Особенности восприятия детьми дошкольного возраста художественной литературы сказок детских произведений и т д

Автор: кабанова алла григорьевна организация: мб доу детский сад 241 населенный пункт: кемеровская область, г. новокузнецк автор: евладенко ална леонтьевна

Автор: Кабанова Алла Григорьевна

Организация: МБ ДОУ «Детский сад №241»

Населенный пункт: Кемеровская область, г. Новокузнецк

Автор: Евладенко Алёна Леонтьевна

Организация: МБ ДОУ «Детский сад №241»

Населенный пункт: Кемеровская область, г. Новокузнецк

Процесс общения ребенка — дошкольника с книгой – это процесс становления в нем личности. О важнейшей роли книги в формировании человека говорилось еще во времена Ярослава Мудрого, а если обратиться к мировой цивилизации, то и значительно раньше. Многовековая история этого вопроса была связана с взрослыми людьми. Совсем недавно стали чаще говорить о дошкольнике-читателе, изучать его особенности, задумываться над принципами отбора книг для детского чтения. Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребенок должен любить книгу, тянуться к ней, воспринимать общение с ней как праздник.

Приобщение к книге — одна из основных задач художественно-эстетического воспитания дошкольника. Знакомство с доступными ему образцами художественной литературы и фольклора должно начинаться с первых лет жизни. Задача взрослых сформировать у ребенка отношение к литературе как к самому ценному виду искусства. Литература не должна играть прикладной роли в системе воспитания и обучения ребенка ни в семье, ни в дошкольном учреждении. «Крайне важно, чтобы дети с ранних лет привыкали видеть в литературе нечто достойное уважения, благородное и возвышенное» (В. Брюсов), а не свод правил поведения, средство для заполнения досуга.

Известно, что дошкольное детство — определяющий этап в развитии личности, ибо в возрасте до шести лет ребенок с интересом познает окружающий мир, «напитывается» разными впечатлениями, усваивает нормы поведения окружающих, подражает, в том числе героям книг. Общаясь с ребенком, необходимо выработать модель его поведения при чтении художественной литературы. Прежде всего, нужно научить ребенка слушать. Это достигается не призывами к послушанию и слушанию, а подбором интересной, доступной ребенку литературы, неспешным выразительным чтением, умением почувствовать и учесть эмоциональное состояние малыша. Выразительное чтение вслух способствует созданию у ребенка образных представлений, воздействует на эмоции и восприятие, помогает заинтересовать ребенка, вызвать у него желание вновь слушать знакомое произведение. Более того, чтение вслух приучает к внимательному слушанию текста. Выбирая эту форму работы с книгой, важно соблюдать определенные правила: четко выговаривать слова, читать не очень громко, но и не очень тихо, соблюдать паузы. Чтение должно быть эмоционально окрашенным, чтобы удержать внимание ребенка. Не секрет, что монотонное, однообразное чтение или чтение с запинками вряд ли будут слушать даже взрослые, какими бы интересными ни были читаемые произведения.

В результате приобщения к книге облагораживается сердце ребенка, совершенствуется его ум. С ранних лет необходимо учить ребенка относиться к книге как к величайшей ценности: правильно держать ее в руках, правильно перелистывать, знать ее место на книжной полке, помнить о том, что у нее есть автор и название. Все это необходимо для того, чтобы воспитать грамотного читателя.

Книга помогает овладеть речью — ключом к познанию окружающего мира, природы, вещей, человеческих отношений. Частое чтение литературных текстов, умелое его сочетание с жизненными наблюдениями и различными видами детской деятельности способствуют постижению ребенком окружающего мира, учат его понимать любить прекрасное, закладывают основы нравственности.

Читательский кругозор дошкольника необходимо расширять, знакомить его с произведениями разных жанров и стилей, с детской классической русской и зарубежной литературой.

Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства — способность проявить участие, доброта, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность.

Чувства ребенка развиваются в процессе усвоения им языка тех произведений, с которыми знакомит его взрослый. Художественное слово помогает ребенку понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления.

Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества — потешек, песен, затем он слушает народные сказки. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка — особенности этих фольклорных произведений-миниатюр. Наконец, малышу читают авторские сказки, стихи, рассказы, доступные ему.

Путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству. Воспитанные на лучших литературных образцах в духе гуманности дети и в своих рассказах и сказках проявляют себя справедливыми, защищая обиженных и слабых и наказывая злых.

Педагог должен помнить: излишнее морализирование по поводу прочитанного приносит большой, часто непоправимый вред; «разобранное» с помощью множества мелких вопросов произведение часто утрачивает в глазах детей всякую прелесть; интерес к нему пропадает. Порой следует целиком довериться воспитательным возможностям художественного текста.

Таким образом, можно сделать вывод, что роль чтения в развитии ребенка дошкольного возраста очень велика. Чтение, рассказывание и пересказывание художественной литературы ребенку-дошкольнику оказывает огромное влияние на интеллектуальное, умственное, творческое, психологическое и психофизиологическое развитие. Чтение развивает художественно-речевые навыки, формирует нравственную и культурную сторону ребенка, передает представления о жизни, труде, об отношении к природе, развивая, тем самым, социальный опыт и трудовую деятельность дошкольника.

Все эти приоритеты, заложенные в дошкольном возрасте, гармонично развивают ребенка как полноценную личность.

Книга вводит ребёнка в самое сложное в жизни – в мир человеческих чувств, радостей и страданий, мыслей, характеров. Задача взрослого – открыть ребёнку то, что несёт в себе книга.

Читатель в ребёнке начинается раньше, чем он научится читать. Ребёнок слушатель – это уже читатель. Взрослый, чтобы привлечь к книге ребёнка, должен сам любить литературу, уметь передавать свои чувства и переживания детям.

Основными методами, которыми пользуются для литературного развития, являются:

— чтение (рассказывание) взрослого

— прослушивание записей (постановка)

— рассматривание иллюстраций

— беседа после чтения

— моделирование – схематическое изображение в рисунках основного содержания литературного текста.

Модели, рисуемые вместе с детьми, в процессе совместного обсуждения последовательности событий в произведении

— театрализованные игры: игры – драматизации, игры с фигурками разных видов настольного, стендового и кукольного театров обеспечивают практикование детей в разных видах художественно – речевой и театрально — игровой деятельности по текстам знакомых произведений

— чтение с продолжением – предоставляет возможность пофантазировать о том, что будет дальше.

