Особенности композиции волшебной сказки

Оглавлениевведение2основная часть...3 что такое сказка. 3виды сказок..3композиция сказки..3заключение.5приложение61. введение.актуальность темы. вы знаете, что такое сказка? где она живт? да повсюду:

Оглавление

  1. Введение…………………………………………………………………………………2
  2. Основная часть……………………………………………………………………………3
  1.  Что такое сказка……………………………………………………………………. 3
  2. Виды сказок…………………………………………………………………………..3
  3. Композиция сказки…………………………………………………………………..3
  1. Заключение……………………………………………………………………………….5
  2. Приложение………………………………………………………………………………6

1. Введение.

Актуальность темы.

 Вы знаете, что такое сказка? Где она живёт? Да повсюду: в дремучем лесу, в поле, на распутье дорог, в шорохе листвы… Сказка родилась с человеком, и пока живёт человек, жива и сказка. Сказки любят все: и взрослые и дети. В них много разных чудес. Чудеса сказки особенно очаровывают нас своей сказочной фантазией.

Все дети любят сказки, многие даже сочиняют их сами, но волшебная сказка хранит в себе секреты. Знание их поможет сочинить настоящую волшебную сказку.

Цель исследования: изучить особенности волшебных сказок.

Задачи исследования:

—  Выделить отличия волшебной сказки от других видов сказок.

—  Узнать, с помощью чего можно сочинить волшебную сказку.

—  Создать памятку «Уроки волшебства или как сочинить свою сказку».

—  Сочинить волшебную сказку.

 Объект исследования: волшебные сказки

Предмет исследования: законы создания волшебной сказки.

 Методы исследования:

—  анализ художественной литературы и интернет-источников по данной теме;

—  описательный метод (наблюдение, классификация, обобщение);

—  анкетирование.

Гипотеза: волшебные сказки имеют свои особенности, зная их, сказку может сочинить и ребенок.

2. Основная часть.

2.1. Что такое сказка.

Сказки – это занимательные рассказы о необыкновенных, вымышленных событиях и приключениях. Во всём мире люди рассказывают сказки, развлекая друг друга. 

В мире много сказок, их с интересом читают и взрослые, и дети. Известно, что сказка – это жанр литературного творчества (Википедия). В толковом словаре русского языка (Ожегов С.,) сказано, что «сказка – это повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил», еще дается такое определение – «выдумка, ложь (разг.)» или «то же, что чудо».

2.2. Виды сказок

Существует три основных вида сказок: волшебные, бытовые и сказки о животных. По авторству: литературные и народные.

Признаки волшебных сказок:

—  особая композиция;

—  троекратное повторение;

—  положительные и отрицательные герои;

—  сверхъестественные силы, помощники, магические предметы;

—  чудесные превращения;

—  добро побеждает зло.

2.3. Композиция сказки

Сказка строится по своим законам, у нее есть особые элементы, без которых она не будет настоящей, благодаря которым она сохраняют одну из своих важных особенностей – напевность.

Присказка нужна для того, чтобы подготовить к слушанию сказки, заинтересовать ею. Она — необязательная часть волшебной сказки. Можно начать с забавной присказки, присказки-небылицы: “В некотором царстве, в некотором государстве, под номером седьмым, под которым мы сидим, жил да был белоус, надел на голову арбуз, на нос — огурец и построил чудо-дворец. Это не сказка, присказка, сказка будет после обеда, после мягких калачей”.

Зачин в сказке нужен для того, чтобы сделать ее начало более интересным и загадочным: “В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь…”; «За далёкими полями, за глубокими морями, за высокими горами, средь лазоревых полян, в некотором царстве, небесном государстве жил-был…».

Завязка – это начало событий.

Развитие сюжета — это поиск потерянного или недостающего.

Кульминация волшебной сказки состоит в том, что главный герой, или героиня сражаются с противоборствующей силой (или отгадывают трудные задачи) и всегда побеждают её.

Развязка — это преодоление потери, или недостачи. Обычно герой (героиня) в конце «воцаряется» — то есть приобретает более высокий социальный статус, чем у него был в начале.

Концовка нужна для того, чтобы ограничить вымышленный мир сказок от реальной жизни и вернуть слушателя к действительности. Например: «Устроили пир на весь мир, и я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало», «Вот вам сказка, а мне бубликов связка», «Стали жить-поживать – добра наживать».

В сказках есть борьба добра со злом, а значит, без злодеев в них не обойтись.

Таким образом, можно сделать вывод, что волшебные сказки похожи друг на друга. Именно в народных сказках сохраняются все функции, и соблюдается схема. В авторских, литературных сказках этого может не быть.

          При сочинении собственной сказки можно использовать все функции, а можно часть из них опустить. Главное – попасть из точки «жили-были» в точку «счастливый конец».

Итак, можно сделать вывод, что, опираясь на схему, можно самостоятельно сочинить волшебную сказку

        Совместно с классным руководителем я создал памятку «Уроки волшебства или как сочинить свою сказку». ( Приложение1)

Заключение

Работая над проектом, я читал волшебные сказки и убедился, что они отличаются от других сказок благодаря волшебным предметам, чудесам и особому построению сюжета.

        Сказку можно сочинить самому, зная ее особенности. Работа над проектом помогла мне научиться превращать обыкновенные истории в настоящие волшебные сказки: где есть добро и зло, помощники и волшебные предметы, препятствия и трудные испытания.

       И я сочинил собственную волшебную сказку. ( Приложение 2)

Приложение 1

ПАМЯТКАОсобенности композиции волшебной сказки

Функция волшебной сказки

Пример

Зачин, создание сказочного пространства

«Давным-давно», «жили-были», «в тридесятом царстве»

Особое обстоятельство

«Солнце исчезло с небосклона», «дожди перестали лить, и наступила засуха»

Запрет

«Не открывай оконца», «не отлучайся со двора», «не пей водицы»

Нарушение запрета

Персонажи сказок и в оконце выглядывают, и со двора отлучаются, и из лужи водицу пьют

Герой покидает дом

При этом герой может либо отправляться, отсылаться из дома, например, с благословения родителей разыскивать сестренку

Появление друга-помощника

Серый волк, кот в сапогах

Волшебные предметы

Ковер-самолет, меч-кладенец, скатерть-самобранка и т.п.

Враг начинает действовать

Змей похищает царевну, колдунья отравляет яблоко

Даритель испытывает героя

Новый персонаж – волшебник, гном, старушка

Герой выдерживает испытание

Справляется со всеми испытаниями

Получение волшебного средства

Оно может передаваться, изготовляться, покупаться, появляться неведомо откуда, похищаться, даваться дарителем

Герой вступает в битву с врагом

Это может быть открытый бой — со Змеем Горынычем…

Враг  повержен

Врага не только побеждают в бою или состязании, но и изгоняют или уничтожают с помощью хитрости

Герой возвращается домой

На ковре-самолете….

Счастливый конец

Пир на весь мир, свадьба, полцарства в придачу

Приложение 2

Волшебная рыбка

В некотором царстве, в подводном государстве жила была маленькая рыбка, по имени Милли.

Да непростая рыбка, у нее был волшебный хвостик. Она им плохих рыб наказывает, хорошим помогает.

Каждый день Милли веселилась со своими друзьями рыбками Никки и Микки. Они пели песни, танцевали, играли в прятки.

Одним прекрасным утром, как обычно Милли поплыла к своим друзьям, чтобы поиграть с ними.

Но на их полянке никто не веселился.  Кругом было много мусора, цветы и водоросли вырваны, а вода была очень мутная.

— Что случилось спросила Милли у своих друзей Никки и Микки? — Кто вас так напугал?

— Это была большая и страшная акула – сказали они. Она поселилась в нашем домике и обещала нас съесть.

— Не волнуйтесь, сказала Милли. Я помогу выгнать ее и рассказала свой план.

