Особенности иллюстрации васнецова к сказкам

Цель: формировать представление детей о художнике-иллюстраторе детских книг е.и. чарушине и его рисунках. возраст: средняя группа, дети 5-6 лет.задачи: оо

Цель: Формировать представление детей о художнике-иллюстраторе детских книг Е.И. Чарушине и его рисунках.

Возраст:
средняя группа, дети 5-6 лет.

Задачи: ОО «Художественно-эстетическое развитие».

  1. Развивать у детей интерес к книжной иллюстрации.
  2. Вызвать у детей интерес к работам этого художника, желание рассматривать их, замечать выразительные средства (движение, фактуру шёрстки, выражение глаз и др.) животных.
  3. Учить сопереживать персонажам художественных произведений Чарушина .
  4. Реализовать самостоятельную творческую деятельность детей через изобразительную—рисование нетрадиционными техниками (штрихами, мятой бумагой).
  5. Развивать фантазию , наблюдательность, творческие способности.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Интеграция областей (Художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие).

Рисование штрихом и мятой бумагой на тему «Моё любимое животное – пушистое, колючее».

ОО «Познавательное развитие» — экология.
Воспитывать доброе отношение к животным и птицам, через книги Е.И.Чарушина, рассматривание иллюстраций в них.

ОО «Речевое развитие».
Формировать у детей умение вести диалог с педагогом, слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, продолжать обогащать и активизировать словарный запас детей на основе углубления знаний о художнике- иллюстраторе Е.И.Чарушине и его рисунках. Учить детей рассказывать о своих рисунках и рисунках товарищей.

Активизировать словарь детей: архитектор, художник-иллюстратор, озорные, трогательные, беззащитный, растопырилась, волчишко, рысёнок.

Оборудование и материалы:
портрет Е.И. Чарушина, выставка его книг и рисунков, указка , магнитофон с диском, восковые мелки, фломастеры, акварельные краски, кисточки, вода, мятая бумага, альбомный лист бумаги на каждого ребёнка .

Индивидуальная работа:
Активизировать при ответах на вопросы Семена Г., Соню П.;
Побуждать к активному употреблению в речи сложноподчиненных предложений Илью П., Ангелину Ц., Наташу Р.

Методы и приемы:

Виды детской деятельности Методы и приемы Содержание
Познавательная Наглядный Рассматривание иллюстраций с детьми к рассказам Чарушина.
Внесение портрета.
Выставка его книг и рисунков.
Игровая Игровой метод и прием Превращение детей в художников с помощью волшебной палочки.
Двигательная Практический
Игровая физкультминутка.
«Жили были серый ёж и его ежиха.
Серый ёж был очень тих
И ежиха тоже.
И ребенок был у них
Очень тихий ёжик.
Всей семьей идут гулять
Ночью вдоль дорожек.
Ёж – отец, Ежиха – мать
И ребенок ёжик.
(Выполнение движений согласно текста физкультминутки).
Речевое развитие Словесный метод.
Стиль общения воспитателя с детьми: добро-эмоциональный.
Беседа с детьми о художниках-иллюстраторах детских книг Васнецове Ю.А., Рачёве Е.М.
Вопросы к детям и беседа с ними по содержанию иллюстраций о животных.
Рассказ воспитателя о художнике-иллюстраторе Е.И. Чарушине.
Рассказы детей о своих нарисованных рисунков.
Художественно-эстетическое развитие Метод музыкального сопровождения.
Практический
Звучание спокойной музыки во время изобразительной деятельности детей.
Рисование детьми на тему: «Моё любимое животное – пушистое, колючее» с помощью штриха, мятой бумаги.

Предварительная работа: Знакомство с художником-иллюстратором Ю. А. Васнецовым и его рисунками к потешкам, с Е.М. Рачёвым и его рисунками к русским народным сказкам. Чтение детям рассказов Е.И. Чарушина «Про Томку», «Тюпа», «Яшка», «Медвежата», «Волчонок», «Как лошадка зверей катала», «Как мальчик Женя научился говорить букву «р» и др. Рассматривали иллюстрации в книгах.

Ход


Воспитатель: Дети вы любите книжки с картинками?
Дети: Да.

Воспитатель: А кто создаёт их, рисует в них картинки?
Дети: В книгах рисуют картинки художники-иллюстраторы.

Воспитатель: Назовите художников – иллюстраторов детских книг?
Дети : Васнецов Ю. А.— рисовал в книгах картинки к потешкам.
Рачёв Е. М.—рисовал в книгах картинки к русским народным сказкам .

Воспитатель: Сегодня я познакомлю вас ещё с одним детским писателем и художником—иллюстратором своих книг Е .И. Чарушиным . Вот его портрет. Е. И. Чарушин родился в г. Вятке, сейчас это г. Киров в семье архитектора Ивана Апполоновича Чарушина.

С малых лет отец приучал сына к рисованию, потому что сам хорошо рисовал. А мать прививала сыну интерес к наблюдению за жизнью животных и птиц. В доме у Чарушиных всегда было полным — полно всяких животных . Водились попугаи, зайчата, ежи и кошки, собаки и лисята, кролики, голуби, козлята и певчие птицы в клетках . Женя лечил своих друзей , выхаживал, наблюдал за ними. Он понимал их повадки , характер, настроение, различал их голоса. Вот и букву «р» он научился выговаривать , подражая карканью вороны.

Отец часто ездил по служебным делам по Кировской области и брал с собой сына. Природа окружила мальчика и он много видел и замечал: восход солнца, утренние туманы, как лес просыпается, как птички запевают, ночёвки у костра – всё это оставило глубокий след в душе Чарушина.

Также интересное занятие по художественной литературе: Конспект занятия в детском саду по художественной литературе в средней группе. Чтение произведения А. Барто «Мы с Тамарой».

