13. Особенности культуры арабских стран. Религия. Ислам. Быт и нравы мусульман. Шариат
География современного арабского мира удивительно разнообразна. Арабская средневековая культура сложилась и в тех странах, которые подверглись араби-зации (восприняли ислам), где классический арабский язык господствовал долгое время как государственный язык.
Наибольший расцвет арабской культуры пришелся
на VIII–XI вв.:
1) успешно развивалась поэзия;
2) были составлены знаменитые сказки «Тысяча и одна ночь»;
3) переводилось множество произведений античных авторов.
Основой религиозной жизни жителей Востока был ислам. Ислам (араб. «покорность») – самая молодая из трех мировых религий. В современном мире ислам – вторая по числу последователей мировая религия. Это – монотеистическая религия, и почти во всех странах с преобладающим мусульманским населением ислам является государственной религией. Ислам возник в Аравии в VII в., его основателем стал Мухаммед. Эта религия складывалась под влиянием христианства и иудаизма. Идеальная форма исламской государственности – эгалитарная светская теократия. Все верующие, независимо от своего социального статуса, были равны перед божественным законом; имам или мулла – главный на общей молитве, которую может возглавить любой знающий Коран мусульманин. Законодательной властью обладает только Коран, а исполнительная власть – религиозная и светская – принадлежит Богу и осуществляется через халифа. Основные направления ислама:
1) суннизм;
2) шиизм;
3) ваххабизм.
Основной источник мусульманского вероучения – Коран (араб. «чтение вслух»). Второй источник мусульманского вероучения – Сунна – примеры из жизни Мухаммеда как образец решения религиозных социально-политических проблем.
В Коране, помимо проповедей, молитв, заклинаний, назидательных рассказов и притчей, содержатся обрядовые и юридические установления, регулирующие различные стороны жизни мусульманского общества. В соответствии с этими предписаниями и строятся семейные, правовые, имущественные отношения мусульман. Важнейшей частью ислама является шариат – свод норм морали, права, культурных и прочих установок, регламентирующих всю общественную и личную жизнь мусульманина.
Традиционные нормы поведения восточного общества сочетались с традиционным мышлением и мифологией, важную часть которых представляли ангелы и демоны, или джинны. Мусульмане очень боялись сглаза, верили в бессмертие души и загробную жизнь. Большое значение на Арабском Востоке придавалось снам. Широко распространены были и различные гадания.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читайте также
Особенности английской культуры: определение
Особенности английской культуры: определение
В начале книги я поставила перед собой задачу выявить «характерные черты английской самобытности», пристально наблюдая за поведением англичан, определяя скрытые правила, регулирующие поведенческие модели, и затем
11.1. Особенности художественной культуры
11.1. Особенности художественной культуры
Обычно понятие «художественная культура» отождествляется с искусством. И это не случайно: искусство – центральный и системообразующий элемент художественной культуры. Искусство обладает огромной культурогенной способностью,
14.2. Особенности формирования политической культуры
14.2. Особенности формирования политической культуры
Как же формируется политическая культура? Каким образом происходит смена одной политической культуры другой? Динамика формирования этого феномена определяется характером его элементов.Политическая культура
3. Особенности китайской культуры Образование и наука. Религия. Литература. Китайская беллетристика 1920–1930 гг
3. Особенности китайской культуры
Образование и наука. Религия. Литература. Китайская беллетристика 1920–1930 гг
Китайская цивилизация – одна из самых древних в мире. Как считают сами китайцы, история их страны начинается с конца III тысячелетия до н. э. Китайская культура
5 Особенности индийской культуры. Литература. Наука. Религия. Музыка. Танец. Театр. Кино
5 Особенности индийской культуры. Литература. Наука. Религия. Музыка. Танец. Театр. Кино
Индия является одной из древнейших стран мира, заложивших основы глобальной цивилизации человечества.Индийская литература насчитывает примерно 40 веков существования. Она настолько
8. Особенности античной культуры. Религия. Театр. Музыка
8. Особенности античной культуры. Религия. Театр. Музыка
Античная культура в истории человечества – это уникальное явление, образец для подражания и эталон творческого совершенства. Греческая культура сформировалась на основе эгейской и крито-микенской культур и стала
11. Особенности японской культуры. Литература. Религия
11. Особенности японской культуры. Литература. Религия
Периодизация японской истории и искусства очень сложна для восприятия. Периоды (особенно начиная с VIII в.) выделялись по династиям военных правителей (сегунов).Традиционное искусство Японии очень самобытно, его
14. Наука, литература, изобразительное искусство, каллиграфия и архитектура арабских стран
14. Наука, литература, изобразительное искусство, каллиграфия и архитектура арабских стран
Еще с VII в. как прикладные науки к религиозным дисциплинам развиваются:1) грамматика;2) математика;3) астрономия.Значителен был вклад арабов в математическую науку. Абу-л-Вафа вывел
55. Особенности современной культуры
55. Особенности современной культуры
С середины XX в. появляется новая форма культуры – массовая культура, предназначенная для большой аудитории. Она постоянно изменяется, для того чтобы удовлетворить запросы большинства людей, т. е. массовая культура напрямую зависит
1. Особенности современной культуры
1. Особенности современной культуры
Облик современной культуры заметно отличается от остальных эпох ее развития. Часть населения мира остается приверженцами традиционных культур, существуют племена, где культурное развитие находится на первобытной стадии, но все же
2.2. Особенности первобытной культуры
2.2. Особенности первобытной культуры
Говоря о первобытной культуре, мы имеем в виду развитие как материальной, так и духовной культуры. Одомашнивание животных и создание сельскохозяйственных культур, овладение огнем, изобретение орудий труда – все это проявления
5.5. Достижения исламской культуры. Ислам и современность
5.5. Достижения исламской культуры. Ислам и современность
В историю мировой культуры значительный вклад внесла культура мусульманских стран, объединенных историко-культурными и художественными традициями, образом жизни, связанным с религией – исламом. Мусульманские
Особенности суфийской культуры
Особенности суфийской культуры
Характерно, что суфийское движение во многих своих ответвлениях не ставит целью сделать весь мир состоящим из суфиев. Оно существует для того, чтобы объединить людей, которые хотят обучаться тому, как созерцать Бога и как служить Ему, как
Содержание
- 1 Урок по литературному чтению «Синдбад-Мореход. «Синдбад» — значение имени, происхождение имени, именины, знак зодиака, камни-талисманы Полет на птице Рухх – реальность
- 1.1 Урок по литературному чтению «Синдбад-Мореход. «Синдбад» — значение имени, происхождение имени, именины, знак зодиака, камни-талисманы Полет на птице Рухх – реальность
- 1.2 Урок «Тематика и проблематика сказки «О Синдбаде-мореходе» из книги «Тысяча и одна ночь»»
- 1.3 Конспект урока по литературному чтению на тему «Синдбад- мореход» (3 класс)
- 1.3.1 Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- 1.3.2 Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС
- 1.3.3 Методика организации образовательного процесса в начальном общем образовании
- 1.3.4 Оставьте свой комментарий
- 1.3.5 Подарочные сертификаты
- 1.4 Конспект урока литературного чтения «Симбад- мореход»
- 1.4.1 Содержимое разработки
- 1.5 Ход урока
- 1.5.1 1. Организационный момент
- 1.5.2 2. Вступительное слово учителя
- 1.5.3 3. Работа в группах, в парах.
- 1.5.4 4. Физкультминутка
- 1.5.5 5. Работа проектных групп. Иллюстрирование арабской сказки «Синдбад-мореход»
- 1.5.6 6. Рефлексия учебной деятельности. Обсуждение, подведение итогов
- 1.5.7 7. Домашнее задание
- 1.6 Приключения Синдбада включают 7 путешествий:
Урок по литературному чтению «Синдбад-Мореход. «Синдбад» — значение имени, происхождение имени, именины, знак зодиака, камни-талисманы Полет на птице Рухх – реальность
Кроссворд по сказке «Путешествие Синдбада–морехода»
5 класс
Проверить знания учащихся по тексту, умение устанавливать причинно-следственные связи.
Привлечь внимание учащихся к чтению художественной литературы.
- Прочитать сказки о Синдбаде-мореходе
- Нарисовать иллюстрацию к сказке.
- Отборочный тур помогает выбрать капитанов, которые в свою очередь набирают себе команду.
