Особенности подросткового возраста сочинение

Слово подросток стало своеобразным брендом определенного возраста в жизни человека. возраста поиска, устремлений, максимализма, мечтаний, открытых дорог и подчас сложных

Слово «подросток» стало своеобразным брендом определенного возраста в жизни человека. Возраста поиска, устремлений, максимализма, мечтаний, открытых дорог и подчас сложных или не¬однозначных отношений со взрослыми, и прежде всего с учителями и родителями.
В психологии считается, что в подростковый период происходит нивелирование мнения взрослого: те дети, которые еще недавно слушались и для которых мнение учителя или родителя было незыблемо, начинают оценивать и критически воспринимать информацию, идущую от взрослого человека, стремятся проявить и доказать свое мнение. Теперь они скорее прислушаются к совету авторитетного для них сверстника (потому что «он такой же – и он понимает»), чем к совету умудренного опытом человека.
Тем не менее это ранимый возраст, когда все чувства живы и, как открытый огонь, готовы метнуться в любую сторону. Это время поиска, и прежде всего поиска себя. Ответы на вопросы «кто я? какой я?» занимают подростка больше всего. Противоречивость, сомнения, неуверенность – такие же спутники подросткового возраста, как и повышенный интерес к противоположному полу, дружеским отношениям, увлечению определенной музыкальной культурой.
Часто подросткам необходимо выговориться. Таким образом они как бы компенсируют недостаточно еще развитую саморефлексию и пытаются разобраться в самих себе и окружающем мире.
Если для подростка полезно вовремя выговориться, то для взрослого полезно остановиться и послушать. Потому что ранимая душа ребенка способна закрыться навсегда от невнимательного, вечно спешащего и занятого своими делами взрослого.
Учитель русского языка и литературы Надежда Алексеевна Горбушина разработала специальную методику, не только позволяющую научить подростка грамотно и лаконично выражать свою точку зрения, но и высказать на уроке свое мнение по наиболее животрепещущим для него темам. Для этого предлагалось написать сочинения-миниатюры на такие темы, как «Подростки – это…», «Мой мир», «Когда моя мама сердится…», и многие другие.
Мы предлагаем вашему вниманию наиболее информативные и искренние сочинения подростков о самих себе, в которых внимательный взрослый найдет для себя много интересного.
Сочинения — миниатюры учеников на тему «Подростки – это…»
Арина К.
Подростки – это Мы. Хотя порой с Нашей точки зрения Мы – взрослые, для родителей подростки – это переходный возраст. Для учителей – среда обитания. Для самого старшего поколения – головная боль, вызванная громкой музыкой из соседней квартиры. Прежде всего подростки – это те же взрослые, только помоложе, ведь в этом возрасте характер уже сформировался, к тому же подросток может уже принимать решения и отвечать за себя в какой-то мере.
Подростки – поколение «next», оно эмоционально и свободно. За ним будущее.
Екатерина В.
Подростки – это те же взрослые, только не имеющие достаточного опыта, чтобы прожить в этом мире без родителей. Подростки толком не знают жизни, но при этом уверяют остальных в обратном. Люди в подростковом возрасте доверяют только своим чувствам, не слушая взрослых, из-за чего они совершают множество глупостей.
Подростки нуждаются в опеке, они очень зависят от окружающего мнения, за ними стоит будущее, и они являются хранителями прошлого.
Ольга В.
«Подростки – это…» – странная фраза, как будто речь идет о каком-то неизведанном, не изученном людьми явлении. А между тем подростки – тоже люди, и развивать подобную тему можно очень долго, но, к сожалению, бесполезно.
Подростковый период в своей жизни проходит каждый человек, для каждого периода жизни человека характерны свои особенности, но невзирая ни на что человек – всегда человек. Ну, или почти всегда… Ведь подростки в большинстве своем находятся в поиске себя, своего «я», иногда такой поиск может привести не к приобретению и совершенствованию, а к потере человеческого облика. Но такое возможно и для взрослого человека – все зависит от характера и личных качеств, а возраст тут ни при чем. Подросткам, вставшим на неверный путь, надо помочь, как и всем людям. Жаль, что сейчас большинство взрослых раздраженно восклицают: «Ох уж эти подростки!» – или любят сказать: «Это твои проблемы!». Ведь мы могли бы научиться понимать друг друга. Жаль, очень жаль…
Максим Т.
Подростки – это люди в возрасте от 14 до 17 лет. В этот период жизни все решается: получишь ли ты образование, кем ты станешь. И от твоего выбора будет зависеть вся твоя дальнейшая жизнь. Подростки – это люди с еще не сформировавшимся характером. У них происходит переходный возраст, и в это время их лучше не трогать. В общем, не обижайте их, ведь нам нужно умное и сильное поколение.
Алексей Л.
Подростки – это не дети и не взрослые. Это отдельный этап жизни каждого человека. Подростки отличаются от детей тем, что они умеют думать и быть ответственными за что-то. А от взрослых – тем, что они хоть и умеют думать и быть ответственными, но не хотят думать и нести за что-то ответственность, в отличие от взрослых. Поэтому подростков нужно учить тому, что нужно думать, что нельзя быть бездумными и безответственными. Они многого не понимают еще, как дети, но их можно многому научить.
Подростки вступают в новый мир. И им его изменять, в нем жить и им управлять, что они и начинают делать. Поэтому справедливо утверждение: «Подростки – это наше будущее, переходящее в настоящее».
Ольга Х.
Подростки – это отчасти большие проблемы взрослых. Обычно дети в этом возрасте бывают с очень трудным характером. Родители не могут справиться со своими детьми. Дети не понимают родителей, а родители не понимают детей. Но это время проходит, и в семье наступают тишина и покой. Подростки – это люди, которые уже постепенно вступают во взрослую жизнь и за многие свои поступки уже должны отвечать сами.
Алексей Л.
Подростки – это мы: молодые люди и девушки в возрасте от 12 до 17 лет. Подростковый возраст – один из самых счастливых периодов жизни человека, в этом возрасте люди выходят из состояния детства, но еще не входят во взрослую жизнь. Обязанностей в этом возрасте, как правило, много не бывает, поэтому можно уделять много времени прогулкам, общению и всему тому, чего лишены взрослые по причине своей занятости, работы.
Однако все не так просто: многие люди в подростковом возрасте начинают строить из себя взрослых и чрезвычайно умных. Тогда начинается огромное количество проблем в семье, ежедневные скандалы порой становятся привычным делом как для учеников, так и для окружающих. О подростковом возрасте рассуждают многие философы, спорят психологи и кандидаты наук, но все они не дают точного ответа: хороший или нет подростковый возраст? По себе лишь могу сказать, что возраст этот мне очень нравится, но удался он у меня или нет, я смогу сказать лет через 40–50.
Дмитрий Т.
У всех людей жизнь делится на этапы: детство, отрочество, юность, зрелость, старость. И из этих этапов отрочество – самый сложный. В это время ты переходишь из детства в более взрослую, самостоятельную жизнь. В это время окончательно формируются все системы и органы, характер человека. У подростка изменяются взгляды на жизнь, на существование. Трудно складываются отношения с родителями: ведь они считают тебя еще маленьким, неопытным, слабым, в то время как ты думаешь, что уже вырос, стал самостоятельным и можешь не зависеть от родителей.
Подростки – это люди, находящиеся в возрасте изменений не только организма, но и психики. В этот период жизни для человека главное – не обращать внимания на возрастные изменения, а родителям – чтобы этот период проходил как можно спокойнее. Ведь в это время формируются сам человек, его сущность, его душа.
Геннадий К.
Подростки – это мы: те, кто уже не ребенок, но еще не взрослый. И я считаю, что это самый интересный, важный, но трудный возраст. В этом возрасте складываются организм, характер, мышление. Человек начинает различать добро и зло, нормы человеческой жизни и морали, он становится клеточкой в жизни, социуме, и это уже ясная клеточка, из которой потом вырастает полноценный член общества. Поэтому так важно не загубить жизнь подростка, его чувства, мысли, характер, психологию. Нужно уважать все это, а не подавлять и губить. Подростки очень ранимы, и небольшое потрясение, стресс могут заставить их плохо думать о жизни, считать ее пустой и ненужной. Такие подростки ищут себя и смысл жизни, а некоторые говорят: «А мне на все наплевать».
Итак, подросток – это важное звено в цепи жизни общества, человечества. Это звено надо оберегать и не дать ему деградировать.
Илья Г.
Понятие «подросток» очень сильно укоренилось в нашей речи и в нашем понимании. А кто же такой подросток? Существует биологическое определение этого слова, оно говорит, что подросток – это человек, находящийся в возрасте между 11–17 годами. Мне же кажется, что слово «подросток» обозначает что-то большее, то есть не только возраст, но и душу. Например, выражение «Ты – как ребенок (подросток)!». Смысл здесь уже немного изменился, потому что слово «ребенок» («подросток») обозначает поведение и характер человека.
Я и сам являюсь подростком и поэтому говорю: «Не так уж это просто». Не просто, потому что к подросткам чаще всего не прислушиваются, а еще чаще – просто не понимают. Но ведь именно у подростков может родиться идея, а взрослый, который не ставит его в расчет, даже не задумается: «А вдруг парень прав?». Родители же не могут адаптироваться к тому, что их ребенок может сам все понимать и мыслить правильно. Но они (родители) все равно приказным тоном говорят, что нужно делать, даже если они не правы. Я говорю лишь одно: «Подростка надо понять, и тогда все будет хорошо!».
Ася К.
Подростки – это уже не дети, но еще не взрослые. У подростков очень сложный характер, поэтому переходный возраст бывает просто ужас для родителей подростка. Самая большая проблема в этом возрасте – отсутствие взаимопонимания между родителями и их ребенком. Подростки живут в своем маленьком мирке и не терпят вмешательства в этот мир.
Я подросток, и я очень страдаю из-за того, что мама не понимает мои проблемы, да и меня в целом. Подростки часто совершают ошибки, но это неплохо, потому что потом они понимают, что плохо поступали, и исправляются.
Анастасия Е.
Подростки – это тоже дети, но они это отрицают. Вот и придумали подростков: дети, которые стараются вести взрослый образ жизни. Дети, потому что только они не понимают, какой наносят себе вред, отравляя свой организм наркотиками, алкоголем и никотином. Им не хватает ума, чтобы понять, что нужно ценить себя независимо от того, что делают друзья или окружающие люди. Взрослый человек понимает, что ему надо, а что – нет, может отказать. А подросток на все согласен, убивает себя своими же руками. Дети просили свободу, им ее дали, а что получилось? Так, может, нам лучше оставаться под защитой взрослых, пока наше мнение, наша психика не сформируются до конца?
Каждый думает, что с ним не случится ничего плохого, но отрицательные черты продолжают развиваться. Мне кажется, что лучше учиться на чужих ошибках, а не на своих собственных.
Наталья Ц.
У каждого человека есть отличительный период в его жизни, когда он не является ни ребенком, ни взрослым. Такой период называется «подростковый». Человек перестает быть маленьким, он начинает взрослеть, формируется как личность. У каждого подростковый возраст наступает и длится по-разному. Подростки, безусловно, – это люди. У них ужасно много проблем. Одной из главных является формирование личности. Человек, поддающийся слабостям (например, курению), выбирающий мнение больших масс людей, этот человек – подросток, не знающий своей цели, не нашедший смысла, потерявший рассудок. Подросток, не сумевший устоять, похож на тряпку. Вкус и запах перегара изо рта не делают, как многие думают, его старше, а делают глупее, смешнее. Его жалко: он выглядит счастливым, но внутри него настоящая катастрофа. Подросток – это повзрослевший ребенок, который уже хочет быть большим, уже хочет чего-то добиться. Многие из моих знакомых-подростков уже хотят работать, получать деньги, вести личную жизнь, быть свободными и независимыми (как раз эти слова у них ассоциируются со словосочетанием «родительский запрет», хотя можно же это понимать совсем в другом смысле).
Заключение
Подростковый возраст – самый сложный возраст, а подросток – «богатырь на перепутье».
[ad#ad-1]

