Особенности авторской сказки г х андерсен русалочка

Конспект урока по литературному чтению класс: 4. дата: тема: г.х. андерсен русалочка. авторская сказка. цели: расширить знания о жизни

Конспект
урока по литературному чтению

Класс: 4.

Дата:
______________

Тема: Г.Х.
Андерсен «Русалочка». Авторская сказка.

Цели: расширить
знания о жизни и творчестве Г.Х. Андерсена; читать и анализировать сказку
«Русалочка»; учить находить ответы на вопросы по тексту, пересказывать его,
делить текст на части, озаглавливать их, характеризовать героев, анализировать
их поступки; отрабатывать навыки выразительного чтения; развивать память, речь,
мышление; воспитывать интерес к урокам литературного чтения.

Тип урока: изучение
нового материала.

Планируемые
результаты:

предметные: знание
зарубежной литературы, определение ее особенностей, составление пересказов
самых интересных эпизодов произведений от лица главных героев, самостоятельное
составление рассказов о герое с использованием авторского текста.

Формируемые УУД:

Регулятивные —
формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем
деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.

 Познавательные —
высказывание своего мнения о прочитанном произведении, оценивание поступков
героев, умение пользоваться списком рекомендованной литературы для выбора
книги.

 Коммуникативные —
ответы на вопросы учебника на основе произведений зарубежной литературы,
обсуждение в паре ответов на вопросы учебника, доказательство своей точки
зрения, деление полномочий в группе при планировании групповой работы.

 Личностные — формирование
уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов,
выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности.

Оборудование: карточки.

Ход урока:

I.
Организационный момент

Прозвенел звонок,

Начинается урок.

II.
Актуализация знаний. Целеполагание

(На карточках.)

Девочка спит и
 пока что не знает,

 Что в этой
сказке её ожидает:

 Жаба под
утро её украдёт,

В нору упрячет
бессовестный крот…

Впрочем, довольно!
Нужна ли подсказка?

Кто эта девочка?
Чья это сказка?

   
             («Дюймовочка» Г.Х.Андерсен.)

— Прочитайте
стихотворение-загадку.

— О какой девочке
идет речь в стихотворении?

— Дюймовочка
является героиней какого произведения? Кто его автор?

— Как вы думаете,
к изучению какого автора мы приступаем? Что вы уже знаете о Г.Х. Андерсене?

— Какие цели
поставите перед собой на уроке?

III. Работа
по теме урока

Знакомство с
жизнью и творчеством Г.Х. Андерсена

—  Сегодня мы
начнем читать сказку «Русалочка». А вы знаете, кто ее написал?

— Какие
произведения Г.Х. Андерсена вы читали? Назовите их.

— Что вы помните
из его биографии?

Краткий обзор
биографии Г.Х. Андерсена

Ганс Христиан
Андерсен — знаменитый датский писатель, родился 2 апреля 1805 г. в Одензе, на
острове Фионии, где жил его отец, бедный сапожник. В Копенгагене во время
обучения в гимназии он уже обратил на себя внимание публики несколькими
стихотворениями, так что его имя пользовалось значительной известностью уже в
1828 г. при поступлении его в университет.

Начинается его
активная поэтическая деятельность, нашедшая выражение в целом ряде произведений,
написанных им частью на родине, частью — во время многочисленных путешествий.
Стихотворения его отличаются большим чувством и богатой фантазией.

Г.Х. Андерсен
писал драматические произведения, оперы, пьесы для театра и др. В 1835 г.
увидели свет «Сказки, рассказанные детям». Их автор, прославившийся несколькими
«взрослыми» сочинениями, и помыслить не мог, что именно сказки — столь
несолидный, «несерьезный» жанр — сделают его имя всемирно известным и любимым.
Андерсен считал их всего лишь развлечением, «милыми пустяками», не имевшими
особой литературной ценности. Тем более что в тот же самый год в продажу
поступил первый роман писателя «Импровизатор».

Свою жизнь Г.Х.
Андерсен описал сам сначала на немецком языке и более пространно — на датском.
Весной 1861 г. он в четвертый раз посетил Рим, а в 1862 г. — главные города
Испании, откуда предпринял поездку в Африку. По возвращении из Африки Андерсен
более не выезжал из Копенгагена, тяжело заболел в 1872 г. и умер 4 августа 1875
г. «Собрание сочинений Г.Х. Андерсена» издано на датском языке в 23 томах, на
немецком языке — в 50 томах. Сказки Г.Х. Андерсена много раз переводились и
издавались на русском языке.

IV.
Физкультминутка

V.
Продолжение работы по теме урока

Работа над сказкой
«Русалочка»

(Чтение сказки
учителем и учащимися от начала на с. 167 учебника до слов «К утру буря стихла»
на с. 172.)

— Объясните
значение слов.

КОРАЛЛЫ— (1)
морской полип, живущий обычно большими колониями на возвышениях морского дна;
2) ярко-красный, розовый или

белый камень).

ЯНТАРЬ —
(окаменевшая смола древнейших хвойных деревьев).

САН— (1) звание,
связанное с почетным положением; 2) звание служителя христианского религиозного
культа).

ФЕЙЕРВЕРК— (во
время торжеств, празднеств 
— высоко взлетающие из ракеты
декоративные огни).

ВАЛ— (1) длинная
земляная насыпь; 2) очень высокая волна).

VI.
Подведение итогов урока


 Произведение какого автора мы начали читать?

—  Что нового
вы узнали о его жизни?

—  Какие
произведения Г.Х. Андерсена вам известны?

— Как
называется сказка, которую мы только что читали?

VII.
Рефлексия

— Оцените свою
работу на уроке.

Домашнее задание

Перечитать прочитанный в классе
отрывок. Поделить его на части, озаглавить каждую часть.

На чтение 20 мин. Просмотров 9 Опубликовано

«Русалочка» – очень трогательная сказка о безответной любви нежной, трепетной Русалочки к прекрасному Принцу. Это история о том, на какие жертвы можно пойти ради настоящей любви.

chitatelskiy-dnevnik-rusalochka-64123.jpg

Краткое содержание «Русалочка» для читательского дневника

ФИО автора: Ханс Кристиан Андерсен

Название: Русалочка

Число страниц: 48. Х. Г. Андерсен. «Русалочка». Издательство «РОСМЭН», 2012 год.

Жанр: Сказка

Год написания: 1836 год

Главные герои

Русалочка – самая младшая дочь морского царя, добрая, отзывчивая, любящая.

Принц – красивый молодой человек, честный, порядочный.

Морская ведьма – злая, коварная колдунья, отнявшая у Русалочки ее чудный голос.

Принцесса – милая девушка, которую Принц по ошибке принял за свою спасительницу.

Сестры Русалочки – добрые, любящие сестры, которые пытались уберечь Русалочку от необдуманных поступков.

Сюжет

На самом дне глубокого синего моря стоял прекрасный дворец, в котором жил Морской Царь со своей матерью и шестью дочерьми русалочками. По старой традиции, когда русалочке исполнялось пятнадцать лет, она получала возможность подниматься на поверхность моря. Каждый раз, когда кто-то из старших сестер достигал пятнадцатилетия, самая младшая Русалочка, затаив дыхание, слушала рассказы об удивительно красивых закатах и восходах, золотом песке и искрящихся льдинах.

