Основные сочинения для оркестра глинки

Произведения для музыкального театра жалобная книга гротеск-ревю по рассказу а.п. чехова 1988 сказки про чичу жалкое подобие гротеск-оперы в 2-х

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕАТРА

Андрей Семенов. Произведения для музыкального театра

ЖАЛОБНАЯ КНИГА
гротеск-ревю по рассказу А.П. Чехова (1988)
  Запись на CD  
СКАЗКИ ПРО ЧИЧУ
жалкое подобие гротеск-оперы в 2-х актах
либретто автора (1989)
  Запись на CD  

ВЕЧЕР В КОПЕНГАГЕНЕ
оперетта-фарс в 2-х актах
либретто Юрия Энтина по пьесе Николая Эрдмана «Мандат» (1992)

АМФИТРИОН ИЛИ СКАЖИ, МОЛЬЕР?!
шоу в 3-х актах
либретто автора по пьесам Ж.Б. Мольера «Амфитрион» и «Комическая пастораль» (1994–1995)
  Запись на CD  
БРИГАДИР (Старинные амуры)
водевиль в 2-х актах
либретто и стихи Юлия Кима по пьесе Дениса Фонвизина (1998)
Ноты    
ДВАДЦАТЬ СЕМЬ ОПЕР АНДРЕЯ СЕМЁНОВА, цикл (1999–2001): Ноты    

ОПЕРА ПРО ОПЕРУ
вступление к циклу
либретто Ильи Эпельбаума

В.А. Моцарт – А.В. Семёнов
ДОН-ЖУАН

опера
либретто Л. да Понте. Стихи Н. Кончаловской и А. Семёнова

Михаил Глинка – Андрей Семёнов
ИВАН СУСАНИН

опера
либретто барона Розена и Андрея Семёнова

Джузеппе Верди – Андрей Семёнов
РИГОЛЕТТО

опера
либретто Ф. Пиаве по драме В. Гюго

Пётр Чайковский – Андрей Семёнов
ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН

лирические сцены
текст по Пушкину

ЗЕЛЁНАЯ ПЛАСТИНКА
опера
либретто автора на основе детского фольклора в пересказе Эдуарда Успенского

ДЕД МАЗАЙ И ЗАЙЦЫ
опера
либретто Александра Житкова по одноимённым мотивам Николая Некрасова

ЛЕСТНИЦА-СТРЕМЯНКА
опера
либретто Ильи Эпельбаума
  Запись на CD  

ДВУРУЧНАЯ ПИЛА
опера
либретто Ильи Эпельбаума
  Запись на CD  

МАСЛЯНЫЙ РАДИАТОР
опера
либретто Ильи Эпельбаума
  Запись на CD  

ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ
опера
либретто Ильи Эпельбаума

ДИСЛОКАЦИЯ ВОРОНЫ
опера
либретто народное
    Видеофрагмент

СЛУЧАЙ В ОГОРОДЕ
опера
либретто Козьмы Пруткова

ПРОДОЛЖЕНИЕ «ЕВГЕНИЯ ОНЕГИНА»
опера
либретто автора по мотивам поэмы А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

ГОГОЛЬ
опера
либретто Виктора Шендеровича

ДА ЗДРАВСТВУЕТ АФРИКА!
опера-анекдот
либретто автора на основе народного анекдота

ТРИ СЕСТРЫ
опера
либретто автора по пьесе А.П. Чехова
в опере использовано стихотворение А. Введенского «Тарарабумбия»

КАК ПРОЙТИ НА НЕБО
опера
либретто автора по рассказу Даниила Хармса
  Запись на CD  

ПЕРЕХОД СУВОРОВА ЧЕРЕЗ АЛЬПЫ
опера-картина
либретто Александра Житкова по мотивам одноимённой картины Василия Сурикова
в тексте либретто использованы оригинальные выражения Александра Суворова из книги «Наука побеждать»
  Запись на CD  

РЕВИЗОР
опера
либретто автора по пьесе Н.В. Гоголя
  Запись на CD  

12 ПОДВИГОВ ГЕРАКЛА
опера в 9-ти действиях
либретто Александра Житкова и Андрея Семёнова по мотивам древнегреческой мифологии

ОДЕССКИЙ ПАРОХОД
опера-буфф
либретто автора по тексту Михаила Жванецкого
в опере использованы стихи Александра Пушкина
  Запись на CD  

ОГНИ БОЛЬШОГО ГОРОДА
опера
либретто Ильи Эпельбаума и Андрея Семёнова на основе фильма и музыки Чарли Чаплина
в опере использованы музыкальные темы Чарли Чаплина, Маэстро Падийя, а также фрагмент из оперы П.И. Чайковского «Иоланта»

Пётр Чайковский – Андрей Семёнов
ЕВГЕНИЙ ОНЕГЕН
немая опера
либретто Ильи Эпельбаума по оперному либретто Константина Шиловского, поэме Александра Пушкина, новелле Рея Бредбери
стихи Александра Пушкина, Александра Житкова, Константина Шиловского (2000–2002)
  Запись на CD  
СОПЕРНИК ДЬЯВОЛА
музыкальный триллер в 2-х актах
либретто Александра Житкова по мотивам романа Патрика Зюскинда «Парфюмер»
(2003–2006)
    Видеофрагмент

СКАЗКА В ДОРОГЕ
мюзикл (Кремлёвская ёлка – 2007)
либретто и стихи Андрея Сёмина (2006)
  Запись на CD  

ВОЛШЕБНАЯ КНИГА
мюзикл (Кремлёвская ёлка – 2008)
либретто и стихи Андрея Сёмина (2007)
  Запись на CD  
ФАНФАН, ТЮЛЬПАН И АДЕЛИНА
оперетта в 2-х актах
либретто и стихи Владислава Старчевского (2007–2008)
    Видеофрагмент

В СКАЗКУ ЗА СКАЗКОЙ
мюзикл (Кремлёвская ёлка – 2009)
Либретто и стихи Андрея Сёмина (2008)
    Видеофрагмент

РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА
оперетта
либретто Сергея Плотова по мотивам трагедии Уильяма Шекспира (2009)

НЕОБЫКНОВЕННЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ НОВОГОДНЕЙ ЁЛОЧКИ
мюзикл (Кремлёвская ёлка – 2010)
либретто и стихи Андрея Сёмина (2009)

ДЖАКОМО
опера в 2-х актах
либретто Марины Цветаевой.
I акт «Приключение» (2008–2010)
II акт «Конец Казановы» (2013–2020)
III акт «Феникс» (2020)

ДОРОГИ, КОТОРЫЕ МЫ ВЫБИРАЕМ
мюзикл в 2-х актах
пьеса Валерия Архипова и Владислава Старчевского по мотивам произведений О’Генри.
Стихи Владислава Старчевского (2010)
в постановке Театра Сатиры — «Дороги, которые нас выбирают»
    Видеофрагмент

ТАЙНА НОВОГОДНЕЙ ПЛАНЕТЫ
музыкальная феерия (Кремлёвская ёлка – 2011)
либретто и стихи Андрея Сёмина (2010)

ЧАС ЧУДЕС («Время чудес»)
музыкальная феерия (Кремлёвская ёлка – 2012)
либретто и стихи Андрея Сёмина (2011)

КРАСОТА НЕСКАЗАННАЯ
мюзикл (Кремлёвская ёлка – 2013)
либретто и стихи Андрея Сёмина (2012)

НЕОБЫКНОВЕННЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ БУРАТИНО
опера в 2-х актах
либретто Сергея Плотова и Андрея Семёнова по сказочной повести Алексея Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино»
стихи Сергея Плотова (2013)

ГДЕ ИСКАТЬ ПЕРО ЖАР-ПТИЦЫ?
музыкальная феерия (Кремлёвская ёлка – 2014)
Либретто Андрея Сёмина (2013)

ЛЮБОВЬ И ГОЛУБИ
музыкальная комедия
пьеса Владимира Гуркина, стихи Сергея Плотова (2013-2014)
    Видеофрагмент

ВОЛШЕБНЫЕ КРАСКИ
мюзикл (Кремлёвская ёлка – 2015)
либретто и стихи Андрея Сёмина (2014)

НОВОГОДНИЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ СКАЗКИ
музыкальная феерия (Кремлёвская ёлка – 2016)
либретто и стихи Андрея Сёмина (2015)

НОВЫЙ ГОД В ЛУКОМОРЬЕ
мюзикл (Кремлёвская ёлка – 2017)
пьеса Ильи Щинова, стихи Андрея Сёмина (2016)

НОВОГОДНЯЯ ЗВЕЗДА
музыкальная феерия (Кремлёвская ёлка – 2018)
либретто и стихи Андрея Сёмина (2017)

БОЛЬШОЙ ЗАГУЛ БАКА И ПЕРРИ
опера
либретто Владислава Старчевского по рассказу О. Генри «Одиноким путём» (2016–2017)

СТРАННАЯ МИССИС СЭВИДЖ
мюзикл
либретто Жанны Жердер по пьесе Джона Патрика (2007–2018)

ТОТ, КОТОРЫЙ ЖИВЁТ НА КРЫШЕ
мюзикл в двух актах (продолжение мюзикла «Карлсон, который живёт на крыше»)
либретто Жанны Жердер (2020–2021)

СИМФОНИЧЕСКАЯ МУЗЫКА

Андрей Семёнов - симфоническая музыка

СИМФОНИЯ №1 в 3-х частях (1997–1998)

СИМФОНИЯ №2 в 4-х частях (2003)

КОНЦЕРТ для альта с оркестром в 3-х частях (1991)

КОНЦЕРТ для контрабаса с оркестром в 3-х частях (2000)   Запись на CD  

КОНЦЕРТИНО для большого барабана с оркестром (2005)   Запись на CD  

КОНЦЕРТ для виолончели с оркестром в 3-х частях (2007–2008)

КОНЦЕРТ для гитары с оркестром в 3-х частях (2020–2021)

ПОЛЁТ МЮНХГАУЗЕНА НА ЯДРЕ ИЛИ НАДО ЧТО-ТО ДЕЛАТЬ
симфоническая картина для детей по новелле Эриха Распе
«Верхом на ядре» (1991)

