Основные события рассказа уроки французского

Тема в.г. распутин. уроки французского. отражение в рассказе трудностей послевоенного времени тип урока: постановка и решение учебных задач. планируемые результаты

Тема
«В.Г. Распутин. «Уроки французского». Отражение в рассказе трудностей
послевоенного времени»

Тип урока: постановка и решение учебных задач.

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

·       
познавательная  сфера:  владеть 
знаниями  о  жизни  и  творчестве В. Г. Распутина как талантливого современного
русского писателя, фактах его биографии, своеобразии языка, изображения
русского характера; уметь различать рассказчика и автора-повествователя в
произведении; выявлять в тексте художественно значимые
изобразительно-выразительные средства языка;

·       
ценностно-ориентационная
сфера:

формулировать собственное от-ношение к произведениям В. Г. Распутина; приобщаться
к духовно-нравственным ценностям русской литературы; анализировать формы
выражения авторской позиции;

·       
коммуникативная
сфера:
владеть
различными видами пересказа; составлять устные ответы на вопросы;

·       
эстетическая
сфера:
определять
художественную функцию изобразительно-выразительных средств языка в
произведении.

Личностные: осознавать личностный смысл
учения; проявлять готовность к саморазвитию.

Метапредметные (критерии
сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

·       
познавательные: ориентироваться в справочной
литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить
нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета;

·       
регулятивные: овладевать способностями
понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;

·       
коммуникативные: владеть умениями произносить
монолог, вести диалог, работать индивидуально и в группе; использовать речевые
средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и
мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное
отношение к другому человеку, его мнению, гражданской позиции.

Методы и формы обучения: индивидуальная (выразительное
чтение, практическая работа, рассказ).

Оборудование: портрет В. Г. Распутина;
эпиграф к уроку: «Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в свое время
они сделали для меня» (В. Распутин).

Основные понятия и термины: духовная память, духовный
опыт человека.

Ход урока.

«Читатель учится у книг не жизни, а
чувствам.

Литература, на мой взгляд, это прежде
всего воспитание чувств.

И прежде всего доброты, чистоты,
благородства».

В.Г.Распутин.

1.    
Оргмомент.

2.    
Мотивация.
Как вы считаете, какой след оставила эта страшная война на нашей земле? (Разруха,
нужда, уничтоженные заводы, школы, сожженные города и деревни).  
А в
судьбах людей? (Гибель родных, сиротство, несбывшиеся мечты). Прошло
уже 70 лет с тех пор, и нам с вами очень трудно представить, какими были
послевоенные годы. Но все-таки давайте попробуем. Слайд .

3.    
Постановка
целей и задач урока.

Именно в это время рос и учился будущий писатель,
автор рассказа «Уроки французского»,  Валентин Григорьевич Распутин.

Валентин Распутин – один из ярких представителей
современной русской литературы, признанный мастер прозы. (Рассказ ученика)

-Что в его биографии показалось вам интересным? (Учиться
приходилось в сложное время, но, несмотря на голод, нужду, он не бросил учебу и
закончил школу на одни пятерки).

«Детство мое пришлось на войну и голодные послевоенные
годы».

Валентин Григорьевич Распутин вошел в
нашу литературу как истинный мастер слова. Сегодня трудно представить себе
русскую литературу без его повестей и рассказов. Неслучайно произведения
писателя снискали заслуженную популярность как в нашей стране, так и за
рубежом.

Критики утверждают, что он мог бы писать многотомные
романы – их бы с восторгом читали и экранизировали. Потому что образы его
героев захватывающе интересны, потому что сюжеты притягивают жизненной правдой!
Распутин предпочел убедительную краткость и выступает в излюбленных жанрах
рассказов или повестей. С одним из лучших автобиографических рассказов «Уроки
французского» мы и будем знакомиться. Слайд.

4.    
Изучение
нового материала.

-Для понимания авторского замысла нам необходимо
вспомнить некоторые литературоведческие термины: автобиографичность
произведения и прототип. (Автобиография – последовательное описание
человеком событий собственной жизни. Прототип – конкретная историческая
личность, послужившая отправной точкой для создания образа).

-Давайте прочтем начало рассказа. От чьего лица
ведется повествование? (От первого лица. Автор изложил свою биографию —
автобиография).

-Как вы думаете, о чем рассказ «Уроки французского»?
Кто является главным героем? (11-летний мальчик, ученик 5 класса. Ни имени,
ни фамилии автор не называет).

Распутин: «Там мне ничего не пришлось выдумывать. Все
это происходило со мной».

-Поскольку Распутин описывает часть своей жизни, как
вы считаете, учительница главного героя, Лидия Михайловна, вымышленный
персонаж?

-Действительно, у Лидии Михайловны есть прототип. Слайд.
Молокова Лидия Михайловна – учительница Валентина Григорьевича по
французскому языку. Она названа в произведении своим именем. Когда в
1973 году рассказ вышел в свет, она сразу узнала себя в нем, отыскала Валентина
Григорьевича и несколько раз встречалась с ним. Ее не стало в 2011 году.

Вот как говорит о ней Распутин:  «Лидия Михайловна,
как и в рассказе, всегда вызывала во мне и удивление, и благоговение… Она
представлялась мне возвышенным, почти неземным существом… Совсем еще молодая,
недавняя студентка, она не думала о том, что воспитывает нас на своем примере,
но поступки, которые для нее сами собой разумелись, становились для нас самыми
важными уроками. Уроками …доброты».

-Почему Лидия Михайловна стала помогать своему
ученику? (Время было тяжелое, мальчик голодал; чтобы бороться с малокровием,
ему нужно было хорошо питаться, пить каждый день молоко. У матери не было
возможности передавать продукты вдоволь).

 — Как жилось в деревне?

— Когда и как началась у героя
самостоятельная жизнь?

— Какие испытания ожидали его?

Почему герой рассказа начал
играть в «чику»?


Почему Вадик и Птаха избили его?

Почему Лидия Михайловна
заставила героя заниматься дополнительно?

-Что, по-вашему, вдохновило Распутина на создание
рассказа?

-А вот как он сам ответил на этот вопрос: «Мне нужно
было вернуть людям то добро, которое в свое время они сделали для меня».

