Основы права 9 класс сочинение

Середина урока 3 мин 13 мин 12 мин 7 мин стадия вызова. просмотр видеоролика. прием: одна минута вопросы: каково содержание

Середина урока

3 мин

13 мин

12 мин

7 мин

Стадия вызова.

Просмотр видеоролика.

Прием: «Одна минута»

Вопросы:

Каково содержание
данного видеоматериала?

К какому заключению
пришли на основе данного видеоматериала?

(Учитель совместно с учащимися определяет тему,
учебные цели урока и разрабатывает критерии успеха)

Задание 1

Прием Джигсо

Как осуществляется защита прав потребителей в Республике Казахстан?

1группа-Принципы защиты прав потребителей в РК.

2группа-Обязанности продавца.

3группа-Права потребителей.

4группа
Организации в сфере защиты прав потребителей.

Задание 2

Исследуйте
ситуацию и предложите пути решения.   Ситуативные кейсы.

Каждая группа получает ситуационное задание, позволяющее
глубоко и детально исследовать проблему.

 Метод IDEAL

I
– определить проблему.

D
– описать проблему

E
– определить способы решения проблемы

A
– действия по решению проблемы (указать способы решения проблемы)

L –сделать вывод, рефлексировать на
выполненную работу.

Задание 3

Обсудите значимость защиты прав потребителя в

экономическом развитии Казахстана.

Метод У. Дисней

В группах с позиции критика, реалиста, мечтателя оценивают значимость
защиты прав потребителя в экономическом развитии Казахстана. Наблюдатель
определяет эффективность работы всех позиций.

Просматривает
видеоролик. Отвечает на вопросы к видеоматериалу.

Совместно с
учителем определяет тему, учебные цели урока и разрабатывает критерии успеха.

Изучает
источники, ресурсы

-Определяет 6 принципов защиты прав
потребителей

-Выделяет 10 обязанностей продавца

-Обосновывает 10 прав потребителей

-Определяет
государственные и общественные организации по защите прав потребителей.

ü определяет
объект нарушения прав потребителя

ü анализирует
сущность проблемы (нарушение сроков и т.д.)

ü исследует и
определяет способы решения проблемы

ü выбирает
эффективные ф
ормы и способы защиты прав потребителей

ü делает выводы

ü рефлексирует  на
выполненную работу

ü выбирает роль в группе

ü определяет задачи своей роли (позиции)

ü формулирует 2 довода 

ü анализирует доказательства

Словесное поощрение учителя

Самооценивание, взаимооценивание.

Шкала самооценивания (от 0 до 5).

Ответьте
на вопросы, поставив в нужную ячейку «

 1.
Насколько мне всё  было ясно и понятно

2.Могу
определить 6 принципов защиты потребителей

http://hrm.ru/icons/ecblank.gif

http://hrm.ru/icons/ecblank.gif

http://hrm.ru/icons/ecblank.gif

http://hrm.ru/icons/ecblank.gif5

3. Могу обосновать

10 прав потребителей

5

 4. Могу выделить

10 обязанностей

продавца

5

       
5. Могу определить государственные
органы и общественные организации в сфере защиты прав потребителей.

Обратная связь — приём
«сэндвич».

Взаимооценивание.

Обратная связь от
учителя

Взаимооценивание.

Обратная связь
учителя.

Видеоролик «Потребитель всегда прав!» (Агентство по
защите прав потребителей Республики Казахстан)

https://yandex.kz/video/preview/?text=потребитель+всегда+прав+видеоролик&path=wizard&parent-reqid=1610200997131538-43023584681218606500274-prestable-app-host-sas-web-yp-35&wiz_type=vital&filmId=9353051396894774363&url=http%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3Dn_OKSVucNoE

Учебник, параграф 11,стр. 61

Закон Республики Казахстан «О защите прав потребителей»

от 4.05.2010г. (Глава 3. Права потребителей и их защита).

https://pavlodar.com/zakon/?all=all&dok=04636

ИКТ

На интерактивной
доске показаны ситуативные задачи для каждой группы:

1.      
Покупатель Харитонов 10
февраля купил в магазине без примерки полуботинки для сына. 22 февраля этого
же года он обратился к продавцу с требованием обменять полуботинки, ссылаясь
на то, что они не подошли по размеру. Каковы должны быть действия продавца?

2.      
Евгений Данилов приобрёл
мобильный телефон, который время от времени самостоятельно выключался. Он
обратился в магазин сотовой связи с просьбой обменять товар. Справедливы ли
требования Данилова?

3.      
Гражданка Кузнецова
приобрела на рынке шубу. Придя домой, она обнаружила в шубе брак. Решив
больше никогда не покупать дорогие вещи на рынке, она хочет вернуть товар
продавцу. Имеет ли она на это право?

4.      
Венера купила в кредит норковую шубу. Пришла домой, показывает
шубу своим дочерям. Одна из дочерей спрашивает: мама, почему шуба старая?
Венера осмотрела шубу. Получилось, что в магазине она примеряла новую шубу, а
завернули ей старую шубу. Она со своими дочерями поехала в магазин с
требованием, чтобы ей шубу поменяли. В магазине ей в этом отказали. Дайте
правовую оценку данной ситуации

Раздаточный материал — 

информация о

роли (позиции)

критика, мечтателя, реалиста,

наблюдателя.

Конец урока

3 мин

Рефлексия.

Прием «Телеграмма»

Очень короткая запись о самом главном на
уроке.

Домашнее задание:

Для всех учеников:

1) изучить пар.11, с.61-66

2)Глоссарий с.65, выучить новые слова

3)Рассказать, какие существуют права и обязанности потребителя и
продавца.

На выбор учащихся

4) Эссе на тему «Пути защиты прав потребителей»

Пишет о том, что уяснил, также здесь высказывает пожелания своему
соседу по парте и отправляет по почте (обмениваются).

Самооценивание и взаимооценивание

Учебник, стр. 61 — 66

Эссе
на тему:

«Право
на жизнь. Право на охрану государством достоинства личности. Право на свободу и
личную неприкосновенность.»

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………………………….3

Основная
часть………………………………………………………………………………………4

Заключение…………………………………………………………………………………………..11

Список использованных источников и
литературы………………………………..13

Введение

Любой человек является частью определённого
государства, при этом у каждого из нас есть права и обязанности.

