомостях», «Вестнике Европы». В 1916 году тайно возвращается в Россию и живет в Москве.

Февральская революция

1917 год воспринял восторженно Осоргин Михаил Андреевич. Биография кратко отмечает, что Февральскую революцию он принял. Начал активно сотрудничать с новой властью, вошел в состав комиссии по разработке архивов и политических дел, которая тесно сотрудничала с охранным отделением. Печатался в литературно-историческом журнале «Голос минувшего».

В то же время выходят его произведения «Призраки», «Охранное отделение и его секреты», «Сказки и не сказки».

После Октябрьской революции

Победу большевиков Осоргин не принял, став их ярым противником. Из-за этого в 1919 году был заключен под арест. Освободили писателя только под поручительство Союза писателей и поэта Балтрушайтиса.

В 1921 году непродолжительное время работал в комиссии помощи голодающим. Однако в августе снова был арестован, в этот раз его выручил Нансен. Однако он был выслан в Казань. В 1922-м был выслан из страны на так называемом философском пароходе.

Михаил Андреевич Осоргин пенсне краткое содержание

Второй этап жизни в эмиграции начал с Берлина, в 1923 году окончательно обосновался в Париже Осоргин Михаил Андреевич. Биография, семья писателя интересовали его сподвижников. Здесь опять произошли изменения, в 1926 году он женится в третий раз — на Татьяне Бакуниной, занимавшей должность профессора Парижского университета.

Парижская судьба

Живя в Париже, Осоргин сохранял советское гражданство до 1937 года. После жил без официальных документов, так как французского гражданства так и не получил.

После начала Второй мировой Осоргин с женой бежали из оккупированного Парижа и поселились в городке Шабри, не занятом немцами. Здесь он написал свои последние значимые произведения — «Письма о незначительности» и «В тихом местечке Франции». В них осуждает начавшуюся войну, а также предсказывает упадок и даже гибель культуры.

Творчество Осоргина

Одно из своих самых известных произведений — роман «Сивцев Вражек» — Осоргин выпустил в 1928 году. Главные герои повествования — старый ученый, профессор орнитологии в отставке Иван Александрович, а также его внучка Татьяна. Она живет вместе с престарелым родственником и по ходу произведения превращается из юной девочки в молодую невесту.

Этот роман еще называют и хроникой. Это иллюстрируется тем, что повествование разворачивается не по строгой сюжетной линии. В центре «Сивцева Вражка» — дом, в котором живет профессор Иван Александрович. Литературоведы сравнивают его даже с микрокосмом. Образом солнца в центре этой Вселенной является настольная лампа в кабинете ученого.

Михаил Андреевич Осоргин книги

Две основные идеи в творчестве Михаила Осоргина — любовь к окружающему миру и тяга к миру, на первый взгляд, не самых важных и обычных вещей.

Страсть к природе лежит в основе серии очерков, опубликованных Осоргиным в «Последних новостях» под псевдонимом Обыватель. Позднее они были выпущены отдельной книгой «Происшествия зеленого мира». В них просматривается глубокий драматизм.

Вторая основополагающая идея — в увлечении Осоргина собирательством книг и коллекционированием. В его собственности — огромная коллекция отечественных изданий, подробный перечень которых представлен в «Записках старого книгоеда», а также в сборнике исторических новелл, нередко критиковавшихся представителями монархического лагеря. В печати они выходили в 1928-1934 годах. Критики особенно рьяно отмечали в них непочтительное отношение к императорской семье и руководству православной церкви.

Пенсне

В 1924 году в Берлине, в журнале «Дни», вышел один из самых известных рассказов, автором которого является Михаил Андреевич Осоргин, — «Пенсне».

Произведение начинается с утверждения, что каждая вещь в нашем мире живет своей жизнью. Автор активно пользуется таким приемом, как олицетворение. С его помощью неодушевленные предметы приобретают человеческие качества. Например, часы у Осоргина шагают и кашляют.

Еще один излюбленный прием автора — метафора. С ее помощью ему удается придать обычным бытовым вещам особенный, неповторимый характер. Главным персонажем рассказа делает Михаил Андреевич Осоргин пенсне. Краткое содержание произведения описывает его показательную историю.

В качестве доказательства того, что вещи порой живут сами по себе, автор приводит случаи, когда домашние предметы сначала неожиданно исчезают, а потом так же нежданно-негаданно находятся. Это шутливое доказательство в интерпретации Осоргина похоже на закон Мерфи.

В качестве примера автор приводит пенсне, которое пропало в самый неподходящий момент — во время чтения. Его поиски постепенно переросли в генеральную уборку всего дома, но даже когда все комнаты сияли чистотой, найти пенсне не удалось.

На помощь повествователю приходит его товарищ. К делу они подходят обстоятельно, чертят план комнаты с указанием мест, где могло пенсне оказаться, однако все поиски оказываются тщетными.

В финале обнаружить пенсне удается совершенно случайно. При этом сам факт его находки рассматривается героями как вполне естественное событие.

Повествователь относится к пенсне как к одушевленному объекту, который имеет свой характер, потребности и живет собственной жизнью. В конце концов, как и любое другое живое существо, жизнь пенсне подходит к концу. Оно умирает. Финал описан весьма трагически, по всем канонам драматического произведения. Оно погибло, разлетевшись на мелкие осколки.

Уникальный и своеобразный подход к изображению и пониманию сути вещей делает этот рассказ заметным в творчестве Осоргина.

В стане масонов

Начав жить в эмиграции, с 1925 года Осоргин участвует в организации нескольких масонских лож, работая при этом под эгидой «Великого востока Франции» — одной из старейших масонских организаций. Был одним из лидеров лож «Северная звезда» и «Свободная Россия», занимая при этом офицерские должности. Например, был досточтимым мастером.

По 1938 год являлся членом капитула — верховного совета великой коллегии Древнего и принятого шотландского устава.

Скончался и был похоронен во французском городе Шабри в 1942 году.