Когда Русалочке, наконец, исполнилось пятнадцать лет, она поднялась на поверхность моря и увидела огромный корабль, на котором играла музыка. Но больше всего поразил воображение Русалочки прекрасный Принц, в которого она тут же влюбилась. Неожиданно разыгралась сильная буря, и королевский корабль пошел ко дну. Русалочка спасла Принца от верной смерти, вытащив его бесчувственного на берег.

Русалочка так хотела оказаться среди людей и быть ближе к Принцу, что отважилась на визит к Морской ведьме. Та согласилась превратить ее рыбий хвост в человеческие ножки, но взамен Русалочка должна была отдать ей свой чудесный голос. Кроме того, каждый шаг по земле будет причинять ей сильную боль, как будто она ступает по острым кинжалам. Если Принц женится на другой девушке, Русалочка тут же превратится в морскую пену.

Русалочка без раздумий согласилась на все условия Морской ведьмы. Она выпила волшебный напиток и очутилась без сознания на морском берегу, где ее нашел Принц. Он очень привязался к милой безголосой девушке с летящей походкой. Однако вскоре Принц должен был жениться на Принцессе из соседней страны. Впервые увидев ее, он не сомневался, что это именно она спасла его в ту страшную бурю.

В тот же вечер к Русалочке приплыли ее сестры. Они протянули ей нож, который обменяли у Морской ведьмы на свои чудесные косы. Этим ножом нужно было убить Принца, чтобы вновь стать русалочкой и вернуться во дворец. Однако Русалочка не смогла совершить убийство любимого человека. На рассвете она должна была превратиться в морскую пену, но тут появились Дочери воздуха, которые забрали Русалочку с собой.

План пересказа

  1. Жизнь в Морском дворце.
  2. Русалочка впервые всплывает на поверхность моря.
  3. Спасение Принца.
  4. Договор с Морской ведьмой.
  5. Русалочка превращается в человека.
  6. Знакомство с Принцем.
  7. Свадьба Принца и Принцессы.
  8. Русалочка становится Дочерью воздуха.

Главная мысль

За любовь нужно платить, порой, очень высокую цену.

Чему учит

Сказка учит любить и жертвовать собственными интересами ради счастья любимых людей, учит никогда не предавать своих близких.

Отзыв

Русалочка не жалко было отдать самое дорогое, что она имела – чудесный голос, чтобы иметь возможность находиться рядом с любимым человеком, даже не надеясь на взаимность.

chitatelskiy-dnevnik-64123-risunok-illyustraciya-k-skazke-rusalochka.jpg

Рисунок-иллюстрация к сказке Русалочка.

Пословицы

  • Насильно мил не будешь.
  • Любовь – большая мука.
  • Одно сердце страдает, а другое не знает.
  • Верная любовь ни в огне не горит, ни в воде не тонет.

Что понравилось

Конец сказки очень печальный. Хотелось бы, чтобы Русалочка, которой довелось пройти столько испытаний, смогла обрести свое счастье с Принцем, но этому не суждено было сбыться.

Сказка Г-Х Андерсена «Русалочка» Жанр: авторская волшебная сказкаГлавные герои сказки «Русалочка» и их характеристики

  1. Русалочка, самая младшая дочь морского царя, которая влюбилась в прекрасного Принца и отдала за возможность видеть его и быть с ним рядом свой голос.
  2. Принц, которого Русалочка спасла от гибели, и в которого влюбилась. Красивый и честный молодой человек, который полюбил другую.
  3. Морская ведьма, страшное чудовище, которое дало Русалочке возможность быть человеком, но отняла у нее голос.
  4. Принцесса, милое создание, которое принц принял за свою спасительницу
  5. Бабушка Русалочки, мудрая и опытная женщина
  6. Сестры Русалочки, пять прекрасных дочерей Морского царя.
  7. Дочери воздуха, волшебные существа.

План пересказа сказки «Русалочка»

  1. Морской дворец
  2. Шесть сестер русалочек
  3. Статуя мальчика
  4. Сестры посещают поверхность моря.
  5. Русалочке исполняется пятнадцать лет
  6. Русалочка спасает принца
  7. Русалочка идет к морской ведьме
  8. Русалочка превращается в человека
  9. Принц встречает принцессу
  10. Русалочка не может убить принца
  11. Дочери воздуха.

Кратчайшее содержание сказки «Русалочка» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Русалочка играет в своем саду и ждет пятнадцатилетия, чтоб всплыть на поверхность
  2. Русалочка видит корабль и спасает принца после шторма
  3. Русалочка отдает свой голос морской ведьме за ноги
  4. Принц находит русалочку и относится к ней как к сестре
  5. Принц женится на принцессе соседнего королевства
  6. Русалочка прощается с принцем и становится дочерью воздуха

Главная мысль сказки «Русалочка» За свою любовь, за своих любимых и за их счастье, человек готов отдать все самое дороге, даже свою жизнь.Чему учит сказка «Русалочка» Эта сказка учит нас любить и никогда не предавать любимых. Учит жертвовать своими интересами ради счастья тех, кого мы любим. Учит тому, что даже самый печальный конец оставляет нам надежду на лучшее.Отзыв на сказку «Русалочка» Сказка «Русалочка» рассказывает о великом чувстве, которое пробудилось в груди маленькой Русалочки. О том, как много она отдала просто за возможность быть рядом со тем, кого полюбила. Это прекрасная и трогательная история, которая мне очень понравилась. У этой истории трагичный конец, но последние слова сказки оставляют нам надежду на то, что Русалочка еще будет счастлива.Пословица к сказке «Русалочка». Одно сердце страдает, а другое не знает. Верная любовь ни в огне не горит, ни в воде не тонет. Насильно мил не будешь. Любовь — большая мука. Любовь — кольцо, а у кольца нет конца.Краткое содержание, краткий пересказ сказки «Русалочка» Глубоко под водой стоял прекрасный дворец Морского царя, в котором жил сам Царь, его мать и шесть сестер русалочек. Самая младшая Русалочка была самой красивой, она  любила статую мраморного мальчика, которую поставила в саду. Когда русалочкам исполнялось пятнадцать лет, они получали право подняться на поверхность моря. Каждая из русалок оставалась очень довольна этим событием. Они рассказывали о чудесном песке, закате, широкой реке, льдах, и Русалочка с нетерпением ждала того момента, когда и ей можно будет подняться на поверхность. И вот Русалочке исполнилось пятнадцать лет. Она увидела огромный корабль, на котором играла музыка. И увидела прекрасного принца, который был похож на ее мраморного мальчика. К вечеру разразилась буря и корабль пошел ко дну. Русалочка спасла принца и вытащила его на берег. Русалочка грустила и рассказала обо всем сестрам. Те показали ей дворец принца и Русалочка стала часто приплывать туда, чтобы посмотреть на принца. Русалочка очень полюбила людей и жалела, что у нее нет бессмертной души. Когда во дворце играли бал, Русалочка тайком отправилась к Морской ведьме. Путь к ведьме был опасен и страшен, но Русалочка добралась до Ведьмы. Ведьма знала что нужно Русалочке. Она согласилась сделать Русалочку человеком, но предупредила, что ей придется отдать голос, а ступать она будет как по ножам. И если принц женится на другой, то Русалочка станет морской пеной. Русалочка на все согласилась и ведьма отрезала ей язык и вручила волшебный напиток. Русалочка выпила напиток и потеряла сознание на берегу. Там ее и нашел Принц. Принц очень полюбил Русалочку, а все вокруг радовались ее милому личику и скользящей походке. Принц называл Русалочку «Найденышем». Но принц должен был жениться на принцессе из соседней страны и вот однажды он отправился к невесте на корабле, взяв с собой Русалочку. Принцесса оказалась очень красивой, а Принц принял ее за девушку, которая спасла его в бурю. Жених и невеста поплыли назад. Вечером к Русалочке приплыли сестры и протянули ей нож, взятый у морской ведьмы. За этот нож они отдали свои косы. Если бы Русалочка убила принца, она снова бы превратилась в Русалочку. Но Русалочка не смогла убить принца и бросилась в море. Тело Русалочки расплылось пеной. И тут появились странные воздушные создания — Дочери воздуха, которые взяли Русалочку к себе. Теперь у Русалочки не было тела и не было души, но она могла приобрести ее добрыми делами.Иллюстрации и рисунки к сказке «Русалочка»