Среди них можно выделить право на
жизнь, свободу и личную неприкосновенность. Охрана перечисленных прав и
достоинства личности должна обеспечиваться государством. Это одно из условий,
которое будет характеризовать данное государство как правовое.

Выбранная тема является актуальной в
настоящее время, поскольку жизнь — самое важное и ценное для любого человека.

Вопросы, связанные с естественным
правом привлекали многих учёных, философов со времён Античности. На протяжении
веков менялись концепции, доктрины, взгляды; политические режимы; принимались
Конституции, Кодексы, законы, раскрывая новые аспекты данной проблемы.

Так как выбранная тема является
объемной, то в данной работе будут затронуты следующие ее аспекты:

1.         
Закрепление категории «право на жизнь» в
международных и российских нормативно правовых актах.

2.         
Отличие прав и свобод человека и гражданина.

3. Нормативное регулирование права на
свободу и личную неприкосновенность.

5.   Условия ограничения основных
прав и свобод человека.

6.  Проблемы судебной защиты основных
прав и свобод человека и гражданина.

Основная
часть

Как
в международных, так и в российских нормативно-правовых актах человек, его права
и свободы признаются высшей ценностью.

Нормативное
закрепление этого произошло в XX веке, когда были приняты такие документы, как
Всеобщая декларация прав человека, Европейская конвенция о защите прав человека
и основных свобод, Международный пакт о гражданских и политических правах,
Конвенция о предупреждении преступлений геноцида и наказания за него и ряда
других.

Например,
в первых двух статьях Всеобщей декларации о правах человека закрепляется то,
что все люди свободны и равны от рождения, от рождения равны в достоинстве и
правах. В ст. 3 данного документа особо выделяется право на жизнь.

В
Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод также
закрепляется право на жизнь.

В
Международном пакте о гражданских и политических правах дано более развернутое
определение: «Право на жизнь есть неотъемлемое право каждого человека. Это
право охраняется законом. Никто не может быть произвольно лишен жизни»

Таким
образом, в этих важнейших документах закрепляется право на жизнь за каждым
человеком, декларируются основные принципы: право на жизнь охраняется
государством и никто не может быть намерено лишён жизни. Исключением является
промежуток до принятия нормативного акта об отмене смертной казни
(исключительная мера). В России последние смертные приговоры были приведены в
действие в 1996 году перед принятием Президентом России моратория об отмене
смертной казни.

Россия
ратифицировала эти важнейшие международные правовые документы.

Конституционное
закрепление естественных основных прав человека тоже происходило постепенно.
Тексты основных законов дополнялись правами и свободами человека, постепенно
расширяя полноправную жизнь на всех членов общества.

Согласно
Конституции РФ права и свободы человека признаются высшей ценность, право на
жизнь принадлежит каждому человеку от рождения. Никто не имеет право лишать
человека жизни.

Закрепление
основных прав и свобод в основном законе гарантирует защиту таких прав со
стороны государства. Они составляют ядро правового статуса личности и основу
других прав, закрепляемых соответствующими отраслями права.

В
Конституции РФ производится разграничение основных прав и свобод на права и
свободы человека и гражданина.

Статус
гражданина – особая правовая связь человека и государства, то есть институт
гражданства.  Конституционные права и свободы гражданина являются элементом
конституционного правоотношения, участниками которого является государство и гражданин.
Для гражданина это закрепление право на защиту своих прав, а для государства —
обязанность предоставления такой защиты. Такие права могут быть утрачены только
с потерей гражданства.

Отличие
гражданских прав и свобод от прав и свобод человека заключается в формулировке
текста статей. Там, где речь идёт о правах человека, используются следующие
формулировки «каждый имеет право», «каждому гарантируется» и т.д. Это означает,
что основные права и свободы признаются за любым человеком, находящимся на
территории России.

Таким
образом, основные нормативно правовые акты закрепляют права человека как
наивысшую ценность. Право на жизнь гарантируется любому человеку от рождения.
Никто не может лишить человека жизни.

Право каждого человека на свободу и
личную неприкосновенность предусмотрено в качестве одного из основополагающих
конституционных прав и свобод.

Право на свободу и личную
неприкосновенность человек также получает с момента рождения.  Оно дает
человеку совершать действия, которые не противоречат закону.

Отсутствие законодательного
определения неприкосновенности личности породило разные научные подходы по
данной проблематике. Анализ указанных точек зрения по проблеме определения
неприкосновенности личности позволяет выделить узкое и широкое толкование
данного принципа.

Наиболее чётко характеризуется данное
понятие, определение которого дано в узком смысле. Под неприкосновенностью
понимается контакт с телом человека. Объектом такого принципа является человек
как физиологическое существо, его физическое тело.

Конституционное право на
свободу и личную неприкосновенность означает, что человек не может быть лишен
свободы и заключен под стражу по произволу власти. Арест, заключение под стражу
и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного
решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов. Суд, прокурор, следователь, орган дознания и
дознаватель обязаны немедленно освободить всякого незаконно задержанного, или
лишенного свободы, или незаконно помещенного в медицинскую организацию,
оказывающую медицинскую помощь в стационарных условиях, или в медицинскую
организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, или
содержащегося под стражей свыше срока

Этот принцип нашел свое
отражение и в Уголовно процессуальном кодексе Российской Федерации. В
соответствии с
ч. 1 ст. 10 УПК РФ никто не может быть задержан по подозрению в совершении
преступления или заключен под стражу при отсутствии на то законных оснований,
предусмотренных
УПК РФ. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто
задержанию на срок более 48 часов.
В
данном случае речь идет о личной свободе. Ограничение свободы может быть никак
не связано с неприкосновенностью личности. Примером может служить подписка о
невыезде.

К элементам общего принципа
неприкосновенности личности принято относить: физическую (телесную)
неприкосновенность, психическую неприкосновенность, нравственную
неприкосновенность — честь и достоинство, духовную неприкосновенность, половую
неприкосновенность, индивидуальную личную свободу, право свободного
передвижения и выбора занятий, отсутствие контроля, возможность свободно
располагать собой.

Таким образом, в связи с
наличием разногласий в понимании понятий свобода и личная неприкосновенность
необходимо в законодательство внести соответствующее конкретное определение.

Статья 21 Конституции РФ ставит достоинство личности под государственную
охрану. В качестве основания для умаления человеческого достоинства не может
быть признано ничто. Устанавливает
ст. 21 Конституции РФ и положение о недопустимости без наличия
добровольного согласия подвергать человека различным опытам, в том числе
медицинским, научным и иным.

