Основные события в рассказе станционный смотритель кратко

Инфоурок литература презентациипрезентация история самсона вырина и его дочери по повести а. с. пушкина станционный смотритель описание презентации

Инфоурок

Литература
ПрезентацииПрезентация » История Самсона Вырина и его дочери по повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель»

Тема: История Самсона Вырина и его дочери по повести А. С. Пушкина «Станцио...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Тема: История Самсона Вырина и его дочери по повести А. С. Пушкина «Станцио

    Описание слайда:

    Тема: История Самсона Вырина и его дочери по повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель»

  • 2 слайд

    Цели урока:Путешествие в музей литературного героя Усвоение содержание повес

    Описание слайда:

    Цели урока:
    Путешествие в музей литературного героя
    Усвоение содержание повести
    Анализ произведения
    Задачи урока:
    Учиться анализировать текст
    Уметь воссоздавать содержание на основе иллюстраций
    Рассмотреть и усвоить нравственные уроки, которые преподнесла героям жизнь

  • 3 слайд

    Домик станционного смотрителя. Музей дорожного быта 19 века.

    Описание слайда:

    Домик станционного смотрителя. Музей дорожного быта 19 века.

  • 4 слайд

    История возникновения станции В деревне Выра Гатчинского района Санкт- Пет

    Описание слайда:

    История возникновения станции
    В деревне Выра Гатчинского района Санкт- Петербурга находится «Домик станционного смотрителя»_ первый в нашей стране музей литературных героев.
    Музей открылся в октябре 1972 года в здании Вырской почтовой станции.
    История станции началась в 1800 году.
    Выра была третьей станцией от Петербурга.

  • 5 слайд

    Станция ВыраВыра была станцией 3 разряда, 55 лошадей, без гостиницы и трактир

    Описание слайда:

    Станция Выра
    Выра была станцией 3 разряда, 55 лошадей, без гостиницы и трактира. Все надворные постройки деревянные.

  • 6 слайд

    Здесь кипела жизнь: въезжали и выезжали тройки, суетились ямщики.

    Описание слайда:

    Здесь кипела жизнь: въезжали и выезжали тройки, суетились ямщики.

  • 7 слайд

    Правила для путешествующих Согласно правилам путешественники должны были

    Описание слайда:

    Правила для путешествующих
    Согласно правилам путешественники должны были предъявлять подорожную, по которой выдавали лошадей. Чины 1 класса могли получить 20 лошадей.
    Нижним чинам выдавали не более 1 лошади.
    Интересно, что Пушкин в 1820 году имел чин 10 класса- коллежский секретарь и мог получить только 2 лошадей

  • 8 слайд

    Белорусский трактПушкин много путешествовал. Около 34 тысяч верст он проехал

    Описание слайда:

    Белорусский тракт
    Пушкин много путешествовал. Около 34 тысяч верст он проехал по России. Не менее 13 раз бывал на Вырской станции, которую предание связало с повестью «Станционный смотритель»

  • 9 слайд

    Историческая справкаИз архивных документов известно, что на Вырской станции д

    Описание слайда:

    Историческая справка
    Из архивных документов известно, что на Вырской станции действительно в течение многих лет служил смотритель с дочерью.

  • 10 слайд

    История создания повести.Повесть написана в 1830 году в Болдине. Возможно, по

    Описание слайда:

    История создания повести.
    Повесть написана в 1830 году в Болдине. Возможно, поэт вспомнил в болдинской тиши маленькую деревню, уютный домик почтовой станции, милых сердцу обитателей, с которыми не раз доводилось встречаться по пути в Михайловское, Псков, Кишинев…

  • 11 слайд

    Прочитать эпиграф.Объяснить значение слов регистратор, ирония, смотритель.Ко

    Описание слайда:

    Прочитать эпиграф.
    Объяснить значение слов регистратор, ирония, смотритель.
    Коллежский регистратор- в дореволюционной России низший гражданский чин в табелях о рангах.
    Ирония- (греч. Сл. Притворство, насмешка) выражение насмешки.
    Смотритель- (устар.) Должностное лицо, которому поручено заведование каким- либо учреждением (Почтовой станцией, больницей, училищем)

  • 12 слайд

    Смотрительская

    Описание слайда:

    Смотрительская

  • 13 слайд

    Документация почтового смотрителя

    Описание слайда:

    Документация почтового смотрителя

  • 14 слайд

    Стол смотрителяВ красном углу- стол смотрителя. На нем бронзовый подсвечник,

    Описание слайда:

    Стол смотрителя
    В красном углу- стол смотрителя. На нем бронзовый подсвечник, чернильница с гусиным пером, книга для записи подорожных.