Рыбки дождались ночи. И когда акула уснула, Милли подплыла к ней, махнула своим волшебным хвостиком и у акулы исчезли все зубы.

Проснулась акула, выбралась из домика и хотела схватить зубами маленьких рыбешек. Но не смогла, ведь у нее не было зубов. Все рыбки стали над ней смеяться. Без зубов она не страшная.

Заплакала акула. Ей стало стыдно за свое поведение.

— Простите меня- сказала акула. Я больше не буду вас обижать. Верните мне пожалуйста мои зубки.

И рыбкам стало жалко акулу.

— Милли снова махнула своим волшебным хвостом. Появились у акулы зубы. Она поблагодарила всех рыбок и уплыла, и больше никогда не появлялась.

А Милли со своими друзьями стали веселиться как прежде.

Тема: А.С. Пушкин «Сказка о
царе Салтане …» Особенности волшебной сказки.  Герои литературной сказки.

Цель:

1)   
а) показать элементы
анализа сказки с точки зрения жанра, сюжета, композиции; б) отметить языковые
особенности литературной сказки; в) отметить отличие литературной сказки от
народной;

2)   
работать над навыками
выразительной речи;

3)   
учить работе с текстом;

4)   
закрепить литературные
термины «жанр», «сюжет», «композиция»

Методы: анализ сказки по плану; работа с текстом, выразительное чтение.

Наглядность: иллюстрации по сказкам А.С.Пушкина,
рисунки учащихся, музыка Глинки, инсценировка отрывка «Сказки о царе Салтане…»
,компьютер, интерактивная доска

Планируемые результаты

       Личностные

-включение учащихся в деятельность на личностно
значимом уровне;

-регулирование поведения в
соответствии с познанными моральными нормами и этическими
требованиями;                                                               

-эмпатия, понимание чувств других
людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках; эстетическое
чувство на основе знакомства с художественной культурой;

-познавательная мотивация учения.

          Познавательные

расширять знания учащихся о
жанрах; читать произведение данного жанра с соблюдением норм литературного
произношения, правильным интонированием; добиваться понимания содержания сказки.

           Регулятивные

-определять цель учебной деятельности;

-контролировать выполнение задания

-определять степень успешности выполнения своей работы
и работы других обучающихся.

              Коммуникативные

-работая в группе учитывать мнения
партнёров, отличные от собственных;

-собственную позицию и координировать
её с позицией партнёров при выработке решения;

-оказывать в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;

-владеть диалогической формой речи.

Ход урока:

1.Актуализация полученных ранее знаний и умений.

Постановка
проблемного вопроса.

Сегодня займемся
анализом сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…», отметим языковые
особенности литературной сказки, закрепим понятие литературных терминов «жанр»,
«сюжет», «композиция».

Назовите общие особенности волшебных сказок  (см.план)

1.    
Есть волшебство

2.    
Странствия,
приключения героев

3.    
Кто-то мешает или
помогает

4.    
Герой воюет с
нечистой силой

5.    
Эпизоды повторяются
по 3раза

6.    
Есть зачин,
концовка

7.    
Добро побеждает зло

А теперь назовите жанровые особенности сказки волшебной (см.план)

1.    
Повторы

2.    
Общие места

3.    
Строй сказки
плавный, напевный

4.    
Сказочник рисует
словами образы, как красками

А теперь непосредственно обратимся к сказке «О царе Салтане». Найдите
памятку «Жанр». А теперь, пользуясь этим планом, расскажите все, что касается
понятия «жанр» по сказке

Жанр – это вид
литературы. Сказки бывают народные и литературные «Сказка о царе Салтане» —
литературная, т.к. есть автор А.С.Пушкин.

Пушкин придумал характеры
своим героям, побуждения, поступки

В кухне злится
повариха (злость)

Плачет у станка
ткачиха,

И завидуют оне

Государевой жене
(зависть)

С ободренною душой
князь пошел к себе домой (спокойный)

          Определите
характер героя, каким его изобразил Пушкин? (на листочке — письменно)

          Тот
(коршун) уж когти распустил, клев кровавый навострил

1.    
Хищный

Что еще придумывает Пушкин для своих героев?

Мысли

          Приведите
примеры

Кабы я была
царица, —

Говорит одна
девица, —

То на весь
крещенный мир

Приготовила б я
пир…

Кабы я была
царица, —

Третья молвила
сестрица, —

Я б для батюшки
царя

Родила б богатыря

Любовь, ненависть, зависть, печаль,
благодарность…

          А теперь
определите, какое чувство изобразил Пушкин в данном отрывке.(работа с
интерактивной доской)

 (Отметить на листе
под цифрой 2 — письменно)

          Век тебя я
не забуду:

          Отплачу
тебе добром,

          Сослужу
тебе потом!

2.    
Благодарность

Какая еще особенность литературной сказки отмечается?

Пушкин придумывает ход событий

          Назовите
основные события сказки «О царе Салтане…»

Разговор 3 девиц
подслушан царем; свадьба; война; родился сын; зависть сестер и тетки; бочку
бросили в море; Гвидон вырос; убил коршуна; избавил царевну-лебедь;

Та подарила
Гвидону город; белку; 33 богатыря стали дозором город обходить. Гвидон женился
на царевне. Встречи с корабельщиками; приезжает царь Салтан. Завистницы
прощены. Радость.

          Жуковский,
прочитав две сказки Пушкина «О попе и его работнике Балде» и «Сказку о царе
Салтане», написал «У Пушкина … сказки русские народные, …совершенно русские…
Прелесть невообразимая» (слова написаны на доске)

Докажите, что Пушкин
некоторыми элементами русских народных сказок воспользовался. Что взято автором
из русских народных сказок?

Имена (Бабариха,
царевна-лебедь, коршун-чародей, белка-искусница, завистливые сестры)

Костюмы (В чешуе,
как жар горя, 33 богатыря; под косой луна блестит…)

          Узнайте по костюму героя сказки (показ на ИД)
и запишите на листе под цифрой 3 (письменно)

          Весь сияя в
злате он сидит в палате на престоле и в венце

3.    
Салтан

Продолжаем работать над тем, что еще использовано А.С.Пушкиным из
народных сказок

Приключения, странствия героев:

Бочка по морю
плывет…

А ткачиха с поварихой,
с сватьей  бабой Бабарихой извести ее хотят…

          Как вы понимаете эту шутку?

          А ткачиха с
поварихой

          С сватьей
бабой Бабарихой

Около царя сидят –

Четырьмя все три глядят

Двух сестер укусил
Гвидон около глаза, когда оборотился в насекомых.

А комар-то злится,
злится

И впился комар как
раз

Тетке прямо в
правый глаз.

Повариха
побледнела, обмерла и окривела!

Зажужжал он и как
раз

Тетке сел на левый
глаз,

И ткачиха
побледнела:

«Ай!» — и тут же
окривела.

          Мы не
случайно говорили о шутках, т.к. в русских сказках они часто встречаются.

          Что вы
можете сказать о времени и месте действия?

Сказка на вечные
времена: «Каждый день идет там диво». Место действия: царство славного Салтана,
город на острове Буян, море. Корабельщики объехали весь свет: За морем житье не
худо…

          Что общим
является для сказки литературной и народной?

Мораль

          Какую
мораль можно извлечь из этих слов?

          А ткачиха с
поварихой

          С сватьей
бабой Бабарихой

          Разбежались
по углам:

          Их нашли
насилу там.

          Тут они во
всем признались,

Повинились, разрыдались

Не надо совершать злые поступки, не
надо завидовать

Царь для радости
такой отпустил всех трех домой…

Ветер по морю гуляет…

Учит справедливости , добру, правде

II. Анализ сказки по плану «Сюжет».

Что такое сюжет?

Это
последовательность событий. В любой сказке есть конфликт. Сестры завидуют
младшей, которая становится царицей. Конфликт углубляется, когда рождается сын.

