Особенности как пишется и почему

Банки повышают требования к заемщикам. один из инструментов их оценки кредитный рейтинг. где узнать свой кредитный рейтинг и как

Банки повышают требования к заемщикам. Один из инструментов их оценки — кредитный рейтинг. Где узнать свой кредитный рейтинг и как повысить шансы на получение займа — в пошаговой инструкции

Фото: Shutterstock


Фото: Shutterstock

Почему важен кредитный рейтинг

По данным ЦБ РФ, в России на 1 октября за россиянами числились кредиты на сумму ₽23,5 трлн, просроченная задолженность (сумма долга по двум и более обязательным платежам в течение 120 дней) составляет ₽950,9 млрд.

В сентябре только 35,8% заявок на потребкредиты и кредитные карты были одобрены банками (данные НБКИ). В октябре кредитные организации выдали ссуд на 8,7% меньше в количественном отношении, а общая сумма кредитов сократилась на 10,6% по сравнению с сентябрем.

Политика банков будет и дальше ужесточаться. В Госдуме прошел все три чтения законопроект, по которому банкам будут устанавливать количественный лимит на выдачу кредитов. В ситуации, когда банку, условно говоря, будут разрешать выдавать 100 кредитов в день, ему придется тщательно выбирать тех, кому их одобрить. И выигрывать в этом «конкурсе» наверняка будут самые надежные и платежеспособные клиенты. Для оценки потенциального заемщика банки пользуются информацией из кредитной истории заемщика, в том числе учитывают индивидуальный (персональный) кредитный рейтинг (ИКР или ПКР).

По данным Банка России, десять банков из 14 крупнейших в рознице выдают кредиты на основе заявки заемщика и опираются на данные бюро кредитных историй (БКИ) о текущем уровне платежей по кредитам.

В сложившихся условиях банки ожидаемо будут повышать требования к заемщикам и, чтобы не оказаться в числе тех, кому отказали в кредите, важно иметь высокий
кредитный рейтинг 
.

Кредитный рейтинг — что это такое, как рассчитывается и на что влияет

Фото:Shutterstock


Фото: Shutterstock

Индивидуальный или персональный кредитный рейтинг (ИКР или ПКР) — балл, который присваивается потенциальному заемщику на основании его кредитной истории. Он рассчитывается автоматически бюро кредитных историй (БКИ) на основании ряда переменных: количество открытых и закрытых кредитов, долговая нагрузка (какой процент от общего дохода тратится на оплату кредитов), просроченная задолженность, наличие проданных долгов коллекторам и др. Это аналог банковского скоринга.

«Максимально влияют на уровень рейтинга допущенные заемщиком просрочки. Важное значение также имеет количество действующих кредитов, коррелирующее с долговой нагрузкой заемщика», — отметил генеральный директор ОКБ Артур Александрович.

Чем выше балл кредитного рейтинга — тем больше шансов у человека получить кредит на выгодных условиях. Тем не менее БКИ отмечают, что ИКР носит информационный характер и даже высокий балл — не гарантия одобрения кредита, окончательное решение о выдаче кредита и о его условиях принимает кредитная организация, то есть банк.

По данным НБКИ, средний персональный кредитный рейтинг (ПКР) заемщика по потребкредитам в октябре 2021 года составил 627 баллов (минимальное значение — 300 баллов, максимальное — 850 баллов). Чем выше запрашиваемая сумма кредита, тем более высокие требования предъявляют кредиторы к ПКР. Так, для получения кредита в октябре на сумму от ₽500 тыс. средний балл по ПКР составил 697 баллов, а до ₽30 тыс. — 568 баллов.

ИКР может использоваться не только банками, но и самим человеком. Узнать свой ИКР полезно перед тем, как взять ипотеку или любой другой кредит, чтобы понять, как вас может оценить банк. В случае низкого рейтинга у заемщика будет время его исправить. Кроме того, регулярно проверяя свою кредитную историю, человек может обнаружить, не появились ли в ней ошибки и, соответственно, направить в БКИ заявление о необходимости ее исправить. Также история позволит проверить, не оформлены ли мошенниками на человека кредиты, которые он не брал.

Фото:Shutterstock

Как и где узнать свой кредитный рейтинг

Фото:Anna Eremeev / Shutterstock


Фото: Anna Eremeev / Shutterstock

Данные о кредитных историях и кредитном рейтинге хранятся в бюро кредитных историй — БКИ. Кредитная история и кредитный рейтинг одного и того же человека могут быть разными в разных БКИ. Это связано с тем, с какими банками и другими организациями у БКИ есть договор на обмен информацией.

Допустим, у человека один кредит в ВТБ, и банк сообщает о нем данные в НБКИ, а второй кредит в Сбербанке, который отправляет о нем данные в ОКБ. Соответственно, данные о кредитной истории и кредитном рейтинге из НБКИ и ОКБ будут различаться. Чтобы ознакомиться со всеми частями кредитной истории, необходимо знать, в каких конкретно БКИ они хранятся.

На текущий момент в России работают восемь БКИ, которые внесены в государственный реестр ЦБ:

  • АО «Национальное бюро кредитных историй»;
  • АО «Объединенное Кредитное Бюро»;
  • ООО «Кредитное Бюро Русский Стандарт»;
  • ООО «Бюро кредитных историй «Эквифакс»;
  • ООО «Восточно-Европейское бюро кредитных историй»;
  • ООО «Столичное Кредитное Бюро»;
  • ООО «Межрегиональное Бюро кредитных историй «Кредо»;
  • ООО «Красноярское Бюро кредитных историй».

Как узнать кредитный рейтинг через «Госуслуги»

Чтобы не тратить время на запросы в каждое БКИ по отдельности, можно через «Госуслуги» запросить информацию о том, в каких конкретно БКИ хранится кредитная история.

На портале «Госуслуг» нужно пройти на вкладку «Справки/Выписки», далее выбрать раздел «Сведения о бюро кредитных историй». Для доступа понадобится подтвердить только данные паспорта, которые автоматически загрузятся из личного кабинета.

В ответ Банк России пришлет в личный кабинет на портале госуслуг список всех БКИ, в которых хранится кредитная история. Информация будет включать название, адрес и номер телефона бюро.

Фото:РБК Инвестиции / Скриншот с портала «Госуслуги»


Фото: РБК Инвестиции / Скриншот с портала «Госуслуги»

Как узнать кредитный рейтинг, если нет учетной записи на «Госуcлугах»

Тем, кто не имеет учетной записи на «Госуслугах», можно обратиться за получением списка БКИ, в которых хранится кредитная история, в:

  • любой банк;
  • микрофинансовую организацию;
  • любое бюро кредитных историй (даже в то, в котором может и не быть вашей кредитной истории);
  • непосредственно в Центральный каталог кредитных историй Банка России.

Получив список БКИ, в котором (которых) хранится кредитная история, следующий шаг — запросить в каждом из них свою кредитную историю. Внутри кредитной истории будет указан и кредитный рейтинг. У ряда БКИ кредитный рейтинг указывается отдельно, достаточно лишь выбрать этот раздел в личном кабинете. Все БКИ, внесенные в реестр ЦБ, позволяют войти в личный кабинет на их сайте, используя логин и пароль с «Госуслуг» (ЕСИА). Кроме того, в каждое из них можно обратиться лично, посетив их офисы, а также по почте письмом или телеграммой.

В каждом БКИ заемщик может заказать кредитный отчет бесплатно два раза в год (на бумажном носителе один раз в год), далее заказ отчетов становится платным. Количество платных обращений не ограничивается. Ряд БКИ предлагают так называемую подписку, по которой присылают историю регулярно, а также могут предупреждать о каждом новом оформленном кредите.

Новая шкала кредитного рейтинга: чем она будет отличаться от прежних

Фото:Shutterstock


Фото: Shutterstock

С 1 января 2022 года в России официально будет введена единая шкала индивидуальных кредитных рейтингов россиян, согласно указанию ЦБ РФ. Первыми ее должны начать применять квалифицированные бюро кредитных историй, остальные БКИ на новую шкалу обязаны перейти с 1 января 2024 года. Статус квалифицированных бюро кредитных историй в России по состоянию на ноябрь имеют три — «Национальное бюро кредитных историй» (НБКИ), «Объединенное кредитное бюро» (ОКБ) и «Бюро кредитных историй «Эквифакс». ОКБ досрочно выполнило ряд требований регулятора и уже рассчитывает кредитный рейтинг по новой шкале от 1 до 999 баллов, а у «Эквифакса» и ранее рейтинг был от 1 до 999, то есть ему нужно будет только выполнить некоторые требования ЦБ.

