Особенности художественного чтения народных сказок

Текст работы размещн без изображений и формул. полная версия работы доступна во вкладке файлы работы в формате pdf для педагогов


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Для педагогов особо значима проблема эстетического вос­питания детей на материале сказки. Художественная литература, в том числе сказка, как образное отражение мира требует от чи­тателя особых качеств восприятия: творческого воображения, раз­витой наблюдательности; чувства образного слова, авторской по­зиции и гармонической целостности произведения; понимания внутренних психологических мотивов поведения литературных героев. Эти качества в своей совокупности составляют особый тип восприятия — эстетический. Эстетическое восприятие разви­вается в результате широкого знакомства с художественной ли­тературой, овладения необходимыми знаниями, накопления опы­та переживаний и жизненных впечатлений. Поэтому так важна серьезная, продуманная работа со сказкой с самого начала при­общения ребенка к литературе.[3]

Работа со сказкой дает установку на самостоятельное чтение и понимание текста, организует выразительное чтение произведений и их частей. Младшие школьники знакомятся со средствами выразительности и упражняются в умении использовать их це­ленаправленно. А для этого они должны понять задачи чтения в результате осознания авторской позиции, личностного отно­шения к событиям и героям, а также осмысления образного и эмоционального содержания текста.

Методический аппарат помогает построить работу с текстом произведения. Задания предполагают первичное и вто­ричное восприятие произведения. Первичное восприятие отра­жает общее, преимущественно эмоциональное впечатление отпрочитанного; вторичное обеспечивает размышление над произ­ведением. Для организации первичного восприятия предлагают­ся такие, например, задания: понаблюдай за событиями и героя­ми, вырази к ним свое отношение, выскажи свои впечатления. Эти задания опираются на эмоции детей и понимание ими факти­ческого содержания произведения. При вторичном восприятии, после того как текст прочитывается повторно, младшие школьники объясня­ют свое понимание героев и событий, свое отношение к прочитан­ному, рассуждают, доказывают, размышляют.[1]

Далее организуется работа, опирающаяся на творческое вооб­ражение младших школьников при восприятии произведения: представь героев, события, постарайся «увидеть» их (внешний вид персонажей, место действия); объясни поведение, эмоциональное состояние ге­роя; подумай и подтверди словами из текста, как к нему относит­ся автор, как мы об этом узнаем и т.п.

Поскольку произведение имеет не только содержание, но и форму, специально предусмотрены задания на выявление особен­ностей басни, сказки, стихотворения (как жанров), установление их сходства и различия, а также на осознание особенностей языка произведения, его композиции (построения). Важно, чтобы младшие школьники поняли, как читаемое ими произведение построено, что этим достигается, какие слова выбирает автор для изображения персонажа, как они характеризуют этот персонаж.

Завершает работу над произведением выразительное чтение, которое специально готовится учителем. Очень важно, чтобы младшие школьники поняли: могут существовать разные варианты выразительного чтения, так как оно отражает различное восприятие людьми одно­го и того же художественного произведения.[2]

Все задания учебника направлены на развитие учебной дея­тельности младших школьников. Младшие школьники должны: 1) осознать учебную задачу (что нужно сделать и зачем), 2) понять (подумать), как выпол­нить задание и 3) проконтролировать и оценить свою работу.

Представим методику работы над сказкой.

Вначале младшим школьникам сообщаются сведения о сказке, ее источни­ках, жанровых особенностях, ведущих идеях (торжество добра над злом, утверждение нравственных норм жизни, представления наро­да о счастье, достоинствах человека и т.п.). Важно, не нарушая по­этичности сказки, показать младшим школьникам, что в сказках сочетаются реаль­ный и нереальный миры, а все герои делятся на положительных и отрицательных. Задания предлагают оценить поступки героев, об­ратить внимание на особую манеру их описания, народный язык, наличие повторов, присказок, зачинов и т.д.

Следующий этап работы — формирование представлений о том, что сюжеты многих сказок имеют сходство, хотя они и отли­чаются манерой изложения, тем, как создавались в разное время, в разных местах и рассказывались разными сказителями.

Младшие школьники сравнивают сказки со сходными сюжетами, знакомятся со сказками, включающими загадки, и героями, которые побежда­ют врагов не силой, а мудростью, умом и смекалкой. Сказки-за­гадки также изучаются в сопоставлении.

И, наконец, мы рассматриваем сказку как источник творчест­ва писателя.Народная и авторская сказки часто похожи по сюже­ту и изучаются в сопоставлении (А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» и русская народная сказка «Царевич Нехитёр-Немудёр»).

Работа с текстом обычно проводится на рассказах познавательного характера и очерках. При работе над сюжетом план привлекается, когда рассказ велик по объему.

