Особенности выразительного чтения сказок

Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки: код 445836 дата создания 2020 страниц 64 мы сможем обработать ваш заказ 29 декабря

Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:

*

Код 445836
Дата создания 2020
Страниц 64

Мы сможем обработать ваш заказ 29 декабря в 12:00 [мск]

Файлы будут доступны для скачивания только после обработки заказа.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА..…………………5
1.1. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста……………………………………………….………………………….….5
1.2. Особенности речевого развития у младших школьников..………………..9
1.3. Выразительность речи: методы и приемы её развития..…………………..11
1.4. Анализ ФГОС и примерной образовательной программы…..……………24
Глава 2.ОПИСАНИЕ ОПЫТНО-ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ…………………………………….…………..…29
2.1 Констатирующий этап опытно-поисковой работы…..………………….…29
2.2. Формирующий этап опытно-поисковой работы………………………….35
Заключение……………………………………………………………………….44
Список литературы………………………………………………………………47
Приложения………………………………………………………………………52

Введение

Актуальность исследования. С каждым годом меняется подход и требования к воспитанию и обучению детей. Ведь культурное и образованное общество, развитое поколение — это залог процветающей и сильной страны, а формировать его необходимо начинать с младшего школьного возраста. С каждым годом всё меньше и меньше молодёжь интересуется культурой и историей своего народа, появилось много заимствованных слов, которые портят красоту и богатство нашего языка. Приобщение молодежи к ценностям своего народа является задачей первостепенной важности. Хранилищем народной культуры в первую очередь является народный язык.
В условиях развития языка и общей культуры граждан России остро встает проблема овладения детьми культурной речью, в том числе и ее выразительностью. Родной язык помогает ребёнку духовно приобщиться к окружающему миру, понять культуру своей страны и её богатство.
Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и чутье родного языка, умение пользоваться его выразительными средствами, стилистическим многообразием является самым верным средством и самой надежной рекомендацией для каждого человека в его общественной жизни и творческой деятельности.

Фрагмент работы для ознакомления

Институт педагогики и психологии детства
Кафедра русского языка и методики его преподавания в начальных классах
Выпускная квалификационная работа.
Могу написать защитное слово и составить презентацию за отдельную плату.