Новшества, которые прописаны регулятором в качестве обязательных для расчета индивидуального кредитного рейтинга гражданина:

Количество баллов — от 1 до 999 баллов. Новая шкала кредитного рейтинга, по сути, не является новой как таковой, а, скорее, первой единообразной, которую Банк России потребовал сделать для всех бюро кредитных историй. Ранее каждое из БКИ применяли собственные шкалы, так, например, в НБКИ шкала включала 850 баллов, а в ОКБ максимальная оценка рейтинга составляла 1245 баллов. Новая единообразная шкала кредитного рейтинга заемщика будет рассчитываться в диапазоне от 1 до 999 баллов: чем выше рейтинг, тем ниже оценивается кредитный риск заемщика, то есть у заемщика больше шансов получить одобрение кредита.

Доступность кредитного рейтинга для всех. Кредитный рейтинг теперь обязаны будут показывать заемщику все БКИ (квалифицированные — с 1 января 2022 года, остальные — с 1 января 2024 года). Ранее БКИ могли эту информацию гражданам не предоставлять, а только направлять полные кредитные истории без данных об оценочных баллах. В результате человек, получая отказ в выдаче кредита, не всегда мог сопоставить это с данными своей кредитной истории и/или вообще не знал, что его рейтинг низкий.

Бесплатное и неограниченное количество запросов на кредитный рейтинг. Кредитную историю бесплатно можно запрашивать в каждом из БКИ не более двух раз в год (на бумажном носителе — один раз в год). За последующие обращения за кредитной историей бюро требуют дополнительной платы. А вот кредитный рейтинг можно будет проверять хоть каждый день и бесплатно.

Раскрытие факторов и их веса в кредитном рейтинге. У БКИ остается право пользоваться при расчете кредитного рейтинга собственными данными, причем не только теми, которые содержатся в кредитной истории, но и вне ее. Поэтому очень важна новая обязанность бюро раскрывать потребителям, какие именно факторы оказывают влияние на рейтинги и какой они имеют вес в рейтинге. Это позволит заемщику понять, из чего сложилась оценка и почему она разная в различных БКИ. Например, если ОКБ обладает сведениями о просроченной задолженности в банке X, то человек увидит, что именно этот фактор снизил его рейтинг, тогда как, допустим, в НБКИ рейтинг будет выше, потому что у НБКИ нет сведений про просрочку в X.

Графическая наглядность. Кредитный рейтинг станет наглядно отображаться в графическом виде: красная зона (низкий рейтинг), желтая зона (средний рейтинг), светло-зеленая зона (высокий рейтинг), ярко-зеленая зона (очень высокий рейтинг). В последнюю зону относятся 10% самых качественных заемщиков, а доля остальных зон составляет по 30%.

₽500 и 91 день. Кредитный рейтинг должен предсказывать дефолт заемщика (невозможность выплачивать долг) в течение ближайшего года на сумму от 500 рублей и на срок от 91 дня. На стадии обсуждения проекта указания ЦБ, речь шла о том, что в кредитном рейтинге будут отображаться и все прошлые просрочки, начиная ₽ 500 сроком от 91 дня.

Генеральный директор ОКБ Артур Александрович отметил, что для расчета вероятности
дефолта 
в рейтинге учитываются все просрочки: текущие и исторические, их размер и длительность. Директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков также подтвердил, что любая просрочка даже на небольшую сумму учитывается в кредитной истории — а значит, находит свое отражение и в кредитном рейтинге. В «Эквифакс» чуть более лояльно относятся к долгам до ₽500: «Просроченная задолженность в сумме до ₽500 (вне зависимости от срока существования такой просроченной задолженности: хоть 1, хоть 1000 дней) не используется в расчете рейтинга и никак его не ухудшает. Это так называемые порог чувствительности, или техническая просроченная задолженность», — рассказал «РБК Инвестициям» генеральный директор БКИ «Эквифакс» Олег Лагуткин.

Какой кредитный рейтинг хороший

Понятие хорошего кредитного рейтинга — довольно расплывчато. И связано это с тем, что алгоритмы его расчета в каждом БКИ собственные, как и массив данных, на основе которых он рассчитывается. Поэтому адекватно оценить свой рейтинг как «хороший» или «плохой» заемщик может только, запросив его в БКИ. Бюро к оценке в баллах дают пояснения, каким именно он считается в их градации.

«РБК
Инвестиции 
» провели эксперимент и запросили кредитный рейтинг в трех БКИ. У одного и того же человека рейтинг в двух из них расценивается как высокий, а в одном — как низкий.

Фото:РБК Инвестиции / Скриншот с сайта «Эквифакс»


Фото: РБК Инвестиции / Скриншот с сайта «Эквифакс»

Фото:РБК Инвестиции / Скриншот с сайта ОКБ


Фото: РБК Инвестиции / Скриншот с сайта ОКБ

Фото:РБК Инвестиции / Скриншот с сайта НБКИ


Фото: РБК Инвестиции / Скриншот с сайта НБКИ

Максимальный кредитный рейтинг

Максимальный кредитный рейтинг в зависимости от шкалы, которая используется в БКИ, дает заемщику возможность рассчитывать на самые выгодные условия по кредитам, а также существенно повышает его шансы в принципе на его получение. Чем выше рейтинг — тем ниже кредитный риск заемщика, тем лучше он выглядит в глазах банков и других кредиторов.

Фото:Pexels

Кредит с низким кредитным рейтингом

Низкий кредитный рейтинг, как правило, выставляется заемщикам при отсутствии кредитов или при наличии просроченных платежей по имеющимся долговым обязательствам. Повысить кредитный рейтинг и вместе с ним шансы на выдачу кредита можно, если:

  • вовремя гасить задолженность. Если вы уже ее допустили, то не стоит бросать платить вовсе, нужно вносить на счет хоть небольшую часть долга, движение по счету уже будет сигнализировать о том, что заемщик предпринимает усилия по погашению;
  • снизить долговую нагрузку и не увеличивать ее без веской причины. В кредитном рейтинге учитывается общая долговая нагрузка. Например, если у человека есть кредиты в трех банках, двух микрофинансовых организациях и куплен холодильник в рассрочку, то БКИ «видит» их все. Поэтому нужно последовательно платить по каждому, закрывать их и не торопиться брать новые кредиты, пока долговая нагрузка не станет приемлемой;
  • для тех, у кого нет кредита и, соответственно, кредитной истории и кредитного рейтинга, следует начать «писать» эту историю с небольших потребительских кредитов или пользования кредитными картами. Также можно оформить какой-либо товар в рассрочку. При одобрении этих кредитных продуктов банки предъявляют более низкие требования, поэтому есть шанс их получить практически у каждого. Важно впоследствии своевременно вносить платежи, чтобы сформировалась хорошая кредитная история.

Фото:Phil Cole / Getty Images

Больше новостей об инвестициях вы найдете в нашем аккаунте в Instagram


Оценка кредитоспособности компании или государства. Выставляется независимыми рейтинговыми агентствами и производится на основании оценочных анкет, которые преобразуют финансовые и нефинансовые показатели компании в баллы. Кредитный рейтинг позволяет оценивать рискованность вложения в ценные бумаги эмитента (компании) – чем выше рейтинг, тем ниже риск.

Дефолт (от французского de fault — по вине) — ситуация, возникшая при неисполнении заемщиком обязательств по уплате или обслуживанию долга. Дефолтом считается неуплата процентов по кредиту или по облигационному займу, а также непогашение займа. Стоит отдельно выделить технический дефолт — ситуацию, когда исполнение обязательств было только временной задержкой платежей, как правило, по независящим от заемщика обстоятельствам. Дефолт служит основанием для предъявления кредитором иска о банкротстве заемщика

Инвестиции — это вложение денежных средств для получения дохода или сохранения капитала. Различают финансовые инвестиции (покупка ценных бумаг) и реальные (инвестиции в промышленность, строительство и так далее). В широком смысле инвестиции делятся на множество подвидов: частные или государственные, спекулятивные или венчурные и прочие.
Подробнее

Ноулз выделил несколько факторов, которые следует учитывать при преподавании. И затем, описав основные характеристики, присущие ученикам-детям, Ноулз противопоставил им черты обучающихся взрослых.

Ученики-дети, по мнению Ноулза, рассматривают знания всего лишь как инструменты, помогающие справляться с учебными заданиями и получать высокие оценки. Они не догадываются, как будут применять эти знания в реальной жизни.

Взрослый же ученик не будет браться за изучение чего-либо, пока не поймёт, зачем ему это нужно.

Поэтому первая задача, которая стоит перед педагогом, работающим со взрослыми людьми, — объяснить им ценность обучения. Например, показать, как учёба повысит их продуктивность на работе или качество жизни. Ещё лучше — создать экспериментальные условия, в которых ученики сами ощутят нехватку знаний, которыми может поделиться преподаватель.