Среди великолепных памятников устного народного творчества «Сказки Шахразады» являются памятником самым монументальным. Эти сказки с изумительным совершенством выражают стремление трудового народа отдаться «чарованью сладких вымыслов», свободной игре словом, выражают буйную силу цветистой фантазии народов Востока — арабов, персов, индусов. Это словесное тканьё родилось в глубокой древности; разноцветные шёлковые нити его простёрлись по всей земле, покрыв её словесным ковром изумительной красоты.
«Тысяча и одна ночь»
сборник сказок на арабском языке, получивший мировую известность благодаря французскому переводу А. Галлана (неполному, выходил с 1704 по 1717 г.). Прообраз «Ночей», вероятно сделанный в X в., − перевод персидского сборника «Хезар-Эфсане», который, как свидетельствуют арабские писатели того времени, был очень популярен в столице восточного халифата, в Багдаде.
Некоторые исследователи насчитывают на протяжении литературной истории «1001 ночи», по крайней мере, пять различных редакций сборника сказок под таким названием. Одна из них пользовалась большим распространением в XIV – XVI вв.
«Тысяча и одна ночь» и приняла тот вид, в котором она дошла до нас.
Сказки Шахразады могут быть разбиты на три основные группы, которые условно можно назвать сказками героическими, авантюрными и плутовскими. Стиль героических сказок торжественный и мрачный; главными действующими лицами в них обычно являются цари и их вельможи.
Авантюрные сказки возникли, вероятно, в торговой и ремесленной среде. Цари и султаны выступают в них не как существа высшего порядка, а как самые обыкновенные люди. По содержанию большинство авантюрных сказок – это чаще всего любовные истории, героями которых являются богатые купцы, почти всегда обречённые быть пассивными исполнителями хитроумных планов своих возлюбленных.
Плутовские сказки рисуют жизнь городской бедноты. Героями их обычно являются ловкие мошенники и плуты. Эти сказки полны насмешек над представителями власти и духовными
лицами. Особняком стоят в сборнике сказочный цикл «Путешествия Синдбада».
Вопрос 1.Расскажите, как спас жизнь Синдбаду этот предмет
Вопрос 2. Чем хорош и полезен это предмет для Синдбада
Вопрос 3. Расскажите, как спасли жизнь Синдбаду эти предметы.
- Назовите родной город Синдбада.
- Город, откуда каждый раз Синдбад отправлялся в путешествие?
- Имя гигантской птицы, которая высиживала свои яйца на безлюдном острове?
- Какими драгоценными камнями была усыпана долина змей, куда принесла Синдбада птица Рухх?
- Как звали спасенного Синдбадом из пасти змеи человека?
- В каком городе оказался Синдбад после полета на человеке-птице?
- Какой предмет, сделанный Синдбадом, оказался бесценным товаром?
- Жил когда-то злой, жестокий царь.. Как его звали?
- Как звали дочь визиря, которая каждую ночь рассказывала Шахрияру сказки?
- Что вырастает один раз в год у мужчин острова, куда попал Синдбад?
- Обо что Синдбад сильно стукнулся головой в тесном и узком проходе, куда занес его плот?
- В пасти какого животного оказался человек, который просил помощи у Синдбада?
- Кто пропадает в городе, куда попал Синдбад, один раз в год?
- За что зацепился Синдбад после кораблекрушения?
- Имя лучшего друга Синдбада в далёкой неведомой земле, согласившегося взять его в полет?
- Дерево, из которого Синдбад сделал себе плот, ставший впоследствии бесценным товаром?
- Багдад
- Басра
- Рухх
- Алмазы
- Хасан
- Каир
- Плот
- Шахрияр
- Шахразада
- Крылья
- Камень
- Змея
- Мужчины
- Скала
- Медник
- Сандал.
Урок «Тематика и проблематика сказки «О Синдбаде-мореходе» из книги «Тысяча и одна ночь»»
Методическая разработка открытого урока по учебному предмету литература относится к разделу 8 «Из зарубежной литературы», в тематическом планировании на изучение арабской сказки «Синдбад-мореход» отводится 2 часа. В данном конспекте представлен второй урок изучения этого произведения.
Вид урока : комбинированный
Тип урока: обобщающий
Цель урока для учителя:
— создание условий для осознанного определения темы и главной мысли (проблемы) сказки – о хрупкости человеческой судьбы, о взаимоотношениях между людьми, о добре и зле, утверждении нравственных идеалов;
— развитие умений производить анализ прочитанного, что будет способствовать воспитанию сознательного отношения к литературе как художественной ценности.
Цель для учеников:
— проблему, которую поднимает сказка;
— формулировать собственную точку зрения в определении идеи произведения.
Оборудование: мультимедийная презентация, колонки, проектор, раздаточный материал
Учитель: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анжелика Петровна. Сегодня, как и на каждом уроке, мы будем рассуждать, анализировать, делать выводы, определим тему и проблему, а также поработаем. Я думаю, на уроке будет царить атмосфера поиска и сотрудничества.
Я не знаю ни одного человека, который бы не любил путешествовать. И мое последнее путешествие привело меня к вам, в ваш чудесный и интересный город Новочеркасск. Путешествия – это знакомства с новыми людьми, это новые впечатления, эмоции, новые знания.
(Слайд 2 – видеоролик)
Я никогда не бывала на Востоке, но всегда очень хотела совершить туда путешествие. А как можно путешествовать, не выходя из квартиры? Правильно, прочитав книгу. А какую книгу вы посоветуете мне прочесть, чтобы оказаться на Востоке? Давайте совершим это путешествие вместе, прямо сейчас. Но у любого путешествия должна быть цель, но прежде чем ее определить нужно сформулировать тему нашего путешествия-урока. А сейчас, представьте что, ваши руки тяжелеют, опускаются ниже и ниже и вот правая рука тянется под стул и обнаруживает там, или не обнаруживает, загадочный предмет. Достаньте его, пожалуйста. Вот эти «мини-свитки», будем их так называть, помогут нам сформулировать тему урока, тему нашего путешествия. Нужно с помощью магнитиков прикрепить на доску слова в нужной последовательности, чтобы получить тему. На выполнение задания у вас есть минута.
Давайте постараемся сформулировать цель урока, исходя из темы
( определить тему сказки, проблемы и т.д.).
Что же такое тема текста и его проблема? Постарайтесь дать определение этим понятиям.
Тема текста (от древнегреческого thema — «то, что дано, положено в основу») — это понятие, указывающее, какой стороне жизни автор уделяет внимание в своём произведении, то есть предмет изображения. Чтобы сформулировать тему, надо ответить на вопрос: «О чём это произведение?»
Проблема — это вопрос, на который автор пытается ответить в своём произведении, аспект, в котором рассматривается тема.
Идея (от греческого слова «idea» — то, что видно) — главная мысль литературного произведения, замысел автора, который определяет содержание произведения — иначе говоря, то, ради чего произведение написано.
Учитель: Сказки «Тысячи и одной ночи» называют памятником арабской народной культуры X-X III веков. В него внесли свой вклад арабы, индусы, иранцы, евреи, древние египтяне и другие народы и племена древнего и средневекового Востока. Виссарион Григорьевич Белинский говорил: «Никакие описания путешественников не дадут Вам такого верного, такого живого изображения нравов и условий общественной жизни мусульманского Востока, как “Тысяча и одна ночь”.
— А знаете ли вы, почему книга имеет такое название?
Слайд 8 — видеоролик
Сегодня мы будем говорить о первом путешествии Синдбада-морехода и тех трудностях, с которыми ему пришлось встретиться. Давайте прочитаем отрывок из сказки (чтение эпизода вслух).
— Почему Синдбад так беспечно распорядился отцовским наследством?
Синдбад не задумывался над тем, что богатство его отца нажито годами труда.
— Найдите строчки, в которых чувствуется раскаяние Синдбада.
Выразительное чтение фрагмента от слов «И, придя в себя, я испугался и растерялся…» до слов «…и собрал три тысячи дирхемов». Стр. 242.
— О чем задумался Синдбад, вспомная эти слова: «Есть три вещи лучше трёх других: день смерти лучше дня рождения, живой пёс лучше мёртвого льва, а могила лучше бедности»?
Синдбад задумался о цели своей жизни и решил отказаться от прежней беспечности.
Итак, главный герой отправился в путешествие по морю. Давайте просмотрим диафильм и вспомним, что же дальше приключилось с Синдбадом. Внимание на экран.
