Основные приемы работы со сказкой в сказкотерапии

Балтийское представительство международного союза сказкотерапевтов /эстония англия/ 1. базовый курс подготовки сказкотерапевтов практиков на русском и эстонском языках

Балтийское Представительство Международного  Союза сказкотерапевтов  /Эстония  Англия/

1. Базовый курс  Подготовки сказкотерапевтов – практиков  ( на русском  и эстонском языках)

Целевая аудитория:

Педагоги, психологи, психотерапевты, театральные режиссеры, актеры, литераторы, художники, логопеды, и те, кто желает воспитывать своих наследников словом доброй Сказки, стремится помочь себе и другим людям

Учебная среда:

Комплексная Сказкотерапия© – это деликатное воздействие на сознание, чувства, мироощущение человека с помощью доброй и точной сказки, посредством особого «сказочного языка» образа, метафоры. КС- это система представлений об архетипических сюжетах, мужских и женских, сюжетах отношений, которые, переплетаясь, образуют индивидуальный «узор судьбы» современного человека. С этим «узором судьбы», собственно, и работает сказкотерапевт.

Сказкотерапия – один из методов консультирования, коррекции, развития и реабилитации, обладающий уникальной спецификой. Работа в формате сказкотерапии придает процессу консультирования новые оттенки и полутона. Поэтому мастерство сказкотерапевта оттачивается годами, но основу мастерства можно заложить и развить на Базовом курсе подготовки сказкотерапевтов.

Базовый Курс подготовки Сказкотерапевтов – практиков — фундаментальный курс, который позволит получить точное представление о методе Комплексной Сказкотерапии.

Цель

● Заново открыть сказки,мифы  и легенды.

● Научитесь их понимать и расшифровывать.

● Сможете почувствовать их незримую помощь и поддержку в настоящем времени.

Результаты обучения

● Сказкотворчество, как волшебный клубочек, позволит вам сделать первые шаги к познанию собственного внутреннего мира и пространства отношений.

● Знакомство с системой Архетипов в Комплексной Сказкотерапии (Универсальных, Мужских, Женских, архетипических сюжетов мужских, женских и сюжетов отношений) даст возможность увидеть и понять закономерности течения и развития жизни.

● Создание игр по сказкам, практические задания откроют вам возможности применения обретенных знаний в постижении тонкостей человеческого мира от малых лет до почтенной старости.

Условия начала обучения

Крайне важно, приступая к изучению данного курса, иметь собственное расположение сердца к открытию и принятию нового.

● Полезно иметь высшее образование по специальности «психолог» или «педагог». Правда, на практике оказывается, что достаточно любого высшего образования и стремления помогать людям. Если вы не имеете высшего образования, необходимо пройти индивидуальное собеседование.

● Курс состоит из 5 сессий по 2 дня, общий объем 160 часов. Продолжительность обучения 1 год.

● Стоимость: 675 евро

● Группа -от 5 человек

Содержание Базового Курса подготовки сказкотерапевтов-практиков

• Первая сессия «Основы сказкотерапии».

— Четыре определения Комплексной сказкотерапии©

— Принципы сказкотерапии

— Формы сказкотерапии

— Основные, универсальные архетипы и метафоры

— Работа с архетипом Дороги. Методика «Карта сказочной страны»

— Практическая работа. Работа с архетипом Государства по  теме «Страна внутри нас».

• Вторая сессия

— Архетипическая методология: мужской  архетип.

— Архетипические основы социальной силы: концепция мужских архетипов

-Практическая работа. Работа с метафорическими картами «Мастер сказок»  и др.

Третья сессия

— Архетипическая методология: женский  архетип.

— Архетипические основы социальной силы: концепция женских архетипов

— Проективная диагностика в сказкотерапии.

— Практическая работа. Техника с пластилином «Сотворение Мира»

• Четвертая сессия

«Формы и методы работы со сказками»

— Воздействующий аппарат сказкотерапии:

5 видов сказок. Анализ сказок художественных и авторских, создание сказок дидактических, коррекционных, терапевтических, медитативных.

— Работа с архетипом Помощника.

-Практикум создания куклы и спектакля-экспромта

• Пятая сессия

— Понятие «узора судьбы» как переплетения архетипических сюжетов-

-Женские архетипические сюжеты

— Мужские архетипические сюжеты

— Основные сюжеты и уровни отношений

— Архетипическая диагностика в сказкотерапии.

— Вариации «узора судьбы»: случаи из практики консультирования

Условия окончания обучения и выдаваемые документы

Каждая ступень, после выполнения и сдачи  заданий, сертифицируется отдельным сертификатом Международного Института Комплексной Сказкотерапии©

После окончания каждой из пяти сессий у слушателя есть возможность приостановить обучение. О своем решении необходимо предупредить преподавателя в письменном виде. Слушатель  получит Сертификат  на основании пройденного заявленного объема материала и выполненных практических заданий.

У выпускника курса есть возможность написать и защитить дипломную  работу. Руководителем дипломной работы является ведущий Базового курса. После завершения аттестационного цикла выпускник  получает Диплом “Сказкотерапевт- практик”.

После успешного завершения обучения, выпускник  получит сертификат или диплом двух образцов: Центра обучения взрослых и Международного Союза Сказкотерапевтов.

Учебные материалы:

Татьяна Зинкевич-Евстигнеева

“Практикум по сказкотерапии”

«Он и Она. Тайный шифр сказки отношений»

«Тайный шифр Женских сказок»

«Мужские сказки. Тайный шифр»

Преподаватель Базового курса

Елизавета Хаустова : Семейный –Психолог, сказкотерапевт; Преподаватель МСС , Этно-сказковед, Специалист  по работе с Родом; Специалист  в сфере Интимности; специалист песочной терапии, Член Меж. Союза Сказкотерапевтов (МСС), член ППЛ.

Ассистенты

на русском языке

Елена Устрицкая: сказкотерапевт-практик, педагог, методист издательства Avita , член МСС

на эстонском языке

Инна Клаос: психолог, сказкотерапевт-практик, филолог, социолог,член МСС.

2. Курс “Мастерская подготовки специалистов офлайн и онлайн-консультирования средствами Комплексной Сказкотерапии©.”

Целевая аудитория:

Педагоги, психологи, психотерапевты, театральные режиссеры, актеры, литераторы, художники,логопеды, и те, кто желает воспитывать своих наследников словом доброй Сказки, стремится помочь себе и другим людям

Учебная среда:

Мир меняется и меняется структура психологического консультирования.

Цель:

Помощь Представителям  русскоязычного сообщества, проживающих в ином этническом пространстве.

Результаты обучения:

Выпускники овладеют системой представлений  об архетипических сюжетах, мужских и женских, сюжетах отношений, которые, переплетаясь, образуют индивидуальный «узор судьбы» современного человека. У сказкотерапии нет возрастных границ: в каждом возрасте своя сказка, миф, притча, легенда, басня, баллада, песня и т.д

Выпускники овладеют инструментами работы в системе Комплексной Сказкотерапии© для взаимодействия с клиентом на ценностном уровне, опираясь  на нравственные ориентиры, духовные ценности и личностные потенциалы.

Условия начала обучения:

Курс  ориентирован на сказкотерапевтов, прошедших Базовый курс, которые планируют заниматься частной практикой, личным и индивидуальным консультированием подростков и взрослых.

Стоимость: 725 евро

Группа -от 3 человек

Курс состоит из 5 сессий, по 2 дня каждая.

Продолжительность обучения 1 год,  200 часов.

После окончания каждой из пяти сессий у слушателя есть возможность приостановить обучение. О своем решении необходимо предупредить преподавателя в письменном виде. Слушатель  получит Сертификат  на основании пройденного заявленного объема материала и выполненных практических заданий.

Содержание мастерской:

Тема первой сессии:«Основы консультирования методом Комплексной Сказкотерапии©»

● Принципы и особенности консультирования в сказкотерапии.

● Понятие «проблемы клиента» в сказкотерапии.

● Виды сказок, используемых в консультировании детей, подростков и взрослых.

● «Форматы консультирования», комбинированный подход.