И ему хотелось всё это не только передать с помощью кисти , красок , карандаша , но и написать рассказ . И Женя начал писать рассказы о природе , о животных . Рассказы были очень коротенькие .

Воспитатель: Давайте вспомним какие рассказы Е .И.Чарушина мы с вами читали?
Дети: «Про Томку», «Тюпа», «Яшка», «Медвежата», «Волчонок», «Как лошадка зверей катала».

Воспитатель: Книги Чарушина читают не только в нашей стране, но и зарубежом, они переведены на многие языки мира.

Чарушин сам к своим рассказам рисовал иллюстрации.
Больше всего он любил изображать зверей и птиц.
Взрослые звери—серьёзные и сильные, малыши—ласковые, озорные, трогательные, забавные.
Посмотрите, пожалуйста, вот на эту иллюстрацию.
Вы узнали этого малыша? Кто это? Что делает? Какой он?
Дети: Это волчишко. Он прижался к земле, лежит. Он серенький, маленький, пушистый.

Воспитатель: Если мы с вами прислушаемся, то услышим как он тихонько поскуливает. Его мама волчица ушла на охоту, а он остался один, и ему стало страшно.
Вам хотелось бы его пожалеть, успокоить? А как вы думаете, что будет дальше?
Посмотрите на эту иллюстрацию. Кто это?
Дети: Это рысёнок .

Воспитатель: Сейчас рысь очень занята.
Как вы думаете, что она собирается сделать?
А как вы узнали об этом? (охотиться, подкрадывается к добыче, шерсть у неё пятнистая, взгляд устремлён на добычу).

Воспитатель: Посмотрите на эту иллюстрацию.
Кто это? Что он делает? Какой он?
Дети: Это оленёнок. Он слабенький, беззащитный.

Воспитатель: по нему сразу видно, что недавно на свет появился и на ноги с трудом встаёт.

Воспитатель: Что раскричался этот рыжий лисёнок? Хвостик напрягся, шерсть растопырилась, и нескладный, и колючий, как ёлка, что рядом растёт. То ли злится, то ли испугался, что мама его оставила одного. Но всё равно по острой оскалившейся мордочке понятно, лесной это зверь. Такой и укусить больно может.

Воспитатель: А это кто? Что делают медвежата? Какие они? Затихли медвежата, сосут молоко из бутылочки. И Чарушину захотелось передать в рисунке своё доброе отношение к ним. Вот и видим мы, какие у них мягкие уши, нескладные лапы, серьёзные мордочки, густая мохнатая шерсть. Как прижались они друг к другу.
Таких пушистых, милых, трогательных, добрых, и немного смешных зверят умел рисовать только Чарушин, поэтому и называют их «чарушинскими». Каждого чарушинского зверька видишь, слышишь , хочется его потрогать , погладить и даже с ним поговорить .

Физ. минутка.

«Ёжик топал по тропинке».
Жили были серый ёж и его ежиха.
Серый ёж был очень тих
И ежиха тоже.
И ребёнок был у них
Очень тихий ёжик.

Всей семьёй идут гулять
Ночью вдоль дорожек.
Ёж – отец, Ежиха – мать
И ребёнок ёжик.

Превращение детей в художников.
Покружись, повертись и в художников превратись.

Дети рисуют, звучит музыка.
Выставка всех детских рисунков.
Рассматривание рисунков, выбор самого пушистого , колючего животного. Дети рассказывают о своих рисунках.

Автор: Соколова Галина Леонидовна
Должность: воспитатель
Место работы: МДОУ детский сад №5 «Звёздочка»
Месторасположение: город Нея, Нейский район, Костромская область

Дата изменения: 16.03.2021
Дата публикации: 13.02.2016

Иллюстрации Юрия Васнецова к сказкамМногие советские дети выросли, представляя персонажей русских народных рассказов, разглядывая иллюстрации Юрия Васнецова к сказкам в любимых книжках. Осознавая важность детского знакомства с окружающим миром через поучительные старинные истории, художник стремился создавать красивые, уютные композиции, в которых зверушки все больше напоминали людей не только по поведению, но и по внешнему виду. Автор наряжал героев в характерную для  северных краев одежду, благодаря чему юный читатель лучше понимал историю, отождествляя героев с собой и другими людьми.

«Я всегда помню, для кого будет книжка»

Профессиональный художник, иллюстратор, живописец, преподаватель не представлял свое существование без фольклора, родившись в творческой семье в 1900 г. Мама была искусной вышивальщицей, отец – священником. Дядя – известный фольклорист, также были и другие художники в их роду. Окруженный прекрасными пейзажами любимой Вятки и «базарной средой» ремесленного города, живущего по славянским культурным традициям, Юрий Алексеевич рано определился с профессией, сохранив любовь к сказкам до глубокой старости.

Сказочные иллюстрации Юрия ВаснецоваБиография художника Юрия Алексеевича ВаснецоваБудучи мальчиком, любил делать вещи своими руками, освоив несколько видов ремесел. Он шил сапоги, расписывал ставни, стены, печки витиеватыми затейливыми узорами в соответствии со славянскими фольклорными традициями, переплетал книги.

В 20 лет поступил на факультет живописи ГСХМ в Петрограде (Санкт-Петербург), где попал в бурлящий котел из противоречащих друг другу разных видов художественного искусства. Учился у сезаниста Осипа Браза, авангардиста Михаила Матюшина, импрессионистов и супрематистов.

Поиск собственного стиля не был сложен, и, склоняясь скорее к примитивизму, юный художник сделал попытку показать миру свои пейзажи и натюрморты, которые не имели известности при жизни автора, но выставлялись в Русском Музее после его смерти. Но именно иллюстрации к сказкам для Юрия Алексеевича Васнецова стали тихой гаванью, приятной отдушиной и безопасным способом выражения творческих порывов.

