Основную мысль рассказа можно сформулировать так

Чтение в лицах. основная мысль текста. устное высказывание. письменные впечатления от прочитанного цель урока актуализация знаний учащихся. усовершенствование развития устной

Чтение в лицах. Основная мысль текста. Устное высказывание. Письменные впечатления от прочитанного

Цель урока

Актуализация знаний учащихся. Усовершенствование развития устной и письменной речи. Вызвать интерес к творчеству И. Пивоваровой. Совершенствовать деятельность учащихся, направленную на овладение способами обогащения речи. Воспитывать эстетические чувства, любовь к русскому языку.

Оборудование

Фото И. Пивоваровой, её книг. Рассказ И. Пивоваровой «Селивёрстов не парень, а золото». Песня «Дружба – это не работа» в исполнении группы «Барбарики». Учебник «Русский язык», 6 класс, Гудзик И.Ф, Корсаков В.О., Киев «Освита», 2006. Компьютер, мультимедиа проектор, экран.

Ход урока

Объявление темы и цели урока.(слайд 1,2).
Актуализация знаний (проверка домашнего задания – словарный диктант):

Боится, проверять, сладко, подходит, глазки, наконец, проявил, сделать, тяжёлая, чувство, жизнь, хочу.(слайд 3).

3.Знакомство с творчеством Ирины Пивоваровой. (подготовленное  учениками сообщение (приложение 1).Слайд 4.

4. Чтение в ролях И.Пивоварова «Селивёрстов не парень, а золото» [2].(слайд 5)

5.Определение основной мысли, идеи текста.

Что такое основная мысль текста? — это то главное, что хотел сказать автор текста. Тема и основная мысль связаны между собой. Кроме того, основная мысль тоже определяет содержание текста. Она может быть сформулирована в одном из его предложений. Но чаще всего основную мысль нужно сформулировать самому, вдумчиво прочитав текст. Основная мысль (как и тема) может быть выражена в заголовке текста. (Слайд 6)
Какова основная мысль рассказа Пивоварова «Селивёрстов не парень, а золото»? (не нужно спешно делать вывод о человеке, нужно его получше узнать, дать ему возможность показать себя, раскрыться.)
Случались ли в вашей жизни ситуации, когда вы ошибались в людях? (как правило, ребята рассказывают о разочаровании в друзьях).

Хотелось бы, чтобы в людях открывались хорошие новые для нас черты характера, а не качества, ведущие к  разочарованиям.

6. Устно составляем продолжение рассказа И. Пивоваровой «Селивёрстов не парень, а золото» по опорным словам:

вскочил с дивана; предложил орехов; стал сыпать в карман; посыпались мимо; ползали по полу и собирали; грызли орехи и смеялись; ходила целую неделю; стал приходить ко  мне; познакомился с мамой; не такой уж плохой; теперь хорошо учится; ни с кем не дерётся; не парень, а золото.(слайд 8,9)

7. Слушаем несколько работ.

8. Учитель зачитывает концовку рассказа И. Пивоваровой (приложение 2).

9. Упр. 62. Напиши о себе: какой случай из твоей жизни напомнил тебе рассказ «Селивёрстов не парень, а золото»?

Работа в парах: читаем друг другу свои работы, анализируем их, акцентируя внимание на то, что  понравилось, о чём можно было бы написать подробнее.(слайды 10, 11).

10. Итог урока:

Какой вывод вы сделали для себя после прочтения рассказа Ирины Пивоваровой «Селивёрстов не парень, а золото»? (иногда для того, чтобы узнать человека лучше, достаточно протянуть ему руку, заговорить с ним, а не игнорировать. Каждый человек индивидуален, каждый человек – тайна. Бывает, сам не понимаешь, что с тобой происходит, не говоря о других. Но нелегко разобраться в себе без чьей-либо помощи. А помочь должны друзья.)
Легко ли, по-вашему, дружить? (Дружить не всегда легко, потому что другу нужно внимание, забота, понимание. Друг должен говорить правду, которая не всегда приятна, но самое страшное – остаться одному, без друзей.)

         11. «Дружба – это не работа» группа «Барбарики» [3]. (слайды 12, 13). *Прим.слайды 12-15 перелистываются автоматически.

         12. Домашнее задание: стр. 25, упр. 64 (слайд 14, 15).

         13. Объявление оценок.

Источники информации

1 Гудзик И.Ф, Корсаков В.О. Учебник «Русский язык», 6 класс, Киев  «Освита»,2006.

2. Пивоварова И.  «Селивёрстов не парень, а золото».

3. http://o-druzhbe.ru/detskie_pesni_o_druzhbe.php?name=druzya_barbariki

4. http://ru.wikipedia.org/wiki

Приложение 1

Ирина Пивоварова

Биография

Родилась в Москве в семье врача. Её отец мечтал, чтобы дочь пошла по его стопам и выбрала медицинскую карьеру. Но с детства Ирину привлекало творчество, поэтому после окончания школы она поступила в Московский текстильный институт на факультет прикладного искусства.

После института Ирина несколько лет работала декоратором, заработав себе репутацию замечательного художника. Там она знакомится со своим будущим мужем — представителем неофициального искусства — Виктором Пивоваровым. Семья Пивоваровых внесла огромный вклад в детскую литературу — Ирина неожиданно начинает писать стихи и рассказы для маленьких читателей, а её муж создавал иллюстрации к её произведениям. Сначала рассказы Ирины печатают в небольших, не очень известных журналах. И только после того, как её стихи были опубликованы в журнале «Веселые картинки», Ирина Пивоварова получает известность. Дети любят милые, яркие, добрые произведения Ирины — стихи, рассказы, повести — за то волшебство, которым они пронизаны.

К несчастью, Ирина Пивоварова умерла очень рано, не успев сделать многое — её не стало в 1986 году.

Творчество

Основными популярными сборниками рассказов и повестей Ирины Пивоваровой стали «О чём думает моя голова», «Однажды Катя с Манечкой». Сборники «Жила-была собака», «Венок из колокольчиков», «Хочу летать» «Лесные разговоры», «Потерялась птица в небе», «Только для детей» составлены из стихотворений автора.

Самые любимые и запоминающиеся детям повести писательницы — «Тройка с минусом, или Происшествие в 5 „А“», «Рассказы Люси Синицыной, ученицы третьего класса», «Старичок в клетчатых брюках», «Рассказы Павлика Помидорова, брата Люси Синицыной».

По стихотворениям Ирины Михайловны Пивоваровой были сняты мультфильмы «Жирафа и очки», «Одна лошадка белая». Ирина Михайловна также написала сценарий мультфильмов «Бим, Бам, Бом и волк», «Жирафа и очки».