Тема второй сессии: «Основы этно-сказковедения.»

● Основы этно-сказковедения.

● Критерии сравнительного анализа сказок разных этносов

● Этикет проведения консультаций в он-лайн

● Адаптация инструментов  консультирования офлайн  в  консультировании онлайн.

● Экспресс консультация и полноценная консультация в онлайн. Ценообразование.

Тема третьей сессии:  «Консультирование подростков с кризисом самоидентификации, в том числе этнической самоидентификации»

● Особенности консультирования русскоговорящей молодёжи /12-17 лет/, прошедших период взросления, воспитания и образования  в условиях иноязычной среды.

● Причины кризиса ./Вопрос “Кто я?

● Этно-самоидентификация подростков, которые проживают и обучаются в иной этнической среде.

● Этно-самоидентификация подростков, рожденных и  воспитывающихся в межнациональных браках/один из родителей- русскоговорящий.

● Организация и логика консультирования.

Темы четвертой и пятой сессий: «Консультирование женщин  с проблемами в архетипическом  сюжете отношений Он и Она:                     « Красавица и хищник».

● Понятие кризисного консультирования в сказкотерапии.

● Программа консультирования в кризисных ситуациях.

● Антикризисные техники и сказки.

● Женщины замужем за представителем другого этноса,склонных к тирании:

— тем, кому необходимо адаптироваться , как жить в таких отношениях?

-тем, кто желает завершить и выйти из токсичных отношений  

-тем, кто был в «плену» токсичных отношений /Сопровождение. Долгосрочное консультирование./

-тем, кто живет в условиях жесткого контроля со стороны мужчины

● Практические занятия

Условия окончания обучения и выдаваемые документы:

У выпускника курса есть возможность написать и защитить дипломную  работу. Руководителем дипломной работы является преподаватель курса “Мастерская консультирования”.

После завершения аттестационного цикла выпускник  получаетдокументы двух образцов: МСС и Образовательного центра

После успешного завершения обучения,выпускник  получит сертификат или диплом двух образцов: Центра обучения взрослых и Международного Союза Сказкотерапевтов.

Диплом  “Сказкотерапевт- консультант”

Учебные материалы:

Прочтение семи сказок минимум трёх этносов

Преподаватель

Елизавета Хаустова : Семейный –Психолог, сказкотерапевт; Преподаватель МСС , Этносказковед, Специалист  по работе с Родом; Специалист  в сфере Интимности; специалист песочной терапии, Член Меж. Союза Сказкотерапевтов (МСС), член ППЛ.

3.Мастер – класс «Основы песочной терапии».

Подготовка специалистов   по работе с психологической песочницей (по методу Комплексной Сказкотерапии©.

Целевая аудитория

Для педагогов, логопедов, психологов и родителей.

Учебная среда

Наверное, на сегодняшний день, психологическая песочница – это самый действенный из проективных приемов организации встреч человека с самим собой. Наш внутренний мир может из Мира невидимого перейти в Мир Видимый благодаря участию песка и миниатюрных фигурок. Для взрослых работа в песочнице окрашивается новыми красками и глубинами, а для детей же работа в песке Органична. Песок настоящий Помощник. В песочнице Оживают Сказки, это и Тайна, и театральная сцена, где разыгрываются спектакли на тему жизненных ситуаций. Словом песочница — настоящий «тренажер жизни».

Цель:

Знакомство с вариативными приемами работы, которые помогут в решении разных вопросов, которые бы ни поставили перед нами дети, подростки, взрослые. Будем играть, строить, сочинять! Песок нам в этом поможет!

Результаты обучения:

Вы овладеете инструментами, позволяющие выявлять скрытые истинные причины возникновения затруднений для клиента. Помогать клиенту увидеть свою ситуацию «со стороны», найти и обрести собственные ресурсы, открыть ответы на ключевые для себя вопросы и выстроить красивый жизнеутверждающий  сценарий разрешения ситуации.

Условия начала обучения:

Мастерская состоит из 3-х практических занятий по 3.5-4 часа

Общий объем 30 часов.

Стоимость: 215 евро

Группа — 5-7 человек

Содержание обучения:

Основы песочной терапии.

● Основные формы игр, используемые в песочнице

● Варианты инструкций для игр с песком.

● Позиции и стратегии специалиста.

● Работа с песочницей в детских и подростковых группах.

● Практикум работы и игры с детьми, если ребенок застенчив, ребенка терзают страхи, если не слушает родителей, склонен к капризам и вредности.

● Индивидуальные технологии работы в песке в практике консультирования.

Условия окончания обучения:

По завершению Мастерской и выполнения домашних заданий,слушатель получает сертификат прохождения мастер –класса «Основы песочной терапии».

Учебная литература:

Татьяна Зинкевич-Евстигнеева

“Игра с песком. Практикум по песочной терапии”

Ведушая:

Елизавета Хаустова — Семейный Психолог, сказкотерапевт; Преподаватель МСС , Этно-Сказковед, Специалист  по работе с Родом; Специалист  в сфере Интимности; специалист песочной терапии, Член Меж. Союза Сказкотерапевтов (МСС), член ППЛ.

4.Мастерская-исследование “ О чём говорят сказки”

Подготовка сказковедов

Целевая аудитория:

Работники сферы образования и все те, кому интересно, о чём говорят сказки.

Цель:

Посредством исследовательской деятельности определение нравственных ценностей, стиля поведения и взаимодействия с окружающими миром заложенных в сказках, общие ответы на общие вопросы.

— О чём сказка? (ключевая идея сказки)

— Чему она учит? (уроки сказки)

— В каких ситуациях нашей жизни нам пригодится то, что мы узнали из сказки?

Результаты обучения:

Сказковед научится с помощью народной педагогики, постулаты которой заложены в сказках,сформировать надёжную духовную опору – созидательную систему ценностей.

Воспитывая детей, помочь им в формировании нравственного иммунитета – системы внутренней защиты от разрушительного воздействия информации, в которой нет Любви.

Содержание обучения

Часть первая.

1. Знакомство. О том, что для меня сказка как для профессионала — сказкотерапевта и как для человека?

2. Сказки – информационный сервер, в котором хранится информация о жизни.

3. Что развивают сказки? Чем они полезны?

— Для взрослых, которые детям читают сказки.

— Для ребёнка, который сказки слушает.

— Для отношений между ребёнком и взрослым, в семье.

— Для будущего.

4. ПРАКТИКУМ. Разбор сказки «Репка».

Часть вторая

«Сказка – ложь, да в ней намёк – Добрым Молодцам урок!»

1. В диалоге со сказкой.

— Как обсудить сказку с ребёнком?

— Как понять уроки сказки?

— Как рассказать ребёнку, о чём сказка?

2. ПРАКТИКУМ. Разбор сказки «Теремок».

Условие начала обучения:

Мастерская исследование состоит из 2 встреч по 4 часа

Общий объём 15 часов

Стоимость- 110 евро

Группа — 5-7 человек

Условия завершения обучения:

По завершению Мастерской исследования и выполнения домашних заданий,слушатель получает сертификат и квалификацию “Сказковед”

Учебная литература:

Русские народные сказки

Ведушая:

Елизавета Хаустова — Семейный Психолог, сказкотерапевт; Преподаватель МСС , Этно-Сказковед, Специалист  по работе с Родом; Специалист  в сфере Интимности; специалист песочной терапии, Член Меж. Союза Сказкотерапевтов (МСС), член ППЛ.

5. Цикл мастерских “ Работа по авторской  Программе “Взгляд в будущее через истоки”  

Подготовка специалистов   по работе с образовательно воспитательной Программой “Взгляд в будущее через истоки”  

Целевая аудитория

Для педагогов, психологов, социальных работников, логопедов, дефектологов и родителей.

Цель

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ КАК ФАКТОРА АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Передать подрастающему поколению ОБРАЗ мира, ОБРАЗ жизни через  искусство, музыку и добрую сказку.