Дети старшего возраста более осознанно воспринимают литературный текст, внимательно слушают произведения, стараются понять скрытые мотивы поступков героев, начинают им сопереживать. Читая с детьми книгу, стараются донести им характер и идею произведения, задают вопросы по прочитанному, ведут разговор об авторе, о других его произведениях.

К старшему дошкольному возрасту у ребёнка должны сложиться первые впечатления о писателях. Поэтому работу по ознакомлению с книгой необходимо проводить в системе: когда читают, обращают внимание детей на автора книги, спрашивают, какие книги этого автора читали раньше. Вкратце рассказывают про автора, чтобы вызвать у ребят интересы к личности того или иного писателя или поэта, повысить читательскую культуру ребёнка. Стараются доступно излагать факты из биографии.

Как итог – проводят творческие мероприятия для детей по мотивам произведений (рисование, лепка). Уместно будет просмотреть кинофильм или организовать тематический вечер развлечений.

В организации книжного уголка в группе, необходимо придерживаться следующих принципов:

— литературные произведения, подбираемые в уголок, должны быть разнообразными по жанру, тематике и содержанию (способные удовлетворить разнообразие детских интересов: книги сказок и рассказов, басни, стихи, энциклопедии).

При подборе литературных текстов важно учитывать интересы мальчиков (приключения, техника) и девочек (о принцессах).

— кроме книг в групповой библиотеке должны быть детские журналы, что способствует общению детей, обсуждению содержания журналов.

Важно научить детей правилам обращения с книгой, правилам поведения в групповой библиотеке.

Для умения ориентироваться в огромном мире книг часто используют такие игры:

— «ищем героя» — определяем основного героя в произведении, оцениваем его поступки с позиции «хорошо — плохо» и делаем вывод, что герой является носителем важных ценностей

— «сказочные слова» — вспомнить все заклинания: «сим-сим, откройся», «сивка бурка»

— «волшебная фраза» — используют яркие всеми знакомые фрагменты из текста «Яичко упало и разбилось», «Я от дедушки ушёл, я от бабушки ушёл» и т.д.

(Как называется произведение, кто его автор, какие произведения писателя вы знаете, назовите слова сказки, рассказы, где главная героиня лягушка, в каких произведениях есть утки, гуси, лебеди?)

— «продолжи строчку»

— «озвучиваем диафильм»

Планируя работу, таким образом, стремится к:

— развитию содержательности и связной речи

— развитию речевого творчества и выразительности

— развитию способностей в речевой деятельности

— подготовке к обучению грамоте

Особую роль в осознании текста играют иллюстрации. Без рисунков художника воображение малыша может не включаться в работу и текст не будет понят. Читая книгу, нужно постоянно обращать внимание детей на художников-иллюстраторов данной книги. Мир рисунков – волшебный мир, где дети видят изображения героев в давние времена и изображения животных в разных жизненных ситуациях.

По картинкам дети учатся пересказывать текст, воспроизводить его в нужной последовательности.

Беря в руки книгу, дети по картинкам рассказывают, о чем будет эта книга. Учатся описывать картинки в книге – характер, цвет, насыщенность, для кого создаются картинки?

Постоянное общение дошкольников с литературным и изобразительным искусством, формирует эстетические чувства и осознание важности книг в жизни человека.

В общем виде принципы, которыми следует руководствоваться педагогу при знакомстве детей с книгами, можно выразить следующими тезисами:

  • Не стоит сразу читать ребенку сонеты Шекспира или Кафку в подлиннике. Начните с веселых детских книжек–малышек. Читайте крохе детские стихи и песенки, делайте это весело и с выражением. Отлично подойдут стихи Агнии Барто и Ирины Токмаковой.
  • Нужно выбирать для малышей книги с яркими и крупными иллюстрациями, ведь дети очень любят рассматривать картинки. Купите несколько развивающих книжек в мягком оформлении и со звуковым сопровождением. Например, от прикосновения корова – мычит, кошка — мяукает, курочка — кудахчет. В продаже также есть специальные книжки, с которыми можно купаться. Обязательно обратите внимание на качество материала, из которого изготовлена книга. Изделие должно быть безопасным для малыша, прочным и желательно моющимся.
  • На следующем этапе развития, следует познакомить детей со сказками. Выбирайте добрые и поучительные, в которых за хорошие дела героев награждают, а злодеи терпят поражение. Обычно начинают с русских народных сказок, а затем постепенно переходят к мировой литературе.
  • Детям дошкольного возраста можно читать небольшие рассказы и повести. Очень интересны и познавательны рассказы о животных. Они открывают перед ребенком мир природы.
  • Приобретите несколько детских энциклопедий. Это весьма полезное и развивающее чтение. Только следите за тем, чтобы книги соответствовали возрасту ребенка.
  • Поверьте, ваши труды не будут напрасными. Ребенок с детства привыкнет получать знания и повышать свой интеллект. А чем раньше начнется этот увлекательный процесс, тем лучше будут результаты.

От установок взрослого зависит, какое отношение к процессу чтения, к литературе выработается у ребенка. Важным в деле приобщения ребенка к книге является сотрудничество работников дошкольных учреждений и родителей. Тесный контакт обеих сторон, ясное понимание того, что чтение способствует духовной связи ребенка с взрослым, преодолению дефицита общения детей и родителей, потому что процесс чтения не может быть механическим: это совместная работа ума и души. Родители, взрослые должны уяснить, что чтение, участие в работе по его организации поможет им самим понять проблемы детства, постигнуть образ детства.

Список литературы:

  1. Гриценко З.А. Положи твое сердце у чтения — М.: Просвещение, 2000.
  2. Гриценко З.А. Пришли мне чтения доброго — М.: Просвещение, 2001.
  3. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Пособие для работников дошкольных учреждений. – М., 2002.
Опубликовано: 19.03.2021

Автор работы: 

Розенцвайг Евгения Константиновна

Руководитель проекта: 

Секачева Елена Александровна

Учреждение: 

МОУ «Средняя школа №140 Советского района Волгограда», г. Волгоград

Ученический творческий проект по технологии на тему «Иллюстрирование детской книжки-игрушки в контексте развивающей среды» посвящен самостоятельной работе и труду ученицы 11 класса, целью которой было создать книжку-игрушку, основанную на сюжете сказки.