Ирина Михайловна говорила о своих произведениях: «Прозу, как и стихи, я пишу весёлую. Очень люблю, когда дети смеются! Если мне приходится их учить, стараюсь, чтобы это было не слишком заметно. При этом я учусь сама. Мои добрые учителя — К. Чуковский, А. Линдгрен, Д. Хармс, О. Дриз». Написала роман 20 лет без любви и сняли по роману телесериал 20 лет без любви. В главных ролях: Анастасия Задорожная и Дмитрий Колдун .

Приложение 2

Ирина Пивоварова «Селивёрстов не парень, а золото»

Селиверстова в классе не любили. Он был противный.
У него уши красные были и торчали в разные стороны. Он тощий был. И злой. Такой злой, ужас!
Однажды он меня чуть не убил!
Я в тот день была дежурной санитаркой по классу. Подошла к Селиверстову и говорю:
— Селиверстов, у тебя уши грязные! Ставлю тебе двойку за чистоту.
Ну что я такого сказала?! Так вы бы на него посмотрели!
Он весь побелел от злости. Кулаки сжал, зубами заскрипел… И нарочно, изо всей силы, как наступит мне на ногу!
У меня нога два дня болела. Я даже хромала.
С Селиверстовым и до этого никто не дружил, а уж после этого случая с ним вообще весь класс перестал разговаривать. И тогда он знаете что сделал? Когда во дворе мальчишки стали играть в футбол, взял и проткнул футбольный мяч перочинным ножом.
Вот какой был этот Селиверстов!
С ним даже за одной партой никто не хотел сидеть! Бураков сидел, а потом взял и отсел.
А Сима Коростылёва не захотела с ним в пару становиться, когда мы в театр пошли. И он её так толкнул, что она прямо в лужу упала!
В общем, вам теперь ясно, какой это был человек. И вы, конечно, не удивитесь, что, когда он заболел, никто и не вспомнил о нём.
Через неделю Вера Евстигнеевна спрашивает:
— Ребята, кто из вас был у Селиверстова?
Все молчат.
— Как, неужели за всю неделю никто не навестил больного товарища?! Вы меня удивляете, ребята! Я вас прошу сегодня же навестить Юру!
После уроков мы стали тянуть жребий, кому идти. И, конечно, выпало мне!
Дверь мне открыла женщина с утюгом.
— Ты к кому, девочка?
— К Селиверстову.
— А-а, к Юрочке? Вот хорошо! — обрадовалась женщина. — А то он всё один да один.
Селиверстов лежал на диване. Он был укрыт вязаным платком. Над ним к дивану была приколота салфетка с вышитыми розами. Когда я вошла, он закрыл глаза и повернулся на другой бок, к стене.
— Юрочка, — сказала женщина, — к тебе пришли.
Селиверстов молчал.
Тогда женщина на цыпочках подошла к Селиверстову и заглянула ему в лицо.
— Он спит, — сказала она шёпотом. — Он совсем ещё слабый!
И она наклонилась и ни с того ни с сего поцеловала этого своего Селиверстова.
А потом она взяла стопку белья, включила утюг и стала гладить.
— Подожди немножко, — сказала она мне. — Он скоро проснётся. Вот обрадуется! А то всё один да один. Что же это, думаю, никто из школы не зайдёт?
Селиверстов зашевелился под платком.
«Ага! — подумала я. — Сейчас я всё скажу! Всё!»
Сердце у меня забилось от волнения. Я даже встала со стула.
— А знаете, почему к нему никто не приходит?
Селиверстов замер.
Мама Селиверстова перестала гладить.
— Почему?
Она глядела прямо на меня. Глаза у неё были красные, воспалённые. И морщин довольно много на лице. Наверное, она была уже немолодая женщина… И она смотрела на меня так… И мне вдруг стало её жалко. И я забормотала непонятно что:
— Да вы не волнуйтесь!.. Вы не подумайте, что вашего Юру никто не любит! Наоборот, его очень даже любят! Его все так уважают!..
Меня пот прошиб. Лицо у меня горело. Но я уже не могла остановиться.
— Просто нам столько уроков задают — совсем нету времени! А ваш Юра ни при чём! Он даже очень хороший! С ним все хотят дружить! Он такой добрый! Он просто замечательный!
Мама Селиверстова широко улыбнулась и снова взялась за утюг.
— Да, ты права, девочка, — сказала она. — Юрка у меня не парень, а золото!
Она была очень довольна. Она гладила и улыбалась.
— Я без Юры как без рук, — говорила она. — Пол он мне не даёт мыть, сам моет. И в магазин ходит. И за сестрёнками в детский сад бегает. Хороший он! Правда хороший!
И она обернулась и с нежностью посмотрела на своего Селиверстова, у которого уши так и пылали.
А потом она заторопилась в детский сад за детьми и ушла. И мы с Селиверстовым остались одни.
Я перевела дух. Без неё мне было как-то спокойнее.
— Ну вот что, хватит придуриваться! — сказала я. — Садись к столу. Я тебе уроки объяснять стану.
— Проваливай, откуда пришла, — донеслось из-под платка.
Ничего другого я и не ждала.
Я раскрыла учебник и затараторила урок.
Я нарочно тараторила изо всех сил, чтобы побыстрее кончить.
— Всё. Объяснила! Вопросы есть?
Селиверстов молчал.
Я щёлкнула замком портфеля и направилась к дверям. Селиверстов молчал. Даже спасибо не сказал. Я уже взялась за ручку двери, но тут он опять вдруг завозился под своим платком.
— Эй, ты… Синицына…
— Чего тебе?
— Ты… это…
— Да чего тебе, говори скорее!
— …Семечек хочешь? — вдруг выпалил Селиверстов.
— Чего? Каких семечек?!
— Каких-каких… Жареных!
И не успела я и слова сказать, как он выскочил из-под платка и босиком побежал к шкафу.
Он вынул из шкафа пузатый ситцевый мешочек и стал развязывать верёвку. Он торопился. Руки у него дрожали.
— Бери, — сказал он.
На меня он не глядел. Уши у него горели малиновым огнём.
Семечки в мешке были крупные, одно к одному. В жизни я таких семечек не видала!
— Чего стоишь? Давай бери! У нас много. Нам из деревни прислали.
И он наклонил мешок и как сыпанёт мне в карман прямо из мешка! Семечки дождём посыпались мимо.
Селиверстов охнул, кинулся на пол и стал их собирать.
— Мать придёт, ругаться будет, — бормотал он. — Она мне вставать не велела…
Мы ползали по полу и собирали семечки. Мы так торопились, что два раза стукнулись головами. И как раз когда мы подняли последнее семечко, в замке звякнул ключ…
Всю дорогу домой я щупала шишку на голове, грызла семечки и смеялась:
«Ну и чудак этот Селиверстов! И не такой уж он и тощий! А уши — уши у всех торчат. Подумаешь, уши!»
Целую неделю ходила я к Селиверстову.
Мы писали упражнения, решали задачи. Иногда я бегала в магазин за хлебом, иногда в детский сад.
— Хорошая у тебя подружка, Юра! Что же ты мне раньше о ней ничего не рассказывал? Мог бы давно нас познакомить!
Селиверстов выздоровел.
Теперь он стал приходить ко мне делать уроки. Я познакомила его с мамой. Маме Селиверстов понравился.
И вот что я вам скажу: не такой уж он в самом деле плохой, Селиверстов!
Во-первых, он теперь учится хорошо, и Вера Евстигнеевна его хвалит.
Во-вторых, он больше ни с кем не дерётся.
В-третьих, он научил наших мальчишек делать змея с хвостом.
А в-четвёртых, он всегда ждёт меня в раздевалке, не то что Люська!
И я всем так говорю:
— Вот видите, вы думали, Селиверстов плохой. А Селиверстов хороший! Селиверстов не парень, а золото!

