Особенности народной сказки царевна лягушка 5 класс

Конспект урока по литературе в 5 классе.тема: царевна-лягушка. народная мораль в характере и поступках героев. образ невесты-волшебницы. ритмичность сказочного повествованияцели:

Конспект урока  по литературе  в 5 классе.

Тема: «Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. Ритмичность сказочного повествования»

Цели:  повторить сведения из начальной школы об особенностях сказки, учить вести беседу по сказке, ввести понятия «мораль» и «образ», учить анализировать и делать выводы, развивать умение пересказа.

Тип урока: комбинированный.

Методы и приемы: анализ произведения, беседа, выразительное чтение, пересказ.

Средства обучения: компьютер, презентация, иллюстрации,

План урока:

І. Начало урока.

ІІ. Артикуляционная разминка.

ІІІ. Постановка цели и задач.

ІV. Проверка домашнего задания (беседа).

V. Основная часть урока. Раскрытие темы урока.

VІ. Домашнее задание.

VІІ. Итог урока.

Ход урока

І. Начало урока.

ІІ. Артикуляционная разминка.

   Детям на уроке предстоит чтение вслух, поэтому работу начнем с разминки — с произнесения скороговорки.

                      Шел Прокоп, кипел укроп.
                     Как при Прокопе кипел укроп,
                     Так и без Прокопа кипел укроп.

Соблюдается методика работы над скороговоркой.

ІІІ. Постановка цели и задач.

— Сегодня на уроке мы продолжим работу над сказкой. Нам предстоит определить мораль в характере героев, поговорить об одной из особенностей сказки – ритмичности, рассмотреть образ невесты-волшебницы.

ІV. Проверка домашнего задания (беседа).

— Какие особенности сказки вам известны?

( Работа по теоретическому материалу на стр. 12-13)   

       — Какой фразой начинается сказка?

       —  В каких еще сказках вы встречали такое выражение?

       — Как называется такое начало сказки?

       — Какие постоянные эпитеты вы нашли в данной сказке?
       Обратим внимание, что присказки в нашем варианте сказки нет, но зачин и концовка традиционны.  

      — Кто главные герои сказки?

       — Почему сказка называется «Царевна-лягушка», хотя не одна она героиня этой сказки? (2-й вопрос учебника, с. 26.)
      (Сказка называется «Царевна-лягушка», потому что первое и главное чудо, волшебство этой сказки — встреча Ивана-царевича с заколдованной собственным отцом Василисой Прекрасной. Разгневанный Кощей Бессмертный превратил свою дочь в лягушку, а она подобрала стрелу младшего царевича).
      — Как царь предложил своим детям искать себе невест?
      После ответа учеников на вопрос предлагается  прочитать выразительно, а затем пересказать отрывок о том, как братья пускали стрелы, со слов: «Вышли братья на широкий отцовский двор…».
      Важно при чтении почувствовать ритмичность отрывка и сохранить эту ритмичность при пересказе. Продолжим беседу.

V. Основная часть урока. Раскрытие темы урока.

1. Народная мораль в характере и поступках героев.

      — Почему, по-вашему, царь сказал Ивану-царевичу, чтобы тот брал лягушку в жены?
      — Рассмотрите иллюстрацию И. Билибина к сказке
(с. 15).

      —Чем нравится вам эта иллюстрация? Какие чувства царевича удалось передать художнику?
      — Вот и стала лягушка женой Ивана-царевича.

       —Какие задания давал царь своим невесткам?
      — Как утешала Ивана-царевича лягушка?
      — Как выполняют задания царя Василиса Премудрая и жены старших царевичей?

       — Итак, ответьте на вопрос, какова народная мораль  в характере и поступках героев? Чтение словарной статьи и разъяснение понятия.

Мораль – система нравственных норм, регулирующая поведение человека. Человек, нарушивший нормы морали, осуждается обществом. Мораль – предмет изучения науки этики.

Мораль в литературоведении – нравоучение или нравственное наставление художественного произведения.      2. Образ невесты-волшебницы.

Поработаем над образом главной героини.

    Образ — воссоздание, изображение в художественном произведении любых предметов,     объектов: людей, других живых существ, явлений предметного мира.

Остановимся с учениками на описании того, как Василиса Премудрая печет хлеб: «Взяла она частые решета…» Прочитаем этот абзац выразительно и спросим:
      — Что особенного в этом описании?
      Дети услышат в нем ритмичность. В учебнике
(с. 27) есть ритмическая запись этого отрывка, но лучше будет, если дети попробуют сделать это самостоятельно.
      Работая в тетрадях и на доске под руководством учителя, они запишут отрывок как белые стихи, и эта работа поможет им приблизиться к представлению о ритме. Если дети пишут очень медленно, можно заранее заготовить текст и коллективно ритмично прочитать его.
      — Сравните описания того, как ткали ковры жены старших царевичей, и описание работы Василисы Премудрой.
      Ученики отметят, что женам старших царевичей кинулись помогать мамушки и нянюшки, а Василиса работала сама. Учителю не стоит акцентировать эту тему, потому что в других вариантах сказок работу за Василису выполняют ее помощники.
      — Сделайте ритмическую запись или произнесите ритмически описание того, как Василиса ткала ковер.

Где кольнет иглой раз —
цветок зацветет,
где кольнет другой раз —
хитрые узоры идут,
где кольнет третий —
птицы летят.

      — Как царь оценивает работу своих невесток? Что он одобряет, что порицает?
      Предложим ученикам прочитать выразительно описание пира от слов: «На другой день, как пришло время ехать на пир…» — до слов: «Сказала, обернулась белой лебедью и улетела в окно»
(с. 18—20 учебника).

      3. Литература и изобразительное искусство
      — Рассмотрите репродукцию картины В. Васнецова «Пир» (с. 19 учебника).
      Если есть возможность, интересно было бы сравнить эту картину с иллюстрацией, сделанной к этому эпизоду сказки И. Билибиным.
      Иллюстрации Билибина в обрамлении растительного орнамента очень точно отражают содержание сказки. Мы можем разглядеть детали костюмов героев, выражение лиц удивленных бояр и даже узор на кокошниках невесток. Васнецов в своей картине не задерживается на деталях, но прекрасно передает движение Василисы, увлеченность музыкантов, которые словно бы притопывают ногами в такт плясовой песне. Мы можем догадаться, что музыка, под которую танцует Василиса, веселая, озорная. При взгляде на эту картину чувствуешь характер сказки.
      — Почему народ называет Василису Премудрой? Какие качества прославляет народ в образе Василисы?
4. Ритмичность сказки.

      — Найдите в тексте примеры особого склада сказки и запишите 1—2 примера в столбик, как стихотворение.
      Если на уроке не остается времени, можно дать это задание на дом.
      
Примеры
      Отрывок о клубочке можно записать так:

Катится клубочек по высоким горам,
катится по темным лесам,
катится по зеленым лугам,
катится по топким болотам,
катится по глухим местам…

      Этот фрагмент передает ритмичность, длительность и неотвратимость действия.
      Слова о том, как царевич нашел иглу, передают быстроту, динамику события:

Обрадовался царевич,
разбил яйцо,
достал иглу
и отломил у нее кончик.

      VІ. Домашнее задание.

           Подготовить ответы на 5—6-й вопросы учебника (с. 26).

VІІ. Итог урока.

    — Итак, наш урок заканчивается. Скажите, пожалуйста, что вы узнали для себя нового из этого урока?

КОНСПЕКТ НОД «Тема: «Русские народные
сказки из волшебного сундучка».

Возраст детей: 5-6
лет.

Образовательная область: Речевое развитие.

Тема: «Русские
народные сказки из волшебного сундучка».

Цель: дать детям понятие, что такое устное
народное творчество.

Задачи:

  • закрепить знание о русских народных сказках
    через различные формы работы: дидактические картинки, прослушивание
    ауди-записей фрагментов из сказок, складывание фрагмента сюжета сказки из
    разрезных картинок.
  • способствовать становлению и развитию
    монологической и диалогической речи у детей с ОНР; развивать самоконтроль
    при произношении уже поставленных звуков и проговаривании окончаний слов;
  • продолжать обогащать знания детей о
    литературных произведениях Белгородского края через драматизацию сказки
    «Почему?» (И. Колесник); формировать умение у детей работать в паре.
  • воспитывать любовь к устному народному
    творчеству и интерес к жизни Белгородской области.

Оборудование и материал:
наглядно-схематическая модель для составления описательного рассказа о русской
народной сказки; ауди-запись фрагментов русских народных сказок «Гуси-лебеди»,
«Козлятки и волк», «Хвосты»; дидактические картинки «Герои русских народных
сказок»; костюм для Кузи, бутафорский сундучок, бутафорская грядка, корзинка;
материал к рефлексии «Сказочный герой».

Ход работы:

  1. Мотивационно-ориентировочный этап.

В.: Дети, а знаете ,в какой стране мы живём?

Д.: Мы живем в стране  России.

В.: Правильно, мы живём в России. Как
называются жители нашей страны?

Д.: Жители нашей страны — россияне.

В.: Правильно. Россия — большая страна, и её
населяет много народов. А на каком языке

говорят россияне?