В сказке всегда
кто-то помогает или мешает. Помогает царевна-лебедь. Мешает царевне коршун.
Мешают царице сестры и Бабариха. Сказка имеет волшебство. Н-р, сын растет не по
дням, а по часам. Гвидон превращался в насекомых… В сказке есть странствия
героев: корабельщики объехали весь свет

          Помогаем
приводить примеры

Гвидон летает к
царю Салтану. Герой воюет с враждебными силами. Гвидон убивает коршуна-чародея,
мстит теткам и Бабарихе (кусает их). Добро побеждает зло. Сказка заканчивается
счастливым  концом: радостной встречей Салтана с женой и сыном. Завистницы прощены.

          III.
Рассмотрим план под названием «Композиция
».

Что такое композиция?

Композиция – это
построение произведения. Сказка обычно начинается с зачина: (царя с царицею)

Три девицы под
окном

Пряли поздно
вечерком…

          В сказке
есть концовка:

Я там был, мед,
пиво пил

Да усы лишь
обмочил.

          В сказке эпизоды
повторяются по 3 раза: н-р, 3 сестры пряли

          Цифра 3
волшебная, характерная для многих сказок. Приводим примеры.

3 раза Гвидон
превращался в насекомых и летал к Салтану. 3 Раза обращался к царевне-лебеди за
помощью. Она его 3 раза спрашивала: «Что ты тих, как день ненастный, опечалился
чему?» 3 раза заезжают корабельщики, 3 раза угощают их Гвидон и Салтан; они
рассказывают о том, что видели на белом свет. Строй сказки плавный, напевный.

IV.Физкультминутка. (Аудиозапись)     Демонстрация презентации для
физкультминутки, включение аудиозаписи.       Учащиеся проговаривают слова и
выполняют движения.

V. А теперь обратимся к особенностям языка
сказки
.

Перечислим их
(см.план на ИД)

1.    
Синонимы

2.    
Сравнения

3.    
Эпитеты

4.    
Противопоставления

5.    
Ондокоренные слова

6.    
Сложные слова

7.    
Славянизмы

8.    
Определение после
определяемого слова стоит

9.    
Уменьшительно-ласкательные
суффиксы

10.
Усилительные
частицы, обращения и т.д.

Назовите мне те выражения, которые можно считать пословицами,
фразеологизмами, крылатыми выражениями

Словно реченька
журчит. Выступает будто пава. Жена не рукавица: с белой ручки не стряхнешь да
за пояс не заткнешь

          Какую
особенность языка вы отметите в этой фразе (в этих фразах)?

          Здравствуй,
князь ты мой прекрасный!

          Бог вас,
дети, наградит

Обращение

          Удалец,
Диковинка, орешки – слова из сказки. Какую языковую особенность вы заметили?

Уменьшительно-ласкательные суффиксы

          Грусть-тоска,
Гости-господа – Какую особенность языка характеризуют эти слова?

Сложные слова

          Найдите в
тексте эпитеты

Синее море, божий свет, тугой лук,
добрый путь

          На листке
поставьте цифру 5. Отметьте особенность языка: «Что я царь или дитя? Или К нам
он в гости собирался, а доселе не собрался»

5.    
Противопоставление

VI. Давайте проведем маленькую викторину по
знанию текста( викторина  на ИД)

1. Почему Салтан
расстался с женой после свадьбы?

В те поры война была

2. Родила царица в
ночь не то сына, не то дочь, не мышонка, не лягушку, а (кого?)

Неведому
зверушку

3. Царь велит своим
боярам,

Времени не тратя
даром,

И царицу, и приплод
… (что сделать?)

Тайно бросить в
бездну вод

4. Какую песенку
пела белка?

Во саду ли, в
огороде

5.Разом  пушки
запалили,

В колокольнях
зазвонили,

К морю сам идет
Гвидон…

Кого он встречает?

Царя Салтана

VII.Рефлексия.

 Давайте подведем итоги.Вы обратили внимание на то, как долго писал
сказку Пушкин. На экране  следующие цифры:

Краткая запись «Сказки о царе Салтане» в  Кишиневе – 1822г.

Подробная запись в Михайловском – в 1824г.

14 стихов, остальное проза – 1828г.

Написал полностью в 1831г., устроив творческое соревнование с
Жуковским.

А легко ли и интересно вам было читать сказку?

Да

          Все
гениальное просто. А теперь вы видите, сколько трудов на сказку было положено
автором.

          А теперь
подведем итоги нашему уроку.

Жанр – сюжет – композиция – три этих литературных термина крепко между
собой связаны.  Что такое жанр? Что такое сюжет? Что такое композиция?

Вид литературы. Последовательность
событий. Построение произведения

          На этом
урок закончен

Тема

Модуль
«Скоро сказка сказывается». Сказка. Добрая и злая сила в волшебной сказке
«Царевна-лягушка».

Форма
проведения

Урок
изучения нового материала.

Цели

•          дать
понятие о сказке как жанре фольклора, познакомить с основными видами сказок;
выявить основную идею сказки «Царевна-лягушка»;

•          формировать
навыки работы с иллюстрациями и лексической работы, выразительного чтения и
художественного пересказа;

•          воспитывать
внимательных, вдумчивых читателей, любящих книгу.

Содержание
урока (элементы обязательного минимума образования)

Художественные
особенности волшебной сказки. Сюжет в волшебной сказке.  Сказочные образы.
Проблематика. Народные представления о духовном облике жены. Сказка и миф:
сходства и различия. Нравоучительный и философский смысл сказок. Сказочники.
Собиратели сказок. Народная мораль в характере и поступках героев.

Виды
учебной деятельности

Составление
плана сказки и таблицы в ходе исследования композиции, лексическая работа, сообщения
учителя и

учащихся,
художественный пересказ, работа с иллюстрациями.

Планируемые
результаты

Личностные: формирование
представлений об эстетических ценностях гуманизма, о красоте внешней и
внутренней, справедливости, счастье настоящих людских отношений, не
омраченных помыслами о знатности и богатстве, о необходимости обретения
существования, достойного душевных качеств человека, о торжестве
справедливости; развитие морального осознания и компетентности в решении
моральных проблем;

Метапредметные: умение
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группах; определение в произведении
элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка,
понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения
(элементы филологического анализа);

Предметные: понимание
ключевых проблем изученных произведений русского фольклора; владение
литературоведческими терминами «сказка», «типы сказок», «образы животных»,
«образ-пейзаж», «композиция волшебной сказки»; определение в произведении
элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка.

Оборудование

Учебники,
рабочие тетради, презентация, фрагмент мультфильма «Царевна-лягушка»
режиссёра  Михаила Цехановского, «Союзмультфильм», 1954 г.

Ход урока

Этап урока, его задачи

Содержание этапа

I.
Мобилизующий этап.

Обеспечить
организационное начало урока, психологически подготовить и эмоционально
настроить учащихся на работу

Организация
учащихся, подготовка рабочих мест.

II.
Изучение нового материала.

Обеспечить
восприятие, осмысление и первичное усвоение уч-ся изучаемого материала:
существенных признаков, понятий, знаков, теорий и др.

1.Самоопределение
учащихся на основе антиципации (предугадывание темы, целей, задач урока).

2. Работа со
статьёй учебника «Русские народные сказки», с.34-36, часть 1 учебника.

Знать

Сказка
занимательный, поучительный рассказ о необыкновенных, фантастических,
вымышленных событиях и приключениях. Различают сказки волшебные, бытовые и о
животных.

3.Анализ
содержания сказки.

3.1. Лексическая
работа. Обращение к индивидуальному домашнему заданию.

— Объясните
значения слов: лытать, пытать, кручиниться, тужить, мудрёный, молвить,
дивиться, снарядиться.

3.2.Беседа.

— Какое
впечатление произвела на вас сказка? Чем понравилась?