Примерно тысячу лет назад сказки «Тысячи и одной ночи» были в первый раз записаны со слов рассказчиков — меддахов. С тех пор их много раз переписывали, прибавляя новые сказки, старые переделывали. Поэтому некоторые моменты в разных источниках истолковываются по-разному.
Давайте прочитаем еще один отрывок из сказки (чтение второго эпизода вслух).
— Какие качества помогли главному герою выжить?
— Чему можно научиться, после прочтения этого эпизода?
4. Работа в группах.
А сейчас мы поработаем в группах. Ваша задача определить тему, проблему и идею этой сказки. Работа в группах, предполагает совместное обсуждение, обобщение и запись вашего ответа в бланк. После мы выслушаем, что получилось у каждой группы. На работу у вас есть 3 минуты. Первый ряд поворачивается ко второму, третий к четвертому. Образовалось 4 группы. Начинаем! (можно поставить секундомер, будильник).
Обратите внимание, что каждая группа выдвинула свою проблему. Это связано с тем, что в тексте может быть не одна, а несколько проблем.
Заполнение листов. Ответы.
5. Подведение итогов. Рефлексия.
− Что нового вы узнали на уроке?
— Появилось ли у вас желание прочитать о других путешествиях Синдбада?
– Какую цель вы поставили в начале урока?
− Вы достигли поставленной цели?
— Оцените свою активность на уроке по 5-бальной шкале, используя пальцы правой руки.
5 пальцев – работал максимально активно;
4 пальца – работал активно, но могу лучше;
3 пальца – работал, но не активно, могу намного лучше;
1-2 пальца – не доволен своей работой на уроке.
Оценка учеников учителем. Комментарий их самооценки.
Думаю, наше путешествие удалось! И я хочу преподнести вам эту вазу с финиками, в качестве награды за проделанную работу, все вы молодцы. А знаете ли вы, в какой сказке из книги «Тысяча и одна ночь» финики были не простыми, а волшебными? Надеюсь вы найдете ответ на этот вопрос. А может быть и в этой вазе вам попадется волшебный финик. Спасибо за работу ребята.
На чем спасся наш герой? (корыто)
Чем отталкивался герой вместо весел? (ногами)
За что хватался Синдбат во время спасения? (ветку)
Чего было много на острове? (плодов и пресной воды)
Какое животное он увидел на острове? (коня)
С чем выходили герои к жеребцу? (меч и щит)
В какую одежду был одет царь Синдбат?
Сколько времени пробыл Синбат у царя? (долгое)
Как отблагодарил Синдбат своих спасителей?
Что стало ясно царю о его госте после получения подарка? (правдив)
Как называют Багдад в сказке? (обитель мира)
Конспект урока по литературному чтению на тему «Синдбад- мореход» (3 класс)
30.01.2016 год
Тема: Внеклассное чтение «Синдбад — Мореход» (Арабская сказка)
Цель: познакомить обучающихся с арабской сказкой,
обучать выразительному чтению и анализу текста; умению делать выводы,
формировать навык полноценного чтения, привитие интереса к литературе,
воспитание культуру поведения.
Тип урока: объяснение нового материала
Оборудование: учебник 3 класс 2 часть.
Форма работы : коллективная, индивидуальная,
Методы : наглядный, словесный, поисковый.
1.Орг момент, п/н:
2.Проверка домашнего задания.
3.Сообщение темы и целей урока.
-Мы перешли к разделу «Чудеса вокруг нас» и сегодня познакомимся с арабской сказкой.
4.Работа по теме урока.
Вводная беседа.
-Любите ли вы сказки? Откуда пришли к нам сказки?(глубины веков)
-Какие сказки читали в этом году?
-На какие три вида делятся сказки? (волшебные, про животных, бытовые)
-Как понимаете выражение « сказка ложь, да в ней намек добрым молодцам урок »?
Словарная работа: тюрбан.
Работа с одаренными детьми: Кузнецова Эвелина.
Чтение учителем 1 части. Проверка восприятия
-Кем был Синдбад? Понравился ли вам главный герой сказки? Чем именно? Куда захотелось отправиться ему? Что произошло в пути?
*Физминутка
Чтение детьми. Вопросы:
— Почему его тянулов чужие страны? А вы хотели бы увидеть далекие страны? Что случилось с кораблем в неведомом море? Почему Синдбаду удалось спастись?
-Какие качества характера нужны путешественнику?
Чтение 2 части учителем . Проверка восприятия
-Где очутился Синдбад? Что пил, что ел он на острове?
Чтение детьми. Вопросы:
— Что задумал смастерить Синдбад? Прочитайте, как плыл он на плоту?
Чтение 3 части учителем . Проверка восприятия
-Что случилось с Синдбадом, когда плот остановился, кого увидел? Кто протянул руку Синдбаду?
-Почему он не понял старика? Какой товар хотел продать Синдбад?
Чтение детьми. Вопросы:
— Почему жители не хотели отпускать его? Что предложили они ему?
Чтение 4, 5 части учителем . Проверка восприятия
-Кем оказался Синдбад на острове? Что он узнал от мальчика? Что задумал он? Что случилось в полете? Что увидел он на берегу? Кому помог Синдбад?
Чтение детьми. Вопросы:
— Докажите, что Синдбад любил свою Родину и хотел вернуться домой. Что ему помешало?
-Какое произведение читали? Чему научило вас произведение?
6.Оценки. 7.Домашнее задание
Стр.85 – 92 пересказ по вариантам (1в -1,2,3 ч, 2 в – 4,5 ч )
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС
Курс профессиональной переподготовки
Методика организации образовательного процесса в начальном общем образовании
Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей
Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
- Все материалы
- Статьи
- Научные работы
- Видеоуроки
- Презентации
- Конспекты
- Тесты
- Рабочие программы
- Другие методич. материалы
- Дюсенбаева Гаухар КенжебаевнаНаписать 2447 10.04.2016
Номер материала: ДБ-020586
- Начальные классы
- 3 класс
- Конспекты
- 10.04.2016 25131
- 10.04.2016 1183
- 10.04.2016 449
- 10.04.2016 460
- 10.04.2016 1098
- 10.04.2016 394
- 10.04.2016 2507
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Названы пять призёров конкурса «Учитель года России – 2021»
Время чтения: 6 минут
В пяти регионах России протестируют новую систему оплаты труда педагогов
Время чтения: 2 минуты
Екатерина Костылева из Тюменской области стала учителем года России – 2021
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения опубликовало проект расписания сдачи ОГЭ и ЕГЭ в 2022 году
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения не планирует массово закрывать школы из-за коронавируса
Время чтения: 1 минута
На «Госуслугах» пройдет эксперимент по размещению документов об образовании
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект урока литературного чтения «Симбад- мореход»
Вданной разработке представлен первый урок из серии изучения арабской сказки «Симбад мореход». Учащиеся прочитают и проанализируют новое произведение, научатся выделять главное в содержании текста и озаглавливать его части.
Содержимое разработки
Литературное чтение
Тема: Синдбад – Мореход (арабская сказка)
Цель: ознакомление с содержанием и анализ нового произведения.
прочитать и проанализировать новое произведение «Синдбад-мореход» (арабская сказка); научить выделять главное в содержании текста и уметь озаглавливать его части; подвести обучающихся к осознанному определению главной мысли сказки – о хрупкости человеческой судьбы, о взаимоотношени- ях между людьми, о добре и зле, утверждении нравственных идеалов;
развивать познавательные, коммуникативные, регулятивные и личностные универсальные учебные действия ; умение осознанно читать вслух и про себя;
умения извлекать информацию из текста.
формировать лич- ностное и ценностное отношения к чтению.
1. Орг. момент.
Проверка готовности. Психологический настрой.
Вы любите путешествовать?
А для чего человек путешествует?
А как можно путешествовать, не выходя из квартиры?
Как называется раздел в учебнике литературного чтения? «Мир приключений и фантастики». А вы любите сказки? Почему?
Попробуйте сформулировать, предположить тему нашего урока?
Сегодня на уроке вам предстоит увлекательное путешествие в мир сказок.
2. Проверка д/З
3. Работа над темой.
А) Актуализация
— Что мы называем сказкой (сказка – произведение устного народного творчества с вымышленными героями (персонажами) и событиями).
На какие группы делятся сказки? (Волшебные, анималистические, бытовые,)
А по авторской принадлежности?
– Арабская сказка «Синдбад-мореход» это сказка из цикла «Тысяча и одна ночь». Интересно, почему много арабских сказок объединены таким названием.
