Основная тема сказки морозко

Юлия щеткова, новосибирск 14.12.2021 в новате с разницей в одну неделю прошли две оперные премьеры, стилистически привязанные к разным временам

Юлия ЩЕТКОВА, Новосибирск

14.12.2021

Гжель для «Морозко» и сладости для «Карлсона» в Новосибирской опере

В НОВАТе с разницей в одну неделю прошли две оперные премьеры, стилистически привязанные к разным временам года, но равно предназначенные для семейной аудитории.

До нынешнего сезона зимний контент для семейного просмотра в Новосибирском театре оперы и балета ограничивался балетом «Щелкунчик» в двух редакциях. В этом году появилось первое оперное предложение.

«Конечно, балет «Щелкунчик» как никакое другое произведение передает атмосферу Рождества и Нового года. Но для меня с детства главная новогодняя сказка — это «Морозко», и я давно хотел поработать с этим сюжетом», — признается «Культуре» главный режиссер театра Вячеслав Стародубцев, активно пополняющий детский репертуар новыми постановками.

«Морозко» — возвращение на театральные подмостки полузабытого сочинения Михаила Красева. В Новосибирске история о том, как лесной волшебник Морозко награждает добрую и работящую Дуню и наказывает злую мачеху и ее ленивую дочку Фроську, была впервые поставлена в 1951 году. По меркам детского спектакля произведение считалось масштабным — четыре действия с хоровыми и ансамблевыми сценами, красочными оркестровыми эпизодами и развернутыми сольными ариями главных героев, — и монументальная постановка на большой сцене замыслу композитора полностью соответствовала.

«Эту оперу сегодня исполняют редко, — говорит режиссер новой версии «Морозко». — Между тем по мелодизму и музыкальной драматургии сочинение Красева не уступает лучшим образцам русской классической оперы. Это настоящий оперный спектакль, в котором нет диалогов — только вокал и музыка. Здесь большой состав оркестра и участвует наш замечательный детский хор под управлением Маргариты Мезенцевой, но главное — музыка в этой опере невероятной красоты».

Возрождая оперу, главный режиссер НОВАТа Вячеслав Стародубцев не без оснований решил, что объем и масштаб задуманного советским композитором действа вряд ли окажется по силам нынешней целевой аудитории спектакля, и адаптировал произведение под формат зимней сказки для всей семьи. Для этого режиссеру пришлось убрать балетные сцены, скорректировать состав симфонического оркестра и сделать ряд сюжетных купюр, которые позволили уложить историю в два действия. Изменился и финал оперы: сцену, в которой народ решает «за недобрые дела выгнать вовсе из села» отрицательных персонажей, режиссер трансформировал в happy end.

«Детский спектакль непременно должен быть веселым и добрым, — уверен Вячеслав Стародубцев. — Поэтому в нашей постановке много юмора, озорства и забавных находок, и, конечно же, побеждает добро. Но я немного изменил финал – у нас никого не наказывают, все злодеи прощены, потому что главное, что должен воспитывать детский театр, — умение сопереживать, прощать и делиться душевным теплом».

Возвращая из забвения оперу-сказку Красева, главреж НОВАТа изначально отказался от идеи обыграть сценографическое решение семидесятилетней давности — слишком мрачным для современных реалий показалось ему ледяное царство советского «Морозко». Новый же вариант художественного оформления спектакля парадоксально родился в самый несоответствующий зимнему сюжету сезон. «Как ни удивительно, концепция спектакля родилась летом на даче. Я очень люблю гжельскую роспись – это фантастическое сочетание небесной синевы и снежной белизны, — рассказывает Вячеслав Стародубцев. — У меня очень много такого фарфора, и когда мы начали готовить новый детский спектакль, я вдруг ясно представил, как празднично и волшебно это может быть представлено на сцене».

Идею в Малом зале театра воплотил художник-постановщик Тимур Гуляев. «Зимой на улице мороз. На окнах появляются узоры. И ближе всего к этому по цвету и фактуре, конечно, гжель, которую мы обыграли во всех элементах оформления спектакля, — поясняет автор сценографии и костюмов. — Впечатление должно быть таким, как будто вы попадаете в красивую и очень уютную сувенирную лавочку. Иногда зима бывает грозной, и декорации старого спектакля соответствовали по величественности этому суровому времени года. Мы же хотели сосредоточиться на атмосфере праздника и передать ощущение зимних гуляний, когда погода хорошая, светит солнышко, падает снег, и ребятня может носиться, беситься, кидаться снежками и лепить снеговиков, что наши маленькие артисты и делают, нарядившись кто зайчиком, кто белочкой».

Второй детской премьерой уходящего года стала опера «Малыш и Карлсон» по мотивам знаменитой сказочной трилогии Астрид Линдгрен. Постановка создана в сотрудничестве с The Astrid Lindgren Company — фондом, организованным наследниками писательницы, которые тщательно следят за использованием образов и сюжетов шведской сказочницы.

По словам режиссера спектакля Вячеслава Стародубцева, у него свои, особые отношения с произведениями Астрид Линдгрен, поэтому для переноса сказки на театральные подмостки постановщик принципиально отказался от какой-либо привязки к уже существующим версиям «Малыша и Карлсона»: «Задача каждого режиссера отойти от стереотипов и построить на сцене свой уникальный мир. Мне хотелось, чтобы в этом спектакле не возникало ассоциаций ни с грандиозным советским мультфильмом, ни с легендарными драматическими постановками. Я задумывал именно современного Карлсона и очень хотел, чтобы материал был написан современным композитором».