В этом возрасте они ищут понимание среди сверстников, очень боятся показаться смешными, критика для них становится просто губительной, особенно если она исходит от любимых людей или авторитетных сверстников.
Молодые люди начинают судорожно искать способы исправить свои недостатки или наоборот излишества. Девочки начинают голодать, чтобы похудеть. Другие грубить родителям, считая, что так себя ведут взрослые, гулять допоздна, нарушать элементарные правила поведения на улице и дома.
Чтобы ребенок пережил этот сложный период своей жизни необходимо увлечь его чем-то. Это может быть спорт, рукоделие, театральный кружок. Научить его говорить «Нет», не испытывая при этом неловкости. У подростка обязательно должны быть маленькие поручения по дому.
В это период ребенок готовится перейти во взрослую жизнь и ему надо помочь. Сделать должны это родители, но никак не улица и дворовая компания. В семьях, где между родителями и детьми задолго до этого были налажены доверительные отношения, этот период проходит намного спокойнее.
Да, ребенок подрос, но многое ему еще не по плечу. Но элементарные вещи он может делать, чтобы почувствовать свою значимость в своей семье.
Очень хорошо если есть увлечения, в которых он достиг определенных результатов, завоевал любовь и уважение тех с кем занимается любимым делом.
Взрослые опытнее и мудрее, поэтому не всегда должны агрессивно реагировать на неадекватные выходки подростков. Есть вещи, которые нужно просто пропустить мимо. Тем самым сохранить мир и добрые отношения в семье.

Быть подростком, хочу я Вам сказать, дело не легкое. Становясь взрослее, к нам приходит осознание многих вещей. появляются новые потребности. Меняется характер. Меняются некоторые взгляды на жизнь, а некоторые еще только зарождаются.
Часть нас становятся сложнее, часть наоборот – спокойнее. Подростковый возраст во все времена считался сложным. Часто звучит фраза: “Подростки, что с них взять?”, или “Что делать, подростковый период?!”.
Наши родители пытаются всячески нам помочь, ведут беседы, рассказывают что хорошо, а что плохо. Но так и хочется им сказать:” Пожалуйста, вспомните себя в моем возрасте!”. Наверняка им тоже хотелось совершать отчаянные поступки, убегать, иногда, из дома. Гулять до темноты. Впервые поцеловать кого – то…
Моя мама говорит, что нынешняя молодежь значительно отличается от той, что была раньше. Мол, мы очень быстро взрослеем, и все такое. Я считаю, что это нормально. Мир не стоит на месте. Технологии развиваются, да все чего не коснись – развивается. Соответственно и дети другие.
Порой, мы не специально может обидеть близких нас людей словом, или делом. Вот например папа попросил меня помочь разобраться ему в новом телефоне. Я стала объяснять, но он не понимал, и я со злости сказала ему что – то обидное. Я вроде бы не хотела, так получилось просто. Но все же отца это задело. Потом, когда у меня было время подумать, я поняла, что сделала не правильно. Он учил меня многому. Буквально всему. Есть, пить, ходить и разговаривать. Он вкладывал в меня столько сил для того, чтобы я выросла хорошим человеком. И тут я такая, пап, давай ка, я тебя обижу за одну секунду?!
Я веду к тому, что какими бы сложными мы ни были, всегда нужно задумываться о том, что ты делаешь. Ведь каждый поступок, плохой или хороший, несет за собой определенные последствия. Не важно, подросток ты или взрослый человек. Каждое твое действие что – то значит. Каждый шаг важен.
Мне хочется попросить всех сверстников о том, чтобы они были мягче и добрее, чтобы смотрели на мир глазами полными радости и надежды, а не злобы и отчаяния. Будущее за нашим поколением! Так давайте же сделаем его светлым и радужным!

Гуржий Дарья .9 класс.
Как это  быть подростком?
Мы сейчас находимся в том возрасте, который очень точно называется переходным. В школе нам многое  рассказывают о физических изменениях нашего тела, о смене социального статуса. А в реальной жизни мы сталкиваемся с непониманием.
Больше всего проблем доставляет именно неопределенность нашего статуса, ведь для одних взрослых людей мы еще дети, другие же обращаются с нами и требуют от нас, как от взрослых. Но из детских штанишек мы уже давно выросли, а многое из одежды взрослых нам еще велико.
Очень обидно, когда на тебя вешают ярлыки:” Ты уже такой большой, а ведешь себя, как маленький”, ” Каланча, а ума – как у ребенка”. Да, мы еще многому должны научиться, но хотелось бы научиться на добрых примерах и с помощью дружеских советов, а не насмешек и помыканий. В конце концов, каждый человек идет своим путем и каждый  имеет право на совершение своих ошибок и  их исправление.
Мне кажется, непонимание  рождается там, где имеет место быть невнимательность друг к другу,  нежелание понимать и идти навстречу. Конечно, в этом сложном возрасте и мы – не подарки, ведь нам нужно не только принять новый статус, но и привыкнуть к изменениям внутри себя, слишком  много нового,  слишком мало знакомого, привычного, дающего защиту. Вот и приходится защищаться, как можем, как умеем. Поэтому любой контакт, который может выставить нас в невыгодном свете, воспринимаем как агрессию.  Но именно поэтому и ценим больше всего настоящее внимание, попытку понять, терпеливость в общении со стороны взрослых.
Мне очень повезло с родителями. Наши взаимоотношения мне кажутся почти идеальными, наверное, потому что и мама и папа интересуются моей жизнью, моими интересами. В нашей семье царит атмосфера дружбы и взаимопонимания, но мне иногда становится больно при виде общения моих друзей со своими родителями – людьми, которые кажется, должны лучше всех понимать своих детей.
Да, мы все ровно вырастем, станем опытными, самостоятельными, серьезными – взрослыми. Но сейчас нам больше, чем когда-либо, нужны  добрые слова, спокойный взгляд, дружественная улыбка и понимание…