-Давайте вспомним, сколько значений у слова урок?
В.Даля Урок 1- срочная задача ученику или рабочим. 2 – назиданье, вперед
наука).
Как в русском языке называются такие слова? (многозначные).
В каком значении употреблено слово урок в названии рассказа?

Обращение к эпиграфу.

«Читатель учится у книг не жизни, а чувствам.
Литература, на мой взгляд, это прежде всего воспитание чувств. И прежде всего
доброты, чистоты, благородства». В.Г.Распутин.

-О чем эпиграф? Какими хочет видеть вас, молодое
поколение, автор?

5.    
Физминутка
для глаз.

6.    
Практическая
деятельность.

Работа в парах. Написать синквейн по рассказу «Уроки
французского».

Заслушивание творческих работ.

7.    
Итог
урока.

-Что вы сегодня узнали нового?

Творчество Распутина привлекает читателей тем, что в
его произведениях рядом с обыденным, бытовым присутствуют духовные ценности,
нравственные законы, противоречивый внутренний мир героев. Автор убеждает нас в
том, что у каждого человека есть неисчерпаемый запас добра.

Молодая учительница – человек большой души. Она своей
добротой спасла мальчика. Учительница преподала своему ученику уроки доброты и
мужества.

Сегодня мы назвали некоторые приметы послевоенного
времени. Работу с рассказом вы продолжите на следующем уроке.

8.    
Рефлексия.

Заполнение таблиц.

Подчеркни нужное в правой части таблицы.

1.
На уроке я работал

2.
Своей работой на уроке я

3.
Урок для меня показался

4.
За урок я

5.
Мое настроение

6.
Материал урока мне был

активно
/ пассивно

доволен
/ не доволен

коротким
/ длинным

не
устал / устал

стало
лучше / стало хуже

понятен
/ не понятен

полезен
/ бесполезен

9.    
Д/3

Русская литература советского периода известна читателям гораздо меньше, нежели литература девятнадцатого века. А между тем из неё можно подчеркнуть огромное количество ценной информации о нравах и быте советского народа, понять, что волновало писателей, живших в эти интересные и непростые времена.

Творчество Валентина Распутина может в полной мере удовлетворить этот интерес. Он, как никакой другой советский писатель, понимал свой народ, его надежды, его печаль и трудности, которые приходится ему преодолевать. В этом плане наибольший интерес представляет его рассказ «Уроки французского», разбор которого представляет Многомудрый Литрекон.

История создания

История написания рассказа «Уроки французского» — это интересные факты, которые откроют читателю изнанку известного произведения:

  1. Идею для произведения Распутину дала сама жизнь. Будучи самым обычным выходцем из крестьянской семьи, жившей в далёкой Иркутской области, писатель мог с самого детства наблюдать жизнь простого народа из сибирской деревни. Этот опыт лёг в основу многих его будущих произведений.
  2. В основу сюжета произведения «Уроки французского» также легла его собственная биография. Не просто так оно написано от первого лица. Будучи ребёнком, Распутин также, как и главный герой его повести, приехал в незнакомый ему город, где столкнулся со всеми трудностями жизни в послевоенном СССР, но благодаря доброте и отзывчивости местной учительницы – Лидии Михайловны, он смог пережить этот непростой период своей жизни.
  3. Прототип учительницы в рассказе «Уроки французского» — это Лидия Михайловна, преподавательница, которая помогла будущему писателю пережить голодные годы. Он не раз вспоминал ее посылку с макаронами, которая была весьма ценным подарком в то непростое время. Она же привила ему интерес к литературе.
  4. Публикация рассказа «Уроки французского» помогла Валентину Распутину найти свою учительницу и возобновить с ней переписку.
  5. Впервые рассказ «Уроки французского» был опубликован в журнале «Советская молодежь». Выпуск был посвящен памяти драматурга А. Вампилова. Его матерью была учительница Анастасия Прокофьевна Копылова, которая и повлияла на своего одаренного сына. Именно поэтому произведение Распутина было опубликовано в этом издании. Сам он писал об этом так:

Основные события рассказа уроки французского

Направление и жанр

«Уроки французского» были созданы в рамках реалистического направления в литературе. Автор стремится к достоверному изображению окружающей действительности. Его герои, их слова и действия, дышат натурализмом. Неоднократно упоминаются реальные места и события. Читатель может поверить в то, что описанные Распутиным события могли произойти на самом деле.

Жанр данного произведения можно определить, как рассказ. Сюжет произведения охватывает незначительный промежуток времени и включает в себя малое количество действующих лиц. Повествование щедро снабжено многочисленными деталями, названиями реальных мест и явлений, которые помогают читателю глубже погружаться в атмосферу произведения.

Смысл названия

В качестве названия для своего рассказа «Уроки французского» Распутин взял наименование дополнительных занятий главного героя с учительницей. Это подчёркивает основную идею произведения, ведь именно эти дополнительные занятия становятся кульминацией отношений учительницы и ученика. Занимаясь французским языком после школы, они становятся настоящими друзьями. 

Эти уроки являются важной школой жизни для героя, которая способствует его становлению как человека. Название акцентирует внимание читателя на том, что французский язык, как и другие предметы, имеют второстепенное значение по сравнению с тем, какие ценности педагог прививает детям и какой пример он подает. Главная героиня научила мальчику чему-то более важному, чем иностранный язык — отзывчивости, пониманию и доброте.

Композиция и конфликт

Особенности композиции рассказа «Уроки французского» заключаются в том, что рассказ поделен на шесть логических частей, которые разделяют короткие временные отрезки. Структура произведения «Уроки французского» классическая: 

  1. Первая часть служит экспозицией, представляя нам главного героя и его предысторию. 
  2. Вторая часть служит завязкой, описывая лишения и трудности, которые приходится преодолевать главному герою в чужом городе.  
  3. Кульминация происходит в четвёртой части, когда голодающий герой отказывается принимать еду от своей учительницы – это становится поворотным моментом повести, выводящим отношения персонажей на новый уровень. 
  4. Трагическая развязка наступает в тот момент, когда директор школы из-за недоразумения увольняет учительницу. 
  5. Финал приводит сюжетную линию к логичному завершению, рассказывая о дальнейшей судьбе героев.

