Особенности прозаической литературной сказки

Поэтика народной сказки в прозаической литературной сказке в.и. даль, к.д. ушинский, л.н. толстой, д.н. мамин-сибиряк сказочный цикл пяток первый русских

Поэтика народной сказки в прозаической литературной сказке (В.И. Даль, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Д.Н. Мамин-Сибиряк)

Сказочный цикл «пяток первый» «Русских сказок» (1832 г.) В.И. Даля в 1830-е гг.: верность фольклорному первоисточнику, имитация народного стиля, языковые особенности.

Одним из основных жанров, в котором работал В.И. Даль в 1830-е гг., является прозаическая литературная сказка. Он написал знаменитый сказочный цикл «пяток первый» «Русских сказок» (1832 г.). В данной жанровой парадигме работали и его современники. Современный исследователь жанра литературной сказки Л.В. Дереза утверждает, что сомовские сказки, для которых характерны верность фольклорному первоисточнику, последовательная имитация народного стиля, восходят к далевским «Русским сказкам… 1832 г.». Этой же точки зрения придерживались И.П. Лупанова и З.И. Власова. Данное мнение восходит к рецензии Н.А. Полевого (Моск. телеграф. – 1833. – № 4. – С. 598), в которой критик возводит стилевые особенности сказок О.М. Сомова («В поле съезжаются…» и «О Никите Вдовиниче») к В.И. Далю. Не все современники считали это мнение справедливым, в частности Н.Н. Трубицын утверждал, что О.М. Сомов явился в отношении некоторых стилевых приёмов не последователем, а предшественником В.И. Даля. Об этом говорят и некоторые литературоведы нашего времени.

В его знаменитый сказочный цикл «пяток первый» «Русских сказок» (1832) вошли пять сказок:

· «О Иване молодом сержанте…»,

· «О Шемякином суде…»,

· «О Рогволоде и Могучане…»,

· «Новинка-диковинка..», «

· О похождениях чёрта-послушника…».

Сказки включены во 2–4-ю книги «Былей и небылиц» (1835–1839). Вторую книгу составляют сказки:

· «О царевне Милонеге-Белоручке…»,

· «О Строевой дочери и о коровушке-бурёнушке»,

· «Про жида вороватого, про цыгана бородатого».

Третья книга включает четыре текста:

· «Илья Муромец: сказка Руси богатырской»,

· «О Емеле-дурачке»,

· «О воре и бурой корове»,

· «Иван Лапотник».

Четвёртая включает пьесу —

· «Ночь на распутье»

· «О Георгии Храбром и о волке»,

· «О нужде, о счастии и о правде»,

· «Ведьма (украинская сказка)».

Традиция басенного жанра в сказках К.Д. Ушинского, трансформация народного сказочного жанра.

В «Детском мире…» в разделе «Из русской истории» напечата­ны рассказы Ушинского о важных исторических событиях. Это повествования более обширные, рассчитанные на следующий этап познания: «Ослепление Василька», «Поход Игоря, князя Новго-род-Северского», «Андрей Боголюбский». Предваряет раздел от­рывок из пушкинского «Бориса Годунова», названный «Летопи­сец». Свои рассказы из истории Ушинский создавал, опираясь на Карамзина и на переложение его «Истории Государства Россий­ского», сделанное Ишимовой. Обстоятельно и плавно течет обыч­но рассказ Ушинского, интонация спокойна и доверительна.

Особая ценность его рассказов о природе, о животных («Жало­бы зайки», «Пчелки на разведке» и др.) состоит в том, что приро­да в них показана как цельный и прекрасный мир, полный тайн.

Настала весна, солнце согнало снег с полей; в пожелтевшей прошло­годней травке проглядывали свежие, ярко-зеленые стебельки; почки на деревьях распускались и выпускали молоденькие листочки. Вот просну­лась и пчелка от своего зимнего сна, прочистила глазки мохнатыми лап­ками, разбудила подруг, и выглянули они в окошечко: ушел ли снег, и лед, и холодный северный ветер?

Такие рассказы Ушинского, как «Играющие собаки», «Два козлика», «Лошадь и осел», по существу, представляют собой басни. Согласно басенной традиции, автор завершает их моральными сен­тенциями. Недаром они вошли в единый раздел «Басни и расска­зы в прозе».

Основной жанр книги «Детский мир» К.Д. Ушинского: художественные и педагогические задачи. Жанр «деловой статейки» (научно-популярные статьи, написанные “деловым слогом”, то есть стилем научной прозы). «Как рубашка в поле выросла».

Произведения Ушинского о детях (например, «Четыре жела­ния», «Вместе тесно, а врозь скучно», «Трусливый Ваня») отли­чаются тонкой психологичностью и на простых примерах препо­дают детям уроки жизни. Автор тактично подсказывает, от чего в себе надо избавляться, какие недостатки в характере могут ме­шать в дальнейшем. Вот Ваня, оставшись дома один, испугался теста в квашне: оно пыхтит на печи и наводит на мысли о домо­вом. Бросился Ваня бежать, да наступил на кочергу — она его в лоб ударила; а тут еше упал он, запутавшись в оборке от лаптя!.. Едва привели в чувство взрослые трусливого мальчика. «Четыре желания» — рассказ о другой черте характера — нерешительности. Герой никак не может согласовать свои чувства с разумом: все времена года кажутся ему одинаково прекрасными, и он не спосо­бен решить, какое же из них самое любимое, самое желанное.

      Ушинский обрабатывал для детей народные сказки. Он отда­вал им предпочтение даже перед хорошо написанным литератур­ным произведением. Он высоко ценил поэтический мир народно­го творчества, считал сказку лучшим средством для «понимания народной жизни».

      В сказке «Мужик и медведь», обработанной Ушинским, хит­рый мужик уговорил медведя, что ему лучше брать вершки от репы, а от пшеницы — корешки; «с тех пор у медведя с мужиком и дружба врозь». В другой сказке — «Лиса и Козел» — Лиса, упав в колодец, уверяет Козла, что она здесь просто отдыхает: «Там, наверху, жарко, так я сюда забралась. Уж как здесь прохладно да хорошо! Водицы холодненькой — сколько хочешь». Козел просто­душно прыгает в колодец, а Лиса «вскочила Козлу на спину, со спины — на рога, да и вон из колодца».

В своих учебных книгах К.Д. Ушинский использует так называемые «деловые статейки», как неоднократно называет их сам автор, — это, по сути, небольшие научно-популярные произведения, где «говорится о таких предметах, которые дитя или видит, или недавно видело», т. е. предлагаются различные доступные для детей сведения об окружающем мире. К таким в «Родном слове» относятся «В школе», «Одежда», «Лошадка» и др., в «Детском мире» — «Зима», «Лев и тигр», «Ветер» и др.