Иллюстрации к сказкам художника Юрия ВаснецоваИллюстрации Юрия Алексеевича ВаснецоваС 1930-х годов иллюстрации Юрия Васнецова к русским народным сказкам окончательно закрепили за ним славу художника детской и юношеской литературы. Но Юрий за долгую жизнь запомнился и другой деятельностью: преподавал изобразительное искусство, придумывал декорации и костюмы к театральным постановкам, рисовал гравюры, путешествовал.

Самые известные иллюстрации к сказкам Юрия Васнецова

Сложно недооценить работу детского художника, ведь малыши, в первую очередь, оценивают книгу по картинкам, не умея читать. Заинтересовать красивыми, интересными персонажами, передавая суть истории, – цель и результат работы иллюстратора детских книг, в которой Юрию Васнецову не было равных.

Сборники русских народных сказок, украшенные рисунками Васнецова, знакомы каждому. Пролистать такую книжку – словно кукольный театр посмотреть. Фигуры объемные, словно шерстяные, тряпичные. Минимум деталей фона, монохромность, зато чувствуется особая теплота и душевность каждого изображения.

Самые известные иллюстрации к сказкам Юрия Васнецова - Лис и МышонокСамые известные иллюстрации к сказкам Юрия Васнецова - ТеремокНаиболее известные иллюстрации Юрия Васнецова к сказкамСреди наиболее известных книг можно назвать «Кошкин Дом», «Три медведя», «Краденое солнце» «Теремок», «Кот, Петух и Лиса», «Лис и Мышонок». Ребенку не нужно было объяснять кто плохой, а кто хороший, достаточно попросить его самостоятельно сделать выводы, глядя на картинку. Образы получились характерные, живописные, интересные, и, не смотря на сказочность, реалистичные, «живые».

Художественным руководителем одного из курсов второго высшего образования, на которое молодой человек поступил в 1926г, стал Каземир Малевич. Именно тогда Юрий Васнецов довел до совершенства несколько излюбленных приемов: прекрасное владение формой и использование контраста. Грамотно расставленные цветовые акценты обращают внимание зрителя на основные детали. Вообще, цвет в иллюстрациях Васнецова имеет первостепенное значение, усиливая восприятия образов.

Иллюстрации Юрия Васнецова к сказкам и их отличительные особенностиОсобенности иллюстраций Юрия ВаснецоваРисунок закрашивался, зарисовывался полностью, фон получался объемный, но не отвлекал внимания от персонажей, которые гармонично вписывались в пространство. С помощью цвета передается настроение, часто, создается уют: снежная лунная ночь в деревне, теплая бревенчатая хата трех медведей, солнечный летний день на лесной опушке.

Снимались мультфильмы с использованием иллюстраций Юрия Васнецова к сказке «Терем Теремок», который пополнил копилку шедевров мировой мультипликации.
Дожив до глубокой старости, иллюстратор всегда помнил о том, для кого трудится, и никогда не работал через силу, каждый раз перечитывая произведения, по мотивам которых создавал картинки.

Это интересно! На страницах проекта «Крылья Вдохновения» вы также можете ознакомиться с творчеством иных известных советских художников-иллюстраторов детских сказок и поздравительных открыток – Владимира Сутеева и Владимира Зарубина.


Сказочно-былинный жанр — раздел изобразительного искусства, в котором героями произведений выступают вымышленные или древние исторические персонажи русского народного фольклора. Сказочно-былинный жанр — это уникальный мир ярких художественных образов, созданных на основе национальных традиций, древних верований и культурных особенностей восточных славян.

Сказочно-былинный жанр. Виктор Васнецов. Картина «Витязь на распутье», 1882

Сказочно-былинный жанр, по своей сути, является региональной разновидностью мифологического жанра в разных видах искусства. Но, если западноевропейские художники при создании своих картин обычно использовали сюжеты из античных преданий, то для их русских коллег источниками вдохновения служили славянские древние легенды и рассказы.

Сказочно-былинный жанр. Андрей Рябушкин. Картина «Пир богатырей у ласкового князя Владимира», 1888

Особенности сказочно-былинного жанра

Сказочно-былинный жанр не случайно пользуется особой любовью у миллионов ценителей искусства. Ведь с увлекательным миром его персонажей большинство людей знакомятся еще в детском возрасте, а такие впечатления остаются в памяти на всю жизнь. Произведения сказочно-былинного жанра пробуждают у людей интерес к народному творчеству, воспевают героическое прошлое и знакомят зрителя с истоками национальной культуры.

Сказочно-былинный жанр. Виктор Васнецов. Картина «Аленушка», 1881

К основным особенностям сказочно-былинного жанра относятся:

  • Ярко выраженная патриотическая направленность произведений.
  • Романтическая привлекательность художественных образов.
  • Выразительность и богатая цветовая гамма сюжетных композиций.
  • Масштабность и монументальность картин.
  • Большое количество аллегорических и символических деталей.

Сказочно-былинный жанр. Виктор Васнецов. Картина «Богатыри», 1898

Сказочно-былинный жанр, помимо живописи, широко распространен и в других видах искусства, в том числе:

  • музыке;
  • театре;
  • кинематографе;
  • мультипликации;
  • декоративно-прикладном искусстве;
  • скульптуре;
  • графике.

Сказочно-былинный жанр. Виктор Васнецов. Картина «Иван-царевич на Сером волке», 1889

История сказочно-былинного жанра

История сказочно-былинного жанра берет свое начало с незапамятных времен. Древние легенды на протяжении многих поколений наши далекие предки бережно передавали потомкам в виде песен и рассказов. Вплоть до начала XVI века этот жанр использовался исключительно в устном народном творчестве, но затем ситуация кардинально изменилась.