Результаты обучения

Слушатели овладеют технологией интеллектуального и эстетического развития учащихся, которая позволит заложить базовые основы межличностного, межнационального общения детей и пробудить интерес к познанию достижений человечества в области культуры и искусства, народного фольклора

Содержание

Первый цикл — “Истоки”

● Целевая аудитория Программы “Взгляд в будущее через истоки”  

● Методологические основы Программы.

● Позиции и стратегии специалиста.

● Структура проведения занятий цикла “Истоки” с учениками, с родителями.

● Методы и приёмы: Фасилитированная дискуссия. Перефраз. Линкинг(связное обобщение). Коллегиальное обсуждение.

● Транслирование методических приемов технологии Программы в  преподавании других предметов, изучаемых в школе.

Второй  цикл ГодоДвижение (на русском и эстонском языке)

● Целевая аудитория Программы “Взгляд в будущее через истоки”  

● Циклы психологического и физиологического взросления.

● Связь циклов взросления  с фенологическими изменениями в природе.

● Методологические основы Программы

● Структура проведения занятий с учениками.

● Методы и приёмы: Фасилитированная дискуссия. Перефраз. Линкинг(связное обобщение). Коллегиальное обсуждение.

● Позиции и стратегии специалиста.

● Практикум работы со сказкой.

Третий цикл  “Арабеска сказок”

● Воспитание и образование Доброй Сказкой.

● Целевая аудитория Программы.

● Методологические основы Программы.

● Роль ученика и педагога-преподавателя Программы.

● Структура проведения занятий с учениками и родителями.

● Методы и приёмы: Фасилитированная дискуссия. Перефраз. Линкинг(связное обобщение). Коллегиальное обсуждение.

● Практикум

Условия начала обучения:

Практикум в offline и online  формате.

Курс состоит из трех циклов по 2 дня /теория/ и 5 практикумов.

Общий объем 120 часов. Продолжительность обучения 1 год.

5 встреч по 6 часов

Стоимость:  675 евро

Группа -от 5 до 12 человек

Условия окончания обучения:

Каждая ступень, после выполнения и сдачи  заданий, сертифицируется отдельным документом/Tõend/ .

После окончания каждого из циклов слушатель получает методический материал.

После окончания каждого из циклов мастерских у слушателя есть возможность приостановить обучение. О своем решении необходимо предупредить преподавателя в письменном виде. Слушатель  получит Свидетельство/Tunnistus/  на основании пройденного заявленного объема материала и выполненных практических заданий.

Преподаватели:

На русском языке

Елена Устрицкая: сказкотерапевт-практик, педагог, методист издательства Avita , член МСС

На эстонском языке

Инна Клаус: психолог, сказкотерапевт-практик, филолог, социолог,член МСС.

6. Курс   “Особенности преподавания и  консультирования в online”.

Целевая аудитория:

Психологи, педагоги, педагоги детских дошкольных учреждений

Цель:

ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ

Результаты обучения:

Слушатели приобретут навыки и умения взаимодействия всех участников учебного процесса , учитывая возможности системы дистанционного обучения

Содержание обучения

● Теория “Особенности преподавания и  консультирования в online”.

● Возможности  апробирования образовательных программ  в формате online обучения.

● Расширение культурно-образовательных границ  в формате online обучения.

● Слабые и сильные стороны online обучения.

● Этикет

● Индивидуальную помощь детям, требующих  психолого-педагогическое сопровождение.

● Обучение билингвальных детей в формате online  методами, приемами Комплексной Сказкотерапии, средствами искусства, музыки и литературы

● Практикум

Условия начала обучения:

Курс состоит из  2-х дней/ 1 день-теория 2-ой день-практикум/, общий объем 10 часов.

Практикум в offline и оnline формате.

Стоимость: 55 евро

Группа -от 5 человек

Условия окончания обучения:

После окончания курса слушатель получает методический материал.

Прохождение курса, выполнение  заданий, сертифицируется отдельным документом/Tõend/

Преподаватели:

На русском языке

Елена Устрицкая: сказкотерапевт-практик, педагог, методист издательства Avita , член МСС

На эстонском языке

Инна Клаoс: психолог, сказкотерапевт-практик, филолог, социолог,член МСС.

7.Информационно-терапевтическая АВТОРСКАЯ Программа  

«НА ПЕРЕКРЁСТКЕ МИРОВ»

Целевая аудитория:

Для тех, кто пережил потерю близкого человека,

для тех, кто сопровождает человека, чувствующего приближение Перехода,

для тех, кто задумывается о времени завершения Земного Пути.

Учебная среда:

Задумывались ли вы над тем, сколько раз в своей жизни человек совершает Переход?

Первый, ключевой, — Рождение — Переход из материнского Чрева в Земную Жизнь.

Жизнь человека полна малых и больших переходов из одного состояния в другое:

— Из радости в грусть и снова в радость,

— Из ссоры в примирение,

— Из сна в пробуждение…

— Переход из детства в юность, затем в зрелость, после — в почтенную старость.

Особый, ключевой статус в Роду Путешественник   —  Переход из Мира Земного в Мир Небесный. Это время эмоционально сложное, болезненное.

Пришло время, пора, найти иной образ смерти и осмыслить его иначе.В этом нам поможет чешская народная сказка “Кумушка Смерть”

Но,это и  время- приглашение человека  для активного душевного труда.

В этом нам поможет авторская сказка “Семь золотых зёрен” и работа в психологической песочнице.

В качестве помощника постепенного освобождения от самообвинения будет инструмент -терапевтические письма.

В этот период человек нуждается в верной помощи. Возникает вопрос: «Где и как её найти? Есть ли выход, когда кажется, что всё кончено!»

Поверьте, друзья, выход есть. И помощь есть. Это точно!

Условия начала обучения:

Мастерская состоит из одного практического занятия.

Общий объем 4 часа.

Стоимость: 35 евро

Группа -от 5 до 7 человек

Учебная литература:

При желании возможно приобрести авторскую книгу- рабочую тетрадь Е.Хаустовой и Н.Коробейниковой “На перекрёстке миров”

Ведущая:

Елизавета Хаустова — Семейный Психолог, сказкотерапевт; Преподаватель МСС , Этно-Сказковед, Специалист  по работе с Родом; Специалист  в сфере Интимности; специалист песочной терапии, Член Меж. Союза Сказкотерапевтов (МСС), член ППЛ.

8. Курс по подготовке специалистов по работе с утратой по  АВТОРСКой Программе

«НА ПЕРЕКРЁСТКЕ МИРОВ»

Целевая аудитория:

Психологи, социологи,работники социальных домов и хосписов.

Цель:

Подготовке специалистов по работе с утратой по  Авторской Программе

«НА ПЕРЕКРЁСТКЕ МИРОВ»

Содержание обучения:

1 цикл “Первая помощь в поиске Света”

● Раскрытие понятия “Переходы”

● Ключевые статусы в Роду / особый ключевой статус Путешественника

● Клинические случаи

● Разработка сценариев экспресс консультаций на примере разбора клинических случаев

● Работа со сказками “Курочка Ряба” и “Кумушка смерть”

● Работа с психологической песочницей

2 цикл”Путь к Источнику”

● Алгоритм ведения долгосрочного сопровождения клиента на базе авторской сказки “Семь золотых зёрен” и работа с практической частью книги “На перекрёстке миров”

● Механизм ведения клиента

● Практикум “Инструменты, питающие жизнь”+ подбор сказок

Условия начала обучения:

Продолжительность 2 встречи  по 2 дня.

Общее количество- 50 академических часов.

Стоимость: 125 евро

Группа -от 4 до 5 человек

Условия окончания обучения:

По завершении курса слушатель получает свидетельство/Tunnistus  и

авторскую книгу- рабочую тетрадь Е.Хаустовой и Н.Коробейниковой “На перекрёстке миров”

Ведущая:

Елизавета Хаустова — Семейный Психолог, сказкотерапевт; Преподаватель МСС , Этно-Сказковед, Специалист  по работе с Родом; Специалист  в сфере Интимности; специалист песочной терапии, Член Меж. Союза Сказкотерапевтов (МСС), член ППЛ.

