Особенности сказок о животных кратко

Автор j.g. на чтение 6 мин обновлено 31 июля, 2021 как заполнить читательский дневник к сказке дремучий медведь по чтению

На чтение 6 мин Обновлено

Как заполнить читательский дневник к сказке «Дремучий медведь» по чтению подскажет пример изложенный ниже.

Паустовский «Дремучий медведь» читательский дневник

Автор — Константин Паустовский. Он написал это произведение в 1948-ом году.

Жанр: литературная сказка о животных

 «Дремучий медведь» главные герои и характеристика

  1. Петя — главный герой маленький мальчик. Это спокойный и добрый ребенок, немного задумчивый. Остался без родителей и жил с бабушкой.  Любит природу, бережет гнезда, не ломает деревья, дружит с бобрами. И животные, и растения, и насекомые любили его за его доброту и добром ему отплатили в трудную минуту.
  2. Дремучий медведь. Огромный, голодный и злой, старый. Ради того, чтобы поесть, он был готов убить теленка и даже мальчика-пастушка. Но он проиграл в битве с животными, птицами, рыбами, насекомыми и растениями, которые Петю любили.
  3. Анисья. Бабушка Пети. Добрая и веселая женщина. Она потеряла на фронте сына, а также невестку — маму Пети. И теперь сама воспитывала и растила мальчика в тепле и любви. Она очень хорошая.

Также в сказке есть такие персонажи: бобры, ворона, окунь, ерш, дятел, ежевика, ива, шмели, пчелы.

План «Дремучий медведь»

  1. Петя — пастушок
  2. Красивая природа у Высокой речки
  3. Петя, звери, птицы и деревья
  4. Мечты Дремучего медведя.
  5. Медведь плывет на другой берег
  6. Тревога
  7. Ежевика вступает в бой
  8. Ивы, шмели и дятел.
  9. Отступление медведя
  10. Окунь
  11. Удар ерша
  12. Оторванный хвост
  13. Грозные бобры
  14. Девушки в лесу
  15. Бегство медведя
  16. Смех Анисьи.

«Дремучий медведь»  краткое содержание для читательского дневника (6 предложений)

1) Петя-маленький жил у бабушки Анисьи, отец его погиб на войне, а мать умерла от болезни.

2) Бабка отдала Петю пасти стадо телят.

3) Петя пас телят на Высокой реке, и наблюдал за животным миром, никого не обижая.

4) Голодный дремучий медведь решился наконец переплыть реку и утащить теленка.

5) Животные увидели опасность и набросились на медведя, чтобы он не дошел до стада, да так, что тот еле убежал живым.

6) Петя поклонился всем, а потом рассказал бабке о случившемся и та напомнила ему, что друзья в беде всегда выручат.

Композиция

  • Экспозиция. Мы познакомимся с Петей, бабкой Анисьей и местом событий – рекой Высокой.
  • Завязка — между Петей и обитателями реки складываются дружеские отношения.
  • Развитие — Но в лесу живет злой и голодный медведь. Дремучий, который хочет съесть телят.
  • Кульминация – природа защищает своего доброго и уважительного пастушка Петю от злого медведя.
  • Развязка – медведю пришлось вернуться в дремучий лес, а Петя узнал, сколько у него друзей.

Главная мысль сказки «Дремучий медведь»

Друзья всегда придут на помощь в трудную минуту. Очень важно иметь настоящих друзей, которые придут к тебе на помощь в самый трудный момент. Не нужно обижать животных, птиц и рыб и тогда они ответят тебе благодарностью.

Чему учит сказка «Дремучий медведь»?

Сказка учит любить и беречь природу, бережно относится к ее обитателям, не разорять гнезда, не топтать траву, не ломать деревья, не ловить насекомых, не пугать бобров.  Доброта всегда вернется добром. Петя был добр, умел со всеми дружить — вот и ему все помогли.

Отзыв о сказке «Дремучий медведь»

Это добрая и хорошая сказка. Здесь показана настоящая дружба мальчика и природы. И поэтому, когда Пете угрожала опасность, вся природа, все ее обитатели пришли к нему на помощь.  Сказка учит доброте, а также тому, что доброе отношение ценится всеми очень высоко.

Пословицы к сказке «Дремучий медведь»

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
За добро добром платят.

Всякая помощь хороша вовремя.

Дорого при пожаре и ведро воды.

Кто землю лелеет, того и земля жалеет.

Доброе дело без награды не останется.

Главный герой — Петя-маленький, потому что Петя-большой — это папа мальчика, которого не стало, когда погиб на фронте, а мамы тоже нет, его воспитывает бабушка. Бабка Анисья предложила внуку пасти телят колхозных, а Семен-чаевник ребенку дал рожок, в который трубит мальчик, когда собирает коров в стадо.

Петя часто бывает у реки, красивее которой не сыскать: на берегу растут осины, а ивы опускают ветви в воду.

У реки постоянно что-то происходит: дятел клювом стучит по осокорю, летают птицы, шмели, стрекозы проносятся над цветами. Пете нравится наблюдать за бобрами, как валят, подточив зубами, деревья.

Звери с птицами по-доброму расположены к Пете, потому что он не хулиганит: не связывает лапки стрекозам нитками, не сшибает палками птичьих гнезд, не пригибает ветви деревьев к земле, чтобы резко распрямить и наблюдать, как те «дрожат» от «боли». Он тихо любуется на водную гладь, представляет себе рыбок на дне ее, а еще животные привыкли к рожку Пети.

Когда Петя приходит на берег реки, то все ликуют при его появлении, а на приветственное «Здравствуйте» ворона отвечает «Дра, дра», потому что это все, что она может выговорить.

Однажды старый медведь решил поживиться молодым теленочком, ему нипочем сторож в лице Пети. Стал он добираться на другой берег реки, проплыть ему надо было 100 метров. Когда его заметили птицы, да насекомые, то громче стали кричать и жужжать, а первой закричала ворона. Петя уронил рожок в траву, а кнутом хотел ударить плывущего зверя, да не достиг, так как далеко. Он просил помощи, тогда стали за него заступаться окружающие: ежевика опутала медведя, ухватив колючими стеблями за лапы, а ива ветвями била косолапого по бокам. Дятел уселся на голову, да стукнул животное клювом, что медведь взвыл. Шмели щекотали ноздри, а пчелы жалили в нос, пришлось отбиваться медведю. А когда в речку обратно забрался, чтобы восвояси уплыть, то окунь ухватил за хвост. Медведь стал умолять отпустить его, обещать, что больше не повадится, да никто не верил, а ерш Шипоярд уколол шипом, который ядовит. Так дернулся медведь, что хвост потерял, — тот у окуня остался, удирал без хвоста. Но это еще был не конец: дальше бобры уронили на плывущего медведя ольху, которое заранее подточили и рассчитали, когда надо повалить.

Когда медведь бросился в лес, все над ним смеялись, кто помогал мальчику, даже ольха «тряслась от хохота». Тогда Петя поблагодарил, поклонившись.

Он никому не рассказал о случившемся, только бабке Анисье, которая тоже смеялась.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Почему я люблю сказки

Сказки помогают нам думать, размышлять о хороших и отрицательных поступках.

Я люблю читать сказочные произведения. Читая их, можно понять и освоить много интересной, продуктивной информации. Участники – хитрые, глупые, мудрые, простые, трусливые герои, в облике животных. Они отражают в себе настоящие особенности характера людей. На различных примерах происходит борьба с завистью и подлостью, торжествует добро. Переживая вместе, мы учимся и стараемся не совершать глупых, не обдуманных действий, поступков.

Сказка — короткая история жизни, в ней можно получить всю мудрость, накапливаемую многими веками.

Я обожаю читать сказки. Они учат различным преодолениям трудностей. Показывают, что без труда нельзя получить благо и стать счастливым. Проходя разнообразные препятствия можно найти любовь, добиться успеха в разных ситуациях. Увлекательный, захватывающий, фантастический мир вовлекает в чудесную страну, и я могу не заметить, как наступила ночь. Иногда мне кажется, что герои оживают и разговаривают со мной. Все поступки воспитывают правильное поведение в различных ситуациях. Хотелось больше времени проводить за чтением книг. Это возможно летом, когда наступают каникулы. Прекрасные, незабываемые часы, проведённые с героями сказок, остаются в памяти на всю жизнь. Наступают моменты, когда хочется перечитывать их снова и вспоминать переживания в детстве.

Вокруг происходят сложные преобразования и хочется верить, что добро победит злые чары.

Надо больше проводить с близкими, ценить то, что имеешь. Задумываться о происходящем. Переключая внимание на вымышленные истории, можно развивать фантазию, отдыхать в мире грёз и стараться верить в победу на «чёрными силами». Трудные препятствия закаляют характер, делают человека твёрже и способствуют продвижению вперёд.

Много пословиц собрано про сказки. В них заложен огромный смысл. Чтение развивает мыслительные способности, помогает лучше формулировать свои мысли.

Вариант 2

Сказки — это небольшой мир, в котором собраны все удивительные истории, связанные с магией. Это говорящие животные, три девятое царство, русалки, леший, Баба Яга и прочие лесные чудища, которыми пугали детей.

Обычно сказки — это народное творчество. Так называемый фольклор, который передавался из уст в уста. Мама с самого детства читала мне сказки. Каждый вечер перед сном я слушала очередную историю. Я знала их все, начиная от «Царевны — Лягушки» и заканчивая «Приключениями Буратино». Каждый раз я слушала сказки с удовольствием, рисуя в голове картинки и новые сценки. И даже когда я, казалось бы, выросла из детских книжек, я все равно возвращалась к ним. Вновь и вновь.