Сказочно-былинный жанр. Виктор Васнецов. Картина «Марья Моревна и Кощей», 1927

Причиной этому послужило изобретение книгопечатания в Европе и бурное развитие техник изготовления гравюры. В Московское княжество начали массово проникать печатные картинки, созданные немецкими и польскими мастерами. Вскоре русские умельцы освоили производство собственных форм для печатания гравюр, что привело к появлению лубка — оригинального вида изобразительного искусства.

Сказочно-былинный жанр. Лубок «Мыши кота погребают», 1725

Лубочные картинки представляли собой листки бумаги с напечатанным и вручную раскрашенным оттиском, а многие из них были сделаны на темы русских сказок и былин. В течение последующих 300 лет в России лубок пользовался огромной популярностью, особенно среди низов общества.

Сказочно-былинный жанр. Илья Репин. Картина «Садко», 1876

Но полноценное признание сказочно-былинного жанра в русском изобразительном искусстве произошло лишь во второй половине XIX века и это событие напрямую связано с именем гениального художника Виктора Васнецова. В начале 1880-х годов выдающийся мастер русской живописи решил отказаться от написания картин бытового жанра и увлекся тематикой народных сказок и былин. В течение последующих двух десятилетий он создал множество великолепных произведений, в том числе всемирно известные работы:

  • «Богатыри» (1898);
  • «Витязь на распутье», (1878);
  • «Алёнушка» (1881);
  • «Иван-царевич на Сером волке» (1889).

Сказочно-былинный жанр. Михаил Врубель. Картина «Царевна-лебедь», 1900

Картины Васнецова были восторженно приняты публикой и критиками, а его творчество послужило источником вдохновения для других художников, влюбленных в древнюю русскую культуру. К началу ХХ века сказочно-былинный жанр занял достойное место в изобразительном искусстве России на фоне подъема всеобщего народного патриотизма, но вскоре Октябрьская революция 1917 года кардинальным образом изменила духовные ценности общества.

Сказочно-былинный жанр. Иван Билибин. Иллюстрация «Баба Яга», 1900

После непродолжительного периода модернизма во всех сферах искусства в СССР наступила эпоха безраздельного господства социалистического реализма. Сказочно-былинный жанр на долгие годы оказался выброшенным на обочину культурной жизни страны, где и оставался вплоть до распада Советского Союза.

Сказочно-былинный жанр. Иван Билибин. Иллюстрация «Василиса Прекрасная», 1902

Самые известные художники сказочно-былинного жанра

Среди множества мастеров русского изобразительного искусства лишь немногие всерьез увлекались тематикой древних сказаний и легенд. К числу самых известных художников сказочно-былинного жанра по праву относятся:

  • Виктор Васнецов — величайший мастер русской фольклорной живописи, чье творчество и сегодня ассоциируется с любимыми народными сказками. Картины Васнецова отличает удивительная выразительность образов и сюжетов, написанных настоящим русским патриотом.
  • Иван Билибин — выдающийся иллюстратор книг и театральный оформитель, посвятивший значительную часть жизни тематике сказок. После Октябрьской революции Билибин эмигрировал из России, но на склоне лет вернулся на Родину и умер в блокадном Ленинграде в 1942 году.
  • Михаил Врубель — один из самых ярких и необычных русских художников конца XIX — начала ХХ века. С детства увлеченный мистическими тайнами Врубель неоднократно обращался в своем творчестве к тематике народного фольклора.

Сказочно-былинный жанр. Иван Билибин. Иллюстрация «Добрыня Никитич освобождает от Змея Горыныча Забаву Путятичну», 1941

Сказочно-былинный жанр — важная часть русского изобразительного искусства, основанного на народных традициях и древних культурных ценностях. Несмотря на скромную поддержку со стороны государства, он продолжает пользоваться огромной популярностью и в наступившем XXI веке.

Конференция «Самые сказочные русские художники» (к 145-летию со дня рождения И.Я. Билибина и к 95-летию со дня смерти В.М. Васнецова)

1. Фольклор, как явление традиционной культуры, имеет давнюю традицию изучения, основанную на сборе и обработке разнообразного материала, среди которого выделяются и устные. Тем не менее до сих пор очень сложным представляется выделение элементов такой культуры, в целом, совпадающих с компонентами культуры в широком смысле, но имеющих ряд отличительных особенностей:

  1. Мифологизированные представления об историческом прошлом. Особенностью этого компонента в традиционной культуре является стремление видеть в историческом прошлом «утраченный рай». Именно поэтому  современное состояние этноса рассматривается как упадок, вызванный, в том числе, отказом от следования традиции.

  2. В традиционной культуре предпочтение отдаётся наиболее древним формам организации – семье и роду. Чем более глубокие корни имеет та или иная организация – тем более она приемлема для носителей традиционной культуры. Государство не считается значимой формой этнической организации, поскольку представляет собой достаточно позднее явление, к тому же стремящееся ликвидировать традиционные формы.

  3. Способы ведения хозяйства наиболее значимо проявляется в сельской местности, а значит занятие сельским хозяйством считается одним из наиболее почётных и важных занятий для носителей традиционной культуры (сюда же относят скотоводство, охоту, рыболовство и собирательство).

  4. В рамках традиционной культуры, как правило, существует повышенное уважение к старшим членам этноса, в частности к родителям. Основными ценностями являются семья, патриотизм, стабильность.

  5. Язык в традиционной культуре, как правило, является более сложным по грамматике и более простым в области словарного запаса, по сравнению с языком современной культуры. В лингвистике считается, что общей тенденцией для современных европейских языков является упрощение грамматики и фонетики, поэтому в рамках традиционной культуры язык является более сложным для его восприятия людьми, не принадлежащими к данному этносу.

  6. Религиозные верования во многих традиционных культурах воспринимаются как истинный и самый мощный носитель традиции.

