Основная тема рассказа телеграмма

Классик русской литературы к. г. паустовский пользуется известностью не только на родине, но и во всем мире как замечательный мастер

Классик русской литературы К. Г. Паустовский пользуется известностью не только на Родине, но и во всем мире как замечательный мастер слова. Его проза поражает красочностью и точностью слов. В каждом произведении писателя проявляется любовь и внимание к красоте природы, к людям, чувствующим и понимающим музыку окружающего мира.

Избегая будничных впечатлений и слов, Паустовский замечает трогательное и необычное в окружающем пейзаже. И точно так же писатель, не касаясь биографии героев, обращается к жизни чувств, изображает диалектику их души, отбирая те мелочи, которые помогут читателю видеть человека, чувствовать и улавливать источник его переживаний.

анализ паустовский телеграмма

Искусство видеть мир

Неутомимый романтик, тонко чувствующий окружающий мир, Паустовский, с восторженностью и поэтичностью пишет живописные картины природы – волнующей, роскошной, полной величественности и блеска. Человек, который слышит музыку дождя, шепот морского прибоя, чувствует ласковые всплески воды и дыхание цветущей земли, также чутко слышит малейшие колебания человеческой души.

Любовь, с которой Паустовский относился к окружающему миру и окружающим его людям, пронизывала его произведения. Тепло и красота писательского языка, глубина и образность повествования от сердца писателя шли к читательскому сердцу и задевали те струнки души, о существовании которых читатель и не догадывался до знакомства с Константином Георгиевичем Паустовским.

История одной фотографии

С «Телеграммой» Константина Паустовского связана реальная история, произошедшая в 1964 году. В Москву на гастроли приехала популярная певица и актриса Марлен Дитрих. Она писала, что в московском аэропорту у встречавших ее журналистов сразу же спросила о Паустовском. Когда Марлен подъезжала к отелю, она уже знала, что писатель лежит в больнице. Г. Арбузова, падчерица Константина Георгиевича, в одном из интервью рассказывала, что Паустовский хотел побывать на концерте Марлен Дитрих, но в то время был очень болен. И вот в сопровождении своего врача В. А. Коневского писатель отправился в Дом литераторов, где она выступала.

После концерта легенда кинематографа отвечала на вопросы. И когда у Марлен спросили, какой у нее любимый писатель, ответила, что любит Паустовского. К ней подошла переводчица Нора и сообщила, что писатель в зале. Марлен стояла и всматривалась в зал, ожидая, что он поднимется на сцену. Но, будучи очень застенчивым человеком, Константин Георгиевич не поднимался. И когда зал стал аплодировать, подбадривая его, Паустовский вышел на сцену. Марлен, не сказав ни слова, встала перед писателем на колени и прижала его руку к своему залитому слезами лицу.

Вечернее платье актрисы, расшитое камнями, было настолько узким, что стали лопаться нитки, и камни посыпались по сцене. Все на мгновение замерли. Недоступная богиня стоит на коленях и целует руки советского писателя. Потом огромный зал медленно и неуверенно поднялся, в тишине послышались робкие одинокие хлопки, а потом началась настоящая буря – шквал рукоплесканий. Когда Марлен помогли подняться с колен, она тихо сказала, что ее потряс рассказ Паустовского «Телеграмма». И с тех пор она считала своим долгом поцеловать руку писателя, написавшего это.

дата написания телеграммы паустовского

Персонажи рассказа «Телеграмма»

Константин Георгиевич вспоминал, что в лесном мещерском краю он создал много вещей, в том числе и рассказ «Телеграмма». Дату написания Паустовский не указал, но впервые рассказ был напечатан в восьмом номере журнала «Огонек» в 1946 году. Сюжет рассказа прост: не дождавшись приезда дочери, старая женщина умирает. Дочь, получившая телеграмму о болезни матери, добирается в далекую рязанскую деревеньку только на следующий после похорон день.

Действующие лица этой истории составляют две группы: жители села Заборья и окружение Насти. Катерина Петровна, дочка известного художника, живет после его смерти в селе Заборье в доме, им построенном. К первой группе относятся и ее односельчане: дочка соседа Манюшка, почтарь Василий, молодая учительница, сторож Тихон и старики, хоронившие Катерину Петровну.

Вторая группа лиц сосредоточена вокруг Насти, дочери Катерины Петровны, уехавшей много лет назад в Ленинград. К этой группе героев «Телеграммы» Паустовского можно отнести и скульптора Тимофеева, выставкой которого занимается Настя, и его более удачливого коллегу по цеху Першина, и старого мастера, встревоженного телеграммой, которую получила Настя.

Говоря о творчестве Паустовского, нужно иметь в виду, что художественные детали его произведений несут особую смысловую нагрузку. Также и действующие лица, которых писатель, казалось бы, упомянул мимоходом, на самом деле выполняют важную роль – раскрывают нравственные проблемы, которые волновали автора. Отчасти понять их поможет и краткое содержание рассказа Паустовского «Телеграмма» и анализ, представленные ниже. Параллельно рассмотрим и детали, подчеркивающие тему, и проблемы, затрагиваемые автором.

телеграмма паустовский жанр

Катерина Петровна

Стояли синеватые пасмурные дни октября, в этом году он был на редкость дождливый. Катерине Петровне все труднее было вставать по утрам. Она доживала свои дни в старом мемориальном доме, построенном отцом. После его смерти дом охранялся областным музеем. На стенах висели картины, на которых ничего нельзя было разобрать: возможно, они потускнели от времени, а может быть ,глаза Катерины Петровны стали плохо видеть.

Рассказ «Телеграмма» Паустовского начинается с описания хмурой осенней погоды, и на фоне ее выделяется маленькая деталь – подсолнечник у забора. Осенний пейзаж как будто передает состояние Катерины Петровны, а подсолнух подчеркивает одинокую старость.

Последняя обитательница дома смотрела на «Вестник Европы», пылившийся на полках, и думала, что в Заборье не с кем поговорить о картинах, о Париже. Не с Манюшей же об этом беседовать, дочерью соседа. Она каждый день прибегала то воды принести, то полы подмести. Катерина Петровна дарила девочке страусовые перья, старые перчатки и шляпу, на что Манюша отвечала, что сдаст их в утиль.

Еще одна важная деталь, которой уделяет внимание К. Г. Паустовский в «Телеграмме» – памятные вещи, которые старушка дарила. Не отдавала за ненадобностью, а дарила дорогие для нее, ставшие частичкой жизни Катерины Петровны, вещи, которые, как оказалось, никому, кроме нее, не нужны.

И в одиночестве жестоком

Иногда заходил старый сторож, помнивший еще отца Катерины Петровны. Он убирал засохшие деревья в саду, пилил и колол дрова. И всегда спрашивал, пишет ли Настя. Не дождавшись ответа, он уходил, а Катерина Петровна начинала плакать. И лишь керосиновый ночник, казалось, был единственным живым существом в старом доме.

Эта маленькая деталь подчеркивает одиночество героини «Телеграммы». Проблему Паустовский усиливает, показывая безмерность ее одиночества, словами «без слабого огня». Старушка была настолько одинока, что даже огонек ночника помогал ей, иначе не знала Катерина Петровна как дожить до утра.

Писем от Насти мать не получала, но почтарь Василий приносил от дочери денежные переводы, которые извещали, что Настя очень занята, нет времени даже на письмо. Однажды ночью кто-то стучал в калитку, заколоченную несколько лет. Старушка вышла посмотреть, кто стучит, но там никого не оказалось.

И снова подчеркивает Паустовский в «Телеграмме» тему одиночества – не открывавшаяся несколько лет калитка.