Поэтика народной сказки в прозаической литературной сказке (В.И. Даль, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Д.Н. Мамин-Сибиряк)



Особенности изучения
персонажей литературных сказок в начальной школе
   

В любом литературном
произведении, не зависимо от его жанра, изображаются личности с определенной
индивидуальностью, поведением, внешностью, именем, мировоззрением. Такую
индивидуальность называют либо героем произведения, либо действующим
лицом, либо, наконец, персонажем. Термин «персонаж», имеющий латинское
происхождение, пришел к нам из французского языка — 
personnagePersona–это
маска, которую носил актер, выражая играемую им роль. Позднее этим
термином стали называть лицо, изображенное в художественном произведении.

Исследуя различные
человеческие индивидуальности в литературных произведениях, можно чаще
применять понятие «персонаж», поскольку термином «характер» называется объект
художественного познания: соединение в индивидуальности отдельного человека
общих, особенностей, отношений и поведения целого ряда людей. Другие
понятия «герой» и «действующее лицо», для описания и обозначения вымышленных
писателем индивидуальностей, представляются нам не в полной мере правильными.
Термин «герой», по нашему мнению, некорректно применять к тем персонажам, в
которых преобладают отрицательные качества.

Так, Старуху
Шапокляк, Волка из мультфильма «Ну погоди», Бабу Ягу из Русских народных
сказок, можно назвать героями с большой иронией. Выражение «действующее лицо» не
совсем правильно применять к персонажам, которые своими поступками проявили
себя в произведении меньше, чем показали себя в эмоциональном восприятии
окружающего и размышлениях читателя по поводу прочитанного. Вспомним Умывальник
в «Мойдодыре» К.И.Чуковского, тетушку Аксал в «Королевстве кривых
зеркал»В.Г.Губарева, Летучих обезьян в «Волшебнике изумрудного города»
А.М.Волкова.

Персонаж — это не
сумма компонентов, из которых слагается образ человека, волшебного существа или
животного, это цельный или единый образ, собирающий в себе характерные черты
жизни и поэтому предполагающий определенное отношение читателя. Такое отношение
во многом формируется творческой волей автора.

В образах персонажей
ярко и красочно воплощается содержание детских сказок, это – первичная сторона
их формы, во многом определяющая и сюжет, и подбор деталей, и речевые средства.

Персонажи, созданные
писателями разных стран и эпох, несут в себе исторические и национально
разнокачественные типы поведения людей. В их поведении, образе, внешности и
характере отражаются, а также определенным образом оцениваются авторами их
поведение, отношение к происходящим событиям в сказке. Персонажи несут в себе
культуру и традиции своей страны и эпохи. В характере персонажа также
воплощается жизненная установка и внутренний мир человека в его внешнем облике,
а главным образом — в его действиях (словесных и жестовых). В древнем и
средневековом обществе и литературе преобладали этикетная манера поведения, его
театральная эффектность, ритуальность, традиционность той эпохи. В литературных
сказках последнего столетия на первый план вышли личностная свобода поведения
как неотъемлемая жизненная ценность, его бытовая простота. В форме
поведения персонажей мы можем также различить положительность его или отрицательность,
искусственность и естественность, серьезность и веселость, которая нередко
сопряжена со смехом.

Из общего понятия
«персонажа» литературной сказки является понятие «герой». Герой сказки
преодолевает тяжелые испытания, побеждает все препятствия и враждебные
силы. Вокруг главного героя и разворачивается основное действие.
Победа героя в конце – это обязательная установка сюжета. Следуя за героем,
сказочное действие не допускает нарушения сюжетной хронологии или развития
каких-либо параллельных линий. Таким образом, сказочное действие представляется
нам строго последовательным и однолинейным.

В образе героя
литературной сказки находит выражение позиция автора, наделяющего героя
определенными качествами, убеждение в силе добра и справедливости. В литературной
сказке автор, как правило, изображает личность, с присущей ей индивидуальностью
образа, тогда как в народных сказках индивидуальность героя можно считать лишь
условно, в связи с тем, что присущие герою одного сюжета, повторяются в героях
других сказок.

В целях выделения
главного героя сказки среди прочих персонажей вводится ряд традиционных
положений и ситуаций, которые связаны только с главным героем. Главный герой
моложе своих братьев или сестер, в связи с чем ему не доверяют, либо из-за
своей неопытности или гонористого характера попадает в неприятную ситуацию, из
которой в течение всего произведения он, преодолевая трудности, выбирается.
Буратино в сказке А.Толстого – шалун и озорник. Буратино гонит сверчка из
каморки, где тот прожил более ста лет.  Мудрый Сверчок дает Буратино совет
случаться Папу Карло, но Буратино ничего не хочет знать: «Завтра чуть свет
убегу из дома – лазить по заборам, разорять птичьи гнезда…». В понятие
«младший» входит не только возраст, но иногда социальный статус. В сказке,
помимо основных действующих лиц – героя и его противника, множество и других
персонажей, каждому из которых присуща своя роль в сюжетном действии. Среди
указанных персонажей особенно многочисленна группа чудесных помощников. Эти персонажи
есть всегда в литературных сказках.

В сказках персонажи
домашние и дикие животные, а также сказочные существа всегда стоят на стороне
главного героя: Братья-месяцы помогают девочке собрать подснежники, тетушка
Аксал проникнуть во дворец Оле и Яло, Страшила и Железный дровосек вывозят
Элли, Тотошку и Трусливого льва с макового поля.

В отличие от других
персонажей литературной сказки, главный герой обычно наделяется удивительной
силой. Эта сила проявляется уже в раннем детстве: «растёт не по дням, а по
часам», «у него палица в двенадцать пудов» и т.д. Большая сила герою дана
потому, что она обязательно должна пригодиться ему в дальнейшем. Главного героя
волшебной сказки отличает от других персонажей наличие лучших человеческих
качеств: доброты, гуманизма, справедливости. Именно они являются основой всех
положительных качеств человека. Например, Иван-царевич делится хлебом с нищим,
умирая с голоду, щадит животных и т.д. В сказке главный герой проявляет
идеальные качества и тогда, когда следует советам старших и более мудрых.
Обычно советы исходят от стариков и женщин, которые воплощают в себе жизненный
опыт, обладают умением предвидеть события.

Персонажи
литературной сказки, как правило, имеют имя, будь то люди – девочка Оля, из
сказки Губарева «Королевство кривых зеркал», или животные – кошка Муренка, из
сказки П.П. Бажова «Серебряное копытце», «Муха-цокотуха» в одноименной сказке
К.И. Чуковского. В сказке С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев» браться – месяцы
имеют имена по своим месяцам: Январь, Февраль, Март и т.д.

