Особенности языка сказок о животных

Бытовые сказки отличаются от волшебных. в их основе лежат события каждодневной жизни. здесь нет чудес и фантастических образов, действуют реальные

Бытовые сказки
отличаются от волшебных. В их основе лежат события каждодневной жизни. Здесь нет чудес и фантастических образов, действуют реальные герои: муж, жена, солдат, купец, барин, поп и др. Это сказки о женитьбе героев и выходе героинь замуж, исправлении строптивых жен, неумелых, ленивых хозяйках, господах и слугах, об одураченном барине, богатом хозяине, барыне, обманутой хитрым хозяином, ловких ворах, хитром и смекалистом солдате и др. Это сказки на семейно-бытовые темы. В них выражается обличительная направленность; осуждается корысть духовенства, не следующего священным заповедям, жадность и завистливость его представителей; жестокость, невежество, грубость бар-крепостников.

С симпатией в этих сказках изображен бывалый солдат, который умеет мастерить и рассказывать сказки, суп варит из топора, может перехитрить кого надо. Он способен обмануть черта, барина, глупую старуху. Служилый умело достигает своей цели, несмотря на нелепость ситуаций. И в этом обнаруживается ирония.

Бытовые сказки кратки. В центре сюжета обычно один эпизод, действие развивается быстро, нет повторения эпизодов, события в них можно определить как нелепые, смешные, странные. В этих сказках широко развит комизм, что определяется их сатирическим, юмористическим, ироническим характером. В них нет ужасов, они веселы, остроумны, все сосредоточено на действии и особенностях повествования, которые раскрывают образы героев. «В них, — писал Белинский, — отражается быт народа, его домашняя жизнь, его нравственные понятия и этот лукавый русский ум, столь наклонный к иронии, столь простодушный в своем лукавстве». 1

Одной из бытовых сказок является сказка «Жена-доказчица»
.

Ей присущи все особенности бытовой сказки. Она начинается с зачина: «Жил старик со старухой». Сказка повествует об обычных событиях из жизни крестьян. Сюжет ее быстро развивается. Большое место в сказке отводится диалогам (разговор старухи со стариком, старухи и барина). Герои ее — бытовые персонажи. В ней отражается семейный быт крестьян: герои «крючат» (т. е. снимают) горох в поле, ставят приспособления для рыбной ловли («заезочек»), рыболовные снасти в виде сачка («морду»). Герои окружены бытовыми вещами: старик кладет щуку в «пестерек» (берестяная корзина) и т. д.

В то же время в сказке осуждаются человеческие пороки: болтливость жены старика, которая, найдя клад, всем о нем рассказала; жестокость барина, который приказал выпороть розгами женщину-крестьянку.

В сказке присутствуют элементы необычного: щука в поле, заяц в воде. Но они связаны с реальными действиями старика, который остроумным способом вздумал подшутить над старухою, проучить ее, наказать за болтливость. «Он (старик — А.Ф.) щуку-то взял, заместо ее посадил в морду зайца, а рыбу в поле понес и положил в горох». Старуха всему поверила.

Когда барин стал выпытывать насчет клада, старик хотел умолчать, а его болтливая старуха обо всем рассказала и барину. Она доказывала, что щука была в горохе, заяц в морду попал, а черт с барина шкуру драл. Не случайно сказка называется «Жена-доказчица». И даже тогда, когда ее наказывают розгами: «растянули ее, сердечную, и начали потчевать; она знай себе и под розгами то же сказывает». Барин плюнул и прогнал старика и старуху.

Сказка наказывает и порицает болтливую и упрямую старуху и с сочувствием относится к старику, прославляя находчивость, ум, смекалку. Сказка отражает стихию народной речи.

Бытовые и сатирические русские сказки / Бытовые сказки названия

Бытовые и сатирические русские сказки
имеют в основе события ежедневной жизни людей. Сказки передают быт, в котором участвуют реальные герои: муж и жена, господа и слуги, глупые барыни и сударыни, вор и солдат и конечно хитрый хозяин. Названия в бытовых сказках говорят сами за себя: Каша из топора, барин и мужик, жена спорщица, дочь семилетка, дурак и береза и другие…

Подросткам будут интересны бытовые и сатирические русские сказки («Хорошо, да худо», «Каша из топора», «Неумелая жена»). Они рассказывают о превратностях семейной жизни, показывают способы разрешения конфликтных ситуаций, формируют позицию здравого смысла и здорового чувства юмора по отношению к невзгодам.

Социально бытовые сказки возникли, по мнению исследователей, в два этапа: бытовые — ранее, с формированием семьи и семейного быта во время разложения родового строя, а социальные — с возникновением классового общества и обострением общественных противоречий в период раннего феодализма, особенно во время разложения крепостного строя и в период капитализма. Бытовые сказки названия сказываются, прежде всего в том, что сюжеты имеют в основе две важных общественных темы: социальную несправедливость и социальное наказание.

Какие сказки бытовые? В сказке «Барин и плотник» барин приказал слугам избить встречного плотника за то, что сам ехал из деревни Адковой, а плотник шел из деревни Райковой. Плотник узнал, где живет барин, нанялся к нему строить дом (барин не узнал его), позвал в лес выбирать нужные бревна и там с ним расправился. Сюжет о том, как мужик одурачил барина, в разных формах и вариациях весьма популярен в сказках.

Часто дети просят читать одну и ту же сказку помногу раз. Зачастую, они точно помнят детали и не дают родителям отступить от текста ни на шаг. Это естественная особенность психического развития крохи. Поэтому русские сказки о животных лучше всего передадут маленьким детям жизненный опыт.

Самое любимое детское занятие — это слушать сказки. Их можно читать или рассказывать на память, но обязательно нужно объяснять ребенку смысл. Дело в том, что в сказках содержится мудрость поколений предков. Возможно, она хорошо скрыта в некоторых произведениях, но присутствует всегда. Есть несколько различных видов сказок. В этой статье речь пойдет о бытовых.

Что такое бытовая сказка?

Бытовая сказка представляет собой просто кладезь знаний, ведь в первую очередь она содержит описание народного быта, откуда и пошло ее название. Поскольку эти произведения создаются для детей, то бытовые народные сказки содержат в себе много юмора и захватывающих приключений. Герой бытовой сказки — это не богатырь, а обычный человек, например, солдат, крестьянин или кузнец. Он не совершает ратных подвигов и не имеет волшебных дарований, однако преодолевает все трудности с помощью своей смекалки и ловкости. Также нередко в качестве основного мотива выступает любовная тема — венчание, свадьба или жизнь после замужества.

Эта разновидность сказок появилась не так давно. Бытовые сказки дети лучше всего воспринимают в возрасте от 2 до 7 лет, так что стоит читать их почаще именно в этот период. Также следует обратить внимание на то, что к определенному возрасту подходят те или иные виды сказок.

716559

Какие бывают виды бытовых сказок?

Следует отметить, что бытовые сказки могут быть результатом как народного творчества, так и отдельных авторов. Так, например, Шарль Перро или Салтыков-Щедрин написали немало сказок в бытовом жанре.

Сказки имеют разделение на 3 подгруппы, которые позволяют более точно определить, что такое бытовая сказка:

  • социально-бытовые («Болтливая старуха», «Шемякин суд»),
  • сатирико-бытовые («Мужик и поп», «Барин и мужик»),
  • волшебно-бытовые («Морозко», «Золушка»).

Однако стоит отметить, что сказки можно разделить лишь условно, ведь одно и то же произведение может содержать в себе разные элементы: и сатиру, и волшебство, и просто быт.

716560

Чему учат бытовые сказки?

Бытовые сказки рассказывались и рассказываются детям для того, чтобы указать им правильное направление в жизни, научить их делать верный выбор. Ведь что такое бытовая сказка, если не поучение и наставление будущим поколениям? Она учит нас самому доброму и хорошему, ведь добро всегда побеждает зло, люди, готовые помочь, не пропадают в беде, а наши богатыри всегда готовы защитить свою родину.