Д.: Жители нашей страны разговаривают на
русском языке.

В.: Красив, могуч наш русский язык, В древние
времена, когда люди еще не знали букв (еще не придумали), не могли писать, они
передавали из уст в уста то, что сочиняли самые талантливые авторы той поры.
Бабушка рассказывала внучке, внучка вырастала и рассказывала то, что слышала,
своей дочке, та — своей. А знаете, как в то время называли губы? Губы называли
устами. Поэтому, то, что сочинил народ и не мог записать, называлось устным
народным творчеством. К устному народному творчеству относятся пословицы,
поговорки, потешки, заклички, прибаутки, загадки, сказки. И вот сегодня мы
поговорим о русских народных сказках.

( Стук в дверь. Входит домовёнок Кузя. В
руках сундук. Плачет )
.

В.: Кто это к нам пожаловал?

К: Вы меня узнали?

Д.: Это домовенок Кузя!

В: Почему ты такой грустный? Что у тебя
случилось?

К: У меня большое горе, только вы можете мне
помочь. Баба яга рассердилась на меня, разбросала, заколдовала все сказки,
какие хранились в моём сундучке, посмотрите!

(Кузя раскрывает сундучок и показывает
«заколдованные» картинки).

В.: Придётся помочь Кузе. Ребята, а как же мы
сможем помочь Кузе?

Д.: сначала следует угадать название сказки.
Потом – назвать героев сказки. И в конце – рассказать о чем сказка.

(Воспитатель прикрепляет схему
описательного рассказа о сказке)

К.: Для этого нам нужно отправиться в чудесную
страну сказок, надо произнести волшебные слова:

К.: Сказочное времечко, времечко чудесное

Тихо начинается сказка интересная.

Вот мы в сказочной стране.

На картинки посмотрите, всех героев назовите,
что за сказка, подскажите!

К.: о коварная Баба Яга! Вы. Наверно, не
справитесь!

(Кузя показывает картинки с изображением
героев русских народных сказок.Дети «расколдовывают» сказки с опорой на
наглядно-схематическую модель).

Примерные ответы детей.

«Лиса и кувшин»

Это русская народная сказка «Лиса и кувшин».
Главные герои сказки – это лиса. Лиса нашла кувшин с молоком в поле. Она сунула
голову в кувшин, и ее голова застряла в кувшине.

«Три медведя».

Это русская народная сказка «Три медведя».
Один медведь был отец, звали его Михаил Иваныч. Он был большой и лохматый.
Другой была медведица. Она была поменьше, и звали ее Настасья Петровна. Третий
был маленький медвежонок, и звали его Мишутка и Машенька. Однажды Машенька
зашла в дом к медведям и начала хозяйничать в их избе.

«Петух да собака»

Это русская народная сказка «Петух да собака».
Главные герои этой сказки – петух, собака и лиса. Петух и собака убежали от
нерадивого хозяина. А потом собака и петух встретили лису. Она хотела съесть
петушка, а петушок ее обманул.

В.: Как вы думаете, ребята, а кто герой этих
сказок?

Д.: Главными героями в них выступают звери.

В.: Правильно. Сказки о животных считаются
древними. Наши предки раньше, чем прокормить семью, занимались охотой, и их
жизнь зависела от удачи на охоте, и поэтому они с уважением относились к
животным, придумывали о них сказки.

В.: Сказки о животных мы расколдовали. Кузя,
клади свои сказки в сундук.

К.: Ой, спасибо, молодцы! Мои любимые сказки о
животных!

В.: А мы отправляемся дальше. Ребята,
посмотрите  что это? (показывает на разрезные картинки, на русские
народные сказки «По щучьему велению», «Царевна-Лягушка»).

А как мы с этим заданием справимся?

Д.: Чтобы справиться с заданием, нужно собрать
кусочки сказки и угадать название сказки.

В.: Делимся на две подгруппы ребята. Раз, два,
три сказку собери!

В.: Расскажите, так какой из сюжетов сказки вы
собрали?

Примерные ответы детей.

1 ребенок. Мы собрали кусочек из русской
сказки «По щучьему велению». Главные герои сказки – Емеля и щука. Емеля говорил
«по щучьему велению, по моему хотению…» и щука выполняла все задания Емели.

2 ребенок. Мы собрали фрагмент из русской
народной сказки «Царевна-лягушка». Главные герои сказки – это царевна-лягушка и
Иван-царевич. Иван-царевич женился на лягушке. А лягушка оказалась
заколдованной Василисой Премудрой.

В.: Молодцы! Расколдовали и эти сказки. Бери Кузя
и эти сказки в сундучок.

К.: Спасибо, ребята! Молодцы!

И пора нам  с ребятами выполнить
физкультминутку!

Физкультминутка

В темном лесу есть избушка

В темном лесу есть избушка. (Дети шагают.)

Стоит задом наперед. (Дети поворачиваются.)

В той избушке есть старушка. (Грозят пальцем.)

Бабушка Яга живет. (Грозят пальцем другой
руки.)

Нос крючком, (Показывают пальчиком.)

Глаза большие, (Показывают.)

Словно угольки горят. (Покачивают головой.)

Ух, сердитая какая! (Бег на месте.)

Дыбом волосы стоят. (Руки вверх.)

В.: Ребята, присядем на полянку и поможем Кузе
еще отгадать сказки. Слушайте внимательно!

(Звучат фрагменты русских народных сказок
«Хвосты», «Волк и семеро козлят», «Гуси-лебеди». Дети угадывают название
сказок).

Примерные ответы детей.

1  ребенок. 
Это русская народная сказка «Хвосты». Главный герой сказки – это трусливый
заяц. Он боялся идти на ярмарку хвостов и получил самый маленький хвостик.

2 ребенок. Это
русская народная сказка «Волк и семеро козлят». Главные герои сказок – это
семеро козлят и волк. Вол хотел обманом пробраться в избу к козлятам съесть их.

3 ребенок. Это
русская народная сказки «Гуси – лебеди». Главные герои сказки – девочка и ее
братик маленький. Сказка о том, как девочка спасала своего братика, которого
похитили гуси-лебеди.

В.: Кузя, вот еще в волшебный сундук
 несколько сказок. Ребята, молодцы!

Кузя, но для тебя еще один сюрприз.

Ребенок: Кузя, наши ребята покажут тебе сказку
нашей Белгородской области, которая называется «Почему?».

Драматизация сказки «Почему?»

В.: Кузя, тебе понравилась сказка нашего края?
Так положи ее к себе в волшебный сундучок.

К.: Спасибо вам ребята, теперь у меня 
полный сундучок сказок. Спасибо!

(Кузя уходит).

В.: Ребята, скажите, какие сказки мы
расколдовали?

(Ответы детей).

В.: Молодцы! Ребята, если вам понравилось, как
мы вместе расколдовывали сказки, то положите фишки в кармашек под
Иваном-Царевичем. А если вам что-то не понравилось, то в кармашек под
Бабой-Ягой.

(Воспитатель спрашивает мнение двух-трех
детей).

Слайд 1

Литература5 класс«Что за прелесть эти сказки»

Текст слайда:

Литература
5 класс

«Что за прелесть эти сказки»


Слайд 2

Задачи: закрепление знаний о сказке как особом жанре;знакомство с приемами сюжетосложения; знакомство с литературоведческими понятиями; обучение

Текст слайда:

Задачи:
закрепление знаний о сказке как особом жанре;
знакомство с приемами сюжетосложения;
знакомство с литературоведческими понятиями;
обучение приемам сочинительства сказок;
развитие связной речи,
развитие творческого потенциала школьников;
воспитание культуры общения, совместного творчества


Слайд 3

СодержаниеВысказывания о сказкахСказка как жанр устного народного творчестваКлассификация сказокВолшебные сказкиБытовые сказкиСказки о животныхПризнаки волшебных сказокКомпозиция сказкиСюжет волшебных

Текст слайда:

Содержание

Высказывания о сказках
Сказка как жанр устного народного творчества
Классификация сказок
Волшебные сказки
Бытовые сказки
Сказки о животных
Признаки волшебных сказок
Композиция сказки
Сюжет волшебных сказок
Сказочные композиционные элементы
Присказки
Зачины
Концовки
Герои волшебных сказок
Баба Яга
Кощей Бессмертный
Помощники положительных героев
Особенности сказочного языка
Использованная литература


Слайд 4

Высказывания о сказках«…Русские песни, предания, пословицы, …наконец русские сказки – без сомнения заслуживают большого внимания: они память

Текст слайда:

Высказывания о сказках

«…Русские песни, предания, пословицы, …наконец русские сказки – без сомнения заслуживают большого внимания: они память нашего давно минувшего, они – хранилище русской народности».
Н.А.Некрасов

«…Уже в глубокой древности люди мечтали о возможности летать по воздуху, об этом говорят нам легенды о Фаэтоне, Дедале и сыне его — Икаре, а также сказка о «ковре-самолёте».Мечтали об ускорении движения по земле – сказка о «сапогах-скороходах»…мыслили о возможности прясть и ткать в одну ночь огромное количество материи, о возможности построить в одну ночь хорошее жилище, даже «дворец», то есть жилище, укреплённое против врага; создали прялку, одно из древнейших орудий труда, примитивный ручной станок для тканья и создали сказку о Василисе Премудрой».
А.М.Горький


Слайд 5

Сказка –ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок

Текст слайда:

Сказка –ложь, да в ней намек –
добрым молодцам урок
А.С. Пушкин


Слайд 6

Сказка учит смелости, доброте и всем другим хорошим человеческим качествам, но делает это без скучных наставлений, просто

Текст слайда:

Сказка учит смелости, доброте и всем другим хорошим человеческим качествам, но делает это без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести.