Год: 1836     Жанр: сказка

Главные герои: Русалка — младшая дочь морского царя, Принц — ее возлюбленный

Морской царь живёт со своей матерью и шестью дочерьми. Когда самой младшей из них исполняется пятнадцать, ей разрешается всплыть на поверхность, и она влюбляется в принца, празднующего день рождения на корабле. Судно попадает в сильный шторм, и русалочка спасает тонущего принца, оставив его на берегу около женского монастыря.

Она тоскует по возлюбленному и решается на сделку с ведьмой: хвост девушки превращается в ноги, но ходьба доставляет ей нестерпимую боль, она лишается голоса, навсегда расстаётся с родными и обречена умереть, если принц женится на другой. Во время сватовства в соседнем королевстве он находит девушку, которая, как он считает, спасла его тогда на берегу, и берёт её в жёны. Сёстры предлагают ей убить принца, чтобы снять заклятие, но ей не хватает сил и она бросается в пучину, но не умирает, а становится дочерью воздуха.

Главная мысль. Сказка учит нас любви и самопожертвованию. Она показывает, как важно верить в свою мечту – именно благодаря ней русалочка не погибла, а обрела новую жизнь.

Читать краткое содержание Андерсен Русалочка

Лишь с пятнадцати лет им дозволялось подниматься наверх, но никому этого не хотелось так, как самой младшей. Год за годом сёстры всплывали и возвращались с восхищёнными рассказами. Наконец и русалочке довелось подняться над водой. Она оказалась рядом с кораблём, с палубы которого доносились пение и музыка. Люди были одеты нарядно, но прекраснее всех ей показался молодой принц. Она долго не могла оторвать от него взгляд.

Начался шторм, корабль бросало по волнам. Волны захлестнули судно и положили его на бок. Стало темно, но когда блеснула молния, русалочка увидела, как принц упал в море. Она спасла его, доставив на берег, где стоял монастырь. Вскоре из здания выбежали девушки, и одна из них нашла принца. Он улыбнулся девушке, и русалочке стало грустно, ведь он даже не подозревал о её существовании. Однажды она рассказала обо всём своей сестре, и вскоре все сёстры уже всё знали. Одна из них привела её к замку принца. Русалочка хотела добиться любви юноши.

Однажды, покинув бал, она отправилась к ведьме. Колдунья была согласна изготовить для неё зелье, которое превратило бы рыбий хвост в пару стройных ног. Её походка была бы грациозна, но каждый шаг доставлял бы невыносимую боль. При этом она никогда не смогла бы вернуться к своим родным, а если принц женился бы на другой, русалочка превратилась в морскую пену. Принцесса согласилась, и в обмен на услугу ведьма отрезала её язык.

Приплыв ночью к дворцу, русалочка выпила зелье и потеряла сознание. Принц нашёл девушку и привёл к себе во дворец. Она танцевала так великолепно, что все восхищались ею и аплодировали. Со временем он всё больше привязывался к ней, но всё же относился к ней как к маленькому милому ребёнку, не собираясь брать её в жены. Он признался, что его сердце занято той, что спасла его давно на берегу. Русалочка переживала, что не могла открыть ему правду.

Ганс Христиан Андерсен сказка Русалочка

Оцените произведение: Голосов: 393

Читать краткое содержание Русалочка. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Андерсен. Краткие содержания произведений

Картинка или рисунок Русалочка

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Куприн Анафема

    Утром в воскресенье отец Олимпий готовился к службе. Он полоскал горло борной кислотой, дышал над паром. Жена дьякона, худая невзрачная женщина, принесла ему стакан водки в честь выходного дня

  • Краткое содержание Шукшин Осенью

    Филипп Тюрин с самой войны работал паромщиком. Однажды в бою его ранило, и тяжелую работу он выполнять больше не мог. Тюрин увлекался политикой. И даже по пути от дома до парома и обратно он обдумывал разные новости

  • Краткое содержание Повесть непогашенной луны Пильняка

    Приняв рапорты от служащих, командарм Николай Гаврилов беседует со своим близким другом Алексеем Поповым, которому еле удалось пробраться к нему в вагон. В утренних газетах пишут

  • Краткое содержание Чехов Невеста

    Надя собирается замуж за сына местного протоиерея, Андрея Андреевича. Родственники Нади, властная бабушка и мать заняты приготовлением к свадьбе. В доме гостит дальний родственник семьи Саша, он болен чахоткой.

  • Краткое содержание Старшая Эдда

    Сборник состоит из более чем 35 песен, в поэтической форме раскрывающих представления древних скандинавов о сотворении и устройстве мира, и структурно разделенных на три части:

Скачать:

Настройки

Размер шрифтаЦвет текстаЦвет фона

Название произведения: Русалочка

Автор: Ганс Христиан Андерсен

Год написания: 1836

Жанр: сказка

Главные герои: младшая дочь царя морского, ее возлюбленный — принц

Краткое содержание сказки «Русалочка» для читательского дневника поведает удивительную историю настоящей любви, способной на высокое самопожертвование.

Сюжет

Самая младшая Русалочка полюбила принца. Чтобы иметь возможность быть рядом с возлюбленным, она поменяла свой изумительный голос на пару стройных ножек. Принц обнаружил девушку на берегу и привел в свой дворец, но полюбил ее только как друга и сестру. Вскоре в его жизнь вошла любовь – к иноземной принцессе и он женился на ней.

Сестры Русалочки отдали свои прекрасные кудри ведьме, чтобы спасли жизнь глупой малышки, которая после свадьбы своего возлюбленного по предсказанию ведьмы, должна исчезнуть. Сестры приказали Русалочке убить принца, его кровь, попав на ноги, вновь возвратила бы ей рыбий хвост и долгую жизнь в море. Но девушка не стала убивать любимого, она превратилась в дочь воздуха и полетела в небо. Так Высшие силы наградили ее за самоотверженную любовь и преданность.

Вывод (мое мнение)

Настоящая любовь никогда не толкнет человека на подлые поступки, он не сможет причинить зло своему любимому. Русалочка настолько любила принца, что готова была на любые испытания, чтобы только быть рядом. Она готова была умереть сама, но только не убивать возлюбленного. В этом и есть высший смысл настоящей любви – уметь принести все в жертву, но не причинить боли тем, кого любишь.