Почему? Да потому что сказки — это целый мир. Мир, где добро всегда побеждает зло, но никто не умирает. Сказки — это место, где случаются чудеса. Волк везет лису на спине, а царевна — лягушка превращается в прекрасную принцессу. Я до сих пор помню каждую сказку, рассказанную мне в детстве.

Сказки вдыхают в нас жизнь. Они заставляют поверить в чудеса. Поверить в то, что в этом мире все еще есть добро. В сказках животные оживают. В сказках существует магия. Ведь все мы в детстве мечтали о сапогах — скороходах, о ковре — самолете и, конечно, о скатерти — самобранки. Сказки помогают человеку оставаться ребенком.

Несмотря на то, что я выросла, я все равно люблю сказки. Каждый раз я смотрю на полку со своими любимыми книгами, открываю одну из них и просто вдыхаю запах. И вспоминаю детство. Благодаря сказкам я до сих пор верю в чудеса. Верю, что загаданное в Новый год желание сбудется.

Так что да, сказки многое дали мне и дают до сих пор. Поэтому я всегда буду любить их. Сказки нужно передавать из поколения в поколение, чтобы ни одна история из детства не была забыта.

Написать сочинение расскуждение. На тему: за что я люблю сказки. Срочноооо

Сказки любят все. Неважно, сколько тебе лет, мальчик ты или девочка, во что одет и где живешь. Но сказка — это то, что пришло к тебе в таком раннем возрасте, когда, возможно, ты и себя еще не помнил. А сказки тебе уже рассказывала мама. Или бабушка.

О колобке и двух глупых мышатах. О простоватом волке и хитрой лисичке. О репке и соломенном бычке. А потом, подрастая, ты сам научился читать, и засиживался по вечерам за историями о семи подземных королях или маленькой девочке Элли, сразившейся со злыми волшебницами. Сказка – то, что останется с тобой на протяжении всей твоей жизни.

И вот что интересно. Сказки (легенды) существовали с того самого незапамятного времени, как только человек научился говорить и появилась человеческая речь. Сотни веков назад, даже когда еще на всей планете не было ни единой книги, но люди уже умели говорить, каждая мама рассказывала своему малышу сказку. Ведь сказки бывают разными. Сейчас тысячи авторов сочиняют истории, издают интересные книги с красочными иллюстрациями. А раньше истории пересказывали, «сказывали» — потому и «сказ», «сказание», «сказка». Они переходили из уст в уста, обрастали новыми подробностями, совершенствовались, их передавали из поколения в поколение.

Мы все любим сказки, потому что сказка — это волшебство, чудо. Сказка – это победа добра над злом. Волшебные истории, в которых живут вымышленные герои, а значит, их можно наделить любыми чертами характера и способностями. Это могут быть и люди, и звери, и даже невероятные существа из человеческой фантазии.

Почти все сказки хорошо заканчиваются, а добро в них обязательно побеждает зло. В сказке можно почувствовать себя прекрасной принцессой или отважным рыцарем, можно изобрести страну Фрукляндию и познакомиться с очаровательным Альфом. В сказке происходит то, что никогда бы не произошло в жизни. В сказках сбываются все мечты и фантазии.

У очень многих сказочных историй, даже тех, которые живут сейчас среди нас, нет автора. Потому что их сочиняли многие люди, даже целые поколения людей, на протяжении многих веков. Так что многие сказки существуют сотни, тысячи лет. Причем в основе многих сказок лежат события, происходившие на самом деле. Просто рассказчики добавили к этим историям что-то свое, новое, выдуманные детали. Если мы станем сравнивать между собой сказки многих народов, то обнаружим очень много общего, даже если люди, сочинившие эти истории, жили на разных континентах. А это говорит о том, что у всех людей на Земле очень много общего. Они мечтают об одном и том же: чтобы в жизни всегда добро побеждало зло и всегда находилось место настоящим чудесам.

* Читайте и обсуждайте


Когда сказка подошла к концу, ее можно обсудить.

Поговорите о том, что ребенку понравилось, о чем он переживал, к каким выводам пришел. Такое обсуждение подводит итог и завершает чтение на позитивной ноте. В ходе обсуждения может выясниться, что какая-то сюжетная линия осталась незавершенной в воображении ребенка.

Проговаривание как раз и расставит все на свои места, закрыв все тревоги позитивным концом. Можно делать остановки в ходе самого чтения, предполагая возможные варианты развития событий. Это дает мощный толчок развитию детской фантазии

Снежная королева

Чтение — неотъемлемая часть моей жизни. С тех пор как в 4 года я взяла в руки свою первую книгу, я полюбила читать. В моей домашней библиотеке много книг самых разных литературных жанров, в том числе сказок. Мне нравятся многие волшебные истории: Г. Х. Андерсена, Пушкина, русские народные сказки, сказки про Муми-тролля финской писательницы Туве Янссон, книги о Гарри Поттере. Но самой любимой остается «Снежная королева».

Сюжет сказки знаком каждому с детств: в маленьком городе живут брат с сестрой — Кай и Герда, а с ними — старенькая бабушка. Однажды в глаз и сердце Каю попали осколки волшебного зеркала, которое сделал злобный тролль. Эти осколки искажали действительность, поэтому Кай из доброго и славного мальчика сделался злым, холодным и жестоким насмешником, чем очень огорчал Герду.

Как-то раз Кай, катаясь на санках, уцепился за сани красивой женщины — ею оказалась Снежная королева. Волшебница похитила Кая и увезла в свой дворец. Герда, которая очень любила брата, отправилась за ним в ледяное царство Снежной королевы. На пути она встретила немало испытаний и трудностей, но сумела добраться до замка. Там ее встретил Кай, но он был холоден и безразличен и не хотел возвращаться домой. Тогда Герда заплакала — ее слезы растопили осколки волшебного зеркала, и Кай снова стал прежним.

На пути Герды к ледяному замку мы видим, как происходит взросление и становление характера маленькой героини — Герды. Она не поддается соблазнам: не остается у доброй бабушки-волшебницы, несмотря на то, что та готова заботиться о ней. Отважно пускается в путь через лес, не боясь разбойников, пробирается сквозь армию снежинок, которую напускает на нее злая колдунья.

Благодаря доброму сердцу Герды, ей помогают другие персонажи сказки. Мудрый ворон подсказывает ей путь. Принцесса дарит ей красивое платье и дает карету. Маленькая Разбойница смягчается и соглашается отпустить Северного оленя, чтобы он показал Герде дорогу. Друзья помогают Каю и Герде и на обратном пути.

«Снежная королева» — красивая и завораживающая история о любви и добре, преданности, настойчивости, смелости и отваге. Сказка учит нас тому, что все преграды и трудности рушатся перед всепобеждающей силой любви и доброты, которые способны растопить лед в любом, даже самом холодном, сердце.

Мини сочинение на тему почему я люблю сказки

Сказки любят все. Неважно, сколько тебе лет, мальчик ты или девочка, во что одет и где живешь. Но сказка – это то, что пришло к тебе в таком раннем возрасте, когда, возможно, ты и себя еще не помнил. А сказки тебе уже рассказывала мама. Или бабушка.О колобке и двух глупых мышатах. О простоватом волке и хитрой лисичке. О репке и соломенном бычке. А потом, подрастая, ты сам научился читать, и засиживался по вечерам за историями о семи подземных королях или маленькой девочке Элли, сразившейся со злыми волшебницами. Сказка – то, что останется с тобой на протяжении всей твоей жизни.И вот что интересно. Сказки (легенды) существовали с того самого незапамятного времени, как только человек научился говорить и появилась человеческая речь. Сотни веков назад, даже когда еще на всей планете не было ни единой книги, но люди уже умели говорить, каждая мама рассказывала своему малышу сказку. Ведь сказки бывают разными. Сейчас тысячи авторов сочиняют истории, издают интересные книги с красочными иллюстрациями. А раньше истории пересказывали, «сказывали» – потому и «сказ», «сказание», «сказка». Они переходили из уст в уста, обрастали новыми подробностями, совершенствовались, их передавали из поколения в поколение.Мы все любим сказки, потому что сказка – это волшебство, чудо. Сказка – это победа добра над злом. Волшебные истории, в которых живут вымышленные герои, а значит, их можно наделить любыми чертами характера и способностями. Это могут быть и люди, и звери, и даже невероятные существа из человеческой фантазии.Почти все сказки хорошо заканчиваются, а добро в них обязательно побеждает зло. В сказке можно почувствовать себя прекрасной принцессой или отважным рыцарем, можно изобрести страну Фрукляндию и познакомиться с очаровательным Альфом. В сказке происходит то, что никогда бы не произошло в жизни. В сказках сбываются все мечты и фантазии.У очень многих сказочных историй, даже тех, которые живут сейчас среди нас, нет автора. Потому что их сочиняли многие люди, даже целые поколения людей, на протяжении многих веков. Так что многие сказки существуют сотни, тысячи лет. Причем в основе многих сказок лежат события, происходившие на самом деле. Просто рассказчики добавили к этим историям что-то свое, новое, выдуманные детали. Если мы станем сравнивать между собой сказки многих народов, то обнаружим очень много общего, даже если люди, сочинившие эти истории, жили на разных континентах. А это говорит о том, что у всех людей на Земле очень много общего. Они мечтают об одном и том же: чтобы в жизни всегда добро побеждало зло и всегда находилось место настоящим чудесам.

* Читайте регулярно


Сделайте из чтения сказки ритуал. Выберите для этого удобное время. Пусть это гармонично впишется в ваш распорядок дня, не мешая засыпанию или другим делам. В ожидании сказки ребенок будет охотно умываться и чистить зубы, даже если этого не любит.
Дети готовы слушать сказки всю ночь, но всегда нужно вовремя остановиться. Поэтому заранее определите продолжительность чтения. Это значит, что если хочется читать полчаса, значит мыться идет на 30 минут раньше, чтобы было достаточно времени на чтение.

