Основные направления итогового сочинения 2022

Итоговое сочинения является допуском выпускника к егэ. нужно получить за него зачт. уже известны направления итогового сочинения 2022. внимательно изучим

Основные направления итогового сочинения 2022

Итоговое сочинения является допуском выпускника к ЕГЭ. Нужно получить за него зачёт.

Уже известны направления итогового сочинения 2022. Внимательно изучим их, вспомним свою читательскую полку, чтобы начать подготовку к этому мероприятию, намеченному на 1 декабря 2021 года.

Как известно, чтобы разворачивать собственное рассуждение в соответствии с поставленной задачей (не менее 250 слов), писать грамотно, самостоятельно, экспромтом (темы заранее не известны), нужно уметь доказывать позицию, формулировать аргументы, подкреплять их примерами из опубликованных литературных произведений, логично выстраивать соотношение между тезисом и доказательствами, создавать сочинение в отведенное время (не более 4 часов).

Это задача не одного месяца подготовки. За 3 месяца (сентябрь, октябрь и ноябрь) можно лишь освежить в памяти сюжеты и образы известных книг, прочитать сравнительно короткие новеллы, рассказы. Но на данный момент важно понимать, какому принципу следовать и что включить в свой круг чтения.

И ещё одно важное замечание: даны самые общие направления, конкретные темы выпускники традиционно узнают уже перед началом сочинения.

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека.

Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.

Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.

Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.

В направлении два ключевых слова «путешествующий», «дорога». Почему человек отправляется в путешествие? По своей воле или по необходимости? Как долго и где он странствует? Что и кого встречает на своём пути? Как меняется? Кого из литературных героев можно назвать путниками, странниками, путешественниками?

Вспоминается классика:

Поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» (семь мужиков отправились в путь, бросив свои дома и забыв о будничных заботах, в поисках сáмого счастливого.

В романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» отправилась на ярмарку невест на возках в Москву из провинции Татьяна Ларина, а Онегин отправился в путешествие, чтобы забыть о дуэли с Ленским.

Рассказчик радищевского «Путешествия из Петербурга в Москву» преодолевает дорогу между столицами, когда ещё не было железных дорог. Главы в этой книге соответствуют «станциям», остановкам, которые делал повествователь после дневного переезда на лошадях.

Отправляется за славой и карьерой из провинции Гасконь в Париж небогатый дворянин д’Артаньян (А. Дюма, «Три мушкетёра»).

Также едет испытать судьбу русский дворянин Пётр Гринёв (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»).

Приезжают из-за границы Владимир Ленский (А.С. Пушкин «Евгений Онегин») и Александр Андреевич Чацкий (пьеса А.С. Грибоедова «Горе от ума»).

Странствует по югу России и Кавказу поручик Печорин (М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»).

А уж за поездками Чичикова Павла Ивановича к помещикам и его жизнью в городе N мы всласть наблюдаем в поэме
Н.В. Гоголя «Мёртвые души».

С книгой И.А. Гончарова «Фрегат «Паллада»» можно идти в кругосветку и оказаться в Японии.

Свой путь испытаний и выбора проходят и Наташа Ростова, и Андрей Болконский, и Пьер Безухов в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

Вместе с путником становимся слушателями Макара Чудры, старухи Изергиль (рассказы М. Горького).

С героем поэмы А.Т. Твардовского «Василий Тёркин», весельчаком и балагуром, проходим дорогами войны.

Вот классика, изученная на уроках литературы в школе. Но разве других книг не вспомним, кроме программных произведений? А надо бы!

Ясон с аргонавтами (Мифы Древней Греции), Одиссей (Гомер «Одиссея»), Гулливер («Путешествия Гулливера» Дж. Свифта), Робинзон Крузо («Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего 28 лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки близ устьев реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого весь экипаж корабля кроме него погиб, с изложением его неожиданного освобождения пиратами; написанные им самим» Даниэля Дэфо), Жак Паганель («Дети капитана Гранта» Жюля Верна), Филиас Фогг («Вокруг света за 80 дней» Жюля Верна), «Одиссея капитана Блада» Рафаэля Сабатини, Зебулон Стамп («Всадник без головы» Майн Рида), «Следопыт» Фенимора Купера, «Капитан Сорви-голова» Луи Буссенара, «Остров Сокровищ» Р.-Л. Стивенсон, «Повелитель мух» У. Голдинг, «Земля Санникова» В. Обручев...

