Особенности сказок разных народов мира

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребнка детский сад 4 ручеквыступление на педагогическом совете.тема: обогащение знаний детей

Муниципальное   бюджетное  дошкольное  образовательное учреждение центр развития ребёнка детский сад № 4 «Ручеёк»

Выступление на педагогическом совете.

Тема: « Обогащение знаний детей о сказках народов мира.»

Воспитатели: Журавлева И.В.

Чумак Т.П

2018г.

Обогащение знаний детей о сказках народов мира.

         «Сказка для ребенка такое же серьезное и настоящее дело, как игра: она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности»

Джанни Родари.

         «Сказки — блестящее, лучшее в мире золото, то золото, что блестит огоньком в детских глазках, звенит смехом из детских уст и уст родителей»

Х.К. Андерсен.

            Сказки для детей это первая школа жизни – в любой стране, в любом государстве, для любых детей. Благодаря развитию книгопечатания, переводам с иностранных языков и сети Интернет, наши дети с раннего возраста встречаются со сказками разных стран – русскими, английскими, французскими, шведскими, арабскими, индийскими, африканскими и многими другими.

            Следует отметить, что все программы воспитания и обучения в детском саду включают в себя раздел зарубежной литературы. Почему же нам так интересно знакомиться не только с творчеством своего народа, но и с фольклором, пришедшими из других частей света? Потому что любая сказка «обучает» и «воспитывает», т.е. несет в себе большой образовательный и воспитательный потенциал.

          Анализ и русских, и зарубежных сказок позволяет решить следующие задачи:

— Развитие творческого (креативного) мышления, то есть способности удивляться и познавать, находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленности на открытие нового и способности к глубокому осознанию своего опыта;

—  Совершенствование вербального языка;

—  Развитие фантазии, воображения;

— Развитие способности к глубокому образному мышлению, установлению причинно-следственных связей;

—  Развитие эмпатии и умения слушать других;

—  Развитие чувства юмора;

— Стимуляция интереса к творчеству в целом (поэзии, прозе, живописи).

        Сказки народов мира имеют многолетнюю историю и являются неким сплавом коллективного сознания и народной мудрости. Глубокий смысл этих произведений оттачивался веками, передавался из уст в уста, из поколения в поколение. Сказка каждого народа отражает его менталитет, определенную психологию – успеха и неудач, бедности и богатства, жестокости и миролюбия. Практически каждая сказка учит ребенка положительным качествам, рассказывает, что такое хорошо и что такое плохо, помогает стать лучше, добрее, смелее, находчивее, формирует такие нравственные качества, как сочувствие и готовность прийти на помощь, умение прощать, понимание, что вместе легче справиться с бедой или сложным делом и что зло наказуемо.

       Национальные сказки — это золотой фонд любого народа, любой страны. А детям просто необходимо знать сказки разных народов: из этого незаметно, по кирпичикам, и складывается основа человеческого мировоззрения. Знакомя детей с зарубежными сказками, мы даем им широкие познания о мире, о культурах и традициях других народов.

       Герои наших и зарубежных сказок шагают вместе с нами и детьми до самой старости. И знаете почему? Потому, что, главный персонаж, какую бы сказку мы не читали, и не важно какой он: Глупый мышонок из русской сказки, Гадкий утенок из датской сказки, умная собака Соня из веселой книги А. Усачева, самый храбрый Илья Муромец из русских былин, или как в молдавской сказке, глупые братья, которые не могли отыскать клад отца, или как Желтый аист из китайской сказки, не желавший танцевать для одного зрителя, или как ленивые дети из ненецкой сказки «Кукушка» и многие другие, наш малыш вместе с нами, на протяжении всего сюжета, стараемся вести себя как можно лучше, побеждаем трудности, помогаем людям, верим в успех и заражаем этой верой других.

       Путешествуя по Дому книги, приходишь к выводу, что все сказки, и русские, и зарубежные, это самый ненавязчивый и эффективный способ сформировать у ребенка характер, который поможет ему добиться в жизни любых успехов. Вы спросите почему? Потому что материалом для всех сказок служит жизнь народа, его борьба за счастье и его верования и обычаи.

Каждый народ в сказках подчеркивает положительные черты своих соплеменников, которые именно через сказку передаются из поколения в поколение. Все сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость — результат борьбы, результат совместных усилий.

        Можно выделить некоторые особенности сказок, которые и позволяют их использовать при решении педагогических задач:

      Оптимизм сказок усиливает их воспитательное воздействие.

       Образность — облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению.

     Забавность сказок повышает интерес к ним.

     Дидактизм – важнейшая особенность сказок всех народов мира, знакомит детей со странами, континентами, обычаями, традициями, климатическими условиями.

        Русские, как и зарубежные сказки, способствуют успешной социальной адаптации. В нашей шумной подготовительной группе, где есть дети с повышенной тревожностью, с некоторыми вредными привычками, очень эффективным рецептом можно определенно считать — Сказки. Моделирование ситуации нравственного поведения, которые дети слышат в сказках, сразу не переносятся в реальную жизнь, но зато они охотно и правильно используют это в последующей реальной жизни.

        Именно сказка способствует расширению границ нравственного, духовного, патриотического, экологического, эстетического и умственного развития.

       Сама сказка, конечно, не дает прямых наставлений детям (слушайся родителей, уважай старших, не уходи из дома без разрешения), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают многократно возвращаясь к тексту сказки.

        Знакомясь с зарубежными сказками, мы обращаем внимание и на то, что, как в русских, так и в зарубежных, существует такая категория сказок, в сюжете которых раскрывается вся цепочка формирования нравственных качеств у маленького ребенка: запрет — нарушение — кара. Они постепенно из внешних, формальных преобразуются во внутренние качества (самоконтроль, самонаказание, саморегулирование). Это особенно встречается в сказках, рекомендованных детям более старшего дошкольного возраста, в так называемых зарубежных «страшных сказках».

      В страшных сказках силы зла беспрепятственно проникают в дом, когда нет родителей (они умерли, уехали или уснули), т.е. когда нарушается целостность домашнего мира. Этим они очень похожи на другие сказки, в которых почти никогда нет полной семьи; внучка живет с дедушкой и бабушкой, отец — с тремя сыновьями, девочка — с отцом и мачехой. Поэтому с ними и случаются всякие неприятности. Чувство защищенности дают только полная семья, только присутствие матери.

       В страшилках нет добрых помощников и пощады не бывает, если дети не одумаются, т. е. ответственность за нарушение запрета или за невыполнение поручения ложится на самого ребенка. Разве не об этом рассказывает наша ненецкая сказка «Кукушка»?

В литературных досугах, которые мы проводили в группе, один из них зарубежный литературный калейдоскоп по сказкам, рекомендованных пограммой, мы повторяли такие сказки, как нанайская «Айога», ненецкая «Кукушка», французская «Краски», молдавская «Как братья отцовский клад нашли», эстонская «Каждый свое получил» и др. Эти сказки вызвали не просто интерес, а заставили задуматься детей, вспомнить своих близких, возникало огромное желание вслух обещать: «А я люблю свою маму», «а я не огорчаю маму», «я помогаю маме, слушаюсь», или «что я буду помогать, слушаться».

        Воистину нравственность изначально заложена и в русских и во всех зарубежных сказках.

        Следует также отметить, что знакомя детей с зарубежными сказками, мы пытаемся привлечь их внимание и для выражения впечатлений в других видах деятельности. В изобразительной – в рисовании, аппликации (так были сделаны иллюстрации к японской сказке «Самый красивый наряд на свете», к китайской сказке «Желтый аист»), лепке (так была сделана коллективная работа по африканской сказке «Чудесные истории про зайца по имени Лёк»)

        При первом знакомстве детей с зарубежной сказкой, рекомендованной программой, стараемся оформить группу придавая ей национальный колорит. Так, знакомясь с японской сказкой «Самый красивый наряд на свете», надевали национальные костюмы, конструировали японские фонарики, из свежих веток смастерили цветущую сакуру. Перед прочтением итальянской сказки Джанни Родари «Волшебный барабан» мы внесли в группу настоящий барабан, нарядили героя в настоящий итальянский костюм. Перед чтением немецкой сказки «Маленькая Баба Яга», пригласили в гости настоящую маленькую Бабу Ягу. Готовясь к знакомству со сказками Западной Африки, мы придумали в группе небольшой уголок Африки: внесли большые пальмы, а под ней расставили животных, которые обитают в Африке, на пальму посадили африканских птиц, а сами нарядились папуасами.