Введение

Конспект
урока будет удобен на уроке литературы для 8 класса в феврале, здесь есть цель
и задачи, все этапы урока соблюдены, организационный момент, мотивация к
учебной деятельности, приветствие, актуализация опорных знаний, открытие
нового,
кратко ознакомить с биографией и творчеством
Осоргина; развивать навыки выразительного чтения, анализа текста. Помочь
учащимся увидеть особенность восприятия писателем мира вещей. Развитие
аналитического и образного мышления. Воспитание интереса к окружающему миру,
физкультминутка,
закрепление, вопросы, обобщение, итог, домашнее задание.

Конспект
урока по литературе для 8 класса на тему: Рассказ: Пенсне

Цель: кратко ознакомить с биографией и творчеством
Осоргина; развивать навыки выразительного чтения, анализа текста.

 Задачи: кратко
ознакомить с биографией и творчеством Осоргина; развивать навыки выразительного
чтения, анализа текста. Помочь учащимся увидеть особенность восприятия
писателем мира вещей.

Развитие аналитического и образного мышления.

Воспитание интереса к окружающему миру.

Ход
урока:

I.Организационный
этап. Мотивация к учебной деятельности
.

Учитель: — 
Учебник на столе у вас?

А ручки и
тетрадки?

Тогда урок начнём
сейчас,

Раз всё у вас в
порядке.

Будьте
внимательны,

Послушны,
наблюдательны.

Чтобы литературные
тайны познавать,

Нужно всё серьёзно
изучать.

— отчёт 
дежурного;

— проверка 
готовности  класса  к  уроку:

Я  рада  новой 
встрече  с  вами,

Приятно  ваше 
общество, друзья!

Ответы  ваши  вы 
готовьте  сами,

Их  с  интересом 
буду  слушать  я.

Мы  сегодня 
снова  будем  читать,

Выводы  делать  и 
рассуждать.

А  чтобы  урок 
пошёл  каждому  впрок

Активно 
включайся  в  работу, дружок!

Вот книжки на
столе,

А вот тетрадки

Не хочется играть

Сегодня в прятки

Сегодня в классе у
ребят

Урок очень важный

А почему он важный

Скажет каждый!

Добрый день, мои друзья,

Встрече с вами
рада я.

Сели ровно, все
достали,

Вспоминаем все,
что знали,

Оставляем все
заботы

И включаемся в
работу.

II.
Актуализация знаний учащихся.

Повторение

1.
Найдите и прочитайте книгу Евгения Иванова «Меткое московское слово». Подготовьте
рецензию на нее.

2. О
каких качествах московской речи, которые уходят из сегодняшнего говора, жалеет
Е. Иванов? Согласны ли вы с ним?

3.
Какие свойства московского говора сохранились в вашей речи и речи ваших близких
(плавность, образность, мягкость, неторопливость…)?

ü  Часто
ли мы замечаем вещи, которые нас окружают?

ü  А
что этому мешает?

ü  Определите
значение слов безыскусный и безыскусственный, наивный.

В
атмосферу непринужденной, безыскусственной беседы мы попадаем благодаря творчеству
М.А. Осоргина. Автор не сочиняет, не приукрашивает, а “просто” рассказывает то,
что было, без литературных претензий.

Многое
в его рассказах может показаться “наивным и чувствительным” (по его
собственному выражению), но у читателя создается полная иллюзия простоты и
правды.

“Любовь
к жизни” — единственная философия автора.

III.
Работа по новой теме.

1.     Беседа по статье на с. 131 -132.

2.     Осоргин облегчил работу биографов:
сам рассказал о своей жизни в написанной в конце жизни книге «Времена», В
ДЕСЯТКАХ ОЧЕРКОВ.

3.     Осоргин – это псевдоним. Ильин
принадлежал к одному из древних дворянских родов.

4.     В 1897 г. поступил на юр. Фак.
Москов. Универ – та. Адвокат. Практика.

5.     Но юрид. поприще не было
призванием Михаила Андреевича. Его «мечтаемая дорога» — л – ра. С гимназических
лет он печатается в газетах.

6.     В очерке «905 год» (1930)
вспоминает, что участником революции был не столько сам, сколько его квартира:
здесь скрывались революционеры, хранилась нелегальн. л –ра, оружие.

7.     Осоргин был приговорён к 3 годам
ссылки в Томскую обл. В мае 1906 чудом оказ – ся на свободе. Поначалу скрывался
под Москвой, потом перебрался в Финляндию, а затем оказался в Италии, на вилле
«Мария» — в приюте многих русских политэмигрантов.

8.     За 10 лет в газете «Русских
ведомостях» в Италии. За 10 лет только в этой газете появилось более 400
материалов Осоргина: репортажей. Статей, очерков о самых разных сторонах жизни
Италии-страны, которую он впоследствии назвал «романом своей молодости»

9.     В эти же гг. печатаются в ж.
«Русский вестник» рассказы «Эмигрант», «Моя дочь», «Призраки», «Старая вилла».
В их героях нетрудно угадать самого автора. Это – эмигрант, горько
сомневающийся в том призрачном деле, которое искалечило его судьбу.

10. В 1916 возвращается на родину. Февральскую
револ. Принял восторженно. Главная задача Осоргина-публициста в то время – не
потерять завоеваний революции. Не дать совершитьсмя кровопролитию.

11. Михаил Андреевич вместе с другими авторами
участвует в создании и работе Книжной лавки писателей в Москве. Она стала не
просто букинистическим магазином, но местом общения писателей и читателей.
Здесь писатели могли продать и рукописные книги – печататься ведь было негде.

Осенью
1922 года вместе с другими писателями и учёными Осоргин на «философском
пароходе» был выдворен из страны. Формально на 3 года, но с устным
разъяснением: «То есть навсегда». («Филосо́фский парохо́д»
 — кампания
правительства РСФСР по высылке неугодных власти интеллектуалов
России за границу в сентябре и ноябре 1922 годаТроцкий так
прокомментировал эту акцию: «Мы этих людей выслали потому, что расстрелять
их не было повода, а терпеть было невозможно
».