2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с её плодами.

Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.

Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.

Н.Г. Чернышевский «Что делать?», М.А. Булгаков «Собачье сердце», «Роковые яйца», «Мастер и Маргарита», «Мы» Е.И. Замятина, В. Распутин «Прощание с Матёрой», «Часодеи» Натальи Щерба, Г.Уэллс «Война миров», «Человек-невидимка», Ж. Верн «Таинственный остров», «Двадцать тысяч лье под водой», «Пятнадцатилетний капитан», «О дивный новый мир» О. Хаксли, «1984», «Скотский двор» Дж. Оруэлла, Р. Брэдбери «Зелёное утро», «И грянул гром», «451 градус по Фаренгейту».

3. Преступление и наказание — вечная тема.

Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.

Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.

Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 года.

А.С. Пушкин «Дубровский», М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», Н.В. Гоголь «Тарас Бульба», «Шинель», «Мёртвые души», И.С. Тургенев «Муму», А.Н. Островский «Гроза», Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда», М. Булгаков «Мастер и Маргарита», «Ночь после выпуска» В. Тендряков, Эдгар По «Сердце-обличитель», «Портрет Дориана Грея» Оскар Уайльд, «Матео Фальконе» Проспер Мериме, «Убить пересмешника» Харпер Ли.

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.

Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.

В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.

Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и учёных.

Трудно посоветовать.

Рассказы и повести: «Девочка и море» М.А. Дудина, «Школьный альбом» Ю. Нагибина, «Первокурсница» Виктория Ледерман, «Разноцветный снег» Наталии Волковой, «Первая работа» Юлии Кузнецовой, «Дарвин» Евгения Гришковца, «Три твоих имени» Дины Сабитовой.

кольный альбом
Подробнее на livelib.ru:
https://www.livelib.ru/author/114142/top-yurij-nagibin

Школьный альбом
Подробнее на livelib.ru:
https://www.livelib.ru/author/114142/top-yurij-nagibin

5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.

Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н.А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 года. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.

Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.

При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.

В 2021 году будет отмечаться 200-летие со дня рождения Н.А. Некрасова (10 декабря) и Ф.М. Достоевского (11 ноября), с произведениями которых связаны направления тем сочинения в этом году.

Д.И. Фонвизин «Недоросль», Н.В. Гоголь «Ревизор», И.А. Гончаров «Обломов», М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города», Н.С. «Левша», А.П. Чехов «Человек в футляре», М.А. «Тихий Дон», В. Маяковский «Прозаседавшиеся», «Пара гнедых» и «Хлеб для собаки» В. Тендряков.

Итоговое сочинение 2021/2022: материалы к консультации

В первую очередь при подготовке необходимо изучить официальные
критерии оценки работ.

1. Критерии допуска к проверке и оценивания по шкале
зачёта/незачёта – рамки жанра.

К проверке по критериям
оценивания допускаются итоговые сочинения, соответствующие базовым требованиям:

Требование № 1. «Объем
итогового сочинения»

Рекомендуемое количество
слов – от 350.

Максимальное количество
слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов
подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется
«незачет» …

Требование № 2.
«Самостоятельность написания итогового сочинения»

Итоговое сочинение
выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов
сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста.
Понятно, что небольшие цитаты, пословицы могут подкреплять рассуждение и не
оцениваться как плагиат.

Итоговое
сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям:

1.    
«Соответствие теме»;

2.    
«Аргументация. Привлечение литературного
материала»;

3.    
«Композиция и логика рассуждения»;

4.    
«Качество письменной речи»;

5.    
«Грамотность».

Критерии № 1 и № 2
являются основными. Они показывают общее содержательное соответствие работы
ожиданиям Рособрнадзора.