Остановилась Катерина Петровна на обратном пути возле клена, который она посадила будучи молодой девушкой. Он стоял пожелтевший и озябший, и некуда было клену деться от бесприютной ветреной ночи. Пожалела она его и побрела домой.

Автор подчеркивает, что Катерина Петровна воспринимает дерево как живое и отождествляет с ним свое состояние беспомощности и одиночества.

В ту же ночь написала письмо ненаглядной дочери и просила ее приехать хоть на день. Сообщила, что очень больна, и хотела бы увидеться с ней перед смертью. Манюша письмо отнесла на почту и долго толкала его в ящик, словно заглядывала внутрь. Но там только жестяная пустота.

Кажется, чего необычного в том, что почтовый жестяной ящик пуст? Но К. Г. Паустовский в «Телеграмме» в каждую деталь вкладывает смысл: пустота – бездушие дочери.

телеграмма паустовский герои

Дочь Настя

Еще одна героиня рассказа Паустовского «Телеграмма» – Настя. Она много лет назад уехала из Заборья. Жила в Ленинграде и работала в Союзе художников. Занималась организацией конкурсов и выставок, которые отнимали много времени. Даже вот письмо от матери и то прочесть некогда. «Пишет, значит, жива», – подумала Настя. Спрятала письмо в сумочку не читая и отправилась в мастерскую скульптора Тимофеева.

Анализ «Телеграммы» Паустовского показывает, что автор поднимает серьезные нравственные проблемы: разобщенность близких людей, их отдаление и нежелание показать чувства. Три года Настя не видела маму, которая никогда не надоедала упреками и жалобами. И, получив весточку от самого родного и близкого человека, она спрятала письмо, не читая. Этими словами писатель подчеркнул равнодушие и черствость героини.

Промозглый осенний ветер забрался и в мастерскую Тимофеева, который рассказывал о том, как тепло в студии коллеги Першина. Тимофеев жаловался на холод, на ревматизм. Настя пообещала ему помочь и попросила художника показать ей Гоголя. Тимофеев подошел к скульптуре великого писателя и сдернул с нее ткань. Настя вздрогнула. На нее насмешливо смотрел сутулый человек, и она видела, как на его виске бьется склеротическая жилка.

Почему Паустовский выбрал именно скульптуру Гоголя? Как известно, великий сатирик обладал удивительной способностью угадывать человека. Что этим хотел сказать Паустовский? Анализ «Телеграммы» показывает, что в рассказе автор поднимает и тему воздействия искусства на человека. Насте показалось, что Гоголь смотрит на нее насмешливо, словно разглядел ее показную доброту и черствую душу. Настя тут же укоряет себя, что письмо-то в сумочке лежит нераспечатанное.

Телеграмма

Две недели Настя занималась устройством выставки. В день открытия пришли известные художники и скульпторы – обсуждали и хвалили работы Тимофеева. Вошла курьер Даша и вручила телеграмму, смысл которой дошел до Насти не сразу. Поначалу она подумала, что это не ей, но обратный адрес, где было написано слово «Заборье», развеял сомнения. Настя нахмурилась, скомкала телеграмму, и слушала выступление Першина, который рассыпался благодарностями в ее адрес, отмечая, что в лице Анастасии Семеновны забота о человеке стала реальностью.

В рассказе Паустовского «Телеграмма» равнодушие и отзывчивость Насти стоят рядом. Отзывчивая к посторонним людям, она равнодушно отнеслась к письму матери. И казалось бы, получив телеграмму, что самый близкий и родной человек умирает, она должна была бежать к маме со всех ног, чтобы успеть, чтобы увидеть, услышать и обнять ее еще хоть раз. Но Настя скомкала телеграмму. В двух словах, пока с кафедры неслось о заботе, автор выразил жестокость, лицемерие, равнодушие дочери.

Старый художник, озабоченный задумчивым видом Насти, подошел, тронул ее за руку и поинтересовался, не телеграмма ли ее так встревожила? Настя сказал, что телеграмма от знакомой, ничего ужасного не произошло, но весь вечер ощущала на себе пронзительный и тяжелый взгляд. Кто бы это мог быть? Настя подняла глаза: на нее, усмехаясь, смотрел Гоголь.

Произведение «Телеграмма» Паустовский продолжает словами из письма Катерины Петровны: «Ненаглядная моя» – обращалась к Насте мать. Настя села на скамейку и заплакала. Она поняла, что никто и никогда не любил ее так, как мама. Тем же вечером Настя уехала в Заборье.

константин паустовский телеграмма

Заборье

Тихон отправился на почту, пошептался о чем-то с Василием, осторожно нацарапал что-то на телеграфном бланке и поплелся к Катерине Петровне. Она не вставала уже десятый день. Манюша не отходила от нее шестые сутки и успокаивалась только тогда, когда Катерина Петровна шевелилась под одеялом. Вошел Тихон, сказал, что на улице похолодало, дорогу прибьет морозцем, и Насте теперь сподручнее будет доехать, и неуверенным голосом прочел телеграмму, которую сам же принес.

Катерина Петровна отвернулась к стенке. Тихон сидел и вздыхал в прихожей, пока Манюше не позвала его в комнату старушки. Она лежала бледная и маленькая. «Не дождалась», – вздохнул Тихон и вышел. На следующий день старики и ребята хоронили Катерину Петровну.

Здесь появляется в «Телеграмме» Паустовского героиня, молодая учительница, которой он уделил всего несколько строчек. В них совершенно незнакомый человек отдает дань уважения женщине-матери.

У молодой учительницы такая же старенькая седая мама осталась в уездном городе. Учительница вздохнула и медленно пошла за гробом, спрашивая у людей, одинока ли была умершая? На что ей ответили, что есть у Катерины Петровны дочка в Ленинграде. Но, видимо, так высоко взлетела, что на похороны к матери выбраться не смогла. Учительница подошла к гробу, поцеловала руку Катерины Петровны и долго слушала, как за ее спиной переговариваются старики.

Настя приехала в село после похорон и застала только могильный холмик. Осмотрела комнату матери, из которой жизнь, казалось, ушла давным-давно и, крадучись, чтобы никто ее не увидел, уехала из Заборья. И никто, кроме Катерины Петровны, не мог снять невыносимой тяжести с ее души.

Между строк

В рассказе Константина Паустовского «Телеграмма» между строк можно прочитать многое о семье, живущей в старом доме. Катерина Петровна живет среди картин своего отца и его друзей. Сам Крамской был его другом, эскиз к его картине занимает в доме почетное место. Журнал «Вестник Европы» читали и Катерина Петровна, и ее отец. В нем печатались произведения русских писателей Соловьева, Островского, Тургенева, Гончарова. На этой классической литературе выросли обитатели дома.

Катерина Петровна летом 1885 года была с отцом в Париже, именно тогда умер Виктор Гюго, на похоронах которого она была. Похоронена она была не рядом с отцом. Никто из присутствующих не вспомнил, что она была дочерью известного художника. Не потому ли, что жители села, оказывавшие Катерине Петровне посильную помощь, не понимали значимости и ценности картин, висящих на стенах ее дома?

Так, мимолетно, показал Паустовский огромную духовную пропасть между интеллигенцией и крестьянством России. Очевидно, вклад художника в российское искусство был большим, так как дом был мемориальным. Почему в кавычках это слово написал Паустовский в «Телеграмме»? Равнодушие и отзывчивость и здесь стоят рядом. С одной стороны — равнодушие государства, под охраной которого находился дом, а значит и картины, потускневшие и забытые. С другой — отзывчивость простого сторожа. Из жалости Тихон помогал Катерине Петровне по хозяйству. И он единственный, кто помнил художника и, вероятно, не осознавал истинную ценность картин, но смотрел на них с почтением и вздыхал: «Работа натуральная!»