МОЛИТВА КЛОУНА, пьеса для симфонического оркестра (1997)

НОЧЬ В КОНСЕРВАТОРИИ
спектакль для симфонического оркестра (2005)
    Видеофрагмент

КАТЯ МОЖЕТ ВСЁ!
пьеса для 42-х солирующих ударных и оркестра (2014)
    Видеозапись с премьеры

ЧЕРЕЗ ЛАВРЫ И РУБЦЫ
пьеса для флейты, трубы и симфонического оркестра (2015)
    Видеозапись из БЗК, 01.11.2015

СЮИТА из оперы «ОМСКИЙ ПЛЕННИК»
для симфонического оркестра (2015)

ТРИ ПЬЕСЫ из балета «ТЕНЬ»
для большого симфонического оркестра (2015)

СЮИТА из музыки к спектаклю «ДО СВИДАНИЯ, МЕРТВЕЦЫ»
для малого симфонического оркестра (2016)

ДВЕ ПЬЕСЫ («Чёрный корабль», «Движение»)
для симфонического оркестра (2012–2017)

360 ГРАДУСОВ, симфоническая поэма (2019)

КАМЕРНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ МУЗЫКА

Андрей Семёнов - камерно-инструментальная музыка

СОНАТА для виолончели и фортепиано в 3-х частях (1990)   Запись на CD  

СОНАТИНА для арфы (1990–1991)

ЭТЮД-СОНАТА для гобоя соло (1991)

СОНАТА для кларнета и фортепиано в 3-х частях(1994)

СОНАТА для ударных в 4-х частях, для двух исполнителей (2018)

СОНАТА для альтового саксофона и фортепиано в 3-х частях (2019)

ДИВЕРТИСМЕНТ для скрипки соло (1991)

ПОЭМА для фагота соло (1994)   Запись на CD  

ЧЕТЫРЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЬЕСЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ для фортепиано (2015)

ДУЭТ для альта и арфы (1993)   Запись на CD  

ЭТЮД для скрипки и карильона (1994)   Запись на CD  

ПЕСНЯ БЕЗ СЛОВ для флейты и фортепиано (2019)

ТРИО на темы из оперы Джузеппе Верди «ТРАВИАТА»
для флейты, фагота и фортепиано (1990)

ДЕСЯТЬ ВАРИАЦИЙ И ФУГА НА АДЫГЕЙСКУЮ ТЕМУ
для скрипки, гобоя и фагота (1993)
  Запись на CD  

ТРИО для двух мандолин и мандолы в 3-х частях (1999–2000)   Запись на CD  

КВАРТЕТ №1 («Телефоны») в 3-х частях (1990)

КВАРТЕТ №2 в 3-х частях (1992)

КВАРТЕТ №3 в 4-х частях (2017–2018)

ШЕСТЬ ВЕНЕЦИАНСКИХ ПЬЕС
для флейты, арфы, фортепиано и скрипки (2005)
  Запись на CD  

ДОДЕКАФОНИЯ
две миниатюры для двух скрипок, альта, виолончели и фортепиано (1989)

КВИНТЕТ для гобоя и струнных в 4-х частях (1992–1993)

ПРОЛОГ для двух скрипок, альта, виолончели и фортепиано (2002)   Запись на CD  

КАПРИЧЧИО для фагота и струнных (2005)   Запись на CD  

СКЕРЦО-ФАНТАЗИЯ для кларнета с оркестром (1987-1988) Ноты    

ИНТЕРМЕЦЦО для струнного оркестра (1990)

КОНЦЕРТНЫЙ МАРШ в честь «Камер-коллегии» для флейты, трубы и духового октета (1991)

КОРОЛЕВСКОЕ КОНЦЕРТИНО для фагота со струнным оркестром в 3-х частях (1991)   Запись на CD  

ГИМН для двух оркестров (2010)

ТРОЙНОЙ КОНЦЕРТ для скрипки, виолончели, фортепиано и струнного оркестра в 4-х частях (2005–2014)     Видеозапись с авторского концерта Андрея Семёнова в Московском доме композиторов, 28.05.2019

ХОРОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ, КАНТАТЫ

Андрей Семёнов - хоровые сочинения, кантаты

СИЛУЭТ ПЕТЕНЕРЫ
поэма для тенора, двух сопрано, хора, органа, фортепиано и ударных
стихи Федерико Гарсиа Лорки, перевод М. Самаева (1988)
  Запись на CD  

КОНЦЕРТ
для смешанного хора a cappella
на тексты из русского православного обихода (1996)
Ноты  

СПАСЕНИЕ
кантата для четырёх голосов с оркестром на стихи Даниила Хармса
по плану Даниила Дандана (2003)
  Запись на CD  

ЛЮБОВЬ БЕССМЕРТНА!
кантата № 2 для сопрано, двух меццо-сопрано и оркестра
слова Михаила Левитина (2003)
Ноты    

МАЙКОП — ЛУЧШИЙ ГОРОД НА ЗЕМЛЕ!
кантата №3 для солиста (сопрано или тенор),
смешанного хора и оркестра (2017)

ХОР на стихи Н.А. Некрасова (1993)

ХОРОВАЯ ФУГА на текст Александра Введенского (1994)

ХОР на стихи Евгения Шварца (1995) Ноты    

КАМЕРНЫЕ ВОКАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Андрей Семёнов - камерные вокальные произведения

ПЯТЬ СОНЕТОВ НЕРУДЫ
для сопрано в сопровождении фортепиано (1989–1990)

КОНЦЕРТНАЯ БАЛЛАДА
для высокого сопрано и фортепиано
на стихи Генриха Гейне (1991)
Ноты    

ПОСТЛЮДИЯ для сопрано a cappella
на стихи Федерико Гарсиа Лорки (1992)

ТЕАТРАЛЬНЫЙ ПРОЛОГ
стихи Андрея Семёнова и Юлия Кима (1992–1993)

КОНЦЕРТ ЛОРЫ КОЛЛИ (Здравствуй, Страсть!)
цикл песен на стихи Сергея Зарубина
для голоса и фортепиано (1994–1995)

ПЕЧАЛЬНАЯ МУЗЫКА
на стихи Александра Блока
для голоса и фортепиано (1995–1996)
Ноты    
ЦВЕТНОЙ ФОНАРЬ ОБМАНА
музыкальный дивертисмент на стихи А.С. Пушкина, А.А. Блока, Саши Чёрного, Ф.Г. Лорки (1997)
    Видеофрагмент

ДВА БРАТА
баллада для голоса и фортепиано
стихи из английской народной поэзии. Перевод Г. Плисецкого (1998–1999)

ЧЕТЫРЕ ПАТРИОТИЧЕСКИЕ ПЕСНИ
на стихи Даниила Хармса (2000)
Ноты    

ТРИ ПЕСНИ
на стихи Давида Самойлова (2001-2002)
Ноты    

ПРОСТЫЕ ПЕСНИ
вокальный цикл на стихи Юрия Коваля (2012)

АРИЯ для контратенора с оркестром
на текст из Канона покаянного ко Господу нашему Иисусу Христу (2014)

ПОСЛЕДНИЙ УЧЕНИК, вокальный цикл на стихи Владимира Соколова (2020)

Песни, романсы на стихи З. Волконской, В. Жуковского, В. Межевича, А. Блока, К. Бальмонта, А. Кочеткова, Л. Мартынова, В. Луговского, В. Набокова, Ю. Коринца, В. Друка, Ю. Кима, Д. Самойлова, Ю. Ряшенцева, Ю. Энтина, В. Забабашкина, А. Смогула, А. Семёнова и других.

МУЗЫКА К ДРАМАТИЧЕСКИМ СПЕКТАКЛЯМ

Андрей Семёнов - музыка к драматическим спектаклям

НОЧНЫЕ ГОЛОСА (1988) Ноты    

ТРИУМФАЛЬНАЯ АРКА (1994)

РЫСЬ ПО ИМЕНИ РЫС (1994)   Запись на CD  

ХРОНИКИ (1995)

ПРИ ЧУЖИХ СВЕЧАХ (1996)

УКРОЩЕНИЕ СТРОПТИВОЙ (1995–1996)   Запись на CD  

ПОДРОСТОК (1996)

ПРИВЕТ ВАМ, ГОСПОДА… (1988) Ноты    

ЗАПИСКИ НЕТРЕЗВОГО ЧЕЛОВЕКА (1998–1999)   Запись на CD  

ПРИВИДЕНИЯ (1998–1999)

ГАМЛЕТ (1999–2000)   Запись на CD  

ПРИШЕЛ МУЖЧИНА К ЖЕНЩИНЕ (2000)

МИЗАНТРОП (2001)

УРОКИ РУССКОГО (2001)   Запись на CD  

КАНДЕЛИС (2002)

КОМЕДИАНТЫ (2003)

СУДЬБА БАРАБАНЩИКА (2008)   Запись на CD  

МОЛЬЕР (2009)   Запись на CD  

КАПНИСТ ТУДА И ОБРАТНО (2009)

ТРИУМФ НА ТРИУМФАЛЬНОЙ (2009)

КТО АВТОР ЭТОГО БЕЗОБРАЗИЯ? (2010)

PERDU МОНОКЛЬ («Кошмар на улице Лурсин») (2010)

ДУРАКИ (2011)

КАРЛО — ЧЕСТНЫЙ АВАНТЮРИСТ (2012)   Запись на CD  

СТАРИК ХОТТАБЫЧ (2013)     пьеса «Цирк» из музыки к спектаклю

СТАКАН ВОДЫ (2016)

МУЗЫКА К ДОКУМЕНТАЛЬНЫМ, ХУДОЖЕСТВЕННЫМ И АНИМАЦИОННЫМ ФИЛЬМАМ

Андрей Семенов — музыка к документальным, художественным и анимационным фильмам

ОТЕЛЬ НА ПОЛПУТИ К ЛУНЕ (1992)

ПУТЧ-2 (1995)

ТРИНАДЦАТЬ ПЛЮС… (2001)

ДВЕ СУДЬБЫ (песня Птицы надежды), 2002

ТРАВЕСТИ (2006)

СПАСЕНИЕ (2007)

БОЛЬШОЙ ФИТИЛЬ (2010)

ПРАЗДНИК ДЛЯ СЛОНОВ (2011)

АНДРЕЙ ХИЖИНА И ЕГО ГОРЕ (2014–2015)


Творчество М. И. Глинки знаменовало собой новый исторический этап развития музыкальной культуры — классический. Ему удалось сочетать лучшие европейские тенденции с национальными традициями. Внимания заслуживает все творчество Глинки. Кратко охарактеризовать следует все жанры, в которых он плодотворно работал. Во-первых, это его оперы. Они приобрели огромное значение, так как правдиво воссоздают героические события прошлых лет. Его романсы наполнены особой чувственностью и красотой. Симфоническим произведениям присуща невероятная живописность. В народной песне Глинка открыл неиссякаемый источник поэзии и создал подлинно демократическое национальное искусство.