Подробнее о работе:

Подготовленный учащейся 11 класса школы творческий проект по технологии «Иллюстрирование детской книжки-игрушки в контексте развивающей среды» содержит интересные сведения о детской книжной иллюстрации как о виде изобразительного искусства, а также рассматривает историю развития детской иллюстрации в России и влияние иллюстраций в книге на восприятие ребенком информации.

В учебной творческой работе по технологии для девочек о создании книжки-игрушки представлена подробная технологическая карта изготовления изделия с иллюстрациями. Данная работа содержит анализ разновидностей книжек-игрушек и их конструктивных особенностей, а также разработанной учащейся концепции создания книжки-игрушки. Результат работы представлен в приложении к проекту.

Оглавление

Введение
1. Детская книжная иллюстрация как вид изобразительного искусства.
1.1 Развитие детской иллюстрации в России.
1.2 Влияние иллюстраций на восприятие ребенка.
Выводы по главе 1.
2. Дизайн-проект книжки-игрушки как источник воспитания ребенка.
2.1 Разновидности книжек-игрушек и их конструктивные особенности.
2.2 Концепция создания книжки-игрушки.
Выводы по главе 2.
Заключение
Список литературы
Приложение

Введение

Тема моего индивидуального проекта: «Иллюстрирование детской книжки-игрушки в контексте развивающей среды».

Актуальность данного индивидуального проекта вызвана тем, что в современном мире важной задачей является приобщение детей к чтению, ведь именно детская литература становится для ребенка одним из первых способов познания окружающего мира.

Не только текст, но и иллюстрации являются важнейшим элементом детской книги, определяющим ее художественную ценность, эмоциональное воздействие и эстетическое воспитание ребенка. Иллюстрации способствуют развитию познавательной деятельности, освоению нравственных ценностей и эстетических идеалов. Кроме того, иллюстрации формируют представление о теме текста, об его идеях, персонажах и событиях. Они дополняют и углубляют содержание книги, обогащают и развивают визуальное восприятие произведения.

Целью моего индивидуального проекта является создание книжки-игрушки, основанной на сюжете сказки.

При работе с данной темой я ставлю следующие задачи:

  • Дать понятие определениям «Иллюстрация» и «Книжка-игрушка».
  • Исследовать историю детской иллюстрации в России.
  • Выявить влияние иллюстраций на ребенка.
  • Изучить разновидности книжек-игрушек и их особенности.

Объект исследования – книжная иллюстрация.

Предмет исследования – иллюстрация детской книжки-игрушки.

Методы исследования – изучение, сбор информации, систематизация полученных данных, анализ.

Планируемым результатом моего индивидуального проекта является разработка концепции создания книжки-игрушки.

Гипотеза – при чтении книжки-игрушки у ребенка развиваются визуальное, слуховое, тактильное и пространственное восприятия.

Развитие детской иллюстрации в России

В «Толковом словаре» Д. Н. Ушакова дается следующее определение: «Иллюстрация (от лат. illustratio — освещение, наглядное изображение) — пример, поясняющий что-н. наглядным образом.» [Ушаков, 1935]

Иллюстрация — это изображение (рисунок, фото или гравюра) для пояснения текста художественного произведения, технической документации или научного труда. Визуальные образы помогают читателю глубже ощутить эмоциональную атмосферу и понять основную суть книги.

История иллюстрации детских книг не так велика, как вся история иллюстрации в целом – она насчитывает лишь около трех столетий.

Первые иллюстрированные книги возникли более ста лет назад, в конце XIV века. Однако отсчет стоит начать с конца XVII века. В 1692 году появился «Букварь славянороссийских письмен…», преподнесенный Карионом Истоминым для цесаревича Алексея – внука вдовствующей царицы Натальи Кирилловны. Был тот рукописный букварь расписан нежными красками. 17 марта 1694 года вышел печатный букварь, гравированный художником Леонтием Буниным.

На каждой страничке первые строчки демонстрировали ребенку букву, которая представляла собой фигуру или две фигуры – как, например, в букве «М». Далее следовали изображения предметов на данную букву с соответствующей надписью, а затем стихи, поясняющие изображенное.

Таким образом в XVII веке было положено начало важному принципу детской книги – взаимосвязи картинки и текста.

В XIX веке художественные возможности возрастают, в связи с изобретением фотомеханического способа печати. Иллюстрации смогли передавать любую живописную или графическую технику (карандаш, перо, акварель, гуашь, масло и др.). Художники получили возможность использовать и комбинировать самые разнообразные художественные материалы. Широко известный цикл рисунков Е. А. Кибрика к драме » Борис Годунов» А.С. Пушкина был сделан чернилами для авторучки. «Усатый полосатый» выполнены цветными карандашами, которые наилучшим способом передают мягкую шерстку котенка. А.П. Пластов многие иллюстрации выполнял в технике масляной живописи.

Выбор материала, изобразительного языка, принципы построения книги во многом зависят от характера и стиля литературного произведения. В конце XIX века к иллюстрированию книг для детей обратились выдающиеся живописцы В. М. Васнецов, А. М. Васнецов, И. Е. Репин, В.И. Суриков. М.В. Нестеров и др. Они создали яркие, выразительные, запоминающиеся рисунки для детских книг.

С той поры детская книга окончательно отделилась от взрослой, приобрела свою особую, характерную только для нее структуру.

Отличительными особенностями книг для маленьких стало обилие иллюстраций, которые подробно раскрывали основные события произведения, и обилие цвета, ставшего одним из основных выразительных средств. Иллюстрации могли даже преобладать над текстом. Сюжет можно было проследить только по одним иллюстрациям. Именно эти особенности сохраняются в дальнейшем в качестве одной из отличительных черт детской книги.

В 20-е годы ХХ столетия появились новые течения в искусстве (кубизм, футуризм, фотография, плакат), повлиявшие на книжную иллюстрацию. Язык изображения упростился. Страница книги постепенно становится полем для игры, где слово и изображение взаимодействуют, взаимопроникают и комбинируются. Появляются малоформатные книги для игр, вырезания, раскрашивания, театрального действия. [Никитина, 2012]

Развитие детских иллюстрированных книг не стоит на месте. Они развиваются под влиянием эпохи, общества, принося при этом все больше новых стилей и жанров. В современном же мире книжная иллюстрация становится неотъемлемой частью детской литературы, ведь именно визуальные образы привлекают многих детей к чтению, развивая их эрудицию, нравственные качества и эстетические идеалы.