паустовский телеграмма тема

Зарубки на сердце

В «Золотой розе» автор написал историю создания рассказа «Телеграмма». Дату написания Паустовский не уточнил, но рассказал трогательную историю, на основе которой он создал свой шедевр. Глава «Зарубки на сердце» знакомит с прототипами этого рассказа. Одно время Паустовский жил под Рязанью, в усадьбе знаменитого когда-то гравера Пожалостина. Единственная дочь хозяйки дома забыла о матери, и высылала из Ленинграда только переводы.

По вечерам писатель ходил пить чай к Катерине Ивановне. Видела хозяйка усадьбы плохо, и по два-три раза на день к ней забегала соседская девочка Нюрка. Катерина Ивановна жила когда-то в Париже, знала Тургенева и присутствовала на похоронах Гюго. Она давала Паустовскому почитать связку желтых писем, оставшихся от отца.

Паустовский пишет, что телеграмму Насте отослал он, сообщая о смерти ее матери. Нюрка отдала писателю конверт, в котором Катерина Ивановна написала, в чем ее хоронить. Паустовский увидел хозяйку усадьбы уже прибранную – она лежала в золотистом бальном платье со шлейфом, в черных замшевых туфельках. Настя приехала через три дня после похорон.

В своей автобиографии Паустовский рассказывал о том, что на войне у него погибли два брата. У писателя осталась только полуслепая сестра. Не ее ли беспомощный облик лег в основу характеристики главной героини рассказа? Думается, не только образ дочери Пожалостина нашел отражение в героине романа. Но и другие, дорогие сердцу автора образы близких людей, которых он изобразил с такой любовью, тоской и искренним сожалением.

рассказ телеграмма паустовский

Пока не поздно

Каков жанр «Телеграммы» Паустовского? Это рассказ, на нескольких страницах которого автор поднимает важные проблемы: одиночество, материнскую любовь, проблему отцов и детей. Композиционно рассказ делится на три части, одна из которых рассказывает о матери, вторая о дочери, а в третьей происходит трагическая развязка.

Полуслепая старушка, живет среди своих воспоминаний. Только они остались с ней, даже собственной дочери Катерина Петровна не нужна.

Настя, молодая женщина, занята карьерой – она с упоением помогает молодым художникам, организует выставки. Ей некогда заниматься проблемами своей матери. Написала письмо? Значит, жива. Зачем куда-то ехать? Терять драгоценное время? Смотреть на картины, засиженные мухами? Слушать рассказы, слышанные не один раз? Скучно. Успеется. Потом.

Произведение Паустовского «Телеграмма» в жанре рассказа напоминает, что все нужно делать вовремя. Заботиться о близких и родных, говорить им слова любви, проводить с ними больше времени. Всегда ли мы знаем цену нашего покоя и счастья, оплаченного самозабвением матери? Старинное слово, практически вышедшее из обихода повседневной речи, как нельзя лучше характеризует истинную материнскую любовь. Самозабвение – забыть себя ради ребенка.

А всегда ли мы помним о маме? За суетой жизни, нехваткой времени, погоней за карьерой можно опоздать. Как это случилось с героиней рассказа Настей. Как показал анализ «Телеграммы» Паустовского, дочь Катерины Петровны не была совершенно бездушным человеком. Она заботилась о своих коллегах, но для единственного человека, самого родного и близкого, который ничего не требовал от нее, не высказывал недовольства, а просто хотел немного тепла и внимания, она не нашла времени.

Название рассказа

Почему так назван рассказ Паустовского «Телеграмма»? Отзывы читателей, до глубины души тронутых этим рассказом, сходятся в одном – это телеграмма нам, читателям, сообщающая о том, что жизнь быстротечна, и надо беречь и ценить своих близких.

В рассказе даны две телеграммы. Настоящая послана сторожем Насте в Ленинград. Другая телеграмма выдумана тем же Тихоном. Он придумал ее для того, чтобы поселить в сердце умирающей матери надежду. Катерина Петровна догадалась, но поблагодарила сторожа за ласку и добро.

Но ошибочно предполагать, что заголовок – это отражение двух телеграмм. Мастер слова Паустовский взвешивал каждое слово. И, в свете строительства социалистического государства, призывающего думать сначала о Родине, а потом о семье, писатель своей «Телеграммой» напоминает – не забывайте своих близких.

Сочинение — Анализ рассказа Паустовского Телеграмма. Русский язык и литература

История создания.

Произведение «Телеграмма» было создано Константином Паустовским в 1946 году. Рассказ был написан уже после того, как писатель стал известным. Замысел рассказа заключается о трагической судьбе дочери художника. Ее роль — главная в произведении.

Жанр

Жанр этого произведения – рассказ. Писатель анализирует психологию героев, поэтому ученые литературы еще называют рассказ психологической новеллой.

Сюжет и тема.

Одинокая пожилая женщина по имени Катерина Петровна живет в Заборье, в большом доме, когда-то построенном ее отцом. У Катерины Петровны есть только один родной человек, ее дочь Настя, которая живет в Ленинграде. Предыдущий раз Настя навещала мать три года назад, но каждый месяц отсылает ей по двести рублей. Она не хотела мешать дочери поэтому, отправляла письма временами, но думала о ней всегда. В это тяжелое для нее время поддерживали в трудную минуту и помогали ей Манюшка и Тихон.

Матери Насти было больно осознавать, что она не нужна родной дочери, поэтому она просто не думает об этом. Тихон и Манюшка – единственные хоть и чужие люди, которые заботились о ней в это время.

Под конец октября Катерина Петровна послала дочери письмо с просьбой навестить ее. Когда оно пришло Настя, не глядя кинула письмо в сумочку, так как была занята. Лишь вздохнула с успокоением: если мать пишет – значит жива. В мастерской ей привиделось, что статуя Гоголя глядит на нее с осуждением. Спустя полмесяца Насте приходит еще одна телеграмма из Заборья: «Катя помирает. Тихон». Она смяла письмо и опять ощутила на себе осуждающий взгляд Гоголя. Настя поняла, что никто так сильно как родная мать ее не любил. В этот же день она отправилась в Заборье к матери.

Катерина Петровна не могла встать с кровати уже несколько дней. Манюшка несколько суток не сводила с нее глаз, постоянно была рядом с ней. Тихон принес какое-то письмо, после прочитал его Катерине Петровне: «Дожидайтесь, выехала. Остаюсь всегда любящая дочь ваша Настя». Катерина Петровна поблагодарила Тихона за его добродушие и отвернулась к стенке, будто уснула.

Похоронили ее на другой день. На похоронах были старушки и ребята. Настя опоздала и приехала на два дня позже после похорон. Увидев, могилу матери, она всю ночь плакала в ее комнате. После чего скрытно покинула село, чтобы ее никто не увидел и ни о чем не спросил.

Главные герои.

Катерина Петровна – одинокая пожилая женщина. Отец был художником. Есть дочь, которая, живет далеко и долго не приезжает к ней. Умирает, так и не, попрощавшись с дочерью.

Настя – дочь Катерины Петровны. Живет в Ленинграде, работает секретарем. Уже три года не навещает мать, но каждый месяц отсылает ей деньги.

Тихон – сторож, знал и помнил отца Катерины Петровны, поэтому помогал ей по дому, ухаживал за садом.