Список литературы

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Аванесов Р.И. Русское литературное произношение Р.И. Аванесов. М., 1992. — 192 с.
2.Агейкина 3.А. Логическое ударение на уроках чтения /3.А. Агейкина Начальная школа. — 2002. — № 10. — С. 46-49.
3. Агейкина 3.А. Пауза — одно из важнейших средств выразительного чтения 3. А. Агейкина Начальная школа. — 2003. — № 11. — С. 20-24.
4. Аксенов В.Н. Искусство художественного слова / В.Н. Аксенов. — М., 2002. — 256 с.
5. Артоболевский Г.В. Художественное чтение Г.В. Артоболевский. — М., 1978. — 156 с.
6. Астафьева О.В. Детская литература. Выразительное чтение: практикум: О. В. Астафьева, Т. В. Рыжкова. — М.: Академия, 2007. — 271 с.
7. Асташов Н.А. Особенности выразительного чтения лирических стихотворений Н.А. Асташов Начальная школа. — 2006. — № 10. — С. 76-80.
8. Бондаренко А.А. Формирование навыков литературного произношения у младших школьников А.А. Бондаренко, М.Л. Каленчук. — М., 1992. — 262 с.
9. Брызгунова Е.А. Система интонационных средств. Современный русский язык Е. А. Брызгунова. — М.: Просвещение, 2007. — 145 с.
10. Булатова О.С. Педагогический артистизм О. С. Булатова. — М.: Академия, 2001. — 240 с.
11. Буяльский Б.А. Исскуство выразительного чтения: Книга для учителя Б.А.Буяльский – М.: Юнити-Дана 2006-245с.
12. Вербовая, Н. Н. Подготовка к выразительному чтению Н.Н. Вербовая Русская словесность. — 2000. — № 4. — С. 63-66.
13. Воюшина М.П. Методика обучения литературе в начальной школе: [учебник для студ. высш. учеб. заведений] / М.П. Воюшина, С.А. Кислинская, Е.В. Лебедева, И. Р. Николаева. — М.: Академия, 2010. — 288 с.
14. Гаврисенко, Н.В. Обучение младших школьников выразительности устной речи Н.В. Гаврисенко Начальная школа. — 2008. — № 2. — С. 14-17.
15. Гаркунова И.Л. Обучение чтению младших школьников: Из опыта работы. Пособие для учителей И.Л. Гаркунова. — М.: Просвещение, 2001. — 143 с.
16. Головин Б.Н. Основы культуры речи / Б.Н. Головин. — М.: Высшая школа, 1998. — 280 с.
17. Горбушина Л.А. Выразительное чтение и рассказывание учителя Л.А. Горбушина. — М., 2005. — 54 с.
18. Горбушина Л.А. Обучение выразительному чтению младших школьников: пособие для учителей Л.А. Горбушина. — М.: Просвещение, 2001. — 160 с.
19. Гугова И.В. Мастер-класс «Основы выразительного чтения» / И.В. Гугова // Дополнительное образование и воспитание. — 2008. — № 10. — С. 38-42.
20. Елисеев И.А. Словарь литературоведческих терминов / И.А. Елисеев, Л.Г. Полякова. — Ростов н/Д: Феникс, 2002. — 319 с.
21. Ерошина Ю.Г. Эстетический аспект читательской деятельности младшего школьника / Ю.Г. Ерошина // Начальная школа. — 2012. — № 11. — С. 46-50.
19. Завадская Т.Ф. Методика выразительного чтения Т.Ф. Завадская. — М., 2007. — 254 с.
22. Завадская Т.Ф. Роль выразительного чтения в эстетическом развитии учащихся / Т. Ф. Завадская. — М., 1999. — 245 с.
23. Завадская Т.Ф. Методика выразительного чтения / Т.Ф. Завадская. — М., 2007. — 254 с.
24. Иванова С.Ф. Преемственность в обучении выразительному чтению С.Ф. Иванова Начальная школа. — 2009. — № 5. — С. 61-63.
25. Иваньшина Е.В. Развиваем выразительность речи / Е.В. Иваньшина // Дошкольное воспитание. — 2006. — № 8. — С. 13-15.

Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.

* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.

Цели:

  • расширить представление учащихся о литературной сказке;
  • показать особенности творческой индивидуальности Е. Шварца;
  • развить навыки выразительного чтения, анализ сказки.

Методические приемы: рассказ учителя, беседа по вопросам, элементы анализа текста.

Оборудование: портрет Е.Шварца (высказывание: «Сказка — это самое древнее, самое вечное, самое тайное место встречи человеческой души с человеческим словом».); книжная выставка (О.Уальд «Мальчик-звезда», К.Г. Паустовский «Теплый хлеб», Е. Крюкова «Гордячка», Е. Шварц «Два брата» — верхняя полка выставки; Г. Андерсен «Снежная королева», С. Маршак «Двенадцать месяцев» — нижняя полка выставки); на доске высказывания Е. Шварца: «Сказка рассказывается не для того, чтобы скрыть, а для того, чтобы открыть, сказать во всю силу, во весь голос то, что думаешь»; «Мысли можно воспитать. Их можно заставить поумнеть. А от умных мыслей будут и умные правильные поступки».)

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Введение в тему урока.

Представим себе, что мы заходим в библиотеку и попадаем в мир книг. Книги, книги, книги… На книжной выставке видим знакомые и незнакомы нам произведения: (перечисление книг на книжной выставке).

  • Разные авторы, названия. Что объединяет эти произведения?
  • Какая особенность сказочного повествования?
  • Зачем нужны сказки? Только ли развлечь читателя? Вспомните слова А.С. Пушкина о сказке: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».
  • Что объединяет книги на верхней полке? (Каковы поступки героев? Какими их видим в начале сказки, в финале?)