В первом-втором классах младшие школьники овладели свободным и выбо­рочным пересказами. В третьем классе начинается обучение пе­ресказыванию и рассказыванию, которые сохраняют художест­венные особенности текста. Начинать желательно с пересказа отдельных эпизодов, чтобы можно было сохранить (а значит, заметить) все выразительные средства языка (эпитеты, сравнения, олицетворения и т.д.), а также передать интонационный рисунок текста, что позволяет не только понять авторскую точ­ку зрения, но и выразить собственное отношение к читаемому.[3]

Обучение художественному пересказу следует проводить, когда младшие школьники уже хорошо ус­воили содержание произведения, составили план, выделили особенности каждого эпизода. Учитывая, что произведения для чтения в третьем классе достаточно объемны, на их изучение отводится 2-3 урока. Для обучения художественному рассказыванию целесообразнее привлекать сказки. Например, сказку Ц. Топелиуса «Солнечный Луч в ноябре». Прочитав сказку, обсудив ее, следует поработать над формой изложения и планом. Вместе с младшими школьниками определите, каким содержанием можно наполнить каждый пункт плана, как передать при пересказе настроение каждого персонажа, какие авторские слова следовало бы полно­стью сохранить при пересказе и почему.

Художественный пересказ позволяет не только хорошо ус­воить содержание произведения, но и увидеть особенности его построения, заметить необычные слова, передать диалоги, представить героев и их отношения. Наблюдения над художествен­ными особенностями сказки проводятся в процессе работы с текстом. Обратите внимание учащихся на необычный зачин сказки Ц. Топелиуса и спросите, что и как изменится, если ис­пользовать зачины русских народных сказок: «Жили-были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…» и т.д. (Другое начало сказки изменило бы ее ритм, нарушило авторскую инто­нацию, не вызвало бы желания узнать, что будет дальше.) [1]

Такая работа с текстом необходима для раскрытия образа героя сказки: описание его внешнего вида, поступков, отноше­ния к другим персонажам. Она заставляет младших школьников вслушиваться, вчитываться, всматриваться в авторский текст, чтобы понять, что хотел сказать автор, и определить свое отношение к героям и всему произведению.

В третьем классе младшие школьники не только узнают о том, что сказки быва­ют о животных, бытовые и волшебные, но и наблюдают за их формой (сказки-загадки, сказки в прозе и в стихах; загадки, по­строенные на основе противопоставления явлений и предме­тов, загадки-вопросы, загадки, в основе которых лежат конкрет­ные признаки). Познакомившись с новым литера­туроведческим понятием, прочитав о нем в учебнике, младшие школьники оформляют материал для рубрики. Например, изучив разные сказки — о животных, бытовые, волшебные, — младшие школьники обобщают свои знания в виде таблицы:

Сказки бывают

о животных

волшебные

бытовые

Важно постоянно обращаться к этим понятиям, знакомясь с новым произведением, анализируя текст. Например, младшие школьники узнают слово сюжет. Его нужно написать крупно в «уголке чтения», чтобы младшие школьники запоминали его. А понятие сюжета можно раскрыть в рубрике «Что это значит?» в виде схемы «сюжетно­го треугольника».

СЮЖЕТ

Самый напряженный момент

(кульминация)

Развитие Продолжение

действия

Вступление Начало действия Конец действия

(место, время действия) (завязка) (развязка)

«Сюжетно-композиционный» треугольник помогает детям понять, когда происходили события, как развивалось действие, какое важное событие случилось (кульминация), как продолжались события дальше и чем все закончилось (развязка).

При изучении сказок желательно использовать схемы, таблицы и кроссворды. В курсе литературного чтения это форма самостоятельной работы учащихся, которая вводится для обоб­щения полученных знаний, повышения читательской зоркости, воспитания внимания к слову.

Такая работа помогает учащимся глубже понять произведе­ние, увидеть его особенности, обнаружить народные истоки сказок А.С. Пушкина и др. Задания такого типа лучше выполнять в группах, куда входят младшие школьники с разными уровнями подготовки.

Список литературы

  1. Алгазина, Н.Н. Методика обучения чтению/ Н.Н.Алгазина. -М.: Просвещение, 1997.- 250 с.

  2. Любячева, Е.В. Всегда ли инновации в высшем образовании – следствие развития личности студента / Е.В. Любячева.-М.:Москва-Париж,2009.- 66 с.

  3. Рождественский, Н.Н. Основы методики начального обучения русскому языку / Н.Н.Рождественский. — М.: Дрофа, 2000.- 98 с.

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Касторенская средняя общеобразовательная  школа №1»

Касторенского района Курской области

Литературное чтение

1 класс 

УМК «Перспектива» (Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, Л. А. Виноградская)

Тема: «В сказке солнышко горит, справедливость в ней царит!»

Подготовила

Мордасова Светлана Вячеславовна,

учитель начальных классов

Тип урока: урок — исследование.

Учебная задача: учить различать народные и авторские сказки; продолжать формировать понятия об отличительных особенностях народной сказки. 