Манюшка – соседская девочка, всегда помогала Катерине Петровне готовить, убирать. Искренне поддерживала ее. В последние дни жизни Катерины Петровны была рядом.

Композиция.

Композиционно данное произведение можно разделитьна три части: в первой говорится о жизни одинокой Катерины Петровны в Заборье. Во второй части рассказывается о ее дочери Насте, живущей в Ленинграде, забыв о матери. В последней третьей заключительной части случается развязка этой печальной истории.

Вариант 2

«Телеграмма» — рассказ Константина Георгиевича Паустовского. Написан рассказ в 1946 году.

В произведении, автор обращается к вечной теме «Отцы и дети». Острая тема, которая близка всем цепляет всех читающих .

Структура рассказа

«Телеграмма» — это короткий рассказ, который можно поделить на пять основных сюжетных частей:

1. О матери

Знакомство с Катериной Петровной, старушкой живущей в деревне и имеющей одну, единственную дочь.

2. Дочка

Автор представляет читателю Настю и рассказывает про её работу.

3. Печальное известие

Отправка телеграммы о болезни Катерины Петровны. Правда, Катерина так и не получает настоящего ответа от Насти. На письмо от лица дочки ответил Тихон.

4. Трагичный исход

Настя приезжает к своей маме, но не находит её живой.

5. Результат

Настя много думает насчет своего поступка и сильно сожалеет.

Сюжет

Катерина Петровна проживает в глухой, далёкой от города деревне. Дом был построен ещё её дедушкой, очень талантливым художником. Катерина не отличается общительностью.

У неё нет  хороших связей с соседями, но её дочь  занимается необходимой  работой. Девушка  также поддерживает свою маму финансово.

Однажды Катерина Петровна узнаёт, что она неизлечимо  больна и мечтает увидеть дочь в последний раз, о чём и пишет с просьбой в телеграмме. Но Настя не воспринимает письмо серьезно  и уезжает после двух недель, когда понимает, что смерть матери уже близко.

Она при всём этом ещё и опоздала на похороны своей матери.

Герои

Всех героев в этом рассказе можно поделить на:

• главные герои: Катерина и Настя

• второстепенные лица: Тихон, соседка Манюшка и скульптор Тимофеев.

• Третий план: Почтарь, учительница, отец матери Насти, художник.

можно отметить образ скульптуры Гоголя, ведь он является совестью в сознании Насти. Автор позволяет узнать позицию автора в произведении через скульптуру.

Подробнее о главных персонажах

Катерина Петровна.

По словам Паустовского, воспитывали её  в приличной семье и находилась в окружении творческих личностей. Она была очень образованной и духовно развитой женщиной. Можно сделать вывод, что её род происходит из дворянской семьи.

В деревне она ни с кем не общается. У неё прекрасный дворянский гардероб одежды. Нельзя сказать, что у неё совсем нет контактов. Имеются и небезразличные личности в её жизни. Они навещают Катерину. Это:

  • Тихон
  • Девочка
  • почтальон.

Но конечно же, Катерина Петровна необходимо участия всего одного единственного  человека — своей дочки Насти. Настя присылает ей прижимистые телеграммы, отговариваясь тем, что она занята. А женщине, страшно  потревожить её отписками дочь.

И лишь один раз она всё же отправляет телеграмму первой. В тот день, когда понимала , что вот-вот умрёт.

Настя.

Она только познаёт мир, который её окружает. Она имеет множество, как и амбиций, так и иллюзий. Настя показывается очень мягкой, душевной и трепетной девушкой, но совсем не желает уделять матери внимание.

Заключение

Рассказ побуждает детей любить и уважать своих родителей, пока они ещё живы, чтобы не жалеть, когда будет поздно, как произошло с Настей. Не стоит быть эгоистичным и думать только о себе.

Все сочинения

Слайд 1

«Одиночество – вот проклятая вещь…» (А. Грин) (Урок - размышление по рассказу К.Г. Паустовского

Текст слайда:

«Одиночество – вот проклятая вещь…»
(А. Грин)
(Урок — размышление по рассказу
К.Г. Паустовского
«Телеграмма» для учащихся 8 класса)

Автор:
Адаменко О. К.,
учитель русского языка и литературы


Слайд 14

Понравился ли вам рассказ? Заставил ли задуматься о чём-либо?- О чём этот рассказ? Какова его основная тема?

Текст слайда:

Понравился ли вам рассказ? Заставил ли задуматься о чём-либо?
— О чём этот рассказ? Какова его основная тема?

Взаимоотношение родителей и детей, милосердие, ответственность человека за свои поступки


Слайд 15

Определите, как построен рассказ. Подумайте, на какие основные части его можно разделить? 1 ч. – Мать. “Эх,

Текст слайда:

Определите, как построен рассказ.
Подумайте, на какие основные части его можно разделить?

1 ч. – Мать. “Эх, горе горькое, страдание неписанное”.
2 ч. – Дочь. “Эх ты, сорока!”
3 ч. – Телеграмма. “За добро плати добром, не будь пустельгой”.


Слайд 17

  - Как вы думаете, совпадают ли тексты полученных телеграмм с основным содержанием прочитанного рассказа? - О чём

Текст слайда:

  — Как вы думаете, совпадают ли тексты полученных телеграмм с основным содержанием прочитанного рассказа?
— О чём же мы будем говорить сегодня на уроке? Какова его тема?

Мы будем говорить о взаимоотношении матери и дочери, об одиночестве матери, о равнодушии и милосердии. 


Слайд 18

«Одиночество – вот проклятая вещь! Вот что может погубить человека». Александр Грин

Текст слайда:

«Одиночество – вот проклятая вещь! Вот что может погубить человека».
Александр Грин


Слайд 19

Душа – сострадание, соучастие, долг, милосердие, добро, человечность, отзывчивость.

Текст слайда:

Душа – сострадание, соучастие, долг, милосердие, добро, человечность, отзывчивость.


Слайд 20

«Главный герой».Образ Катерины Петровны. пожилая одинокая вечная добрая«Екатерина» — чистая, непорочная. Слушаем сообщение «Изображение Катерины Петровны в рассказе

Текст слайда:

«Главный герой».
Образ Катерины Петровны.

пожилая
одинокая
вечная
добрая

«Екатерина» —
чистая, непорочная.

Слушаем сообщение «Изображение Катерины Петровны в рассказе К. Г. Паустовского «Телеграмма».


Слайд 22

«озябший»«ему некуда было уйти»

Текст слайда:

«озябший»

«ему некуда было уйти»


Слайд 23

- Катерина Петровна доживала свой век в старом доме, построенном её отцом – известным художником

Текст слайда:

— Катерина Петровна доживала свой век в старом доме, построенном её отцом – известным художником


Слайд 24

«седая» «маленькая»«сгорбленная»«по жёлтому виску» «одна-единственная слезинка»

Текст слайда:

«седая»
«маленькая»
«сгорбленная»
«по жёлтому виску»
«одна-единственная слезинка»


Слайд 26

Слушаем сообщение «Образ женщины-матери в изображении художника А. М. Шилова»

Текст слайда:

Слушаем сообщение «Образ женщины-матери в изображении художника А. М. Шилова»


Слайд 27

Как с помощью картины природы автор передает состояние Катерины Петровны? Какими художественными средствами рисует трагизм положения Катерины Петровны

Текст слайда:

Как с помощью картины природы автор передает состояние Катерины Петровны?
Какими художественными средствами рисует трагизм положения Катерины Петровны К.Паустовский?