  7. Фольклор в узком смысле слова, по которым понимается не вся народная культура, а исключительно народное творчество в сфере искусства. Некоторые учёные в совокупность явлений, обозначаемых термином «фольклор», включают не только прикладное изобразительное искусство, но и распространяют это понятие на все известные формы народного художественного творчества, в том числе, народные знания, устное народное творчество, искусство.

2. Именно фольклор является наиболее ярким проявлением традиционной культуры, поэтому этот компонент требует более серьёзного рассмотрения. Отражая многообразие подходов к определению понятия «фольклор», К.В. Чистов предложил выделить среди них четыре основные концепции:

  1. социологическую (и историко-культурную), где народная культура (фольклор в широком смысле слова) понимается как устно передаваемый простонародный опыт и знания. Народная культура здесь трактуется максимально расширительно как вся духовная культура и некоторые формы материальной культуры, относящиеся к архаическому периоду развития и имеющие социологическое ограничение («простонародность»);

  2. эстетическую, где фольклор определяется как «художественная» коммуникация;

  3. филологическую, акцентирующую вербальность, связанность этой традиции со словом;

  4. «теоретико-коммуникативную», где фольклор понимается как знаково-символическая система, возникающая в границах дописьменной культуры.

3. В книге знаменитого исследователя фольклора Владимира Яковлевича Проппа «Поэтика фольклора» отдельная глава посвящена жанрам. Так, в рамках традиционных родов выделяются эпос, лирика и драма, при этом количество собственно жанров и их внутренняя квалификация может варьироваться. Приведем традиционную классификацию: эпос – былина, сказка, пословица, поговорка, сказ, легенда, исторические предания; лирика – песни (календарно-обрядовые, семейные, любовные, солдатские и мн.др.), малые жанры (загадки, скороговорки, частушки); драма — игры, обряды, народные пьесы. Данная классификация чрезвычайна важна для нашей мысли, потому что мы встретимся подробно с ней в работах художников, о которых идет речь, но уже в совершенно другом авторском воплощении! Заметим, что в самом традиционном фольклоре смешение жанров наблюдалось также довольно часто.  Сказочно-былинный жанр имеет еще ту характерную особенность, что авторы, работающие в данном направлении, выбирали объектом изображения наиболее выразительные образы и сюжеты, которые так или иначе отражали самые известные страницы прошлого, а также передавали дух древней эпохи. Наиболее частый образ в живописи данного направления — это богатырь, воин, защитник русской земли.

4. Этапы становления «сказочных» русских художников: роль фольклора в формировании Личности. Виктор Михайлович Васнецов (1848 — 1926) – основоположник «неорусского стиля» в живописи. Родился 15 мая 1848 года в Вятской губернии (Кировская область) в семье священника. Отец Михаил Васильевич всю душу вкладывал в шестерых детей. Он не просто воспитывал детей в соответствии с религиозными правилами, но делал все, чтобы они выросли разносторонне развитыми, в том числе и в области науки: читал им научные журналы, учил рисованию. Но маленький Виктор рос в окружении сказаний, поверий, легенд, в изобилии бытовавших на вятской земле, и предпочитал науке сказку. Первыми работами Виктора Васнецова были пейзажи, сюжеты сельской жизни. Природа на его картинах явно оттуда: извилистые реки, холмы, густые хвойные леса. В 1858 году Васнецов поступил в духовное училище, затем — в семинарию. Он изучал жития святых, хронографы, летописные своды, притчи. Древнерусская литература зародила в художнике интерес к старине: «Я всегда был убежден, что в жанровых и исторических картинах, статуях и вообще каком бы то ни было произведении искусства — образа, звука, слова— в сказках, песне, былине, драме и прочем сказывается весь целый облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть, и будущим». С раннего детства Виктор рисовал, и в работах мальчика чувствовался талант. Но семья Васнецовых не отличалась большим достатком, и потому отец не смог отправить сына в художественную школу. Вместо этого в 1858 году поступил в Вятское духовное училище, где, как сын священника, имел право учиться бесплатно. Но это учебное заведение юноша бросил с благословения отца ради петербургской Рисовальной школы, куда поступил в 1867 году. Одновременно с поступлением в художественную школу Виктор умудрился сдать экзамен в Академию художеств, но заниматься там начал только через год. В художественной школе преподавателем живописи у юного художника был Иван Крамской.

5. Академию Виктор Васнецов окончил в 1873 году, а выставляться начал еще во время учебы, в 1869 году. Сначала работы художника включались в экспозиции Академии, а позже, после его вступления в 1878 году в Товарищество передвижных художественных выставок, – в выставках, организуемых товариществом. Таким образом мы можем четко увидеть эволюцию творчества В.М.Васнецова от стиля «передвижников» к прообразу модерна.

6. В.М. Васнецов был одним из первых мастеров русской живописи, кому стали тесны рамки станковой картины и кто обратился к «украшению жизни». Таким путем Васнецов пришел к решению принципиально новых задач, центральной из которых была задача создание единого, охватывающего разные виды искусства, стиля, основанного на национальных традициях. Именно поэтому художник в своем творчестве обращается к уже найденным в русском фольклоре, древнерусском искусстве и архитектуре способам выражения, прежде всего образной системе русского искусства, а затем его стилистике. Васнецов, одним из первых обратился к русскому фольклору, стремится придать своим работам эпический характер, в поэтической форме воплотить вековые народные идеалы и высокие патриотические чувства. Созданные Васнецовы картины « Богатыри», «Аленушка», «Иван-царевич на сером волке» проникнуты искренней поэтичностью, исполненные веры в богатырские силы русского народа. Эти картины Васнецова знают почти все, они выставлены в Третьяковской галерее.