Планируемые результаты урока:

— предметные: будет различать народные сказки и авторские; будет давать характеристику героям русской народной и авторской  сказок; обращать внимание на речь персонажей, осмысливать их поступки; будет выразительно читать диалоги в сказке: передавать настроение персонажей, их характер. 

метапредметные:

  • регулятивные: принимает и удерживает цель урока; сознательно осуществляет коррекцию и оценку своей деятельности;
  • познавательные: учится владеть навыками смыслового чтения; сравнивает, анализирует, делает выводы;
  •   коммуникативные: учится слушать учителя, одноклассников и вступать в диалог, формировать собственное мнение и позицию, участвовать в коллективном обсуждении, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с одноклассниками и учителем.

— личностные: чувствует красоту художественного слова.

Оборудование: презентация к уроку, выставка книг «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина, «Конёк — Горбунок» П. Ершова, Сказки Л. Пантелеева, минусовка русской народной песни «Во поле берёза стояла», картинки с изображением солнышка, шапочка петушка.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности.

(На доске тема урока, эпиграф к уроку — пословица «В сказке солнышко горит, справедливость в ней царит!»)

На фоне тихой музыки (СЛАЙД 1) учитель читает стихотворение Ф. Кривина «О чем-то скрипит половица».

О чем-то скрипит половица,

И спице опять не спится,

Присев на кровати, подушки

Уже навострили ушки…

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски…

Тихонько скрипит половица,

По комнате ходят сказки…

— Внимательно посмотрите на доску и прочитайте, что написано.

— Как вы можете объяснить смысл пословицы?

— Предположите, над чем мы будем работать на уроке? (Над сказками)

          2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

       2.1 Анализ русской народной сказки «Лиса, заяц и петух».

— Какую сказку вы читали дома? («Лиса, заяц и петух»)

— Назовите персонажей сказки?

— Кто из персонажей вынесен в название сказки? Почему?

— Кто автор сказки? (народ)

— Определите жанр сказки (русская народная сказка, сказка о животных)

—  Какое событие стоит в центре сказки?

— Как каждый из персонажей вел себя?

— Что нужно было сделать, чтобы восстановить справедливость?

— Кто вызвался помогать Зайчику в беде?

— Что общего в поведении собак и медведя?

— Почему? Ведь эти животные сильные, большие?

       2.2 Работа в группах.

Ребята, кто желает поработать в группах? Разделитесь по желанию на  3 группы. Вспомните правила работы в группе (СЛАЙД).

Задание:                                        

 — На карточках подчеркните те качества характера, которые подходят к указанному герою. Обоснуйте, почему вы выбрали эти качества.

Лиса                                                                                                                          Хитрый

Смелый

Добрый

Отзывчивый

Злой

Заяц                                                                                                                                                         Храбрый

Трудолюбивый

Находчивый

Трусливый

          Петух                                                                                                                                               Ленивый

Уверенный  в своих силах

(Устно побеседовать с учащимися о выполненном задании. Сверка с эталоном (Слайд 2)).

Вывод

Под сказочными героями подразумеваются люди, их характер. Не все можно сделать силой, иногда нужна смекалка, находчивость, настойчивость, терпение и даже хитрость. Здесь кроется мудрость народная.

— А сейчас я приглашаю всех в театр посмотреть заключительную часть сказки.

          2.3 Чтение сказки по ролям

— Почему Петуху удалось выгнать Лису из домика?

— Как можно голосом передать эти качества Петушка? Какие слова Петушка вам кажутся наиболее красивыми, выразительными? (на плечи, посечи). Они передают колорит русского слова. Как будем читать его песенку? (1-2 человека читают с места)

Вывод

Петушок встает на защиту справедливости, его желание — во что бы то ни стало восстановить справедливость, помочь. Коса выступает как орудие справедливости.

-А как в это время ведёт себя Лиса? Как мы передадим эти качества Лисы голосом? (чтение слов Лисы 1-2 чел.)

-Кто желает прочитать по ролям сцену победы добра над злом? Мне нужно 3 человека: автор, Петух, Лиса. Не забывайте правильно интонировать.

2.4  Работа над отличительными особенностями сказки.

— Итак, назовите отличительные особенности сказки о животных. (Учитель выводит их на экран (Слайд 3))      

— Животные разговаривают, наделены человеческими качествами.

     — Троекратный повтор.

               — Добро побеждает зло.

               — Сказка даёт поучительный урок.

               — Автор – народ.

3. Физкультминутка со сменой положения тела.

— А какой клич, призыв к борьбе повторял Петушок? (Ку-ка-ре-ку!)

— Кто хочет провести физкультминутку, опираясь на слова Петушка?

Ку-ка-реку!
Несу косу на плечи,
Хочу лису посечи,
Поди, лиса, вон.

(Ребёнок перед классом показывает импровизированные движения под музыку к словам главного героя сказки 2 раза.)