творчество глинки

Творчество и биография Глинки. Детство и юность

Родился 20 мая 1804 года. Его детство прошло в селе Новоспасском. Яркими и запомнившимися на всю жизнь впечатлениями были сказки и песни няни Авдотьи Ивановны. Всегда его привлекало звучание колокольного звона, которому он вскоре начал подражать на медных тазах. Он рано начал читать и был любознательным от природы. Благоприятно сказалось чтение старинного издания «О странствиях вообще». Оно пробудило большой интерес к путешествиям, географии, рисованию и музыке. Перед поступлением в благородный пансион он занимался уроками по фортепиано и быстро преуспевал в этом нелегком деле.

Зимой 1817 года его отправляют в Петербург в пансион, где он провел четыре года. Учился у Бема и Фильда. Жизнь и творчество Глинки в период с 1823 по 1830 годы были весьма насыщены. С 1824 года посещает Кавказ, где служит до 1828 года помощником секретаря путей сообщения. С 1819 по 1828 периодически посещает родное Новоспасское. После знакомится с новыми друзьями в Петербурге (П. Юшковым и Д. Демидовым). В этот период создает свои первые романсы. Это:

  • Элегия «Не искушай меня» на слова Баратынского.
  • «Бедный певец» на слова Жуковского.
  • «Я люблю, ты мне твердила» и «Горько мне, горько» на слова Корсака.

Пишет фортепианные пьесы, совершает первую попытку написать оперу «Жизнь за царя».

Первая поездка за границу

В 1830 году отправился в Италию, по пути был в Германии. Это было его первое путешествие за границу. Он отправился сюда, чтобы поправить свое здоровье и насладиться окружающей природой неизведанной страны. Полученные впечатления дали ему материал для восточных сцен оперы «Руслан и Людмила». В Италии он находился до 1833 года, в основном был в Милане.

симфоническое творчество глинки

Жизнь и творчество Глинки в этой стране протекают успешно, легко и непринужденно. Здесь происходит его знакомство с живописцем К. Брюлловым, московским профессором С. Шевыряевым. Из композиторов — с Доницетти, Мендельсоном, Берлиозом и другими. В Милане у Риккорди он публикует некоторые свои произведения.

В 1831-1832 сочиняет две серенады, ряд романсов, итальянские каватины, секстет в тональности ми-бемоль мажор. В аристократических кругах он был известен как Maestro russo.

В июле 1833 года он отправляется в Вену, а затем около полугода проводит в Берлине. Здесь он обогащает свои технические знания со знаменитым контрапунктистом З. Деном. Впоследствии под его руководством он написал «Русскую симфонию». В это время талант композитора развивается. Творчество Глинки становится более свободным от чужого влияния, он к нему относится сознательней. В своих «Записках» он признается, что все это время он искал свой путь и стиль. Истосковавшись по родине, задумывается о том, чтобы писать по-русски.

Возвращение на родину

Весной 1834 года Михаил приезжает в Новоспасское. Он думал отправиться за границу снова, однако принимает решение остаться на родной земле. Летом 1834 года отправляется в Москву. Он встречается здесь с Мельгуновым и восстанавливает былые знакомства с музыкальными и литературными кругами. Среди них Аксаков, Верстовский, Погодин, Шевырев. Глинка решил создать русскую национальную оперу. Он взялся за романтическую оперу «Марьина роща» (на сюжет Жуковского). План композитора не был реализован, наброски до нас не дошли.

вокальное творчество глинки

Осенью 1834 года приезжает в Петербург, где посещает литературные и дилетантские кружки. Однажды Жуковский ему подсказал взять сюжет «Ивана Сусанина». В этот период времени сочиняет такие романсы: «Не называй ее небесной», «Не говори, любовь пройдет», «Только узнал я тебя», «Я здесь, Инезилья». В личной жизни у него происходит большое событие — женитьба. Наряду с этим он увлекся написанием русской оперы. Личные переживания повлияли на творчество Глинки, в частности на музыку его оперы. Изначально композитор задумал написать кантату, состоящую из трех картин. Первая должна была называться сельской сценой, вторая — польской, третья — торжественным финалом. Но под влиянием Жуковского он создал драматическую оперу, состоящую из пяти актов.

Премьера «Жизни за царя» произошла 27 ноября 1836 г. В. Одоевский по достоинству оценил ее. Император Николай I подарил за это Глинке перстень за 4000 рублей. Через пару месяцев он назначил его капельмейстером. В 1839 году по ряду причин Глинка подает в отставку. В этот период продолжается плодотворное творчество. Глинка Михаил Иванович написал такие композиции: «Ночной смотр», «Северная звезда», еще одну сцену из «Ивана Сусанина». Принимается за новую оперу на сюжет «Руслана и Людмилы» по совету Шаховского. В ноябре 1839 года разводится с женой. В период жизни с «братией» (1839-1841) создает ряд романсов. Опера «Руслан и Людмила» была долгожданным событием, билеты раскупались заранее. Премьера состоялась 27.11.1842 года. Успех был ошеломляющий. После 53 представлений оперу перестали ставить. Композитор решил, что его детище недооценено, и у него наступает апатия. Творчество Глинки приостанавливается на год.

Путешествие по дальним странам

Летом 1843 года он едет через Германию в Париж, где находится до весны 1844.

творчество глинки кратко

Возобновляет старые знакомства, дружит с Берлиозом. Глинка был впечатлен его произведениями. Он изучает его программные сочинения. В Париже поддерживает приятельские отношения с Мериме, Герцем, Шатонефом и многими другими музыкантами и литераторами. Затем он посещает Испанию, где проживает на протяжении двух лет. Он был в Андалузии, Гранаде, Вальядолиде, Мадриде, Памплоне, Сеговии. Сочиняет «Арагонскую хоту». Здесь он отдыхает от насущных петербургских проблем. Гуляя по Испании, Михаил Иванович собирал народные песни и пляски, записывал их в книжку. Некоторые из них легли в основу произведения «Ночь в Мадриде». Из писем Глинки становится очевидно, что в Испании он отдыхает душой и сердцем, здесь ему живется очень хорошо.

Последние годы жизни

В июле 1847 года он возвращается на родину. Живет определенное время в Новоспасском. Творчество Михаила Глинки в этот период возобновляется с новой силой. Он пишет несколько фортепианных пьес, романс «Ты скоро меня позабудешь» и другие. Весной 1848 года отправляется в Варшаву и проживает здесь до осени. Пишет для оркестра «Камаринскую», «Ночь в Мадриде», романсы. В ноябре 1848 года приезжает в Петербург, где всю зиму болеет.

творчество М. И. Глинки

Весной 1849 года снова едет в Варшаву и живет здесь до осени 1851 года. В июле этого года заболел, получив печальное известие о смерти матери. В сентябре возвращается в Петербург, живет с сестрой Л. Шестаковой. Сочиняет крайне редко. В мае 1852 года едет в Париж и находится здесь до мая 1854. С 1854-1856 живет в Петербурге с сестрой. Увлекается русской певицей Д. Леоновой. Для ее концертов создает аранжировки. 27 апреля 1856 года уехал в Берлин, где поселился по соседству с Деном. Он каждый день приходил к нему в гости и руководил занятиями по строгому стилю. Творчество М. И. Глинки могло бы продолжаться. Но вечером 9 января 1857 года он простудился. 3 февраля Михаил Иванович умер.

В чем заключается новаторство Глинки?

М. И. Глинка создал русский стиль в музыкальном искусстве. Он был первым композитором в России, кто соединил с песенным складом (русским народным) музыкальную технику (это касается мелодии, гармонии, ритмики и контрапункта). Творчество композитора Глинки содержит достаточно яркие образцы такого плана. Это его народная музыкальная драма «Жизнь за царя», эпическая опера «Руслан и Людмила». В качестве примера русского симфонического стиля можно назвать «Камаринскую», «Князя Холмского», увертюры и антракты к его обеим операм. Его романсы являются высокохудожественными образцами лирически и драматически выраженной песни. Глинку по праву считают классическим мастером мирового значения.

Симфоническое творчество

жизнь и творчество глинки

Для симфонического оркестра композитором создано небольшое количество произведений. Но их роль в истории музыкального искусства оказалась настолько важной, что они считаются основой русского классического симфонизма. Практически все относятся к жанру фантазий либо одночастных увертюр. «Арагонская хота», «Вальс-фантазия», «Камаринская», «Князь Холмский» и «Ночь в Мадриде» составляют симфоническое творчество Глинки. Композитором заложены новые принципы развития.

Основные черты его симфонических увертюр:

  • Доступность.
  • Принцип обобщенной программности.
  • Неповторимость форм.
  • Сжатость, лаконичность форм.
  • Зависимость от общей художественной концепции.

Симфоническое творчество Глинки удачно охарактеризовал П. Чайковский, сравнив «Камаринскую» с дубом и желудем. И подчеркнул, что в этом произведении целая русская симфоническая школа.

Оперное наследие композитора

музыкальное творчество глинки

«Иван Сусанин» («Жизнь за царя») и «Руслан и Людмила» составляют оперное творчество Глинки. Первая опера — это народная музыкальная драма. В ней переплетается несколько жанров. Во-первых, это героико-эпическая опера (в основе сюжета лежат исторические события 1612 года). Во-вторых, в ней содержатся черты эпической оперы, лирико-психологической и народной музыкальной драмы. Если «Иван Сусанин» продолжает европейские тенденции, то «Руслан и Людмила» являет собой новый тип драматургии — эпический.