– Правителя Шахрияра обманула жена. После этого он женился, но каждую жену после первой ночи казнили. Умная и находчивая Шахразада (дочь визиря) по собственной воле пошла за него замуж, чтобы уберечь остальных женщин от трагической участи. Ночью она начинала рассказывать шаху сказку и к рассвету доходила до самого интересного места. Муж откладывал казнь на день. Так продолжалось 1000 ночей, а в 1001-ю ночь Шахрияр сделал Шахразаду царицей.
– Какая это будет сказка? (волшебная) Почему вы так решили?
Опросник-викторина «Признаки волшебной сказки»
Какой основной закон волшебной сказки
Борьба добра со злом
Как обычно начинаются сказки?
Зачин («Жили-были…»; «В некотором царстве, в некотором государстве…»)
Как обычно заканчиваются сказки?
У сказки всегда счастливый конец
Как называются части сказки?
Зачин, действие, концовка (исход).Зачин – короткий рассказ, прибаутка перед началом сказки.Концовка (исход): заключительные слова, например: «Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец»; «Закатили пир горой, я там был, мёд-пиво пил»; «Сказка – ложь, да в неё намёк»
Что нужно сделать герою, чтобы достичь какой-то цели?
Что может происходить во время пути?
Герой отгадывает какие-то загадки, участвует в битве
Что является волшебным в сказках?
Волшебные существа, волшебные предметы
— Все ли из вас услышали, какой тип сказки мы будем сегодня читать?
А вот почему она считается волшебной, нам предстоит узнать сегодня на уроке.
Это сказка, что красива и ясна,
Даже если не разгадана она,
Стоит дорого, порою, целой жизни,
В ней за красочным сюжетом … злато мысли!
В) Работа с произведением
Во времена великого Гаруна-аль-Рашида жил в благословленном Багдаде человек, по имени Синдбад. Друзья называли его Синдбад-мореход. Многие считали его богатым и знатным, так как жил он в прекрасном дворце с красивым большим садом. Но кто спрашивал о его богатстве и кто завидовал ему, он говорил: «А что до богатства, то все золото и роскошь, которые ты видишь здесь, достались мне нелегкой ценой. Много же мне пришлось выстрадать!»
Учитель задает вопросы:
— Какое путешествие мы будем с вами читать?
— А знаете ли вы, сколько всего путешествий совершил Синдбад-мореход?
— Я раскрою вам эту тайну. Их было семь.
Учитель показывает иллюстрации к каждому путешествию и делает небольшие комментарии к ним:
Первое — к острову, оказавшемуся китом.
Второе — встреча с птицей Рух.
Третье — встреча с великаном-людоедом.
Четвёртое — путешествие в Индию и женитьба на индуске.
Пятое — Синдбад становится рабом злого деда.
Седьмое — последнее путешествие Синдбада.
Учитель дает задание читать 1-ю часть «по цепочке». По ходу чтения делает краткий попутный комментарий текста, проводит словарную работу.
Попутный ветер – ветер, дующий в том же направлении, куда надо плыть кораблю.
Тюк – мешок.
Мачты – вертикальные конструкции для установки паруса на корабле.
Неведомое море – незнакомое море.
— Чем занимался Синдбад-мореход?
— Почему так странно повел себя капитан?
— Как надо прочитать слова Синдбада-морехода?
— Что известило о приближении страшных рыб?
Ход урока
1. Организационный момент
- Вы любите путешествовать?
- А для чего человек путешествует?
- А как можно путешествовать, не выходя из квартиры?
- Как называется раздел в учебнике литературного чтения? «И кот ученый свои мне сказки говорил…». Из какого произведения эта цитата? (поэма А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»)
- А вы любите сказки? Почему?
- Попробуйте сформулировать, предположить тему нашего урока?
- Сегодня на уроке вам предстоит увлекательное путешествие в мир сказок.
Тема урока: «Мир волшебной сказки», арабская сказка «Синдбад-мореход»
2. Вступительное слово учителя
- Что мы называем сказкой (сказка – произведение устного народного творчества с вымышленными героями (персонажами) и событиями).
- На какие группы делятся сказки? (Волшебные, анималистические, бытовые, богатырские.)
- А по авторской принадлежности?
- Какие сказки мы прочитали в разделе «И кот учёный свои мне сказки говорил. »? К каким группам вы их отнесёте?
– Арабская сказка «Синдбад-мореход» это сказка из цикла «Тысяча и одна ночь». Интересно, почему много арабских сказок объединены таким названием.
– Правителя Шахрияра обманула жена. После этого он женился, но каждую жену после первой ночи казнили. Умная и находчивая Шахразада (дочь визиря) по собственной воле пошла за него замуж, чтобы уберечь остальных женщин от трагической участи. Ночью она начинала рассказывать шаху сказку и к рассвету доходила до самого интересного места. Муж откладывал казнь на день. Так продолжалось 1000 ночей, а в 1001-ю ночь Шахрияр сделал Шахразаду царицей.
– Какая это сказка? (волшебная) Почему вы так решили?
– Что вы узнали о Синдбаде? Расскажите.
– Захотелось прочитать о других путешествиях Синдбада?
3. Работа в группах, в парах.
Чтобы путешествие прошло успешно, давайте вспомним наши правила Дружбы. Какие правила работы группы вы знаете?
1) Правила работы группы, пары
- Помогать друг другу, поддерживать, сотрудничать.
- Слушать своих товарищей, находить верное решение.
- Спорить, доказывать.
2) Использование программы Hot Potatoes
Опросник-викторина «Признаки волшебной сказки»
№п/п | Вопросы | Ответы |
1 | Какой основной закон волшебной сказки | Борьба добра со злом |
2 | Как обычно начинаются сказки? | Зачин («Жили-были…»; «В некотором царстве, в некотором государстве…») |
3 | Как обычно заканчиваются сказки? | У сказки всегда счастливый конец |
4 | Как называются части сказки? | Зачин, действие, концовка (исход).Зачин – короткий рассказ, прибаутка перед началом сказки.Концовка (исход): заключительные слова, например: «Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец»; «Закатили пир горой, я там был, мёд-пиво пил»; «Сказка – ложь, да в неё намёк» |
5 | Что нужно сделать герою, чтобы достичь какой-то цели? | Преодолеть препятствия |
6 | Что может происходить во время пути? | Герой отгадывает какие-то загадки, участвует в битве |
7 | Что является волшебным в сказках? | Волшебные существа, волшебные предметы |
3) Проверка ответов
4) Викторина «Сказочные герои»
- Этот герой путешествовал 27 лет. Побывал в разных странах. Однажды он оказался в необыкновенной стране, где у всех мужчин 1 раз в год вырастали крылья. «Синдбад-мореход» арабская сказка
- Этот герой всегда стоял на одной ноге, т.к. на вторую ногу не хватило олова. «Стойкий оловянный солдатик» Г.Х. Андерсен
- Этот герой не смог переплыть через ров, так как вода может смыть его глаза, уши, и рот, и он станет слепы, глухим и немым. Страшила. А.Волков «Волшебник изумрудного города»
- Этот герой боялся замочиться, так как мог заржаветь. Железный дровосек. А. Волков. «Волшебник изумрудного города»
- «Раз, два, три. Горшочек…» Братья Гримм «Горшок каши»
- «Лети, лети, лепесток…» В.Катаев «Цветик-семицветик»
5) Проверка ответов
4. Физкультминутка
5. Работа проектных групп. Иллюстрирование арабской сказки «Синдбад-мореход»
Работая в малой возрастной группе, создавать конечный «продукт» – иллюстрации, объединенные общей темой и позиционностью изложения. Детям предстоит не просто осуществлять отбор материала, но и его преобразование, т.к. необходимо удерживать поставленную авторскую задачу.
- Компьютерная графика. Графический редактор Paint. Работа проектных групп
- Демонстрация детских проектов
6. Рефлексия учебной деятельности. Обсуждение, подведение итогов
− Итак, мы совершили путешествие в «Мир волшебной сказки».
− Молодцы ребята! Понравилось ли вам наше путешествие? Что вам больше всего понравилось? Какие выводы вы сделали?
− Что необходимо сделать, прежде чем мы закончим урок? (Подвести итог нашей работы.)
− Что нового вы узнали на уроке? (Узнали законы, признаки волшебной сказки.)
– Какую цель вы поставили в начале урока?
− Вы достигли поставленной цели?