Следует отметить, что данный принцип не урегулирован в должной
мере действующим уголовно-процессуальным законодательством Российской
Федерации. Так, не содержится легального определения понятий
«насилие», «пытки», «другое жестокое или унижающее
человеческое достоинство обращение», нет конкретного перечня действий и
решений, которые влекут за собой унижение чести и человеческого достоинства
участников уголовного судопроизводства. А, как мы полагаем, именно в уголовном
судопроизводстве принципу уважения чести и достоинства личности необходимо
уделить наибольшее внимание. Это обусловлено спецификой уголовного
судопроизводства, где совершение даже законных процессуальных действий в той
или иной степени приводит к ограничению конституционных прав и свобод личности;
а также наличием достаточно большого количества нарушений в правоприменительной
практике.

В соответствии со ст. 29 Всеобщей декларации прав человека, Конституция РФ (ч. 3 ст. 55) вводит институт ограничения прав и свобод при наличии
определенных оснований.
Конституция устанавливает, что права и свободы могут ограничиваться в целях
защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных
интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Речь идет о защите прав и интересов
большинства людей от злоупотреблений со стороны меньшинства или о создании
необходимых условий для реализации прав и свобод.

В целом же существует очень тонкая
грань между правомерным ограничением прав и свобод и фактическим отрицанием.

Основные права могут быть ограничены
федеральным законом, сфера действия которого уже очерчена конституционными
пределами осуществления прав, только в указанных целях и только соразмерно этим
целям. Федеральными законами, в которых содержатся отдельные ограничения прав и
свобод, обычно раскрываются понятия соответствующих направлений или форм
деятельности государства («безопасность», «оборона»,
«оперативно-розыскная деятельность» и др.)

В части 2 ст. 55
Конституции РФ указывается, что «в Российской Федерации не должны
издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и
гражданина», что, в свою очередь, означает, что законы должны быть
правовыми и только верховенство таких законов и их соблюдение создают
соответствующий требованиям правового государства режим законности.
Следовательно, необходимо различать понятия «умаление права» и
«ограничение прав».

Конституционный Суд РФ выработал и
дал толкование принципам ограничения прав, к которым, на наш взгляд, следует
отнести следующие: ограничения прав и свобод должны быть соразмерны защищаемым
Конституцией
и законами ценностям правового государства, должны отвечать требованиям
справедливости, быть соразмерными и необходимыми для защиты конституционно
значимых ценностей, учитывать необходимый баланс интересов человека, общества и
государства; при допустимости ограничений того или иного права в соответствии с
конституционно одобряемыми целями государство должно использовать только
необходимые и строго обусловленные этими целями меры.

Думается, что ограничения прав и
свобод человека могут иметь как конструктивный, так и деструктивный характер.

При этом необоснованные ограничения
влекут конфликт ценностей. Существование острых, ценностных коллизий, как
показывает текущая политическая практика, возможно не только во
взаимоотношениях личности и общества. Наиболее болезненны они во взаимосвязи
личности и государства, тогда, когда решения, принимаемые государственными
чиновниками, рассматриваются носителями прав и свобод как административный
произвол, направленный на сохранение государственной власти у определенного
круга лиц.

Всеобщая декларация прав человека
выделяет гарантию каждого человека на эффективное восстановление в правах
компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав,
предоставленных ему конституцией и законом.

Подобное право граждан принадлежит к
виду прав, которые не подлежат ограничению.

Однако в современном российском
законодательстве существуют проблемы, связанные с судебной защитой
конституционных прав. Например, в УПК РФ недостаточно разработанным
представляется аспект восстановления права на неприкосновенность личности и
частной жизни при установлении факта его неправомерного ограничения.

Отсутствие четких разграничений
понятий «осуществление», «обеспечение», «защита»,
«реализация» приводит в теории и на практике к возможности их
отождествления. Для обеспечения процессуальных прав участника уголовного
судопроизводства первоочередное значение имеет как его осведомленность о своих
правах с момента появления в уголовном судопроизводстве, так и создание
благоприятного процессуального режима их полной и всесторонней реализации.
Совокупность процессуальных прав есть не что иное, как право на защиту своих
субъективных прав и законных интересов.

В связи с тем, что судебный порядок
рассмотрения строго регламентирован (требует точного соблюдения различных
формальных требований), физическим лицам трудно самостоятельно обратиться в
судебную инстанцию с целью защиты своих конституционных прав. Большей части
граждан требуется квалифицированная юридическая помощь. Та часть общества,
которой удается получить бесплатную юридическую помощь очень малочисленна.

Большинству людей для того, чтобы
было принято справедливое решение, приходится находить пути, которые обходят
связь с государством.

В качестве решения данной проблемы
можно предложить конкретизацию положений законодательных актов, касающихся
юридической помощи населению, расширения категорий людей, которые могут
получать квалифицированную юридическую помощь.

Заключение

Среди прав человека важнейшим
является право на жизнь. Оно закреплено как в международном, так и в российском
законодательстве.

К основам правового статуса личности
относятся конституционно закрепленные права и свободы. Понятие основных прав и
свобод человека и гражданина может быть сформулировано следующим
образом: конституционные (основные) права и свободы человека и гражданина
– это его неотъемлемые права и свободы, принадлежащие ему от рождения (в
надлежащих случаях в силу его гражданства), защищаемые государством и
составляющие ядро правового статуса личности.

Особенности основных прав и свобод:
лежат в основе всех остальных прав и свобод, закрепленных иными нормативными
актами; характеризуются всеобщностью – закреплены за каждым человеком и
гражданином;  имеют особый механизм реализации – выступают в качестве
предпосылки любого правоотношения, постоянного и неотъемлемого права каждого
участника правоотношения;  имеют особую юридическую форму закрепления –
зафиксированы в основном нормативном правовом акте, имеющем наивысшую
юридическую силу – в Конституции РФ; обеспечены повышенной правовой защитой.

Право на охрану государством
достоинства личности означает, что никто не может быть подвергнут жестокому или
унизительному обращению, а тем более, насилию или пыткам. Без согласия
гражданина нельзя проводить над ним никаких медицинских или научных опытов.
Уважение к личности включает в себя не только внимание к удовлетворению ее
законных интересов, но и соответствующее поведение сотрудников государственных
органов при общении с людьми. Право на неприкосновенность личности предоставляет
гражданину возможность действовать по своему усмотрению, без каких-либо
ограничений, если россиянин не совершает ничего противозаконного. Арест
человека возможен только по решению суда, а без соответствующей санкции никто
не может быть задержан правоохранительными органами на срок более 48 часов
.