Добавить в избранноеСодержание:

Для читательского дневника понадобится информация об истории создания произведения и характеристика главных персонажей. Существует несколько вариантов концовки романтической сказки.

Основные персонажи

В 1837 году была впервые опубликована сказка «Русалочка», написанная Гансом Христианом Андерсеном. Множество раз ее адаптировали, снимали по ней анимационные и художественные фильмы, ставили спектакли и мюзиклы. При переводе на русский язык было изменено название произведения.

С датского оно означало «Маленькая морская госпожа», никакого отношения к русалкам главная героиня не имела.

Основные герои «Русалочки»:

  • Ариэль — младшая дочь морского царя;
  • принц;
  • сестры Русалочки;
  • бабушка Ариэль;
  • морская ведьма;
  • принцесса;
  • дочери воздуха.

Дочь морского царя полюбила красивого молодого принца и решила пожертвовать своим голосом ради обретения ног. Она и есть главный персонаж всего текста. Русалочка спасла молодого человека от гибели, но он полюбил другую. Принц описан как честный и благородный юноша.

У Ариэль есть еще пять сестер, все они проживают в подводном мире. За советами Русалочка обращается к своей мудрой бабушке. Она пытается учить внучку быть доброй и внимательной. Страшная морская ведьма помогла Ариэль обрести ноги, но принудила ее взамен отдать голос. Принцесса — это милая девушка, которую полюбил принц.

Он подумал, что это милое создание спасло его от гибели. В конце книги появляются дочери воздуха — волшебные существа, забравшие душу Ариэль.

Главная мысль

Любой текст в жанре сказки несет поучительную мысль или мораль. Не стала исключением и книга Андерсена. Она учит читателя не предавать любимых и отдаваться чувствам полностью. Сказка повествует о способностях приносить жертвы ради счастья близких. Хотя сюжет закончился печально, автор дает надежду на лучшее.

И в самых печальных событиях может быть что-то хорошее.

Заключается главная мысль сказки «Русалочка» в возможности самопожертвования ради любви. Даже в аннотации сказано о трагической судьбе Ариэль, которая отдала очень много за возможность быть рядом с принцем.

Для читательского дневника можно составить короткий план произведения:

  1. Русалочка ожидает своего пятнадцатилетия.
  2. Ариэль спасает принца во время шторма.
  3. Влюбленная отдает свой голос взамен ног.
  4. Принц находит Русалочку и называет ее сестрой.
  5. Юноша женится на девушке из соседнего королевства.
  6. Ариэль становится одной из дочерей воздуха.

Сказку легко читать, она написано простым для восприятия языком. Тема любви и самопожертвования в ней полностью раскрыта. Даже при трагической развязке автор сделал так, чтобы у читателя осталась надежда на лучшее.

Краткое содержание

Сказка Ганса Христиана Андерсена «Русалочка» начинается с описания семьи главной героини. Дворец морского царя находился в самом глубоком месте под водой. Жена властителя давно умерла, и ему пришлось воспитывать шестерых дочерей только с помощью своей матери. Каждый день юные русалки играли в саду, но младшая отличалась задумчивостью и тихим нравом.

Ариэль много времени проводила на своей клумбе и рядом с упавшей в море статуей мальчика.

А также она любила слушать истории, которые ей рассказывала бабушка.

Подниматься на поверхность русалкам разрешали только с пятнадцатилетнего возраста.

Младшая из сестер ждала своего дня рождения с большим нетерпением. Каждый год она слушала словесные описания внешнего мира.

Наконец и ей удалось подняться на поверхность моря. Она увидела корабль, с которого доносились музыка и пение. Все были нарядно одеты, но внешность принца привлекла Русалочку с первого взгляда. Но вдруг начался шторм, и судно опрокинули сильные волны. Юноша упал в море, Ариэль спасла его и вытащила на берег, оставив около монастыря. Одна из воспитанниц нашла принца.

Русалочка рассказала о своем приключении сестрам, и те отвели ее к замку возлюбленного. Ариэль захотела добиться его любви. Однажды она сбежала с бала и отправилась к ведьме, которая согласилась превратить ее хвост в стройные длинные ноги. Но колдунья поставила несколько условий. При каждом шаге Ариэль будет ощущать сильную боль, а в обмен за услугу ведьма отрезала ей язык. Если же принц женится на другой, то Русалочка превратится в морскую пену.

Она дала свое согласие и забрала зелье. Ночью перед дворцом принца Ариэль выпила жидкость и потеряла сознание. Юноша забрал ее к себе и восхищался ее грацией. Но он ласково относился к Русалочке, как к сестре или ребенку. Позже он признался, что его сердце принадлежит девушке, которая его спасла во время шторма, как он считал. Рассказать ему правду Ариэль не могла. Принц уехал в соседнее королевство, где познакомился со своей невестой. Она и оказалась той девушкой, что встретила его на берегу.

У Ариэль осталась только одна ночь с принцем. Но к ней явились сестры. Они отдали колдунье свои волосы взамен на нож, который нужно было убить юношу и окропить его кровью ноги Русалочки. Тогда они превратились бы в хвост. Но Ариэль не смогла причинить вред любимому, она выбросила нож в море и бросилась в воду сама. Перед ней появились дочери воздуха, которые забрали ее с собой.

Варианты окончания

До сих пор ведутся споры по поводу концовки сказки. В оригинале тело Ариэль превратилось в морскую пену после того, как она бросилась в воду. Но вместо смерти она почувствовала тепло солнечных лучей и превратилась в дочь воздуха. Другие волшебные существа объяснили ей, что она не умерла, так как всю жизнь пыталась обрести вечную душу своими благими намерениями. Когда Ариэль совершит достаточно добрых дел, она станет бессмертной.

Но некоторые критики не согласны с такой развязкой. Они считают, что вся сказка вела к трагическому концу, а связь Русалочки с дочерями воздуха можно считать положительным финалом. На самом деле первое издание автора имело другое окончание. Ариэль должна была просто погибнуть в море. Но позже при анализе сказки «Русалочка» Андерсен решил добавить добрых существ, которые ее спасли.

У дочерей воздуха также есть условия для обретения души. Нужно в течение трехсот лет совершать только добрые дела. Писатель добавил и другие требования к Ариэль. Все зависит от того, как она себя будет вести. Каждое хорошее дело сокращает трехсотлетний срок на один год. А плохие поступки заставляют дочерей воздуха плакать. Слезинка продлевает срок службы на один день.

Критики посчитали такие условия более страшными, чем просто смерть главной героини. Они отнесли сказку к циклу викторианских моральных рассказов.

В подобных произведениях всегда были притчи и поучения, заставляющие детей хорошо себя вести и не совершать злых поступков.

Мифологическая подоплека

В основе создания сказки лежит миф о сиренах — морских девах, которые умели звать и привлекать к себе мужчин с помощью красивого мелодичного голоса. Такой же была и Ариэль, маленькая морская госпожа. В русском языке произошло сокращение и адаптация названия произведения.

Если углубиться в мифологию, то станет понятно, что главную героиню нельзя считать русалкой. Она была дочерью морского царя, то есть родилась и выросла под водой. А согласно славянским легендам, русалками становились девушки-утопленницы. После превращения они были недружелюбными, мстительными, заманивали и убивали мужчин. Морские девы или сирены происходят от богов, но у них нет души.