− В чём у вас было затруднение?
− Как вы открывали новое знание?
− Что вам помогло открыть новое знание?
− Вам помогло сегодня такое качество как терпение?
− На каком этапе урока это качество вам было необходимо?
– У вас на партах лежат цветные карточки. Зелёная карточка означает положительный ответ, жёлтая карточка – сомнение, красная карточка – отрицательный ответ. Я вам сейчас буду говорить некие утверждения, а вы поднимайте карточки согласия, сомнения или несогласия.
- Я знаю, что такое сказка.
- Я знаю, законы, по которым строится волшебная сказка.
- В самостоятельной работе у меня всё получилось.
- Я смог понять причину ошибки, которую допустил в самостоятельной работе (если была).
- Я сегодня был в учебной деятельности.
- Я сегодня был терпелив.
- Я доволен своей работой на уроке.
7. Домашнее задание
Впишите свои собственные примеры в таблицу и составьте свою сказку в устной форме, опираясь на эталон.
По желанию: сочините сказку, запишите ее и оформите своими рисунками. Лучшие работы будут участвовать в конкурсе «Моя волшебная сказка».
Приключения Синдбада включают 7 путешествий:
- Первое. Моряк попал на странный остров, который в последствии оказался гигантской рыбой.
- Второе. Синдбад столкнулся с легендарной птицей Рухх и еле выбрался из этой истории живым.
- Третье. Путешественник попал на остров злых обезьян, где столкнулся великаном-людоедом и спасся только благодаря своему острому уму.
- Четвёртое. Синдбад изучает Индию и берёт себе в жёны местную красавицу.
- Пятое. По несчастью, моряк попал в рабство к злобному и коварному старцу, но смекалка опять приходит ему на помощь.
- Шестое. Эта история связана с лодкой, полной драгоценностей.
- Седьмое. Синдбад попадает на прекрасный остров, где у мужчин каждый год на неделю вырастают крылья и они отправляются в путешествие.
После всех злоключений Синдбад-Мореход наконец-то остепеняется и оседает у себя на родине. Здесь он обзаводится семьей и обретает долгожданный покой и счастливую тихую жизнь.
Если вы любите сказки, то поскорее заходите на наш сайт, где вы можете читать онлайн замечательную книгу «Приключения Синдбада-Морехода».
Всеобщая
история
Возникновение
ислама. Мусульманская культура
7
класс
Ходячая
Татьяна Анатольевна,
учитель
истории,
специалист
высшей категории
Цель:
способствовать развитию умения учащихся самостоятельно находить и
анализировать информацию, работать с дополнительными источниками, выделять
главное; рассмотреть роль ислама в объединении арабских племен, определить
вклад арабских племен в развитие мировой культуры; сформировать представление о
мавританском стиле в архитектуре и арабской книжной миниатюре, исламской
архитектуре; способствовать воспитанию толерантного отношения к религии и
интереса к культурным приобретениям исламской культуры.
Тип
урока: урок – защита проектов с элементами театрализации.
Оборудование:
фотографии и рисунки мусульманских мечетей, мавзолеев, минаретов, сделанные
самими учащимися; предметы быта мусульман: одежда, кальян.
Подготовка
к уроку
Учащиеся класс делятся на три группы по шесть учащихся. Группы готовят сообщения
по темам, которые они изучали.
1
группа – «Этнографы» (традиции и обычаи мусульман)
2
группа – «Исследователи науки и живописи» (культурное развитие народов халифата
и арабская книжная миниатюра).
3
группа – « «Архитекторы» (мусульманская архитектура).
На уроке каждый из участников группы готовит сообщение и иллюстрации к нему. Каждая
группа делает специальное сообщение по своей теме (учащиеся выступают
«звеном»», один за другим, в конце выступления группы ее лидер делает вывод).
Каждому ученику предлагаются индивидуальные задания, которые они будут
выполнять в начале и в конце урока.
ХОД
УРОКА
1.
Организационная часть урока
2.
Мотивационная деятельность учащихся
Учитель
сообщает тему урока. Учащийся представляет информацию: «Что такое ислам?»
3.
Основная часть урока
Представление
«Среди песков Аравии»
Действующие
лица. Пророк Мухаммед, Купец, Начальник охраны,
Странствующий, рабыни.
К
у п е ц (обращается к начальнику охраны). Расставь охрану. Проклятые наемники.
Язид-хана шастают среди пустыни, как голодные шакалы, и грабят всех подряд,
пусть небеса покарают их. Нам еще долгих два дня идти…
Н
а ч а л ь н и к о х р а н ы. Все будет сделано. Охранники сильные, как
беркуты, и храбрые, как барсы.
К
у п е ц. Ты так хвалишь своих людей, как будто они достойны охранять султана, а
не караван сопровождать.
С
т р а н с т в у ю щ и й (появляется незаметно). Бог воздаст твоим воинам на
небе то, чего они не получили на земле.
К
у п е ц. Кто этот человек? Почему его никто не задержал? Так служат твои
охранники?
С
т р а н с т в у ю щ и й. Не беспокойтесь, многоуважаемый. Бог помогает сделать
то, что было невозможно без его участия.
К
у п е ц. О каком боге ты говоришь, странник! Мы поклоняемся многим богам.
Садись к костру, раздели с нами нашу трапезу. Я веду свой караван из Медины в
Мекку и надеюсь заработать много денег.
С
т р а н с т в у ю щ и й. Ты родился под счастливой звездой. Именно через два
дня в Мекке состоится значительное событие. Все воины арабских племен съедутся
туда, чтоб признать власть великого Мухаммеда – пророка истинного и единого
Бога.
Н
а ч а л ь н и к о х р а н ы. Мухаммед! Я слышал это имя! Если не ошибаюсь,
Мухаммед родился в небогатой, но знатной семье. Рано стал сиротой и еще юношей
должен тыл зарабатывать себе на хлеб. Если это тот Мухаммед, которого я когда
то знал, то он неоднократно сопровождал караваны, разбогател и стал купцом.
Так, значит, небеса сделали его своим избранником?
С
т р а н с т в у ю щ и й. Молитесь. С именем Мухаммеда вы дойдете до Мекки без
опасностей. Сам пророк на пути к Мекке. Какой товар ты везешь, уважаемый?
К
у п е ц. Я везу чудесные ткани, пряности и рабынь-танцовщиц. (Рабыням) Эй, вы,
продемонстрируйте нам свое мастерство.
Рабыни выходят на восточный
танец
С
т р а н с т в у ю щ и й. Такой товар будет дорого стоить в Мекке. Молись, чтобы
Бог спас его от грабителей.
Н
а ч а л ь н и к. С моими горными барсами ему некого бояться.
Гремит
гром, появляется ученик в образе пророка Мухаммеда. В руках у него книга и
посох.
М
у х а м м е д. Опустите мечи и обратитесь к единому Богу своих арабов. В Книге
Священной сказано: «Не завидуй глазами своими богатствам, которые Бог дал
другим, иначе попадешь в пекло». Установите мир. Тем, кто был праведным и все
время молился попадет в рай.
Мухаммед исчезает
С
т р а н с т в у ю щ и й. Это был Мухаммед, пророк Бога. Быстрее собирайтесь.
Пророк покажет нам путь.
Все выходят
После просмотра
представления учащимся предлагается ответить на вопросы, которые каждый них получил
перед началом урока.
Вопросы для учащихся
1.
Как называется религия, которую приняли
арабские племена времен пророка Мухаммеда?
2.
Что общего между исламом и христианством?
С какими событиями в истории Древнерусского государства похоже принятие ислама
у арабов?
3.
Что обозначают слова: «Аллах», «мечеть»,
«минарет», «Кааба», «мусульманин», «халиф»?
4.
В каком столетии осуществляются события,
отраженные в представлении?
5.
Какую книгу держал в руках пророк
Мухаммед?
Учащиеся
работают с картой «Арабы в VI—VIII
ст.».
Выступление
группы «Этнографы»
Ислам
– в переводе с арабской обозначает «покорность», «вручение себя Богу».
Основные
моральные заповеди:
—
ответственность перед Богом;
—
люди, не исповедующие ислам – неверные;
—
накорми голодного, обязательно давай пожертвования и др.
