Основная тема в севастопольских рассказах л н толстого это

Истинный патриотизм и героизм в понимании л.в.толстого дубина народной войны поднялась со всей своею грозной и величественной силой и ,
ИСТИННЫЙ ПАТРИОТИЗМ И ГЕРОИЗМ В ПОНИМАНИИ Л.В.ТОЛСТОГО

“Дубина народной войны поднялась со всей
своею грозной и величественной силой и , не
спрашивая ничьих вкусов и правил ,с глупой
простотой, но с целесообразностью, не раз-
бирая ничего, поднималась и гвоздила фран-
цузов до тех пор, пока не погибло все на-
шествие.”

Роман “Война и мир” является исторической эпопеей доблести и мужества русского народа — победителя в войне 1812 года. Главный герой романа — русский народ. Как и в “Севастопольских рассказах”, так и в этом романе Толстой реалистически рисует войну в “крови, в страданиях, в смерти”. Толстой говорит нам о тяжести войны, о ее ужасах, горе (уход населения из Смоленска и Москвы, голод), смерти (умирает после ранения Андрей Болконский, погибает Петя Ростов). Война от каждого требует предельного напряжения моральных и физических сил. Россия в период Отечественной войны, в период грабежа, насилия и зверств, учиненных захватчиками, несет огромные материальные жертвы. Это сожжение и опустошение городов.
Большое значение в ходе военных событий имеет общее настроение солдат, партизан и других защитников Родины. Война 1905-1907 гг. велась за пределами России и была чужда русскому народу. Когда же французы вторглись на территорию России, то весь русский народ от мала до велика поднялся на защиту своего Отечества.
В романе “Война и мир” Толстой разделяет людей по нравственному принципу, особенно выделяя отношение к патриотическому долгу. Писатель изображает патриотизм истинный и патриотизм ложный, который даже нельзя назвать патриотизмом. Настоящий патриотизм- это прежде всего патриотизм долга, поступка во имя Отечества, умение в решающую для Родины минуту подняться над личным, проникнуться чувством ответственности
за судьбу народа. По мнению Толстого, русский народ глубоко патриотичен. При занятии французами Смоленска крестьяне сжигали сено, чтобы не продавать его своим врагам. Каждый по-своему старался причинить боль врагу, чтобы они почувствовали ненависть истинных хозяев земли. Купец Ферапонтов сжег собственную лавку, чтобы она не досталась французам. Истинными патриотами показаны жители Москвы, которые уходя из родного города, покидают жилища, так как считают невозможным остаться
под властью самозванцев.
Настоящими патриотами являются русские солдаты. Мы видим истинный патриотизм и героизм народа в изображении классических сцен под Шенграбеном, Аустерлицем, Смоленском, Бородиным. Именно в Бородинском сражении с особой проявилась необычайная стойкость и мужество русских солдат. Бородинское сражение является нравственной победой русских солдат. Чувство патриотизма- истинно народное чувство. Оно охватывает всех солдат без исключения. Солдаты спокойно, просто, уверенно делают свое дело не говоря громких слов. Толстой рассказывает о боях под Смоленском. Не смотря на мужество и стойкость русской армии, она вынуждена отступать.
Героями и истинными патриотами у Толстого становятся внешне ничем не примечательные люди. Таков капитан Тушин, оказавшийся перед лицом начальства в комическом положении без сапог, конфузящийся, спотыкающийся и вместе с тем в самый критический момент делающий именно то. что надо. Сила народного духа родит выдающихся полководцев. Таких как Михаил Кутузов. Он живет одними чувствами, мыслями, интересами солдат, прекрасно понимает их настроение, по-отцовски заботится о них. Он твердо верит, что исход сражения определяет “неуловимая сила, называемая духом войска” и всеми силами стремится поддержать в армии эту скрытую теплоту патриотизма.
Для Кутузова, которому глубоко чуждо все фальшивые, надуманные, бессмысленные разглагольствования Бенигсена на военном совете в Филях о защите священной древней столицы Москвы. Для русского человека , настоящего патриота понятно, что такое Москва. Но вопрос о ее судьбе, о судьбе России решался Кутузовым в чисто военном плане.
Большое значение писатель придает партизанскому движению. Вот как Толстой описывает его стихийный рост:” Прежде чем партизанская война была официально принята нашим правительством, уже тысячи людей неприятельской армии — отсталые мародеры, фуражиры — были истреблены казаками и мужиками, побивавшими этих людей также бессознательно, как бессознательно собаки загрызают бешеную собаку”. Толстой рисует партизанские отряды Долохова и Денисова, рассказывает о крестьянине Тихоне Щербатом, который был незаменимым человеком в отряде и принимал участие в самых рискованных операциях. Благодаря огромному массовому патриотическому движению русских людей против французских захватчиков, враг был разгромлен и изгнан .
Толстой показывает, что патриотические чувства охватывают людей различных политических взглядов: передовую интеллигенцию (Пьер, Андрей), фрондирующего старого князя Болконского, консервативно настроенного Николая Ростова, кроткую княжну Марью. Патриотический порыв проникает и в сердца людей, казалось бы далеких от войны- Пети, Наташи Ростовых. Но это только казалось бы. Настоящий человек по мысли Толстого не может не быть патриотом своего Отечества. Всех этих людей объединяет чувство, которое есть в душе каждого русского человека. (Семья Ростовых, покидая город, отдает все подводы раненым, тем самым лишаясь своего имущества. После смерти отца Мария Болконская уезжает из имения, не желая жить на занятой врагами территории. Пьер Безухов думает убить Наполеона, прекрасно понимая, чем это может кончиться.)
Собравшись в Слободском дворце, купцы и дворяне для защиты России жертвуют своим имуществом. “Узнав, что граф Мамонтов жертвует полк, Безухов тут же объявил, что он отдает тысячу человек и их содержание.”
Истинному патриотизму основной массы русских людей Толстой противопоставляет ложный патриотизм высшего дворянского света. Это люди фальшивые, патриотические слова и дела которых становятся средством достижения низменных целей. Беспощадно срывает Толстой маску патриотизма с немецких и полунемецких генералов на русской службе, “золотой молодежи” типа Анатолия Курагина, карьеристов вроде Бориса Друбецкого. Толстой гневно обличает ту часть высшего штабного офицерства, которая не принимала участия в боях, а старалась устроиться при штабах и ни за что получать награды.
В разгар войны А. Шерер занята выбором достойного жениха. В ее салоне берут штраф за каждое произнесенное французское слово.
Конечно, этим людям, далеким от народа, чуждо исконно русское патриотическое чувство.
Толстой убеждает нас, что истинными патриотами могут быть только те дворяне, которые постигают дух народа, для которых не может быть счастья вне покоя и благоденствия их страны.
Объединяя людей по нравственному принципу, подчеркивая особую важность при оценке человека истинности его патриотического чувства, Толстой сближает самых разных по своему общественному положению людей. Они оказываются близкими по духу, поднимаются до величия народного патриотизма. И недаром в трудный период жизни Пьер Безухов, оказавшись на Бородинском поле приходит к убеждению, что истинное счастье — слияние с простым народом. (“Солдатом быть, просто солдатом. Войти в эту общую жизнь всем существом.”)
Таким образом, истинный патриотизм и героизм в понимании Толстого, есть высшее проявление нравственной силы и духа народа. Народный патриотизм является непобедимой силой в борьбе с врагами. Победитель — русский народ. Подлинные герои — простые русские люди, которые совершили великое дело — победили “непобедимого Наполеона”.

Урок литер$атуры. 10 класс

Тема: Народ и война в «Севастопольских рассказах» Л.Н. Толстого

Цели:

1. познакомить с историей города Севастополя

$2. создать представление об исторической обстановке в России во время обороны Севастополя

3. развивать навыки работы с художественным текстом, способствовать пользоваться различными источниками для получения информации.

$4. на материале рассказов показать истинный героизм русских солдат и матросов в обороне Севастополя.

5. воспитывать интерес к истории страны, чувство патриотизма, способствовать проявлению чувств сопереживания, сочувствия, отрицания насилия, неприятия зла.

Опережающие задания:

$1.Историческая справка об основании Севастополя

2. Историческая справка о Крымской войне

3.Толстой – офицер действующей армии

4.Историческая справка. Начало обороны Севастополя в Крымской войне

$5.Выписать из рассказа «Севастополь в декабре месяце» детали военного быта

6. Рассуждение в начале рассказа «Севастополь в мае» — прочитайте и прокомментируйте мысль Толстого и ваше отношение к данной позиции

7.Описание природы (глава 14, «Севастополь в мае») – прочитайте, сравните с позицией Ле$рмонтова в стихотворении «Валерик»

8.Поведение солдат во время перемирия (глава 16, «Севастополь в мае»), какие мысли этот эпизод вызывает у вас?

9.«Десятилетний мальчик и голубые цветы» (16 глава, «Севастополь в мае»). Какие мысли Толстого иллюстрирует этот эпизод?$

Ход урока

Учитель$. «По долгу совести и чувству справедливости не могу молчать о зле, открыто совершающемся передо мною и влекущем за собою погибель миллионов людей, погибель силы и чести отечества». /Л.Н.Толстой/.

Мы продолжим наш разговор о писателе и будем говорить о его «Севастопольских рассказах». События, положенные в основу повествования в этих рассказах сыграли важную роль в формировании

  • личности Толстого

  • его отношения к войне

  • художественной позиции в отражении войны, в понимании истинного героизма и патриотизма в романе «Война и мир».

$Более того сегодня разговор о Севастополе и исторических событиях, связанных с ним, чрезвычайно злободневен, горяч, необходим прежде всего для понимания дня сегодняшнего.