* Внимательно выбирайте книгу

Выбор сказки зависит прежде всего от возраста. Чем меньше ребенок, тем проще и позитивнее сюжет.

Взрослея, дети готовы знакомиться и проживать более глубокие и сложные эмоции, а значит и герои сказок могут попадать в более сложные и опасные ситуации. Учтите, что сказка способна решать различные психологические задачи.

Возможно сегодня вечером вы найдете притчу или миф, которые будут перекликаться с жизненными ситуациями ребенка. Они помогут ему по-другому взглянуть на ситуацию и увидеть возможные сценарии выхода.

* Превратите чтение в игру


Слушая сказку ребенок входит в полу медитативное состояние. Именно поэтому сказкам и удается пройти защитные барьеры сознание и связываться с более глубинными уровнями восприятия.

Чтобы сказка произвела бОльший эффект, попробуйте изменять интонацию и высоту голоса. Особенно это важно при чтении диалогов, когда разговаривает мышка-норушка и косолапый медведь.

Эмоционально читайте напряженные моменты и развязки.

Можно подключить дополнительно тактильные ощущения: пощекотать ушко, когда мышка бежит по травке или погладить по голове, когда лиса лезет в нору.

* Чтение – время эмоциональной близости с ребенком


Включаясь в эмоции персонажей, вы интуитивно настраиваетесь с ним на одну эмоциональную волну. В такие моменты вы становитесь ближе друг к другу. Уходят защитные барьеры.

После такого чтения можно плавно перейти на обсуждение дня и те эмоции, которые ребенок сегодня пережил. Это очень важно использовать в ситуациях, если днем произошло неприятное событие, от которого ребенок закрывается и не хочет говорить. Главное в этот момент не перейти в роль критикующего родителя, а плавно и мягко обсудить эмоции ребенка и помочь ему справиться с ними.

Используйте эти рекомендации и наблюдайте, как чтение сказок постепенно превратится в нечто большее.

Сказки – достаточно эффективный инструмент развития креативности, нестандартного мышления и позитивного восприятия мира.

Но далеко не единственный…

О том, как воспитывать ребенка позитивным, уверенным и успешным, мы поговорим на БЕСПЛАТНОМ онлайн-семинаре

Чтение, 7
класс.

Дата:
_________________

Урок 6.
Тема урока: Особенности сказок о животных. «Журавль и Цапля» (русская народная
сказка).

Цель:

Познакомить с
русской народной сказкой «Журавль и Цапля» и с особенностями сказок о
животных.

Задачи

Образовательные:

·                    
закрепить
знания учащихся об устном народном творчестве, в частности о сказках и их
жанровых особенностях;

·                    
познакомить
школьников с новой русской народной сказкой;

·                    
отрабатывать
навык выразительного чтения произведения.

Коррекционно-развивающие:

·                    
корригировать
и развивать внимание и воображение учащихся при работе с пословицами, заданиями
по карточкам;

·                    
пополнять
активный и пассивный словарь школьников новыми словами и выражениями;

·                    
развивать
связную устную речь семиклассников в процессе ответов на вопросы и составления
высказываний.

Воспитательные:

·                    
воспитывать
любовь к устному народному творчеству;

·                    
воспитывать
понимание необходимости чуткого, доброжелательного и терпеливого отношения друг
к другу.

Оборудование

Учебники, карточки
для индивидуальной работы, иллюстрации к сказке, записи на доске, толковые
словари

Тип урока

Комбинированный

Ход
урока

1. Организация
начала урока

Проверка
готовности к уроку. Настрой учащихся на работу.

Проверка д/з.
пересказ сказки «Сивка-бурка» — 3 чел. (Бартош Н., Извеков А., Калайтанова Е.)

2. Повторение
пройденного материала

а) Актуализация
знаний учащихся (беседа, работа по карточкам).

·                    
Ребята,
мы продолжаем знакомиться с русскими народными сказками.

·                    
Кроме
народной, какой еще может быть сказка? (авторская или литературная).

·                    
Возьмите
карточку №1, которая лежит у вас на краю парты. Покажите стрелочкой, какая
сказка является народной, а какая авторской (литературной).

Карточка
№1

народная

«Сивка-бурка»

авторская

«Морозко»

«Снежная
королева»

«Два
мороза»

«Сказка
о мертвой царевне и о семи богатырях»

·                    
Вспомните, о чем рассказывалось в сказке «Морозко». Чему учит эта сказка?

·                    
Кто
написал сказку «Снежная королева»? Чему учит эта сказка? Какие еще сказки этого
писателя вы помните?

(Аналогичные
вопросы задаются и по другим сказкам, указанным в карточке № 1).

·                    
Какие
еще русские народные сказки вы помните? Коротко расскажите о них.

·                    
Можете
ли вы вспомнить сказки других народов, которые изучали в предыдущих классах?

·                    
Вы
уже знаете, что сказки можно поделить на три группы, в соответствии с их
содержанием: бытовые, волшебные и сказки о животных. Возьмите конверт, который
лежит у каждого на краю парты, в конверте находятся полоски с названиями сказок
и три полоски с надписями «сказки о животных», «бытовые сказки», «волшебные
сказки». Ваша задача распределить данные сказки в три столбика и доказать,
почему именно в этот столбик вы поместили ту или иную сказку.

(Названия сказок:
«Теремок», «Гуси-лебеди», «Золотые руки», «Сестрица Аленушка и братец
Иванушка», «Репка», «Лиса и волк».

·                    
Скажите,
есть ли у вас любимая сказка? Почему именно эта сказка вам нравиться?

·                    
Сказка
отличается своеобразной речью, словами, выражениями. Сейчас я буду называть вам
слово или выражение, а вы, должны его продолжить и предположить, в какой сказке
оно может встречаться.

Жили-были

Ждет-пождет …
Жить-поживать …
Добрый молодец …
Красна-девица …
За тридевять земель …

Оценка работы
учащихся с комментариями

3. Изучение
нового материала

а) Объявление темы
и цели урока.

·                    
Сегодня
на уроке мы продолжим знакомиться с русскими народными сказками. Мы будем
учиться читать новую сказку по ролям, попробуем сочинить ее продолжение.

·                    
Посмотрите
на доску. Кто изображен на этих иллюстрациях? (Птицы — журавль и цапля).

·                    
Сказка,
которую мы будем сегодня читать именно об этих двух птицах, и называется она
«Журавль и Цапля». Как вы думаете, к какой группе сказок можно отнести сказку с
таким названием? Правы вы или нет, мы узнаем, когда познакомимся с этой
сказкой.

б) Чтение сказки
учителем. Проверка восприятия.

·                    
Напомните,
к какой группе вы отнесли эту сказку? Докажите свою точку зрения.

·                    
Какой
показалась вам эта сказка, грустной, веселой, какой-то незаконченной?

в) Речевая
разминка.

·                    
Попробуем
сказать быстро: Это присказка, а не сказка, сказка будет впереди. Скоро сказка
сказывается, да не скоро дело делается.

·                    
Объясните,
как вы понимаете эти выражения

г) Объяснение
значения непонятных слов из сказки

·                    
Ребята,
в сказке вам встретятся такие слова как: сватовство (посвататься) и верста
(семь верст).

 

·                    
Употребляют
ли сейчас это слово? В каких единицах мы измеряем сейчас расстояние?

·                    
Как
вы думаете, что такое «сватовство»?

·                    
Как
вы думаете, это слово устарело или встречается и сейчас в нашей речи?

·                    
А
что значит «посвататься»? Объясните значение этого слова.

д) Чтение сказки
учащимися по абзацам с параллельным разбором смысла каждого абзаца и ряда слов
в контексте. Вопросы учителя по содержанию сказки.

·                    
Прочитайте
первый абзац сказки. Как называется такое начало?

·                    
Как
называется начало сказки? Оно связано со сказкой?

·                    
Как
вы думаете, для чего человек, который начинает рассказывать сказки, произносит
эти присказки?

·                    
Чем
Журавль не понравился Цапле?

·                    
Обидел
ли Журавля отказ Цапли? Почему?

·                    
Как
повел себя Журавль, когда Цапля сама пришла к нему? Объясните, почему.

Слабоуспевающим
школьникам предлагается индивидуальная карточка с алгоритмом ответа на вопрос:

Журавль не
понравился Цапле, тем, что у него …

Цаплю очень обидел
отказ Журавля, она …

·                    
http://www.shishkova.ru/students/synopsis09.gifВся сказка
строится на визитах Журавля и Цапли друг к другу, на их отказах друг другу.
Почему это происходит?

·                    
Попробуем
составить рассуждение, с опорой на алгоритм.

·                    
Какие
качества птиц показаны нам в этой сказке?

·                    
Как
вы думаете, кто должен был первым согласиться, пойти на встречу и примириться?
Почему?

·                    
Объясните
значение выражения «несолоно хлебавши». Попробуйте заменить это выражение
другим, но с тем же смыслом.

Слабоуспевающим
школьникам предлагаются на выбор на карточках варианты: ничего не съел, ничего
не добился, съел несоленую пищу.

4. Закрепление
изученного материала

а) Повторное
чтение сказки учащимися, работа над развитием навыка выразительного чтения.

Учитель обращает
внимание школьников на тон голоса каждой из птиц, когда она просит и когда
отказывает.

б) Анализ
содержания сказки, работа с пословицами.

·                    
Приготовьте
карточку №2, она лежит у вас на краю парты. Сейчас вы будете работать совместно
с соседом по парте. На карточке записаны три пословицы. Нужно подобрать
правильный вариант окончания пословицы, объяснить ее смысл и определить
подходит ли она к сказке.

Карточка
№2

Семь раз
отмерь, …

и семь
раз отрежь.

один раз
отрежь.

