Особенности композиции сказки как один мужик двух генералов прокормил

1. история создания произведения.м.е. салтыков-щедрин писал злободневные для своего времени произведения, которые очень часто не пропускала цензура. в 1869 году

1. История создания произведения.

М.Е. Салтыков-Щедрин писал злободневные для своего времени произведения, которые очень часто не пропускала цензура. В 1869 году писатель заканчивает работу над «Повестью о том, как один мужик двух генералов прокормил». С большим трудом ее удалось опубликовать в «Отечественных записках» в том же году. Позже благодаря помощи И.С. Тургенева произведение было переведено на французский язык и выпущено в Париже в 1881 году.

Первоначально сказка имела подзаголовок «Писано со слов коллежского советника Рудомазина», который автор решает убрать. Лишается образ рассказчика, отчего усиливается сатирический характер произведения.

2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).

В жанровом отношении «Повесть» относится к сатирической сказке. О том, что это сказка, говорят фантастические элементы, сказовая форма повествования, приемы, связанные с гиперболизацией.

Жанр сказки именно сатирической направленности М.Е. Салтыков-Щедрин выбирает неслучайно. Именно так можно было избежать цензурных препятствий и высказать свои мысли относительно современной действительности. В сказке писатель поднимает актуальные проблемы действующей тогда власти. Все реальные картины скрываются за сказочным стилем повествования.

3. Название произведения и его смысл.

Первоначальный вариант названия сказки – «Два генерала». Название «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» появилось в 1878 году. Конечный вариант заглавия расширял проблематику произведения, намекая на ироничный характер. Название употребляется и в прямом, и в переносном значении: во-первых, на острове крестьянин накормил двух генералов, во-вторых, в реальной жизни народ кормит правителей.

4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?

Повествование ведется от третьего лица в сказовой форме.

5. Тема и идея произведения. Проблематика.

М.Е. Салтыков-Щедрин в своем произведении поднимает тему власти и народа. Эти две силы противопоставлены друг другу, в чем и заключен главный конфликт сказки.

Писатель высмеивает безделье и неспособность к самостоятельному существованию, присущие генералам, то есть власти. Они привыкли к тому, что им все и всегда подчиняются. Их жизнь существует только благодаря мужику.

Однако автор высмеивает не только правительственные верхи, под сатиру попадает и простой мужик, который олицетворяет целый народ. М. Е. Салтыков-Щедрин показывает, что крестьянин овладел свободой, но он все также трудится на благо ленивых и нравственно пустых правителей. Мужик гордится тем, что может послужить генералам, что описывается автором с сожалением и грустью. Писатель смеется над безропотностью и долготерпением народа.


6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.

В основе сюжета лежит история о том, как два генерала внезапно оказываются на необитаемом острове.

Сказка условно делится на две сюжетные линии, которые тесно связаны с появлением мужика на острове.

Первая сюжетная линия (до появления мужика) нужна для того, чтобы раскрыть в полной мере образы генералов, которые ничего не умеют делать, чтобы выжить на острове.

Вторая сюжетная линия связана с образом мужика и с его действиями, направленными на прислужничество генералам. Мужик выполняет все их прихоти и в итоге строит лодку, на которой они все вместе уплывают.

7. Система образов произведения.

Хотя персонажей в сказке 3, главных героев фактически 2. Это мужик и власть.

Мужик – это умелый человек, который научен труду. Однако рабское положение, к которому он уже привык, не разрешает герою жить только для себя, как это делают генералы. Мужик привык подчиняться власти, поэтому он выполняет все их поручения.

Для более сатирического характера сказки автор будто стоит на стороне генералов. Они уверены в том, что мужик должен на них работать. Несмотря на то что каждый генерал имеет индивидуализированные черты (первый генерал – глупый и ленивый, второй – глупый, ленивый и грубый), их образы сливаются в один, который и становится антитезой образу мужика.

8. Композиция произведения.

Композиция сказки кольцевая, так как она тесно связана с элементами фольклора, которому присуща кольцевая композиция.

Сказка состоит из трех композиционных элементов: сказочный зачин, кульминация (встреча генералов с мужиком), счастливая развязка.

В основе композиции лежит прием антитезы: как образов, так и ситуаций.

9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.

Прием антитезы помогает раскрыть основной конфликт произведения. С этой же целью автор использует сатирические приемы: гипербола, гротеск, ирония.

10. Отзыв о произведении.

Легкая для понимания сказка Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» актуальна во все времена. Она и сейчас заставляет о многом задуматься.





Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ сказки Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик»
  • Анализ сказки Салтыкова-Щедрина «Медведь на воеводстве»
  • Анализ сказки Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь»




  • Салтыков-Щедрин известен нам как государственный деятель и выдающийся писатель-сатирик. Его сказки проходят в школе, чтобы познакомить детей с приемами сатиры в литературе. Но злободневные для царской России произведения с меткими образами и колкостями любят читать и взрослые. Чтобы лучше понять прелесть сатирической сказки Салтыкова-Щедрина, рассмотрим одну из них детально.

    История создания

    Довольно трудно сказать, что подвигло автора на создание повести о мужике и генералах. Сатирическая жилка проявлялось в писателе еще в годы юношества: будучи учеником Царскосельского лицея, Салтыков был поэтом своего курса и заслужил неодобрение педагогов за стихи «вольного содержания». Писатель стремился изменить Россию, поэтому состоял на государственной службе, быстро продвигаясь в карьере. Он ненавидел взяточничества и чиновничьего произвола. В 1868 году Салтыков-Щедрин уходит в отставку в должности вице-губернатора и всецело отдается литературе. В 1869 году он становится редактором газеты «Отечественные записки», где и публикует сказки и другие произведение с социально-политической подоплекой.

    Приемы сатиры

    Шуточный сказ о мужике и генералах давно стал хрестоматийным, и на его примере лучше всего разбирать сатирические приёмы. Сказка начинается с краткой экспозиции: нам представляют двух генералов, которые «Служили всю жизнь в какой-то регистратуре; там родились, воспитались и состарились, следовательно, ничего не понимали». Здесь явное преувеличение – имеется в виду, что генералы много проводили времени в регистратуре, но никак не могли же они в ней родиться. Этот прием усиления в литературе называется гипербола. По сюжету генералы попали на остров, и далее высмеивается их абсолютная беспомощность. Автор постоянно иронизирует, то есть зло усмехается над глупостью высокопоставленных лиц (пример их диалог о булках или поиски сторон света). В сцене, где генералы набросились друг на друга с голоду, писатель сравнивает их с дикими зверями: «…в глазах их светился зловещий огонь, зубы стучали, из груди вылетало глухое рычание».

    Но глупым генералам приходит в голову умная идея найти мужика, который их и прокормит, и в Петербург доставит. Крестьянин изобличен сатириком не хуже. Он предстает перед нами неким покорным скотом, который готов работать на износ: каждый день он добывал генералам еду. С другой стороны в мужике мы находим и положительные качества такие как ловкость, умелость, выносливость. Они гиперболизированны для комизма: из собственных волос сделал силок, сварил суп в пригоршне, построил ладью.

    По прибытии в Петербург генералы, здорово располневшие трудами мужика, не забыли и про него. На радостях послали ему пяток серебра и рюмку водки. «Веселись, мужчина!»

    Мораль и значение произведения

    Салтыков-Щедрин создавал цикл сказок уже после того, как крепостное право отменили. Но на самом деле, жизнь крестьянина немногим стала легче, он до сих пор оставался зависим от помещика, обвязан выкупными платежами. Писатель всю государственную деятельность посвятил на борьбу с несправедливостью, поэтому он желал России избавиться от старых пережитков. В сказке писатель выводит на обозрение чиновников-паразитов, и мужиков-послушных баранов, зло высмеивая обоих.

    2 вариант

    Каждое произведение М.Е.Салтыкова-Щедрина – это тонкая и остроумная насмешка над самыми разными человеческими пороками. Не стала исключением и знаменитая сказка: “Как один мужик двух генералов прокормил.”

    Повесть рассказывает о двух генералах, которые жили, не тужили, да горя не знали. А знали только то, как их на Подьяческую на работу возят, как они там на важных бумажках расписываются, да как в обед перед ними сама собой еда появляется. Да величали друг друга: “Ваше сиятельство” да “Ваше превосходительство”.

    А вот оказалась эта парочка на необитаемом острове. Тут то и выяснилось, что хлеб да колбасы на деревьях не растут, и что птицу-зверя-рыбу изловить на пропитание тоже наука. Всего этого, естественно, генералы не умеют. Зато они проделали то, что делать мастаки: даже на необитаемом острове сыскали мужика и давай ему приказы отдавать: накорми, да напои, да обеспечь, и так далее. Ещё и отругали бедолагу за то, что смеет спать, когда целых два генерала от голода помирают. А чтобы мужик не вздумал сбежать и оставить голодными их сиятельство да превосходительство, ещё и верёвкой привязали к себе. На всякий случай.

