Основные герои сказки спящая царевна

Автор андрей измаилов на чтение 7 мин. просмотров 1 опубликовано 06.06.2021 биография писателя жуковский в. а. родился 29 января 1783

На чтение 7 мин. Просмотров 1 Опубликовано

Биография писателя

Жуковский В. А. родился 29 января 1783 года. Он является рожденным вне закона сыном турчанки, которая была ранее в плену, и богатого помещика А. И. Бунина. Выходить в печать, как писатель, он начал довольно рано — еще в 14 лет у него был дебют со стихотворением «Мысли о гробнице». Крестный отец Василия дал свою фамилию, он усыновил мальчика по желанию помещика Бунина.

Будущий поэт получил отличное образование: в 18 лет он окончил университетский пансион в Москве. Его восхитительную балладу «Людмила» он написал в 1808 году, потом вышло еще много отличных стихотворений, а в 1809 было написано произведение «Марьина роща». Жуковский в 1831 году выпускает свой вариант развития событий о спящей царевне, а Пушкин в 1833 пишет стихотворение на ту же тему.

Оптимистическое пророчество доброй волшебницы

Вот такое пожелание сделала малютке злая колдунья. Но девочке повезло, ведь до этого только 10 чародеек успели предречь ей все самое доброе, а одиннадцатая еще не произнесла волшебных слов. Чтобы сгладить заклятье ведьмы, последняя из приглашенных сказала, что девочка не умрет, а заснет на 300 лет. По истечении этого срока злые чары развеются, и царевна будет жить счастливо до глубокой старости. Все это написал в стихах в своем произведении Жуковский (“Спящая царевна”). Главные герои повествования – это не только царь, царица, царевна и две волшебницы, о других читатель узнает чуть позже.

Краткое содержание

Царь Матвей жил со своей царицей в полном согласии и любви. И лишь одно печалило супругов – не было у них детей, о которых они давно мечтали. Однажды царица сидела у ручья, и горько плакала над своей судьбой. Ее плач услышал рак, который утешил ее и пообещал, что вскоре она родит красавицу-дочь. Как оказалось, рак, «конечно, был пророк; Что сказал – сбылося в срок: Дочь царица родила».

Девочка родилась такой хорошенькой, что невозможно было описать словами. На радостях царь Матвей устроил богатый пир, куда пригласил всех знатных особ своего царства. Кроме того, на торжество были приглашены одиннадцать чародеек, но «двенадцатой одной, Хромоногой, старой, злой, Царь на праздник не позвал». Разумный царь Матвей поступил так не специально. У него было всего двенадцать драгоценных блюд. Когда же стали готовиться к пиру, выяснилось, что одно блюдо было кем-то украдено. Царю пришлось выбрать одну чародейку, которой нужно было отказать в приглашении, и ее оказалась старая злая ведьма.

На пиру приглашенные чародейки «Пили, ели, а потом, Хлебосольного царя За прием благодаря, Стали дочь его дарить». Они наградили новорожденную царевну красотой, тихим, благонравным нравом, долгой и счастливой жизнью в окружении любящих людей. Все десять чародеек произнесли свои пожелания. Последняя из них, одиннадцатая, не успела и слова молвить, как во дворце появилась старая ведьма. Она была очень обижена на царя Матвея за то, что не пригласил ее на пир. Желая ему побольнее отомстить, старуха прокляла царевну, напророчив ей смерть от веретена «на шестнадцатом году». Однако последняя чародейка смогла смягчить страшное наказание – «Будет то не смерть, а сон; Триста лет продлится он; Срок назначенный пройдет, И царевна оживет».

Опечаленный царь Матвей отдал приказ – запретить во всем царстве-государстве сеять лен и прясть пряжу, а все веретена уничтожить. Годы пролетели очень быстро, и, когда царевне минуло пятнадцать лет, она решила осмотреть дворец. Девушка взобралась по винтовой лестнице в высокую башню, и у видела там старушку, которая пряла пряжу. Женщина «молча подала В руки ей веретено; Та взяла, и вмиг оно Укололо руку ей». В тот же миг царевна погрузилась в глубокий сон, а вместе с ней и все обитатели дворца: царь с царицей, их верные слуги, стражники, и даже лошади, собаки и мухи. Спустя время «покрыл окрестность бор; Из терновника забор Дикий бор тот окружил; Он навек загородил К дому царскому пути».

Местные жители стали избегать дремучий, темный лес. Туда не забегали звери и не залетали птицы, а даже ветер не гнал в ту сторону легкие облака. Очень быстро все позабыли о дворце, но в народе сохранилось предание о спящей царевне, которую способен разбудить лишь поцелуй любящего юноши. За все триста лет было много смельчаков, желавших разбудить прекрасную царевну. Они «Даже бились об заклад И ходили – но назад Не пришел никто».

Читайте также:  Читать онлайн “Максимка” автора Станюкович Константин Михайлович – RuLit – Страница 1

Как-то раз в тех краях охотился царский сын. Он узнал о старинном предании и решил непременно отыскать красавицу-царевну. Едва царевич подошел к зарослях возле замка, как те сами расступились перед ним. Оказавшись во дворце, он увидел принцессу, которая была так прекрасна, что царевич никак не мог на нее наглядеться. Он «души не удержал И ее поцеловал».