Практические мастерские

1.Мастерская ”Волшебная Страна внутри нас”

Программа эмоционально-волевого развития на основе арт-терапии.

Знакомство со Сказочной страной и ее Королем.

Целевая аудитория:

Психологи, педагоги, педагоги детских дошкольных учреждений

Цель мастерской:

● помочь  расширить палитру чувств и эмоций ребенка

● развитие эмпатии у ребенка

● дать ребенку понимание  того, что у каждого человека есть свой внутренний мир, отличающийся от   мира других людей.

Результаты обучения:

● приобретение навыка создания индивидуальных карт

● формирования умения работы по диагностике на основе индивидуальных карт

Содержание мастерской:

1. Знакомство  со Слугами – Чувствами:

● Слуги по имени Радость, имени Грусть, имени Интерес, имени Злость имени Страх.

● Слуги по имени Обида, Вина  и удовольствие.

2. Какой сделала заговор Обида. Как искали  Любовь  и вернули ее.

3.Возвращение Короля( Королевы) в свою Страну.

Условия начала обучения:

Длительность обучения: 1 день –3.5- 4 часа

Стоимость: 65 евро

Группа -от 5 человек

Условия окончания обучения:

После обучения слушатели  получат готовый пакет из 13-15 занятий, которые можно проводить с ребенком или группой детей  в возрасте от 4 до 12 лет (с рекомендациями индивидуального учёта особенностей ребёнка).

После окончания мастерской слушатели получают справку с указанием прослушанных часов.

Ведущие:

На русском языке:

Елизавета Хаустова — Семейный Психолог, сказкотерапевт; Преподаватель МСС , Этно-Сказковед, Специалист  по работе с Родом; Специалист  в сфере Интимности; специалист песочной терапии, Член Меж. Союза Сказкотерапевтов (МСС), член ППЛ.

Елена Устрицкая: сказкотерапевт-практик, педагог, лектор,методист издательства Avita , член МСС

На эстонском языке:

Инна Клаoс: психолог, сказкотерапевт-практик, филолог, социолог,член МСС.

2.Мастерская”Сказки  из страны Звезд ”.

Целевая аудитория:

Психологи, педагоги, педагоги детских дошкольных учреждений

Цель мастерской:

● помочь  расширить палитру чувств и эмоций ребенка

● развитие эмпатии у ребенка

● дать ребенку понимание  того, что у каждого человека есть свой внутренний мир, отличающийся от   мира других людей.

Содержание обучения:

Курс эмоционально-волевого развития  составлен на базе авторских медитативных сказок./Авторы — Т.Зинкевич-Евстигнеева, Е.Хаустова/

● Добрая сказка — это лишь приглашение к разговору о важном.

● Данный вид сказок- занятий предназначен для расслабления, наполнения воображения позитивными образами, самопознания, положительных эмоций, снятия тревожных состояний.

● Через положительные образы созвездий лучше узнать себя, окружающий мир людей и мир вокруг нас.

Современные дети проявляют большой интерес к астрологии. Многие знают, под каким знаком Зодиака рождены они и их близкие,  пытаются на основании этих знаний объяснить некоторые черты характера.

Повествование ведется от лица Звездной Феи, которая не только рассказывает сказки, но и предлагает игровые задания и дает добрые советы.

Условия начала обучения:

Длительность обучения: 1 день –3.5- 4 часа

Стоимость: 65 евро

Группа -от 5 человек

Условие окончания обучения:

После окончания мастерской специалисты получают справку с указанием прослушанных часов.

После Мастерской специалисты получат рекомендации по созданию и проведению 12-13 занятий, которые можно проводить с ребенком или группой детей в возрасте от 4 до 9 лет (с рекомендациями индивидуального учёта особенностей ребёнка).

Также слушатели получат книгу сказок “Сказки из Страны звёзд”/авторы Е.Хаустова, Т.Зинкевич-Евстигнеева/

Ведущие:

на русском языке

Елизавета Хаустова — Семейный Психолог, сказкотерапевт; Преподаватель МСС , Этно-Сказковед, Специалист  по работе с Родом; Специалист  в сфере Интимности; специалист песочной терапии, Член Меж. Союза Сказкотерапевтов (МСС), член ППЛ.

Елена Устрицкая: сказкотерапевт-практик, педагог, методист издательства Avita , член МСС

3.Мастерская”Сказки  из страны Звезд ”.

Целевая аудитория:

Приглашаем преподавателей английского и французского языков для детей и подростков.

Цель:

Овладение навыками и приёмами работы с медитативными сказками, способствующими развитию эмоционально-волевого развития ребёнка.

Результат обучения:

Слушатели узнают о медитативных сказках, о том, что данный вид сказок предназначен для расслабления, наполнения воображения позитивными образами, самопознания, снятия тревожных состояний.

Содержание обучения:

Курс эмоционально-волевого развития  составлен на базе авторских медитативных сказок./Авторы — Т.Зинкевич-Евстигнеева, Е.Хаустова/

● Добрая сказка — это лишь приглашение к разговору о важном.

● Данный вид сказок- занятий предназначен для расслабления, наполнения воображения позитивными образами, самопознания, положительных эмоций, снятия тревожных состояний.

● Через положительные образы созвездий лучше узнать себя, окружающий мир людей и мир вокруг нас.

● эмоционально-волевое развитие

● изучение иностранных языков

Учебная среда:

Современные дети проявляют большой интерес к астрологии. Многие знают, под каким знаком Зодиака рождены они и их близкие,  пытаются на основании этих знаний объяснить некоторые черты характера.

Повествование ведется от лица Звездной Феи, которая не только рассказывает сказки, но и предлагает игровые задания и дает добрые советы.

Условия начала обучения:

Курс обучения 1 день – 4 часа

Стоимость: 65 евро

Группа -от 5 человек

Условия окончания обучения:

После окончания мастерской специалисты получают справку с указанием прослушанных часов.

После Мастерской специалисты получат рекомендации и материалы на английском и французском языках по созданию и проведению 12-13 занятий, которые можно проводить с ребенком или группой детей в возрасте от 5 до 12 лет (с рекомендациями индивидуального учёта особенностей ребёнка).

Ведущая :

Марина Ермолаева: педагог, филолог английского и французского языков, Член Национального Общества Прикладной Лингвистики

Основные приемы работы со сказкой в сказкотерапии

Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды  повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи

Основные приемы работы со сказкой в сказкотерапии

Чтение детям сказок – это одна из составляющих полноценного воспитания, чем активно пользуется большинство родителей. Ребенок учится представлять в уме образы героев, что положительным образом сказывается на его фантазии и воображении.

Ценность сказок для психологической коррекции и комплексного развития личности трудно переоценить. В детских сказках всегда культивируется победа добра над злом, что способствует правильной расстановке приоритетов ребенка.

Сказки активно используют в работе с детьми дошкольного возраста как родители, так и воспитатели. Сказкотерапия для детей крайне популярна и востребована, при этом она позволяет в легкой ненавязчивой форме решить достаточно серьезные психологические проблемы ребенка.

144

Сказкотерапия – это не только проведенный вместе с ребенком отдых путем совместного чтения. Это, в первую очередь, очень важный инструмент в детской психологии, который помогает развитию гармоничной личности и решению индивидуальных проблем. В частности, этот метод психологической коррекции позволяет исправить нежелательное поведение, устранить страхи и комплексы.

Сказка учит правильно относиться к таким явлениям, как «добро» и «зло», на примере действующих лиц понять, к каким последствиям ведут те или иные поступки. Читая или слушая сказку, ребенок буквально «вживается» в сюжет. Он может сопоставлять себя не только с главным героем, но и другими персонажами. В сказках ведется логичное повествование, т.е. все события логичным образом вытекают друг из друга. Ребенок таким образом знакомится с причинно-следственными связями, которые есть в этом мире.

Сказкотерапия, как отдельное направление психотерапии, была впервые выделена Татьяной Зинкевич-Евстигнеевой. Она достаточно быстро набрала свою популярность не только среди родителей, но и дипломированных психотерапевтов. При этом сама Татьяна Зинкевич-Евстигнеева полагает, что сказкотерапию нельзя воспринимать просто как метод, потому что она представляет собой совокупность достижений педагогики, психологии, психотерапии и философии разных культур.