В Западной Европе есть легенда о дочери морского царя, которая решила обрести бессмертие. Для этого она каждый день приходила к монаху в храм и молилась вместе с ним. Русалочка в сказке хотела получить душу с помощью любви к земному мужчине. Только через поцелуй влюбленного она могла захватить частичку его бессмертия.

Автор сделал своего персонажа особенным, отличающимся от остальных. Сестры Ариэль во время кораблекрушений пели морякам о том, как хорошо им живется на дне, уговаривали спуститься вместе с ними. Ариэль же спасла принца вместо того, чтобы убить его.

А позже ей пришлось пожертвовать собой ради его счастья. За это и другие страдания Русалочку наградили бессмертной душой.

Отзывы читателей

Сказки Андерсена некоторые критики называют жестокими, полными негативного и даже пугающего смысла. Но автор описывал действительность, ведь в реальной жизни редко встречается справедливость. А жертвы во имя любви совершают многие. И не важны возраст, пол, принадлежность к определенным классам или расе — каждый человек испытывает чувства к другим, и ради этих эмоций и счастья близких люди готовы на многое.

Можно также ознакомиться с отзывами тех, кто уже прочитал сказку.

Я выросла на сказках Андерсена, теперь читаю их дочке. Самая любимая у нас обеих это «Русалочка». Смелости и отваге Ариэль можно позавидовать, ведь не каждая девушка решится на такие жертвы ради любимого парня.

А я до сих пор сказки читаю и верю в такую искреннюю и чистую любовь. В мире также много тех, кто может пожертвовать собой ради счастья любимого.

Я считаю, что сегодня слишком мало осталось таких добрых людей, как Ариэль. Большинство проявляет только ревность и эгоизм. А юная Русалочка смогла оставить принца жить вместе с его женой, отказалась от своей любви ради его счастья.

Еще тесты

Читайте также

«Недоросль» — краткое содержание ? комедии Д. И. Фонвизина»Ася» — краткое содержание ? повести И. Тургенева»Робинзон Крузо» — краткое содержание романа Д. Дефо»Фауст» — краткое содержание ? трагедии И. Гете

Используемые источники:

  • https://obrazovaka.ru/chitatelskiy-dnevnik/rusalochka.html
  • http://santyaguarundito.blogspot.com/2018/02/blog-post.html
  • http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/andersen/rusalochka
  • https://frigato.ru/chitatelskiy-dnevnik/2-klass/1596-rusalochka.html
  • https://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/rusalochka.html

Конспект
урока литературного чтения в 4 классе

на
тему: «Такой хрупкий и такой прочный мир чувств. Г.-Х. Андерсен «Русалочка»

Цели деятельности учителя: научить
 анализировать поступки героев; формировать умение свободно ориентироваться в прочитанном
тексте и пользоваться чтением для подтверждения своих суждений.

Планируемые результаты:

Предметные:
научатся анализировать поступки героев, читать про себя в процессе выборочного
чтения, выявлять авторское отношение к герою.

УУД:

Регулятивные:
осуществлять самоконтроль и контроль над ходом выполнения работы.

Познавательные:
работают с текстом; ищут информацию; представляют найденную информацию.

Коммуникативные:
высказывают собственную точку зрения.

Личностные:
осознают значение литературного чтения в формировании собственной культуры и
мировосприятия.

Подготовительная работа: каждому
ребёнку прочитать сказку «Русалочка», уметь воспроизводить
краткое содержание сказки, познакомиться с биографией Г.Х Андерсена в
«Сведениях о писателях» с.112-113 (2 ч. учебника «Русский язык»);
сформулировать особенности авторской сказки.

Система оценивания на уроке: пятибалльная,
за пункты 4.1 и 4.3.

Материально-техническое обеспечение:
компьютер, экран, проектор, фото памятника русалочке в Копенгагене, музыкальная
заставка «В гостях у сказки» и музыка из художественного фильма «Русалочка»; портрет
Г.Х. Андерсена; выставка книг Андерсена, в т.ч. книга «Русалочка»; учебник Н.А.
Чураковой «Литературное чтение» для 4 класса, часть 1; учебник М.Л. Каленчук
«Русский язык» для 4 класса, часть 2; название темы урока; лист 1, 2, 3; карточки
для задания 4.1; картинки-раскраски с изображением русалочки, цветные
карандаши.

                                                Ход
урока

1.Организационный момент

(Звучит
заставка «В гостях у сказки»)

Слышите? Книга
чудесная раскрывается,

Сказка волшебная
вновь начинается.

2. Актуализация опорных знаний

— Я предлагаю начать наш урок с вопроса. О
ком идёт речь?

Родился в Дании, в 1805 году, в маленьком
городке Оденсе, в бедной семье. Был очень впечатлительным, артистичным и
музыкальным мальчиком. Рано научился читать, а побывав однажды в театре, начал
сочинять пьесы и стихи. (Г.Х. Андерсен)

— Вот этот человек (учитель обращается
к портрету Андерсена).

— Что ещё вы узнали об этом писателе,
прочитав статью дома? (отвечают)

— Всего Андерсен написал 170 сказок. Некоторые
из них представлены на нашей выставке в сборнике и отдельными книгами (учитель
обращает внимание на выставку книг, называя сказки).

— Что объединяет Андерсена и этот
памятник? (Фото)

image001

— Верно! Одной из сказок Андерсена,
прославившей его на весь мир, является «Русалочка». А памятник этот поставлен в
честь русалочки из этой сказки в городе Копенгаген в Дании, где когда-то жил
сказочник. Т.е. сначала была написана сказка, а почти через 100 лет появилась
русалочка, сидящая на камне и ожидающая своего принца.

На предыдущем уроке мы прочитали сказку
«Русалочка». Так как она не народная, а авторская, то в ней встречаются
особенности авторской сказки. Вспомните, какие мы обнаружили. (Лист 1)

В
описании предметов и событий много подробностей и деталей.

Большое
внимание уделяется миру чувств.

Любовь
важнее волшебства.

3. Постановка темы и целей урока

— Сегодня на уроке мы углубимся в мир
чувств героев авторской сказки «Русалочка». Увидим, что с одной стороны, он достаточно
прочный, а с другой стороны, очень хрупкий (появляется тема на доске).

4. Работа по теме урока

— Что особенно тронуло вас при чтении
сказки «Русалочка»? (Высказывания детей)

— Какой момент стал самым напряжённым? (Высказывания
детей)

4.1 Восстановление последовательности
событий в сказке
(работа в парах —
правильно пронумеровать пункты)

Верный
вариант (Лист 2)

1.     Жизнь
русалочки до её пятнадцатилетия. 

2.     Необыкновенная
встреча русалочки с принцем. 

3.     «Чудный
голос» за «две маленькие беленькие ножки». 

4.     Русалочка
покинула отцовский дом навсегда.

5.     Русалочка
во дворце принца.

6.     Смерть
Русалочки.