    И вот жили себе наши генералы, не тужили, ещё больше раздобрели, чем на казённых харчах, да вот беда: скучно господам генералам, им бы домой, на Подьяческую. Отдали они мужику новый приказ: смастерить плот да доставить господ генералов домой. Ну а бедному мужику куда деваться, когда над ним целых два генерала стоит? Смастерил и привёз, в целости и сохранности. И наградили господа генералы нашего мужика: рюмку водки и пять копеек серебром.

    Безусловно, данная история несёт великолепную сатиру на чиновников, которые, по известному выражению, “настолько глупы, что на большее, чем отдавать приказы, и не годятся никуда”. И, что самое главное, такие даже необитаемом острове разыщут того, кем можно понукать до повелевать. Ну и, разумеется, о том, что ограниченность таких людей не позволит им даже предположить, что у других людей могут быть какие-то свои дела и проблемы. Это выше их уровня понимания. Ну и завещающую точку в этой сатире ставит награда мужику за спасение генералов. Обычный читатель может возмутиться подобной скупости, но читатель грамотный поймёт, что на самом-то деле жизни этих двух генералов дороже и не стоят.

    Картинка к сочинению Анализ сказки Салтыкова-Щедрина Как один мужик двух генералов прокормил

    Предыдущая

    СочиненияАнализ сказки Недреманное око Салтыкова-Щедрина

    Следующая

    СочиненияАнализ сказки Гадкий утенок Андерсена

    М.Е.Салтыков-Щедрин и его сказки.

    «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

    Форма занятия: урок изучения нового материала с применением ИКТ.

    Цели:

    — на основе языкового анализа сказки  «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»  подвести учащихся к пониманию идейного содержания сказок Салтыкова-Щедрина;

    — показать традиции и новаторство в сказках писателя.

    Задачи:

    — формировать умения находить ключевые слова, помогающие раскрыть идею произведения;

    — познакомит со способами выражения отношения автора к изображаемому (юмор, ирония, сатира, гротеск);

    — выявить связь сказки с народной сказкой и особенности стиля писателя;

    — развивать умения делать выводы из прочитанного;

    — развивать умение характеризовать героев и события на основе самостоятельного поиска литературных фактов и авторского суждения;

    — способствовать развитию речи учащихся, обогащению их словарного запаса;

    — формирование умения самостоятельно работать в группе, аргументировать свою точку зрения;

    — воспитывать интерес к языку и литературе через внимание к художественному слову.

    Оборудование:

    — компьютер, медиапроектор, экран;

    — презентация к уроку.

    — карточки с заданиями для учащихся.

    Ход урока.

    1.Организационный момент

    Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, организация внимания

    2. Сообщение цели и темы урока. Вступительное слово учителя, предваряющее последующую работу.

    -Ребята! Дома вы прочитали сказку М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сегодня на уроке нам предстоит понять отношение писателя к миру и человеку. Для этого мы будем внимательно наблюдать за героями, и анализировать те художественные средства, при помощи которых писатель создает образы своих персонажей.

    3. Проверка домашнего задания. Фронтальная беседа.

    На прошлом уроке мы познакомились с биографией М.Е.Салтыкова-Щедрина, дома прочитали статью учебника, посвященную его биографии. Я хочу проверить, насколько вы были внимательны. Подумайте и ответьте на вопросы.

    1.        Что общего у Салтыкова-Щедрина и А.С.Пушкина?

    Учились в Царскосельском лицее, Салтыков был объявлен на своем курсе продолжателем Пушкина.

    2.        Кем служил М.Е.Салтыков-Щедрин?

    Чиновником в канцелярии Военного министерства, вице-губернатором  Рязани, губернатором  Твери

    3.        Назовите журналы, с которыми сотрудничал писатель.

    «Современник», «Отечественные записки».

    — А теперь вспомните все, что вы узнали о Салтыкове-Щедрине. Каким человеком вы его себе представили?

    4. Знакомство с новым материалом.

    Сказка  М.Е. Салтыкова-Щедрина входит в сборник, который называется «Сказки для детей изрядного возраста».

    -Внимательно прочитаем название этого сборника. Как вы понимаете словосочетание  «дети изрядного возраста»?

    -Вспомним то время, когда жил М.Е.Салтыков-Щедрин. Что вы можете рассказать об этой эпохе?  

    (1861г. — отмена крепостного права, эпоха реакции, ссылка М.Е.Салтыкова-Щедрина)

    — Почему М.Е.Салтыков-Щедрин обращается к жанру сказки?

    Салтыков-Щедрин —  писатель-сатирик, и сказки его тоже сатирические.

    — Что такое сатира?