4. Выявление места и причины затруднения.

— Ребята, а всегда ли автором сказок выступает народ? (Мнения учащихся. Можно заранее организовать выставку авторских сказок – А.С. Пушкин и др.)

— Итак, мнения разделились, одни утверждают, что сказки — это народный жанр, другие, что существуют ещё и авторские сказки.

— А есть ли между ними отличия, и какие есть сходства? Можем ли мы сейчас ответить на этот вопрос?  (Мнения учащихся)

— Попробуем разобраться в этом.

5. Построение проекта и выхода из затруднения.

 — Какую цель мы поставим перед собой на уроке? (Научиться различать народные сказки и авторские.)

— Что нам нужно сделать, чтобы достичь поставленной цели? На что мы обратим внимание при чтении новой сказки? (На отличительные особенности авторской сказки от народной) (Слайд 4 Цели урока)

6. Реализация построенного проекта. Знакомство детей с авторской сказкой «Две лягушки».

(Слайд 5 — Леонид Пантелеев)

   6.1 Знакомство с творчеством Л. Пантелеева.

Псевдоним- Алексей Иванович Еремеев

Л. Пантелеев (1908 по 1987 гг.)

 – Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством замечательного детского писателя — Леонида Пантелеева. Настоящее имя писателя Алексей Еремеев, а печатался он под выдуманными именем и фамилией, псевдонимом – Леонид Пантелеев. Это привычное явление в литературе.  С самого раннего детства Алёша Еремеев очень любил читать. Читал много, запоем. Мать Алёши, Александра Васильевна, выписывала детский журнал «Золотое детство», который он с братом и сестрой с удовольствием читали. Потихоньку мальчик пристрастился и ко взрослой литературе. У него много рассказов для детей. Их можно взять в нашей библиотеке. Леонид Пантелеев писал и для детей, и для взрослых. 

— Давайте поближе познакомимся с его творчеством, сказкой «Две лягушки».

   6.2  Чтение сказки учителем.

— Пока я буду читать, вы подумайте:

 — Какая лягушка вам больше понравилась и почему?

7. Первичное закрепление во внешней речи.

— Какая лягушка вам больше понравилась и почему?

-С какой лягушки вы хотели бы взять пример?

— К какому литературному жанру относится это произведение? Ответ обоснуйте. (Авторская сказка о животных).

7. 1 Словарная работа.

— В тексте  нам встретились новые и малоупотребляемые слова. (На доске)

— Прочитайте и объясните смысл этих слов.

КАНАВА (неглубокая и неширокая траншея)

ПОГРЕБ  (кладовая ниже уровня земли, для хранения овощей и продуктов)

БА-РАХ-ТАТЬ-СЯ

БАРАХТАТЬСЯ (делать беспорядочные движения, находясь в жидкости)

БУЛ- ТЫ-ХАТЬ-СЯ

БУЛТЫХАТЬСЯ (плескаться)

ЗА-ХЛЕБ-НУТЬ-СЯ

ЗАХЛЕБНУТЬСЯ (задохнуться или поперхнуться от попадания в дыхательное горло жидкости)

  7.2 Повторное чтение сказки по цепочке. Работа по содержанию.

— Еще раз прочитаем сказку, чтобы лучше понять ее содержание, смысл и достичь поставленной цели. Вспомните, какую цель мы ставили в начале урока?

— Где жили две лягушки-подружки?  (Они жили в одной канаве.)

— Что случилось однажды с лягушками?  

— Как они оказались в горшке со сметаной?

— Что сделала первая лягушка, лентяйка? (Она немножко поплавала, побултыхалась и захлебнулась.)

— Как повела себя вторая лягушка? (Она была очень настойчивая, все время работала лапками и взбила сметану в масло.)

— Какой урок приготовила нам эта сказка?

— Похоже ли поведение лягушек на поведение людей?

8. Физкультминутка — для глаз (СЛАЙД 6)

Давайте снимем напряжение с глаз. Следуйте ими за движениями указки. Закройте глаза руками, поморгайте, продолжим работу на уроке.

9. Включение в систему знаний и повторение. Работа в парах.

Сейчас мы с вами будем работать парами, словно исследователи. На карточках выберите из позиций  русских народных сказок те, которые подходят и для авторской сказки Л. Пантелеева «Две лягушки».

-Давайте посмотрим,  что же вы открыли для себя? (Проверка работы в группах. Позиции выводятся на экран, отличие в позиции автор)

-Итак, по какому пункту авторская сказка отличается от русской народной? Чем они схожи?

— Вернемся к теме нашего урока.

— Согласны ли вы, что справедливость царит в сказке? (да) Докажите.

— И еще очень важное слово солнышко. Оно символизирует добро, тепло, свет.