120

Психологи давно заметили, что сказки в детском возрасте позволяют решить проблему, а также уменьшить внутреннюю боль. Основная задача сказкотерапии – это развитие всесторонней личности ребенка, а также решение его психологических проблем.

Суть такой терапии заключается в преодолении имеющихся страхов и тревожности, а также исправлении негативных черт характера ребенка. Плюс сказок в том, что они понятны для детей, поэтому такой метод психологической коррекции оказывается крайне эффективным.

Использование сказкотерапии позволяет:

  • сблизить родителей и ребенка, благодаря совместному времяпрепровождению за чтением сказок;
  • открыть для ребенка новые и интересные факты;
  • избавиться от многих детских страхов: боязнь темноты, замкнутого пространства и т.д.;
  • выбирать правильные решения в сложной жизненной ситуации;
  • активизировать защитные механизмы психики;
  • воспитать правильные черты характера;
  • избавить ребенка от имеющихся комплексов;
  • сформировать правильный план на дальнейшее будущее и т.д.

Применение данного метода актуально в детской психологии, педагогике и логопедии. Сказки позволяют развить фантазию, творческое мышление и воображение, повысить самооценку ребенка, сформировать у него правильные ценности и моральные установки.

Логопеды с помощью применения сказкотерапии могут:

  • развивать звуковую и смысловую стороны речи ребенка;
  • обогащать и активизировать словарь; 
  • формировать лексико-грамматический строй речи;
  • развивать связную устную речь: умения участвовать в диалоге, слушать другого, рассказывать и пересказывать;
  • работать над пониманием значений многих пословиц, поговорок, фразеологических оборотов, присутствующих в сказках; 
  • развивать образное мышление и воображение.

332

Младший детский возраст – это наиболее подходящий период для использования сказкотерапии. Данный метод может применяться с двух лет, когда уже можно использовать простые сказки, которые позволяют успокоить ребенка, устранить истерику и т.д.

Уже с трех лет можно активнее использовать данный метод, комбинируя его с другими способами психологической коррекции.

Основные направления сказкотерапии

Можно выделить несколько основных направлений сказкотерапии:

  • Передача опыта. Через сказку можно делиться с ребенком своими знаниями и жизненным опытом, не поучая его.
  • Помощь в различных ситуациях. Через сюжет и главных действующих лиц сказки можно проанализировать их поступки, рассмотреть разные варианты поведения, а также подумать о том, к чему приведет тот или иной поступок.
  • Развитие памяти, воображения и мышления. Родитель или воспитатель не только читает сказку ребенку, но и предлагает ему ответить на определенные вопросы, объяснить поступки героев (Правильно ли они поступили или нет? Как бы ты поступил в этой ситуации?).
  • Коррекция поведения. Ребенок анализирует поведение героев сказки, оценивает себе через призму сказочного сюжета, свои положительные и отрицательные стороны, а также пытается понять, как исправить имеющиеся у себя негативные качества.
  • Профилактика. Всегда лучше предотвратить психологическую проблему, чем заниматься ее коррекцией, поэтому сказки подходят для этого как нельзя лучше.

Сказки позволяют бороться с различными фобиями, воспитывать в ребенке необходимые для нормальной жизни навыки. Он учится преодолевать жизненные трудности, при этом в нем развивается индивидуальность. Дополнительный плюс сказкотерапии в том, что она доступна даже людям без профессионального педагогического образования. Это значит, что родители сами могут заниматься со своими детьми в домашних условиях.

471

Среди основных вопросов дошкольной педагогики остается поиск новых форм и методов обучения, которые помогали бы развивать речь у детей. К сожалению, проблема речевого развития остается очень актуальной в современном обществе, что является следствием снижения общей культуры и других факторов.

Сказкотерапия – это эффективное средство работы с дошкольниками, которые имеют различные нарушения речи. При использовании этого метода в речевом развитии создается коммуникативная направленность каждого слова и высказывания ребенка. 

Помимо этого, сказкотерапия позволяет достичь следующих результатов:

  • совершенствование лексико-грамматических средств языка;
  • развитие диалогической и монологической речи;
  • совершенствование звуковой стороны речи; 
  • обогащение эмоционально-чувственной сферы.

Важно понимать, что у каждого типа сказки есть своя возрастная аудитория. Сказкотерапия используется и для взрослых, но именно в детском возрасте этот метод оказывается наиболее эффективным.

В этом возрасте большинство детей испытывают сильную привязанность к родителям. Ребенок в этом возрасте может испытывать испуг, если рядом находится посторонний человек, а на улице его могут пугать звуки проезжающего транспорта и т.д.

Многие дети испытывают стресс, посещая детский сад. Важно избавить детей от этого эмоционального напряжения, используя соответствующие возрасту ребенка сказки. Как правило, в 3-5 лет детям более понятны сказки про животных, а также про взаимодействие людей и животных.
Хорошо помогает в этот период сказка «Зайчик в детском саду», которая предназначена для детей дошкольного возраста. Основной эффект – это формирование позитивного настроя на посещение детского сада.

Основные приемы работы со сказкой в сказкотерапии

После 5 лет дети ассоциируют себя преимущественно с человеческими персонажами из сказок: принцами, солдатами, царевнами и т.д.

В этот возрастной период у детей встречаются самые различные страхи. В частности, многие дети боятся темноты. Помочь избавиться от этой фобии помогут различные сказки, вроде «В темной норе» и «Почему Сережа не боится засыпать сам?».

7-10 лет

Этот период, когда ребенок уже пошел в школу и, как следствие этого, у него наблюдается сильная тревожность и обеспокоенность, связанная с учебным процессом. В частности, ребенок может бояться отвечать у доски, испытывать страх перед порицанием учителя, бояться сделать что-то не так и т.д. Иными словами, у него появляются страхи, которых он не испытывал ранее. Поработать с этой проблемой поможет сказка «Я боюсь сделать что-то не так!».

185

Существуют различные методики сказкотерапии, актуальность использования которых напрямую зависит от возраста ребенка и имеющейся у него проблемы. Существует несколько основных способов сказкотерапии, о которых мы и поговорим.

Составление сказки

Существует большое количество терапевтических сказок, которые можно разделить на несколько видов: художественные, дидактические, медитативные, психотерапевтические и психокоррекционные.

Можно воспользоваться ими, либо сочинить сказку самостоятельно – это очень хороший вариант, потому что именно родители знают своего ребенка на все 100%. В сказку можно привнести больше элементов из их семейной жизни, поэтому ребенку будет проще соотнести себя с главным героем сказки.

Можно включить ребенка в этот процесс – так вы сможете выслушать его и понять то, что именно его волнует. Это позволяет понять, какая сфера внутреннего мира ребенка нуждается в коррекции и развитии. Ребенок, который сам участвует в сочинении сказки, использует свое воображение по полной программе, что способствует развитию его творческого мышления.

Рисование сказки

При помощи красок, карандашей, пластилина или глины можно выразить собственные эмоции по поводу услышанной сказки.

Другой вариант – ребенок сам рисует любой сказочный сюжет, либо рисует иллюстрации к какой-нибудь сказке или определенному моменту.

302

Ребенок совместно со взрослым проводит инсценировку сказки, используя различные игрушки и куклы. Это помогает глубоко вжиться в определенный образ, обогатить свой эмоциональный и поведенческий опыт.

Другой вариант – это кукольный спектакль. Такие постановки развивают речь, мелкую моторику и коммуникативные навыки. В ходе кукольного спектакля, ребенок может испытывать те эмоции и чувства, которые оказываются подавлены в реальной жизни, либо недоступны ему по каким-либо причинам.