Именно об этом мы и будем говорить в течение урока.

  1. Историческая справка о Севастополе.

$     Севастополь был основан как крепость и база военно-морского флота на Черном море. 
    Основание Севастополя закрепляло возвращение России ее исконных земель на побережье Черного и Азовского морей. Этому предшествовала многовековая борьба русского и украинского народов за Крым и Черное море. 
    Военные походы в середине XVI века Ивана Грозного,$ походы в XVII веке Голицына, азовские походы Петра I, создавшего Донскую флотилию и Азовский флот, не прекращавшаяся борьба запорожского и донского казачества против татар и турок были важными этапами борьбы за Крым и за выход в Черное море. С еще большей остротой она развернулась в XVIII веке. 
    Крымский полуостров, выдвинувшийся в море и разделяющий его на две части, своей оконечностью находится на довольно близком расстоянии от проливов, соединяющих Черное$ море с Средиземным. В Черное море впадает много крупных рек, что благоприятствует плаванию, торговле. Неслучайно поэтому Крым и Черное море занимали в захватнических планах иноземных завоевателей всегда важное место. Россия предпринимала меры к закреплению завоеванного положения в этом районе — строила города, создавала флот. 
    Большое значение имела деятельность в Крыму великого русского полководца А. В. Суворова. Он одним из первых оценил замечательные достоинства и военно-стратегическое значение Севастопольской бухты. С именем А. В. Суворова связано основание и развитие$ Севастополя как города-крепости. 
    Осенью 1782 г. на зимовку в Ахтиарскую гавань пришли первые русские корабли — фрегаты «Храбрый» и «Осторожный».
   Первые каменные постройки на месте будущего города появились в июне 1783 года на западном берегу Южной бухты. По приказу Г.Потемкина город строили очень быстро, поскольку для строительства использовались тесаные камни у$креплений древнего Херсонеса.

Указом Екатерины II от 10 февраля 1784 г. город получил имя Севастополь.  Этот топоним состоит из двух слов древнегреческого языка «севастос» и «полис» и наиболее верное истолкование «высокий, священный город» 

$Этим же Указом князю Г.А.Потемкину предписывалось построить в Ахтиарской гавани большую крепость с адмиралтейством для кораблей первого ранга, а также порт и военное поселение. В это время в бухте уже находилось 26 кораблей с 4 тыс. матросов и офицеров. 
В 1804 г. русское прав$ительство официально объявило Севастополь главным военным портом Черноморского флота а в 1809 — военной крепостью.    В начале второй четверти XIX в. Севастополь был самым большим городом в Крыму.

  1. Историческая справка о Крымской войне 1853-1856 г.

Цель внешней политики царя Николая $I — вытеснение Турции из Европы. Император провозгласил Россию $покровительницей православных народов, находящихся под властью султана. 21 июня 1853 года русские войска были введены в Дунайские княжества. 16 октября 1853 года Турция объявила России войну. Русская дипломатия не смогла предвидеть и предотвратить, что на стороне Турции выступят Англия, Франция и Сардиния. Видеть Россию сильной в Европе не хотели никогда. В сентябре 1854 года войска коалиции высадились в Крыму. В октябре началась бомбардировка Севастополя. Героическая оборона длилась одиннадцать месяцев. Подписанный в марте 1856 года в Париже мирный договор воспринимался Россией как поражение. Крымская война оказалась личной трагедией Николая I$: 18 февраля 1855 года он умер.

  1. $ Выступление биографа. Толстой – офицер действующей армии.

В 1851 году Лев Толстой отправляется на Кавказ вместе со своим братом Николаем Николаевичем, который служил офицером-артиллеристом в действующей армии. Когда в 1853 году началась война России с объединённ$ыми силами Англии, Франции и Турции, Толстой подал прошение о переводе его в действующую армию. Его перевели в Дунайскую армию, а позднее в Крым, в Севастополь. «Храбрый артиллерийский офицер, способный сохранять спокойствие при любых обстоятельствах, даже грозящих мучительной смертью, не суетливый, но упорный» — таким был Л. Толстой, по свидетельству очевидцев, на 4 бастионе, который считался самым опасным местом, обстреливаемым иногда до 10 дней подряд. В Севастополь Толстой прибыл в ноябре 1854 года и оставался здесь вплоть до конца осады.

  1. Историческая справка. Начало обороны Севас$тополя в Крымской войне

В сентябре 1854 года армия союзников численностью более 60 тысяч человек высадилась в Крыму и начала наступление на Севастополь-главную русскую крепость на Чёрном море. Город был неуязвим с моря, но практически беззащитен с суши. Адмиралы В.А. Корнилов, П.С. Нахимов, В.И. Истомин взяли на себя командование Севастополем. С 22 тысячами моряков и 2 тысячами орудий, снятых с судов, при поддержке населения они организовали оборону. Под ураганным огнём они выдерживали осаду 120-тысячной армии неприятеля. Гарнизон и население г$орода были мобилизованы на строительство укреплений, схему которых разработали военные офицеры под руководством Э.И. Тотлебена. Защитники города затопили у входа в бухту несколько судов и прегради$ли доступ в неё вражескому флоту.

Учитель. 7 ноября 1854 года Толстой прибыл в Севастополь. Под сильным впечатлением увиденного, он пишет брату Сергею: «Дух в войсках выше всякого описания. Корнилов, объезжая войска, вместо: «Здорово, ребята! »$ — говорил: «Нужно умирать, ребята, умрёте? – и войска кричали: «Умрём, ваше превосходительство!» и уже 22 тысячи исполнили это обещание. Рота моряков взбунтовалась за то, что их хотели сменить с батареи, на которой они простояли 30 дней под бомбами. Женщины носят воду на бастионы для солдат… я благодарю бога за то, что видел этих людей и живу в это славное время».

Таким образом, Л.Н. Толстой был непо$средственным участником обороны, видел, как сражаются русские солдаты, как они умирают. О них Толстой пишет в очерке «Как умирают русские солдаты». Эти люди стали героями рассказов: «Севастополь в декабре месяце»,1854 год, «Севастополь в мае», 1855 год, «Севастополь в августе»,1855 год.

  1. Работа с текстом рассказа «Севастополь в декабре месяце»

$Учитель. В рассказе изображён момент некоторого ослабления и замедления военных действий между кровавой битвой под Инкерманом 5 ноября 1854 года и битвой под Евпаторией 17 февраля 1855 год$а. Сражение у Балаклавы 13 октября 1854 года сложилось в пользу русских, но на помощь англичанам пришли французы. Сражение под Инкерманом закончилось поражением русских войск. Война приобрела затяжной характер.

В рассказе «Севастополь в декабре месяце» Толстой передал свои первые впечатления. Впервые увидела Россия осаждённый город в его величии.

  • $Как изображает автор войну, чем отличается его описание от литературной традиции в изображении военных событий? («Полтава» А.С. Пушкина, «Бородино» М.Ю. Лермонтова)

Толстой изображает войну без прикрас, без громких фраз, сопровождавших официальные известия о Севастополе на страницах журналов и газет. Он стремился дать полную панораму войны, осознавая, что «надолго оставит в России великие следы эта эпопея Севастополя, которой героем является народ русский».

$Рассказ является своеобразным путеводителем по осаждённому городу. Это особенно подчёркивается формой личного местоимения «вы» в определении лица, от которого ведётся рассказ. Это и повествователь, и читатель: «Вы подходите к пристани…», «Вы отчалили от берега…», «вы видите будничных людей, спокойно занятых будничным делом». Повествование ве$дётся так, что читатель как бы является очевидцем, участником событий, он как будто ощущает то же, что и защитники города.

Детали военного быта

Писатель заметил множество деталей военного быта, многие из которых пришлись по вкусу тогдашней петербургской цензуре.

  • «Стоптанные в раз$ные стороны каблуки» — на сапогах боевого пехотного офицера

  • $Старая шинель старого лиловатого цвета

  • Грязная постель с ситцевым одеялом в блиндаже

  • Узелок с провизией, из которого торчит «конец мыльного сыра и горлышко портерной бутылки с водкой»

  • У армейского офицера не может быть чистых перчаток и новенькой шинели в отличие от интендантских казнокрадов и штабных щёголей.

$

Прочитайте страницы рассказа с описанием защитников Севастополя:

  • фурштатский солдатик

  • общее о защитниках Севастополя

  • госпиталь и операционная$

  • четвёртый бастион

$

Какой мыслью объединены эти страницы?

Учитель.$ На 4 бастионе вместе с Львом Толстым сражались простые русские солдаты. В 1911 году первые русские операторы засняли оставшихся в живых защитников Севастополя, сохранив их лица для истории. На групповом портрете художника Тима среди участников обороны можно увидеть рядовых: Афанасия Елисеева, Петра Кошку, Фёдора Заику, Ивана Демченко. Сколько в их лицах решимости, отваги и грусти.

Прочитайте эпилог-рассуждение. Выделите основные мысли эпилога.

Будни$чная, внешне беспорядочная суета города, ставшего военным лагерем, переполненный лазарет, удары ядер, взрывы гранат, мучения раненых, кровь, грязь, смерть – вот та обстановка, в которой защитники Севастополя просто и честно, без лишних слов выполняли свой тяжёлый труд.

«Из-за креста, из-за названия, из-за$ угрозы не могут принять люди эти ужасные условия, должна быть другая, высокая побудительная причина, – говорил Толстой. – И эта причина есть чувство, редко проявляющееся, стыдливое в русском, но лежащее в глубине души каждого – любовь к родине».