Все занятия по знакомству с зарубежными сказками сопровождаются зарубежной музыкой, песнями, мелодиями, которые мы берем в фонотеке «Зарубежные мелодии» у нашего музыкального руководителя Нины Григорьевны.

        В заключении, говоря о сказках всех народов и русских и зарубежных, хочется сказать «Что за чудо эти сказки», в них изначально заложено все, а главное, в них заложена нравственность. Сказки участвуют в формировании мировоззрения ребенка, способствуют обогащению словарного запаса, воспитывают чувство доброты, эмпатии, развивают зрительную память, наблюдательность, игровые умения, фантазию, кругозор, способствуют развитию воображения и формированию произвольного внимания, повышают грамотность устной (а в дальнейшем и письменной) речи – это настоящие ступеньки к новым жанрам литературного чтения зарубежной литературы.

Однажды мне стало интересно, откуда появился
такой сказочный герой, как Колобок, и встречается ли такой персонаж в сказках других
стран и народов. Оказывается, что наш Колобок и сюжет сказки про него, имеет
аналоги в фольклорном творчестве многих стран. Именно поэтому я решила заняться
этой работой.

Цель проекта:

— объяснить сходства и различия сказочного
известного фольклорного персонажа Колобок в сказках разных народов мира.

Задачи:

Образовательные:

— помочь детям понять содержание сказки
«Колобок», побуждать проговаривать слова и фразы из произведения;

— учить отвечать на вопросы по содержанию
сказки;

— закреплять и расширять знания детей
о сказках народов мира;

— обогащать духовный мир детей посредством
прослушивания добрых сказок народов мира.

Развивающие:

— развивать познавательные способности;

— развивать и обогащать речь детей;

— развивать творческое воображение и
мышление;

— развивать у детей коммуникативные
навыки.

Воспитательные:

— воспитывать любовь к русским народным
сказкам;

— формировать у детей интерес к художественному
творчеству.

Ожидаемые результаты:

— Дети проявляют интерес к участию в
совместном рассматривании иллюстраций к сказке «Колобок», участвуют в её
обсуждении, отвечают на вопросы по содержанию сказки, проявляют эмоциональную 
заинтересованность, следят за развитием действия в играх-драматизациях;

— у детей обогатился словарный запас,
расширилось представления об окружающем мире;

— развиваются артистические способности
посредством участия в простых инсценировках сказок.

Вся работа по решению поставленных
задач была разбита на этапы:

1. Подготовительный этап

— Найти и изучить сказки народов мира,
где встречается персонаж Колобок.

— Найти сходства и различия в сюжете
и главном персонаже.

Ввести игровую ситуацию (выявить проблему):
к детям приходит сказочный герой игрушка – Колобок, он просит детей о помощи:
«Хочу сходить в гости, но боюсь ходить по лесу, научите меня не бояться».

Второй этап — содержательный

Виды деятельности:

Восприятие художественной литературы:

— Чтение русской народной сказки «Колобок»,
сказок других народов;

— Разучивание песенки колобка;

— Отгадывание загадок про героев сказки
«Колобок»

Игровые упражнения:

«Пройти по дорожке колобка» — упражнять
в ходьбе по ограниченной площади, развивать чувство равновесия, ловкость,
глазомер.

«Колобок» — закреплять у детей умение
становиться в круг, постепенно расширять и сужать его.

«Догони колобка» — приучать бегать в разных
направлениях, не задевать друг друга, ловить мяч, развивать внимание и
выдержку.

Коммуникативная:

— рассказывание сказки «Колобок» по
мнемодорожке;

— беседы по ОБЖ (не брать предметы и угощения
у незнакомых людей, не брать ничего с пола – грязно, не убегать из дома, не
разговаривать с незнакомыми людьми).

Игровая, музыкальная:

— играем в сказку «Колобок», театр на
фланелеграфе, настольный театр,

магнитный театр, резиновый театр;

— игра-имитация движений сказочных
героев;

— разучивание пальчиковой гимнастики
«Тесто ручками помнём, колоб-

ков мы напечём…».

Познавательно-исследовательская:

— «Катится Колобок или нет?» (сравнение
куба и шара, что покатится, а что нет).

— «Башенки из колобков» (сравнение куба
и шара, что будет стоять).

Продуктивная:

— рисование дорожки для Колобка;

— лепка друзей Колобку);

— лепка колобков из теста;

— аппликация «Колобок покатился по
лесной дорожке.

Практический выход:

— проведение досуга «Поможем Колобку»;

Данный проект, я считаю, будет интересен
как детям, так и взрослым. Не

одно
поколение выросло на русской народной сказке про Колобка, и даже не догадывалось,
откуда появилось названия главного героя. А также, я думаю,

будет
интересно узнать, на примере Колобка, что фольклорное творчество

многих
стран и народов оказывается имеет много общего. И конечно же, полученная
информация, расширит наш кругозор, пополнит запас информации в области русского
языка и литературы.

2. Основная часть

Как появилось название главное ге-

роя сказки «Колобок»

Знакомство детей с Колобком начали с
прочтения сказки «Колобок». Мною был изготовлен магнитный театр по сказке.
Посмотрели сказку при помощи резинового театра. Посмотрели видео в старой и
новой версии.

В сказке этот персонаж представлен в
виде хлеба круглой формы. Он сбежал от бабушки и от дедушки, которые его испекли,
перехитрил зайца, волка и медведя, но всё-таки был съеден лисой.

Так что же за персонаж такой — этот Колобок?
Разве бывает хлеб шарообразной формы?

Оказывается, колобок — это традиционная
круглая лепёшка в древней Руси. Другие названия колобка — колобуха, калабушка. Колобуха
или колобок — круглая лепёшка, которая имела шарообразную форму. Такая форма
достигалась в процессе готовки хлеба из смеси муки различных сортов.
Оказывается, что калабушки пекли именно из остатков разной

муки
(пшеничной, ржаной, овсяной и так далее) и остатков квашни. Хлеб получался
чрезвычайно пышный, ноздристый, мягкий, пропеченный. Лепешка к концу готовки
превращалась в настоящий шар. Такой хлеб обладал особенным вкусом и долго не
черствел. Именно на основе этого изделия и была придумана сказка про ожившего
Колобка.

Мы решили слепить свою лепешку Колобок.
Для лепки мы взяли: дрожжи, муку, сахар, воду. После того, как тесто приготовили,
обратили внимание на размеры теста, накрыли полотенцем и поставили в теплое
место.

Периодически приподнимали полотенце и
наблюдали за увеличением теста, задавая наводящие вопросы: «Почему тесто поднялось?»
Вспомнили, что в состав теста входят — дрожжи. Пыталась объяснить детям, что
дрожжи расщепляют сахар, превращая его в спирт и углекислый газ.

Чтобы  продемонстрировать  как дрожжи
превращают сахар в углекислый газ, провели еще один эксперимент.

В бутылочку налили теплую воду, добавили
сахар, дрожжи и перемешали. Затем надели на горлышко бутылки воздушный шарик.
Определили бутылку с шариком в теплое место и наблюдали за шариком.

Наблюдая за этим процессом, мы возвращались
к содержимому бутылочки: вода + сахар + дрожжи. Рассказала, что в тепле грибки
быстрее превращают сахар в углекислый газ. В результате газы скапливаются в
бутылочке, с каждым разом их становится все больше и больше, и мы видим, как
шарик надувается.

Нам с детьми стало интересно, встречается
ли наш колобок в сказках

других
народов? Так появилась тема для проекта.

Мы выяснили, что Колобок имеет аналоги
в фольклорном творчестве многих стран.

Почти во всех странах мира есть своих
мучные беглецы: Пампусик в Словакии, Маленький Клецке в Венгрии, Баурсак у
казахов. Колобок есть даже в Японии, но он, скорее, не сметанный, а — рисовый.

В Англии есть Джонни-пончик – вылитый
Колобок! Но в отличие от нашего он бросал вызов не только лесным зверям и бабке
с дедом, но еще землекопам. Обхитрила и съела его также лиса.