184

Техника проведения занятия по сказкотерапии предполагает присутствие следующих элементов:

  1. Погружение. Важно создать подходящую обстановку, которая способствует созданию необходимого настроя.
  2. Знакомство с текстом. Сказку может рассказывать мама или педагог. Допустимо прослушивание аудиозаписи, где сказку рассказывает диктор.
  3. Обсуждение. Разговор с ребенком предполагает анализ прочитанного. Ребенок рассказывает, как он оценивает те или иные поступки героев, а также анализирует, что именно стало их следствием.
  4. Арт-терапия. Ребенок может нарисовать главного героя сказочного сюжета, либо какую-нибудь иллюстрацию по определенной сцене из сказки.
  5. Выход. Чтобы «выйти из сказки» и оказаться в реальном мире, ребенок закрывает глаза и считает вслух до трех.
  6. Итог. Взрослый выясняет, какие именно выводы возникли у ребенка после прочитанного. Важно слушать именно его мнение, а не навязывать свое понимание.

Сказкотерапия активно используется в ДОУ в работе с детьми, потому что это достаточно мягкий метод психотерапии. Один из плюсов заключается в том, что занятия можно проводить дома, но здесь важно серьезно подойти к выбору подходящего материала. Если такой возможности нет, то можно сочинить сказку самостоятельно или вместе с ребенком.

Сказкотерапия направлена на увеличение словарного запаса ребенка, развитие творческого мышления, воображения, а также повышение детской самооценки.

Основные приемы работы со сказкой в сказкотерапии

1

Первый слайд презентации: Выпускная квалификационная работа (выпускная работа бакалавра) Сказкотерапия как средство снижения уровня страха у детей старшего дошкольного возраста

Автор: Азарова Юлия Сергеевна студентка 4 курс 43 группы Научный руководитель: кандидат психологических наук Пахомова Юлия Львовна

Выпускная квалификационная работа (выпускная работа бакалавра) Сказкотерапия как средство снижения уровня страха у детей старшего дошкольного возраста.

Изображение слайда

2

Слайд 2: Актуальность В последние годы, как свидетельствуют специальные экспериментальные исследования, наиболее распространёнными явлениями являются страхи у детей. Страх является наиболее опасной из всех эмоцией. Одним из эффективных методов работы с детьми, испытывающими те или иные эмоциональные и поведенческие затруднения, является сказкотерапия

Актуальность В последние годы, как свидетельствуют специальные экспериментальные исследования, наиболее распространёнными явлениями являются страхи у детей.

Изображение слайда

3

Слайд 3: Цель: на основе теоретического анализа разработать и апробировать серию сказкотерапевтических занятий, направленных на снижение количества страхов у детей старшего дошкольного возраста. Объект исследования : страхи детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования : сказкотерапия как средство снижения страхов у детей старшего дошкольного возраста

Цель: на основе теоретического анализа разработать и апробировать серию сказкотерапевтических занятий, направленных на снижение количества страхов у детей

Изображение слайда

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Провести диагностику страхов у старших дошкольников 3. Разработать и апробировать комплекс занятий по снижению возрастных страхов у детей старшего дошкольного возраста.
4. Результаты эмпирического исследования по снижению уровня страхов у детей старшего дошкольного возраста посредством сказкотерапии, разработать практические рекомендации
.

Задачи:

Изображение слайда

5

Слайд 5: Гипотеза: мы предполагаем, что использование приемов сказкотерапии в работе с детскими страхами способствуют снижению уровня у детей старшего дошкольного возраста Методы — Комплекс общенаучных методов построения теории (анализ, обобщение, классификация); -Эмпирические методы (проективные методы); -Методы обработки данных (качественный и количественный анализ, статистическая обработка данных)

Гипотеза: мы предполагаем, что использование приемов сказкотерапии в работе с детскими страхами способствуют снижению уровня у детей старшего дошкольного

Изображение слайда

6

Слайд 6: Страх – это эмоциональное состояние, отражающее защитную биологическую реакцию человека при переживании им мнимой или реальной опасности для его здоровья или благополучия

СКАЗКОТЕРАПИЯ- ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД ВОЗДЕЙСТВИЯ,ЦЕЛЬЮ КОТОРОГО ЯВЛЯЕТСЯ КОРРЕКЦИЯ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ И ПОМОЩЬ В РЕШЕНИИ ЛИЧНОСТНО-ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ С ПОМОЩЬЮ СКАЗОК.
Основные задачи сказкотерапии: активизация творческого начала; создание условий для развития творческого воображения; формирование позитивного отношения к своему «Я»; снижение уровня тревожности и агрессивности; развитие умения преодолевать трудности и страхи; формирование навыков конструктивного выражения эмоций

Страх – это эмоциональное состояние, отражающее защитную биологическую реакцию человека при переживании им мнимой или реальной опасности для его здоровья или

Изображение слайда

Цели и задачи сказкотерапии:
-активизация в ребенке творческого, созидающего начала, раскрытие глубин собственного внутреннего мира, развитие его самосознания;
-создание условий для развития творческого воображения, оригинальности мышления;
-стимулирование творческого самовыражения;
-формирование позитивного отношения ребенка к своему «Я»;
-снижение уровня тревожности и агрессивности у детей.
-развитие умения преодолевать трудности и страхи;
-выявление и поддержка творческих способностей;

Выпускная квалификационная работа (выпускная работа бакалавра) Сказкотерапия

Изображение слайда

Приёмы сказкотерапии
. Анализ сказки
Сказочные задачи
Рассказывание сказок
Сочинение сказок
Переписывание сказки
Постановка (разыгрывание) сказок
Сказочное рисование

Выпускная квалификационная работа (выпускная работа бакалавра) Сказкотерапия

Изображение слайда


.
Эмпирическое исследование проводились на базе МДОУ «Никулинский детский сад»,были задействованы 20 детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
Методика А.И. Захарова и М.А Панфиловой «Страхи в домиках»
предназначена для диагностики страхов у детей
Методика А.И.Захарова «Нарисуй свой страх» использовалась для
содержательного анализа ведущего страха детей

Выпускная квалификационная работа (выпускная работа бакалавра) Сказкотерапия

Изображение слайда

10

Слайд 10: Возрастные нормы (по А. И. Захарову

Возраст (лет)
Мальчики
Девочки
3
9
7
4
7
9
5
8
11
6
9
11
7 (дошкольники)
9
12
7 (школьники)
6
9
8
6
9
9
7
10
10
7
10
11
8
11
12
7
8
13
8
9
14
6
9
15
6
7

Возрастные нормы (по А. И. Захарову

Изображение слайда

11

Слайд 11: Задачи формирующего этапа

— снижение страхов и эмоционально-отрицательных переживаний;
— создание условий для преодоления страхов у детей;
— формирование навыков выражения эмоционального настроения;
— совершенствование путей преодоления страхов выражения чувства
страха;

Задачи формирующего этапа

Изображение слайда

12

Слайд 12: Рис. 3 Оценка уровня выраженности страха по методике А.И. Захарова

Рис. 3 Оценка уровня выраженности страха по методике А.И. Захарова

Изображение слайда

13

Слайд 13: Количество страхов, которым подвержен ребёнок по методике «Страхи в домиках» А.И. Захарова, М.А. Панфиловой

Количество страхов, которым подвержен ребёнок по методике «Страхи в домиках» А.И. Захарова, М.А. Панфиловой

Изображение слайда

14

Слайд 14: Страхи в домиках» А.И. Захарова, М.А. Панфиловой контрольный этап

«Страхи в домиках» А.И. Захарова, М.А. Панфиловой контрольный этап

Изображение слайда

15

Слайд 15: Процентное соотношение количества страхов

Процентное соотношение количества страхов

Изображение слайда

16

Слайд 16: Результаты по методике уровня выраженности страха по методике А.И. Захарова «Нарисуй свой страх»

Результат: t Эмп  = 3.7
Критические значения
t Кр
p≤0.05
p≤0.01
2.09
2.86

Результаты по методике уровня выраженности страха по методике А.И. Захарова «Нарисуй свой страх»

Изображение слайда

17

Последний слайд презентации: Выпускная квалификационная работа (выпускная работа бакалавра) Сказкотерапия: :

Практические рекомендации
— выбирать сказки, отвечающие проблемам ребенка, содержать замещающее действие,
чтобы ребёнок научился по-новому подходить к решению проблемы например,
для детей испытывающим медицинские страхи подходит сказка «Айболит»;
— анализировать прочитанные сказки, предоставлять возможность детям высказаться
и быть услышанными;
— сочинять сказки — на основе страхов детей, с помощью сказочных героев,
способный исправлять неадекватное поведение;
— сочинение сказок в команде тоже имеет положительный эффект,
каждый ребенок при этом выбирает для сказки такой конец,
который наиболее соответствует его внутреннему состоянию;
разыгрывать сказки — важный компонент в сказкотерапии:
— игры-инсценировки знакомых сказок, сказочные этюды,
формируют у детей навыки выражения эмоционального состояния,
способствуют развитию смелости и преодолению страхов.