«Философский
пароход» в узком смысле — собирательное имя для двух рейсов немецких
пассажирских судов «Oberbürgermeister Haken» (29—30 сентября) и «Prussia»
(16—17 ноября), доставивших из Петрограда в Штеттин более
160 человек. Также высылки осуществлялись на пароходах из Одессы и Севастополя и
поездами из Москвы в Латвию и Германию. Среди высланных летом—осенью 1922 года
(за границу и в отдалённые районы страны) наиболее высокий процент составили
преподаватели вузов и в целом лица гуманитарных профессий. Из 225 человек:
врачи — 45, профессора, педагоги — 41, экономисты, агрономы,
кооператоры — 30, литераторы — 22, юристы — 16, инженеры —
12, политические деятели — 9, религиозные деятели — 2,
студенты — 34.

В 2003
году в Санкт-Петербурге на набережной Лейтенанта Шмидта установлен памятный
знак. Надпись на гранитном параллелепипеде: «С этой набережной осенью 1922 года
отправились в вынужденную эмиграцию выдающиеся деятели отечественной философии,
культуры и науки / Памятный знак установлен попечением Санкт-Петербургского
философского общества / 15.11.2003

1.     Он жил в Берлине, ездил в Италию,
читал там лекции, работал над рассказами. Художественный талант Осоргина
раскрылся именно на Западе – «в России писать было некогда. Но почти все
написанные им книги о России. Темы, идеи, образы – все оттуда.

2.     Большую часть года Осоргин
проводил на своём участке под Парижем – поближе к земле, страстную тягу к
которой он пронёс через всю жизнь. Его «огородные» записи составили книгу
«Происшествия зелёного мира» (1938) – настоящий гимн земле и её бессловесным
обитателям.

3.     В Париже Осоргин вырос не только в
крупного писателя, но и в глубокого, оригинального мыслителя. Он много думал о
судьбах России и и Европы, фашизма и коммунизма, видел противоречия современной
ему жизни. Литературоведы отмечали, что у него «любовь к языку и своей
истории соединились с любовью к человеку
».

4.     С началом Второй Мировой войны
Осргин с женой вынуждены были покинуть Париж.. Он поселился в местечке Шабри. А
вернувшись, они нашли квартиру опечатанной, библиотеку и архив вывезенными.

5.     Умер писатель в Шабри 27 ноября
1942 г. Там и похоронен.

6.     Множество раз просил он Горького
напечататься в России: «Невыносимо обидно совсем не быть читаемым… на родине».
И ещё: «Моё счастье не в том, чтобы таково было её будущее».

7.     Сейчас книги Осоргина возвращаются
к читателю. Сегодня нам предстоит знакомство с его рассказом «Пенсне»

Физминутка

Потягушки

Мы на
цыпочки привстали,

Ручки
кверху мы подняли,

Мы
вздохнули, потянулись

И друг
другу улыбнулись.

Выдохнули,
руки вниз,

Повторим
теперь на «бис»!

— А теперь
все тихо встали,

Дружно
руки вверх подняли,

В стороны,
вперёд, назад,

Повернулись
вправо, влево

Тихо сели,
вновь за дело.

IV.
Закрепление

Беседа по рассказу «Пенсне»

·        
Стр. 137
Вопросы учебника.

·        
Дополнительные
вв.:

·        
Понравился
ли рассказ? Помог ли он подумать о привычных предметах по-особому, как о
предметах одушевлённых, наделённых разумом?

·        
Какой приём
используется автором, чтобы показать необычную «жизнь» вещей?

·        
олицетворения. Вещи живут своей.
Самостоятельной, не зависящей от человека жизнью:

— «часы
шагают, хворают, кашляют»,


«печка мыслит» 
(печка топилась дровами и была достаточно большой по размерам.
Дрова потрескивали, пламя гудело с разным напряжением, создавая впечатление
мысленной работы большого важного человека после подкидывания подходящих идей
(дров),


«запечатанное письмо подмигивает и рисуется» 
(Письма были, как правило, рукописные, со
своеобразным почерком, который надо было ещё разобрать, понять его «фасон»,
«характер» («рисуется»); открывая и закрывая конверт, можно представить себе
подмигивающий глаз.,


«раздвинутые ножницы кричат»
 (если посмотреть на раздвинутые ножницы сбоку «в профиль»,
то создаётся впечатление раскрытого рта. Ну, а раз рот такой большой по
сравнению с прочими частями тела и открыт широко и долго, то он обязательно
должен именно «кричать»,


«кресло сидит» 
(рассказчик имеет в виду приземистые кресла с толстыми спинкой и
сиденьем. Они были широкие и неповоротливые и могли произвести впечатление
усталых толстых дядей, тем более что целиком их занять могли как раз такие дяди,


«книги дышат, ораторствуют, перекликаются на полках
» (когда с них стряхиваешь пыль
или перелистываешь страницы. Они «дышат». На полках, когда их много, он
производят впечатление многоэтажного дома, где общительные соседи беспрестанно
перекликаются друг с другом из открытых окон и с балконов. в зависимости от
размеров они или ораторствуют, то есть вещают что-либо, полные 
важности
от своих размеров и хранящихся в них знаний, или просто окликают друг друга

·        
Вещам присущи человеческие
качества
, они наделены чувством юмора:

— «шляпа
передразнивает своего владельца
»,

— «лицо
у неё своё, забулдыжно-актёрское»


«чайник – «добродушный комик»,

— «у
висящего пальто всегда жалкая душонка и лёгкая нетрезвость»,

— у
некоторых вещей «страсть к путешествиям».

·        
Мало
того, вещи даже имеют социальный статус и политические
убеждения
:

·        
«демократический стакан»,
«реакционная стеариновая свечка»,

·        
«интеллигент-термометр»,

·        
«неудачник
из мещан – носовой платок
»

·        
«вечно юная
суетливая сплетница – почтовая марка».