Для получения зачета за
итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2
(выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к
«незачету» за работу в целом), а также дополнительно зачет по одному из других
критериев (в сумме 3-5 критериев должны получить положительную оценку эксперта).

Критерий № 1
«Соответствие теме»

«Незачет» ставится только в случае, если
сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели
высказывания, то есть коммуникативного замысла. Во всех остальных случаях
выставляется «зачет».

Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение
литературного материала»

 «Незачет» ставится при условии, если
сочинение написано без привлечения литературного материала или в нем
существенно искажено содержание произведения
, или литературные произведения
лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для аргументации. Во всех остальных
случаях выставляется «зачет».

Критерий № 3 «Композиция и логика
рассуждения»

 «Незачет» ставится при условии, если
грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует
тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 4 «Качество письменной речи»

 «Незачет» ставится при
условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно
затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях

выставляется «зачет».

Критерий
№ 5 «Грамотность»

 «Незачет»
ставится при условии, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок:
грамматических, орфографических, пунктуационных.

Направления
этого года

1.    
Человек путешествующий

2.    
Цивилизация и технологии

3.    
Преступление и наказание

4.    
Книга (музыка, спектакль, фильм) — про
меня

5.    
Кому на Руси жить хорошо? – вопрос
гражданина

На
сайтах появилось много материалов с вариантами тем по направлениям. Все они
носят гипотетический характер. Темы часто формулируются в форме достаточно
широкого вопроса.

Перечень литературы (названия и авторы, достаточно опереться в
рассуждениях на 1 – 2 произведения) и темы для тренировки.

Имеет смысл при подготовке обратиться к биографиям великих ученых:
Ломоносова, Менделеева, Павлова и др., а также к истории культуры.

    
Многие программные произведения дают материал для раздумий по всем
направлениям, кроме второго. Особое внимание следует обратить на «Капитанскую
дочку» Пушкина и на «Войну и мир» Толстого.

1.
Человек путешествующий

  
Скрытым эпиграфом, направляющим на размышления по темам этого направления,
можно считать максиму Есенина «…каждый в мире странник»: предполагается
путешествие и в прямом, и в расширительном смысле, как жизненный путь.

    
А.С.Пушкин. Капитанская дочка.

          И.А.Бунин.
Господин из Сан-Франциско.

    
Прием «путешествия» позволяет автору широко показать действительность
(«Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева, «Мертвые души» Н.В.Гоголя, «Кому
на Руси жить хорошо» Некрасова, «За далью – даль» Твардовского), а — в
аллегорическом плане показать нравственные и социальные проблемы («Повесть о
том, как один мужик двух генералов прокормил» Салтыкова-Щедрина).

   
 Путешествие раскрывает герою мир – Печорину в «Герое нашего времени», пушкинскому
Гриневу и т.д.

2.
Цивилизация и технологии

  
Двоякое значение научных открытий, ответственность ученых. Связь бытового
комфорта и душевного оскудения. Прогресс не отменяет этические требования, а
усиливает их.

  
Большой материал в фантастической литературе, в антиутопиях. Из небольших
произведений можно обратить внимание на следующие:

    
М.Булгаков. Собачье сердце.

 
   Ж.Верн. Опыт доктора Окса.

    
Г.Слезар /Слизар/ День экзамена.

          Л.Андреев.
Город. /Проблема психологических и социальных последствий урбанизации/

3.
Преступление и наказание

   
Помимо романа Достоевского, можно привлечь в качестве опоры для рассуждений
коллизии из «Капитанской дочки» Пушкина

И
преступление, и наказание можно понимать расширительно, переживаемые героем (и
вместе с ним читателем) на внутреннем плане: преступление перед самим
собой, душевные муки
и т.д. В качестве примеров здесь не только герои
«Мёртвых душ» и «Ревизора» Гоголя, но и Обломов из одноименного романа
Гончарова.

  
В качестве фонового или даже основного аргумента можно привлечь материал
детективных рассказов и романов.

 4.
Книга (музыка, спектакль, фильм) про меня

Очень
широко сформулированное направление, соответственно, возможны и неожиданные
темы.

