Основная тема сказки маша и медведь

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 10 г. вязьмы смоленской областиконспект занятия по театрализованной деятельности в группе раннего возраста

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №10 г. Вязьмы Смоленской области

Конспект занятия по театрализованной деятельности

в группе раннего возраста №1

Инсценировка сказки «Три медведя»

(с использованием развивающей среды группы)

Подготовила воспитатель:

Чупина Е.В.

г. Вязьма, 2021 год

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

Тема: Сказка «Маша и три медведя»

Возрастная группа: группа раннего возраста

Цель: помочь детям вспомнить содержание сказки, поощрять желание участвовать в инсценировке сказки. Вызвать радость и эмоциональный отклик у детей.

Задачи:

Образовательные:

-закрепить знание детьми содержания сказки «Три медведя»; отвечать на вопросы по ее содержанию;

-формировать представление о величине: большой, средний, маленький.

-закрепить умения узнавать сказку по характерным признакам сказочных героев;

-совершенствовать умение эмоционально передавать характер сказки.

Воспитательные:

-воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки и интерес к устному народному творчеству;

-воспитание у детей интереса к театрализованной деятельности.

Развивающие:

-развивать речевую активность детей, побуждать их вступать в диалог; выразительность и темп речи, силу голоса;

-расширять и активизировать словарный запас;

-развитие музыкально-художественной деятельности детей.

Подготовительная работа: чтение русской народной сказки «Три медведя», рассматривание иллюстраций, обсуждение характеров героев, разучивание ролей.

Материалы и оборудование:

1) музыкальное оборудование: музыкальный центр (магнитофон) с записью звуков природы (шум ветра, пение птиц, журчание ручья); музыка для танца Мишутки, бабочек.

2) декорации к сказке: деревья, плетень, стол, кровати и стулья медведей разных размеров.

3) атрибуты: корзинка, муляжи убранства на стол, миски, ложки, банка меда.

4) костюмы героев сказки

Действующие лица: ведущая, бабушка, дед – взрослые; Машенька, бабочки, Михаил Потапович, Настасья Петровна, Мишутка – дети.

Действие первое

Ведущая:

Возле леса на опушке

Трое их живет в избушке,

Там три стула и три кружки,

Три кровати, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?

— ответ детей «Три медведя»

Ведущая:

-Давным-давно, в одной деревеньке жили-были дедушка с бабушкой. И была у них внучка Машенька. Маша помогала бабушке по хозяйству: приносила дрова для печки, поливала цветы.

Один раз зашли за Машенькой подружки и стали звать ее в лес по грибы, да по ягоды.

Машенька:

— Дедушка, бабушка! Отпустите меня в лес по грибы, да по ягоды!

Дедушка (грозит пальцем):

— Ох, проказница, что с тобой делать? Ступай, да только смотрите осторожно. Вот тебе лукошко.

Бабушка:

— Ты по сторонам гляди, от подруг не отходи!

Действие второе

Ведущая:

— Маша долго ходила по лесу, слушала пение птиц, собирала грибы. Девочка устала и присела на пенек. Возле себя она увидела много красивых цветов.

Маша:

— Какие красивые цветы!

Ведущая:

— И Маша стала плести венок. Потом девочка заметила бабочек, которые стали кружиться в танце.

Танец бабочек

Ведущая:

— Маша, залюбовавшись красотой леса, не заметила как осталась одна, и пошла искать дорогу домой. В лесу она заблудилась и стала кричать.

Маша:

-Ау! Ау! Подруженьки!

(Маша садится на пенек и горько плачет).

 (Идет по лесу, набредает на избушку трех медведей, удивленно ее разглядывает)

— Кто здесь в домике живет? Кто мне двери отопрет?

Ведущая:

— Дверь открыта, горит свет,

Только вот хозяев нет.

— Маша заходит в избушку, и видит стол и три стула: один большой, другой поменьше, а третий совсем маленький. А на столе стояли три чашки с кашей: большая, поменьше и совсем маленькая.

Посидела Маша на первом стуле — неудобно ей стало, потом посидела на стуле поменьше, и тут неудобно, а вот на маленьком стуле понравилось. Маша стала прыгать, вертеться и стульчик сломался.

Маша весь день в лесу провела, проголодалась. Поела она из большой чашки – неудобно ложку держать, поела из чашки поменьше – тоже неудобно, стала Маша кушать из маленькой чашечки, так всю кашу и съела.

Устала Маша, захотелось ей спать, видит Маша стоят в избушке три кровати. Легла в самую большую кровать – неудобно ей, просторно как-то, легла в кровать поменьше – да и тут неловко, а в самой маленькой кроватке ей уютно и тепло, и не заметила Маша, как заснула.

А медведи тем временем гуляли в лесу, маленький Мишутка собирал шишки в корзину. Медведи присели на пенек, а Мишутка стал танцевать.