Переходный возраст… Сколько людей прошли его и сколько еще пройдут? Сейчас это время пришло и в мою жизнь… Сегодня мой день рождения, мне исполнилось 13 лет…
С 13 лет начались у меня проблемы, так как я начала взрослеть. Ссорюсь с родителями, ухожу из дома, не понимаю друзей и настроение паршивое.
“Что с ней?” – спрашивают мои родители, но никак не могут найти ответа.
Проблемы начались ведь с самого элементарного: мама не спрашивает, как у меня дела, не интересуется мной. Может она занята младшим братом, а может просто считает, что у меня все хорошо? Вот в этом и проблема. Я хочу, чтобы она поинтересовалась как мои дела в школе, есть ли у меня друзья, может кто-то мне понравился, и мне очень хочется поделиться сокровенным с самым близким человеком.
А иногда мы лжем, а родители верят, потому что не хотят вникать в нашу жизнь. Видите ли, им это удобно! А как говорится “доверяйте нам, но проверяйте” нас, так как некоторые из моих подруг отпрашиваются в гости к подруге, а сами идут употреблять алкогольные напитки, а родители верят, что у них приличная девочка и пошла к подружке с ночевой смотреть фильмы и пить чай…
В этом возрасте мы уже хотим быть самостоятельными, показать свой характер, показать, что мы все можем, ругаемся с родителями из-за того, что не хотим, чтобы они учили нас жизни, тем самым учимся на своих же ошибках.
А вот лично мои родители хотят, чтобы я была такой какими были они в молодости, но ведь я не могу быть такой, сейчас совсем другое время, многое изменилось!
Моим подругам, конечно, нравятся мальчики, и они, влюбленные по уши готовы на все! Ошибаются! Да, любят они друг друга, но стоит лишь им расстаться, один из них впадает в истерику и думает что “жизнь кончилась”! А кто же в тот момент поддержит тебя?
Когда мне плохо на душе и возникают трудности ко мне на помощь приходит мама. А ведь совсем недавно она меня не замечала и считала, что я хорошая девочка и сама справлюсь. А когда мы совсем стали чужими, что-то вдруг проснулось в моих родителях, и наконец-то, они повернулись ко мне лицом. Теперь они понимают меня, все это у них прошло уже. Мама всегда успокоит и ни одна мне подруга не заменит её! Так что не нужно никогда говорить громких фраз таких как “ненавижу этих родителей”, ведь они подарили нам жизнь!
Еще одну большую ошибку, которую совершаем мы: из-за конфликтов, из-за того, что нас не понимают, мы пытаемся найти выход, и начинаем употреблять алкогольные напитки, наркотики и курить. Причем проблемы наши это никак не решит, только пытаемся отвести себя от них, закрыть глаза на проблемы.
У нас у каждого свой круг общения, в котором есть свои лидеры, и если ты не лидер, тебе будет тяжело. Человек, который учится в моем классе и которого я считаю своим другом, лидер, а значит, он может оскорблять и унижать одноклассников, я считаю это несправедливо! Я не имею никакого права оскорблять человека, который чем-то мне не нравится, должно быть равноправие. Я стараюсь относиться ко всем одинаково и уважать всех.
На собственном примере я знаю, что в моем возрасте меняется многое – мнение о друзьях и окружающих, своя самооценка, взгляды на жизнь…
Чтобы избежать проблем я стараюсь не принимать все близко к сердцу, быть осторожнее при выборе круга общения, не поддаваться чьему-то влиянию, обсуждаю проблемы с мамой, о чем никогда не жалею. Она, действительно, помогает мне, ведь она никогда не желает мне плохого, она меня любит!
Жизнь дана нам один раз и прожить ее надо так, чтобы все восхищались. Все, кто сейчас в моем возрасте, не тратьте время на депрессии и конфликты – все это пройдет и на конце дождя будет радуга!
Не стоит слезы лить напрасно, ведь жизнь одна – живи прекрасно!

Подростковый возраст – это период жизни детей от 11-12 до 15 лет. В этот период времени подросток проходит огромный путь в своем развитии: через внутренние конфликты с самим собой и другими, через внешние срывы он может обрести чувство личности. Одна из основных проблем подросткового возраста – проблема общения со сверстниками. Именно взаимоотношения с товарищами находятся в центре внимания подростка, именно они во многом определяют поведение, деятельность, а в дальнейшем влияют на развитие личностных качеств. Благодаря бурному росту
и перестройке организма, в подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического «Я» . Ребенком остро переживаются все изъяны внешности, действительные и мнимые. Непропорциональность частей тела, неловкость движений, неправильность черт лица, кожа, теряющая детскую чистоту, излишний вес или худоба — все расстраивает, а иногда приводит к чувству неполноценности, замкнутости, даже неврозу. Шко¬ла и учение занимают большое место в жизни подростков, но не одинаковое у разных детей, несмотря на осознание всеми важности и необходимости учения. Для многих привлекательность школы возрастает из-за возможности широкого общения со сверстниками, но само учение от этого нередко страдает. Для подростка урок — это 45 минут не только учебной работы, но и ситуация общения с одноклассниками и учителем, насыщенная множеством значимых поступков, оценок, переживаний.

infopediasu

Zdam


edugr3

Мы поможем в написании ваших работ!

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

творческий педагогический подросток фотовыставка

Подростковый возраст занимает важную фазу в общем процессе становления человека как личности, когда в процессе построения нового характера, структуры и состава деятельности ребенка закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.

Занимая переходную стадию между детством и юностью, отрочество представляет исключительно сложный этап психического развития. Говоря о нем, важно учитывать различия между младшими и старшими подростками, понимая, что нет никакого «среднеподросткового» возраста, практически приходится ориентироваться на типичное, характерное для всего этого периода. С одной стороны, по уровню и особенностям психического развития отрочество — это типичная эпоха детства, с другой — перед нами растущий человек, стоящий на пороге взрослой жизни, в усложненной деятельности которого реально намечается направленность на новые формы общественных отношений.

В подростковом возрасте в развитии личности просматриваются некоторые особенности детей данного возраста, которые влияют на развитие творческих способной.

В подростковом возрасте продолжает развиваться теоретическое рефлексивное мышление. Подросток уже умеет оперировать гипотезами при решении творческих задач. Сталкиваясь с новой задачей, он старается отыскать разные подходы в её решении. Именно это как доминанту развития психики в интеллектуальной сфере выделяет доктор психологических наук, профессор Кулагина И.Ю. в своей работе «Возрастная психология».

Подросток находит способы применения абстрактных правил для решения целых классов задач. Это свидетельствует о высоком потенциале развития способности к переносу опыта.

Овладение подростком в процессе обучения такими мыслительными операциями как классификация, аналогия, обобщение способствует эффективному развитию способности к сближению понятий, определяющейся легкостью анализирования и отдаленностью анализируемых понятий, высокое качество этих показателей определяется особенностями теоретического рефлексивного мышления, которые позволяют подросткам анализировать абстрактные идеи. Для этого возраста характерен интерес к абстрактным философским, религиозным, политическим и прочим проблемам.

Как утверждает Кулагина И.Ю., рассматривая особенности подросткового возраста, «…в связи с повышением интеллектуального развития подростка ускоряется и развитие воображения. Сближаясь с теоретическим мышлением, воображение дает импульс к развитию творчества подростков». Воображение подростка, как выделяет Кулагина И.Ю., «конечно, менее продуктивно, чем воображение взрослого человека, но оно богаче фантазии ребенка». При этом Кулагина И.Ю. отмечает существование двух линий развития воображения в подростковом возрасте. Первая линия характеризуется стремлением подростками к достижению объективного творческого результата. Она присуща далеко не всем подросткам, но все они используют возможности своего творческого воображения, получая удовлетворение от самого процесса фантазирования.

Развитие творческих способностей находится в тесной взаимосвязи с таким психическим процессом, как воображение. Существенные изменения в развитии воображения у подростков отмечал и Выготский Л.С. Он говорил о том, что под влиянием абстрактного мышления воображение «уходит в сферу фантазии». Говоря о фантазии подростков, Выготский Л.С. отмечал, что «она обращается у него в интимную сферу, которая скрывается обычно от людей, которая становится исключительно субъективной формой мышления, мышления исключительно для себя». Подросток прячет свои фантазии «как сокровенную тайну и охотнее признается в своих поступках, чем обнаруживает свои фантазии». Направление развития воображения по первой линии, ориентированной на продукт, на объективный результат и помощь в раскрытии фантазий как формы воображения у подростков — задача педагога, определяющая развитие многих важных творческих способностей, таких как способность к переносу опыта, способность к сближению понятий, к гибкости мышления, способности к предвидению в основу которых исследователь психологии творчества А.Н. Лук вложил творческое воображение.

Исследователь психологии детей Лейтес Н.С. в своём труде «Возрастная одарённость школьников» отмечает, что в подростковом возрасте особенно привлекательными для детей выступают формы деятельности, требующие упорства и самостоятельности. Дети в этом возрасте начинают проявлять собственную инициативу в тех видах работ и занятий, в которых прежде лишь следовали указаниям взрослых. Они стремятся к самостоятельности высказываний. Нередко из-за этого стремления, как выделяет Лейтес Н.С., обнаруживается, что «ученики уже не хотят получать знания в готовом, разжёванном виде». Подобное стремление наиболее благоприятная особенность для развития творческой активности детей, направленности на творчество, и эти качества нередко ярко проявляются в этом возрасте в процессе учебной деятельности подростков.

Стремление к самостоятельности обостряет чувство собственного достоинства, это нередко обнаруживается у учащихся на уроках. Некоторые подростки, из числа сильных учеников, «стремятся, — отмечает Лейтес Н.С., — отвечать только на трудные вопросы, их обижает, если преподаватель спрашивает у них что-нибудь простое, всем известное». Эта особенность позволяет преподавателю обеспечивать одно из главных условий для организации развивающей деятельности — нахождение её в зоне потенциального развития.

Сам процесс развития личности подростка это в основном процесс «врастания в культуру», сами особенности которого отводят в нём важную роль творческой деятельности подростков.

Доминанта интеллектуального развития — развитие теоретического рефлексивного мышления определяет особую успешность на этой стадии развития таких творческих способностей как зоркость в поисках проблем и гибкость мышления, способности к переносу опыта, сближения понятий.

Воображение в данном возрасте выходит на новый уровень развития, теперь оно имеет более продуктивный характер, чем в детстве, но всё таки чаще всего оно уходит «в интимную сферу» и становится субъективной формой мышления. Преодоление этого, направление развития воображения по пути стремления к его продуктивности — одна из задач педагогики решающей проблему развития творческих способностей подростка.

Главными новообразованиями этого возраста являются становление «Я — концепции» подростка, а также возникновение рефлексии и осознание своей индивидуальности, проистекающие возникающего в этом возрасте чувства взрослости. Особенности становления и развития данных новообразований определяют особенности творческого процесса — его направленность, эффективность, продуктивность, и отношение к творчеству самого подростка.

Возникновение этих новообразований дают возможность повысить эффективность развития критичности сознания подростка. Противоречиям, могущим возникнуть в процессе становления «Я-концепции» подростка, свойственно негативно влиять на развитие творческих способностей путём снижения самооценки подростка и уверенности в своих силах и возможностях.