Влияние иллюстраций на восприятие ребенка

Художественная иллюстрация – важнейший элемент детской книги, который определяет ее ценность в нравственной, обучающей и эстетической сферах.

Езикеевой В. А. были проведены исследования, подтверждающие влияние иллюстраций на понимание текста детьми. Это влияние наиболее значительно проявляется в младшем дошкольном возрасте. В дальнейшем оно уменьшается и возрастает роль самого текста, что свидетельствует о существенных изменениях в соотношении сигнальных систем ребёнка. [Езикеева, 1995, с.96]

Именно с иллюстраций начинается процесс выбора ребёнком книги для чтения. Они помогают детям войти в литературный мир, почувствовать его, познакомиться и подружиться с населяющими его персонажами, полюбить их. Жизненный опыт ребёнка невелик, поэтому ему сложно воссоздать в своём воображении то, о чём повествует писатель. Ему необходимо увидеть это наглядно. Здесь в книгу вступает художник, который становится одним из первых учителей ребенка. Он формирует в детях любовь к прекрасному, высокие эстетические чувства, художественный вкус. Е. А. Флерина писала, что картинка, особенно для детей младшего возраста, является важным педагогическим материалом, убедительным и острым, чем слово, благодаря своей реальной зримости. [Флерина, 1961, с.75]

Первостепенной задачей иллюстрации является раскрытие содержания теста. Важно, чтобы иллюстрация следовала за словом, а не наоборот; иначе яркая картинка может увлечь детей настолько, что они будут представлять себе мысленно только её, и зрительный образ не сольётся со словом, потому что дети «не услышат» слов, не заинтересуются высказанным в них. Исключение составляет красочная обложка книги, вызывающая естественный интерес. [Карпинская, 1948, с.82]

Говоря о правилах, которые должны быть соблюдены при иллюстрировании книг для детей на ранней стадии развития, в первую очередь стоит отметить, что изображения должны быть просты и выразительны, без лишних нагромождений. Ребенок не сможет разобраться в слишком замысловатых иллюстрациях. Он должен научиться различать простые силуэты предметов с первого взгляда, именно поэтому многие детские иллюстраторы советуют не включать в рисунки светотень и перспективу в книги для малышей.

И, конечно же, в цветном рисунке ребенку разобраться легче: цвет помогает узнать предмет и найти его на белом поле листа.

Но в цвете так же, как и в самом изображении, необходимо придерживаться определенных требований — предмет должен быть изображен на рисунке в своей естественной раскраске, что относится к иллюстрациям для всех возрастных категорий.

В более старшем возрасте у ребенка особенно активно начинает складываться представление об окружающем мире — работает память, воображение, усложняются эмоциональные реакции. Книга и ее иллюстрации играют в этот период чрезвычайно важную роль. Впечатление ребенка от иллюстрации зависит напрямую и от техники ее исполнения, и от степени эмоционального воздействия текста, к которому она относится.

Рисунок (по мере взросления ребенка) должен усложняться вслед за текстом. В иллюстрацию включаются и перспектива, и светотень, и более сложное композиционное решение — необычные ракурсы, более детальное изображение привычных и знакомых предметов. Большинство детей, начиная с двух—трех лет, отдает предпочтение рисункам со сложным сюжетом и множеством деталей. [Цуканова, 2010]

Вывод по главе I

Становится очевидным, что детская литература не способна существовать без содружества с иллюстрацией. Она дополняет и углубляет содержание произведения, при этом обогащает знания ребенка, учит его нравственности.

Иллюстрация помогает детям сделать первый шаг в литературный мир, завлекая ребенка своей красочностью. Требования к оформлению книг изменяются по мере взросления ребенка. Чем он старше, тем меньше книга содержит изображений, и тем больше в ней становится текста, однако художники-иллюстраторы навсегда остаются одними из первых учителей для ребенка, доступно и понятно изображая им то, чего они раньше не могли вообразить в связи с отсутствием опыта.

Разновидности книжек-игрушек и их конструктивные особенности

Книжка-игрушка — издание для детей, имеющее специальную форму, которая позволяет ребёнку не только рассматривать и читать его, но и играть с ним, раскладывать или раскрашивать его, делать поделки и т. п. [ЭЭВ, 2021]

Игра – ведущая деятельность детей дошкольного и младшего дошкольного возраста, что было доказано в трудах многих психологов, таких как А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец. Игра активно отображает окружающий мир, благодаря чему ребенок получает новую информацию и впечатления.

Дизайнер обязан разбираться в психологии восприятия ребенка, так как это помогает ему сформировать целостный метод подхода к проектированию книжной конструкции.

Книжка-игрушка должна подталкивать ребенка к творческой деятельности и любознательности. В связи с этим книжка-игрушка обладает такой функцией, как познавательная — совмещая процесс чтения и игры, у ребенка появляется возможность познакомиться с различными сферами жизни.

Кроме того, развивается и чувство эстетики. При грамотном оформлении книги, у ребенка формируются способности зрительного восприятия цвета, формы, композиции. Он усваивает общепринятые сочетания цветов, форм, ритма.

Дизайн-форма книги должна соответствовать ее назначению. В данном случае она должна обладать способностью трансформироваться в зависимости от назначения книги и нести в себе обучающий элемент. Книга не должна быть тяжелой и должна быть соизмерима с ребенком так, чтобы он смог поднять ее, перелистывать страницы без затруднений. Шрифт текста следует делать достаточно крупным и читабельным, без излишней замысловатости, дабы не вредить зрение. Назначение иллюстраций – снятие напряжения, поле для отдыха глаз. Рекомендуется делать страницы мягкими, а уголки закругленными, чтобы ребенок не смог получить ранения. Композиционное решение должно оформляться так, чтобы было возможно сконцентрироваться на главных предметах, не отвлекаясь на второстепенные.