Инфоурок

Начальные классы
ПрезентацииУчимся передавать в заголовке тему или основную мысль текста

Учимся передавать в заголовке тему или основную мысль текстаИмамутдинова А.З....

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Учимся передавать в заголовке тему или основную мысль текстаИмамутдинова А.З.

    Описание слайда:

    Учимся передавать в заголовке тему или основную мысль текста
    Имамутдинова А.З.
    учитель начальных классов
    МАОУ гимназия№1
    г. Туймазы

  • 2 слайд

    Может ли заголовок текста указывать на тему текста? А может ли заголовок пере

    Описание слайда:

    Может ли заголовок текста указывать на тему текста? А может ли заголовок передавать основную мысль текста?

  • 3 слайд

    Тема текста — это то, о чём говорится в тексте. Основная мысль текста — это т

    Описание слайда:

    Тема текста — это то, о чём говорится в тексте.
    Основная мысль текста — это то главное, что хотел сказать автор читателю.

  • 4 слайд

    1. Проанализируйте названия рассказов и сказок.Определите, каким образом мож

    Описание слайда:

    1. Проанализируйте названия рассказов и сказок.
    Определите, каким образом может быть обозначена тема текста в заголовке.
    Виталий Бианки.
    «Сказки и рассказы о животных»:
    Зелёный пруд
    Как Муравьишка домой спешил
    Как я хотел зайцу соли на хвост насыпать
    Кукушонок
    Лис и Мышонок
    Наводнение в лесу
    Сова
    Хвосты

  • 5 слайд

    Борис Житков. «Что бывало»: Цветок В горах Как Саша маму напугал Пожар Наводн

    Описание слайда:

    Борис Житков.
    «Что бывало»:
    Цветок В горах
    Как Саша маму напугал
    Пожар
    Наводнение
    Как утонул пароход
    Как подняли пароход со дна
    Пожар в море
    На льдине
    Обвал
    Дым

  • 6 слайд

    Тема текста часто становится его заголовком. Но сформулировать тему можно по-

    Описание слайда:

    Тема текста часто становится его заголовком. Но сформулировать тему можно по-разному: указать на главного героя, место или время действия, событие, которое произошло.

  • 7 слайд

    2.Подумай, на какую тему тебе хотелось бы написать текст. Предложи несколько

    Описание слайда:

    2.Подумай, на какую тему тебе хотелось бы написать текст. Предложи несколько вариантов названия своего текста, используя в качестве заголовка его тему.

  • 8 слайд

    3.В детских энциклопедиях, в научно-познавательных книгах тема, обозначенная

    Описание слайда:

    3.В детских энциклопедиях, в научно-познавательных книгах тема, обозначенная в заголовке, часто форму­лируется в виде вопроса.

  • 9 слайд

    Например: Почему шумит чайник? Почему носки греют? Какие звёзды могут взорват

    Описание слайда:

    Например:
    Почему шумит чайник?
    Почему носки греют?
    Какие звёзды могут взорваться?
    Для чего самолёту крылья?
    Когда отдыхает сердце?
    Зачем сливе косточка?
    Почему наст такой прочный, что и волка выдерживает?
    Почему у деревьев два ствола и больше?

    Выскажи предположение, почему заголовки в научно-популярных книгах даются в такой необычной форме.

  • 10 слайд

    Прочитай. Придумай такое название текста, чтобы у читателя возникло желание о

    Описание слайда:

    Прочитай. Придумай такое название текста, чтобы у читателя возникло желание обязательно его прочитать.
    В древности моряки ориентировались по звёздам. Позже кто-то додумался создать руко­творную звезду и разжёг костёр на берегу. Так появился первый маяк, который помогал море­плавателям попасть в узкую бухту, не налететь в темноте на скалы или подводные камни.

  • 11 слайд

    Самый известный маяк — Александрийский. Его высота достигала ста тридцати мет

    Описание слайда:

    Самый известный маяк — Александрийский. Его высота
    достигала ста тридцати метров, а свет был виден на шестьдесят километров. Этот маяк был построен по
    приказу Александра
    Македонского
    в 3 веке до нашей эры
    на острове Фарос.

  • 12 слайд

    Интересно, что слово фарос стало использоваться во многих языках мира в значе

    Описание слайда:

    Интересно, что слово фарос стало использоваться во многих языках мира в значении «ма­як». От названия острова, на котором стояло это чудо света, происходит и современное слово фары. И действительно, фары машины, как маячки, освещают путь, помогая не сбиться с дороги, предупреждают других участников дорожного движения о приближении автомобиля.

  • 13 слайд

    Прочитай рассказ Николая Ивановича Сладкова. Что послужило названием рассказа

    Описание слайда:

    Прочитай рассказ Николая Ивановича Сладкова. Что послужило названием рассказа: тема или основ­ная мысль текста?
    Синичка необыкновенная
    Звонкоголосую и белощёкую нашу синицу на­зывают большой или обыкновенной. Что боль­шая, я с этим согласен: она больше других синиц — пухляков,
    московок, лазоревок. Но что она обыкновенная, с этим я
    не могу согласиться!

  • 14 слайд

    Она поразила меня с первой же встречи. А было это давным-давно. Она попалась

    Описание слайда:

    Она поразила меня с первой же встречи. А было это давным-давно. Она попалась в мой западок. Я взял её в руку, и она… умерла! Только что была живая и резвая, щипала с вывертами за пальцы — и вот умерла. Я рас­терянно разжал руку. Синичка неподвижно ле­жала на раскрытой ладони вверх лапками, и глаза затянулись белым. Я подержал её,

  • 15 слайд

    подержал — и положил на пенёк. И только руку отвёл — синичка вскрикнула и уле

    Описание слайда:

    подержал — и положил на пенёк. И только руку отвёл — синичка вскрикнула и улетела!
    Какая же она обыкновенная, если такая не­обыкновенная обманщица! Захочет — умрёт, за­хочет — воскреснет.
    Потом я узнал, что многие птицы впадают в какое-то странное оцепенение, если их поло­жить спинкой вниз. Но у синички это получа­ется лучше всех и часто спасает её от неволи.