Отслушав «тонны музыкального материала», режиссер пригласил к сотрудничеству петербургского композитора Антона Гладких. Автором либретто выступил поэт и драматург Евгений Фридман. Опера была сочинена специально по заказу НОВАТа и имеет статус мировой премьеры. «На сегодняшний день важно создавать новые музыкальные произведения, — подчеркивает режиссер Вячеслав Стародубцев. — Не так много сейчас композиторов, способных написать музыку для оперных голосов с элементарным пониманием, что такое тесситура, какие ноты может взять сопрано, бас или баритон. Так что нашей командой действительно была проделана серьезная и большая работа».

Оперный «Малыш и Карлсон» — яркий и остроумный диалог детского мира с миром взрослых. Специально к премьере постановочная группа выпустила свежий выпуск одноименной газеты с кричащим заголовком «На крыше оперного замечено привидение». Второй этаж Малой сцены превратился в пространство стокгольмских крыш, где бродят бандиты и управляет оркестром дирижер с залихватской a la «Я самый больной человек в мире» повязкой на голове. Внизу, на сцене, громоздятся гигантские банки с вареньем, и даже пуфики при ближайшем рассмотрении оказываются глазированными пончиками. Фрекен Бок щеголяет дизайнерскими нарядами, пропеллер главного героя переместился со спины на вполне себе авиационный шлем («Потому что полет начинается здесь», — говорит художник-постановщик Тимур Гуляев и жестом указывает на голову), а для чуда достаточно просто раскинуть руки.

Сочинение, жанр которого композитор Антон Гладких определяет как оперу-мюзикл, хоть и может быть представлено на любой другой сцене, писалось на конкретных солистов. Таково было пожелание режиссера, поставившего перед собой задачу задействовать в детском репертуаре всю труппу. «Карлсон» для композитора — богатейший материал. И я здесь выложился по полной программе, — признается «Культуре» Антон Гладких. — Я вырос в то время, когда детское кино, литература и музыка были в расцвете. И, воплощая Карлсона, исходил из своих детских впечатлений. Мудрость, которую заложила Астрид Линдгрен в своей книге, заключается в том, что счастье не нужно искать. Оно где-то там, внутри тебя. Это — твой внутренний Карлсон. И, став взрослым, ты должен помнить о нем, чтобы уметь наслаждаться каждым наступающим днем и самыми простыми вещами. Я сохранил своего внутреннего Карлсона и несу в себе. Так что спектакль для меня и есть тот мостик, который вырастает из детства и проходит через всю нашу жизнь».

Фотографии предоставлены Новосибирским театром оперы и балета. Автор основной фотографии Виктор Дмитриев. Автор фото на анонсе Алексей Цилер.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 10

города Фрязино Московской области

Конспект Викторина

подготовительная группа

по сказке «Морозко»

Подготовила

Воспитатель

Шенгелиа В.В.

2021г.

Задачи:

Формировать умение различать жанры художественной литературы.

Развивать способность рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа.

Формировать умение моделировать сказку с помощью иллюстраций, пересказывать ее.

Развивать фонематическое восприятие, формировать грамматический строй речи.

Развивать внимание, память, логическое мышление, умение отстаивать свое мнение в обсуждении, мелкую моторику.

Активизировать словарь по теме «Зима».

Предварительная работа: чтение сказки «Морозко», рассматривание иллюстраций, беседы, проведение игр на развитие логического мышления.

Содержание организованной деятельности

1.Организационный момент (Воспитатель)

Где можешь ты увидеть чудеса?

Везде! Ты в лес войди, взгляни на небеса.

Природа дарит тайны нам свои.

Лишь внимательно вокруг ты посмотри.

А где животные, как люди, говорят?

И добрые волшебники там чудеса творят?

Ты ответишь без подсказки.

Ну, конечно, это … (Сказки)

2. Отгадывание загадок.

— Как вы уже догадались, сегодня мы будем говорить о сказке, а как она называется, вам помогут понять загадки.

Без рук рисует,

Без зубов кусает (мороз)

Не огонь, а жжётся (мороз)

Чтобы осень не промокла,

Не раскисла от воды,

Превратил он лужи в стёкла,

Сделал снежными сады (мороз)

Кто без брёвен мосты строит? (мороз)

– Вы правильно угадали, что ответ у всех этих загадок один – Мороз. Скажите ласково. (Морозко). И сказка наша называется «Морозко».

3. Беседа по сказке (Воспитатель)

— Ребята, совсем недавно мы с вами познакомились со сказкой Морозко.

— Понравилась вам сказка? (Да)

— Почему это произведение относится к жанру сказка?

(Сказка начинается словами жили-были. Как во всех русских народных сказках. Потому что в ней есть сказочные персонажи: Морозко, говорящая собачка, волшебная дорога).

– Сравним падчерицу и родную дочку из сказки. Их отношение к другим людям, к работе, их ум и скромность.

– Назовите качества, присущие падчерице? (Добрая, трудолюбивая, скромная, с уважением относится к старшим) .

– А родной дочке бабы? (Ленивая, злая, проявляет неуважение к старшим) .

– На кого бы вы хотели быть похожими? И почему? (На Настеньку)

– Кто из героев вам больше всего понравился и почему?

– Как жилось дочке старика? И почему? (Плохо)

– Почему старик повез свою дочь в лес? (Мачеха приказала)

– Почему Морозко пожалел Настеньку? (Потому что она добрая, скромная и отнеслась к нему с уважением) .