7. Творческое наследие Виктора Васнецова обширно и разнообразно, его долголетие позволило ему реализоваться как графику рисовальщику и живописцу, как архитектору и иллюстратору. Важной частью его творчества стала храмовая роспись и эскизы фасада художественного музея – Третьяковской галереи, эскизы к мозаике на религиозную тему, к деревянной мебели и к театральным постановкам. Этому универсализму способствовали и подход художников рубежа веков к утилитарным предметам как к произведению искусства, что давало им возможность попробовать себя во всевозможных техниках и ремеслах, и не отличающаяся зажиточностью семья художника, который был вынужден браться за всякую художественную работу. Важно рассмотреть и его монументальные росписи в православных храмах на территории современной Украины и России. Это важно, если узнать о той обстановке в стране, в которой творил Васнецов, когда разрозненное русское общество, бурлящее идеями, надо было воссоединить в гармонии восхищающего своею красотою и духовностью храма.

8. Иван Яковлевич Билибин (1876-1942)  родился 4 (16) августа 1876 года в поселке Тарковка (ныне — часть Сестрорецка), вблизи Санкт-Петербурга, в знатной и образованной семье. Первые упоминания о роде Билибиных датируются периодом правления Ивана Грозного. Отец Яков Иванович служил военным врачом: начинал с младшего судового врача, затем поднялся до главного лекаря морского госпиталя в латвийском городе Либаве. Принимал участие в Русско-турецкой войне 1877-1878 годов. Мать Варвара Александровна тоже связана с морем — она была дочерью военного инженера. Любила музыку, в совершенстве владела игрой на рояле, обучаясь у прославленного композитора Антона Григорьевича Рубинштейна. Родители дали Ивану достойное образование. В 1888 году мальчик поступил в Первую Санкт-Петербургскую гимназию, которую окончил с серебряной медалью по математике. Юный Билибин рисовал с ранних лет, но он не считал занятие творчеством основным, поэтому поступил учиться по совету отца в Санкт-Петербургский университет по направлению юриспруденции. Но уже скоро он поступил и в художественную школу при Императорском обществе поощрения художников и всерьез задумался о карьере иллюстратора. В студенческие годы Иван Яковлевич черпал знания у Антона Ашбе в Мюнхене, у прославленного Ильи Репина — сначала в мастерской княгини Марии Тенишевской, а после получения диплома юриста, с 1900 по 1904 годы, в Императорской Академии художеств. Этот период стал важным этапом научения мастерству и выработке собственного стиля в живописи. Возможно, именно Репин наложил особый отпечаток на биографию Билибина: восхищаясь талантом Ильи Ефимовича, стараясь его поразить, молодой художник по 10 часов не выходил из-за стола, совершенствовал наброски и картины, за что получил прозвище Железная Рука. В 1898 году Иван Билибин вступил в объединение «Мир искусства», которое на первых порах помогало ему организовывать выставки.

9. По воспоминаниям современника Григория Климова, архитектора и близкого друга Ивана Яковлевича, решающим этапом в жизни Билибина-художника стало посещение летом 1899 года Тверской губернии. Климов писал: «Сделанные зарисовки и эскизы окружающего русского пейзажа — огромные лапы старых елей, красные мухоморы на изумрудном мху, тихие лесные ручьи и речки, затейливая деревянная резьба на крестьянских избах в деревне Его невольно привели его к мысли иллюстрировать русские сказки». Подчеркнем  значимость этнографических экспедиций, в которые ездил художник по направлению Академии наук. Их роль в становлении стиля художника невозможно недооценить! 

10. Еще в начале творчества художник работал в уникальной собственной технике: сначала рисовал контур, а затем заполнял его акварелью, не оттеняя. Для этого он использовал колонковую кисточку с косым кончиком. При этом живописец считал, что добросовестному графику достаточно рисовать не более пяти квадратных сантиметров в день. Созданные к трем сказкам рисунки — «Об Иване-Царевиче…», «Царевна-Лягушка» и «Василиса Прекрасная» — начинающий иллюстратор принес в Экспедицию Заготовления Государственных Бумаг. Они произвели настоящий фурор, и Билибину предложили купить права на издание. Так его стиль стал широко известен.

11. Выделяется важный этап иллюстрирования сказок А.С.Пушкина: использование древнерусских орнаментальных мотивов, с которых началось восхождение И.Я.Билибина на художественный Олимп. Период «Общества возрождения художественной Руси позволил развиться стилю и выработать его ключевые моменты. Интересный факт: в период революции 1905 года Временное правительство обратилось к Ивану Яковлевичу с просьбой создать герб. Так появился знаменитый двуглавый орел, который являлся официальным символом России в 1917-1918 годах. И хотя изображение удовлетворило чиновников, в народе орла называли «ощипанной курицей», поскольку в лапах у птицы не было ни скипетра, ни державы. В 1917 году начались сложные для России времена. Убегая от беснующейся толпы, Билибин вынужден был покинуть Новороссийск на пароходе, но из-за начавшейся на судне эпидемии высадиться в Европе не разрешили, поэтому семья остановилась в Египте. Художник путешествовал по Африке и Ближнему Востоку: жил в Каире, Сирии и Палестине. В августе 1925 года переехал в Париж и сразу вернулся к оформительству. Билибин создал декорации для балета Игоря Стравинского «Жар-птица», нарисовал картины для сказок братьев Гримм и «Тысячи и одной ночи». В 1936 году, познакомившись и подружившись с послом России во Франции, Билибин решил вернуться на Родину. Поселившись в Ленинграде, он творил, пока не пришла война. Билибин отказался от эвакуации и остался в осажденном немцами городе. Последней работой стал эскиз иллюстрации к былине «Дюк Степанович» в 1941 году. Похоронен на кладбище профессоров Академии художеств.