В Америке есть сказка об Имбирном мальчике.
В качестве героя выступило бисквитное тесто с молотым имбирем. Мальчик вышел
хорошеньким. Глазки — черные  смородинки,  ротик-вишенка, курточка из
шоколадной глазури и пуговки-изюминки. Только появившись из печки, Имбирный
мальчик тут же сбегает от родителей. Увещевания и уговоры ни старика со
старухой, ни косарей, ни домашнего скота в лице поросенка и коровы, не
подействовали: Его съела так же хитрая лиса. Она откусывала по кусочку, а
пряничный человечек в это время кричал: «Ой, четверть меня съели!», потом
«Половинку меня съели!», «Три четверти меня съели!» и, наконец, «Всего меня
съели!

В Германии брат Колобка – Толстый блин,
оказался куда более благородным, чем его коллеги из других стран. Быть съеденным
тремя немолодыми фрау, зайцем, волком, лошадью, свиньей и козой он не желает.
Зато в конце добровольно запрыгивает во рты трех голодных малышей, которые с
утра не ели ни кусочка.

В Норвегии брат Колобка, пирог. Сбежал
от семьи с семерыми детишками, курицы с петухом, гуся и утки. Но обхитрила и
съела его свинья.

Заключение

Как вы уже поняли, сказка, известная на
Руси как «Колобок», имеет своих

«близнецов-братьев» 
в  фольклорном творчестве  многих народов  разных стран и континентов. Филологи
насчитывают до 40 вариантов сюжета сказки.

Колобок, соответственно немало и вариантов
персонажей в данных сюжетах.

Я рассказала лишь о некоторых. Конечно,
мы не будем отрицать возможность заимствования, но изначально схожие сказки и
сюжеты, я думаю, встречаются именно потому, что желания людей разных
народностей очень похожи между собой, близок их образ жизни, их представления
об окружающем мире и его законах.

Особенности сказок разных народов мира

Один из древнейших жанров устного народного творчества — сказка. По большей части это эпическое произведение магического, бытового или авантюрного характера. Как и все народное творчество, сказки разных народов оригинальны и имеют ярко выраженный национальный колорит, однако большинство народных сказок повторяются у многих народов мира. Более того, даже волшебные предметы сказок трансформируются в соответствии с менталитетом рассказчика.волшебные предметы из сказок

Две основные группы сюжетосложения

В цикле построения сказочного сюжета выделяются две самые распространенные истории: история извлечения волшебного предмета («Омолаживающие яблоки», «Жар-птица») и история получения сказочного предмета и его следующего использования («Волшебное кольцо» «,» Двое из мешка «). Сказки первой категории похожи на мифы о героях: персонаж отправляется на поиски волшебного любопытства, сталкивается с различными испытаниями, извлекает (иногда крадет) желаемый предмет и с победой возвращается домой. Во второй категории сюжет несколько перевернут, то есть в начале истории главный герой получает в награду сказочные магические предметы (от спасенного животного, сказочного существа и т.д.), Но потом эта жертва будет быть украденным у него антагонистом, и персонаж просто должен будет сделать это любым возможным способом.волшебные предметы из списка сказок

Русская четверка

XXI век подарил человечеству множество гениальных гаджетов и других благ цивилизации, но волшебные истории изначально были наполнены не меньшим ассортиментом средств жизнеобеспечения и спасения. Русские народные сказки особенно демонстрируют находчивость и смекалку авторов. Содержащиеся в них магические предметы оригинальны и очень полезны:

1. Универсальный навигатор — Клубок. В большинстве повествований этот объект ориентируется по сторонам света лучше, чем компас, и никогда не сбивается с определенного пути. Получить его можно, пройдя некоторые испытания от мудрого, опытного персонажа (например, Бабы Яги).

2. Чудо из перьев. Сказки с волшебными предметами рассказывают множество экстравагантных мифических животных, птиц, всегда готовых прийти на помощь главному герою. Традиционно они отдают свое перо центральному персонажу, которое необходимо сжечь, а затем появится птица или встряхнет его — и тогда появится все, что душе угодно («Финист — легкий ястреб»).

3. Собранная своими руками скатерть — заветная мечта каждого второго сказочного героя, работает она по принципу «все включено». Роскошная еда и питье предстают перед жаждущим, просто посыпьте их. Перечисляя волшебные предметы из сказок, нельзя не упомянуть об этом более чем привлекательном гаджете.

4. Гусли-самогуды. Этот предмет работает полностью офлайн — они сами играют, поют и даже танцуют. Во время их звучания стоять на месте нереально: в танце ломаются сами ноги. В другой интерпретации герой мог натянуть некую веревку — и бесконечное море тут же вылилось, в другой — боевые корабли плывут по поверхности моря, а за третьей — корабли открывают огонь по противнику.сказочные волшебные предметы

И еще три

1. Волшебное зеркало. Работает как в современном онлайн-режиме. С его помощью вы сможете узнать, что сейчас происходит в соседних королевствах-государствах. Его разновидностью, учитывая волшебные предметы сказок, можно назвать блюдце с льющимся яблоком. Который начал свою передачу в тот момент, когда сама цель начала двигаться по границе.

2. Полотенце или волшебная расческа. Чтобы безопасно избежать погони после завершения квеста, у главного героя были вышеупомянутые курьезы. Каждый из них бросился за беглецами, и сразу на пути преследователей возникла непреодолимая преграда. Можно было взять гребешок у самой Бабы Яги, а можно вытащить из уха сказочного коня. Магические предметы из сказок могут иметь такое загадочное происхождение. Список будет продолжен любопытством, позволяющим путешествовать на любые расстояния.

3. Загрузочные бегуны. В некоторых вариациях составляет «семь миль». Владелец этой вещи мог легко и со скоростью света преодолевать большие расстояния. Им могли позавидовать самые современные транспортные средства.какие волшебные предметы

Чудесные помощники

Перечисленные выше курьезы не являются исчерпывающим ответом на вопрос о том, что такое магические предметы. Мир сказок гарантирует встречу со многими удивительными вещами. Между ними:

1. Ковер-самолет. Использование этого устройства встречается не только в русских сказках, но и популярно у героев легенд всего мира. Традиционно он помогает героям преодолевать внушительные расстояния в воздухе.

2. Шляпа-невидимка. Уникальный предмет, который скрывает владельца от посторонних глаз, делая его невидимым.

3. Огонь. Этот предмет запомнится из большей части одноименной сказки о великом Андерсене, потому что с его помощью герой вызвал трех огромных собак, и они выполнили его указания. Но и в славянских сказках встречается довольно часто, правда, в этом случае, используя вещь по прямому назначению, зовут коня или двенадцать товарищей.сказки, где есть волшебные предметы

Сколько сказок – столько и диковин

Вспоминая волшебные предметы сказок, также нельзя забывать: меч-кладенец (он же меч-саморуб), ступу Бабы Яги, волшебную иглу, летающий корабль, неумолимую волшебную булаву, сочные регенерирующие яблоки, сумку, живая и мертвая вода, русская печь, чудесное кольцо (или кольцо).

Заморские волшебные гаджеты

Не все сказки с волшебным предметом (название в большинстве случаев говорит само за себя) пользуются исключительной популярностью. Многие всемирно известные рассказчики были счастливы привнести в повествование полезные чудеса. Среди самых известных:

  • Ш. Перо — «Золушка» — волшебная палочка.
  • В. Гауф — «Маленькая гадость» — туфли быстроходящих, палка, с которой можно познать сокровища под землей, табакерка с волшебной пылью.
  • Александр Волков — «Волшебник изумрудного города» (по мотивам книги американского детского писателя Ф. Баума «Мудрые страны Оз») — волшебный свисток и очки королевы Рамоны в изумрудном стекле.
  • Г. Андерсон — «Пламя» — волшебный кремень, в других — ствол самолета и калоши счастья; из сказки «Оле Лукойе» — волшебный зонт и сказочная ороситель, оживляющая все предметы.
  • Сельма Лагерлёф — «Замечательное путешествие Нильса с дикими гусями» — волшебная трубка, сделанная Нильсом.
  • Братья Гримм — «Белоснежка и 7 гномов» — волшебное зеркало, показывающее правду, и удивительный горшочек с кашей из одноименной сказки.

«Путешествие по сказкам

 народов мира»

 2Б класс

Цели урока:                                                                                                                                     
-Познакомить учащихся с арабскими, японскими,
немецкими, китайскими и т.д  сказками.
                                     
                                                                                                
— Расширять знания детей о богатстве устного народного
творчества.