  • 15 слайд

    Подорожная А. С. ПушкинаРядом- копия подорожной Пушкина, в которой говорится:

    Описание слайда:

    Подорожная А. С. Пушкина
    Рядом- копия подорожной Пушкина, в которой говорится: «…коллежский секретарь А. С. Пушкин отправлен по надобностям службы к главному попечителю южного края России генерал- лейтенанту Инзову…»

  • 16 слайд

    Я оглянулся и увидел…

    Описание слайда:

    Я оглянулся и увидел…

  • 17 слайд

    Промотавшийся юноша …пасет свиней и разделяет с ними трапезу…

    Описание слайда:

    Промотавшийся юноша …пасет свиней и разделяет с ними трапезу…

  • 18 слайд

    Развратное поведение молодого человека…

    Описание слайда:

    Развратное поведение молодого человека…

  • 19 слайд

    Возвращение сына к отцу…

    Описание слайда:

    Возвращение сына к отцу…

  • 20 слайд

    «Чистая половина»…Из небольших сеней вход на «чистую половину» Интерьер в

    Описание слайда:

    «Чистая половина»…
    Из небольших сеней вход на «чистую половину»
    Интерьер воспроизводит «смиренную, но опрятную обитель» смотрителя и его дочери.

  • 21 слайд

    Кровать с пологомЗдесь «кровать с пестрой занавескою»,на окнах- «горшки с бал

    Описание слайда:

    Кровать с пологом
    Здесь «кровать с пестрой занавескою»,на окнах- «горшки с бальзамином», стены украшены лубочными картинками.

  • 22 слайд

    Легенда ПушкинаЛегенду о том, что именно здесь разыгрались события, вызвал к

    Описание слайда:

    Легенда Пушкина
    Легенду о том, что именно здесь разыгрались события, вызвал к жизни сам поэт. Гусар Минский едет из Смоленска в Петербург Белорусским трактом, через Выру. Станция расположена близ Петербурга, смотритель идет искать дочь пешком

  • 23 слайд

    Комната ДуниА вот и та комната за перегородкой. Это светелка девушки из мещан

    Описание слайда:

    Комната Дуни
    А вот и та комната за перегородкой. Это светелка девушки из мещанского сословия. Диван, сундук для приданого, столик для рукоделия с пяльцами, комод.

  • 24 слайд

    Портреты героевНа комоде портреты Самсона Вырина, Минского, а рядом, на стене

    Описание слайда:

    Портреты героев
    На комоде портреты Самсона Вырина, Минского, а рядом, на стене,- Дуни. «ах, Дуня, Дуня! Что за девка-то была! Бывало кто ни проедет, всякий похвалит, никто не осудит…»

  • 25 слайд

    Стол для рукоделияЗдесь Дуня шила, когда приехал ротмистр Минский. Шкатулка с

    Описание слайда:

    Стол для рукоделия
    Здесь Дуня шила, когда приехал ротмистр Минский. Шкатулка с вязаньем.

  • 26 слайд

    Портрет ДуниЕю дом держался: что прибрать, что приготовить, за всем успевала.

    Описание слайда:

    Портрет Дуни
    Ею дом держался: что прибрать, что приготовить, за всем успевала.
    Портреты выполнены художницей Н. М. Берлович

  • 27 слайд

    Платье Дуни

    Описание слайда:

    Платье Дуни

  • 28 слайд

    Дорога.Скудная обстановка, унылый пейзаж возвращают в далекое прошлое, напоми

    Описание слайда:

    Дорога.
    Скудная обстановка, унылый пейзаж
    возвращают в далекое прошлое, напоминая о нелегкой доле почтарей.

  • 29 слайд

    Основные события в рассказе станционный смотритель кратко

  • 30 слайд

    Основные события в рассказе станционный смотритель кратко

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Краткое описание документа:

Данная презентация предназначена для учащихся 6 класса.Задачи урока:• Учиться анализировать текст •Уметь воссоздавать содержание на основе иллюстраций •Рассмотреть и усвоить нравственные уроки, которые преподнесла героям жизнь.есть история создания повести, много иллюстраций по заданной теме.Объяснены значения устаревших слов.

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литература (в 2 частях)», Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлёв В.П. и др. / Под ред. Коровиной В.Я.

Тема:
А. С. Пушкин

Похожие материалы

  • Зощенко. Рабочий лист к уроку

  • Урок -семинар. Сочинение на свободную тему.