Типом ведущей деятельности в данном возрасте является интимно — личностное общение, что определяет характер индивидуального творчества подростка, направленность творчества на результат.

В целом же подростковый возраст во многом благоприятен для развития творческих способностей, но имеет в этом плане ряд специфических особенностей.

Одним из условий развития творческих способностей у учащихся в школе выступает личность самого педагога. Дело в том, что учитель, обладающий низким уровнем развития творческих способностей, не может организовать действительно творческую деятельность. Если учитель не обладает таким свойством личности как направленность на творчество, то и от своих учеников он будет требовать только знаний репродуктивного уровня. Если же учитель сам человек творческий, то он стремиться и умеет организовать творческую деятельность учеников.

Наилучшей применительно к подростковому возрасту является «особым образом организованная творческая деятельность в процессе общения», которая субъективно, сточки зрения подростка, выглядит как деятельность по практическому достижению общественно значимого результата.

Для этого важно, чтобы подростку было, что сказать участникам общения, чтобы он действительно выступал информантом, для этого необходимо найти реципиента общения. В нашем случае реципиентом является коллектив класса и педагог, а на школьном уровне это коллектив школы, и т.д.

Известно, что организм человека на протяжении всей его жизни претерпевает изменения и в целом процесс развития человеческого организма представляет собой смену определенных этапов, именуемых возрастными. Наукой установлено, что в своем развитии человеческий организм последовательно преодолевает три критические фазы, первая из которых наступает в возрасте 3-4 лет, вторая в 7-8 лет и третья в 14-18 лет.

Возраст с 14 до 18 лет, именуемый специалистами «пубертатным» (от лат. pubertas — половая зрелость), признан наиболее важной и сложной критической фазой, сопровождающейся половым и психическим созреванием. Глубокая биологическая перестройка, претерпеваемая организмом в этот период, сопровождается бурным психическим повзрослением. Ведущая роль в указанной перестройке принадлежит нервной системе. Процесс психического созревания может протекать более спокойно или бурно, критически, в зависимости от целого ряда дополнительных факторов (патологическая наследственность, инфекционные и органические заболевания в детстве, тяжелые условия жизни и воспитания ребенка, психические травмы и пр.).

Современная наука исходит из того, что течение пубертата (т.е. фазы с 14 до 18 лет) в настоящий период характеризуется ускоренным физиологическим созреванием (акселерация) и несколько замедленным психическим созреванием (ретардация).

В этот период могут начинаться или обостряться хронические психические заболевания (шизофрения, эпилепсия и др.). Пубертат имеет решающее значение для закрепления приобретенных отклонений характера ребенка и превращения их в стойкие, патологические свойства личности.

В подростковом возрасте наблюдается более значительный рост костей скелета по сравнению с ростом мышц. Окостенение позвоночника, закрытие зон роста костей конечностей, грудной клетки, таза еще далеки от завершения, и поэтому опорно-двигательный аппарат подростка представляет собой легко деформируемую и достаточно податливую систему. В этом возрасте связочный аппарат гораздо более эластичен, нежели у взрослых, и еще недостаточно прочен.

В юношеском и подростковом возрасте происходит также значительное увеличение объема сердца, улучшение показателей внешнего и внутреннего дыхания, снижение энергозатрат при выполнении физической работы. В этом возрасте особое внимание уделяется гармоничному развитию всех мышц. В подростковом возрасте характерно преобладание процессов возбуждения над процессами торможения.

В отношении психологических особенностей подростков и юношей следует указать на неуравновешенность и неустойчивость настроения, неуверенность и нерешительность в сочетании с желанием самоутверждения, повышенную чувствительность, ранимость, стремление к самостоятельности. В этом возрасте особенно бурно развиваются память, мышление, способность к произвольной регуляции внимания, становятся острее ощущения и зрительная память. Большие сдвиги отмечаются в показателях зрительно-моторной координации, совершенствуются функции контроля за своим поведением. Именно в этом возрасте следует давать соответствующие задания, направленные на развитие и совершенствование проявлений памяти, мышления, функций внимания, координации. Отсутствие соответствующей работы на этом этапе возрастного развития достаточно трудно компенсировать впоследствии.

В подростковом возрасте весьма высокого уровня развития достигают все без исключения познавательные процессы. В эти же годы открыто проявляется абсолютное большинство жизненно необходимых личных и деловых качеств человека. Например, высшего уровня своего развития в детстве достигает непосредственная, механическая память, образуя вместе с достаточно развитым мышлением предпосылки для дальнейшего развития и совершенствования логической, смысловой памяти. Высокоразвитой, разнообразной и богатой становится речь, мышление оказывается представленным во всех его основных видах: наглядно-действенном, наглядно-образном и словесно-логическом. У подростков они функционируют уже на базе сформировавшейся внутренней речи. Становится возможным учение подростка самым различным видам практической и умственной (интеллектуальной) деятельности, причём с использованием множества приёмов и средств обучения. Формируются и развиваются общие и специальные способности, в том числе необходимые для будущей профессиональной деятельности.

«Подростковый период имеет множество характерных именно для данного возраста противоречий и конфликтов. С одной стороны, интеллектуальная развитость подростков, которую они демонстрируют при решении разных задач, связанных со школьными предметами и другими делами, побуждает взрослых к обсуждению с ними достаточно серьёзных проблем, да и сами подростки активно к этому стремятся. С другой стороны, при обсуждении проблем, особенно таких, которые касаются будущей профессии, этики поведения, ответственного отношения к своим обязанностям, обнаруживается удивительная инфантильность этих, внешне выглядящих почти взрослыми, людей».

«В ходе бурного роста и физиологической перестройки организма у подростков может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, сниженная самооценка. В качестве общих особенностей этого возраста отмечаются изменчивость настроений, эмоциональная неустойчивость, неожиданные переходы от веселья к унынию и пессимизму. Придирчивое отношение к родным сочетается с острым недовольством собой.»

Центральным психологическим новообразованием в подростковом возрасте становится формирование у подростка своеобразного чувства взрослости, как субъективного переживания отношения к самому себе как к взрослому. Физическое возмужание дает подростку ощущение взрослости, но социальный статус его в школе и семье не меняется. И тогда начинается борьба за признание своих прав, самостоятельности, что непременно приводит к конфликту между взрослыми и подростками.

В результате возникает кризис подросткового возраста. Суть подросткового кризиса составляет свойственные этому возрасту подростковые поведенческие реакции. К ним относятся: реакция эмансипации, реакция группирования со сверстниками, реакция увеличения (хобби).

«Реакция эмансипации. Эта реакция представляет собой тип поведения, посредством которого подросток старается высвободиться из-под опеки взрослых, их контроля, покровительства. Потребность высвободиться связана с борьбой за самостоятельность, за утверждение себя как личности. Реакция может проявляться в отказе от выполнения общепринятых норм, правил поведения, обесценивании нравственных и духовных идеалов старшего поколения. Мелочная опека, чрезмерный контроль за поведением, наказание путем лишения минимальной свободы и самостоятельности обостряют подростковый конфликт и провоцируют подростков на крайние меры: прогулы, уходы из школы и из дома, бродяжничество.»

Реакция группирования со сверстниками. Подросткам свойственно инстинктивное тяготение к сплочению, к группированию со сверстниками, где вырабатываются и апробируются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине, умение завоевывать авторитет и занять желаемый статус. В группе сверстников более эффективно отрабатывается самооценка подростка. Он дорожит мнением сверстников, предпочитая их общество, а не общество взрослых, критику которых он отвергает.

Реакция увлечения. Для подросткового возраста увлечения (хобби) составляет весьма характерную особенность. Увлечения необходимы для становления личности подростка, т.к. благодаря увлечениям формируются склонности, интересы, индивидуальные способности подростков.

Они делятся на следующие виды:

.   Интеллектуально-эстетические увлечения (музыка, рисование, радиотехника, электроника, история и т.д.).

.   Накопительные увлечения (коллекционирование марок, пластинок, открыток).

.   Эксцентрические (желание подростка быть в центре внимания ведет к увлечению экстравагантной одеждой).

Знание подростковых увлечений помогает лучше понять внутренний мир и переживания подростков, улучшает взаимопонимание между подростками и взрослыми.

«В подростковом возрасте весьма высокого уровня развития достигают все без исключения познавательные процессы. Становится возможным научение подростка самым различным видам практической и умственной деятельности».

Главная новая черта, появляющаяся в психологии подростка по сравнению с ребенком младшего школьного возраста, — это более высокий уровень самосознания, потребность осознать себя как личность. Л.С. Выгодский считает, что «формирование самосознания составляет главный итог переходного возраста.»

В этом возрасте создаются неплохие условия для формирования организаторских способностей, деловитости, предприимчивости и других полезных личностных качеств, связанных с взаимоотношениями людей, в том числе умения налаживать деловые контакты, договориться о совместных делах, распределять между собой обязанности и т.д. Подобные личностные качества могут развиваться практически во всех сферах деятельности, в которые вовлечен подросток и которые могут быть организованы на групповой основе: учение, труд, игра.

Главные личностные черты:

. Непримиримость к злу, эмоциональное неприятие его, с одной стороны, сочетается с неумением разобраться в сложных явлениях жизни — с другой.

. Подросток хочет быть хорошим, стремиться к идеалу, но он не любит, когда его прямолинейно воспитывают.

. Подростку хочется быть личностью. Совершить что-нибудь героическое, романтическое, необычное. При наличии потребностей к действию и желания самоутвердиться подросток еще не знает, как этого можно добиться.

. У подростка выражено противоречие между богатством желаний и ограниченностью сил. Отсюда множественность и непостоянство увлечений. Подросток боится обнаружить свою несостоятельность, он слишком самолюбив и может прикрываться показной уверенностью, решительностью, за которыми скрывается беспомощность.