Танец Мишутки

 Пришли медведи домой и увидели, что в их домике кто-то был.

Михаил Иванович (грозно):

— Кто сидел на моем стуле и сдвинул его?

Настасья Петровна (сердито):

— А кто сидел на моем стуле и сдвинул его?

Мишутка (жалобно):

-А кто сидел на моем стуле и сломал его?

Захотели медведи есть и вдруг видят, что из чашек кто-то ел.

Михаил Иванович (грозно):

-Кто хлебал из моей чашки?

Настасья Петровна (сердито):

-А кто ел из моей чашки?

Мишутка (жалобно):

-А кто ел из моей чашечки и все съел?

Ведущая:

Видят медведи, что и кровати их смяты.

Михаил Иванович (грозно):

— Кто спал на моей кровати и смял ее?

Настасья Петровна (сердито):

— А кто спал на моей кровати и смял ее?

Мишутка (подошел к своей кровати и увидел Машу):

-А в моей кровати кто-то спит.

Маша (проснулась, испуганно смотрит на медведей):

— Ой-ой, как страшно!

Михаил Иванович:

-Ты не бойся нас, девочка, мы совсем не злые.

Настасья Петровна (угощает медом):

— Вот, попробуй мед лесной, он очень вкусный, угощайся.

Мишутка:

— Хочешь, дружить будем? Будешь к нам в гости приходить.

Маша:

— Спасибо, медведи, вы уж меня простите, не нарочно я к вам гости забрела. Заблудилась я.

Ведущая:

-Простили медведи Машу и отвели ее к бабушке и дедушке.

В конце сказки все герои выходят на поклон.

ДЕТСКИЙ САД МУНИЦИПАЛЬНОГО  БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ АЛТАЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 ИМ. П.К.КОРШУНОГО- СТРУКТУРНОЕ

____________________________________________________________________________________________________

659650 Россия, Алтайский край, Алтайский район, с. Алтайское, ул.Белокурихинская 6

Конспект  образовательной деятельности по экологии с детьми старшей группы  ОО «Познавательное развитие».

Тема: «Путешествие по математике с Машей и медведем».

Коновалова Оксана Сергеевна.  

Алтайское  2020г.

Образовательная область: «Познавательное развитие».

Интеграция содержания образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое

Тема занятия:  «Путешествие по математике с Машей и медведем».  

Форма занятия: групповая.

Цель: Приобщать детей к активной умственной деятельности, формированию поисковых подходов к решению любой задачи.

Обучающие: Закрепить порядковый счет в пределах 10, соотносить цифры с количеством предметов;

Повторить порядковый счет, умение отвечать на вопрос«Какая по счету?».

Обучать детей ориентировке в последовательности дней недели.

продолжать формировать навыки ориентировки в пространстве и на листе бумаги.                                                    Развивающие: Развивать умение четко, быстро отвечать на поставленные вопросы.  Развивать мелкую моторику рук, внимание, усидчивость, логическое мышление.

Воспитательные: Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, стремление радовать старших своими достижениями, воспитывать интерес к занятиям математики.  Воспитывать навыки коллективной работы;  воспитывать чувство взаимопомощи через сотрудничество во время образовательной деятельности, радоваться достигнутым успехам.

Предварительная работа:  дидактические игры с цифрами, числами, геометрическими фигурами, индивидуальная работа.

практические:  игры и упражнения, дидактические игры; игровые ситуации, динамическая пауза;

наглядные: рассматривание, показ слайдов, показ способов действия.

Перечень дидактических материалов, оборудования и других ресурсов, необходимых для проведения занятия.  

Учебно-методический комплект: Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения

до школы» под. ред. Н.Е. Вераксы, 2015 г;  И.А. Помораева , В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений».

Музыкальные средства: Фоновое соправождение.

Оборудование и материалы: презентация,  ёжики с яблоками на спинке, картинки с корзинками с ягодами.

Раздаточный материал:  листы цветного картона, наборы цифр от 1-10, картинки для ковра, грибочки с изображением цифр для игры, счетные палочки.

ИКТ: мультимедио.

Структура занятия, методы и приемы.

Деятельность педагога

Деятельность детей

Организационный момент

Основная часть

мотивационно

ориентировочный этап

Поисковый этап

Практический этап

Физкультминутка

Зарядка для глаз

Рефлексивно-оценочный этап

Ребята, посмотрите, к нам пришли гости.

-Давайте поприветствуем наших гостей.

Здравствуй солнце золотое!

Здравствуй небо голубое!

Здравствуй матушка земля!

Здравствуйте гости!

Здравствуйте друзья!

Игра «Найди нужную цифру».

(Воспитатель обращает внимание детей на ёжиков, которые лежат на полу, на спинках разное количество яблок.)