Поскольку традиционный педагог, согласно Ноулзу, воспринимает детей как зависимых от него, то и сами ученики со временем начинают осознавать свою подчинённость учителю. Однако чем старше дети, тем большую самостоятельность они проявляют.

Взрослый человек уже вполне осознаёт ответственность за собственные решения и свою жизнь.

Такое самосознание порождает в зрелых людях потребность в том, чтобы и другие уважали их самостоятельность. Тем не менее, когда зрелый человек сталкивается с необходимостью снова чему-нибудь учиться, нередко он вспоминает свой опыт детской зависимости и, по словам Ноулза, «складывает руки, садится поудобнее и говорит: „Учите меня“».

Однако это ошибочное предположение, что от него, как и в детстве, требуется послушание, вскоре вступает в конфликт с нынешним самосознанием зрелого ученика. Чтобы преодолеть этот дискомфорт, человек в конце концов просто бросает обучение. Поэтому Ноулз советует: преподаватель, который желает просвещать взрослых, должен первым делом помочь им преодолеть представление об ученике как о зависимом субъекте. Вместо этого стоит предложить модель ученика, который сам выбирает направление своего обучения.

Традиционный педагог не считает личный опыт учеников отправной точкой для обучения. Опыт, который имеет для него значение, — его собственный или опыт автора учебника. Поэтому основой работы становятся, например, лекции и чтение литературы, выбранной самим преподавателем, а не учениками.

В андрагогике на опыт учеников смотрят иначе.

Уже только потому, что взрослый человек прожил более долгую жизнь, чем школьник, его опыт гораздо более разнообразен. Причём он ещё и различается от человека к человеку. Поэтому обучение должно помогать взрослым проявлять свою индивидуальность.

Здесь будут полезны групповые обсуждения, разбор кейсов, решение проблем — то есть активности, в которых взрослый ученик может выразить свою точку зрения. Взаимное обучение тоже работает.

Впрочем, у большого опыта есть и тёмная сторона. К зрелому возрасту человек накапливает немало нездоровых ментальных привычек и предрассудков. Преподаватель должен постараться обратить на это внимание учеников и помочь им открыться новым идеям. В этом пригодятся такие практики:

  • Прояснение ценностей. Человек ранжирует различные ценности (здоровье, семья, свобода, познание и так далее) с 1-го по 10-е место согласно своим приоритетам. Далее он отвечает себе на вопросы, живёт ли он в соответствии с этими ценностями; если нет, то почему; как может изменить ситуацию к лучшему.
  • Тренировка восприимчивости. Это психологическая техника, направленная на развитие положительной групповой динамики и взаимного доверия. Она заключается в групповом обсуждении различных тем в безопасной атмосфере, в которой участники могут свободно выражать себя и общаться с другими, а затем анализировать свои реакции.

Этот пункт похож на первый. Дети, считает Ноулз, готовы систематически изучать только то, что, по словам преподавателя, поможет им справиться с контрольными заданиями и получить лучшие оценки.

Взрослые же готовы изучать то, что поможет им более успешно справляться с проблемами и задачами, возникающими в реальной жизни.

Кроме того, чтобы повысить готовность взрослых учиться, следует предлагать им образовательные задачи, соответствующие их текущим способностям и уровню развития. В англоязычной психологии и педагогике их называют Developmental tasks (развивающие задачи). По мнению Ноулза, для взрослого ученика одной из таких задач может стать развитие диалектического мышления, то есть осознание сложности и противоречивости окружающего мира.

При традиционном подходе обучение сфокусировано на изучении отдельных предметов, например геометрии или русской литературы XX века. Дети при этом воспринимают учёбу как приобретение знаний, относящихся к предмету.

В андрагогике же обучение сфокусировано на решении задач, которые помогут ученикам справляться с проблемами в реальной жизни. Новые знания и навыки при таком подходе лучше усваиваются, когда они представлены в контексте настоящих жизненных ситуаций.

Чтобы подчеркнуть значимость контекста, Ноулз приводит такой пример. На протяжении многих лет в США боролись с неграмотностью взрослых, проводя курсы чтения, письма и арифметики. Однако ученикам не хватало мотивации и многие из них не проходили обучение до конца.

Когда исследователи стали искать причины неудач, они поняли, что неграмотных людей учили читать и писать слова, очень далёкие от их реального словарного запаса. А математические задачи даже отдалённо не помогали справляться с трудностями, с которыми взрослые ученики сталкивались в магазине или банке. Когда создатели курсов приблизили задания к быту обучающихся, результаты учеников улучшились.

Мотивация учеников-детей — внешняя. Это оценки, одобрение или неодобрение учителя, давление родителей.

Конечно, и взрослых нередко мотивируют стимулы извне, будь то повышение по службе или прибавка к зарплате. Но внутренние факторы, по мнению Ноулза, стимулируют зрелых людей всё-таки сильнее.

Например, выше хорошей зарплаты взрослый человек может поставить удовлетворение от работы и самоуважение.

Ноулз ссылается на исследование, проведённое канадским педагогом Алленом Тафом ещё в 1970-х, которое показало: обычно взрослые люди изначально мотивированы учиться и саморазвиваться. Однако нередко им мешают такие препятствия, как недостаток возможностей и ресурсов, нехватка времени, а также учебные программы, которые противоречат принципам обучения взрослых и приводят к негативному самовосприятию взрослых в роли учеников. Так что, похоже, взрослые изначально полны мотивации, а задача учителя — убирать барьеры, которые встают у них на пути.

Евгения Никитина

Обновлено 21 мая 2021

Шрифт A A

Умение писать в информационном стиле пригодится профессиональным копирайтерам, тем, кто создаёт продающий контент для своего сайта или пишет статьи в блог. Инфостиль — это универсальный инструмент, который делает текст содержательным и лаконичным одновременно. Мы расскажем об этом методе на примерах, рассмотрим точки зрения его ярых сторонников и критиков, разберём приёмы и методы.

Максим Ильяхов и инфостиль

Особенности как пишется и почему

Максим Ильяхов

Понятие «инфостиль» в русских умах прочно ассоциируется с Максимом Ильяховым — главным редактором Тинькоф-журнала. Он написал известную в мире копирайтеров книгу «Пиши и сокращай» в соавторстве с Людмилой Сарычевой, а в 2010 году создал сервис для улучшения текста «Главред».

Главред

Сервис «Главред»

Инфостиль существовал и раньше, но Ильяхов популяризировал этот жанр, поделился с широкой аудиторией редакторскими хитростями и приёмами, в книге собрал способы улучшения текста. Преподаёт курс «Информационный стиль и редактура текста» в школе редакторов.

Что такое информационный стиль текста

Ильяхов пишет об инфостиле так: «Информационный стиль — это не совсем стиль. Это приёмы редактирования, которые помогают очистить текст от мусора, наполнить его полезной информацией и сделать читаемым».

Подходит как для информационных, так и для коммерческих текстов. На первом месте стоит содержание текста, а не его форма. Базовое понятие — это «стоп-слова», то есть словесный мусор, который мешает лёгкому восприятию информации, обороты речи, которые лишены смысла или использованы не по назначению. В большинстве случаев их можно опустить или заменить более лёгкими для восприятия.

По мнению Ильяхова, текст сперва очищается от всего лишнего, а затем наполняется смыслом: интересными подробностями, фактами.

Конечный текст должен быть:

  • интересным;
  • понятным;
  • лаконичным;
  • информативным.
  • полезным.

Стоп-слова делятся на 8 категорий:

  1. Вводные конструкции — выражения, которые выделяются запятыми, тире или скобками: «кстати», «бесспорно», «например», «мягко говоря», «очевидно». Обычно их можно опустить без потери смысла, облегчив текст.
  2. Усилители — это слова, которые усиливают значение других слов: «очень быстрый смартфон», «максимально выгодные условия», «самый дешёвый тариф», «самый лучший фильм». Эти слова хороши, только если подтверждаются фактами. Ильяхов предлагает заменять усилители конкретикой: цифрами, фактами.
  3. Оценка. «Хороший», «плохой», «качественный», «недорогой», «красивый» — всё это субъективное мнение автора. Его нужно обосновать фактами.
  4. Паразиты времени: «сегодня», «сейчас», «в наше время». Ильяхов пишет о том, что эти слова бесполезны, потому что читатель и так находится в настоящем времени. Подчёркивать это дополнительно не нужно. Исключение: тот случай, когда шёл рассказ о прошлом. Если автор хочет перенести читателя в прошлое или в будущее, то нужно писать конкретные периоды времени, избегать обтекаемых фраз: «в скором времени», «в прошлые времена».
  5. Местоимения. Перегруженность действующими лицами затрудняет чтение. Местоимения нужно применять в том случае, если без них никак. Зачастую их можно удалить без потери смысла или заменить личной формой глагола: «мы предлагаем вам попробовать наш новый сервис» можно заменить на «попробуйте сервис улучшения текста» или просто опустить слово «мы».
  6. Штампы. В эту категорию попадают канцеляризмы, устойчивые выражения. Обычно они громоздкие, делают текст длинным и непонятным. Лучший выход — заменить их прямым смыслом. «Магазин в двух шагах от дома» — «Магазин рядом с домом».
  7. Отглагольные существительные. Ильяхов предлагает добавить тексту динамики и заменить их глаголами. «Предоставляем услуги по подбору персонала» можно заменить на «Подбираем и нанимаем сотрудников».
  8. Всё неопределённое. Неопределённые слова и выражения скрывают от читателя правду. Их нужно конкретизировать.