    Сатира —  художественное произведение, остро и беспощадно обличающее отрицательные явления действительности.

    Смех — основное оружие сатиры. «Это оружие очень сильное, — говорил Щедрин, — ибо ничто так не обескураживает порока, как сознание, что он угадан, и что по поводу его уже раздался смех».

    Работа с текстом. Сюжет и композиция сказки.

    Просмотр фрагмента м/ф «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» (студия «Союзмультфильм», 1965; реж.  Иван Иванов-Вано, Владимир Данилевич ; худ.-мультипликатор Ю.Норштейн) — 1.33

             -Где начинается действие произведения?

    (В Петербурге, на улице Подьяческой —   подьячий  — на Руси XVI — начала XVIII века помощник дьяка, канцелярист. Дьяк —  должностное лицо в государственных учреждениях)

    — Кто герои произведения? (Два генерала).

    — Кто такой генерал? (Генерал — высокий военный чин).

    — Имеется ли в сказке указание на то, как был получен чин генерала героями?

    — Как такие легкомысленные, малообразованные люди дослужились до генералов?

    Раньше, когда в дворянской семье рождался сын, его с рождения записывали в какой-нибудь полк рядовым. В то время на Руси существовал «Табель о рангах», поэтому через какое-то время ему присваивался следующий чин. Рос ребенок, рос чин.

    -Анализ художественных приемов (абзацы 1–2).

    -Найдите элементы русской сказки в тексте.

    «Жили да были два генерала» — это типично сказочный зачин. Перемещение генералов из удобных петербургских квартир на необитаемый остров «по щучьему велению, по моему хотению» —  тоже из известной сказки о Емеле и волшебной щуке.

    -Какие события не вписываются в сказочный сюжет?

    Причина, по которой произошло странное событие перемещения на остров. Генералы «оба были легкомысленны», то есть несерьёзны, и за это неожиданно для себя наказаны.

    -Где завязка в произведении? (Генералы попадают на необитаемый остров).

    — Вспомните, в каком еще произведении главный герой попадает на необитаемый остров и несколько лет проводит там в одиночестве?

     («Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» Даниеля Дефо)

    -Как ведет себя Робинзон на необитаемом острове? Какие качества характера проявляет?

    (Робинзон не пал духом, а проявил волю и мужество и за несколько лет превратил остров в цветущий сад, сделал своё жилище уютным и безопасным.)

    — Сказка, о которой мы сегодня говорим, написана через полтора века после «Робинзона Крузо». Этот роман многократно издавался в России. В чем отличия ситуации романа и «Повести…»?

    В обоих случаях ситуация — борьба за выживание — одинакова, но поведение действующих лиц противоположно. Робинзон с честью выдерживает все невзгоды и побеждает. Генералы с первых шагов обнаруживают свою полную беспомощность и чуть не погибают.

     — Как ведут себя генералы на необитаемом острове?

    Просмотр фрагмента м/ф    2.30

    Генералы не могут определить части света, влезть на дерево и нарвать «всяких плодов», наловить рыбы и всякой дичи, в изобилии населяющей необитаемый остров.

    Писатель избирает необычную, фантастическую ситуацию, желая показать, как ведут себя герои в нетипичных для них условиях. Не случайно повествователь в начале сказки о двух генералах подает читателям «знак». Обращая их внимание на то, что не только по щучьему велению, но и по его хотению очутились генералы на необитаемом острове.

    Генералы не могут смириться со своим положением. Когда им уже не на что было надеяться, когда их ждала голодная смерть, одного из них «озарило вдохновение»: он вспомнил о вечном кормильце, о русском мужике

    -Где кульминация произведения?

    Генералы нашли мужика.

    -Чем отличается от генералов мужик? Как он ведет себя, оказавшись на необитаемом острове?

    «Под деревом, брюхом кверху и подложив под голову кулак, спал громаднейший мужичина и самым нахальным образом уклонялся от работы». В отличие от генералов, впавших в панику и уныние от пребывания на острове, мужик совершенно спокоен — он отдыхает от трудов. Но даже отдых его воспринимается генералами как вина, и негодованию их нет предела. Для усиления эффекта Салтыков-Щедрин как бы переходит на сторону генералов, которые набрасываются на мужика с обвинениями в том, что они бедствуют. Мужик — редкий умелец, но он так привык к своему рабскому положению, что даже там, где никакой закон не обязывает его работать на генералов, он действует по установившемуся порядку вещей, не используя тех возможностей, которые предоставляют ему его физические и умственные данные. Генералы убеждены в том, что мужик есть везде, и он должен на них работать. Мужик только делает попытку «дать стречка» и тут же подчиняется.