творчество михаила глинки

Она была написана в 1842 году. Публика не смогла ее оценить по достоинству, она была непонятна большинству. В. Стасов был одним из немногих критиков, кто заметил ее значимость для всей русской музыкальной культуры. Он подчеркивал, что это не просто неудачная опера, это новый тип драматургии, совершенно неизвестный. Особенности оперы «Руслан и Людмила»:

  • Неторопливое развитие.
  • Отсутствие прямых конфликтов.
  • Романтические тенденции — красочность и картинность.

Романсы и песни

Вокальное творчество Глинки создавалось композитором на протяжении всей жизни. Он написал более 70 романсов. В них воплощены разнообразные чувства: любовь, печаль, душевный порыв, восторг, разочарование и т. д. В некоторых из них запечатлены картины быта и природы. Глинке подвластны все виды бытового романса. Это баллада, «русская песня», серенада, элегия. Он охватывает и такие бытовые танцы, как вальс, полька и мазурка. Композитор обращается к жанрам, которые характерны музыке иных народов. Это итальянская баркарола и испанское болеро. Формы романсов достаточно многообразны: трехчастная, простая куплетная, сложная, рондо. Вокальное творчество Глинки включает тексты двадцати поэтов. Ему удалось передать в музыке особенности поэтического языка каждого автора. Главным средством выражения многих романсов служит напевная мелодия широкого дыхания. Огромную роль играет фортепианная партия. Практически все романсы имеют вступления, которые вводят в обстановку действия и задают настроение. Очень известны такие романсы Глинки, как:

  • «В крови горит огонь желанья».
  • «Жаворонок».
  • «Попутная песня».
  • «Сомнение».
  • «Я помню чудное мгновенье».
  • «Не искушай».
  • «Ты скоро меня позабудешь».
  • «Не говори, что сердцу больно».
  • «Не пой, красавица, при мне».
  • «Признание».
  • «Ночной смотр».
  • «Воспоминание».
  • «К ней».
  • «Я здесь, Инезилья».
  • «Ах ты ночь ли, ноченька».
  • «В минуту жизни трудную».

Камерно-инструментальное творчество Глинки (кратко)

Ярчайшим примером инструментального ансамбля служит крупное произведение для фортепиано и струнного квинтета Глинки. Это замечательный дивертисмент по мотивам известной оперы Беллини «Сомнамбула». Новые замыслы и задачи воплощены в двух камерных ансамблях: «Большом секстете» и «Патетическом трио». И хотя в этих произведениях чувствуется зависимость от итальянской традиции, они вполне самобытны и оригинальны. В «Секстете» наблюдается насыщенная мелодия, рельефный тематизм, стройная форма. Это ансамбль концертного типа. В этом произведении Глинка попытался передать красоту итальянской природы. «Трио» — полная противоположность первому ансамблю. Его характер мрачный и взволнованный.

Камерное творчество Глинки значительно обогатило исполнительский репертуар скрипачей, пианистов, альтистов, кларнетистов. Камерные ансамбли привлекают слушателей необычайной глубиной музыкальных мыслей, разнообразием ритмо-формул, естественностью мелодического дыхания.

Заключение

Музыкальное творчество Глинки сочетает лучшие европейские тенденции с национальными традициями. С именем композитора связан новый этап в истории развития музыкального искусства, который называется «классический». Творчество Глинки охватывает различные жанры, которые заняли свое место в истории русской музыки и заслуживают внимания со стороны слушателей и исследователей. Каждая из его опер открывает новый тип драматургии. «Иван Сусанин» — это народная музыкальная драма, соединяющая в себе различные черты. «Руслан и Людмила» — это сказочно-эпическая опера без ярко выраженных конфликтов. Она развивается спокойно и неторопливо. Ей присуща красочность и картинность. Его оперы приобрели огромное значение, так как правдиво воссоздают героические события прошлых лет. Симфонических произведений написано немного. Однако они смогли не только понравиться слушателям, но и стать настоящим достоянием и основой русского симфонизма, так как им присуща невероятная живописность.

Вокальное творчество композитора насчитывает около 70 произведений. Все они очаровательны и восхитительны. В них воплощаются различные эмоции, чувства и настроения. Они наполнены особой красотой. Композитор обращается к разным жанрам и формам. Что касается камерно-инструментальных произведений, то они также немногочисленны. Однако их роль не менее важна. Они пополнили исполнительский репертуар новыми достойными образцами.

Оценочные материалы по предмету Музыка 5-7 классы.

Программа «Музыка» Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина

Для учащихся 5 класса.

Темы:

Что роднит музыку с литературой

Вокальная музыка

Вся Россия просится в песню

Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно…

Фольклор в музыке русских композиторов

Что за прелесть эти сказки…

Жанры инструментальной и вокальной музыки

Песнь моя летит с мольбою…

Вариант I

Выбери правильный ответ

1. Вокальная музыка – это…

А. Синтез музыки и литературы;

Б. Разногласие музыки и литературы;

В. Синтез искусства и изобразительного творчества.

2. Вокализ – это…

А. Песни без слов;

Б. Песни со словами;

В. Патриотическая песня.

3. Какие голоса в музыке мы относим к женским голосам?

А. Тенор, альт;

Б. Баритон, сопрано;

В. Сопрано, альт.

4. Какой инструмент появился в ХVIIIв. и постепенно сменил домру?

А. Бандура;

Б. Балалайка;

В. Гитара.

5. Камерная музыка – это…

А. музыка, предназначенная для небольшого количества слушателей;

Б. Музыка, предназначенная для большого количества слушателей;

В. Музыка, предназначенная для музыкантов.

6. ff- обозначает в музыке…

А. Тихо;

Б. Очень громко;

В. Громко.

7. Виды хоров:

А. Любительский, профессиональный, мужской, женский;

Б. Смешанный, детский хор, мужской, женский.

В. Профессиональный, детский хор, женский.

8. Части оперы:

А. Увертюра, пролог, действия, вокальные номера, инструментальные танцевальные эпизоды;

Б. Ария, пролог, вокальные номера, эпизоды;

В. Увертюра, пролог, действия, романс.

9. — обозначает в музыке

А. Пиано;

Б. Форте;

В. Диминуэндо.

10. В каком веке возник Романс?

А. XIXв.;

Б. XXв.;

В. XVIIIв.

11. Жанры балетного искусства

А. Балет-песня, балет-опера, балет-сказка, балет-драма;

Б. Балет-сказка, драматический балет, модерн – балет, сюжетный балет;

В. Балет-симфония, балет- песня, балет-опера, балет-юмор.

12. Какому композитору принадлежит балет «Петрушка»?

А. П. И. Чайковский;

Б. Н. А. Римский-Корсаков;

В. М. И. Глинка.

Ответь на вопросы по музыке

1. Что такое Серенада?

2. Что такое цикл в музыке?

3. Кто такой виртуоз?

Итоговая контрольная работа по предмету искусство (музыка)

для учащихся 5 класса

Темы:

Что роднит музыку с литературой

Вокальная музыка

Вся Россия просится в песню

Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно…

Фольклор в музыке русских композиторов

Что за прелесть эти сказки…

Жанры инструментальной и вокальной музыки

Песнь моя летит с мольбою…

Вариант II

Выбери правильный ответ

1. Основными жанрами вокальной музыки является

А. Песня, романс, кантата, оратория, опера;

Б. Балет, песня, оратория;

В. Кантата, романс, джаз.

2. По мере исполнения хоры делятся на:

А. Академические и профессиональные;

Б. Народные, академические, детские;

В. Академические, народные.

3. В каком веке возник жанр Опера?

А. XVIIв.;

Б. XVIв.;

В. XIXв.

4. Виды песен

А. Народная, авторская, песня – романс;

Б. Народная, профессиональная, ария;

В. Куплетная, соло, авторская;

5. Какой инструмент имеет трапецеидальную форму?

А. Валторна;

Б. Виолончель;

В. Цимбала.

6. Музыкальное произведение, в исполнении которого учувствуют четыре музыканта

А. Квартет;

Б. Квинтет;

В. Трио.

7. PP – это обозначает в музыке

А. Тихо;

Б. Очень тихо;

В. Громко.

8. Что неразрывно слито в музыкальном портрете?

А. Выразительность и изобразительность;

Б. Интонация и изобразительность;

В. Изобразительность и палитра.

9. Музыкальное произведение, предназначенное для одного исполнителя?

А. Трио;

Б. Соло;

В. Хор.

10. Какие голоса в музыке мы относим к мужским голосам?

А. Тенор, бас, баритон;

Б. Сопрано, бас, тенор;

В. Тенор, альт, бас.

11. Виды романсов

А. Народный, юмористический, городской;

Б. Профессиональный, городской, классический, героический;

В. Городской, бытовой, цыганский, профессиональный, песня-романс.

12. Какому композитору принадлежит опера «Руслан и Людмила»?

А. П. И. Чайковский;

Б. Н. А. Римский-Корсаков;

В. М. И. Глинка.

Ответь на вопросы по музыке

1. Что такое кантата?

2. Что такое жанр в музыке?

3. Что мы называем кульминацией в музыке?

Ключ к итоговой контрольной работе по предмету искусство ( музыка)

Для учащихся 5 класса

Вариант I

1. А; 6. Б.; 11. Б;

2. А.; 7. Б; 12. А.

3. В; 8. А;

4. Б.; 9. В;

5. А.; 10. А;

1. Серенада – музыкальная композиция, исполняемая в чью-то честь; вечерняя песня, исполняемая под аккомпанемент лютни, мандолины, обращённая к возлюбленной.

2. Цикл – несколько самостоятельных произведений, связанных общей темой, замыслом, содержанием.

3. Виртуоз – тот, кто в совершенстве владеет техникой своего искусства.

Вариант II

1. А; 6. А; 11. В;

2. В; 7. Б; 12. В.