Задачи :

Развивающие
задачи:                                                                                                                                                                  

Расширить читательский кругозор учащихся.                                                                        —
Развивать умения грамотно, выразительно излагать свою мысль, логическое
мышление, тренировать память.                                                                                            
Обучающие задачи:                                                                                                                          
Познакомить со сказками народов мира.                                                                                      
— Способствовать развитию познавательной активности и устойчивого
интереса    у школьников к чтению;                                                                                                                    —
вызвать интерес к чтению народных сказок, отрабатывать умение
работать с текстом               — учить читать
по ролям, находить главную мысль сказки.                                   
Воспитывающие задачи:                                                                                                         
— Воспитывать культуру речи, речевого этикета в общении, формировать
навыки работы в группе.                                                                                                                          —
Воспитывать любовь к литературному наследию русского народа и других
народов мира.                                                                                                           
                                —
Через сказку воспитывать в детях
лучшие качества человека: честность, верность, доброту, чувство товарищества.

Оборудование:                                                                                                 
                            
— Выставка книг, проектор,
презентация.

Ход урока:

1 слайд.  Здравствуйте ребята!
Этот урок посвящён сказкам народов мира. Но для начала вспомним, как появилась
сказка. Сказка родилась давно, прежде чем человек научился читать и писать.
Сказки сочиняли народные мечтатели и рассказывали их родным и друзьям, а те
передавали сказку дальше, и шагала она по свету из уст в уста, яркая, умная,
веселая. Сказки учат добру и красоте и, наконец, просто приносит слушателю
огромное удовольствие. Слушая сказки мы отдыхаем после шумного дня.                       В
Японии про сказку говорят: « Если днём рассказывать. То мыши будут
смеяться».                   2-3 слайд. Мы с вами читаем много
русско-народных сказок разных поэтов таких как А.С Пушкин, М.Ю Лермонтов,
Носов, Михалков и т.д.. а знаете ли вы что кроме                    
русско-народных сказок есть ещё и такие сказки как: Английские, Японские,
Китайские Корейские, Немецкие ,Филиппинские, Вьетнамские, Шотландские,
Испанские  и т.д. и все эти сказки называются — «сказки народов мира»

Народы мира живут на одной планете, развиваются по общим
законам истории. У каждого народа свой путь и своя судьба, свой язык, своя
культура, обычаи и условия обитания. Герои сказок борются со злом. Именно они
показывают, какие человеческие качества ценит народ, создавший
сказки.                                                                                                                                      
 У каждого народа
рождаются свои сказки, и вместе с тем они зачастую похожи друг на друга —
может, поэтому и говорится, что сказки «как зелёная трава, что растёт на любой
земле. В сходстве исторической народной жизни и следует искать ответ на вопрос
о том, в чём же причины схожести, близости сказок народов, живущих на разных
континентах.                                                                                     

Говоря о сказках разных народов со сходными сюжетами,
необходимо отметить три случая:

·Сказки формируются в среде какого-нибудь народа, а потом перемещаются в
другие страны, но на них действуют свои традиции, приспосабливаются к местным
обычаям.

·2. Есть сходные сказки, которые возникают независимо друг от друга в
разных странах в силу общности быта, психологии, условий и законов социально –
исторического развития народов.

3. Сказки могут передаваться и через книгу.

4 слайд. Национальные черты
сказки определяются  традициями народа. В сказках находит отражение животный и
растительный мир той страны, где эти сказки появились. Животные – герои сказок
– напоминают своей речью и поведением людей той страны, где бытуют эти сказки.
В этих сказках слабый маленький зверь побеждает большого и сильного. Такие
сказки утверждают справедливость: ведь под животным подразумеваются люди.  А
иначе и быть не может, так как сказка всегда была отражением народной жизни,
зеркалом народного сознания.                                           Сказки
учат относиться к природе бережно, любить её.

А теперь поговорим о итальянских сказках.                                                                        Итальянские
сказки содержат  небывалое количество сюжетов, посвященных преображениям и
превращениям. Конечно, и в русских сказках есть свои царевны-лягушки и ясные
соколы, на то они и сказки, чтобы происходили чудеса, но в итальянских их
несравнимо больше, чем в каких-либо других. Практически в каждой все выглядит
не тем, что есть на самом деле: апельсины оказываются прекрасными девушками,
грязный поросенок
 — принцем, мальчик — рыбой.

Индийские
сказки посвящены объяснению происхождения различных явлений мира- Солнца, Луны,
Ночи, Огня, людей и животных, культурных растений.

Английские
сказки, также дают возможность познакомиться с традициями, культурой и устным
творчеством.                                                                                                          Например,
английские сказки, в которых главными героями являются животные, учат читателя
отличать доброе, светлое начало от злого, сопереживать и помогать слабому, верить
в справедливость. Ждать счастливого завершения
испытаний.                        Главными персонажами этих сказок являются
волк или лис, представляющие  собой зло, а добрые качества присущи кошке или
курице.                                                             Весь сюжет
сказки построен на постоянном столкновении добра и зла. Волк и лис очень
коварны и опасны. Но силу зла смягчает юмор, который занимает весомое место в
английской сказке. Злые герои постоянно высмеиваются и часто попадают в нелепые,
комические
ситуации.                                                                                                   
Английские сказки повторяются эпизодами.  Этот приём усиливает действие, что
приводит к развязке.                                                                                                     Особенностью
сказки является то, что она выключена из реального времени. Строгая
последовательность событий создаёт особое сказочное время, в котором курице и
кошке приходится преодолеть целый ряд испытаний, прежде чем они обретут
счастье.   Обычно сказка заканчивается победой добра. Зло наказуемо. Волк и лис
сполна получают по заслугам за свои
деяния.                                                                                   
В английской сказке обычно нет традиционных зачина и концовки: жили – были, я
там был.

Игра
«Липкие пеньки» Башкирская народная игра

Три-четыре
игрока садятся на корточки как можно дальше друг от друга. Они изображают
липкие пеньки. Остальные играющие бегают по площадке, стараясь не подходить
близко к пенькам. Пенечки должны постараться коснуться пробегающих

мимо
детей. Осаленные игроки становятся пеньками.
Правила игры. Пеньки не должны вставать с мест.

«Волшебный мешочек».                                                                                           
— Ребята, посмотрите, какой у меня есть красивый сказочный мешочек! Как вы
думаете, что в нем? ( ответы детей?)                                                  
                                                       Поочередно дети
вытаскиваю предметы из мешочка, называют персонажа, которому принадлежит данный
предмет и из какой он сказки.

В мешочке:


хрустальная туфелька


скорлупа грецкого ореха


градусник


мыло


клубок


телефон                                                                                                                                    
— Какие вы молодцы! Хорошо справились  с этим
заданием!

5-6 слайд. Игра. «Из какой сказки эти отрывки?»

Игра
на внимание. Я буду зачитывать отрывки из сказок, вам необходимо отгадать
название сказки.

1.
Взяла старуха крылышко по коробу поскребло, по сусеку помела и наскребла муки
горсти две. Замесила муку на сметане, состряпала его изжарила в масле и на
окошко студить положила. Полежал, полежал он взял да и покатился с окна на
лавку ,с лавки на пол, по полу к двери, прыг через порог да в сени из сеней на
крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота дальше и дальше. (Русская
народная сказка « Колобок»)

2.
Несёт меня лиса                                                                                                                                   
За темные леса,                                                                                                            
                         За быстрые реки,                                                                                                                                
За высокие горы…                                                                     
                                                  Кот и дрозд, спасите
меня…(Русская народная сказка «Петушок золотой гребешок»).

3.
— Вы, детушки!                                                                                                            
      Вы, козлятушки!                                                                                                              
Отопритеся,                                                                                                                
        Отворитеся,                                                                                                                                
Ваша мать пришла,                                                                                          
                      Молока принесла.                                                                                                                  
Полны копытцы водицы!   (Русская народная сказка «Волк и семеро козлят»)

4.
В самую полночь прискакал в пшеницу разношерстный конь: одна шерстинка золотая,
другая — серебряная, бежит — земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из
ноздрей пламя пышет. И стал тот конь пшеницу есть: не столько ест, сколько топчет.
(Русская народная сказка «Сивка-бурка»)

5.
. Нет ни речки, ни пруда.
Где воды напиться.
Очень вкусная вода
В ямке из копытца.
 («Сестрица
Алёнушка и братец Иванушка»)

6. Тут в избе углы затрещали, крыша
зашаталась, стены вылетели, и печь сама пошла по улице, по дороге прямо к
царю. 
(«По щучьему велению»)

А
теперь ребята я вам прочитаю две сказки, которые нам надо сравнить и понять чем
же все-таки отличаются русские народные сказки от других сказок.