Проблемы, ситуации, которые становятся основой повествования сказки не отстраненные, они близки нам, поучительны. Герой в начале сказочного повествования неприятен, он совершает злые поступки. Потом герой несет заслуженное наказание и стремиться исправить то зло, которое он сделал.

Через отношение героев к людям, животным мы можем понять, что это за человек, каким он будет в будущем, способен ли он признать свою вину и исправить ее.

Помогает нам это увидеть и в других людях, и посмотреть на себя более пристально ЛИТЕРАТУРА, и один из ее жанров — сказка. Как сказал Е. Шварц, «сказка — это самое древнее, самое вечное, самое тайное место встречи человеческой души с человеческим. словом».

Евгений Шварц — новое для вас имя. В 2006 году (26 октября) -ПО лет со дня рождения этого писателя-сказочника. Мир сказок Е. Шварца необычен, разнообразен. Мы открываем его книгу и встречаем ваших ровесников: школьники ищут потерянное время, которое когда-то бездумно тратили. В сказках Е. Шварца мы видим Красную Шапочку, Снежную Королеву, Золушку. Известные и неизвестные герои в незнакомых сказках. Е. Шварц перепутывает время, включает новых героев в известные сказки, придумывает новые сцены, и его герои, кажется, вышли из реальной действительности. Многие сказки

Е. Шварца экранизированы. Герои его сказок учат нас, кажется, что это наши современники, знакомые. В сказке Е. Шварца «Золушка» запоминается новый герой — мальчик-паж, а король, обращается к нам и говорит: «Никакие связи не сделают ножку маленькой, душу — большой, а сердце — справедливым».

Сказки Е. Шварца нужны и взрослым и детям. В последней его сказке «Обыкновенное чудо» звучат такие слова: « Сказка рассказывается не для того, чтобы скрыть, а для того, чтобы открыть, сказать во всю силу, во весь голос то, что думаешь». Если поймешь авторский замысел, услышишь его голос, только тогда «мысли можно воспитать. Их можно заставить поумнеть. А от умных мыслей будут и умные правильные поступки».

3. Работа по тексту сказки.

Заставила ли вас «поумнеть» сказка Е. Шварца «Два брата»? Услышали ли вы голос автора? (аналитическая беседа).

— Открываем сказку и слышим рассказ о деревьях (чтение учителем).

Какой человек так может говорить о деревьях? Кто из героев сказки так их видит?

— А что узнаем о семье лесничего? Что его огорчает?

— Может быть, кто-то узнал себя? Всегда ли мы терпимы к своим домашним? А как ваши родители относятся к вашим ссорам с братьями или сестрами?

И лесничего ссоры братьев огорчали. Начало сказки очень похоже на реальность. Заметьте, у героев нет имен. Наверное, автор хотел подчеркнуть общность проблемы, ее жизненность. Была причина у родителей двух братьев беспокоиться за них, и случилась беда…

— Что произошло?

— Как показано переживание Старшего брата, когда он вспомнил о Младшем? (чтение эпизода, внимание на глаголы: опомнился, вскочил, закричал, бросился.)

— Как поступил отец, узнав о случившемся? Что изменилось в портрете? (Так вот наши грубые, необдуманные слова порой приводят к печальным последствиям).

«В какой длинный путь она отправилась ради него»,- эта фраза о Герде звучит в сказке «Снежная королева». И Старший брат отправляется на поиски Младшего, ему предстоит тоже длинный путь, выдержать сложное испытание.

О чем думает в дороге? Что вспоминает? Как видим его переживания? (анализ эпизодов текста: портрет брата, жалость, обращаем внимание при анализе на уменьшительно-ласкательные суффиксы, повторы ..как..)

— Далеко уходит Старший от родного дома. Где же Младший брат? Каким видим Прадедушку Мороза? (пейзаж, портрет, речь)

— Чем понравился Старший брат Прадедушке Морозу? Но спокоен ли Старший брат в доме в Прадедушки Мороза? Что тот заставляет его делать? (пересказ учащегося, индивидуальное задание).