3. Б; 8. А;

4. А; 9. Б;

5. В; 10. А;

1. Кантата – крупное музыкальное произведение, предназначенное для певцов-солистов, хора и симфонического оркестра;

2. Жанр – виды музыкальных произведений. В более узком смысле это слово используют для уточнения характера крупных жанров: юмористическая опера, лирическая опера, опера-трагедия…;

3. Кульминация – высшая точка напряжения в музыкальном произведении, момент, в который эмоциональное состояние достигает наибольшего накала.

Итоговая контрольная работа по предмету искусство (музыка)

для учащихся 6 класса

Темы:

Удивительный мир музыкальных образов

Образы романсов и песен русских композиторов

Образы песен зарубежных композиторов

Образы русской народной и духовной музыки

Образы духовной музыки Западной Европы

Вариант I

Выбери правильный ответ

Виды оркестров:

А. Духовой, академический, профессиональный;

Б. Духовой, симфонический, народный;

В. Симфонический, народный, юмористический.

Культурные эпохи в музыке

А. Античность, средневековье, возрождение, классицизм, романтизм, музыка XXв., современность;

Б. Античность, средневековье, возрождение, классицизм, романтизм, неоклассицизм;

В. Возрождение, классицизм, романтизм, музыка XXв., современность, неологизм.

Средства музыкальной выразительности

А. Мелодия, ритм, гармония, лад, тембр, движение;

Б. Лад, тембр, фактура, динамика, темп, сатира;

В. Мелодия, ритм, гармония, лад, тембр, фактура, динамика, темп.

Как называется старинный польский танец, возникший в XII в. в крестьянской среде и сопровождался игрой на волынке?

А. Полька;

Б. Мазурка;

В. Полонез.

Какие инструменты включены в струнно-смычковый состав симфонического оркестра?

А. Флейты, литавры, скрипки, виолончели;

Б. Челеста, гобои, контрабасы, кларнеты;

В. Скрипки, альты, виолончели, контрабасы.

mР – обозначает в музыке…

А. Меццо-форте – менее громко, чем форте;

Б. Меццо-пиано – не слишком тихо;

В. Форте – громко.

Музыкальная пьеса, исполняемая между действиями оперы или драматического спектакля

А. Акцент;

Б. Синкопа;

В. Трио.

Сколько частей в Сонате?

А. Одна;

Б. Две;

В. Три.

Музыкальная пьеса, исполняемая между действиями оперы или драматического спектакля

А. Антракт;

Б. Акцент;

В. Нюанс.

Многоголосное хоровое произведение траурного характера, состоящее из нескольких частей

А. Опера;

Б. Болеро;

В. Реквием.

Ответьте на следующие вопросы:

Что такое месса?

Что такое симфония?

Что такое метр в музыке?

Что такое фуга?

Что такое концерт?

Итоговая контрольная работа по предмету искусство (музыка)

для учащихся 6 класса

Темы:

Удивительный мир музыкальных образов

Образы романсов и песен русских композиторов

Образы песен зарубежных композиторов

Образы русской народной и духовной музыки

Образы духовной музыки Западной Европы

Вариант II

Выбери правильный ответ

Сколько частей в симфонии?

А. Две;

Б. Три;

В. Четыре.

Метры в музыке бывают:

А. Сложные, медленные, быстрые;

Б. Простые, сложные, смешанные;

В. Медленные, смешанные, простые.

Какой композитор сочинил произведение «Болеро»?

А. М. И. Глинка;

Б. М. Равель;

В. Ф. Шопен.

Какие четыре группы инструментов включает в себя современный симфонический оркестр?

А. Струнные смычковые, деревянные духовые, медные духовые, ударные и клавишные;

Б. Деревянные духовые, медные духовые , ударные духовые, серебряные струнные;

В. Ударные и клавишные, струнные духовые, золотые медные , медные ударные.

Какие инструменты включены в медно-духовой состав симфонического оркестра?

А. Флейты, литавры, скрипки, виолончели;

Б. Флейты, гобои, кларнеты, фаготы;

В. Скрипки, альты, виолончели, контрабасы.

mf – обозначает в музыке…

А. Меццо-форте – менее громко, чем форте;

Б. Меццо-пиано – не слишком тихо;

В. Форте – громко.

Немецкий композитор, органист, клавесинист, живший в период с 1685 по 1750гг.

А. В. А. Моцарт;

Б. И. С. Бах;

В. Н. А. Римский –Корсаков.

Сдвиг с сильной доли на слабуюв музыке называется?

А. Акцент;

Б. Синкопа;

В. Трио.

Как называется прием игры, в котором звук извлекается щипком на струнном смычковом инструменте?

А. Пиццикато;

Б. Новелла;

В. Стаккато.

Напряжённое, беспокойное звучание двух или нескольких звуков называется….

А. Антракт;

Б. Диссонанс;

В. Акцент.

Ответьте на следующие вопросы:

Что такое оркестр?

Что такое регистр в музыке?

Что такое фактура?

Что такое токката?

Что такое унисон?

Ключ к итоговой контрольной работе по предмету искусство (музыка)

для учащихся 6 класса

Вариант I

1. Б; 6. Б;

2. А; 7. В;

3. В; 8. Б;

4. Б; 9. А;

5. В; 10. В.

Месса — многочастное хоровое произведение, исполняющееся во время богослужения в католической церкви;

Симфония — музыкальное сочинение для оркестра, обычно в трех или четырёх частях, иногда с включением голосов; жанр симфонической инструментальной музыки;

Метр в музыке — порядок чередования сильных и слабых долей, система организации ритма;

Фуга — одночастное произведение, представляющее собой полифоническое изложение последующее развитие одной мелодии, темы;

Концерт – музыкальное произведение виртуозного характера для одного инструмента и оркестра, состоящее из трёх частей.

Вариант II

1. В; 6. А;

2. Б; 7. Б;

3. Б; 8. Б;

4. А; 9. А;

5. Б; 10. Б.

Оркестр — многочисленный инструментальный ансамбль, коллектив музыкантов, играющих на музыкальных инструментах и совместно исполняющих музыкальное произведение;

Регистр в музыке — часть музыкального диапазона инструмента или голоса, отличающуюся характерной звуковой окраской;

Фактура — строение звуковой ткани музыкального произведения, включающей мелодию, сопровождающее её подголоски или полифонические голоса, аккомпанемент;

Токката — виртуозная пьеса для клавишного инструмента, предназначенная для того, чтобы «потрогать» клавиши, т. е. проявить беглость пальцев;

Унисон – одновременное сочетание одинаковых звуков у разных инструментов в разных голосах).

Итоговая контрольная работа по предмету искусство (музыка)

для учащихся 7 класса

Темы:

Дорогие семиклассники!

Классика и современность

В музыкальном театре. Опера

Опера «Иван Сусанин». Новая эпоха в русском музыкальном искусстве

«Судьба человеческая, судьба народная»

«Родина моя, Русская земля»

Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера

Ария князя Игоря

Портрет половцев

«Плач Ярославны»

Вариант I

Выбери правильный ответ

Как называется циклическое музыкальное произведение, объединяющее несколько самостоятельных пьес?

А. Сюита;

Б. Опера;

В. Кантата.

Какого композитора называют сказочником в музыкальном искусстве?

А. В. А. Моцарт;

Б. Н. А. Римский – Корсаков;

В. М. И. Глинка.

Инструментальная пьеса, предназначенная для совершенствования технических навыков исполнения…

А. Этюд;

Б. Полька;

В. Менуэт.

Определите про какого композитора идёт речь: пианист, педагог, русский композитор, один из крупнейших представителей музыкальной культуры конца XIX – начала ХХ ст. Автор симфонии «Прометей»

А. В. А. Моцарт;

Б. М. И. Глинка;

В. А. Н. Скрябин.

Жанры классической музыки:

А. Вокальная, танцевальная, вокально-инструментальная, симфоническая музыка, музыкально-театральные жанры;

Б. Юмористическая, вокально-инструментальная, симфоническая музыка, музыкально-театральные жанры;

В. Вокальная, танцевальная, вокально-инструментальная, программная музыка, музыкальные жанры.

Что мы относим к танцам?

А. Опера, балет, сюиты, полонез, менуэт;

Б. Балет, соната, полька, симфония;

В. Менуэт, полька, вальс, мазурка.

Музыкальный жанр, призванный способствовать синхронному движению войск в строю, массовых шествий

А. Балет;

Б. Полонез;

В. Марш.

Музыкальная форма, в которой неоднократные проведения главной темы чередуются с различными эпизодами. В переводе обозначает круг

А. Рондо;

Б. Кантата;

В. Песня.

Клавишно-духовой инструмент, состоящий из труб, воздухонагнетательного механизма и системы управления

А. Фортепиано;

Б. Клавесин;

В. Орган.

Годы жизни П. И. Чайковского

А. 1740-1793гг.;

Б. 1840-1893гг.;

В. 1540-1593гг.

Ответьте на следующие вопросы:

1. Что такое форма в музыке?

2. Напишите определение композиции в музыке.

3. Что такое жанр музыкальный?

4. Что такое танец?

5. Кто такой дирижёр?

Итоговая контрольная работа по предмету искусство (музыка)

для учащихся 7 класса

Темы:

Дорогие семиклассники!

Классика и современность

В музыкальном театре. Опера

Опера «Иван Сусанин». Новая эпоха в русском музыкальном искусстве

«Судьба человеческая, судьба народная»

«Родина моя, Русская земля»

Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера

Ария князя Игоря

Портрет половцев

«Плач Ярославны»

Вариант II

Выбери правильный ответ

Сколько частей в сонатной форме?

А. Две;

Б. Три;

В. Одна.

Какой композитор написал «Богатырскую симфонию»?

А. В. А. Моцарт;

Б. А. П. Бородин;

В. И. С. Бах.

Инструментальная пьеса, предназначенная для совершенствования технических навыков исполнения…

А. Этюд;

Б. Полька;

В. Менуэт.

Определите музыкальный жанр: в XVI-XVIIIвв. обретает самостоятельность, по типу изложения сближается с фантазией.

А. Токката;

Б. Прелюдия;

В. Соната.

Музыкальное сочинение сравнительно небольших масштабов (одно- или многоголосное), предназначенное для пения….

А. Опера;

Б. Песня;

В. Балет.

Основные разновидности танцев:

А. Профессиональный, юмористический, танцевальный;

Б. Строевой, походный, похоронный;

В. Спортивный, походный, композиторский.