Задача государства состоит не
только в том, чтобы гарантировать права и свободы человека, но и в том, чтобы
минимизировать неблагоприятные последствия своего
вмешательства в социально- экономические процессы. Эта задача весьма
противоречива. 

Основные права и свободы человека
принадлежат каждому от рождения и неотделимы от человеческой личности.
Установленные Конституцией права и свободы являются непосредственно
действующими.

В единой системе конституционных прав
и свобод человека и гражданина в Российской Федерации личным правам принадлежит
особая роль, они представляют совокупность правомочий, отражающих
естественно-правовые начала и обеспечивающих индивидуальность личности во
взаимоотношениях с обществом и государством.

Личные (гражданские) права неразрывно
связаны с такими понятиями, как равенство, свобода, неприкосновенность
личности. Социальная ценность личных прав состоит в том, что они сами и
гарантии реального осуществления определяют положение человека в обществе, а
следовательно, и уровень развития самого общества.

Список используемых
источников и литературы

Источники

1.                
Конституция РФ. Принята
Всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (в редакции Законов РФ о поправке к
Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ и № 7-ФКЗ) // Российская газета. –
21.01.2009.

2.                
Европейская Конвенция о защите
прав человека и основных свобод и дополнительные протоколы. — М.: Издательство
НОРМА, 1996. — 80 с.

3.                
Конвенция о защите прав
человека и основных свобод // Собрание законодательства РФ. — 1998.- №20.-
Ст.2143.

Литература

1.                
Белых С.В. Судебная защита конституционных экономических прав
юридических лиц // Российский юридический журнал. – 2002. – № 2. – С.73-76.

2.                
Лебедев В.А. Конституционные основы
ограничений прав и свобод человека и гражданина// СПС Консультант Плюс.

3.                
Петрова Д.Р.
Основания права личности на защиту конституционных прав и свобод на уровне
международного правосудия // Фундаментальные и прикладные исследования в современном
мире. — 2015. — № 4. — С. 132 — 136.

4.                
Саакян А.Г. Право человека на
свободу и личную неприкосновенность в уголовном судопроизводстве// Закон и
право. -2018-№ 07.-С.97-99.

5.                
Саратова О.В. Проблема
судебной защиты конституционных прав и свобод граждан//Судебная власть и
уголовный процесс. -2018.-№ 4.- С. 68-70.

ПОДЕЛИТЬСЯ

Диагностическая работа №1 ОГЭ 2022 статград по русскому языку 9 класс составлена по образцу ОГЭ 2022 года , тренировочные варианты РЯ2190201 и РЯ2190202 с ответами и изложением, официальная дата проведения работы 2 декабря 2021 год.

  • Скачать варианты РЯ2190201 РЯ2190202

  • Скачать все ответы

Варианты РЯ2190201 РЯ2190202 статград ОГЭ 2022 по русскому языку 9 класс:

Текст изложения

Достоинство – вот качество, по которому можно безошибочно определить хорошего человека. Одно правило должно быть у каждого в цели жизни, в принципах жизни, в поведении: надо прожить жизнь с достоинством, так, чтобы не стыдно было вспомнить и не зазорно было рассказать о прожитом детям и внукам.

Однако достоинство требует от каждого из нас многого: доброты, великодушия, умения не быть эгоистом, стремления быть правдивым, находить радость в помощи другим. Ради достоинства жизни надо уметь отказываться от мелких удовольствий, уметь постоянно чем-то жертвовать. Брат, который берёт с собой гулять маленькую сестрёнку, жертвует частью развлечений и временем, ведь за младшими нужно следить. Отец, который извиняется перед сыном, признавая свою ошибку, жертвует гордостью ради справедливости. Это и есть та цена, которую платит в жизни достойный человек.

Почему же так важно прожить жизнь с достоинством? Природа создавала человека много миллионов лет, и вот эту творческую, созидательную деятельность природы нужно уважать. Кропотливая и изысканная работа эволюции не должна пройти даром. Необходимо сохранить основное качество, которое уже много веков отличает человека от его малоразвитых предков. Именно поэтому нужно прожить жизнь с достоинством, чтобы природа, работавшая над нашим созданием, не была обижена.

Сложные задания из 1 варианта:

1)Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения – не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

2)Синтаксический анализ. Прочитайте текст. (1)Солнечное затмение – астрономическое явление, во время которого земля, луна и солнце выстраиваются в одну линию. (2)Когда оно наступает, Луна закрывает (затмевает) полностью или частично Солнце от наблюдателя на Земле. (3)На протяжении тысячелетий людям казалось, что солнечные затмения – это божья кара, внушающая страх и благоговейный трепет. (4)Если бы полные солнечные затмения были видимы в каждой местности достаточно часто, к ним привыкли бы так же быстро, как и к изменениям фазы Луны. (5)Но далеко не каждому поколению местных жителей удаётся увидеть их хотя бы раз, потому что встречаются они довольно редко.

Укажите варианты ответов, в которых даны верные утверждения. Запишите номера ответов.

  • 1) В первой части предложения 1 составное именное сказуемое.
  • 2) Грамматическая основа во второй части предложения 2 – Солнце закрывает.
  • 3) Первая часть предложения 3 является односоставным безличным предложением.
  • 4) Предложение 4 сложноподчинённое, содержит две грамматические основы.
  • 5) Сказуемое в первой части предложения 5 составное именное.

3)Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. Ожидая сестру у ворот старенького (1) но очень уютного домика (2) скрытого от посторонних глаз (3) густо сплетёнными ветвями деревьев (4) Ольга напевала весёлую песенку (5) и несколько раз бросала насторожённые взгляды в сторону (6) растущего у забора (7) куста (8) из которого доносились непонятные звуки.