Бытовые сказки обычно несут в себе идею о том, что надо быть трудолюбивым и умелым. Таким людям удается все. А неумелых и ленивых в этих сказках обычно высмеивают, и они остаются ни с чем. Так, в бытовых сказках с негативом относятся к господам и попам. Они обычно представляются жадными и ленивыми, а эти качества всегда неприятны людям. Более того, можно говорить о том, что в бытовых сказках ярко заметно героев. Причем у людей низших сословий гораздо больше благородства и доброты, чем у более богатых. Роль бытовой сказки в том, чтобы обличать ложь и показывать именно социальные трудности и проблемы, существующие в обществе.

716561

Волшебные бытовые сказки

Часто жанры сказок могут смешиваться, как например в волшебно-бытовых сказках. В них обычно присутствуют 2 мира, один из которых — реальный, а второй — вымышленный. Так, знаменитое начало «В некотором царстве…» и является главным показателем волшебной сказки. Также помимо фантастического мира здесь присутствуют и наделенные особыми силами, как, например, Кощей или Баба-яга.

Волшебные бытовые сказки могут рассказывать о героях («Василиса Прекрасная»), заблудившихся детях («Двенадцать месяцев») или о людях с определенными способностями («Марья Искусница»). Они всегда начинаются с того, что старшие оставляют младших или сильные оставляют слабых одних, а те, в свою очередь, нарушают строго установленный запрет. Такая форма подачи является наиболее запоминающейся для детей.

В таких сказках обязательно присутствует волшебный добрый помощник или предмет, с помощью которых и одерживается победа над злодеем.

Пожалуй, очень интересны детям сказки волшебные бытовые о животных. В русских сказках часто встречаются домашние животные у злодеев, например, у Бабы-яги. Обычно это коты, которые помогают положительным персонажам спастись. Оно и неудивительно, ведь животных хозяева практически не кормят и уж тем более не ласкают.

716562

Бытовые сказки о животных

Среди прочих разновидностей сказок существуют и сказки о животных. Они могут рассказывать как о простых существах, которые обитают в лесу («Волк и семеро козлят», «Лиса и заяц» и прочие), так и о волшебных «Конек-горбунок»). Сказка о животных бытовая обязательно предполагает умение этих существ разговаривать и мыслить, как люди. В бытовых сказках о животных они зачастую имеют вполне человеческие проблемы и эмоции, а также условия жизни. По сути, речь идет на самом деле о людях.

Отличительная черта русских сказок о животных — все звери наделены в них особыми, характерными чертами. Так, все знают с детства, что лиса — хитрюга, заяц трудолюбив, а волк жесток.

716564

Бытовые сказки народов России

Невозможно переоценить значение бытовых сказок. Так, каждый народ не только нашей большой России, но и всего мира знает, что такое бытовая сказка, и рассказывает ее детям. Каждый народ имеет свои сказки, однако сюжет их часто повторяется. Тем не менее, благодаря им мы можем узнать больше о культуре другого народа и лучше понять его. Это очень важно в такой как Россия. Когда дети слушают сказки своего народа в раннем возрасте, они гораздо лучше воспринимают именно их, чем зарубежные произведения.

Сказка о богатыре Назнае

Жанры сказок очень разнообразны, поэтому порой для описания героя может отлично подойти и бытовая сказка. Богатырь Назнай и его действия относятся именно к такому случаю.

В этой сказке речь идет о богатыре, который сам не умел ничего, однако смог стать царем. Дело в том, что ему очень везло, и с врагами он расправлялся просто волей случая. Богатырь был настолько непутевым, что его Но он догадался написать на мече о том, что убил 500 человек одним ударом (хотя на самом деле он погубил всего лишь 500 мух). Об этом прознал царь, пригласил богатыря и женил его на своей дочери. Подвигов, по сути, богатырь не совершал, но ему очень везло, и он расправлялся с врагами. Так, он убил змея просто упав на него с дерева во сне, а трех злых богатырей победил, поссорив их: они сами друг друга убили.

В конце сказки, испугавшись и начав раздеваться, Назнай напугал войско нападавших, потому что те подумали, что перед ними Благодаря победе он стал царем. По сути, перед нами бытовая сказка, поскольку геройства в ней нет, только удача. Герой справляется с трудностями благодаря ей и своей смекалке.

5 названий бытовых русских народных сказок и получил лучший ответ

Ответ от [Леночка][гуру]
Выбирайте:
Каша из топора
Федул и Меланья
Барин и собака
Барин и мужик
Добрый поп
Барин-кузнец
Горшок
Дочь-семилетка
Дурак и береза
Жена-спорщица
Заяц
Иванушка-дурачок
Как поп работницу нанимал
Лутонюшка
Наговорная водица
Не любо — не слушай
Петухан Куриханыч
Похороны козла
Про нужду
Солдатская шинель
Три калача и одна баранка
Хорошо, да худо
Чего на свете не бывает
Докучные сказки

Ответ от Їерный Тракторист
[гуру]
Так пять или шесть? О_о Репка, Колобок, По щучьему велению.. . Так навскидку больше ничего не приходит. Вопрос: 3 медведя и Маша и медведь — это БЫТОВЫЕ сказки, или нет?
А, еще вспомнил: как барину мужик гуся делил. Только точного названия не помню…

Ответ от А.УМАРОВ
[гуру]
курочка Ряба, колобок, репка, маша и медведь, лиса и волк, лиса и журавль

Ответ от сергей афанасьев
[активный]
Колобок
Зайкина избушка
Лисичка-сестричка и волк
За лапоток — курочку, за курочку — гусочку
Лиса-повитуха
Лиса, заяц и петух
Мизгирь
Звери в яме
Маша и медведь
Теремок
Лиса-исповедница
Мужик, медведь и лиса
Овца, лиса и волк
Нет козы с орехами
Волк и козлята
Кот — серый лоб, козел да баран
Лиса и тетерев
Лиса и журавль
Лиса и рак
Лиса и кувшин
Лиса и козёл
Зимовье зверей
Кот и Лиса
Кот, петух и лиса
Яичко (Курочка Ряба)
Лев, щука и человек
Война грибов
Бобовое зернышко
Журавль и цапля
О щуке зубастой
Волшебные сказки
Солнце, Месяц и Ворон Воронович
Пёрышко Финиста ясна сокола
Сума, дай ума!
Дочь и падчерица
Крошечка -Хаврошечка
Ведьма и Солнцева сестра
Царевна-лягушка
Королевич и его дядька
Морозко
Снегурочка
Василиса Прекрасная
Баба-яга
Баба-яга и Заморышек
Терешечка
Гуси-лебеди
Три царства — медное, серебряное и золотое
Правда и Кривда
Сестрица Аленушка и братец Иванушка
Кузьма Скоробогатый
По щучьему веленью
Сказка о молодильных яблоках и живой воде
Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что
Мальчик с пальчик
Чивы, чивы, чивычок…
Иван — коровий сын
Иван-царевич и серый волк
Сивка-бурка
Морской царь и Василиса Премудрая
Сказка о славном, могучем богатыре Еруслане Лазаревиче
Иван — крестьянский сын и чудо-юдо
Марья Моревна
Волшебное кольцо
Окаменелое царство
Заколдованная королевна
Хрустальная гора
Белая уточка
Вещий сон
Волшебная дудочка
Глиняный парень
Горе
Клад
Лихо одноглазое
Никита Кожемяка
Ночные пляски
Петух и жерновцы
Птичий язык
Семь Симеонов
Солдат и черт
Хитрая наука
Черт-заимодавец
Чудесная рубашка
Шабарша
Волшебный конь
Бытовые сказки
Каша из топора
Федул и Меланья
Барин и собака
Барин и мужик
Добрый поп
Барин-кузнец
Горшок
Дочь-семилетка
Дурак и береза
Жена-спорщица
Заяц
Иванушка-дурачок
Как поп работницу нанимал
Лутонюшка
Наговорная водица
Не любо — не слушай
Петухан Куриханыч
Похороны козла
Про нужду
Солдатская шинель
Три калача и одна баранка
Хорошо, да худо
Чего на свете не бывает -вроде всё