$Академик Терле называл «Севастопольские рассказы» правдивым историческим документом, современники воспринимали их как «корреспонденции с военных действий». Печатались они в журнале «Современник».

Как называется жанр литературы, предполагающий документальную достоверность? – очерк.

Но своё произведение Толстой определили как рассказы. Почему?

$Художественное повествование позволило автору создать образный мир мужества и героизма, передать своё восхищение русскими людьми, защищающими свою родину. Он убеждён в «…невозможности поколебать где бы то ни было силу русского народа». Но писатель не может удержаться и от осуждения войны как таковой: вы «увидите войну не в правильном, красивом и блестящем строе, с музыкой и барабанным боем$…, а увидите войну в её настоящем выражении – в крови, в страданиях, в смерти».

Учитель. Чем дальше затягивалась осада, тем очевиднее ощущал Толстой внутренний разлад и неподготовленность государства к войне. «Больше, чем прежде убедился, — записывает он в дневнике, — что Россия или должна пасть, или совершенно преобразоваться. Всё идёт навыворот… Грустное положение – и войска, и государства». Как истинный патриот, Толстой готовит записку царскому правительству, в которой пишет о катастрофическом положении в армии. Но вскоре писатель убеждается в бесполезности этой меры и решает$ рассказать правду о Севастополе всей общественности, используя форму художественного повествования. Так появляются ещё два рассказа: «Севастополь в мае» и «Севастополь в августе».

Одной $из ведущих тем рассказа «Севастополь в мае» становится тема осуждения войны. Толстой рисует войну как безумие, заставляющее усомниться в разуме людей. Он судит о войне с нравственной точки зрения, показывает её влияние на человеческую мораль.

$Для выражения своего отношения к войне Толстой использует различные аргументы: (по группам – опережающее задание)

  • рассуждение в начале рассказа — прочитайте и прокомментируйте мысль Толстого и ваше отношение к данной позиции

  • описание природы – прочитайте, сравните с позицией Лермонтова в стихотворении «Валерик»

  • поведение солдат во время перемирия (глава 16), какие мысли это вызывает у вас?$

  • «Десятилетний мальчи$к и голубые цветы» (16 глава). Какие мысли Толстого иллюстрирует этот эпизод?

  • «Маленькие наполеоны войны». Нравственная оценка этих героев.

Учитель. $Впервые в «Севастопольских рассказах» возникает тема наполеонизма и маленьких наполеонов. Наполеон ради своего честолюбия губит миллионы, а какой-нибудь прапорщик Петушков, этот «маленький Наполеон, маленький изверг, сейчас готов затеять сражение, убить человек сотню для того только, чтобы получить лишнюю звёздочку или треть жалованья».

$Учитель. В конце августа 1855 года началась последняя, самая ожесточённая бомбардировка Севастополя. Это самый страшный месяц долгой осады, окончившейся падением Севастополя. 800 орудий беспрестанно громили город. Потери защитников составляли 2-3 тысячи человек в день. 27 августа начался общий штурм. После захвата господствующей высот$ы – Малахова кургана – дальнейшая оборона потеряла всякий смысл. Так закончилась 349-дневная оборона. «Севастополь в августе» посвящён именно последнему периоду обороны. Война в третьем рассказе показана глазами новичка, потому что главным для автора здесь является исследование души человека на войне перед опасностью. Заканчивается рассказ анализом душевного состояния солдат, вынужденных оставить после одиннадцатимесячной обороны Севастополь. Толстой и его товарищи, покидая Севастополь плакали. Слёзы боли и гнев, скорбь о погибшихгероях, проклятие войне, угроза захватчикам.

$ «Выходя на ту сторону моста, почти каждый солдат снимал шапку и крестился. Но за этим чувством было другое, тяжелое, сосущее и более глубокое чувство: это было чувство, как будто похожее на раскаяние, стыд и злобу. Почти каждый солдат, взглянув с Северной стороны на оставленный Севастополь, с невыразимою горечью в сердце вздыхал и грозился врагам».

$Вывод: Писатель, преклоняясь перед народом, его выносливостью и мужеством, осуждает войну как средство решения спорных вопросов междлу государствами. Толстой отрицает захватнические войны как состояние, чуждое человеческой природе.Война, по его мнению, ожесточает человека, убивает в нём любовь к людям, без чего немыслима жизнь. Кроме того, война лишает человека способности наслаждаться окружающим миром, природой, так как он (человек) сосредоточен на себе, желает одного – не быть $убитым. Наконец, война извращает моральные представления людей. Словом, она «есть сумасшествие», и если «люди делают это сумасшествие, то они не разумные создания, как у нас почему-то принято думать».

$Вот как увидел лицо войны художник Василий Верещагин, участник трёх войн. Свою картину он назвал «Апофеоз войны» (1871-1872). На раме надпись: « Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим». В словаре Ожегова слово «апофеоз» имеет два значения: 1) прославление, возвеличение чего-нибудь; 2) торжественная, заключительная сцена театральных представлений. В каком значении употребил слово художник? Какую мысль стремится он передать?

Перед зрителем пирамида человеческих черепов,$ сложенная в среднеазиатской долине, на фоне разрушенного войной города и высохших садов. Стаи голодных хищных птиц кружат над пирамидой, садятся на черепа. Раскалённый зноем воздух. Серовато-жёлтый колорит как нельзя лучше передаёт ощущение высушенной солнцем, умершей природы. Картина воспроизводит одну из «пирамид», которые по приказу Тамерлана и других восточных деспотов складывали из черепов их поверженных врагов, но она обличает любую в любые времена, раскрывает преступность агрессии ,обрекающей на уничтожение целые страны и народы.

$ Главным же итогом Крымской войны было то, что Россия в целом устояла под ударами объединившихся против неё держав мира. Несмотря на серьёзное военное поражение, она вышла из войны с минимальным уроном. Наиболее б$олезненным пунктом Парижского мира было положение, запрещавшее ей иметь военный флот и укрепления на Чёрном море.

Воинская слава Севастополя была продолжена в 20 век$е. Нелегкие события пережил Севастополь в период Великой Отечественной войны. Первые бомбы обрушились на город в 3 часа утра, на час раньше, чем враг атаковал границы СССР.

Мечта захватить Крым и Севастополь подвигла Гитлера направить сюда одну из лучших германских армий. Город рассчитывали захватить в кратчайшие сроки, ему даже придумали новое немецкое название Теодорихсхафен — гавань Теодориха. Однако защитники города сражались столь яростно и мужественно, что враг топтался на его подступах долгих 250 дней. К лету 1942 года гитлеровским войскам удалось блокировать город со стороны суши, моря и с воздуха. Силы защитников были на исходе, не хватало боепри$пасов.  3 июля 1942 года, исчерпав все возможности обороны, часть советских войск оставила Севастополь, но отдельные бои в районе мыса Херсонес продолжались вплоть до 12 июля. Значение обороны Севастополя велико: в самый тяжелый период войны защитники города надолго задержали у своих стен и 300-тысячную армию гитлеровцев.

$Присоединение Крыма. Возвращение Севастополя — города русского, города русской чести и славы.

Песня Александра Городницкого «Севастополь останется русским»

Домашнее задание: напи$сать сочинение-эссе

Темы:$

  • Человек и война

  • Человечество и война

  • $Мировые войны

  • Про давно минувшую войну…

  • Разве о войне мечтают люди?

  • Что мы знаем о войне?$

$

$

Приложение 1.

Историческая справка о Сева$стополе.

    Севастополь был основан как крепость и база военно-морского флота на Черном море. 
    Основание Севастополя закрепляло возвращение России ее исконных земель на побережье Черного и Азовского морей. Этому предшествовала многовековая борьба русского и украинского народов за Крым и Черное море. 
    Военные походы в середине XVI века Ивана Грозного, походы в XVII веке Голицына, азовские походы Петра I, создавшего Донскую флотилию и Азовский флот, не прекращавшаяся борьба запорожского и донского казачества против татар и турок были важными этапами борьбы за Крым и за выход в Черное море. С еще большей остротой она развернулась в XVIII веке. 
    Крымский полуостров, выдвинувшийся в море и разделяющий его на две части, сво$ей оконечностью находится на довольно близком расстоянии от проливов, соединяющих Черное море с Средиземным. В Черное море впадает много крупных рек, что благоприятствует плаванию, торговле. Неслучайно поэтому Крым и Черное море занимали в захватнических планах иноземных завоевателей всегда важное место. Россия предпринимала меры к закреплению завоеванного положения в этом районе — строила города, создавала флот. 
    Большое значение имела деятельность в Крыму великого русского полководца А. В. Суворова. Он одн$им из первых оценил замечательные достоинства и военно-стратегическое значение Севастопольской бухты. С именем А. В. Суворова связано основание и развитие Севастополя как города-крепости. 
    Осенью 1782 г. на зимовку в Ахтиарскую гавань пришли первые русские корабли — фрегаты «Храбрый» и «Осторожный».
$   Первые каменные постройки на месте будущего города появились в июне 1783 года на западном берегу Южной бухты. По приказу Г.Потемкина город строили очень быстро, поскольку для строительства использовались тесаные камни ук$реплений древнего Херсонеса.

Указом Екатерины II от 10 февраля 1784 г. город получил имя Севастополь.  Этот топоним состоит из двух слов древнегреческого языка «севастос» и «полис» и наиболее верное истолкование «высокий, священный город» 

Этим же Указом князю Г.А.Потемкину предписывалось построить в Ахтиарской гавани большую крепость с адмиралтейством для кораблей первого р$анга, а также порт и военное поселение. В это время в бухте уже находилось 26 кораблей с 4 тыс. матросов и офицеров. 
В 1804 г. русское правительство официально объявило Севастополь главным военным портом Черноморского флота а в 1809 — военной $крепостью.    В начале второй четверти XIX в. Севастополь был самым большим городом в Крыму.