Имя сказочного
персонажа является связующим звеном между замыслом автора и воплощенной идеей
произведения, вымыслом и реальностью, историческим прошлым и настоящим.

Необходимо также
отметить, что персонажей литературной сказки отличает широкое
обобщение. Это значит, что их характеры, по большинству своему являются их
типами, которые несут в себе какое-то главное качество, которое и определяет
образ. Они могут быть типичны, что подчёркивается, например, повторяющимися
прозвищами. Но эта их типичность сочетается с присущий им внешней подвижностью.
Прежде всего, характер сказочного персонажа раскрывается при постановке его в
определенных условиях, событиях и действиях. Таким образом, можно сделать
вывод, что характер и поведение персонажа литературной сказки, целиком и
полностью зависит от той роли, которая задана им определённым сюжетом.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 г. Советский»

«СОГЛАСОВАНО»                                                                                                                        УТВЕРЖДЕНО

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе                                                        приказом  от «___» __________ 20____ г.                                                                                                                

________________________ Т.В. Дидич                                                                                      № _____

 «___» __________ 20____ г.

Рабочая программа учебного предмета

 «Литературное чтение на родном языке»

2019- 2020 учебный год

4 «г» класс

Учитель:  Сорокина С.В.

Квалификационная категория: первая

Рассмотрено на заседании школьного методического объединения

Протокол № __ от «___» _______ 20____г.

г. Советский

2019 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373), приказом  Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1576  «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования,  утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373», письмом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 20 июня 2018 г. № 05-192 «О вопросах изучения родных языков из числа языков народов РФ», Примерной программой по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч.Ч.1.-5 –е изд. — М.: Просвещение, 2011 г.; «Школа России»; авторской программой «Школа России». Концепция и программы для начальных классов в 2 ч.- Москва: Просвещение, 2011. Авторы: Л.Ф. Климанова, М.В. Бойкина «Литературное чтение».

Учебники: 

  • Климанова Л.Ф.,  Горецкий В.Г., Голованова М.В., Виноградская Л.А, Бойкина М.В. Литературное чтение 4 класс 1,2 ч. — М.: Просвещение, 2016

Главной целью изучения предмета «Литературное чтение на родном языке» является воспитание уважительного и бережного отношение к родной литературе как величайшей духовной, нравственной и культурной ценности русского народа.  

Задачи:  

  • формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения родной литературы;
  • обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию родной литературы, к отдельным ее произведениям;
  • приобщение к литературному наследию своего народа;
  • формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
  • расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка.                      

Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в соответствии с «Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Советский», с использованием контрольно-оценочных материалов УМК «Школа России».

Перечень контрольных работ на учебный год (приложение 1).

Место учебного предмета в учебном плане

На изучение литературного чтения на родном  языке в 4 классе  отводится 17 часов.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учёбе как интеллектуальному труду, принятие ценности познавательной деятельности;
  • понимание ценности нравственных норм, закреплённых в языке народа, для жизни и здоровья человека, умение соотносить эти нормы с поступками как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);
  • осознание своей принадлежности народу, стране, чувства уважения к традициям, истории своего народа, интерес к русскому языку, как  родному;
  • адекватное восприятие оценки собственной деятельности, данной одноклассниками, учителем, умение признавать собственные ошибки.
  • чувства сопричастности к языку своего народа (я — носитель языка), чувств эстетической красоты и точности
  • русского слова.

Метапредметные результаты

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • выражать свои мысли с полнотой и точностью, соответствующими возрасту;
  • уметь слышать, точно реагировать на реплики;
  • понимать тему высказывания (текста) по содержанию, по заголовку.

Предметные результаты   

1. Понимание места и роли литературы на изучаемом языке в едином культурном пространстве Российской Федерации, среди литератур народов Российской Федерации, в сохранении и передаче от поколения к поколению историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей: воспринимать художественную литературу как особый вид искусства (искусство слова); соотносить произведения словесного творчества с произведениями других видов искусств (живопись, музыка, фотография, кино); иметь первоначальные представления о взаимодействии, взаимовлиянии литератур разных народов, о роли фольклора и художественной литературы родного народа в создании культурного, морально-этического и эстетического пространства республики Российской Федерации; находить общее и особенное при сравнении художественных произведений народов Российской Федерации, народов мира;

2. Освоение смыслового чтения; понимание смысла и значения элементарных понятий теории литературы: владеть техникой смыслового чтения вслух (правильным плавным чтением со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного, адекватно воспринимать чтение слушателями); владеть техникой смыслового чтения про себя — понимание смысла и основного содержания прочитанного, оценка информации, контроль за полнотой восприятия и правильной интерпретацией текста; различать жанры фольклорных произведений (малые фольклорные жанры, сказки, легенды, мифы); понимать основной смысл и назначение фольклорных произведений своего народа (порадовать, поучить, использовать для игры), приводить примеры потешек, сказок, загадок, колыбельных песен и др. своего народа (других народов); сравнивать произведения фольклора в близкородственных языках (тема, главная мысль, герои); сопоставлять названия произведения с его темой (о природе, истории, детях, о добре и зле и т.д.); различать жанры небольших художественных произведений детской литературы своего народа (других народов) — стихотворение, рассказ, басня; анализировать прочитанное литературное произведение: определять тему, главную мысль, последовательность действия, средства художественной выразительности; отвечать на вопросы по содержанию текста; находить в тексте изобразительные и выразительные средства родного языка (эпитеты, сравнения, олицетворения);

3. Приобщение к восприятию и осмыслению информации, представленной в текстах; формирование читательского интереса и эстетического вкуса обучающихся: определять цели чтения различных текстов (художественных, научно-популярных, справочных); удовлетворение читательского интереса, поиск информации, расширение кругозора; использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) для решения учебных и практических задач; ставить вопросы к тексту, составлять план для его пересказа, для написания изложений; проявлять интерес к самостоятельному чтению, формулировать свои читательские ожидания, ориентируясь на имя автора, жанр произведения, иллюстрации к книге; читать произведения фольклора по ролям, участвовать в их драматизации; участвовать в дискуссиях со сверстниками на литературные темы, приводить доказательства своей точки зрения; выполнять творческие работы на фольклорном материале (продолжение сказки, сочинение загадки, пересказ с изменением действующего лица).