4.2 Упражнение «Верно ли, что …» с
комментариями
(учитель читает
высказывание, а ученики при ответе «Верно»- встают, при ответе «Неверно»
присаживаются)

1. Кто живёт далеко в море на дне? Верно
ли, что подводный народ? (Да)

2. Как выглядит морское дно? Верно ли ,
что там один голый белый песок? (Нет)

3. Какое сооружение стоит в самом глубоком
месте? Верно ли, что дворец морского царя? (Да)

4. Кто управлял хозяйством морского царя?
Верно ли, что его старуха-мать? (Да)

5. Сколько дочерей было у морского царя?
Верно ли, что 8? (Нет)

6. Сколько лет должно было исполниться
русалочке, чтобы ей разрешили всплывать на поверхность? Верно ли, что 15? (Да)

7. Из каких цветов был сделан венок
именинницы? Верно ли, что из красных гвоздик? (Нет)

8. Что увидела русалочка, когда поднялась
на поверхность в первый раз? Верно ли, что трёхмачтовый корабль? (Да)

9. Какой праздник был на корабле? Верно
ли, что день рождения принцессы? (Нет)

10. Что случилось с кораблём принца? Верно
ли, что причалил к берегу? (Нет)

11. Что русалочка умела делать лучше всех?
Верно ли, что петь? (Да)

12. Что морская ведьма потребовала в
уплату за свой напиток? Верно ли, что смех? (Нет)

13. Кем стала русалочка во дворце у
принца? Верно ли, что первой красавицей? (Да)

 14. Как называл принц русалочку? Верно
ли, что мой немой найдёныш с говорящими глазами? (Да)

15. Что сделали сёстры русалочки, чтобы
спасти её? Верно ли, что отдали свои голоса? (Нет)

16. Что сделала русалочка? Верно ли, что
убила принца? (Нет)

17. Что произошло с русалочкой? Верно ли,
что она превратилась в пену? (Да)

4.3 Чтение с целью нахождения
подходящего отрывка к рисунку

— На с.76 и 77 в учебнике есть две
иллюстрации к сказке. Вам необходимо найти и отметить в тексте сказки отрывки,
к которым нарисованы данные иллюстрации.

(После
самостоятельного поиска – выразительное чтение соответствующих отрывков)

4.4 Беседа о чувствах главной героини
сказки
(вопросы задаются поочерёдно каждому
ряду)

1) Почему русалочка решила проститься со
своей подводной жизнью и стать человеком?

2) Какой ценой добилась русалочка своей
цели?

3) Почему русалочка отправилась к ведьме?

4) Что чувствовала русалочка, когда была в
жилище ведьмы?

5) Что испытывала русалочка, когда
покидала родной дом?

6) Любил ли принц русалочку?

7) Мог ли на ней жениться?

8) На какую жертву пошли сёстры русалочки,
чтобы избавить её от гибели?

9) Почему русалочка не использовала шанс
спастись?

10) Кто виноват в смерти русалочки?

11) Так какое же чувство объясняет все
поступки русалочки?

5. Итог урока

— Какова главная мысль этой сказки? (Любовь
сильнее смерти. Во имя любви можно пожертвовать многим, даже жизнью – Лист 3)

— Если бы у вас была такая возможность,
какой вопрос вы бы задали Андерсену? (Высказывания детей)

— А я бы спросила вот что: почему Вы так
печально закончили свою сказку, ведь обычно все сказки заканчиваются хорошо? Может,
кто-то из вас может дать ответ? (Возможные варианты ответов: 1) Андерсен
хотел, чтобы мы, читая о смерти Русалочки, учились состраданию; 2) смертью
своей любимой героини автор хотел показать силу настоящей любви, бескорыстной и
самоотверженной; 3) автор не верил, что в реальной земной жизни можно найти
любовь и взаимопонимание. Они есть лишь в «заоблачном мире» (учитель может
напомнить детям, что некрасивый Андерсен был несчастен в своей личной жизни).

— За что именно этой сказочной героине
поставлен памятник? (Возможные ответы: за мужество, волю, преданность и
настоящую любовь)

— Убедились ли вы сегодня, что в авторской
сказке большое внимание уделяется миру чувств? (Да)

— А почему говорят, что мир чувств, с
одной стороны, достаточно прочный, а с другой стороны, очень хрупкий
? (Мир чувств называется хрупким,
поскольку человек или любое живое существо очень ранимы, человека очень легко
обидеть. Мир чувств называется прочным,
поскольку сильные настоящие чувства ничего не боятся, ни
разлуки, ни даже смерти).

6. Рефлексия

— Сейчас прозвучит музыка из художественного
фильма «Русалочка». Под эту красивую мелодию, я предлагаю вам изобразить в
цвете главную героиню сказки Андерсена «Русалочка».

(Прикрепляют
на магнитную доску)

7. Домашнее задание

— Придумайте свой вариант окончания сказки
«Русалочка» или нарисуйте иллюстрацию к наиболее понравившемуся эпизоду сказки.

Сценарий квест-игры «Любимые сказки Г-Х Андерсена» (к 215-летию Г-Х Андерсена)

Назначение работы: Данная квест-игра позволит в веселой, игровой форме закрепить знания детей о сказках Г-Х Андерсена.

Педагогические ориентиры:

1. Воспитание у дошкольников интереса к книге;

2. Закрепление знаний детей о сказочнике Гансе-Христиане Андерсене,

автора всемирно известных сказок для детей и взрослых: «Гадкий утёнок», «Новое платье короля», «Стойкий оловянный солдатик», «Принцесса на горошине», «Снежная королева» и многих других.

Предварительная работа:

— чтение сказок Г-Х Андерсена:

«Гадкий утёнок»

«Дюймовочка»

«Снежная королева»

«Принцесса на горошине»

«Огниво»

«Дикие лебеди»

«Стойкий оловянный солдатик»

«Русалочка»

— рассматривание иллюстраций книг, просматривание мультфильмов, диафильмов, презентаций по сказкам;

— выставка детских рисунков по прочитанным произведениям в группе.

Оборудование: компьютер, экран, мультимедиапроектор, презентация, посылка с разрезной на осколки картинки с иллюстрацией к сказкам Андерсена и маршрутным листом, фасоль и платки для конкурса, музыка для сопровождения, тазик с водой, два сачка, 6 яиц киндер с записками внутри, книжка с раскрасками, сундучок с вещами, цветок с шестью лепестками и загадками на них.

Цель: Закрепить и обобщить знания детей о сказках Г-Х Андерсена.

Задачи:

Развивать интерес к творчеству Андерсена; навыки коммуникативного общения.

Воспитывать у учащихся чувство коллективизма, сплоченности, умения работать в команде.

Ход квест-игры:

Учитель-логопед: Ребята, 2 апреля был день рождения великого Датского сказочника Ганса- Христиана Андерсена (Показ презентации с 2 по 10 слайд).

Ребята, сегодня утром в наш детский сад принесли посылку и письмо для вас. Посмотрим, кто это всё нам прислал. Правильно, посылку и письмо мы получили от великого сказочника Ганса Христиана Андерсена. Давайте прочитаем? (создать интригу): «Здравствуйте, мои дорогие читатели. Я – Г-Х Андерсен хотел послать вам посылку со своими сказками. Да вот беда, Снежная королева подула, и сказки рассыпались на мелкие осколки. Сейчас они разлетелись по всему залу вашего детского сада. Нужно срочно найти и собрать осколки, чтобы мои сказочные истории остались целыми и невредимыми. Помогите, пожалуйста!» Дети, что же делать? Давайте поможем? Предлагаю отправиться в путь и в помощь взять своих родителей. Вы получите маршрутный лист, по которому надо будет двигаться. Вас ждут серьёзные испытания, задания сложные, но если вы знакомы со сказками Андерсена, бояться нечего. Награда за выполненное задание — осколок разбившихся сказок. Нужно собрать все осколки и тогда мы увидим, какие же сказки прислал нам Андерсен(даётся маршрутный лист). Все готовы? Тогда в путь! Вы будете идти по маршрутному листу, находя на нём по очереди остановки, где вы будете выполнять различные задания. Всем удачи!