Согласно ГОСТ 7.60—90 выделяют следующие разновидности книжек-игрушек:

  • Книжка-вертушка, состоящая из определенного количества круглых листов, которые можно поворачивать и разглядывать картинки, появляющиеся в вырезах;
  • Книжка-гармошка, сложенная по подобию мехов гармони, из-за чего нужно раскладывать и складывать страницы, чтобы читать ее;
  • Книжка-затея (книжка-забава), у которой есть вклеенные детали, издающие звуки, если к ним прикоснуться;
  • Книжка-панорама, при открытии которой на страницах поднимаются фигуры, благодаря разрезам на бумаге;
  • Книжка-поделка, в которой можно найти заготовки для вырезок игрушек, аппликаций и т.п.;
  • Книжка-раскраска, в которой можно найти контуры определенных фигур, предназначенных для раскрашивания;
  • Книжка-фигура, сделанная в виде определенной фигуры (котик, птичка, машинка и т.п.);
  • Книжка-ширмочка, состоящая из плотных листов картона, которые можно поставить, как ширму, и использовать в качестве игровых декораций. [ЭЭВ, 2021]

Концепция создания книжки-игрушки

1) Подготовительный этап.
Перед началом работы над книгой следует определиться с ее темой. Так как книга предназначена для детей, то было принято решение сделать ее по мотивам сказки Шарля Перро «Золушка».

Для работы понадобятся следующие материалы:

  • Картон/плотная бумага
  • Ножницы
  • Клей
  • Иллюстрации, нарисованные в графическом редакторе и распечатанные на матовой бумаге/иллюстрации, нарисованные на бумаге
  • Застежка-липучка
  • Клей-пистолет

Определитесь с разновидностью книжки-игрушки. Я решила сделать книжку-карусель по концепции немецкого иллюстратора Лотара Меггендорфера. Им был разработан механизм движущихся картинок, настолько совершенный, что его работы можно с уверенностью назвать образцовыми в области искусства книги даже в нынешнее время (Рис.1).

Теперь определитесь с размером книги. Существуют концепции как крупных книжек, которые можно раскладывать и изучать, так и миниатюрных, способных поместиться в карман. Однако следует обратиться к стандартной формату детской книги. Не слишком большая, чтобы ребенок мог держать ее в руках, и не слишком маленькая, чтобы избежать проблем со зрением. Наилучшим вариантом, подходящим под оба критерия, будет выбрать формат 15х20 см.

Материал, из которого будет изготовлена книга, должен быть достаточно прочным, чтобы книга прослужила долго, при этом экологически безопасным. Страницы не должны содержать в себе острые углы, дабы не ранить ребенка.

Очень важно знать заранее, где будут располагаться иллюстрации, текст, поэтому распланируйте книжку, учитывая выбранные для нее параметры. Моя книжка будет состоять из четырех разворотов. Каждый состоит из трех слоев: фон, объемные изображения и обрамления, на котором будет размещен текст (Рис.2). Наброски и иллюстрации я выполняю в графическом редакторе PaintTool SAI Ver.2, предназначенный для работы с растровой и векторной графикой.

Важным элементом книги является шрифт. Он должен соответствовать общей атмосфере книги. Мною был выбран шрифт «Moonlight» (Рис.3). Он читабелен и гармонирует с тематикой сказки.

2) Создание книги.
Когда все заготовки готовы, можно приступать к сборке книги.

  1. Склейте между собой 4 картонных листка с помощью клея, сгибая при этом их в обе стороны. Конструкция должна свободно закрываться в книгу, а при раскрытии плотно стоять на ровной поверхности (Рис.4). Это будут страницы книги.
  2. Вырежьте иллюстрации, нарисованные вами. Если иллюстрации выполнялись в графическом редакторе, то распечатайте их на матовой или глянцевой бумаге, при этом каждый слой разворота должен быть на отдельном от остальных листе.
  3. Сделайте крепления для объемных иллюстраций. Вырежьте бумажные ленты, которые будут соответствовать вашим иллюстрациям по размеру. Согните их на 7 частей. (Рис.5)
  4. Приклейте иллюстрации к конструкции в соответствии с сюжетом книги. Сначала приклейте слой с фоном. Используйте сделанные ранее крепления для приклеивания объемных иллюстраций и обрамления. Слой с обрамлением должен быть приклеен перед слоем с объемными изображениями, при этом его крепление должно быть шире. Затем согните конструкцию так, чтобы приклеенные иллюстрации согнулись в соответствии с линей сгиба. При раскрытии книга должна устойчиво стоять на ровной поверхности, а иллюстрации приобретать объем (Рис.6).
  5. Изготовьте обложку. Из плотного картона делается заготовка. Она должна быть чуть выше, чем страницы книги. Корешок по ширине должен быть таким, чтобы он мог вместить в себя все страницы. Картонную заготовку обклеиваем покровным материалом, содержащим на себе иллюстрацию (Рис.7).
  6. Следующим шагом необходимо присоединить застежку-липучку, с помощью которой книга будет закрепляться в закрытом и в раскрытом положении. Делается это при помощи клея-пистолета. К передней части обложки приклеивается элемент с микропетлями, а к задней элемент с микрокрючками.
  7. Когда обложка готова, можно соединять ее с страницами книги. Нанесите клей на корешок обложки и приложите страницы. Затем приклейте первую и последнюю страницы книги к передней и задней стороне обложки соответственно.

Вывод по главе II

На протяжении многих веков детские книги являлись основой нашей культуры, воспитателем, влияющим на формирование личности.

Книжка-игрушка хороша тем, что, в зависимости от ее концептуальной особенности, она способна развивать у детей воображение, логическое мышление, аудирование, мелкую моторику, эстетические вкусы. Рассматривая и изучая такие книжки, ребенок учится, совмещая этот процесс с игрой. Детей интересует все необычное, а потому подобный формат книги несомненно заинтересует ребенка в прочтении.

На дизайнере книги лежит огромная ответственность, ведь он выступает своеобразным психологом, которому необходимо грамотно совместить визуальную и информационную составляющую так, чтобы ребенок сумел усвоить для себя что-то новое.

Исходя из выполненного мною дизайн-проекта книжки-игрушки, можно прийти к выводу, что реализовать подобный проект может каждый желающий в домашних условиях, без обращения к специализированным издательствам.

Заключение

В данном индивидуальном творческом проекте по технологии на тему «Иллюстрирование детской книжки-игрушки в контексте развивающей среды» мы рассмотрели концепцию создания книжки-игрушки по мотивам сказки в контексте развивающей среды.

Выполнив задачи, поставленные в начале работы над творческим проектом по технологии «Иллюстрирование детской книжки-игрушки в контексте развивающей среды», я смогла достигнуть поставленной цели – создать книжку-игрушку, основанную на сюжете сказки.