— О чём эта
сказка? Назовите её героев.

— Кто из героев вам
более всего понравился и почему?

— Что вы знаете
об этих героях?

Иван-царевич –
один из главных персонажей русского фольклора, борется со злом, помогает
обиженным или слабым. Как сказочный персонаж появился в конце XVIII – начале
XIX в. Главное действующее лицо во множестве сказочных сюжетов
(«Царевна-лягушка», «Иван-царевич и Серый Волк», «Молодильные яблоки»).

Василиса
Премудрая – персонаж русских народных волшебных сказок. В большинстве из них
Василиса Премудрая – дочь морского царя, наделённая мудростью и способностью
превращения. Тот же женский образ выступает под именем Марьи-царевны, Марьи
Моревны, Елены Прекрасной.

— Почему героиня
в сказке превращена именно в лягушку? (Согласно поверьям, лягушка – лунное
животное, приносящее дождь. Символ плодородия, плодовитости. Означает
обновление жизни и воскресение.

В христианстве
она символизирует и положительные качества (связь с плодородием,
возрождением), и отрицательные (связь с тёмным миром, болезнью, смертью).

Чудо, которое
творит на царском пиру Царевна-лягушка, при всей своей волшебно-сказочной
традиционности, носит христианский характер. Ведь в танце Василисы,
спрятавшей в руках объедки, происходит не просто творение мира, но именно
оживление, воскрешение: лебедей – из косточек, озера – из остатков выпитого).


К каким сказкам относится сказка «Царевна-лягушка»?

III.
Осознание и осмысление учебного материала. Практическое применение знаний и
умений.

Обеспечить
повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания.

Обеспечить
установление уч-ся внутрипредметных и межпредметных знаний.

 Провести
коррекцию выявленных пробелов в осмыслении уч-ся изученного материала

1.Обращение к домашнему заданию. План сказки
«Царевна-лягушка». Задание 3 урока 9 Рабочей тетради.

2.Композиция волшебной сказки. Задание 4 урока 9
Рабочей тетради.

Композиция волшебной сказки

Экспозиция

Причины,
которые породили завязку.

Сватовство,
приказы царя.

Завязка

Главный
герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу

«Василиса
Премудрая обернулась белой лебедью и улетела в окно».

Развитие
сюжета

Поиск
потерянного или недостающего

Иван-царевич
отправляется на поиски и встречается с медведем, зайцем, уткой, селезнем,
щукой.

Кульминация

Главный
герой или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают
её или разгадывают трудные загадки.

Иван-царевич
убивает Кащея.

Развязка

Преодоление
потери или недостачи.

Иван-царевич
возвращается во дворец с Василисой Премудрой

3.Беседа.

— Почему царь избрал такой странный способ выбора
невест для своих сыновей? (У каждой сказки есть свои «условия». Если бы их
не было, то и сказки не было. Необычайные ситуации и положения – особые
приметы любой сказки).

— Где нашли невест старшие братья?

— Почему Иван-царевич вначале хотел «отступиться от
своей находки», «бежать»?

— Почему братья смеются над Иваном-царевичем?

— Почему царь не стал противиться этому браку?

4. Чтение по ролям эпизода «Первый приказ царя» от
слов «Поклонились царевичи отцу и пошли…» до слов «Вот этот хлеб только в
большие праздники есть».

— Что мы можем сказать о героине?

— Когда в сказке впервые появляется имя царевны
(Василиса Премудрая)? Почему? (Имя появляется тогда, когда героиня
начинает работать. Сказка оценивает мастерство как мудрость. В уменье
мастерски работать подчёркивается высокое превосходство и ценность человека).

— Что напоминают эти строчки: «Взяла она частые
решета, мелкие сита, просеяла муку пшеничную, замесила тесто белое, испекла
каравай рыхлый да мягкий». «Где кольнёт иглой раз – цветок зацветёт, где
кольнёт другой раз – хитрые узоры идут, где кольнёт третий – птицы летят»? (Эти
строчки звучат как стихотворение. Крестьянской работе свойственна ритмичность
и строгая последовательность. В сказке дано реальное описание труда,
характерного для русского народа и его быта).

— Как оценивает царь работу невесток? Почему сказка
преувеличивает недостатки работы других невесток? (Этим преувеличением
подчёркивается искусство Василисы Премудрой, которое удивляет царевича и
заслуживает высокой оценки царя. Указание на превосходство лягушки над
снохами крайне необходимо: высмеянная Иванова «неровня» оказывается
достойнее, умнее боярыни и купеческой дочери).

— В чём истинная красота героини сказки?

— Как царевич оценил работу Василисы? (В первом
случае царевич «диву давался», во втором случае ковёр получился такой, «что ни
вздумать, ни взгадать, разве в сказке сказать», и царевич ахнул. Здесь
отмечается не только мастерство Василисы, но и умение царевича оценить это
мастерство).

— Известно, что сказка «Царевна-лягушка» имеет 24
варианта. Один из лучших вариантов включён в наш учебник. Знаете ли вы другие
варианты? Какая между ними разница?

— Какой предстаёт Василиса в сцене пира?

5. Просмотр фрагмента мультипликационного фильма,
19.30-23.00 мин.

— Почему царь трижды испытывает невесток? (Повторы
в сказках носят традиционный характер. Обычно троекратное повторение эпизода
происходит с наращением эффекта. В первых двух случаях искусству Василисы
дивятся царь и его приближённые, в третий раз – весь народ).

6.  Обращение к репродукциям картин В.М.Васнецова и
И.Я.Билибина «Царевна-лягушка».

— Чья картина вам больше понравилась? Почему?

7. Беседа.

— Почему Иван-царевич сжёг лягушачью кожу?
самого начала Иван не может побороть в себе чувство стыда перед людьми за то,
что ему попалась неказистая жена. Увидев же жену красавицей, он решил
положить конец своим мучениям. Не оценив внутренних достоинств жены,
огорчённый её безобразием, тем, что она неровня ему, Иван всей силой души
пожелал иметь жену-красавицу. Он смог полюбить лишь её внешнюю красоту).

— Достоин ли Иван-царевич Василисы Премудрой? (Герой
убеждён, что внешняя красота привлекательнее внутренних достоинств. Это
представление сказка не может оставить без опровержения. Герой должен
искупить свою вину перед женой, которой он ещё недостоин).

— Как Василиса Премудрая отнеслась к поступку
Ивана-царевича?

— Почему Иван-царевич отправился на поиски Василисы
Премудрой?

— О чём свидетельствует гипербола «… две пары
железных сапог протёр, два железных хлеба сглодал…»?

— Что рассказал Ивану-царевичу старичок?

8.  Обращение к репродукции картины В.М.Васнецова
«Кощей Бессмертный».

— Кто такой Кащей Бессмертный?

Кащей (Кощей) Бессмертный –
отрицательный персонаж русских сказок. Царь, иногда – всадник на волшебном 
говорящем коне. Часто выступает в роли похитителя невесты главного героя.
Изображается в виде худого высокого старика, часто представляется скряжистым
и скупым. Вода сообщает ему сверхъестественную силу.

— Кто подсказал герою, как расправиться с Кащеем?
Кто такая Баба Яга?

Баба Яга – персонаж восточных и западных
славян, старуха, наделённая магической силой, ведунья. Живёт в лесу, в
избушке на курьих ножках, иногда окружённой высоким частоколом из
человеческих костей, летает в ступе. Часто в её доме находится Кот,
являющийся охранником и советчиком, или Мышь. Баба Яга – отрицательная
героиня, но иногда помогает главному герою одолеть своего противника.