Дети и родители двигаются по маршрутному листу к первой остановке.

1 остановка «Оловянный солдатик» (показ на экране героя сказки)

— Здравствуйте, ребята вы меня узнали? Да, правильно я стойкий оловянный солдатик и я хочу узнать есть ли среди ваших мальчиков настоящие стойкие солдатики. Конкурс для мальчиков – проверить знают ли праволево, помнят ли какой ноги не было у солдатика? (неизвестно, нигде не сказано), предложить встать на одну ногу и выполнить задание — поскакать на одной ноге – 5 раз.

Конкурс для всех «Сказка начинается…А как она называется?» по 4 персонажам нужно угадать сказку (ответы должны быть полными и обоснованными)

— Дети, вы молодцы и получаете первый осколок.

2 остановка «Принцесса на горошине» (показ на экране героя сказки)

— Здравствуйте, я принцесса, а среди девочек есть принцессы? Давайте посмотрим.

Конкурс для девочек — учимся делать реверанс, двигаемся под минует.

Конкурс для мам – а сейчас узнаём настоящую принцессу среди ваших мам – нужно посчитать попой, сколько на стуле под платком фасолин.

— Вы настоящие принцессы, за это получите второй осколок от сказок.

3 остановка «Русалочка» (показ на экране героя сказки)

— Здравствуйте, ребята. К моему берегу прибило очень много мусора, помогите мне его выловить.

Выбираются две пары (ребёнок и родитель) и с помощью сачков достают яйца из под киндера из тазика с водой.

-Обычно в море бросают бутылку с запиской о помощи. Давайте посмотрим, вдруг в этих яйцах тоже крик о помощи. Поможете мне узнать тех, кому нужна помощь?:

• «Спасите! Меня хотят выдать замуж. Сначала жаба за её противного сына, а теперь выдают замуж за крота!» (Дюймовочка)

• «Помогите, я хочу жениться только на настоящей принцессе!» (Принцесса на горошине)

• «Помогите! Мне срочно нужен Новый наряд. В королевстве я должен быть САМЫМ модным»(Новый наряд короля)

• «Помогите найти мальчика. В последнее время у него сильно испортился характер, стал грубить и над всеми смеяться. Но он по-прежнему нам с бабушкой дорог. Ушёл кататься на санках и не вернулся» (Снежная королева)

• «Хочу спасти братьев. Срочно нужна крапива! Помогите!» (Элиза. Дикие лебеди)

• «Выбился из сил. Примерзаю ко льду. Помогите!» (Гадкий утёнок)

— Умницы, вы всем помогли, получите третий осколок.

4 остановка «Маленькая разбойница» (показ на экране героя сказки)

-Здравствуйте, я вас не обижу, если мне поможете. Забыла, кого сегодня ограбила, помогите разобраться.

Дети и родители по вещи должны догадаться кому она принадлежит.

• Оловянная ложка (Стойкий оловянный солдатик)

• Снежок (Снежная королева)

• Скорлупа грецкого ореха (Дюймовочка)

• Яйцо (Гадкий утёнок)

• Нитки и иголки (Новый наряд короля)

• Ракушка (Русалочка)

• Горох (Принцесса на горошине)

— Вы правильно отгадали все вещи, поэтому я вручаю вам четвёртый осколок сказок.

5 остановка «Дюймовочка» (показ на экране героя сказки)

— Здравствуйте, дети. Я приготовила вам красивый и необычный цветок, на его лепестках написаны загадки, попробуйте их отгадать:

1. Эта девочка маленькая и хрупкая.

Уместиться смогла в скорлупке.

От того она хороша,

Что живет в ней большая душа.

Пусть и меньше она напёрсточка,

Всем нам очень мила (Дюймовочка)

2. Героиня этой сказки всем нравится.

Полюбила она принца красавца.

И в любви безответной тоскуя,

Превратилась в пену морскую.

Всем известна эта сказочка.

А название её (Русалочка)

3. Злая ведьма зло свершила

В птиц всех братьев превратила.

И сестрицу, как могла,

Очернила, прогнала

А сестрёнка в горе тяжком,

Ох, намаялась бедняжка.

Обратить смогла в людей,

Братьев диких (лебедей)

4.Перед нами птичий двор.               
Мы заглянем за забор.               
Гуси тут, а тут хохлатки,               
И у всех свои порядки.               
Средь обиды, зла живёт               
Неуклюженький урод.               
Но обидчики не знают,               
Что красавца обижают.               
(Гадкий утёнок)
               
5.В сказке этой испытание,               
Доказать принцессы звание.               
И по этой самой причине               
Уложили спать на перины.               
Принцессы сон был очень плох,               
А в этом ей помог горох.               
(Принцесса на горошине)
               
6.В этой сказке интересной               
Есть красивая принцесса.               
А ещё солдат есть бравый,               
Что влюблён в принцессу – паву.               
В сказке доброй, всем на диво               
Есть волшебное (Огниво)

— Вы прекрасно знаете сказки Андерсена, молодцы – получите следующий осколок.

6 остановка «Гадкий утёнок» (показ на экране героя сказки)

— Ребята, все помните сказку о «Гадком утёнке»? Сколько же ему пришлось всего испытать…Сначала на птичьем дворе его не приняли, потом у бабушки в избушке Кот и Курица не приняли его в «высший свет», потому что он не умел нести яйца и выгибать спинку. Все смеялись над ним, называли «гадким», а потом этот утёнок превратился…в прекрасного лебедя. Да в такого, что любой из этого «высшего света» был бы рад знакомству с ним….А кто живёт на птичьем дворе? Вы уверены, что знаете?

Давайте проверим. Я загадаю загадки, а вы дружно, хором отвечайте.

Загадки обманки про животных

Я лаю и кусаю,

Я дом ваш охраняю,

Всегда смотрю во все глаза,

А как зовут меня?.

Ответ КОЗА (СОБАКА)

Ржёт на поле поутру

Длинногривый.

Ответ КЕНГУРУ (КОНЬ)

Простой вопрос для малышей:

Кого боится кот?.

Ответ МЫШЕЙ (СОБАК)

Слышала вся улица

Как мычала.

Ответ КУРИЦА (КОРОВА)

На шкаф запрыгнула она,

потом на штору — бяка!

И, там, качаясь дотемна,

Мяукала.

Ответ СОБАКА (КОШКА)

Дочерей и сыновей

Учит хрюкать.

Ответ СОЛОВЕЙ (КАБАН)

Кукарекает спросонок

Милый, добрый.

Ответ ПОРОСЕНОК (ПЕТУШОК)

Шею вытянула птица —

Ну шипеть, щипаться, злиться!

В речку кинулась с разгона —

“Га-га-га!” — кричит.