Слушаем сообщение «Роль пейзажных зарисовок в рассказе К. Г. Паустовского «Телеграмма »


Слайд 28

«Октябрь был …холодный, ненастный. Тесовые крыши почернели… Над лугами тащились из-за реки, цеплялись за облетевшие вётлы рыхлые

Текст слайда:

«Октябрь был …холодный, ненастный. Тесовые крыши почернели… Над лугами тащились из-за реки, цеплялись за облетевшие вётлы рыхлые тучи. Из них назойливо сыпался дождь.»


Слайд 29

«Спутанная трава в саду полегла.»

Текст слайда:

«Спутанная трава в саду полегла.»


Слайд 30

Автор использует детали, усиливающие одиночество матери:«старое дерево»,

Текст слайда:

Автор использует детали, усиливающие одиночество матери:
«старое дерево», «холодная мокрая ветка», «облетевший лист», «озябший шершавый ствол». Пейзаж печален, когда печален человек.


Слайд 31

Возникает ощущение запущенности, заброшенности, одиночества, печали, безысходности. Увядание природы, даже омертвение её. Эта безотрадная картина вполне соответствует

Текст слайда:

Возникает ощущение запущенности, заброшенности, одиночества, печали, безысходности. Увядание природы, даже омертвение её. Эта безотрадная картина вполне соответствует внутреннему состоянию Катерины Петровны.


Слайд 32

Интерьер: цвет желтый, сумрачный, серый, керосиновый ночник вздрагивал. Всё это указывает на безмерность одиночества. Предметы в доме, запах нетопленных

Текст слайда:

Интерьер: цвет желтый, сумрачный, серый, керосиновый ночник вздрагивал. Всё это указывает на безмерность одиночества.

Предметы в доме, запах нетопленных печей, пыльный «Вестник Европы», пожелтевшие чашки на столе. Омертвела природа, замерла и жизнь в старом доме.


Слайд 33

Деталь для Паустовского не только предметы быта, но еще с их помощью передается настроение, психологическое состояние героини.

Текст слайда:

Деталь для Паустовского не только предметы быта, но еще с их помощью передается настроение, психологическое состояние героини.


Слайд 34

«Подморозило. Выпал тонкий снежок. День побелел. Небо было сухое, светлое, будто над головой стянули вымытую, подмерзшую холстину.

Текст слайда:

«Подморозило. Выпал тонкий снежок. День побелел. Небо было сухое, светлое, будто над головой стянули вымытую, подмерзшую холстину.


Слайд 35

Дали за рекой стояли сизые. От них тянуло острым и веселым запахом снега, схваченной первым морозом ивовой коры.»

Текст слайда:

Дали за рекой стояли сизые. От них тянуло острым и веселым запахом снега, схваченной первым морозом ивовой коры.»


Слайд 36

Автор использует принцип градации (усиления), показывая то, что кончились мучения Катерины Петровны, её одиночество, боль, успокоилась её

Текст слайда:

Автор использует принцип градации (усиления), показывая то, что кончились мучения Катерины Петровны, её одиночество, боль, успокоилась её страдающая душа. Смерть — избавление от страдания. Действительно, Катерина Петровна и окружающий ее мир — это одно целое, это все родная земля, в которую в конце концов ее опустили.


Слайд 37

- Что вы узнали о Насте, о её жизни, работе, делах? Слушаем сообщение «Настя – хорошая дочь

Текст слайда:

— Что вы узнали о Насте, о её жизни, работе, делах?

Слушаем сообщение «Настя – хорошая дочь или карьеристка?!


Слайд 38

Настя – единственная дочь Катерины Петровны. Живет в Ленинграде, работает секретарем в Союзе художников. У неё много

Текст слайда:

Настя – единственная дочь Катерины Петровны. Живет в Ленинграде, работает секретарем в Союзе художников.

У неё много работы: устройство выставок, конкурсов. Она проявляет настойчивость, решительность, горячую заинтересованность, внимание к судьбе художника, помогая ему организовать выставку. Ее здесь ценят, уважают, возлагают на неё большие надежды.


Слайд 39

«Забота о человеке становится той прекрасной реальностью, которая помогает нам расти и работать», «этой выставкой мы целиком

Текст слайда:

«Забота о человеке становится той прекрасной реальностью, которая помогает нам расти и работать», «этой выставкой мы целиком обязаны одной из рядовых сотрудниц Союза, нашей милой Анастасии Семёновне»


Слайд 40

«…писем от Насти тоже не было, но раз в два-три месяца…почтарь Василий приносил Катерине Петровне перевод на

Текст слайда:

«…писем от Насти тоже не было, но раз в два-три месяца…почтарь Василий приносил Катерине Петровне перевод на двести рублей».


Слайд 41

- Найдите детали, доказывающие, что Настина душа глуха.(Рыжий кожаный ридикюль, письмо от матери в сумочке, ящик письменного стола жестяная

Текст слайда:

— Найдите детали, доказывающие, что Настина душа глуха.
(Рыжий кожаный ридикюль, письмо от матери в сумочке, ящик письменного стола жестяная пустота почтового ящика)

— Какие глаза у Насти? Какой эпитет использует автор?

(холодные глаза)

– Как прозвали ее художники? Что обозначает это слово?

«Сольвейг»


Слайд 42

Сольвейг – (норвеж.- «солнечный луч или путь») – олицетворение поэтичности, красоты.Сольвейг могла взглядом вызвать в чьей-нибудь душе светлый

Текст слайда:

Сольвейг –
(норвеж.- «солнечный луч или путь») –
олицетворение поэтичности, красоты.

Сольвейг могла взглядом вызвать в чьей-нибудь душе светлый праздник, она отличалась добротой, отзывчивостью, верностью. Настя праздник устраивает, а глаза у нее холодные. А ведь они — зеркало души, значит, и душа у нее холодная.


Слайд 43

– О чем предупреждает Тихон Манюшку?(«За добро плати добром, не будь пустельгой»)– Можно ли употребить слово «пустельга» к Насте?

Текст слайда:

– О чем предупреждает Тихон Манюшку?
(«За добро плати добром, не будь пустельгой»)
– Можно ли употребить слово «пустельга» к Насте?


Слайд 44

1. Хищная птица семейства соколиных. 2. Легкомысленный, пустой человек (разг., неодобр.»Пустельга -

Текст слайда:

1. Хищная птица семейства соколиных. 2. Легкомысленный, пустой человек (разг., неодобр.»

Пустельга —


Слайд 45

Приходит ли прозрение к Насте. С чего оно началось?(Взгляд Гоголя, укоризненный и честный, сверлил ее).«Гоголь смотрел на нее, усмехаясь.На его виске

Текст слайда:

Приходит ли прозрение 
к Насте. С чего оно началось?
(Взгляд Гоголя, укоризненный и честный, сверлил ее).

«Гоголь смотрел на нее, усмехаясь.На его виске как будто тяжело билась тонкая склеротическая жилка. Насте показалось, что Гоголь тихо сказал сквозь стиснутые зубы: «Эх, ты!»

– Почему именно Гоголь?


Слайд 46

Гоголь — сатирик, который обладал, по мнению Пушкина, удивительной способностью сразу угадывать человека. («А письмо-то в сумочке нераспечатанное, — казалось, говорили сверлящие глаза

Текст слайда:

Гоголь — сатирик, который обладал, по мнению Пушкина, удивительной способностью сразу угадывать человека. («А письмо-то в сумочке нераспечатанное, — казалось, говорили сверлящие глаза Гоголя, — эх ты, сорока!»)


Слайд 47

– Какой мы видим Настю после смерти матери? Она изменилась?(Да, Настя изменилась, она совсем другая. Но уже поздно: мать

Текст слайда:

– Какой мы видим Настю после смерти матери? Она изменилась?
(Да, Настя изменилась, она совсем другая. Но уже поздно: мать умерла и похоронен посторонними людьми, односельчанами. Дочь не успела увидеть мать в последний раз.)