    -Найдите развязку сказки?

    Возвращение генералов в Петербург: «Напились генералы кофею, наелись сдобных булок и надели мундиры. Поехали они в казначейство, и сколько тут денег загребли — того ни в сказке сказать, ни пером описать!»

    — Найдите элементы русской сказки в тексте.

    В русской сказке герой всегда награждается за добрые дела. Эта традиция соблюдена буквально. Генералы, разбогатев, вспомнили о своём спасителе. Вот как говорится об этом в сказке: «Однако и об мужике не забыли; выслали ему рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!»

    -Какие события не вписываются в сказочный сюжет?

    Писатель, рассказывая о том, как наградили мужика, высмеивает генералов. Генералы не вышли сами проститься со своим спасителем, а именно «выслали» ему свою «благодарность» с кем-то из слуг.

    -Вы прочитали сказку до конца. Какова главная проблема, которую ставит этой сказкой автор? Почему эту сказку можно назвать сатирической?

    Работа в группах.

    1. Показать,  что сближает сказки Салтыкова-Щедрина с народными сказками. Какими языковыми средствами можно подтвердить принадлежность данного произведения к жанру сказки?

    -Типичные сказочные зачины: Жили-были два генерала, и так как оба были легкомысленны, то в скором времени, по щучьему велению, по моему хотению, очутились на необитаемом острове.

    -Присказки: «По щучьему велению», «Много ли, мало ли времени прошло…» Сколько набрались страху генералы во время пути от бурь да от ветров разных, сколько они ругали мужичину за его тунеядство — этого ни пером описать, ни в сказке сказать.

    -Характерные для народной речи обороты: «думал-думал», «сказано-сделано».

    -Лексика народных сказок: глядючи, молвит, кишмя-кишат

    -Как отличается употребление формул в сказках и у Салтыкова-Щедрина? Какой вывод вы можете сделать по всем выражениям?

    В народных сказках все эти формулы служат как своеобразные поговорки, употребляются, сопровождая волшебство. У Салтыкова-Щедрина они несут иронический смысл.

    Герой в необычной обстановке.

    Умный, смекалистый мужик.

    Вымысел, преувеличение, неправдоподобие

    2. Показать отличие сказок Салтыкова-Щедрина от народных.

    -Сказка Салтыкова-Щедрина — это форма для обличения и высмеивания общественных пороков, в ней отражается противоборство добра и зла. Здесь нет положительного героя.

    -Носит сатирический характер.

    5. Подведение итогов урока.

    -Перед нами сатирическая сказка. Какие пороки обличает писатель? О чем сетует?

    Жизнь за счет народного труда превратила помещика в паразита. С исчезновением мужика наступают всяческие лишения, после которых помещик превращается в дикого зверя. Салтыков-Щедрин убеждает в том, что народ-создатель основных материальных и духовных ценностей, опора государства. Горечью проникнуты слова сатирика, посвященные народу. Терпит он притеснения помещика и только к богу обращается за помощью.

    6. Домашнее задание

    Заполнить таблицу «реальное и фантастическое в сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина»

    Произведение «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» было написано известным русским писателем Михаилом Евграфовичем Салтыковом-Щедриным в 1869 году. К этому времени сатирика уже отправляли в ссылку за вольнодумие, но и после возвращения из неё Салтыков-Щедрин писал довольно смелые для того времени произведения. Опубликовать повесть в России удалось с большим трудом, преодолевая запреты цензуры. Благодаря стараниям И. С. Тургенева произведение Салтыкова-Щедрина уже в 1881 году было издано в Париже на французском языке.

    Несмотря на то, что в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» присутствуют фантастические элементы, это произведение относится к литературному направлению реализм. Одним из любимых жанров Салтыкова-Щедрина была сказка, и писатель создал удивительные произведения, в которых присутствует волшебство. Но это действительно уникальные повести: в них автор обличает истинную сущность помещиков своего времени, насмехается над их неприспособленностью, обнажает сущность такого социального явления, как взяточничество. Поэтому «Сказки для детей изрядного возраста» считаются реалистическими. Если до Салтыкова-Щедрина писатели обращались к сказкам, чтобы уйти от действительности в фантастический мир, то этот грандиозный сатирик показывает окружающий мир без прикрас. Эту мрачную действительность сглаживает лишь сказочный стиль написания.