Приложение 2.

$ Историческая справка о Крымской войне 1853-1856 г.

Цель внешней политики царя Николая I — вытеснение Турции из Европы. Императо$р провозгласил Россию покровительницей православных народов, находящихся под властью султана. 21 июня 1853 года русские войска были введены в Дунайские княжества. 16 октября 1853 года Турция объявила России войну. Русская дипломатия не смогла предвидеть и предотвратить, что на стороне Турции выступят Англия, Франция и Сардиния. Видеть Россию сильной в Европе не хотели никогда. В сентябре 1854 года войска коалиции высадились в Крыму. В октябре началась бомбардировка Севастополя. Героическая оборона длилась одиннадцать месяцев. Подписанный в марте 1856 года в Париже м$ирный договор воспринимался Россией как поражение. Крымская война оказалась личной трагедией Николая I: 18 февраля 1855 года он умер.

Приложение 3.

Выступление биографа. Толстой – офицер действующей армии.

В 1851 году Лев Толстой отправляетс$я на Кавказ вместе со своим братом Николаем Николаевичем, который служил офицером-артиллеристом в действующей армии. Когда в 1853 году началась война России с объединёнными силами Англии, Франции и Турц$ии, Толстой подал прошение о переводе его в действующую армию. Его перевели в Дунайскую армию, а позднее в Крым, в Севастополь. «Храбрый артиллерийский офицер, способный сохранять спокойствие при любых обстоятельствах, даже грозящих мучительной смертью, не суетливый, но упорный» — таким был Л. Толстой, по свидетельству очевидцев, на 4 бастионе, который считался самым опасным местом, обстреливаемым иногда до 10 дней подряд. В Севастополь Толстой прибыл в ноябре 1854 года и оставался здесь вплоть до конца осады.$

Приложение 4.

Историческая справка. Начало обороны Севастополя в Крымской войне

$В сентябре 1854 года армия союзников численностью более 60 тысяч человек высадилась в Крыму и начала наступление на Севастополь-главную русскую крепость на Чёрном море. Город был неуязвим с моря, но практически беззащитен с суши. Адмиралы В.А. Корнилов, П.С. Нахимов, В.И. Истомин взяли на себя командование Севастополем. С 22 тысячами моряков и 2 тысячами орудий, снятых с судов, при поддержке населения они организовали оборону. Под ураганным огнём они выдерживали осаду 120-тысячной армии неприятеля. Гарнизон и население города были мобилизованы на строительство укреплен$ий, схему которых разработали военные офицеры под руководством Э.И. Тотлебена. Защитники города затопили у входа в бухту несколько судов и преградили доступ в неё вражескому флоту.

Приложение 5. Картина Василия Верещагина «Апофеоз войны» (1871-1872)

$

.

ИСТИННЫЙ И ЛОЖНЫЙ ПАТРИОТИЗМ В РОМАНЕ Л.Н.ТОЛСТОГО «ВОЙНА и МИР»

Роман “Война и мир” является исторической эпопеей доблести и мужества русского народа — победителя в войне 1812 года. Как и в “Севастопольских рассказах”, так и в этом романе Толстой реалистически рисует войну в “крови, в страданиях, в смерти”. Толстой говорит нам о тяжести войны, о ее ужасах, горе (уход населения из Смоленска и Москвы, голод), смерти (умирает после ранения Андрей Болконский, погибает Петя Ростов). Война от каждого требует предельного напряжения моральных и физических сил. Россия в период Отечественной войны, в период грабежа, насилия и зверств, учиненных захватчиками, несет огромные материальные жертвы. Это сожжение и опустошение городов.
Большое значение в ходе военных событий имеет общее настроение солдат, партизан и других защитников Родины. Война 1805-1807 гг. велась за пределами России и была чужда русскому народу. Когда же французы вторглись на территорию России, то весь русский народ от мала до велика поднялся на защиту своего Отечества.
В романе “Война и мир” Толстой разделяет людей по нравственному принципу, особенно выделяя отношение к патриотическому долгу. Писатель изображает патриотизм истинный и патриотизм ложный, который даже нельзя назвать патриотизмом. Настоящий патриотизм — это прежде всего патриотизм долга, поступка во имя Отечества, умение в решающую для Родины минуту подняться над личным, проникнуться чувством ответственности за судьбу народа. По мнению Толстого, русский народ глубоко патриотичен. При занятии французами Смоленска крестьяне сжигали сено, чтобы не продавать его своим врагам. Каждый по-своему старался причинить боль врагу, чтобы они почувствовали ненависть истинных хозяев земли. Купец Ферапонтов сжег собственную лавку, чтобы она не досталась французам. Истинными патриотами показаны жители Москвы, которые уходя из родного города, покидают жилища, так как считают невозможным остаться под властью самозванцев.
Настоящими патриотами являются русские солдаты. Роман насыщен многочисленными эпизодами, рисующими разнообразное проявление патриотизма русскими людьми. Мы видим истинный патриотизм и героизм народа в изображении классических сцен под Шенграбеном, Аустерлицем, Смоленском, Бородиным. Конечно, любовь к отечеству, готовность пожертвовать ради него своей жизнью наиболее ярко проявляется на поле боя, в прямом столкновении с врагом. Именно в Бородинском сражении с особой проявилась необычайная стойкость и мужество русских солдат. Описывая ночь перед Бородинским сражением, Толстой обращает внимание на серьезность и сосредоточенность солдат, которые чистят оружие, готовясь к бою. Они отказываются от водки, потому что готовы осознанно вступить в битву с мощным противником. Их чувство любви к Родине не допускает бесшабашной пьяной отваги. Понимая, что этот бой для каждого из них может оказаться последним, солдаты надевают чистые рубахи, готовясь к смерти, но не к отступлению. Мужественно сражаясь с врагом, русские солдаты не стараются выглядеть героями. Им чужды рисовка и поза, в их простой и искренней любви к Родине нет ничего показного. Когда во время Бородинского сражения “одно ядро взрыло землю в двух шагах от Пьера”, широкий краснорожий солдат простодушно признается ему в своем страхе. “Ведь она не помилует. Она шмякнет, так кишки вон. Нельзя не бояться”, — сказал он смеясь”. Но солдат, вовсе не старавшийся быть храбрым, погиб вскоре после этого короткого диалога, как десятки тысяч других, но не сдался и не отступил.
Героями и истинными патриотами у Толстого становятся внешне ничем не примечательные люди. Таков капитан Тушин, оказавшийся перед лицом начальства в комическом положении без сапог, конфузящийся, спотыкающийся и вместе с тем в самый критический момент делающий именно то, что надо.
Сила народного духа родит выдающихся полководцев. Таких как Михаил Кутузов. Кутузов в романе — выразитель идеи патриотизма, он был назначен командующим вопреки воле царя и царского двора. Андрей объясняет это Пьеру так: “Пока Россия была здорова, хорош был Барклай де Толли… Когда Россия больна, ей нужен свой человек”. Кутузов живет одними чувствами, мыслями, интересами солдат, прекрасно понимает их настроение, по-отцовски заботится о них. Он твердо верит, что исход сражения определяет “неуловимая сила, называемая духом войска” и всеми силами стремится поддержать в армии эту скрытую теплоту патриотизма.
Важен эпизод в Филях. Кутузов берет на себя тягчайшую ответственность и приказывает отступить. В этом приказе — подлинный патриотизм Кутузова. Отступая из Москвы, Кутузов сохранил армию, которая пока не могла сравниться по численности с наполеоновской. Защищать Москву значило бы потерять армию, а это привело бы к потере и Москвы и России. После того как Наполеона вытеснили за русские границы, Кутузов отказывается воевать за пределами России. Он считает, что русский народ выполнил свою миссию, изгнав захватчика, и незачем более проливать народную кровь.
Патриотизм русских людей проявляется не только в бою. Ведь в борьбе с захватчиками участвовала не только та часть народа, которая была мобилизована в армию.
Лев Николаевич показывает, что патриотические чувства охватывают людей различных политических взглядов: передовую интеллигенцию (Пьер, Андрей), фрондирующего старого князя Болконского, консервативно настроенного Николая Ростова, кроткую княжну Марью. Патриотический порыв проникает и в сердца людей, казалось бы далеких от войны — Пети, Наташи Ростовых. Но это только казалось бы. Настоящий человек, по мысли Толстого, не может не быть патриотом своего Отечества. Всех этих людей объединяет чувство, которое есть в душе каждого русского человека. (Семья Ростовых, покидая город, отдает все подводы раненым, тем самым лишаясь своего имущества. После смерти отца Мария Болконская уезжает из имения, не желая жить на занятой врагами территории. Пьер Безухов думает убить Наполеона, прекрасно понимая, чем это может кончиться.)
Большое значение писатель придает партизанскому движению. Вот как Толстой описывает его стихийный рост: ”Прежде чем партизанская война была официально принята нашим правительством, уже тысячи людей неприятельской армии — отсталые мародеры, фуражиры — были истреблены казаками и мужиками, побивавшими этих людей также бессознательно, как бессознательно собаки загрызают бешеную собаку”. Толстой характеризует партизанскую “войну не по правилам” как стихийную, сравнивая ее с дубиной, “поднявшейся со всей своей грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил … гвоздившей французов … пока не погибло все нашествие”.
Истинному патриотизму основной массы русских людей Толстой противопоставляет ложный патриотизм высшего дворянского света, отталкивающим своей фальшью, эгоизмом и лицемерием. Это люди фальшивые, патриотические слова и дела которых становятся средством достижения низменных целей. Беспощадно срывает Толстой маску патриотизма с немецких и полунемецких генералов на русской службе, “золотой молодежи” типа Анатолия Курагина, карьеристов вроде Бориса Друбецкого. Толстой гневно обличает ту часть высшего штабного офицерства, которая не принимала участия в боях, а старалась устроиться при штабах и просто так получать награды.
Таких людей, как лжепатриоты будет много до тех пор, пока люди не осознают, что каждый должен защищать свою страну, и что кроме них этому сделать будет некому. Именно это хотел передать Лев Николаевич Толстой посредством антитезы, противопоставления истинных и ложных патриотов. Но Толстой не впадает в ложно-патриотический тон повествования, а смотрит на события сурово и объективно, как писатель-реалист. Это помогает ему более точно донести до нас всю важность проблемы лжепатриотизма.
Лжепатриотическая атмосфера царит в салоне Анны Павловны Шерер, Элен Безуховой и в других петербургских салонах: «…спокойная, роскошная, озабоченная только призраками, отражениями жизни, петербургская жизнь шла по-старому; и из-за хода этой жизни надо было делать большие усилия, чтобы сознавать опасность и то трудное положение, в котором находился русский народ. Те же были выходы, балы, тот же французский театр, те же интересы дворов, те же интересы службы и интриги. Только в самых высших кругах делались усилия для того, чтобы напоминать трудность настоящего положения». Действительно, этот круг людей был далек от осознания общероссийских проблем, от понимания великой беды и нужды народа в эту войну. Свет продолжал жить своими интересами, и даже в минуту всенародного бедствия здесь царяткорыстолюбие, выдвиженчество, службизм.
Лжепатриотизм проявляет и граф Растопчин, который расклеивает по Москве глупые «афишки», призывает жителей города не оставлять столицы, а затем, спасаясь от народного гнева, сознательно отправляет на смерть безвинного сына купца Верещагина. Подлость и предательство сочетаются с самомнением, надутостью: «Ему не только казалось, что он управлял внешними действиями жителей Москвы, но ему казалось, что он руководит их настроением посредством своих воззваний и афиш, писанных тем ерническим языком, который в своей среде презирает народ и которого он не понимает, когда слышит его сверху».
Показательна для понимания авторского отношения к происходящему и реакция участников сцены на поведение Берга — как прямая, так и не имеющая прямой связи с монологами героя. Прямая реакция заключена в действиях графа: “Граф сморщился и заперхал…”; “Ах, убирайтесь вы все к черту, к черту, к черту и к черту!..” Еще более определенна реакция Наташи Ростовой: “…это такая гадость, такая мерзость, такая… я не знаю! Разве мы немцы какие-нибудь?..” Восклицание Наташи Ростовой несколько оторвано от монологов Берга, фабульно оно связано с рассказом Пети о ссоре родителей из-за подвод. Но очевидно, что Толстой вкладывает эти слова в уста Наташи в том числе и с целью дать окончательную оценку лицемерному бесстыдству Берга (неслучайно упоминание о немцах).
Таков, наконец, Друбецкой, который, подобно другим штабным офицерам, думает о наградах и продвижении по службе, желает «устроить себе наилучшее положение, особенно положение адъютанта при важном лице, казавшееся ему особенно заманчивым в армии». Наверное, не случайно накануне Бородинской битвы Пьер замечает на лицах офицеров это жадное возбуждение, он мысленно сравнивает его с «другим выражением возбуждения», «которое говорило о вопросах не личных, а общих, вопросах жизни и смерти».
Толстой убеждает нас, что истинными патриотами могут быть только те дворяне, которые постигают дух народа, для которых не может быть счастья вне покоя и благоденствия их страны.
Объединяя людей по нравственному принципу, подчеркивая особую важность при оценке человека истинности его патриотического чувства, Толстой сближает самых разных по своему общественному положению людей. Они оказываются близкими по духу, поднимаются до величия народного патриотизма. И недаром в трудный период жизни Пьер Безухов, оказавшись на Бородинском поле приходит к убеждению, что истинное счастье — слияние с простым народом. (“Солдатом быть, просто солдатом. Войти в эту общую жизнь всем существом.”)
Таким образом, истинный патриотизм в понимании Толстого, есть высшее проявление нравственной силы и духа народа. Народный патриотизм является непобедимой силой в борьбе с врагами. Победитель — русский народ.