Учащиеся четвёртого класса

научатся

Учащиеся четвёртого класса получат возможность

научиться

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

  • читать текст бегло, правильно, осознанно в темпе не менее 80 слов в минуту;
  • читать про себя произведения различных жанров;
  • читать выразительно, интонационно объединяя слова в предложения и предложения в составе текста;
  • передавать при чтении своё отношение к содержанию, героям произведения;
  • находить средства художественной выразительности: олицетворение, сравнение, эпитет;
  • находить метафоры и сравнения на примере загадки;
  • различать народные и литературные сказки, знать имена и фамилии авторов;
  • пересказывать тексты произведений подробно, выборочно и кратко;
  • соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий;
  • составлять план, озаглавливать текст;
  • выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логические ударения, паузы, соответствующие содержанию произведения;
  • находить слова и выражения, указывающие на отношение автора к героям и событиям;
  • находить в произведении слова и выражения, подтверждающие собственные мысли о герое, событиях;
  • пользоваться ориентировочно-справочным аппаратом учебника (оглавление, вопросы, заголовки, подзаголовки, сноски, абзацы);
  • определять содержание книги, ориентируясь на титульный лист, оглавление, иллюстрации, предисловие;
  • произносить текст с различными смысловыми оттенками (подтекстом): похвалой, одобрением, насмешкой, осуждением и т.д.;
  • распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность, определять значение слова по контексту;
  • формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём  информацию, но и на жанр, структуру, язык;
  • составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) литературного произведения по заданному образцу

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

  • осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;
  • писать отзыв о прочитанной книге;
  • работать с тематическим каталогом;
  • определять авторскую позицию и высказывать своё отношение к герою и его поступкам;
  • на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героя)

Раздел «Творческая деятельность»

  • пересказывать текст с элементами описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения с заменой диалога повествованием;
  • придумывать сказки и составлять рассказы по аналогии с прочитанными, включая в рассказ элементы описания, рассуждения;
  • устно рисовать портрет героя с опорой на художественный текст;
  • предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий, поведения героев;
  • воссоздавать различные эмоциональные состояния героев на основе слов, характеризующих его настроение;
  • самостоятельно описывать предмет по аналогии с  прочитанным, использовать сравнения, олицетворения, эпитеты;
  • переделывать рассказанную смешную историю в грустную и т.д.;
  • самостоятельно подбирать средства художественной выразительности для текстов с пропусками в художественном описании природы или какого-либо предмета

Раздел «Творческая деятельность»

  • точно выражать свои мысли, слушать и понимать смысл речи собеседника, проявлять к нему внимание, поддерживая речевое общение репликами и вопросами, использование вежливых слов в общении, закрепление доброжелательного стиля общения с собеседником;
  • придумывать сказочные истории об окружающих предметах по аналогии со сказками Г.Х. Андерсена;
  • описывать события с точки зрения героя и автора, сравнивать их позиции;
  • создавать свой вариант сказки на известный сюжет;
  • составлять загадки с использованием метафор;
  • составлять собственные произведения с использованием различных типов текста: описания, повествования, рассуждения;

работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

  • знать 5 – 6 книг по темам детского чтения;
  • различать художественный и научно-познавательный текст, высказывать своё отношение к прочитанным произведениям;
  • различать жанры художественных произведений: рассказа, сказки, стихотворения, былины; выделять их характерные признаки;
  • сравнивать стихотворения различных авторов на одну и ту же тему и выявлять художественные особенности текста, настроения героев и авторского видения;
  • сравнивать произведения с описанием одного и того же предмета (лилии, ромашки, щенка и т.д.);
  • сравнивать и объяснять разницу между народной и литературной сказкой

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

  • сравнивать произведения одного и того же автора, обобщать знания об особенностях стиля автора,  выбора темы, описания событий, героев, их нравственно-этической оценки, видения мира, нравственной оценки изображённых событий; составление общего представления об авторе произведения

Содержание учебного предмета

4 класс (17 ч)

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному художественному произведениям.

Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.

Чтение

Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся и формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.

Библиографическая культура

Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.

Умение самостоятельно составить аннотацию, отзыв.

Работа с текстом художественного произведения.

Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.

Умение говорить (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.

Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Письмо (культура письменной речи)

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.

Круг детского чтения 

Знакомство с творчеством А.Н.Афанасьева, А.П.Гайдара, Н.К.Абрамцевой, В.Драгунского,  доступные для восприятия младших школьников.

Книги разных видов: художественная, приключенческая.

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.

Литературоведческая пропедевтика

(практическое освоение)

Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.

Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.

Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).

Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.

Творческая деятельность учащихся

(на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта. Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор, составление отзыва и аннотации.

Книга в мировой культуре — 2 часа

Роль книги в мировой культуре.

Внеклассное чтение.  Рассказ о любимой книге из своей домашней библиотеки.

Истоки литературного творчества  — 3 часа

Виды устного народного   творчества

         Внеклассное чтение.  Народные русские сказки. Из сборника А.Н.Афанасьева

Экскурсия  в  библиотеку.  Знакомство с творчеством югорских писателей и поэтов

Жить по совести, любя друг друга – 4 часа

Выставка произведений на тему «Писатели – детям»

Внеклассное чтение. Рассказы Н.Носова

Внеклассное чтение. Рассказы В.Драгунского

Внеклассное чтение. Рассказы о дружбе и доброте

Краткие сведения о писателе. Тема, особенности создания образов. Решение серьезных философских проблем зависти и злобы, добра и зла языком сказки. Аллегорический язык сказки.

Забота взрослых о ребенке. Чувство ответственности за родных. Беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире; образы главных героев, своеобразие языка.

Литературная сказка – 3 часа

Внеклассное чтение. Братья Гримм. Госпожа Метелица. Герои  литературной сказки.

Внеклассное чтение. Моя любимая литературная сказка

Знакомство с творчеством югорских писателей. А.М.Конькова «Сказки бабушки Аннэ»

Великие русские писатели — 4 часа

          Внеклассное  чтение. Стихи А.С.Пушкина

          Устное сочинение по картине И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу»

          Внеклассное  чтение. Басни И.А.Крылова

          Внеклассное чтение. Великие русские писатели  

Литература как искусство слова — 1 час

Маленькие и большие секреты страны Литературии.  Обобщение  

Тематическое планирование

№ п/п

Наименование тем

Количество часов

Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся

1.

Книга в мировой культуре

2

Рассуждать о роли книги в мировой культуре.

Выбирать книгу по заданному параметру.

Воспринимать на слух произведение.

Отвечать на вопросы по содержанию художественного произведения.

 Рассказывать о книге из своей библиотеки в соответствии с коллективно составленным планом.

2.

Истоки литературного творчества  

3

Определять конкретный смысл понятий: притчи, былины, мифы. Различать виды устного народного творчества; выявлять особенности каждого вида. Группировать пословицы и поговорки по темам. Составлять на основе пословицы письменный ответ на вопрос, какие ценности переданы в народной мудрости. Выявлять особенности притч. Объяснять нравственный смысл притч. Выявлять особенности былинного текста. Сравнивать былину и сказочный текст. Сравнивать поэтический и прозаический тексты былины. Находить постоянные эпитеты, которые используются в былине. Выявлять особенности мифа. Пересказывать текст подробно. Предполагать, о чём будет рассказываться в тексте дальше. Находить в мифологическом словаре необходимую информацию. Понимать, почему у человека в особенно сложных ситуациях обостряется чувство Родины, почему писатели ХМАО-Югры  считают себя вечным должником своего народа, уметь объяснять роль художественных приемов, используемых автором, соотносить общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.