  
Ключевой момент «про меня» — речь о тех произведениях, которые повлияли на
внутренний мир конкретного читателя, отождествившего себя в какой-то момент с
героем.

  
Нужно обратить внимание на те произведения, которые давно и хорошо
знакомы одиннадцатикласснику, особенно если он знаком с их интерпретациями,
созданными мастерами других видов искусства.

Сюда
вполне можно отнести:

1.     Л.Н. Толстой. «Война и мир»

2.      Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание». 

3.      А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»

4.      И.С. Тургенев. «Отцы и дети»

Из
зарубежной литературы – «Маленький принц» Сент-Экзюпери, произведения
А.Дюма-отца, Ч.Диккенса и других известных авторов.

5.    
Кому на Руси жить хорошо? – вопрос
гражданина

Следует сосредоточиться
на положительных примерах людей, которые своим трудом, общественной активностью
спасают людей вокруг себя, способствуют развитию общества. Жизнеописания
выдающихся людей, в том числе писателей, дают для этого большой материал.

Дискуссии о том, как
улучшить жизнь народа, описаны не только в эпопее Некрасова, но и в «Отцах и
детях» Тургенева, в «Войне и мире» Толстого, в «Доме с мезонином» Чехова,
перекликаясь между собой и вызывая отклик у современного читателя.

             1.  А.И.Куприн. «Чудесный доктор»

   2.  А.И.
Солженицын. «Матрёнин двор»

   3.  М.Е.Салтыков-Щедрин.
Сказки.

При
выборе темы руководствуйтесь не абстрактным интересом, а наработанным
материалом, наличием у вас идей. Есть ли у вас ответ на вопрос? Есть ли
позиция, которую вы можете доказать в работе? При этом вы вправе развернуть
сложное высказывание, диалектически раскрывая вопрос.

Сочинение-рассуждение
обычно пишется по следующему алгоритму:

 (вступление) —   тезис  — довод 1  — довод
2 …= вывод, заключение

В начале сочинения
пишется вступление. Это может быть 1-3 предложения. Затем переходная фраза
вроде: «Попробуем в этом разобраться», «Я неоднократно размышлял над подобными
вопросами, и могу сказать следующее» и т.п.

Тезис – это
основная мысль, которую вы беретесь объяснить, раскрыть, доказать. Это ответ на
вопрос темы сочинения.

Доводы – это
доказательства, аргументы, подкрепляющие вашу трактовку темы. Эта важная часть
работы.

Обычно каждый
довод выделяется в отдельный абзац, привлекается материал литературного
произведения. Не забудьте указать автора и название текста, показать
владение материалом (обратить внимание на один-два эпизода), подкрепить знанием
культурно-исторического контекста. Нельзя ограничиться общими рассуждениями и
оценками – вне конкретики они выглядят беспомощными.

Не стоит
разворачивать слишком объемные публицистические рассуждения на современном
интернетно-газетном материале. Об актуальности темы можно сказать кратко во
вступлении или в заключении.

После каждого
аргумента желательна суммирующая, итоговая фраза. Многие называют ее
микровыводом. Она показывает место аргумента в вашем рассуждении.

              После аргументов лучше
ещё раз повторить исходный тезис
(если он опровергается —  сформулировать
противоположный), указать, когда нужно, на неоднозначность решения проблемы.
Заключение должно перекликаться со вступлением, в нем обязательно содержится
итог рассуждения – ответ на поставленный вопрос.

Сначала следует
работать с черновиком, составить план, вспомнить имена героев, названия, цитаты.
Черновики не проверяются, поэтому бОльшую часть времени нужно уделить чистовому
варианту, завершив работу без нарушения логики рассуждения.

Проверьте свой
текст перед тем, как сдать работу.

Приложение в
помощь

1. Иван Сергеевич Тургенев.  Два
богача (стихотворение в прозе) — как материал для дополнительного аргумента.

Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных
своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на
призрение старых — я хвалю и умиляюсь.

Но, и хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом
крестьянском семействе, принявшем сироту-племянницу в свой разоренный домишко.