В соответствии с первой задачей в главах I и II были изучены понятия «Иллюстрация» и «Книжка-игрушка».

Иллюстрацией называют изображения, поясняющие содержание текса, дополняющие его.

Книжка-игрушка – это формат книги, имеющий специальную форму и позволяющий ребенку учиться и играть одновременно за счет особенностей своей конструкции.

В главе I была выполнена вторая задача – исследована история детской книжной иллюстрации в России.

Первая проиллюстрированная книга появилась в XVII веке. Это был букварь Кариона Истомина. С тех пор был положен принцип взаимосвязи текста и изображения.

В 20-е годы ХХ столетия язык изображения упростился. Страница книги постепенно становится полем для игры, где слово и изображение взаимодействуют, взаимопроникают и комбинируются.

Под влиянием внешних факторов менялись особенности книг, их стиль. Иллюстрация же становится неотъемлемой частью детской литературы.

Третья задача была также рассмотрена в главе I – было выявлено влияние иллюстраций на ребенка.

Езикеевой В.А. были проведены исследования, подтверждающие, что иллюстрации помогают детям понимать содержание текста. Чем старше становился ребенок, тем меньше была их роль, что свидетельствовало об изменении сигнальных функций.

Главной задачей иллюстрации считается раскрытие содержания текса, при этом они должны лишь следовать за словом, не иначе. Однако это не касается обложки книги, которая должна вызывать интерес.

Иллюстрации развивают у детей любознательность, любовь к прекрасному. Это важный педагогический материал, особенно для детей младшего возраста, которые еще находятся в процессе познания окружающего мира и их опыт и представление о вещах слишком мал для понимания текста без изображений.

Четвертая задача была выполнена в главе II. Я изучила разновидности книжек-игрушек и их особенности.

В зависимости от конструкции книжки-игрушки меняется ее назначение. Например, книжки-затеи способны проигрывать звуки, развивая слух детей, а книжки-поделки способствуют творческому развитию. Таким образом, процесс игры и учебы совмещается в единое целое.

Выполнив данные задачи, я смогла достигнуть планируемого результата – разработать концепцию создания книжки-игрушки. Выполнив этот проект, я пришла к выводу, что процесс создания собственной книги не сложен в техническом плане и способен реализоваться самостоятельно в домашних условиях. Он требует от автора лишь возможности и креативности.

Основываясь на исследованиях ученых и выполненном мною дизайн-проектом, была подтверждена выдвинутая гипотеза — при чтении книжки-игрушки у ребенка развиваются визуальное, слуховое, тактильное и пространственное восприятия.

Работая в 11 классе с данным творческим проектом по технологии «Иллюстрирование детской книжки-игрушки в контексте развивающей среды», я приобрела новые теоретические знания и практические навыки, многие из которых будут полезны мне в дальнейшей жизни. Я узнала историю детской иллюстрации, научилась конструировать книжку-игрушку, работать с преображением текста в иллюстрации.

Список литературы

  1. Адамов, Е.Б. Иллюстрация в художественной литературе — М.: Государственное издательство «Искусство», 1959. – 87 с.
  2. Грашин А.А. Дизайн детской развивающей предметной среды: учеб. пособие. – М.: Архитектура, 2008. – 189 с.
  3. Дехтерев Б. Иллюстрация — произведение художественное//Детская литература. — 1980. — № 4.
  4. Дехтерев Б. Иллюстрация — произведение художественное//Детская литература. — 1969. — № 4.- 77-84 с.
  5. Дехтерев Б. Познание мира и иллюстрация//Детская литература. — 1990. — № 3.
  6. Езикеева В.А. Содержание и методы обучения изобразительной деятельности детей 4-7 лет: Эстетическое воспитание в детском саду. — М.: Просвещение, 1995.
  7. Казунина Е. Влияние современной книжной иллюстрации на эстетическое развитие дошкольников. –  158-161 c.
  8. Карпинская Н.С. Русская народная сказка в моральном воспитании советского ребёнка-дошкольника. — М., 1948.
  9. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей. — М., 1972.
  10. Курочкина Н. А. Детям о книжной графике. — СПб: Детство-Пресс, 2002.
  11. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание младшего школьника. — М., 1961.
  12. Чуковский К.И. От двух до пяти. — М.: Советский писатель, 1960.
  13. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка – М.: Сов. энцикл., 1935. – 912с.
  14. ЭЭВ – Электронная энциклопедия Википедия. [Электронный ресурс].
  15. Влияние иллюстрации на понимание детьми художественного текста книги — Иллюстрация в книге для детей – [Электронный ресурс].
  16. Из истории иллюстрированной детской книги в России » Мастера иллюстрации детям – 2014 [Электронный ресурс].
  17. Иллюстрации в детской литературе – 2016 [Электронный ресурс].
  18. Иллюстрация — суть, история, основные виды, стили и техники. Примеры иллюстраций к печатным изданиям – 2020 [Электронный ресурс].
  19. Никитина Т.Ю. Особенности иллюстрирования различных типов изданий – 2012 [Электронный ресурс].
  20. Пешкова С.В. Создание детской книжки-игрушки в контексте развивающей среды. – [Электронный ресурс].
  21. Цуканова А.Б. Курсовая работа: Разработка и создание детской книги – 2010 [Электронный ресурс].

Приложение

Слои иллюстраций

иллюстрации для книжки 1

Разворот

иллюстрации для книжки 3

Обложка

иллюстрации для книжки 4

Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

Главная

Педагогика
Особенности восприятия художественной литературы детьми дошкольного возраста

Динамика восприятия в период дошкольного детства. Анализ восприятия детьми дошкольного возраста художественной литературы. Особенности восприятия детьми дошкольного возраста сказок. Экспериментальное выявление особенностей восприятия дошкольников.