  • 16 слайд

    Западок — ловушка для птиц в виде клетки с дверцей, которая захлопывается, ко

    Описание слайда:

    Западок — ловушка для птиц в виде клетки с дверцей, которая захлопывается, когда в клетку попадает птица.

  • 17 слайд

    6. Предложите несколько вариантов названия сказки Валентина Дмитриевича Берес

    Описание слайда:

    6. Предложите несколько вариантов названия сказки Валентина Дмитриевича Берестова. Постарайтесь подо­брать такие названия, чтобы в одних отражалась те­ма текста, а в других основная мысль. Обсудите с одноклассниками варианты названий. Выберите самые удачные.

  • 18 слайд

    ...Было время, когда птицы не умели петь. И вдруг они узнали, что в одной дал

    Описание слайда:

    …Было время, когда птицы не умели петь. И вдруг они узнали, что в одной далёкой стране живёт старый, мудрый человек, который учит музыке. Тогда птицы послали к нему Аиста и Соловья проверить, так ли это.

  • 19 слайд

    Аист очень торопился. Ему не терпелось стать первым в мире музыкантом. Он так

    Описание слайда:

    Аист очень торопился. Ему не терпелось стать первым в мире музыкантом.
    Он так спешил, что вбежал к мудрецу и даже в дверь не постучался, не поздоровался со стариком, и изо всех сил крикнул ему прямо в ухо:

  • 20 слайд

    Эй, старикан! Ну-ка, научи меня музыке! Но мудрец решил сначала поучить его

    Описание слайда:

    Эй, старикан! Ну-ка, научи
    меня музыке!
    Но мудрец решил сначала
    поучить его веж­ливости.
    Он вывел
    Аиста за порог,
    постучал в
    дверь и сказал:
    Надо делать вот так.

  • 21 слайд

    Всё ясно! — обрадовался Аист. — Это и есть музыка? — и улетел, чтобы поскорее

    Описание слайда:

    Всё ясно! — обрадовался Аист. — Это и есть музыка? — и улетел, чтобы поскорее уди­вить мир своим искусством.
    Соловей на своих маленьких крыльях приле­тел позже. Он робко постучался в дверь, поздо­ровался, попросил прощения за беспокойство и сказал, что ему очень хочется учиться музыке.

  • 22 слайд

    Мудрецу понравилась приветливая птица. И он обучил соловья всему, что знал са

    Описание слайда:

    Мудрецу понравилась приветливая птица. И он обучил соловья всему, что знал сам.
    С тех пор скромный Соловей стал лучшим в мире певцом.
    А чудак Аист умеет только стучать клювом. Да ещё хвалится и учит других птиц:
    Эй, слышите? Надо делать вот так, вот так! Это и есть настоящая музыка! Если не ве­рите, спросите старого мудреца.

  • 23 слайд

    7.Прочитайте тексты. Выберите два из них. К каж­дому тексту придумайте нескол

    Описание слайда:

    7.Прочитайте тексты. Выберите два из них. К каж­дому тексту придумайте несколько заголовков, отра­жающих основную мысль текста.

  • 24 слайд

    1.Среди сотен соляных озёр нашей Астра­ханской области есть одно необыкновенн

    Описание слайда:

    1.Среди сотен соляных озёр нашей Астра­ханской области есть одно необыкновенное, на­зываемое Малиновым. Оно отличается от осталь­ных пурпурным цветом извлекаемой из него со­ли. Примерно 200 лет назад

  • 25 слайд

    астраханский губернатор послал в подарок Екатерине II не­большой кулёк этой н

    Описание слайда:

    астраханский губернатор послал в подарок Екатерине II не­большой кулёк этой необыкновенной соли. Она, видимо, пришлась по вкусу императрице, по­скольку вскоре вышел указ, чтобы «эту соль, сходную с происходящим от малины запахом, добывать сто пудов в год и отправлять к цар­скому двору, а больше никому не давать».
    (В. Любимцев)

  • 26 слайд

    2. Кот вскарабкался на дерево и уселся на самой верхней, самой тоненькой ветк

    Описание слайда:

    2. Кот вскарабкался на дерево и уселся на самой верхней, самой тоненькой ветке. Вдруг подул ветер. Деревья зашумели, закачались. Кот испугался. Он обхватил ветку всеми лапа­ми. Потом осторожно стал слезать задом вниз, развернулся, спрыгнул на землю и понёсся по улице. Моя собака бросилась следом. А я сто­ял и смотрел, как они бегут, как ветер дует, деревья качаются, по небу облака мчатся, пти­цы в разные стороны разлетаются.
    (В. Голявкин)

  • 27 слайд

    Бабушка сбила меня с толку, и я теперь не знаю, что писать. Смотрю в окно. Ме

    Описание слайда:

    Бабушка сбила меня с толку, и я теперь не знаю, что писать. Смотрю в окно. Между прочим, все пишут про солнце, и я напишу про солнце. Как оно светит с голубого неба, и всё такое. Внимательно на небо смотрю. Там солнца пока нет, и небо не голубое, а какое-то не то серое, не то белое с серым. Непонятно, в общем, какое небо. Я решил подождать, ко­гда небо голубым станет и солнце покажется. Когда небо голубое, сразу полная ясность.
    (В. Голявкин)

  • 28 слайд

    8. Прочитайте тексты. Какой из заголовков помогает читателю понять то, о чём

    Описание слайда:

    8. Прочитайте тексты. Какой из заголовков помогает читателю понять то, о чём в тексте прямо не говорится?

  • 29 слайд

    Осеннее солнце Утром солнце разгорается медленно, трудно, как костёр из сырых

    Описание слайда:

    Осеннее солнце
    Утром солнце разгорается медленно, трудно, как костёр из сырых дров.
    (Ф. Абрамов)
    Верба
    Цветущая верба среди иссиня-чёрных елей, как луч света в тёмном царстве.
    (Ф. Абрамов)

  • 30 слайд

    Землеройка Вдруг на моих глазах плотно убитая дождя­ми и снегом листва на зем

    Описание слайда:

    Землеройка
    Вдруг на моих глазах плотно убитая дождя­ми и снегом листва на земле вздыбилась, от­дельные листики стали на ребро, потом в дру­гом месте послышался писк и показался хобо­ток, и потом всё животное величиной с напёрсток — землеройка.
    (М. Пришвин)

  • 31 слайд

    авторшаблона: Ранько Елена Алексеевна учитель начальных классов МАОУ лиц

    Описание слайда:

    авторшаблона:

    Ранько Елена Алексеевна
    учитель начальных классов
    МАОУ лицей №21
    г. Иваново

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Основную мысль рассказа можно сформулировать так