Сначала
думай, …

потом
говори.

потом
делай.

От
одного слова …

никогда
не будет ссоры.

да навек
ссора.

·                    
В
какой из пословиц возможно два варианта продолжения. Докажите, что оба варианта
правильные.

·                    
Какие
характерные особенности для сказок вы можете отметить в этой сказке?

·                    
Какую
мысль, пытается донести до нас народ в этой сказке?

в) Чтение сказки
по ролям с предварительным разбором и элементами драматизации.

·                    
Как
вы думаете, какой характер был у Цапли? Как меняется ее настроение и манера
поведения от ситуации, в которой она оказывается? Попробуем показать, как она
ходит, смотрит, когда она сама идет к Журавлю свататься, и когда дает ему
отказ, используя мимику, жест, взгляд.

·                    
А
теперь, давайте подумаем, какой по характеру был Журавль. Покажем, как он
ходит, смотрит и т.п.

·                    
Сейчас
мы попробуем прочитать сказку по ролям. Постарайтесь голосом передать характер
персонажа, его манеры, то есть все то, что вы сейчас показывали с помощью мимики
и жестов, но без слов. Не забудьте изменять тон вашего голоса в зависимости от
ситуации, в которой оказывается персонаж.

г) Самостоятельное
придумывание продолжения сказки и ее рассказывание.

Ребята, мы
с вами уже сказали, что в этой сказке, как будто нет конца, она заканчивается
тем, что Журавль и Цапля, так и ходят по болоту друг к другу свататься и никак
не могут договориться. Попробуем изменить концовку этой сказки, придумать свое
продолжение.

Более сильным
учащимся дается свобода для творчества, слабоуспевающим школьникам предлагаются
опорные слова типа: «согласие Цапли», «подлость Лисы», «храбрость Журавля»,
«свадьба».

5. Подведение
итогов урока

а) Вопросы
учителя.

·                    
Ребята,
чтобы вы посоветовали героям этой сказки?

·                    
Чему
учит нас эта сказка?

·                    
Пригодятся
ли нам эти знания в жизни? В какой ситуации?

б) Коллективное
выставление оценок с комментариями.

в) Объяснение и
запись домашнего задания.

Проверка
домашнего задания

5
группа вопросы № 1 и 2. (1. Назови действующих лиц сказки. Кто из них
изображён простаком, а кто хитрецом?

2.
Какой изображена в сказке лиса? Сколько раз удалось лисе обмануть волка?
Почему это происходило?)

4
группа – отвечать на вопросы № 3,4. (3. Каким волк изображён в сказке? Какой
совет можно было бы дать серому волку? 4.

Рассмотри
рисунки. Восстанови последовательность событий. Каких рисунков не хватает?)

3
группа. Читать по ролям:

волк
– мальчики; лиса – девочки. Отвечать на вопрос № 8. (Что могло быть на самом
деле, а что является вымыслом?)

2
группа читать за автора, за старуху (девочки), за деда (мальчики).

1группа
вопрос № 5 (Перескажи сказку)

 –
Дома вы читали сказку «Лисичка-сестричка и волк».

Назовите
персонажей сказки.


Кто из этих сказочных персонажей  вынесен в название?

Приглашаю
группу № 5 и прошу их ответить на вопросы:


Кто из главных героев изображён простаком, а кто хитрецом?


Какой изображена в сказке лиса?


 Сколько
раз удалось лисе обмануть волка?

 –
Кого ещё обманула лиса?

 –
Почему это происходило?

Приглашаю
группу № 4.


Каким волк изображён в сказке?


Какой совет можно было бы дать серому волку? 


Рассмотрите рисунки. Восстановите последовательность событий.


Каких рисунков не хватает?

Провожу
пробы на роль лисы.

Приглашаю
девочек из группы № 3.

Предлагаю
прочитать фразу: «Мёрзни, мёрзни, волчий хвост!» недоброжелательно, со
злостью.

Прошу
девочек

передать интонацией, жестами характер лисы.

Девочки 
по очереди читают фразу.

Спрашиваю
класс, кому понравилась первая девочка, почему и т. д.

Пробы
на роль волка.

Приглашаю
мальчиков из группы № 3.

Предлагаю
прочитать фразу: «Эка, сколько рыбы привалило –  и не вытащишь!» с удивлением
и радостью.

Мальчики 
по очереди читают фразу.

Спрашиваю,
кому понравился первый мальчик, почему и т.д.

Аналогично
провожу пробы на роли старика и старухи.


За
женщин будут читать все девочки хором.

Распределяю
чтение слов автора между детьми группы № 2 (по частям)

После
чтения сказки приглашаю к доске группу № 3.

Предлагаю
ответить на вопрос:

 –
 Что
могло быть на самом деле, а что является вымыслом?

Приглашаю
группу № 1, предлагаю пересказать сказку по плану.

 После
пересказа задаю вопрос:


К какому виду сказок относится сказка «Лисичка-сестричка и волк»?

Добавляю:


Иногда в сказках о животных появляются люди, но они не являются главными
героями.

Предлагаю
объяснить пословицы.

1.
Всяк умён, кто сперва, кто после.

– 
Эта пословица из словаря Даля, который был не только собирателем сказок, но и
пословиц. Как вы её понимаете?

2.
На ошибках учатся. Ошибаясь, не стыдись исправиться.

3.
Ложь дружбу губит, почему дружба её и не любит.

Работа
в парах. Задание № 7.

 – 
Чему может научить эта сказка?


Как можно соотнести данные пословицы с содержанием сказки?

Оцениваю
работу учащихся на уроке.

Физкультминутка.

Отвечают.
(Персонажи сказки — лиса, волк, старик,  старуха и бабы)

Отвечают.
(волк и лиса)

Отвечают.
(Волк показан простаком, а лиса
хитрецом)

Отвечают.
(Лиса показана в сказке умной, хитрой, ловкой обманщицей)

Отвечают.
(Она дважды обманула волка, когда посоветовала ловить рыбу в проруби, и когда
сказала, что её избили).

Отвечают.
(старика со старухой)

Отвечают.
(лиса ловко обманывала ради своей выгоды)

Выходят
к доске и отвечают на вопросы.

Отвечают.
(глупым и доверчивым)

Отвечают.(Серому
волку можно посоветовать: быть менее доверчивым и после первого обмана уже не
верить лисе на слово)

Последовательность
рисунков:

Лиса
сбрасывает рыбу, волк встречает лису с рыбой, волк сидит у проруби, за волком
гонятся женщины, волк везёт лису.

Отвечают.
(Не хватает рисунков, где прорубь затянулась льдом, и хвост примёрз, и где
лиса попала в тесто)

Поднимают
руки и объясняют свой выбор.

Поднимают
руки и объясняют свой выбор.

Читают.

Отвечают.
(На самом деле: старик мог наловить рыбу, бабы могли ходить за водой и
гнаться за волком, лиса могла забраться в дом и др.

Вымысел:
разговор лисы и волка, ловля рыбы на хвост, волк везёт лису и др.)

Пересказывают.

Отвечают.
(сказки о животных)

Объясняют
смысл пословицы. (Все люди наделены умом, только одни думают перед тем, как
что-то сделать, а другие после того, как уже что-то сделали. Вот это
запоздалое прозрение, делает их умнее, но уже после совершённого поступка)

Объясняют
смысл пословицы. (
Многие люди  боятся признать свою неправоту. Для них
это равносильно тому, чтобы расписаться в собственной слабости. Они готовы
спорить до тех пор, пока хватит душевных сил. На самом деле, все мы 
допускаем ошибки. Лучше как можно скорее признать собственную неправоту и
спокойно жить дальше, чем злиться и ссориться).

Объясняют
смысл пословицы. (
Ложь — это зло, которое подрывает и губит все
человеческие отношения, там где присутствует ложь, не может быть настоящей
дружбы и просто  уважения)

Выбирают
пословицу и объясняют свой выбор.

I этап —
мотивационно — ориентировочный.

(Мотивация
к деятельности: создание ситуации успеха).

Знакомлю
с новой темой.


Мы продолжаем изучать сказки о животных. В этих сказках главные персонажи – 
животные.
Народ наделяет их разными характерами: так,
лиса почти во всех сказках льстивая, хитрая обманщица; волк – доверчивый,
глупый; медведь – неуклюжий; заяц – слабый, трусливый. А каким изображает
русский народ в сказках слона?

Предлагаю
назвать сказку о слоне.

Делаем
вывод: русских народных сказок о слоне нет.


Где живут слоны?

Добавляю:


У народов, живущих в Африке, Индии, Китае есть
сказки о слонах).

Продолжаю беседу:

  – А встречали ли вы русские народные сказки о белых медведях?

 –
Как вы думаете, почему?

Делаю
вывод.


Этот необыкновенный зверь часто встречается в
сказках чукчей, эскимосов,  нанайцев и других народов Севера.

Выполняют задания.

Отвечают.

Называют или не называют.

Отвечают.(в тёплых странах).

Отвечают. (нет)

Отвечают. (Белые медведи живут на Севере)

III этап —
практический.

(Решение
учебной — практической задачи).


Давайте проверим ваши предположения.

Читаю
сказку.

После чтения провожу беседу:


Кто главные персонажи этой сказки?


Где происходит действие чукотской сказки?


Как вы представляете ледяное ущелье?

 –
В русских сказках действие может происходить в ледяном ущелье?

 –
На какую русскую народную сказку похожа эта сказка по содержанию?


Нет на Земле народа, у которого не было бы сказок. У разных народов есть
сказки с похожими сюжетами и героями. Похожа ли лиса из чукотской сказки на
лису из  русской сказки?


Чем?


На какого героя из русских сказок похож белый медведь?


Чем?


Какие
поступки совершают главные герои русской народной и чукотской сказок?