В основе конфликта произведения «Уроки французского» лежит постоянная борьба человека с несовершенством окружающего мира. Писатель показывает нам, как трудные времена могут губительно влиять на людей, принося им одни несчастья, и то, как человек может пережить их.

Суть: о чём произведение?

Основные события повествуют о том, как 1948 году одиннадцатилетний деревенский мальчик приезжает из деревни в город, к своей тётке, чтобы учиться в школе. Жизнь в городе оказывается для героя гораздо труднее жизни в деревне. Он голодает, худеет, страдает малокровием и тоскует по дому.

Несмотря на все трудности, к учёбе мальчик подходил ответственно и учился на одни пятёрки. Трудности возникали лишь с французским языком. Учительница французского, Лидия Михайловна очень страдала, слушая неправильное произношение героя.

Однажды главный герой был избит другими мальчишками из-за игры в «чику», с помощью которой он добывал себе деньги на молоко, которое помогало ему от малокровия.

Лидия Михайловна, увидев следы избиений и узнав о ситуации, отнеслась к мальчику предвзято, предположив, что он играет на деньги из корыстных побуждений. Однако во время разговора, узнав об истинном положении дел, учительница прониклась жалостью к герою и решила помочь ему.

Лидия Михайловна начала дополнительно заниматься с героем французским языком у себя дома, желая накормить его ужином, однако мальчик отказывался от еды. Учительница даже прислала ему домой посылку с макаронами, однако герой вернул её обратно, поразив учительницу до глубины души.

В итоге Лидия Михайловна нашла способ помочь мальчику, начав играть с ним на деньги в «пристенок». Выигранные таким образом деньги герой принимал, жизнь начала налаживаться, между героями сложились близкие отношения. К несчастью, однажды, увлекшись игрой, они были разоблачены директором школы, который понял всё превратно и уволил Лидию Михайловну.

Уехав на родную Кубань, Лидия Михайловна не забыла о мальчике, присылая ему яблоки и макароны.

Главные герои и их характеристика

Характеристика героев в рассказе «Уроки французского» отражена Многомудрым Литреконом в таблице:

главные герои рассказа «уроки французского» характеристика
главный герой

(образ распутина в рассказе)

безымянный мальчик, рассказчик. одарённый молодой человек, учится честно и на одни пятерки. он очень целеустремленный и талантливый. стремится помогать односельчанам бескорыстно. обладает твёрдыми моральными принципами и человеческим достоинством. не приемлет жалости к себе и отказывается принимать подарки, которые он не заслужил. ему свойственны робость, гордость и стеснительность. он очень любит семью и малую родину. сила духа и природная усидчивость помогают ему преодолевать трудности.
лидия михайловна учительница французского языка, добросовестная и сострадательная женщина. в начале повествования несколько отдалена от детей, не понимает их и не знает ничего об их жизни. она говорит с ними безразлично и отдаленно, но проникается участием к главному герою, когда узнает о его беде. со временем она находит подход к ребенку, оказывая ему значительную поддержку как моральную, так и материальную. героиню отличает неформальный подход к преподаванию: она понимает, что учитель не должен воспринимать себя слишком серьезно, ведь ему давно лишь немногому научить ребенка. женщина предана своей работе и охотно жертвует личным временем, чтобы позаниматься с учеником и помочь ему. в то же время она достаточно себя уважает, чтобы оправдываться перед директором и пытаться вернуть место.

директор школы, василий андреич холодный и прямолинейный человек, строго следующий предписаниям. не может и не хочет смотреть на жизнь глубже, вникать в жизненные ситуации и пытаться реально помочь детям. склонен к психологическому садизму: он выводит провинившихся детей на линейку и допрашивает, что побудило их заняться «грязным делом».

Темы

Тематика рассказа «Уроки французского» всегда актуальна для тех, кто пережил трудности в школьные годы. Если ее нужно дополнить, напишите Многомудрому Литрекону в комментариях:

  1. Отзывчивость – по мнению Распутина, для человека жизненно важно сохранить в себе отзывчивость, способность к сопереживанию, а не превращаться в эгоистичное животное, готовое ради своего выживания на любую подлость, или бездушный механизм, слепо выполняющий свою работу.
  2. Доброта – Лидия Михайловна является образцом доброты в произведении. Ибо, увидев перед собой проблему, она не только не отмахнулась от неё, но и проявила недюжинное терпение и упорство, чтобы решить её.
  3. Любовь к профессии – на примере Лидии Михайловны Распутин показал, каким должен быть учитель, по-настоящему любящий свою профессию. Настоящий преподаватель должен не только следовать школьным правилам и учить детей, но и воспитывать их и помогать им в трудной ситуации.
  4. Сила духа – на примере своего героя писатель продемонстрировал читателю настоящую силу духа, которая, по его мнению, заключается в том, чтобы в даже самой трудной ситуации сохранять человеческое достоинство, пытаться не просто урвать от жизни самое лучшее, но честно заслужить своё счастье настоящим трудом.
  5. Скромность. Деревенский мальчик более робкий и интеллигентный, чем его городские сверстники. Он боится своего несоответствия городскому образу жизни и не может принять дорогих подарков, которые не заслужил.

Проблемы

Проблематика рассказа «Уроки французского» состоит из вечных проблем, которые всегда будут волновать читателей. Если и она нуждается в дополнении, напишите Многомудрому Литрекону в комментариях:

  • Одиночество – писатель показывает, насколько озлоблены, угнетенны и разобщены люди после четырёх лет жесточайшей войны. Также продемонстрировано традиционное противостояние города и деревни, когда деревенский мальчик просто не может понять безнравственность и пресыщенность своих городских сверстников.
  • Бедность – Распутин в своей повести показал царящую в стране послевоенную разруху и нищету. Люди с трудом сводят концы с концами, и такая жизнь, безусловно, накладывает тяжёлый отпечаток на их моральный облик. Знакомая, у которой живет ребенок, и ее дети воруют припасы у голодающего мальчика, и никто не может ему помочь, потому что самим питаться нечем.
  • Равнодушие – пожалуй, самое ужасное, что может быть в человеке, по мнению Распутина – это безразличие к судьбам других людей. Грубость мальчишек, которые жестоко избивают героя, или холодная безучастность директора школы, который уволил Лидию Михайловну, даже не попытавшись разобраться в ситуации. Всё это производило тяжелейшее впечатление на писателя.
  • Насилие среди детей. Главный герой становится жертвой избиения не один раз, и никто из школы, кроме учительницы, не попытался решить вопрос с другими учениками и выяснить, почему такое происходит. Никто не наказал настоящих виновников азартных игр и насилия, ведь директору важны только формальности, а не реальный порядок в школе и за ее пределами.