Пример из книги «Пиши и сокращай»: «Кто-то говорил, что первым женским достоинством является скромность» конкретизируем «Карамзин писал, что всегда и везде первым женским достоинством была скромность».

Ценность инфостиля в том, что до читателя доходит максимально конкретная и правдивая информация. Ильяхов говорит о том, что информационный стиль не подходит для тех, кто продаёт плохой товар и стремится обмануть читателя.

Как работает инфостиль

Недаром книга Ильяхова названа «Пиши и сокращай». Ведь именно так работает его метод. После того как из текста убрали все лишнее, а «воду» заменили ценной информацией, читателю легче воспринять содержание — ничего не отвлекает от сути. Информация, поданная в простой, понятной, а главное, в краткой форме, легко усваивается. Автору не нужно писать полотна текста, чтобы убедить читателя. За него это делают факты.

Второй этап работы с текстом — это заполнение образовавшихся после удаления стоп-слов пробелов. На их место становится конкретная информация и факты.

Может сложиться впечатление, что информационный стиль подходит только для передачи информации. Это не так. Он универсален. Продающие тексты по методикам Ильяхова получаются эффективными за счёт краткости, динамики и открытости по отношению к читателю.

Вот пример продающего описания от Максима Ильяхова на сайте франшизы «Додо Пиццы».

Пример продающего текста в информационном стиле

Пример продающего текста в информационном стиле

Здесь много динамики за счёт глаголов. Они подчёркнуты в приведённом фрагменте. Также информация подтверждена конкретными цифрами. А все «громкие» заявления доказаны. За счёт этого текст звучит убедительно, правдиво.

Ильяхов предлагает заменить пустые восхваления себя вроде таких: «Мы лучшая команда профессионалов, которая предлагает уникальную продукцию по доступной цене» на перечисление конкретных достоинств данного предприятия.

Вот пример текста, который Максим посоветовал своему подписчику в качестве образца контента о компании:

Особенности как пишется и почему

Образец текста презентации фирмы от Ильяхова

Максим посоветовал убрать заезженные, абстрактные и ничем не подтверждённые формулировки. Этот метод помогает отстроится от конкурентов. Уверение о том, что «мы самые-самые», можно встретить на сайтах фирм через одну. Они не уникальны и не выделяют фирму на фоне других. А избитость усилителей заставляет сомневаться в правдивости текста.

В инфостиле приветствуется конкретика. Если фирма говорит о себе, что она «в десятке лидеров», то, скорее всего, её место 9-е или 10-е. Уточняя количество довольных пользователей, всегда можно узнать их число на определённый момент времени. Например, «в 2019 году мы подключили к скоростному интернету 1625 домов». Это звучит убедительней, чем «у нас более 30 тыс. пользователей», потому что есть конкретная цифра.

Примеры для сравнения

Лучше всего рассматривать, как работает инфостиль, на примерах из первоисточника, книги «Пиши и сокращай».

Пример важности конкретики в тексте

Пример важности конкретики в тексте

Из этого примера видно, как текст становится интересней, когда наполняется смыслом. Ничего не значащее «под ключ» заменили описанием конкретных услуг.

Пример сокращения текста

Пример сокращения текста

Это пример того, как можно лаконично и доступно передать информацию. Достаточно вычеркнуть витиеватые фразы.

Оценки замените фактами

Оценки замените фактами

А вот так предлагает Максим Ильяхов бороться с оценками. Их нужно обосновать фактами и цифрами, тогда они будут убедительными.

Подтверждение усилителей фактами

Подтверждение усилителей фактами

Чтобы читатель поверил, слова-усилители нуждаются в подтверждении фактами. Или конкретными цифрами:

Подтверждение усилителей цифрами

Подтверждение усилителей цифрами

В этом примере читателю видна выгода предложения.

Почему копирайтеры критикуют инфостиль

Несмотря на то, что метод Ильяхова обрёл множество поклонников, стал новым этапом в отечественном копирайтинге, найдётся немало критиков и противников инфостиля. Остроумные злопыхатели даже обозвали сервис «Главред» «Зловредом». Почему так происходит?

Во-первых, инфостиль предполагает глубокую вычитку текста, правку и редактуру, сбор полезной для читателя информации. То есть отделаться просто статьёй с общими фразами и «водой» вместо фактов не получится.

Особенные неудобства это приносит новичкам в профессии. Они ещё не умеют вычёркивать стоп-слова в процессе написания, поэтому правка для них становится особенно трудоёмкой. Надо проверять каждый материал в сервисе «Главред».

Второй момент связан с работой самого сервиса. Зачастую самые безобидные прилагательные и местоимения попадают в стоп-лист и сильно ухудшают показатель. Он обозначается цифрой внизу страницы. Многие заказчики статей требуют от исполнителей показатель 8-8,5.

Таких значений трудно сразу добиться человеку, который ещё не освоил методы информационного стиля в совершенстве. Копирайтер начинает «чистить» текст, удалять все слова, которые «не нравятся» «Главреду». И в итоге получает совершенно сухой текст, который напоминает справочник.

Сам автор «Главреда» говорит о том, что сервисом нужно пользоваться с умом. Не обязательно удалять все подчёркнутые слова. На месте убранных «мусорных» слов обязательно должна появиться полезная информация. В этом случае текст будет лаконичным и полезным, а не сухим и скучным.

В-третьих, критики руководства Ильяхова утверждают, что текст в инфостиле теряет уникальность. Автора не видно за строками, тексты Ильяхова трудно отличить от работ его лучших учеников. Особенно обезличиванием недовольны копирайтеры, которые начали работать в 90-х, когда популярны были продающие тексты, прямая реклама, с громкими словами и призывными лозунгами.

Главный аргумент против метода Ильяхова — он стирает грань между опытными профессионалами и молодыми авторами, которые успешно освоили новый метод. Трудно аргументировать свой гонорар, если цветистый авторский язык практически вышел из моды с появлением инфостиля. Многие молодые стартапы отдают предпочтение текстам в стиле учеников Максима Ильяхова. У большинства заказчиков на биржах есть требование к оценке текста «Главредом».

Конечно, противники инфостиля по-своему правы. Их аргументы оправданы. Однако нужно помнить, что инфостиль — это всего лишь метод для улучшения текста. Его нужно использовать там, где это уместно. Статья пишется прежде всего для конкретной целевой аудитории, преследует определённые цели. Если инфостиль поможет автору найти отклик читателей и достичь цели, то его можно и нужно использовать.

Загрузка ... Загрузка …

Всегда ли уместен инфостиль

Информационный стиль — это стиль статей в СМИ. Он прекрасно подходит для публикаций в интернете, презентации товаров и услуг. Лаконичность изложения избавляет пользователей от прочтения лишней и бесполезной информации, которой и без того переизбыток в сети.

Ильяхов ставит инфостиль в один ряд с научным, официально-деловым, публицистическим, утверждает, что методы информационного стиля применимы везде: в договоре, романе, статье, рецензии, научном докладе, рекламном плакате, сценарии фильма или смс-уведомлении.

Инфостиль делает акцент на содержании, а не на форме. Он не предусматривает использования литературных средств выразительности, уместных в художественной литературе. Поэтому для поэзии и художественных произведений такой язык не подойдёт.

Конечно, некоторые приёмы может позаимствовать даже литератор. Но всё произведение не может быть написано в информационном стиле, иначе оно потеряет красоту языка, обеднеет, лишившись средств выразительности.

Как научиться писать тексты в инфостиле

Научится писать в информационном стиле можно самостоятельно. Это не сложно, потому что в свободном доступе есть книга Ильяхова и Сарычевой «Пиши и сокращай». Это учебник, тренажёр по инфостилю с примерами. Его изучение заставляет взглянуть на свои тексты по-новому, увидеть, что можно улучшить, а что убрать.

Это не единственная книга Ильяхова об инфостиле и редактуре. Но она базовая, поэтому для первичного ознакомления рекомендуем именно её. Перед тем как взяться за учебники, подпишитесь на почтовую рассылку от «Главреда». Вы получите серию коротких уроков в виде писем.