– Почему старуха отправила свою дочь в лес? (Из жадности, она хотела, что бы Морозко ее дочери тоже дал сундук серебра) .

– Чему же учит нас сказка?

(Сказка учит нас доброте, находчивости, уважению к старшим, трудолюбию. Высмеивает плохие черты характера. Учит нас не судить о человеке по внешнему виду, смотреть глубже, оценивать людей по их душевным достоинствам, их делам.)

— Ребята, а сейчас я вам предлагаю немного отдохнуть.

4.Физминутка

По дорожке, по дорожке,

Скачем мы на правой ножке,

А по этой по дорожке,

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим,

До лужайки добежим.

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем как зайки.

Стоп. Немножко отдохнем

Сказку продолжать пойдем. (Выполняют движения по тексту) .

5.Подбор однокоренных слов к слову зима и эпитетов.

— Какое время года описывается в сказке?

Дети. В сказке описывается зима.

— Как мы говорим о зиме, если холодно, много снега, мало снега, нет снега, тепло?

Дети. Холодна, снежная, малоснежная, бесснежная, теплая.

— Дети, подберите слова, похожие на слово зима.

Дети. Зимушка, зимуют, озимые, зимний, перезимовать.

— Какой слышим первый звук, какой он?

Дети. Звук «З»-

6. Проблемная ситуация (Воспитатель)

В сказку можно не поверить,

Сказку можно и проверить,

Сказка может правдой быть,

Сказку нужно не забыть.

— Я приготовила картинки-подсказки для того чтобы мы могли посмотреть их и вспомнить сюжет сказки. Но, что это все картинки из моей сказки пропали, это, наверное, Баба Яга все картинки перепутала.

Что же теперь делать?

7. Выбор иллюстраций по сказке «Морозко» среди иллюстраций к другим сказкам.

— Ребята, в нашей сказке есть и положительные герои и отрицательные. Давайте вспомним и назовем положительных персонажей. (Настенька, Морозко) .

— Отрицательных персонажей. (Мачеха, Марфуша, старик) .

8. Пальчиковая гимнастика

Зимой

Снег пушистый лег на ветки.

Изображаем руками деревья: сгибаем руки в локтях и высоко поднимаем их.

Пальцы растопыриваем, изображая ветви дерева

И гулять бегут все детки.

Указательный и средний пальцы обеих рук «бегут» по столу, как ножки

Лепят бабу под окном,

Делаем «колечки» правой и левой рукой и устанавливаем их одно над другим

Дружно катят снежный ком.

Соединяем кончики пальцев рук так, чтобы получились «шарики»

Лыжи,

Скользить по столу ладонями вперед-назад

Санки

Ладони положить на стол вплотную друг к другу и совершать

И коньки

Ладони поставить на ребро и скользить ими вперед по столу.

Мчатся наперегонки.

9.  Пересказ сказки с опорой на иллюстрации.

10Рефлексия (Воспитатель)

Вы старались, мастерили, трудно было не устать! Потрудились от души, все ребята хороши!

— Какую сказку сегодня вспомнили?

— Что было самым запоминающимся в этой сказке?

— Чему же нас учат русские народные сказки? (Доброте, находчивости, уважению к старшим, трудолюбию, не судить о человеке по внешнему виду, смотреть глубже, оценивать людей по их душевным достоинствам, их делам)

— Ребята, подумайте, а лично вам можно чему-нибудь научиться из этой сказки?


C:UsersnicasDesktop20201211_100058.jpg

C:UsersnicasDesktopаттестация20211009_203359.jpg

Инфоурок

Литературное чтение
ПрезентацииПрезентация по литературному чтению на тему «Русская народная сказка «Морозко»

Урок литературного чтения в 3 классеРусская народная сказка «Морозко»Выполн...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Урок литературного чтения в 3 классеРусская народная сказка «Морозко»Выполн

    Описание слайда:

    Урок литературного чтения в 3 классе
    Русская народная сказка
    «Морозко»
    Выполнила:
    Заборовская Е. О.
    Учитель начальных классов
    МБОУ СШ №64
    Г. Красноярск

  • 2 слайд

    Девиз урокаДружно сказочки читаем,Дружно песенки поем.Вместе нам совсем не

    Описание слайда:

    Девиз урока
    Дружно сказочки читаем,
    Дружно песенки поем.
    Вместе нам совсем не скучно,
    Всех к нам в гости мы зовём!

  • 3 слайд

    ПРОВЕРКАЗимний день

    Описание слайда:

    ПРОВЕРКА
    Зимний день

  • 4 слайд

    Зимний день

    Описание слайда:

    Зимний день

  • 5 слайд

    Проверка домашнего задания Какие признаки волшебной сказки вы нашли в сказке

    Описание слайда:

    Проверка домашнего задания
    Какие признаки волшебной сказки вы нашли в сказке «Летучий корабль»?