Основные события рассказа уроки французского

  • Жизнь советской деревни представлена непрерывным рабским трудом и голоданием. Чтобы купить ребенку обувь, нужно продавать швейную машинку, ведь денег за работу колхозники почти не получают. Вместо светлого будущего они получили нищету.

Основные события рассказа уроки французского

Главная мысль

Распутин отобразил непростую жизнь советских граждан в послевоенные годы, сопряжённую с постоянной борьбой за выживание и духовной деградацией людей, замыкающихся в себе и на себе. Даже дети были жестокими зверями в борьбе за выживание. Но смысл рассказа «Уроки французского» заключается в том, чтобы показать, что даже в такой ситуации можно и нужно оставаться добродетельным, стойким и хорошим человеком. Он показал нам, каким должен быть настоящий учитель и человек, и то, как порой жизнь несправедлива к таким людям.

Основная идея рассказа «Уроки французского» состоит в том, что исправить обстановку в стране один человек не может, но в его силах сделать хоть что-нибудь для того, чтобы всем жилось лучше. Выручая талантливого ученика, Лидия Михайловна вкладывала в будущее своей страны, чтобы такие, как он, чего-то добились в жизни и также помогали людям.

Чему учит?

Автор в рассказе «Уроки французского» осуждает лицемерие, грубость, равнодушие и эгоизм, которые порождают в людях жизненные трудности. Таковы нравственные уроки произведения. Даже несмотря на тяжелые обстоятельства, нужно сохранять человечность и отзывчивость.

Какова мораль произведения «Уроки французского» ? Писатель призывает своего читателя не отчаиваться даже в самой трудной ситуации, бороться с несовершенством мира с помощью честности, доброты и понимания. Его вывод прост: нужно не унывать, а бороться, и не упрекать, а помогать.

Автор: Михаил Щепин

Краткое содержание рассказа «Уроки французского», который написал Валентин Григорьевич Распутин в 1948 году, помогает сократить время на прочтение произведения. Команда Литеровед.ру подготовила материал, благодаря которому вы сможете познакомиться с главными героями и понять основные моменты произведения.

Главные герои

  • Мальчик-повествователь — ребёнок одиннадцати лет, от его лица ведётся повествование в рассказе; способный ученик, не по годам самостоятельный и сильный духом
  • Лидия Михайловна — учительница французского языка, молодая, около двадцати пяти лет, с коротко остриженными чёрными волосами; всячески старалась помочь своему одинокому и голодному ученику.

Краткое содержание

Рассказ ведет мальчик одиннадцати лет. Рассказывает он о событиях, которые произошли сразу после войны в 1948 году. Мальчику приходится переехать в райцентр, чтобы продолжить свое образование. Дело в том, что в его деревеньке имеется только младшая школа. Его мама и младший братик с сестренкой остаются в деревне. Папы у мальчика нет, поэтому живут они очень бедно. Обучение дается ребенку легко, и он делает большие успехи. Только вот французский язык ему никак не удается освоить, потому что у него хромает произношение.

Мальчик очень тоскует по дому и родным. Мама регулярно отправляет ему посылки с едой, которые ему привозит водитель дядя Ваня. Но того, что передает мама, ему не хватает. Все дело в том, что ребята, с которыми он живет, постоянно берут его и так скудные продукты. Ребенок постоянно голодный. Он понимает, что в своей родной деревне он всегда мог что-то найти и утолить чувство голода. Здесь же искать нечего и негде. Поэтому ему остается только страдать от голода и тоски по дому.

Как-то раз Федька спросил у мальчика, не страшно ли ему сыграть в «чику». Это была такая игра, но играют в неё на деньги. Он предложил мальчику поиграть, если конечно у него есть что поставить на кон. Он провел мальчика на полянку, которая была так расположена, что сразу и не увидишь. Там другие мальчишки играли в «чику». Самого главного мальчика там звали Владик. Ему очень не понравилось то, что Федька привел к ним незнакомого мальчика. Владик попросил его никому ничего не рассказывать, тогда он сможет понаблюдать за процессом.

Мальчик очень быстро разобрался в правилах, даже заметил, что Вадик жульничает. Он решил, что смог бы играть ничем не хуже, но у него не было для этого денег. Мама присылала ему иногда деньги, чтобы он мог купить себе молока от малокровия. Когда он очередной раз получил деньги, то решил рискнуть сыграть. Изначально удача была не на его стороне, но немного позже мальчик начал выигрывать. Мальчик контролировал свои расходы, поэтому дал себе слово каждый день выигрывать по рублю, не рискуя больше.

На выигранные деньги он покупал себе молоко, чем утолял свой голод. После чего он принимался за учебу.

В скором времени Вадика перестали устраивать регулярные выигрыши мальчика. Так же ему пришлось не по душе, что получив желаемое, мальчик быстро уходил. Мальчик не знал, что так вести себя было не принято. Поэтому когда он очередной раз выиграл, его побили Вадик и Птаха.

На следующий учебный день первый урок был французский. Их преподаватель Лидия Михайловна была по совместительству их классным руководителем. Она всегда замечала даже самые мелочи. От её внимания не скрылся синяк и ссадина, которые украшали лицо мальчика. Лидия Михайловна тут же поинтересовалась о происхождении данных вещей. Мальчик пытался выкрутиться, сказав, что упал в темноте. Но Тишкин вмешался в разговор, рассказав правду. Мальчик очень испугался, потому что за подобный проступок его вполне могли исключить. Учитель оставила мальчика после уроков, чтобы выяснить интересующие её нюансы. После разговора, она взяла с мальчика слово, что он больше играть не будет.