— Казалось, что внешне Старший смирился, а на самом деле думает о побеге. Кто помогает ему бежать?

— Старший находит Младшего (портрет, чувства Старшего). Но надо вырваться из этого ледяного плена. Кто помогает уйти от погони? В какой момент мы переживаем за братьев? (выразительное чтение эпизода «Младший разбился»).

— Какое чудо произошло? Не только звери и птицы помогли оживить Младшего, но и слезы, которые шли от самого сердца Старшего, его любовь к брату, осознание совей вины.

— Забыли ли их дома? (эпизод возвращения) Какое чудо произошло? (портрет отца).

В какой длинный путь он отправился ради Младшего? Только ли ради него? Еще и ради себя, своей семьи. — Что понял Старший брат? Как изменился теперь в отношении к Младшему?

4. Итог урока.

А что поняли вы? Услышали ли вы голос автора? Заставила ли вас «поумнеть» сказка?
(Письменные ответы учащихся).

Эта сказка учит быть добрыми, любить своих братьев и сестер, не огорчать родителей. (Надя)

У меня тоже есть брат, он старше меня на три года. Сказка «Два брата» научила меня уважать старшего брата, не приставать к нему по пустякам. Я порой ему часто надоедаю, от этого у нас бывают ссоры, а мама огорчается. (Артем)

Надо уважать своих маленьких братьев и сестер, не обижать их, а этим не огорчать и своих родителей. У меня есть младшая сестренка, как порой я она мне надоедает своими просьбами, я кричу на нее. Ей обидно, она плачет. (Наташа)

Сказка «Два брата» меня научила тому, что нельзя говорить злые слова, потому что эти слова и тебе принесут зло. (Татьяна)

Сказка Е. Шварца «Два брата» научила меня добру. Я поняла, что если меня о чем-нибудь попросят, я обязательно это сделаю ради другого человека, даже если это делать мне не хочется. (Катя В.)

Сказка «Два брата» заставила меня задуматься о том, что если порой злишься на кого-то, потом все-таки нужно признать свою вину. Нужно быть добрее к окружающим, слушаться родителей, больше доставлять им радости. (Катя К.)

Сказка Евгения Шварца «Два брата» учит хорошим поступкам, доброму отношению к окружающему миру, любви к своим домашним, друзьям, даже незнакомым людям. Нужно быть внимательнее к своим словам, не говорить их бездумно. (Иван)

5. Домашнее задание:

Cоставить развернутый ответ «Уроки сказки».

Презентация.

Тема урока: Немецкая народная сказка «Три бабочки». Цель: продолжить знакомство с народными сказками разных народов мира Задачи: — познакомить с немецкой народной сказкой «Три бабочки»;развивать внимание, отрабатывать навыки беглого выразительного чтения, развивать творческие способности, воображение;воспитывать дружеские отношения. Планируемые результаты: Предметные: — умение прогнозировать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение. Метапредметные: Регулятивные: — планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивать свою работы на уроке.. Познавательные: — анализ художественного текста, выделение в нем главной мысли, поиск необходимой информации в тексте, умение ориентироваться в учебной и художественной книге. Коммуникативные: — ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия плана совместных действий Личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, красота человеческих отношений). Оборудование:  компьютер, проектор, учебник «Литературное чтение» 4 класс, словари. Ход урока 1. Организационный момент. Выходят два клоуна. 1 клоун — А, здравствуйте… Я смотрю – вы ли, не вы ли? 2 клоун — Что вылил? Я ничего не

1 клоун — Да, не вылил! Я говорю – вы ли, не вы ли? 2 клоун — Ах, выли (в публику)… Кто? Они выли? А зачем они выли?

1 клоун — Да, нет же… Я говорю про вас — вы ли, не вы ли? 2 клоун — Нет, я не выл!

1 клоун — Ну, и они не выли! 2 клоун — Боюсь, вы один понимаете, что вы хотите сказать!

1 клоун — Нет, не я один, а мы… 2 клоун — Кто это – мы?