— Возьмем мы Катьку, — говорила баба, — последние
наши гроши на нее пойдут, — не на что будет соли добыть, похлебку
посолить…

— А мы ее… и не соленую, — ответил мужик, ее муж.

Далеко Ротшильду до этого мужика!

Первое испытание для 11-классников уже близко, а значит прямо сегодня стоит начать интенсивную подготовку к ГИА, узнав актуальные направления 2022 года и заготовив правильные аргументы к итоговому сочинению. Мы расскажем, какой должна быть хорошая работа и на что стоит обратить особое внимание, как на этапе подготовки так во время написания итогового сочинения в декабре 2021 года.

Основная информация

Итоговое сочинение в 2022 года станет допуском к ЕГЭ для всех 11-калссников, а значит это испытание тоже будет обязательным и для тех, кто планирует поступать в ВУЗы, и для школьников, которые хотят завершить сове образование.

Важно! Без оценки «зачет» по декабрьскому сочинению выпускник не будет допущен до ЕГЭ в 2022 году, а значит, не сможет получить аттестат.

Аргументы к итоговому сочинению в 2022 году | направления

В 2022 году 11-классники будут писать итоговое сочинение чуть раньше чем обычно – 01.12.21. В случае неудачи школьникам будет предложено еще 2 попытки – 02.02.22 и 04.05.22.

Также школьникам и их родителям стоит знать, что 11-классники, имеющие определенные проблемы со здоровьем, вместо итогового сочинения могу сдавать упрощенный вариант – изложение.

Тематические направления

В 2022 году заготавливать аргументы к итоговому сочинению стоит с учетом таких основных направлений:

Направления итогового сочинения 2022 года, как найти аргументы

Предлагаем разобраться более подробно в том, какую тему писать легче и как подобрать аргументы к разным направлениям итогового сочинения в 2022 года.

Тема №1 – «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»

Направление подталкивает к рассуждениям о дороге в разных вариантах понимания и восприятия – реальном пути, жизненном, воображаемом, достижении целей, литературных аналогиях.

Аргументы к итоговому сочинению 2022 года по данному направлению  можно искать в:

  • дорожных приключениях литературных героев;
  • тематике дорог в разных видах искусства;
  • дорогах в их символических значениях, духовном опыте, пути к поставленной цели;
  • путешествиях как способе познания действительности или внутреннего мира человека;
  • личном опыте путешествий.

Это одно из самых простых направлений. Если вам сложно аргументы к более глубокому по тематике декабрьскому сочинению 2022 года, смело выбирайте тематику дороги.

Больше о том, как писать сочинение о дороге и путешествиях, смотрите в подробном видео-разборе:

Тема №2 – «Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?»

Вторая тематика итогового сочинения 2022 года сложнее, ведь рассуждать придется о технологиях, их роли в становлении и развитии общества, а также опасностях, которые, так или иначе, таят в себе их плоды.

Если вы решитесь в 2021-2022 учебном году писать работу на эту тематику, стоит поискать аргументы к итоговому сочинению в таких направлениях, как:

  • экологические проблемы человечества;
  • технологические инновации и их опасность;
  • вызовы пандемии;
  • баланс технологий и духовных ценностей;
  • роль технологий в литературных произведениях.

Подробный разбор направления, а также список литературных произведений, в которых можно подобрать хорошие аргументы для сочинений, вы найдете в видео уроке:

Тема №3 – «Преступление и наказание — вечная тема»

Направление приурочено к 200-летнему юбилею Ф. М. Достоевского, который во всем мире будут отмечать в конце 2021 года. Естественно, что большинство 11-классников, выбирающих тематику бессмертного романа, рассчитывают в первую очередь опираться на его сюжетную линию. Но, тематика значительно более широка и педагоги рекомендуют в 2022 году привлекать к итоговому сочинению также аргументы из других, не менее актуальных произведений.

В описании направления, приведенном на сайте ФИПИ, экзаменуемым предлагается:

  • рассматривать основные понятия – закон, ответственность и раскаяние, совесть и стыд;
  • анализировать поступки с разных точек зрения – правовой и этической;
  • привлекать источники, в которых проблема рассматривается с различных сторон – юридической, социальной, психологической, философской.