    Композиция произведения «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» очень похожа на композицию большинства народных сказок. Она состоит из трёх элементов: сказочный зачин «Жили да были», предвещающий развитие фантастических событий; кульминация, то есть, встреча генералов с мужиком; развязка, «счастливый» конец, в котором генералы получают большую сумму денег, а мужик – рюмку водки да пятак серебра. Автор, иронизируя, отмечает жизненную несправедливость: власть, не ударившая палец о палец, купается в золоте, тогда как простой народ, выполняющий всю работу, остаётся ни с чем.

    В сказке можно условно выделить две сюжетные линии: до появления мужика и после. В первой линии Салтыков-Щедрин раскрывает образы генералов. Мы видим, что герои схожи, но автор всё равно наделил каждого из них особенным характером: если первый генерал просто глуп и ленив, то второй ещё и груб. Этот факт указывает на замысел автора: изобразить генералов, как типичных людей, имеющих власть, но при этом не безликими существами.

    Во второй сюжетной линии центральное место занимает образ мужика, а также взаимоотношения между ним и генералами. Писатель противопоставляет мужицкие старания лени и беспомощности людей, находящихся выше его по званию.

    Проанализировав основные сюжетные линии сказки, можно утверждать, что в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» показаны два противоположных социальных слоя: народ и власть. Во взаимоотношениях этих двух лагерей и заключена главная проблема произведения.

    Второй лагерь представлен двумя генералами, которые всю свою жизнь прослужили «в какой-то там регистратуре», «ничего не понимали» и ничего не умели. Салтыков-Щедрин с первых строк произведения начинает высмеивать представителей власти с их непомерной гордостью и при этом чрезвычайной неприспособленностью. Создаётся образ исключительно отрицательных персонажей, эгоистичных и ленивых. Автор специально не наделяет их именами, чтобы показать типичность таких интеллигентов.

    В первый же лагерь автор помещает всего одного героя: безымянного мужичка, который безмолвно подчиняется всем приказам генералов. Писатель наделяет его сказочными способностями: то он делает силок из собственных волос, то печет провизию на костре, созданном из двух кусочков дерева. Салтыков-Щедрин подчёркивает, что как бы генералы не ругали его, мужик никогда не говорил слова поперёк. Автор с грустью рисует литературный образ трудолюбивого народа, который привык беспрекословно подчиняться властным лицам.

    Почему же Салтыков-Щедрин выбрал жанр сказки, хотя он ставит в произведении такие сложные темы, как социальное неравенство, злоупотребление властью, жизненная несправедливость? Таким образом писатель обходил строгие законы цензуры. Если бы Салтыков-Щедрин попробовал опубликовать свои мысли в рамках публицистической статьи, то его бы немедленно отправили в повторную ссылку. Таким образом, написание сказок, под которыми скрыта ужасающая действительность, помогло ему иносказательно выразить своё отношение к важнейшим проблемам того времени, сделало его новатором в области русской реалистической прозы.

    «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» — это сатирическая сказка, в которой поднимаются важнейшие проблемы, не потерявшие своей актуальности и в наше время.

    • «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», краткое содержание

    • «Премудрый пискарь», анализ сказки Салтыкова-Щедрина

    • «Господа Головлёвы», анализ романа Салтыкова-Щедрина

    • «История одного города», краткое содержание по главам романа Салтыкова-Щедрина

    • «История одного города», анализ романа Салтыкова-Щедрина

    • «Дикий помещик», анализ сказки Салтыкова-Щедрина

    • «Медведь на воеводстве», анализ сказки Салтыкова-Щедрина

    • «Вяленая вобла», анализ сказки Салтыкова-Щедрина

    • «Господа Головлевы», краткое содержание по главам романа Салтыкова-Щедрина

    • «Медведь на воеводстве», краткое содержание по главам сказки Салтыкова-Щедрина

    • Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин, краткая биография

    По произведению: «Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил»

    По писателю: Салтыков-Щедрин, Михаил Евграфович

    Сложно представить себе русскую литературу без сатирического творчества Салтыкова-Щедрина. Никто кроме не мог также точно выявить все пороки российской действительности середины девятнадцатого века и рассказать о них в столь оригинальной и запоминающейся форме. Его «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» считается классикой русской сатиры. Под видом сказки Салтыков-Щедрин мастерски отобразил сословные противоречия, царившие в Российской империи. Многомудрый Литрекон предлагает Вам разбор этой сказки.