Народ и война в «Севастопольских рассказах» Л. Н. Толстого

Они защищали себя,

Они защищали Родину,

Они защищали нас,

Еще не родившихся.

Цели:

  1. Создать представление об исторической обстановке в России во время обороны Севастополя.

  2. Развивать навыки работы с художественным текстом, мышление учащихся, способность пользоваться различными источниками для получения информации, обобщать факты.

  3. На материале рассказов показать истинный героизм русских солдат и матросов в обороне Севастополя.

  4. Воспитывать интерес к истории страны, чувство патриотизма, способствовать проявлению чувств сопереживания, сочувствия, добра, отрицания насилия, неприятия зла.

Задача: показать, кто же, по мысли писателя, истинный герой севастопольской эпопеи, выявить основные приёмы изображения солдат, офицеров, сражений.

Тип урока: интегрированный (литература, история)

Форма работы: групповая

Оборудование, наглядность: Л. Н. Толстой «Севастопольские рассказы»,

слайдовая презентация.

Методические приемы организации урока:

Опережающее задание; постановка вопросов для обсуждения, подготовка докладов и сообщений, подборка репродукций по теме урока, выразительное чтение

Опережающее задание учащихся по группам:

  1. историки – готовят сообщения о событиях того времени;

  2. биографы – биографические материалы жизни Л. Н. Толстого;

  3. литературоведы – обобщение материала, выразительное чтение отрывков из текста для работы;

  4. художники – подбирают репродукции картин о Крымской войне.

Слайд 1

— Сегодняшний наш урок мне хотелось бы начать словами Л. Н. Толстого: «По долгу совести и чувству справедливости не могу молчать о зле, открыто совершающемся передо мною и влекущем за собою погибель миллионов людей, погибель силы и чести отечества». Сегодня мы продолжим наш разговор о писателе и будем говорить о его «Севастопольских рассказах». (Слайд 2) Ведь именно они сыграли решающую роль в становлении Толстого — писателя.

(Слайд 3) Эпиграфом к уроку по праву могут считаться слова: «Они защищали себя, Они защищали Родину, Они защищали нас, Ещё не родившихся»

Подумайте, каковы цели наших уроков? (После ответа учащихся – Слайды 4, 5)

В течение урока вы должны выяснить и дать ответ на вопросы: (Слайд 6)

Кто является истинным героем «Севастопольских рассказов» Л. Н. Толстого и Что такое война в понимании писателя?

Слайд 7

Справка историков: Цель внешней политики царя Николая I — вытеснение Турции из Европы. Император провозгласил Россию покровительницей православных народов (болгар, сербов), находящихся под властью султана. 21 июня 1853 года русские войска были введены в Дунайские княжества. 16 октября 1853 года Турция объявила России войну. Русская дипломатия не смогла предвидеть и предотвратить то, что на стороне Турции выступят Англия, Франция и Сардиния. Видеть Россию сильной в Европе не хотели никогда. В сентябре 1854 года войска коалиции высадились в Крыму. В октябре началась бомбардировка Севастополя. (Слайд 8) Героическая оборона длилась одиннадцать месяцев. ( Слайд 9) Подписанный в марте 1856 года в Париже мирный договор воспринимался в России как поражение. Крымская война оказалась личной трагедией Николая I: 18 февраля 1855 года он умер.

— Как Л. Н. Толстой попадает в воюющий Севастополь?

Слайд 10

Работа биографов

В 1851 году Л. Н. Толстой отправляется на Кавказ вместе с братом Николаем Николаевичем, который служил офицером-артиллеристом в действующей армии. Но военная служба не приносит ему спокойствия, он подаёт прошение об отставке и получает отказ. Когда в 1853 году началась война России с объединенными военными силами Англии, Франции и Турции, Толстой подал прошение о переводе его в действующую армию, как он сам объяснял впоследствии, «из патриотизма». Его перевели в Дунайскую армию, а позднее в Крым, в Севастополь. «Храбрый артиллерийский офицер, способный сохранять спокойствие при любых обстоятельствах, даже грозящих мучительной смертью, не суетливый, но упорный» — таким был Л. Толстой, по свидетельству очевидцев, на 4-м бастионе, который считался самым опасным местом, обстреливаемым иногда до 10 дней подряд. В Севастополь Толстой прибыл в ноябре 1854г. и оставался здесь вплоть до конца осады. Он хотел издавать «Военный листок», чтобы содействовать улучшению дел в армии и противостоять лжи об этой войне. Чтобы иметь на издание журнала деньги, в 1854 году писатель продал на своз родительский дом в Ясной Поляне. Николай I издание журнала не разрешил. В мае 1855г. Толстой был назначен командиром горного дивизиона и принимал участие в битве при Черной речке. Он не бросил литературных занятий. Здесь и были написаны «Севастопольские рассказы».

— Что же представлял собой Севастополь в тот момент, когда прибыл туда Толстой?

Слайд 11

Работа художников.