Ответ от Artem michailin
[новичек]
Каша из топора

Ответ от Ёергей Старых
[активный]
каша из топора

Ответ от Игорь Шведов
[новичек]
спасибо

Ответ от Наталья Соломеина
[новичек]
пасибо

Ответ от Просто Милашка
[новичек]
Бытовые:
1.Про нужду
2.Солдатская шинель
3.Три калача и одна баранка
4.Хорошо, да худо
5.Не любо — не слушай
6.Петухан Куриханыч
7.Чего на свете не бывает
8.Докучные сказки
9.Каша из топора
10.Федул и Меланья
11.Барин и собака
12. Барин и мужик
13. Добрый поп
14.Барин-кузнец
15.Горшок
16. Дочь-семилетка
17. Дурак и береза
18. Жена-спорщица
19.Заяц

Ответ от Ольга Иванова
[новичек]
Спасибо

Ответ от Алла Чеснокова
[активный]
cgfcb,j

Ответ от Ольга Мартыненко
[новичек]
Ямщик и купец
Щука с хреном
Шесть братьев — все Агафоны
Шемякин суд
Шел солдат домой
Что на базар везешь?
Что дальше слышно
Чистота, благодать и красота
Черт-заимодавец
Чего на свете не бывает
Церковная служба
Царь, старик и бояре
Царь Иван и лапотник
Худая жена
Хорошо, да худо
Хлыст и Подлыгало
Фомка — шут
Фома и Ерема
Фома Беренников
Федул и Меланья
Умный работник
Удалой батрак
У одной бабы был муж глухой
У мужика в сенях висел кусок сала
Три калача и одна баранка
Топанье и ляганье
Тини-тини, потягивай…
Суд
Стоит река — вся из молока, берега — из киселя
Старухина молитва
Сосватанные дети
Солдатская школа
Солдатская шинель
Солдатская загадка
Солдат-сказочник
Солдат и царь в лесу
Солдат и сало
Солдат и пельмени
Сказка о богатыре Голе Воянском
Сердитая барыня
Свинья на свадьбе
Сапожник на небе
Самоцветный камень
Рыбацкая и охотничья байки
Рифмы
Репка
Репа и мед
Репа
Разговор
Про одного солдата
Про нужду
Про мужика-бедняка
Пришли вятские в Москву
Присказка
Привычки
Похороны козла
Посуленная половина
Поповские увёртки
Попова корова
Поп Пахом
Поп на том свете
Поп на празднике
Поп и работник
Поп и мальчик
Поп и дьякон
Помещик и староста
Повез мужик в город три четверти ржи продавать
По копейке блестка
Плотник и клин
Пётр 1 и мужик
Петухан Куриханыч
Охотник и его жена
Оклеветанная купеческая дочь
Одна глупая баба
О цыгане
О поселянине и медведице
Ночь на Ивана Купалу
Неумелая жена
Неразгаданная загадка
Неграмотная деревня
Наставление отца
Наговорная водица
Набитый дурак
Мужицкий кафтан
Мужик и поп
Мужик и медведь (Вершки и корешки)
Мужик и заяц
Муж и жена
Морока
Мизгирь
Мена
Лиса и дрозд
Лень да Отеть
Ленивая жена
Лгало и Подлыгало
Купил мужик гуся к празднику и повесил в сенях
Куда, миленький, снаряжаешься?
Кому будет лучше в судный день
Коли утонешь
Кобылье яйцо
Каша из топора
Какофей
Как старуха нашла лапоть
Как старик домовничал
Как поп работницу нанимал
Как мужик гусей делил
Как муж отучил жену от сказок
Как муж дома хозяйничал
Как Иван-дурак дверь стерёг
Как дьякона мёдом угощали
Как дела в Ростове?
Как барин овцу купил
Извозчик и лошадь
Иван грозный и вор
Знахарь
Заяц
Загадки
Завещание
За дурной головой — ногам работа
Жена-спорщица
Жена-доказчица
Дурак и береза
Думы
Дочь-семилетка
Дочь и падчерица
Дорогой обед
Дорогая кожа
Дока на доку
Догада
Добрый поп
Дедушка и внучек
Две старухи и архиерей
Два приятеля
Два Ивана — солдатских сына
Два вора
Давно было…
Государь Сидор Карпович
Горшок
Горшечник
Горшеня
Глупый мужик
Глупый жених
Глупая барыня
Выдали девку замуж
Воры и судья
Ворона и рак
Вороватый мужик
Волшебный кафтан
Вещий дуб
В одном селе жил-был старик
Был в одной помещичьей деревне управляющий-немец
Брито — стрижено
Брат и сестра
Большой дом из одного кирпичика
Болтливая баба
Беспамятный зять
Беззаботный монастырь
Беззаботная жена
Безграмотная деревня
Бедный барин и слуга
Батюшка, отпусти!
Барские гуси
Барин-кузнец
Барин лает в церкви
Барин и староста
Барин и собака
Барин и мужик
Барин и гусак
Барин — слуга
Баба и два солдата
Афонька! Где был-побывал?..

Крестникова Марина

Русские народные бытовые сказки, их роль в развитии детей дошкольного возраста

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ БЫТОВЫЕ СКАЗКИ

Детская литера

ВВЕДЕНИЕ

Народная сказка
входит в жизнь ребёнка очень рано и остаётся с ним на протяжении всего детства, а потому трудно переоценить её влияние на развивающуюся личность
. Популярность этого жанра у детей
объясняется её характерными особенностями.

Во-первых, сказка
предлагает перенестись в вымышленный мир
: именно так воспринимают всё, что происходит в сказке и рассказчик
, и слушатель. Это значит, что в сказке возможно всё
, что невозможно в реальности — чудесные события, волшебные превращения, неожиданные перевоплощения. Поэтому сказка
отвечает детской склонности к фантазии и вере в чудеса.

Но самая большая ценность сказки
— это непременное торжество добра и справедливости в финале. Мир сказки — это идеальный мир
, образ которого живёт в душе не только ребёнка, но и взрослого. Однако, как уже отмечалось, ребёнок склонен видеть реальность в светлых тонах, а потому сказочный
взгляд на мир ему необычайно близок.

Бытовая сказка
представляет собой просто кладезь знаний, ведь в первую очередь она содержит описание народного быта
, откуда и пошло ее название. Поскольку эти произведения создаются для детей
, то бытовые народные сказки
содержат в себе много юмора и захватывающих приключений. Герой бытовой сказки — это не богатырь
, а обычный человек, например, солдат, крестьянин или кузнец. Он не совершает ратных подвигов и не имеет волшебных дарований, однако преодолевает все трудности с помощью своей смекалки и ловкости. Также нередко в качестве основного мотива выступает любовная тема — венчание, свадьба или жизнь после замужества.

Эта разновидность сказок
появилась не так давно. Бытовые сказки
дети лучше всего воспринимают в возрасте от 2 до 7 лет
, так что стоит читать их почаще именно в этот период. Также следует обратить внимание на то, что к определенному возрасту
подходят те или иные виды сказок
.

1. Виды сказок

Следует отметить, что бытовые сказки
могут быть результатом как народного творчества
, так и отдельных авторов. Так, например, Шарль Перро или Салтыков-Щедрин написали немало сказок в бытовом жанре
.

Сказки
имеют разделение на 3 подгруппы, которые позволяют более точно определить, что такое бытовая сказка
:

социально-бытовые
(«Болтливая старуха», «Шемякин суд»,

сатирико-бытовые
(«Мужик и поп», «Барин и мужик»,

волшебно-бытовые
(«Морозко», «Золушка»)
.

Однако стоит отметить, что сказки
можно разделить лишь условно,ведь одно и то же произведение может содержать в себе разные элементы
: и сатиру, и волшебство, и просто быт.