1 клоун — (объясняя жестом) Вы, мы, ты, я… 2 клоун — Кто – вымытые?

1 клоун — Да, нет, я про всех говорю – вы, мы, ты, я… 2 клоун — Все вымытые? (в публику) Это они вымытые? А кто же, по-вашему, невымытый? Про кого вы говорите? Не про меня ли?

1 клоун — Что променяли? 2 клоун — Я говорю – не про меня ли? 1 клоун — Ах, вас не променяли! Вместе: — Нет, нам надо вместе разобраться. Урок наш может начинаться! 2. Создание проблемной ситуации — Отгадайте загадки, которые я вам сейчас загадаю. Назовите произведение. Он от бабушки ушёл,
И от дедушки ушёл,
Песни пел под синим небом,
Для лисы он стал обедом. 
(Колобок)

Нравом зол, цветом сер,
Семерых козлят он съел.
(Волк и семеро козлят)

Сидит парень на печи,
Уплетает калачи, 
Прокатился по деревне
И женился на царевне.
(По — щучьему велению)

У Алёнушки сестрицы
Унесли братишку птицы,
Та с подружками играла,
Братца Ваню проморгала.
(Гуси-лебеди)

— К какому устному народному творчеству можно отнести все эти произведения? (сказки).

3. Повторение изученного о сказке как произведении УНТ — Что такое сказка? (Сказка – это повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях) — На какие две группы делятся сказки? (народные и литературные) Какие виды народных сказок вы знаете? (бытовые, волшебные и сказки о животных).Из каких частей построена сказка? (композиция сказки: присказка, зачин, сказочные события, концовка) Признаки сказки? ( начало сказки-зачин: жили-были, ….троекратный повтор, волшебные предметы, благополучный конец, добро побеждает зло)

— Для чего мы читаем сказки? В чём польза чтения сказок (постановка цели урока) (Посредством сказки обогащает наш внутренний духовный мир, избавляемся от переживаний и страхов, получаем знания о жизни и ее законах, развиваем фантазию и творческое начало, учимся сопереживать и предвосхищать события. Сказки воспитывают положительные качества. Добро всегда побеждает зло, и за черной полосой всегда будет белая)

— Сегодня мы продолжим знакомиться со сказками разных народов. 4. Формулировка темы урока и задач — Сейчас я предлагаю послушать стихотворение. Я у желтой бабочки Тихо-тихо спрашивал: -Бабочка, скажи мне, Кто тебя раскрашивал? Может, это лютик? Может, одуванчик? Может, желтой краской. Тот соседский мальчик? Или это солнышко. После скуки зимней? Кто тебя раскрашивал? Бабочка, скажи мне! Прошептала бабочка, В золото одета: -Всю меня раскрасило Лето, лето, лето! (Алена Павлова)

— Каковы предположения героя о том, кто раскрашивал бабочку? — Какого цвета бабочка в стихотворении? — Вы уже предположили, с каким произведением мы будем работать сегодня. (Это будет сказка и она будет о бабочке)

— Откройте учебник на стр. 50.

5. Работа над новым материалом 1) Значение иллюстраций в оформлении книг. -Когда вы открываете книгу со сказками, на что вы сразу обращаете внимание? (на иллюстрации) — А почему? (они яркие, красочные; по ним можно узнать о чем пойдет речь в сказках.) Вывод: по иллюстрации можно судить о характере сказки. Иллюстрация – это отражение яркого момента в сказках.

6. Знакомство со сказкой «Три бабочки» 1) чтение текста (ознакомительное) 2) словарная работа. Запись в тетрадях. — Какое определение вы бы дали слову «бабочка» (Смотрим слайды, виды бабочек) Бабочка – яркая, чудесная, красивая, великолепная. Бабочка: 1. Насекомое с двумя парами крыльев разнообразной окраски, покрытых микроскопическими чешуйками. 2. Галстук в виде небольшого банта. 3. Ласк. к сущ.: баба. Все дни напролет, дождь еще пуще льёт.