Слайд 7

Сказка как жанр устного народного творчества«Сказка – складка (вымысел), а песня – быль…От слова «складывать».Подчёркнутая, сознательная установка

Текст слайда:

Сказка как жанр устного народного творчества

«Сказка – складка (вымысел), а песня – быль…От слова «складывать».
Подчёркнутая, сознательная установка на вымысел. В фантастике, как в зеркале, отразилась жизнь народа и его характер. (Аксаков)


Слайд 8

Классификация сказок

Текст слайда:

Классификация сказок


Слайд 9

Волшебные сказкиВолшебные сказки – особый вымысел. Ни одна волшебная сказка не обходится без чудесного действия, без вмешательства

Текст слайда:

Волшебные сказки

Волшебные сказки – особый вымысел. Ни одна волшебная сказка не обходится без чудесного действия, без вмешательства то злой, то доброй сверхъестественной силы. Она имеет мифологическое происхождение: в ней находят отражение тотемические (некоторые герои рождаются от животных или превращаются в них), анимистические (олицетворяются, например, водная стихия, Солнце, Месяц; наоборот – герои превращаются в камни), магические (волшебное зелье, волшебное слово) представления древнего человека.
Мир волшебной сказки — мир многобожия, т.е. язычества. Человеку помогают или стараются помешать древние властители стихий, природных сил: Солнце, Месяц, Ветер, Морозко, водяной, морской царь. Священника в волшебной сказке не встретишь — все колдуны да ведьмы.
Многие волшебные сказки рассказывают о воинском подвиге. Но сказочные герои сражаются не за Русь, не за Русскую землю. Они добывают для царя какое-либо диво дивное, чудесный предмет.
Волшебная сказка на протяжении столетий передавалась устным путем. Иногда сознательно, иногда случайно сказитель что-то изменял, что-то добавлял. Так создавались произведения, похожие друг на друга, но не в точности одинаковые.


Слайд 10

Бытовые сказкиБытовую сказку называют еще социально-бытовой, сатирической или новеллистической (от слова новелла). Появилась она гораздо позднее волшебной.

Текст слайда:

Бытовые сказки

Бытовую сказку называют еще социально-бытовой, сатирической или новеллистической (от слова новелла). Появилась она гораздо позднее волшебной.
Новеллистическая сказка точно передает быт, обстоятельства народной жизни. Правда соседствует с вымыслом, с событиями и действиями, которых на самом деле быть не может. Например, жестокую царицу исправляют тем, что на несколько дней меняют местами с женой драчуна-сапожника.
В волшебной сказке — два мира, в бытовой — один.
Здесь все обыкновенно, все происходит в повседневной жизни. В бытовой сказке противопоставляются слабый и сильный, богатый и бедный.
Сказка с уважением относится к хорошим, умелым работникам, высмеивает неумех, лодырей. В бытовой сказке (ее недаром называют еще и плутовской) вполне допустима кража.
Самый любимый герой сказки — солдат. Ловкий, находчивый и в слове, и в деле, смелый, все знающий, все умеющий, веселый, неунывающий.
Солдат обычно возвращается домой после 25-летней службы (поэтому он всегда старый солдат!). По дороге с ним приключаются удивительные истории.
Неудачи преследуют в сказке всех, кто в реальной жизни господствовал над народом, обирал его, обижал. Мужик берет верх над барином, работник — над попом, солдат — над генералом, а младший, обиженный в семье — над самодурами-стариками. Начало сказки соответствует действительному, несправедливому положению дел, а конец обязательно разрушает эту несправедливость.
В волшебной сказке герой нередко добивается победы в бою с помощью чудесного оружия. В бытовой — положительный герой силы не применяет, воинских подвигов не совершает. Здесь нет чудес. Происходит как бы состязание ума: кто кого перехитрит, кто окажется сообразительнее.


Слайд 11

Сказки о животных Сказки о животных, как и волшебные сказки, возникли в глубокой древности, в них отражаются

Текст слайда:

Сказки о животных

Сказки о животных, как и волшебные сказки, возникли в глубокой древности, в них отражаются забытые верования, обряды, представления. Тут и память о родовых тотемах, и вековой опыт общения первобытных охотников и скотоводов с животными. В древности такие сказки рассказывали перед началом охоты, и это имело магическое значение. В наше время их рассказывают детям. И говорится в них о повадках, проделках и обыкновенных приключениях диких и домашних зверей, о птицах и рыбах, отношения между которыми очень похожи на отношения между людьми. Да и характер зверей уподобляется человеческому: медведь — глуповат, заяц — трусоват, волк — жаден, а Лиса Патрикеевна — хитрее хитрых, обманет кого хочешь.
Сказок о животных существует несколько видов.
Жили-были дед да баба, и была у них курочка ряба- Замечательная сказка! Коротенькая, ничего лишнего. Подобные сказки рассчитаны на самых маленьких. Слушая их, малыш многое узнает, развивает ум, фантазию.
Известно около 50 сюжетов сказок о животных. Герои их — лиса и медведь, лиса и петух. Особенно часто говорится об отношениях лисы и волка.
Лиса и мужика обманула, притворилась мертвой, а потом перекидала из саней на дорогу всю рыбу. Такие сказки для ребят постарше — тех, кто уже начал осваивать мир за стенами родного дома. А сказка о том, как мужик с медведем делил урожай («тебе — вершки, мне — корешки»), учит смекалке, дает ребенку первоначальные знания о растениях, которые кормят человека.


Слайд 12

Признаки волшебных сказокОсобая композицияСказочные сюжетыТроекратное повторениеПоложительные и отрицательные героиСверхъестественные силы, помощники, магические предметы Чудесные превращения«Сказочный» языкДобро побеждает зло   

Текст слайда:

Признаки волшебных сказок

Особая композиция
Сказочные сюжеты
Троекратное повторение
Положительные и отрицательные герои
Сверхъестественные силы, помощники, магические
предметы 
Чудесные превращения
«Сказочный» язык
Добро побеждает зло   


Слайд 13

Композиция сказки

Текст слайда:

Композиция сказки


Слайд 14

Исходное существование запретаГерои нарушают запретПоследствия нарушенияГерои уходят из дома, чтобы всё исправитьГерою приходят на помощь животныеПоиск спасительной

Текст слайда:

Исходное существование
запрета

Герои нарушают
запрет

Последствия
нарушения

Герои уходят из дома, чтобы всё исправить

Герою приходят на помощь животные

Поиск спасительной магии

Добрые герои
борются со злыми

Спасение

Герой возвращается домой с наградой

Сюжет волшебных сказок


Слайд 15

Сказочные композиционные элементыприсказкизачиныконцовкиЦель присказки и зачина: показать мастерство сказочника, подготовитьаудиторию к слушанию сказки, заинтересовать ею, оторвать слушателя

Текст слайда:

Сказочные композиционные элементы

присказки

зачины

концовки

Цель присказки и зачина: показать мастерство сказочника, подготовить
аудиторию к слушанию сказки, заинтересовать ею, оторвать слушателя от обыденной обстановки, приобщить его к особой ирреальной атмосфере волшебной сказки, подчинить воле рассказчика. Как и былинный запев, присказка необязательная часть волшебной сказки.

Цель концовки: отграничить сказку от реальной жизни и возвратить
слушателя к действительности.


Слайд 16

ПрисказкиБыло это на море, на океане, на острове Кидане стоит древо – золотые маковки; по этому древу

Текст слайда:

Присказки

Было это на море, на океане, на острове Кидане стоит древо – золотые маковки; по этому древу ходит кот Баюн, вверх идёт – песню поёт. А вниз идёт – сказки сказывает. Вот было бы любопытно посмотреть! Это не сказка, а ещё присказка идёт, а сказка вся впереди.
В то давнее время, когда мир божий наполнен был лешими, ведьмами да русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки, в то время жил-был царь по имени Горох…
Вы хотите сказочку? Сказочка – это вязочка, сплетена она из лунного света, перевязана солнечным лучом, а обвита поясом.
Аль потешить вас сказочкой? А сказочка чудесная: есть в ней дива дивные, чуда чудные.
Будет сказка занимательна. Слушайте её внимательно. Кто уши широко раскроет – много всякой всячины усвоит. А кто невзначай уснёт – тот ни с чем и уйдёт.
А кто мою сказку будет слушать, так тому соболь и куница, и прекрасная девица, сто рублей на похмелье и пятьдесят на прогулянье.