Чему учат бытовые сказки
?

Бытовые сказки рассказывались и рассказываются детям для того
, чтобы указать им правильное направление в жизни, научить их делать верный выбор. Ведь что такое бытовая сказка
, если не поучение и наставление будущим поколениям? Она учит нас самому доброму и хорошему, ведь добро всегда побеждает зло, люди, готовые помочь, не пропадают в беде, а наши богатыри всегда готовы защитить свою родину. Бытовые сказки
обычно несут в себе идею о том, что надо быть трудолюбивым и умелым. Таким людям удается все. А неумелых и ленивых в этих сказках обычно высмеивают
, и они остаются ни с чем. Так, в бытовых сказках
с негативом относятся к господам и попам. Они обычно представляются жадными и ленивыми, а эти качества всегда неприятны людям. Более того, можно говорить о том, что в бытовых сказках
ярко заметно социальное неравенство героев. Причем у людей низших сословий гораздо больше благородства и доброты, чем у более богатых. Роль бытовой сказки в том
, чтобы обличать ложь и показывать именно социальные трудности и проблемы, существующие в обществе.

Сказка
всем своим содержанием утверждала
: кто работает, тот и должен обладать богатством. Интересно, что, разбогатев,мужик не перестает трудиться
: сказка
не представляет своего героя вне трудовой деятельности.

Осмеянию в социально-бытовых сказках
, как в „Сказке о Ерше Ершовиче
«, „Вороне», подверглось судопроизводство средневековой Руси и даже сам царь. Неразумность; несправедливость решений суда народ
объяснял глупостью судей, взяточничеством, но в сказках
он как бы восстанавливал справедливость. Ненаказанным уходит бедняк от суда Шемяки („Шемякин суд», отбивается благодаря смекалке своей дочери от неправедного суда воеводы мужик, отгадывающий загадки лучше, чем его недалекий, но богатый брат („Семилетка», и т. д.

Во всем этом сказывался оптимизм народа
, его вера в возможность мира и согласия в обществе и семье, его мечты о счастливом будущем. Довольно долго связывал народ
утверждение на земле справедливости с именем царя. Считалось, что царя окружают нечестные, тщеславные, глупые бояре и приближенные. В сказках они высмеиваются
, высмеиваются зло и остро (например, в сказках „Горшеня
«, „Елевы шишки», царь же изображается мудрым человеком, наказывающим глупцов и награждающим умного мужика. Но в сказке „Царь и портной
» царь показан уже таким же,как и его приближенные
: презирающим простого человека, глуповатым и смешным.

2. Система образов бытовых сказок

Так называемые бытовые сказки — это сказки
, в которых отражается народный
быт и повседневная жизнь, реальная действительность, без всяких чудес, без всякого волшебства.

Бытовые сказки
— это самые настоящие сатирические народные произведения
.

Сатира заключается в явно выраженной насмешке над жадностью, скупостью, глупостью людей, большей частью богатеев.

Высмеиваются эти качества у барина, купца, попа, даже самого царя не жалеют.

С детства всем знаком герой бытовых сказок Иванушка-дурачок
.

Даже в названиях многих сказок фигурирует это имя
: «Сказка про Ивана-дурака
«, «Иванушка-дурачок», «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо», «Как Иван-дурак дверь стерег».

Обычно этот герой всеми презирается, вернее сказать
, презирается теми, кто считает его глупым, неразумным среди них, «разумных». А на деле этот простодушный дурачок оказывается едва ли не единственным разумным существом.

Он вовсе не глуп, а просто наивен, добродушен, бескорыстен. Вот вокруг него люди обманывают друг друга, хитрят, жадничают, хотят нажить богатство всеми способами, тешат свое самолюбие, а Иванушка лежит себе на печи, мечтает, он рад бывает немногому — красной рубахе да доброму слову. И счастье — то приходит к нему, а не к тем, кто стремился к богатству, к высокому чину. Дурачок женится на какой-нибудь красавице-царевне, сам становится красавцем писаным.

В бытовых сказках
бескорыстие берет верх над жадностью, скупостью, ум и смекалка — над глупостью, настоящая честь — над спесью.

И в этом глубокий смысл таких сказок
.

Конечно, героями таких сказок
, кроме Иванушки, являются обычные мужики, старик со старухой, братья, работник, крестьянин, солдат.

Вот, например, сказки о служивом
: «Каша из топора», «Солдатская шинель», «Солдат и чёрт», «Солдатская школа».

У русского народа очень много сказок
, не раз выпускались сборники сказок русских
.

Привести весь список даже только бытовых
нет никакой возможности.

Многим людям с детства помнятся такие сказки
,например
: «Горшеня», «Лутонюшка», «Горе», «Соль», «Чего на свете не бывает», «Добрый поп», «Репка», «Спрятанный клад», «Мудрый слуга».

Во всех сказках веселая шутка
, ироническая шутка переплетается, перемежается с серьезными оценками дел людских.

3. Жанровые особенности сказки

Детское сознание, которое проходит первые этапы своего формирования именно благодаря восприятию реалистичных рассказов
, намного восприимчивее взрослого. И, несмотря на то, что само понятие сказки
существует уже несколько сотен лет, малыши получают свои первые знания в этой жизни, как и много веков назад, именно благодаря таким рассказам
.

Самые распространенные русские народные бытовые сказки
учат малышей правильно воспринимать жизненные ценности, а также учат верить, любить. Сказки дают понимание того
, что добро всегда рядом, а чудеса могут происходить с нами каждый день и в реальном мире.

Зачастую в сюжетах бытовых сказок разных народов
встречаются как добрые, так и злые персонажи. Конечно, добро всегда побеждает, несмотря на все превратности судеб героев. И такая закономерность неслучайна. Ведь именно такое восприятие развитие сказочного
сюжета помогает ребенку стремиться к лучшему, и совершать добрые поступки в реальной жизни.

А вот жизненные испытания, которые судьба подкидывает персонажам бытовых сказок
, учат малышей смирению и терпению. Но при этом очень важно, чтобы название и сюжет сказки
смогли донести до сознания ребенка то, что счастливый конец обязательно наступит, стоит только чуточку постараться.

Конечно, бытовые сказки
далеки от жанра фентэзи, но волшебство в них тоже есть. Ведь когда ситуация, в которую попадают персонажи, оказывается безнадежной, обязательно появляется ее решение. Такие чудеса дают малышу не только подсознательное ощущение защищенности, но и стимулируют его любознательность и самостоятельное развитие
.

Бытовая
(сатирическая)
сказка
наиболее близка к повседневной жизни и, даже не обязательно, вктючает в себя чудеса. Одобрение или осуждение всегда подается в ней открыто,четко выражается оценка
: что безнравственно, что достойно осмеяния и т. п. Даже когда кажется, что герои просто валяют дурака, потешают слушателей, каждое их слово, каждое действие наполнены значительным смыслом, связаны с важными сторонами жизни человека.

Постоянными героями сатирических сказок выступают
«простые»
бедные люди. Однако они неизменно одерживают верх над «непростым»
— богатым или знатным человеком. В отличие от героев волшебной сказки
здесь бедняки достигают торжества справедливости без помощи чудесных помощников — лишь благодаря уму, ловкости, находчивости да еще удачным обстоятельствам.

Бытовая сатирическая сказка
веками впитывала в себя характерные черты жизни народа
и его отношения к власть предержащим, в частности к судьям, чиновникам.

В бытовых сказках
появляются порой и персонажи-животные, а возможно и появление таких абстрактных действующих лиц, как Правда и Кривда, Горе-Злосчастье. Главное здесь не подбор персонажей, а сатирическое осуждение людских пороков и недостатков.