7.Физкультминутка (двигаются по классу, ищут бабочку) 3) чтение по ролям

8. Закрепление. — Определите главную мысль сказки. — В словах какого персонажа сказки содержится главная мысль? — Найдите эти слова в тексе. — Какие чувства возникли у вас при чтении этого произведения? — Какой вывод вы сделали после прочтения сказки? — На какие части вы бы поделили сказку? — Откройте тетради и составьте план сказки.

8. Рефлексия. Составляем СИНКВЕЙН по теме урока. ( вспомнить о том, что такое синквейн) Существител. + 2 прилагательных + 3 глагола + предложение + синоним 1 слова

Сегодня на уроке я узнал………….

На этом уроке я похвалил бы себя за…..

После урока я подумаю над …….

У вас на партах бабочки. Запиши имя и оцени свою работу на уроке. Прикрепи свою бабочку к доске.

9. Домашнее задание

С. 50-51,пересказ по плану; ответить на 3 вопрос.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

пос. Мизур Алагирского района РСО-Алания

Русская народная сказка «Гуси- лебеди»

План-конспект открытого урока по литературному чтению

(развитие критического мышления)

2 класс УМК «Школа России»

Составитель:

учитель начальных классов

Делида Л.Н

2021 г

Тема урока. Русская народная сказка «Гуси-лебеди». Развитие критического мышления на уроках литературного чтения.

Цели урока:

образовательная: познакомить детей с русской народной сказкой “Гуси-Лебеди”; учить детей выделять основную мысль сказки;

развивающая: развивать внимание, память, критическое мышление, творческие способности детей и навыки выразительного чтения;

обогащать словарный запас учащихся;

воспитательная: воспитывать ответственность, уважение к родителям, умение держать данное слово; воспитывать в детях любовь к урокам литературного чтения.

Планируемые результаты:

Предметные: восприятие текста на слух, плавное выразительное  чтение, определение   темы, сюжета, образы   героев,  главная   мысль   произведения.

Метапредметные: 1 регулятивные УУД:

 определить цели урока, продумывание читаемого, осуществить самоконтроль, самооценка.

    2.Познавательные УУД:

осмысление текста, самоанализ его, синтез, сравнение героев, умение выделять главное.

    3. Коммуникативные УУД: умение обсуждать прочитанное, отвечать на вопросы, строить речевое высказывание .

Личностные: эстетическое восприятие произведения, проявление интереса к содержанию, нравственно-эстетическое оценивание поступка героя.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Далеко-далеко раскинулось царство, необъятное государство – Страна Сказок, Чудес и Волшебства. Прекрасная страна! И кто хоть раз побывал в ней, останется пленником навеки. Потому что деревья там самые причудливые, горы-самые высокие, терема – самые расписные, птицы – самые звонкие, а чудища – самые страшные.
Не пристало добрым молодцам и красным бездельничать.
Предлагаю вам отправиться в путь-дороженьку: белый свет повидать, на людей посмотреть, себя показать.

(Учащиеся исполняют песню «В гостях у сказки») Видеофрагмент прилагается

  1. Мотивация учебной деятельности

Учитель: Сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы совершим путешествие, а куда, узнаете, разгадав загадку:

Что наш маленький народ

В мир волшебный унесет.
Полный смеха, света, краски!
А зовется чудо – …!(Сказка)

«Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

Ребята, прочитайте высказывание хором.

Кто автор этих слов? -А. С.Пушкин (Выставляется портрет)

А как вы объясните пушкинские слова?

  1. Сообщение темы и задач урока.
    Учитель: Итак, мы отправляемся в путешествие в сказку. Сегодня на уроке мы продолжим работать с РНС «Гуси-лебеди».

  1. Актуализация опорных знаний учащихся.

Лексическая работа.

Учитель: Что же такое сказка? (ответы детей)

Сказка –жанр литературного творчества о вымышленных лицах или событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.

Ложь— обман, неправда, вымысел.

Намек — неявное, косвенное указание на какие-то факты или обстоятельства.