  • Сейчас обучается 923 человека из 79 регионов

Основную мысль рассказа можно сформулировать так

  • Сейчас обучается 815 человек из 80 регионов

Основную мысль рассказа можно сформулировать так

  • Сейчас обучается 307 человек из 67 регионов

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Похожие материалы

  • Тест по математике на тему » Второй и первый множитель для выражений»

  • Проверочная работа по теме «Сложение и вычитание в пределах 10»

  • Презентация к уроку ИЗО «Поэтапное рисование сказочного героя (Фунтик)»

  • Сценарий выпускного утренника в 4-х классах

  • Тест по математике на тему » Обозначение сотен и десятков на письме» (2 класс)

  • Рабочая программа по родному русскому языку (3 класс)

  • Характеристика на ученика ОВЗ 1 класс

  • Тест по математике на тему » Составляющие разности в примерах» ( 2 класс)

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5435058 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Воспитание и социализация учащихся в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Сопровождение детского отдыха: от вожатого до руководителя детского лагеря»

  • Курс повышения квалификации «Система образовательной организации в начальном общем образовании в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Организация краеведческой деятельности детей в учебно-воспитательном процессе начальной школы»

  • Курс повышения квалификации «Мотивация учебной деятельности в условиях реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Тьюторское сопровождение обучающихся в системе инклюзивного образования»

  • Курс повышения квалификации «Мотивационное сопровождение учебного процесса младших школьников «группы риска» в общеобразовательном учреждении»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности педагога-дефектолога: специальная педагогика и психология»

  • Курс повышения квалификации «Активизация познавательной деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) как стратегия повышения успешной учебной деятельности»

  • Курс повышения квалификации «Разработка адаптированных образовательных программ в условиях ФГОС СПО»

  • Курс повышения квалификации «Организация рабочего времени учителя начальных классов с учетом требований ФГОС НОО»

  • Курс повышения квалификации «Система диагностики предметных и метапредметных результатов в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Оказание психолого–педагогической помощи лицам с ОВЗ»

  • Курс профессиональной переподготовки «Музыка: теория и методика преподавания в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования»

Авторская разработка  учителя
русского языка и литературы МАОУ «Володарская средняя общеобразовательная
школа» Первомайского района Оренбургской области Горбунковой Альфии
Равильевны «В помощь выпускникам 11 класса. Книга-клише (структура итогового
сочинения)». Раздаточный материал. Сентябрь 2021 года.

Структура
(план) сочинения

 Любое сочинение состоит из
ТРЁХ ЧАСТЕЙ:

1. Вступление (60 – 70 слов) –
отразите идею будущего сочинения и основные тезисы. Логический переход к
основной части.

2. Основная часть (200 – 250
слов) – включает несколько подпунктов:

* Тезис

  — доказательства, примеры
(один или несколько)

  — микровывод (обобщение
написанного)

  — логический переход к новой
мысли

3. Заключение (60 – 70 слов).

Структура
(план) сочинения

I. Вступление   раскрывает основную мысль, вводит в круг
рассматриваемых проблем. Состоит из трёх элементов, располагающихся друг за
другом:

Ø  объяснение ключевых слов темы или цитаты;

Ø  общие рассуждения о значимости предложенных
для пояснения понятий в жизни человека;

Ø  ответ-тезис на главный вопрос темы.

Темы, предложенные
для итогового сочинения, можно разделить на

3 типа:

Тема-вопрос: задаём главный вопрос темы, на который будем отвечать в основной
части.

Ø  будьте осторожны в формулировке вопроса – не
уходите от темы;

Ø  можно использовать клише: «можно ли утверждать,
что…», «почему можно говорить, что это высказывание справедливо», 
«действительно ли…» и т.д.

Тема-утверждение :  ( в том числе цитата): требуется обосновать уже имеющееся
утверждение.

Тема-назывное предложение: (ключевые слова): нужно сформулировать своё суждение
о каждом из них, дать ответы на поставленные вопросы.

2

Структура
(план) сочинения

III. Заключение  подводит итоги, содержит конечные выводы и оценки.

4 способа закончить сочинение:

ВЫВОД: принято
завершать сочинение выводом из всего вышесказанного, но нельзя повторять те
микровыводы, которые уже делались в сочинении после аргументов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ-ПРИЗЫВ:
не используйте пафосные лозунги «Берегите нашу Землю!» (лучше не использовать
глаголы 2 лица: «берегите», «уважайте», «помните»); ограничьтесь формами
«нужно», «важно», «давайте» и т.д.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
выражение надежды позволяет избежать дублирования мысли, этических и
логических ошибок; выражать надежду нужно на что-нибудь позитивное.

ЦИТАТА: подходящая
по смыслу и высказанная уместно; рекомендуется заранее подготовить цитаты по
всем тематическим направлениям.

ПОМНИТЕ! Смысл
цитаты обязательно должен соответствовать главной мысли сочинения. Нельзя
использовать цитату только потому, что в ней встречается ключевое слово, и не
учитывать её общий смысл.

Вступление и заключение в итоговом
сочинении

Варианты вступления

v историческое

v биографическое

v аналитическое

v цитатное

v личностное

4

Вступление и заключение в итоговом
сочинении

Виды заключения

v обобщение
сказанного

v риторический
вопрос

v призыв к
читателю

v цитата

Обобщение
сказанного

   Итак, как подсказывает нам
история и художественная литература, высокая жизненная цель побуждает
человека к совершенствованию мира и самого себя, не даёт остановиться на пути
вечного стремления  к  идеалу.

Призыв к читателю (риторический вопрос)

   Завершая своё сочинение, я хочу обратиться к вам с просьбой:
посмотрите вокруг себя, подумайте о том, нет ли рядом людей, которые
нуждаются в утешении, помощи, просто в добром живом слове. Подумайте: каким
вы хотите быть – равнодушным эгоистом или отзывчивым человеком, который несёт
добро окружающим?

Цитата

  Бернард Шоу однажды сказал, что равнодушие – это величайший грех
против ближнего. Трудно не согласиться с этой мыслью. Как показывает опыт
художественной литературы, именно равнодушие внутренне опустошает человека,
обрекая его на одиночество.

6

Клише
к итоговому сочинению

ДЛЯ  ТЕЗИСОВ

v  Сегодня
мы понимаем, что… (основная мысль сочинения).

v  Конечно,
каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, … (основная
мысль сочинения).

v  Думается,
на этот вопрос могут быть даны разные ответы, но я считаю, что …(основная
мысль сочинения).