Царевна проснулась, а вслед за ней пробудился от долго сна и весь дворец – «словно дня Не прошло с тех пор, как в сон Весь тот край был погружен». Родители были очень рады видеть свою дочь живой и невредимой. Они дали согласие царевичу, и вскоре в замке играла шумная пышная свадьба прекрасной царевны и царевича.

Главные герои

В Европе широко популярна классическая сказка братьев Гримм, которая повествует о царевне, уснувшей на 100 лет после того, как ее прокляла злая ведьма, обиженная на королевскую семью. Василий Жуковский переработал это произведение и написал легкий для понимания рассказ, дополнив его другими интересными образами.

Если книга братьев Гримм предназначена для подростков и взрослых, то «Спящую царевну» Жуковского читают даже маленьким детям. Создание произведения заняло у автора всего несколько недель. Сегодня сказка включена в школьную программу, её читают в младших классах, по ней пишут сочинения и составляют читательские дневники. Главные герои:

  • молодая царевна;
  • царь и царица;
  • феи;
  • старушка;
  • отважный принц.

Автор кратко дает описание и характеристику главных героев сказки, что позволяет читателю поближе познакомиться с ними. Доброго царя и царицу любит весь народ, государство процветает, а по случаю рождения дочки они закатывают пир, который и определил дальнейшую судьбу каждого из них.

Прочитав краткий пересказ «Спящей царевны», можно узнать интересный сюжет и подготовиться к школьным заданиям по этому произведению.

“Спящая царевна”, Жуковский, завязка произведения

Начинается поэтический рассказ со знакомства читателя с царем Матвеем и его женой, царицей. Прожили они вместе много лет, все было прекрасно, но одно омрачало их союз – не было в семье детей.

И вот однажды пошла грустная царица к ручью, села на его зеленые берега и принялась горько плакать. Но слезы ее не остались безответными, молодую женщину пожалел рак и приполз к ней. Он сказал, чтобы та не печалилась, в эту ночь она забеременеет, а через положенное время родит дочь.

На такую прекрасную весть ответила царица благодарностью, но тот уже исчез. Оказывается, рак был пророком, и его предсказания сбылись. Вот на такой позитивной ноте начинается сказка, а соответственно и ее краткое содержание. “Спящая царевна” (Жуковский В. А.) продолжается радостным событием – у знатных особ родилась прекрасная малютка. Дальнейшее повествование у двух великих поэтов – Пушкина и Жуковского – разнится. В первом случае мать умерла при родах, во втором – нет. Василий Андреевич рассказывает, что счастливые родители решили позвать на пир волшебниц. Об этом прямо сейчас поведает краткое содержание. “Спящая царевна” (Жуковский В. А.) – прекрасное произведение, которое будет интересно не только детям, но и взрослым. Итак, малютка была так прекрасна, что даже сложно описать, насколько. И вот в честь рождения красавицы к ней прибыли чародейки.

Основные персонажи сказки

Главные герои:

  • Царевна – при родах Царица умерла. У царевны через год появилась мачеха. Девушка выросла удивительно красивой, умной, хозяйственной, умелой и доброй девушкой. Мать ненавидит её за красоту.
  • Королевич Елисей – жених царевны. Узнав о её пропаже отправляется на поиски. Он умён, красив, смел, настойчив и целеустремлён.
  • Мачеха, жена Царя — вторая жена царя, она ревнива, хитра, завистлива. Красива, но имеет тяжёлый характер. Хочет сжить царевну со свету.

Другие персонажи:

  • 7 богатырей – молодцы-красавцы, в чей терем забредает царевна. Они принимают её, как родную сестру. Однажды вернувшись с охоты, семь богатырей находят её мёртвой: оставляют в хрустальном гробу в скале.
  • Чернавка – служанка царицы. Она жалеет девушку и, отведя в лес, не привязывает к дереву, а отпускает. Своей госпоже говорит, что сделала всё, как приказано.

Традиционно яркими и глубокими образами наделяет Пушкин главных героев “Сказки о мёртвой царевне”. Они интересны и понятны даже самым маленьким читателям, а сюжет прост для восприятия.

Царевна и её мачеха

Прочитав сказку Пушкина о мёртвой царевне, можно выделить двух главных героев, определяющих композиционную целостность произведения. Этими сказочными персонажами является молодая царевна, олицетворяющая добро, и её мачеха — антагонист, стоящий на стороне зла.

О новой жене царя сказано, что она была самой красивой женщиной в мире. Скорее всего, именно это качество послужило главным критерием выбора монарха. Однако психологический портрет царицы не столь впечатляет. В нём преобладают следующие черты:

  • своенравие;
  • гордость;
  • ревность.

В сказке нет описания отношений мачехи с падчерицей или царём, лишь с чернавкой. Больше всего она любит разговаривать с волшебным зеркальцем, упиваясь своей красотой и превосходством: в этом заключается её смысл жизни. Неудивительно, что известие о перещеголявшей её молодой царевне приводит мачеху в неописуемый гнев.

Требуется принимать решительные меры, иначе жизнь царицы будет разрушена. Единственным выходом становится убийство юной девушки. Проявив коварство, злая мачеха всё-таки добивается поставленной цели и радуется. Отрицательный характер персонажа проявляется во всей красе. Но торжество зла длится недолго. Чудесным образом царевна воскресает из мёртвых и встречается со своей убийцей. Мачеха не может вынести столь сильного потрясения и умирает от тоски.