Книга «Пиши и сокращай»

Книга «Пиши и сокращай» — учебник по инфостилю

Для тех, кто хочет серьёзно углубиться в инфостиль, освоить новую профессию, работать редактором, создана школа редакторов, в которой преподаёт Максим Ильяхов и его коллеги из «Бюро Горбунова».

Бюро Горбунова

Страница с информацией о школе редакторов «Бюро Горбунова»

По инфостилю в бюро есть курс от Ильяхова «Информационный стиль и редактура текста». На сайте «Бюро» можно найти статьи в свободном доступе и подписаться на рассылку.

Эффективный способ видеть в своих текстах стоп-слова — проверять готовые статьи сервисом «Главред». Он подчёркивает сомнительные фразы и даёт объяснение, что, возможно, не так. К советам нужно относиться критически, не удалять слепо куски текста.

Если внести правки там, где они уместны, то текст станет легче и понятней читателю. Чтобы «не пересушить» статью, помните о правиле заменять сомнительные моменты полезной информацией. После нескольких проверок в сервисе вы отметите, что начали видеть стоп-слова уже в тот момент, когда они появляются на мониторе.

Итак, мы разобрали, что из себя представляет инфостиль и как его освоить. Его достоинство в том, что изучение основ не займёт много времени. А овладеть в полной мере методом позволит постоянная практика. Руководство «Пиши и сокращай» написано доступным языком и направлено на то, чтобы улучшить качество ваших текстов.

Популярные материалы

Практически каждый ребёнок иногда путает буквы при чтении. Эта внешне безобидная на первый взгляд проблема может скрывать под собой серьёзные речевые нарушения.

Достаточно часто родители и учителя в школе замечают, что ребёнок при чтении путает буквы, а иногда делает ошибки и во время написания самых элементарных слов. Многие обвиняют малыша в невнимательности, рассеянности или лени. Но проблема намного глубже.

Эта проблема возникает из-за психологических, неврологических или физиологических нарушений. Изначально малыш будет просто неправильно произносить слова, но позже проблема коснётся процесса чтения, письма, математики, и успеваемости в целом, что повлечёт за собой целую вереницу непростых последствий.

Невнимательность или реальная проблема?

Прежде чем паниковать, необходимо точно определить, связано это с невнимательностью, вызванной болезненным состоянием ребёнка, переутомлением или с реальной проблемой. Для этого нужно понаблюдать за ребёнком, как он читает и пишет. Если при чтении он иногда забывает буквы, а во время письма путает похожие знаки, поскольку только начал изучать данные буквы или вспоминает их после летнего отдыха — нет причин для беспокойства.

Другой случай, если ребёнок не может прочитать слово, потому что постоянно забывает буквы, а так же не помнит, как и в какую сторону их писать. Если подобные ошибки носят стойкий характер, то это может быть признаками дислексии (проблемы с чтением) или дисграфии (трудности в письме).

ребёнок читает книгу

Дислексия — это распространённая проблема, основной характеристикой которой является неполное нарушение чтения — ребёнок читает, но постоянно делает одинаковые ошибки. Он может пропускать буквы, слоги или целые слова, добавлять в слова новые знаки, путать их местами. Часто дети просто не различают те или иные звуки, не могут их воспроизвести и использовать не только в устной речи, но и в письме или чтении. Очень часто у ребёнка отмечается не только дислексия, но и дисграфия.

Дисграфией называется стойкое нарушение у детей умения писать. Если ребёнок путает и меняет местами слоги и буквы при письме, это может стать причиной его безграмотности в дальнейшем. Очень часто у таких детей неразборчивый почерк из-за постоянных сомнений в написании конкретных букв, слогов или слов. Они могут не писать заглавные буквы и не ставить знаки препинания в конце предложений.

Дети с дисграфией в старших классах стараются писать небольшими фразами, используя при этом минимальное количество слов, но всё равно делают ошибки. Для них становятся мучительными уроки, на которых нужно писать, поэтому они их часто прогуливают. Они начинают ощущать чувство неполноценности, что ведёт в дальнейшем к развитию комплексов и агрессии. В запущенных случаях, со временем, подростки становятся изгоями в коллективе.

Как видите, путание букв при чтении и письме может привести к довольно серьёзным последствиям. Поэтому крайне важно вовремя заметить проблему и принять меры. Чем раньше родители обратятся за помощью к логопеду, тем быстрее и проще для ребёнка пройдёт коррекция. Он догонит своих сверстников и сможет нормально усваивать школьную программу.

Симптомы реальной проблемы

Как понять, что перестановка букв является признаком проблемы? Необходимо обратить внимание на следующее:

  • Дети путают похожие буквы при их чтении или написании. Например: п-т, б-д, о-у, и-у и прочие;
  • Нарушенное звукопроизношение отражается на процессах письма и чтения — дети неправильно произносят или путают определённые звуки, поэтому заменяют или пропускают их при написании и чтении.
  • Если дети не читают бегло, а пропускают, переставляют, заменяют буквы и слова, не делают отступ между словами, глотают окончания при чтении и письме, то можно говорить о наличии дисграфических и дислексических проблем.
  • Дети могут ошибаться из-за сложностей в написании и в прочтении мягких и твёрдых согласных звуков, в обозначении их на письме йотированными гласными (е, ё, ю, я) или мягким знаком.

Если вы заметили подобные проблемы, рекомендуем обратиться за консультацией к логопеду. Специалист проведёт диагностику речевого развития ребёнка и скажет, является перестановка букв во время чтения или письма нарушением, или это простая переутомляемость. Если это нарушение, то логопед расскажет как решить проблему.

Причины возникновения нарушения

Детям достаточно сложно научиться читать и писать. Во время обучения задействованы 4 анализатора:

  1. Речедвигательный — отвечает за правильность произношения слов и звуков.
  2. Речеслуховой — отвечает за определение и выбор нужного звука.
  3. Зрительный — определяет нужную букву.
  4. Двигательный — определяет, как правильно написать букву.

Развитие и сформированность речи, умение правильно выговаривать все звуки, восприятие и воспроизведение слов — всё это в полной мере влияет на процесс обучения ребёнка письму и чтению. За речь и письмо отвечает теменно-затылочно-височная область головного мозга, которая полностью формируется только к 10 годам жизни.

Особенно трудно учиться читать детям, у которых диагностируют проблемы с произнесением и в различении близких по звучанию звуков. Это связано с недостаточно развитыми фонематическими процессами у ребёнка, вследствие чего он просто не знает, как правильно произносится проблемный звук. Поэтому учить малыша с таким нарушением читать и писать не следует, пока специалист не сформирует у него правильное звукопроизношение.

Существует также особое зрение на буквы. Просто хорошо видеть, для того чтобы научиться писать, недостаточно. С помощью этого чувства малыш учится запоминать и потом правильно воспроизводить буквы. Он должен быть интеллектуально развитым, иметь хороший речевой слух и зрение для того, чтобы процесс обучения письму и чтению не составил особых сложностей.

зеркальное отображение текста

На появление таких проблем могут повлиять физиологические особенности ребёнка. Иногда возникает нарушение, связанное с неравномерным развитием полушарий мозга, в результате чего свои функции менее развитая часть органа будет выполнять хуже. В каждом полушарии находятся центры, которые отвечают за разные возможности организма (чтение, речь, зрение, слух, обоняние).

Часто родители сталкиваются с проблемой зеркального написания букв. Причин такой особенности может быть много, но чаще всего логопеды диагностируют левшество. Человек может быть скрытым или явным левшой, а для таких людей характерно зеркальное письмо.

Существует наследственная склонность к перестановке букв при чтении. Если родители или другие близкие члены семьи испытывали трудности, когда учились писать или читать, есть большая вероятность того, что ребёнку тоже будет сложно это делать.

Известны случаи, когда проблема сама проходит, ребёнок её перерастает и дальше нормально учится без сторонней помощи. Но есть и другие ситуации, при которых проблема запускается и человек испытывает серьёзные трудности уже во взрослом возрасте. На видео ниже приведена подобная история:

Также причиной может стать ряд физиологических и генетических нарушений. При этом человек отличается нормальным умственным развитием. Он может быть успешным в любых областях науки, но с письмом и чтением у него будут большие проблемы.

Дисграфия и дислексия могут появляться у упрямых детей, когда в семье нет гармонии и связи матери с ребёнком. Например, если малыша кормят насильно, вопреки его желанию, в будущем он будет отказываться учиться, сопротивляться учителю и матери, таким образом выражая свой протест.

Если у ребёнка проблемы с концентрацией, то при чтении ему сложно следить за строчкой. Последствием опять же является перестановка букв в словах и слов в предложениях. Следует тренировать умение концентрировать внимание на объектах, делать зарядку для зрительных мышц.