Одинаковы
ли эти поступки у медведя и волка?

 –
Чем
различаются?


Можно
ли сказать, что в этих сказках лиса действует обманным путем?


Для чего она это делает?

Предлагаю
прочитать сказку про себя и выбрать роль.

Вызываю
детей из группы № 1 читать сказку по ролям.

Делаю
вывод:


Любая сказка – вымысел, выдумка.

Но
многое в сказках разных народов похоже. Все люди ценят и осуждают одно и то
же. Ценят доброту, трудолюбие, смелость, находчивость. Осуждают жадность,
глупость, трусость, лень.


Чему учит сказка «Хвост»?


Подберите пословицу, в которой выражается главная мысль сказки
«Хвост».

1.
Не верь ушам, верь очам.

2.
Доверять доверяй, да почаще проверяй.

3.
Каждая лиса о своем хвосте заботится.

4.
Хитрая лиса семерых медведей проведет.

5.
Кто сегодня обманет, тому завтра не поверят

Слушают.

Отвечают.
(лиса и белый медведь)

Отвечают.
(в ледяном ущелье)

Отвечают.
(ледяное ущелье – впадина, трещина между льдов)

Отвечают.(нет)

Отвечают.
(«Лисичка-сестричка и волк»)

Отвечают.
(да)

Отвечают.(лиса
хитрая, обманщица)

Отвечают.
(на волка)

Отвечают.
(доверчивый, голодный)

Отвечают.(лиса
обманывает, волк и медведь верят лисе и выполняют её задания)

Отвечают.(нет)

Отвечают.
(волк поверил, что можно хвостом поймать рыбу, а белый медведь поверил, что
можно съесть собственный хвост, чтобы насытиться)

Отвечают.
(да)

Отвечают.
(чтобы не делиться едой, чтобы её пожалели, насмехается)

Слушают.

Отвечают.
(Сказка учит не верить первому встречному, не быть излишне доверчивым. Учит
иметь свою голову на плечах.)

Подбирают
пословицу и обосновывают свой выбор.

Сказки
— один из основных видов устного народного поэтического творчества.

«Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные чудес волшебные сказки, и замысловатые авантюрные повести, и сатирические анекдоты. Каждый из этих видов устной народной прозы имеет свои отличительные особенности: свое содержание, свою тематику, свою систему образов, свой язык… Сказки эти различаются не только тематически, а всем характером своих образов, особенностями композиции, художественными приемами… всем своим стилем». 1

Характерным признаком сказки
является поэтический вымысел, а обязательным элементом — фантастичность. Особенно ярко это проявляется в волшебных сказках. Сказка не претендует на достоверность своего повествования. Действие в ней часто переносится в неопределенное «тридевятое царство, тридесятое государство». Это подчеркивается и репликами самих сказочников, которые воспринимают сказку как вымысел, со всеми ее фантастическими образами: ковром-самолетом, шапкой-невидимкой, сапогами-скороходами, скатертью-самобранкой и т. д. Сказочник переносит слушателя в сказочный мир, который живет по своим законам. В сказках изображаются не только фантастические лица и предметы, но и реальные явления представлены в фантастическом освещении. В то же время в сказках постоянно присутствует морализирование, пропаганда добра, справедливости, правды.

Сказки отличаются своими национальными особенностями, но вместе с тем носят интернациональное начало. Одни и те же сказочные сюжеты возникают в фольклоре разных стран, что отчасти сближает их, но они и различны, поскольку отражают национальные особенности жизни того или иного народа.

Как любой жанр фольклора, сказка хранит черты индивидуального творчества, а вместе с тем является результатом коллективного творчества народа, пронесшего сказку сквозь века. Сказки каждого народа конкретно отражают действительность, на основании которой они бытовали. В сказках народов мира отражаются общие темы, сюжеты, образы, стилистические, композиционные приемы. Для них характерна общая демократическая направленность. В сказках нашли выражение народные чаяния, стремление к счастью, борьба за правду и справедливость, любовь к родине. Поэтому сказки народов мира имеют много общего. Вместе с тем каждый народ создает свой неповторимый и своеобразный сказочный эпос.

Русские сказки обычно делятся на следующие виды: о животных, волшебные и бытовые. Сюжет является основным признаком сказки, в которой противопоставляются мечта и действительность. Персонажи контрастно противоположны. Они выражают добро и зло (прекрасное и безобразное). Но добро в сказке всегда побеждает.

Во многих пословицах сказки сравниваются с песнями: «сказка — складка, а песня — быль», «сказка — ложь, а песня — правда». Это говорит о том, что сказка повествует о событиях, которые в жизни произойти не могут. Интересно происхождение термина «сказка». В Древней Руси для обозначения жанра сказки употреблялось слово — «баснь», «байка», от глагола «баять», а сказочников называли «бахарями» 2 . Самые ранние сведения о русских сказках относятся к XII веку. В памятнике древнерусской письменности «Слово о богатом и убогом» в описании отхода ко сну богатого человека, среди окружающих его слуг упоминаются и такие, которые «бают» и «кощунят», т. е. рассказывают сказки. В этом первом упоминании сказки полностью отразилось противоречивое отношение к ней. С одной стороны, сказка — любимое развлечение и потеха, с другой — ее клеймят и преследуют, как нечто бесовское, расшатывающее устои древнерусской жизни.

Уже в Древней Руси сформировались основные особенности поэтики сказок, влиявшие на древнерусских книжников. В русских летописях можно найти много сказочных оборотов и образов. Несомненно влияние сказки и на известный памятник XIII века «Моление Даниила Заточника», в котором автор, наряду с книжными цитатами, использует сказочные элементы.

В исторической и мемуарной литературе XVI-XVII веков можно найти ряд упоминаний о сказке, доказывающих, что в это время сказка была распространена среди различных слоев населения.

«Царь Иван IV не мог заснуть без рассказов бахаря. В опочивальне его обычно ожидали три слепых старца, которые посменно рассказывали ему сказки и небылицы. Известны сказочники Василия Шуйского, Михаила и Алексея Романовых. Как явствует из “Заметок касательно дураков, юродивых и прочих”, приведенных И. Забелиным, сказочники награждались за басни, которые они баяли, “по государеву, цареву и великого князя сия Руси имянному приказу” то лазоревым сукном, то телятинными сапогами, то англицким вишневым кафтаном». 3

Иностранные путешественники упоминают о том, что русские в XVII веке забавлялись во время пиров слушаньем сказок.


Виды сказок.

История сказки

Структура сказки

Основные герои

Особенности русских народных сказок

— Сказки о животных.

— Сказка бытовая

— Волшебная сказка

Сказка как жанр фольклора имеет свою специфическую поэтику, в установлении которой настаивал А.И. Никифоров и В.Я. Пропп.

Тексты данного жанра, строятся с помощью установленных традицией клише:

Сказочные формулы — ритмизованные прозаические фразы:

«

Жили-были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…» — сказочные инициалы, зачины;

«Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» — срединные формулы;

«И я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, да в рот не попало» — сказочная концовка, финал;

2. «Общие места» — кочующие из текста в текст разных сказочных сюжетов целые эпизоды:

Приход Ивана-царевича к Бабе-Яге, где проза перемежается с ритмизованными местами:

— Клишированное описание портрета — «Баба-Яга, костяная нога»;

— Клишированные формульные вопросы-ответы — «куда путь-дорогу держишь», «встань ко мне лицом, к лесу задом», и т.д.;

Клишированное описание места действия: «на калиновом мосту, на реке смородиновой»;

Клишированное описание действий: перемещение героя на «ковре-самолёте»;

Общефольклорные эпитет: «красна девица», «добрый молодец».

История сказки.

Сказка



или казка, байка, и побасенка (древнейшее ее название басень — от слова «баять», «говорить»)

— это устный рассказ о вымышленных событиях, придумка о том чего не бывает.

Сказка



— вид повествовательного, в основном прозаического фольклора (сказочная проза),

включающий в себя разножанровые произведения, тексты которых опираются на вымысел.

История сказки.

Слово «сказка»


засвидетельствовано в письменных источниках не ранее XVI века. От слова «каза́ть

». Имело значение: перечень, список, точное описание. Современное значение приобретает с XVII-XIX века. Ранее использовалось слово баснь, до XI века – кощуна.

Структура сказки.

Зачин. (“В некотором царстве, в некотором государстве жили-были…”).

Основная часть.

Концовка. (“Стали они жить – поживать и добра наживать” или “Устроили они пир на весь мир…”).

Основные герои.

Любимый герой русских сказок Иван-царевич, Иван-дурак, Иван — крестьянский сын.

Это бесстрашный, добрый и благородный герой, который побеждает всех врагов, помогает слабым и завоевывает себе счастье.

Основные герои.

Важное место в русских волшебных сказках отведено женщинам — красивым, добрым, умным и трудолюбивым.

Это Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, Марья Моревна или Синеглазка.

Основные герои.

Воплощением зла в русских сказках чаще всего выступают Кощей Бессмертный, Змей Горыныч и Баба Яга.

Баба Яга — один из самых древних персонажей русских сказок. Это страшная и злая старуха. Она живет в лесу в избушке на курьих ножках, ездит в ступе. Чаще всего она вредит героям, но иногда помогает.

Змей Горыныч — огнедышащее чудовище с несколькими головами, летающее высоко над землей,- тоже очень известный персонаж русского фольклора. Когда появляется Змей, гаснет солнце, поднимается буря, сверкает молния, дрожит земля.

В русских сказках часто встречаются повторяющиеся определения: добрый конь; серый волк; красная девица; добрый молодец

, а также сочетания слов: пир на весь мир; идти куда глаза глядят; буйну голову повесил; ни в сказке сказать, ни пером описать; скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; долго ли, коротко ли…

Особенности русских народных сказок.