Слайд 17

На море, на океане, На острове Буяне Стоит дуб зелёный, Под дубом стол золочёный, Садись, кушай, мою

Текст слайда:

На море, на океане,
На острове Буяне
Стоит дуб зелёный,
Под дубом стол
золочёный,
Садись, кушай,
мою сказку слушай.
А было это, голубчики, в старину,
Когда задумал дед Архип залезть на Луну;
Тогда сказки по воздуху летали,
Друг друга за крылышки хватали,
А я за ними на золотом коне скакала
Да в мешок эти сказки собирала.
Без присказки сказка, что без полозьев салазки: из горы по льду нету им ходу, а по гладкому пути нечего их за собой везти. Слушайте диковинные речи: у дяди Луки были полати подле печи, мост стоял поперёк реки, картофель родилась в земли, а рожь зрела на колоси. Не любо, не слушай, а врать — не мешай.


Слайд 18

ЗачиныЗа далёкими полями, за глубокими морями, за высокими горами, средь лазоревых полян, в некотором царстве, небесном государстве

Текст слайда:

Зачины

За далёкими полями, за глубокими морями, за высокими горами, средь лазоревых полян, в некотором царстве, небесном государстве жило-было…
В некотором царстве, в некотором государстве…
В тридевятом царстве, в тридесятом государстве…
Жили-были…
В некотором царстве, за тридевять земель – в тридесятом государстве…
В тридесятом царстве, небывалом государстве…


Слайд 19

КонцовкиУстроили пир на весь мир, и я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот

Текст слайда:

Концовки

Устроили пир на весь мир, и я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.
А удалец на той царевне Полюшке женился и раздиковинную пирушку сделал; я там обедал, мёд пил, а уж какая у них капустка – ино теперь в роте пусто!
Свадьбу сыграли, долго пировали, и я там был, мёд-пиво пил, по губам текло, в рот не попало. Да на окошке оставил я ложку, кто лёгок на ножку, тот сбегай по ложку.
Вот вам сказка, а мне бубликов связка.
Тут и сказке конец, сказал её молодец, а нам молодцам по стаканчику пивца, за окончание сказки – по рюмочке винца.
Стали жить-поживать – добра наживать.
И сейчас живут – хлеб жуют
Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец!


Слайд 20

Герои волшебных сказокПоложительные герои:Иван-дурак, Василиса Премудрая, Марья Моревна, солдат, младший сын и брат, гонимая сиротка, мужик, крестьянский

Текст слайда:

Герои волшебных сказок

Положительные герои:
Иван-дурак, Василиса Премудрая, Марья Моревна, солдат, младший
сын и брат, гонимая сиротка, мужик, крестьянский сын, царевичи,
королевичи, царевна-лягушка и т.д.

Враги положительных героев:
Змей Горыныч, Кощей Бессмертный, Баба Яга, Лихо Одноглазое,
Морской царь, ведьма, Чудо Юдо и т.д.


Слайд 21

Баба Яга живет в избушке на курьих ножках на границе двух миров (мира живых и мира мертвых).Чтобы

Текст слайда:

Баба Яга живет в избушке на курьих ножках на границе двух миров (мира живых и мира мертвых).
Чтобы попасть в избушку – надо ее повернуть «к лесу задом – к себе передом), т.е. повернуть к миру живых.

Баба Яга, выказав свое недовольство,
накормит гостя своей пищей (пищей другого мира) и истопит баню. Помывшись в бане, гость смывает с себя «дух живых».
После этого Баба Яга признает его за
«своего» и может оказать ему помощь.

Баба Яга

Баба Яга связана с ночью и тьмой. Изображается всегда старой (костяная нога).
Она слепа, не видит, а чует носом
(«русским духом пахнет»).


Слайд 22

Кощей БессмертныйСказочный Кощей – насильник, коварный убийца, скряга, жестокий губитель. Сказки рисуют Кощея высохшим костлявым стариком с

Текст слайда:

Кощей Бессмертный

Сказочный Кощей – насильник, коварный убийца, скряга, жестокий губитель. Сказки рисуют Кощея высохшим костлявым стариком с запавшими глазами. По сказкам, он прибавляет и убавляет людям век, а сам бессмертен: смерть его скрыта в яйце, а яйцо – в гнезде. А гнездо – на дубе, а дуб – на острове, а остров – в безбрежном море.
В древнерусском языке «кощей» означал раба, пленника, слугу.
По Далю, Кощей – это «сказочное лицо, вроде вечного жида, с прилагательным бессмертный, вероятно, от слова кастить, но переделано в Кощей от кости, означая измождённого, непомерно худого человека, особенно старика, скрягу, скупца и ростовщика, корпящего над своей казною».
Д.Сперанский, исследователь литературы Древнего Египта, имя Кощея исторически связывал с легендарным князем Битну – сначала правителем области Каушну, т.е. Эфиопии, а затем – фараоном Древнего Египта.


Слайд 23

Помощники положительных героев

Текст слайда:

Помощники положительных героев


Слайд 24

Особенности сказочного языкаАнтитеза – Скоро сказка сказывается, а не скоро дело делается.Рифма Что написано на роду, то

Текст слайда:

Особенности сказочного языка

Антитеза – Скоро сказка сказывается, а не скоро дело делается.

Рифма
Что написано на роду, то быть сужено тому.
Кощей сидит за столом, пишет пером.

Постоянные эпитеты

Дворец – белокаменный
Лес – тёмный, частый
Меч – острый
Лук – тугой
Стол – дубовый
Перстень – золотой
Мост – хрустальный
Терем – высокий
Горница – светлая
Земля – сырая.
Постель -пуховая

Гипербола – Котору лошадь по крестцу ударит, так и с ног долой упадёт

Синонимы
Не бросай меня , товарищ,
друг, не покинь.

Сравнения
Сел Иван на волка.
Волк побежал стрелой.


Слайд 25

Лексические и синтаксические повторы, образующие параллельные синтаксические конструкции:На столбу написано: «В праву дорогу идти – добра не

Текст слайда:

Лексические и синтаксические повторы, образующие параллельные
синтаксические конструкции:

На столбу написано: «В праву дорогу идти – добра не видать, в леву дорогу
идти – живому не бывать»;
«Один раз закинули – вытянули морскую тину. Второй раз закинули – вытянули-
морскую травину. Третий раз закинули – вытянули рыбу, золото перье».

Сказочные формулы – Ни в сказке сказать, ни пером описать.
Выше леса стоячего, ниже облака ходячего.
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
Много ли, мало ли времени…
Долго ли, коротко ли, низко ли, высоко ли…

Инверсия – обратный порядок слов в предложении.
«Появилось на небе Солнышко, и зазеленели поля, и нежилась Земля…»
«Собрался народ честной да зверь лесной».


Слайд 26

Использованная литература:Тумина Л.Е. Кружок «Сочини сказку». – М.: УЦ «Перспектива», 1995.-373 с.О.Б.Беломестных, М.С.Корнеева, И.В.Золотарёва. Поурочные разработки по

Текст слайда:

Использованная литература:

Тумина Л.Е. Кружок «Сочини сказку». – М.: УЦ «Перспектива», 1995.-373 с.
О.Б.Беломестных, М.С.Корнеева, И.В.Золотарёва. Поурочные разработки по литературе. 5 класс. Издание 2-ое, дополненное. М.: «ВАКО», 2003, 416 с.
Аникин В.П. Русская народная сказка. – М.: Просвещение, 1977.


На чтение 16 мин. Просмотров 130 Опубликовано

Классическая русская народная сказка – самый интересный жанр литературы для детей. Колдовство, загадки, волшебные превращения, чудеса и приключения – всё это присуще русской сказке. Главные герои “Царевна лягушка” – образец лучших человеческих качеств, они учат мудрости и доброте. Такие произведения воспитывают эстетический вкус, любовь к родному языку, учат верить в чудеса, мечтать. “Царевна-лягушка” – это волшебная сказка, так как в ней присутствуют мифические элементы, перевоплощения. Такие сказки – особенно плодотворная почва для детского творчества, развития художественных и литературных способностей.

carevna-lyagushka-glavnye-geroi-47822.jpg

Характеристика героев “Царевна-лягушка”

Главные герои

Царь

Отец трёх сыновей, который приказал им выпустить стрелы в разные стороны, чтобы найти своих будущих жён. Даёт задания своим невесткам, чтобы узнать, кто из них лучшая мастерица, хозяйка, умелица.

Старший сын

Его стрела упала на боярских двор, оттуда он привёз себе невесту.

Средний сын

Его стрела попала на купеческий двор, дочь купца стала его супругой.

Младший сын

Иван нашёл свою судьбу на болоте, оттуда он привёз себе лягушку. Это его расстроило, но пришлось выполнять отцовскую волю. Смелый, ловкий, добрый молодой человек. Благодаря тому, что он пожалел животных (щуку, зайца, медведя), они помогли ему раздобыть яйцо с Кощеевой смертью.

Дочь купца, дочь боярина

Обе невестки оказались неумелыми хозяйками, завистливыми родственницами: ни хлеба испечь, ни рубаху пошить, ни танцевать не научены. Они карикатурно пытаются повторить чудеса, сделанные Василисой, из-за чего Царь прогоняет их с пира.