4)Синтаксический анализ. Замените словосочетание «Мишина книжка», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

5)Орфографический анализ. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

  • 1) СТАРИННЫЕ (часы) – в суффиксе полного страдательного причастия прошедшего времени, образованного от глагола совершенного вида, пишется НН.
  • 2) СЛОЖИТЬ (в сумку) – на конце приставки перед глухим согласным пишется буква С.
  • 3) ГОРЯЧО – в суффиксе наречия после шипящего согласного под ударением пишется буква О.
  • 4) ОДОМАШНИВАНИЕ – написание безударной гласной в корне проверяется подбором однокоренного слова, в котором проверяемая гласная находится в ударном слоге.
  • 5) ПОМНЯТ (о войне) – в форме настоящего времени 3-го лица множественного числа глагола II спряжения пишется окончание ЯТ.

6)Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

  • 1) Торговка не заметила, как подошёл Гаврик, и потому продолжала торговаться с покупателями.
  • 2) Гаврик понимал, что он и дедушка полностью зависят от торговки.
  • 3) Из уважения к торговке Гаврик снял шапку.
  • 4) Гаврик с дедушкой жили бедно, но мальчик всё равно решил не унижаться перед торговкой.
  • 5) Гаврик и дедушка наконец расплатились с долгом и теперь не были ничего должны торговке.

7)Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является сравнение.

  • 1) «Где бычки?» – закричала вдруг торговка, делаясь от гнева красной, как свёкла.
  • 2) Конечно, нельзя сказать, что бычки были крупные, но уж во всяком случае и не такая мелочь, как кричала торговка.
  • 3) Её руки мелькали так быстро, что Гаврик не успевал следить за счётом.
  • 4) «Мадам Стороженко, – наконец с большим трудом выговорил мальчик, смотря на торговку, как кролик на удава, – мадам Стороженко…»
  • 5) Скажите спасибо, что даю за такую рвань по тридцать.

8)Найдите в предложениях 80–83 фразеологизм. Выпишите этот фразеологизм

9)Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского и советского писателя и общественного деятеля А.Н. Толстого: «Дивной вязью народ плёл невидимую сеть русского языка: яркого, как радуга вслед весеннему ливню, меткого, как стрелы, задушевного, как песня над колыбелью, певучего и богатого».

9.2)Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Он мог бы ей сказать, что у них с дедушкой совершенно нет денег, что надо обязательно купить хлеба и мяса для наживки, что требуется всего-навсего копеек пятнадцать-двадцать, – но стоило ли унижаться? В мальчике вдруг заговорила рыбацкая гордость. Он вытер рукавом слёзы, щипавшие облупленный носик, вскинул на плечо лёгкий садок и пошёл куда глаза глядят своей цепкой, черноморской походочкой».

9.3)Как Вы понимаете значение словосочетания ЗАВИСИМОЕ ПОЛОЖЕНИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое зависимое положение?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

Сложные задания из 2 варианта:

2)Синтаксический анализ. Прочитайте текст. (1)В развитых странах Запада и в Японии создаются национальные программы чтения. (2)Эти программы проводятся под девизом «Нация в опасности – дети перестают читать!». (3)Но ведь и мы должны понять: отказ от чтения говорит о том, что и в нашем доме беда и что наша российская нация тоже в опасности. (4)Срочно надо создавать национальную программу поддержки чтения в России, повышая общее количество читающих детей и взрослых. (5)Нам нужно сформировать социальный заказ на издание детских книг, увеличить часы, отведённые на преподавание литературы в школе.

Укажите варианты ответов, в которых даны верные утверждения. Запишите номера ответов.

  • 1) Грамматическая основа предложения 1 – создаются.
  • 2) В предложении 2 составное именное сказуемое.
  • 3) В предложении 3 четыре грамматические основы.
  • 4) Предложение 4 осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
  • 5) Предложение 5 является односоставным безличным.

3)Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. С растрёпанными волосами (1) с глазами (2) которые светились счастьем (3) и озорством (4) она ворвалась в наш дом неожиданно (5) заставив (6) находившиеся в доме (7) вещи (8) ожить.

4)Синтаксический анализ. Замените словосочетание «сумка из кожи», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

5)Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов. 1) ОТПЕЧАТОК – на конце приставки перед глухим согласным пишется буква Т. 2) ПЕРЕТЕРЕТЬ (с сахаром) – написание безударной гласной в корне проверяется подбором однокоренного слова, в котором проверяемая гласная находится в ударном слоге. 3) ПРИЛЕЧЬ (на кровать) – правописание приставки определяется её значением – неполнота действия. 4) БЕЗЫНТЕРЕСНЫЙ (шкаф) – после русской приставки, оканчивающейся на согласный, буква И заменяется на букву Ы. 5) НЕЛЕПОСТЬ – слово не употребляется без НЕ, поэтому пишется слитно.

6)Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) На улице было очень холодно, поэтому мадам Стороженко была тепло одета. 2) Торговка была подслеповата и не смогла сразу разглядеть бычков. 3) Мадам Стороженко раньше давала за бычков больше денег. 4) Бычки действительно были некрупные, но назвать их «мелочью» тоже было нельзя. 5) Гаврик с дедушкой жили в нищете, и поэтому мальчик решил, что никуда не уйдёт, пока не уговорит торговку купить бычков за бо́ льшую цену.

7)Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является олицетворение.

  • 1) Знакомая торговка сидела на детской скамеечке под парусиновым зонтиком великанши, окружённая корзинами, из которых на покупателей, призывно поблёскивая на солнце, смотрели различные товары.
  • 2) Она запустила в садок пятерню и проворно вытащила несколько бычков; посмотрела на них вскользь и уставилась на Гаврика круглыми глазами, чёрными и синими, как виноград «изабелла».
  • 3) Мальчик в тоске переступил с ноги на ногу и скромно улыбнулся, желая превратить неприятный разговор в шутку.
  • 4) Но вместо этого он вдруг заискивающе улыбнулся и посмотрел на свои ботинки, которые не разваливались только потому, что сочувствовали своему несчастному хозяину.
  • 5) Он вытер рукавом слёзы, вскинул на плечо садок и пошёл куда глаза глядят своей лёгкой, черноморской походочкой.

8)Лексический анализ. Найдите в предложениях 72–80 разговорное слово с лексическим значением «негодная вещь, хлам». Напишите это слово.