Добрым молодцам— молодым людям.

Урок — это процесс передачи знаний.

Итак, сказка- это урок.

А где проводятся уроки? (в школе). Значит, сказка- это урок для детей.

  1. Работа над темой урока.

-Какие виды сказок вы знаете?

Сказки

О животных бытовые волшебные

Русская народная волшебная сказка- это особенное художественное произведение, которое отличается от рассказов и стихотворений. Сейчас мы и поговорим об этих особенностях и постараемся найти их в сказке.

А теперь давайте посмотрим, как начинается сказка, с каких слов? (зачин)

Признаки сказки: (составление кластера)

Зачин;

Волшебные предметы;

Сказочные слова и выражения;

Нарушение запрета;

Троекратный повтор;

Борьба добра со злом;

Добро побеждает зло;

Концовка.

  1. Физминутка «Мышки, внимание»

  1. Продолжение работы над сказкой, начатой на предыдущем уроке.

а) Восстановление последовательности событий. (работа в парах)

Учитель: Пока мы отдыхали, ветерок – озорник рассыпал части сказки. Я предлагаю вам организоваться в пары и восстановить сказку. Пара, которая справится с заданием, покажет знак.

(работа с картинками)

б) Характеристика сказочных героев. (составление синквейна «Девочка в начале сказки», «Девочка в конце сказки»). (работа в группах)

Смелая

 Невоспитанная

 Невежливая

 Трусливая

 Гордая

 Хитрая

 Злая

 Любит брата

 Добрая

 Упрямая

 Вежливая

 Заботливая

 Признает свои ошибки

 Любит брата

в) Работа с пословицей «Не дорого начало, похвален конец».

  1. Рефлексия.

— Сказка-это урок. Какой урок вы получили, работая над сказкой?

— Сегодня на уроке я понял……………

  1. Итог. Оценка урока. Самооценка.

-Почему произошло несчастье, кто виноват?

— Когда и почему девочка меняется к лучшему?

Что ж, пришла пора прощаться,

Всех проводим в дом родной.

Обещаем повстречаться

С вами в сказке, но в другой.

  1. Домашнее задание: подготовить пересказ, сделать рисунки.

Советы библиотекаря: шесть книг, от которых невозможно оторваться, — от классики до современных произведений.

По выходным сотрудники московских библиотек продолжают рассказывать о детских книгах, которые могут сделать теплее любой зимний вечер. Надежда Королева, главный библиотекарь детской библиотеки № 133, советует произведения, которые отлично подойдут для уютного домашнего чтения.

Малышам

«Сова» Виталия Бианки

Эта проверенная временем книжка (впервые «Сова» была опубликована в 1921 году) отлично подойдет для знакомства маленького ребенка с миром качественной литературы. Добрая сказка написана очень простым и легким языком, она обязательно понравится малышам.

Отец Виталия Бианки был известным орнитологом, поэтому тему природы Виталий Валентинович очень любил с детства. В этой книге он говорит о том, что каждая птица для чего-то нужна, каждая выполняет свое важное дело.

Забронировать книгу в библиотеке

«Рождество в домике Петсона» Свена Нурдквиста

Дружелюбный старичок Петсон живет вместе со своим котенком Финдусом где-то в маленькой шведской деревушке. Им никогда не бывает скучно: с ними постоянно происходит что-то интересное. Благодаря серии из восьми книг о Петсоне и Финдусе шведский писатель Свен Нурдквист прославился на весь мир. Кстати, изначально он хотел создать сказку о двух стариках, но в процессе один из них «превратился» в забавного котенка.

Сюжет этой книжки разворачивается вокруг одного из главных праздников года — Рождества. Герои собираются пойти в лес, чтобы срубить там елку, но внезапно Петсон подворачивает ногу. Что же делать? Прочтите — и узнаете, как герои вышли из затруднительного положения.