— Почему только после смерти Кащея герои могут стать
счастливыми? (Кащей Бессмертный олицетворяет собой мир насилия,
человеконенавистничества. Он – воплощение той социальной силы, которая
нарушила древние родовые порядки равноправия. Кащей способен распоряжаться
судьбами людей. Сам же он бессмертен. Его смерть хранится в яйце. Уничтожив
яйцо, можно положить конец жизни Кащея. Даже в сказках людям трудно бороться
с несправедливостью. Поэтому бессмертного Кащея постигла кончина. Пользуясь
воображаемыми средствами расправы с Кащеем, люди прекращали жизнь этого
существа очень надёжным способом: зло раздавливалось в зародыше).

9.Задание 5 урока 9 Рабочей тетради.

IV.
Проверка уровня усвоения знаний и умений.

Выявить
недостатки в знаниях и способах действий уч-ся.

Установить
причины выявленных недостатков.

Обеспечить
развитие у школьников способности к оценочным действиям.

Откорректироварь
выявленные пробелы в знаниях и способах действий уч-ся в рамках изученной
темы.  

Задание 6 урока 9 Рабочей тетради.

— О чём сказка «Царевна-лягушка»? (Сказка говорит
о счастье настоящих отношений между людьми, не омрачёнными помыслами о
знатности и богатстве. В ней воплощена мечта о жизни, достойной внутренних
качеств человека. Эта мечта – основа идейно-художественного целого. Сказка
выражает также мечту о торжестве справедливости, которой реальный мир не
знает).

— Почему сказка называется «Царевна-лягушка»?
образе Царевны-лягушки нашла отражение мечта народа об идеальной героине,
умной, скромной, трудолюбивой, способной победить силы зла, сотворить
справедливый и счастливый мир).

V.
Домашнее задание.        

Обеспечить
понимание уч-ся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

1.Прочитать
сказку «Чего на свете не бывает?» в электронном приложении.

2.Групповое
задание: нарисовать портреты героев сказки, составить устные комментарии к
рисункам, оформить выставку рисунков.

3.Инд.задание:
подготовить художественный пересказ бытовых сказок «Барин и мужик», «Барин и
собака».

Опережающее задание для реализации
мини-проекта «Скоро сказка сказывается»: разделиться на группы для создания
самодельных книжек сказок, распределить обязанности (сочинить сказку,
проиллюстрировать ее, оформить книжку-малышку).

VI.
Рефлексия. Итог урока.

Обеспечить
самоанализ учащимися их деятельности на уроке и полученных новых знаний по
теме урока.

Научить
соотносить собственный результат с поставленной целью.

Оценить
работу учащихся.

1-й
вариант: Выбор смайлика из предложенных вариантов

2-й
вариант: «Я ….. своей работой на уроке». «Мне удалось….. у меня не
получилось…» «Я хочу…»

Сказки
о животных

Волшебные
сказки

Социально-бытовые
сказки

Тематика
и проблематика

Сказки о
животных вводят человека в круг первых жизненно важных представлений,
объясняют сущность многих явлений, знакомят с характерами и взаимоотношениями
людей.

Исходя
из этого, изучение сказок о животных является существенным элементом познания
генезиса человеческого общества, представлений человека об окружающем мире и
о нем самом.

Некоторая
жесткость, и, даже жестокость, может быть оправдана целью, преследуемой
создателями сказки: наставление, назидание подрастающего поколения. И чем
конкретнее выражено наставление в данном случае, тем сильнее воспитательное
воздействие.

Социально-бытовые
сказки отличаются острой идейной направленностью. Это сказывается, прежде
всего, в том, что сюжеты имеют в основе две важных общественных темы:
социальную несправедливость и социальное наказание. Первая тема реализуется в
сюжетах, где барин, купец или поп обирают и угнетают крестьянина, унижают его
личность. В сказках речь идет о барщине, о бедности крестьян. Вторая тема
реализуется в сюжетах, где умный и сообразительный мужик находит средство
наказать своих угнетателей за вековое бесправие, выставляет их в смешном виде.

Главные
герои

В
сказках часто фигурируют представители дикой фауны. Это обитатели лесов,
полей, степей: лиса, медведь, волк, дикий кабан, заяц, еж, лягушка, мышь.
Разнообразно представлены птицы: ворон, воробей, цапля, журавль, дятел, сова.
Встречаются насекомые: муха, комар, пчела, муравей, паук. По мере
исторического развития стали возникать сказки и о прирученных домашних
животных и птицах. Славян повседневно окружали и сделались персонажами их
сказок вол, лошадь, баран, собака, кот, петух, утка, гусь. В сказки вошел и
сам человек как равноправный участник событий.

Герой
волшебной сказки нередко приобретает чудесных помощников (волка, коня, змею,
собаку, добывает себе или королю невесту, причём обычно должен узнать её
среди многих других девушек, как в чешской сказке «Златовласка».

Иван-дурак

Богатырь

Чудо-невеста

Баба Яга

Кощей

Змей
Горыныч

Силы
природы

Жар-птица

Благодарные
животные

Герой
бытовой сказки — это не богатырь, а обычный человек, например, солдат,
крестьянин или кузнец. Он не совершает ратных подвигов и не имеет волшебных
дарований, однако преодолевает все трудности с помощью своей смекалки и
ловкости. Также нередко в качестве основного мотива выступает любовная тема —
венчание, свадьба или жизнь после замужества.

Особенности
композиции

Сказки о
животных строятся на элементарных действиях, лежащих в основе повествования,
представляющих собой более или менее ожидаемый или неожидаемый конец,
известным образом подготовленный. Эти простейшие действия представляют собой
явления психологического порядка. Композиция русских сказок о животных также
отличается простотой и прозрачностью. Нередко они являются одноэпизодными
(«Лиса и журавль», «Журавль и цапля» и др.). В этом случае для них характерна
гиперболизация основных свойств и черт персонажа, определяющая необычность,
фантастичность их поступков. Однако гораздо чаще встречаются сказки с
сюжетами, основанными на последовательном сцеплении однотемных сюжетных
звеньев-мотивов. События в них связываются аналогичными по характеру
действиями сквозных персонажей: так, в сказке «Лиса и волк» существует три
сюжетных мотива — «Лиса крадет рыбу из саней», «Волк у проруби», «Битый
небитого везет». Многоэпизодность, как правило, не осложняет композиции,
поскольку речь обычно идет об однотипных действиях персонажей, совершаемых в
разных сюжетных ситуациях.

Прежде
всего, в волшебных сказках своеобразно соединяется реальное и фантастическое.
Начало сказок, как правило, не содержит в себе ничего необычного.

Действие
волшебных сказок происходит в неопределённом месте и в неопределённое время:
давным-давно или когда-то, в неведомом царстве, в тридесятом государстве.
Героям приходится спускаться в подземное и подводное царства, проходить через
медное, серебряное и золотое царства.

Для
волшебных сказок характерна сюжетность с развитой цепью приключений, острой
конфликтностью невероятными происшествиями. Для них свойственны определённого
рода сюжетные мотивы: неожиданные встречи с чудовищами и колдунами.

Композиция
волшебных сказок значительно сложнее, нежели композиция сказок о животных и
социально-бытовых. Их сюжеты строятся на цепи приключений, преодолении героем
препятствий, решении трудных задач, сражении с чудовищами, в чём ему помогают
чудесные помощники — змейка, рыбка, волк, конь. Есть у героя и волшебная палка,
избивающая по его просьбе врагов, шапка-неведимка, скрывающая его в опасный
момент. Когда он убегает от преследователей, то бросает гребешок — и позади
него вырастает лес, бросает полотенце — и за ним появляется река. Помогает
героям и живая вода, которая воскрешает героя или его невесту.

Для
развития действия в волшебных сказках характерна троичность эпизодов: три
раза бьётся герой с трёхглавым змеем; три раза бьётся герой с трёхглавым
змеем; три раза сторожат братья сад от Жар-птицы.