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5435058 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «Основы построения коммуникаций в организации»

  • Курс повышения квалификации «Управление финансами: как уйти от банкротства»

  • Курс повышения квалификации «Этика делового общения»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности секретаря руководителя со знанием английского языка»

  • Курс повышения квалификации «Актуальные вопросы банковской деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Техническая диагностика и контроль технического состояния автотранспортных средств»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление службой рекламы и PR»

Повесть Пушкина «Станционный смотритель» является одной из самых печальных произведений из цикла «Повестей Белкина», заканчивающаяся трагическим финалом. Вдумчивый анализ произведения показывает, что случившаяся драматическая разлука родных людей – это неотвратимые проблемы классовых различий, а основная мысль рассказа – это духовное несоответствие отца и дочери.

А. С. Пушкин "Станционный смотритель": анализ произведения

Тема повести

В год написания «Станционного смотрителя», Пушкину необходимо было срочно решить свои финансовые вопросы, для чего он отправился в родовое поместье. В 1830 году началась эпидемия холеры, что задержало писателя на всю осень. Сам Пушкин считал, что это будет скучное и долгое времяпровождение, но внезапно к писателю снизошло вдохновение, и он приступил к написанию «Повестей Белкина». Так произошла история создания и «Станционного смотрителя», который был готов уже к середине сентября. Пора «болдинской осени» являлась для автора поистине золотой, повести выходили из-под пера одна за одной, и уже в следующем году они были опубликованы. Под подлинным именем автора, «Повести Белкина» были переизданы в 1834 году.

Основные герои повести — отец и дочь, и вечная тема отцов и детей проходит на протяжении всего повествования. Отец, человек старой закалки, очень сильно любит свою дочь, цель его жизни – уберечь ее от всех жизненных невзгод. Дочь Дуня, в отличие от отца мыслит уже по-другому, по-новому. Ей хочется разрушить сложившиеся стереотипы, и вырваться на свободу, из серой, будничной деревенской жизни, в большой город, сверкающий яркими огнями. Ее безумная идея внезапно претворяется в жизнь, и она легко покидает отца, уехав с первым попавшимся кандидатом на обладание ею.

В побеге Дуни из отчего дома проскальзывает тема романтической страсти. Дуня понимает, что смотритель будет против такого решения, но, в погоне за счастьем, девушка даже не пытается сопротивляться поступку Минского, и безропотно следует за ним.

В повести Пушкина, помимо основной любовной темы, автором затронуты и другие проблемы общества, существовавшие в то время. Тема «маленького человека» касается нелегкого положения мелких служащих, которых считают за обслугу, и соответственно к ним относятся. В этом отношении к таким служащим и есть смысл названия повести, обобщающий всех «маленьких людей» с единой судьбой и нелегкой долей.

В повести глубоко раскрыта проблематика нравственных отношений, выявлена психология каждого из героев, их точка зрения, и в чем для каждого из них заключается суть существования. В погоне за своим призрачным счастьем, Дуня на первое место ставит свои личные интересы, забывает об родном отце, который готов ради любимой дочери на все. У Минского совершенно другая психология. Это богатый человек, который не привык в чем-либо себе отказывать, и увезти малолетнюю дочь из дома отца, для него является очередной его прихотью. Сам собой напрашивается вывод, что каждый человек поступает в зависимости от своих желаний, и хорошо, если эти желания подчинены разуму, ибо в другом случае, они приводят к драматическому исходу.

Тема «Станционного смотрителя» многогранна, и многие проблемы, охваченные в этой повести, до сих пор являются актуальными. То, чему учит произведение Пушкина, и поныне случается повсеместно, и жизнь человека зависит лишь от него самого.

А. С. Пушкин "Станционный смотритель": анализ произведения

Композиция

События повести излагаются с точки зрения стороннего наблюдателя, узнавшего об этой истории от ее участников и свидетелей.

Повествование начинается с описания профессии станционных служащих, об пренебрежительном отношении к ним. Далее, повесть переходит к основной части, в которой рассказчик знакомится с главными героями, Самсоном Выриным, и его дочерью Дуней.

Во второй раз приехав на эту же станцию, рассказчик узнает от старика Вырина о судьбе его дочери. Используя различные художественные средства, в этом случае лубочные картинки, изображающие возвращение блудного сына, писатель мастерски передает всю боль и отчаяние пожилого человека, все его мысли и страдания, человека, которого покинула любимая дочь.

Третий приезд рассказчика является эпилогом этой истории, закончившейся трагической развязкой. Самсон Вырин не смог пережить предательства дочери, тревога за ее судьбу, постоянные переживания, слишком сильно подействовали на смотрителя. Он начал пить, и вскоре умер, не дождавшись возвращения дочери. Дуня приезжала, поплакала на могиле отца, и снова уехала.