    История создания

    История написания «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» сохранила интересные факты о произведении:

    • Сатира Салтыкова-Щедрина родилась в пятидесятых годах девятнадцатого века, когда он был выслан в Вятку (за либеральные высказывания), где мог наблюдать за жизнью русской провинции, регионального чиновничества и простого народа. Но происхождение и ум писателя сыграли злую шутку с его гонителями: Михаил Евграфович сам стал местным губернатором. Ссылка обернулась для него повышением.
    • Идея для сказки родилась у писателя в 1867 году, после того как со скандалом был отправлен в отставку один чиновник, написавший короткое произведение «Что, ежели бы я жил на необитаемом острове и имел собеседником лишь правителя канцелярии?». Он решил развить эту тему и написать, что было бы со всем правящим классом на необитаемом острове?
    • Работа над сказкой была завершена 1869 году, но опубликовали ее далеко не сразу, хотя это и удалось (в журнале «Отечественные записки»). Цензоров обманула сказовая манера повествования.
    • Писатель Салтыков, как известно, присоединил к своей фамилии псевдоним «Щедрин», потому что он не хотел ассоциировать себя со скандально прославившейся дворянкой «Салтычихой», которая истязала и убивала своих крестьян. Кроме того, его семья была против литературных занятий Михаила.

    Направление и жанр

    Как ни странно, сказка Салтыкова-Щедрина принадлежит к литературному направлению реализма. Несмотря на фантастическое допущение, автор стремился к реалистичному изображению своих героев, их жизни, речи и действий. Характеры героев максимально приближены к реальным. Читатель может поверить в то, что такие люди могли существовать.

    «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» является сатирической сказкой. В основе сюжета лежит фантастическое допущение, язык изобилует сказочными речевыми оборотами. Многие ситуации намеренно доведены до абсурда. Всё это необходимо для того, чтобы замаскировать и смягчить присутствующее в сказке едкое высмеивание, свойственное всем сатирическим произведениям. Иначе книга была бы похоронена в ящике письменного стола.

    Композиция и конфликт

    Композиция «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» делится на три типично сказочных элемента:

    1. Сказочный зачин.
    2. Кульминация — встреча дворян и крестьянина.
    3. Развязка — возвращение в столицу.

    Композиция построена на многочисленных антитезах: генералы — крестьянин, лень — труд, глупость — смекался, гордость — смирение и т.д. 

    Суть: о чём сказка?

    Два генерала, всю жизнь прослужившие чиновниками в санкт-петербуржской регистратуре, где они родились, воспитались и состарились, необъяснимым образом оказываются на необитаемом острове.

    Дворяне и чиновники демонстрируют полную неприспособленность к самостоятельной жизни и незнание очевидных для любого образованного человека вещей, даже едва не доходят до каннибализма.

    Однако, к счастью для двух высокопоставленных особ, под пальмой они находят спящего мужика и немедленно берут над ним руководство.

    Много дней мужик выполняет все приказы двух генералов и заботится об их достатке и благополучии, даже сам делает для них верёвку их конопли, которой его же и привязывают к дереву.

    В итоге генералы решают вернуться домой, и мужик перевозит их с острова в Санкт-Петербург, за что получил бутылку водки и пятак серебра.

    Главные герои и их характеристика

    Система образов в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» отражена Многомудрым Литреконом в таблице:

    герои характеристика
    два генерала – пожилые чиновники дворяне. всю свою жизнь занимались однообразной бумажной работой и ничем другим не интересовались. капризные и жалкие люди, не способные даже самостоятельно определить, где находится север. однако в то же время они живут в полной уверенности в своём превосходстве над окружающими и в том, что все нижестоящие обязаны выполнять любые их прихоти.
    мужик таинственный мужик с необитаемого острова, наделённый огромной силой и житейской смекалкой. способен без труда добыть пищу, свить верёвку из конопли, с помощью которой его и привяжут, и даже построить лодку для путешествия через океан. однако абсолютно лишён силы воли и чувства собственного достоинства, беспрекословно выполняя распоряжения двух генералов только потому, что они выше него по происхождению и статусу.

    Темы

    Тематика «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» заставит задуматься и современного читателя, ведь темы в ней вечные:

    1. Народ – народ Салтыкова-Щедрина в образе мужика с острова обладает всеми качествами для счастливого и безбедного существования. Но писатель подчёркивает, что рабская психология русского человека, навязанная столетиями крепостного права, не даёт ему реализовать весь свой потенциал.
    2. Родина – писатель видит свою родину разделённой между двумя мирами: ничтожным и бесполезным дворянским, паразитирующем на народе и крестьянской Россией, безжалостно угнетаемой, несмотря на все её таланты.
    3. Противопоставление дворянства и крестьянства – в лице мужика представлено всё русское крестьянство, которое наделено умением и умом, но лишённое прав, а в лице генералов представлено дворянство, лишённое умений и ума, но наделённое безграничной властью и всеми правами.
    4. Быт и нравы России – Салтыков-Щедрин демонстрирует и высмеивает многие особенности жизни в России. Огромный и неповоротливый бюрократический аппарат, пьянство и социальное неравенство – многое из этого было печальной обыденностью для Российской империи тех лет.
    5. Фольклорные мотивы – в тексте сказки часто встречаются словесные обороты, свойственные народному творчеству, вроде «Жили-были», «Долго ли коротко ли» или «По усам текло, в рот не попало». Всё это нужно для того, чтобы подчеркнуть глубокую народность данного произведения.