посмотреть текст работы

скачать работу можно здесь

полная информация о работе

весь список подобных работ

Нужна помощь с учёбой? Наши эксперты готовы помочь!
Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с
политикой обработки персональных данных

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

художественная литература дошкольный восприятие
Цель исследования: выявить особенности восприятия детьми художественной литературы.
Объект исследования — восприятие детей дошкольного возраста.
Предмет исследования — особенности восприятия детьми дошкольного возраста художественной литературы.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что восприятие художественной литературы может оказывать влияние на культуру поведения детей при подборе произведений с учетом содержания произведения и возрастных психологических особенностей дошкольников.
1. Подобрать и изучить научную психолого-педагогическую литературу по рассматриваемой проблеме.
2. Проанализировать основные характеристики детского восприятия и особенности восприятия детьми дошкольного возраста художественных произведений.
3. Провести экспериментальное исследование особенностей восприятия детьми дошкольного возраста художественной литературы.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и специальной литературы; методы наблюдения и сравнения, количественной и качественной обработки собранных материалов.
Методологической базой исследования послужили труды
Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, А.В. Запорожца, О.И. Никифоровой, Е.А. Флериной, Н.С. Карпинской, Л.М. Гурович и других ученых.
Практическая значимость: полученные результаты могут быть использованы в работе практического психолога, воспитателей и родителей детей при решении задач формирования личности дошкольника.
База исследования: МБДОУ «Центр развития ребёнка детский сад № 1 «Ручеёк» г-к Анапа.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 22 источников.
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студентов сред. пед. заведений. /М.М. Алексеева, В.И. Яшина. — М.: Академия, 2007. — 400 с.
2. Белинский В.Г. О детских книгах. Собр. соч. Т.3. /В.Г. Белинский — М., 1978. — 261с.
3. Выготский Л.С., Божович Л.И., СлавинаЛ.С., Ендовицкая Т.В. Опыт экспеpиментального изучения пpоизвольного поведения. / Л.С. Выгодский, Л.И. Божович, Л.С. Славина, Т.В. Ендовицкая // — Вопpосы психологии. — №4. — 1976. С.55-68.
4. Выготский Л.С. Мышление и речь. Психологические исследования /под ред. и со вступ. статьей В. Колбанского. — М., 2012. — 510c
5. Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребенок и книга: книга для воспитателя дет. сада / Под ред.В.И. Логиновой — М., 1992-214с.
6. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, и др. — М.: Детство-Пресс, 2006. — 243с.
7. Запорожец А.В. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения // Избр. псих. труды Т.1. / А.В. Запорожец — М., 1996. — 166с.
8. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей (ранний и дошкольный возраст) / Н.С. Карпинская — М.: Педагогика, 2012. — 143с.
9. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию/ Э.П. Короткова — М.: Просвящение, 1982. — 128 с.
10. Лурия, А.Р. Лекции по общей психологии/ А.Р. Лурия — СПб.: Питер, 2006. — 320с.
11. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок /А.И. Максаков. — М. Просвещение, 1982. — 160 с.
12. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь / Б. Мещеряков, В. Зинченко — М.: Прайм-Еврознак, 2003. — 672с.
13. Титаренко Т.И. Факторы, влияющие на восприятие художественного текста детьми-дошкольниками: Автореф. дис. канд. филол. Наук/Т.И. Титаренко — М. 2010. — 48с.
14. Репина Т.А. Роль иллюстрации в понимании художественного текста детьми // Вопросы психологии — №1 — 1959.
15. Радуга. Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада / Т.Н. Доронова, С. Якобсон, Е. Соловьева, Т. Гризик, В. Гербова. — М.: Просвещение, 2003. — 80с.
16. Рожина Л.Н. Психология воспитания литературного героя школьниками /Л.Н. Рожина — М.: Просвещение. — 1977. — 158 с.
17. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946.465-471с.
18. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания // Педагогика. — 2000. — № 6. — С.96.
19. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). /Е.И. Тихеева // Дошкольное воспитание. — № 5. — 1991. с 12-18.
20. Философский энциклопедический словарь. — ИНФРА-М, 2006 — С.576.
21. Яшина В.И. Некоторые особенности развития словаря детей пятого года жизни (на материале ознакомления с трудом взрослых): автореф. дис. канд. пед. наук, — М., 1975. — 72с.
Психолого–педагогические проблемы использования инновационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста. Особенности восприятия цвета детьми старшего дошкольного возраста. Развитие творческих способностей и цветового восприятия дошкольников. курсовая работа [690,5 K], добавлен 04.03.2011
Сказка как жанр художественной литературы, ее классификация. Возрастные особенности восприятия сказки и ее развивающее значение. Эмпирическое исследование уровня восприятия сказки и ее влияния на развитие воображения у детей дошкольного возраста. дипломная работа [210,7 K], добавлен 31.10.2014
Проблема нравственного воспитания дошкольников. Особенности восприятия детьми произведений художественной литературы. Воспитательная роль сказок. Формирование дружеских взаимоотношений у детей младшего дошкольного возраста посредством данного жанра. курсовая работа [347,6 K], добавлен 20.02.2014
Возрастные особенности восприятия времени детьми дошкольного возраста. Понятие детской литературы и её жанров. Понятие времени и его свойств. Возможности использования детской литературы при формировании временных представлений детей дошкольного возраста. дипломная работа [92,4 K], добавлен 05.10.2012
Психолого-педагогическая характеристика развития детей дошкольного возраста. Стадии развития восприятия художественного произведения. Особенности восприятия детьми содержания книги. Принципы иллюстрирования книг в зависимости от возраста читателей. курсовая работа [29,2 K], добавлен 03.06.2014
Педагогическая работа по развитию речи с детьми, страдающими дизартрией. Психолого-педагогическое обоснование данной проблемы. Связь фонематического восприятия и произношения, создание оптимальных условий для их развития у детей дошкольного возраста. контрольная работа [34,8 K], добавлен 16.11.2009
Анализ психолого-педагогической литературы по теме восприятия. Художественное восприятие, которое движет к идее, заложенной автором произведения. Процесс развития художественного восприятия детей дошкольного возраста и творчество иркутских художников. дипломная работа [1,4 M], добавлен 15.02.2011
Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д. PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах. Рекомендуем скачать работу .