В сказках люди не просто мечтали о победе добра, а учили быть твердыми в жизненных испытаниях, советовали не мириться со злом. Сказки давали урок (поучение). «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок» 

-У каждого из вас на столе лежит солнышко. Напишите на нём, чему нас учит авторская сказка «Две лягушки»? (1-2 чел. Спросить)

10. Рефлексия.

— Вернёмся к СЛАЙДУ № 4, достигли ли мы поставленной цели? Докажите.

— Кому было легко выполнять предложенные задания? Почему?

— Кто нуждался в помощи учителя, одноклассников? Почему?

11. Д/З

— Кто желает, дома может изобразить эпизод понравившейся сказки в тетради по литературному чтению

Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страницы 82-83

Размышляем о прочитанном.

1. Вы прочитали сказку Жуковского «Спящая царевна». Что в ней вам особенно понравилось: пророчество рака, заколдованный сон, пробуждение?

Мне больше всего понравилось посещение царским сыном сонного дворца, описание спящих людей, замерших посредине движения или дела. И то, как царский сын, молитву сотворя, шагнул через царя Матвея.

2. К какому виду сказок вы бы её отнесли, если бы она была народной? Известно, что она появилась после шутливого соревнования Жуковского и Пушкина на лучшую обработку народной сказки. Что в ней напоминает народные русские сказки? Что отличает её от них?

Это волшебная сказка. В ней есть чародейки, колдовство, волшебный предмет, превращения.

Эта сказка напоминает народные своим языком, который Жуковский попытался сделать максимально народным.

Также в ней есть зачин и концовка, характерные для народных сказок: «Жил-был добрый царь Матвей…», «Свадьба, пир, и я там был..»

Использует Жуковский и традиционные приёмы волшебных народных сказок: испытание главного героя, борьба со злом и победа добра, устойчивые эпитеты «ни в сказке сказать, ни пером описать».

Но в отличии от народных сказок, Жуковский не использует такой обязательный элемент, как троекратные повторы. Нет у него и присказки, а герои необычные для народной сказки: рак, царь по имени Матвей.

Необычным авторским приёмом оказывается и ирония, которая наполняет сказку. Жуковский старался развлечь читателя, а не чему-то его научить.

3. Почему не пригласили двенадцатую колдунью? Как она отомстила? Кто спас царевну, усыпив её не навсегда, кто пробудил её от многовекового сна?

Двенадцатую колдунью не пригласили потому, что золотых обеденных блюд было одиннадцать. Двенадцатый набор был кем-то украден.

Злая колдунья обиделась и предсказала царевне смерть на шестнадцатом году от укола веретена.

Но одиннадцатая чародейка сказала, что принцесса не умрёт, а проспит триста лет.

Пробудил царевну царский сын, который пробрался во дворец и поцеловал её.

Литература и изобразительное искусство

Найдите в других книгах и в интернете иллюстрации к сказке Жуковского «Спящая царевна». Какие из них вам понравились и показались наиболее удачными? Почему?

В учебнике мы видим иллюстрацию художника В. Кутлинского.

В интернете я видела множество интересных иллюстраций к этой сказке. Их рисовали художники Курдюмов, Дехтерев, Пименов, Рыжов.

Но мне больше всего понравилась иллюстрация В. Васнецова. Это настоящая картина на сюжет этой сказки. На ней художник изобразил спящую на высоком резном диванчике царевну. Рядом спит девочка с раскрытой книгой, на полу спит медведь, вокруг спят слуги. 

На этой картине нашлось место даже густому бору, который окружил дворец.

Именно за обилие деталей, яркие краски и настоящую сказочность я люблю эту иллюстрацию.

Фонохрестоматия

1. Отличается ли манера сказывания народной сказки от художественного чтения сказки литературной? Чем? Почему?

Само слово Сказывание подразумевает доверительный рассказ, в котором рассказчик выражает своё мнение о героях и событиях сказки. Каждый рассказчик может добавлять в сказку что-то своё.

При художественном чтении чтец выражает мнение автора, он связан границами литературного произведения, не может вставлять свои слова или присказки.

2. Как актёр передаёт характеры злой и доброй чародеек, используя ритм, тембр, эмоциональную окраску звучания?

Злая чародейка должна быть злой. Её злобу актёр показывает низким голосом, быстрым темпом. Такое чтение эмоционально кажется зловещим.

Доброту другой чародейки актёр тоже показывает голосом. Её слова он читает спокойно, доверительно, успокаивающе. Ей хочется верить.

3. Прочитайте описание сонного царства так, чтобы передать одновременно и ощущение сонного покоя, и лёгкую усмешку автора.

Читаем спокойно, неторопливо, выделяя голосом смешные фразы и слова: вкопанный, раскрывши рот, упасть готовый и т.д.

4. Как меняется интонация актёра, когда он переходит к рассказу о царском сыне? Какие черты характера царевича передаёт чтец?