ДЛЯ АРГУМЕНТОВ – обращение к произведению

v  Так,
в лирическом стихотворении (название) поэт (Ф.И) обращается к теме…

v  Тема
(…) затрагивается в романе …(автор, название).

v  Тема(…)раскрывается
в произведении…(автор, название)

v  Проблема
(варварского отношения к природе и т.п.) волновала многих писателей.
Обращается к ней и …(Ф.И. писателя)  в… (название произведения).

v  Идея
(единства природы и человека и т.п.) выражена в стихотворении (произведении)…(автор,
название).

v  Мысль
о необходимости (защищать природу и т.п.) выражена и в романе (автор,
название)

v  Вспомним
героя повести (рассказа) …(автор, название)

v  Обратимся
к роману…(автор, название)

v  Лирический
герой стихотворения …(автор, название) тоже размышляет об этом.

8

ДЛЯ ЗАКЛЮЧЕНИЯ

v Подводя итог
 сказанному, можно сделать вывод…

v Невольно
напрашивается вывод…

v Таким
образом, мы приходим к выводу…

v Итак, можно
сделать вывод, что…

v В
заключение хочется призвать людей к… .

vТак давайте не забывать о…! Будем помнить о…  .

vВ заключение хочется выразить надежду на то, что…

vХочется верить, что…

vПодводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что…

vОбобщая сказанное, хочу сказать, что…

vВсе приведённые мной аргументы, основанные на читательском опыте,
убеждают нас в том, что…

vЗаканчивая рассуждение на тему «…», нельзя не сказать, что люди
должны…

v(Цитата) «…», — писал…(Ф.И.).В этих словах выражена мысль о … Автор
текста тоже считает, что…

v
К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой
«…»? Думаю, надо…

10

Итоговое
сочинение

2021
– 2022 учебный год

Направления:

1. Человек
путешествующий:

дорога
в жизни человека.

2. Цивилизация
и технологии –

спасение,
вызов или трагедия?

3. Преступление и наказание –

 вечная
тема.

4. Книга
(музыка, спектакль, фильм) –

 про меня.

5.Кому на Руси жить хорошо? –

 вопрос гражданина.

1

Структура
(план) сочинения

II. Основная часть  раскрывает идею сочинения и
связанные с ней вопросы, представляет систему доказательств выдвинутых
предложений.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ = ТЕЗИС + 2 АРГУМЕНТА

 Тезис – это основная мысль сочинения, которую нужно
аргументированно доказывать. Формулировка тезиса зависит от темы сочинения.

ПОМНИТЕ!

·        
По  объёму основная
часть должна быть больше, чем вступление и заключение, вместе взятые.

·        
Оптимальное количество
тезисов, подкреплённых аргументами, может быть 2 (два).

·        
Каждому тезису – свой
аргумент.

 Связка – это переход от одной  мысли к другой.
Нужно плавно переходить от тезиса к аргументации.

Аргумент нужно :

Ø  привести из литературных источников;

Ø  выделить в отдельный абзац.

В конце каждого абзаца
написать микровывод.

К тезису привести  два
литературных аргумента.

Если тезисов несколько, то к
каждому из них приводится свой аргумент.

Аргумент состоит из 3 элементов:

·      обращение к литературному произведению – называем автора и произведение, его жанр
(если не знаем жанр, так и пишем «произведение», чтобы избежать фактических
ошибок);

·      его интерпретация – обращаемся к сюжету произведения или конкретному
эпизоду, характеризуем героя(-ев) (!избегаем пересказа). Желательно несколько
раз упомянуть автора, используя речевые клише «автор(писатель) повествует/описывает/показывает/рассуждает/считает»

·      микровывод (завершает только одну из
микротем, а не всё сочинение; нужен для логичности и связности текста).

Формулируем основную мысль всего упомянутого произведения или
авторскую позицию по конкретной проблеме. Используем клише: например, «писатель
приходит к выводу» и т.п.

3

Вступление и заключение в итоговом
сочинении

Биографическое вступление

     Вся жизнь
великого русского мыслителя и писателя Ф. М. Достоевского – это
бесконечный поиск самого себя. Пройдя через соблазны большого света, став
знаменитым на весь мир писателем, Фёдор Михайлович ни на  минуту не
останавливался  в поиске своего предназначения.  Не случайно, рассуждая об  
ответственности
за сделанный выбор, возмездии и муках совести,
мы обращаемся к его роману «Преступление
и наказание».

Аналитическое вступление

  Согласно
толковому словарю, дорога – это путь сообщения, место, по которому
надо пройти или проехать, путь следования. Однако у этого слова есть и
переносное значение. Когда мы говорим: «Труд – дорога к успеху», мы имеем в
виду образ действий, направление деятельности.   

  Каждый должен
достойно пройти своей дорогой по избранному  пути, хотя это не всегда легко.

Цитатное вступление

  «Книги –
это духовное завещание одного поколения другому».
Мне кажется, эти слова А.И.
Герцена  очень точно определяют предназначение книги. Действительно, общаясь
с книгами как с друзьями, мы формируем свой характер, свои представления о
человеке, жизненных ценностях, своё отношение к происходящему в мире.

Личностное вступление

Я не случайно выбрал эту
тему. Проблема, которую она затрагивает, интересует меня не
только как читателя, но и как человека, живущего интересами своего времени и
своего поколения…

5

Клише
к итоговому сочинению

ДЛЯ ВСТУПЛЕНИЯ

v  Конечно,
каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. Попытаюсь дать своё
определение этим понятиям.

v  Конечно,
каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд…

v  Думается,
на этот вопрос могут быть даны разные ответы. Я полагаю, что…

v  Наверное,
каждый человек хоть раз задумался над тем, что значит…(понятие). Я считаю,
что…

v  Размышляя
над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу:…

ДЛЯ ПЕРЕХОДА К ОСНОВНОЙ ЧАСТИ

v  В
правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература.

v  Давайте
вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема…

v  Правильность
своей точки зрения могу доказать, обратившись к…

v  Обратимся
к произведениям художественной литературы.

v  За
примерами давайте обратимся к произведениям художественной литературы.

v  Размышляя
о …, я не могу не обратиться к произведению (Ф.И.О. автора), в котором…

v  Размышляя
над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу:… (ответ на вопрос, заданный
во вступлении)

7

ДЛЯ АРГУМЕНТОВ – интерпретация произведения
или его фрагмента

v   Автор повествует о …

v   Автор  описывает ….

v   Поэт показывает ….

v   Писатель размышляет о ….

v   Писатель обращает наше внимание …

v   Писатель заостряет  наше внимание на …

v   Он акцентирует внимание читателя на…

v   Этот поступок героя  говорит  о …

v   Мы видим, что герой поступил так потому…

v   Автор показывает, к каким последствиям привело…

v   Этому герою (или поступку) автор противопоставляет…

v   Писатель осуждает…

v   Он ставит нам в пример…

v   Автор подчёркивает…

v   Автор утверждает…

ДЛЯ АРГУМЕНТОВ – промежуточный вывод

v   Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о…

v   Писатель считает, что…

v   Мы можем прийти к выводу…

9

Анализ произведения Заколдованное место пригодится учащимся 5 классов. Благодаря анализу рассказа Гоголя удастся понять, какую мысль хотел донести автор и в чем особенность данной повести. Эта информация непременно пригодится при изучении произведения и написании сочинений по нему. Поэтому стоит внимательно изучить ее при подготовке к уроку.