Порой в сказку
вводится такой специфический элемент детского фольклора, как перевертыш. При этом возникает смещение реального смысла, побуждающее ребенка к правильной расстановке предметов и явлений. В сказке
перевертыш укрупняется, вырастает до эпизода, составляет уже часть содержания. Смещение и преувеличение, гиперболизация явлений дают малышу возможность и посмеяться, и подумать.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сказка
— один из интереснейших жанров устного творчества. Борьба добра со злом, вера в торжество справедливости, светлое будущее — все это нашло свое отражение в народных бытовых сказках
.

Бытовые сказки кратки
. В центре сюжета обычно один эпизод, действие развивается быстро
, повторений эпизодов нет, события в них можно определить как нелепые, смешные и странные. В этих сказках широко развит комизм
, что определяется их сатирическим, юмористическим, ироническим характером. Также в них нет ужасов, они веселы, остроумны, все сосредоточено на действии и особенностях повествования, которые раскрывают образы героев.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аникин В. П. Русская народная сказка/В
. П. Аникин – М.
: Просвещение, 1977 – 430с.

2. Детская литература. Учебное пособие для педагогических училищ. Под ред. Е. Е. Зубаревой — М.
: Просвещение, 1989 –398с.

3. Никифоров А. И. Сказка
, её бытование и носители/А
. И. Никифоров – М.
: Просвещение, 1930 – 105с.

4. Пастернак Н. Сказки
нужны ребенку как воздух/ Дошкольное образование
. — № 8-2008. -23-35с.

5. Пропп В. Я. Русская сказка/ В
. Я. Пропп – Л.
: Лениздат, 1984 –263с.

6. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки/ В
. Я.

7. Пропп – Л.
: Лениздат, 1986 – 415с.

8. Юдин Ю. Дурак, шут, вор и черт (исторические корни бытовой сказки
)
. Изд.
: Лабиринт-К, 2006-336с



В процессе обучения речевое развитие дошкольников и младших школьников меняется под воздействием обучающей программы, словарный запас расширяется, речевая деятельность помогает формировать литературный язык.

В период с 6–8 лет детям читают преимущественно фольклор. По толковому словарю С. И. Ожегова, фольклор представляет собой народное творчество [5]. Д. Н. Ушаков в своём словаре даёт фольклору определение «устное народное творчество; совокупность верований, обычаев, традиций» [6]. В словаре Т. Ф. Ефремовой определение фольклора звучит следующим образом: «произведения, создаваемые народом и бытующие в нём» [2]. Таким образом, мы можем сделать вывод, что фольклор представляет собой народное творчество, художественное произведение, которое создаётся и пересказывается из поколения в поколение.

Чтение художественной литературы даёт базу как для освоения языка, так и для освоения грамоты и письма в будущем. В это же время речь дошкольников и младших школьников имеет предпосылки к формированию грамотной, самостоятельной речи. Здесь важно обратить внимание на речь учителя, которая в данном случае выступает как образец, эталон, на который опираются дети.

Л. В. Щерба понимал речевую деятельность как «совокупность актов говорения и понимания» [4, с. 227], А. А. Леонтьев — как отражение системы языка в сознании говорящего [3 с. 20]. В лингвистическом энциклопедическом словаре под речевой деятельностью понимается «…один из трёх аспектов языка наряду с психологической «речевой организацией» и «языковой системой»; «языковой материал», включающий сумму отдельных актов говорения и понимания» [8]. Таким образом, мы можем сделать вывод, что речевая деятельность — это активный целенаправленный процесс, сформулированный посредством языка, направленный на коммуникативную деятельность. Основной её компонент можно представить следующим образом: потребность в общении, которая возникает в определённой ситуации и отражает появление намерения и мотива высказывания.

Речь детей к моменту поступления в школу имеет своеобразные речевые пробелы в произношении звуков. Этому может быть несколько причин:

− нарушение иннервации речевого аппарата;

− недостаток зубов;

− нарушение интеллекта.

На основе анализа детской речи мы можем выделить лингвистическую классификацию, которая выделяет группу фонетических и лексико-грамматических нарушений. Фонетические нарушения включают в себя нарушения одного или нескольких звуков. Лексико-грамматическая включает в себя ограниченный словарный запас и недоразвитие импрессивной и экспрессивной речи. Опираясь на группы данной классификации, можно выявить, что в возрасте 6–8 лет у дошкольников и младших школьников преимущественно, нарушаются сложные, или сонорные звуки [л], [р], плюс ко всему, речь имеет бедный словарный запас и грамматические нарушения. Лингвистический анализ речи дает возможность определить уровень и специфику ошибок в высказываниях, охарактеризовать особенности использования языковых средств. Это, в свою очередь, позволяет сделать выводы о типичных и индивидуальных особенностях речеязыковой деятельности, а также разработать адекватную систему коррекционной работы [7, с. 129]. Анализ данной классификации позволил выявить основные уровни, на которых происходят основные лингвистические нарушения речи. Знания структуры данных уровней, их взаимодействия между собой позволят своевременно выявить группы риска возникновения речевой патологии и провести необходимую коррекцию. Особенно, в данном случае помогает фольклор, так как это категория книг читается чаще всего дошкольниками и младшими школьниками, и на этом материале уже видны речевые нарушения.

Сказки можно разделить на несколько групп:

− сказки о животных;

− сказки о взаимодействии людей и животных;

− сказки-притчи;

− бытовые сказки;

− сказки-страшилки;

− волшебные сказки и прочие.

Приблизительно с шестилетнего возраста ребенок начинает предпочитать волшебные сказки [1]. В процессе занятий по речевому развитию рекомендуются следующие основные виды деятельности детей:

− прослушивание сказок и их запоминание;

− пересказ сказки одним ребенком или поочередно (по предложениям) группой детей;

− сочинение продолжения к известной сказке или иного конца сказки;

− сочинение сказок (группой или индивидуально);

− рисование сказок;

− инсценировка сказок (кукольный театр, музыкальный спектакль);

− игры, основанные на сказочных образах и сюжетах, связанных с явлениями природы и животным миром.

Основными психолингвистическими задачами на материале фольклора являются:

− формирование у детей анализировать поступки героев;

− активизирование словаря посредством диалоговой речи;

− формирование навыка правильной формулировки ответа на вопрос по содержанию прочитанного;

− формирование навыка пересказа отдельных частей, полностью произведения, с продолжением, по ролям.

Исследования речи дошкольников и младших школьников г. Оренбурга показали, что наибольшая вариация речевых нарушений с психолингвистического аспекта находится в фонетических и лексико-грамматических разделах лингвистической классификации нарушений речи.

Для достижения исследования было выбрано 24 ребёнка, в возрасте от 6–8 лет. Среди них 2 дошкольника и 22 школьника. В исследовании участвовали 2 дошкольника (1 мальчик и 1 девочка) и 4 школьника (1 девочка и 3 мальчика) с задержкой психического развития. Материал исследования: два фольклорных произведения: «Колобок» и «Репка».

Исследование нарушений детской речи проводилось на материалах двух сказок, «Колобок» и «Репка». Дети пересказывали данные вариации фольклора после прослушивания данного фольклорного материала, результаты речевых нарушений заносились в таблицу. С психолингвистического аспекта на материале сказок «Колобок» и «Репка» показали, что у мальчиков чаще нарушаются сложные артикуляторные звуки «Р», «Л», и у них ярко выражена бедность словарного запаса. У девочек в свою очередь словарный запас богаче за счёт нахождения в нём большого количества глаголов, местоимений и предлогов. Нарушения звуков у девочек чаще были незначительные –нарушения более лёгких по произношению звуков «С», «Ч».

Различия нарушений детской речи по гендерному признаку можно объяснить тем, что у девочек с рождения левое полушарие созревает быстрее, чем у мальчиков, в левом полушарии находятся речевые центры Брока и Вернике, которые отвечают за восприятие и порождение речи.

При пересказе сказки «Колобок» мальчики действовали последовательно: «бабка сделала колобка»-«он укатился»-«встретил зайца»-«встретил волка»-«встретил медведя»-«встретил лису»-«его съели». Девочки обращали больше вниманий на детали: «жили-были старенькие дедушка и бабушка»-«попросил дедушка бабушку испечь колобок»-«старенькая бабушка медленно и верно пошла соскребать муку для теста»… и т. д.