  • 6 слайд

    Признаки волшебной сказкиЗачин Троекратные повторы Волшебные предметы Волшебн

    Описание слайда:

    Признаки волшебной сказки
    Зачин
    Троекратные повторы
    Волшебные предметы
    Волшебные превращения
    Волшебные помощники
    Добро побеждает зло
    Концовка

  • 7 слайд

    Тема урока

  • 8 слайд

    Тема урокаМорозкоРусская народная сказка

    Описание слайда:

    Тема урока
    Морозко
    Русская народная сказка

  • 9 слайд

    Задачи урокаПознакомиться …Развивать …Узнать, является ли …

    Описание слайда:

    Задачи урока
    Познакомиться …
    Развивать …
    Узнать, является ли …

  • 10 слайд

    Словарная работаОбъясни: мух считать Рукодельница Ленивица, мачеха, падч

    Описание слайда:

    Словарная работа
    Объясни:
    мух считать
    Рукодельница
    Ленивица,
    мачеха,
    падчерица

  • 11 слайд

    Чтение сказки по цепочке

    Описание слайда:

    Чтение сказки по цепочке

  • 12 слайд

    Характеристика Настеньки трудолюбивая заботливая

    Описание слайда:

    Характеристика
    Настеньки

    трудолюбивая
    заботливая
    добрая
    отзывчивая
    умная
    скромная
    почтительная

  • 13 слайд

    Характеристика Марфушеньки ленивая самонадеянная равнодушна

    Описание слайда:

    Характеристика
    Марфушеньки

    ленивая
    самонадеянная
    равнодушная
    грубая
    неблагодарная
    завистливая
    неуважительная

  • 14 слайд

    Главная мысль сказки: За добро платят добром. Трудолюбие- добро, лень- зло.

    Описание слайда:

    Главная мысль сказки:

    За добро платят добром.
    Трудолюбие- добро, лень- зло.

  • 15 слайд

    Пословицы о труде:Делу – время, потехе - час. Терпение и труд дивные всходы д

    Описание слайда:

    Пословицы о труде:
    Делу – время, потехе — час.
    Терпение и труд дивные всходы дают.
    Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
    Где труд, там и счастье.

    -Если с детства вырабатывать в себе терпение, настойчивость и трудолюбие, можно многого достичь. Доброта и труд рядом живут.

  • 16 слайд

    Итог урокаСказка понравилась…Сказка учит …Сказка не понравилась ..

    Описание слайда:

    Итог урока
    Сказка понравилась…
    Сказка учит …
    Сказка не понравилась ..

  • 17 слайд

    Домашнее заданиеПеречитать сказку, нарисовать иллюстрацию.

    Описание слайда:

    Домашнее задание
    Перечитать сказку, нарисовать иллюстрацию.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г.

Тема:
Морозко. Русская сказка

Похожие материалы

  • Презентация по литературному чтению на тему «Семейное чтние. Пословицы» (2 класс)

  • Презентация по литературному чтению на тему «В монастрырской келье узкой» (2 класс)

  • Лирические стихотворения А.Плещеева «Осень наступила», А.Фет «Ласточки пропали»

  • Лирические стихотворения А.Толстой «Осень», С.Есенин «Закружилась листва золотая»

  • Литературное чтение»В,Брюсов «Сухие листья», И.Токмакова «Опустел скворечник»

  • Презентация «Биография Фета А.А.» 3 класс

  • Рабочая программа по литературному чтению с УУД

  • Презентация «Аля, Кляксич и буква А. Викторина по произведению(1 класс)»

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5435058 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Маркетинг: теория и методика обучения в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Экскурсоведение: основы организации экскурсионной деятельности»

  • Курс повышения квалификации «История и философия науки в условиях реализации ФГОС ВО»

  • Курс повышения квалификации «Применение MS Word, Excel в финансовых расчетах»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинга в туризме»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление ресурсами информационных технологий»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация процесса страхования (перестрахования)»

Актуализация
знаний

Работа
со словарем

Определение
цели и задач урока

Чтение
по ролям (сценка)

Сравнение

Физкульт-минутка

Выборочное
чтение

С
творчеством какого писателя мы начали знакомиться на прошлом уроке? Что вы о
нем знаете?


каким его произведением мы начали знакомиться на прошлом уроке?

Почему
данное произведение является сказкой?

К
какой сказке её можно отнести? Почему?

-Верно.
А где мы с вами можем найти подсказку при определении главной мысли этой
сказки?


что такое эпиграф? Где мы можем найти точное определение?

Прочитайте
эпиграф к сказке: «Нам даром без труда ничего не дается,-недаром исстари
пословица ведется». Что нам помогают понять эти слова? Какова главная мысль
сказки?

-Отлично.
А кто мне может ответить с какой сказкой схожа сказка «Мороз Иванович»?

-Назовите
автора этой сказки.

Верно.

-Кто
уже догадался, какую цель мы с вами поставим на этот урок?

А
что мы должны с вами для этого сделать? Какие задачи поставить перед собой?

Ребята,
в сказках происходит волшебство, вот и у нас с вами оживает сказка.

Догадались
кто это? Из каких сказок эти герои?

Почему
автор назвал девочку Рукодельницей, от каких корней образовано это имя?

Почему
же тогда Одо’евский другую девочку назвал Ленивицей?

А
кто такая падчерица? Кого так называют?

Где
мы можем найти подсказку при определении значения данного слова?

Верно.

Давайте
послушаем наших героев сказок.

-Одинаково
ли вели себя девочки? Почему?

Работая
в парах, подчеркните черты характера падчерицы синей ручкой, а черты
характера рукодельницы карандашом.

ПРИЛОЖЕНИЕ
(задание 1)

Некоторые
черты характера могут подходить как к падчерице, так и к рукодельнице.

Сверьте
свои ответы с ответами на доске.

Молодцы!

А
кто мне скажет, отличается ли Морозко от Мороза Ивановича?

Первый
вариант подберите изображение, которое подходит под описание Мороза
Ивановича, а второй вариант к описанию Морозко. ПРИЛОЖЕНИЕ (задание 2)

Объясните
в парах друг другу почему вы выбрали то или иное изображение.

Давайте
проверим.