Читатель не имеет представления о детстве царевны. Она росла тихомолком и вдруг расцвела. Сразу же после этого девушка становится жертвой своей завистливой мачехи. Тут читатель проникается к бедной девушке хорошими чувствами. Чернавка любит свою жертву и не может причинить ей зла. Дальнейшее описание поступков героини раскрывает всё больше положительных качеств.

Царевна является идеальным положительным персонажем. Её внешний облик прекрасен, а поведение — выше всех похвал. Это завораживает и заставляет окружающих персонажей хорошо к ней относится. Семеро богатырей называют себя братьями девушки и защищают её от всех опасностей.

Казалось бы, ей ничего не угрожает. Но коварная мачеха нашла хитрый способ устранить конкурентку. Она играет на добрых чувствах и отравляет девушку. Такой поворот событий накаляет страсти и усиливает эффект от последующего хеппи-энда.

«Сказка о мертвой царевне» очень краткое содержание

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне» краткое содержание для читательского дневника:

У царя растет красавица-дочь. Мачеха считается самой красивой женщиной царства, о чем ей постоянно говорит волшебное зеркало, но, когда царевна подрастает, зеркало сообщает, что царевна красивее.

Мачеха, завидуя, приказывает служанке оставить девушку в лесу на съедение волкам, но служанка жалеет госпожу и не связывает ее. Царевна находит дом богатырей и живет с ними. Царица приходит к ней в образе старухи и дает отравленное яблоко.

Царевна засыпает мертвым сном. Елисей находит девушку и пробуждает. Они женятся, а царица умирает от злости.

Вывод:

Зависть, ненависть, гнев и злоба не дают ничего, кроме зла. Каждый человек имеет столько прекрасного в жизни, не нужно смотреть на других и сравнивать, жизнь коротка, намного разумнее — наслаждаться моментом и радоваться тому, что имеешь.

Сказка Пушкина о царевне и семи богатырях по сюжету едва ли не точь-в-точь похожа на сказку Белоснежка братьев Гримм. Написанная в стихах, она рассказывает о царице, которая родила прекрасную дочь, но вскоре умерла, а царь женился вновь и у девочки появилась мачеха. Та всё время спрашивала своё волшебное зеркальце “Свет мой, зеркальце! скажи, да всю правду доложи: я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?” и однажды зеркальце ответило, что это не так… Итак, Сказка Пушкина о Царевне и Семи Богатырях — читайте на нашем сайте.

Краткое содержание

Повествование начинается со сцены прощания царя, отправляющегося в дальний путь, со своей супругой. Царица долгое время сидит у окна, смотрит вдаль и ждёт своего мужа.

План основных событий сказки:

  • Пока муж отсутствует, царица рожает ему дочь.
  • Царь возвращается, но в тот же день его супруга, ставшая матерью, умирает.
  • Монарх долго скорбит, но всё же женится на своенравной и гордой девушке, обладающей привлекательной внешностью и довольно сложным характером. Среди приданого оказывается волшебное зеркало, умеющее разговаривать. Новоявленная царица любит смотреться в него и спрашивать о своей красоте. Ответ всегда один — «Ты на свете всех милее».
  • Между тем маленькая царевна растёт, расцветает и превращается в прекрасную девушку. К ней сватается королевич Елисей. Готовится свадьба.
  • Царица внезапно узнаёт от волшебного зеркала, что она уже не самая милая: её переплюнула молодая царевна. Подчинившись чувству зависти, мачеха решает убить падчерицу. Для этого она приказывает служанке отвести девушку в глухой лес и оставить привязанной к дереву. Но та проявляет сострадание и отпускает царевну.
  • Пропажи хватились, и царевич Елисей отправился на поиски своей невесты.
  • Блуждая по лесу, юная царевна находит пустую избу и укрывается в ней. Это дом, в котором живут семь богатырей.
  • Вернувшись, хозяева обнаруживают гостю и разрешают жить вместе с ними.
  • Злая мачеха узнаёт, что её конкурентка жива, и посылает к ней служанку с отравленным яблоком.
  • Девушка съедает кусочек яблока и умирает. Богатыри хоронят её в хрустальном гробу, подвешенном на цепях в тёмной пещере.
  • Елисей странствует в поисках своей невесты, но, к сожалению, не находит ее. Он обращается к солнцу и месяцу, но они ничего не знают. Ветер рассказывает, что царевна находится в хрустальном гробу. Царевич отправляется к ней.
  • Войдя в пещеру, королевич в отчаянии ударяет по гробу. Тот разбивается, девица оживает. Влюблённые возвращаются в царский дворец.
  • Царица вновь разговаривает с зеркальцем и узнаёт, что её падчерица жива. В гневе она разбивает волшебный предмет, выбегает в дверь, сталкивается с молодой конкуренткой и умирает на месте.

Сказка завершается счастливым концом. Молодые люди венчаются, играют свадьбу, а все люди, включая рассказчика, гуляют на пышном пиру.

Короткий пересказ «Сказка о мертвой царевне»

Краткое содержание сказки Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях»:

Царь поехал на войну, защищать свое государство от неприятелей. Царица осталась ждать мужа дома. Она очень тосковала по своему любимому, от окна не отходила. Все ждала. В одну из ночей у нее рождается дочь. Вскоре воротился царь, а государыня умерла. Тяжело пришлось супругу, любил он очень жену. Потужил государь, да и женился во второй раз.