В русских сказках определение ставится после определяемого слова, что создает особую напевность: сыновья мои милые; солнце красное; красавица писаная…


Характерны для русских сказок краткие и усеченные формы прилагательных: красно солнце; буйну голову повесил; и глаголов: хвать вместо схватил, подь вместо пойди.

Особенности русских народных сказок.

Языку сказок свойственно употребление имен существительных и имен прилагательных с различными суффиксами, которые придают им уменьшительно – ласкательное значение: мал-еньк–ий, брат-ец, петуш-ок, солн-ышк-о…

Все это делает изложение плавным, напевным, эмоциональным. Этой же цели служат и различные усилительно-выделительные частицы: то, вот, что за, ка…(Вот чудо-то! Пойду-ка я направо. Что за чудо!)

Сказки о животных.

C



казка о животных



— это совокупность разножанровых произведений сказочного фольклора (сказка), в которых в качестве главных героев выступают животные, птицы, рыбы, а также предметы, растения и явления природы. В сказках о животных человек либо 1) играет второстепенную роль (старик из сказки «Лиса крадёт рыбу из воза (саней»)), либо 2) занимает положение, равноценное животному (мужик из сказки «Старая хлеб-соль забывается»).

Сказки о животных.

Сказки о животных





широко распространенный жанр. В мировом фольклоре известно около 140 сюжетов сказок о животных, в русском — 119 и составляют около 10% сказочного репертуара, причем значительная их час оригинальна.

Композиционный прием сказок о животных связан с обманом в разных его видах: коварный совет, неожиданный испуг, изменение голоса и др.

Сказки о животных.

В сказках о животных можно проследить забытые верования, обряды, представления.

В сказках о животных говорится о повадках, проделках и приключениях обыкновенных, всем знакомых диких и домашних зверей, о птицах и рабах, отношения между которыми очень похожи на отношения между людьми.

Сказки бытовые.

Сказка бытовая


— ее еще называют социально-бытовой, сатирической или новеллистической.

В бытовой сказке говорится о жизни и представлениях русского крестьянина последних двух столетий, хотя некоторые ее сюжеты тоже пришли из очень давних времен.

Сказки бытовые.

Местом действия бытовых сказок является русская часто крепостная деревня.

Герой — деревенский бедняк, батрак или солдат; он воюет с барином, барыней, с богатеем и попом.

Бытовые сказки высмеивают общечеловеческие пороки: лень, глупость, упрямство, жадность.

Бытовые сказки полны юмора, они дают комические портреты беспробудных лентяев, дурней, делающих все невпопад, ворчливых, упрямых жен.

Сказки бытовые.

Бытовая сказка идеализирует активность, самостоятельность, ум, смелость человека

в его жизненной борьбе.

Для бытовой сказки характерны краткость изложения, разговорная лексика, диалоги.

Она не стремится к утроению мотивов и вообще не имеет больших развитых сюжетов.

В бытовой сказке не используются красочные эпитеты и поэтические формулы.

Художественное обрамление бытовой сказки зачинами и концовками также не является обязательным, многие из них начинаются прямо с завязки и завершаются с последним штрихом самого сюжета.

Волшебные сказки.

В основе сюжета волшебной сказки находится повествование о преодолении потери или недостачи, при помощи чудесных средств, или волшебных помощников.

В экспозиции сказки присутствуют стабильно 2 поколения — старшее(царь с царицей и т.д.) и младшее — Иван с братьями или сёстрами.

Также в экспозиции присутствует отлучка старшего поколения. Усиленная форма отлучки — смерть родителей.

Завязка сказки состоит в том, что главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу или же здесь присутствую мотивы запрета, нарушения запрета и последующая беда.

Здесь начало противодействия, т.е. отправка героя из дома.

Волшебные сказки.

Развитие сюжета — это поиск потерянного или недостающего.

Кульминация волшебной сказки состоит в том, что главный герой, или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают её (эквивалент сражения — разгадывание трудных задач, которые всегда разгадываются).

Развязка — это преодоление потери, или недостачи.

Обычно герой (героиня) в конце «воцаряется» — то есть приобретает более высокий социальный статус, чем у него был в начале.

Волшебные сказки.

Главный герой сказки всегда молод.

В волшебных сказках герой встречается с:

Существами, которых не встретишь в жизни: водяным царем, русалками, лешим, Кощей Бессмертный, Баба-Яга, многоголовый Змей, великаны и карлики.

Невиданными зверями: Олень — Золотые рога, Свинка — Золотая щетинка, Жар — Птица.

Властителями стихий, природных сил: Солнце, Месяц, Ветер, Морозко.

Волшебные сказки.

Нередко в руки героя попадают чудесные предметы:

гусли — самогуды,

скатерть-самобранка,

шапка-невидимка.

В такой сказке все возможно. Хочешь стать молодым — поешь молодильных яблочек, надо оживить царевну или царевича спрысни их мертвой, а затем живою водой.

Волшебные сказки.

В волшебной сказке особенно ярко сказались обращенные к светлому будущему, мечты народа, представления о справедливой и радостной жизни, добре, правде, красоте. В этих сказках настойчиво звучит оптимистическая вера в победу добра над злом.

Веселые и грустные, страшные и смешные, они знакомы нам с детства. С ними связаны наши первые представления о мире, добре и зле, о справедливости.

Сказки любят и дети и взрослые. Они вдохновляют писателей и поэтов, композиторов и художников. По сказкам ставятся спектакли и кинофильмы, создаются оперы и балеты. Сказки пришли к нам из глубокой древности. Рассказывали их нищие странники, портные, отставные солдаты.

Сказка — один из основных видов устного народного творчества. Художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера.

Народные сказки делятся на три группы:

сказки о животных
— самый древний вид сказки. В них свой круг героев. Животные разговаривают и ведут себя как люди. Лиса всегда хитрая, волк глуп и жаден, заяц труслив.

бытовые сказки
— герои этих сказок — крестьянин, солдат, сапожник — живут в реальном мире и борются обычно с барином, попом, генералом. Они побеждают благодаря находчивости, уму и смелости.

волшебные сказки
— герои волшебных сказок борются не на жизнь, а на смерть, побеждают врагов, спасают друзей, сталкиваясь с нечистой силой. Большинство этих сказок связано с поиском невесты или похищенной жены.

Издавна сказки были близки и понятны простому народу. Фантастика переплеталась в них с реальностью. Живя в нужде, люди мечтали о коврах-самолетах, о дворцах, о скатерти-самобранке. И всегда в русских сказках торжествовала справедливость, а добро побеждало зло. Но народ видел недостатки и в собственной жизни, сказки помогали ему искоренять их. Они бичуют, прежде всего, ленивых, глупых и непрактичных людей, пустых мечтателей, высмеивают упрямство, болтливость, скупость. «В них,
— писал в статье «О народных сказках» В. Г. Белинский, — виден быт народа, его домашняя жизнь, его нравственные понятия и этот лукавый русский ум, столь наклонный к иронии, столь простодушный в своем лукавстве».

Таковы сказки о животных, волшебные и социально-бытовые сказки, различающиеся между собой и по характеру вымысла, и по героям, и по событиям. Но все они — о жизни простого человека, о проблемах, которые его волновали; они развлекали, учили и воспитывали людей, преданных родной земле, людей честных и добрых, людей, на которых можно положиться в тяжелую пору испытаний.

Герои сказок:


Любимый герой русских сказок — Иван-царевич, Иван-дурак, Иван — крестьянский сын. Это бесстрашный, добрый и благородный герой, который побеждает всех врагов, помогает слабым и завоевывает себе счастье.

Важное место в русских волшебных сказках отведено женщинам — красивым, добрым, умным и трудолюбивым. Это Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, Марья Моревна или Синеглазка.

Воплощением зла в русских сказках чаще всего выступают Кощей Бессмертный, Змей Горыныч и Баба Яга.

Баба Яга — один из самых древних персонажей русских сказок. Это страшная и злая старуха. Она живет в лесу в избушке на курьих ножках, ездит в ступе. Чаще всего она вредит героям, но иногда помогает.

Змей Горыныч — огнедышащее чудовище с несколькими головами, летающее высоко над землей,- тоже очень известный персонаж русского фольклора. Когда появляется Змей, гаснет солнце, поднимается буря, сверкает молния, дрожит земля.

Сказки — произведения большого искусства. Знакомясь с ними, не замечаешь их сложного построения — настолько они просты и естественны. Это — свидетельство высочайшего мастерства исполнителей. Присмотревшись же к сказкам повнимательнее, обнаруживаешь виртуозность их сложения (композиции), выразительность языка. Не случайно крупнейшие мастера слова советовали молодым писателям учиться мастерству у сказочников. А. С. Пушкин писал: «Читайте простонародные сказки, молодые писатели, чтоб видеть свойства русского языка».

Нередко сказки (особенно волшебные) начинаются с так называемых присказок. Прочитайте, например, присказку к сказке «Журавль и цапля». Она — о сове. Сказочник сам подчеркнул, что мы имеем дело с присказкой, а «сказка вся впереди».

Назначение присказки — подготовить слушателя к восприятию сказки, настроить его на соответствующий лад, дать ему понять, что далее будет рассказываться сказка. «Было это на море, на океане
, — начинает сказочник. — На острове Кидане стоит древо — золотые маковки, по этому древу ходит кот Баюн: вверх идет — песню поет, а вниз идет — сказки сказывает. Вот бы было любопытно и занятно посмотреть! Это не сказка, а еще присказка идет, а сказка вся впереди. Будет эта сказка сказываться с утра до после обеда, поевши мягкого хлеба. Тут и сказку поведем…».