12. В современном мире развитию и воспитанию у детей основных принципов нравственности отводится слишком мало времени и, зачастую, этот пласт, на котором должно основываться последующее обучение, так и остается пустующим. Для реализации программы эстетического и нравтсвенного воспитания необходимо учитывать множество разнонаправленных факторов, но воспитание книгой, культурой, искусством – всехда остается одним из значимых в педагогике. Именно поэтому в рамках данной конференции необходимо провести научно-педагогическую дискуссию о языковом воплощении художественного творчества на уроках русского языка, литературы и лингвокультурологии, обсудить значимость  методического потенциала искусства, сделать вывод о необходимости сбора лучших практических наработок в копилку педагогического опыта.

 Источники:

  1. Ванслов Б. Эстетика. Искусство. Искусствоведение. Вопросы теории и истории. М.: Изобразительное искусство, 1983.  440 с.

  2. Верижникова Т.Ф, Иван Билибин.СПб.: Аврора, 2011. 158с.

  3. Галеркина 0. Художник Виктор Васнецов. Л.: Детгиз, 1957. 160 с

  4. Голынец С.В., Голынец Г.В.  И.Я.Билибин. М.:Изобразительное искусство, 1972.

  5. Жук Э.Н. Художник Иван Билибин //Вестник культурологи, 2019, № 4(91).173-182.

  6. Звонарева Л.У., Кудрявцева Л.С. Неожиданный романтизм Билибина // Х и П – Художник и писатель в детской книге. – М., 2010. – № 2. – С. 22–28.

  7. Иван Билибин: Альбом / автор-сост. С.В. Голынец. – Л.: Аврора, 1987. – 287 с.

  8. Косарева Е.В., Поровская Г.А. Вклад И.Я. Билибина в историю отечественной графики и развитие искусства иллюстрации // Международный студенческий научный вестник.  М., 2017. № 4. С. 130–278.

  9. Мельничук О. Иван Яковлевич Билибин. М.:Изд-во «Белый город», 2017.

  10. Мишачёва И.В. Мир народной сказки в книжной иллюстрации рубежа XIX– XX вв.: герои и пейзажи. Герман Фогель (Германия) – Иван Билибин (Россия) // Вестник славянских культур. М., 2018. Т. 48. С. 280–290.

  11. Плотников В.И. Фольклор в русском изобразительном искусстве второй половины XIX века. Л.: Художник РСФСР, 1986. 552 с. Илл

  12. Прокофьев В.Н. Об искусстве и искусствознании. М.: Советский художник, 1985. 304 с.

  13. Пушкин, Лермонтов: Сказки и былины в иллюстрациях Ивана Билибина. М.: Бином, 2020

  14. Русские народные сказки. Иллюстрации И.Я. Билибина. М.: Игра слов, 2009. 160 с.

  15. Русские сезоны в Париже. Эскизы декораций и костюмов 1908–1929: Альбом.  М.: Искусство, 1988. 252 с.

  16. Сарабьянов Д.В. Народно-освободительные идеи русской живописи второй половины XIX века. М.: Искусство, 1955. 230 с.

  17. Тарасенко О.А. Пути освоения наследия древнерусского искусства в русской живописи конца XIX начала XX вв. -Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. — М., 1979. — 153 с.

  18. Ярославцева Н.А. Творчество В.М. Васнецова в 70-90 гг. ХIХ века: формирование и развитие стиля. Дисс.канд. культурологии. М., 1987.217с.

Виктора Михайловича Васнецова называют первооткрывателем. Он был первым художником, который изобразил сцены из сказок, русских былин, стихов и стихов.

Родина художника — небольшой поселок Лопьяль Вятской губернии. Виктор с детства контактировал с «обычными людьми». Однако сам он не отличался высоким происхождением. Его отец был священником.

Жили они не очень хорошо, но родители пытались дать своим детям то, что стоило гораздо больше денег: образование. Васнецов учился в духовной семинарии, по дороге брал уроки рисования у одного из учителей, Чернышова. Затем он посоветовал молодому человеку серьезно задуматься о профессии художника. Васнецов уехал в Петербург, начал учиться и заниматься любимым делом.

Работа Виктора Михайловича весьма противоречива. Ему потребовалось время, чтобы найти себя. Сначала он писал картины на бытовые темы, затем предметом его интереса стали исторические факты и рассказы сказок и былин.

В 1890 году художник заинтересовался религиозной темой, он начал расписывать храмы. Однако настоящую известность ему принесли картины. Ниже приводится оценка самых известных картин Васнецова с фотографиями и названиями.

10. Три царевны подземного царства

Самые известные картины Васнецова: фото с именами

Произведение «Три царевны загробного мира» написано по сюжету русской народной сказки о трех царевнах 1881 года. Правда, Васнецов позволил себе вольность и несколько видоизменил ее.

Понимали, что картина украсит кабинет совета директоров Донецкой железной дороги, поэтому художник добавил нового персонажа — угольную царевну. К сожалению, работу не приняли, так как посчитали непригодной для офисных помещений.

Каждая принцесса представляет какую-то промышленность: медную, золотую и угольную. В образе много символов и знаков, русская народная сказка приобретает иной смысл.

9. Сирин и Алконост

Самые известные картины Васнецова: фото с именами

Существует славянское поверье о двух птицах. Черный Сирин приносит плохие новости, желание и боль. Легкий Алконост приносит радость и удовольствие. На праздники приезжают в яблоневый сад — Яблочный спаситель.

В знаменитой картине «Сирин и Алконост» художнику удалось создать необычные красочные и яркие изображения птиц. Сирин символизирует прошлое, Алконост — будущее. Одни и те же птицы сопровождают каждого человека, уравновешивая его боль и радость, привнося в его жизнь гармонию.

8. После побоища Игоря Святославича с половцами

Самые известные картины Васнецова: фото с именами

Сюжет знаменитой картины «После битвы Игоря Святославича с половцами» был битвой, а точнее ее исходом.