·        
Качества,
присущие предметам, возникают по сходству звуков, очертаний, содержания.

·        
Например, «раздвинутые
ножницы кричат
» потому, что напоминают раскрытый в кр ике рот;

·        
«часы
шагают
» — реализация метафоры «часы идут»; (Часы тогда были только
механические, в большом механизме – особенно если настенные — могла громко
щёлкать секундная стрелка («шагают»)

·        
«кресло
сидит
», потому что очертаниями напоминает сидящего человека и т. д.

Весь
рассказ пронизан чувством юмора, наполнен безудержной фантазией автора.

·        
Найдите в
рассказе другие худ приёмы, определите их роль

·        
Синтаксические приёмы:

·        
Риторический
вопрос: «что вещи живут своей особой жизнью – кто же сомневается?»;

·        
Многочисленные
длинные ряды однородных членов

·        
Обращения к
читателю

·        
Грамматические
– употребление глаголов 2 лица в настоящем времени («шарите, ищите, злитесь…
смотрите, встаёте, лезете, заглядываете
 и т. д.), чем достигается
эффект присутствия читателя в действии;

·        
Интонационные
(много восклицательных знаков, вопросительные предложения), употребление
просторечных слов, имитация разговорной речи: «лицо» шляпы «забулдыжно-актёрское»,
«душонка», «недоглядка», «шлялось», «Ни-ка-ких!», «И вдруг – раз! – и
падает карандаш
» и т. д.

·        
В рассказе
множество выразительных эпитетов, которые служат одушевлению предметов: «кристальная
душа
» пенсне, «жалкое, виноватое» пенсне, которое «являло картину
такого рабского смирения, такой трусости
…»: «загулявшие стёклышки» и
т. д.)

Пересказ
текста.

— Какова
история карандаша? Какие путешествия совершает он, когда его ищёт?

— Что же
случилось с пенсне? Какая история с ним произошла?

— Каковы
рассуждения автора в конце рассказа?

— Можно ли
думать, что исчезновение пенсне было проявлением его индивидуальности?

V.
Подведение итогов урока.

— Какие
задачи ставили перед собой в начале урока?


Выполнили эти задачи?

Как
сочетает в себе рассказ реальное и фантастическое? Приведите примеры.

·        
Все предметы,
описанные Осоргиным, реальны

·        
Реально и то,
что некоторые предметы часто исчезают и внезапно находятся в
самых удивительных местах.

·        
Фантастично то, что предметы живут
совершенно самостоятельной жизнью, обладают душойхарактеромнастроениемтягой к путешествиям.
Фантазия автора наделяет вещи человеческими качествами.

Кто из
писателей ΧІΧ века
 использовал
приёмы, которые есть в рассказе Осоргина?

·        
Любил
пользоваться этим приёмом Чехов. Состояние героя в рассказе «Три
года» 
передаёт чрезвычайно выразительно внешняя деталь: «Дома
он увидел на стуле зонтик, забытый Юлией Сергеевной, схватил его и жадно
поцеловал. Зонтик был шёлковый, уже не новый, перехваченный старою резинкой;
ручка была из простой. белой кости, дешёвая. Лаптев раскрыл его нал собой, и ему
показалось, что около него даже пахнет счастьем
»

·        
Очень
интересно этим приёмом пользуется Гоголь («Мёртвые души»

Домашнее задание – повторить тему, ответить на вопросы

Придумать
историю о каком-нибудь предмете

Прочитать
статью «Шмелёв»

Прочитать
рассказ «Как я стал писателем», подготовить его пересказ.

Цели урока.

1.    Вызвать интерес обучающихся к творчеству М.А. Осоргина.  Помочь
учащимся увидеть особенность восприятия писателем мира вещей.

2.    Развитие аналитического и образного мышления.

3.    Воспитание интереса к окружающему миру.

Оборудование: иллюстрации,
таблица к уроку, информационно-методическое сопровождение проекта «Инфоурок»

Ход
урока

I. Вступительное слово учителя.

ü 
Часто ли мы замечаем вещи, которые нас окружают?

ü 
А что этому мешает?

ü 
Определите значение слов безыскусный и безыскусственный,
наивный.

В атмосферу непринужденной, безыскусственной
беседы мы попадаем благодаря творчеству М.А. Осоргина. Автор не сочиняет, не
приукрашивает, а “просто” рассказывает то, что было, без литературных
претензий.

Многое в его рассказах может показаться
“наивным и чувствительным” (по его собственному выражению), но у читателя
создается полная иллюзия простоты и правды.

“Любовь к жизни” — единственная философия автора.

II.

Знакомство с биографией писателя.
Видеоурок.

Работа с таблицей

М. А. ОСОРГИН РАССКАЗ «ПЕНСНЕ»

Хочу узнать

УЗНАЛ(А)

1.

Родился и вырос М.
Осоргин

2.

Настоящая фамилия
писателя

3.

Самые прекрасные
места в мире для писателя:

4.

Образование

5.

С какого года начал
заниматься адвокатской практикой?

6.

Призвание Осоргина

7.

К советской власти
относился…

8.

Какой мечтал
увидеть писатель Россию?

9.

Кого просил помочь
напечататься в России?

10.

Тема рассказа «
ПЕНСНЕ»

III. Работа с текстом.

ü 
Какова тема и идея рассказа М.А.Осоргина «Пенсне»?

ü 
Кто становится в произведении главным героем?

ü 
Какие замечания автора о жизни вещей, окружающих
нас, показались вам правдивыми?

IV. Наблюдение над текстом

1.     
“Необычная “жизнь” вещей”.

Какие истории вам показались наиболее
интересны? Расскажите о них. В чем необычность этих историй?

ü 
Какова история карандаша? Какие путешествия
совершает он, когда его ищут?

ü 
 Что же случилось с пенсне? Какая история произошла
с ним?

ü 
Каковы рассуждения автора в конце рассказа?