Интонация повышается, актёр передаёт горячность царского сына, его смелость и удаль. Услышав про заколдованный дворец, кровь у молодца вскипела, он бесстрашно бросился в бор.

5. Прослушайте внимательно описание спящей царевны. Были ли такие подробные портретные описания в народных сказках?

Таких подробных портретных описаний в народных сказках нет. Это особенность авторского произведения.

6. Сравните описание сонного царства и проснувшегося, оживившегося царского двора. Прочитайте описания вслух, передавая умиротворённость, неподвижность в первом случае, и движение, оживление во втором.

Передать описание сонного царства можно спокойной интонацией с замедленным темпом. Пробуждение и оживление напротив, нужно читать быстро с воодушевлением.

AVvXsEj0uljsnYhx vvbl6xoulmr0n gycJHpK7xOZcrdmxSdDHartpsBg1qMJgF8K49GCy8LU8qM8FFQI2fzcwy968thnYzoEfWlJcL5Pnc c8UutLXEuVMnQ8ipbMa9JEbcOFspwn3 vw Xg5af1JV8Xp5lJppoRV1vQLSY3J88AuOCxEBNc Bn84rOy fdg=w400 h351

Конспект урока по литературному чтению

во 2 классе по УМК «Начальная школа 21 века»

Тема: Русская народная сказка «Журавль и цапля»

Цель: познакомить со сказкой, помочь овладеть читательскими умениями, продолжить обучение выразительному чтению произведений, обогащать читательский опыт учащихся.

Задачи: включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах;

развивать устную речь учащихся, образное мышление, умение анализировать, обобщать;

воспитывать культуру общения через анализ содержания художественного произведения.

Личностные УУД:

-понимание роли чтения для решения познавательных и коммуникативных задач;

-самоопределение и самопознание себя через сравнение с героями сказки;

Регулятивные УУД:

-понимание и постановка учебной цели;

— овладение алгоритмом учебных действий формирования умения читать вслух и молча, читать выразительно, работать с произведением.

Познавательные УУД:

-формирование познавательной учебной задачи;

-восприятие прослушанного и прочитанного произведения;

-поиск и выделение нужной информации о героях и их поступках;

-умение работать с текстом произведений разных жанров: определять тему и жанр, понимать главную мысль произведения, понимать состояние героев и выражать своё отношение к их поступкам.

Коммуникативные УУД:

-слушать и слышать художественное слово, речь учителя и одноклассников;

-умение находить в тексте произведения диалоги героев, читать их по ролям, передовая особенности образов героев;

-умение аргументировано строить свои высказывания, полно и точно выражать свои мысли.

Предметные УУД:

овладение навыками чтения, умением воспринимать и понимать прослушанное или прочитанное произведение;

-воспитание интереса к чтению;

-овладение устной и письменной коммуникативной культурой.

Ход урока:

  1. Организационный момент

Прозвенел и смолк звонок,

Начинается урок.

Тихо девочки за парты сели,

Тихо мальчики за парты сели.

На меня все посмотрели.

  1. Актуализация знаний

Ребята, мы начнём наш урок с игры, которая называется «Вспомни и назови». Сейчас я зачитаю отрывки из произведений, а вы должны их назвать.

1. «Испугались они, ведра побросали и домой побежали. Бабушка на лавку упала, внучка за бабку спряталась, курочка на печку взлетела, а мышка под печку схоронилась». (Русская народная сказка «У страха глаза велики».)

2. «Лягу я спать, а утром встану пораньше и сошью сапоги». (Братья Гримм. «Маленькие человечки».)

3. «Развеселились девушки, развели костер и вздумали через огонь прыгать». (Русская народная сказка «Снегурочка».)

— Ребята, расскажите, какие жанры устного народного творчества вы знаетё?

-Поговорим о сказках.

— Какие виды сказок вы знаете? (волшебные, о животных, бытовые)

— Кто их придумывает? (автор или народ)

— Приведите примеры авторских сказок.

— Назовите народные сказки. Кто является автором народных сказок?

3. Изучение нового материала

1. -А какая тема сегодняшнего урока? (Сказка.)

-А вот о чём эта сказка вы узнаете, когда отгадаете загадки:

Беркут враг для птицы этой,

Так и силится схватить,

Потому и в водоёмах,

Эта птица лишь стоит!
(Журавль)

Где болотная водица,

Ждёт лягушек в гости птица,

Длинный нос, глаза как капли,

Даму величают …
(Цапля)

— Журавль и цапля – это кто? (Птицы, живущие на болоте, питаются лягушками).

— Как вы думаете, о ком будет новое произведение? Определите тему урока.

— Какую цель на уроке себе поставите? Чем будем заниматься?

(познакомиться со сказкой, найти в ней мудрые мысли, исследовать построение русской народной сказки, познакомиться с устаревшими словами, уметь договариваться, сотрудничать друг с другом)

Итак, сегодня на уроке мы знакомимся с русской народной сказки «Журавль и цапля».