9)Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского прозаика, драматурга и поэта Н.В. Гоголя: «Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Другие тренировочные варианты ОГЭ 2022 по русскому языку 9 класс:

  • 27.11.2021 Русский язык 9 класс ответы и задания для мониторинговой работы ОГЭ

  • 18.10.2021 Пробное ОГЭ 2022 вариант №211018 по русскому языку 9 класс с ответами

Сочинение на тему «Права человека»

Эссе на тему «Права человека в современном мире»

Французский писатель XIX века, Виктор Гюго, сказал: «Право – это всё то, то истинно и справедливо», в своих произведениях он всегда был на стороне обездоленных и оскорбленных, выступал за защиту их прав.Но не только обездоленные и оскорбленные нуждаются в защите.
При рождении человек приобретает права и свободы, которые неотчуждаемы, то есть никто не может лишить человека этих прав. Конечно же, главным из них является право на жизнь. В главном законе нашей страны, Конституции, сказано: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств». Право регулирует отношения и поведение людей, каждый человек имеет равные права, и с этой стороны в обществе создаётся баланс «чёрного и белого», ведь осуществления прав и свобод одного человека не может нарушать права и свободы другого человека.К сожалению, в современном мире не каждый человек может сказать: «Я полностью реализую свои права». Чаще можно услышать фразу: «Мои права нарушены» или «Я должен обратиться за защитой своих прав».

Человек взрослеет, а вместе с ним развивается и общество, находящееся вокруг него. Социальный статус гражданина меняется вместе с его возрастом, сначала он ученик, абитуриент или студент, а потом любой молодой человек приобретает такой статус как призывник. Вместе с новым статусом юноша получает список обязанностей. В целях обеспечения воинского учёта молодые люди обязаны: состоять на воинском учёте по месту жительства, явиться в установленное время и место по повестке (вызову) в военный комиссариат по месту жительства, бережно хранить военный билет и так далее. Также каждый призывник обязан пройти обязательную подготовку к военной службе. Но не только обязанностями наделяет юношу статус призывника. В первую очередь, у молодого человека, вставшего на военный учёт, появляются новые, особые права, которые, зачастую остаются неразъяснёнными и, якобы, «забытыми» руководством. Чаще всего виной всему правовая неграмотность призывников и их родителей.

Сочинение на тему «Права человека»

Каждый человек от рождения имеет естественные права. Все они закреплены в Декларации прав человека, принятой международным сообществом. Удивительно, но людям потребовались целые столетия, чтобы понять свои права и утвердить их. А ведь они такие простые и ясные! Я думаю, что если все люди будут уважать свои и чужие права, на Земле станет значительно меньше горя, слез и несправедливости.

Первым и главным правом человека является его право на жизнь. Оно должно быть священным для всех. Также каждый имеет право не просто прожить свою жизнь, но прожить ее достойно. Чтобы никто другой не унижал личность, ни морально, ни физически. Не бил, не запугивал, не принуждал к чему-то. Человек имеет право на личное достоинство и свободу. И поэтому он имеет право свободно выбирать: на кого учиться, где работать, кого любить.

Также каждому дается право на частную собственность. Такова человеческая природа, что все мы желаем иметь что-то свое: дом, автомобиль и другие вещи. Никто не имеет права отбирать это у владельца.

Лично я считаю, что каждый из нас должен сам следить, не нарушаются ли его права и свободы. И конечно, отстаивать их. А также, и это главное — уважать права других, не меньше, чем собственные. Тогда наше государство сможет называться правовым.

Сочинение «Права человека в современном мире»

В нашем мире мы обладаем теми правами, которые закреплены в Конституции нашей страны,в Конституции РФ. Эти права принадлежат нам сразу, как только мы появляемся на свет, но много времени люди в нашей стране были лишены этих прав, огромное количество простого народа было вынуждено жить в трудных условиях, заниматься тяжелой работой, были и крепостные крестьяне, у которых вообще не было никаких прав и они принадлежали помещикам, которые пользовались их трудом и распоряжались их жизнями.

Сейчас мы живем в демократическом государстве, обладаем многими личными и политическими, правами , правами в экономической жизни, правами социальными, правами в культурной области, и экологическими правами. Самые главные, я считаю , это права каждого человека на жизнь, достоинство и свободу, ведь мы и в самом деле являемся свободными людьми и имеем право на то, чтобы прожить свою жизнь достойно, реализовать свои способности и возможности. Никто не имеет права преследовать нас за то, что мы принадлежим к какой-то религии, мы можем думать о чем хотим и выражать свое мнение и свои суждения, никто не может ворваться в наш дом, я открыто могу пользоваться своим родным языком, пусть даже он не совпадает с государственным, указывать свою национальность.

Также все мы можем беспрепятственно переезжать, если нам это потребуется и даже покинуть пределы своей Родины. Как гражданин я могу выбираться в органы власти, участвовать в политической работе, знать все , что происходит в стране и в мире, быть участников союзов и партий. Имею право на трудовую и безопасную работу, могу быть собственником и организовать свое дело. А в социальной области у нас есть гарантии образования и помощи медиков, также я могу пользоваться культурными ценностями и заниматься творчеством, имею право на жизнь в благоприятной экологической обстановке.

Да, много прав нам предоставила наша Конституция, но вот мне хотелось бы знать, что каждый из нас может и должен предпринять в ответ. А мы должны просто быть ответственными и сильными личностями, отвечать за свои поступки,выполнять свои гражданские обязанности, не забывать о правах и свободах других людей, достойно трудиться , заниматься воспитанием своих детей и заботиться о родителях, когда они стали немощными и больными, а также охранять свою историю и культуру, заботиться об окружающей среде, а в минуты опасности быть готовым к тому, чтобы защищать свою Родину. Только в союзе прав и обязанностей людей нам будет гарантирована достойная жизнь в нашем современном мире, в нашей стране.

Обязанность государства гарантировать защиту жизни своего гражданина

Международный пакт и иные многочисленные международные документы, и документы местного значения точно закрепляют необходимые обязательства государств по гарантии защиты жизни человека. Из этого следует, что государства обязаны предпринимать необходимые действия для свидетельствования своей готовности инициативно защищать право на жизнь всех граждан, пребывающих на их территории.

Государство обязано гарантировать защиту жизни гражданина

Разрешенное лишение человеческой жизни

Как было сказано выше, право на жизнь не является совершенным. Вопреки неотъемлемости права на жизнь, имеются признанные обществом обстоятельства, ввиду которых лишение человеческой жизни является проявлением законодательной власти и вполне правомерно. Например, разрешенная во многих странах смертная казнь, убийство человека в условиях военного времени, террористических актов и т.д.