Посмотри
в окошко: (Имитация)
Белая дорожка, (Волнистые движения кистями рук)
Занесло качели,  (Вращение руками)
Спят под снегом ели. (Приседание с закрытыми глазами)
В небе желтая луна. (Подтягивание на носочках)
Лишь одна не спит она. (Круговые движения головой)

Чем
ещё отличаются эти сказки?

Найдите
эти отрывки в сказках. Первый вариант ищет концовку в сказке «Мороз Иванович»
, а второй вариант в сказке «Морозко».

Как
вы думаете, почему авторская сказка «Мороз Иванович» добрая, а сказка
«Морозко» жестокая? С чем это может быть связано?

Владимира
Федоровича Одо’евского.

Одоевский
был превосходным музыкантом, изучал старинную и современную музыку, изобрёл
музыкальный инструмент «Себастианон» и подарил его Петербургской
консерватории.

-Со
сказкой «Мороз Иванович»


Так как в ней представлены вымышленные герои и события. С использованием
волшебства.


Литературной (авторской)

У
неё есть автор.

В
эпиграфе. 

2-3
учащихся ищут значение слова.


толковом словаре.

Эпиграф-
высказывание, которое предшествует тексту и «подсказывает» читателю его
главный смысл.

Без
труда ничего не получишь.


Морозко.


сказки нет автора, это народная сказка.

-Сравнить
народную сказку «Морозко» и авторскую сказку «Мороз Иванович».


Проанализировать характеры героев, посмотреть на сюжетную линию героев,
обратить внимание на конец сказки.

Выходят
учащиеся для сценки.


Падчерица и Морозко, Рукодельница и Мороз Иванович.


рук и –дел, то есть всё умеет делать руками.

-Она
постоянно ленилась.

Разыгрывают
сценку.

Падчерица-
неродная дочь для одних из супругов.


словаре в конце учебника.

-Нет.
У них разные характеры.

Выполняют
задание на карточках.

Рукодельница
– любознательная, общительная, добрая, трудолюбивая, отзывчивая,
сострадательная.

Падчерица-
скромная, спокойная, добрая, трудолюбивая.

-Да.

Мороз
Иванович – мудрый, справедливый, добрый.

Морозко
– суровый, справедливый, жестокий.

2-3
учащихся отвечают у доски.


Концовками.


Жизнь у народа была тяжелая, ничего хорошего от жизни не ждали.

А
у автора свое виденье жизни, поэтому он решил написать добрый конец.

Умение
отвечать на вопросы и слушать извлечение необходимой информации из
прослушанно-го текста.

Умение
формулиро-вать значение слов и выражений, Уточнение значений незнакомых слов.

Умение
анализировать и делать вывод,

Развиваем
умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

Оценивать
поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Осознание
ценности совместной деятельности.

Умение
работать самостоятель-но и в паре, помогать друг другу, проверять и оценивать
работу соседа, находить и исправлять ошибки, договаривать-ся, распределять
работу.

Умение
выступать публично, доказывать свою позицию. Визуализация
причинно-следственных связей.

Подведение
итогов

Сегодня
на уроке мы с вами сравнили две сказки, народную и авторскую, исходя из
этого, какой вывод мы можем сделать?


Какие пословицы подходят к сказкам?

«Мало
хотеть – надо уметь»,

«Семь
раз примерь, один раз отрежь».

 «Сделав
худо, не жди добра»,

«Что
испёк, то и кушай»,

«За
двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь».

Проверка
правильности.

Выставление
оценок.

Несмотря
на то, что они отличаются, они обе несут в себе одну и ту же главную мысль.

«Мало
хотеть – надо уметь»,

«Сделав
худо, не жди добра»,

«Что
испёк, то и кушай».

На чтение 14 мин. Просмотров 110 Опубликовано

Содержание:

История создания

Сказка Морозко является плодом народного творчества. Впервые ее публикация состоялась в далеком 1837 году в сборнике собирателя сказок А. Н. Афанасьева. Произведение имеет несколько вариантов развития сюжетной линии, а исследования в регионах выявили, что существует как минимум 40 русских вариаций, 11 белорусских и 30 украинских.

Популярность сказки среди юных читателей привела к тому, что в 1964 году была снята ее экранизация, в сюжет которой добавили и других сказочных персонажей: бабу-ягу, старичка-боровичка, разбойников и т. д. Сюжет истории навеян волшебством суровой русской зимы и верой крестьян в чудеса, который способен творить Мороз.

Содержание сказки

Сюжет произведения построен вокруг истории одной семьи, состоящей из старика, старухи, ее дочери и падчерицы. Женщина сразу невзлюбила родную дочь старика и всячески старалась усложнить ей жизнь. Переложив на безропотную девушку всю тяжелую работу по дому и хозяйству, старуха не успокоилась и однажды решилась сжить ее со свету. Женщина приказала старику вывезти падчерицу в зимний лес и оставить там умирать. Старик послушал властную старуху и в слезах и горе вывез родную дочь в глухой лес, оставив замерзать под елью.

Там и состоялась волшебная встреча замерзающей падчерицы с Морозко, который испытал ее нрав и одарил дорогими подарками. Жадная мачеха, увидев шубку и сундук с монетами у падчерицы, решила отправить в лес родную дочь, в надежде получить хорошие дары от Морозко. Однако, глупая и жадная девушка не справилась с испытаниями Морозко и замерзла в зимнем лесу.

Сказка порицает такие человеческие качества, как жадность и глупость, учит проявлять доброту и сострадание.

Мораль произведения заключается в том, что не нужно рыть яму другому, в итоге сам в нее и попадешь.