3.

Жить по совести, любя друг друга

4

Расставлять книги на выставке в соответствии с темой раздела, сравнивать их, рассказывать о книге с выставки в соответствии с коллективно составленным планом.

Выбирать книгу по заданному параметру.

Воспринимать на слух произведение.

Отвечать на вопросы по содержанию художественного произведения.

Объяснять название произведения.

Выбирать из предложенного списка слова для характеристики различных героев произведения.

Описывать внешний вид героя, его характер, привлекая текст произведения, свой читательский и жизненный опыт.

Передавать характер героя с помощью жестов, мимики, изображать героев.

4.

Литературная сказка

3

Сравнивать литературные сказки.

Сравнивать произведения живописи и литературы.

Употреблять средства художественной выразительности в собственной речи.

Составлять рассказ по картине; представлять его в группе.

Соотносить общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.

5.

Великие русские писатели

4

Объяснять   конкретный смысл понятий: средства художественной выразительности – олицетворение, эпитет, метафора, сравнение.

Называть изученные произведения А.С.Пушкина, И.А.Крылова.

Читать наизусть понравившиеся произведения. Читать вслух и про себя. Выбирать стихи для выразительного чтения. Выбирать из статьи информацию, необходимую для подготовки сообщения по теме.

Научатся наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста; находить средства художественной выразительности; объяснять выражения в лирическом тексте; иллюстрировать стихотворение.

Сравнивать произведения живописи и литературы.

Употреблять средства художественной выразительности в собственной речи.

Составлять рассказ по картине; представлять его в группе.

6.

Литература как искусство слова

1

Приложение 1

  1. Творческая работа «Рассказ о любимой книге»
  2. Отзыв о любимой сказке А.Н. Афанасьева
  3. Сочинение сказки на тему «Жить по совести, любя друг друга»

Календарно-тематическое планирование на 2019-2020 уч.год.

№ п/п

Тема раздела, урока

Кол-во часов

Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся

Дата по плану

Дата по факту

Книга в мировой культуре (2 часа)

1.

Роль книги в мировой культуре. Рукописные книги Древней Руси. Сокровища духовной народной мудрости.

1

Рассуждать о роли книги в мировой культуре. 

Выбирать книгу по заданному параметру.

Воспринимать на слух произведение.

Отвечать на вопросы по содержанию художественного произведения.

 Рассказывать о книге из своей библиотеки в соответствии с коллективно составленным планом.

Пересказывать текст подробно. Предполагать, о чём будет рассказываться в тексте дальше, уметь объяснять роль художественных приемов, используемых автором, соотносить общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.

9.09

2.

Внеклассное чтение.  Рассказ о любимой книге из своей домашней библиотеки (творческая работа)

1

23.09

Истоки литературного творчества  (3 часа)

3.

Виды устного народного   творчества Внеклассное чтение.

1

Определять конкретный смысл понятий: притчи, былины, мифы. Различать виды устного народного творчества; выявлять особенности каждого вида.

Группировать пословицы и поговорки по темам. Составлять на основе пословицы письменный ответ на вопрос, какие ценности переданы в народной мудрости.

Выявлять особенности притч.

Объяснять нравственный смысл притч. Выявлять особенности былинного текста.

Сравнивать былину и сказочный текст. Сравнивать поэтический и прозаический тексты былины.

Находить постоянные эпитеты, которые используются в былине. Выявлять особенности мифа.

Пересказывать текст подробно. Предполагать, о чём будет рассказываться в тексте дальше. Находить в мифологическом словаре необходимую информацию.

Понимать, почему у человека в особенно сложных ситуациях обостряется чувство Родины, почему писатели ХМАО-Югры  считают себя вечным должником своего народа, уметь объяснять роль художественных приемов, используемых автором, соотносить общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.

7.10

4.

Внеклассное чтение. Народные русские сказки из сборника А.Н. Афанасьева

1

21.10

5.

Знакомство с творчеством югорских писателей и поэтов

1

11.11

Жить по совести, любя друг друга (4 часа)

6.

Выставка произведений на тему «Писатели – детям». Внеклассное чтение. Рассказы Н.Носова.

1

Расставлять книги на выставке в соответствии с темой раздела, сравнивать их, рассказывать о книге с выставки в соответствии с коллективно составленным планом.

Выбирать книгу по заданному параметру.

Воспринимать на слух произведение.

Отвечать на вопросы по содержанию художественного произведения.

Объяснять название произведения.

Выбирать из предложенного списка слова для характеристики различных героев произведения.

Описывать внешний вид героя, его характер, привлекая текст произведения, свой читательский и жизненный опыт.

Передавать характер героя с помощью жестов, мимики, изображать героев.

25.11

7.

Рассказы В.Драгунского

1

9.12

8.

Рассказы А.П. Гайдара о дружбе и доброте.

1

23.12

9.

Внеклассное чтение. «Сказки для добрых сердец»  Н.К. Абрамцевой. (творческая работа). Забота взрослых о ребенке.

1

13.01

Литературная сказка (3часа)

10.

Внеклассное чтение. Братья Гримм. Госпожа Метелица. Герои  литературной сказки.

1

Сравнивать литературные сказки.

Сравнивать произведения живописи и литературы.

Употреблять средства художественной выразительности в собственной речи.

Составлять рассказ по картине; представлять его в группе.

Соотносить общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.

27.01

11.

Моя любимая литературная сказка

1

10.02

12.

Знакомство с творчеством югорских писателей. А.М.Конькова «Сказки бабушки Аннэ»

1

30.03

Великие русские писатели(4 часа)

13.

Внеурочная деятельность.

Внеклассное  чтение. Стихи А.С.Пушкина

1

Объяснять   конкретный смысл понятий: средства художественной выразительности – олицетворение, эпитет, метафора, сравнение.

Называть изученные произведения А.С.Пушкина, И.А.Крылова.

Читать наизусть понравившиеся произведения. Читать вслух и про себя. Выбирать стихи для выразительного чтения. Выбирать из статьи информацию, необходимую для подготовки сообщения по теме.

Научатся наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста; находить средства художественной выразительности; объяснять выражения в лирическом тексте; иллюстрировать стихотворение.

Сравнивать произведения живописи и литературы.

Употреблять средства художественной выразительности в собственной речи.