— Ребята, посмотрите, кто к нам пожаловал? (ёжики).

— Что у ёжиков на спине? (яблоки).

— Как вы думаете, куда они несут яблоки? (в норку).

— Возьмите в руки по ёжику, посчитайте, сколько яблок на спинке несёт ваш ёжик? (дети считают и называют число).

— На столах лежат цифры, найдите ту цифру, которая соответствует количеству яблок (дети садятся за столы).

Воспитатель:

— Дети, занятие сегодня мы проведем с известными сказочными героями, а с кем, вы узнаете, когда отгадаете загадку. Слушайте внимательно:

Сидит в корзинке девочка,

У Мишки за спиной

Он сам того не ведая,

Несет ее домой.

(Слайд 2)

Воспитатель:

— О ком загадка? Из какой они сказки? (Маша и медведь).

— Да, действительно, эта сказка называется Маша и медведь.

(Слад 3, 4)

— Давайте вспомним, о чем сказка: «Пошла как то Маша в лес за грибами да ягодами и заблудилась. Так она и попала в дом к медведю, но он не хотел отпускать Машеньку и попросил погостить у него одну неделю.

— А кто скажет, сколько дней в недели? Назовите все дни недели по порядку.

— Какой день недели следует после понедельника?

— Какой день недели перед четвергом? Какой день недели идет после вторника?

— Прошла неделя, решила Маша, что пора ей возвращаться домой. Но медведь сказал, что отпустит Машу после того, как выполнит она его задания. Маша согласилась. Давайте поможем Машеньке справится с 3 заданиями!

— А первое задание такое – «Соткать лесной ковер» да чтобы узор был расположен так, как пожелал медведь, поможем Маше? (Да)

 Но прежде чем мы приступим к работе, сделаем с вами пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика «В гостях у сказки»

( на развитие мелкой моторики)

Раз, два, три, четыре, пять —

Любим сказки мы читать.

Царевна-Лягушка, Конек-Горбунок,

Мышка-норушка и Колобок.

 Маша и медведь  назвать еще надо —

Героев из сказок вспомнить мы рады!

Разжимают пальцы из кулачка, начиная с мизинца. Сжимают пальцы в кулачок, начиная с большого пальца.

1.Ориентировка в пространстве «Составить узор на ковре».

Воспитатель:— Посмотрите у вас на столах лежат зеленые ковры и предметы из которых будет состоять узор, что это (грибок, цветок, пенёк, бабочка, елочка)

— Какое их количество? (5)

— Я буду зачитывать письмо медведя с нужным расположением, а вы на своем ковре располагайте их правильно.

В правом верхнем углу – грибок.

В левом нижнем углу – цветок.

В правом нижнем углу – пенек.

В левом верхнем углу – бабочка.

Посередине – зеленая елочка.

(Слайд 5)

 — А теперь сравните с Машиным ковром, у вас такой же узор получился?

— Молодцы с первым заданием вы справились.

— Приступим к следующему заданию?

Но сначала немного отдохнем на ковре.

Физминутка «Дни недели»:

В понедельник я купался (изображаем плавание)

А во вторник – рисовал (изображаем рисование)

В среду долго умывался (умываемся)

А в четверг футбол играл (бег на месте)

В пятницу я прыгал, бегал (прыгаем) Очень долго танцевал (кружимся на месте)

А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши) Целый день я отдыхал (садятся на свои места).

Зарядка для глаз

Мы шагаем друг за другом

Лесом и зеленым лугом.

Крылья пестрые мелькают,

В поле бабочки летают.

Хлопать ресницами часто-часто

(это «крылышки у бабочки»)

(Слайд 6)

 2. — Медведь был большой лакомка и попросил Машу испечь ему пирожков с разной начинкой. Маша ему говорит«Принеси ягод мне, а я и испеку!». Принес медведь Маше корзинку, да не одну.

— Давайте посчитаем, сколько всего корзин принес медведь? (один выходит к доске и считает)(6)

— Какая по счету корзинка с грибами (1)? Малиной (2)? Черникой (3)? Земляникой (4)? Вишней (5)? Яблоками (6)? (один выходит и считает).

(Слайд 7)

— Пирожки Маша испекла, и вот собрались они в дорогу. Но медведь забыл, в какую сторону надо идти, потом вспомнил, что надо ориентироваться  по грибам.

— Для того чтобы выполнить следующее задание, нам нужно пройти на ковёр.

4. Игра «Живые числа» — Возьмите, ребята, в руки грибочки, на них цифры, постройтесь в порядке возрастания от 1 до 10. Тогда, Маша и медведь пойдут в правильном направлении (дети выполняют задание, затем воспитатель предлагает проверить верно, ли построились дети).