При рассказе сказки «Репка» дошкольники с задержкой психического развития чаще забывали последовательность, кто за кем шёл, рассказывали коротко и по делу. Школьники с задержкой психического развития рассказывали наравне с обычными школьниками. При анализе рассказов данной сказки можно сказать, что школьники, преимущественно мальчики, рассказали лучше, чем девочки, последовательность была соблюдена точнее, но при этом, фонетические и лексико-грамматические нарушения у мальчиков выражены ярче, чем у девочек. У них чаще нарушались сонорные звуки, и фразы речь состояла из простых предложений.

Таким образом, опираясь на анализ полученных данных, мы можем сказать, что дошкольники с задержкой психического развития усваивают фольклор гораздо медленнее, а школьники с задержкой психического развития усваивают сказки наравне с обычными детьми. Преимущественное различие тут в речи, так как речь мальчиков и в дошкольном, в младшем школьном возрасте формируется позже, чем у девочек.

Полученные результаты данного исследования показали нам важность и необходимость использования фольклора для развития детской речи, которое способствовало бы формированию у младших школьников навыка продуцирования текста, повышению теоретических знаний о структуре сказок, развитию связной речи учащихся, формированию умения на практике применять теоретические знания.

Литература:

1. Ачисова Н. И. Волшебный мир сказок//Символ науки.2017.№ 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/volshebnyy-mir-skazok

2. Ефремова Т. Ф. Толковый словарь / Т. Ф. Ефремова. — М.: Астрель, 2005. — 1168 с.

3. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность / А. А. Леонтьев. — М: Просвещение, 1969. — 214 с.

4. Лурия, А. Р. Язык и сознание / А. Р. Лурия. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. — 416 с.

5. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов. — М.: Оникс, 2010. — 736 с.

6. Ушаков Д. Н. Большой толковый словарь русского языка / Д. Н. Ушаков. — М.: Славянский дом книги, 2014. — 960 с.

7. Шахнарович A. M. К проблеме психолингвистического анализа детской речи / А. М. Шахнарович.– М: Просвещение, 1974. — 134 с.

8. Ярцева В. Н. Лингвистический энциклопедический словарь / В. Н. Ярцева. — М: Советская энциклопедия, 1990. — 683 с.

Основные термины (генерируются автоматически): психическое развитие, детская речь, речевая деятельность, школьник, девочка, нарушение, сказка, левое полушарие, народное творчество, психолингвистический аспект.

Инфоурок

Литературное чтение
ПрезентацииПрезентация по литературному чтение на тему»Р Н Сказки Виды, отличительные черты,Выразительные средства языка .»(2 класс)

Русские народные сказки.

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Русские народные сказки.

    Описание слайда:

    Русские народные сказки.

  • 2 слайд

    Определение жанра сказкиСказка – древнейший народный жанр литературы фантасти

    Описание слайда:

    Определение жанра сказки
    Сказка – древнейший народный жанр литературы фантастического характера, имеющий целью нравоучение или развлечение.
    Словарь русской литературы.

  • 3 слайд

    Отличительные черты сказкиСказочные события Сказочные герои Сказочные существ

    Описание слайда:

    Отличительные черты сказки
    Сказочные события
    Сказочные герои
    Сказочные существа
    Необычность обстановки
    Особая манера повествования
    Вариативность текста
    Автор коллективен

  • 4 слайд

    Виды русских народных сказокВолшебные сказки Сказки о животныхБытовые сказ

    Описание слайда:

    Виды русских народных сказок
    Волшебные
    сказки
    Сказки о животных
    Бытовые
    сказки
    далее

  • 5 слайд

    Волшебные сказкиОбщие особенности Герои Примеры названийназад

    Описание слайда:

    Волшебные сказки
    Общие особенности
    Герои
    Примеры названий
    назад

  • 6 слайд

    Общие особенности Волшебных сказокНаличие чуда Столкновение с волшебной силой

    Описание слайда:

    Общие особенности
    Волшебных сказок
    Наличие чуда
    Столкновение с волшебной силой
    Волшебные персонажи
    Волшебные предметы
    Описание
    назад

  • 7 слайд

    Герои волшебных сказокДеление на положительных и отрицательных Борьба с волше

    Описание слайда:

    Герои волшебных сказок
    Деление на положительных и отрицательных
    Борьба с волшебной силой
    Вымышленные персонажи
    Обычные люди
    назад

  • 8 слайд

    Что можно прочитать«Василиса Прекрасная» «Гуси-лебеди» «Сестрица Алёнушка и б

    Описание слайда:

    Что можно прочитать
    «Василиса Прекрасная»
    «Гуси-лебеди»
    «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
    «Белая уточка»
    «По щучьему веленью»
    назад

  • 9 слайд

    Сказки о животныхОбщие особенности Герои Примеры названийназад

    Описание слайда:

    Сказки о животных
    Общие особенности
    Герои
    Примеры названий
    назад

  • 10 слайд

    Общие особенности Сказок о животныхИносказательность Ясность оценки героев Ан

    Описание слайда:

    Общие особенности
    Сказок о животных
    Иносказательность
    Ясность оценки героев
    Антропоморфизм
    Быстродействие
    Диалог
    Облегчённая композиция
    назад

  • 11 слайд

    Герои сказок о животныхТрадиционные типыЛиса – хитрая Волк – глупый Заяц - тр

    Описание слайда:

    Герои сказок о животных
    Традиционные типы
    Лиса – хитрая
    Волк – глупый
    Заяц — трусливый
    Олицетворены
    назад

  • 12 слайд

    Что можно прочитать«Лиса и журавель» «Ворона и рак» «Кошкин дом» «Семеро козл

    Описание слайда:

    Что можно прочитать
    «Лиса и журавель»
    «Ворона и рак»
    «Кошкин дом»
    «Семеро козлят»
    «Волк и лиса»
    назад

  • 13 слайд

    Социально-бытовые сказкиОбщие особенности Герои Примеры названийРазновидности

    Описание слайда:

    Социально-бытовые сказки
    Общие особенности
    Герои
    Примеры названий
    Разновидности
    назад

  • 14 слайд

    Разновидности бытовых сказокСказка-анекдот Докучные сказки Сказка-загадка Ска

    Описание слайда:

    Разновидности бытовых сказок
    Сказка-анекдот
    Докучные сказки
    Сказка-загадка
    Сказки-насмешки
    назад

  • 15 слайд

    Общие особенностиБытовых сказокОтсутствие фантастики Реальные конфликты Сказо

    Описание слайда:

    Общие особенности
    Бытовых сказок
    Отсутствие фантастики
    Реальные конфликты
    Сказочное разрешение
    Смысловой акцент-развязка
    Жестокий юмор
    назад

  • 16 слайд

    Герои бытовых сказокГерой хитёр Герой удачлив Дурак в глазах других Герой бла

    Описание слайда:

    Герои бытовых сказок
    Герой хитёр
    Герой удачлив
    Дурак в глазах других
    Герой благороден
    назад

  • 17 слайд

    Что можно прочитать«Иванушка-дурачок» «Солдатская сказка» «Каша из топора» «Р

    Описание слайда:

    Что можно прочитать
    «Иванушка-дурачок»
    «Солдатская сказка»
    «Каша из топора»
    «Репка»
    «Как мужик гуся делил»
    назад

  • 18 слайд

    Изобразитель-выразительные средстваРусских народных сказокАнтитезаСказочные ф

    Описание слайда:

    Изобразитель-выразительные средства
    Русских народных сказок
    Антитеза
    Сказочные
    формулы
    Гипербола
    Постоянные
    эпитеты
    далее

  • 19 слайд

    АнтитезаПриём противопоставления, с помощью которого главный герой получает у

    Описание слайда:

    Антитеза
    Приём противопоставления, с помощью которого главный герой получает углублённую характеристику.
    Василиса – мачеха
    Иванушка – царь
    Крестьянин – барин
    Лиса — заяц
    назад

  • 20 слайд

    Сказочные формулыПрисказка – несколько слов, которые «вводят» в сказочную атм

    Описание слайда:

    Сказочные
    формулы
    Присказка – несколько слов, которые «вводят» в сказочную атмосферу.
    Зачин – помогает начать сказку, называет героев и события.
    Концовка – завершает повествование.
    назад

  • 21 слайд

    ГиперболаЧрезмерное преувеличение действий и поступков героев.«Рос не по дням

    Описание слайда:

    Гипербола
    Чрезмерное преувеличение действий и поступков героев.
    «Рос не по дням, а по часам.»
    «И возник вдруг мост кольцом, да дворец с крыльцом.»
    назад

  • 22 слайд

    Постоянные эпитетыКрасочное определение, неразрывно связанное с определяемым

    Описание слайда:

    Постоянные
    эпитеты
    Красочное определение, неразрывно связанное с определяемым словом и образующее устойчивое выражение.
    «Сине море»
    «Добрый молодец»
    «Красна девица»
    «Ясный сокол»
    назад

  • 23 слайд

    Вопросы и задания По теме «Русские народные сказки»1.Перечислите виды сказок.

    Описание слайда:

    Вопросы и задания
    По теме «Русские народные сказки»
    1.Перечислите виды сказок.
    2.Каковы особенности волшебной сказки?
    3.В чём особенность героев бытовой сказки?
    4.Приведите примеры сказок о животных.
    5.Придумайте сказку.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Краткое описание документа:

Р Н Сказки Виды, отличительные черты,Выразительные средства языкаСказка – древнейший народный жанр литературы фантастического характера, имеющий целью нравоучение или развлечение.Отличительные черты сказки•Сказочные события •Сказочные герои •Сказочные существа •Необычность обстановки •Особая манера повествования •Вариативность текста •Автор коллективен

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

Тема:
Сказки.

Похожие материалы

  • Презентация по литературному чтение на тему «В гостях у народной сказке «(2 класс)

  • Согласный твердый звук и буква Ш

  • Презентация по литературному чтение на тему » Шуточные стихи. Кулинаки пулинаки «(1 класс)

  • Презентация по литературному чтение на тему » Тест И в шутку, и всерёз «(1 класс)

  • Презентация по литературному чтению на родном языке на тему «Повторение раздела «Мир детства» «Я взрослею»».

  • Конспект урока по литературному чтению Е.Чарушин «Страшный рассказ»

  • Презентация по литературному чтение на тему «Творчество, биография И Пивоварова «(1 класс)

  • Конспект урока по литературному чтению на тему «В.Осеева «Почему»

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5435635 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС педагогических направлений подготовки»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС технических направлений подготовки»

  • Курс повышения квалификации «Маркетинг в организации как средство привлечения новых клиентов»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление ресурсами информационных технологий»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс повышения квалификации «Психодинамический подход в консультировании»

  • Курс профессиональной переподготовки «Политология: взаимодействие с органами государственной власти и управления, негосударственными и международными организациями»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация процесса страхования (перестрахования)»

  • Курс профессиональной переподготовки «Информационная поддержка бизнес-процессов в организации»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ГБПОУ ВО «ГУБЕРНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Самостоятельная работа

На тему: «Формирование грамотной разговорной речи первоклассников через знакомство с народными сказками о животных»

                                     Выполнила:

                                                                          Паринова Елена Васильевна

                                                                          Учитель начальных классов

                                           Преподаватель:

                                                                         Нечепаева Светлана Анатольевна

Воронеж, 2021 год

Речь является одним из важных источников познания окружающего мира, необходимым компонентом общения, в процессе которого она формируется. Для ребенка хорошая речь – залог успешного обучения и развития. Кому неизвестно, что дети с плохо развитой речью не редко оказываются неуспешными по многим предметам. Да и взаимоотношения со сверстниками у таких детей не складываются. Обучая ребенка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта и эмоций, подготавливают условия для успешного обучения в школе. Освоение языка, его грамматического строя дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами, свободно вступать в речевое общение со сверстниками. Не все дети одинаково успешно овладевают фонетической, лексической, грамматической стороной речи. Но именно их взаимосвязь является важнейшим условием формирования связной речи.

Сказка – это один из основных жанров устного народного творчества, эпическое, преимущественно художественное прозаическое произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел.

        Мудрость и ценность сказки в том, что она отражает, открывает и позволяет пережить смысл важнейших общечеловеческих ценностей и жизненного смысла в целом.

       Сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества русского народа ни в чем не проявила себя с такой яростью, как в народных сказках. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития речи детей первенствующего значения.

В.Я. Пропп сказал про сказку: “Универсальность сказки, ее повсюдность, столь же поразительна, как и ее бессмертие. Все виды литературы когда-нибудь отмирают. Между тем сказку понимают решительно все. Она беспрепятственно переходит все языковые границы от одного народа к другому. Сказка поэтична, задушевна, красива и глубока ее правдивость, веселость, жизненность, сверкающее остроумие; в ней сочетается детская наивность с глубокой мудростью и трезвым взглядом на жизнь.”

Сказки о животных восприняли формы вымысла из анимистических и антропоморфических представлений и понятий людей, приписывавших животным способность думать, говорить и разумно действовать.

     В этом виде сказок обычно нет отчетливого разделения персонажей на положительных и отрицательных. Каждый из них наделен какой-либо одной чертой, присущей ему особенностью характера, которая и обыгрывается в сюжете. Так, традиционная черта лисицы — хитрость, поэтому речь идет о том, как она дурачит других зверей. Волк жаден и глуп; во взаимоотношениях с лисицей он непременно попадает впросак. У медведя не столь однозначный образ, медведь бывает злым, а бывает и добрым, но при этом всегда остается недотепой. Если в такой сказке появляется человек, то он неизменно оказывается умнее и лисы, и волка, и медведя. Разум помогает ему одерживать победу над любым противником.

Животные в сказке соблюдают принцип иерархии: наиболее сильного все признают и главным. Это лев или медведь. Они всегда оказываются на верху социальной лестницы. Это сближает сказки о животных с баснями, что особенно хорошо видно по присутствию в тех и других сходных моральных выводов — социальных и общечеловеческих. Дети легко усваивают: то, что волк силен, вовсе не делает его справедливым (например, в сказочном сюжете о семерых козлятах). Сочувствие слушателей всегда на стороне справедливых, а не сильных.

     Замечено, что дети легко запоминают сказки о животных. Это объясняется тем, что народный педагогический опыт верно уловил особенности детского восприятия. Сказки «Репка», «Курочка-ряба», «Колобок», «Теремок» и некоторые другие удерживают внимание ребенка особой композицией: эпизод цепляется за эпизод, нередко они повторяются с добавлением какой-либо новой подробности. Эти повторения содействуют запоминанию и пониманию.

      Сказки о животных можно назвать детскими и потому, что в них много действия, движения, энергии — того, что присуще и ребенку. Сюжет разворачивается стремительно. Счастливые концовки сказок соответствуют жизнерадостности ребенка, его уверенности в благополучном исходе борьбы добра со злом.

        В сказках о животных много юмора. Это их чудесное свойство развивает у детей чувство реального и просто веселит, развлекает, радует, приводит в движение душевные силы. Однако сказки знают и печаль. Как резко контрастны здесь переходы от печали к веселью! Чувства, о которых говорится в сказках, столь же ярки, как и детские эмоции.

        Сказки о животных вносят разнообразие в жизнь ребёнка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учит играя.        Важным является методически – грамотная работа воспитателя с материалом сказки и ее презентация детям:

        —  в целесообразном отборе материала по принципам: доступности, наглядности, занимательности и динамичности;

        — возможности донесения до детей сказки как произведения искусства, раскрывая ее замысел, поражая слушателей эмоциональным отношением к сказочным персонажам, их чувствам, поступкам или к переживаниям автора,

       — осуществления специальной подготовки новой сказки для восприятия;

      — использования разнообразных методов и приемов работы со сказкой.