Основные лады в музыке:

А. Мажор и минор;

Б. Мажор и трио;

В. Минор и кварта.

Часть, содержащая повторение исходного тематического материала

А. Кода;

Б. Реприза;

В. Куплет.

Кто автор увертюры «Эгмонт»?

А. В. А. Моцарт;

Б. В. В. Алеев;

В. Л. в. Бетховен.

Годы жизни И. С. Баха

А. 1685-1750гг.;

Б. 1785-1850гг.;

В. 1585-1650гг.

Ответьте на следующие вопросы:

1. Что такое Романс в музыке?

2. Репертуар – это…

3. Что такое пьеса?

4. Что такое полонез?

5. Что означает петь в дуэте?

Ключ к итоговой контрольной работе по предмету искусство (музыка)

для учащихся 7 класса

Вариант I

1. А; 6. В;

2. Б; 7. В;

3. А; 8. А;

4. В; 9. В;

5. А; 10. Б.

1. Форма – система музыкальных средств, примененная для воплощения содержания произведения;

2. Композиция – категория музыковедения и музыкальной эстетики, характеризующая предметное воплощение музыки в виде выработанного и завершённого в себе музыкального произведения;

3. Жанр музыкальный – понятие, характеризующее роды и виды музыкального творчества исходя из происхождения, условий исполнения, особенностей восприятия;

4. Танец – вид искусства, в котором художественные образы создаются средствами пластических движений и ритмически четкой и непрерывной сменой выразительных положений человеческого тела;

5. Дирижёр – музыкант-руководитель оркестра, хора, ансамбля, оперной группы.

Вариант II

1. Б; 6. Б;

2. Б; 7. А;

3. А; 8. Б;

4. Б; 9. В;

5. Б; 10. А.

1. Романс – камерное вокальное произведение для голоса с инструментальным аккомпанементом;

2. Репертуар – совокупность произведений, исполняемых отдельными музыкантами- исполнителями или более крупными коллективами;

3. Пьеса – музыкальное сочинение, отличающееся краткостью высказывания и небольшой протяжённостью;

4. Полонез – бальный танец, происходящий от польского народного танца-шествия торжественного характера;

5. Дуэт — вокальная пьеса для двух голосов с инструментальным сопровождением;

Критерии оценивания итоговой контрольной работы

по предмету искусство (музыка)

Работа, выполненная полностью, оценивается на «5» (отлично).

Допущены ошибки в ответах на вопросы и тест сделан правильно, оценивается на «5» (отлично)

Если вопросы выполнены меньше половины и тест сделан правильно оценивается на «4» (хорошо).

Вопросы, в форме теста выполненные правильно оценивается «4» (хорошо).

Ошибки в тесте (три и более) и вопросы не сделаны, оценивается на «3» (удовлетворительно).

Самые интересные культурные события недели — в афише «БИЗНЕС Online» (29 ноября–3 декабря)

Среди киноновинок этой недели масса интересного: новый нашумевший фильм Ридли Скотта «Дом Gucci», прямое продолжение знаменитой дилогии 80-х «Охотники за привидениями: Наследники» и даже китайский фильм-катастрофа «Месть земли». Кроме того, в БКЗ состоится презентация альбома «Антологии татарской хоровой музыки ХХ века» камерного хора Татарстана, в «Смене» покажут лучшие короткометражки ноября кинофестиваля Moscow Shorts, в ГСИ открывается выставка скульптора Кадима Замитова.

1. #Адиляпрокино (с 2 декабря)

рекомендую:

«Дом Gucci» (реж. Ридли Скотт)

Криминальная драма Ридли Скотта посвящена жизни и убийству бизнесмена Маурицио Гуччи, который в разные годы был главным акционером и генеральным директором бренда Gucci. Безусловно, сама по себе скандальная историческая подоплека содержит много привлекательного для создания успешного коммерческого фильма. К тому же в качестве главных героев режиссер пригласил звездный состав актеров: Леди Гагу, Адама Драйвера, Аль Пачино, Сальму Хайек, Джареда Лето. Однако любопытно, какой окажется в итоге вторая громкая премьера Скотта в этом году (после его «Последней дуэли»), ведь мировые критики расходятся во мнениях и не понимают главного высказывания автора при всей нарядной глянцевости ленты. Я все же надеюсь, что это будет не иллюстрация реального факта, а исследование порочности успешной корпорации. Но посмотрим.

P. S. 4 декабря в «Киномаксе», в KazanMall, в 19:00 в рамках арт-показа я вместе со стилистом и историком моды Светланой Сафиной представлю эту долгожданную киноновинку. Мы проанализируем контекст создания фильма и его художественные особенности.

18+


«Охотники за привидениями: Наследники» (реж. Джейсон Райтман)

«Охотники за привидениями: Наследники» — прямое продолжение знаменитой дилогии 80-х. Режиссером новой части стал Джейсон Райтман («Талли», «День труда») — сын Айвана Райтмана, снявшего обе оригинальные картины. Действие начинается спустя много лет после событий прошлых фильмов, поэтому главными героями выступают новые персонажи, сыгранные популярными в молодежной среде актерами — Финном Вулфхардом и Маккенной Грейс.

Думаю, что фильм должен понравиться фанатам франшизы, ностальгирующим по былым «Охотникам». В картине много отсылок, да и стилизация выполнена достаточно точно. Убеждена, что Райтман снял удачный сиквел, который намного лучше перезапуска 2016 года. «Охотники за привидениями: Наследники» обещают зрителям аккуратно отталкиваться от багажа прошлых фильмов и продолжать свою независимую историю.

12+


«На близком расстоянии» (реж. Григорий Добрыгин)

Драма «На близком расстоянии» является 8-й режиссерской работой талантливого российского кинематографиста Григория Добрыгина — обладателя «Серебряного медведя» Берлинале и «Золотого орла» («Как я провел этим летом»). Центральной темой новой его картины стала пандемия. «На близком расстоянии» — один из немногих российских фильмов, рассказывающих о том, как распространение коронавирусной инфекции и всемирный локдаун повлияли на жизни совершенно обычных людей. Впрочем, социальный контекст в ленте не имеет центрального значения. В одном из интервью режиссер фильма заявил, что главное в этой ленте — ограничения и рамки, вынуждающие людей совершать самые неожиданные поступки.

Мне очень нравится творчество Добрыгина, поэтому советую «На близком расстоянии» всем поклонникам спокойного по ритму, визуально лаконичного и, главное, психологически точного  кино.

12+


«Месть земли» (реж. Ли Дзунь)

Китайский фильм о геологической катастрофе с 130-миллионным бюджетом «Месть земли» от режиссера Ли Цзунь («Охота», «Тик-так») снят грандиозно и с размахом. История выживания при стихийных обстоятельствах сделана добротно: достойные съемка, спецэффекты и графика, отличный звук, правильный сюжет. Китайские кинематографисты в очередной раз доказывают, что могут делать жанровое коммерческое кино на высоком уровне.

Любителям глобальных фильмов-катастроф смотреть «Месть земли» советую исключительно на большом экране — весь размах трагедии будет ощущаться вами с лихвой!

16+


«Превратности разума» (реж. Торстен Клайн)

«Превратности разума» — биографическая научная драма об известном польском математике Станиславе Уламе, который принимает участие в строительстве страшного оружия — водородной бомбы. Сюжет фильма основан на его автобиографии «Приключения математика». Книга была адаптирована немецким режиссером и сценаристом Торстеном Клайном («Проклятое место»). Центральную роль Улама точно и подробно исполнил малоизвестный актер Филип Тлокински. «Превратности разума» — тот умный байопик, который, к сожалению, может остаться незамеченным. Поэтому не пропустите эту удивительную историю гениальной личности, очень интересно рассказанную.

12+


«Черная месса» (реж. Родриго Фьяллега)

Мексиканский хоррор расскажет о журналистке Кармен, переезжающей в дом своего детства, в котором проводились обряды экзорцизма. «Черная месса» — фильм из категории классических ужасов, которые немного надоели зрителям и оттого не особо востребованы сегодня, на мой взгляд. Однако кассовые сборы на родине составили порядка $1,5 млн, что дает надежду на успех и в российском прокате. В любом случае мексиканский хоррор — это как минимум разнообразие для поклонников жанра.

18+


не рекомендую:

«БУМЕРанг» (реж. Петр Буслов)

«БУМЕРанг» — это не сиквел известного «Бумера» и не продолжение слабого «Бумер: Фильм второй», которые снял Петр Буслов. Новая картина режиссера — это отдельная фантазия на тему, что было бы, если бы Дмитрий Нагиев попал в мир бандитских BMW.

Что ж, опять перед нами неактуальный, несмешной и нелепый капустник с сегодняшними популярными артистами типа Светланы Устиновой, Максима Виторгана, Антона Лапенко и др. И очередной пример того, как можно снять абсолютно проходное и одноразовое кино, которое вскоре все напрочь забудут.

16+


«Летчик» (реж. Ренат Давлетьяров)

В центре сюжета военной драмы — история советского пилота Николая Комлева (Петр Федоров), чей самолет был сбит во время воздушного боя зимой 1941 года. В киноленте, в которой Ренат Давлетьяров выступил как автор сценария, режиссер и продюсер, он вновь обращается к теме войны. «Несколько лет назад я снял фильм „А зори здесь тихие…“, потом картину „Донбасс. Окраина“, поэтому это не первое мое соприкосновение с темой войны. Война — это тема, которая лучше любых придуманных декораций отражает истинные чувства людей и их способность любить или жертвовать собой как ради любимого человека, так и защищая Родину», — отмечает Давлетьяров.

На мой взгляд, все, что снимает о войне Давлетьяров, утрированно по теме, но при этом недостаточно объемно по идее и воплощению. Предполагаю, что и «Летчик» окажется из категории нарочито геройских фильмов о войне, выполненных как под копирку у российских режиссеров в последнее время (привет, «Девятаев»).