Заколдованное место анализ произведения

Анализ рассказа Заколдованное место стоит начать с того, что оно входит в цикл, который называется «Вечера на хуторе близ Диканьки». В нем, как и в других произведениях, входящих в данный цикл, присутствует определенная мистика. В основе же сюжета лежат народные легенды и поверья, касающиеся зачарованных мест.

В повести дьячок рассказывает о необычном происшествии, случившемся с его дедушкой. Он оказался в заколдованном месте и нашел богатство. Правда, потом оно стало мусором. Соответственно, дары нечисти попросту не могут обладать ценностью. К такому выводу в итоге приходит и главный герой, поддавшийся соблазну при виде спрятанного клада.

Заколдованное место история создания
Анализ произведения Гоголя Заколдованное место подразумевает изучение истории его создания. Черновики данной повести, к сожалению, не были сохранены. По этой причине точно установить, когда она была написана, не представляется возможным. Существуют лишь предположения, что работу над этим произведением Гоголь завершил в начале тридцатых годов 19 века. Оно вошло во вторую часть сборника.

Жанр, тема и композиция

При анализе произведения Заколдованное место особого внимания заслуживает композиция. Сюжет в данном случае является закрытым, автор придерживается строгой хронологической последовательности. Все события при этом разворачиваются вокруг основного персонажа. Действие же полностью является исчерпанным.

В произведении присутствует описание природы. Она соответствует тому действию, которое происходит в текущий момент. Например, дождь, препятствующий поискам клада, страшный пейзаж в момент поднятия котла, наполненного сокровищами.

Анализ Заколдованное место Гоголя будет неполным, если не рассказать о фольклорных особенностях, делающих произведение поистине уникальным. Писатель использовал народные легенды. В его рассказе присутствует нечисть. Правда, с мистикой у нее общего нет ничего. Фантастическая составляющая поражает своими бытовыми особенностями, некоторой наивностью и непосредственностью. Автору удалось создать невероятно яркие образы, наполненные характерным украинским юмором.

Краткий анализ героев

Главным персонажем данного произведения является дед Максима. Это довольно активный, веселый старик. Он любит общение и веселье, всевозможные проказы, но при этом отличается явной добротой. Дед с огромной любовью и нежностью относится к собственным внукам. Вполне естественно, что те отвечают ему взаимностью.

Дедушка очень любит потанцевать, является настоящим балагуром и весельчаком. В какой-то момент, отправившись в пляс, он находит заколдованное место и понимает, что тут может находиться клад. Ему даже удается его найти, пережить немалый страх, но в итоге вместо сокровищ он видит мусор. Тогда дед и приходит к выводу, что обогатиться можно только в том случае, если трудиться. Легких денег не бывает.

Немалый интерес вызывает само заколдованное место. Оно стало для главного героя настоящим искушением. Его также можно назвать одним из действующих персонажей. Ведь данное место живет собственной жизнью, у него есть уникальные способности. Автор его описывает, как несколько игривое, задорное существо, любящее посмеяться и подшутить над людьми. В данной ситуации своеобразной «жертвой» этого шутника становится дедушка. Назвать место жестоким и злым, конечно же, нельзя. Вреда оно никому не приносит. Напротив, дает понять, что надеяться на удачу, счастливый случай не стоит. Следует действовать самостоятельно и таким образом добиваться того, о чем мечтаешь.

Среди второстепенных персонажей можно выделить чумаков. Это бывалые люди, промышляющие торговлей. Они общительные и веселые, нередко вспоминают о прошлом и балагурят. Большинство их них является знакомыми главного героя. При встрече с ним они вспоминают былое, рассказывают какие-то новости. Встреча радостна как для чумаков, так и для деда. Он угощает их дынями, которые растут на его огороде, а также полдником. Те же рассказывают ему интересные истории.

К второстепенным героям также можно отнести внуков деда. Он искренне любит этих мальчишек, да и они относятся к нему с особой нежностью. Внуки хорошо знают слабости старика, снисходительны к нему, как к ребенку. Он является для них дорогим человеком. Они уважают своего деда. Они ценят старика за добродушие, простоту и бесхитростность, открытость и дружелюбность. Дед для мальчишек является примером.

Основная мысль и смысл рассказа

После прочтения данного произведения не составит труда понять основную его мысль. Автор говорит о том, что впрок может пойти только то богатство, которое получено честно, собственным трудом. Если же оно добыто нечестно, то является призрачным и никакой пользы принести не может. Узнав историю, произошедшую с дедом, невольно начинаешь верить в светлое и доброе, сторониться всего нечистого, злого. В этом и заключается смысл произведения.

Слайд 1

Второе мартаКлассная работаПовелительное наклонение

Текст слайда:

Второе марта
Классная работа
Повелительное наклонение


Слайд 2

ІІ. Актуализация знанийБлиц-опрос по теории «Закончи фразу» (на листах А4 напечатано слово «МОЛОДЦЫ» по букве на каждом,

Текст слайда:

ІІ. Актуализация знаний
Блиц-опрос по теории «Закончи фразу» (на листах А4 напечатано слово «МОЛОДЦЫ» по букве на каждом, прикреплены листы на доске при помощи магнитов (буквами к доске); при правильном ответе в блиц- опросе нужно выйти к доске перевернуть листочки, укрепив снова магнитами)


Слайд 3

М Глаголы называют …О Начальная форма глагола …Л Инфинитив имеет суффиксы…О

Текст слайда:

М Глаголы называют …
О Начальная форма глагола …
Л Инфинитив имеет суффиксы…
О Глаголы, имеющие суффикс (постфикс) — ся (- сь) называются …
Д Суффикс –л- — показатель …
Ц Глаголы изменяются по …
Ы Изменение глаголов по лицам и числам называется …


Слайд 4

Оценивание задания

Текст слайда:

Оценивание задания


Слайд 5

Составление синквейн к слову глагол

Текст слайда:

Составление синквейн к слову глагол


Слайд 6

Синквейн ГлаголНеобходимый, подвижныйДействует, обозначает, спрягается.Назначения глагола - выражать само действие!Учение.Синквейн ГлаголРазный, важныйДействует, обозначает, спрягается.Устами младенца глаголет истина.Грамотность.

Текст слайда:

Синквейн
Глагол
Необходимый, подвижный
Действует, обозначает, спрягается.
Назначения глагола — выражать само действие!
Учение.

Синквейн
Глагол
Разный, важный
Действует, обозначает, спрягается.
Устами младенца глаголет истина.
Грамотность.