. В подростке очень сочетаются романтическая восторженность и грубые выходки. Восхищение красотой и хроническое отношение к ней. Он стыдится своих чувств. Такие человеческие чувства кажутся ему детскими. Он опасается, что будут считать чересчур чувствительным, и прикрывается грубостью.

Прилив физических сил побуждает к деятельности. Не у каждого подростка проявляется весь набор противоречий, но их нельзя игнорировать. В работе с подростком следует учитывать главные возрастные и личностные особенности, основные психологические новообразования этого возраста.

Таким образом, изучив особенности подросткового возраста, мы выяснили, что подростковый возраст — это весьма сложный, таящий в себе опасность кризисных явлений, период в жизни ученика. В этот период организм ребёнка претерпевает кардинальные изменения. Развёртывается процесс полового созревания. С этим процессом связано возникновение у подростка физического ощущения собственной взрослости. У него возникает представление о себе уже не как о ребёнке, он стремится быть и считаться взрослым. Отсюда у подростка возникает новая жизненная позиция по отношению к себе, к окружающим людям, к миру. Он становится социально активным, восприимчивым к усвоению норм ценностей и способов поведения, которые существуют среди взрослых.

Поэтому период подросткового возраста характерен тем, что здесь начинается формирование морально-нравственных и социальных установок личности ученика, намечается общая направленность этой личности.

Подросток стремится к активному общению со своими сверстниками, и через это общение он активно познаёт самого себя, овладевает своим поведением, ориентируясь на образцы и идеалы, почерпнутые из книг, кинофильмов, телевидения.

Подросток становится более независимым от взрослых ещё и потому, что у него возникают такие потребности, которые он должен удовлетворить только сам (потребность в общении со сверстниками, в дружбе, в любви). Родители и вообще взрослые при всём их желании не могут решить проблемы, встающие перед подростками в связи с возникновением у них новых потребностей, между тем как удовлетворение всех основных потребностей младших школьников зависит в основном от родителей. Всё это зачастую болезненно сказывается на отношении учащихся к учению. Вот как характеризует это известный психолог Лейтес Н.С.: «Дети 12-13 лет в подавляющем большинстве своём относятся к учению в основном благодушно: не утруждают себя излишними раздумьями, выполняют только уроки в пределах заданного, часто находят поводы для развлечения…»

1.3 Творческое развитие подростка в условиях учреждений дополнительного образования

Понятие учреждений дополнительного образования, их цели, задачи и функции. Различия школьного и дополнительного образования

Весь мир нуждается в радикальных изменениях, обновлении и обогащении духовной культуры, развитии новых технологий, формировании особого типа личностей, способных по-новому решать сложнейшие проблемы выживания цивилизации, умеющих изобретать и творить во имя украшения собственной жизни и жизни других людей. И эта ответственная задача в полной мере возлагается на плечи молодого поколения, на тех, кто сделает эту жизнь интереснее и насыщеннее. Ситуация требует улучшения нравов подрастающего поколения как гаранта полноценной жизни. Духовно-нравственные качества личности становятся непременным условием создания экономики, обращенной к человеку, появления масштабных творческих личностей, интеллигентов, а не бессловесных исполнителей.

В решении этих задач неоспоримое преимущество у внешкольных учреждений. Утвердив себя как полноценное звено в цепи непрерывного воспитательного процесса, они дают детям, подросткам, молодежи широкие и нетрадиционные возможности для улучшения психологического здоровья, снимают каждодневное напряжение от школьной жизни, формируя опыт творческого поведения в повседневной жизненной практике.

Наиболее интенсивное развитие творческой и социально полноценной личности происходит не на уроке, как полагает большинство педагогов, а в сфере свободного выбора общения, труда, мобильных занятий, игр, увлекательной деятельности.

Учреждения дополнительного образования — это такие внешкольные учреждения, которые организуют досуг детей и подростков, помогают семье и школе осуществить гармоничное развитие личности с учетом способностей, интересов и дарований. Во внешкольных учреждениях происходит процесс формирования таких важнейших характеристик полноценной человеческой жизнедеятельности, как: положительное отношение к собственной жизни благодаря реализации себя как личности в любимой деятельности, соответствующей природным данным; способность к непрерывному творчеству и духовному самосовершенствованию; социальная ответственность, проявляющаяся в заботе о благополучии близких и чужих людей, в активных социальных действиях; культура досуговой деятельности и др.

Дополнительное образование позволяет выстроить единое культурно-образовательное пространство всестороннего и гармоничного развития личности путем интеграции с базовым образованием. Сеть учреждений дополнительного образования может внести основной вклад в выполнение социального заказа. Для утверждения личностно ориентированной парадигмы необходимо создать учащимся такие условия, в которых они испытывали бы свободу выбора направлений своей деятельности и получали бы квалифицированную поддержку по любому направлению. Это может быть достигнуто, на наш взгляд, организацией системы дополнительного образования. Наилучшие условия для развития могут быть созданы во внешкольных учреждениях, дополнительных образовательных программ различного уровня, предназначенных для различных категорий и групп населения.

Такое мастерство и культура — объективная необходимость внешкольного педагогического процесса. Его цель в том, чтобы направлять и регулировать духовную жизнь детей, слаженно взаимодействовать в совместном стремлении к созданию личности, к увеличению возвышенной позитивно-творческой, трудовой, духовно-нравственной деятельности.

Таким образом, цель учреждения дополнительного образования на современном этапе — правильная и эффективная организация свободного времени подрастающего поколения. Она призвана способствовать осуществлению поставленных задач: постоянное развитие творческого потенциала юношей и девушек; выявление и раскрытие общественно-полезных интересов молодежи, максимальное способствование их реализации в самых различных сферах жизнедеятельности; творческих навыков и умений, внешкольные учреждения способны решать вопросы, которые по своей значимости и масштабу выходят за рамки возможностей других воспитательных структур. Занимаясь во внешкольных учреждениях, оригинально сочетающих коллективное и индивидуальное творчество, ребенок сам волен выбирать любимые виды деятельности, без страха и смущения пробовать свои силы, развивать их, что дает возможность значительно опережать своих сверстников по развитости познавательно-творческих умений и профессиональная ориентация молодых людей с учетом их склонностей, способностей, интересов; повышения уровня культурного, интеллектуального и нравственного развития молодых людей.

Предоставляя ребенку право приобретения дополнительных знаний, способности к самостоятельности, в программировании и организации будущего самообучения.

Важнейшим отличием дополнительного образования от общего школьного заключается в том, что, благодаря отсутствию жестких образовательных стандартов, работающие в его системе педагоги имеют возможность трансформировать передаваемые учащимся способы деятельности (знания-умения-навыки) из цели обучения в средство развития способностей учащихся (телесных, познавательных, личностных, духовно-нравственных). Целью в этом случае становится создание развивающей образовательной среды, которая обеспечила бы каждому учащемуся возможность проявить заложенное в нем от природы творческое начало, т.е. обрести способность быть творческим субъектом своего развития. Такой подход требует от учреждения дополнительного образования (УДО) рефлексии своих целей в обучении и развитии учащихся и развития самого себя как субъекта развивающегося образования. По большому счету основное и дополнительное образование не должны существовать друг без друга, ибо по отдельности они односторонни и неполноценны. Как целостен отдельный ребенок во всем многообразии его потребностей и способностей, так и образование обязано быть комплексным, обеспечивающим полноценное развитие ребенка во всем богатстве его запросов и интересов.

В отличие от общего образования, дополнительное образование не имеет фиксированных сроков завершения; его можно начать на любом возрастном этапе и, в принципе, в любое время учебного года, последовательно переходя от одной ступени к другой. Его результатом может стать хобби на всю жизнь и даже определение будущей профессии.

Выделяют особенности дополнительного образования, заключающиеся:

в целенаправленном добровольном использовании ребенком свободного от уроков времени для полноценного развития своих потенциальных возможностей;

в свободе выбора направлений деятельности, педагога, образовательной программы;

в возможности менять виды деятельности, коллектив, педагога;

в творческом характере образовательного процесса, осуществляемого на основе дополнительных образовательных программ;

в особых взаимоотношениях ребенка и педагога (сотрудничество, сотворчество, индивидуальный подход к ребенку);

в возможности получить допрофессиональную подготовку.

Исходя из перечисленных особенностей дополнительного образования, можно выделить его функции в общеобразовательной школе. К ним относятся:

) образовательная — обучение ребенка по дополнительным образовательным программам, получение им новых знаний;

) воспитательная — обогащение и расширение культурного слоя общеобразовательного учреждения, формирование в школе культурной среды, определение на этой основе четких нравственных ориентиров, ненавязчивое воспитание детей через их приобщение к культуре;

) креативная — создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности;

) компенсационная — освоение ребенком новых направлений деятельности, углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование и создающих эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания общего образования, предоставление ребенку определенных гарантий достижения успеха в избранных им сферах творческой деятельности;

) рекреационная — организация содержательного досуга как сферы восстановления психофизических сил ребенка;

) профориентационная — формирование устойчивого интереса к социально значимым видам деятельности, содействие определению жизненных планов ребенка, включая предпрофессиональную ориентацию. При этом школа способствует не только осознанию и дифференциации различных интересов ребенка, но и помогает выбрать учреждение дополнительного образования, где силами специалистов обнаруженные способности могут получить дальнейшее развитие;

) интеграционная — создание единого образовательного пространства школы;

) функция социализации — освоение ребенком социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни;

) функция самореализации — самоопределение ребенка в социально и культурно значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие.

. Как показала практика, обучение детей по новым дополнительным образовательным программам положительно влияет на рост интереса школьников к гуманитарным предметам основной школы, а главное — создает основу допрофессиональной подготовки старшеклассников по ряду направлений художественно-прикладной деятельности.