:

Изображение слайда

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 22 апреля 2021; проверки требуют 4 правки.

Сказкотерапия — это направление практической психологии, метод, использующий сказку для решения задач в области воспитания, образования, коррекции поведения, профилактики психологических отклонений, психологической и психотерапевтической помощи и др.[1][2][3]

История[править | править код]

Источниками концепции сказкотерапии стали работы Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, исследования и опыт Б. Беттельхейма, терапия историями Р. Гарднера, работы Э. Фромма, Э. Берна, идеи К. Г. Юнга и М.-Л. фон Франц, позитивная терапия притчами и историями Н. Пезешкяна, исследования детской субкультуры М. Осориной, работы В. Проппа, идеи Е. Романовой, психотерапевтические сказки и идеи А. Гнездилова, опыт А. Захарова[4].

Первой книгой, написанной специально для детских психологов и воспитателей детских садов, использующих метод сказкотерапии, был сборник сказок Натальи Юрьевны Риттиной «В нашем лесу», изданный в 2016 году[5][источник не указан 187 дней].[6]

Историю сказкотерапии как школы практической психологии, объединяющей в своём содержании элементы искусства, фантазии, особую специфику культурного контекста взаимодействия с личностью, следует начинать с 90-х годов XX века. Однако если рассматривать её именно как метод активного воздействия на личность, то её история будет иметь гораздо более древние корни[7].

Согласно исследованиям Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой, в становлении сказкотерапии можно выделить этап спонтанного сложения и передачи историй, этап научного анализа метафорического материала и этап использования сказки как техники психолого-педагогической работы[8]. Доработав данную схему, О. И. Каяшева выделила в истории сказкотерапии как метода четыре основных этапа:

  • этап устного народного творчества;
  • этап собирания и исследования сказок и мифов;
  • этап применения сказкотерапии как психотехники;
  • этап комплексной сказкотерапии[9].

Способы и приёмы[править | править код]

Вачков И. В. выделил 24 способа и приёма работы со сказкой[10]. Вот некоторые из них:

  • Чтение и последующее обсуждение сказок.
  • Рассказывание сказки.
  • Характеристика героев с формулированием своего отношения.
  • Включение в сказку персонажа другой сказки.
  • Рисование иллюстраций к сказке.
  • Рассказывание сказки наоборот.
  • Суд над персонажем.
  • Создание сказки по имеющейся модели.

Особенности[править | править код]

Сказкотерапия помогает в реабилитации детей с нарушением слуха, в частности, при проведении логоритмики после кохлеарной имплантации[11].

Несмотря на востребованность данного метода, его нельзя применять при острых психотических состояниях, высоком риске развития судорожного синдрома, значительных поражениях головного мозга, декомпенсации соматической патологии[12].

Примечания[править | править код]

  1. Белозерова А. А. Социальная реабилитация подростков девиантного поведения средствами сказкотерапии //Проблемы и перспективы развития России: Молодёжный взгляд в будущее. — 2018. я С. 34-38.
  2. Култышева О. М., Кулашкина Р. А. Сказкотерапия в работе с взрослыми (на материале «Сказок для детей изрядного возраста» М. Е. Салтыкова-Щедрина и «Сказочек не совсем для детей» Л. Н. Андреева) // Нижневартовский филологический вестник. 2017. — № 2. — с. 41-46.
  3. Салимова А. Ш. Сказкотерапия и её функции // Вестник науки. 2019. Т. 3. — № 2 (11). — с. 34—37.
  4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. — СПб.: Златоуст, 1998. — 352 с.
  5. Риттина Наталья Юрьевна. В нашем лесу. 2-е издание. — М.: УП «ПРИНТ», 2017. — 124 с. — ISBN 978-5-91487-095-6.
  6. Елена Царева. Любовь к жизни, добру и гармонии. О сказках Натальи Риттиной // ВеликороссЪ : журнал. — 2021. — Ноябрь (№ 151).
  7. Кузьмин Д. А. Сказкотерапия как метод культурно-психологического воздействия на личность: история и эволюция // Вестник МГУКИ. 2015. № 5 (67).
  8. Основы сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. — СПб. : Речь, 2010. — 172 с.
  9. Каяшева О. И. Библиотерапия и сказкотерапия в психологической практике. — Самара : Бахрах-М, 2012. — 286 с.
  10. Вачков И. В. Введение в сказкотерапию, или Избушка, избушка, повернись ко мне передом… — М.: Генезис, 2011. — 288 с.
  11. Султанова Г. М., Смакова А. С., Истакеева А. А. Использование сказкотерапии на занятиях логоритмики с детьми после кохлеарной имплантации // Kazakh Journal of Physical Medicine & Rehabilitation. 2019. — № 3 (28). — с. 80.
  12. Халезова Н. Б., Исаева Е. Р., Киссин М. Я. Психотерапия в клинической практике. — СПб.: Издательство СПбГМУ, 2010. — 45 с.

Литература[править | править код]

  • Бесчастная Е. И. Сказкотерапия как метод развития личности и коррекции поведения социально неблагополучных детей // Воспитание школьников. — 2009. — № 9. — С. 50-54.
  • Вачков И. В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. — М.: Ось-89, 2007.
  • Гнездилов А. В. Пути пилигримов: терапевтические сказки. — СПб.: Речь, 2005. — 223 с.
  • Кулинцова И. Прогоним детские страхи // Дошкольное воспитание. — 2007. — № 4. — С. 24-31.
  • Купченко В. Е. Тренинг развития эмпатии у подростков средствами сказкотерапии / В. Е. Купченко, Н. Н. Терехова // Психология и школа. — 2009. — № 4. — С. 33-51.
  • Практика сказкотерапии / Под ред. Н. А. Сакович. — СПб.: Речь, 2004.— 224 с.
  • Соколов Д. Ю. Сказки и сказкотерапия, а ещё Лунные дорожки, или приключения принца Эно / Дмитрий Соколов. — [4-е изд., испр. и доп.]. — М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2005. — 218 с.
  • Черняева С. А. Психотерапевтические сказки и игры. — СПб.: Речь, 2002.
Слайд 1

Сказкотерапия в работе педагога-психологаЯдрова Н.В., старший преподаватель филиала АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по

Текст слайда:

Сказкотерапия в работе педагога-психолога

Ядрова Н.В., старший преподаватель
филиала АО «НЦПК «Өрлеу»
ИПК ПР по Костанайской области»

Цель лекции: ознакомить слушателей с методом сказкотерапии, показать возможность работы со сказкой, ее привлекательность для развития личности.


Слайд 2

План лекции:Актуальность использования метода сказкотерапииПонятие сказкотерапии. Задачи и принципы сказкотерапииВозможности работы со сказкойТипология сказокПринципы

Текст слайда:

План лекции:

Актуальность использования метода сказкотерапии
Понятие сказкотерапии. Задачи и принципы сказкотерапии
Возможности работы со сказкой
Типология сказок
Принципы и приемы работы со сказками
Схема работы со сказкой
Рекомендации по написанию клиентской сказки


Слайд 3

Актуальность использования метода сказкотерапии в работе педагога-психологаК сказкам обращались в своем творчестве известные зарубежные

Текст слайда:

Актуальность использования метода сказкотерапии в работе педагога-психолога

К сказкам обращались в своем творчестве известные зарубежные и отечественные психологи: Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, А. Менегетти, М. Осорина, Е. Лисина, Е. Петрова, Р. Азовцева, Т. Зинкевич-Евстигнеева и т.д.
Тексты сказок вызывают интенсивный эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания, что дает особые возможности при коммуникации. Особенно это важно для коррекционной работы, когда необходимо в сложной эмоциональной обстановке создавать эффективную ситуацию общения.