— Вы молодцы, справились легко, но мишка решил усложнить и дать каждому грибочку свое задание:  грибочек с цифрой «5» – топни 2 раза,  грибочек с цифрой «3» — хлопни в ладоши 3 раза,  грибочек с цифрой «6» — погладь себя по голове, грибочек с цифрой «1» — покружись, грибочек с цифрой «4»— по маши руками над головой 2 раза, грибочек с цифрой «7» -по приседай 3 раза, грибочек с цифрой «2»- улыбнись нашим гостям, грибочек с цифрой «8» -попрыгай на одной ноге 4 раза,  грибочек с цифрой «9»- сделай шаг вперед, грибочек с цифрой «10»- сделай шаг назад. (остаются около воспитателя)

(Слайд 8)

5. Шли они долго, захотел медведь присесть отдохнуть на пенек, сел, а Маша стала рассматривать полянку и задавать ему вопросы. Давайте мы тоже рассмотрим  полянку, на которой они отдыхали и поможем ответить медведю на Машины вопросы.

Игра «Где находится?» (за, на, около, перед).

— Где сидит белка? Где находится солнце? Где находится яблоко? Где растут мухоморы? Где находится ежик? Где сидит Маша?

— Молодцы присаживайтесь.

(Слайд 9)

— Отдохнул медведь, пошли они дальше, и вот показался дом, где живет Машенька, и вдруг, медведь загрустил, ведь вернувшись домой, ему будет скучно без Маши, а, чтобы он не грустил, давайте построим дом для медведя – по схеме из счетных палочек,  чтобы он жил по соседству с ней (дети по схеме при помощи счетных палочек  выкладывают домики).

(Слайд 10)

Воспитатель: Молодцы, ребята, справились со всеми заданиями, построили медведю дом.

Итог: каким сказочным героям мы помогали? Что вам запомнилось? Какие были задания? Что выкладывали по схеме? Если вам было интересно на занятии покажите солнышко, а если вам было скучно, то поднимите тучку.

Спасибо вам ребята за ваши правдивые ответы. Мне было очень приятно с вами сегодня заниматься. А теперь давайте попрощаемся с нашими гостями, скажем дружно до свидания.

Дети поднимают руки к солнцу, показывают небо, берут друг друга за руки и здороваются с гостями.

К нам пожаловали ежи.

У ежиков на спине яблоки.

Ежи несут яблоки в норку.

Ответы детей.

Маша и медведь.

В недели 7 дней. Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье. За понедельником следует вторник.

Перед четвергом стоит среда. После вторника следует среда.

Ответы детей.

На столах лежат 5 предметов.

Ответы детей.

Ответы детей

Медведь принес Маше шесть корзин.

Корзина с грибами первая, корзина с малиной вторая, корзина с черникой третья, с земляникой четвертая, с вишней пятая  и  корзина с яблоками шестая.

Ответы детей.

Когда куклы выходят на пенсию, чем отличается паркетная кукла от тростевой и сколько нужно кукловодов для выполнения сложных движений — в материале mos.ru.

Московский театр кукол (МТК) — один из самых популярных в столице театров для всей семьи, чьи постановки любят и взрослые, и самые маленькие зрители. За 92 года его существования там показали сотни спектаклей по известнейшим сказкам, среди которых были «Дюймовочка», «Русалочка», «Маша и медведь», «Гадкий утенок», «Двенадцать месяцев» и другие. Они уже вышли из репертуара, а куклы, игравшие там, отправились на пенсию, в собственный «Дом отдыха» — выставочное пространство, которое состоит из двух маленьких комнат. На сцену они больше не выходят — зато встречают в фойе гостей театра. Подробнее о них рассказала Ольга Вереникина, хранитель архива и музея МТК.

Ольга Вереникина. Фото М. Денисова. Mos.ru

Кот и пес, объездившие мир

Раньше кукол из спектакля, вышедшего из репертуара, могли отдать на память артистам-кукловодам. Сегодня такие куклы остаются в театре — их перемещают в запасники. В «Доме отдыха кукол» можно увидеть только часть из них — выставочное пространство позволяет разместить одновременно около 100 кукол. Коллекцию собирают уже не первое десятилетие. Время от времени экспозицию меняют. Сейчас, например, здесь выставлены куклы из постановки «Гуси-лебеди» 1992 года, Русалочка из одноименного спектакля 2007-го, жители птичьего двора из «Гадкого утенка» (2003).

066(1988)

Ольга Вереникина рассказывает: потрогать кукол пытаются почти все посетители, но охотнее к экспонатам тянется не детская рука, а взрослая. Мамы и папы всегда радуются при встрече с персонажем из постановки, которую сами смотрели в детстве. Больше всего радости вызывают самые старые куклы — серый зеленоглазый кот и коричнево-бежевая собачка из спектакля «Каштанка и Слон». Их придумал художник Виктор Платонов для спектакля, поставленного в 1987 году тогдашним главным режиссером театра Леонидом Хаитом.