ü 
Вещи имеют право на волеизъявление, на проявление
индивидуальности.

Вывод. Весь рассказ пронизан чувством
юмора, наполнен безудержной фантазией автора.

— Какой приём использует автор, чтобы
показать необычную “жизнь” вещей?

— Автор использует, прежде всего,
олицетворение. Вещи живут своей самостоятельной, не зависящей от человека,
жизнью.

2.     
Художественные средства и приемы

1). Автор использует прием наивного
рассказчика. Согласны ли вы с этим? Поясните своё мнение.

Читателю кажется, что предметы, о которых
говорит Осоргин, существуют сами по себе, независимо от писателя, он входит в
этот давно исчезнувший прекрасный мир, узнаёт знакомое и забытое, живет в нем,
не оглядываясь на автора. А тот стоит в стороне в скромной роли гида.

2). Какими художественными приёмами
достигается такой эффект? Найдите их в тексте.

ü 
Многочисленные длинные ряды однородных членов,

ü 
обращения к читателю;

ü 
грамматические – употребление глаголов второго лица
в настоящем времени (“шарите, ищите, злитесь, … смотрите, встаете, лезете,
заглядываете” и т.д., чем достигается эффект присутствия читателя в действии;

ü 
интонационные (много восклицательных знаков,
вопросительные предложения),

ü 
 употребление просторечных слов, имитация
разговорной речи: “лицо” шляпы “забулдыжно-актерское”, “душонка”, “недоглядка”,
“шлялась”, “Ни-ка-ких!”, “И вдруг – раз! – и падает карандаш”.

3). Вспомните, что такое эпитет.

ü 
Приведите примеры эпитетов, которые служат
одушевлению пенсне.

ü 
В рассказе множество выразительных эпитетов:
“кристальная душа” пенсне, “жалкое виноватое” пенсне, которое “являло картину
такого рабского смирения, такой трусости…”, “загулявшиеся стёклышки”.

4). Рассказ отличается особой
метафоричностью. Вспомните, что такое метафора. Качества, присущие предметам,
возникают по сходству звуков, очертаний, содержания. Приведите примеры метафор
из текста.

— Вещам присущи человеческие качества, они
наделены чувством юмора: “у висящего пальто всегда жалкая душонка и легкая
нетрезвость”
.

…у некоторых вещей “страсть к путешествиям”.
Мало того, вещи имеют свой социальный статус и политические убеждения:
“демократический стакан, реакционная стеариновая свечка, интеллигент-термометр,
неудачник из мещан – носовой платок, вечно юная и суетливая сплетница –
почтовая марка”.

— Например, “раздвинутые ножницы кричат”
потому, что напоминают раскрытый в крике рот; “часы шагают” — реализация
метафоры “часы идут”, “кресло сидит”, потому что очертаниями напоминает
сидящего человека и т.д.

Работа с таблицей. Приложение к уроку.

Углубить знания о средствах
художественной выразительности . Работа с учебником страница 121

V. Итог урока.

Как сочетает в себе рассказ реальное и
фантастическое? Приведите примеры.

ü 
Все предметы, описанные Осоргиным, реальны. Реально
и то, что некоторые предметы часто исчезают и внезапно находятся в самых
удивительных местах.

ü 
Фантастично, что предметы живут совершенно
самостоятельной жизнью, обладают душой, характером, настроением, тягой к
путешествиям. Фантазия автора наделяет вещи человеческими качествами.

ü 
Почему же вещи разговаривают и вообще ведут себя
как люди?

ü 
Какую роль в этом играет авторское восприятие?

VI.
Закрепление изученного. РАБОТА В ПАРАХ.
Оценивание.

ВОПРОС.

ОТВЕТ

Какая черта из жизни вещей занимала
рассказчика?

Какие предметы теряет человек, любящий
читать в постели?

Что потерял рассказчик, сидя в кресле?

Что предпринял рассказчик, чтобы найти
потерянный предмет?

Как нашелся предмет?

Как наказал рассказчик найденный предмет?

Как «отомстил» предмет хозяину?

VII. Домашнее
задание. Ответить на вопросы учебника страница 121 №2-39(письменно)

Таблица к уроку

М. А. ОСОРГИН РАССКАЗ «ПЕНСНЕ»

Хочу узнать

УЗНАЛ(А)

1.

Родился и вырос М.
Осоргин

2.

Настоящая фамилия
писателя

3.

Самые прекрасные
места в мире для писателя:

4.

Образование

5.

С какого года начал
заниматься адвокатской практикой?

6.

Призвание Осоргина

7.

К советской власти
относился…

8.

Какой мечтал
увидеть писатель Россию?

9.

Кого просил помочь
напечататься в России?

10.

Тема рассказа «
ПЕНСНЕ»

Прямоугольник: скругленные углы: 3.чувство юмора: « у висящего пальто всегда жалкая душонка и легкая нетрезвость»Прямоугольник: скругленные углы: 1.Эпитет: пенсне жалкое, виноватоеПрямоугольник: скругленные углы: 2.Олицетворение: но нужно было видеть физиономию моего пенсне, вернувшегося из дальней прогулки                

Прямоугольник: скругленные углы: 4.социальный статус предмета: демократический стакан, интеллигент-термометр, неудачник из мещан – носовой платок

 Закрепление
изученного. РАБОТА В ПАРАХ

ВОПРОС.

ОТВЕТ

Какая черта из жизни вещей занимала
рассказчика?

Какие предметы теряет человек, любящий
читать в постели?

Что потерял рассказчик, сидя в кресле?

Что предпринял рассказчик, чтобы найти
потерянный предмет?

Как нашелся предмет?

Как наказал рассказчик найденный предмет?

Как «отомстил» предмет хозяину?