Вторая супруга была редкой красавицей, но по характеру злой. У нее было зеркальце, у которого она все время справлялась о своей красоте. Однажды, задав привычный вопрос, царица получила неприятный ответ. Зеркало сказало, что прекраснее ее падчерица, девушка самая красивая на свете. Царица пришла в бешенство и решила извести приемную дочь.

Приказала государыня служанке отвести девушку в лес и привязать к дереву, чтобы ту съели волки. Служанка была доброй, к тому же она хорошо относилась к царской дочери, а новую государыню не любила. Прислужница, просто оставила падчерицу в чаще, не привязывая.

Царевна блуждала по лесу и увидела дом, она зашла туда, навела порядок и приготовила обед. А в этом тереме жили семь богатырей. Они вернулись с охоты, порадовались царевне и предложили ей остаться у них на правах сестры. Они предлагали ей выйти за одного из них замуж, но царевна не могла, у нее был суженый.

Тем временем, королевич Елисей, жених царевны поспешил на ее поиски. Царица же опять спросила у зеркала, кто красивее на свете, и узнала, что падчерица выжила. Государыня переоделась в старческие лохмотья и нашла царевну. Она угостила девушку яблоком с ядом, и та умерла. Богатыри, увидев свою сестрицу мертвой, похоронили ее в гробу из хрусталя.

Елисей долго разыскивает любимую, он спрашивает у солнца, месяца об ее местонахождении. Лишь ветер указал королевичу правильный путь. Елисей нашел хрустальный гроб, поцеловал невесту, а она ожила. Вернулись молодые домой, свадьбу сыграли, а злая мачеха померла от досады.

Сказка учит доброте. В любом случае, зло, остается наказанным.

Это интересно: сказочная поэма Жуковского «Спящая царевна» впервые опубликована в 1831 году. Эта история известна всем, благодаря сказкам братьев Гримм, а также мультфильму от знаменитой американской студии, однако краткое содержание сказки «Спящая царевна» для читательского дневника — версия Жуковского несколько отличается.

Популярные сегодня пересказы

  • Летучий корабль — краткое содержание сказки
    У старика со старухой было три сына: двое старших умные, а младший дурак. К умным сыновьям родители всегда хорошо относились, мать давала им чистые рубашки. А третий сын все время сидел на печи
  • Краткое содержание Рассказа отца Алексея Тургенева
    История про старика Алексея. Благодаря диалогу выясняются чувства священника которой серьезные психологические проявления. Автор является частным аудитором поместья своей тети, где он встречает местных священников
  • Краткое содержание романа Жизнь господина де Мольера Булгакова
    На жизнь и творчества Булгакова большое влияние оказало творчество Жана Батиста Поклена, и Булгаков посвятил ему книгу.
  • Критика чистого разума — краткое содержание книги Канта
    Данное произведение относится к ключевым работам, которые входят в число философии. Все идеи, которые выдвигает философ касаются теории познания. Автор ставит перед собой задачу, он хочет познать и понять ценности

Сюжет сказки «Сказка о мертвой царевне» Пушкин

«Сказка о мертвой царевне» Пушкин краткое содержание произведения:

Знакомясь с творчеством А.С. Пушкина восхищаешься его талантом. Отдельного внимания заслуживают сказки в стихотворной форме. Оторваться от чтения невозможно. Сюжет настолько захватывает, что кажется будто все происходит на самом деле.

Начинается произведение с того, как царица ждёт мужа, сидя у окна и смотря на снег. В ночь под рождество у неё рождается дочь, и в то же время возвращается царь. Царица умирает, а царь долгое время остаётся в печали. Проходит время, и царь снова женится. Молодая царица вздорная и злая красавица.

Лишь с царем она ласкова. Целый день молодая царица только прихорашивается да смотрит в зеркало. Тем временем подрастает дочка царя. Красавица с кротким нравом и доброй душой всем по сердцу.

Есть у царевны и жених королевич Елисей. Молодая царица завидует красоте царской дочки и решает её погубить. Приказывает отвести царевну в лес, привязать к дереву и оставить там на съедение волкам. Царевну в лес обманом заманили, да пожалели, связывать не стали, а просто оставили в чаще.

Вернувшись доложили царице что приказ её исполнен. А царевна бродила по лесу и вышла к терему. В тереме никого не было, она прибралась, приготовила еды, и уставшая уснула.

В том тереме жили семь братьев. Вернувшись с охоты и увидев порядок в доме, они удивились, а познакомившись с гостьей предложили ей пожить у них. Тем временем царица, спросив у зеркала о своей красоте узнает о том, что царевна жива. Разозлившись решает она сама убить красавицу царевну. Переодевшись в старуху угощает царскую дочку отравленным яблоком. Царевна, откусив кусочек, засыпает мертвым сном.

Вернувшиеся богатыри находят царевну бездыханной. Соорудив для красавицы хрустальный гроб, братья относят его с телом царевны в пещеру, где, подвесив его на цепях, прощаются с названой сестрой.

Но жених царевны ищет свою любимую. Много времени Елисей в пути, у всех он спрашивает о своей царевне. И наконец ветер подсказывает ему где найти гроб с телом красавицы. Елисей, желая проститься навсегда с любимой целует её, и царевна просыпается.