Корректирующие упражнения

Если диагностировали дислексию и/или дисграфию вследствие того, что ребёнок путает буквы, не нужно расстраиваться. Дети, если будут стараться, вполне способны с помощью специальных упражнений выправить ситуацию. Здесь поможет хороший логопед и специально подобранные домашние занятия с ребёнком. Эти задания направлены на развитие и тренировку правильного произношения звуков, речевого слуха и буквенного зрения.

В ходе занятий проводятся различные логопедические игры, тренируется артикуляционный аппарат, слуховое внимание. Малыша учат выговаривать по слогам сложные слова. Ребёнок старается правильно произносить звуки и сопоставлять их с буквами.

Вот пример некоторых упражнений, которые родители могут выполнять с ребёнком самостоятельно:

  1. При зеркальном написании букв можно расчертить лист бумаги на 2 части. На одной стороне листа взрослый загадывает сложные для ребёнка буквы (те, что он путает), а на другой малыш отгадывает их. Для лучшего эффекта письмо можно подкреплять интересными рисунками объектов и предметов, начинающихся на эту букву.
  2. Сделать вместе с ребёнком бумажные или пластилиновые буквы и дать их, чтобы он на ощупь с закрытыми глазами угадывал.
  3. Давать задание зачеркнуть или выделить в каком-то отрывке рассказа все заданные буквы. Например, цветными фломастерами обозначить буквы «а» и «о». Если заниматься ежедневно, то через 2 месяца будет заметен результат.
  4. Диктанты карандашом. Каждый день ребёнок пишет небольшие отрывки из книг именно карандашом. Взрослый проверяет и выписывает ошибки на поля ручкой, желательно не красной, ничего при этом не исправляя. Дальше этот диктант отдают ребёнку и он сам находит и исправляет ошибки. Так как написано карандашом, сделать это будет просто — он стирает ошибки и пишет правильно. Мозг не запечатляет неправильное написание.
  5. Можно дать короткий отрывок из книги, чтобы он его медленно, с сильно выраженной артикуляцией прочитал.
  6. Важно научить его нескольким правилам грамматики и проработать их в элементарных упражнениях.
  7. Если у ребёнка проблемы с фиксацией зрения, можно придумать несколько интересных упражнений для глаз, например, посмотреть на определённую игрушку и описать её.

Нужно делать артикуляционную гимнастику, если проблема в слабых мышцах губ, рта или языка. С её помощью легко получится натренировать артикуляционный аппарат ребёнка, что в дальнейшем отразится на чёткости произношения звуков и он научится выговаривать их.

Для того чтобы занятия были эффективными и результативными, важно помнить несколько правил:

  • Благоприятная атмосфера. Нельзя допускать, чтобы ребёнок внутренне закрылся, тогда от занятий не будет никакого результата. Поэтому во время обучения все должно быть спокойно, интересно и на добровольной основе. Если насильно заставлять ребёнка, то прогресса не будет.
  • Нельзя откровенно проверять скорость чтения — подобные тесты уже давно запрещают психологи. Во время проверки на скорость чтения ребёнок испытывает стресс. Поэтому, если родители хотят знать, насколько быстро он читает, правильнее это сделать незаметно в виде игры.
  • Следует делать упор не на количество, а на качество. Лучше выполнить меньше упражнений, но так, чтобы ребёнок понял саму суть и чему-то действительно научился, чем осуществить много действий, но безрезультатно.
  • Нельзя перехваливать за маленькие достижения. Проявлять своё разочарование и указывать ребёнку на его ошибки тоже не стоит. Правильнее гармонично проводить занятия, спокойно устранять недочёты и иметь максимальное терпение.

Во время исправления такого рода проблем родители должны тесно взаимодействовать с логопедом, поскольку специалист должен наблюдать за динамикой и корректировать работу. Под наблюдением хорошего логопеда, коррекция нарушения происходит значительно быстрее и комфортнее для ребёнка.

Интервью получилось довольно длинное, поэтому если у вас нет времени сейчас читать его целиком, вот краткое содержание со ссылками на те части материала, где раскрывается каждый тезис:

  1. Сначала мы обсуждаем, кого можно назвать «мигрантом» — это более широкое понятие, чем образ, который чаще всего возникает в голове.
  2. Чтобы попасть в Россию, люди проходят ряд дорогих бюрократических процедур. На это нужны деньги. Приезжие из стран с тяжелой экономической ситуацией берут кредиты и занимают средства у родственников,
  3. … а потом нередко попадают в трудовое рабство, из которого сложно спастись. Нурзида и Юлия рассказывают о нескольких таких случаях.
  4. Вот тут мы говорим о том, почему понятие «инфоцыганство» некорректное и чем отличилась местная МЕГА, а еще о том, почему ЦИАН — молодец.
  5. Юлия и Нурзида объясняют, почему доходы мигрантов, которые кому-то кажутся высокими, еще ни о чем не говорят.
  6. Разбираем основные стереотипы о мигрантах: рост преступности, вовлечение в экстремистские сообщества и отсутствие обращений за медицинской помощью.
  7. Но все-таки приходим к выводу, что все мы движемся в сторону гуманизации и осмысленности.

Человек перемещающийся

ec5a8c3e resizedScaled 1200to675

Нурзида Бенсгиер и Юлия Грехнева.

— При слове «мигрант» часто рождается определенный образ: человек приехал на заработки из Средней Азии и испытывает материальные трудности.

Юлия:

— Мигрант — это человек перемещающийся, неважно, куда он перемещается. Как ни странно, внутренние мигранты, люди, приезжающие из областей, могут сталкиваться с теми же проблемами, что и внешние. Люди, которые приезжают с визой, по большому счету, проблем не испытывают, они четко знают, зачем едут. Чаще всего это не трудовые мигранты в классическом понимании, а те, кто приезжает с определенной понятной целью.

Нурзида:

— Основной поток — трудовые мигранты, которые приезжают без виз. В основном — из Таджикистана и Узбекистана. Они получают патент, им нужен трудовой договор, нужно сдавать анализы и экзамен на знание русского языка. При этом люди, которые приезжают из стран ЕАЭС (страны Евразийского экономического союза, — прим. ред.), медицинское освидетельствование не проходят — это тоже зона риска, потому что они могут привезти ВИЧ и туберкулез.

Юлия:

— Следующая категория — те, у кого есть разрешение на временное проживание: люди, которые ориентированы на то, чтобы проживать здесь постоянно, и прошли определенный барьер. Но и они сталкиваются с проблемами: приобретенное гражданство — обратимый процесс. Если на этапе его получения МВД выявило какой-то сбой, это решение может быть отменено и человек оказывается на старте, как в игре-бродилке.

— Говоря об основном потоке, то есть о мигрантах из Средней Азии, — насколько беспрепятственно можно пройти все процедуры?

Нурзида:

— Можно, но это дорого. Самый грубый ценник, который не включает в себя бесконечные пошлины, переводы, копии, фотографии, — 20 тысяч. Без учета стоимости билетов, которая сильно выросла с начала пандемии. Цель госорганов в том, чтобы весь поток направить через «Паспортно-визовый сервис», который, с одной стороны, универсализировал получение услуги и сделал это более удобным, но в то же время сделал его дороже и менее доступным для иностранных граждан. За время пандемии закрылись все районные отделения. В какой бы город и поселок Свердловской области мигрант ни приехал, ему нужно направляться в Екатеринбург, чтобы легализоваться. В других областях — тот же процесс.

2147276c resizedScaled 1200to1783

— Но, наверное, человек, приезжая на заработки, в крупные города и направляется?

Нурзида:

— Люди едут туда, где есть работа. Для них туристические красоты и достопримечательности роли не играют. Есть факторы, которые делают место более привлекательным. Например, у Екатеринбурга положительная черта в том, что здесь демографически разнообразное население, которое очень толерантно, а народ характеризуется как справедливый и порядочный, здесь развито поддерживающее сообщество. Поэтому мигранты сюда охотно едут.

Много лет назад картина была другая. Когда, например, фонд «Город без наркотиков» был в другом амплуа, нам рассказывали в Таджикистане, что Евгением Ройзманом пугают детей (в начале нулевых фонд проводил митинг против граждан таджикской национальности, ГБН обвиняли в разжигании национальной розни, — прим. ред.).

— Вы отдельно занимались вопросами женской миграции. Какие у нее особенности?

Нурзида:

— Мигрантки, к сожалению, подвергаются большему угнетению, чем мужчины-мигранты и местные женщины. На них стигма сказывается трагичнее и болезненней всего. Есть стереотип восприятия восточной женщины: она покорная, беззащитная и молчаливая. Только на днях киргизы выложили исследование, которое проводили в городах России: они выявили, что 84,7% киргизок сталкивались с ситуацией разного насилия. Меньше 2% обратились в полицию.