© 2000 — 2021

Особенности восприятия художественной литературы детьми дошкольного возраста курсовая работа. Педагогика.
Реферат: Философия как наука 8
Курс Лекций На Тему Экономическая Сущность Рыночных Отношений
Судьба Человека Шолохов Аргументы К Итоговому Сочинению
Контрольная работа: Разработка финансового плана организации
Доклад: Борьба Руси с внешними вторжениями в XIII в.
Контрольная Работа По Теме Причастия Ответы
Сочинение Письмо Лето
Понятие и классификация оружия
Курсовая работа: Финансовая санация предприятия и процедура банкротство предприятия
Реферат: Персональный компьютер, его состав и назначение. Скачать бесплатно и без регистрации
Курсовая работа по теме Инфоpмационные системы в pаботе менеджеpа
Контрольная работа: Аспекти нарахування процентів в банку
Дипломная работа по теме Исследование финансово-хозяйственного состояния предприятия
Геноцид И Экоцид Как Международные Преступления Курсовая
Рефераты На Психологические Темы
Сочинение по теме Встреча Берлиоза и Бездомного с Воландом в романе М.А. Булгакова Мастер и Маргарита
Реферат по теме Электрические схемы технологического контроля и сигнализации
Курсовая работа по теме Особенности организации ТО и ТР автомобилей
Курсовая работа по теме Проектирование привода ленточного питателя
Реферат Формы Олигофрении Связанные С Перинатальной Патологией
Предпринимательский риск и его страхование — Маркетинг, реклама и торговля реферат
Легкая промышленность Российской Федерации — География и экономическая география реферат
Финансовое право — Государство и право контрольная работа

Возрастные особенности

Возрастные особенности детей 4 – 5 лет

К пяти годам складывается «психологический портрет» личности, в котором важная роль принадлежит компетентности, в особенности интеллектуальной (это возраст «почемучек»), а также креативности.

Социально – коммуникативное развитие

К пяти годам у детей возрастает интерес и потребность в общении, особенно со сверстниками, осознания своего положения среди них. Ребенок приобретает способы взаимодействия с другими людьми. Использует речь и другие средства общения для удовлетворения разных потребностей. Лучше ориентируется в человеческих отношениях: способен заменить эмоциональное состояние близкого взрослого, сверстника, проявлять внимание и сочувствие. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Совершенствуется умение пользоваться установленными формами вежливого обращения. В игровой деятельности появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. В этом возрасте начинают появляться постоянные партнеры по игре. В общую игру могут вовлекаться от двух до пяти детей, а продолжительность совместных игр составляет в среднем 15-20 мин. Ребенок начинает регулировать свое поведение в соответствии с принятыми в обществе нормам; умеет довести начатое дело до конца (соорудить конструкцию, убрать игрушки и т.п.) – проявление произвольности. У детей начинает формироваться способность контролировать свои эмоции в движении, чему способствуетосвоение ими языка эмоций(гаммыпереживаний, настроений). Эмоциональность пятилетнегоребенка отличается многообразием способов выражения своих чувств: радости, грусти, огорчения, удовольствия. Ребенок способен проявлять сочувствие, сопереживание, которое лежит в основе нравственных поступков. К 5-ти годам в элементарном выполнении отдельных поручений (дежурство по столовой, уход за растениями и животными), проявляется самостоятельность.

Познавательное развитие

В познавательном развитии 4-5 летних детей характерна высокая мыслительная активность. 5-ти летние «почемучки» интересуются причинно – следственными связями в разных сферах жизни (изменения в живой и неживой природе, происхождение человека), профессиональной деятельностью взрослых и др., то есть начинает формироваться представление о различных сторонах окружающего мира. К 5-ти годам более развитым становится восприятие. Дети оказываются способными называть форму на которую похож тот или иной предмет. Они могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку – величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручение взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т. д. начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течении 15-20 мин. Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.

Речевое развитие

Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает интерес. В речевом развитии детей 4-5 лет улучшается произношение звуков (кроме сонорных) и дикции. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дети занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной.

Художественно – эстетическое развитие

На пятом году жизни ребенок осознаннее воспринимает произведения художественно-изобразительно-музыкального творчества, легко устанавливает простые причинные связи в сюжете, композиции и т. п., эмоционально откликается на отраженные в произведении искусства действия, поступки, события, соотносит увиденное со своими представлениями о красивом, радостном, печальном, злом и т. д. У ребенка появляется желание делиться своими впечатлениями от встреч с искусством, со взрослыми и сверстниками. Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его способности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему. Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунки становятся предметными и детализированными. В этом возрасте дети рисуют предметы прямоугольной, овальной формы, простые изображения животных. Дети могут своевременно насыщать ворс кисти краской, промывать по окончании работы. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Дети могут вырезать ножницами по прямой, диагонали, к 5-ти годам овладевают приемами вырезывания предметов круглой и овальной формы. Лепят предметы круглой, овальной, цилиндрической формы, простейших животных, рыб, птиц. К 5-ти годам ребенок выполняет элементарные танцевальные движения (пружинка, поскоки, кружение и т. д.), может петь протяжно, при этом вместе начинать и заканчивать пение. Развитию исполнительской деятельности способствует доминирование в данном возрасте продуктивной мотивации (спеть песню, станцевать танец, сыграть на инструменте). Дети делают первые попытки творчества.

Физическое развитие

В этом возрасте продолжается рост всех органов и систем, сохраняется потребность в движении. Двигательная активность становится целенаправленной, отвечает индивидуальному опыту и интересу, движения становятся осмысленными, мотивированными и управляемыми. Сохраняется высокая эмоциональная значимость процесса деятельности для ребенка, неспособность завершить ее по первому требованию. Появляется способность к регуляции двигательной активности. У детей появляется интерес к познанию себя, своего тела, его строения, возможностей. У детей возникает потребность действовать совместно, быстро, ловко, в едином для всех детей темпе; соблюдать определенные интервалы во время передвижения в разных построениях, быть ведущим. Уровень функциональных возможностей повышается. Позитивные изменения наблюдаются в развитии моторики. Дошкольники лучше удерживают равновесие перешагивая через небольшие преграды, нанизывает бусины (20шт.) средней величины (или пуговицы) на толстую леску. В 4-5 лет у детей совершенствуются культурно – гигиенические навыки (хорошо освоен алгоритм умывания, одевания, приема пищи); они аккуратны во время еды, умеют правильно надевать обувь, убирают на место свою одежду, игрушки, книги. В элементарном обслуживании(одевание, раздевание, умывание и т. д.) проявляется самостоятельность ребенка.

  • Основные приемы работы со сказкой в сказкотерапии
  • Основная проблема рассказа фотография на которой меня нет
  • Основная тема сказки премудрый пескарь салтыков щедрин о чем
  • Основная мысль сказки три толстяка
  • Основная мысль сказки кубок