На что стоит обратить особенное внимание, если вы приняли решение писать работу по направлению «Преступление и наказание», какими могут быть темы сочинений и какие произведения выбрать для аргументации, смотрите в обучающем видео:

Тема №4 – «Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня»

В данном направлении можно рассказать, какую роль в вашей жизни сыграло то или иное литературное или музыкальное произведение, театральная постановка или кино (художественное, документальное).

Педагоги рекомендуют рассказать с опорой на собственный опыт о влиянии искусства на становление личности, осмысление жизни, выбор собственного пути.

В качестве источников для аргументации для данного направления декабрьского сочинения 2022 года можно брать:

  • художественные тексты (в том числе и сценарии);
  • дневники и мемуары;
  • искусствоведческие труды критиков и различных ученых.

Подробнее про особенности сочинения на тему искусства смотрите в видео уроке:

Тема №5 – «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина»

Формулировка названия направления отсылает нас к бессмертной поэме Н. А. Некрасова. Выбор не случаен, ведь в конце 2021 года мир будет отмечать 200-летний юбилей великого писателя.

В зависимости от темы тут можно рассуждать о разном:

  • самом понятии «гражданин»;
  • личной ответственности человека;
  • общественной справедливости;
  • понятии счастья и его составляющих;
  • понятии долга;
  • взаимопомощи и взаимовыручке;
  • государственном устройстве и путях его совершенствования.

Помимо аргументов из литературных произведений, экзаменуемые могут привлекать и исторические факты, а также собственный опыт социально-значимой деятельности.

Онлайн-педагоги еще не успели снять подробный разбор для данного направления, поэтому предлагаем посмотреть видео, в котором представлены универсальные и что важно короткие произведения для аргументации сочинений по разным направлениям:

Структура сочинения

Итак, вы уже знаете, какими будут направления итогового сочинения на первом экзамене 2021-2022 года, а значит пора разобраться, какими должны быть аргументы и вообще сама структура работы.

План к итоговому сочинению 2022 года универсален и каких-либо весомых изменений в его пунктах не произошло:

  1. Вступление (Постановка проблемы).
  2. Основная часть (Комментарий и аргументация)
  3. Заключение (Вывод).

Клише

Шаг 1. В самом начале работы важно сформулировать тезис. На итоговом сочинении 2022 года в этом вам помогут готовые клише:

Аргументы и клише к итоговому сочинению 2022 - вступление

Шаг 2. Между вступлением и основной частью стоит сделать красивый переход. Вот фразы, которые помогут объединить две части вашего сочинения.

Аргументы и клише к итоговому сочинению 2022 - переход к основной части

Шаг 3. Формулируем тезис.

Аргументы и клише к итоговому сочинению 2022 - формулировка тезиса

Шаг 4. Далее привлекаем аргументы, используя выводные слова и красивые конструкции.

Основные направления итогового сочинения 2022

Шаг 5. Для формулировки позиции автора, рекомендуем использовать в сочинении 2022 года такие готовые клише:

Основные направления итогового сочинения 2022

Шаг 6. Заключение. Совет педагогов – старайтесь сделать финальный абзац не просто красивым, а и наполненным глубоким смыслом, опираясь на такие фразы-клише.

Аргументы и клише к итоговому сочинению 2022 - вывод

Заключение

Надеемся, что теперь вам будет значительно проще написать декабрьское сочинение в 2022 году, а советы педагогов подскажут, как подобрать аргументы к темам и написать красивый и грамотный текст.

Предлагаем также посмотреть видео урок о том, как быстро научиться писать сочинения, ведь дата экзамена приближается стремительно и времени на подготовку осталось очень мало.