Ответ ВОРОНА (ГУСЬ)

Все преграды одолев,

Бьёт копытом верный (не лев, а КОНЬ)

Траву и солому

Жует постоянно,

А после

Дает молоко (не обезьяна, а КОРОВА)

Если заржала,

Если лягнула,

Значит везти вас

Не хочет (не корова, а ЛОШАДЬ)

— Умницы, вы почти не запутались, получите последний осколок.

Дети и родители собирают из осколков картинку с изображением сказок Г-Х Андерсена, называют их.

Итог:

Учитель-логопед: Вот и окончена наша квест-игра. Спасибо всем, читайте сказки, любите сказки и пусть ваша жизнь тоже будет похожа на сказку. Я вручаю вам книжку, в которой находятся раскраски по сказкам Андерсена, чтобы вы дома ещё раз вспомнили эти замечательные и добрые сказки. До новых встреч на новых играх и викторинах!

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/439806-scenarij-kvest-igry-ljubimye-skazki-g-h-ander

Тема: Г.К. Андерсена «Дюймовочка»

Подготовительная и старшая группа.

Задачи:

— Уточнить знания детей о творчестве датского сказочника Г. Х. Андерсена, познакомить детей с интересными фактами и событиями из жизни автора;

— развивать у детей умение осмысливать образное содержание сказки, оценивать характеры персонажей, опираться на собственный опыт и ощущения;

— воспитывать у детей умение слушать других не перебивая.

Методы и приемы: речевые игры, рассматривание иллюстраций, прослушивание отрывка из мультфильма, создание общего альбом, рефлексия.

Ход занятия

Воспитатель: Сегодня я хочу рассказать про сказочника из далекой страны Дании, (Показываю портрет автора) вы знаете кто это?

Ответы детей

Воспитатель: Ганс Христиан Андерсен Г. Х. Андерсен родился в бедной семье. Его отец был башмачником, (показываю картинку) Как вы думаете, чем занимается башмачник?

Дети: Делает обувь.

Воспитатель: Верно, в современном мире эта профессия называется сапожник, обувщик, мастер, занимающийся ремонтом и изготовлением обуви, а мать – прачкой (показываю картинку), а чем занимается прачка?

Дети: Работает в прачечной.

Воспитатель: Правильно, профессия прачка осталась и в современном мире только труд у них изменился, раньше прачки стирали вручную, а теперь у них есть помощники. Какие помощники появились в современном мире?

Дети: Стиральные машинки.

Воспитатель: Да, в современном мире у людей появились помощники стиральные машины. Гансу с детства пришлось работать у ткача, у портного (показываю портрет Андерсена в детстве). В детстве он любил помечтать наедине с собой. Шумные детские компании ему были не нужны. Любая веточка, палочка или камешек оживали в его воображении и рассказывали свои удивительные истории. Из этих историй впоследствии и рождались его сказки. Всего за свою жизнь Ганс Христиан Андерсен написал более 150 сказок. Как вы думаете это много?

Ответы детей

Воспитатель: Ганс хотел стать актером, он был принят в Королевский театр, но играл не главные роли. И уже в это время Андерсен стал писать свои сказки и стал великим сказочником.

Ребята! А давайте вспомним, какие сказки Г. Х. Андерсена вы знаете. Я сейчас вам буду показывать картинки, а вы назовете сказки, к которым они относятся (показывает картинки)

Дети: «Русалочка», «Снежная королева», «Стойкий оловянный солдатик», «Гадкий утёнок», «Принцесса на горошине».

Воспитатель: Молодцы, вы хорошо знаете сказки Г. Х. Андерсена. А сейчас ребята мы с вами вспомним еще одну сказку Г. Х. Андерсена. Я прочитаю вам отрывок из сказки, а вы мне скажете из какой сказки эти слова.

«Что-то щелкнуло, и цветок распустился. Это был точь-в-точь тюльпан, но в самой чашечке на зеленом стульчике сидела крошечная девочка. Она была такая нежная, маленькая всего с дюйм ростом, ее и прозвали …?»

Дети: «Дюймовочкой»

Показываю детям цветок в котором сиди куколка Дюймовочка.

Сказка «Дюймовочка» в 2020 году отметила юбилей, «Дюймовочке» исполнилось 185 лет.

Содержание:

Воспитатель: Ребята, а вы знаете почему девочку назвали Дюймовочка?

Дети: Она была ростом с дюйм

Воспитатель: Правильно, дюйм -это измерение, которое используют в Дании. Оно равно половине большого пальца. Посмотрите на свой пальчик и представите какая крохотная она была.

Игра «Вспомни героя сказки»

Воспитатель: Сейчас проверим, как хорошо вы помните героев сказки, вы будете доставать из мешочка разные вещи и отгадывать кому они принадлежали.

Дети достают разные вещи из мешочка и отвечают кому они принадлежали в сказке (Маленькая золотая корона, Красивая бархатная шуба или очки, или счёты, Скорлупа грецкого ореха, Перышко, Зернышко, Лист кувшинки, Поясок)

Воспитатель: Молодцы, справились с этим заданием. Готовы к следующему?

Дети: Да!

Игра «Кто говорил такие слова?»

Воспитатель: Слушайте следующее задавание. Я буду включать фразы героев сказки, а вы должны мне ответить кто говорил такие слова в сказке.

Воспитатель: «У неё только две ножки! У неё даже нет щупалец! Какая она слабенькая и тоненькая»

Дети: Майские жуки

Воспитатель: «Ах ты, бедняжка! Ну, иди сюда, погрейся да поешь со мною» Дети: Мышь

Воспитатель: «Как хороша! Славная невеста будет моему сыну!»

Дети: Жаба

Воспитатель: «Спасибо тебе, милая крошка! Я так хорошо согрелась! Скоро я совсем поправлюсь и опять вылечу на солнышко.»

Дети: Ласточка

Воспитатель: «Милая Дюймовочка, согласна ли ты быть моей женой, королевой цветов?»

Дети: Король эльфов

Воспитатель: Верно, а что ответила ему Дюймовочка?

Дети: Согласилась.

Воспитатель: Что подарили эльфы Дюймовочке?

Дети: Крылья.

Одеваю крылышки на куколку Дюймовочку.

Воспитатель: А в завершении нашего занятия я хочу вам предложить создать альбом с иллюстрациями к сказке Дюймовочка. Хотите?

Дети: Да.

Создание альбома

Воспитатель: У вас на столах картинки из сказки, ваша задача вспомнить и создать сюжет из сказки, после того как вы все выполните это задание мы соберем все ваши иллюстрации и создадим альбом, который вы унесете к себе в группу на память.

Воспитатель: Теперь, когда вы закончили составлять свой сюжет из сказки, по одному человеку выйдете ко мне и расскажите, что у вас получилось и мы с вами вместе соберем альбом. (Выходят дети, рассказывают, что у них получилось, собираем альбом)

Воспитатель: Наше занятие подошло к концу, альбом, который у нас получился я передаю ваше воспитателю.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/444812-razvitie-rechi-po-skazke-gh-andersena-djujmov

  • Особенности авторской волшебной сказки
  • Особенности авторского повествования в рассказе гранатовый браслет
  • Особенно как пишется и почему
  • Особенно как пишется запятая
  • Основы права 9 класс сочинение