Жила-была коза с козлятами. Уходила коза в лес есть траву
шелковую, пить воду студеную. Как только уйдет — козлятки запрут избушку и сами
никуда не выходят. Воротится коза, в дверь и запоет:

         
— Козлятушки, ребятушки!

Отопритеся,
отворитеся!

Ваша мать
пришла — молока принесла;

Бежит
молоко по вымечку,

Из
вымечка по копытечку,

Из
копытечка во сыру землю!

Козлятки отопрут дверь и впустят мать. Она
их покормит, напоит и опять уйдет в лес, а козлята запрутся крепко-накрепко.

Волк подслушал, как поет коза. Вот раз
коза ушла, волк побежал к избушке и закричал толстым голосом:

— Вы,
детушки!

Вы,
козлятушки!

Отопритеся,

Отворитеся,

Ваша
мать пришла,

Молока
принесла.

Полны
копытцы водицы!

Козлята ему отвечают:

— Слышим, слышим — да не матушкин это
голосок! Наша матушка поет тонюсеньким голосом и не так причитает.

Волку делать нечего. Пошел он в кузницу и
велел себе горло перековать, чтоб петь тонюсеньким голосом. Кузнец ему горло
перековал. Волк опять побежал к избушке и спрятался за куст.

Вот приходит коза и стучится:


Козлятушки, ребятушки!

Отопритеся,
отворитеся!

Ваша
мать пришла — молока принесла;

Бежит
молоко по вымечку,

Из
вымечка по копытечку,

Из
копытечка во сыру землю!

Козлята впустили мать и давай
рассказывать, как приходил волк, хотел их съесть.

Коза накормила, напоила козлят и
строго-настрого наказала:

— Кто придет к избушечке, станет проситься
толстым голосом да не переберет всего, что я вам причитываю, — дверь не
отворяйте, никого не впускайте.

Только ушла коза, волк опять шасть к
избушке, постучался и начал причитывать тонюсеньким голосом:


Козлятушки, ребятушки!

Отопритеся,
отворитеся!

Ваша
мать пришла — молока принесла;

Бежит
молоко по вымечку,

Из
вымечка по копытечку,

Из
копытечка во сыру землю!

Козлята отворили дверь, волк кинулся в
избу и всех козлят съел. Только один козленочек схоронился в печке.

Приходит коза; сколько ни звала, ни
причитывала — никто ей не отвечает. Видит — дверь отворена, вбежала в избушку —
там нет никого. Заглянула в печь и нашла одного козленочка.

Как узнала коза о своей беде, как села она
на лавку — начала горевать, горько плакать:

— Ох
вы, детушки мои, козлятушки!

На что
отпиралися-отворялися,

Злому
волку доставалися?

Услыхал это волк, входит в избушку и
говорит козе:

— Что ты на меня грешишь, кума? Не я твоих
козлят съел. Полно горевать, пойдем лучше в лес, погуляем.

Пошли они в лес, а в лесу была яма, а в
яме костер горел. Коза и говорит волку:

— Давай, волк, попробуем, кто перепрыгнет
через яму?

Стали они прыгать. Коза перепрыгнула, а
волк прыгнул, да и ввалился в горячую яму.

Брюхо у него от огня лопнуло, козлята
оттуда выскочили, все живые, да — прыг к матери! И стали они жить-поживать
по-прежнему.

Физкультминутка».

С физминуткой я дружу. Свою спину разогну.

Руки кверху подниму, а потом их опущу,

А потом попрыгаю: раз, два, три.

А потом подрыгаю: раз, два, три.

Ручками похлопаю: раз, два, три.

Ножками потопаю: раз, два, три.

Сяду я за партой стройно, чтоб вести себя
достойно.                                                               На одной ноге постой-ка,                                                                                                            
Будто ты солдатик стойкий.                                                                                                                      Ногу
левую к груди!                                                                                                                             
Да, смотри, не упади!                                                                                                                           А
теперь постой на левой,                                                                                                      
Если ты солдатик смелый!

Кошка и три котёнка. (английская
народная сказка )

Гостиная
в доме кошки. Кошка и ее три котенка сидят за столом. Она читает книгу с ними.

После этого она надевает пальто и шляпу, берет корзинку и уходит в лес . И три котенка сидят  и стараться быть очень тихими.
Черный котенок : Я буду читать и сидеть очень тихо .
Серый котенок : Я буду писать и сидеть очень тихо .
Белый котенок : Я буду смотреть из окна и сидеть очень тихо .
После этих слов мама ушла.
Волк подходит к двери и смотрит в замочную скважину .
Волк (про себя думает) : Большой кошки нет дома , я пойду  к дому и  съем всех котят . Будет хороший у меня ужин!
Он стучит в дверь.
Котята ( все вместе) : кто это?
Волк: Это ваша мать . Откройте дверь.
Белый котенок ; покажи нам лапу через окно.
Волк показывает им лапу через окно .
Белый котенок ; Это не лапы Матери. Лапа матери белые а подушки черные. Я не буду открывать дверь для вас.
Через минуту волк подходит к двери и снова и стучит .
Котята ( вместе) , кто это ?
Волк: Это я, ваша мама . Откройте дверь.
Котята : Покажите нам лапу .
Волк показывает им лапу через окно ; на этот раз его лапа была обёрнута в белый платок .
Котята : Ваш лапа выглядит очень белой, но ваш голос не такой мягкий как у нашей ма. Вы не наша мама .
Волк (про себя ): Что я могу сделать, чтобы мой голос стал таким же мягким как у мамы? О, я знаю , я буду есть сахар , и мой голос будет нежный .
Он вынимает из кармана несколько кусков сахара и ест, потом стучит в дверь снова.
Котята : Кто это ?
Волк ( нежным и сладким голосом ) : Это ваша мама . Откройте дверь.
Котята : Это мама ! То есть мать ! Давайте откроем дверь.
Они открывают дверь. Волк бросается на них .
Волк: Ха -ха! Это я волк. Я съем вас, дорогие котята!
Три маленькие котята , кричать , бегают по комнате , чтобы скрыться. Черный котенок прячется под столом. Волк очень рассердился , потому что он не видит котят. Котята видят волка .
Белый котенок говорит : Ха-ха . Большой Волк , вы не видите нас .
Серый котенок : Хей, Большой Волк , вы не можете съесть нас.
Черный котенок : Иди домой , мы не будем твоим  ужином.
Голос кошки слышен на улице.
И волк сразу убежал.
Кошка: Мои маленькие котята , откройте дверь  своей матери .
Волк убегает. Входит Кошка.
Кошка говорит: Дети , где вы?
Котята выходят и говорят все разом
О, мама, волк здесь.
Волк хотел съесть нас.                                                                                                               Но он не видел нас .
Котята не доверяйте никому когда ваша мама уходит. , 

7-8
слайд.   Сравнение русской и английской народных сказок

Для
сравнения возьмём русскую народную сказку “Волк и козлята” и
английскую народную сказку “Кошка и три котёнка”.

Элементы сказки

Русская
народная сказка

Английская
народная сказка

Герои
сказок.

Действующие лица
сказки.

Дикое животное (волк)
и домашнее животное (коза с козлятами).

Дикое животное (волк)
и домашнее животное (кошка с котятами).

Противопоставление
(сильный – слабый)

Волк – козлята.

Волк – котята.

Действующие лица
(животные)

Думают и говорят.

Думают и говорят.

Действуют,
как более современные герои: читают, пишут письма.

Проблемы,
которые решают герои.

Волку нужно утолить
голод, козлятам спастись, а козе помочь им спастись.

Волку нужно утолить
голод, а котятам спастись.

Речь
героев.

Обращения.

Козлятушки,
ребятушки!

Мама!
Мама!

Дети. Мама.

Место
действия
.

Дом – место, где
живут слабые.

Козлята живут в доме
вместе с козой – мамой.

Котята живут в доме
вместе с кошкой – мамой.

Композиция
сказки.

Начало сказки

Жила-была коза с
козлятами.

Кошка живёт в доме
рядом с лесом

Напряжение в сказке

Беда – козлята
съедены.

Волк не мог съесть
котят, они спрятались.

Развязка (завершение
действия).

Слабые (козлята)
выходят из сложных ситуаций победителями.

Спор
и помощь мамы. Готовность погибнуть ради детей, самопожертвование.

Слабые (котята)
выходят из сложных ситуаций победителями.

Котята
сами справляются с бедой.