Трагический финал, с гибелью родной дочери старухи является отражением менталитета русских людей, которые отвергают злобу, угнетение беззащитного и издевательство над слабыми.

Слепая любовь

В самом начале истории перед читателем появляется образ злобной мачехи, стремящийся сделать все в угоду родному ребенку и всячески ущемляющей падчерицу. Любовь к дочери является естественным проявлением материнских чувств, но желание оградить чадо от всех жизненных хлопот и невзгод через проявление чрезмерной опеки, в сказке порицается и высмеивается.

Свою неприязнь к чужому ребенку женщина не скрывает и стремится максимально усложнить девушке жизнь, принуждая ее к унизительной и непосильной работе.

Интересным парадоксом является то, что именно труд — благоприятная среда, позволяющая развить в человеке добрые качества, а гиперопека и ограждение от всех жизненных проблем — губительна. Старуха оказала дочке «медвежью услугу», воспитав ее ленивой, жадной и завистливой.

Образ мачехи

Главный отрицательный персонаж произведения — мачеха. Многие сказки используют этот прием и изображают мачеху, а не родную мать для того, чтобы наглядно продемонстрировать разницу в отношении к родному и неродному ребенку. В данном случае падчерица не родная дочь старухи, с этим и связана нелюбовь последней к ней.

Ненависть к девушке настолько сильна, что мачеха готова даже на убийство.

Злоба женщины отражается и в постоянном употреблении бранных слов. В те времена было принято считать, что сквернословие — молитва сатане, речь преступников и злодеев. Поэтому для того, чтобы подчеркнуть внутреннюю черноту героини и ее падшее моральное состояние к ее образу была добавлена ругательная брань.

Характеристика дочери

Дочь злобной старухи недалеко ушла от нее в своем поведении. Постоянные ругательства, упоминания черта и других злых сил, хамство и грубость — вот основные черты ее личности. Писатели и сказочники в своих произведениях нередко демонстрируют, что чертыханья и обращение к темным силам плохо заканчиваются для человека.

Девушка, выполняя волю матери, встретилась с Морозко в надежде получить дорогие подарки и проявила всю черноту своей души.

Могла ли дочка обмануть волшебника ради своей выгоды? Скорее всего, нет. Воздействие такого внешнего фактора, как лютый мороз — препятствие, которое нужно преодолеть позволил раскрыть истинную сущность героини. В критической ситуации плохой человек в любом случае проявит свою жадность, ложь и трусость, в то время, когда героя с чистой и светлой душой внешняя угроза не выведет из себя.

Падчерица в сказке

Образ девушки довольно многогранен и складывается сразу из двух факторов — внешнего воздействия злобной старухи и внутреннего душевного совершенства. Несмотря на то, что падчерица видела в своей жизни только грубость, хамство и упреки, она не озлобилась и не стала еще черствее, чем ее воспитатели.

Внешний негатив не стал для нее поводом к саморазрушению потому, что девушка твердо знает, что является основным, а что второстепенным.

Главная героиня — это тот человек, который соблюдает не только Божьи заповеди, но и заповеди блаженства, на что способны только духовно совершенные люди.

Характер девушки на столько кроток, что она беспрекословно отправляется с родным отцом в лес на верную смерть и приветливо отвечает Морозко несмотря на усиливающуюся стужу и холод.

Роль отца

Важное место в повествовании занимает старик — родной отец главной героини. Смирившийся со своей второстепенной ролью и главенством супруги, живущий в страхе и стремлении угодить, он пересилил отцовские чувства и повез родного ребенка на смерть.

Любовь этого человека не жертвенна, проявив малодушие, он разделил смертный грех мачехи.

Отец является ключевой фигурой для понимания идеи сказки. Избалованная дочь старухи, безумная злобная мачеха — все это можно объяснить тем, что роль старика в семье заключается только в исполнительных функциях. Он не смог стать главой семьи из-за угодничества и малодушия, что и стало губительным для его родной дочери. Доброта и кроткость мужчины не позволили ему преодолеть напор злой старухи, поэтому он молча наблюдал за несправедливым и жестоким отношением к своей дочери и ничего не мог исправить.

Чему учит история

Делая вывод, стоит отметить, что произведение является поучительным как для детей, так и для взрослых:

  1. Главная мысль сказки «Морозко» для родителей заключается в том, что всепоглощающая любовь и забота о своем ребенке еще не означает его достойное воспитание. Поведение мачехи наглядно демонстрирует мысль, что воспитание детей начинается с их родителей.
  2. Отдельной темой следует обозначить ценность труда и отношения к нему, поскольку это неотъемлемый элемент становления личности.
  3. Ребенок должен научиться избавляться от плохого, стремиться к труду и уповать на Бога. Поучительная мораль истории на наглядном примере демонстрирует ценность доброты, вежливости, уважения и почтительного отношения к людям.

Осмысливая поступки героев сказки, определяя, что хорошо, а что плохо дети формируют свое отношения к окружающему миру.

Основная тема сказки «Морозко» позволяет научить ребенка мыслить образами и наделять окружающие неодушевленные предметы свойствами живых существ. Под внешне неправдоподобным сюжетом истории явно просматривается реальная история жизни русских людей.

План для читательского дневника

При составлении читательского дневника для ученика первого или второго класса следует записать сюжет и смысл сказки «Морозко» в сокращении. Это позволит продемонстрировать учителю, что школьник прочитал историю и может пересказать ее.