— Что такое зарубки?
(Это след в душе, чаще всего болезненный, неизгладимый.)
— Как вы думаете, остались ли зарубки в душе а Насти? Почему?


Слайд 48

Дина Мигдал песня «Мамины руки, мамино сердце»

Текст слайда:

Дина Мигдал
песня
«Мамины руки, мамино сердце»


Слайд 49

Настя потеряла родного, самого близкого человека – маму. Катерина Петровна умирает, так и не дождавшись свою

Текст слайда:

Настя потеряла родного, самого близкого человека – маму. Катерина Петровна умирает, так и не дождавшись свою дочь. Умирает от одиночества и тоски. Дочь не успевает на похороны своей матери. Уехала Настя из Заборья крадучись, чтобы никто её не увидел и ни о чём не расспрашивал.

Простить её могла только мама: «…никто, кроме Катерины Петровны, не мог снять с неё непоправимой вины, невыносимой тяжести»


Слайд 50

Творческое заданиеНапишите текст телеграммы для Насти: дайте ей хороший совет

Текст слайда:

Творческое задание

Напишите текст телеграммы для Насти:
дайте ей хороший совет


Слайд 51

Именно за этот рассказ «голубой ангел» западного кино — Марлен Дитрих упала на колени перед Паустовским и поцеловала ему руку на глазах

Текст слайда:

Именно за этот рассказ «голубой ангел» западного кино — Марлен Дитрих упала на колени перед Паустовским и поцеловала ему руку на глазах у изумленного зала Центрального дома литераторов.


Слайд 52

Домашнее заданиеНапишите текст телеграммы для РОДИТЕЛЕЙ: напишите о том, как ВЫ их любите, добрые и тёплые слова.Подарите

Текст слайда:

Домашнее задание

Напишите текст телеграммы для РОДИТЕЛЕЙ:
напишите о том, как ВЫ их любите, добрые и тёплые слова.
Подарите им радость.


Слайд 53

- Никогда не забывайте о Маме. Не повторяйте ошибок Насти и помните: пока наши мамы живы, мы остаемся детьми.Спасибо за урок !

Текст слайда:

— Никогда не забывайте о Маме. Не повторяйте ошибок Насти и помните: пока наши мамы живы, мы остаемся детьми.

Спасибо за урок !


 4. Работа с текстом.

Давайте сравним
воспоминания писателя и художественный текст. Что нового внес автор, а что
оставил прежним? Какие эпизоды писатель домыслил в
рассказе? (Жизнь Насти Петербурге)

а) Постижение авторской позиции     

В воспоминаниях
мы видим присутствие автора, слышим его голос, а  в
«Телеграмме»
повествователь как бы самоустраняется: он находится в позиции
наблюдателя. Однако незримое его присутствие
ощущается в каждом слове.
Обратимся
к тексту рассказа. Перечитаем начало.

-Подумайте для
чего автор начинает рассказ с пейзажной зарисовки? (Она
настраивает читателя на
определенный лад, подготавливает к восприятию
произведения, создает тональность произведения)

Какие мысли автор передает через
этот пейзаж? (Пейзажную зарисовку  пронизывает мысль об увядании, даже
омертвлении природы текст
 (начало), создается ощущение, что этот нагоняющий тоску месяц будет длиться вечно)                                                                                                          

Обратите внимание, что фразы здесь
короткие и от них веет каким-то холодом, безысходностью. И из этого ритма
выделяется предложение о подсолнечнике.

-Почему именно «подсолнечник», а не
«подсолнух», как говорят в деревне? (Подсолнечник как теплое маленькое
солнышко на фоне серого, черного неба).

 -Как соответствует безотрадная
картина внутреннему состоянию Катерины
Петровны? (Автор соотносит состояние природы с
душевным состоянием
 человека. В природе как и в жизни человеческой, наступает медленное увядание.)

-Выражает ли автор прямое сочувствие героине?( Ни в одной
строчке. Оно скрыто в характере
повествователя. Когда жизнь природы  замерла,
Катерине Петровне «стало еще труднее вставать по утрам» (значит и без того
было, трудно).

-Какие детали интерьера свидетельствуют
о том, что жизнь замерла в старом
доме? («Горький запах» нетопленных печей, пыльный
«Вестник Европы», пожелтевшие чашки на столе, давно нечищенный самовар
(текст)

Чтение фрагмента «Золотой розы»
(текст  «Много было примет осени, но
я не старался их запомнить. Одно я знал твердо — что
никогда не забуду этой
осенней горечи, чудесным образом соединенной с легкостью на душе и
простыми и ясными мыслями. Чем угрюмее были тучи, чем холоднее дожди, тем
свежее становилось на сердце, тем легче, как бы сами по себе, ложились на
бумагу слова.»)

— В чем отличие душевного состояния
автора в рассказе от состояния в
«Золотой
розе»?

Вывод: В фрагменте душевное состояние
автора легко, умиротворенно и
гармонично. В «Телеграмме» сохранено звучание осенней горечи, но
горечь
эта утрачивает легкость и радость бытия и
становится «горем горьким, страданием неписаным» ласковой старушки к которой
смерть забыла дорогу.

Мотив одинокого увядания-умирания пронизывает весь рассказ с первых
строк: «.. .все доцветал и никак не мог доцвесть и осыпаться один только
маленький подсолнечник у забора». Так же долго, тихо и тяжело доцветала жизнь
сгорбленной маленькой женщины.   

б) Роль художественных деталей в тексте.     

К. Г. Паустовского считают мастером художественной детали. 

 Подумайте какой смысл заключен в данных выражениях?(чтение учащимся)

1. Текст  «Манюшка шмыгая носом…. одна жестяная пустота» ( одной стороны,
в этом словосочетании смысл обычной- жестяной ящик пуст. Но в тексте значение
углубляется: пустота- Настя не находит времени написать  — матери
долгожданное письмо, жестяная пустота- бездушие, неоправданная жестокость
дочери)  

2. Текст «Керосиновый ночник вздрагивал… как дожить до утра.»

(Ночник — «единственное живое существо», он вздрагивает, передавая
тревогу хозяйки, ее боль, грусть. Керосиновый ночник подчеркивает безмерность
одиночества героини. Одновременно он будто сигнализирует о беде, просит
помощи и участия)

3. Текст «Она задохнулась …. от этой бесприютной, ветреной ночи.» (Дерево
воспринимается как живое Катериной Петровной. Она отождествляет свое
состояние слабости, одиночества,

безысходности с его: «некуда уйти от этой бесприютной, ветреной
ночи». Кроме того каждый предмет в доме, деревья в саду, с которыми связана
вся жизнь Катерины Петровны, одухотворяются автором с целью подчеркнуть ужас
одиночества старой женщины — глубины ее тоски по дочери)

Вывод: С помощью художественной детали автор создает определенное настроение
и передает психологическое состояние героев.

3 Характеристика Катерины Петровны.           

а)Какие чувства вызывает у вас Катерина Петровна?

б) Восстановите прошлое героини по ряду точных деталей.

(Прошлое в воспоминаниях Катерины Петровны: петербургская жизнь,
«жила с отцом в Париже и видела похороны Виктора Гюго». Это была счастливая и
насыщенная жизнь, отсвет ее в эскизе к «Неизвестной» Крамского (подарок
самого автора отцу героини). Катерина Петровна живет воспоминаниями, они
могли бы скрасить ее одиночество. Автор своим подтекстом подчеркивает, что
«сумрачно» не только в опустевших комнатах, но и в душе героини.)