В некоторых странах разрешена смертная казнь

Смерть в результате действий сил безопасности государств

Лишение человеческой жизни государственной властью всегда чрезвычайно тщательно изучается международным обществом. Невзирая на это, государственной власти в ограниченных обстоятельствах законодательно позволено лишать преступника жизни.

В некоторых случаях власти позволено лишать преступников жизни

Государство имеет полное право на ликвидацию определенных личностей, если они несут опасность гибели большого количества граждан либо в случае подавления мятежа (например, террористические акты). В статье 2.2 Европейской конвенции о правах человека предоставляется список таких обстоятельств, в случае которых смерть человека не считается преступлением против общества.

  1. Защита гражданина от противоправного насилия.
  2. Проведение законного задержания преступника.
  3. Предупреждение побега преступника, заключенного под стражу.
  4. Удерживание на законных основаниях бунта или мятежа.

Эпитеты к слову «свобода»

Абсолютная, безбрежная, безграничная, безусловная, бесконтрольная, благоденственная, бродяжническая, благотворная, вечная, временная, всемирная, всеобщая, всесильная, гордая, действительная, дорогая, драгоценная, желанная, заветная, золотая, исключительная, истинная, ложная, любимая, мимолетная, мнимая, настоящая, неограниченная, неприкосновенная, нерушимая, ограниченная, подлинная, полная, полноправная, полноценная, постылая, прекрасная, призрачная, разумная, святая, священная, совершенная, угнетенная, тайная, фальшивая, веселая, новорожденная, просвещенная, убогая, буржуазная, внутренняя, гражданская, демократическая, душевная, интеллектуальная, крестьянская, литературная, личная, моральная, народная, национальная, нравственная, общественная, политическая, социалистическая, творческая, физическая, экономическая, великая, гордая, громадная, железная, закаленная, каменная, крепкая, могучая, монолитная, настойчивая, неколебимая, необоримая, непоколебимая, непреклонная, несгибаемая, несокрушимая, неукротимая, огромная, сильная, слабая, смелая, стальная, стойкая, страстная, сумасбродная, твердая, твердокаменная, титаническая, упорная, упрямая, фанатическая, холодная, целеустремленная, безукоризненная, безупречная, блестящая, высокая, громкая, добрая, заслуженная, идеальная, исключительная, кристальная, незапятнанная, непогрешимая, общепризнанная, отличная, отменная, превосходная, прекрасная, признанная, прочная, святая, солидная, упроченная, хорошая, чистая, чудесная.

Обязанность государства производить расследования в случаи смерти человека

Государственная власть обязана предпринимать меры для обеспечения честного и открытого расследования всех случаев смерти граждан, находящихся в юрисдикции данной власти. Из этого следует, что государства обязаны формировать органы, имеющие полномочиями по расследованию причин всех смертей и, при необходимости, привлечению к ответственности виновных лиц.

Государство обязано проводить расследования при смерти человека

Мы не можем сказать на сегодняшний день, что государство обладает достаточно эффективной правовой системой по защите жизни людей, если причина гибели гражданина определена как неустановленная.

Внимание! Такое обязательство не требует от государства осуществлять следствие каждого конкретного случая; для выполнения такого обязательства государственная власть обязана только организовать деятельность следственной системы.

Народная мудрость

  1. «Свободный человек ничего не боится». Наши мудрые предки считали, что свободному человеку нечего бояться. Страхи не дают быть по-настоящему свободными.
  2. «Не нужна соловью золотая клетка, а нужна зелёная ветка». В данной пословице говорится о том, что никакая золотая клетка не заменит свободы. Богатство не главное в жизни, оно не позволяет человеку быть самим собой.
  3. «В чистом поле четыре воли». Наши предки говорили о том, что свободный человек волен идти, куда ему угодно, на все четыре стороны.
  4. «Воля велика, да тюрьма крепка». В данной пословице говорится о том, что человек может лишиться своей свободы, совершив преступление. Нет худшего наказания, чем быть заключённым в тесных тюремных стенах.
  5. «Была бы шея, а хомут найдётся». В этой пословице идёт речь о подчинении чужой воли. Всегда найдётся тот, кто захочет ограничить свободу другого человека для своей выгоды.
  6. «Вольному воробью и соловей в клетке завидует». Смысл данной пословицы заключается в том, что свобода ценится превыше всего. Лучше иметь низкое происхождение и быть свободным, чем находиться в золотой клетке.
  7. «И медведь в неволе пляшет». В данной пословице говорится о том, что ограничив чужую свободу, можно заставить человека делать то, что нужно другим. Даже медведя можно заставить танцевать.
  8. «Плохая воля лучше неволи». Наши мудрые предки знали, что лучше трудная свобода, чем её отсутствие.
  9. «Своя воля всего дороже». В этой пословице говорится о том, что человеку всего в жизни дороже его свобода.
  10. «И золотые удила коню не милы». Смысл данной пословицы заключается в том, что человеку не приносит радость богатство, если оно ограничивает его свободу.

Совсем скоро 11-классникам предстоит писать итоговое сочинение. Оно — одно из условий допуска выпускников к государственной итоговой аттестации. О том, как пройти это испытание успешно, рассказывают ведущие эксперты предметной комиссии ЕГЭ по литературе в Москве Светлана Колосова и Александра Кудряшова.

В этом учебном году на итоговом сочинении будут предложены следующие тематические направления:

  • Человек путешествующий: дорога в жизни человека.
  • Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
  • Преступление и наказание — вечная тема.
  • Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.
  • Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.

Разбираясь в особенностях того или иного направления, надо учитывать все тонкости и нюансы, уметь определять ключевые понятия, которые и станут своеобразной опорой в подготовке к сочинению. Помните, что название направления не тождественно теме сочинения.

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека

Ключевой образ первого тематического направления — дорога. Он может быть интерпретирован по-разному: это и метафора жизненного пути, профессионального становления, творческих поисков, духовного роста, это же и открытие новых земель, приобретение новых впечатлений и знаний в путешествиях.

Конечно, для написания итогового сочинения необходимо иметь читательскую копилку произведений, которая позволит убедительно аргументировать свою точку зрения. Однако при выборе темы обязательно надо соотнести конкретную формулировку и те произведения, которые предназначались для аргументации именно по этому направлению. Ответить на вопросы: можно ли использовать подготовленный текст в сочинении и, если можно, как его нужно интерпретировать.