На современном этапе развития учреждений дополнительного образования выделяют следующие функции:

Социальная функция направлена на удовлетворение:

а) социального спроса (требования социума, формирующиеся на стыке культуры, образования и здоровья населения);

б) родительского спроса (представления о том, что необходимо или что недостает их ребенку: занятость по времени, допрофессиональная подготовка, образование по дополнительным предметам, решение проблем неполной семьи, престижность занятий, здоровье),

в) детского спроса (удовлетворение потребности познавательного или личностного развития, общение, досуг и времяпрепровождение. Детский спрос динамичен, поскольку он меняется в ходе развития ребенка, а также в зависимости от возраста и соответствующего ему типа ведущей деятельности);

г) правоохранительного спроса (профилактика девиантного и асоциального, в том числе противоправного, поведения детей).

Психологическая функция:

а) развивающая (создание образовательной среды, обеспечивающей

условия для физического и психического развития детей: реализация детских интересов, приобретение умении и навыков. Ребенок, не имея возможности проявить себя в семейной и в школьной среде, может проявить себя в УДО и в плане развития, и в плане самоутверждения, и в плане самоактуализации);

б) компенсаторная (психологическая компенсация неудач в семье, в школе);

в) релаксационная (возможность отдохнуть от жесткой регламентации поведения в семье и в школе);

г) консультационная (для педагогов, родителей и детей).

Образовательная функция:

а) образование по дополнительным предметам, т.е. предметам, дополнительным к стандартному перечню учебных предметов общеобразовательных учреждений. Например, судо- и авиамоделирование, спортивные секции, хореография и т.д. Это могут быть также и «школьные» учебные предметы, если по каким-либо причинам в рядом расположенных школах отсутствуют учителя по этим предметам,

б) пропедевтика профессионального образования (например, дизайн-студия или детская телестудия);

в) профессиональное самоопределение;

г) обучение, которое удовлетворяет познавательный интерес данного ребенка,

д) социализирующая (общение со сверстниками, самоутверждение, самоопределение, в том числе и возможность попробовать найти себя в разных видах деятельности, обогащение общественным опытом, становление ребенка как личности, приобретение возможности и способности быть не только объектом, но и субъектом социальных воздействий и взаимодействий.

Важнейшими различиями школьного и дополнительного образования являются:

Обучение в школе удовлетворяет государственный (социальный) заказ на определенный уровень знаний и определенный тип личности своих граждан. Поэтому школьное образование обязано ориентироваться на достижение образовательных стандартов обученности. По этой причине познавательный интерес, присущий детям от природы, достаточно часто успешно затормаживается и даже уничтожается именно в силу обязательности и стандартизованности программ, методов и критериев обучения. В условиях же дополнительного образования дети обучаются главным образом «по интересам».

В школьном обучении используются чаще всего стандартные учебные программы, адаптированные учителем. Для дополнительного же образования характерно преимущественное использование авторских учебных программ.

В школе индивидуализация обучения осуществляется со стороны учителя, а в УДО — со стороны самого учащегося. Реализуется свободный выбор учащимся вида занятий и педагога, что может рассматриваться как важнейший этап его самоактуализации.

В УДО процесс обучения носит более неформальный характер, чем в школьной традиции, и потому он ближе к природным основаниям развития детей, когда акцент ставится не на информационном способе обучения, а на общении, на передаче опыта от старшего к младшему; более сильное, чем в школе, имеет значение личностное влияние педагога на учащихся.

Разумное соединение школьной и внешкольной воспитательной стратегии означает начало качественно нового, целостного подхода к созиданию личности в едином процессе непрерывного образования, а потому имеет большое будущее. Сотрудничество и взаимодействие школы и внешкольного учреждения обусловлены обоюдной заинтересованностью; практическая деятельность, которой ребенок занимается во внешкольном учреждении, стимулирует его познавательную активность и требует наличия теоретических знаний, учение в школе предполагает такую деятельность, в процессе которой ученик убеждается в истинности и достоверности теоретических знаний. Надо сказать, что такая взаимосвязь необходима на всех этапах воспитания всесторонне развитой личности, осуществляемой по принципу «вертикальной преемственности» на всем пути непрерывного образования.

Период внешкольного воспитания и учебы в школе правомерно рассматривать как стартовую площадку будущего профессионального самосовершенствования, от которой зависит весь личностный и творческий потенциал развивающегося индивида, его квалификационный стату

Подростковый кризис 11-15 лет

Классный руководитель 9 в класса: Авдонина Т.А.

Воспитание это труд, с этим ничего не поделаешь. Если родители воспитывают ребенка правильно, они закладывают прекрасный фундамент своих будущих отношений с ребенком и своей спокойной жизни в будущем, когда он станет взрослеть. Бывают счастливые случаи, когда ребенок вырастает «хорошим», как-то сам собой, без особого воспитания со стороны родителей, но это редкое исключение из правил.

 Нужно выделять время для игры с ребенком, общения, составлять режим дня, разговаривать о том, что его волнует, придумывать совместные мероприятия, и т,д.

 В подростковом возрасте должны быть решены определенные задачи развития и, если они в этот период не решаются, они с человеком остаются в его взрослой жизни.

Начало подросткового возраста определяется двумя важнейшими факторами:

Первый фактор – гормональные изменения в организме, ведущие к взрослению.

Второй фактор – семейная ситуация.

Гормональные изменения

 В возрасте от 8 до 14 лет в организме ребенка повышается секреция веществ, стимулирующих выработку  большего количества ряда гормонов, в том числе и половых гормонов: тестостерона,  у мальчиков и  эстрогенов у девочек. Ребенок видит, как изменяется его тело. Это нормальный и естественный процесс, только психически неполноценные дети не замечают изменений, которые с ними происходят.

Надпочечники начинают вырабатывать повышенные дозы адреналина, а он, как известно, является гормоном стресса. Появляются силы, усиливается частота сердечных сокращений, частота дыхания, расширяется зрачок.

Медики называют подростковый период — гормональной бурей. Такую же бурю испытывают подростки и в душе, отсюда их нестандартное поведение, непослушание, протест или неожиданные слезы. 

Задача подросткового возраста – отделиться от семьи и перестроить с ней взаимоотношения.

Подросток  отделяется от семьи не полностью, он остается по-прежнему с ней связанным, но  орбита его движения становиться гораздо больше,  чем до этого.

Для сохранения контакта подростку необходимо предоставить некоторый суверенитет. У ребенка должна быть своя комната, свое независимое пространство. В семье должно постепенно образоваться некоторое государство в государстве. Потому что растет ДРУГОЙ  взрослый человек. Но это новое государство не должно быть пиратским. Должен существовать свод общих законов семьи. Нужно постепенно перестраивать отношения так, чтобы у него появилось личное пространство, но чтобы ответственность перед семьей и обязанности никуда не делись. Это правильный путь отношений с подростком.

Два других пути ни к чему хорошему не приводят:

а) контролировать подростка и обращаться с ним по-прежнему как с маленьким, требуя полного подчинения, применяя силу и физические наказания.

б) не зная, что с ним теперь делать, выпустить ситуацию  полностью из рук, при этом ребенок

Общей линии развития подростка (приобретения им определенной независимости) противодействовать нельзя. Он должен отделиться от семьи, иначе он потом свою семью не построит, не созреет как личность. Это сенситивный период для отделения от семьи, его нельзя упустить. Если время сенситивного периода прошло – эта зона становиться пассивна, то есть её нельзя уже активизировать.

Правила взаимодействия с подростком:

Больше свободы – но и больше ответственности и обязанностей.

Основное новообразование подросткового возраста, это осознание себя как отдельного человека.

Подросток начинает  смотреть  на своих родителей и близких взглядом со стороны. Даже если родители близки к идеалу по всем параметрам, что бывает редко, – это стрессовое переживание для подростка. У подростка появляется взгляд критика и эксперта. И он в этом не виноват! Это непроизвольные изменения.

Главное открытие подросткового возраста – «я есть, я отдельный, я другой», а второе открытие – «мои родители не идеальные люди».

Итак,  «трудный» подростковый возраст – это трудный период для родителей.

 Задача этого возраста – постепенная передача ребенку ответственности за жизнь в его руки.

В течение подросткового возраста ваших детей вы сумеете лучше понять своих собственных родителей и что-то им простить.

Сначала нужно перестать замечать мелочи, доел ли он кашу на тарелке,  потом передать ответственность за уроки, за то, что он надел и т.д. Если к моменту 14-16 лет в отношениях сохраняются сферы, которые родители пытаются жестко контролировать, – это огромная конфликтная почва. Если родители следят за диетой ребенка, там будет конфликт, за гардеробом, настаивая на своем выборе, – там будет конфликт. Подростковый период – не время для тотального контроля. Это время прошло.

Нужно ли стараться подстроиться под новый взгляд ребенка? Невозможно полностью соответствовать взгляду подростка на вас, это бесполезная гонка. Нужно помочь ребенку отделиться от родителей, выйти на большую орбиту и оттуда, не отделяясь полностью от семьи, построить какие-то дружеские отношения со сверстниками, найти людей, с которыми очень интересно разговаривать. Ценности его компании становятся его ценностями. И они сейчас более доминантны, чем ценности семьи.

Чем лучше ребенок к себе относится, тем лучше он будет относиться к другим(родителям, учителям, к братьям и сестрам, тем благополучней будут  отношения с ровесниками).

Каким тут должно быть поведение родителей? Показывать ребенку, что на самом деле он хороший, красивый, умный, добрый, порядочный. К сожалению, родители могут эти самоощущения подтачивать. Несмотря на все конфликтные моменты, когда ребенок выстраивает защитные стеночки, шипит, кусается, не слушается, все равно он очень тесно связан с родителями, он очень чувствителен, все слышит.