Мотив памяти — основной в рассказе. Прошлое просачивается в
повествование исподволь, точными и характерными штрихами. В подтексте
«Телеграммы», как тоненькая жилка на виске вылепленного скульптором
Тимофеевым Гоголя,

бьется мысль о бесконечном течении бытия, о единении людей, не
предающих памяти. Приметы былого, которыми Паустовский насыщает свой рассказ,
должны связывать прочной нитью век 20 (время жизни Насти) и век19 (время
жизни ее деда). Но нить рвется? Горькая одинокая смерть Катерины Петровны символизирует
разрыв человеческой памяти. Уходящая культура 19 века умирает вместе с
хозяйкой ветхой усадьбы, похороны, которой будто прощание с веком Пушкина,
Тургенева, Гюго, Крамского, (текст «Золотая роза»  Она лежала тоненькая, как
девушка, в старинном бальном платье золотистого цвета, со шлейфом. Шлейф был
свободно обернут вокруг ее ног. Из-под него были видны маленькие черные
бархатные туфли. На руках, державших свечу, были туго натянуты до локтя белые
лайковые перчатки. Букет из шелковых алых роз был приколот к корсажу. Лицо
было закрыто фатой, и если бы не сухие, сморщенные локти, видневшиеся между
рукавом и краем белых перчаток, можно было бы подумать, что это лежит молодая
и стройная женщина.) Отдавая распоряжение о своем смертном уборе героиня
помнила о счастливой девической жизни в Петербурге, о том лете, когда жила с
отцом в Париже.

в) Для чего Катерина Петровна хранит «сморщенные перчатки, страусовые
перья, стеклярскую черную шляпу», а потом дарит их Манюше? (Все это неслучайно. 
Дарит эти вещи Манюше, чтобы отблагодарить ее. Отдавая самое дорогое, женщина
вновь и вновь переживает прошлое. Для Катерины Петровны эти милые реликвии —
частицы жизни и судьбы.

— Чем эти милые реликвии являются для Маняши? (Для деревенской
девочки лишь старая и ненужная ветошь. «Сдам в утиль,- решила Манюшка, забирала
все и уходила», а Катерина Петровна оставалась наедине со своим одиночеством.

В действительности прототип Манюши — Нюрка не избавлялась от
подарков. Нюрка — хозяйственная и практичная девочка не продавала вещи,
подаренные Катериной Ивановной. (На деле Нюрка, пожалуй, единственная любила
Катерину Ивановну. И вовсе не за то, что иногда Катерина Ивановна дарила ей
то старую бархатную шляпу с чучелом птицы колибри, то стеклярусовую наколку или
желтое от времени кружевце.) а Маняшка сообщила о своем жестоком решении,
сдать вещи в утиль. Насколько этот эпизод характерен для основной идеи
рассказа? (это еще раз доказывает одиночество Катерины Петровны)

г)Как вы считаете были ли у Насти серьезные причины, чтобы не
приехать к матери? Почему и как пытается оправдать дочь Катерина Петровна?
Найдите строчки в тексте. (Любовь Катерины Петровны к дочери самоотверженна и
лишена эгоизма. Женщина готова простить и даже оправдать и отсутствие писем и
даже нежелание приехать. Нельзя без жалости и чувства вины читать о том, как
бережно перебирает Катерина Петровна принесенные почтальоном деньги,
представляя себе, что эти бумажки хранят аромат Настиных духов, помнят тепло
ее рук. Мы, читатели, пока ничего не знаем о дочери героини. Но автор сумел вызвать
в нас такое сильное сострадание к Катерине Петровне, что неприязнь к Насте родилась
сама по себе.)       

д) Как относятся к Катерине Петровне окружающие?

(С уважением, заботясь о ней, оказывая ей посильную помощь.)
Завершающим аккордом становится сообщение о том, что Катерина Петровна
написала Насте письмо. Чтение письма.

Почему она это сделала?         

Во 2 части рассказа Паустовский резко меняет место действия: он
переносит читателя в мир большого города, где живет и работает дочь Катерины
Петровны. Композиционный переход оправдан и внешним и внутренним сцеплением событий.
Нам хочется узнать, как Настя получила письмо, ее реакцию. Мы хотим увидеть
Настю.
— Обратимся к образу Насти.   

Что в ее внешнем облике подчеркивает автор? (текст ) Авторское
определение «холодные» глаза контрастно имени. Солнце не может быть холодным.
Глаза — зеркало души человека. Что-то подобное мы и ожидали.)

Анализ эпизодов, изображающих отношение Насти к художникам.

а) Настя в мастерской скульптора Тимофеева.             
-Почему Настя вздрогнула, когда увидела скульптуру Гоголя?

(Произошло то, что происходит в момент встречи человека с прекрасным.
Героиня потрясена. Текст « В душе героини происходит внезапный перелом в
психологическом состоянии. Отступило суетное сиюминутное и осталось главное:
мать и ее одиночество.»
-Какая внутренняя связь есть между эпизодом в мастерской и историей Катерины
Петровны ?
И молодой талантливый художник, и старая женщина переживают душевную драму,
причина, которой- человеческое равнодушие и непонимание.)
-Случайна ли цифра 3 во фразе художника Тимофеева: «Ночи не спишь! Три года
читаешь о Гоголе. Свиные рыла снятся….» (3 года страдает от одиночества
К.П.,3 года проводит в творческих муках и безвестности скульптор Тимофеев и
эти же 3 года живет вдали от матери Настя, по ее словам, так, что даже «нет
времени не то, что приехать, а написать по настоящему некогда»)

б) Выставка Тимофеева.
—   Бездушна ли по вашему Настя?

(Настя отнюдь не бездушна: она сочувствует Тимофееву, тратит много
времени на устройство его выставки)

Найдите в тексте глаголы, характеризующие настину жизнь,
(«горячилась, доказывала», хлопотала, ссорилась и мирилась с неуживчивым
скульптором, «приходила отчаяние». Неужели это Настя, которая могла за 3 года
не написать матери ни одного письма?)    

-Вспоминала ли Настя о Катерине Петровне? Найдите в тексте Настины
слова и мысли, которые приводит автор, избегая всяких оценок.(текст с. 395)
Мы видим нежелание Насти ехать. Даже упоминание о материнских слезах выдает
настино раздражение. Паустовский предостерегает от беспамятства и нелюбви нас
забывающих в суете повседневности о главном.

-Как Настя воспринимает телеграмму? (Спокойно. Она даже не поняла, о
какой Кате идет речь)

-Почему Настя не открыла старому художнику правду? (Ей было стыдно
признаться в том, что в это время, когда она наслаждается похвалой, у нее
умирает мать.)

-Почему Настя скомкала телеграмму и нахмурилась? ( Неприятное
известие, не вовремя, это нарушило ее планы)

Чтение эпизода «Настя под «хмурым небом».

 Этот внутренний монолог героини — кульминация центральной части
рассказа Героиня переживает душевный кризис. Ее горькие слезы — это слезы
очищения. Но с просветлением души приходит и твердое понимание — Успела ли
Настя приехать к живой матери? (Не дождалась старушка дочери. Но односельчане
проводили Катерину Петровну в последний путь по-человечески. Их доброта
словно примирила мир природы и людей (текст) Впервые в пейзаже появляются не
мрачные, а светлые, живые штрихи)

-Какую библейскую заповедь нарушила Настя? (Чти отца своего и матерь твою).              