В центре
сюжета, как правило, один эпизод, действие развивается быстро, без
замедлений. Развит комизм. Распространены диалоги, изложение от лица
условного рассказчика выполняет пояснительную роль. Темой бытовых сказок
может быть социальная несправедливость, либо высмеивание пороков. Бытовые
сказки отличаются острой идейной направленностью.

Популярен
сюжет о том, как мужик одурачил барина. Барин в таких сказках показан как
глупый, не знающий жизни человек, жадный, жестокий. Мужик умнее его, честнее.
Существует другой вариант сюжета – барин попадает в другую жизненную среду,
например, сказка о том, как барыня во сне переносится в избу сапожника, и
получает хороший урок.

Сказочные
формулы, постоянные места

Началу
сказок свойственна конструкция «жили-были старик и старуха» (разные
варианты). Соответственно этому в сказках о животных находим: «жили-были кум
с кумой — волк с лисой», «жили-были волк да лисичка», «жили-были лиса да
заяц». Сюжет некоторых из них имеет небольшую экспозицию. Так, например,
сказка «Волк и коза» начинается такой экспозицией: «Жила-была коза, сделала
себе в лесу избушку и нарожала деток. Часто уходила коза в бор искать корму;
как только уйдет, козлятки запрут за нею избушку, а сами никуда не выходят.
Воротится коза, постучится в дверь и запоет: «Козлятушки, детушки!
Отопритеся, отворитеся!..» И козлятки отпирают дверь». Приведенная экспозиция
характеризует обстановку, предшествующую развитию действия, дает некоторую
мотивировку определенному сюжету. Однако уже в ней содержится сказочность,
она рисует весьма удивительную картину: коза и ее детки обладают
человеческими качествами. Большинство же сказок о животных не имеют никакой
экспозиции, а сразу начинаются с завязки. Например, сказка «Звери в яме»
начинается такой завязкой: «Шла свинья в Питер богу молиться. Попадается ей
волк навстречу: «Свинья, свинья, куда идешь?» — «В Питер, богу молиться». —
«Возьми и меня». — «Пойдем, куманек!». Главное назначение приведенных зачинов
— удивить слушателя необычной ситуацией, приковать его внимание к
невероятному и необычному.

«Баба
яга, костяная нога»

«Это
присказка, сказка будет впереди!»

«Стань
передо мной, как лист перед травой!»

«На тех
пирах я бывал, мёд-пиво пивал, сколько ни пил — только усы обмочил»

«Чую,
русским духом пахнет!»

«Повернись,
избушка, к лесу задом, ко мне передом!» «Избушка, избушка: встань к лесу
задом, ко мне передом!»

«Скоро
сказка сказывается, да не скоро дело делается»

«За
тридевять земель, в тридесятом государстве»

«Сказка
не вся, а наставить нельзя, а если бы рюмочку винца — рассказала бы до
конца!»

«Жили-были…»

«Жил
старик со старухой»

Языковые
особенности

Повторяющиеся
эпизоды, диалоги часто рифмованы и ритмизированы, сопровождаются песенками
(например, песенки Колобка). Коза, а затем и Волк в сказке «Волк и козлята»
разными голосами распевают:

Козлятушки,
ребятушки!

Отопритеся,
отворитеся.

Язык
волшебной сказки приближен к разговорной речи, в ней используются, как и во
всех фольклорных произведениях, постоянные эпитеты (море синее, лес
дремучий), тавтологические сочетания (диво-дивное, чудо-чудное), сросшиеся
синонимы (путь-дороженька, грусть-тоска). Текст сказки насыщен пословицами,
поговорками, загадками.

Много
иронии и юмора.

Идея
и воспитательная ценность

В
сказках о животных все черты, характерные для людей, их реакция и
определенные поступки представлены на примере животных. Они выступают как
основные символы человеческого характера, его пороков, недостатков, глупости
и жадности. Они так же показывают примеры доброты и заботы, которые в раннем
возрасте должны быть восприняты детьми как эталоны поведения в зрелом
возрасте.

Именно к
волшебной сказке чаще всего обращаются те, кто ищет в обычных детских сказках
следы древних знаний, бережно хранимых и передаваемых из уст в уста нашими
далекими предками. Даже в сказках которых дошли до нас от предков, несложно
найти простые общечеловеческие ценности – что добрым быть лучше, чем злым,
щедрым – чем жадным, трудолюбивым – чем ленивым. Что зло и обман в конце
концов бывают наказаны, а доброта, отвага и честность – вознаграждены. Может
быть, многие из этих ценностей кто-то сочтет устаревшими для нашего мира. Но
как же сложно и грустно жить в мире обмана и зла. И тут сказки дают нам
путеводную нить, лучик света, ведущий к надежде, что это – не навсегда, время
трудностей пройдет, зло будет наказано.

Бытовые
сказки рассказывались и рассказываются детям для того, чтобы указать им
правильное направление в жизни, научить их делать верный выбор. Ведь что
такое бытовая сказка, если не поучение и наставление будущим поколениям? Она
учит нас самому доброму и хорошему, ведь добро всегда побеждает зло, люди,
готовые помочь, не пропадают в беде, а наши богатыри всегда готовы защитить
свою родину. Бытовые сказки обычно несут в себе идею о том, что надо быть
трудолюбивым и умелым. Таким людям удается все. А неумелых и ленивых в этих
сказках обычно высмеивают, и они остаются ни с чем. Так, в бытовых сказках с
негативом относятся к господам и попам. Они обычно представляются жадными и
ленивыми, а эти качества всегда неприятны людям. Более того, можно говорить о
том, что в бытовых сказках ярко заметно социальное неравенство героев. Причем
у людей низших сословий гораздо больше благородства и доброты, чем у более
богатых. Роль бытовой сказки в том, чтобы обличать ложь и показывать именно
социальные трудности и проблемы, существующие в обществе.

Примеры
произведений

Как лиса шила волку шубу

Лиса и тетерев

Лиса и журавль

Кочет и курица

Кот, петух и лиса

Кот и лиса

Лиса и рак

Звери в яме

За лапоток – курочку, за курочку – гусочку

Лиса заяц и петух

Волк и коза

Волк – дурень

Лисичка-Сестричка и волк.

Мужик, медведь и лиса

Лиса – исповедница

Лиса – повитуха

Кот и лиса

Мышь и воробей

Напуганные волки

Козлятки и волк

О Ваське – Муське

Рукавичка

Петух и бобок

Петух и курица

Петушок

Коза

Коза Тарата

Напуганные медведь и волки

Старик и волк

Волк-дурень

Посулёно

Журавль и цапля

Бык, баран, гусь, петух и волк

Про старушку и бычка

Теремок

Теремок (2-ой вариант)

Лисица-девица и Котофей Иванович

Лиса и кувшин

Ворона

Сказка о Ерше Ершовиче, сыне Щетинникове

Козьма Скоробогатый

Арысь-поле
Безногий и безрукий богатыри
Береза и три сокола
Белая уточка
Ванюшка и царевна
Вещий сон
Волшебное кольцо
Горе
Жар-птица и Василиса-царевна
Заколдованная королевна
Звериное молоко
Золотой башмачок
Иван-царевич и белый полянин
Клад
Колобок
Конь, скатерть и рожок
Лихо одноглазое
Мудрая дева
Мудрая девица и семь разбойников
Мудрые ответы
Несмеяна-царевна
Ночные пляски
Окаменелое царство
Перышко Финиста ясна сокола
Петух и жерновцы
По колена ноги в золоте, по локоть руки в серебре
Притворная болезнь
Птичий язык
Разбойники
Сестрица Аленушка, братец Иванушка
Сивко-Бурко
Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о сером волке
Хитрая наука
Хрустальная гора
Царь-девица
Царевна-лягушка
Царевна-змея
Царевна, разрешающая загадки
Чудесные лапоточки
Леший
Лутонюшка
Кикимора
Сказка о медведе костоломе и об Иване, купецком сыне
Сказание о храбром витязе Укроме-Табунщике
Крошечка-Хаврошечка
Иван – крестьянский сын и Чудо-Юдо
Золотой петушок
Мальчик-с-пальчик
Маша и медведь
Про Иванушку-дурачка
Снегурушка и лиса
Пузырь, соломинка и лапоть
Баба-Яга и жихарь
Гуси-лебеди
Иван крестьянский сын и мужичок сам с пёрст, усы на
семь вёрст

Медведко, Усыня, Горыня и Дугиня богатыри
Семь Симеонов
Шабарша
Солдат избавляет царевну
Кощей Бессмертный
Марья Моревна
Емеля-дурак
Чудесный ящик
Царь-медведь
Чудесная рубашка
Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что
Мудрая жена

Ямщик и купец

Щука с хреном

Шесть братьев — все Агафоны

Шемякин суд

Шел солдат домой

Что на базар везешь?