Волшебные числа.

Три раза волк
приходит к избушке козы .

Семь
козлят.

Три раза волк
приходит к дому Большой кошки .                        Три котёнка.

9
слайд.                                                                                                                                     
Вывод
. Сказки разных народов мира похожи между
собой, потому что желания и стремления, надежды и мечты всех народов похожи.
Все народы одинаково понимают то, что считают истиной и неправдой,
справедливостью и притворством, преступлением и наказанием, геройством и
трусостью. В то же время сказки могут иметь значительные отличия в силу
культурных и исторических особенностей развития того или иного народа.

В народных
сказках нет морали, так как сказка – это небылица, вымысел. Русская сказка при
внешней схожести сюжета и героев с английской сказкой, более живая, яркая,
образная. 

10
слайд.

Чему же учат сказки народов мира?

 
(Сказки учат смелости, доброте, гордости за историческое прошлое, учат с
симпатией относиться к другим народам, но делает это без скучных наставлений,
просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо, не по
совести.)

Всегда в сказки заканчиваются хорошо, добро побеждает зло.

Список литературы:

1.       Русские народные сказки. – Ростов-на-Дону:
Издательский дом «Проф-Пресс», 2016.-128 с., цв. ил. (Серия «10 сказок
малышам»).

2.       Волшебные сказки для маленьких читателей. — М.: Издательство
«Эксмо» ООО, 2014. — 192 c.

3.       Лопатина,
А. А.
 Вечная мудрость
сказок : уроки нравственности в притчах, легендах и сказках народов мира : для
занятий с детьми и домашнего чтения / Александра Александровна Лопатина, М.
Скребцова. — Москва : Амрита-Русь.

4.       Волина, В.В. Учимся играя/ В. В. Волина. – М.:
Новая школа, 1994. – 448 с.

5.       365 лучших сказок мира. — М.: Мультимедийное
издательство Стрельбицкого, 2014. — 952 c.

6.       Кузнецова Э.Г. Игры, викторины, праздники в школе и дома.
Занимательные сценарии./м.: «Аквариум». К.: ГИППВ,1999
г.                                                                                  

Возраст обучающихся: 6-7 лет.

Срок реализации: 1 год.

Пояснительная записка

Направленность программы — художественная.

Актуальность

Главные задачи современной системы образования — раскрытие способностей каждого ученика, воспитание высоконравственного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

В настоящее время в России возрождаются духовные ценности культуры и образования, значимость духовно-нравственного воспитания стали понимать и родители учащихся. Родители понимают, что на сегодняшний день у детей снижены ценностные ориентиры. Становится очевидным, что решение важных вопросов и актуальных проблем в нашей стране будет зависеть от нравственных качеств подрастающего поколения.

Многие современные дети, приходя в 1 класс, умеют читать, владеют компьютером, имеют достаточно широкий для своего возраста кругозор. Но общаться они не умеют, часто конфликтуют по незначительным причинам, глухи к чужим переживаниям. Им одиноко в мире людей, а комфортно лишь в виртуальном мире: любимое занятие первоклассника — компьютерные игры.

С каждым годом становится все больше детей, которые не любят читать сказки, не знают лучших народных и классических литературных произведений данного жанра, как отечественных, так и зарубежных, предпочитают смотреть современные мультфильмы, далеко невысокого художественного и нравственного уровня. А ведь сказки — это народная мудрость, уроки добра и человечности, именно сказки учат жизни. Не зря говорят: «Сказка ложь, да в ней намек — добрым молодцам урок».

В связи с этим была разработана программа дополнительного образования для обучающихся 1 б класса МОУ СОШ № 8 «В мире сказок».

Цель программы: Создать условия для нравственного и эстетического развития личности ребенка, раскрытия его художественных и познавательных способностей.

Задачи программы:

  • Обучающая: приобщить детей к истокам родной культуры посредством введения их в духовный мир народной и авторской сказки, сформировать основы читательской грамотности
  • Воспитательная: воспитывать у детей любовь к культурному наследию своего народа, способности отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, делать нравственный выбор, навыки нравственного поведения.
  • Развивающая: развивать у детей социально-коммуникативные навыки (вести диалог, уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь, договариваться при совместной работе), мыслительные способности (рассуждать, обобщать, делать выводы), художественно-практические навыки (инсценировать художественные произведения, сочинять свои мини-сказки, использовать лепку, рисование, аппликацию для выражения своих чувств и мыслей)
  • личностные — формирование гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни;
  • метапредметные — развитие мотивации к чтению, потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности;
  • образовательные (предметные) — приобретение знаний, умений, навыков грамотного читателя.

Отличительные особенности программы

Сказка — это особое средство постижения жизни, близкий и понятный детям способ познания, изучения, раскрытия действительности. В сказке содержатся мечты народа, общественная мораль, народный характер, история жизни людей. Через сказку старшее поколение учит детей строить жизнь по законам добра и красоты. Хорошо рассказанная сказка — это начало культурного воспитания. Данная программа построена на глубоком, осмысленном прочтении детьми народных и авторских сказок. Следовательно, ориентирована на создание условий для социализации личности, становления гражданской идентичности младшего школьника, его духовно-нравственного развития.

Адресат программы

Возраст обучающихся: 7 лет.

Основным новообразованием младшего школьного возраста является отвлеченное словесно-логическое и рассуждающее мышление, возникновение которого существенно перестраивает другие познавательные процессы детей; так, память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие — думающим. Благодаря такому мышлению, памяти и восприятию дети способны в последующем успешно осваивать подлинно научные понятия и оперировать ими. Другим важным новообразованием этого возраста можно назвать умение детей произвольно регулировать свое поведение и управлять им, что становится важным качеством личности ребенка.

Объем и срок освоения программы: срок освоения программы — 1 год. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения — 36 часов.

Формы обучения — очная.

Особенности организации образовательного процесса

Основная форма работы на занятии — групповая. Реализуется программа в объединении, сформированном из учащихся одного возраста. Состав группы постоянный.

Новизна программы

Новизна программы заключается в сочетании изучения мира сказок через чтение и инсценирование с развитием изобразительных способностей ребенка.

Режим занятий

Продолжительность занятия — 1 академический час, который составляет 45 минут.

Планируемые результаты

Должны знать:

  • примеры не менее 5 русских народных сказок и 5 литературных сказок русских писателей
  • признаки сказки как жанра
  • виды сказок (волшебные, сказки о животных, бытовые);

Должны уметь:

  • оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
  • оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
  • высказывать своё отношение к героям прочитанных сказок к их поступкам;
  • высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;
  • иллюстрировать услышанное или прочитанное различными художественными средствами;
  • пересказывать сказку кратко, выборочно или подробно;
  • передавать эмоции и свое отношение к поступкам героев при инсценировке сказок;
  • ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • оформлять свои мысли (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя);
  • воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;
  • отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
  • уметь рассказывать сказки;

Личностные, метапредметные и предметные результаты

Личностные —

  • чувство гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
  • навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
  • установка на безопасный, здоровый образ жизни;
  • мотивация к творческому труду.

Метапредметные

  • умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата (умения познавательной и личностной рефлексии);
  • умения понимать причины успеха/неуспеха деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • овладение действиями сравнения, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • умение работать с художественной литературой, словарями и средствами интернет.

Предметные

  • развитие познавательного интереса к чтению сказок,
  • включение в познавательную деятельность по изучению сказок народных и литературных, отечественных и зарубежных,
  • приобретение определенных знаний о сказке как о литературном жанре,
  • приобретение умений, навыков в чтении, инсценировании, анализе текста сказки, сочинении собственной сказки, выражении своих чувств и мыслей после прочтения сказки различными средствами.

Формы аттестации: Зачет: творческая работа.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: журнал посещаемости, наблюдение, устный опрос, тестирование, готовая творческая работа.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: защита творческих работ.

Материально-техническое обеспечение программы

Помещение — кабинет 20 кв.м., освещение лампами дневного света.

Оборудование:

  • Столы — 14 шт;
  • Стулья — 28 шт;
  • Доска;

Техническое оснащение кабинета:

  • Компьютер с выходом в Интернет
  • Фотоаппарат
  • Проектор
  • Электронная доска
  • Колонки

Инструменты и приспособления:

  • Ножницы, клей, карандаши и кисточки, стаканчики для воды, доска для лепки.

Материалы:

  • Бумага и картон для аппликации, бумага и краски для рисования, пластилин.