1(941037)

2(640358)

Спектакль «Каштанка и слон», в котором режиссер соединил рассказы Антона Чехова и Александра Куприна, был визитной карточкой театра много лет. Спектакль проехал по всей Европе, США, Канаде, собирая полные залы. Его показывали также в Южной Корее — причем на сложном корейском языке. Главным элементом спектакля, неизменно вызывавшим восторг зрителей и на гастролях, и в Москве, был слон — огромный, совсем как настоящий, он выходил в финале и срывал бурные овации. Как сложилась судьба гигантской куклы и где она находится сейчас, к сожалению, неизвестно.

История Московского театра кукол начинается в 1930 году. Тогда он назывался Театром детской книги, его создатель Виктор Швембергер ставил бесплатные спектакли, прививающие детям любовь к искусству. Главным героем большинства постановок был беззаботный весельчак Петрушка. Свое современное название театр получил в 1954-м. Спустя еще несколько лет он переехал в здание на Спартаковской улице, где находится и сейчас. Традиция ставить спектакли по детским сказкам сохраняется и сегодня, однако репертуар значительно расширился — тут показывают в том числе и постановки для взрослой аудитории.

Основная тема сказки маша и медведь

Подарить голос и движение

Работа над спектаклем начинается в мастерской. Сначала художник обсуждает с режиссером внешний вид персонажа, создает эскиз. На начальном этапе изготовление всех персонажей одинаково — отливается объемная гипсовая форма, на которой лепят куклу из папье-маше. Затем начинаются различия — например, некоторые герои требуют изготовления специальных механизмов, которые вставляют внутрь. В конце кукол обтягивают тканым материалом и красят. Кукол также могут создавать из дерева, поролона, картона или других материалов — в зависимости от идеи художника.

1(941039)

Каждая кукла требует своего подхода. Есть куклы в человеческий рост — такие как Баба-яга из сказки «Гуси-лебеди» (1992) — их сложно удержать руками, поэтому актер крепит их к себе за пояс. Таких кукол называют паркетными — это разновидность планшетных кукол, которые двигаются по настилу сцены, планшету. Планшетные куклы могут быть и небольшими — ими актеры управляют, держа за специальные ручки или петли, прикрепленные к голове куклы и ее конечностям.

Фото М. Денисова. Mos.ru

Тростевые куклы (с тростями, крепящимися к кистям рук) требуют не меньшей сноровки. Одной рукой актер управляет головой (как правило, при помощи гапита — специального механизма в теле куклы), другой — работает с тростями. Двух рук иногда недостаточно — для выполнения сложных движений на помощь приходит второй актер (в некоторых случаях — и третий). Иногда, чтобы придать жестам героя больше выразительности, в запястья на место суставов вставляют специальные кожаные ленты, которые позволяют поворачивать ладони. Такие, например, есть у тростевых кукол из «Аленького цветочка», а также у многих планшетных.

Работа актера не ограничивается только тем, чтобы управлять куклой, — за нее нужно еще и говорить. Бывает, что актер играет двух героев. В «Гадком утенке» 2003 года, например, одна из актрис была и тетушкой заглавного героя, и одним из утят — когда первая скрывалась за кулисами. В таком случае желательно, чтобы два героя, которых играет один актер, не оказывались на сцене одновременно — считается неправильным, если артист говорит сам с собой.

056(2487)

Режиссерские решения

Возможности куклы не безграничны — некоторые сцены требуют от героя более богатой палитры эмоций, движений. В таких случаях режиссер прибегает к так называемому живому плану — когда человек играет персонажа в точно таком же костюме, как и у куклы. Так было, например, в постановке «Снежная королева», созданной режиссером Людмилой Макеевой в 2007 году. Длинное голубое платье с элегантным жабо, накидкой и венецианской маской придумал художник Андрей Тимошенко. Чтобы вернуться к управлению куклой, актриса накидывала на себя черный плащ с капюшоном, скрывающим лицо.

Фото М. Денисова. Mos.ru

От чудища в «Аленьком цветочке», поставленном в 1999 году Вячеславом Крючковым, сегодня осталась одна голова. Дело в том, что его туловище представляло собой большой элемент декорации, которую венчала страшная морда. На сцене появлялась скала, которая оживала, обрастая лапами и головой чудища. Автор такого решения — заслуженный художник России Виктор Никоненко.

Фото М. Денисова. Mos.ru

Каждая кукла уникальна, у нее только одна роль. Но иногда в спектакле могут быть задействованы ее копии — бегающие, прыгающие, летающие. В постановке «Гуси-лебеди» 1992 года, например, использовали сразу две пары прекрасных лебедей. Одна из них, расправив крылья, в финале взмывала в небо. Сейчас эта пара живет в «Доме отдыха».