Посылок с деревни не было, поскольку дядя Ваня не ездил в райцентр. Он знал, что мама очень переживает по этому поводу. Мальчику есть было нечего, поэтому он начал искать новую компанию для игр. Он обошел все окрестности, но поиски его не увенчались успехом. В отчаянии он решил вернуться к старой компании. Это очень унижало его, но так же он не мог смириться с тем, что его побили и выгнали. Его приходу не очень обрадовались, но к игре допустили. На этот раз он был очень осторожен, но, когда выиграл в очередной раз – его снова побили и на этот раз повредили губу.

На следующий день учитель французского вызвала его к доске, где он должен был читать текст на французском. Губа у него очень болела, поэтому нормально читать он не мог. Лидия Михайловна сказала, что ему необходимы дополнительные занятия.

Учитель начала понимать, что в школе они заниматься не могут, поскольку им не хватало для этого времени. Она сказала, что теперь уроки будут проходить у неё дома. Мальчику было очень неловко приходить к учителю домой, поэтому он очень нервничал и переживал. На занятие французским языком уделялось очень мало времени. В основном Лидия Михайловна рассказывала истории из своей жизни, а так же спрашивала о жизни мальчика. Она даже пыталась оставить мальчика, чтобы поужинать, но он тут же прощался и уходил. Ему было настолько неловко находиться у неё дома, что ему бы кусок в горло не полез. Предложив пару раз, учитель оставила эти попытки.

Как-то раз для мальчика в школе была посылка. В ней лежали продукты и гематоген. Он догадался, что посылку передала не его мама, потому что такие продукты она в деревне купить просто не могла. Он тут же взял посылку и отправился к Лидии Михайловне, чтобы уточнить, зачем она передала ему продукты. Она начала все отрицать, не понимая, почему он решил, что это её рук дело. Мальчик рассказал ей, что в его деревне попросту нет таких продуктов. Удивление учителя выдало её.

Лидия Михайловна рассказала, что в это время на Кубани полно яблок. Так же она поведала, что живет одна. Зарабатывает она достаточно, а тратить деньги ей совершенно некуда. А мальчику необходимо хорошее питание, поскольку у него очень хорошие способности к учебе. Он не может бросить школу. Мальчик все это выслушал, но посылку оставил у учителя.

Независимо от случившегося, они продолжали заниматься французским языком. Мальчик начал проявлять большой интерес к языку, что он начал заглядывать вперед программы. Учитель не могла нарадоваться его успехам, постоянно хвалила его, говоря, что в следующей четверти он обязательно получит пять.

Однажды она проявила интерес, продолжает ли он играть? А так же попросила рассказать смысл игры. После того, как мальчик посвятил её в правила игры, она так же поделилась тем, что в детстве так же любила играть в азартные игры. У них они назывались «пристенок» или «замеряшки». Она начала объяснять мальчику правила игры, а после предложила сыграть вместе на деньги. Мальчик был настолько поражен услышанным, что не поверил своим ушам. Он постарался напомнить Лидии Михайловне, что она все-таки учитель. Но она ответила, что порой необходимо забывать о том, кем ты работаешь, чтобы не стать занудой. По её мнению, учитель не всегда должен относиться к себе серьезно, осознавая, что научить она может не так и многому.

Вот таким образом они и начали играть на деньги после каждого занятия. Изначально выигрывала Лидия Михайловна, но потом она начала уступать мальчику. Мальчик не собирался с этим мириться. Спустя некоторое время он начал всё чаще выигрывать, у него стали появляться деньги, которые он тратил на молоко.

Как-то раз они настолько вошли в раж во время игры, что не услышали прихода директора школы. Так получилось, что Василий Андреевич проживал за стеной от учительницы французского. Он спросил, что здесь происходит? Лидия Михайловна начала ему объяснять, что они с мальчиком играют в «замеряшки». Возмущению директора не было предела. Он начал кричать и обвинять учителя в преступлении, растлении, совращении и ещё много в чем. Он заявил, что за двадцать лет работы никогда не видел подобного.

После этого случая Лидия Михайловна была вынуждена уехать обратно на Кубань и впредь с мальчиком никогда не виделась. После зимних каникул мальчик получил посылку, в которой были продукты и красные яблоки, которые до этого мальчику пробовать не доводилось.

Большинство произведений Чехова невелики по объему, но в то же время содержательны и поучительны. Не стал исключением и рассказ «Крыжовник», произведя неизгладимое впечатление как на критиков, так и читателей. В чем смысл рассказа, почему «Крыжовник» не теряет своей актуальности на протяжении десятков лет, поможет понять подробный анализ произведения. Углубившись в сюжет истории, будет проще понять, какой в рассказе Крыжовник смысл.

Краткое содержание

Рассказ начинается с описания прогулки двух приятелей Буркина и Ивана Ивановича Чимша-Гималайского. По дороге они заходят к своему знакомому Павлу Алехину.

После бани трое приятелей расположились в гостиной, тихо беседуя. Иван Иванович решил поведать приятелям историю жизни своего брата Николая.

Мечта

Оба брата не имели знатного происхождения, но отец мальчиков сумел заслужить офицерский чин и приобрести не большое поместье. После смерти отца имение было продано за долги, но детство мальчиков прошло в деревне.

Иван выучился на ветеринара, а Николай выбрал службу в казенной палате. Но, сидя в канцелярии, Николай Иванович мечтал о собственной усадьбе с садом, уточками, карасями в прудах, крыжовником. Ради этого он во всем себе отказывал, экономя даже на питании.

Иван Иванович, хоть и не понимал брата, но жалел его, посылая по праздникам небольшие суммы. Но брат даже эти деньги откладывал в банк.

Интересно! Основой для сюжета «Крыжовника» послужила история о чиновнике, копившем всю жизнь на дорогой мундир. Когда мечта наконец сбылась, мужчина долго не находил повода, чтобы надеть наряд, а позже вовсе умер.

К 40 годам Николай женился, но не по любви, а по расчету на богатой вдове. Мужчину не смутило то, что жена была намного старше и некрасива. Главное – у нее водились денежки. Но и тогда Николай Иванович не перестал экономить, держа жену впроголодь. Бедная женщина, привыкшая к сытной жизни, со скупым мужем не прожила и трех лет, заболела и умерла.

Мечта сбылась

После смерти жены Николай Иванович наконец осуществил свою мечту, прикупив имение. Правда, не совсем такое, как мечталось. Никаких прудов, садов не было, а само имение располагалось между двумя заводами – кирпичным и костопальным. Но новоиспеченного барина это не печалило, он высадил 2 десятка кустов крыжовника, счастливо зажив.