6239750a resizedScaled 1200to870

Трудовое рабство

— Откуда люди из стран с тяжелой экономической ситуацией берут деньги на билеты и прохождение всех бюрократических процедур?

Юлия:

— Занимают у родственников, берут кредиты.

Нурзида:

— Бывает так, что работодатель или его рекрутер оплачивает билет и сопутствующие расходы, например перевод документов. Такой путь может быть стартом для вовлечения в принудительный труд. У нас была такая история: сюда привезли женщину из Узбекистана, пообещав высокооплачиваемую работу, забрали документы, в итоге поселили в теплицу в городе Березовском, запретили выходить, несколько раз избивали, она сразу же стала должна якобы две тысячи долларов. Она смогла сбежать и через нас вернула паспорт.

— Такие истории часто происходят?

Юлия:

— Часто, но до нас доходят единичные случаи. Чаще всего мы получаем эту информацию от коллег из дружеских организаций других стран, а те — информацию от родственников. Если человек еще сможет найти телефон и успеет быстро позвонить.

— Можете что-то из последнего рассказать?

Нурзида:

— Два молодых человека приехали из Узбекистана. Один паренек работал в Ставрополье, другой — во Владивостоке. В обоих случаях они попадали в тяжелые условия через родственников или знакомых. Одного держали в теплице, другой попал в строительство и когда начал болеть, его стали избивать и перестали кормить. Ему удалось выйти на связь с отцом. В обоих случаях было насилие, в обоих случаях жертвы упоминали сотрудников МВД — это выглядит правдой, потому что на многие очевидные вещи глаза закрывались. Мы всегда говорим жертвам, что они должны дать показания, рассказать о своих угнетателях, чтобы привлечь правоохранительные органы и оборвать цепь траффикинга.

Юлия:

— Но получается, что есть преступление, которое совершается в отношении мигранта, а есть преступление самого мигранта — если работодатель ничего не оформил, он нарушает сроки миграции, миграционный режим. А работодатель ничего и не оформляет, он забирает паспорт под разными предлогами и держит его в сейфе. Сначала накажут мигранта, выдворят из страны. Нет человека — нет проблемы: потерпевшие просто растворяются.

Нурзида:

— Бывает, люди говорят: «Я напишу заявление, я все расскажу». Потом доходит до дела, а заявлений нет, потому что [преступник] знакомый или родственник. К тому парню, который работал во Владивостоке, мы приехали, когда были в Узбекистане: его семья хотела нас отблагодарить за вызволение сына. Нас встретили, накрыли шикарный стол, пели песни. Но заявление так и не написали, потому что привлек его к работе какой-то знакомый.

Юлия:

— Мы говорим: «А ничего, что этот знакомый вашего сына чуть не угробил? Парня избивали, не кормили». Им на это нечего сказать.

— А если заявления не пишутся, не возникает ощущения бессмысленности?

Юлия:

— Нас все время обвиняют, что мы помогаем мигрантам, защищаем их. Мы уже устали объяснять: есть определенная желаемая безопасность для всех, а не для отдельных групп. Мы все тут живем, хотим, чтобы нам было хорошо и комфортно, чтобы перед законом все были равны. А если закрутилось и понеслось и человек вдруг оказывается запертым в теплице — это ненормальная схема. Если с этим не работать, все бросить, ситуация будет только ухудшаться.

1b62ec74 resizedScaled 1200to1832

«Инфоцыганство», «только славяне» и этика

Нурзида:

— Где-то указание национальности в СМИ действительно уместно и важно, где-то — нет. Важна этика и ответственность журналиста в том, чтобы не быть подверженным двойным стандартам. Например, дискуссии последнего времени про «инфоцыганство» — мама дорогая, мы столько про этот термин говорили, как только он появился. Он с самого начала дискредитирует целую национальность.

Много лет назад екатеринбургская МЕГА написала на своих информационных щитах примерно следующее: «бомжам и цыганам вход запрещен». Там действительно была проблема: рядом цыганский поселок, они гуляли и приставали к прохожим. Проблема была, но решена совершенно не этично. Тогда наши коллеги написали письмо в центральный офис и собственнику МЕГИ — сразу получили много извинений и все замяли.

— Как в такой ситуации МЕГЕ было бы этично поступить изначально?

Нурзида:

— Проблема в том, что эти люди пристают. Нужно было фокусироваться на этой проблеме: «Если вы чувствуете угрозу от людей, которые к вам пристают, вызывайте охрану».

— Недавно ЦИАН запретил формулировки вроде «сдам жилье только славянам».

Нурзида:

— Мы такое предвидели, потому что это международные тренды. ЦИАН не мог обойти этот дискриминирующий момент, который противоречит международному бизнесу. ЦИАН однозначно будет в плюсе: и кармически, и экономически. Да, он пострадал: акции на 23% рухнули, а с другой стороны: аренда жилья — дефицитная сфера, рынок предложений ограничен. Сегодня акции упали, завтра вырастут, недвижимость — серьезный процесс, он не стоит на месте.

— Там еще пользователи возмутились, что теперь нельзя будет указывать национальность.

Нурзида:

— Почему-то нам все время хочется за счет дискриминации, обесценивания и унижения получить какие-то плюшки. Нужно задуматься: почему нам так важно унижать других? Во многих вещах мы еще очень дремучи — начиная от «инфоцыган», заканчивая «Равшаном и Джамшутом». Есть нормальные экономические регуляторы. Если ты считаешь, что будущие квартиранты несут риски, можно включать все эти риски в объявление.

У людей есть разные характеристики, а не только «славянин» или «не славянин». Одно дело — когда мигрантам работодатель снял квартиру, заселил всех «оптом», поставил там шконки и нары. Или снимает чистоплотная семья, которая находит общий язык с соседями, подкармливает бабушек, помогает, моет подъезды. Есть разные случаи.

Юлия:

— Мы призываем к тому, что нельзя мигранта рассматривать как безликий объект — это разные люди. По этой причине мы не можем солидаризироваться с сервисными организациями. Есть те, кто помогает детям, бывшим заключенным, бездомным, людям с ВИЧ. А наша целевая аудитория может попасть в любую группу: мигрант может стать инвалидом, бездомным, заболеть ВИЧ.

— Правильно понимаю, что если мигрант по какой-то причине на территории России заболевает ВИЧ, он не сможет здесь получить терапию?

Юлия:

— Нет. Не могут даже те, у кого есть разрешение на временное проживание.

b72c23fa resizedScaled 1200to1790

Люди думают, что мигранты занимают рабочие места, но сами на них не претендуют

— Трудности, которые возникают у людей, когда они приезжают сюда, можно как-то классифицировать?

Нурзида:

— Во-первых, есть трудности бюрократические. На этапе оформления документов очень важный пункт — наличие регистрации, получить ее нужно в течение семи дней.

Юлия:

— Этот пункт всех уравнивает — мигрантов из ЕАЭС и СНГ. Люди должны зарегистрироваться по месту жительства, которое должно соответствовать месту их реального проживания. С этого момента начинаются проблемы. Снять квартиру, чтобы хозяин согласился в ней тебя прописать не просто сложно — это чудо. Верно оформить все документы — тоже проблема. Значительная часть людей, которые живут в России давно, имеют бардак в документах.

— Почему так происходит?

Юлия:

— Если ты заехал правильно, у тебя есть шанс дойти до логического завершения и все сделать правильно. Но жизнь есть жизнь: где-то можно просрочить документы, патент не оплатил — тебе его аннулировали, даже если задержка на один день. Как только тебя эта система выбрасывает, снова вернуться в эту колею сложно и дорого. Всегда есть страх выпасть из обоймы.

— У нас есть какие-то структуры, которые могут, грубо говоря, взять человека за руку и провести по всем бюрократическим кругам?

Нурзида:

— Это называется «соотечественник-посредник». Частная и не очень хорошая история, потому что они, по большей части, вытягивают деньги и как раз могут вовлечь в трудовое рабство. На наш взгляд, это невозможно без участия сотрудников миграционных служб. Когда говорят, что нашли «резиновую квартиру» (имеется в виду квартира, где незаконно проживают мигранты, — прим. ред.), ловят и наказывают собственника, но регистрирует людей в этой квартире не кто-то абстрактный, а сотрудники государственных структур.

— Что еще можно выделить, кроме бюрократических препон?

Юлия:

— Устройство на работу. Все знают, что мигранты составляют основную часть теневого рынка рабочей силы. Им сложно устроиться официально. Никто их, как и с регистрацией по месту жительства, официально брать на работу не спешит. Это связано в том числе с налогами. Работают они в таких сферах, где сами работодатели стремятся оформить как можно меньше персонала, ведь если ты человека официально принимаешь, ты должен платить ему не меньше МРОТ, плюс к этому страховые взносы — кому это нужно, если работники согласны трудиться и без оформления.