Слайд 4

Чем привлекательны сказки для психологической, терапевтической и развивающей работы? Отсутствие в сказках прямых

Текст слайда:

Чем привлекательны сказки для психологической, терапевтической и развивающей работы?

Отсутствие в сказках прямых нравоучений, назиданий. События сказочной истории логичны, естественны, вытекают одно из другого, а ребенок усваивает причинно-следственные связи, существующие в мире.
Через образы сказки ребенок соприкасается с жизненным опытом многих поколений. В сказочных сюжетах встречаются ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни каждый человек: отделение от родителей; жизненный выбор; взаимопомощь; любовь; борьба добра со злом.
Победа добра в сказках обеспечивает ребенку психологическую защищенность: чтобы ни происходило в сказке — все заканчивается хорошо. Испытания, выпавшие на долю героев, помогают им стать умнее, добрее, сильнее, мудрее. Таким образом, ребенок усваивает, что все, что происходит в жизни человека, способствует его внутреннему росту.
Отсутствие заданности в имени главного героя и месте сказочного события. Главный герой — это собирательный образ, и ребенку легче идентифицировать себя с героем сказки и стать участником сказочных событий.
Ореол тайн и волшебства, интригующий сюжет, неожиданное превращение героев — все это позволяет слушателю активно воспринимать и усваивать информацию, содержащуюся в сказках.


Слайд 5

Понятие сказкотерапииСказкотерапия – это терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявляться потенциальные

Текст слайда:

Понятие сказкотерапии

Сказкотерапия – это терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявляться потенциальные части личности.
Сказкотерапия – это лечение сказками, т.е. совместное с клиентом открытие тех знаний, которые живут в Душе и являются в данный момент психотерапевтическими.
Сказкотерапия – это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем.
Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.
Сказкотерапия – это процесс объективизации проблемных ситуаций.
Сказкотерапия – процесс активизации ресурсов, потенциала личности.
Сказкотерапия – процесс улучшения внутренней природы и мира вокруг.


Слайд 6

Задачи сказкотерапии Выявление актуальной проблематики ребенка, подростка, взрослого, путем анализа эмоционального состояния при

Текст слайда:

Задачи сказкотерапии

Выявление актуальной проблематики ребенка, подростка, взрослого, путем анализа эмоционального состояния при рассказывании, оговорок, интонационных акцентов, стиля и смысла изложения.
Развитие фантазии и воображения.
Развитие умения выражать свои мысли.
Развитие памяти и внимания.
Развитие способности слушать другого, следить за ходом его мыслей и умения пристраивать свои мысли и фантазии в контекст повествования.
Сплочение группы.
Развитие способности к децентрированию. Умение встать на место другого, посмотреть на мир с разных сторон (даже глазами неодушевленных в обыкновенной жизни предметов)


Слайд 7

Возможности работы со сказкой Использование сказки как метафоры. Текст и образы сказок вызывают

Текст слайда:

Возможности работы со сказкой

Использование сказки как метафоры. Текст и образы сказок вызывают свободные ассоциации, которые касаются личной жизни клиента, и затем эти метафоры и ассоциации могут быть обсуждены.
Рисование по мотивам сказки. Свободные ассоциации проявляются в рисунке, и дальше возможен анализ полученного графического материала.
Обсуждение поведения и мотивов действий персонажа, что служит поводом к обсуждению ценностей поведения человека, выявляет систему оценок человека в категориях: хорошо — плохо.
Проигрывание эпизодов сказки. Проигрывание эпизодов дает возможность ребенку или взрослому почувствовать некоторые эмоционально значимые ситуации и проиграть эмоции.
Использование сказки как притчи-нравоучения. Подсказка с помощью метафоры варианта разрешения ситуации.
Творческая работа по мотивам сказки (дописывание, переписывание, работа со сказкой).


Слайд 8

Типология сказок

Текст слайда:

Типология сказок


Слайд 9

Терапевтические сказкиДидактические сказки – это сказки, которые придумывают педагоги для создания положительной мотивации к

Текст слайда:

Терапевтические сказки

Дидактические сказки – это сказки, которые придумывают педагоги для создания положительной мотивации к учебному процессу.
Психотерапевтические сказки – это сказки, помогающие в процессе осмысления жизненного пути.
Медитативные сказки – для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания лучших моделей взаимоотношений, развития личностных потенциалов. Медитация – полное погружение в какой-либо процесс. Когда мы что-то увлеченно делаем – рисуем, сочиняем, играем, — это можно назвать медитацией.
Психокоррекционные сказки – это сказки, сочиняемые психологами, психотерапевтами, психиатрами, педагогами и родителями.


Слайд 10

Принципы работы со сказками

Текст слайда:

Принципы работы со сказками


Слайд 11

Основные приемы работы со сказкой Анализ сказок. Цель - осознание, интерпретация того, что

Текст слайда:

Основные приемы работы со сказкой

Анализ сказок. Цель — осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, конструкцией сюжета, поведением героев.
Рассказывание сказок. Прием помогает проработать такие моменты, как развитие фантазии, воображения, способности к децентрированию.
Переписывание сказок. Переписывание и дописывание авторских и народных сказок имеет смысл тогда, когда ребенку, подростку или взрослому чем-то не нравится сюжет, некоторый поворот событий, ситуаций, конец сказки и т.д.
Постановка сказок с помощью кукол. Работая с куклой, ребенок видит, что каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы.
Сочинение сказок. В каждой волшебной сказке есть определенные закономерности развития сюжета.


Слайд 12

Схема размышления над сказкой и ее обсуждение

Текст слайда:

Схема размышления над сказкой и ее обсуждение


Слайд 15

Схема работы со сказкой (для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста) Предварительное

Текст слайда:

Схема работы со сказкой (для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста)

Предварительное сочинение сказки взрослым (ребенку о ней не сообщается!).
Ребенку предлагается завязка сказки, в которой обозначаются основные участвующие в ней персонажи и исходный конфликт.
Ребенок рисует исходную ситуацию, причем время рисования не ограничивается.
После рисунка осуществляется драматизация. Ребенок выбирает себе и взрослому роль (роли), совместно с ним организовывается обстановка, обозначается «география»действия и т.д.
После обыгрывания фрагмента ребенок рисует кульминационный и итоговый моменты сказочного сюжета (в пределах отыгранного) и намечает дальнейшие события.


Слайд 16

Рекомендации по написанию ребенком (взрослым) сказки Т. Зинкевич-Евстигнеева

Текст слайда:

Рекомендации по написанию ребенком (взрослым) сказки

Т. Зинкевич-Евстигнеева советует проводить сессию по написанию клиентской сказки в три этапа:

Замедление. Это творческое действие, связанное с успокоением и настройкой на дальнейший процесс написания сказки. На этом этапе ребенку (взрослому) можно предложить нарисовать рисунок (слепить скульптуру, сделать аппликацию или коллаж)
Написание сказки. Ребенку, взрослому предлагается написать сказку. Если он испытывает затруднения, то его можно подтолкнуть к началу использовав, материал первого этапа.
Прочтение сказки, завершение. Важным событием в этой сессии будет момент, когда ребенок прочтет психологу свою сказку. Это важное событие, как для ребенка, взрослого так и для психолога. Психологу, после прочтения сказки, важно спросить, о чем для него эта сказка, понравилась она ему или нет.

Клиентская сказка может быть использована для множества терапевтических целей, которые в целом можно разделить на три группы: психодиагностические, психокоррекционные, прогностические.


  • Основная проблема рассказа фотография на которой меня нет
  • Основная тема сказки премудрый пескарь салтыков щедрин о чем
  • Основная мысль сказки три толстяка
  • Основная мысль сказки кубок
  • Основная мысль сказки лиса и заяц