Ее куратор Ленар Ахметов уверен: на выставке сейчас представлены самые топовые имена, которые есть на сегодняшний день

Для многих из нас трасса М7 — это не только расстояния, но и личные истории: дорога — метафора жизни, от этого никуда не деться. Авторы выставки предлагают подумать о судьбе наций, связанных этой трассой. Нужна ли национальная культура в эпоху глобализма или новые кочевники Жака Аттали завтра откажутся от нее как от лишнего груза? О роли этнической идентичности в эпоху «цифры», культурном коде дороги между Европой и Сибирью и выборе, который делают за нас, — в интервью с куратором выставки.

Ленар Ахметов: «И если любая дорога в русской традиции — это прежде всего рассказ о человеке и его судьбе, то М7 — это еще и рассказ о судьбе о больших и малых наций, их культуре и уникальности, их поисках, взлетах и  поражениях»Ленар Ахметов: «И если любая дорога в русской традиции — это прежде всего рассказ о человеке и его судьбе, то М7 — это еще и рассказ о судьбе больших и малых наций, их культуре и уникальности, их поисках, взлетах и поражениях»

«М7 — метафора евразийства»

— Ленар, на этой неделе в «БИЗОNе» открылась необычная выставка современного искусства под кодовым названием «М7 и новые кочевники», удивляющая буйством красок, форм, материалов и громких имен. Кто, как не вы, ее куратор и мотор, могли бы ответить: какова все- таки ее концепция?

— Для меня и, думаю, не только для меня М7 — это не просто дорога, это целая цепочка символов и знаков. Из Набережных Челнов в Казань, из Европы в Сибирь, из детства во взрослую жизнь. За всем этим мощнейшая история — и личная, полная эмоций и событий, и — если взглянуть пошире — история национальная, евразийская, российская. Путь, обочина, переход, стоянка, «обгон запрещен»… Помимо прямого значения все дорожные образы — точный аналог образов философских и метафизических.

Не так давно трассу М7 называли дорогой смерти: так много было здесь аварий из-за узкого дорожного полотна в ямах и рытвинах. Это тоже невозможно забыть, это навсегда в нашей памяти. Высокие скорости, великие реки, пыльные города. Узкие ручейки примыкающих дорог, ведущих к соседним деревням. Мешки кукурузных палочек, клюква и белые грибы, ведрами продающиеся на обочинах.

М7, как известно, — это основная федеральная трасса, соединяющая европейскую часть России и Сибирь, ключевой маршрут, проложенный через три области, три республики и семь рек, среди которых Волга, Ока, Кама и Белая. Развитие путей сообщения в восточном направлении идет с XII века, и эта дорога имеет вполне конкретную протяженность не только в пространстве, но и во времени: от Узбек-хана, декабристов и других ссыльных до многоуровневых развязок и заправок с кафе и стиральными машинами.

Ленар Ахметов — художник.

Награжден дипломами и грамотами министерства культуры Республики Татарстан, министерства культуры Удмуртской Республики. Председатель правления союза художников в Набережных Челнах с 2021 года. Живет в Набережных Челнах.

И если любая дорога в русской традиции — это прежде всего рассказ о человеке и его судьбе, то М7 — это еще и рассказ о судьбе больших и малых наций, их культуре и уникальности, их поисках, взлетах и поражениях. М7 — метафора евразийства, упорно пытающегося сохранить культурный и духовный код территории в водопаде мирового глобализма.

m7

Поэтому в экспозиции нет пейзажей, летящих за автомобильным стеклом, нет запечатленных достопримечательностей и злобы дня. Художники исследуют культурные и исторические кейсы своих народов и их место в современном цивилизационном процессе. Обращаясь к национальным корням, мы пытаемся вспомнить ту методологию связи с природой и космосом, которой обладали наши предшественники, найти тот магический кристалл, что позволит сохранить духовные сокровища предков в жестком сугубо функциональном мире высоких скоростей и big data. И самое главное — увидеть будущее национальных культур в эпоху глобализации.

— А что это за будущее, на ваш взгляд? Вы прогнозируете расцвет национальных культур или их размытие и утрату в результате мировых интеграционных процессов, заданных извне тем и трендов?

— Прогнозы — это не моя специальность, но, безусловно, угрозу для национальных культур в мире глобализации невозможно не видеть. Вспомним хотя бы о том, что будущее, по прогнозу одного из идеологов «нового мирового порядка» Жака Аттали, принадлежит «новым кочевникам», для которых характерен полный разрыв с какой-либо территорией, нацией, семьей и культурой. Это грядущая мировая космополитичная элита, которая проводит жизнь в бесконечных путешествиях по всему миру, зарабатывая удаленной работой и нигде не задерживаясь подолгу. В этой новой социальной форме человек будет носить на себе и в себе все, что составит его социальное значение. «Магнитная карточка станет подлинным „протезом Я“ человека, открывающим ему доступ к универсальному рынку», где можно купить разного рода удовольствия точно так же, как искусственные органы и характеристики будущих детей.

Помимо новых кочевников в постмодернистском мире Аттали предвидит появление «бедных бродяг периферии», которые тщетно стремятся перейти от замедленного к ускоренному миру и ведут «жизнь живых мертвецов». Этот культурный каннибализм, по Аттали, в пределе создаст ситуацию, когда «сам человек превратится в кочевой предмет». «Со вставленными в него искусственными органами он станет и сам искусственным существом, которое можно будет купить или продать, как любой другой предмет или товар», — говорит Аттали.

Вдохновляет ли такой образ будущего? Наверное, на этот вопрос каждый должен ответить сам. Выставка «М7 и новые кочевники» — это коллективное размышление о взаимоотношениях разных наций и народов на перекрестке высокоскоростных магистралей и цивилизационных магнитных полей, о выборе своего пути в эпоху глобализма. 

«Выставка «М7 и новые кочевники» — это коллективное размышление о взаимоотношениях разных наций и народов на перекрестке высокоскоростных магистралей и цивилизационных магнитных полей»«Выставка «М7 и новые кочевники» — это коллективное размышление о взаимоотношениях разных наций и народов на перекрестке высокоскоростных магистралей и цивилизационных магнитных полей»

«У каждого из 23 участников выставки свой художественный мир и своя борьба»

— Расскажите, пожалуйста, об участниках выставки. Что объединяет этих художников?