Царевна-лягушка (Василиса Премудрая)

Заколдованная красавица Василиса, мудрая жена, умелая хозяйка. Ночью снимает шкуру лягушки и выполняет задания царя. Удивляет и радует свёкра, он хвалит её, чему очень завидуют остальные родственники. На пиру у царя Иван царевич впервые видит свою жену в человеческом облике, прибегает домой и бросает шкуру лягушки в печь. Оставалось всего три дня до конца заклятья…Из-за этого Василиса Прекрасная превратилась в кукушку и улетела от любимого к Кощею.

</tr></table>

Второстепенные персонажи

Баба-Яга

В поисках своей возлюбленной Иван заходит в избушку Бабы-Яги. Она чудовищно безобразна, зла и хитра, но давняя вражда с Кощеем делает Ивана её союзником. Рассказывает царевичу, где искать жену и как убить Кощея.

Кощей Бессмертный

Его смерть была на конце иголки, которая находилась в яйце. Добыть “погибель” оказалось очень сложно, ведь он много столетий прятал её. Иван-Царевич добыл заветную иглу и вернул себе любимую.

</tr></table>

В школьной программе сказку “Царевна-лягушка” изучают в 5 классе. Характеристика героев и анализ художественного текста будет необходим для читательского дневника и подготовки к уроку. В сказке “Царевна-лягушка” герои традиционны и привычны, однако они по-своему самобытны и колоритны. Особенно интересны описания тех картин, когда завистливые невестки пытаются удивить царя своими “умениями”, соревнуясь в выпечке хлеба, шитье, танцах.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Русская народная сказка «Царевна-лягушка» Жанр: народная волшебная сказка.Главные герои сказки «Царевна-лягушка»

  1. Иван Царевич, младший сын царя, добрый и верный, не убивал животных и пожалел лягушку.
  2. Василиса Премудрая, она же царевна-лягушка, очень мудрая девушка, которой любое дело было по плечу, красавица.
  3. Царь отец, хитрый и с юмором.
  4. Старичок, дал клубок Ивану
  5. Баба-яга, старушка, которая помогал Ивану

План пересказа сказки «Царевна-лягушка»

  1. Три стрелы трех сыновей
  2. Боярыня, купчиха и лягушка
  3. Царский каравай
  4. Царский ковер
  5. Царский пир
  6. Сгоревшая кожа
  7. Старичок и клубок
  8. Бедные звери
  9. Баба-Яга
  10. Смерть Кощея.

Кратчайшее содержание сказки «Царевна-лягушка» для читательского дневника в 6 предложений:

  1. Иван Царевич посылает стрелу в болото и женится на лягушке
  2. Царевна Лягушка справляется со всеми заданиями царя и оказывается красивой Василисой Премудрой
  3. Иван Царевич сжигает кожу лягушачью, и Василиса улетает, Иван следует за ней.
  4. Старик дает ему волшебный клубок, который указывает путь к бабе-яге
  5. По пути Иван Царевич спасает разных зверей, а баба-яга показывает ему путь к смерти Кощея.
  6. Иван с помощью зверей убивает Кощея и находит Василису Премудрую

Главная мысль сказки «Царевна-лягушка» В этой сказке две главных мысли: помоги ты и помогут тебе, и неуемное любопытство может причинить большие страдания всем людям.Чему учит сказка «Царевна-лягушка» Сказка эта учит нас прежде всего слушаться родителей, даже если их просьбы кажутся странными, учит верить своим любимым и не быть слишком любопытным, учит терпению, учит умению отвечать за свои ошибки, учит быть благодарным, справедливым, добрым.Отзыв на сказку «Царевна-лягушка» Мне эта сказка очень нравится. Необычный образ царевны-лягушки, которая превращается в Василису Премудрую кажется очень привлекательным. Василиса была такой умной, что ее отец Кощей даже превратил ее в лягушку, но она все равно нашла свое счастье. Конечно и Иван Царевич молодец, он не остановился перед трудностями и нашел свою Василису. В этой истории много чудесного и местами смешного.Признаки волшебной сказки в сказке «Царевна-лягушка»

  1. Волшебные превращения — в лягушку, в голубку
  2. Волшебный помощник — клубочек
  3. Волшебные существа — баба-яга, Кощей
  4. Троекратные повторы: три сына, три невестки, три стрелы, три задания царя, три дня, три года, три хлеба, три пары сапог.

Пословица к сказке «Царевна-лягушка» Не по виду суди,а по делам гляди. Умел сказать, умей и ответ держатьКраткое содержание, краткий пересказ сказки «Царевна-лягушка» Было у царя три сына и решил царь, что пора сыновьям жениться. Велел взять им луки и пустить стрелы куда глаза глядят. Пустили сыновья стрелы, у старшего на боярский двор залетела, у среднего к купцу, а у младшего на болото. Пошел младший сын стрелу искать, смотрит лягушка ее держит. Не хотел Иван-царевич лягушку брать, но та его уговорила. А царь увидел лягушку, посмеялся, и сказал сыну на ней жениться. Приказал царь невесткам за ночь хлеб испечь. Расстроился Иван, а лягушка его спать укладывает, кожу сбрасывает и Василисой Премудрой становится. Испекла он хлеб с городами, зверями и птицами. Царь хлеб старшего сына велел дворне отнести, хлеб старшего сына — от большой нужды есть, а хлеб младшего сына только по праздникам кушать. Велел царь ковер выткать. Опять лягушка кожу сбросила и выткала ковер с цветами и узорами. Царь ковер старшего сына велел на лошадь надеть, ковер среднего сына у ворот положить, а ковер младшего по праздникам расстилать. Пригласил царь сыновей с невестками на пир. Иван вперед пошел, а лягушка сказала чуть позже приедет. И вот смеются гости над Иваном, а тут гром и молнии — лягушонка в коробчонке едет. Да только приехала карета и Василиса Премудрая. Все гости были поражены. А Василиса ест, косточки за один рукав складывает, вино за другой заливает. Как пошли танцевать, махнула Василиса руками — озеро с лебедями получилось. А другие невестки махнули руками — гостей облили, да костями закидали. Тут Иван домой сбегал, да кожу спалил. А Василиса увидела, опечалилась. Три дня не хватило ей для того, чтобы от колдовства освободиться. Превратилась Василиса в голубку и улетела к Кощею, отцу своему. Опечалился Иван, взял три хлеба железных и трое сапог железных, и пошел жену искать. Долго шел, два хлеба съел, две пары сапог сносил, встретил старика. Дал старик Ивану клубок и пошел Иван за клубком. Встретил по дороге медведя, селезня, зайца и щуку, но не убил, а отпустил. Пришел Иван к бабе-яге, та его накормила и напоила, да рассказала, что Василиса Премудрая у Кощея в плену. А смерть Кощея в сундуке на дубу лежит. Нашел Иван тот дуб, прибежал медведь, вырвал дуб с корнем, из сундука заяц выбежал, да только заяц Ивана его догнал. Из зайца утка — ее селезень поймал, яйцо в воду упало — его щука принесла. Сломал Иван Царевич иголку и умер Кощей. Вышла к нему Василиса Премудрая и стали они счастливо жить.Иллюстрации и рисунки к сказке «Царевна-лягушка»

Сказка «Царевна — лягушка» является народной и несет в себе некий смысл – она учит добру, веры в победу добра над злом. Главные герои сказки «Царевна-лягушка» хорошо знакомы всем детям.

Содержание

Рассказ о героях «Царевны лягушки»

Главные герои сказки «Царевна лягушка» – это Иван Царевич, Василиса Премудрая и Кощей Бессмертный. Есть и второстепенные персонажи. К ним относятся родители Царевича, Баба Яга, братья Ивана Царевича, колдун.

Основная идея, красной нитью проходящая через все сочинение — от чистого сердца помогай другим, будь бескорыстен и рано или поздно это вернется тебе большим добром.  Сказка учит быть целеустремленным, нести ответственность за свои поступки, не боятся трудностей, и все вершины будут покорены.

Положительные герои сказки «Царевна лягушка»

Основные положительные герои сказки царевна лягушка – Василиса Премудрая и Иван Царевич.  Василиса являет собой настоящий идеал женщины: умная, преданная, любящая. Ее таланты многогранны, а красота просто поражает. А вот главный герой сказки Царевна Лягушка Иван Царевич добрый, доблестный, храбрый  и самоотверженный персонаж, который ради любимой готовый идти хоть на край света. Ему по плечу даже смертельная схватка с негативным персонажем сказки – Кощеем Бессмертным. К тому же Царевич не раз проявлял великодушие, бескорыстность и милосердие. Эти качества позволили ему найти себе верных друзей, которые не раз оказывали помощь Ивану Царевичу.

Стоит отметить, что в сказке Царевна Лягушка главные герои не смогли бы пройти все испытания без своих помощников, второстепенных персонажей — говорящие звери, помогающие Василисе мамки — няньки, старик, который подарил Царевичу путеводный клубок, Баба-Яга, помогавшая найти ему путь в царство Кощея.