Когда Иван Иванович приехал навестить брата, то увидел перед собой не прежнего чиновника, а настоящего барина, велевшего мужикам называть его «ваше высокоблагородие». Николай считал себя благодетелем крестьян, живя в полной уверенности в их любви к нему.

Во время ужина подали к столу тарелку с крыжовником, впервые собранным с собственных кустов. Несмотря на то, что плоды были кислыми, Николай Иванович со счастливым видом смаковал каждую ягодку. Даже ночью он то и дело вставал к тарелке, беря по ягодке.

Иван Иванович, лежа в постели и слыша шаги брата, подходившего к тарелке с крыжовником, размышлял о смысле жизни. Он думал о том, как мало нужно людям для счастья. Довольствуясь малым, они не обращают внимание на окружающую их нищету, пьянство, лицемерие. Сытые, довольные люди не слышат несчастных, страдающих, умирающих от недоедания детей.

Закончил Иван Иванович повествование сожалением, что стар, не может ничего изменить. Но Буркин и Алехин были разочарованы рассказом приятеля. Им больше хотелось говорить о женщинах, любоваться красивой горничной. Было поздно, все трое ушли спать.

Анализ рассказа Чехова Крыжовник

Рассказ Чехова лишен каких-либо будоражащих воображение событий. Здесь нет описания военных подвигов, приключений, любовных перипетий. Но, в то же время, в рассказе Крыжовник смысл сюжета потрясает своей глубиной, раскрывающей многие злободневные проблемы.

В небольшом по объему произведении Чехов сумел раскрыть такие темы, как:

  • поиск смысла жизни;
  • нахождение путей реализации мечты;
  • понятие человеческого счастья;
  • отзывчивость;
  • равнодушие;
  • алчность и тщеславие;
  • эгоизм.

Все эти темы показаны через личность главного героя – Николая Чимша-Гималайского. На его примере Чехов раскрывает образ «маленького человека», стремящегося к построению собственного «футлярного» мира, не гнушающегося сомнительными способами.

Ироничный смысл содержится в простецком на первый взгляд названии рассказа – Крыжовник, ставшего символом счастливой жизни. В нем улавливается тонкий намек автора на глупость, ограниченность главного героя, потратившего всю жизнь на достижение мечты, не стоившей того.

Это не значит, что автор выступает против личного счастья. Основная мысль, которую хотел донести Чехов до читателя – невозможность достижения личного счастья без всеобщего благоденствия. Нельзя наслаждаться жизнью, когда рядом столько бед и горя. Для обретения истинного счастья нужно творить добро в силу своих возможностей. Это и есть главный смысл произведения «Крыжовник».

В чем суть концовки

В рассказе Крыжовник смысл повествования раскрывается ближе к концовке. Рассказ Ивана Ивановича заканчивается довольно неожиданно. Крыжовник, принесенный кухаркой, оказывается настоящей кислятиной. Но Николай утверждает, что ничего вкуснее в своей жизни не ел. Он чувствует себя абсолютно счастливым от того, что его мечта сбылась.

Интересно! В первоначальной версии рассказа герой «Крыжовника» добился желаемого лишь к старости, так и никогда не женившись. А к тому времени, когда поспели первые ягоды, был тяжело болен, поэтому равнодушно отнесся к поданному крыжовнику, а затем скончался. Но позже Чехов предпочел сделать финал менее жестким.

Иван Иванович с удивлением видит, как изменился брат за эти годы. Стремление к личному счастью сделало Николая равнодушным к окружающим людям, нелюдимым, злым. Это наводит Ивана на мысль, насколько примитивны бывают желания людей и что людей, подобных его брату – довольно много.

Кульминацией этих размышлений становится обращение Чимша-Гималайского к Буркову и Алехину с призывом не давать усыпить себя. Но приятели не понимают смысла слов, произнесенных Иваном Ивановичем в финале истории о крыжовнике.

Молодые люди отнеслись к истории Николая Ивановича равнодушно, посчитав ее обыденной, скучной. Это еще больше утвердило героя в мысли, что многим людям нет дела до окружающих, им для счастья достаточно своего «футляра».

Устами героя рассказа «Крыжовник» Ивана Ивановича Чехов призывает к состраданию и взаимопомощи, видя смысл жизни в борьбе за всеобщее благо. Обывательское равнодушие, тихая жизнь в собственном болоте способна привести к деградации личности и общества в целом. И эта мысль проходит через весь рассказ Чехова.

Конспект открытого урока. Литература. 6 класс.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Тема. Нравственные проблемы рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского.

Средства обучения:

Дидактический материал: учебник, индивидуальные карточки, лист самоконтроля, смайлики

Материально-техническая база: мультимедийный проектор,

презентация.

Учебник: Литература. 6 класс. В.П. Полоухина, В.Я. Коровина и др. М.: «Просвещение». 2016 г.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая

Цели урока:
образовательные:

проанализировать нравственные проблемы рассказа ; раскрыть духовные ценности, по которым живут герои В. Распутина.


развивающие:
1)продолжить формирование умения анализировать текст художественного произведения
2) развивать умение сжато излагать повествовательный текст
3) развивать коммуникативные навыки , их творческие способности.
4) продолжить работу по развитию культуры речи школьников, работу над выразительным чтением учащихся
воспитательные:
1) подвести учащихся к более глубокому пониманию понятий доброта, гуманизм, отзывчивость, благородство, мужество, самоотверженность.
2) продолжить воспитывать у учащихся данные качества характера и этические нормы поведения и взаимоотношений.

Планируемые результаты обучения.

Личностные:

иметь адекватное представление о нравственных человеческих качествах;

формировать познавательную и социальную мотивацию;

оценивать действия субъекта с точки зрения нарушения/соблюдения моральной нормы;

стремиться к самосовершенствованию, анализировать причины успеха и неудач в собственной деятельности.

Регулятивные УУД:

планировать устный ответ, алгоритм действий в решении проблемы;

устанавливать последовательность событий в тексте;

осваивать способы пошагового, итогового контроля по результату (работа с таблицей).