Внешние
проявления принадлежности к исламу:
—
каждодневная пятикратная молитва (намаз);
—
пятница – общий день молитв в мечети;
—
мусульмане молятся, повернувшись лицом на восток;
—
при входе в мечеть снимается обувь;
—
мужчины носят специальные головные уборы, в руках имеют четки из 99 или 33
бусин;
—
женщины носят платки, закрывающие полностью волосы и платья с длинными
рукавами;
—
мужчины и женщины молятся отдельно.
(Все
сведения сопровождаются иллюстрациями и фотографиями, которые крепятся на
доске).
Ученик
рассказывает о Каабе – одном из самых древних храмов мусульман.
Дальше
учащиеся рассказывают о том, почему каждый мусульманин должен хотя бы раз в
жизни посетить Мекку, иллюстрируя рассказ фотографиями. Очень интересно
наблюдать за церемонией приема пищи у мусульман, регламентируемый шариатом
(законом).
Также
учащиеся рассказывают о религиозных традициях мусульман.
Выступление
группы «Исследователь науки и живописи»
Религия пророка Мухаммеда запрещала изображать людей и животных, поэтому
мусульманские художники стремились передать свои впечатления о мире и духовной
жизни при помощи сложных и изысканных геометрических орнаментов (учащиеся
демонстрируют собственноручно выполненные мусульманские орнаменты – арабески).
Однако указания богословов выполнялись не всегда. Многочисленные изображения
людей и животных и в исламском искусстве можно найти и в книжных миниатюрах,
и на предметах прикладного искусства (демонстрируется миниатюра «Арабская кавалерия»).
До нашего времени сохранился портрет Роксоланы (Анастасии Лисовской), жены
султана Сулеймана Первого Пишного. Естественно, султану было известно о запрете
изображать людей, но для себя и своей любимой он сделал исключение
(демонстрируется портреты Сулеймана и Роксоланы).
Мусульманские мыслители использовали приобретения древних народов и
цивилизаций, с которыми они контактировали. Арабские ученые переводили произведения
известных персидских, индийских и китайских философов. Математики позаимствовали
у индусов использование нуля и чисел, которые позднее назвали «арабскими».
Архитекторы проектировали постройки, используя византийские купола и арки. В
больших библиотеках, созданных халифами, были тысячи рукописей по математике,
химии, астрономии, географии, медицине.
Книга «Тысяча и одна ночь» — это сборник народных сказок, которые рассказывала
Шахерезада своему мужу, который осудил ее на смерть. Чтоб избежать наказания,
девушка начала рассказывать ему нескончаемые истории о путешествиях Синдбада-морехода,
Али-Бабы и Алладина.
Славы добился Ибн Сина – известный врач всех времен, которого в Европе называли
Авиценной. Он был автором труда «Canon medicinae»,
который служил основой медицинской теории и практики на протяжении многих
столетий. Используя этот опыт, арабские врачи достигли больших успехов в
медицине.
Выступление группы «Архитекторы»
Согласно учению ислама мирская и религиозная жизнь людей являются неотделимыми.
Это положение нашло свое отражение прежде всего в архитектуре – на Востоке
возникли новые типы строений. Это были мечети, минареты, предназначенные для
богослужений, религиозные школы – медресе, караван-сараи, которые были убежищем
для купцов на торговых путях. Главным элементом таких зданий стали своды и бани.
И не из-за дефицита древесины: арабы считали, что небо – твердый купол,
который покрывает землю.
Учащиеся рассказывают о мусульманской архитектуре на примере ханского дворца в
Бахчисарае, используя при этом фотографии, а также материалы из Интернета. В
конце выступления они сравнивают особенности арабской и христианской культуры.
Общее:
использование арок, куполов, колонн, мозаики.
Отличия:
отсутствие икон и статуй в мусульманской архитектуре, украшающие христианские
храмы, использование в мусульманской архитектуре геометрических узоров из
переплетенных линий (арабески), обязательные фонтаны возле мечетей.
Вывод:
общность культур большинства стран Ближнего и Среднего Востока, начиная со средних
веков, была связана с двумя мощными влияниями – возникновением и
распространением ислама и арабским господством, которое продолжалось с VII
по X
столетия.
Рефлексия
1.
Что я изучал на уроке?
2.
Что я нового узнал?
3.
Что меня заинтересовало
4.
Где мне понадобятся полученные знания?
5.
Какие трудности я испытал при подготовке к
уроку?
6.
Достигли ли мы цели урока?
7.
Оценка, которую я бы поставил себе за
участие на уроке?
Домашнее
задание
Написать небольшой
рассказ, используя данные, полученные на уроке, на тему: «Что бы я рассказал
товарищу, который отсутствовал на уроке, о возникновении ислама и
мусульманскую культуру?»
Совокупность духовных и материальных достижений населения арабоязычных стран Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки, Юго-Западной Европы.
В целом как специфический феномен А. к. сформировалась в VII–Х вв., в результате культурного взаимодействия арабов и народов, входивших в состав халифата. Однако этот термин применяется не только к средневековой культуре халифата, но и к культуре арабских стран на протяжении их исторического развития. А. к. возникла на территории Аравийского п-ова. Ей предшествовала и на нее оказала влияние доисламская культура языческого населения Юж. Аравии, характерной чертой которой было развитие устной народной словесности. С зарождением ислама и становлением халифата, создавшего единое пространство и общность входивших в него народов, объединенных одним языком и главенствующей религией, сложилась собственно А. к. Непосредственно арабскими элементами этой культуры являются ислам, арабский язык и традиции устной народной поэзии. Существенный вклад в создание А. к. внесло население Сирии, Ливана, Йемена, Ирака, Ирана и Индии, в том числе не принявшее ислам — так, христиане привнесли в А. к. элементы наследия античного мира. В VII–VIII вв. при династии Омейядов столицей халифата и центром А. к. являлся Дамаск, хотя наряду с ним крупными центрами формирования А. к. оставались Мекка и Медина в Аравии, Куфа и Басра в Ираке. Именно тогда появились первые каноны литературы, архитектуры, философские и религиозные идеи. В правление династии Аббасидов (750–1258) столица халифата переместилась в Багдад, который стал одним из крупнейших архитектурных центров А. к. В IX–X вв А. к. переживала период наивысшего расцвета. Бурно развивались литература, история, точные и естественные науки, философия, создавались выдающиеся памятники архитектуры и искусства. В этот период А. к. оказывала существенное влияние на культуры других народов. После распада халифата Аббасидов (середина Х в.) ареал влияния А. к. сузился. При Фатимидах (910–1171) и Айюбидах (1171–1250) центром развития А. к. стал Каир. Еще в VIII в. от халифата Аббасидов отделилась мусульманская Испания (смотрите Кордовский халифат), где развивалась собственная арабо-испанская культура. В X–XV вв. центры этой культуры — Кордова, Севилья, Гранада и Малага переживают период расцвета. Однако со второй половины XIII в. начался застой А. к., особенно на фоне процветающей культуры других восточных стран (Османская Турция, Средняя Азия, Иран) и Европы, а затем и упадок после османского завоевания арабской территории в XVI в. Тем не менее традиции научного знания А. к. сохранялись в культурных центрах Египта, Сирии и Ирака. Этап нового постепенного подъема А. к. начался с первой половины XIX в. с модернизацией и возрождением в различных областях жизни арабских стран. С формированием суверенных арабских государств А. к. развивается в основном в рамках этих стран. В средневековой А. к. математика, астрономия и другие науки были тесно переплетены между собой, а энциклопедический характер знания приводил к тому, что известные астрономы могли являться одновременно и известными поэтами или историками. В основу арабской математики легли переводы сочинения античных и индийских авторов. Однако в IX–X вв. в Багдаде арабские ученые занимались уже не переводами и комментированием античных авторов, но самостоятельной разработкой математической, астрономической и других естественнонаучных сфер знания, которые были тесно связаны с бурным развитием строительства, архитектуры, землемерным делом и мореплаванием. От индийских ученых арабы переняли десятичную систему исчисления с применением нуля, что способствовало дальнейшему развитию математики. Арабские ученые ввели тригонометрическую функцию, разработали приемы решения квадратных и кубических уравнений, извлечения корней с натуральными показателями, выделили тригонометрию как самостоятельную область знания. Выдающиеся достижения в математике связаны с именами среднеазиатских ученых ал-Хорезми (IX в.), написавшего первый арифметический трактат, ал-Бируни (973–1048) и ал-Каши (XV в), введшего в употребление десятичные дроби, персидского и таджикского эрудита Омара Хайяма (ок. 1048 — после 1122), египтянина Ибн ал-Хайсама (ок. 965–1039). В области геометрии прославились «сыновья Мусы» (IX в.), Ибн Курра (около 836–901) и др. Многие из них внесли также вклад в развитие физики и минералогии. В астрономии арабские ученые также изначально опирались на переводные сочинения античных и индийских авторов, существенно развив затем достигнутое ими. В Багдаде, Каире, Самарканде и других центрах А. к. строились обсерватории, где знаменитые астрономы своего времени Ибн Юнус (950–1009), Насир ад-дина ат-Туси (1201–1280, по другим данным — 1274 или 1277), ал-Бируни и другие проводили свои наблюдения. Уже в IX в. была измерена длина меридиана и рассчитаны размеры земного шара. Известны медицинские трактаты арабских