— На днях в СМИ была новость, что мигранты практически сравнялись в доходах с россиянами.

Юлия:

— Мигранты очень много работают. Говорят, мигрант получает 50 тысяч — ах, какие деньги! Но давайте посчитаем, за какое время он столько получает. Если он за них 14 часов работает без выходных, насколько это большие суммы?

У нас недавно была история. Одна девушка-выходец из Таджикистана работала на подхвате у кондитера, с ней работала наша знакомая. И вдруг она стала обращать внимание, что эта девушка начала вести себя неадекватно: заговаривается, плохо себя чувствует. Оказалось, она работает по 12 часов без выходных и получает за это 25 тысяч. Она уже просто стала сходить с ума. Человек легко попадает в схемы, где начинается эксплуатация.

Нурзида:

— Мигранты не гнушаются никакой работы. Когда в прошлом году закрылись все границы, резко наступил дефицит рабочей силы. Мы даже не могли найти уборщицу к нам в офис.

— В первые месяцы пандемии четверть трудовых мигрантов вернулась на родину и стало ясно, что мы нуждаемся в них больше, чем предполагали: руководители заговорили о нехватке кадров.

Нурзида:

— Да, сейчас подорожала вся сфера строительства, в том числе потому, что труд мигрантов стал дефицитным.

— А если говорить о взаимоотношениях мигрантов с местным населением? Вы упомянули, что в Екатеринбурге толерантная среда.

Нурзида:

— Есть парадокс, о котором говорят крупные исследовательские центры — Левада (признан в России организацией, выполняющей функции иностранного агента — прим.ред), ВЦИОМ, и наши местные исследователи, например социологи из УрФУ, — уровень мигрантофобии высок, большой процент неприятия или ненависти — от 48 до 62 процентов, в зависимости от постановки вопроса. Можно говорить о том, что половина населения категорически не приемлет мигрантов. Потом выясняется, что у многих респондентов есть знакомые, друзья или даже родственники-мигранты, есть субъективный опыт, который не так негативен, как общественный.

Юлия:

— С детьми тоже ситуация интересная. На вопрос ВЦИОМа о том, будут ли респонденты против, чтобы их дети дружили с мигрантами, 61% ответили отрицательно.

Нурзида:

— Люди часто думают, что мигранты отнимают у них рабочие места, хотя сами на такую работу в действительности не претендуют. Но люди, к сожалению, пока еще подвержены стереотипам.

4a3b0e27 resizedScaled 1200to1660

Есть стереотипы древние, как сама цивилизация

— Давайте перейдем к этим стереотипам. Один из самых распространенных — о том, что мигранты — это преступность.

Нурзида:

— Этот стереотип древний, как сама цивилизация и человеческая история перемещений одних народностей на другие места. Чужак обвиняется в первую очередь. Но объективность такова, что «Новая газета» приводит одни цифры (имеется в виду материал «НГ» о том, что госпропаганда намеренно криминализирует образ мигранта, — прим. ред.), а те, кто против миграции, приводят свои. Важно же смотреть на сами преступления: если мы их разберем, окажется, что большая часть — административные, связанные с нарушением пресловутой регистрации.

Если бы мигранты действительно совершали больше преступлений, чем другие, представляете, какой был бы общественный резонанс, учитывая, что сейчас любой чих вызывает волну общественного возмущения. Конечно, преступления совершаются — чем сильнее мы катимся в снижение уровня жизни, тем выше эти риски. Но как мы будем отделять своих от чужих? Посмотрите даже на бойцов РМК — сколько там ребят-мигрантов. Они есть в любой сфере.

— У нас есть какие-то курсы, которые могли бы помочь мигрантской адаптации?

Нурзида:

— Нет, ничего такого нет. Сначала государство якобы внедряло курсы по изучению русского языка для мигрантов, но потом все это завершилось платным экзаменом. Люди, конечно, должны знать социально-культурные нормы страны, в которую они едут. Сейчас в условиях виртуальной доступности можно изучать их онлайн, но этим часто пренебрегают. Мы всегда нашим мигрантам об этом говорим и выпускаем тонны печатных изданий.

С другой стороны, чем травмируют людей, которые выходят из метро, надписи на разных языках о том, куда идти? Не понимаю, почему это вызвало возмущение главы Совета по правам человека при президенте РФ — я просто в шоке (Валерий Фадеев направил мэру столицы Сергею Собянину письмо с просьбой рассмотреть жалобу на вывески в метро, которые дублируются на узбекском и таджикском языках, — прим. ред.). Я не против, чтобы люди знали русский язык, но тут речь идет об удобстве и оптимизации человеческого потока.

— Есть еще один стереотип о том, что мигранты часто вовлекаются в экстремистские сообщества. Такая проблема действительно есть?

Нурзида:

— Она есть, незачем ее отрицать. Тут функция контроля за перемещением иностранных граждан абсолютно оправданна. Но исследования показывают, что основа терроризма — угнетение. То есть отчаяние выталкивает людей из бедных или идеологически зашоренных слоев населения в террористические или экстремистские сообщества.

Еще одна причина для появления таких сообществ — люди не могут открыто и доступно исполнять свои религиозные ритуалы. Мы кричим: «Дважды в год мигранты заполоняют улицы города, молятся, режут баранов!» (Рамадан и Курбан Байрам, — прим. ред.), из другого рупора орут: «Никаких мечетей, езжайте в свои аулы и стройте там». Но это неотъемлемое право любого человека — исповедовать свою религию, если она не противоречит морали и закону. Тогда почему мы угнетаем его в этом праве? Из-за этого получается так, что вместо официальных проповедников, которые возглавляют религиозное учреждение и отвечают за то, что происходит и произносится в этих стенах, люди обращаются к непонятному человеку, который непонятно к чему призывает.

— В начале пандемии были опасения, что мигранты не будут обращаться к врачам и начнут распространять коронавирус. Евгений Варшавер, социолог и старший научный сотрудник РАНХиГС, рассказывал, что опасения не подтвердились.

Нурзида:

— Смешно категоризировать мигрантов и обобщать их отношение к своему здоровью. «Мигранты» — это абстракция, каждый человек уникален, и его отношение к здоровью со статусом никак не связано. Доступ к медицине — это другой разговор.

Юлия:

— Трудящиеся из ЕАЭС могут получить полис ОМС, при этом члены их семей, если они приехали с ними, не могут. Все остальное уже платно. Бесплатно — только скорая.

Нурзида:

— Вместе с тем, если мигрант хочет получить патент, он должен предоставить в миграционную служба ДМС — это огромная афера, которая обогащает непонятно чьи карманы. Государству прекрасно известно, что этот полис фиктивный, там прописаны ровно те услуги, которые считаются неотложными — никаких отклонений.

c05d4be resizedScaled 1200to1819

Все мы двигаемся в сторону гуманизации и осмысленности

— Как стоит изменить нашу миграционную политику, чтобы она стала более человекоориентированной?

Юлия:

— В первую очередь, человек должен приезжать на готовое рабочее место. Нужно создать условия, чтобы он сразу мог приступить к трудовой деятельности. Теневой рынок труда может затягивать не только мигрантов, но и местное население. Важно, чтобы мигранты были вписаны в нашу правовую систему, чтобы их права были понятны и соблюдались так же, как права россиян.

Миграция является лакмусом. Те проблемы, которые существуют в обществе, особенно подсвечиваются на мигрантах. Если есть проблемы с медицинским обеспечением, они ярче всего отразятся на мигрантах. И так со всеми областями.

Нурзида:

— Нужно определиться, для чего нам нужны мигранты или почему не нужны. Четких сигналов нет, они есть только в популистском пространстве. С одной стороны, труд мигрантов нам нужен, чтобы жить дешевле и качественнее. С другой стороны, они нам не нужны, потому что «чужие», «грязные» и «агрессивные». Власть одной рукой создает миграционную политику, другой рукой ее контролирует, в третьей руке рупор, который вещает голосами политиков перед выборами: «Мы прогоним мигрантов со строек и рынков, закроем границы». Как в этом диссонансе и какофонии идей не согласиться с тем, что мигранты — зло? Что нам важнее: чтобы люди были чистыми или то, кем эта чистота поддерживается?

С другой стороны, не оставляет надежда, что все мы двигаемся в сторону общей гуманизации и осмысленности. Глобальные вызовы подталкивают нас к тому, чтобы мы сняли шоры и перестали мыслить стереотипами.

3cf4a66d resizedScaled 1200to806

В материале использованы работы художницы Натальи Гончаровой.

  • Особенности жанра и композиции романа тургенева отцы и дети сочинение
  • Особенности жанра и композиции романа обломова сочинение
  • Особенности выразительного чтения сказок
  • Особенности волшебных сказок 5 класс литература
  • Особенности волшебной сказки царевна лягушка 5 класс