Вернувшись домой, в дверях царевна встречается с мачехой, и та от злости умирает. Отгоревав траур по царице, Елисей и царевна женятся. Все заканчивается богатым свадебным пиром.

Заключение:

«Сказка о мертвой царевне» А. С. Пушкина оставит в сердце след у каждого читателя. Добро всегда побеждает. Нужно всегда верить в хорошее и никогда не сдаваться. Хорошим людям всегда судьба подарит счастье.

( 3 оценки, среднее 4.67 из 5 )

— Проверка домашнего задания.

«Снегурочка» — немецкая народная сказка

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина.

Сходство

1. Смерть матери, жизнь с мачехой-царицей

2. Соперничество в красоте.

3. Говорящее зеркальце.

4. Царица отправляет царевну в лес, чтобы убить, но та
остается жива.

5. Царица пытается убить ее сама и наконец при помощи
отравленного яблока ей это удается.

6. Дело было зимой.

7. Захоронение в хрустальном гробу.

8. Царевны белы, чернобровы

9. Царевен спасают царевичи.

10. Злые царицы умирают в конце сказки

11. Семь карликов и семь богатырей.

12. Царь женится через год.

Различия.

Егерь

Чернавка

У царевны был жених – царевич Елисей.

Царевич спасает случайно (кусок отравленного яблока
выскочил, когда гроб пошатнулся)

Царевич целует царевну.

Карлики

Богатыри

Сильная шнуровка, ядовитый гребень и яблоко

Только яблоко.

Злую царицу убивают

Злая царица умирает от «тоски».

Помощники: пес Соколко, солнце, месяц, ветер,

Злая царица разбивает зеркальце.

Проза

Стихотворная сказка 

— Сказка «Снегурочка» — народная
сказка, «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» написана не народом, а
определенным человеком – А.С.Пушкиным, и потому она – литературная.

— Сегодня мы с вами, работая над
сказкой Пушкина, попробуем назвать некоторые отличия литературной сказки от
фольклорной.

— Первое отличие я уже назвала.
Какое? (фольклорная сказка написана народом, литературная – писателем).

— Посмотрите, пожалуйста, нашу
таблицу в части «Различия» и скажите, с чем вы никогда не встречались, читая
фольклорные сказки? (сказка Пушкина – стихотворная).

— Свою сказку Пушкин написал в
его имении Болдино в ноябре 1833 года. В основу ее легла запись русской
народной сказки, сделанная поэтом еще в Михайловском.

Сейчас я вас познакомлю с
содержанием этой записи, а вы, слушая, подумайте, чем отличается народная
сказка от пушкинской? (народная сказка носит более мрачный характер. Царевна
оказывается способной поднести врагам сонных капель; она не такая кроткая и
светлая, как у Пушкина. Мотив соперничества в красоте мачехи и царевны в
народной сказке почти не дан.)

«Царевна заблудилась в лесу. Находит дом пустой – убирает его.
Двенадцать братьев приезжают. «Ах, — говорят, — тут был кто-то: али мужчина,
али женщина; коли мужчина, будь нам отец родной али брат названный; коли
женщина – будь нам мать али сестра…» Сии братья враждуют с другими двенадцатью
богатырями; уезжая, они оставляют сестре платок, сапог и шапку: «Если кровию
нальются, то не жди нас». – Приезжая назад, спят сном богатырским. Первый раз –
двенадцать дней, второй – двадцать четыре, третий – тридцать один. Противники
приезжают и пируют. Она подносит им сонных капель … и прочее. Мачеха ее приходит
в лес под видом нищенки – собаки ходят на цепях и не подпускают ее. Она дарит
царевне рубашку, которую та, надев, умирает. Братья хоронят ее в гробнице,
натянутой толстыми цепями к двум соснам. Царевич влюбляется … и проч.»

— Но ради чего Пушкин меняет
народную сказку? (предположения ребят)

— Создавая произведение,
писатель рисует свою модель мира. Выражается она и через систему образов
произведения. Давайте посмотрим, что получилось у ребят дома. Они должны были
схематично изобразить систему образов сказки Пушкина и определить, чему учит
эта сказка (Приложение 4).

— Итак, какой вывод мы можем
сделать?

Идея сказки А.С.Пушкина: 1)
внешняя красота не есть показатель душевной красоты; 2) если ты всех любишь, ко
всем с добром, то друзья тебя из гроба поднимут.

— В народных сказках основной
прием обрисовки героев – описание их поступков и взаимоотношений. Пушкин также
использует этот прием.

Возьмем один из ключевых
эпизодов: разговор с зеркальцем. Отметим все действия царицы.

Когда ее зеркальце хвалит:

И царица хохотать,

И плечами пожимать,

И подмигивать глазами,

И прищелкивать перстами,

И вертеться подбочась,

Гордо в зеркальце глядясь.

Когда же царица узнает, что она
не первая красавица, она предстает совершенно иной:

Как царица отпрыгнет,

Да как ручку замахнет,

Да по зеркальцу как хлопнет,

Каблучком-то как притопнет!…

Обратите внимание на те глаголы
движения, которыми поэт выразительно передает поведение своенравной мачехи.

— А как ведет себя царевна, ну,
например, при появлении в доме семи богатырей?