врачей — Ибн Сины (/Авиценны/980–1037), ал-Бируни, ар-Рази (980–1037), которыми руководствовались и в Европе. Арабскими учеными разрабатывались вопросы хирургии, офтальмологии и другие области медицинского знания. Первые произведения по описательной географии появились в IX в., но пора расцвета классической арабской географии началась с Х в. и была связана с именами ал-Масуди, ал-Балхи, ал-Истахри (X в.), ал-Бируни (XI в.), Йакута (XIII в.), ал-Идриси (1100 — 1165 или 1161), Ибн Баттуты (1304–1377) и др. Арабские ученые переняли птолемеевскую картину мира, карты и описания составлялись в соответствии с ней, хотя накопленные арабскими географами и путешественниками знания были намного шире — ими был описан весь арабский Восток, ряд других регионов Азии и Африки. Арабская философия была напрямую связана с мусульманским богословием и зародилась в спорах о божественных атрибутах, предопределении, свободе воли и т. д. Мутазиллиты, представители рационального богословия (калам), допускали аллегорическое толкование Корана, считали разум единственным мерилом истины и отрицали возможность изменения мира всевышним. В противовес им ашариты считали, что любой предмет в мире, состоящем из постоянно воспроизводимых творцом атомов, может быть изменен им. Последователями античного философа Аристотеля и неоплатоников являлись ал-Кинди (около 800–879) и ал-Фараби (873–950). Отдельным мистико-религиозным течением в арабской философии является суфизм, представители которого стремились к непосредственному общению с всевышним и созерцанию его путем преодоления мирских страстей. Крупнейшими представителями суфизма были ал-Газали (1059–1111) и Ибн ал-Араби (1165–1240). В мусульманской Испании широкое распространение получили философские идеи Аристотеля, крупнейшим последователем которых в этом регионе стал Ибн Рушд (1126–1198), создавший самостоятельное философское учение. Его идеи были восприняты аверроистами — последователями Ибн Рушда в Европе. Первые арабские исторические сочинения относятся к концу VII в. Изначально это были предания о доисламском периоде, о распространении ислама, жизнеописания пророка Мухаммеда и его сподвижников. Представления о всемирной истории у арабских авторов были связаны с изложенной в Коране историей сотворения мира и историей пророков. Мусульманские богословы описывали историю арабов и библейских народов в рамках единой преемственности. Средневековая арабская историография рассматривала исторический процесс как осуществление божественного замысла, признавая, однако, ответственность человека за свои поступки и видя роль истории в поучении на основе накопленного опыта. Первым большим историческим сочинением был трактат Ибн Исхака (ок. 704–768 или 767) об истории пророков и жизни пророка Мухаммеда. Сочинения ал-Балазури (ок. 820 — ок. 892), Абу Ханифы ад-Динавери (ум. ок. 895) и ал-Якуба, составленные обычно в форме анналов, ввели классическую схему арабского историографического повествования от сотворения мира, формирования и жизни мусульманской общины до современных политических событий. Наиболее известным и крупным историческим сочинением периода расцвета А. к. стала «История пророков и царей» ат-Табари (838 или 839–923), всеобщая история ал-Масуди (ум. 956/957/), Хамзы ал-Исфахани (умер во второй половине Х в.), Ибн ал-Асира (1160–1233/1234/), Ибн Халдуна и др. Со второй половины Х в. среди арабских исторических сочинений преобладали местные и династийные хроники, биографии и история городов. Тем не менее известны и всеобщие истории Абу-ль-Фида (1273–1331), аз-Захаби (1274–1353/1347/), Ибн Касира (ок. 1300–1373) и др. В XV–XVI вв. центром арабской исторической науки стал Египет — здесь создавались труды как по истории этой страны, так и исторические энциклопедии и хроники по всеобщей истории. Наиболее крупными авторами этой эпохи являлись Ибн ал-Фурат (1334–1405), ал-Макризи (1364–1442), ал-Айни (1361–1451), ас-Суюти (1445–1505). Среди арабских исторических сочинений значительную известность получили также биографии и биографические словари Ибн Халликана (1211–1282), ас-Сафади (1296/97–1363), Ибн ал-Кифти (1172–1248), Ибн Абу Усайби (1203–1270) и др. В эпоху османского господства составлялись в основном местные хроники и история. Наиболее ценные из них — история Андалусии ал-Маккари (1591/92–1632) и история Египта ал-Джабарти (1753–1825/1826/) . Арабская литература зародилась на Аравийском п-ове еще до принятия ислама: поэты Имру-ль-Кайс, Тарафа, Антр ибн Шадад, поэтесса Ханса и другие доисламские авторы внесли значительный вклад в ее развитие, формирование канонов и жанров, каковыми стали элегия («риса»), похвальба («фахр»), песни мести («сар»), любовная лирика и др. При дворе Омейядов творили поэты ал-Ахтал (ок. 640 — ок. 710), ал-Джарир, ал-Фараздак (ок. 641 — между 728 и 732), ставшие известными панегиристами своего времени. Хотя на их творчество оказали значительное влияние доисламские поэты, в их поэзии уже отражены верования ислама. Широкое распространение в период халифата получила любовная лирика, развитие которой связано с именами Омара ибн Аби Рабиа из Мекки (641 — ок. 712/718/), поэтами аббасидского двора Мути ибн Ияс, Валиба ибн Хубаб и др. Новаторами в арабской поэзии стали Абу-Нувас (762–815) и др., отошедшие от доисламских классических норм и развивавшие новые темы и сюжеты. Окончательно новые нормы арабской поэзии были сформулированы в трактате поэта и филолога Ибн ал-Мутазза (861–908), хотя оставались также поэты, придерживавшиеся старых канонов. С распадом халифата арабская литература продолжала развиваться — этот период связан с именами блестящих поэтов ал-Мутанабби (915–965) и Абу-ль-Ала ал-Маарри (973–1057). Прозаик Бади аз-Заман ал-Хамадани (ум. 1007) создал новый жанр — макаму, считающийся высшим достижением арабской прозы. Отдельные литературные стили появились в мусульманской Испании. Здесь были созданы народные поэтические строфические формы мувашшах и заджал, которые затем распространились на территории многих арабских стран. Андалусская поэзия связана с именами ал-Газаля (770–864), Ибн Абд Раббихи (860–940), Ибн Кузмана (около 1080–1160), ал-Мутадида (1012–1069), Ибн Зайдун (1003–1071) и др. Со второй половины XI в. арабская литература вступает в период упадка: поэзия приобретает мистический оттенок, а проза — дидактический. В XIII–XV вв. наиболее яркие достижения арабской литературы связаны с влиянием народного творчества: к концу XV в. окончательно сложился сборник сказок «Тысячи и одной ночи», в поэзии также широкое распространение получили народные жанры. С начала XIX в. вместе с государственным и национальным подъемом начинается период возрождения в литературе, которая далее развивается уже в рамках отдельных арабских государств. Арабская архитектура тесно связана с религией ислама — самыми широко распространенными и востребованными постройками стали мечети. Первые из них, с огороженным двором и колоннадой, были созданы в Басре (635), Куфе (638) и Фустате (40-е VII в.). Настоящим шедевром стала Омейядская мечеть в Дамаске (нач. VIII в) с прекрасными мозаиками. Наиболее широко был распространен колонный тип мечетей, однако существовали и мечети купольной постройки. При Омейядах активно велось светское строительство дворцов и замков (Мшатта, Кусейр-Амра, Каср ал-Хейр ал-Гарби и Каср ал-Хейр аш-Шарки, Хирбет ал-Мафджар), при Абассидах — градостроительные работы в Багдаде и Самарре. Особая школа арабской архитектуры сложилась в Фатимидском Каире (осн. 969), во многом определившая лицо города: грандиозная мечеть ал-Азхар (Х в.), мощные крепостные стены, дворцы, караван-сараи, лавки и дома. В XIII–XVI вв. велось большое фортификационное строительство (цитадели Каира и Алеппо) и строительство мавзолеев (Кладбище мамлюков в Каире, XV–XVI вв.), распространялась инкрустация архитектурных сооружений камнями. В религиозной архитектуре преобладал величественный стиль с большими объемами и куполами (мечеть Хасана XIV в. в Каире, мечети и медресе Дамаска). Архитектура Магриба и Испании переживала расцвет в Х–ХV вв. (монументальные и богато украшенные мечети в Тлемсене и Таза, Кордове, ворота в Толедо, дворец Алгамбра в Гранаде). С турецким завоеванием XVI в. в арабскую архитектуру вошли элементы османского зодчества, однако сохранялись и местные формы. Новый период подъема арабской архитектуры начался с XIX в. Для арабского декоративно-прикладного искусства характерны богатые орнаментные узоры и каллиграфия. Отдельного внимания заслуживает арабская книжная миниатюра в Сирии и Египте IX–XII вв. и в Ираке XII–XIII вв. Арабская музыка сформировалась в результате взаимодействия музыкальных традиций арабов и народов завоеванных территорий. На раннем этапе своего развития она была неотделима от поэзии — существовали профессиональные поэты-певцы (шаиры) и различные песенные жанры. С конца VII в. начался расцвет арабской музыки. Поскольку она была тесно связана с вокалом, широкое распространение получили произведения, исполнявшиеся певцами и музыкантами с ведущей ролью первых. Самыми известными из них в эпоху Омейядов стали Ибн Мусаджих, Муслим ибн Мухриз, певица Джамиле; в эпоху Абассидов — Ибрахим ал-Маусили (742–804), Исхак ал-Маусили (767–850), Мансур Залзал. Арабские авторы ал-Кинди, ал-Фараби, ал-Исфахани, Сафи-ад-дин Урмави создали многочисленные труды на музыкальные темы. Традиционными арабскими музыкальными инструментами являются дуфф (маленький квадратный бубен), мизхар (примитивная лютня с кожаной декой), ребаб (род однострунной скрипки), уд (вид лютни).