Читайте также:

  • Изложение ОГЭ в 2022 году
  • ЕГЭ по русскому языку в 2022 году
  • ФИПИ ОГЭ 2022 года

Направление

Произведения

Аргумент

Человек
путешествующий: дорога в жизни человека
 (дорога реальная, воображаемая,
книжная)

А.С.Пушкин «Капитанская дочка»

Дорога Петра Гринёва – это постоянное
преодоление героем враждебных обстоятельств, это дорога формирования
личности, путь чести. Но это еще и метафора пути человека в эпоху
исторических потрясений…

И.А.Бунин «Господин из Сан-Франциско»

Путешествие человека с мёртвой душой –
единственно ради наслаждений. Смерть героя – логическое завершение этого
пути. Символично движение героя: туда (как человек, на верхней палубе
корабля) и обратно (как тело, в трюме)…

Л.Н.Толстой «Война и мир»

Путь исканий главных героев романа (Андрея и
Пьера) – это поиски себя и путь к простоте, добру и правде…

Цивилизация
и технологии – спасение, вызов или трагедия?
 (достижения и риски цивилизации,
надежды и страхи, с ней связанные)

С.Алексиевич «Чернобыльская молитва»

Человек, думая, что он всемогущ, выпустил
джина из бутылки… И случилась катастрофа, последствия которой необратимы.

Р.Брэдбери «И грянул гром»

Человек создал машину времени, но использует
для того, чтобы в прошлом охотиться на динозавров… А самонадеянность и эгоизм
человека (там, в прошлом) приводят к необратимым последствиям в настоящем
(«эффект бабочки»)

И.А.Гончаров «Обломов»

Противопоставление Обломова и Штольца – это не
только антитеза лени и деятельности, но и разных путей развития страны:
самобытного, основанного на традициях и европейского, основанного на
технологиях и достижениях цивилизации.

И.А.Бунин «Господин из Сан-Франциско»

Человек нового времени со старым сердцем…
Человек цивилизации создал гигантский корабль. Но название у этого корабля –
«Атлантида» и наблюдает за движением этого корабля Дьявол…

А.Платонов «В прекрасном и яростном мире»

Паровозы в 20-30 г.г.  ХХ в. – прорыв
человеческой мысли, символ начала эпохи машин. Но прекрасный и яростный мир
вокруг жесток, ему нет дела до человека. И только человечность мы можем
противопоставить силам природы…

Преступление
и Наказание – вечная тема
 (преступление и наказание как явление социальное и
нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние)

Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»

Трактовки произведения многочисленны, можно
посмотреть в любом источнике

Р.Брэдбери «И грянул гром»

Преступление: раздавить бабочку в доисторическом
прошлом. Наказание: изменилось настоящее

Р.Брэдбери «Наказание без преступления»

Не бывает обратимого преступления… Даже
сымитировав убийство жены, герой переступил черту. А государство бездушно.
Оно, как машина, наказывает неотвратимо.

А.Грин «Зеленая лампа»

Преступление: делать из людей игрушки.
Наказание: Стильтон разорен, морально раздавлен, физически искалечен. Его
оппонент, наоборот, через все невзгоды приходит к достижению своей цели…

М.Ю. Лермонтов «Песня про купца Калашникова»

Преступление: любовь к замужней женщине,
попытка совратить Алену Дмитриевну. Наказание: Кирибеевич сломлен и убит.

Преступление: Калашников убил Кирибеевича.
Наказание: похоронен «меж трех дорог».

Преступление: противостояние авторитарному
правителю (Ивану Васильевичу).

Наказание: казнь.

Н.В.Гоголь «Портрет»

Преступление: Чартков изменил себе, сделался
«модным художником». Деньги, слава – мало кто может устоять перед этими
соблазнами.

Наказание: смерть (сначала духовная, потом
физическая)

Книга
(музыка, спектакль, фильм) – про меня
 (высказывание о тексте, который
представляется личностно важным для 11-классника)

А.Грин «Зеленая лампа»

Джон Ив оказывается в безвыходных
обстоятельствах. Однако судьба даёт герою шанс, которым молодой человек смог воспользоваться.
Годы учебы и труда не прошли даром, он достиг своей цели…

О’Генри «Последний лист»