Айвазовский « Осада Севастополя»

Эпизод из жизни осажденного города во время Крымской войны (1853-1856). Айвазовский неоднократно приезжал в Севастополь, устраивал выставки своих произведений, выслушивал отзывы, консультировался с очевидцами и героями сражений. На картине городские сооружения занимают незначительную часть композиции, светлыми пятнами выделяется на изорванных утесистых берегах. Ювелирно, как на миниатюре, выписаны отдельные строения. Город одинок в своей беде. Справа — огромное, необозримое горное пространство, слева—уходящее за горизонт море. О военных действиях напоминают многочисленные взрывы, дым от которых рассеялся в небе, мачты затопленных кораблей у входа в Северную бухту, фигуры воинов. 

— Дайте историческую справку о причинах и начале обороны Севастополя.

Слайд 12

  1. Историки

В сентябре 1854 года армия союзников численностью более 60 тысяч человек высадилась в Крыму и начала наступление на Севастополь – главную русскую крепость на Черном море. Город был неуязвим с моря, но практически беззащитен с суши. Пользуясь численным преимуществом, враг оттеснил армию бездарного Меньшикова. Отступая, она покинула и Севастополь. На вопрос начальника штаба Черноморского флота Корнилова, что же делать с флотом, Меньшиков нагло ответил: «Положите себе его в карман». После неудачи русских войск в сражении на реке Альме главнокомандующий князь А. С. Менщиков приказал армии отступить в глубь Крыма. Севастополь оказался уже тогда обреченным.

Слайд 13

Адмиралы В.А.Корнилов, П.С.Нахимов, В.И.Истомин взяли на себя командование Севастополем с 22 тыс. моряков и 2 тыс. орудий, снятых с судов, при поддержке населения организовали оборону. Под ураганным огнем выдерживали осаду 120-тысячной армии неприятеля. Гарнизон и население города были мобилизованы на строительство укреплений, схему которых разработали военные офицеры под руководством Э.И.Тотлебена. Защитники города затопили у входа в бухту несколько судов и преградили доступ в нее вражескому флоту.

Работа биографов.

Слайд 14

Под сильным впечатлением увиденного Л. Н. Толстой пишет письмо брату Сергею: «Дух в войсках выше всякого описания. Во времена древней Греции не столько геройства. Корнилов, объезжая войска, вместо: «Здорово, ребята!» — говорил: «Нужно умирать, ребята, умрете?» — и войска кричали: «Умрем, ваше превосходительство! Ура!..» и уже 22 тысячи исполнили это обещание. Рота моряков чуть не взбунтовалась за то, что их хотели сменить с батареи, на которой они простояли 30 дней под бомбами. Солдаты вырывают трубки из бомб. Женщины носят воду на бастионы для солдат…мне не удалось ни одного раза быть в деле, но я благодарю бога за то, что я видел этих людей и живу в это славное время».

Слайд 15

— Таким образом, Л.Н.Толстой был непосредственным участником обороны, видел, как сражаются русские солдаты, как они умирают. О них Л.Н.Толстой пишет в очерке «Как умирают русские солдаты». В одном из рассказов мы читаем: «Надолго оставит в России великие следы эта эпопея Севастополя, которой героем был народ русский». И еще: «Герой, которого я люблю всеми силами души, которого старался воспроизвести во всей красоте его и который всегда был, есть и будет прекрасен – правда». Эти люди стали героями рассказов: «Севастополь в декабре месяце», 1854 год; «Севастополь в мае», 1855 год; «Севастополь в августе», 1855 год.

Слайд 17

1. Рассказ: «Севастополь в декабре месяце»

Слайды 18 – 20

Справка историков:

В рассказе изображен момент некоторого ослабления и замедления военных действий между кровавой битвой под Инкерманом 5 ноября 1854 года и битвой под Евпаторией 17 февраля 1855 года. Сражение у Балаклавы 13 октября 1854 года сложилось в пользу русских. Сначала были сброшены с нескольких редутов турки, а затем под перекрестный огонь русской артиллерии попал элитный полк английской легкой кавалерии Iи был разгромлен. Но русское командование не использовало успех под Балаклавой. Через несколько дней произошло новое сражение, под Инкерманом. Оно началось удачными атаками русских войск против англичан. Одно время судьба сражения висела на волоске. Но на помощь англичанам вовремя пришли французы Сражение под Инкерманом закончилось поражением русских войск. Между тем успех в этом сражении заставил бы союзников снять осаду с Севастополя. Война приобрела затяжной характер.

— В рассказе «Севастополь в декабре» Толстой передал свои первые впечатления. Рассказ впервые показал России осажденный город в его величии. Автор изображал войну без прикрас, без громких фраз, сопровождавших официальные известия о Севастополе на страницах журналов и газет. Он стремится дать полную панораму войны, осознавая, что «надолго оставит в России великие следы эта эпопея Севастополя, которой героем был народ русский…».

Первая группа литературоведов:

Рассказ является своеобразным «путеводителем» по осажденному городу. Это особенно подчеркивается формой личного местоимения «вы» в определении лица, от которого ведется рассказ. Это и повествователь, и читатель: «Вы подходите к пристани…», «Вы отчалили от берега…», «…вы видите будничных людей, спокойно занятых будничным делом». Повествование ведется так, что читатель как бы является очевидцем, участником событий, он как будто ощущает то же, что и защитники города.

(Слайд 21) Императрица Александра Федоровна плакала, читая первый севастопольский очерк Толстого, а государь Николай I приказал «следить за жизнью молодого писателя» и даже «перевести его с четвертой батареи в более безопасное место».

Слайд 22

— Остановимся на

  1. описании фурштатского солдата ;

  2. посещении госпиталя и операционной;

  3. описании 4-го бастиона.

(«Литературоведы» анализируют и комментируют данные фрагменты рассказа.) (Слайды 23 -25)

Слайд 26

Беседа по вопросам:

  • О чем этот рассказ Толстого?

  • С кем встречается, беседует только что прибывший в осажденный город?

  • Расскажите о защитниках Севастополя.

  • В чем, на ваш взгляд, проявляется новаторство Толстого в изображении войны?

Литературоведы:

Писатель заметил множество деталей военного быта, многие из которых пришлись не по вкусу тогдашней петербургской цензуре. У боевого пехотного офицера на сапогах «стоптанные в разные стороны каблуки», старая шинель странного лиловатого цвета, в блиндаже грязная постель с ситцевым одеялом, а из узелка с «провизией», когда он отправляется на бастион, торчит «конец мыльного сыра и горлышко портерной бутылки с водкой». У армейского офицера не может быть чистых перчаток и новенькой шинели — в отличие от интендантских казнокрадов и штабных щеголей.

Справка художников:

Слайд 27

На 4-ом бастионе вместе с Львом Толстым сражались простые русские солдаты. В 1911 году первые русские операторы засняли оставшихся в живых защитников Севастополя, сохранив их лица для истории. На групповом портрете художника Тима среди участников обороны можно увидеть рядовых: Афанасия Елисеева, Петра Кошку, Федора Заику, Ивана Демченко. Сколько в их лицах решимости, отваги и грусти!

Слайд 28

— Будничная, внешне беспорядочная суета города, ставшего военным лагерем, переполненный лазарет, удары ядер, взрывы гранат, мучения раненых, кровь, грязь, смерть – вот та обстановка, в которой защитники Севастополя просто и честно, без лишних слов выполняли свой тяжелый труд. «Из-за креста, из-за названия, из угрозы не могут принять люди эти ужасные условия: должна быть другая, высокая побудительная причина,— говорил Толстой.— И эта причина есть чувство, редко проявляющееся, стыдливое в русском, но лежащее в глубине души каждого — любовь к родине».

Академик Е.Терле называл «Севастопольские рассказы» правдивым историческим документом, современники воспринимали их как «корреспонденции с театра военных действий». Печатались они в журнале «Современник».

А как называется жанр литературы, который предполагает документальную достоверность?

(Очерк)

Но все-таки свое произведение он назвал рассказами. Почему?

(Потому что он показал, что такое война в ее настоящем выражении, описал не только поступки героев, но показал отличие истинного героизма от ложного).

Вывод: Автор восхищается мужеством русских людей, защищающих свою Родину. Он убежден в «…невозможности поколебать где бы то ни было силу русского народа». Но писатель не может удержаться от осуждения войны как таковой: вы «…увидите войну не в правильном, красивом и блестящем строе, с музыкой и барабанным боем,… а увидите войну в настоящем ее выражении – в крови, в страданиях, в смерти»

Работа биографов

Слайд 29

Но чем дальше затягивалась осада, тем очевиднее ощущал Толстой внутренний разлад и неподготовленность государства к войне. «…Больше, чем прежде убедился, — записывает он в своем дневнике, — что Россия или должна пасть или совершенно преобразоваться. Все идет навыворот… Грустное положение — и войска, и государства». Как истинный патриот, Толстой готовит записку царскому правительству, в которой пишет о катастрофическом положении в армии. Но вскоре писатель убеждается в бесполезности этой меры и решает рассказать правду о Севастополе всей общественности, используя форму художественного повествования. Так появляются еще два рассказа: «Севастополь в мае» и «Севастополь в августе 1855 года».

Слайд 30

  1. Рассказ «Севастополь в мае».

Слайды 31 — 33

Справка историков:

Весной опять начались бомбардировки города. После одной из них, особенно продолжительной и ожесточенной, союзники двинулись на штурм. Французам, атаковавшим Малахов курган, удалось выйти к нему с тыла и захватить несколько домов на Корабельной стороне. Перелом в ход сражения внесла отчаянная атака роты саперов, случайно оказавшихся рядом. Подоспевшими подкреплениями неприятель был выбит с окраин города. Англичане, шедшие на штурм Третьего бастиона, были остановлены в 400 м от цели.