Что дальше слышно

Чистота, благодать и красота

Чего на свете не бывает

Царь, старик и бояре

Царь Иван и лапотник

Худая жена

Хорошо, да худо

Хлыст и Подлыгало

Фомка — шут

Фома и Ерема

Фома Беренников

Федул и Меланья

Умный работник

Удалой батрак

У одной бабы был муж глухой

У мужика в сенях висел кусок сала

Три калача и одна баранка

Топанье и ляганье

Тини-тини, потягивай…

Суд

Стоит река — вся из молока, берега — из
киселя

Старухина молитва

Сосватанные дети

Солдатская школа

Солдатская шинель

Солдатская загадка

Солдат-сказочник

Презентация по литературе «Сказка о молодильных яблоках и живой воде» (6 класс)

presentation bg

Описание презентации по отдельным слайдам:

Литература. 6 класс «Сказка о молодильных яблоках и живой воде» Учитель русского языка и литературы МБОУ Вельяминовская СОШ Тишкина Г.А.

Цели: 1. выявить жанровые особенности волшебной сказки, значения образов Бабы-Яги, Ивана-царевича в русском фольклоре, символического значения яблока, композиционные и языковые особенности «Сказки о молодильных яблоках и живой воде»; 2. развивать исследовательские навыки и коммуникативные умения учащихся; 3. формировать нравственно-эстетические представления учащихся в ходе выявления нравственных уроков русской народной сказки; 4. воспитание нравственной культуры, уверенности в себе и обогащение внутреннего мира.

Назовите героев сказки Царь Фёдор-царевич Василий-царевич Иван-царевич Бабушка-задворенка Волшебные кони Девица Синеглазка и её сыновья Нагай-птица и её птенцы

Образ Бабы-Яги И.Я.Билибин «Баба-Яга»

Образ Ивана-царевича В.М.Васнецов «Иван-царевич на Сером волке», 1910г

Образ Ивана-царевича В.М.Васнецов «Бой Ивана-царевича со Змеем»

Символическое значение яблока

Композиция волшебной сказки Экспозиция Завязка Развитие сюжета Кульминация Развязка

Исследовательская работа Царь очень устарел и глазами обнищал Царевичи отправляются на поиски молодильных яблок Иван-Царевич сражается с синеглазкой, побеждает прекрасную девицу и женится на ней Иван-царевич возвращается во дворец, уезжает с Синеглазкой в её царство Элементы композиции Мотив Пример Завязка Главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу Развитие сюжета Поиск потерянного или недостающего Кульминация Главный герой или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают её Развязка Преодоление потери или недостачи

Исследовательская работа Прекрасная девица Бабушка-задворенка, три Бабы Яги Волшебные кони, Нагай-птица Девица Синеглазка Царь Иван-царевич Фёдор-царевич, Василий-царевич Роли Персонажи Вредитель Дарители Помощники Царевна Отправитель Герой Ложные герои

Исследовательская работа Кувшинец о двенадцати рылец Плита-камень с надписью: «Направо поедешь – коня спасать, себя потерять. Налево поедешь – коня спасать, себя потерять. Прямо поедешь – женату быть». Терем под золотой крышей Плётка нехлёстанная, двенадцать подпруг с подпругою Яблоня с молодильными яблоками, а под яблоней колодец с живой водой Палицы боевые, копья долгомерные, сабельки острые, кинжалище булатный Назовите встретившиеся вам в сказке волшебные предметы. Какую роль играют в сказочном повествовании?

Исследовательская работа «В некотором царстве, в некотором государстве жил да был Царь, и было у него три сына». «Царь собирает пир на весь мир». «Ехал он близко ли, далеко ли, низко ли, высоко ли, ехал день до вечеру – красна солнышка до закату». Назовите встретившиеся вам в тексте наиболее распространённые сказочные обороты речи. «Долго ли, коротко ли». «Повесил буйну голову». «Долго ли, коротко ли, не скоро дело делается, скоро Сказка сказывается».

Исследовательская работа «Не торопись ехать, а торопись делать». «Не ради красоты, ради славушки молодецкой». «Встречай гостя по платью, провожай по уму». Назовите афористические выражения, крылатые обороты, встретившиеся в сказке. Что они обозначают? «Они растут не по дням, а по часам».

Поведём итоги Чему учит сказка? Сказка утверждает веру в добро и справедливость. Учит самоотверженности, смелости, вежливости, осторожности в суждениях, гостеприимству.

УРОКИ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ 1.Прислушивайся к советам 2. Уважай старших 3.Не теряй своей цели 4.Верный путь редко бывает лёгким. Только преодолевая трудности, можно добиться цели. 5.Будь вежлив и добр, помогай другим. 6.Не обманывай и не делай зла.

Домашнее задание 1. Подготовить пересказ «Сказания о белгородских колодцах». 2. Составить тезисный план вступительной статьи учебника, посвящённой древнерусской литературе. Групповое задание: 1. Подготовить презентацию «Культура Древней Руси».

Использованные ресурсы 1. http://cdn2.all-art.org/art_20th_century/russian_art/bilibin/48.jpg 2. http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=278633541-63-72&n=21 3. http://img1.liveinternet.ru/images/attach/b/3/4/477/4477639_Vasnecov.jpg 4. http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=40361000-09-72&n=21 5. http://s017.radikal.ru/i440/1111/fe/65ee43adf1c7.jpg 6. http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=186328296-47-72&n=21 7. http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=143048398-06-72&n=21 8. http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=5000232-28-72&n=21 9. Ф.Е.Соловьева. Уроки литературы. 6 класс. Методическое пособие. М., 2012г

placeholder

placeholder

placeholder

a loader

Литература. 6 класс

«Сказка о молодильных яблоках и живой воде»

1. выявить жанровые особенности волшебной сказки, значения образов Бабы-Яги, Ивана-царевича в русском фольклоре, символического значения яблока, композиционные и языковые особенности «Сказки о молодильных яблоках и живой воде»;

2. развивать исследовательские навыки и коммуникативные умения учащихся;

3. формировать нравственно-эстетические представления учащихся в ходе выявления нравственных уроков русской народной сказки;

4. воспитание нравственной культуры, уверенности в себе и обогащение внутреннего мира.

Номер материала: 361078

Не нашли то что искали?

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

можно сделать такой вывод?

126544 42

Сказку «О молодильных яблоках и живой воде» можно отнести к волшебным сказкам по следующим признакам:

87510 42

В удивительно захватывающем литературном произведении под названием » Сказка о молодильных яблоках и живой воде » происходит множество сверхъестественных (не поддающихся научному объяснению) явлений, а значит оно действительно является волшебным. Попробуем перечислить наиболее бросающиеся в глаза невероятные факты из сказки, которые и будут признаками волшебства.

92b3e3ce8f027e3c35e5ef0e40bd98ff

14178 42

1) Особая композиция: наличие зачина, троекратных повторов.

2) Сюжет: героям приходится совершить множество подвигов, столкнувшись с несуществующими, вымышленными героями, такими как Баба-Яга, например.