На чтение 6 мин Обновлено

Как заполнить читательский дневник к сказке «Дремучий медведь» по чтению подскажет пример изложенный ниже.

Паустовский «Дремучий медведь» читательский дневник

Автор — Константин Паустовский. Он написал это произведение в 1948-ом году.

Жанр: литературная сказка о животных

 «Дремучий медведь» главные герои и характеристика

  1. Петя — главный герой маленький мальчик. Это спокойный и добрый ребенок, немного задумчивый. Остался без родителей и жил с бабушкой.  Любит природу, бережет гнезда, не ломает деревья, дружит с бобрами. И животные, и растения, и насекомые любили его за его доброту и добром ему отплатили в трудную минуту.
  2. Дремучий медведь. Огромный, голодный и злой, старый. Ради того, чтобы поесть, он был готов убить теленка и даже мальчика-пастушка. Но он проиграл в битве с животными, птицами, рыбами, насекомыми и растениями, которые Петю любили.
  3. Анисья. Бабушка Пети. Добрая и веселая женщина. Она потеряла на фронте сына, а также невестку — маму Пети. И теперь сама воспитывала и растила мальчика в тепле и любви. Она очень хорошая.

Также в сказке есть такие персонажи: бобры, ворона, окунь, ерш, дятел, ежевика, ива, шмели, пчелы.

План «Дремучий медведь»

  1. Петя — пастушок
  2. Красивая природа у Высокой речки
  3. Петя, звери, птицы и деревья
  4. Мечты Дремучего медведя.
  5. Медведь плывет на другой берег
  6. Тревога
  7. Ежевика вступает в бой
  8. Ивы, шмели и дятел.
  9. Отступление медведя
  10. Окунь
  11. Удар ерша
  12. Оторванный хвост
  13. Грозные бобры
  14. Девушки в лесу
  15. Бегство медведя
  16. Смех Анисьи.

«Дремучий медведь»  краткое содержание для читательского дневника (6 предложений)

1) Петя-маленький жил у бабушки Анисьи, отец его погиб на войне, а мать умерла от болезни.

2) Бабка отдала Петю пасти стадо телят.

3) Петя пас телят на Высокой реке, и наблюдал за животным миром, никого не обижая.

4) Голодный дремучий медведь решился наконец переплыть реку и утащить теленка.

5) Животные увидели опасность и набросились на медведя, чтобы он не дошел до стада, да так, что тот еле убежал живым.

6) Петя поклонился всем, а потом рассказал бабке о случившемся и та напомнила ему, что друзья в беде всегда выручат.

Композиция

  • Экспозиция. Мы познакомимся с Петей, бабкой Анисьей и местом событий – рекой Высокой.
  • Завязка — между Петей и обитателями реки складываются дружеские отношения.
  • Развитие — Но в лесу живет злой и голодный медведь. Дремучий, который хочет съесть телят.
  • Кульминация – природа защищает своего доброго и уважительного пастушка Петю от злого медведя.
  • Развязка – медведю пришлось вернуться в дремучий лес, а Петя узнал, сколько у него друзей.

Главная мысль сказки «Дремучий медведь»

Друзья всегда придут на помощь в трудную минуту. Очень важно иметь настоящих друзей, которые придут к тебе на помощь в самый трудный момент. Не нужно обижать животных, птиц и рыб и тогда они ответят тебе благодарностью.

Чему учит сказка «Дремучий медведь»?

Сказка учит любить и беречь природу, бережно относится к ее обитателям, не разорять гнезда, не топтать траву, не ломать деревья, не ловить насекомых, не пугать бобров.  Доброта всегда вернется добром. Петя был добр, умел со всеми дружить — вот и ему все помогли.

Отзыв о сказке «Дремучий медведь»

Это добрая и хорошая сказка. Здесь показана настоящая дружба мальчика и природы. И поэтому, когда Пете угрожала опасность, вся природа, все ее обитатели пришли к нему на помощь.  Сказка учит доброте, а также тому, что доброе отношение ценится всеми очень высоко.

Пословицы к сказке «Дремучий медведь»

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
За добро добром платят.

Всякая помощь хороша вовремя.

Дорого при пожаре и ведро воды.

Кто землю лелеет, того и земля жалеет.

Доброе дело без награды не останется.

Главный герой — Петя-маленький, потому что Петя-большой — это папа мальчика, которого не стало, когда погиб на фронте, а мамы тоже нет, его воспитывает бабушка. Бабка Анисья предложила внуку пасти телят колхозных, а Семен-чаевник ребенку дал рожок, в который трубит мальчик, когда собирает коров в стадо.

Петя часто бывает у реки, красивее которой не сыскать: на берегу растут осины, а ивы опускают ветви в воду.