Отрицательные герои сказки «Царевна лягушка»

Отрицательным героем является Кощей Бессмертный. Он зловредный,  любвеобильный и фигурирует во многих народных сказках как похититель красавиц.  Его поступки далеки от нравственных и честолюбивых, но он всегда получает по заслугам.

Здесь даны основные сведения о русской народной сказке «Царевна-лягушка», представлено её краткое содержание для читательского дневника и пересказ. Также дана краткая характеристика главных героев и других персонажей. В конце статьи указаны темы и основная мысль (идея) этой сказки.

Краткие сведения о произведении

Русская народная сказка «Царевна-лягушка» существует в нескольких обработках. Здесь представлено краткое содержание и краткий пересказ этой сказки в обработке А. Афанасьева.

Главные герои сказки

Другие персонажи

Очень краткое содержание для читательского дневника

По велению царя его сыновья должны были жениться. Приказал он им так выбрать невест: выстрелить в чистом поле из лука. Где стрела упадёт, там и должен каждый был искать себе невесту.

Младший сын, Иван-царевич, нашёл свою стрелу в болоте. Пришлось ему жениться на лягушке.

С заданиями царя лягушка справлялась лучше жён старших сыновей. На пир она приехала в облике красавицы.

Иван царевич сжёг лягушачью кожу, чтобы жена всегда оставалась красавицей. Но из-за этого жена его исчезла. Нашёл её царевич у Кощея Бессмертного, победил этого злодея и освободил свою жену.

Краткий пересказ (более подробный, чем краткое содержание)

У царя было три сына. Велел он им жениться. Чтобы найти невесту, каждый из сыновей должен был в чистом поле наугад выстрелить из лука. На чей двор стрела прилетит, там и должен был свататься молодец.

Стрела старшего брата упала на боярский двор к боярышне. Среднего брата стрела прилетела на двор купца к купеческой дочери.

А стрела младшего брата, которого звали Иваном-царевичем, долетела до болота. Там её поймала лягуша-квакуша.

Иван царевич огорчился, но отец заставил его жениться на лягушке.

Когда сыновья женились, царь приказал, чтобы их жёны испекли ему к завтрашнему дню хлеб.

Пришёл Иван-царевич домой невесел и рассказал лягушке о приказе отца. Та его успокоила, уложила спать, а сама сбросила кожу лягушачью и превратилась в красавицу Василису Премудрую. Вышла она на крыльцо, позвала мамок-нянек и велела им испечь такой хлеб, какой она ела, живя у батюшки.

Утром Иван-царевич увидел прекрасный хлеб и отнёс его отцу. Царю очень понравился этот хлеб. Отдал он сыновьям новый приказ: чтобы их жёны соткали по ковру за одну ночь.

Иван-царевич огорчился и поведал о приказе лягушке. Снова она успокоила его да спать уложила.

Мамки-няньки за ночь соткали ковёр, изукрашенный узорами и златом-серебром.

Очень был доволен царь, поблагодарил Ивана-царевича за ковёр. И сразу же приказал, чтобы все три сына пришли к нему вместе с жёнами, чтобы люди на них посмотрели.

Пришёл Иван-царевич домой грустный, сообщил лягушке о приказе отца. Лягушка сказала, чтобы он один шёл в гости к царю. Велела она, чтобы царевич, услышав стук-гром, сказал, что «это лягушонка в коробчонке едет».

Так он и сделал. Подъехала к дворцу красивая карета, запряжённая в шесть лошадей. Вышла из неё красавица — Василиса Премудрая.

Когда гости пировали, Василиса Премудрая остатки питья из стакана вылила себе в рукав, поела, а косточки лебединые спрятала в другой рукав.

Жёны старших царевичей сделали то же самое.

Стала Василиса Премудрая плясать с Иваном-царевичем. Махнула она рукой — появилось озеро, махнула другой — поплыли по нему лебеди.

И жёны братьев Ивана-царевича начали плясать и махать руками, но из рукавов только брызги воды летели да кости. Одна в глаз царю угодила. Разгневался он и прогнал жён старшего и среднего сына.

Иван-царевич поторопился первым прийти домой. Нашёл кожу лягушачью и сжёг её. Приехала жена, не нашла кожу. Опечалилась Василиса Премудрая и сказала царевичу, что если бы он подождал немного, была бы она вечно его женой. Попрощалась и сказала, чтобы искал Иван-царевич её «за тридевять земель, в тридесятом царстве — у Кощея Бессмертного».

Превратилась она в белую лебедь и вылетела в окно.

Закручинился Иван-царевич и пошёл куда глаза глядят. Встретился ему старичок, узнал о несчастье царевича и сказал, что отец Василисы Премудрой сердился, что она умнее его и велел, чтобы она была лягушкой три года.

Дал старичок царевичу клубочек и велел идти туда, куда он покатится. Иван-царевич так и сделал.

Встретился ему в поле медведь, хотел убить его царевич. Медведь попросил оставить его в живых и обещал пригодиться когда-нибудь. Пожалел царевич медведя.

Встретились ему в пути селезень и заяц, они тоже просили их не убивать и обещали пригодиться. Пожалел их Иван-царевич.

На морском берегу увидел он щуку. Попросила она пустить её в море. Иван-царевич бросил её в воду и пошёл снова за клубочком. Привёл клубок его к избушке на курьих ножках. Попросил царевич, чтобы избушка встала к нему передом, а к морю задом. Когда избушка повернулась, царевич зашёл в неё.

Увидел он на печи бабу-ягу. Спросила баба-яга, зачем добрый молодец к ней пожаловал. Иван-царевич сказал, чтобы сначала его напоила-накормила, выпарила в бане, а потом и спрашивала.

Когда баба-яга всё это сделала, царевич поведал ей, что ищет Василису Премудрую. Баба-яга сказала, что Василиса Премудрая сейчас у Кощея Бессмертного, которого победить очень трудно. Смерть его на кончике иголки, иголка в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, заяц в сундуке, сундук — на дубу. Дуб охраняет Кощей Бессмертный.

Сказала баба-яга, где это дерево растёт. Дошёл Иван-царевич до дуба, не зная, как достать с него сундук. Прибежал медведь, выворотил дуб из земли, сундук разбился.

Выскочил оттуда заяц — да наутёк. За ним погнался другой заяц, разорвал первого в клочки.

Из зайца выпорхнула утка, её догнал в небе селезень, ударил, яйцо утка и выронила прямо в море.

Заплакал Иван-царевич, но вынырнула из моря щука и дала ему яйцо. Разбил царевич яйцо, достал иголку, обломил её кончик — и помер Кощей.

А Иван-царевич с Василисой Премудрой вернулись домой и долгие годы жили счастливо.

Заключение к краткому пересказу

В сказке «Царевна-лягушка» раскрыты следующие темы:

Основная мысль (идея) состоит в том, что ради любви нужно быть готовым преодолеть любые трудности и препятствия.

Сказка учит:

Краткое содержание сказки может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ — для подготовки к уроку литературы.

Вам также будет интересно почитать:«Размышления у парадного подъезда» — краткое содержание стихотворения Н. А. Некрасова«Приключения Оливера Твиста» — краткое содержание и пересказ по главам романа Ч. Диккенса«Анна Каренина» — краткое содержание и пересказ по частям и главам романа Л. Н. Толстого«Василий Тёркин» — краткое содержание и пересказ по главам поэмы А. Т. Твардовского

Краткая характеристика героев сказки «Царевна лягушка» изложена в этой статье.

Сказка «Царевна — лягушка» является народной и несет в себе некий смысл – она учит добру, веры в победу добра над злом. Как и у всех волшебных повестей, здесь есть счастливый конец и главные герои.

Содержание

Характеристика главных героев царевна лягушка

В этой сказке есть два главных героя – Иван Царевич и Василиса Премудрая, вокруг которых и закрутился весь ее сюжет. Поэтому мы составили для Вас краткое описание героев сказки царевна лягушка.

Характеристика Ивана Царевича

Он является самым младшим сыном Царя и, к тому же, холостым. Со сказки видно, что у него почтительные и доверительные отношения с родителями, ведь по настоянию отца он пустил стрелу с целью найти себе жену. И даже когда Иван Царевич попал в лягушку, он все же женился на ней по совету родителей.

Среди негативных черт его характера  выделяются нетерпеливость, восприимчивость и очень часто у него нет своего мнения. Вы только вспомните, когда Иван Царевич раньше нужного времени сжег лягушиную кожу Василисы Премудрой из–за того, что старшие братья над ним смеялись.  Но вместе с тем главный герой имеет железную волю, он целеустремленный и не робеет перед трудностями (царевич изгрыз 3 хлеба железных и износил 3 пары железных сапог), добр и милосерден не только по отношению к людям, но и к животным. Из этого следует сделать вывод, что Иван Царевич является положительным персонажем. Он никому не сделал ничего плохого.

Читая сказку можно наблюдать за его трансформацией: вначале герой был домашним и капризным, но выйдя из опеки родителей, он прошел долгий путь сложных испытаний  и раскрылся как отважный, смелый человек.