— Как найти это произведение в учебнике? (по оглавлению)

— На какой странице находится эта сказка? ( 24 )

— Назовите жанр этого произведения.

— Авторская или народная?

2. Чтение сказки «Журавль и цапля».

-Начинает читать учитель.

-Читают дети.

-Кому понравилась сказка?

  1. Беседа по вопросам:

-Словарная работа. Непонятные слова.

Ноги долги – длинные ноги

Худо летать – плохо летать

Долговязый – длинный

Верста- русская единица измерения расстояния. (ищем по словарю)

Несолоно хлебавши – остаться ни с чем.

— С чего начинается сказка?

— Что такое присказка? (с. 18)

-Какие слова в присказке повторяются?

— Кто главные герои сказки? (Главные герои русской народной сказки «Журавль и цапля» — две болотные птицы.)

— Почему журавль решил жениться? Прочитайте.

— Сколько раз журавль сватался к цапле?

— Исполнилось ли желание журавля? Почему? (не могут договориться, отказывают друг другу, не хотят уступить друг другу, не любят)

— Какой фрагмент текста проиллюстрировал художник на стр. 24. (разговор героев сказки).

-Какими вы представляете героев сказки?

— А как называется разговор двух героев? (диалог)

— Прочитаем первый диалог журавля и цапли по ролям.

-Зачитайте, что ответил журавль цапле, когда она надумала пойти замуж?

— Каким показан здесь журавль?

-Как они говорят друг о друге? Найдите слова в тексте и прочитайте.

-Найдите в тексте диалоги журавля и цапли, чем они похожи и чем различаются?

4. Гимнастика для глаз.

    Откиньтесь на спинку стула. Сядьте свободно. Закройте глаза ладошками.

     Откройте правый глаз и посмотрите на цаплю. Закройте его.

     Откройте левый глаз и посмотрите на журавля. Закройте его.

     Откройте правый глаз и посмотрите на журавля. Закройте его.

     Откройте левый глаз и посмотрите на цаплю. Закройте его.

     Откройте глаза. Посмотрите в даль или поморгайте.

4. Чтение сказки учащимися по ролям.

5 Осмысление и закрепление.

— Какие советы, пожелания вы высказали бы героям данного произведения?

— Могла ли эта история приключиться с людьми? (Да, могла. Люди часто не могут договориться между собой, не умеют решать проблемы, не думают о том, что говорят друг другу.)

— Какое правило из этой сказки нам надо взять? (Надо учиться общаться друг с другом, учиться договариваться)

Самостоятельная работа в рабочих тетрадях. Стр.17 №1-3.

6. Итог урока. Рефлексия.

Итак, подведём итог нашего урока.

— С каким произведением мы сегодня познакомились?

— Достигли ли мы сегодня целей, которые ставили в начале урока?

— Если урок понравился, и вы всё выполнили самостоятельно, поднимите зелёную карточку.

-Если урок понравился, но вы выполнили задания с ошибками, поднимите синюю карточку.

-Если урок не понравился поднимите красную карточку.

7. Домашнее задание

Стр.25. Пересказ сказки.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/454849-urok-literaturnogo-chtenija-smyslovoe-chtenie

Сегодня в обществе принято выделять три основных формы культуры: народную, массовую и элитарную. В этой статье мы изучим специфику народной культуры, узнаем в чём её особенности. Рассмотрим примеры.

Что такое народная культура?

Народная культура — форма культуры, созданная неизвестными и непрофессиональными авторами. В произведениях народного характера демонстрируется особенный, уникальный национальный опыт, раскрываются менталитет, нормы и ценности морали, нравственности, религии. Благодаря существующим традициям народная культура передается в бесписьменной форме от одного поколения к другому. В качестве наиболее распространенных примеров можно назвать сказки, танцы, обряды.

Отличительная черта народной культуры – отсутствие автора. Ее автором считается народ. Поскольку такая культура имеет в основном устную форму, народной культурой можно не только сказки, легенды, танцы, но и анекдоты, былины, рецепты национальных блюд. Для народной культуры характерна уникальность. Она возникает на основе специфики прошлого исторического периода населения страны, своеобразия природного мира, климата, географического местоположения, менталитета.

Для содержания традиционной культуры характерны такие черты, как простота, доступность, понятность и наглядность. В ней иррациональные ценности и действия преобладают над рациональными, доминируют принципы естественности, глубины, основательности, древности, низких индивидуальных притязаний личности. В отличие от других культурных форм ее можно заметить в каждой жизненной сфере народа. Например, в воспитании детей, домашнем хозяйстве.

Признаки и примеры народной культуры

Рассмотрим основные признаки народной культуры, и приведём соответствующие примеры.