Составлять рассказ по картине; представлять его в группе.

13.04

14.

Устное сочинение по картине И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу»

1

27.04

15.

Веурочная деятельность. Басни И.А.Крылова

1

25.04

16.

Внеклассное чтение. Великие русские писатели    

1

11.05

Литература как искусство слова (1 час)

17

Игра «По страницам прочитанных книг» Маленькие и большие секреты страны Литературии.  Обобщение по курсу.

1

Читать выразительно произведение, вникать в смысл прочитанного, анализировать и сравнивать произведения одного раздела, выделять в них общее и различное, развивать навыки правильного осознанного чтения

25.05

Тема: А.С. Пушкин «Сказка о
царе Салтане …» Особенности волшебной сказки.  Герои литературной сказки.

Цель:

1)   
а) показать элементы
анализа сказки с точки зрения жанра, сюжета, композиции; б) отметить языковые
особенности литературной сказки; в) отметить отличие литературной сказки от
народной;

2)   
работать над навыками
выразительной речи;

3)   
учить работе с текстом;

4)   
закрепить литературные
термины «жанр», «сюжет», «композиция»

Методы: анализ сказки по плану; работа с текстом, выразительное чтение.

Наглядность: иллюстрации по сказкам А.С.Пушкина,
рисунки учащихся, музыка Глинки, инсценировка отрывка «Сказки о царе Салтане…»
,компьютер, интерактивная доска

Планируемые результаты

       Личностные

-включение учащихся в деятельность на личностно
значимом уровне;

-регулирование поведения в
соответствии с познанными моральными нормами и этическими
требованиями;                                                               

-эмпатия, понимание чувств других
людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках; эстетическое
чувство на основе знакомства с художественной культурой;

-познавательная мотивация учения.

          Познавательные

расширять знания учащихся о
жанрах; читать произведение данного жанра с соблюдением норм литературного
произношения, правильным интонированием; добиваться понимания содержания сказки.

           Регулятивные

-определять цель учебной деятельности;

-контролировать выполнение задания

-определять степень успешности выполнения своей работы
и работы других обучающихся.

              Коммуникативные

-работая в группе учитывать мнения
партнёров, отличные от собственных;

-собственную позицию и координировать
её с позицией партнёров при выработке решения;

-оказывать в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;

-владеть диалогической формой речи.

Ход урока:

1.Актуализация полученных ранее знаний и умений.

Постановка
проблемного вопроса.

Сегодня займемся
анализом сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…», отметим языковые
особенности литературной сказки, закрепим понятие литературных терминов «жанр»,
«сюжет», «композиция».

Назовите общие особенности волшебных сказок  (см.план)

1.    
Есть волшебство

2.    
Странствия,
приключения героев

3.    
Кто-то мешает или
помогает

4.    
Герой воюет с
нечистой силой

5.    
Эпизоды повторяются
по 3раза

6.    
Есть зачин,
концовка

7.    
Добро побеждает зло

А теперь назовите жанровые особенности сказки волшебной (см.план)

1.    
Повторы

2.    
Общие места

3.    
Строй сказки
плавный, напевный

4.    
Сказочник рисует
словами образы, как красками

А теперь непосредственно обратимся к сказке «О царе Салтане». Найдите
памятку «Жанр». А теперь, пользуясь этим планом, расскажите все, что касается
понятия «жанр» по сказке

Жанр – это вид
литературы. Сказки бывают народные и литературные «Сказка о царе Салтане» —
литературная, т.к. есть автор А.С.Пушкин.

Пушкин придумал характеры
своим героям, побуждения, поступки

В кухне злится
повариха (злость)

Плачет у станка
ткачиха,

И завидуют оне

Государевой жене
(зависть)

С ободренною душой
князь пошел к себе домой (спокойный)

          Определите
характер героя, каким его изобразил Пушкин? (на листочке — письменно)

          Тот
(коршун) уж когти распустил, клев кровавый навострил

1.    
Хищный

Что еще придумывает Пушкин для своих героев?

Мысли

          Приведите
примеры

Кабы я была
царица, —

Говорит одна
девица, —

То на весь
крещенный мир

Приготовила б я
пир…

Кабы я была
царица, —

Третья молвила
сестрица, —

Я б для батюшки
царя

Родила б богатыря

Любовь, ненависть, зависть, печаль,
благодарность…

          А теперь
определите, какое чувство изобразил Пушкин в данном отрывке.(работа с
интерактивной доской)

 (Отметить на листе
под цифрой 2 — письменно)

          Век тебя я
не забуду:

          Отплачу
тебе добром,

          Сослужу
тебе потом!

2.    
Благодарность

Какая еще особенность литературной сказки отмечается?

Пушкин придумывает ход событий

          Назовите
основные события сказки «О царе Салтане…»

Разговор 3 девиц
подслушан царем; свадьба; война; родился сын; зависть сестер и тетки; бочку
бросили в море; Гвидон вырос; убил коршуна; избавил царевну-лебедь;

Та подарила
Гвидону город; белку; 33 богатыря стали дозором город обходить. Гвидон женился
на царевне. Встречи с корабельщиками; приезжает царь Салтан. Завистницы
прощены. Радость.

          Жуковский,
прочитав две сказки Пушкина «О попе и его работнике Балде» и «Сказку о царе
Салтане», написал «У Пушкина … сказки русские народные, …совершенно русские…
Прелесть невообразимая» (слова написаны на доске)

Докажите, что Пушкин
некоторыми элементами русских народных сказок воспользовался. Что взято автором
из русских народных сказок?

Имена (Бабариха,
царевна-лебедь, коршун-чародей, белка-искусница, завистливые сестры)

Костюмы (В чешуе,
как жар горя, 33 богатыря; под косой луна блестит…)

          Узнайте по костюму героя сказки (показ на ИД)
и запишите на листе под цифрой 3 (письменно)

          Весь сияя в
злате он сидит в палате на престоле и в венце

3.    
Салтан

Продолжаем работать над тем, что еще использовано А.С.Пушкиным из
народных сказок

Приключения, странствия героев:

Бочка по морю
плывет…

А ткачиха с поварихой,
с сватьей  бабой Бабарихой извести ее хотят…

          Как вы понимаете эту шутку?

          А ткачиха с
поварихой

          С сватьей
бабой Бабарихой

Около царя сидят –

Четырьмя все три глядят

Двух сестер укусил
Гвидон около глаза, когда оборотился в насекомых.

А комар-то злится,
злится

И впился комар как
раз

Тетке прямо в
правый глаз.

Повариха
побледнела, обмерла и окривела!

Зажужжал он и как
раз

Тетке сел на левый
глаз,

И ткачиха
побледнела:

«Ай!» — и тут же
окривела.