Автор статьи: Прусская Е.А.
© Российская Историческая Энциклопедия
МОУ «Средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза И. П. Малоземова» г. Белозерск.
Урок литературного чтения для
3 класса по теме:
«Мир волшебной сказки, арабская сказка
«Синдбад – мореход»
Программа « Школа – 2100»
Учитель: Васильева Лора
Анатольевна
2016-2017г.
Цель: Познакомиться с арабской сказкой «Синдбад – мореход».
Задачи:
— развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, и
учащихся;
— развитие умения правильно, осознанно, выразительно читать вслух;
— по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представляли;
— высказывать и аргументировать свое отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).
Ход урока.
Организационный момент.
На доске: « Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок»
— Прочитайте девиз нашего урока. О чем мы будем говорить на уроке?
Актуализация опорных знаний.
Что мы называем сказкой (сказка – произведение устного народного творчества с вымышленными героями (персонажами) и событиями)
— На какие группы делятся сказки? (Волшебные, анималистические, бытовые, богатырские.)
— Вспомните продолжение тех слов, которые я начну говорить.
« Сивка – Бурка»…(Вещая каурка! Встань передо мной, как лист перед травой».
« По щучьему велению»… ( по моему хотенью…)
« Козлятушки, ребятушки… (отопритеся, отворитеся, ваша мама пришла…)
— Что объединяет эти сказки? ( русские народные сказки)
— А кроме русских народных сказок , со сказками каких народов мы уже познакомились?
Введение в тему.
— Вы любите путешествовать?
— А для чего человек путешествует?
— А как можно путешествовать не выходя из квартиры?
— Как называется раздел в учебнике литературного чтения? ( И кот ученый свои мне сказки говорил…А. С. Пушкин «Руслан и Людмила».)
А вы любите сказки? Почему?
Попробуйте сформулировать, предположить тему нашего урока? (ответы)
Сегодня на уроке вам предстоит увлекательное путешествие в мир сказок.
Тема урока: «Мир волшебной сказки», арабская сказка « Синдбад –мореход».
Цель урока: Познакомиться с арабской сказкой «Синдбад- мореход.»
Задачи: ( предположения детей.)
Изучение нового.
— Арабская сказка « Синдбад-мореход»- это сказка из цикла « Тысяча и одна ночь». Интересно, почему много арабских сказок объединены таким названием.
— Правителя Шахрияра обманула жена. После этого он женился, но каждую жену после первой ночи казнили. Умная и находчивая Шахразада (дочь визиря по собственной воле пошла за него замуж, чтобы уберечь остальных женщин от трагической участи. Ночью она начинала рассказывать сказку и к рассвету доходила до самого интересного места. Муж откладывал казнь на день. Так продолжалось 1000 ночей, а в1001-ю Шахрияр сделал Шахразаду царицей.
Чтение сказки цепочкой. Озаглавливают части. (Работают в паре)
ПЛАН:
-
Чудесное спасение.
-
Путешествие по реке.
-
Чужеземец.
-
Жизнь на чужбине.
-
Полет над землей.
-
Награда.
— Какая это сказка? (волшебная).
— Почему вы так решили?
— Что вы узнали о Синдбаде? Расскажите.
— Вам захотелось прочитать о других путешествиях Синдбада –морехода?
Обобщение.
-
Какой основной закон волшебной сказки? (Борьба добра со злом.)
-
Как обычно начинаются сказки? Зачин («Жили-были…; « В некотором царстве, в некотором государстве…»)
-
Как обычно заканчиваются сказки? ( у сказки всегда счастливый конец.)
-
Как называются части сказки? (Зачин, действие, концовка.)
— Зачин – короткий рассказ, прибаутка перед началом сказки.
— Концовка (исход) – заключительные слова, например: « Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец»; «Закатили пир горой, я там был, мед-пиво пил»; «Сказка –ложь, да в ней намек».
5. Что нужно сделать герою, чтобы достичь какой –то цели? (преодолеть препятствия)
6. Что может происходить во время пути? ( Герой отгадывает какие –то загадки, участвует в битве.
7.Что является волшебным в сказках? (Волшебные существа, волшебные предметы)
ВИКТОРИНА.
— Этот герой путешествовал 27 лет. Побывал в разных странах. Однажды он оказался в необычной стране, где у всех мужчин 1 раз в год вырастали крылья. («Синдбад- мореход»- арабская сказка)
— Этот герой всегда стоял на одной ноге, т.к. на вторую не хватило олова. («Стойкий оловянный солдатик» Г. Х. Андерсен)
-Этот герой не смог переплыть через ров, так как вода может смыть его глаза, уши, рот и он станет слепым, глухим и немым. (Страшила. «Волшебник изумрудного города» А. Волков)
— Этот герой боялся замочиться, так как мог заржаветь. ( Железный Дровосек. «Волшебник изумрудного города».)
-« Лети, лети, лепесток…» (В.Катаев «Цветик — семицветик»).
6. Рефлексия учебной деятельности. Обсуждение, подведение итогов.
— Итак, мы совершили путешествие в «Мир волшебной сказки».
— Молодцы, ребята! Понравилось ли вам наше путешествие? Что вам больше всего понравилось? Какие выводы вы сделали?
— Что необходимо сделать, прежде чем мы закончим урок? (Подвести итоги нашей работы.)
— Что необходимо сделать, прежде чем мы закончим урок? (Подвести итоги.)
— Что нового вы узнали на уроке?(Узнали законы, признаки волшебной сказки.)
— Какую цель вы поставили в начале урока?
-Вы достигли поставленной цели?
— В чем у вас было затруднение?
— Что вам помогло открыть новое знание?
— вам помогло сегодня такое качество как терпение?
— У вас на партах лежат цветные карточки. Зеленая означает положительный ответ, желтая карточка – сомнение, красная карточка – отрицательный ответ. Я вам сейчас буду говорить некие утверждения, а вы поднимите карточки согласия, сомнения или несогласия.
Итак,
— Я знаю, что такое сказка.
-Я знаю, законы, по которым строится волшебная сказка.
— В самостоятельной работе у меня все получится.
-Я сегодня был в учебной деятельности.
-Я сегодня был терпелив.
— Я доволен своей работе на уроке.