Характеристика Василисы Премудрой

Василиса Премудрая является главным женским персонажем. Ей присущи величественная гордость и простота, мягкий характер и гибкий ум, а также полное сердце неиссякаемой любви. В девушке сосредоточены лучшие черты народного русского характера. Не зря ее назвали Премудрой. Она освоила в совершенстве волшебные премудрости и в этом деле превзошла даже своего отца – могущественного колдуна. Василиса также проявила себя как рукодельница, хозяйка и волшебница. Главная черта ее характера – это умение принимать правильные решения и сохранять спокойствие в любых испытаниях.

Используемые источники:

  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/carevna-lyagushka/glavnye-geroi-harakteristika.html
  • http://santyaguarundito.blogspot.com/2018/03/blog-post_4.html
  • https://kratkoe.com/tsarevna-lyagushka-geroi/
  • https://blmb.ru/carevna-lyagushka-kratkoe-soderzhanie/
  • https://kratkoe.com/harakteristika-geroev-tsarevna-lyagushka/
  • В русской литературе очень много сказок, которые нам родители в детстве читали перед сном. Одной из таких сказок является сказка Царевна-лягушка. О данном народном творчестве и будет мое мини сочинение с главной героиней Царевной-лягушкой.

    Царевна лягушка сочинение

    Написать о Царевне лягушке для 5 класса не сложно, ведь сюжет сказки нам знаком с рождения, поэтому и свои мысли по сказке Царевна-лягушка будет изложить не трудно, а даже приятно.
    Итак, моей любимой сказкой с детства является Царевна-лягушка и я поделюсь мыслями по поводу данного произведения. Если честно, многие читают сказку и не задумываются о том, чему она нас учит, а ведь каждая сказка поучительна, достаточно лишь вдуматься в текст. И я это сделала. Прежде всего, сказка нас учит сопереживанию и состраданию. Мы видим, как наш герой, несмотря на свой голод, оставляет жизнь животным, что встречаются на его пути. И тут же, имеется тайный подтекст, когда животные приходят Ивану-царевичу на помощь. То есть, автор говорит о том, что добро будет вознаграждено и на примере показывает, если ты поможешь — то и тебе помогут.
    Сказка нас учит самокритичности. Мы видим, как жены старшего и среднего братьев насмехаются над лягушкой, считая ее недостойной себя, в то время как царевна-лягушка намного лучше их. Она талантливее, настоящая хозяюшка, мастерица на все руки и при этом скромна, не выхваляется.

  • Моей самой любимой русской народной сказкой является «Царевна-Лягушка». Её авторы хотели показать, как важны и полезны такие человеческие качества, как доброта и трудолюбие, искренность в отношениях между людьми, стремление помочь окружающим. Сказка «Царевна-Лягушка» учит своих юных читателей тому, что окружающих нас людей необходимо оценивать не по «одёжке», а по их поступкам и качествам характера.
    Главная героиня сказки – Царевна-Лягушка, которая изначально отталкивает Ивана-Царевича своим внешним видом. По указу отца, он вместе с братьями должен был пустить стрелу, и там, где она упадёт искать себе невесту. Ивану-Царевичу – младшему из братьев выпала доля повстречать Царевну-Лягушку. Когда отец семейства приказал своим невесткам пройти тяжёлые испытания, Иван-Царевич понял, как ему повезло с невестой. Она достойна справилась со всем трудностями, выпавшими на её долю, и молодой жених увидел в её характере прекрасные качества – она была очень доброй, внимательной, скромной и заботливой.
    При этом невесты старших братьев Ивана-Царевича, которые были хороши собою, не смогли показать себя с положительных сторон во время этих испытаний. И Царевна-Лягушка становится Василисой Премудрой, которая поражает и царя и его сыновей своими качествами, знаниями и умениями.
    И жених – Иван-Царевич пришёлся ей под стать. Он был добрым и смелым, с уважением относился к окружающим. Таким образом герои сказки «Царевна-Лягушка» смогли одержать победу над злом и несправедливостью.

  • Все мы с самого раннего детства слышали множество сказок. Большая часть из них всегда несет в себе поучительный урок. Бывает, что в некоторых сказках данный урок необходимо поискать, ведь он хорошо завуалирован.
    Читая любую из сказок, человек попадает в сказочный, чудесный мир, который полон чудес и волшебства. Кажется, что читатель попадает в мир со своими законами, отличными от тех к которым мы привыкли. Весь этот мир настолько увлекает в себя, что просто невозможно провести параллель между реальностью и сказочным миром.
    В любой из сказок, даже если главные герои в ней предстают животными, то все равно на них проецируются человеческие отношения. Сказка – отличный способ показать людям со стороны их желания, отношения с близкими и родными, нетерпеливость и самое, наверное, главное их пороки.
    Так вот, хочу поведать вам о моей самой любимой сказке, в которой также есть скрытые человеческие тайны. Название данной сказки «Царевна-лягушка». Возможно, многие станут говорить о том, что она рассчитана на аудиторию с младшим дошкольным возрастом, но для меня ее сюжет весьма интересен и поучителен.
    В сюжете описывается жизнь царя, у которого было три сына. Вот однажды пришло время им жениться, но найти свою суженную они не могли. Вот и пришло им в голову решение, пустить каждому по стреле, в чей двор она упадет, та супругой и станет, решили они. Двум старшим сыновьям достались девицы под стать, а вот младшему не повезло. Его стрела угодила в болото к лягушке. Но делать было нечего и он забрал ее к себе во дворец.
    Во дворце царь невестушкам уготовал испытания и самое интересное, что наша Царевна-лягушка справлялась с ними просто на отлично! Царевич же увидел, что красавица скидывает с себя шкуру лягушки, а после опять ее одевает и принимает решение спалить ее. Не захотел он поговорить с супругой и терпеть больше не хотел шкурку эту. Тем самым он обрек себя на испытания перед кощеем, дабы вернуть возлюбленную.

  • И дети, и взрослые любят читать сказки. Читая сказки, люди переносятся в совершенно иной мир, который полон чудес и приключений.
    Мне очень нравится читать сказки, которые учат чему-нибудь хорошему. В сказке «Царевна-лягушка» есть положительные герои и отрицательные персонажи. Мой любимый персонаж – это Царь. Он является отцом трёх сыновей. Это очень трудно воспитать хороших людей, когда они живут в богатстве. Но, Царь-отец всеми возможными способами стремится вырастить из своих сыновей достойных людей.
    Когда царевичи стали достаточно взрослыми, отец понимает, что пора их женить. Когда человек женится, он становится более ответственным. Царевичи должны обзавестись семьями и начать самостоятельную жизнь. Перед Царём стоит важная задача: найти хороших жён своим сыновьям. Как же это лучше сделать? Ведь необходимо, чтобы девушки понравились не только отцу, но и сыновьям.
    Царь решает, что выбор должна сделать судьба. Он уверен, что стрелы, выпущенные из лука, достигнут правильной цели. Судьба поможет выбрать царевичам именно ту девушку, которая больше всего им подходит.
    Так оно и получилось. Стрела старшего сына упала на боярский двор. Второй сын попадает стрелой во двор к купцу. А, младший – в болото к лягушке.
    Царь – очень справедливый. Он не даёт старшим невесткам унижать Царевну-лягушку. Но, он ещё и требовательный человек. Ему не важно, что боярская и купеческая дочери не умеют сами готовить и ткать. Отец хочет, чтобы у его сыновей были трудолюбивые жёны. Он поручает испечь хлеб и соткать ковёр. Это самые необходимые умения, которыми должны были владеть женщины в то время.
    Царь любит трудолюбивых людей и терпеть не может бездельников. Он хвалит Царевну-лягушку за её мастерство, а боярыню и купчиху стыдит за их неумение.
    Все эти поступки характеризуют Царя, как положительного героя, который хочет добра и счастья своим детям.
    5 класс

  • Сначала определяемся с главными героями и героинями этой сказки, а их у нас оказывается два: 1. это сама виновница сюжета лягушка, она же заколдованная царевна и 2. это младший из царевичей – Иван, который взял в жены лягушку.
    Мы решили с ребенком написать сочинение об Иванушке, ибо до этого делали пересказ от лица Ивана в школе и тематически этот герой оказался нам ближе. Итак, наше сочинение об Иване-царевиче, который спас свою жену-лягушку от козней Кощея.
    Моим любимым героем в сказке про царевну-лягушку является Иван – третий, младший сын царя. Его смело можно назвать героем потому, что он спас свою царевну, когда пришлось ее из рук Кощея вызволять. Иван, конечно, сам совершил плохой поступок, когда не спросив разрешения у жены, сжег ее лягушачью шкурку во время пира у батюшки-царя. Но, он же не оставил царевну в беде, которой пришлось возвратиться в замок Кощея, т.к. заклятие с нее не сошло из-за неправедных действий Ивана. Поэтому Ивану пришлось в путь отправляться, за царевну сражаться.
    Дальше Иван-царевич выступил настоящим героем, добывая смерть Кощееву. Он и с Бабой-Ягой сумел учтиво поговорить, и животных пожалел, встретившихся ему на пути к царевне. А те ему добром отплатили – помогли с Кощеем справиться и развеять чары с «лягушки».
    Вывод: эта сказка многому учит. Например,
    иногда совершая не совсем хороший или верный поступок, можно попытаться исправить ситуацию;
    за свое счастье надо всегда бороться и сражаться;
    надо помогать людям и зверям, и они помогут тебе;
    не суди о человеке сразу, а сначала узнай его.
    Мы писали сочинение для уровня – литературный урок в 5-м классе по сказке «царевна-лягушка».