Жанр

Сам писатель называет свое произведение повестью, хотя каждое творение из знаменитого цикла «Повести Белкина» можно отнести к жанру маленького романа, настолько глубоко их психологическое содержание. В сентиментальной повести «Станционный смотритель» четко просматриваются основные мотивы реализма, настолько правдоподобно выглядит главный герой, который мог встретиться и на самом деле.

Эта повесть является первым произведением, начинающим тему «маленьких людей» в русской литературе. Пушкин достоверно описывает жизнь и быт таких людей, нужных, но незаметных. Людей, которых безнаказанно можно оскорблять и унижать, совершенно не думая о том, что это живые люди, у которых есть сердце и душа, которые также, как и все, могут чувствовать и страдать.

А. С. Пушкин "Станционный смотритель": анализ произведения

Источник

Оказываю консультационные услуги в сфере банкротства.

«Средняя  общеобразовательная  школа  д. Ваныш — Алпаутово»

 Рассмотрено на заседании                                                                              педагогического совета                                                                    «____» __________ 20___ г.                                                             Протокол №____                                        

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОБУ СОШ

д. Ваныш — Алпаутово

________ Сафин И.Р

приказ №     от____________                                                                                                                                                

№  п/п

Раздел. Тема урока

Количество часов

Дата проведения

планируемая

фактическая

ВВЕДЕНИЕ

1 час

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы

1

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

4 ч

Предания. «Воцарение Ивана Грозного», «Петр и плотник». Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях.

1

Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Былина «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность.  

1

«Калевала» — карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. «Песнь о Роланде» (фрагменты). Французский средневековый героический эпос. Историческая основа сюжета песни о Роланде. 

1

Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Афористические жанры фольклора.

1

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

2 часа

О «Повести временных лет».  «Из похвалы князю Ярославу и книгам» (отрывок). Формирование традиции уважительного отношения к книге. Из «Поучения» Владимира Мономаха. Нравственные заветы Древней Руси.

1

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви, верности.

1

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

2 часа

М.В. Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте. Ода «К статуе Петра Великого»

1

Г.Р. Державин. Жизнь и творчество писателя. Стихотворение «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.

1

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

30 часов

Александр Сергеевич Пушкин

А.С. Пушкин. Жизнь и творчество писателя. «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Тема судьбы в произведении.

1

А.С. Пушкин. Стихотворение  «Зимний вечер». Зимняя вьюга и теплое общение с близким сердцу человеком.

1

Пушкин- драматург. Драма «Борис Годунов» (отрывок). Образ летописца Пимена. Стихотворение «Во глубине сибирских руд…»

1

Проза А.С. Пушкина. «Станционный смотритель» – повесть о «маленьком» человеке

1

А.С. Пушкина. «Станционный смотритель». Художественное совершенство и человечность повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель».

1

Классное сочинение по повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель»» 

1

А.С. Пушкин  «Медный всадник» (отрывок).  Историческая основа поэмы. Образ Петра I.

1

Михаил Юрьевич Лермонтов

М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество писателя.  «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Смысл столкновения Калашникова с Киребеевичем. Защита Калашниковым человеческого достоинства

1

М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Защита Калашниковым человеческого достоинства

1

М.Ю. Лермонтов. Стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива..», «Ангел», «Молитва»

1

Николай Васильевич Гоголь

Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество писателя. Повесть «Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства

1

Героизм и самоотверженность Тараса и товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли в повестях Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

1

Противопоставление Остапа Андрию в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

1

Патриотический пафос повести «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя

1

Классное сочинение  по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

1

Иван Сергеевич Тургенев

И.С. Тургенев. Жизнь и творчество писателя. Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным в рассказе И.С. Тургенева «Бирюк»

1

И.С. Тургенев. Стихотворение в прозе «Русский язык». Родной язык как духовная опора человека, «Два богача»

1

Николай Алексеевич Некрасов

Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество писателя. Поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы

1

Н.А. Некрасов. Стихотворения «Вчерашний день, часу в шестом…», «Несжатая полоса»

1

Н.А. Некрасов. Стихотворение «Размышления у парадного подъезда». Боль Н.А. Некрасова за судьбу народа

1

Афанасий Афанасьевич Фет

А.А. Фет. Жизнь и творчество писателя. Стихотворения «Шёпот, робкое дыханье…», «Как беден наш язык»

1

Алексей Константинович Толстой

А.К. Толстой. Жизнь и творчество писателя. «Василий Шибанов» и «Князь Михайло Репнин» как исторические баллады

1

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

М.Е. Салтыкова-Щедрин. Жизнь и творчество писателя. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества в сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина.