Пример:

  1. Вдова и вдовец создают свою семью. Каждый имеет своего ребенка от прошлого брака.
  2. Девочки ровесницы. Дочка старика трудолюбива и отзывчива, готова выполнить любую просьбу, какой бы тяжелой не была работа. Девочка старухи ленива и груба. Она способна только спать до обеда и любоваться на себя в зеркало.
  3. Однажды, мачеха решает избавиться от нелюбимой падчерицы и заставляет старика бросить ребенка в холодном лесу.
  4. Замерзающую девушку находится Морозко и испытывает ее холодом.
  5. Несмотря на то, что вещи совсем не греют, падчерица мужественно терпит и побеждает мороз. Восхищенный выдержкой девушки волшебник одаривает ее дорогими подарками: нарядной теплой шубкой и сундуком с монетками.
  6. Узнав о приданном падчерицы, жадная старуха отправляет в чащу леса и свою дочь.
  7. Жадная девица грубит волшебнику, за что чародей ее замораживает.

Анализ сказки «Морозко» кратко:

  1. Главная мысль заключается в том, что вежливость и трудолюбие подарят человеку славу и почет.
  2. История учит не желать зла другим людям. Детей нужно любить одинаково, вне зависимости от того, родные они или приемные. Нельзя завидовать чужому, опорной чертой должна являться вежливость и трудолюбие.

Как и большая часть народных сказок, «Морозко» подойдет для детей любого возраста. История погружает читателя в атмосферу снежного чуда и волшебства. Она позволяет взрослым определить, каковы их ошибки в воспитании детей, а малышам открывает в занимательной форме важнейшие жизненные истины.

Еще тесты

Читайте также

Сочинение на тему Любовь — аргументы и примеры текстовСочинение на тему — Мой лучший друг (5 вариантов текстов)Cочинение на тему: Мой любимый школьный предмет — 5 образцовПоэт и поэзия в лирике Михаила Юрьевича Лермонтова

Русская народная сказка «Морозко» Жанр волшебная сказкаГлавные герои сказки «Морозко» и их характеристика

  1. Падчерица, дочь старика, трудолюбивая, добрая, вежливая. За скромность и доброту получает большие дары.
  2. Мачехина дочь, злая, ленивая и грубая. За грубость заморожена.
  3. Морозко, зимний волшебник, властелин морозов. Справедливый, могущественный.
  4. Дед, старик, безвольный, слабохарактерный
  5. Мачеха, злая, коварная, жестокая.

План пересказа сказки «Морозко»

  1. Дед и мачеха
  2. Падчерицу везут в лес
  3. Морозко
  4. Вежливость Падчерицы
  5. Богатые дары
  6. Пророчество собаки
  7. Мачехину дочь везут в лес
  8. Грубость девицы
  9. Возвращение замерзшей девицы

Кратчайшее содержание сказки «Морозко» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Жили старик и новая его жена, да две их дочери.
  2. Мачеха хочет сжить падчерицу и отправляет ее в лес
  3. Морозко пытается заморозить падчерицу, но та остается вежливой
  4. Возвращение падчерицы с богатыми дарами
  5. Мачеха отправляет в лес свою дочь
  6. Мачехина дочь грубит Морозко и возвращается трупом.

Главная мысль сказки «Морозко» Будешь вежливо обращаться с другими, будет тебе слава и почет.Чему учит сказка «Морозко» Сказка эта учит не желать зла другому. Учит любить своих детей одинаково, неважно, родные они или приемные. Учит вежливости и справедливости. Учит не завидовать чужому.Отзыв на сказку «Морозко» Сказка эта мне очень нравится, хотя немного жаль родную дочь мачехи. Все-таки наказание для нее вышло слишком жестоким. Любой человек должен иметь шанс исправиться. Но зато доброта и вежливость Падчерицы оказались сильнее злого мороза, она показала чудеса терпения и покорности, а за это и награду получила великую.Пословицы к сказке «Морозко» Вежливость ничего не стоит, а приносит много. Схватилась мать о падчерице, когда лед прошелКраткое содержание, краткий пересказ сказки «Морозко» Жил дед с новой женой и было у них две дочери. Одна мачехе приемная, вторая родная. Родная дочь как сыр в масле каталась, а приемную дочь в черном теле держали. Вот решила мачеха совсем приемную дочь со свету жить, и велела деду везти ее в лес и там оставить. Отвез дед, оставил дочку под елочкой. Сидит она в снегу, мерзнет. Тут Морозко по веткам спускается, спрашивает «Тепло ли тебе, девица». А девица вежливо отвечает, что тепло. Сильнее морозит Морозко, но девица все вежливой остается. Понравилось это Морозко, сжалился он, одел приемную дочь в шубу и богатые дары оставил. А мачеха требует деда в лес ехать за костями падчерицы. Сама в это время блины печет. А собака лает, что вот, привезут  старикову дочь в злате и серебре. Мачеха на собаку ругается, говорит что косточки привезут. А тут и дочь старикова входит в золоте и серебре, да с богатыми дарами. Мачеха велит старику везти в лес родную дочь, в шубе конечно. Отвез старик, посадил под елочкой. Пришел Морозко, морозить начал девицу. А мачехина дочь ругается, обзывается. Рассердился Морозко и насмерть ее заморозил. Привез старик мачехину дочь, мачеха рогожу открыла, а дочь мертвая лежит.Признаки волшебной сказки в сказке «Морозко»

  1. Волшебное существо — Морозко.