  • Как и каждая сказка, «Сказка о Царевне-лягушке» очень поучительна.Она учит нас многим хорошим ка­чествам. В первую очередь добру исостраданию. Иван-царевич по дороге в Кощеево царство сохраняет жизньмногим животным: медведю, зайцу, селезню, щуке. А ведь он был голоден!Другой бы на его месте, не задумываясь, полакомился зайцем или щукой. АИвану-царевичу стало их жалко. Он, наверное, поду­мал, что у них естьдети или мамы с папами, и пожалел и тех и других. Зато зло, считаетИван-царевич, необходимо ис­треблять. Поэтому он без всякого сожаленияраспра­вился со злодеем Кощеем Бессмертным. В то, что животные, которыхглавный герой не стал убивать, в нужную минуту приходят ему на помощь,так­же вложен тайный смысл — на добро отвечают добром, или, как говорятеще, поможешь ты — помогут тебе. «Сказка о Царевне-лягушке» учит бытьснисходи­тельным к другим и самокритичным по отношению к се­бе. Женыстарших братьев, как и сами братья, насмеха­ются над Царевной-лягушкой,считают ее недостойной себя. На самом деле она намного лучше справляетсясо всеми заданиями царя. При этом заколдованная девуш­ка не кичитьсясвоими успехами, а, наоборот, всегда и со всеми скромна и приветлива.Высокомерные и своенравные жены старших бра­тьев получают по заслугам.Царь выгоняет их из замка после того, как они залили всех гостейнедопитым ви­ном, а его закидали костями из своих рукавов. Это го­ворит отом, что добро побеждает зло. Еще сказка учит добиваться своей целинесмотря ни на что. Много трудностей на своем пути преодоле­вает младшийсын царя, прежде чем находит свою ца­ревну. Другой бы на его местедавно отчаялся, сломил­ся, испугался трудностей. Но доброта, смелость,целе­устремленность Ивана-царевича вознаграждаются — он находит ВасилисуПрекрасную, и живут они долго и счастливо.ИЗВИНИТЕ ЧТО МНОГО

  • Во все времена сказки привлекают внимание не только детей, но и  многих взрослых. Ведь в  них всегда хорошая концовка, где добро побеждает зло. И дети, и взрослые по-разному смотрят и анализируют смысл той или иной сказки. Они делают выводы и находят каждый для своего возраста что-то полезное и поучительное.
    В сказке «Царевна лягушка» самым поучительным, ярким  и, привлекающим внимание читателя персонажем является Василиса Премудрая. Автор не спроста дал ей такое имя, ведь она в полной степени соответствует слову из своего  имени «премудрая».
    Это прекрасная девушка, с великолепными внешними данными, но по воле  злого Кощея, она на определённый срок заколдована в лягушку, которая вызывает отвращение у человека. Но это только в первые минуты встречи с ней, при дальнейшем общении Василиса Премудрая притягивает к себе и вызывает совершенно другие чувства, что и произошло с Иваном-царевичем.     Героиня сказки достойно и с ангельским терпением несёт это тяжёлое заклятие  в своей  жизни. Попав в дом к  Ивану-царевичу, она, не смотря на свой внешний вид,  утешает, успокаивает его, говорит, чтобы он не  печалился.  Василиса  Премудрая является для мужа надёжной опорой и поддержкой.  Это говорит о её очень глубокой жизненной мудрости, которая позволяет ей находить выход из любой сложившейся ситуации.
    Василиса Премудрая прекрасная  хозяйка в доме. Она вкусно готовит обеды  и печёт пироги, великолепно справляется с рукоделием. Это всё было показано и доказано на деле, когда она выполняла задания царя-батюшки. Нет такой работы, которую она не смогла бы выполнить. Василиса прекрасно и с хорошим чувством вкуса выглядит и одевается, достойно ведёт себя в гостях. А как превосходно она танцует! Своими изящными и плавными движениями она, словно волшебница, может так завлечь внимание зрителя, что у них создаётся впечатление, будто те пейзажные картинки, которые она изображает, происходят наяву. Василиса всегда вызывает восторг и восхищение, а у некоторых даже и зависть.
    Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что Василиса Премудрая является примерным и  поучительным героем сказки «Царевна лягушка»  не только для детей, но и для взрослых.

  • Сочинение 5класс про внутреннюю и внешнюю красоту по сказке царевна-лягушка

    Ответы:

    Лавная героиня сказки – Царевна-Лягушка, которая изначально отталкивает Ивана-Царевича своим внешним видом. По указу отца, он вместе с братьями должен был пустить стрелу, и там, где она упадёт искать себе невесту. Ивану-Царевичу – младшему из братьев выпала доля повстречать Царевну-Лягушку. Когда отец семейства приказал своим невесткам пройти тяжёлые испытания, Иван-Царевич понял, как ему повезло с невестой. Она достойна справилась со всем трудностями, выпавшими на её долю, и молодой жених увидел в её характере прекрасные качества – она была очень доброй, внимательной, скромной и заботливой. При этом невесты старших братьев Ивана-Царевича, которые были хороши собою, не смогли показать себя с положительных сторон во время этих испытаний. И Царевна-Лягушка становится Василисой Премудрой, которая поражает и царя и его сыновей своими качествами, знаниями и умениями. И жених – Иван-Царевич пришёлся ей под стать. Он был добрым и смелым, с уважением относился к окружающим. Таким образом герои сказки «Царевна-Лягушка» смогли одержать победу над злом и несправедливостью.

  • Сочинение по сказке «Царевна-Лягушка»
    Моей самой любимой русской народной сказкой является «Царевна-Лягушка». Её авторы хотели показать, как важны и полезны такие человеческие качества, как доброта и трудолюбие, искренность в отношениях между людьми, стремление помочь окружающим. Сказка «Царевна-Лягушка» учит своих юных читателей тому, что окружающих нас людей необходимо оценивать не по «одёжке», а по их поступкам и качествам характера.
    Главная героиня сказки – Царевна-Лягушка, которая изначально отталкивает Ивана-Царевича своим внешним видом. По указу отца, он вместе с братьями должен был пустить стрелу, и там, где она упадёт искать себе невесту. Ивану-Царевичу – младшему из братьев выпала доля повстречать Царевну-Лягушку. Когда отец семейства приказал своим невесткам пройти тяжёлые испытания, Иван-Царевич понял, как ему повезло с невестой. Она достойна справилась со всем трудностями, выпавшими на её долю, и молодой жених увидел в её характере прекрасные качества – она была очень доброй, внимательной, скромной и заботливой.
    При этом невесты старших братьев Ивана-Царевича, которые были хороши собою, не смогли показать себя с положительных сторон во время этих испытаний. И Царевна-Лягушка становится Василисой Премудрой, которая поражает и царя и его сыновей своими качествами, знаниями и умениями.
    И жених – Иван-Царевич пришёлся ей под стать. Он был добрым и смелым, с уважением относился к окружающим. Таким образом герои сказки «Царевна-Лягушка» смогли одержать победу над злом и несправедливостью.

  • Моей самой любимой русской народной сказкой является «Царевна-Лягушка». Её авторы хотели показать, как важны и полезны такие человеческие качества, как доброта и трудолюбие, искренность в отношениях между людьми, стремление помочь окружающим. Сказка «Царевна-Лягушка» учит своих юных читателей тому, что окружающих нас людей необходимо оценивать не по «одёжке», а по их поступкам и качествам характера. Главная героиня сказки – Царевна-Лягушка, которая изначально отталкивает Ивана-Царевича своим внешним видом. По указу отца, он вместе с братьями должен был пустить стрелу, и там, где она упадёт искать себе невесту. Ивану-Царевичу – младшему из братьев выпала доля повстречать Царевну-Лягушку. Когда отец семейства приказал своим невесткам пройти тяжёлые испытания, Иван-Царевич понял, как ему повезло с невестой. Она достойна справилась со всем трудностями, выпавшими на её долю, и молодой жених увидел в её характере прекрасные качества – она была очень доброй, внимательной, скромной и заботливой. При этом невесты старших братьев Ивана-Царевича, которые были хороши собою, не смогли показать себя с положительных сторон во время этих испытаний. И Царевна-Лягушка становится Василисой Премудрой, которая поражает и царя и его сыновей своими качествами, знаниями и умениями. И жених – Иван-Царевич пришёлся ей под стать. Он был добрым и смелым, с уважением относился к окружающим. Таким образом герои сказки «Царевна-Лягушка» смогли одержать победу над злом и несправедливостью.

  • Особенности любовной лирики блока сочинение
  • Особенности любовной лирики ахматовой сочинение
  • Особенности любовного конфликта в пьесе на дне сочинение 11 класс 350 слов
  • Особенности любовного конфликта в пьесе на дне горького сочинение 11 класс
  • Особенности литры 18 века 9 класс сочинение