(«Все порядком убрала, засветила
богу свечку, затопила жарко печку», только после этого «На полати взобралась и
тихонько улеглась» и далее «Честь хозяям отдала, в пояс низко поклонилась,
закраснелась, извинилась», «от зеленого вина отрекалася она; пирожок лишь
разломила да кусочек прикусила»).

Мы видим, что характеры героинь
раскрываются в их поведении, в конкретных поступках, действиях.

— Этот прием у Пушкина
преобладающий, но не единственный. Он расширяет способы изображения сказочных
персонажей.

— Обратите, например,  внимание, как Пушкин изображает внешность
своих героинь и как показана внешность героев в народных сказках (в народных
сказках – «Красавица такая, что ни в сказке сказать, ни пером описать»). В
отличие от народных сказок Пушкин не только описывает внешность своих героев,
но и дополняет это описание характеристикой «нрава» героя, высказывая этим свое
отношение к нему. Вот, например, несмотря на то, что царица «высока, стройна,
бела и умом и всем взяла», она «горда, ломлива, своенравна и ревнива». Зато
царевна «белолица, черноброва, нраву кроткого такого». Встречаемся мы и с
прямой авторской оценкой своих героинь, чего нет в народных сказках. «Вот она,
моя душа, пошатнулась…», «Красавица-душа», «милая девица» — говорит он о царевне,
выражая свою симпатию к ней.

— А теперь обратим внимание, как
говорят пушкинские героини. Обратимся опять к эпизоду «Царица беседует с
зеркальцем». В первом разговоре она предстает перед нами в добром расположении
и речь ее приветлива, весела. «Свет мой, зеркальце!» — обращается она к нему.
Но зеркальце говорит и то, что ей не хочется слышать, и поведение ее меняется.
«Ах ты, мерзкое стекло!» — гневается царица.

А царевна? Она никогда не
накричит, она всегда ласкова, будь это Чернавка («Жизнь моя! В чем, скажи,
виновна я?»), будь это богатыри («Ой вы, молодцы честные, братцы вы мои
родные…») или нищенка («Постой, бабушка, постой немножко… пригрожу сама я псу и
кой-что тебе снесу».

 Мы с вами видим, что в
зависимости от характера, героини Пушкина говорят по-разному, их речь
индивидуализирована.

— Давайте подведем итог.

Сказка Пушкина «О мертвой
царевне и семи богатырях» является литературной, потому что …. (написана
писателем).

Она имеет форму, которая никогда
не встречается в фольклорных сказках. Какую? (стихотворную). Значит, писатель
сам выбирает форму своего произведения.

Пушкин, как и в фольклорных
сказках, рисует своих героев через описание ….. (их поступков). Но также дает
прямые авторские характеристики, усложняет описание внешности, индивидуализирует
речь, а еще вводит картины природы, помогающие понять переживания героев. Но
обо всем этом мы будем с вами говорить подробнее, когда перейдем к литературным
сказкам. 

Основные герои сказки спящая царевна

Тесты

 / 
Литература

 / 
5 класс

 /  Контрольная работа №1 по творчеству И.А. Крылова, В.А. Жуковского, А.С. Пушкина.

20210413 vu tg sbscrb2

Avatar

07.11.2021.
Тест. Литература, 5 класс

Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного
использования.
Администрация сайта не
проверяет возможные ошибки,
которые могут встретиться в тестах.

Контрольная работа №1 по творчеству И.А. Крылова, В.А. Жуковского, А.С. Пушкина.

Вопрос 1

Что называется басней?

Варианты ответов
  • Краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный смысл
  • Один из основных жанров древнерусской литературы; сообщение, описание событий; погодная запись исторических событий
  • Стихотворение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым напряженным сюжетом.
Вопрос 2

Установите соответствие

Варианты ответов
  • А) изображение предмета, за которым скрывается другое понятие или другой предмет.
  • Б) нравоучительный вывод
  • В) вид метафоры, перенесение свойств одушевленного предмета на неодушевленные.
Вопрос 3

Кто в басне И.А. Крылова «Ворона и лисица» назвал Ворону голубушкой, сестрицей, восхищался ее шейкой, глазками, перышками, носком и голоском?

Варианты ответов
  • А. Волк
  • Б. Лисица
  • В. Свинья.
Вопрос 4

Куда в басне И.А. Крылова «Волк на псарне» Волк хотел залезть ночью?

Варианты ответов
  • А. на псарню
  • Б. в овчарню
  • В. в конюшню.
Вопрос 5

К какому историческому событию посвящена басня И.А. Крылова «Волк на псарне»?

Варианты ответов
  • А. Куликовской битве;
  • Б. Бородинскому сражению;
  • В. Отечественной войне 1812 года.
Вопрос 6

Сколько лет было Дубу, под которым «Свинья … наелась желудей досыта, до отвала»?

Варианты ответов
  • А. 100
  • В. 200.
  • Б. 150
Вопрос 7

Басня И.А. Крылова «Свинья под Дубом» заканчивается так:

                Невежда также в олслепленье

Бранит науки и ученье,

И все ученые труды,

Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

Кто такой невежда?

Варианты ответов
  • А. малообразованный человек, а также человек, не сведущий в какой-нибудь области;
  • Б. грубый, невоспитанный человек;
  • В. глупый человек.
Вопрос 8

Как звали царя в сказке В.А. Жуковского «Спящая царевна»?