Присказка может и заканчивать сказку: в этом случае она прямо не связана с содержанием сказки. Чаще всего в присказке появляется сам сказочник, намекающий, например, на угощение, — как в сказке «Лиса, заяц и петух»: «Вот тебе сказка, а мне кринка масла».
Бывают и более развернутые присказки: «Сказка вся, боле(е) сказать нельзя. Кто слушал, тому куна, белка, да красная девка, да конь вороной с золотой уздой!»
И в этом случае назначение присказок — дать понять слушателю, что сказка закончилась, отвлечь его от фантастики, развеселить.

Традиционным элементом сказки является зачин (начало). Зачин, как и присказка, кладет четкую грань между нашей обыденной речью и сказочным повествованием. Вместе с тем в зачине определяются герои сказки, место и время действия. Самый распространенный зачин начинается со слов: «Жили-были…», «Жил-был…»
и т. д. У волшебных сказок более развернутые зачины: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь…»
Но нередко сказки начинаются прямо с описания действия: «Попался было бирюк в капкан…»

Сказки имеют и своеобразные концовки. Концовки, как это следует из их названия, подводят итог развитию сказочного действия. Вот как, например, заканчивается сказка «Зимовье зверей»: «А бык со своими друзьями и до сих пор живет в своей хате. Живут, поживают и добра наживают».
Сказка «Волшебное кольцо» заканчивается так: «А Мартынка и теперь живет, хлеб жует»
. Иногда концовка формулируется как пословица, в которой высказывается общее суждение о содержании сказки. В сказке «Мужик, медведь и лиса» лиса погибает, выставив из норы собакам хвост. Сказочник закончил сказку следующей фразой: «Так часто бывает: от хвоста и голова пропадает».

В сказках широко употребляются повторы (обычно не дословные). В каждом новом повторе имеются детали, которые приближают сказочное действие к развязке, усиливают впечатление от действия. Повтор чаще всего бывает троекратны. Так, в сказке «Барин и плотник» мужик трижды избивает барина за обиду, в сказке «Иван Быкович» богатырь три ночи подряд бьется на смерть со Змеями, и каждый раз со Змеем с большим количеством голов, и т. д.

В сказках (особенно в волшебных) часто встречаются и так называемые постоянные (традиционные) формулы. Они переходят из сказки в сказку, передавая устоявшиеся представления о сказочной красоте, времени, пейзаже и т. д. О быстром росте героя говорят: «Растет не по дням, а по часам»
; его силу раскрывает формула, употребляющаяся при описании боя: «Направо махнет — улица, налево — переулочек».
Бег богатырского коня запечатлен в формуле: «Скачет конь выше лесу стоячего, ниже облачка ходячего, озера меж ног пропускает, поля-луга хвостом устилает».
Красота передается формулой: «Ни в сказке сказать, ни пером написать».
Баба Яга в первый раз встречает героя сказки всегда одними и теми же словами: «Фу-фу! Доселева русского духа видом не видано, слыхом не слыхано, а ныне русский дух в виду является, в уста мечется! Что, добрый молодец, от дела лытаешь али дело пытаешь?»

Во многих сказках можно обнаружить стихотворные части. Большинство традиционных формул, присказок, зачинов и концовок создано при помощи стиха, который получил название сказового. Этот стих отличается от привычного уже для нас стиха А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова и других поэтов, с определенным количеством слогов и ударений в стихе. Сказовый стих строится только при помощи рифмы; в стихах может быть разное количество слогов. Например:

В некотором царстве,

В некотором государстве,

На ровном месте, как на бороне,

Верст за триста в стороне,

Именно в том,

В котором мы живем,

Жил-был царь.,.

В сказках мы встречаемся и с песнями. Герои сказок в песнях выражают горе и радость, песни выявляют их характеры. Испуганно выкрикивает в известной вам сказке «Кот, петух и лиса» свою песню петух, попав в лапы лисы и призывая на помощь кота; печально звучат в волшебной сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» песни Аленушки и Иванушки; в сатирической сказке «Безграмотная деревня» поп, дьякон и дьячок распевают народные песни в неподобающем месте — в церкви, во время службы.

Широко используется в сказках диалог — разговор между двумя или несколькими персонажами. Иногда сказки целиком построены на диалоге, как, например, сказка «Лиса и тетерев». Диалоги сказок — живые диалоги. Они передают естественные интонации говорящих, превосходно имитируя бесшабашную речь солдата, хитроватую речь мужика, глуповатую, со спесью, речь барина, льстивую речь лисы, грубую — волка и т. д.

Богат язык сказок. Животные в сказках имеют собственные имена: кот — Котофей Иваныч, лиса — Лизавета Ивановна, медведь-Михайло Иваныч. Нередки прозвища животных: волк — „из-за кустов хап», лиса — „на поле краса», медведь — „всем пригнетыш»… Распространены в сказках звукоподражания: «Куты, куты, куты, несет меня лиса за темные леса!»
Активно используются в сказках эпитеты (определения), гиперболы (преувеличения), сравнения. Например, эпитеты: конь добрый, молодецкий, леса дремучие, лук тугой, постель пуховая, ворон черный, меч — самосек, гусли — самогуды
и т. д.

В русских сказках часто встречаются повторяющиеся определения: добрый конь; серый волк; красная девица; добрый молодец, а также сочетания слов: пир на весь мир; идти куда глаза глядят; буйну голову повесил; ни в сказке сказать, ни пером описать; скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; долго ли, коротко ли…

Часто в русских сказках определение ставится после определяемого слова, что создает особую напевность: сыновья мои милые; солнце красное; красавица писаная…

Характерны для русских сказок краткие и усеченные формы прилагательных: красно солнце; буйну голову повесил;-
и глаголов: хвать вместо схватил, подь вместо пойди.

Языку сказок свойственно употребление имен существительных и имен прилагательных с различными суффиксами, которые придают им уменьшительно – ласкательное значение: мал-еньк –ий, брат-ец, петуш-ок, солн-ышк-о…Все это делает изложение плавным, напевным, эмоциональным. Этой же цели служат и различные усилительно-выделительные частицы: то, вот, что за, ка… (Вот чудо-то! Пойду-ка я направо. Что за чудо!)

Как видим, сказка — это сложное, весьма искусно построенное произведение, свидетельствующее о большом таланте и мастерстве ее создателей.

Попробуйте же теперь сами при чтении сказок обратить внимание на присказки, зачины и концовки, на песенки, повторы и постоянные фор мулы, попробуйте разыскать в текстах сказок стихотворные места, эпитеты — и вы почувствуете, как прав был А. С. Пушкин, призывавший молодых писателей учиться русскому языку у „простонародных» сказок, являющихся действительно непревзойденными образцами искусства слова. Но ведь русскому языку у сказок можно учиться не только молодым писателям, не правда ли? случайно А. С. Пушкин писал: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»

Сказки на Руси известны с древних времен. В древней письменности есть сюжеты, мотивы и образы, напоминающие сказочные. Рассказывание сказок – старый русский обычай. Еще в давние времена исполнение сказок было доступно каждому: и мужчинам, и женщинам, и детям, и взрослым. Были такие люди, которые берегли и развивали свое сказочное наследие. Они всегда пользовались уважением в народе.

Слово сказка известна с XVII века. До этого времени употребляли термин «байка» или «басень», от слова » бать», » рассказывать». Впервые это слово было употреблено в грамоте воеводы Всеволодского, где осуждались люди, которые » сказки сказывают небывалые». Но ученые полагают, что в народе слово «сказка» употреблялось и раньше. Талантливые сказочники в народе были всегда, но о большинстве их них не осталось никаких сведений. Однако, уже в 19 веке появились люди, которые поставили своей целью собрать и систематизировать устное народное творчество.

В первой половине XVII века были записаны 10 сказок для английского путешественника Коллинга. В XVIII веке появилось несколько сборников сказок, в которые включены произведения с характерными композиционными и стилистическими сказочными особенностями: «Сказка о цыгане»; «Сказка о воре Тимашке».

В словаре В.И. Даля сказка определяется как «вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание». Там же приводится несколько пословиц и поговорок, связанных с этим жанром фольклора: Либо дело делать, либо сказки сказывать. Сказка складка, а песня быль. Сказка складом, песня ладом красна. Ни в сказке сказать, ни пером описать. Не дочитав сказки, не кидай указки. Сказка от начала начинается, до конца читается, а в серёдке не перебивается. Уже из этих пословиц ясно: сказка — вымысел, произведение народной фантазии — «складное», яркое, интересное произведение, имеющее определённую целостность и особый смысл.

Важное значение получил общерусский сборник А.Н. Афанасьева «Народные русские сказки» (1855 — 1965): в него входят сказки, бытовавшие во многих краях России. Большая их часть записана для Афанасьева его ближайшими корреспондентами, из которых необходимо отметить В.И. Даля. В конце XIX – в начале XX веков появляется целый ряд сборников сказок. Они дали представление о распространении произведений этого жанра, о его состоянии, выдвинули новые принципы собирания и издания. Первым таким сборником была книга Д.Н. Садовникова «Сказки и предания Самарского края» (1884 г.). В ней были помещены 124 произведения, причем 72 записаны только от одного сказочника А. Новопольцева. Вслед за этим появляются богатые собрания сказок: «Севеные сказки», «Великорусские сказки Пермской губернии» (1914 г.). Тексты сопровождаются пояснениями и указателями. В русских сказках богатство никогда не имело собственной ценности, и богатый никогда не был добрым, честным и порядочным человеком. Богатство имело значение как средство достижения других целей и теряло это значение, когда важнейшие жизненные ценности были достигнуты. В связи с этим, богатство в русских сказках никогда не зарабатывалось трудом: оно случайно приходило (с помощью сказочных помощников – Сивки-Бурки, Конька-Горбунка…) и часто случайно уходило.