Забронировать книгу в библиотеке

Особенности выразительного чтения сказок

Ребятам постарше

«Теплый хлеб» Константина Паустовского

Рассказ «Теплый хлеб» советского писателя Константина Паустовского — отличный материал для размышлений и обсуждений. Однажды мальчик Филька обидел раненого коня, о котором заботилась вся деревня, — ударил его, когда тот потянулся к куску хлеба. А потом в деревне началась череда неудач: остановилась мельница, промерзла река. Как все исправить?

Подойдя к этому моменту, можно закрыть книжку и предложить ребенку самому придумать концовку. А потом снова вернуться к книге и дочитать, чтобы сравнить два финала.

Забронировать книгу в библиотеке

Как увлечь ребенка чтением: лайфхаки библиотекарей

«Черный красавчик» Анны Сьюэлл

Это еще одна история про лошадей. Черный красавчик — конь, от лица которого ведется повествование. Он родился и вырос на ферме, наслаждаясь спокойной умиротворенной жизнью. Но потом в результате несчастного случая он повредил себе ноги и оказался не нужен хозяевам, которые продали его в Лондон — возить тяжелый кеб (наемный экипаж). Черный красавчик наблюдает за людьми, размышляет о жизни.

Книга увидела свет в 1877 году. Писательница Анна Сьюэлл с детства обожала лошадей, но о верховой езде не было и речи — из-за травмы, полученной в 14 лет, она была всю жизнь прикована к постели. Женщина могла подолгу наблюдать за лошадьми, любоваться ими и не выносила, когда с ними плохо обращались. Именно это подтолкнуло ее к написанию книги. Читатели и критики приняли «Черного красавчика» очень тепло. Этот роман стал первой и последней книгой Анны Сьюэлл — писательница умерла через несколько месяцев после ее выхода.

Книга совершенно точно понравится всей семье. Вы проникнетесь всеми трудностями и испытаниями, которые выпадут на долю главного героя, некоторые моменты растрогают до слез. Но все закончится хорошо — ведь доброта и любовь всегда побеждают.

Забронировать книгу в библиотеке

Особенности выразительного чтения сказок

Подросткам

«Я не тормоз» Нины Дашевской

Тринадцатилетний Игнат — самый обычный подросток, который ходит в школу, делает уроки, помогает дома по хозяйству. Но больше всего на свете он любит скорость, свои самокат и скейтборд. У мальчика синдром дефицита внимания и гиперактивности, ему нужно постоянно быть в движении, он не любит стоять на месте. Книга такая же, как и Игнат, — стремительная, динамичная. Все 160 страниц легко можно прочесть залпом.

«Я не тормоз» — победитель конкурса детской книги «Книгуру» 2015 года. Отличное произведение о том, что нужно принимать себя таким, какой ты есть, и что в мире есть люди, которые любят тебя именно за твои особенности.

Забронировать книгу в библиотеке

«Оскар и Розовая Дама» Эрика-Эмманюэля Шмитта

Французский писатель и драматург Эрик-Эмманюэль Шмитт затрагивает очень серьезную и непростую тему. Главный герой, десятилетний Оскар, болен раком. Он лежит в больнице, и о нем заботятся сиделки, облаченные в розовую униформу. За это маленькие пациенты зовут их Розовыми Дамами.

Однажды врач сообщает Оскару, что ему осталось жить всего 12 дней. И тогда одна из Розовых Дам предлагает ему представить, что за один день он проживает 10 лет. Мальчик рассказывает о тех воображаемых событиях, которые могли бы с ним произойти.

Может показаться, что эта книга слишком печальна. Но это не так. Она наполнена светлой грустью, и, читая ее, совсем не чувствуешь тяжести и горечи.

Забронировать книгу в библиотеке

Больше отличных книг, проверенных читателями детских библиотек и их сотрудниками, — в рубрике «Советы библиотекаря».

  • Особенности внешности человека сочинение
  • Особенности бытовых сказок мужик и царь сердитая барыня
  • Особенности бытовых сказок 5 класс
  • Особенности биографии григория котошихина и причины создания им этого сочинения
  • Особенности арабской культуры и религии в сказках тысяча и одна ночь