Рисунки и иллюстрации к сказке «Морозко»

Сказка Морозко по тематике – нравоучительная волшебная рождественская сказка, то есть, сказка с испытаниями героев и счастливой концовкой – наградой главного героя. Такие сказки дети слушают, затаив дыхание. Справедливая сказка оставит много эмоций в душе каждого ребенка. Непременно прочитайте сказку онлайн и обсудите ее с ребенком.

Читать сказкуСлушать аудиосказку

Кто автор сказкиКраткое содержание сказкиАнализ сказкиМораль сказкиПословицы, поговорки и выражения сказки

Скачать сказку Морозко: (word) – (pdf)

Сказка Морозко читать

Загрузка текста сказки…

Кто автор сказки

Традиционный сюжет о девушке-сироте и злой мачехе бытует во многих народных и литературных сказках. Сказка Морозко больше привлекает читателей в изложении Толстого, хотя еще один ее вариант можно найти у фольклориста Афанасьева.

Краткое содержание сказки

Бедная падчерица не знала, как мачехе угодить. Доброта и красота, проворные руки, покорность девушки только еще больше раздражали лютую старуху. Свою нерадивую дочку мачеха лелеяла и берегла, на падчерице все зло вымещала. Велела старику в зимнюю стужу дочку в лес отвезти и там оставить. Не смел старик перечить. В лесу падчерице встретился Морозко. За золотое сердце одарил он девушку золотом, серебром и богатыми подарками. Когда старик домой дочку привез, приказала ему баба свою дочку за подарками в лес везти. Но грубая и злая девушка разозлила Морозко. Подул он на нее – она и окостенела от мороза. Читать сказку онлайн полностью можно на нашем сайте.

Анализ сказки Морозко

Сюжет сказки традиционный. Положительная героиня, падчерица, противопоставляется отрицательным, мачехе и сводной сестре. Герои подвергаются испытаниям. Волшебный персонаж, Морозко, награждает добрую девушку и карает злую. Наказание жестокое, но оно показывает менталитет русского народа: за издевательство над сиротой должна наступить расплата. Чему учит сказка Морозко? Сказка учит доброте, смирению, трудолюбию, порицает жадность и зависть.

Мораль сказки Морозко

Все поступки человека имеют последствия, хорошие – возвращаются к нему добром, а плохие – наказываются. Мораль сказки Морозко убедительна и поучительна. Побеседуйте с детьми о ней, чтобы помочь понять им закон жизненного бумеранга.

Пословицы, поговорки и выражения сказки

  • Не рой яму другому – сам в нее попадешь.
  • Что посеешь, то пожнешь.

Читать сказки онлайн – увлекательное и полезное занятие!

Читать все Русские народные сказки

ГлавнаяКоллекция «Otherreferats»ЛитератураАнализ сказки «Морозко»

Общая характеристика и источники русской народной сказки «Морозко», обоснование ее волшебно-фантастического направления. Основные образы и сюжетные линии, оценка воспитательного значения данного произведения. Границы завязки, кульминации и развязки.

Рубрика Литература
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 13.02.2014
Размер файла 16,5В K

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.Рекомендуем скачать работу.

9 месяцев назад11 ответов:answer_avatar.png

Современному читателю довольно не просто уловить главную мысль сказки. Проблема в том, что мире, в котором мы сегодня живем, как будто все встало с ног на голову: СМИ всеми силами пытаются внушить нам, что для того, чтобы чего-то достичь, человек должен быть эгоистичным и агрессивным, должен вести себя как Марфуша из русской сказки «Морозко».

А между тем, в культуре русского народа испокон веков ценилось редкое, почти уникальное качество, свойственное самым лучшим его представителям — кротость. Именно кротость Настеньки так высоко оценил Дед Мороз. Кротость — это великий дар, это то состояние ума и сердца, которое способно изменить мир к лучшему. Кротость — это не слабость, это уникальный баланс духовной силы и человеколюбия, основа, на которой базируется знаменитый русский характер.

__

Главная мысль сказки сформулирована в одной из заповедей:

FFqcqax4vIDK3kgL9ygToVaMcs3PpE.png

Сказка учит ценить и уважать кротость, она напоминает нам об одном величайшем человеке, когда-либо существовавшем, и объясняет, что кротость — и это именно то, чего нам всем сегодня не хватает.

answer_avatar.png

Сказка Морозко рассказывает о двух девочках, одна из них добрая и покладистая, очень благодарная и с легкостью готова пройти любые испытания.

А вторая девочка злая и завистливая, совершенно неблагодарная.

В сказке главной мыслью является то, что добро всегда притянет добро, а злость притянет злость.

За добрые дела всегда будет воздаяние и весьма преувеличенное.

Урок в сказе о вежливости и почтении к старшим, которые существовали всегда.

Нам в ней показали урок вежливости, как себя нужно вести со старшими.

И это отлично получилось у одной девочки и не получилось у второй грубиянки, которая получила по заслугам.

Используемые источники:

  • https://nauka.club/literatura/sochineniya/chemu-uchit-skazka-morozko.html
  • http://santyaguarundito.blogspot.com/2018/04/blog-post_5.html
  • https://ihappymama.ru/iq/skazki/morozko-russkaya-narodnaya-skazka/
  • https://otherreferats.allbest.ru/literature/00365934_0.html
  • https://otvet.ws/questions/2374251-kakova-glavnaja-mysl-skazki-morozko.html

  • Основная тема сказки летучий корабль 3 класс
  • Основная тема сказки крошечка хаврошечка
  • Основная тема сказки коняга салтыкова щедрина
  • Основная тема сказки конек горбунок
  • Основная тема сказки колобок