1

Лев Николаевич Толстой

Л.Н. Толстой. Жизнь и творчество писателя. Главы из повести «Детство». Сложность взаимоотношений детей и взрослых

1

Л.Н. Толстой. Главы из повести «Детство». Анализ собственных поступков героя в повести «Детство» Л.Н.Толстого

1

Контрольная работа по произведениям Н.В.Гоголя, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Л. Толстого

1

Антон Павлович Чехов

А. П. Чехов. Жизнь и творчество писателя. «Хамелеон». Живая картина нравов в рассказе А.П. Чехова. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.

1

А.П. Чехов.  «Злоумышленник». Многогранность комического в рассказе А.П. Чехова.

1

«Край ты мой, родимый край…»

В.А. Жуковский «Приход весны». А.К. Толстой «Край ты мой, родимый край…», «Благовест», «Замолкнул гром, шуметь гроза устала…»

1

И.А. Бунин «Родина». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания 

1

ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XX ВЕКА

21 час

Максим Горький

М. Горький. Жизнь и творчество писателя. «Детство». Автобиографический характер повести

1

М. Горький «Детство». Изображение внутреннего мира подростка. «Свинцовые мерзости жизни» и живая душа русского человека.

1

Сочинение – характеристика литературного героя по произведению             М. Горького «Детство»

1

Романтические рассказы М.Горького. Гуманистический пафос «Легенды о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль».

1

Владимир Владимирович Маяковский

В.В. Маяковский. Жизнь и творчество писателя. Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества в стихотворении «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»

1

Два взгляда на мир в стихотворении В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»

1

Андрей Платонович Платонов

А. П. Платонов. Краткий рассказ о писателе. Рассказ «Юшка». Незаметный герой с большим сердцем. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.

1

А. П. Платонов. «В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других.

1

Борис Леонидович Пастернак

Б. Л. Пастернак. Краткий рассказ о писателе. Стихотворения «Июль», «Никого не будет в доме». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Б.Л. Пастернака

1

Час мужества

Интервью с участником Великой Отечественной войны Юрием Георгиевичем Разумовским о военной поэзии. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов—участников войны.

1

Александр Трифонович Твардовский

А. Т. Твардовский. Краткий рассказ о поэте. «Снега потемнеют синие.,.», «Июль — макушка лета…», «На дне моей жизни…». Размышления поэта о неразделимости судьбы человека и народа.

1

Евгений Александрович Евтушенко

Е. А. Евтушенко. Краткий рассказ о поэте. «Хотят ли русские войны?.»    – лирико-публицистическое стихотворение о сугубо мирных устремлениях России. Особенности композиции стихотворения 

1

Федор Александрович Абрамов

Ф.А. Абрамов. Жизнь и творчество писателя. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы в рассказе

1

Евгений Иванович Носов

Е.И. Носов.  Жизнь и творчество писателя. Сила внутренней духовной красоты человека в рассказе Е.И. Носова «Кукла» («Акимыч»).

1

Протест против равнодушия. Взаимосвязь природы и человека в рассказе Е.И. Носова «Живое пламя»

1

Юрий Павлович Казаков

Ю.П. Казаков. Жизнь и творчество писателя. Взаимоотношение детей, взаимопомощь и взаимовыручка в рассказе      Ю.П. Казакова «Тихое утро»

1

Дмитрий Сергеевич Лихачев

Д. С. Лихачев. Духовное напутствие молодежи в главах книги «Земля родная»

1

Писатели улыбаются

Г. И. Горин. Комически-курьёзный рассказ «Почему повязка на ноге?»

1

«Тихая моя родина…»

Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего В.Я. Брюсова, Ф.К. Сологуба, С.А. Есенина, Н.А. Заболоцкого, Н.М. Рубцова

1

Песни на стихи русских поэтов XX века

И.А. Гофф «Русское поле». Лирические размышления о жизни. Б. Ш. Окуджава «По Смоленской дороге». Светлая грусть переживаний.

А.Н. Вердинский «Доченьки»

1

Из литературы народов России

Расул Гамзатов. Краткий рассказ о поэте. Стихотворения «Земля как будто стала шире…», «Опять за спиною родная земля». «Я вновь пришел сюда и сам не верю…»,  Возвращения к истокам, основам жизни

1

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

5 часов

Роберт Бернс. Жизнь и творчество писателя. Представления народа о справедливости и честности. «Честная бедность» Роберта Бернса. «Уж не встаю я на заре»

1

Дж. Г. Байрон. Жизнь и творчество писателя. Ощущение трагического разлада героя с жизнью в стихотворении «Ты кончил жизни путь, герой!»