Слайд 34

— Толстой рисует войну как безумие, заставляющее усомниться в разуме людей. Он судит о войне с нравственной точки зрения, показывает ее влияние на человеческую мораль Наполеон ради своего честолюбия губит миллионы, а какой-нибудь прапорщик Петрушков, этот «маленький Наполеон, маленький изверг, сейчас готов затеять сражение, убить человека, сотню для того только, чтобы получить лишнюю звездочку или треть жалованья». Так в «Севастопольских рассказах» впервые в творчестве Толстого возникает «наполеоновская тема».

Вторая группа литературоведов

Толстой сосредоточивает внимание на лицах «аристократического» круга, показывая их тщеславие, которые обусловлены средой и воспитанием. Предметом анализа Толстого становятся противоречия побуждений и поступков, предрассудков и природной нравственности. Мы видим, что избалованный «аристократ» князь Гальцин оказывается способным испытать «ужасный стыд» за себя, вдруг ощутив собственную неправоту перед безмолвно выносящими свои страдания солдатами.

Слайд 35

— Остановимся на таких моментах рассказа:

  1. рассуждения о пехотных офицерах;

  2. сцена, когда офицер укоряет солдата;

  3. описание раненых;

  4. сцена перемирия;

  5. описание мальчика, собирающего цветы на поле боя среди убитых. (Слайды 36 – 39)

Слайд 40

Беседа по вопросам:

  • перечислите героев второго рассказа.

  • Как воюют офицеры и юнкера? (Калугин, Гальцин, Непшитшетский).

  • С какой целью автор создает образ десятилетнего мальчика, собирающего цветы?

  • В чем смысл противопоставления «аристократического и полуаристокрстического» офицерства и простых защитников?

— Восторгаясь героизмом солдат, Толстой основное внимание теперь уделяет выявлению несостоятельности аристократического офицерства и высших сфер военного руководства. Героизм солдат прост и обыкновенен: без позы и рисовки они обороняют свою землю, потому что не могут потерпеть иноземного насилия. Среди офицеров также есть храбрые, по-настоящему преданные родине люди. Но таких мало. Большая часть офицеров, в особенности аристократического происхождения, охвачена чувством тщеславия и самосохранения. Иные не прочь блеснуть храбростью. Но это показная бравада, объясняемая либо хвастливым молодечеством, либо желанием получить награду. Разоблачая показную смелость и ложный патриотизм офицерства, писатель использует излюбленный художественный метод «диалектики души».

Вывод: Толстой показывает правдивое изображение войны в крови и страданиях. Чтобы показать противоестественность войны, Толстой использует антитезу: мальчик и цветы в долине смерти. «И эти люди – христиане… не упадут с раскаянием вдруг на колени и со слезами радости и счастья и не обнимутся как братья? Нет! Белые тряпки спрятаны, и снова свистят орудия смерти и страданий, снова льется честная, невинная кровь и слышатся стоны и проклятия».

Слайд 41

  1. «Севастополь в августе».

Слайды 42 — 44

Справка историков:

В конце августа 1855 г. началась последняя, самая ожесточенная бомбардировка Севастополя. Это самый страшный месяц долгой осады, окончившейся падением Севастополя. 800 орудий беспрестанно громили город. Потери защитников составляли 2-3 тысячи человек в день. 27 августа начался общий штурм. После захвата господствующей высоты — Малахова кургана — дальнейшая оборона потеряла всякий смысл. Когда на Корабельную сторону приехал Горчаков, он увидел горы трупов на подступах к Малахову кургану, французское знамя на его вершине и дал приказ к отступлению. Защитники крепости оставили южную часть Севастополя, по понтонному мосту перейдя через бухту. Закончилась 349-дневная оборона.

Третья группа литературоведов

Третий из «Севастопольских рассказов» — «Севастополь в августе 1855 года» — посвящен последнему периоду обороны. Снова перед читателем будничное и тем более страшное лицо войны, голодные солдаты и матросы, измученные нечеловеческой жизнью на бастионах офицеры. Из отдельных лиц, помыслов, судеб складывается образ героического города, израненного, разрушенного, но не сдавшегося: «Почти каждый солдат, взглянув с северной стороны на оставленный Севастополь, с невыразимой горечью в сердце вздыхал и грозился врагам». «На дне души каждого лежит та благородная искра, которая сделает из него героя; но искра эта устает гореть ярко, придет роковая минута, она вспыхнет пламенем и осветит великие дела».

Слайд 45

Остановимся на таких моментах рассказа

  1. описание солдат;

  2. описание места битвы;

  3. рассуждения о природе подвига;

  4. описание батареи;

  5. рассказ о Мельникове, братьях Козельцовых;

  6. поведение людей;

  7. страницы описания штурма.

Слайд 46

Беседа по вопросам:

  • С какими новыми героями знакомит нас Толстой?

  • Расскажите об их судьбах.

  • Чем заканчивается рассказ? Что происходит с защитниками?

— В третьем рассказе Толстой показывает войну глазами новичка, потому что главным для него здесь является исследование души человека на войне перед опасностью. Заканчивается рассказ анализом душевного состояния солдат, вынужденных оставить после одиннадцатимесячной обороны Севастополь. Толстой и его товарищи, покидая Севастополь, плакали. Слезы боли и гнев, скорбь о погибших героях, проклятие войне, угроза захватчикам.

Слайд 47

Работа биографов:

Последний севастопольский рассказ был дописан в Петербурге, куда Л. Н. Толстой приехал в конце 1855 года уже прославленным писателем. В июле 1855г. Толстой был награжден орденом Святой Анны 4-й степени с надписью «За храбрость», а в конце года – серебряной медалью «За защиту Севастополя». По окончании Крымской кампании получил бронзовую медаль «В память войны 1853 – 1856 годов».

Историки: Главным итогом войны было то, что Россия в целом устояла под ударами объединившихся против нее держав мира. Несмотря на серьезное военное поражение, она вышла из войны с минимальным уроном. Наиболее болезненным для России пунктом Парижского мира было положение, запрещавшее ей иметь военный флот и укрепления на Черном море.

— Писатель, преклоняясь перед народом, его выносливостью, осуждает войну как средство решения спорных вопросов между государствами. Толстой отрицал захватнические войны как состояние, чуждое человеческой природе. Война, по его мнению, ожесточает человека, убивает в нем любовь к людям, без чего немыслима жизнь. Кроме того, война лишает человека способности наслаждаться окружающим миром, природой, так как он сосредоточен лишь на самом себе и желает одного — не быть убитым. Наконец, война извращает моральные представления людей. Словом, она «есть сумасшествие», и если «люди делают это сумасшествие, то они совсем не разумные создания, как у нас почему-то принято думать».

Работа художников.

Вот так увидел лицо войны художник Василий Васильевич Верещагин, участник трех войн.

Слайд 48

Свою картину он назвал «Апофеоз войны». На раме надпись: «Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим».

Слайд 49

В словаре С.И.Ожегова слово «апофеоз» имеет два значения:

  1. прославление, возвеличение чего-нибудь.

  2. торжественная, заключительная сцена театральных представлений.

— В каком значении употребил слово художник?

— Какую мысль стремится передать художник?

Справка литературоведов:

«Севастопольские рассказы» произвели большое впечатление на читателей и критиков. Н. Г. Чернышевский одним из первых откликнулся на произведения Толстого. В качестве важнейшей черты дарования Толстого Чернышевский выделял умение писателя воспроизводить человеческие переживания в их развитии. Это и определило в конечном счете глубину его психологического анализа. «Особенность таланта графа Толстого, — писал критик, — состоит в том, что он не ограничивается изображением результатов психического процесса: его интересует самый процесс,— и едва уловимые явления этой внутренней жизни, сменяющиеся 434 одно другим с чрезвычайною быстротою и неистощимым разнообразием, мастерски изображаются графом Толстым». Другая «сила, сообщающая его произведениям совершенно особенное достоинство», заключается, по мысли критика, в чистоте «нравственного чувства».

Слайд 50

— А теперь подведем итог всему тому, о чем мы говорили на уроке о «Севастопольских рассказах». Кто же истинный герой Севастопольской эпопеи? Что такое война в понимании Л. Н. Толстого?

Выводы:

  1. народ и война – главная тема рассказов, и она связана с темой русского национального характера.

  2. главный герой Севастопольских событий – простой народ, правдиво показанный писателем.

  3. Война, правдиво показанная Толстым, — «в крови, в страданиях и смерти», внушает читателю мужество и стойкость, но показана она без восклицательных фраз.

  4. именно народ, массы, как считает Толстой, решают главные вопросы истории, определяют судьбу государства.

  5. Это те основные позиции, которые позднее найдут отражение в романе «Война и мир».

— Так будем же верить в Россию, будем любить ее так, как любили защитники Севастополя и как любил ее Лев Николаевич Толстой.

— Кто из русских писателей близок Толстому в таком изображении войны?

(Лермонтов в стихотворениях «Бородино» и «Валерик»)

Домашнее задание: История создания романа «Война и мир». Особенности жанра. Образ автора в романе.

Литература:

  1. Л. Н. Толстой. Севастопольские рассказы.

  2. Жизнь и творчество Л. Н. Толстого. Материалы для выставки в школе

  3. История России. Конец 17-19 век. В. И. Буганов, П. Н. Зырянов. Учебник для 10 класса

  4. «Литература в школе».