Вывод: Сказка развивает не только связную речь детей, но и творческий потенциал, фантазию, воображение, способность к словотворчеству. Используя сказку, можно в доступной форме раскрыть ту или иную тему, развивать интеллектуальные качества личности. Кроме того, сказка помогает в конструировании интересной жизни дошкольников, пронизанной обучением. Если говорить традиционно, то сказки расширяют словарный запас ребенка, помогают правильно строить диалоги, влияют на развитие связной, логичной речи, способствуют формированию эмоциональной, образной, красивой речи.

Список используемой литературы

  1. https://vk.com/doc190935714_617999206?hash=ee88e111050e73858c&dl=47725cf34514028a49
  2. https://multiurok.ru/files/opyt-raboty-skazka-kak-sredstvo-razvitiia-rechi-u.html

Дата: 01.11.2021 5-А, 5-Б

Тема: «Журавль и цапля», «Солдатская шинель» — народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках

Цель урока: формирование представления о нравственных ценностях: согласии, терпимости, благожелательности.

Ход урока

1. Повторение.

«Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»- говорил о сказках великий А.С.
Пушкин.

Каждая сказка- это особый мир. Когда мы слышим это слово, перед
нашими глазами возникает удивительный, прекрасный, фантастический мир, в котором
добро обязательно победит зло. Сказка, как мы уже знаем, учит смелости, доброте, но
делает это без скучных наставлений. Просто показывает, что может произойти, если
человек поступает плохо, не по совести. Они занимательны и увлекательны, являются
прекрасным учебником жизни. Об этом нам говорит ещѐ одно замечательное
высказывание Пушкина: «Сказка- ложь, да в ней намек- добрым молодцам урок».

1.1. Следующие задания выполняем в Листке контроля

— Что такое сказка? Дайте определение сказки .

— Какие особенности сказок вы помните?

— Все сказки делятся на три вида, на какие?

2. Изучение нового материала.

2.1. На этом уроке мы подробнее поговорим о бытовых сказках и про сказки о животных. Познакомимся со сказками «Журавль и цапля» и «Солдатская шинель».

Как вы думаете, откуда появилось слово «бытовые»?

От слова «быт».  Быт – это повседневный привычный образ жизни людей.

Быт не у всех людей одинаков. И так было всегда. Дворяне, крестьяне, купцы, солдаты, священники, бродяги – у всех была своя жизнь. Вот о том, как они жили, как общались между собой, и повествуют сказки. Бытовые сказки – это те же летописи, только дела в них не военные, а мирные, обычные.

В детстве мы часто встречаемся с этими короткими сказками. Это и «Каша из топора», и сказки про удалого батрака или работника, и «Шемякин суд», и «Жена-спорщица», и многие другие сказки.

Сказки о животных – это зеркало, которое отражает жизнь людей.

В этих сказках в завуалированной форме как раз и показана жизнь людей. Это достигается при помощи приёма аллегории, совсем как в баснях. И именно поэтому животные в сказках ведут себя совсем, как люди. Вот в сказке «Зимовье зверей» ленивые животные приходят зимой к трудолюбивому быку и угрожают разрушить дом, если он не примет их к себе.

Каковы особенности в этих сказках? Для этого просмотрите видео урок по ссылке

https://www.youtube.com/watch?v=tQaCnVRDpFw

2.2. Делаем выводы:

— Сказка «Солдатская шинель» – бытовая, так как в ней нет ни волшебства, ни приключений. В центре сюжета – самый обычный эпизод из жизни. Солдат продал барину свою шинель за довольно большую по тем временам сумму – 25 рублей.

Барин, привыкший к роскоши, сытным обедам, мягкой постели, плохо спит ночами. Почему? Всё очень просто. Барин целыми днями ничего не делает. Он здоров и силён, полон сил. И силы эти ему девать некуда: поздно встал, хорошо поел, отдохнул, опять поел, опять отдохнул… От безделья и не спится ночью на перинах и подушках.

Солдат же целыми днями трудится. То походы, то учения, то работы по приказу командира. Тут уж не до удобств – была бы возможность просто отдохнуть. Да и откуда удобства в казарме или в походе? Именно эту разницу в жизни барина и солдата показывает сказка.

«Куда как хорошо,  говорит,  на шинели после походу спится!»

Сказка смеётся над глупостью барина и одобрительно усмехается находчивости солдата. Даже полковой командир, убедившись в том, что солдат не обманул барина, не только не наказал солдата, но наградил его.

Вся суть сказки выражена в словах командира, который сам не понаслышке знает солдатскую жизнь:

«Кто поработает да устанет, тот и на камне спит, а кто ничего не делает, тот и на перине не уснёт!»

Вообще-то, солдат – это постоянный герой бытовой сказки. Солдат всегда храбр, умён, хитёр, находчив. Он много умеет, много знает, готов взяться за любое дело.

Какие же признаки бытовой сказки мы можем выделить?

·     1. В центре сюжета – обычная жизнь.

·    2.  Эти сказки короткие, они рассказывают об одном-двух эпизодах из жизни.

·     3. В сказке обличается лень барина, отмечается трудолюбие и находчивость простого народа.

То есть, можно сказать, что у такой сказки – обличительная направленность.

Сказки о животных – очень древние. При помощи иносказания в сказках о животных изображаются пороки людей. В таких сказках порицается трусость, глупость, жадность, хвастовство, лицемерие и так далее.

При этом часто бывает так, что каждое животное в таких сказках выступает как олицетворение какой-то одной черты. Например, лиса – хитрая, медведь – неуклюжий, волк – жадный, заяц – трусливый…

 Самым частым персонажем в них, конечно, выступает лиса. Это такие сказки, как «Лиса и волк»«Кот, петух и лиса»«Медведь и лиса». Но другие звери в сказках о животных тоже встречаются часто: «Волк и овца»«Коза-дереза»«Медведь и мужик».

В  сказке «Лиса и журавль» непонимание, вернее, нежелание понять друг друга ложится в основу сюжета. Но что же мешает журавлю и цапле понять друг друга?

Каждый из них считает себя лучше другого. Они не уважают друг друга. Самолюбие и эгоизм – вот главная причина того, что журавль и цапля не могут создать семьи. Они не хотят уступить друг другу, забыть обиду. И вот это нежелание и неумение прощать делает ситуацию безвыходной. Интересно, что финала у сказки нет и не предвидится. Для того, чтобы сказка закончилась, нужно, чтобы герои поумнели и отбросили свои надуманные обиды. Как вы думаете, может такое произойти?

Итак, какие признаки сказки о животных мы можем выделить?

Основной признак: главными героями являются животные. Они умеют говорить и ведут себя как люди. В сказке в иносказательной форме изображаются пороки людей.

3. Домашнее задание.
1. Прочитать сказки «Журавль и цапля», «Солдатская шинель».
2. Выполнить задание в листе контроля

Выполненные задания прислать до 17:00.03.11.2021

Желаю успехов!

Лист контроля

5 — __ класс ____________________________________________________________

ФИО учащегося

01.11.2021 Литература

Тема:«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» — народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках

Задание 1. Записать ответы на вопросы:

Что такое сказка? Дайте определение сказки _______________________________________

_________________________________________________________________________________

Какие особенности сказок вы помните?_____________________________________________

_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________

Все сказки делятся на три вида, на какие?___________________________________________

_________________________________________________________________________________

Задание 2.  К сказке «Журавль и цапля» составить 5 вопросов.

Задание 3. Составить план сказки «Солдатская шинель».

  • Особенности сказки каша из топора особенности
  • Особенности структуры сказка в сказке
  • Особенности сюжета сказки медведь на воеводстве
  • Особенности сказки по щучьему велению
  • Особенности народных сказок в обработке платонова