Информационное обеспечение программы

  • Художественная литература — сказки в соответствии с содержанием программы.

Интернет-источники для педагога:

  1. http://russkaja-skazka.ru
  2. http://sovkinofilm.ru
  3. http://nukadeti.ru
  4. http://narodstory.net
  5. http://deti-onlain.com
  6. http://mamontenok-onlain.ru
  7. http://mishka-knizhka.ru
  8. http://vse-raskraski.ru

Интернет-источники для обучающихся:

  1. http://russkaja-skazka.ru
  2. http://sovkinofilm.ru
  3. http://nukadeti.ru
  4. http://narodstory.net
  5. http://deti-onlain.com
  6. http://mamontenok-onlain.ru
  7. http://mishka-knizhka.ru
  8. http://vse-raskraski.ru

Кадровое обеспечение программы

Программа может быть реализована педагогом дополнительного образования, имеющим среднее специальное или высшее образование в области педагогики. Должен владеть навыками и приёмами организации занятий с младшими школьниками, должен обладать навыками обучения литературному чтению, изобразительному искусству, технологии.

Желательно владение ИКТ на уровне, достаточном для организации просмотра и прослушивания аудио и видео материалов, работы с ресурсами интернета, создания и демонстрации презентаций.

Учебный план 1 год обучения



п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

1

0,5

0,5

Первичная диагностика

2

Безопасность дорожного движения

1

0,5

0,5

Устный опрос

3

Русские народные сказки

16

6

10

3.1

Чтение, прослушивание, просмотр русских народных сказок

8

3

5

Наблюдение, опрос

3.2

Обсуждение прочитанного, инсценировка эпизодов, рисование, лепка, аппликации по мотивам русских народных сказок

7

3

4

Наблюдение, опрос

3.3

Викторина по русским народным сказкам

1

1

Опрос

4

Сказки разных народов

6

2

4

4.1

Чтение, прослушивание, просмотр сказок разных народов

3

1

2

Наблюдение, опрос

4.2

Обсуждение прочитанного, инсценировка эпизодов, рисование, лепка, аппликации по мотивам сказок разных народов

2

1

1

Наблюдение, опрос

4.3

Викторина по сказкам народов мира

1

1

Опрос

5

Авторские (литературные) сказки

10

4

6

5.1

Чтение, прослушивание, просмотр авторских сказок

5

2

3

Наблюдение, опрос

5.2

Обсуждение прочитанного, инсценировка эпизодов, рисование, лепка, аппликации по содержанию сказок

4

2

2

Наблюдение, опрос

5.3

Викторина по литературным сказкам

1

1

Опрос

6

Итоговая аттестация

1

1

Представление творческих работ

7

Итоговое занятие

1

1

Опрос

Итого

36

17

19

Содержание программы 1 год обучения

1. Вводное занятие. 1 ч.

Теория -0,5 ч

Что такое сказка? Признаки сказки.

Практика -0,5 ч

Первичная диагностика: определить жанр произведения, которое называет педагог (сказка или нет), привести свои примеры сказок.

2. Безопасность дорожного движения. 1 ч.

Теория — 0,5 ч

Правила безопасного передвижения по улице.

Практика — 0,5 ч

Устный опрос по пройденному материалу.

3. Русские народные сказки. 16 ч.

3.1 Чтение, прослушивание, просмотр русских народных сказок. 8ч

Теория — 3 ч.

Сказка — вид устного народного творчества. Виды сказок (волшебная, бытовая, о животных). Собиратели русских народных сказок (Афанасьев, Толстой, Даль)

Беседы о здоровом образе жизни: «Режим дня школьника».«Правила поведения в школе».

Практика — 5 ч.

Чтение, просмотр и слушание русских народных сказок. Чтение по ролям.

3.2 Обсуждение прочитанного, инсценировка эпизодов, рисование, лепка, аппликации по мотивам русских народных сказок. 7 ч.

Теория — 3 ч.

Герои сказки положительные и отрицательные, помощники, волшебные предметы и персонажи. Волшебные числа и троекратные повторы. Чему учит сказка? Зачин и концовка сказки. Архаизмы в сказках.

Беседы о здоровом образе жизни: «Почему мы болеем?» «Здоровый образ жизни». «Вредные привычки».

Практика — 4 ч.

Анализ сказки: характеристика героев, пересказ сюжета, главная мысль (поучение)

Инсценирование эпизодов

Иллюстрирование эпизодов

3.3 Викторина по русским народным сказкам. 1ч

Практика — 1 ч.

4. Сказки разных народов 6 ч.

4.1 Чтение, прослушивание, просмотр сказок разных народов. 3 ч.

Теория — 1 ч.

Что общего у сказок разных народов мира? Как по сказке узнать об условиях жизни и обычаях народа?

Беседы о здоровом образе жизни: «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья»

Практика — 2 ч.

Чтение, просмотр и слушание сказок. Чтение по ролям.

4.2 Обсуждение прочитанного, инсценировка эпизодов, рисование, лепка, аппликации по мотивам сказок разных народов. 2 ч.

Теория — 1 ч.

Сравнение сюжетов и героев русских народных сказок и сказок других народов. Сходство и отличие.

Практика — 1 ч.

Анализ сказки: характеристика героев, пересказ сюжета, главная мысль (поучение)

Инсценирование эпизодов

Иллюстрирование эпизодов

4.3 Викторина по сказкам народов мира. 1ч

Практика — 1 ч.

5. Авторские (литературные) сказки 10 ч

5.1 Чтение, прослушивание, просмотр авторских сказок. 5 ч.

Теория — 2 ч.

Как родилась литературная сказка? Русские писатели-сказочники.

Сказки 19-20 вв. Современные сказки-несказки.

Беседы о здоровом образе жизни: «Безопасность при любой погоде».«Безопасное поведение на улице, в транспорте».

Практика — 3 ч.

Чтение, просмотр и слушание сказок. Чтение по ролям.

5.2 Обсуждение прочитанного, инсценировка эпизодов, рисование, лепка, аппликации по содержанию сказок. 4 ч.

Теория — 2 ч.

Сравнение сюжетов и героев народных и литературных сказок. Сходство и отличие.

Беседы о здоровом образе жизни: «Безопасное поведение дома».

Практика — 2 ч.

Анализ сказки: характеристика героев, пересказ сюжета, главная мысль (поучение)

Инсценирование эпизодов

Иллюстрирование эпизодов

Создание собственной сказки по аналогии с народной или литературной сказкой

5.3 Викторина по литературным сказкам. 1ч

Практика — 1 ч.

6. Итоговая аттестация. 1 ч

Практика — 1 ч

Защита творческой работы. Дети представляют сказку собственного сочинения.

7. Итоговое занятие. 1 ч

Практика — 1 ч

Подведение итогов, анализ работы объединения за год.

Методическое обеспечение программы

Методы обучения:

  • словесный, наглядный практический;
  • объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый;
  • игровой, проектный и др.

Методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.

Форма организации образовательного процесса — групповая.

Формы организации учебного занятия: Беседа, практическое занятие, комбинированное занятие

Современные педагогические технологии:

Технология личностно-ориентированного обучения, автор И.С.Якиманская.

Цель данной технологии воспитать и развить личность ребенка, раскрыть его способности.

Ожидаемые результаты:

  • Формированию духовно-нравственной культуры личности обучающегося.
  • Повышение исполнительского уровня, развитие способностей, осмысление собственных действий, приемов и способов читательской и художественной деятельности.
  • Развитие личностных качеств, таких как: целеустремленность и настойчивость в достижении цели, умение работать в коллективе, развитие самоанализа деятельности.
  • Технология коллективной творческой деятельности, автор доктор педагогических наук РАО И.П.Иванов.

Цель данной технологии выявить и развить творческие способности личности путем сотрудничества между учащимися, сотворчества между педагогом и учащимися.

Ожидаемые результаты:

  • Развитие художественно — эстетического вкуса детей
  • Раскрытие творческих способностей
  • Реализация коммуникативных потребностей детей.
  • Технология развития критического мышления через чтение и письмо, авторы — американские педагоги Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит.

Цель: Развитие мыслительных навыков, которые необходимы детям в дальнейшей жизни

Ожидаемые результаты:

  • Умение принимать взвешенные решения.
  • Умение работать с информацией, выделять главное и второстепенное.
  • Умение анализировать различные стороны явлений природы и жизни
  • Технология игровой деятельности, авторы — Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин.