1

Японские трехстишия (хокку). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года

1

О. Генри. Жизнь и творчество писателя. Рассказ «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.

1

Р. Бредбери.  Жизнь и творчество писателя. Рассказ «Каникулы». Мечта о чудесной победе добра

1

ДЕТЕКТИВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

2 ч

А. Конан Дойл. Краткие сведения об авторе.  «Голубой карбункул». Образ Шерлока Холмса.

1

А. Конан Дойл.  «Голубой карбункул». Основные грани характера Холмса: наблюдательность, остроумие, профессионализм.

1

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЗА ГОД

1 ч

Выявление уровня литературного развития учащихся. Тестирование.

1

Бунин – уникальный писатель, которому удавалось с особым трепетом описать любовь. Как раз на эту тему и была написана новелла Легкое дыхание. Анализ данного сюжетного рассказа позволяет в полной мере разобраться в данном чувстве, а особо полезна эта информация окажется для учащихся 11 класса, изучающим произведение Легкое дыхание Бунина в рамках школьной программы.

Легкое дыхание анализ рассказа Бунина

Первым делом следует рассмотреть краткий анализ рассказа Легкое дыхание. Написан он был писателем в 1916 году. Вдохновила его на написание этого произведения прогулка по кладбищу, где он увидел могилу еще совсем молодой девушки. Бунин был потрясен столь сильным контрастом. Ведь в столь унылом, мрачном месте с фотографии на него смотрела невероятно красивая особа с радостными, наполненными жизнь и счастьем глазами.

Если делать анализ Легкое дыхание кратко, то главной темой в данном случае является прелесть молодости и особый трагизм, связанный с ее беспечностью. В основе композиции не наблюдается строгой хронологии, как и явно расставленной схемы. Разворачиваются события именно на кладбище, после чего уже идет рассказ о том, что же привело к трагической смерти девушку.

Написано данное произведение в жанре новеллы. Рассказ в данном случае сюжетный, достаточно короткий и создан в характерных чертах модернизма.

Тема и композиция

Начать анализ Легкое дыхание Бунина следует с определения его темы. Центральной в данном случае тематикой является именно любовь. Показано данное чувство через образ Оли Мещерской, жизнерадостной, непосредственной и весьма обаятельной особы.

Бунин видит любовь по-особенному и ассоциирует ее со страстью. Она неистовая, всепоглощающая и при этом разрушительная. Вполне естественно, что в рассказе спутницей данного чувства является смерть. Ведь гимназист Шеншин был готов покончить жизнь самоубийством, страдая от того, что Оля не разделяет его чувств. При этом сама девушка пострадала от действий любовника, который попросту обезумел. Именно в этом и заключается неординарность любовной концепции автора.

Оля совершает довольно аморальные поступки, но при этом Бунин не осуждает гимназистку за них, не критикует ее. Помимо этого, он указывает на ее положительные стороны. Писатель восхищается ее женственностью и красотой, умением видеть в жизни исключительно хорошее. Причем, он указывает на то, что красота женщины заключается не во внешних особенностях, а в способности очаровывать и вдохновлять окружающих. Как раз такой и является главная мысль новеллы.

При анализе произведения Легкое дыхание нельзя не упомянуть и о других качествах Оли. Она несколько поверхностна и весьма беспечна. По мнению автора, главной ее проблемой является то, что ее никто попросту даже не пытался научить чувствовать баланс между безмятежностью и принятием ответственности за совершенные поступки.

Именно это равнодушие и привело к гибели главной героини. Правда, даже смерть не способна уничтожить прелесть молодости. Она рассеивается и обязательно будет возрождена. К такому выводу Бунин и приводит своих читателей. Как раз поэтому после прочтения новеллы в душе не остается тяжелого, неприятного осадка.

Анализ рассказа Бунина Легкое дыхание также подразумевает определение его композиции. Она в данном случае весьма неординарна. Здесь попросту не прослеживается хронология, отмечается контраст. В самом начале новеллы автор описывает могилу гимназистки и только после этого переходит к рассказу о ее ранних детских годах. После этого речь резко заходит о последнем зимнем периоде в жизни девушки.

Затем описывается разговор Оли и руководительницы гимназии. Именно из этой беседы читатель узнает о том, что девушка находится в любовной связи с немолодым офицером. Сразу после этого становится известно, что главную героиню убили. В финале же новеллы Бунин рассказывает, как Оля говорила со своей подругой и делилась личным мнением о том, что такое красота женщины.