          Мы не
случайно говорили о шутках, т.к. в русских сказках они часто встречаются.

          Что вы
можете сказать о времени и месте действия?

Сказка на вечные
времена: «Каждый день идет там диво». Место действия: царство славного Салтана,
город на острове Буян, море. Корабельщики объехали весь свет: За морем житье не
худо…

          Что общим
является для сказки литературной и народной?

Мораль

          Какую
мораль можно извлечь из этих слов?

          А ткачиха с
поварихой

          С сватьей
бабой Бабарихой

          Разбежались
по углам:

          Их нашли
насилу там.

          Тут они во
всем признались,

Повинились, разрыдались

Не надо совершать злые поступки, не
надо завидовать

Царь для радости
такой отпустил всех трех домой…

Ветер по морю гуляет…

Учит справедливости , добру, правде

II. Анализ сказки по плану «Сюжет».

Что такое сюжет?

Это
последовательность событий. В любой сказке есть конфликт. Сестры завидуют
младшей, которая становится царицей. Конфликт углубляется, когда рождается сын.

В сказке всегда
кто-то помогает или мешает. Помогает царевна-лебедь. Мешает царевне коршун.
Мешают царице сестры и Бабариха. Сказка имеет волшебство. Н-р, сын растет не по
дням, а по часам. Гвидон превращался в насекомых… В сказке есть странствия
героев: корабельщики объехали весь свет

          Помогаем
приводить примеры

Гвидон летает к
царю Салтану. Герой воюет с враждебными силами. Гвидон убивает коршуна-чародея,
мстит теткам и Бабарихе (кусает их). Добро побеждает зло. Сказка заканчивается
счастливым  концом: радостной встречей Салтана с женой и сыном. Завистницы прощены.

          III.
Рассмотрим план под названием «Композиция
».

Что такое композиция?

Композиция – это
построение произведения. Сказка обычно начинается с зачина: (царя с царицею)

Три девицы под
окном

Пряли поздно
вечерком…

          В сказке
есть концовка:

Я там был, мед,
пиво пил

Да усы лишь
обмочил.

          В сказке эпизоды
повторяются по 3 раза: н-р, 3 сестры пряли

          Цифра 3
волшебная, характерная для многих сказок. Приводим примеры.

3 раза Гвидон
превращался в насекомых и летал к Салтану. 3 Раза обращался к царевне-лебеди за
помощью. Она его 3 раза спрашивала: «Что ты тих, как день ненастный, опечалился
чему?» 3 раза заезжают корабельщики, 3 раза угощают их Гвидон и Салтан; они
рассказывают о том, что видели на белом свет. Строй сказки плавный, напевный.

IV.Физкультминутка. (Аудиозапись)     Демонстрация презентации для
физкультминутки, включение аудиозаписи.       Учащиеся проговаривают слова и
выполняют движения.

V. А теперь обратимся к особенностям языка
сказки
.

Перечислим их
(см.план на ИД)

1.    
Синонимы

2.    
Сравнения

3.    
Эпитеты

4.    
Противопоставления

5.    
Ондокоренные слова

6.    
Сложные слова

7.    
Славянизмы

8.    
Определение после
определяемого слова стоит

9.    
Уменьшительно-ласкательные
суффиксы

10.
Усилительные
частицы, обращения и т.д.

Назовите мне те выражения, которые можно считать пословицами,
фразеологизмами, крылатыми выражениями

Словно реченька
журчит. Выступает будто пава. Жена не рукавица: с белой ручки не стряхнешь да
за пояс не заткнешь

          Какую
особенность языка вы отметите в этой фразе (в этих фразах)?

          Здравствуй,
князь ты мой прекрасный!

          Бог вас,
дети, наградит

Обращение

          Удалец,
Диковинка, орешки – слова из сказки. Какую языковую особенность вы заметили?

Уменьшительно-ласкательные суффиксы

          Грусть-тоска,
Гости-господа – Какую особенность языка характеризуют эти слова?

Сложные слова

          Найдите в
тексте эпитеты

Синее море, божий свет, тугой лук,
добрый путь

          На листке
поставьте цифру 5. Отметьте особенность языка: «Что я царь или дитя? Или К нам
он в гости собирался, а доселе не собрался»

5.    
Противопоставление

VI. Давайте проведем маленькую викторину по
знанию текста( викторина  на ИД)

1. Почему Салтан
расстался с женой после свадьбы?

В те поры война была

2. Родила царица в
ночь не то сына, не то дочь, не мышонка, не лягушку, а (кого?)

Неведому
зверушку

3. Царь велит своим
боярам,

Времени не тратя
даром,

И царицу, и приплод
… (что сделать?)

Тайно бросить в
бездну вод

4. Какую песенку
пела белка?

Во саду ли, в
огороде

5.Разом  пушки
запалили,

В колокольнях
зазвонили,

К морю сам идет
Гвидон…

Кого он встречает?

Царя Салтана

VII.Рефлексия.

 Давайте подведем итоги.Вы обратили внимание на то, как долго писал
сказку Пушкин. На экране  следующие цифры:

Краткая запись «Сказки о царе Салтане» в  Кишиневе – 1822г.

Подробная запись в Михайловском – в 1824г.

14 стихов, остальное проза – 1828г.

Написал полностью в 1831г., устроив творческое соревнование с
Жуковским.

А легко ли и интересно вам было читать сказку?

Да

          Все
гениальное просто. А теперь вы видите, сколько трудов на сказку было положено
автором.

          А теперь
подведем итоги нашему уроку.

Жанр – сюжет – композиция – три этих литературных термина крепко между
собой связаны.  Что такое жанр? Что такое сюжет? Что такое композиция?

Вид литературы. Последовательность
событий. Построение произведения

          На этом
урок закончен

Конспект урока по предмету: «Литературное чтение»

По теме: «Сказка о царе
Салтане», сравнение народной и литературной сказок, особенности волшебных
сказок, и спользованием техники ментальных карт.

Автор: Хибабаева
Лейла Гюльметовна.

Место и роль урока в изучаемой теме: Комбинированный урок

Цели: Провести сопоставительный анализ
литературной сказки Пушкина с народной.

Планируемы результаты:  

·        
определять
отличительные особенности литературной сказки;

·        
совершенствовать
навыки чтения;

·        
развивать
умение анализировать художественное произведение;

·        
содействовать
воспитанию любви к поэтическому слову;

·        
воспитания
милосердия, ответственности, доброты, правдивости;

·        
развивать
чувства прекрасного посредством художественного слова;

·        
развивать
умение взаимодействовать с одноклассниками.

Оборудование: Учебник Литературное чтение. 3 класс 1
частьКлиманова Л. Ф., Горецкий В. Г. Школа России, презентация, карточки.