Подрывать контакт с ним может:

— критика в адрес его друзей;

— отторжение его интересов;

— агрессивное непонимание;

— сравнение не в его пользу.

Критика внешности действует очень сильно. На внешности у любого подростка пунктик (эффект сцены). Им всем, бедным, кажется, что они стоят на «лобном месте», их все рассматривают и обсуждают, а они страшно некрасивые.

Поддержать отношения могут противоположные действия:

 – посоветоваться;

— спросить его мнения;

— доверительно выслушать.

Надо дать понять подростку, что он нужен семье духовно, что семья его любит: «Нам всем очень интересно, что ты говоришь, нам интересно твое мнение».

Выделяйте 10 минут каждый день на разговор тет-а-тет. Надо говорить с ребенком так, как будто он чужой, но приятный, дорогой вам человек. Поговорить без критики и воспитательных целей. Необходимо уметь переориентироваться с того, что с ним сложно, на то, что у него хорошо получается. Что у вас с ним хорошо получается. Контакты по поводу чего получаются успешными и приятными обеим сторонам. Не забыть о проблемах, а отодвинуть их в сторону. Не все нужно «дожимать». Некоторые вещи решаются сами собой по ходу времени.

Ребенку может быть не столько важно  слушать ту музыку, которая вам не нравиться, как то, что он ОТБИЛ право САМ РЕШАТЬ. Если он не хочет есть какие-то блюда или делать полезную для здоровья зарядку, возможна гибкая система договоренностей. Предлагайте компромиссы,  так чтобы он имел право выбора. Пример: некоторые диетологи считают, что суп и салат из свежих овощей – это нечто похожее. Я была бы рада, если бы ты бегал по утрам или вечером, сам реши когда тебе удобнее.

Подросток отбивает права и привилегии, он должен это делать, Это часть плана его ВЗРОСЛЕНИЯ.

Очень полезно в нейтральной ситуации, когда все спокойны, никто никуда не бежит, не устал, эту проблему обсуждать, потому что обычно у ребенка есть свое мнение. Оно может быть очень причудливое, но оно есть и его нужно услышать. Если это получилось, можно составить договор и скрепить его подписями с двух сторон.

Если проблема с порядком в его комнате, Есть стандартные выходы – раз в неделю все развешивать. Можно придумать хороший прием и закрепить его как традицию, договориться, что  во время уборки вы приходите, садитесь в кресло в этой комнате, и вы сидите, а он делает уборку, при этом вы просто  болтаете по душам обо всем. Типичная ошибка родителей – они ждут от детей ответственности за дом, за семью в той степени, которая им в данном возрасте не свойственна.

Подросток пронзает насквозь систему ценностей родителей. Про себя, в душе родитель должен улыбнуться и проговорить  «мы с тобой об этом поговорим через 10-25 лет», но если вы такое скажете вслух, вы его обидите смертельно. Нужно стараться сохранить отношения, во что бы то ни стало. Не следует портить отношения с подростком.  Важно сохранить внутри себя ощущения, что это ваш маленький ребенок, что он хороший и с него это скоро слетит как шелуха, и он вырастет нормальным хорошим человеком.

С точки зрения перспективных отношений в семье – никакой конкретный инцидент не стоит ухудшения отношений. Это слишком дорогая цена.

Задача подросткового возраста – отделиться от семьи и перестроить с ней взаимоотношения.

Подросток отбивает права и привилегии, он должен это делать, Это часть плана его ВЗРОСЛЕНИЯ.

Больше свободы – но и больше ответственности и обязанностей.

Задача этого возраста – постепенная передача ребенку ответственности за жизнь в его руки.

Чем лучше ребенок к себе относится, тем лучше он будет относиться к другим

ПРАВИЛА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПОДРОСТКОВ (распечатайте и читайте раз в месяц)

1. Подростку необходимо отделиться от семьи чуть-чуть и найти группу сверстников.Все, что мы можем сделать, – выбрать ему заранее среду: школу, круг знакомых семьи, где есть ровесники и дети постарше.

2. Подростковый возраст – период, истощающий запас надежных отношений. Подойти к нему надо с большим обоюдным запасом: положительными совместными воспоминаниями и впечатлениями, способностью доверительно общаться, просто контактировать, держать друг друга за руку.

3. Выделять ежедневно10 минут, когда вы с ребенком разговариваете просто как человек с человеком, а не как воспитатель с воспитуемым (необходимо планировать это время и записывать в свой ежедневник). Этим мы нарабатывает запас прочности отношений на подростковый кризис.

В сам подростковый кризис:

НЕЛЬЗЯ:

-Критиковать его друзей, его внешность, его взгляды.

НУЖНО:

— обсуждать разные мнения и взгляды на те или иные вопросы

— советоваться с ним по важным, в том числе и семейным вопросам, спрашивать его мнение, выслушивать;

— замечать в нем все мало-мальски хорошее, то что у него хорошо получается.

1. Важно культивировать семейное пространство, мероприятия, которые приносят ребенку радость, – посмотреть фильм всей семьей, почитать интересную для него книгу, пойти на выставку, в кафе посидеть, провести с ними интересно время.

2. У ребенка должна быть своя комната, своя территория, куда никто не вмешивается.

3. Заключаем договоры по спорным вопросам (в спокойной обстановке). Например:

 -ты сам решаешь носить ли тебе шапку зимой

-какую музыку слушать и.т.д.

 ПРИ ЭТОМ:

— ты до 21.00 делаешь все уроки

— в субботу ты делаешь уборку в комнате

— звонишь, если задерживаешься

4. Если возникла ссора, поругались, – ОСТАНОВИТЕСЬ, если есть возможность, переключитесь на что-то другое. Перенесите спор на завтра, не дожимайте его. Не забывайте: Чем хуже внутренне подросток себя чувствует, тем отвратительнее он себя ведет. Чем хуже он о себе думает, тем более проблемное у него поведение.

5. Не реагируйте на проблему ярко – со слезой, сердечными каплями. Яркая эмоциональная реакция родителей может закрепить, а не решить проблему.

 
2.Раздел. Решении конфликтных ситуаций

  
Заключение.

В основе
самосознания лежит способность человека отличать себя от своей жизнедеятельности.
Представление о себе (субъективный образ своего «я») складывается под влиянием
мнений и оценок окружающих, при соотнесении мотивов, целей и результатов своих
поступков с нормами поведения, принятыми в данном обществе. Самооценка —
обязательный компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе
оценку человеком самого себя, своих способностей, нравственных качеств и
поступков. Правильная самооценка помогает отнестись к себе критически,
правильно соотнести свои силы и возможности с поставленной целью и реальными
трудностями. В подростковом возрасте, на который приходится процесс
формирования самосознания, самооценка чаще всего бывает неадекватной. При этом
подросток или завышает, или занижает свои возможности. Как уже отмечалось,
формирование личности у мальчиков и девочек имеет свои особенности, которые
касаются всех сфер психической деятельности, но в большей мере —
интеллектуальной и эмоциональной. 
У мальчиков обычно больше выражена способность к абстрагированию, круг
интересов их более широк и дифференцирован. Однако они часто бывают беспомощнее
сверстниц в решении практических задач, связанных с повседневной жизнью.
Девочки превосходят мальчиков в словесно-речевой деятельности, у них более
выражено чувство сострадания, сопереживания. Вместе с тем для девочек важнее,
как они выглядят, что о них думают другие, они чувствительнее к критике и
насмешкам, относящимся к их внешности. Девочка-подросток, например, может
спокойно отнестись к тому, что ее посчитают «глупой», но будет глубоко
уязвлена, если ее назовут «уродкой». 
У мальчиков и девочек обычно различается и оценка своих психических качеств.
Мальчики склонны считать себя храбрыми, сильными, энергичными, девочки более
самокритичны и зачастую не стесняются своей слабости. Самым главным новообразованием
подросткового возраста является многогранное и противоречивое чувство
взрослости. Считая себя взрослым, подросток протестует против мелочной опеки,
контроля, беспрекословного послушания, несправедливого, с его точки зрения,
наказания. Формой протеста может быть непослушание, грубость, упрямство,
замкнутость и т. п. Эти реакции эмансипации бывают особенно выраженными, когда
взрослые, видя в подростке ребенка, «несмышленыша», полностью игнорируют его
желания, интересы и инициативу. Борьба
за самоутверждение подростка проходит не только в се­мье, но начинает
проявляться в некоторой степени и в школе, в сниже­нии в глазах подростков
авторитетности учителей, в появлении тенден­ций скрытого или открытого
противодействия требованиям педаго­гов. Ситуационные нарушения поведения у
детей и подростков с трудом поддаются обычному психологическому анализу, так
как социально-психологические факторы в них тесно переплетается с
психопатологическими.

2.Раздел.
Решении конфликтных ситуаций


1. Ваши нервы, спокойствие и здоровье в ваших
руках, поэтому берегите их и не тратьте на бесполезные сиюминутные споры и
выяснения отношений с учениками, возникающие в течение урока – это обычно
приводит лишь к затяжному конфликту и срыву урока. Лучше отложите их на после урочное
время, когда можно будет выяснить причину поведения и спокойно обсудить
ситуацию. Если вы чувствуете, что не справитесь в одиночку, то обратитесь за
помощью либо к психологу, либо к человеку, которого данный ученик больше всех
уважает.