— Участниками выставки «М7 и новые кочевники» стали художники из больших и малых населенных пунктов, находящихся на этой трассе: Казани, Набережных Челнов, Уфы, Чебоксар и так далее.

У каждого из авторов выставки свой непростой творческий и исследовательский путь. Спектр художественных поисков очень разнообразен: от неопримитивизма и переосмысления религиозных и фольклорных образов до модернистских и постмодернистских течений, от минимализма до цифровых произведений. Многие из участников выставлялись за рубежом: в США, Канаде, Франции, Японии. Расих Ахметвалиев, например, несколько лет работал в Париже, сотрудничая с крупными галереями.

Татавангард представлен на выставке авторами, входящими в известные художественные объединения «Чингисхан» (Уфа) и «Тамга» (Набережные Челны). А известный чувашский художник Праски Витти раскрывает космогонию народа через детали национального костюма, где красные серебряные детали не просто украшают, но и защищают от болезней и бед, ибо злые духи, по народному поверью, боятся красного цвета и звона серебра. В свою очередь, поколение художников, рожденных в городах, в эпоху пластика и «цифры», создает искусство, свободное от традиционных материалов, но живущее на фундаменте богатого этнического опыта, познающее свои корни через городские музеи и тематические блоги. Они работают в видео-арте, с перформансами, но сохраняют тот же вектор развития.

fnr08892

— Насколько похожи работы участников выставки?

— Абсолютно разные. У каждого из 23 участников выставки свой художественный мир и своя борьба. Среди представленных на выставке художников татарского авангарда много тех, кто уже стал классиком. Например, Хамза Шарипов, основатель и лидер группы «Тамга». У него на выставке представлены очень стилизованные работы. Он окончил текстильный факультет академии Штиглица, и у него работы из ткани, склеенной в особой технике интарсия. Если раньше это делали на бумаге, то он — по ткани с отсылкой к раскопкам Пазырыкских курганов.

Хотелось бы рассказать о каждом участнике выставки, но, к сожалению, информации будет, наверное, слишком много для неподготовленного читателя. Однако на сайте галереи уже можно прочитать о каждом из художников.

Они очень разные, глаз не замыливается. Например, видишь орнаментальные яркие композиции Ильдара Гильманова и сразу понимаешь, что они татарские. Работы пестрые, сразу создают атмосферу праздника. А когда я смотрю на работы Рината Харисова, вспоминаю свое детство, бабушку и деревню, которая сейчас умирает. И невольно уже возвращаешься к истокам, когда все было хорошо, все были живы. В принципе, у Мадияра Хазиева тоже прослеживается эта тема.

Или Айрат Терегулов. Он копает уже больше в доисламскую сторону. В его работах чувствуется что-то первобытное. Наверное, это объединяет вообще всех людей. Инстинкты сидят просто в каждом. Работы Василя Ханнанова воспринимаются как инсталляция, потому что он к холсту пришивает старые аутентичные полотенца, и они становятся частью современного искусства.

Хотел бы особо отметить Зиннура Минахметова. У него представлены в экспозиции четыре листа, сделанные масляной пастелью. Это большие композиции 1×1,2 метра. Такие поля, в которых находятся совершенно гармоничные сочетания цветов, очень современны. Мы видим и архаичность, и сегодняшний день. Он просто невероятно сильный художник, мирового уровня, наверное, один из самых востребованных сегодня. Я считаю, что нам очень повезло, что он согласился участвовать. Из-за пандемии сейчас он забаррикадировался, и нам, к счастью, удалось его вырвать из берлоги.

Когда я стал думать о том, кто должен стать участниками выставки, и обсуждать это с художниками, начался такой дикий ажиотаж! Все говорили: «Давай вот этого возьмем, вот того подключим». И, по сути, на выставке сейчас представлены самые топовые имена, которые есть на сегодняшний день. Невозможно было отказаться, не включать этих художников.  

В итоге выставка «М7 и новые кочевники» разрослась до 83 работ, и это мы еще треть не уместили. Причем это такие самые-самые художники, известные, реализовавшиеся. Но, что интересно, они в таком составе никогда не выставлялись ни на одной площадке. Даже «Тамга» и «Чингисхан» — это две разные группы, которые не смешиваются. А тут мы увидим их на одной площадке. И рядом — цифровое искусство, ведь современные проблемы требуют современных решений. Это мы увидим в работах Нелли Акчуриной и Айдара Закирова.

Раньше художники пытались сохранить свою этническую идентичность материальными способами, а сейчас, в цифровую эпоху, художники пытаются сохранить себя в цифровом формате. Мне кажется, искусство перформанса и видео-арта сегодня как никогда актуально, потому что всю информацию мы получаем через интернет. И, думаю, вопрос сохранения своей идентичности стоит именно так: если мы сохраним себя в цифровом формате, то сохраним и в физическом. Сегодня такая ситуация.

«У меня вообще накопился колоссальный опыт в плане организаций выставок. Еще будучи студентом, знал многих выдающихся художников, изучал их»«У меня вообще накопился колоссальный опыт в плане организаций выставок. Еще будучи студентом, знал многих выдающихся художников, изучал их»

«Мне не хотелось делать смешанный винегрет, а, наоборот, хотелось цельности»

— Ленар, вы известный художник, но здесь выступаете как куратор. Почему решили сменить амплуа? И будут ли на выставке ваши работы?

 У меня вообще накопился колоссальный опыт в плане организаций выставок. Еще будучи студентом, знал многих выдающихся художников, изучал их. Я окончил художественно-графический факультет пединститута в Набережных Челнах. И у нас было много искусствоведческой работы. Потом я делал групповые выставки молодых художников, будучи студентом, и свои персональные. Мне было интересно собирать единомышленников среди молодых. У нас проводился проект «Арт-Эволюция» в нулевых годах. Собирали авангардные работы. Это было противостояние классическому искусству, которое нам преподавали в институте, в очень жесткой форме. Случались и конфликты с преподавателями, разборки на открытиях выставок с педагогами. Это была такая яркая страница юности.