Варианты ответов
  • А. Елисей
  • Б. Матвей
  • В. Василий.
Вопрос 9

Кто царице сообщил, что у неё родится дочь?

Варианты ответов
  • А. колдунья .
  • Б. врач
  • В. рак
Вопрос 10

Какой была чародейка, которую не позвали на пир?

Варианты ответов
  • А. Хромоногая, старая, злая;
  • Б. Весёлая, красивая, молодая;
  • В. Пожилая, добродушная, щедрая.
Вопрос 11

Какой приказ издал царь, чтобы избежать беды?

Варианты ответов
  • А. Охранять царевну день и ночь, не выпускать из дворца;
  • Б. Увезти царевну в другое царство-государство;
  • В. Не сеять лён, выслать всех прях из царства.
Вопрос 12

К словам из первого столбика подберите синонимы из второго столбика.

Варианты ответов
  • колдунья
  • дружба
  • лес
  • уйти
  • ошибиться
Вопрос 13

Как называется сказка А.С.Пушкина?

Варианты ответов
  • А. Сказка о мёртвой царице и о семи богатырях
  • Б. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях
  • В. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях
  • Г. Сказка о мёртвой принцессе и о семи богатырях.
Вопрос 14

Как называли служанку царицы для «чёрной» работы?

Варианты ответов
  • А. Чернава
  • Б. Чернява
  • В. Чернавка
Вопрос 15

Какой волшебный предмет был у царицы?

Варианты ответов
  • А. Тарелка с яблочком
  • Б. зеркальце
  • В. ковёр-самолёт
Вопрос 16

Что такое сказка?

Варианты ответов
  • А. занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях;
  • Б. стихотворение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым напряженным сюжетом;
  • В. один из основных жанров древнерусской литературы; сообщение, описание событий; погодная запись исторических событий.
Вопрос 17

Какие герои баллады В.А.Жуковского «Кубок» наделены нравственными качествами, перечисленными ниже? Соедините верные ответы.

Варианты ответов
  • паж
  • царь
  • царевна
Вопрос 18

Соотнесите понятия.

Варианты ответов
  • А) рифма, при которой рифмуются первая и четвертая строки. (АББА)
  • Б) рифма, при которой рифмуются первая и третья, вторая и четвертая строки. (АБАБ)
  • В) созвучие окончаний стихотворных строк.
  • Г) рифма, при которой рифмуются две строки подряд. (ААББ)
Вопрос 19

Прочитайте отрывки из стихотворений А.С.Пушкина. Определите в них вид рифмы, запишите.

Варианты ответов
  • Буря мглою небо кроет,
    Вихри снежные крутя;
    То, как зверь, она завоет,
    То заплачет, как дитя…
  • Что в имени тебе моем?
    Оно умрет, как шум печальный
    Волны, плеснувшей в берег дальный,
    Как звук ночной в лесу глухом.
  • Последняя туча рассеянной бури!
    Одна ты несешься по ясной лазури,
    Одна ты наводишь унылую тень,
    Одна ты печалишь ликующий день.
Вопрос 20

С кем В.А.Жуковский вступил в своеобразное «состязание», когда написал сказку «Спящая царевна»?

Варианты ответов
  • с Гоголем;
  • с Державиным;
  • с Пушкиным.

icon visionoff

icon visionon

Цель ОУД Развивать речь, включая в словарный запас термины слева, справа, продолжать ориентироваться на листе бумаге, закрепить название фигур, закрепить знания о днях неделях, временах года, месяцах, развивать сообразительность к математике, желание заниматься. Закреплять знания известных сказок, их персонажей, счет предметов, совершенствовать речевую деятельность детей путем использования нестандартных технологий в работе со сказками, учить детей придумывать ругой конец к знакомой сказке, воспитывать добрые чувства, справедливость, нравственные качества. 
Словарная работа: Лиса-түлкі, заяц-қоян, лягушка-бақа
Рефлексия Дружно за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся. Мы пожмем, друг другу руки, побежит тепло по кругу. Вместе будет очень дружно на вопросы отвечать. Все хотим мы заниматься, все хотим мы много знать.    
Методы и приемы: игровая форма, мнемотехнология, квест технология,Синквеин
Оборудование и материалы: Изображении сказочных персонажей
Наименование ресурса ИКТ: Проектор
Предварительная работа: Повторение звуков, сказочных персонажей, ориентация в пространстве. 

Ход ОУД

Этапы ОУД Запланированная деятельность на уроке Ресурсы
Вводная часть ОУД

(4минуты)

Дружно за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.

Мы пожмем, друг другу руки, побежит тепло по кругу.

Вместе будет очень дружно на вопросы отвечать.

Все хотим мы заниматься, все хотим мы много знать.    

https://www.maam.ru/detskijsad/kartoteka-privetstvii-dlja-zanjatii.html
Основная часть ОУД

(19 минут)

Сообщение: Ребята, мы сегодня с вами отправимся в «Мир сказок» Но перед нами замки.. нужно открыто и тогда попадем в «Мир сказок» Ребята а сколько всего замков, давайте посчитаем (счет до 5) Посчитаем на казахском и на английском. И так начнем с ервого замка.