Слайд 7

III. Мотивация. Лингвистические загадки.– О каком наклонении идёт речь?«Я совершаю действия реально, которые происходили, происходят, будут происходить».2)

Текст слайда:

III. Мотивация. Лингвистические загадки.
– О каком наклонении идёт речь?
«Я совершаю действия реально, которые происходили, происходят, будут происходить».

2) «Моё действие возможно при определённых условиях. Меня легко узнать, потому что со мной всегда мои верные помощники, частицы БЫ или Б».

«Я постоянно хожу и заставляю других. Пусть я не существую в реальности и у меня нет времени, я горжусь собой и своим именем».


Слайд 8

Какие ключевые слова помогли правильно определить наклонение глагола?

Текст слайда:

Какие ключевые слова помогли правильно определить наклонение глагола?


Слайд 9

III. Изучение нового материала. Работа с кластеромПовелительное наклонение.

Текст слайда:

III. Изучение нового материала. Работа с кластером
Повелительное наклонение.


Слайд 10

III. Изучение нового материала. Работа с кластеромПовелительное наклонение. Упр.398. Найдите в стихотворении «Миг» глаголы, обозначающие

Текст слайда:

III. Изучение нового материала. Работа с кластером
Повелительное наклонение.
Упр.398. Найдите в стихотворении «Миг» глаголы, обозначающие действия, к которым по­буждает автор. В каком лице и числе они стоят? Поставьте эти глаголы во 2-м лице единственного числа.
О б р а з е ц: дивитесь – дивись.


Слайд 11

Упр. 400. Ознакомьтесь с опорной схемой образования глаголов в повелительном наклонении. От основы каких форм глагола образуется

Текст слайда:

Упр. 400. Ознакомьтесь с опорной схемой образования глаголов в повелительном наклонении.
От основы каких форм глагола образуется повелительное наклонение?
Какой суф­фикс образует это наклонение глагола?
Какие окончания имеют глаголы в повели­тельном наклонении?
Подберите к опорной схеме примеры.
«Как образуются глаголы повелительного наклонения»?
Обратимся к теории, находим информацию «Образование форм повелительного наклонения».
Составляем алгоритм (один ученик на доске делает запись).


Слайд 12

IV. Освоение изученного материала. На заметку! Формы глаголов в повелительном наклонении образуются от основы настоящего или будущего

Текст слайда:

IV. Освоение изученного материала.
На заметку!
Формы глаголов в повелительном наклонении образуются от основы настоящего или
будущего времени с помощью суффикса -и- или без суффикса. Глаголы в повелительном наклонении
в единственном числе имеют нулевое окончание, а во множественном числе – окончание -те.


Слайд 13

РАЗМИНКА.- Я называю глагол в инфинитиве, а вы образуете повелительное наклонение от глагола единственного числа и множественного

Текст слайда:

РАЗМИНКА.
— Я называю глагол в инфинитиве, а вы образуете повелительное наклонение от глагола единственного числа и множественного числа (хором):
ЛЮБИТЬ, ЖИТЬ, УЛЫБАТЬСЯ, РАДОВАТЬСЯ.


Слайд 14

Упр. 403. Сравните данные глаголы. Как они образованы? Что можно сказать о написании ь на конце шипящих

Текст слайда:

Упр. 403. Сравните данные глаголы. Как они образованы?
Что можно сказать о написании ь на конце шипящих и мягких согласных у этих глаголов?
Возьмите на заметку!
На конце глагола в повелительном наклонении после мягких согласных и шипящих пишется буква ь.
Мягкий знак в повелительном наклонении
сохраняется перед -ся и -те.


Слайд 15

Привал. Физминутка - Ребята, когда я буду называть глаголы в повелительном наклонении, вы должны хлопнуть в ладоши.Без

Текст слайда:

Привал. Физминутка

— Ребята, когда я буду называть глаголы в повелительном наклонении, вы должны хлопнуть в ладоши.

Без сомненья, вы устали.
Встаньте! Сядьте! Снова встаньте!
Разогнулись, потянулись,
Вправо-влево повернулись!
Головою повертите!
Друг на друга посмотрите!
Тихо сели!

Продолжаем работать


Слайд 16

V. Закрепление изученного материала. Упр. 404. Послушайте рассказ В. Ю. Драгунского (в сокращении).

Текст слайда:

V. Закрепление изученного материала.
Упр. 404. Послушайте рассказ В. Ю. Драгунского (в сокращении).
«Если бы я был взрослым», работа со словами:
сидели б у меня как шёлковые – смирно, тихо.
(Г) Работа в группах.


Слайд 17

Упр. 405. Литературный диктант.В рассказе “Если бы я был взрослым” рассказывается о ...Основную мысль рассказа можно сформулировать

Текст слайда:

Упр. 405. Литературный диктант.
В рассказе “Если бы я был взрослым” рассказывается о …
Основную мысль рассказа можно сформулировать так: …
Ключевые слова этого рассказа …
Рассказ можно назвать по-другому. Например: …
В этом рассказе автор утверждает мысль о …


Слайд 18

Упр. 406. Словарный диктант. Назначь дежурного по классу. Спрячься в соседней комнате. Увеличьте

Текст слайда:

Упр. 406. Словарный диктант.
Назначь дежурного по классу. Спрячься в соседней комнате. Увеличьте выпуск товаров народного потребления. Обозначь сказуемое. Намажь масло на кусок хлеба. Подрежьте кустарник в парке. Утешьте плачущего ребенка.
Надень пальто. Пожарьте картошку. Оденьте ребёнка и выходите гулять. Задвиньте ящик и заприте его на ключ. Приготовь обед к приходу родителей. Исправьте в сочинении допущенную ошибку. Поздравьте родных с праздником. Подготовься к экзамену.


Слайд 19

Прием «Верные и неверные утверждения» выявляет уровень усвоения полученной информации на данном уроке. Укажите верные (В) или

Текст слайда:

Прием «Верные и неверные утверждения» выявляет уровень усвоения полученной информации на данном уроке.
Укажите верные (В) или неверные (Н) ответы.
Глаголы в повелительном наклонении обозначают такие действия, которые кто-либо заставляет или просит выполнить.
В пословице “Семь раз отмерь, один раз отрежь” два глагола повелительного наклонении.
Сказал бы, напевал бы, приоткрыл бы – глаголы в повелительном наклонении.
Глаголы в повелительном наклонении в единственном числе имеют нулевое окончание.
На конце глагола в повелительном наклонении после мягких согласных пишется буква ь.


  • Основной конфликт сказки о царе салтане
  • Основной конфликт сказки о рыбаке и рыбке пушкина
  • Основной конфликт сказки о золотом петушке
  • Основной конфликт сказка о мертвой царевне
  • Основной конфликт в пьесе гроза сочинение