1.    Орг.
момент:

Встали ребята,
повернулись к гостям. (Приветствие гостей).

2.    Ход.
Урока
.

3.    Мы
с вами начинаем урок литературного чтения, урок который развивает не только
нашу память, не только нашу речь, наше внимание и мышление; но и развивает
самое главное; наши эмоции, нашу фантазию, наше сердце и душу.

За что мы любим урок литературного
чтения?
(Ответы детей: 1) Узнаём много нового; 2)
Узнаем новых писателей, 3) читаем разные, интересные произведения).

Чего вы ждёте от сегодняшнего урока? (Новых
знаний)

А что необходимо, чтоб у нас урок
получился?
Внимательно слушать учителя.

Я желаю вам настроиться на рабочий лад, и
конечно же у вас всё получиться.

И так, посмотрите пожалуйста на модели
которые лежат перед вами, возьмите модели, прочитайте, что нужно выполнить?
(Заполнить модель чтения). Даю вам ровно одну минуту для заполнения этих
моделей самостоятельно. Кто уже выполнил?  а)С
помощью моделей мы узнаем                        какой раздел мы изучаем? (Великие русские писатели.)б) Биографию какого великого писателя
мы изучали на прошлом уроке?
(Биографию
А.С. Пушкина.)
в)
Какие стихотворения А.С. Пушкина мы изучили с вами? Кто
нам прочитает фрагмент из любого стихотворения?Какое произведение А.С. Пушкина
мы изучаем?
(Сказка о царе Салтане.) Что
было задано на дом? (Выучить наизусть любой фрагмент из сказки.)
Кто прочитает фрагмент из сказки? Красиво с вырожением.

Скажите пожалуйста,
понравилось ли Вам читать данное произведение? Ответьте почему? (Сказа о Царе
Салтане очень интересно читать, потому что автор показал нам волшебный
сказочный мир, где есть настоящие богатыри, есть лебедь белая, исполняющая
желания.Но больше всего мне понравилась, то что добро побеждает зло).

Я сегодня предлагаю вам,
провести сравнение данной сказки на наличие авторских признаков, а за основу мы
с вами возьмём слова Самуила Яковлевича Маршака
сказал, что «Пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной

Но для
начала нам необходимо вспомнить:

1.    Что такое сказка?

2.    Какие бывают сказки по написанию?

3.    Структура сказки?(Зачин, основная часть,
концовка).

После этого
мы приступим к сравнению; и так,

1.               
Что такое
сказка? 

2.               
Какие
бывают сказки по написанию? (Авторские и народные)

3.
Напомните мне признаки авторской сказки: 1.  Наличие автора. 2. Известен год
написания. 3. Письменная форма. 4. Жанр смешанный.

4.
Напомните мне признаки народной сказки: 1. Автор народ. 2. Год написания не
известен. 3. Устная форма (из уст в уста). 4. Каждая сказка имеет определённый
жанр. 

      5. Виды
сказок? а) О животных. (Главные герои животные? б) Волшебные сказки(Фантастический
мир).в) Бытовые сказки. (Описывается обыденная жизнь).

К какому
виду относится сказка о царе Салтане?

А теперь
давайте проанализируем сказку на сравнение её признаки из сказки о царе Салтане
авторской сказки и народной сказки:

Скажите
пожалуйста, сказка о ЦС авторская или народная, есть автор у сказки? (А.С.Пушкин),
а так же есть год написания 1831 г. есть ли в данной сказке зачин? Здесь
авторский зачин, «Три девицы под окном, пряли поздно вечерком», Это говорит о
том, что события существуют не где-то там далеко, а здесь рядом с нами, на
русской земле.

Фома
написания какая? Письменная форма.(Ребята, в авторской сказке реалистично
описаны или предметы или герои, пейзажи) есть в этой сказке реалистичные
описания?

А знаете ли
вы, что, сюжет ко многим сказкам А.С. Пушкин  позаимствовал из  тех народных
сказок, которые в детстве рассказывала ему его няня, кто помнит, как звали няню?
(Полина Родионовна)

Сказка о
царе С. Это вольная обработка народной сказки, автор свободно изменял и
дополнял сюжет, сохраняя при этом, народный характер содержания.

Ребята мы с
вами выделили основные признаки авторской сказки из изучаемой нами сказки, а
теперь давайте выделим признаки народной волшебной сказки, какая же ВОЛШЕБНАЯ
СКАЗКА БЕЗ ВОЛШЕБНЫХ ГЕРОЕВ И Предмет… (Есть ли в этой      сказке волшебные
герои и предметы?) ДА, Например: волшебная лебедь, 33 богатыря, дядька
Черномор, белка. Предметы золотые орешки, какие орешки «ядра чистый изумруд»

Не одна
волшебная сказка не обходится без волшебных превращений, Какие превращения были
в этой сказке, давайте вспомним; (Лебедь превращение в прекрасную
принцессу
) князь Гвидон рос не по дням, а по часам), т. е. в данной
сказке очень много превращений верно?

В народных
сказках есть чёткое разделение на добрых и злых персонажей, назовите мне их: (Добрые
Гвидон, царевна –лебедь, царица).Злые- ткачиха, повариха, коршун.)

В волшебных
сказках обязательно должны быть троекратные повторы, т.е. действия повторяются
3 раза есть ли в этой сказке такие повторы.      (Князь Гвидон превращается
в муху, в комара, в шмель;царевна-лебедь трижды исполняет желания
князя-Гвидона.)

Поработайте
в парах с соседом по парте. Создайте
синквейн к данному произведению. Но прежде чем начать
работать, давайте мы вспомним что такое
синквейн?

image001

Синквейн
это не рифмованноерифма это?стихотворенье
состоящее из 5 строк, появился синквейн
в начале 20 века в Америке, с 1997 года, синквейнстал
популярен и в России.

Как
заканчивается изучаемая нами произведение?

Подведём итоги урока…

— Чем занимались на уроке?
— Решили мы те задачи, которые ставили перед собой?
— Что нового узнали на уроке?

Рефлексия…

— Оцените свою работу. Если вам понравился урок, покажите мне
солнышко.

— Если урок не понравился, покажите тучку.

Дом. зад.: нарисовать иллюстрацию к одному из чудес «Сказки о царе
Салтане»

и «Перевёрнутый урок»

Урок окончен! Спасибо за работу!

Перевёрнутый урок –
метод, по которому учащиеся с новым материалом знакомятся самостоятельно дома,
самостоятельно.

  • Особенности природы родного края сочинение
  • Особенности поэтического стиля тютчева и фета сочинение
  • Особенности портрета в романе и а гончарова обломов сочинение
  • Особенности подросткового возраста сочинение
  • Особенности повествовательной манеры в рассказе бунина антоновские яблоки