12+


2. Концерт грузинской группы Mgzavrebi

1 декабря

Горячие грузинские парни Mgzavrebi в своей музыке невероятно здорово сочетают этнику и современный инди-рок. Каким-то образом им удается синтезировать фольклорные мотивы — древние изящные мелодии и проникновенные сказания, дудочки и хоровое пение — с современным продюсированием и мощной энергетикой. В Казань музыканты приедут по случаю своего 15-летия и исполнят свои самые убойные хиты.

12+

Стоимость билетов: 1500–3600 рублей.

КРК «Пирамида» (ул. Московская, 3), начало — в 19:00


3. Презентация альбома «Антологии татарской хоровой музыки ХХ века» камерного хора РТ

3 декабря

Государственный камерный хор Татарстана проделал огромную работу по архивации татарского хорового наследия и записал альбом «Антологии татарской хоровой музыки», созданный в едином цифровом формате с учетом современных технических требований к исполнению и звукозаписи. В альбом вошли основные сочинения ведущих татарских композиторов, писавших для хора: Султана Габяши, Салиха Сайдашева, Александра Ключарева, Назиба Жиганова, Рашида Калимуллина и др.

6+

Стоимость билетов: 300 рублей.

ГБКЗ им. Сайдашева (площадь Свободы, 3), начало — в 18:30


4. Короткометражки – победители фестиваля Moscow Shorts

3 декабря

Ежемесячный показ фильмов – победителей международного фестиваля Moscow Shorts ISFF, где будет представлено 6 короткометражек из Франции, Германии, России, Турции и Сингапура.

Фильмы ноября: французская драма  «Бог из машины» о сыне, который помогает отцу, страдающему малоизученной болезнью — из-за нее он никогда не узнает своего сына; фильм «Ветер» российского режиссера Андрея Кацуба; мелодрама из Сингапура «Сегодня последний день» о том, что не всегда потеря чего-то дорогого должна быть горькой; лента «Мертвая зона» расскажет, как секс-работница Люсия нарушила уединение необщительной девушки с повышенной чувствительностью к электричеству по имени Элис; в фильме «Где-то еще» главная героиня отправляется в путешествие по местам, которые напоминают ей о прошлом; «Школьный автобус» — история о турецкой учительнице, которая научилась водить автобус, чтобы возить своих учеников в школу.

Фильмы будут демонстрироваться на языке оригинала с русскими и английскими субтитрами.

18+

Стоимость билетов: 200 рублей.

Центр современной культуры «Смена» (ул. Бурхана Шахиди, 7), начало — в 19:00


5. Открытие выставки «Кадим Замитов. Скульптура»

С 3 декабря   

bophotos 81200 2
Фото: «БИЗНЕС Online»

В экспозиции, приуроченной к 75-летию татарстанского скульптора Кадима Замитова, будет представлено около 70 произведений мастера, выполненные в различных техниках и материалах: шамот, бронза, гальванопластика, дерево, искусственный камень. Они представят ретроспекцию творчества художника за 40-летнюю творческую деятельность.

Для широкого зрителя имя Замитова, скорее всего, известно благодаря работе «Хоррият» — монументу, установленному на пилоне здания Национальной библиотеки Татарстана на улице Пушкина, ставшему символом нового времени.

В монументальной скульптуре автором также созданы в Оренбурге памятник татарскому поэту-герою Мусе Джалилю и актеру Ильясбеку Ашкадарскому, памятник Ататюрку в турецком городе Кютахия, конкурсные эскизные проекты Тукаю, Урманче, Султангалиеву, Марджани, Екатерине II и многое другое.

6+

Галерея современного искусства ГМИИ РТ (ул. Карла Маркса, 57), начало — в 17:00 


6. Музейная программа «Искусство добра» для людей с ограниченными возможностями

С 1 по 10 декабря

natsionalnyy muzey respubliki tatarstan kazan 0
Фото: kzn.ru

Национальный музей Татарстана и его филиалы проведут культурно-развлекательную декаду «Искусство добра», посвященную Международному дню инвалидов, который отмечается 3 декабря. Детей и взрослых ждут музейные занятия, экскурсии, квесты, лекции по истории Татарстана, мастер-классы по оригами, каллиграфии и разным видам рукоделия. Кроме того, пройдут кинопоказы с тифло- и сурдокомментариями.

На лекции «Авторская песня» гостей ждет выступление казанского барда Александра Тарвердяна, а в программе «Музыкальный четверг» прозвучит классическая музыка в исполнении учащихся средней специальной музыкальной школы при Казанской консерватории. Среди мероприятий филиалов — экскурсия с роботом-гидом в музее им. Тукая, конкурс чтецов по шрифту Брайля в Доме татарской книги, экскурсии, построенные на звуках и ароматах, в Музее Боратынского и кукольный спектакль в Музее Горького села Красновидово.

С подробной программой декады «Искусство добра» можно ознакомиться на сайте музея.

0+

Вход свободный.

Национальный музей РТ (ул. Кремлевская, 2)


7. Концерт Ивана Ожогина и Государственного оркестра народных инструментов РТ

30 ноября

Известный певец, солист одного из самых известных казачьих хоров в Европе Bolshoi Don Kosaken Иван Ожогин (тенор) вместе с Казанским оркестром народных инструментов РТ под управлением Анатолия Шутикова представит музыкальную программу «Три века русского романса», в которой прозвучат романсы различных эпох и времен

6+

Стоимость билетов: 400–2000 рублей.

Филармония им. Тукая (ул. Павлюхина, 73), начало — в 18:30


8. Музыкальный спектакль «Театр & музыка. Яхин»

1 декабря

На основе песен, романсов и воспоминаний современников о великом татарском композиторе и крупнейшем в татарской музыке мастере камерно-вокальных жанров Рустеме Яхине на сцене Камаловского театра прозвучит театрально-музыкальная история о его жизни и творчестве в исполнении лучших певческих голосов театра.

12+

Стоимость билетов: 230–1150 рублей.

ТГАТ им. Камала (ул. Татарстан, 1), начало — в 19:00


9. TheatreHD. Спектакль «Дядя Ваня»

1 декабря

Чеховский «Дядя Ваня» — первый спектакль, снятый в посткарантинной Великобритании для показа в кинотеатрах. Поставил его Иэн Риксон по тексту, адаптированному ирландским режиссером и драматургом, лауреатом премии Оливье Конором Макферсоном. И конечно, для постановки собран великолепный актерский ансамбль. В заглавных ролях — характерный актер Тоби Джонс (доктор Арним Зола из «Первого мстителя»), Ричард Армитидж (Астров), известный по кинотрилогии «Хоббит», где сыграл Торина Дубощита. Роль Елены Андреевны отдана новой приме британской сцены Розалинд Элиазар, Соню играет звезда сериала «Половое воспитание» Эми Лу Вуд.

16+

Стоимость билетов: 450 рублей.

Кинотеатр «Киномакс» (ТЦ «Тандем», проспект Ибрагимова, 56), начало — в 19:00


10. Live Jazz Jam Session

2 декабря

pexels lucas allmann 442540
Фото: pexels.com

Традиционные джазовые джемы по четвергам в баре «Соль» проходят уже пять лет. Каждую неделю этот день объединяет как слушателей, так и лучших музыкантов Казани, неровно дышащих к джазу, фанку, фьюжену и соулу. Ну и, конечно, никто не отменял теплую дружественную атмосферу, которая регулярно присутствует на каждом вечере.

18+

Вход свободный.

Бар «Соль» (ул. Профсоюзная, 22), начало — в 20:00

Художественное название урока: Источники
вдохновения Качановки

Тип урока: Углубление и закрепление
знаний.

Жанр: урок – исторический очерк.

Цель:

  • углубить знания учащихся по основной теме «Мир
    образов камерной и симфонической музыки»;
    продолжить знакомство с творчеством М.И. Глинки,
    его оперой «Руслан и Людмила»;
  • познакомить с периодом творчества композитора
    в имении Качановка; закрепить понятия «камерная
    музыка», «симфоническая музыка», «увертюра»,
    «сонатно-симфоническая форма».

Учебные задачи:

  • анализировать увертюру из «Руслана и Людмилы»
    по комплексу выразительных средств, работать над
    вокально-хоровыми навыками в песне Н. Забилы
    «Гуде вітер вельми в полі»,  созданием
    эмоционально-художественного образа песни, ее
    исполнительским  планом;
  • воспитывать отношение к национальному
    музыкальному искусству как к особой форме
    духовной деятельности человека, формирование
    духовных качеств личности;
    развивать внимание, речь, творческое воображение
    и мышление.

Планируемый результат обучения:

  • чувство гордости за свою Родину, свой народ и
    историю России, осознание своей этнической и
    национальной принадлежности;
  • знание культуры своего народа, своего края,
    основ культурного наследия народов России и
    человечества;
  • уважительное, толерантное отношение к иному
    мнению, истории и культуре других народов;
    готовность и способность вести диалог с другими
    людьми и достигать в нем взаимопонимания;
    этические чувства доброжелательности и
    эмоционально-нравственной отзывчивости,
    понимание чувств  других людей и
    сопереживание им;
  • коммуникативная компетентность в общении и
    сотрудничестве со сверстниками  в
    образовательной, общественно полезной,
    учебно-исследовательской, творческой и других
    видах деятельности.

Оборудование:  мультимедийный
комплекс , фортепиано, словарь эстетических
эмоций, аудиозапись и видеозапись с музыкальным
материалом, портреты М.И.Глинки, Т.Г.Шевченко,
С.Гулака-Артемовского, раздаточный материал –
текст песни, карточки с названием разделов
сонатно-симфонической формы, плакат «Средства
художественной выразительности», тексты поэмы
А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», наборное полотно
образовательной игры, компьютерная презентация
к уроку,видеофрагмент худ.фильма «Руслан и
Людмила» ( реж.А.Птушко, 1938 год).

Ресурсы:

  • Музыка: 6 класс, учебник для общеобразовательных
    учреждений, авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П.,
    Шмагина Т.С. М.:Просвещение, 2013.
  • Энциклопедия «Кто есть кто в мире»,
    Издательство «Эксмо», Москва,2007 год.
  • Статья в газете «Зеркало недели»  2007 год,
    «Источники вдохновения Качановки».
  • Художественный  фильм «Руслан и Людмила»,
    (реж.А.Птушко,1938 год).