Цель — создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от учебной задачи и уровня развития детей.

Ожидаемые результаты:

  • Повышение познавательного интереса;
  • Вызывает эмоциональный подъём;
  • Способствует развитию творчества;
  • Максимально концентрирует время занятий за счёт чётко сформулированных условий игры;
  • Позволяет педагогу варьировать стратегию и тактику игровых действий за счёт усложнения или упрощения игровых задач в зависимости от уровня освоения материала
  • Здоровьесберегающие технологии (авторы: В.А.Лищук, Н.М.Амосов, И.И. Брехман, А.Г.Щедрина)

Цель — сохранение здоровья обучающихся.

Ожидаемые результаты:

  • Формирование установки на здоровый образ жизни
  • Привитие здоровых привычек и отказ от вредных

Беседы о здоровом образе жизни проводятся в течение всего учебного года по 10-15 минут.

Применение здоровьесберегающих приемов и методов:

  • применение эмоциональных разрядок на занятиях;
  • проявление уважительного отношения к индивидуальным особенностям личности ребенка;
  • помощь в процессе самостоятельной работы;
  • контроль за правильной осанкой;
  • соблюдение питьевого режима и санитарных норм.

Алгоритм учебного занятия

Организационный этап

Подготовка учащихся к работе на занятии. Создание психологического настроя на деятельность и активизацию внимания.

Проверка имеющихся знаний, умений и готовности, обучающихся к освоению новой темы.

Устный опрос.

Объяснение нового материала

Сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности учащихся. Использование заданий и вопросов, которые активизируют познавательную деятельность учащихся. Освоение новых знаний.

Практическая работа.

Чтение, просмотр или слушание сказки. Обсуждение (анализ). Чтение по ролям, инсценирование, иллюстрирование эпизодов сказки (рисование, лепка, аппликация).

Подведение итогов.

Формы работы на занятиях:

  • Беседа, рассказ учителя.
  • Слушание.
  • Различные виды чтения.
  • Озвучивание героев, пантомима, инсценировка.
  • Театрализация.
  • Иллюстрирование с помощью рисования, лепки, аппликаций.
  • Конкурсы, викторины.
  • Творческая работа: составление сказок, загадок, ребусов, создание книжек-малышек
  • Практические занятия с элементами игр
  • Просмотр видео и прослушивание сказок;
  • Самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) при выполнении различных заданий;

Дидактические материалы

Дидактические материалы — тексты сказок и иллюстрации к ним, аудио и видео со сказками, загадки, викторины, портреты писателей и др.

Диагностика результатов по общеразвивающей программе. Критерии оценки

Для оценивания теоретических знаний, практических навыков и умений, личностных качеств используются методы наблюдения за деятельностью обучающихся, опроса в устной игровой форме и представления своих творческих работ.

Наличие интереса к чтению сказок, постоянное расширение знаний о писателях и их произведениях — основной критерий достижения цели программы.

Критерии оценивания теоретических знаний:

(может самостоятельно, без ошибок / может самостоятельно, допускает ошибки / может только с помощью учителя)

Умения:

  • узнавать сказки среди других литературных жанров
  • определять вид сказки
  • называть примеры сказок и их авторов

Критерии оценивания практических навыков и умений:

(может самостоятельно, без ошибок / может самостоятельно, допускает ошибки / может только с помощью учителя)

Умения:

  • давать характеристику героев сказки
  • находить зачин и концовку
  • определять главную мысль
  • пересказывать
  • выразительно читать, инсценировать, иллюстрировать средствами ИЗО
  • составлять свою небольшую сказку по аналогии

Критерии оценивания личностных качеств:

  • наличие интереса к самостоятельному чтению сказок
  • способность понять поучительную мысль из сказки и применять её в жизненных ситуациях

Список литературы, используемый педагогом в своей работе

Книги

  1. Адыгейская сказка «Кто сильнее?».
  2. Белорусская народная сказка «Пых»
  3. Бурятская сказка «Почему у сороки длинный хвост».
  4. Венгерская сказка «Два жадных медвежонка»
  5. Заходер, Б. «Буква Я», «Песенки Вини Пуха», «Кискино горе»
  6. Латвийская народная сказка «Заячий домик».
  7. Мансийская сказка «Отчего у зайца длинные уши».
  8. Маршак, С. «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке» и др.
  9. Пляцковский, М. «Тыква», «Длинная шея», «Фу и Фи», «Что лучше всего?», «Эй, ты!», «Урок дружбы», «Непонятливый львёнок», «Шишки», «Сказка о знаменитом крокодиле и не менее знаменитом лягушонке», «Кролик, который никого не боялся», «Ёжик, которого можно было погладить»
  10. Русские народные сказки («Курочка Ряба», «Теремок», «Репка», «Пузырь, соломинка и лапоть», «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса», «Петух и жерновцы», «Лисичка со скалочкой», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Вершки и корешки», «Бычок — смоляной бочок», «Крошечка — Хаврошечка», «Никита Кожемяка», «Царевна-лягушка», «Несмеяна-царевна», «Терёшечка»,«Морозко» и др.)
  11. Сутеев, В. «Цыплёнок и утёнок», «Три котёнка», «Петух и краски», «Кораблик», «Мышонок и карандаш», «Мешок яблок» и др.
  12. Токмакова, И. «Ку-ка-ре-ку!», «Котята», «Вечерняя сказка» и др..
  13. Украинские народные сказки «Рукавичка», «Колосок».
  14. Чуковский, К. «Муха-цокотуха», «Мойдодыр», «Телефон», «Тараканище», «Айболит» и др.
  15. Чукотская сказка «Хвост».

Электронные ресурсы

  1. http://russkaja-skazka.ru
  2. http://sovkinofilm.ru
  3. http://nukadeti.ru
  4. http://narodstory.net
  5. http://deti-onlain.com
  6. http://mamontenok-onlain.ru
  7. http://mishka-knizhka.ru
  8. http://vse-raskraski.ru

Список литературы, рекомендуемый детям и родителям

  1. Адыгейская сказка «Кто сильнее?».
  2. Белорусская народная сказка «Пых»
  3. Бурятская сказка «Почему у сороки длинный хвост».
  4. Венгерская сказка «Два жадных медвежонка»
  5. Заходер, Б. «Буква Я», «Песенки Вини Пуха», «Кискино горе»
  6. Латвийская народная сказка «Заячий домик».
  7. Мансийская сказка «Отчего у зайца длинные уши».
  8. Маршак, С. «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке»и др.
  9. Пляцковский, М. «Тыква», «Длинная шея», «Фу и Фи», «Что лучше всего?», «Эй, ты!», «Урок дружбы», «Непонятливый львёнок», «Шишки», «Сказка о знаменитом крокодиле и не менее знаменитом лягушонке», «Кролик, который никого не боялся», «Ёжик, которого можно было погладить»
  10. Русские народные сказки («Курочка Ряба», «Теремок», «Репка», «Пузырь, соломинка и лапоть», «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса», «Петух и жерновцы», «Лисичка со скалочкой», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Вершки и корешки», «Бычок — смоляной бочок», «Крошечка — Хаврошечка», «Никита Кожемяка», «Царевна-лягушка», «Несмеяна-царевна», «Терёшечка»,«Морозко» и др.)
  11. Сутеев, В. «Цыплёнок и утёнок», «Три котёнка», «Петух и краски», «Кораблик», «Мышонок и карандаш», «Мешок яблок» и др.
  12. Токмакова, И. «Ку-ка-ре-ку!», «Котята», «Вечерняя сказка» и др..
  13. Украинские народные сказки «Рукавичка», «Колосок».
  14. Чуковский, К. «Муха-цокотуха», «Мойдодыр», «Телефон», «Тараканище», «Айболит» и др.
  15. Чукотская сказка «Хвост».

Электронные ресурсы

  1. http://russkaja-skazka.ru
  2. http://sovkinofilm.ru
  3. http://nukadeti.ru
  4. http://narodstory.net
  5. http://mamontenok-onlain.ru
  6. http://mishka-knizhka.ru
  7. http://vse-raskraski.ru

Календарный учебный график дополнительная общеразвивающая программа «В мире сказок» (стартовый уровень)

Приложение

  • Особенности сказок братьев гримм
  • Особенности сказки спящая царевна жуковский 5 класс
  • Особенности сказки снежная королева
  • Особенности сказки о царе салтане пушкина
  • Особенности сказки о мертвой царевне и семи богатырях пушкина 5 класс