2. При обсуждении желательно не указывать на
совершенные подростком проступки и ошибки, не требовать их мгновенного
исправления и не добиваться от него признания вины, а лучше возьмите инициативу
на себя, объясните, как лучше следовало поступить в такой ситуации и почему дайте
действительно выгодную для подростка модель поведения

3. Если ситуации возникла повторно, и подросток
повел себя на основании принятой им новой адекватной модели поведения, то
обязательно похвалите его, и еще раз покажите все плюсы такого поведения, и хвалите
каждый раз, пока он не примет эту модель как единственно возможную в данной
ситуации. Если ситуация повторилась, а подросток продолжает действовать
неадекватно, то не следует сразу же напоминать ему о том, что он нарушил слово,
особенно в присутствии окружающих, а повторить обсуждение ситуации и причин
мешающих поступить по-новому. Логическое обоснование выгоды желаемого поведения
– самое сильное убеждение для подростка.

4. Проявления агрессивности обычно бывают двух
типов: физическая – драка, насилие и т.д; вербальная – нецензурные выражения,
крик, угрозы. Оба этих типа агрессивности у подростков – это следствие плохого
самоконтроля, неуравновешенности нервной системы и постоянного внутреннего
конфликта: могу и должен, надо и хочу – носят часто защитный характер.
Подросток в душе очень боится, что его не любят, что его не принимают таким,
какой он есть, хотя на деле обычно показывает, что ему абсолютно все равно, что
о нем думают другие. Поэтому при общении с такими подростками желательно не
«переходить на личности», т.е. замечания, указания на неправильное поведение
должно носить безличный характер. К любым вопросам и проблемам подростка
желательно проявлять больше действительно искреннего понимания и принятия.
 

5. Относитесь ко всем трудностям и неожиданностям
при общении с подростком с чувством юмора и используйте его для сглаживания
острых углов и конфликтов.

6. Не требуйте от ребенка того, что не в
состоянии выполнить даже вы сами: быть всегда сдержанным, говорить только
правду, никогда не делать ошибок и т.д. Каждый раз, выдвигая требование к
ребенку, задумывайтесь о том, выполнимо ли оно.

7. Личный пример или иллюстрация из личного
жизненного опыта всегда действует лучше, чем любое нравоучение.

Заключение.

Будьте самими собой при общении с подростком,
говорите то, что вы действительно думаете и чувствуете (в разумных пределах),
искренность и естественность — лучшие помощники в налаживании хороших
взаимоотношений с любым, даже очень сложным человеком.
Подросток
– это личность, находящаяся на особой стадии формирования ее важнейших черт и
качеств. Личность ещё недостаточно развита, чтобы считаться взрослой, и в то же
время настолько развита, что в состоянии сознательно вступить в отношения с
окружающими и следовать в своих поступках и действиях требованиям общественных
норм и правил.

Подростковый возраст — один из самых сложных и трудных периодов, которые мы проводим на протяжении всей нашей жизни. Это этап роста, на котором мы перестаем быть детьми, чтобы стать взрослыми, мы начинаем приобретать все больше и больше обязанностей, становимся более независимыми и в тот момент, когда мы формируем свою идентичность.

Заключительная стадия юности, предыдущие годы правильного вступления во взрослую жизнь, это то, что некоторые авторы называют поздней юности , Именно об этом эволюционном моменте мы будем говорить в этой статье.

  • Статья по теме: «8 самых распространенных психических расстройств в подростковом возрасте»

Подростковый возраст: время перемен

Переход между детством и взрослостью Это этап развития, характеризующийся наличием большого количества изменений, как физических, так и психических и социальных. Эта стадия завершается в конце подросткового возраста, но до того, как этот последний этап наступит, происходит много явлений, которые позволяют лучше понять его.

Во-первых, появление половой зрелости выделяется как момент, который ознаменует начало юности и в котором Различные изменения из-за действия нейроэндокринной системы начинают генерироваться (особенно до активации гипоталамуса и гипофиза) и стимуляции выработки и действия половых гормонов, которые из него происходят, как у мужчин, так и у женщин.

Тело увеличивается в размерах (неравномерно), укрепляются и развиваются кости и мышцы, развиваются первичные половые признаки (в основном внутренние и внешние гениталии и появление первой менструации / загрязнения) и вторичные (волосы на лице, теле) и лобок, изменения голоса, рост груди). Этот рост происходит в ускоренном порядке в начале, хотя постепенно он замедляется с годами.

На когнитивном уровне и по мере развития префронтальной коры, подросток постепенно приобретает способность к самоконтролю и самоуправлению, умственная гибкость, способность сдерживать и выбирать свое поведение и искать и организовывать свои собственные цели и мотивы, планировать и предвидеть результаты.

Эгоцентричность детства уступает место другой эгоцентричности, которая характеризуется наличием мыслей о всемогуществе в форме личной басни и созданием воображаемой аудитории (учитывая, что другие наблюдают и придают значение нашему поведению). По мере взросления субъекта эта эгоцентричность в большинстве случаев уменьшается.

Создание личности

Но, несомненно, одной из наиболее важных психологических вех на этом этапе жизни является приобретение идентичности, которая отделена от остального мира , Подросток перестает видеть себя исключительно на основе того, что о нем думает остальной мир, и вырабатывает самооценку, начиная ценить свою сложность и желание экспериментировать, чтобы найти себя. Именно в этот момент субъект начинает искать социальной вовлеченности и стремится к большей независимости.

Есть определенные разделение по отношению к семье и имеют тенденцию сосредотачиваться больше на группе друзей, являясь существенными элементами при разработке аспектов идентичности и чувства социальной принадлежности. Точно так же общество начинает возлагать на них все большие обязанности и требовать от них большего.

Все это означает, что ряд изменений, с которыми приходится сталкиваться подросткам, может стать очень стрессовым, и им будет сложно их воспринимать, что является особенно чувствительной стадией развития.

Поздний подростковый возраст: что это?

Подростковый возраст можно разделить на несколько этапов : ранняя юность в возрасте от одиннадцати до тринадцати лет (когда обычно наступает период полового созревания), юность в возрасте от четырнадцати до шестнадцати / семнадцати лет и поздняя юность, которую мы увидим ниже.

Поздний подростковый возраст считается эволюционным моментом, непосредственно предшествующим взрослой жизни, после того, как большая часть подросткового возраста прошла. В частности, поздний подростковый возраст отождествляется со второй половиной второго десятилетия жизни, в период, который может варьироваться от 15 до 21 года (Некоторые авторы считают, что оно дается с 15 до 19, другие предлагают между 17 и 21).

На этом жизненно важном этапе считается, что большинство наиболее важных изменений созревания на физическом уровне уже произошло (что более характерно для раннего и среднего подросткового возраста), хотя это не означает, что тело не продолжает развиваться.

  • Может быть, вам интересно: «3 стадии юности»

Когнитивная и созревательная сфера

Что касается когнитивных и социальных аспектов, то считается, что в позднем подростковом возрасте наиболее абстрактное мышление и способность оценивать последствия своих действий уже установлены.

Это гораздо более устойчивая стадия, чем предшествующая ей, характеризующаяся гораздо более взрослым мышлением и сосредоточенная не столько на настоящем и непосредственном, но нацеленном на будущее. Идентичность в значительной степени консолидирована и у вас уже есть некоторые установленные ценности (хотя они могут меняться со временем). Присутствие сильного идеализма и иллюзий является привычным, хотя также могут возникнуть неопределенность и беспокойство, а также психологические проблемы и проблемы со здоровьем.

Изредка может возникать небольшой кризис (так называемый кризис 21-го, хотя в современном обществе его все больше затягивают), когда подросток начинает сталкиваться с требованиями взрослого на работе, в паре и социальное участие.

Несмотря ни на что, мы должны помнить, что мы все еще находимся в подростковом возрасте и все еще не хватает аспектов, чтобы завершить разработку даже на биологическом уровне (Например, префронтальная кора головного мозга не полностью развита, по крайней мере, до 25 лет у большинства людей или даже после тридцати).

Психосоциальные аспекты

Что касается личных отношений, то выделяются большая стабильность и меньше экспериментов, чем в другие моменты подросткового возраста, и На реляционном уровне контакты с большой группой больше не нужны если нет, то обычно больше внимания уделяется отношениям от человека к человеку и близости (как в романтических отношениях, так и в дружбе).

Они гораздо более независимы и семья, и группа сверстников (хотя оба они все еще очень важны), и их ценности и действия больше не зависят так сильно от того, что считают другие. Что касается семьи, то разлука, проводимая в начальные моменты подросткового возраста, сокращается, а связь с семейной средой происхождения восстанавливается. Их участие в сообществе намного больше и обычно это время, когда они хотят «съесть мир».

Библиографические ссылки:

  • Касас Риверо, J.J. и Ceñal González Fierro, M.J. (2005). Подростковое развитие. Физические, психологические и социальные аспекты. Комплексная педиатрия, 9 (1): 20-24. Отделение подростковой медицины. Педиатрическая служба Больница Мостолес, Мадрид.
  • Кастильеро Мименца, О. (2016). Киберзапугивание: домогательства в сети. Анализ и предложение вмешательства. [Интернет]. Университет Барселоны. Доступно по адресу: //hdl.handle.net/2445/103343.
  • Parker, J.G. & Asher, S.R. (1993). Дружба и качество дружбы в среднем детстве: связь с восприятием сверстников и чувство одиночества и социальной неудовлетворенности. Психология развития 29, 6-11.
  • Siegel, D. (2014). Мозговой Штурм Барселона: Альба.
  • Юнис, Дж. И Смоллар, Дж. (1985). Отношения подростков с матерями, отцами и друзьями. Чикаго: Университет Чикагской Прессы

НЕВИДИМЫЙ МИР (December 2021).

  • Особенности образов сказки медведь на воеводстве образы символы
  • Особенности образов сказки коняга образы символы своеобразие животных близость к народным сказкам
  • Особенности образов сказки карась идеалист
  • Особенности образов сказки дикий помещик образы символы своеобразие животных
  • Особенности образа софьи в комедии горе от ума сочинение