Две художницы приезжают в большой город, чтобы
найти себя и добиться жизненного успеха. Как непрост их путь, какие испытания
им выпали на долю… А пьяница Шелдон – в конце этого пути. Он думает, что еще
сможет написать свой шедевр. И написал – последний лист на каменной стене. Но
так он спас девушку от смерти. Правда, ценою собственной жизни…

Ю.М.Нагибин «Заброшенная дорога»

Дорога – метафора жизненного пути. И каждый
человек должен возделывать «свой сад». А еще – любая дорога проложена ради
чего-то. В известном фильме сказано: «Зачем эта дорога, если она не ведет к
храму?» все это понимает маленький мальчик, герой рассказа Нагибина. А
взрослый добавляет: только тогда можно осилить дорогу к другому человеку,
когда к другого конца пути этот кто-то движется к тебе…

Л.Н.Толстой «Война и мир»

Ш.Бронте «Джен Эйр»

Образы княжны Марьи и Джен Эйр – это образы
самоотверженных, гордых девушек с чувством собственного достоинства и любовью
в сердце….

Н.В.Гоголь «Шинель»

В какой-то мере, целеустремленности Башмачкина
при достижении цели – новой шинели – можно позавидовать. Только вряд ли вещь
может быть достойной жизненной целью.

Кому
на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина
 (социальные пороки и
общественная справедливость, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей
совершенствования общества и государства)

Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо?»

НИКОМУ (В общем-то)

Н.С.Лесков «Левша»

Левша с его патриотической мыслью о том, как
нужно чистить ружья, не нужен своему отечеству…

Н.Е.Салтыков-Щедрин «Как один мужик двух
генералов прокормил»

Мужик, спасший двух генералов от голодной
смерти, получил «рюмку водки да пятак серебра»

Н.В.Гоголь «Шинель»

Тема маленького человека

Н.Г.Чернышевский «Что делать?»

Социалистическая утопия с буржуазным оттенком
– как путь совершенствования общества и государства?

Список направлений тем итогового сочинения 2022

    1. Человек путешествующий
    2. Цивилизация и технологии
    3. Преступление и Наказание
    4. Книга (музыка, спектакль, фильм)
    5. Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина     

Полезные ссылки

    • Всё про итоговое 2022
    • Все темы для итогового 2022
    • Литература для итогового 2022
    • Аргументы для сочинения 2022
    • Реальные темы прошлого года 2021

    О темах, направлениях и комментариях на 2022-2022 год (кликайте для деталей)

        1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека (дорога реальная, воображаемая, книжная).
        2. Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия? (достижения и риски цивилизации, надежды и страхи, с ней связанные).
        3. Преступление и Наказание – вечная тема (преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние).
        4. Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня (высказывание о тексте, который представляется личностно важным для одиннадцатиклассника).
        5. Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина (социальные пороки и общественная справедливость, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства).

    Официальные комментарии по направлениям итогового сочинения 2022

    Человек путешествующий: дорога в жизни человека (дорога реальная, воображаемая, книжная).

    Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.

    Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.

    Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.

    Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

    Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.

    Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.

    Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.

    Преступление и наказание — вечная тема.

    Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.

    Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.

    Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.

    Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.

    Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.

    В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.

    Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.

    Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.

    Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.

    Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.

    При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.

    Рекомендации по подготовке ко всем направлениям

    Ожидаем…

    Важное примечание про итоговое 2022

    Сами темы сочинений становятся известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена. Результатом итогового сочинения (изложения) может быть «зачет» или «незачет». К сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена допускают только выпускников, получивших «зачет».

    Сочинение оценивается по двум требованиям (объем и самостоятельность) и пяти критериям («Соответствие теме»; «Аргументация. Привлечение литературного материала»; «Композиция и логика рассуждения»; «Качество письменной речи»; «Грамотность»).

    Для получения оценки «зачет» необходимо иметь положительный результат по двум требованиям и трем критериям («зачет» по критериям № 1 и № 2 — в обязательном порядке, а также «зачет» по одному из других критериев).

  1. Основные мотивы лирики бальмонта сочинение
  2. Основные критерии итогового сочинения
  3. Основные герои сказки спящая царевна
  4. Основные герои сказки о царе салтане
  5. Основные виды русских народных сказок