Слайд№1. 1 замок. «Отгадай загадку» Хитрая плутовка, рыжая головка, Хвост пушистый –краса Кто же это?…лиса Как на казахском и на английском будет лиса …тулкы……. …фокс….. Техника Синквейн: Лиса какая? (хитрая, рыжая, пушистая) Что делает? (бегает, нюхает, крадет, ) Составьте предложения. Лиса живет в лесу. Зимой лиса ловит мышей. Обобщение: лиса- дикое животное. Звуковой анализ слов. ЛИСА Сколько звуков в этом слове?4 Разбираем звук л согласный мягкий звук обозначаем красной фишкой, звук и гласный красная фишка, звук СС согласный твердый обозначаем синий фишкой, звук а гласный обоз красной фишкой Назовите первый звук Л, назовите последний звук А А теперь мы выполним фонетическое упражнение «Са-са-са по лесу идет лиса» (громко, тихо, быстро) Какие сказки знаете про лису? Колобок, теремок. Заюшкина избушка

Слайд №2. 2 замок. «Отгадай загадку» «Серый зверюшка , длинные уши Спит под кустом, там его дом (заяц)» Скажите как будет на казах и на английском языке заяц –коян- хеа Техника Синквейна: Заяц какой? Белый пушистый, серый, трусливый Что делает? Прыгает, бегает, грызет Составь предложение. Заяц живет в лесу. Летом серый зимой белый. Обобщение: заяц дикое животное. Давайте поиграем Папа- заяц Мама- зайчиха Детеныш один- зайчонок Много детенышей- зайчата Молодцы.

Слайд №3. 3 замок. «Помоги вернуть вещи» На доске показывает иллюстрации. Хрустальная туфелька Кто потерял эту туфельку? Как называется сказка? Назовите добрый героев этой сказки? Назовите злых героев сказки? Корзина с пирожками Кто потерял ? Как называется сказка? Почему она потеряла? Какая красная шапочка ? Молодцы.

Слайд №4. 4 замок. «Колобок» задание от Колобка «ребята, скажите с какими животными встретился Колобок в сказке (медведь, лиса, заяц, лиса)» Сегодня он захотел встретиться с нами приглашает вас на физ минутку Физминутка «колобок» Колобок, колобок Колобок- румяный бок По дорожке покатился И назад воротился Встретил мишку, встретил волка, встретил зайца Всем играл на балалайке У лисы спел на носу Больше нет его в лесу А наш колобок убежал от лисы (показываю иллюстрацию круга) Он приготовил нам задания, если мы его выполним мы попадем в другую сказку Когда Колобок убежал из дома, было лето. А сейчас когда он к нам попал в какое время года он к нам попал? (зима) Сколько месяцев в году (12) Назовите зимние месяца (декабрь, январь, февраль) Сколько дней в недели? 7 Какой сегодня день? четверг Назовите дни недели по порядку (п, в, с, ч, п,с,в) Какие части суток вы знаете ? (утро, день, вечер, ночь) Колобок приготовил нам задания, если мы его выполним мы попадем в другую сказку Приготовитесь слушать и выполнять задания. Работа у доски, затем индивидуальная работа 1. В левом верхнем углу положим красный треугольник 2. В правом нижнем углу положим зеленый квадрат 3. В центре листа положите черный овал 4.В левом нижнем углу синий прямоугольник 5. В правом верхнем углу положите желтый квадрат Молодцы. Слайд № 5 . и так осталось выполнить последнего 5 замка задание. Д/игра «Доскажи сказку» Мальчик …… спальчик Спящая ……….красавица. Курочка……..Ряба Три ……….медведя, поросенка Чудесная ……….шуба Царевна …………лягушка Маша и ………… медведь Посмотрите на мнемотаблицу и расскажите по таблице сказку. Пересказ сказки «Заюшкина избушка» пересказ по очереди

Слайд№6. Ребята нам открылась дверь в «мир сказок» Вы знаете много сказок. А чему как вы думаете учат сказки ?доброте, отзывчивости, надо слушать родителей, нельзя быть жадным, заботиться о старших. Давайте познакомимся с новой пословицей и выучим ее «Пословица. Сказка ложь, да в ней намек Добрым деткам урок»  

https://www.maam.ru/detskijsad/didakticheskaja-igra-raskazhi-skazku-458966.html
Итоговая часть ОУД

(2 минуты)

Итог: ребята, вам понравилось наше путешествие по сказкам? Чем запомнилось? Что было сложно ля вас? Вот и закончилось наше занятие. Мы с Колобком хотели узнать какое у вас настроение. Прощаться с Колобком. Рефлексия: смайлики «Человечки настроения»  

Каждый ребенок взял смайлик с соответствующим настроением.

https://unicode-table.com/ru/emoji/smileys-and-emotion/
Ожидаемые результаты: дети могут ориентироваться в пространстве, времена суток, гласные и согласные звуки, знают сказочных персонажей, умеют отгадывать загадки, работать с мнемотаблицой, создавать свой Синквейн. https://www.nur.kz/family/children/1734469-cto-takoe-sinkvejn-i-kak-ego-sostavit/

  • Основную мысль рассказа можно сформулировать так
  • Основной художественный прием в рассказах шолохова
  • Основной смысл рассказа старуха изергиль
  • Основной конфликт сказки о царе салтане
  • Основной конфликт сказки о рыбаке и рыбке пушкина