В советский период начали выходить сборники, представляя репертуар одного исполнителя. До нас дошли такие имена: А.Н. Барышниковой (Куприяниха), М.М. Коргуева (рыбака из Астраханского края), Е.И. Сороковикова (сибирского охотника) и др.

В русских сказках часто встречаются повторяющиеся определения: добрый конь; серый волк; красная девица; добрый молодец, а также сочетания слов: пир на весь мир; идти куда глаза глядят; буйну голову повесил; ни в сказке сказать, ни пером описать; скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; долго ли, коротко ли…

Часто в русских сказках определение ставится после определяемого слова, что создает особую напевность: сыновья мои милые; солнце красное; красавица писаная…

Характерны для русских сказок краткие и усеченные формы прилагательных: красно солнце; буйну голову повесил;- и глаголов: хвать вместо схватил, подь вместо пойди.

Важной особенностю народной духовной жизни является — соборность, она находит свое отражение и в сказках. Труд выступает не как повинность, а как праздник. Соборность – единство дела, мысли, чувства – противостоит в сказках эгоизму, жадности, всему тому, что делает жизнь серой, скучной, прозаической. Все русские сказки, олицетворяющие радость труда, кончаются одной и той же присказкой: «Тут на радостях все они вместе в пляс-то и пустились…». В сказке отражаются и другие нравственные ценности народа: доброта, как жалость к слабому, которая торжествует над эгоизмом и проявляется в способности отдать другому последнее и отдать за другого жизнь; страдание как мотив добродетельных поступков и подвигов; победа силы духовной над силой физической. Воплощение этих ценностей делает смысл сказки глубочайшим в противовес наивности ее назначения. Утверждение победы добра над злом, порядка над хаосом определяет смысл жизненного цикла сущего живого. Жизненный смысл трудно выразить в словах, его можно ощущать в себе или нет, и тогда он очень прост.

Образы русской сказки прозрачны и противоречивы. Всякие попытки использовать образ сказочного героя как образа человека приводят исследователей к мысли о существовании в народной сказке противоречия – победы героя-дурачка, «низкого героя». Это противоречие преодолевается, если рассматривать простоту «дурачка», как символ всего того, что чуждо христианской морали и осуждение ею: жадность, хитрость, корысть. Простота героя помогает ему поверить в чудо, отдаться его магии, ведь только при этом условии власть чудесного возможна.

Русская народная сказка – это сокровище народной мудрости. Её отличает глубина идей, богатство содержания, поэтичный язык и высокая воспитательная направленность («сказка ложь, да в ней намек»). Русская сказка — один из самых популярных и любимых жанров фольклора, потому что в ней не только занимательный сюжет, не только удивительные герои, а потому, что в сказке присутствует ощущение истинной поэзии, которая открывает читателю мир человеческих чувств и взаимоотношений, утверждает доброту и справедливость, а также приобщает к русской культуре, к мудрому народному опыту, к родному языку.

Особую притягательность для детей имеет сказка. Без сказки нельзя представить детства, считал В.А.Сухомлинский, создавший систему воспитания детей сказкой — школа сказки.

Сказки возникли в незапамятные времена. О древности сказок говорит, например, такой факт: в необработанных вариантах известного «Теремка» в роли теремка выступала кобылья голова, которую славянская фольклорная традиция наделяла многими чудесными свойствами. Иными словами, корни этой сказки уходят в славянское язычество. При этом сказки свидетельствуют отнюдь не о примитивности народного сознания (иначе они и не могли бы существовать многие сотни лет), а о гениальной способности народа создать единый гармоничный образ мира, связав в нем все сущее — небо и землю, человека и природу, жизнь и смерть. Видимо, сказочный жанр оказался так жизнеспособен потому, что прекрасно подходит для выражения и сохранения фундаментальных человеческих истин, основ человеческого бытия.

Сказывание сказок было распространенным увлечением на Руси, их любили и дети, и взрослые. Обычно сказитель, повествуя о событиях и героях, живо реагировал на отношение своей аудитории и тут же вносил какие-то поправки в свое повествование. Вот почему сказки стали одним из самых отшлифованных фольклорных жанров. Наилучшим образом отвечают они и запросам детей, органично соответствуя детской психологии. Тяга к добру и справедливости, вера в чудеса, склонность к фантазиям, к волшебному преображению окружающего мира — все это ребенок радостно встречает и в сказке.

В сказке непременно торжествуют истина и добро. Сказка всегда на стороне обиженных и притесняемых, о чем бы она ни повествовала. Она наглядно показывает, где проходят правильные жизненные пути человека, в чем его счастье и несчастье, какова его расплата за ошибки и чем человек отличается от зверя и птицы. Каждый шаг героя ведет его к цели, к финальному успеху. За ошибки приходится расплачиваться, а расплатившись, герой снова получает право на удачу. В таком движении сказочного вымысла выражена существенная черта мировосприятия народа — твердая вера в справедливость, в то, что доброе человеческое начало неизбежно победит все, ему противостоящее.

В сказке для детей кроется особое очарование, открываются какие-то тайники древнего миропонимания. Они находят в сказочном повествовании самостоятельно, без объяснений, нечто очень ценное для себя, необходимое для роста их сознания.

Воображаемый, фантастический мир оказывается отображением реального мира в главных его основах. Сказочная, непривычная картина жизни дает малышу и возможность сравнивать ее с реальностью, с окружением, в котором существуют он сам, его семья, близкие ему люди. Это необходимо для развивающегося мышления, так как оно стимулируется тем, что человек сравнивает и сомневается, проверяет и убеждается. Сказка не оставляет ребенка равнодушным наблюдателем, а делает его активным участником происходящего, переживающим вместе с героями каждую неудачу и каждую победу. Сказка приучает его к мысли, что зло в любом случае должно быть наказано.

Сегодня потребность в сказке представляется особенно большой. Ребенка буквально захлестывает непрерывно увеличивающийся поток информации. И хотя восприимчивость психики у малышей велика, она все же имеет свои границы. Ребенок переутомляется, делается нервным, и именно сказка освобождает его сознание от всего неважного, необязательного, концентрируя внимание на простых действиях героев и мыслях о том, почему все происходит так, а не иначе.

Для детей вовсе не важно, кто герой сказки: человек, животное или дерево. Важно другое: как он себя ведет, каков он — красив и добр или уродлив и зол. Сказка старается научить ребенка оценивать главные качества героя и никогда не прибегает к психологическому усложнению. Чаще всего персонаж воплощает какое-нибудь одно качество: лиса хитра, медведь силен, Иван в роли дурака удачлив, а в роли царевича бесстрашен. Персонажи в сказке контрастны, что и определяет сюжет: прилежную, разумную сестрицу Аленушку не послушался братец Иванушка, испил воды из козлиного копытца и стал козликом, — пришлось его выручать; злая мачеха строит козни против доброй падчерицы… Так возникает цепь действий и удивительных сказочных событий.

Сказка строится по принципу цепной композиции, включающей в себя, как правило, троекратные повторы, вновь и вновь предоставляющие возможность пережить яркий эпизод. Такой эпизод обычно не просто повторяется — каждый раз в нем происходит усиление напряженности. Иногда повтор осуществляется в форме диалога; тогда детям, если они играют в сказку, легче перевоплощаться в ее героев. Часто сказка содержит песенки, прибаутки, и дети запоминают в первую очередь именно их.

Сказка имеет собственный язык — лаконичный, выразительный, ритмичный. Благодаря языку создается особый фантастический мир, в котором все представлено крупно, выпукло, запоминается сразу и надолго — герои, их взаимоотношения, окружающие персонажи и предметы, природа. Полутонов нет — есть глубокие, яркие цвета. Они влекут к себе ребенка, как все красочное, лишенное однообразия и бытовой серости.

И все-таки больше всего привлекает детей сказочный герой. Обычно это человек идеальный: добрый, справедливый, красивый, сильный; он обязательно добивается успеха, преодолевая всяческие препятствия не только с помощью чудесных помощников, но прежде всего благодаря личным качествам — уму, силе духа, самоотверженности, изобретательности, смекалке. Таким хотел бы стать каждый ребенок, и идеальный герой сказок становится первым образцом для подражания.

Сказка представляет большую общественную ценность состоящую в ее познавательном, идейно-воспитательном и эстетическом значениях, которые неразрывно связаны между собой.

Познавательное значение сказки проявляется прежде всего в том, что она отражает особенности явлений реальной жизни и дает обширные знания об истории общественных отношений, труде и быте, а также представление о мировоззрении и психологии народа, о природе страны. Познавательное значение сказки увеличивается тем, что ее сюжеты и образы заключают в себе широкую типизацию, содержат обобщения явлений, жизни и характеров людей. Так образы Ивана — крестьянского сына дают представления о русском крестьянстве вообще, один образ характеризует целый социальный слой людей. Идейно-воспитательное значение сказки в том, что она вдохновлена стремлением к добру, защитой слабых, победой над злом. Кроме того сказка развивает эстетическое чувство, т.е. чувство прекрасного, для нее характерно раскрытие прекрасного в природе и человеке, единство эстетического и морального начал, соединение реального и вымысла, яркая изобразительность и выразительность.

Итак, сказка — один из самых развитых и любимых детьми жанров фольклора. Она полнее и ярче, чем любой другой вид народного творчества, воспроизводит мир во всей его целостности, сложности и красоте. Сказка дает богатейшую пищу детской фантазии, развивает воображение — эту важнейшую черту творца в любой сфере жизни. А точный, выразительный язык сказки столь близок уму и сердцу ребенка, что запоминается на всю жизнь.

  • Особенности сказок братьев гримм
  • Особенности сказки спящая царевна жуковский 5 класс
  • Особенности сказки снежная королева
  • Особенности сказки о царе салтане пушкина
  • Особенности сказки о мертвой царевне и семи богатырях пушкина 5 класс