Дела давно минувших дней
Преданья старины глубокой…

А.С. Пушкин

Звучит хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин».

«Музыка – душа моя» – так сказал великий
композитор М.И. Глинка, с творчеством которого мы
продолжаем знакомиться на сегодняшнем уроке.
Музыка имеет свой язык и слова часто бессильны
там, где «говорит» музыка. Она способна выразить
то, что невыразимо словами, раскрыть самые
глубокие, самые тонкие оттенки человеческих
чувств, мыслей, настроений, переживаний, может
помочь вызвать к жизни сокровенные помыслы,
унести в далекое прошлое… И не зря наш
сегодняшний урок начался с уже знакомого вам
гениального хора из оперы М.И. Глинки «Иван
Сусанин», в которой описаны события
освободительной борьбы русского народа 1612г:
В 1836 г. состоялась премьера оперы «Иван Сусанин»
М. Глинки, на которой присутствовал  император
Николай Павлович и весь Петербургский Свет.
Опера с первых тактов захватила слушателей  не
только новизной русской народной интонации в
опере, но и могучим зарядом духовного
патриотизма, пронизавшим каждый такт
удивительного сочинения. Это была не просто
опера, а опера-гимн русскому патриотизму .
Кульминацией оперы был славильный
кант-молитва  «Славься, славься, Русский Царь»
в  эпилоге, почти целиком посвященном
прославлению великого рода Романовых. Созданный
в традициях петровских виватных кантов, простой
и доступный по музыке, хор «Славься» восхитил
всех присутствующих  небывалым зарядом
патриотизма, воплощенным в русской опере.
После окончания оперы растроганный царь
пригласил М. Глинку к себе в ложу, выразил ему
свою признательность за замечательное сочинение
и предложил переименовать оперу в «Жизнь за
царя». В знак высочайшего одобрения сочинения
император вручил русскому  композитору
драгоценный перстень, который всю жизнь, как
величайшую святыню, хранил  М. Глинка.

Хор «Славься» стал неофициальным гимном
России. Прекрасная талантливая музыка в
сочетании с патриотическим текстом сделали
«Славься» очень популярным у всех русских людей
— от царя до простого человека.

Дела давно минувших дней
Преданья старины глубокой…

Эти слова А.С. Пушкина послужат прекрасным
эпиграфом к нашему уроку. Потому что сегодня мы
окунемся в мир, овеянный поэзией старинных
преданий, насыщенный красочными образами сказки,
картинами природы и народных обрядов.
К образам старинных преданий обращались многие
творцы искусства-художники, писатели и поэты, а
после изобретения кинематографа и режиссёры
кино.

Демонстрируется видеофрагмент
художественного фильма «Руслан и Людмила»,
режиссёра А.Птушко,1938 год).

Сегодня мы продолжим знакомство с «большой
волшебной оперой», как назвал ее  М.И. Глинка –
«Руслан и Людмила».

Звучит украинская народная песня «Гуде вітер
вельми в полі».
На фоне музыки учитель продолжает рассказ.

В апреле 1838г. М.И. Глинка, работавший
капельмейстером придворной капеллы, получил от
Николая I указание набрать певчих. Для этого он
направился на Украину. Интерес к украинской
земле зародился у композитора еще во время учебы
в Санкт-Петербургском университетском
благородном пансионе, где, как известно, выходцы
с Украины были первыми и по количеству и по
успеваемости. Представителей других
национальностей принимали в общество
малороссиян только за особые заслуги: Льва
Пушкина – за то, что брат знаменитого поэта, а
Михаила Глинку – за способности к музыке. Лето
1838г. Было для композитора особенно
запоминающимся. Именно на благодатной
украинской земле в имении Григория Степановича
Тарновского в Качановке на Черниговщине, Глинка
завершил основные сцены оперы «Руслан и
Людмила», специфику которых составил местный
колорит.
В Качановке Михаил Глинка провел лучшие
мгновения своей жизни. Хозяин имения Григорий
Тарновский владел огромным капиталом и 9
тысячами душ крестьян, преклонялся перед
творческими людьми. Он содержал собственный
оркестр. В Качановке вдохновение не покидало
Михаила Глинку ни на день. Используя
неисчерпанные  богатства украинского
фольклора, он создает несколько романсов. А
итогом его пребывания в Качановке стали три
основные части оперы «Руслан и Людмила». Это был,
по словам самого композитора, результат
«творческой зарядки в благословленном крае».

Вопросы учителя:

  • Какое литературное произведение легко в основу
    оперы?  (Юношеская романтическая поэма А.С.
    Пушкина, 1820г.)
  • Назовите главных героев оперы  (работа с
    текстом)
  • Назовите положительных и отрицательных героев
    оперы.

Положительные образы – это образ Людмилы,
Руслана. Образ Руслана вырос из русских былин,
сказок, и имеет свом прототипом легендарных
богатырей, борющихся против страшных чудищ и
колдунов…  Взяв у Пушкина сюжет и
характеристики основных героев, Глинка, вместе с
тем ,значительно углубил их.
Увертюру оперы М. Глинка строит на темах, которые
будут звучать в опере. На прошлом уроке вы уже
слушали увертюру к «Руслану и Людмиле».
Знакомились с основными ее темами – главной –
бодрой и энергичной, связанной с образом Руслана,
побочной ,которая представляет собой мелодию из
арии Руслана из  III действия.
Далее музыка рассказывает о препятствиях,
которые стоят перед героями на пути к счастью.
Далее звучат аккорды оцепенения – сцена
похищения Людмилы, проносится тема злого
волшебника Черномора. Оканчивается увертюра
энергичным звучанием всего оркестра,
утверждения могущественной силы народа и
радости победы.
Давайте еще раз послушаем увертюру, но теперь у
нас будет  особое задание. Мы должны
определить следующие разделы увертюры:

  1. Экспозицию (вступление – главная тема –
    побочная тема)
  2. Разработку
  3. Репризу (повторное звучание основных тем)
  4. Коду

Основу сонатно-симфонической формы, в которой
построена увертюра, составляет принцип
конфликтного развития, который появляется из
столкновения противоречивых образов и именно
контраст является тем составляющим, который
определяет динамику развития музыки,
музыкальную драматургию произведения.
У вас на партах лежат карточки с названием
основных частей сонатно-симфонической формы, в
которой выдержана увертюра.
Итак, слушаем увертюру, карточками  показываем
разделы (звучит увертюра; учащиеся определяют
разделы карточками).

Вопрос учителя:

  • Какие средства художественной выразительности
    использует композитор? (работа по наглядному
    плакату).
  • Как выражена идея  победы добра над злом,
    любви над ненавистью в увертюре?

Ответы учащихся

В имении Качановка М.И. Глинка создал две
украинские песни на слова Виктора Забилы  «Не
щебечи, соловейко»  и «Гуде вітер вельми в

полі».  Сегодня мы продолжим работу
над песней  «Гуде вітер вельми в полі».
Прежде чем  начать работу, мне бы хотелось
рассказать вам интересные эпизоды из жизни ее
создателей.
Однажды в Киеве, в Михайловском монастыре, Глинка
услышал песни воспитанника духовной семинарии
Сергея Гулака-Артемовского, ставшего
впоследствии всемирно известным певцом, чему
немало поспособствовал сам композитор.

Песня «Гуде вітер вельми в полі» была
написана специально для баритонального баса
Гулака-Артемовского.
Интересна судьба и отставного майора Нежинского
драгунского полка, автора слов песни «Гуде
вітер…»  Виктора  Михайловича  Забилы.
Полюбив  дочь  богатого 
помещика    Любовь Белозерскую, Виктор
Забила не получил разрешения на брак у её отца и
она была отдана замуж за другого. Почти вся его
поэзия – автобиографична. Её  содержание –
несчастная любовь,  тоска по любимой :

«Плаче козак  молоденький, долю проклинає»

Виктор Забила был знаком и дружен с Великим
Кобзарём –Тарасом Григорьевичем Шевченко. Был
он и среди тех, кто насыпал в Каневе на Чернечьей
горе высокую могилу великому поэту…

Работа над песней   «Гуде вітер вельми
в полі».

Сегодня на уроке мы обратились к прекрасным
образам, созданным в имении Качановка. При
слушании увертюры к опере «Руслан и Людмила»
выяснили, что построена она на контрастном
сопоставлении тем – воинственной и лирической,
которые не противоречат друг другу, а устремлены
к одному – светлому, доброму в жизни.
Борьба добра и зла – это не только одна из
основных тем в искусстве, но и проблема всей
жизни людей, проблема самовоспитания человека,
то, что волновало и будет волновать людей всегда.
А сейчас я хочу предложить вам образовательную
игру.

Вопросы к образовательной игре:

Украинский певец,  композитор,
соратник М. И. Глинки (С. Гулак-Артемовский)
Первая русская опера М. И. Глинки
(«Иван Сусанин»)
Главный герой оперы «Руслан и Людмила» (Руслан) Хозяин имения Качановка, меценат (Григорий
Тарновский)
Форма музыкального произведения,
основанная на развитии двух контрастных тем в
различных тональностях (сонатно-симфоническая
форма)
Звучит в финале оперы М. И. Глинки «Иван
Сусанин» (хор «Славься…»)
Автор слов песни «Гуде вітер вельми в
полі» (Виктор Забила)
Оркестровое вступление к опере, балету,
кинофильму (увертюра)

По ходу выполнения образовательной игры
появляется иллюстрация к произведению «Руслан и
Людмила»  (рис.1)

img1

Иллюстрация к образовательной игре к
уроку «Источники вдохновения Качановки»
(иллюстрация разрезается на части,  на
обратной стороне которых пишутся определения. На
другом полотне – ответы. Карточки раздаются
учащимся, которые подбирают соответствующие
части. В итоге – складывается рисунок.

Как бы ни было трудно вам в жизни, помните: «Зло
мгновенно в этом мире, неизбывна доброта!»

Благодарю за творческий настрой. Желаю удачи,
взаимопонимания и успехов в творчестве!

  • Основные события сказки ашик кериб
  • Основные события рассказа уроки французского
  • Основные события рассказа срезал
  • Основные события рассказа мальчики чехов
  • Основные события рассказа любовь к жизни