По первому направлению могут быть предложены следующие произведения:

  • «Капитанская дочка» А. С. Пушкина,
  • «Мцыри», «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова,
  • «Мертвые души» Н. В. Гоголя,
  • «Очарованный странник» Н. С. Лескова,
  • «Тихий Дон», «Судьба человека» М. А. Шолохова,
  • «Старуха Изергиль» М. Горького,
  • «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова.

Не стоит забывать, что для аргументации могут быть использованы и стихотворные произведения — в данном случае, например, подойдет стихотворение Н. А. Некрасова «Железная дорога».

2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

Во втором тематическом направлении ключевые понятия — «цивилизация» и «технологии», которые выпускнику предстоит осмыслить, проанализировать и, конечно, дать им свою оценку. Необходимо помнить, что эти явления имеют разный масштаб влияния: на человека, на общество, на государство, на мировой порядок. В своем рассуждении ответьте на вопрос: цивилизация и технологии — явления все-таки положительные или отрицательные?

Для аргументации могут быть использованы следующие произведения:

  • «Медный всадник» А. С. Пушкина,
  • «Гроза» А. Н. Островского,
  • «Собачье сердце» М. А. Булгакова,
  • «Мы» Е. М. Замятина,
  • «Кысь» Т. Н. Толстой,
  • «Москва 2042» В. Н. Войновича и другие.

3. Преступление и наказание — вечная тема

Третий тематический блок предлагает поразмышлять о том, что такое преступление. Само слово этимологически отсылает к выражению «преступить, переступить черту», т. е. преступление — это нарушение общепринятых законов, законов нравственности. Выпускнику необходимо определить, к каким последствиям приводит совершение преступления и каким может быть наказание за нарушение человеческих законов.

Очевидно, что одним из основных произведений, которые можно использовать для аргументации при рассуждении на тему данного направления, будет роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Кроме того, в зависимости от конкретной формулировки темы могут быть привлечены и другие произведения. Например:

  • «Очарованный странник» Н. С. Лескова,
  • «Война и мир» Л. Н. Толстого,
  • «Старуха Изергиль» М. Горького,
  • «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова,
  • «Тихий Дон», «Судьба человека» М. А. Шолохова и т. д.

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня

Произведение искусства, максимально повлиявшее на личность, в котором читатель/зритель находит отражение своих чувств, мыслей, переживаний, жизненных событий, проблем — такой круг вопросов связан с четвертым тематическим направлением. В какой книге, в каком спектакле или мелодии есть то, что выпускник воспринимает как свое, близкое, и в чем заключается эта близость? Конечно, перечень произведений для аргументации в данном случае сугубо индивидуален и будет зависеть исключительно от личного опыта учащегося.

5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина

Последнее, пятое направление связано с кругом социальных тем, которые могут поднимать вопросы гражданской позиции, гражданской ответственности, пороков общества и, может быть, предлагать автору сочинения найти пути преодоления этих пороков. Здесь уже не исследование внутреннего мира человека, а рассуждение о реализации личности как части общества и государства.

Крылатой стала цитата из стихотворения Н. А. Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, / Но гражданином быть обязан», — возможно, именно это выражение может стать опорой для собственного размышления в рамках итогового сочинения.

В данном направлении аргументировать позицию помогут такие произведения, как:

  • «Недоросль» Д. И. Фонвизина,
  • «Горе от ума» А. С. Грибоедова,
  • «Ревизор» Н. В. Гоголя,
  • «История одного города», сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина,
  • «Война и мир» Л. Н. Толстого и другие.

Помните, что стихотворения также могут быть привлечены в качестве материала для аргументации — например, гражданская лирика А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, В. В. Маяковского и т. д. Самое главное — чтобы опорные тексты были свежи в памяти.

Как писать сочинение

Подбирая произведение для аргументации, необходимо помнить:

  • привлекаемые произведения должны соответствовать выбранной теме;
  • тексты должны подтверждать выдвинутый в сочинении тезис.

Выбор темы сочинения — важный момент для учащегося, так как каждое слово в формулировке значимо. Тема должна быть абсолютно понятна и прозрачна.

Формулировки тем сочинений часто приглашают к дискуссии, в которой необходимо продемонстрировать умение рассуждать и доказывать правоту своих суждений, опираясь на авторитетные источники.

Перед началом работы несколько раз перечитайте все формулировки тем сочинения. Тема может быть сформулирована в виде цитаты (этот вариант наиболее сложный, так как выпускнику необходимо не только понять метафору высказывания предложенного автора, но и раскрыть ее и выразить свое отношение в связи с обозначенной проблемой), прямого вопроса (именно такая формулировка обычно наиболее понятна и однозначна) или дискуссионного вопроса (он предполагает выбор одного из двух мнений или обоснование равноценности двух понятий, предложенных в формулировке).

При подготовке к итоговому сочинению вам поможет Библиотека «Московской электронной школы». Там вы найдете большое разнообразие контента с разбором литературных произведений, подготовленных лучшими педагогами Москвы. Это и видеоуроки, тесты, электронные учебные пособия и так далее.

Итак, алгоритм работы над сочинением может быть следующим:

  1. Выбрав тему и приступив к ее раскрытию, порассуждайте о ключевом понятии или понятиях, заложенных в формулировке.
  2. Подумайте, какими могут быть ответы на поставленный вопрос. Предполагается один однозначный ответ или несколько ответов — может быть, даже противоречивых?
  3. Изложите суть проблемы и сформулируйте тезис — то ключевое утверждение, которое станет основой и будет раскрываться в сочинении.
  4. Сформулируйте собственное отношение к проблеме.
  5. Докажите, что обозначенная позиция имеет подтверждение, она весома, так как опирается на мнения великих людей.
  6. Аргументация собственного суждения предполагает привлечение примеров из литературы: необходимо обратиться к какому-то конкретному герою, его характеру, описать поступок этого героя или конкретный эпизод, с ним связанный. Далее прокомментируйте описанный пример, дайте ему оценку.
  7. В заключении сформулируйте выводы, которые подтвердят состоятельность высказанной точки зрения, придадут весомость ранее выдвинутому тезису.

Источник: МЕЛ

  • Основой рассказа в экскурсии является
  • Основными микротемами во вступительной части рассказа телеграмма являются
  • Основным признаком волшебной сказки является
  • Основным жанром исторических сочинений русского средневековья является
  • Основные элементы сказки сивка бурка 3 класс