У реки постоянно что-то происходит: дятел клювом стучит по осокорю, летают птицы, шмели, стрекозы проносятся над цветами. Пете нравится наблюдать за бобрами, как валят, подточив зубами, деревья.

Звери с птицами по-доброму расположены к Пете, потому что он не хулиганит: не связывает лапки стрекозам нитками, не сшибает палками птичьих гнезд, не пригибает ветви деревьев к земле, чтобы резко распрямить и наблюдать, как те «дрожат» от «боли». Он тихо любуется на водную гладь, представляет себе рыбок на дне ее, а еще животные привыкли к рожку Пети.

Когда Петя приходит на берег реки, то все ликуют при его появлении, а на приветственное «Здравствуйте» ворона отвечает «Дра, дра», потому что это все, что она может выговорить.

Однажды старый медведь решил поживиться молодым теленочком, ему нипочем сторож в лице Пети. Стал он добираться на другой берег реки, проплыть ему надо было 100 метров. Когда его заметили птицы, да насекомые, то громче стали кричать и жужжать, а первой закричала ворона. Петя уронил рожок в траву, а кнутом хотел ударить плывущего зверя, да не достиг, так как далеко. Он просил помощи, тогда стали за него заступаться окружающие: ежевика опутала медведя, ухватив колючими стеблями за лапы, а ива ветвями била косолапого по бокам. Дятел уселся на голову, да стукнул животное клювом, что медведь взвыл. Шмели щекотали ноздри, а пчелы жалили в нос, пришлось отбиваться медведю. А когда в речку обратно забрался, чтобы восвояси уплыть, то окунь ухватил за хвост. Медведь стал умолять отпустить его, обещать, что больше не повадится, да никто не верил, а ерш Шипоярд уколол шипом, который ядовит. Так дернулся медведь, что хвост потерял, — тот у окуня остался, удирал без хвоста. Но это еще был не конец: дальше бобры уронили на плывущего медведя ольху, которое заранее подточили и рассчитали, когда надо повалить.

Когда медведь бросился в лес, все над ним смеялись, кто помогал мальчику, даже ольха «тряслась от хохота». Тогда Петя поблагодарил, поклонившись.

Он никому не рассказал о случившемся, только бабке Анисье, которая тоже смеялась.

Автор статьи

В сказках дети сталкиваются с проблемами и их решением. Если ребенок с раннего возраста начнет осознавать «сказочные уроки», сопоставлять их со своей жизнью, он будет расти более сообразительным. И чтобы эти «уроки» хорошо усваивались, они должны быть в доступной для детского понимания форме.

Выбираем сказки по возрасту

Поучительные сказки для детей по возрасту

При выборе сказок нужно учитывать возраст ребенка1.

3–4 года

В этом возрасте детям интересны и близки сказки о животных, которые рассказывают ребенку, как нужно поступить в той или иной ситуации и почему. Благодаря кратким историям ребенок знакомится с явлениями природы, поступками людей, с первыми понятиями о добре и зле.

В этом возрасте дети часто представляют себя разными животными и их детенышами.

Примеры сказок:

  • «Мышонок и карандаш» (В. Сутеев);
  • «В сладком морковном лесу» (С. Козлов);
  • «Мама для мамонтенка» (Д. Непомнящая);
  • «Сказка про маленьких крольчат» (Д. Харрис).

5 лет

С 5 лет ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеком. Среди героев популярны принцы, царевны, персонажи с суперспособностями. Чем старше ребенок, тем с большим удовольствием он слушает истории про людей, представляя себя в разных ролях.

Например, русские народные сказки:

  • «Царевна-лягушка»;
  • «Царевна Несмеяна»;
  • «Волшебное яблочко»;
  • «Сивка Бурка».

6–8 лет

В этом возрасте ребенок уже понимает и любит волшебные сказки с превращениями и чудесами. Такими сказками являются:

  • «Волшебник Изумрудного города» (А. Волков);
  • «Старик Хоттабыч» (Л. Лагин);
  • «Королевство кривых зеркал» (В. Губарев);
  • «Оле-Лукойе» (Г. Х. Андерсен).

Народные сказки

В сказках разных народов всегда присутствуют общечеловеческие ценности: добро, правда, красота. Народные сказки хороши простотой языка, его приближенностью к разговорной речи и тем, что в них дети узнают о жизни, быте, обычаях народа. Такие сказки учат верить в силу добра, которое побеждает не само по себе, а через преодоление трудностей.

У многих народов сюжеты сказок похожи. Например, «Чудо-яйцо» как пробуждение жизни встречается в 224 сказках, «Золушка» – в 3502.