4) Не стоит забывать и о волшебных помощниках и не менее волшебных предметах (мертвая и живая вoдa, молодильные яблоки и т.д.).

5) Превращения, которые происходят благодаря чуду: исцеление царя, взросление детей Ивана.

6) Счастливый конец.

163872 42

«Сказка о молодильных яблоках» несомненно, относится к народным волшебным сказкам.

У волшебных сказок есть свои признаки и они имеются в Сказке о молодильных яблоках».

Во-первых, в сказке есть волшебные предметы.

Это и молодильные яблоки, которые возвращают молодость и здоровье, живая и мертвая вода, возрождающая и исцеляющая.

Присутствует здесь и волшебные помощники, например, волшебный конь или птица Ногай.

В волшебной сказке действительность отражена нереальная, а волшебное придуманная и это тоже присутствует в Сказке о молодильных яблоках».

Признаком волшебства является и превращения.

4c7c0918e7fcc83de7402effd414c339

198780 42

Сказку «О молодильных яблоках и живой воде» можно уверенно отнести к разряду волшебных сказок, поскольку в ней присутствуют следующие признаки:

1). Троекратные повторы в виде трех дорог, трех сыновей, трех яблок, а также трех дней, в течение которых Иван-царевич летел в пропасть.

2). Действие происходит в нереальном мире, наличие тридесятого царства.

3). Наличие зачина и счастливого финала.

4). В сказке присутствуют волшебные существа, такие как птица Нагай, помогающая Ивану, Баба-Яга и волшебные кони, которые могли преодолевать приличные расстояния в считанные секунды.

5). Имеются в сказке и волшебные предметы: яблочки молодильные, колодец с живой водой и сама живая вода.

6). Наличие чудесных превращений в виде неожиданного выздоровления царя и прирастание икр к ногам Ивана, нереально быстрое взросление детей Синеглазки.

7). Все герои сказки подразделяются на положительных и отрицательных, и между ними происходит противостояние. Причем Иван, главный герой, успешно преодолевает все преграды и получает в награду жену Синеглазку, девушку красивую, умную и храбрую.

9b253f3345fa9eca4f434f34b43fc100

288862 42

В сказке «О молодильных яблоках и живой воде» главными героями были Иван-царевич, его братья и Синеглазка. Царь послал своих сыновей за молодильными яблоками и живой водой. Ивану-царевичу удалось раздобыть то, что просил отец, но простой ценой, на пути его ждали различные трудности и приключения. Но преодолев все препятствия герои возвращаются домой целыми и невредимыми.

В сказке «О молодильных яблоках и живой воде» можно найти следующие признаки волшебной сказки:

2) Добро побеждает зло (хороший конец).

3) Повторы. Три сына и три раза повтор:

4) Деление героев на отрицательных и положительных;

5) Несуществующие волшебные персонажи: Баба-яга, птица Ногай.

6) Волшебные предметы: молодильные яблоки, живая вода;

7) Чудесные превращения.

по этим признакам можно сделать вывод, что произведение является волшебной сказкой.

9dfaa6192b848d2c1bdd4e2f1c88f8d7

448603 42

274137 42

По следующим признакам «Сказка о молодильных яблоках и живой воде» относится к жанру волшебной сказки:

Источник

Сказка о молодильных яблоках и живой воде (разработка урока)

empty avatar

Описание разработки

Цель:

выявить жанровые особенности волшебной сказки, значения образов Бабы Яги, Ивана-царевича в русском фольклоре, символического значения яблока, композиционных и языковых особенностей «Сказки о молодильных яблоках и живой воде»;

формировать исследовательские и коммуникативные навыки учащихся, навыки выразительного чтения, работы с иллюстрациями, умения выделять главное в прослушанном тексте;

воспитывать внимательных, вдумчивых читателей, любящих книгу.

ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

Сообщение темы, цели, плана урока.

2. Анализ содержания «Сказки о молодильных яблоках и живой воде».

— Назовите героев сказки.

Царь, Фёдор-царевич, Василий-царевич, Иван-царевич, бабушка-задворенка, волшебные кони, девица Синеглазка и её сыновья, Нагай-птица и её птенцы.

3. Сообщение подготовленного ученика о Бабе Яге. Обращение к репродукции картины И. Я. Билибина «Баба Яга».

Образ Бабы Яги относится к эпохе матриархата, и многое в нем остаётся загадочным. Нет пока убедительного объяснения имени «Яга».

Образ Бабы Яги, стоящий на границе миров, служит проводником, позволяющим герою проникнуть в мир мертвых благодаря совершению определённых ритуалов, и связан с легендами о переходе героя в потусторонний мир (Тридесятое царство). Баба Яга принадлежит сразу к двум мирам – миру мёртвых и миру живых.

— Каково значение «курьих ножек» у избушки Бабы Яги?

— Почему герой просит Бабу Ягу накормить, напоить, спать уложить?

— Почему вход в избушку со стороны леса?

98731889 1458071797

4. Сообщение подготовленного ученика об Иване-царевиче. Обращение к репродукциям картин В. М. Васнецова «Иван-царевич на Сером волке» и «Бой Ивана-царевича со Змеем».

Иван-царевич – один из главных персонажей русского фольклора. Как сказочный персонаж он появился в конце 18 – начале 19 века.

Иван-царевич выступает в сказках как положительный персонаж, борющийся со злом, помогающий обиженным и слабым. Очень часто в начале сказки Иван-царевич беден, потерян родителями, преследуется врагами, не знает о своём царском происхождении. В таких сказках как награду за героическое поведение и добрые дела Иван-царевич получает назад своё царство, трон или находит своих царственных родителей. В конце сказки он обычно получает полцарства, царскую дочь в жёны, волшебного или дорогого коня.

Иногда Иван-царевич может быть и отрицательным персонажем, который противопоставляется другим царевичам или персонажам простого происхождения, например Ивану-рыбацкому сыну. В этом случае Иван-царевич зол, коварен и различными способами пытается погубить положительных героев и отнять у них заслуженную награду. В конце бывает посрамлён и наказан.

Обычно Иван-царевич (как и Иван-дурак) является младшим из трёх сыновей царя.

— Какие награды получает Иван-царевич за свои добрые дела?

— В каких случаях Иван-царевич является отрицательным персонажем?

5. Сообщение подготовленного ученика о символическом значении яблока.

Русская традиция по-своему толковала образ и символику яблока. Известно, что на могилу умершего клали зелёное яблоко, что должно было свидетельствовать о сохранении в памяти живых облика умершего и напоминать о том, что жизнь на земле продолжается. Прижилась на Руси и пословица о том, что «яблоко от яблони недалеко падает», т. е. дети идут по стопам своих родителей, зачастую повторяя их ошибки и просчёты.

Яблоко ассоциируется не только с неразгаданными тайнами рождения и смерти, но и с одним из символов царской власти – державой, тем самым подчёркивается, что правитель держит в руках землю, т. е. властвует.

6. Слово учителя о композиции волшебной сказки.

Композиция волшебной сказки включает экспозицию, завязку, развитие сюжета, кульминацию и развязку.

В основе сюжета волшебной сказки находится повествование о преодолении потери или недостачи при помощи чудесных средств или волшебных помощников. В экспозиции сказки рассказывается о всех причинах, которые породили завязку: запрещение и нарушение запрета на какие-то действия.

Завязка сказки состоит в том, что главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу.

Развитие сюжета – это поиск потерянного или недостающего.

Кульминация волшебной сказки состоит в том, что главный герой или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждает её или разгадывает трудные загадки.

Источник

  • Особенности жанра и композиции романа тургенева отцы и дети сочинение
  • Особенности жанра и композиции романа обломова сочинение
  • Особенности выразительного чтения сказок
  • Особенности волшебных сказок 5 класс литература
  • Особенности волшебной сказки царевна лягушка 5 класс