В дальнейшем я понял, что мне очень нравится делать такие проекты. Для меня равно интересны разные художники из разных городов. Сейчас жизнь предоставила мне возможность сделать такой проект — и я рад, что смог собрать вместе яркие работы авторов из разных творческих объединений, разных городов и разных поколений.

— По поводу ваших работ: будут ли они на выставке?

— Да, будут. От проекта «Дежавю» одна работа, «Мать», посвященная тюркской легенде о происхождении тюркских народов, «Карга боткасы». Первые две работы сделаны в технике татарского шамаиля. Точнее, я отталкивался от этой техники, но использовал немного другие методы рисования. В данный момент я выставляю именно эти работы. Хотя думал о другом проекте, но там акрил на холсте, а подобной техники на выставке будет много. Потому я решил не добавлять свои работы, чтобы экспозиция стала более разнообразной.

«На выставке в «БИЗОNе» мы тоже обязательно сыграем вместе со зрителями!»«На выставке в «БИЗОNе» мы тоже обязательно сыграем вместе со зрителями!»

— По какому принципу вы отбирали свои работы и работы художников?

— Как я уже говорил, мы провели тщательный отбор. Я в основном брал работы проектные. Мне не хотелось делать смешанный винегрет, а, наоборот, хотелось цельности, чтобы художник выставлял какой-то определенный проект. Такой был главный критерий. Ну и, конечно, особое внимание уделялось медиумам: у нас есть работы в технике батик, акрил, холст и масло, шариковая ручка, пастель. Также представлены скульптуры Аделя Халиуллина, арт-объекты Ильдара Гильманова. Я тоже отправил две. Первая — деревянная скульптура «Степная Мадонна». Я ее делал в Удмуртии на симпозиуме. Там у меня сам собой образовался проект, где я делаю деревянные объекты из собранной в заброшенных домах утвари. Я нашел корыто, добавил другие предметы, переработал, что-то поменял и сделал совершенно новый объект. Он похож на балбалы, только не каменный, а деревянный. Такая отсылка к архаичным памятникам тюркской истории. Я смешал в ней финно-угорский и тюркский дух. Оставил текстуру древесины, где-то затонировал, сохранил все трещины, дефекты.

Второй объект — «Тангыра» — создан в 2018 году. Мы тогда должны были сделать финно-угорский проект, связанный с музыкальным инструментами. И опять из бытовых доступных объектов я решил сделать предмет, из которого можно было бы извлечь звук. Мы обнаружили старые ступы. Их было много, разных размеров и форм. Нашли жерди. Почистили, обработали, собрали. Получился такой ударный инструмент. Сыграли на нем вместе с музыкантами и местными бабушками. Теперь этот объект — достопримечательность села Булай Увинского района. На ней уже много народу поиграло за эти годы, прямо видно много-много маленьких вмятин от ударов. На выставке в «БИЗОNе» мы тоже обязательно сыграем вместе со зрителями!

Как давно появился видео-арт в Поволжье? Насколько этот жанр вообще заботит современных художников?

— Знаете, с видео-артом у нас вообще совершенно интересная ситуация. Во-первых, он у нас не шибко сильно развивался. Этот процесс наиболее развит у финно-угорских народов. У нас же даже споры были с художниками, моими друзьями. Я говорю: «Надо делать видео-арты». Они отвечают: «А зачем это надо? Это же кино». Потом я видел много вариаций, как пытаются сделать видео-арт, а он похож на рекламный ролик. Ну зачем тратить время, надо же монетизировать все, делать иррационально не стоит. В принципе, вот разница между тюрками и финно-уграми. В том, что мы рациональные, а финно-угры иррациональные. Они снимают ради того, чтобы снимать, и закладывают просто какие-то более тонкие аспекты видео, которые коммерчески никак не привлекательны. И несут совершенно другую нагрузку, больше культурной среды.

Глядя на удмуртов, наши художники стали перехватывать этот момент. Кстати, видео-арт Нелли Акчуриной был сделан в Удмуртии этим летом. Она нашла материал для него в старом доме, где раньше жили две бабушки. Они умерли, их дом закрыли. Но вещи бережно уложила и сохранила их соседка Таисия Леонидовна. Видео-арт основан на этих предметах, которые были там, в этом доме. Он очень трогательный, обращается к памяти этих двух бабушек, которых, наверное, все бы забыли, если бы Нелли просто не обратилась к ним с благодарностью за то, что они все сохранили.

«На этой выставке вы получите хороший солнечный заряд. Этого не было в концепции — это проявилось уже в процессе развески экспозиции»«На этой выставке вы получите хороший солнечный заряд. Этого не было в концепции — это проявилось уже в процессе развески экспозиции»

— Если бы вас попросили охарактеризовать новую выставку двумя словами, вы бы сказали

— Тепло и солнечно. Сейчас самое темное и холодное время года, когда все выглядит довольно депрессивно. А на этой выставке вы получите хороший солнечный заряд. Этого не было в концепции — это проявилось уже в процессе развески экспозиции. Наверное, это тот дар, который, несмотря ни на что, несет в себе искусство, связанное с культурным кодом нашей земли и нашей дороги.

— «Хороший солнечный заряд» — звучит удивительно позитивно на фоне ваших предыдущих пугающих размышлений вокруг идей Аттали, одного из современных конструкторов «нового дивного мира». Будем считать, что вопреки тревожным трендам современной цивилизации (которые мы особенно остро ощутили в эпоху ковида, «куаризации» и прочих новаций) именно современное искусство дает нам шанс и надежду.  

  • Осока или асока как пишется
  • Осознанно принятое как пишется
  • Осознанно как пишется правильно
  • Осознание трагического одиночества человека перед неразрешимыми проблемами бытия в рассказе казакова
  • Особый смысл рассказа 4 буквы сканворд