  5. Лебедев Ю.В. Русская литература. Учебник для 10-го класса общеобразовательных учреждений. – М: Просвещение, 2012

На чтение 8 мин. Просмотров 109 Опубликовано

Спецификой творчества русского классика Л. Н. Толстого являются неизменные поиски нравственности. Он задавался вопросом предназначения человека. В рассказах Толстого красной нитью проходит тема взаимоотношений между людьми. Философская ориентация его произведений затрагивает эти вопросы и обнажает их суть. Наиболее остро это чувствуется в работах созданных после духовного кризиса. Рассказ «После бала» заслуживает особого внимания. План будущего рассказа был создан как черновик дневниковой записи. Конечный же вариант был утвержден писателем в конце августа 1903 года.

posle-bala-glavnye-geroi-45287.jpg

Краткая характеристика героев «После бала»

Главные герои

Иван Васильевич

В рассказе “После бала” герой Иван Васильевич обладает способностью сопереживать, умеет представить себя на месте иного человека. Несчастья человека для него не явились обыденной картиной дня. Совесть Ивана Васильевича не безмолвствует. От увиденного герой утрачивает все то светлое и трепетное, что живо в нем это время. Пренебрегает важным для себя. Принимает трагедию и физическую боль чужого для него человека, как свою собственную. В его уста и мысли вложен посыл и взгляд на вещи самого автора.

Полковник Пётр Владиславович

Образ заботливого родителя и прекрасного семьянина. Позиционирует себя как истинный христианин, который всячески угождает Богу, но также служит державе и государю. Наиболее точно его характеризует абсолютное безразличие к нравственному постулату христианства, по которому должно относиться к другим так, как бы им хотелось, чтобы относились к ним. Примером духовной слепоты вояки является его безмерная любовь к дочери и звериная ненависть к простым солдатам.

Варенька

Образ девушки в рассказе играет скорее второстепенную роль. Варенька — молодая девушка, в которую влюблен Иван Васильевич. Она единственный ребенок в семье. Варенька имеет хорошее образование, увлекается чтением, в совершенстве владеет французским языком. На балу зарождается любовь девушки и главного героя. Но после бала у него пропала любовь к этой особе. Варенька выходит замуж за другого, и сохраняет свою привлекательность до преклонных лет.

</tr></table>

Второстепенные персонажи

Солдата наказывают за побег. Его наказание заключается в 1500 ударах шпицрутенами. Процесс наказания сопровождается барабанной дробью и звуками флейты. Татарин мучается от жуткой боли и просит сжалиться над ним. Но полковник как и солдаты глух к его мольбам. Кожа на спине провинившегося сильно повреждена. Человек идет босыми ногами по растаявшему снегу, и взгляд его просит пощады.

</tr></table>

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 10

    В каком году было создано произведение Толстого «После бала»?</h3>

    • <label>1903</label>
    • <label>1907</label>
    • <label>1911</label>
    • <label>1915</label>

(новая вкладка)

«После бала» главные герои рассказа Льва Толстого представители 19 века.

«После бала» главные герои

Иван Васильевич — от его имени ведется повествование, главный герой.  Юноша из богатой семьи, впечатлительный и восторженный, столкнувшись со страшной несправедливостью, резко изменил свою жизнь, отказавшись от военной карьеры.

Варенька — девушка, в которую был влюблен Иван Васильевич. У нее было худощавое тело, но при этом девушка имела царственный вид, всегда держалась величественно. Когда улыбалась, улыбались и ее глаза. Поклонников у нее было предостаточно, но нравился ей лишь Иван Васильевич.

«высокая, стройная, грациозная, в белом платье с розовым поясом в белых лайковых перчатках, в белых атласных башмачках, сияющее лицо, ласковые, милые глаза.»

Петр Владиславович — отец Вареньки. Занимал пост военного начальника.

Полковник был очень красивый, статный, высокий и крепкий человек лет пятидесяти. Ласковая, неторопливая речь подчеркивала его аристократическую сущность и вызывала еще больше восхищения. Он был настолько мил и любезен, что располагал к себе всех, в том числе и главного героя рассказа.

 В танце он был грациозным и, когда он танцевал с дочерью, все не могли отвести от них взгляды. Он был обходительным, внимательным. Обут был в старые сапоги, так как, экономил онна себе, чтобы дочери больше покупать новых платьев.

После бала в сцене наказания солдата на лице полковника не осталось ни одной милой, добродушной черты. Не осталось ничего от человека, который был на балу, а появился новый, грозный и жестокий.

Перевоплощение нежно любящего отца и добродушного полковника в жестокого и безжалостного мучителя настолько потрясло Ивана Васильевича, что чувства его к Вареньке быстро остыли, «любовь с этого дня пошла на убыль».

Содержание:

История создания и идея

В произведении «После бала» Лев Толстой изобразил реальный случай. История рассказана Иваном Васильевичем, бывшим студентом военного училища. Таким студентом был некогда родной брат писателя — Сергей Николаевич. Любовь к юной особе цвела в его сердце до тех пор, пока он не узнал истинную природу отца возлюбленной, который в действительности оказался немилосердным и даже жестоким начальником.

Жестокость человека, который ранее казался достойным своего звания и положения, потрясла Сергея Николаевича Толстого. Вследствие увиденного у брата писателя в сердце полностью умерла любовь к молодой и очень образованной девушке. Увидев нрав отца, он понял, что девушке привиты те же ценности, точнее, отсутствие ценностей.

Высокопоставленные люди уважают только статус и силу. А общество, где нет нравственных ценностей, а есть только право власти сильного над слабым, обречено. Стать родственником этого семейства Сергей Николаевич не захотел.

Об этом случае он рассказал Льву Николаевичу. А тот облек эмоции брата в прекрасный рассказ на философско-этическую тему.

Основные герои повести

В рассказе три главных героя. Основной персонаж — Иван Васильевич, от имени которого ведется повествование. Второй герой — полковник Б., и третий — дочь полковника, в которую влюблен рассказчик.

Персонажи произведения у Толстого раскрываются так:

  1. Сам рассказчик — Иван. Он описывает себя молодым студентом, который учится в военном училище и часто гуляет с друзьями, ходит танцевать на балы. Автор намекает, что этот персонаж еще юн, в нем много ветрености. Он мало понимает свой будущий путь. Но в нем есть и любовь к людям, и прощение.
  2. Варенька — дочь полковника. Девушка мало участвует в сюжете. Она представлена как красивая и воспитанная девушка. За ней ухаживает много представительных юношей. В ней есть шарм и ум, ее статус тоже высок. Все хотят жениться на ней. Образ Вареньки на балу отпечатался в воспоминаниях рассказчика. Иван Васильевич всю ночь не мог заснуть от счастья, которое подарил ему бал и эта девушка.
  3. Полковник Б. По сюжету вечером он проводит время с семьей на балу. В высшем свете Петр Владиславович — элегантный, воспитанный мужчина, хороший танцор. С людьми своего круга полковник ведет себя приветливо и достойно.

Есть еще один герой в рассказе — беглый солдат Татарин. За побег его проводят вдоль строя, и каждый служащий армии должен его ударить. Ударить можно символично, а можно со всей злостью и беспощадностью.

Татарин уже изрядно избит и просит своих сослуживцев помилосердствовать, смягчить удары.

Полковник же требует от солдат бить палками со всей силы — в его душе нет ни капли сострадания к нарушителю.

Анализ произведения

Контраст — прием в литературе, позволяющий усилить эмоциональное воздействие образа на читателя. Петр Владиславович радикально меняется в общении со своими подчиненными. Не остается и тени образа благовоспитанного дворянина, танцующего со взрослой дочерью. Он превращается в тирана.

Если обратиться к этимологии слова «контраст», то становится понятно, для чего автор рассказа использует этот прием. Контраст — это заметная, потрясающая разница между сравниваемыми объектами или личностями.

Все увиденное и прочувствованное Иваном Васильевичем на улице изменило его судьбу. После бала главные герои продолжают жить соответственно своим идеалам. Седой старик, которым стал Иван Васильевич, рассказывает о дальнейшей участи персонажей:

  1. Варенька вышла замуж за достойного человека из своего круга.
  2. Отец Вареньки все так же муштрует солдат.
  3. Иван Васильевич больше не хочет учиться в военной школе — бросает училище. Любовь к девушке в нем тоже померкла.

Действующие лица рассказа имеют противоположные точки зрения на общество. Полковник Б. подходит на роль военного диктатора. Он не разбирает, кто прав и кто виноват, а просто наказывает, диктует, не понимает своей ответственности перед обществом за свои поступки.

Молодой герой, напротив, хорошо понимает эту ответственность. Иван знает, что наказывать надо, но и прощать тоже важно. Прощение — часть воспитания народа. Поэтому он не может жениться на Вареньке. Он не хочет двуличной жизни. В душе героя живет духовность, а не стремление к почестям. Всякий раз, как герой видит девушку, в его сердце возникает не образ прекрасного, а образ отвратительного — поругание христианских добродетелей.

Задумка Льва Толстого в рассказе «После бала» заключается в донесении до читателя этой глубокой идеи: жить надо осознанно, согласно высшим нормам морали. Ведь никогда не поздно сойти с неверного пути.

Еще тесты

Читайте также

Сочинение на тему Любовь — аргументы и примеры текстовСочинение на тему — Мой лучший друг (5 вариантов текстов)Cочинение на тему: Мой любимый школьный предмет — 5 образцовПоэт и поэзия в лирике Михаила Юрьевича Лермонтова

Используемые источники:

  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/posle-bala/glavnye-geroi-harakteristika.html
  • https://kratkoe.com/posle-bala-glavnyie-geroi/
  • https://nauka.club/literatura/sochineniya/geroi-posle-bala.html

  • Основная мысль сказки по щучьему велению 3 класс
  • Основная мысль сказки петушок и бобовое зернышко
  • Основная мысль сказки мойдодыр
  • Основная мысль сказки каменный цветок
  • Основная мысль сказки дикий помещик салтыкова щедрина