Именно за счет перемещения во времени, резкой перемены обстановки, писатель смог создать ощущение некой легкости и своеобразной отрешенности. Главной целью рассказа является передача непосредственности Оли. События развиваются невероятно стремительно. Нет никакой возможности произвести их анализ. По сути, столь быстро пролетела и жизнь главной героини. Она никогда не задумывалась о том, к каким последствиям могут привести совершаемые действия, жила здесь и сейчас, не думая о завтрашнем дне.

Новелла изначально является предсказуемой. В ней напрочь отсутствует кульминация и развязка. Ведь все уже свершилось. Юная девушка мертва. Осознавая же, что основные события уже произошли, читатель начинает разбираться в том, что же привело к такому печальному финалу.

Писатель намеренно рушит в своем рассказе причинно-следственную связь. Автор специально указывает на то, что совершенно неважно, чем руководствовалась девушка, совершая те или иные поступки. Ее судьба уже предрешена. По сути, именно огромное желание жить, неистовая страсть и стали причиной кончины столь притягательной и обаятельной особы.

Жанр и средства выразительности

Делая анализ рассказа Легкое дыхание, следует также определить его жанровую принадлежность. Данное произведение является новеллой, в которой писателю удалось в полной мере осветить определенную проблему. Несмотря на то, что рассказ довольно короткий, автор развил в нем весьма увлекательный сюжет, описал не только особенности жизни главных персонажей, но и представил различные общественные группы.

Бунин считался приверженцем модернизма. Естественно, что он попросту не смог оставить в стороне это направление. Тем более, что именно в двадцатом веке модернизм становился все более востребованным. Это направление проявляется в краткости самого сюжета, особом значении символизма. Писатель максимум внимания удаляет деталям. Именно поэтому история оказывается несколько раздроблена. Бунин показывает реальность такой, как она есть, не приукрашивает ее. Естественно, что все это идеально соответствует модернизму с характерными чертами реализма.

Легкое дыхание: смысл рассказа

В анализе Легкое дыхание смысл названия имеет невероятно важное значение. С его помощью Бунин показывает на огромное желание жизнь, умение парить с особой легкостью, не видя при этом никаких проблем. Ведь главная героиня искренне радовалась каждому мгновенью своей короткой жизни.

Смысл же самого произведения Бунина гораздо более глубокий. Автор поднимает вопрос о создании баланса между приличием и страстью. Он в произведении весьма спорный. Ведь отчетливо видно, что писатель испытывает симпатию к своей героине. Несмотря на то, что она выходит за рамки приличия, отдается страсти, в ней писатель видит прекрасные качества, замечает естественность и явное очарование.

Правда, девушка оказывается наказана за собственную легкомысленность. При этом наказание оказывается довольно жестоким. Ей приходится отдать собственную жизнь. Соответственно, поднимается также проблема, связанная со свободой. В обществе существует немало условностей и вседозволенность в личной жизни является неприемлемой. Многие считают, что это правильно, все именно так и должно быть. При этом другим приходится подавлять тайные желания, возникающие в душе, скрывать их. Для того же, чтобы достичь гармонии, следует искать компромисс, а не просто принимать одну сторону, невзирая на мнение остальных.

Кроме того, тут же освящается и явная социальная проблема. В провинциальном городке царит весьма унылая, не приносящая радости атмосфера. Здесь можно делать все, что только вздумается. Главное, чтобы об этом никто не узнал.

В столь спокойном месте людям попросту нечем заняться. Как результат – они попросту начинают обсуждать тех, кто предается страсти, лишь бы убежать от столь серых рутинных будней. Таких особ осуждают.

Отношения, которые царили в семье главной героини, особо не описываются. Тем не менее, исходя из сюжета, можно сделать вывод, что они были далеки от идеала. Девушка чувствовала себя счастливой, но при этом одинокой. Ей казалось, что во всем мире у нее нет ни одного близкого человека. Она все время была одна. Естественно, что никто при этом Олей просто не занимался, не воспитывал ее. Она была брошена на произвол судьбы. Именно поэтому ее и ждала такая судьба. Ведь если бы кто-то научил ее руководствоваться не только чувствами, но и разумом, жизнь девушки могла бы сложиться совершенно иначе.

Анализ произведения Заколдованное место пригодится учащимся 5 классов. Благодаря анализу рассказа Гоголя удастся понять, какую мысль хотел донести автор и в чем особенность данной повести. Эта информация непременно пригодится при изучении произведения и написании сочинений по нему. Поэтому стоит внимательно изучить ее при подготовке к уроку.

Заколдованное место анализ произведения

Анализ рассказа Заколдованное место стоит начать с того, что оно входит в цикл, который называется «Вечера на хуторе близ Диканьки». В нем, как и в других произведениях, входящих в данный цикл, присутствует определенная мистика. В основе же сюжета лежат народные легенды и поверья, касающиеся зачарованных мест.