Тела убитых солдат лежат на поле. Очень молодые и опытные, половцы и русичи — до смерти все одинаковые. Он их примирил, успокоил. Оружие больше не нужно, но война продолжается. Теперь в бой вступают стервятники, они сражаются за свою добычу.

Здесь художник изобразил не только смерть, но и природу, которая продолжает жить, что бы ни случилось. Этот образ стал символом мужества русского народа, Васнецов гордится их подвигом. Даже если они не смогли выиграть в этой битве, всегда нужно надеяться на лучшее.

7. Царевна Несмеяна

Самые известные картины Васнецова: фото с именами

Васнецов работал над картиной «Княгиня Несмеяна» 10 лет, с 1916 по 1926 год. Сюжетом стала сцена из одноименной сказки.

Девушка сидит с поднятой головой. Ему грустно, он ничего не хочет. Вокруг нее огромная толпа: скоморохи, доктор, бабушка-ведьма, заграничные послы. Никто не может ее подбодрить.

Некоторые искусствоведы считают, что этим полотном Васнецов попытался показать истинное положение России.

Каждый человек по-своему воспринимает «Царевну Несмеяну», можно просто наслаждаться творчеством этого художника и не искать в нем глубокого смысла.

Однако стоит обратить внимание на детали. С их помощью Васнецову удалось отразить пропасть между принцессой и остальными персонажами фото.

6. Встреча Олега с кудесником

Самые известные картины Васнецова: фото с именами

Васнецов написал картину «Встреча Олега с чародеем» в 1899 году. В то время он занимался оформлением известного стихотворения Пушкина «Песнь пророка Олега», создавал иллюстрации.

Князь Олег и его войско стоят на опушке леса лицом к старцу-колдуну. Он говорит им нечто важное, видно, что старик совсем не боится князя и его солдат.

Олег задумчив и собран, внимательно слушает колдуна. Ему совершенно не нравится это предсказание.

Интересный факт: в 2010 году акварель Васнецова была замешана в скандале. Алексей Добровольский, у которого необычный взгляд на жизнь, использовал это изображение для обложки своей книги. Книгу объявили экстремистской, как и обложку. В 2011 году судьи дали опровержение. Выяснилось, что представители суда не подавали ходатайство об оценке картины психологами. К счастью, художник никогда не узнает, что его картина была причастна к экстремизму.

5. Аленушка

Самые известные картины Васнецова: фото с именами

Картина «Аленушка» написана в 1871 году. Художника вдохновила природа у реки Воря в Сергиево-Посадской области и у пруда села Ахтырка.

Васнецов утверждал, что образ «жил в его голове» давно, но четкой идеи не было. Оно появилось, когда Виктор Михайлович встретил в деревне обычную девушку. Это поразило его воображение. Художнику понадобился год, чтобы воплотить свою идею в жизнь.

Спустя время у большинства образ стал ассоциироваться со сказкой сестры Аленушки и брата Иванушки.

Васнецову мастерски удалось передать чувства героини. Это печаль и грусть, окружающая природа тоже спокойна и неподвижна. Однако есть место для надежды, символизируемой группой ласточек, кружащих над головой Аленушки.

4. Царь Иван Грозный

Самые известные картины Васнецова: фото с именами

Картина «Царь Иван Грозный» была создана в 1897 году. Васнецов изобразил царя, идущего по дворцу. Вокруг него дорогие украшения, богатство и роскошь.

Под ногами красная ковровая дорожка, символизирующая кровь. Маршрут отмечен гербом государства. Еще мгновение и Иван Грозный его растопчет. Таким образом художник показывает, что царь сумел раздавить всю страну и многое в ней изменить.

Иван Грозный изображает Васнецова мудрым царем. По его словам, он был строгим правителем, но в нем не было гнева, необоснованной жестокости.

3. Иван-Царевич на сером волке

Самые известные картины Васнецова: фото с именами

Год создания — 1989. Картина «Иван-царевич на сером волке» считается самой сказочной среди всех произведений русского искусства.

Иван похищает Елену Красавицу и прячется от похитителей на огромном сером волке.

Художник сумел сделать невозможное, наполнил картину чудом, сказкой. Все это благодаря различным деталям: невероятному цвету волчьей шерсти, яблони в лесу, яркой одежде героев.

2. Богатыри

Самые известные картины Васнецова: фото с именами

«Богатыри» — одна из самых известных картин Васнецова, символ русского искусства. Он был написан в 1898 году.

Здесь изображены три богатыря, каждый из которых символизирует особенности русского народа. Илья Муромец умен и нетороплив, это традиции народа, его опыт и сила.

Добрыня Никитич олицетворяет гордый дух и желание защитить свою Родину от обидчиков. Алеша Попович — молодость и красота, любовь к прекрасному, веселый нрав.

Васнецов работал над своей картиной около двух десятилетий, но на этот раз не зря, он создал настоящий шедевр.

1. Витязь на распутье

Самые известные картины Васнецова: фото с именами

Год создания «Витязя на распутье» — 1882, первые эскизы появились в 1872 году.

На картине изображен рыцарь, который не может решить, какой путь выбрать. Он был опечален пророчеством, он склонил голову.

Васнецова часто сравнивают с этим рыцарем. Художник словно избежал проблем и погрузился в сказку. Его не волновали острые социальные вопросы и другие проблемы того времени.

Сюжет картины воспроизведен на надгробии Виктора Михайловича.

  • Особенности жанра и композиции романа тургенева отцы и дети сочинение
  • Особенности жанра и композиции романа обломова сочинение
  • Особенности выразительного чтения сказок
  • Особенности волшебных сказок 5 класс литература
  • Особенности волшебной сказки царевна лягушка 5 класс