    Проблемы

    Проблематика «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» столь же злободневна и интересна (если ее стоит дополнить, сообщите Многомудрому Литрекону в комментариях): 

    1. Социальное неравенство – в сказке отлично отражена пропасть между крестьянством и дворянством не только в материальном плане, но и в духовном. Аристократия всегда готова поработить народ, а вот простые люди подчиняются без ропота, хоть требования и абсурдны.
    2. Крепостное право – крепостничество всегда рассматривалось Салтыковым-Щедриным, как большая трагедия в истории русского народа, которая не только тормозила развитие экономики России, создавая нищету, но и нанесла ментальную рану русскому крестьянству, которое с огромным трудом приспосабливалось к жизни в эпоху капитализма.
    3. Невежество правящего класса – писатель особенно сильно подчёркивает ничтожность дворянства, его ограниченность и невежество. Отсюда ещё более несправедливой кажется ситуация, что именно эти ничтожные люди управляют Россией, пронося ей только вред.

    Смысл

    Салтыков-Щедрин в своей сказке показал нам два сословия Российской империи. Главная мысль «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» заключается в том, что тиранию дворянства идеально дополняет рабство народа, поэтому изменить ситуацию в России так сложно.

    С одной стороны, мы видим дворянство – избалованное, ничтожное и бесполезное для общества, на котором оно паразитирует, однако уверенное в своём статусе, за счёт чего держит свою власть над немым и несознательным народом.

    Мужик олицетворяет собой крестьянство – смекалистое и хозяйственное, но не способное осознать себя и бороться за свои права, а потому слепо подчиняющееся аристократии, которая не держит крестьян за людей.

    Основная идея «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» — это необходимость изменить существующий порядок, в котором два паразита-генерала кормятся за счет одного тощего и забитого мужика. Писатель в своей сказке аллегорически изобразил экономику России. Сами дворяне ничего не зарабатывают, а живут на всем готовом только потому, что им принадлежит абсолютная власть над крестьянством. Если же народ освободится, помещики обречены на вымирание, причем в прямом смысле слова, ведь без бесчисленных слуг генералы просто умрут с голоду.

    Чему учит?

    Сказка осуждает невежество, грубость и самодурство, которые демонстрируют читателям генералы. Салтыков-Щедрин считал, что не происхождение или чин определяет человека, но его собственные таланты. Таков вывод из «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил».

    Писатель превозносит смекалку и находчивость, продемонстрированную мужиком. Он пытается донеси до читателя мысль о важности самоуважения и о том, что необходимо отстаивать собственные права, иначе человек превращается в бесправного раба, чьи таланты служат негодяям и бесполезным паразитам. Каждый человек должен сам обеспечивать себя и тем самым приносить пользу обществу — такова мораль сказки.

    Средства выразительности

    Автор использовал в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» иронию. Так, мужик собственноручно связал веревку, которой его привязали к дереву. Этим автор хотел сказать, что народ сам поощряет свое рабство и добровольно лебезит перед тем, кто назвался хозяином.

    Другой пример иронии в тексте — это распределение провизии. Мужик нарвал генералам 10 спелых яблок, а себе взял одно, и то кислое. Крестьянин ограничивает себя сам, то есть рабство глубоко засело в его психологии.

    Особенности композиции сказки как один мужик двух генералов прокормил

    Таблица: гротеск, гипербола, ирония в произведении «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

    Критика

    «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» была радушно встречена русской интеллигенцией. Замысел писателя был понят правильно.

    Сказка была восторженно принята Герценом.Тургенев же и вовсе лично способствовал переводу произведения на французский язык и его распространению в странах Западной Европы. 

    Автор: Михаил Щепин

  • Особенности композиции вставные эпизоды пейзаж портрет интерьер в сказке премудрый пескарь
  • Особенности композиции волшебной сказки
  • Особенности как пишется и почему
  • Особенности иллюстрации васнецова к сказкам
  • Особенности звучания исторической темы в поэзии батюшкова сочинение 9 класс кратко