Познавательные УУД:

выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними;

формулировать познавательную цель, осуществлять поиск информации, находить нужную информацию с помощью текста;

формулировать личные, нравственные проблемы и самостоятельно искать способы их решения;

классифицировать и сравнивать явления (черты характера героев), выделять главную информацию, аргументировать общие признаки;

создавать произвольное и осознанное высказывание в устной и письменной форме.

Коммуникативные УУД:

умение участвовать в продуктивном диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;

умение аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений, соблюдая правила речевого этикета, строить понятные для собеседника высказывания;

адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, одноклассников;

сотрудничать в совместном решении проблемы.

Формы контроля знаний учащихся: индивидуальный, фронтальный.

Приемы работы: создание ситуации успеха, создание проблемной ситуации, прием рефлексии.

Технологии:

-здоровьесберегающие технологии,

-технологии коллективного сотрудничества,

-технологии личностно-ориентированного образования,

-компьютерные технологии;

— технология оценивания результатов достижений учащихся.

Методы обучения:

  • Словесный;

  • объяснительно-иллюстративный: представление информации разными способами (беседа, демонстрация слайдов презентации);

  • репродуктивный: повторение изученных сведений;

  • частично-поисковый: работа над анализом текста, нахождением нужной информации из текста;

  • проблемный (проблемная ситуация);

Ход урока
I. Орг.момент. Мотивация учебной деятельности учащихся

Добрый день, ребята! Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Я уверена, что мы с

вами во время работы на уроке покорим сегодняшнюю вершину. Успехов вам и удач! 

2. Сообщение темы и целей урока

-Ребята, каждый день мы встречаемся с определенными проблемами, трудностями, пытаемся их разрешить…

— Дайте, пожалуйста, определение слову «проблема».

(Закрепляется на доске слово на листе «проблема»).

— Работа с понятием Посмотрите в толковом словаре значение понятия «проблема».

Проблема — это  в широком смысле сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения..

— Какие виды проблем вы знаете

Виды проблем:

  • нравственные;

  • экологические;

  • социальные;

  • философские;

  • психологические.

— Как можно назвать проблемы, при решении которых человек опирается на душевные, внутренние качества личности?

(Нравственные проблемы).

-Какие проблемы относятся к нравственным проблемам? (проблема одиночества;

взаимоотношения детей и взрослых; проблема войны и детей;проблема человеколюбия, доброты;проблема нравственного выбора;)

— Как это словосочетание соотносится с произведением, которое мы с вами изучаем?

(Автор в рассказе затрагивает, отображает ряд нравственных проблем).

— Попробуйте сформулировать тему нашего урока («Нравственные проблемы в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского»).

-Сформулируйте цели нашего урока нашего урока (проанализировать нравственные проблемы рассказа и выяснить, какие уроки он несёт; раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои В. Распутина)
II. Актуализация знаний

Вы дома к этому уроку полностью прочитали рассказ В. Г. Распутина «Уроки французского». Рассказ автобиографический. На прошлом уроке мы поговорили кратко об истории создании рассказа, смысле названия и рассказа и поговорили о писателе.

— Когда и где происходят действия, описанные в рассказе? (Через 3 года после окончания В.О.войны в 1948 году в далёкой сибирской деревне)

-Кто является главным героем рассказа? (деревенский мальчик из бедной семьи, оказавшийся один в райцентре).

-Какого он возраста? (примерно пятиклассник).

Упоминается ли имя мальчика в рассказе? (нет, повествование ведется от его лица, читаем начало рассказа.).

— Почему главный герой рассказа оказался в райцентре? Найдите в тексте, прочитайте. Стр.87 ( в деревне была только начальная школа, нужно было продолжить обучение дальше)

-Поскольку Распутин описывает часть своей жизни, как вы считаете, учительница главного героя, Лидия Михайловна, вымышленный персонаж?

(У Лидии Михайловны есть прототип. Молокова Лидия Михайловна – учительница Валентина Григорьевича по французскому языку. Она названа в произведении своим именем)

— Как он чувствовал себя на новом месте? Найдите в тексте, прочитайте на стр.89 (плохо, скучал по дому, голодал)

III. Первичное усвоение новых знаний

3. Работа с текстом.

В райцентре герой оказался в очень сложной ситуации.

-Есть ли у него друзья? Почему? Легко ли ему живется? (на новом месте друзей мальчик не нашел, на новом месте тяжело, постоянно думает о доме, недоедает)

— Почему он ввязался в игру на деньги?

( был болен, понял, что может выигрывать и тратить деньги на молоко, чтобы утолить голод).

— Как даются ему выигрыши? (мальчик понял все хитрости игры, стал выигрывать деньги, покупая на них молоко)

-Почему Вадик и Птаха избили героя?

(Герой быстро понял, что Вадик хитрит в игре, получает большую часть денег. А наш герой после долгих тренировок добился хороших результатов в игре, он не хитрит, как Вадик, а играет честно. Но игра на деньги не может быть честной. Честных она не принимает.)
— Как ведет себя герой в драке и после неё?

(Герой знает, что за него никто не заступится. Он почти не защищается. И всё равно кричит: «Перевернул», отстаивая справедливость).

-Каким же человеком показал себя в этом эпизоде наш герой?

(Честным и принципиальным).

— Обратим внимание на то, что вступая в конфликт с Вадиком, герой ставит себя в трудное положение: он лишается источника денег и за игру на деньги его могли в два счёта выгнать из школы.

Итак, какие нравственные проблемы можно выявить в общении главного героя с другими детьми? ( проблема жестокости сверстников, проблема подлости, проблема предательства, проблема безысходности, проблема одиночества)

Работа в группах
— А сейчас я предлагаю проверить, насколько внимательно прочитана вами данная часть рассказа. Каждая группа (ряд) получает задание: по описанию узнать героя произведения.
Задание. По описанию узнайте героя произведения и запишите его имя.
1. «…рослый и крепкий, заметный своей силой и властью парень с длинной рыжей челкой».
2. «Суетливый, с моргающими глазенками мальчишка, любивший на уроках поднимать руку».
3. «Большеголовый, стриженный под машинку, коренастый парень, по прозвищу…»
Ответы учащихся:
1. Вадик.
2. Тишкин.
3. Птаха.

-Кто же приходит на помощь мальчику?