В повести дьячок рассказывает о необычном происшествии, случившемся с его дедушкой. Он оказался в заколдованном месте и нашел богатство. Правда, потом оно стало мусором. Соответственно, дары нечисти попросту не могут обладать ценностью. К такому выводу в итоге приходит и главный герой, поддавшийся соблазну при виде спрятанного клада.

Заколдованное место история создания
Анализ произведения Гоголя Заколдованное место подразумевает изучение истории его создания. Черновики данной повести, к сожалению, не были сохранены. По этой причине точно установить, когда она была написана, не представляется возможным. Существуют лишь предположения, что работу над этим произведением Гоголь завершил в начале тридцатых годов 19 века. Оно вошло во вторую часть сборника.

Жанр, тема и композиция

При анализе произведения Заколдованное место особого внимания заслуживает композиция. Сюжет в данном случае является закрытым, автор придерживается строгой хронологической последовательности. Все события при этом разворачиваются вокруг основного персонажа. Действие же полностью является исчерпанным.

В произведении присутствует описание природы. Она соответствует тому действию, которое происходит в текущий момент. Например, дождь, препятствующий поискам клада, страшный пейзаж в момент поднятия котла, наполненного сокровищами.

Анализ Заколдованное место Гоголя будет неполным, если не рассказать о фольклорных особенностях, делающих произведение поистине уникальным. Писатель использовал народные легенды. В его рассказе присутствует нечисть. Правда, с мистикой у нее общего нет ничего. Фантастическая составляющая поражает своими бытовыми особенностями, некоторой наивностью и непосредственностью. Автору удалось создать невероятно яркие образы, наполненные характерным украинским юмором.

Краткий анализ героев

Главным персонажем данного произведения является дед Максима. Это довольно активный, веселый старик. Он любит общение и веселье, всевозможные проказы, но при этом отличается явной добротой. Дед с огромной любовью и нежностью относится к собственным внукам. Вполне естественно, что те отвечают ему взаимностью.

Дедушка очень любит потанцевать, является настоящим балагуром и весельчаком. В какой-то момент, отправившись в пляс, он находит заколдованное место и понимает, что тут может находиться клад. Ему даже удается его найти, пережить немалый страх, но в итоге вместо сокровищ он видит мусор. Тогда дед и приходит к выводу, что обогатиться можно только в том случае, если трудиться. Легких денег не бывает.

Немалый интерес вызывает само заколдованное место. Оно стало для главного героя настоящим искушением. Его также можно назвать одним из действующих персонажей. Ведь данное место живет собственной жизнью, у него есть уникальные способности. Автор его описывает, как несколько игривое, задорное существо, любящее посмеяться и подшутить над людьми. В данной ситуации своеобразной «жертвой» этого шутника становится дедушка. Назвать место жестоким и злым, конечно же, нельзя. Вреда оно никому не приносит. Напротив, дает понять, что надеяться на удачу, счастливый случай не стоит. Следует действовать самостоятельно и таким образом добиваться того, о чем мечтаешь.

Среди второстепенных персонажей можно выделить чумаков. Это бывалые люди, промышляющие торговлей. Они общительные и веселые, нередко вспоминают о прошлом и балагурят. Большинство их них является знакомыми главного героя. При встрече с ним они вспоминают былое, рассказывают какие-то новости. Встреча радостна как для чумаков, так и для деда. Он угощает их дынями, которые растут на его огороде, а также полдником. Те же рассказывают ему интересные истории.

К второстепенным героям также можно отнести внуков деда. Он искренне любит этих мальчишек, да и они относятся к нему с особой нежностью. Внуки хорошо знают слабости старика, снисходительны к нему, как к ребенку. Он является для них дорогим человеком. Они уважают своего деда. Они ценят старика за добродушие, простоту и бесхитростность, открытость и дружелюбность. Дед для мальчишек является примером.

Основная мысль и смысл рассказа

После прочтения данного произведения не составит труда понять основную его мысль. Автор говорит о том, что впрок может пойти только то богатство, которое получено честно, собственным трудом. Если же оно добыто нечестно, то является призрачным и никакой пользы принести не может. Узнав историю, произошедшую с дедом, невольно начинаешь верить в светлое и доброе, сторониться всего нечистого, злого. В этом и заключается смысл произведения.

  • Основные события в рассказе недоросль
  • Основные сборники собиратели и исследователи сказок
  • Основные пункты сочинения рассуждения
  • Основные произведения для итогового сочинения 2022
  • Основные произведения для декабрьского сочинения