Сказки для мальчиков и девочек

Поучительные сказки для мальчиков и девочек

Деление сказок на «женские» и «мужские» весьма условно. Однако самыми популярными сказками для мальчиков считаются «Три поросенка» и «Колобок». В «Трех поросятах» показан образ героя-победителя, а в «Колобке» вложено предупреждение о том, что можно потерпеть поражение, будучи невнимательным и легкомысленным.

Популярными «женскими» сказками являются:

  • «Красная шапочка»;
  • «Маша и Медведь»;
  • «Крошечка-Хаврошечка»;
  • «Морозко»;
  • «Золушка».

Во всех «женских» сказках обязательно есть мужской персонаж (в виде человека или животного). Героиня борется с ним («Красная Шапочка», «Маша и Медведь») или влюбляется («Крошечка-Хаврошечка», «Морозко», «Золушка»). Эти сказки учат девочек любви, состраданию, заботе и житейской мудрости.

Все, что ребенок воспринимает в детстве, сказывается на его взрослой жизни. Если он видит, что побеждает сильнейший, а над слабым потешаются, он будет стараться «качать мышцу». Если он видит, что побеждают хитрые, он попробует обманывать и хитрить. Если он видит, что лидирует умный, он будет стремиться развивать собственные знания3. Поэтому читайте или хотя бы просматривайте содержание сказки перед тем, как ее услышит или прочтет ребенок.

Как придумать собственную сказку

Придуманные сказки бывают для детей более значимыми, чем из книг, так как они основаны на их интересах и желаниях. Ребенку всегда приятно осознавать, что главный герой сказки – это он сам.

Приведем 7 правил составления сказок4.

  1. Краткие предложения, короткая, неутомительная сказка.
  2. Отсутствие лишних героев.
  3. Подключение всех каналов восприятия (какие звуки слышатся, какие запахи ощущаются, какие цвета, образы и т.д.).
  4. Отсутствие осуждения, назидания.
  5. Минимальное использование частицы «не».
  6. Включение в сказку проблемы. При этом должно быть соответствие отношений между героями в сказке и в реальности.
  7. Учет темперамента ребенка:
  • холерикам – кратко, динамично, с конфликтом;
  • сангвиникам – кратко, динамично, с юмором;
  • меланхоликам – с описанием чувств, сентиментальности;
  • флегматикам – с подготовительным вступлением и структурно.

Как читать

Читаем поучительные сказки для детей

Для малышей хорошо читать на ночь в качестве ритуала перед сном. Следует ограничиться либо одной небольшой сказкой, либо одной главой. Но обязательно с завершенным сюжетом.

Есть специальные сборники сказок на ночь:

  • «Добрые сказки на ночь» (сказки советских писателей);
  • «Сказки-засыпайки для маленьких несонь» (И. Гурина);
  • «Сказки в пижамах» (И. Зартайская).

С детьми постарше хорошо читать поучительные и познавательные сказки. Затем обсуждать прочитанное, задавать вопросы, находить примеры из жизни.

Например:

  • «Не хочу! Не буду! Сказка для капризуль» (Е. Григорьева);
  • «Принцесса Торнада» (А. Игнатова).

Так что же почитать

Чаще всего родители ищут короткие, добрые и интересные сказки. Мы подобрали десяток именно таких. Просто вставляйте в поисковик названия.

  1. «Сказки на один укус» (Ю. Кузнецова).
  2. «12 месяцев» (С. Маршак).
  3. «Маленький ангел» (А. Безлюдная).
  4. «Сказки для добрых сердец» (Н. Абрамцева).
  5. «Сказки от капризов» (И. Гурина, Т. Холкина).
  6. «Сказки про Машу» (Г. Лебедева).
  7. «Трям! Здравствуйте!» (С. Козлов).
  8. «Цветик-семицветик» и другие сказки (В. Катаев).
  9. «Сказки-несказки», «Приключения муравьишки» (В. Бианки).
  10. «Ба из долины прыгучих ручьев» (К. Горбунова).

Видео

Список литературы

  1. Кабаленова Е. Ю. Народные сказки как уникальная возможность формирования духовно — нравственного здоровья дошкольников // Ямальский вестник. – 2015. – № 1. – С. 99-103.
  2. Снопова Т. К. Народная сказка – средство воспитания и обучения детей // Сибирский педагогический журнал. – 2008. – №3.
  3. Сказки для мальчиков и девочек. Санкт-Петербургская мастерская сказкотерапии. сайт
  4. Зеленко О. В. Современные технологии сказки для психолого-педагогической работы с детьми и подростками // Эксперимент и инновации в школе. 2015. №5.
Фото: © Depositphotos

  • Основная тема сказки летучий корабль 3 класс
  • Основная тема сказки крошечка хаврошечка
  • Основная тема сказки коняга салтыкова щедрина
  • Основная тема сказки конек горбунок
  • Основная тема сказки колобок