(Лидия Михайловна – главная героиня рассказа, её образ занимает центральное место в произведении – это авторский идеал учителя)

-Какие черты Лидии Михайловны запомнились мальчику? (Ум, красота, молодость, отсутствие жесткости в лице.)

-Почему Лидия Михайловна среди других отстающих по ее предмету учеников, например, Тишкина, выбрала главного героя?

(Лидия Михайловна прониклась пониманием и сочувствием к голодающему, но способному ученику. Она оценила его целеустремленность, порядочность и решает дополнительно заниматься, чтобы не только помочь в произношении французских слов, но и просто покормить ребенка.)

-Какие чувства вызвал у Лидии Михайловны мальчик?

( учительнице необычайно жалко голодного мальчика)

-Какой представлялась мальчику Л.М.? Почему?

( Возвышенным, почти неземным существом).

— Какой выход находит Лидия Михайловна, чтобы помочь герою? (Приглашает на дополнительные занятия, пытается накормить ужином, отправляет посылку с макаронами)

_ Почему мальчик не принимает посылку от учителя?

(мальчик с детства понимает, что в жизни ничего не дается легко, надо заслужить!)

-Какие нравственные качества проявляются у мальчика при общении с учительницей?

( гордость, непреклонность, упрямство, порядочность, стеснительность, честность, жажда справедливости)

_Почему учитель начинает играть с мальчиком в игру на деньги?

(Учительница хочет помочь мальчику, стараясь не обидеть его юношеское самолюбие и максимализм)

-Давайте посмотрим этот эпизод из фильма (просмотр видеоролика)

— Какие нравственные проблемы раскрывает автор в общении с учителем Л.М. ?(проблема сострадания, милосердия, доброты)

— Кто из школы узнал об этой игре на деньги учителя и ученика? (директор школы)

-Каково же решение директора? ( он увольняет учительницу Лидию Михайловну за игру на деньги с учеником).

-Прав ли был директор?

Директор формально прав, но он слепо следует готовым нормам морали, не в состоянии понять трудностей жизни ребенка, за этим скрывается безнравственность и отсутствие человеколюбия. Доброта, милосердие и любовь к ребенку, стремление его спасти иногда важнее всех Уставов)

— Какая же проблема выявляется в общении Л.М. и директора? (проблема педагогической нравственности)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА :
Мы попробуем вырастить Дерево Доброты.
— Дерево растить сложно, но мы попробуем. Я буду говорить, какое оно, а вы показывайте .
БОЛЬШОЕ, ВЫСОКОЕ, ШИРОКОЕ, КРЕПКОЕ, ТЯНЕТСЯ, КАЧАЕТСЯ, СГИБАЕТСЯ, ВЫПРЯМЛЯЕТСЯ, К СОЛНЦУ ПОДНИМАЕТСЯ.

IV. Первичное закрепление.

Итак, какие же нравственные проблемы раскрывает автор в этом рассказе? Составим кластер и поработаем в группах. Каждая группа должна в свой кластер вписать нравственные проблемы в рассказе. Лидер каждой группы прикрепляет свой кластер на доску.

  1. Нравственные проблемы в общении со сверстниками.( проблема жестокости сверстников, проблема подлости, проблема предательства, проблема безысходности, проблема одиночества)

2. Нравственные проблемы в общении с учителем( проблема сострадания, милосердия, доброты)

  1. Нравственные проблемы в общении с директором (проблема пед. нравственности)

— Во время презентации своей работы каждая группа оценивает, полностью ли справилась с работой данная группа, вносит коррективы)

V. . Подведение итогов занятия

— — В конце хочу прочитать несколько строчек из стихотворения М.Садовского «Родной человек»:

Но дети взрослеют, от школьной скамьи

Дорогами жизни шагают.

И в памяти носят уроки твои,

А в сердце тебя сохраняют.

— Каким должен быть учитель, чтобы остаться в памяти ученика?

Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению

Домашнее задание:написать сочинение- миниатюру на тему «Каким должен быть учитель, чтобы остаться в памяти ученика» или написать мини-сочинение «Чему научил меня рассказ «Уроки французского»

VI. Рефлексия.

Оцените свою деятельность на уроке, выберите смайлик – зеленый (на уроке было комфортно и все понятно , желтый -на уроке немного затруднялся, не все понятно, красный- на уроке было трудно, ничего не понял.

Поставьте себе оценку в листах самоконтроля по следующим критериям:

«5»– я активно работал в течение всего урока, отвечал на вопросы, легко ориентировался в тексте рассказа, сделал правильные выводы;

«4»– я работал на уроке, легко ориентировался в тексте рассказа, но есть небольшие недотчеты в правильности ответов и сделанных выводов;

«3» –  я работал пассивно в течение всего урока, в ответах и сделанных выводах имеются большие недочеты.

Домашнее задание

На выбор (письменно в тетради):

1. Написать письмо Лидии Михайловне от лица главного героя.

2. Ответить на вопрос: осуждает или оправдывает автор главного героя?

3. Ответить на вопрос: каким, на ваш взгляд, должен быть учитель?

Спасибо большое за работу! Оцените свою деятельность на уроке. (Ученики заполняют лист)

Приложение к уроку

Работа в группах

Задание. По описанию узнайте героя произведения и запишите его имя.
1. «…рослый и крепкий, заметный своей силой и властью парень с длинной рыжей челкой».

2. «Суетливый, с моргающими глазенками мальчишка, любивший на уроках поднимать руку».

3. «Большеголовый, стриженный под машинку, коренастый парень, по прозвищу…»

Лист самооценивания

Поставьте себе оценку по следующим критериям:

«5»– я активно работал в течение всего урока, отвечал на вопросы, легко ориентировался в тексте рассказа, сделал правильные выводы;

«4»– я работал на уроке, легко ориентировался в тексте рассказа, но есть небольшие недотчеты в правильности ответов и сделанных выводов;

«3» –  я работал пассивно в течение всего урока, в ответах и сделанных выводах имеются большие недочеты.

Оценка за урок ____________

  • Основные события рассказа срезал
  • Основные события рассказа мальчики чехов
  • Основные события рассказа любовь к жизни
  • Основные события рассказа кладовая солнца
  • Основные события рассказа дубровский