  • Культура базируется на народных традициях, обычаях, ценностях (сжигание чучела на «масленицу);
  • Для нее характерны коллективность процессов творчества, анонимность создателей (например, пословицы и поговорки — мало кому известны их действительные авторы);
  • Сохранение созданных культурных продуктов, их передача происходит из поколения в поколение (например, народные костюмы);
  • Ее передача осуществляется в основном устно (анекдоты, сказки);
  • Демонстрирует национальный характер (национальные костюми и национальные блюда);
  • Базируется на идее самобытности развития конкретного государства, народа (былины и легенды, которые раскрывают историю становления народа, его прошлое);
  • Традиционность и пассивность (народные танцы передаются из поколения в поколение в неизменном виде);

Как появляется народная культура?

Корни народной культуры берут свое начало в далеком прошлом. В ее состав входят элементы, структуры, имеющие этническую особенность, осуществляющие этно-интегрирующую функцию народа.

Классическую культуру формируют люди, которые существуют в закрытом общественном и географическом пространстве, связанные происхождением, экономической деятельностью. Реализация культурной коммуникации происходит за счет активных контактов в рамках общества, обыденного воспитания детей в семье, общине. Познания, навыки, общий культурный опыт дети получают непосредственно от родителей, ученики – от мастера, прихожане – от священника без участия прочих институционально-организационных форм. Им не нужны особенная подготовка для восприятия, технические средства для хранения и воспроизводства культурного наследия.

Для народной культуры характерны непрофессиональность и анонимность. У нее нет точной специализации, конкретных авторов. Она считается творческим продуктом коллектива людей, в котором роль отдельной личности весьма мала. Поэтому нельзя сказать, кто именно придумал определенную песню, легенду и т.д. При наличии в культуре специализации она обладает довольно слабым фрагментарным уровнем. Человек, который выполняет роль гармониста, может быть плотником и торговцем. В некоторых случаях профессионализм все-таки существует, если во внимание берутся сложные области деятельности, но это чаще исключение, чем правило.

Значение народной культуры

Говоря о значении народной культуры, необходимо понимать, что пару десятков назад у людей были совершенно иные моральные ценности, и другой жизненный уклад, что нашло свое отражение в массовых продуктах прошлого времени. Культура – то, что мы совершаем ежедневно, наши мысли, действия. И в этом плане народная культура помогает человеку прикоснуться к прошлому своего народа, почувствовать самобытность и уникальность предыдущих поколений, где каждый очень серьезно относился к тому, чтобы любой человек был личностью, его действия имели конкретный смысл.

Народная культура подразумевает уважение к человеку. Ее авторами стали обыкновенные люди, которым приходилось сталкиваться с несчастьями, пороками. Они понимали реальную стоимость труда, с презрением относились к бездеятельности. В примерах народной и элитарной культуры можно было увидеть морально-нравственные посылы, о которые представители предыдущих поколений пытались поведать доступным и простым языком.

Отличия народной от национальной культуры

Как мы уже сказали, народная культура появляется и передаётся преимущественно в устной речи — принадлежность к ней не означает наличие познаний в области письма, чтения. В данном смысле безграмотность не является тождественным понятием бескультурья. В народной культуре почти нет текстов. Поэтому ее исследование осуществляют этнология, этнография и другие аналогичные науки. Можно утверждать, что народная культура — коллективная личность, за пределами которой находится отдельный человек.

Что же касается конкретно «нации», то она раскрывает свое существование именно благодаря межкультурным связям, возникшим у него с остальными нациями, тем самым обретая свою уникальность. Этого удается добиться за счет принадлежности к единой цивилизации. Нация не способна существовать изолирована — она входит в состав культурной коммуникации с другими нациями. Таким образом, базисом национальной культуры считается персональное, авторское творчество, и это решительно отличает национальную культуру от народной, которая считается анонимной. В этом плане, например, Есенин считается именно национальным поэтом, а не народным, поскольку все его произведения являются исключительно авторскими, а так же выпускаются в письменном виде.

Заключение

Сегодня в обществе в рамках социальных и культурных изменений происходит естественная потеря народной культурой своей сущности. Имитацией ее форм, методов и механизмов функционирования занимается теперь массовая культура. Однако, при изучении указанного вопроса наибольшее количество ученых делает вывод, что подлинно народная культура не имеет ничего общего с массовой культурой. Напротив, массовая культура относится враждебно к настоящей народной культуре.

Важно учесть тот факт, что сейчас в мире происходит смешивание различных культурных форм. Они оказывают непосредственное влияние друг на друга. В качестве примера можно привести классическую музыку, которая подвергается современной аранжировке и обретает «второе дыхание».

  • Особенности сказочного языка в сказке заколдованная королевна
  • Особенности рассказывания сказок разного вида и характера а героических б лирических в комических
  • Особая энергия сказки оставляющая у слушателя определенное послевкусие
  • Основным методом обучения составлению описательных рассказов является
  • Основываясь на скольких критериях проверяется работа в итоговом сочинении