Очень просто сказал об этом поэт Валентин Берестов:

Любили тебя без особых причин

За то, что ты — внук,      

За то, что — ты сын,

За то, что малыш,

За то, что растешь,       

За то, что на маму и папу похож

И эта любовь до конца твоих дней      

Останется тайной опорой твоей.

Вот эту опору и потеряла Настя. От карьеризма пострадала ее душа.

-Какие факты свидетельствуют о том, что совесть Насти все-таки пробудилась?

Смысл названия рассказа

Телеграммы посылают в исключительных ситуациях, когда сообщение нужно
передать немедленно. С телеграммой связано чувство тревоги, ожидание беды. В
рассказе телеграммы отправляет Тихон, который любит, жалеет Катерину
Петровну, пытается поддержать ее в одиночестве, старости. Катерина Петровна
догадывается о том, кто составлял телеграмму; Настя не успевает повидаться с
матерью, попросить у нее прощения.

Не забывайте о самых близких, самых родных вам людях, которые так нуждаются
в вас, а то может быть поздно. «Будь человеком» — говорит Паустовский. — За
добро плати добром!»         

5.Творческое задание. « Поступок, за который я себя осуждаю», « Если
бы Настя отправила телеграмму маме, каков был бы текст?»

Скачать презентацию на тему: «Константин Георгиевич Паустовский (1892-1968) Рассказ «Телеграмма» Автор работы: Зверева Т. Г. , учитель русского языка и литературы Г» с количеством слайдов в размере 20 страниц. У нас вы найдете презентацию на любую тему и для каждого класса школьной программы. Мы уверены, что наши слайды помогут найти вам свою аудиторию. Весь материал предоставлен бесплатно, в знак благодарности мы просим Вас поделиться ссылками в социальных сетях и по возможности добавьте наш сайт MirPpt.ru в закладки.

1: Константин Георгиевич Паустовский (1892-1968) Рассказ «Телеграмма» Автор работы: Зверева Т. Г. , учитель русского языка и литературы ГБОУ гимназия 148 имени Сервантеса город Санкт-Петербург, 2012

2: Даниил Гранин о К. Паустовском «Это был человек удивительной чистоты, святого отношения к литературе. Человек мягкий, и смелый одновременно, в то же время твердый характером. Паустовский – пример того, каким должен быть писатель в жизни. И лично на меня большое влияние оказали человеческие, нравственные стороны его характера». Что в оценке Д. Гранина показалось вам важным, значительным?

3: Есть на свете прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу, – это мать. М. Горький Главным для Паустовского было стремление напоминать человеку о добре, справедливости и чести. О чем, по-вашему, рассказ «Телеграмма»?

4: Словарь Сочувствие – отзывчивое отношение к переживаниям, несчастью других Совесть – чувство моральной ответственности за свое поведение

5: Рассказ написан под впечатлением от встречи с реальным человеком Е. И. Пожалостиной, которая одиноко переживала свою старость В очерке «Зарубки на сердце» из книги «Золотая роза» писатель рассказывает о переживаниях старой женщины, которая была совсем одинока, хотя в Ленинграде жила ее дочь. В рассказе «Телеграмма» Настя – действующее лицо. Ей автор посвятил серединную часть рассказа. Зачем он это сделал? Зачем понадобилась эта часть?

6: Прочитайте серединную часть, делая пометы там, где встречаются портреты Насти и пейзажные описания Настя, по-вашему, — злой, плохой человек? Ответ обоснуйте.

7: Понаблюдайте по тексту. В чем проявляется авторское отношение к героине? Из повествовательной части главы мы узнаем о жизни Насти в Ленинграде. Перечислите цепочку событий , дел, которые свидетельствуют о Насте. Какой она вам показалась?

8: Настя вовсе не исчадие ада, у нее трудная работа, нужная людям. Она помогает несправедливо забытому художнику устроить выставку работ, но что-то настораживает читателя. Портрет Насти: «На одной из площадок Настя достала зеркальце , напудрилась и усмехнулась, — сейчас она нравилась самой себе. Художники звали ее Сольвейг за русые волосы и большие холодные глаза».

9: Настя– Сольвейг? Сольвейг в переводе означает солнечный путь. Сравнение с Сольвейг оказалось ошибочным: Сольвейг могла взглядом вызвать в чьей-нибудь душе светлый праздник, она отличалась добротой, отзывчивостью, верностью. Настя праздник устраивает, но глаза у неё холодные. А ведь они – зеркало души. Значит, и душа у неё холодная. ) Что настораживает в описании героини?

10: Сопоставление особенностей пейзажа, чувств и переживаний Насти Эпитеты из ленинградских пейзажей

11: Кого и почему в рассказе Паустовский делает «пробудителем» Настиной совести? Как описан образ Гоголя в рассказе? Какие детали кажутся самыми яркими? Почему писатель именно Гоголя сделал обличителем Насти? (Гоголь в рассказе по праву великого сатирика взывает к совести, обнажая суть происходящего, свидетельствуя о ростках зла в душе героини).

12: Второй образ-обличитель не произносит ни одного слова. Назовите имя этого персонажа. Даша-курьерша Какие эпитеты характеризуют ее? Почему? Как вы их понимаете? Обрати внимание на деталь в поведении Даши: она,» ухмыляясь» подала телеграмму. Почему «ухмыляясь»?

13: Кроме Тимофеева, в рассказе появляется еще один художник –Першин. Какова его роль в системе персонажей? Каков замысел автора, сопоставившего или противопоставившего этих художников? В какой части рассказа опосредованно выражена позиция автора, не принимающего ложной заботы о человеке? Почему речь в адрес Насти Паустовский вложил в уста преуспевающего счастливца, модного художника Першина, исполняющего социальный заказ?

14: В чем особенность диалога между Настей и кассиршей? Что произошло? Почему Настя все-таки получила билет? Как в конце 2-й части уже предвосхищен печальный конец? Почему читатель уже догадывается, что Настя не успеет приехать?

15: Ленинградский сюжет Зачем Паустовский придумал ленинградский сюжет? Какова его роль в рассказе «Телеграмма»? Что в рассказе целом и в ленинградской части его внушает надежду: не все потеряно?

16: Телеграмма Как в рассказе все более очевидной становится позиция автора? Подумайте, о какой телеграмме идет речь? В чем метафористический смысл названия рассказа? Телеграмма — это предостережение нам, предупреждение: не забывайте о самых близких, которые нуждаются в нас, а то может оказаться поздно.

17: Синквейн Телеграмма Краткая, неожиданная Летит, волнует, сообщает Тревожная весть от матери Поздно…

18: Есть на свете прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу, – это мать. М. Горький Какой вы увидели мать Насти? Почему она простила дочери все? Как относились к ней люди? Кто оказался рядом с матерью Насти в последние дни ее жизни? Приведите примеры пословиц, поговорок о милосердии, совести и добре.

19: Домашнее задание Какой урок совести вы вынесли из рассказа «Телеграмма»?(письменно) Напишите письмо-покаяние Поступок, за который я себя осуждаю. (Письмо маме). Подарите свои сочинения (стихи) мамам

20: Использованные материалы Русская литература. 8 класс. В 2-х ч. Ч. 2:рабочая тетрадь. автор-сост. М. Г. Белова. -М. : Дрофа, 2009. (Гимназия на дому) http://festival. 1september. ru/articles/418447/ http://asb-school-24. ru/pedagogi/jatsenko/paustovskii. pdf http://900igr. net/kartinki/literatura/Telegramma-Paustovskij/Urok-Paustovskij-Telegramma. html

  • Основная тема рассказа ионыч
  • Основная тема рассказа вечер на бивуаке тема лицемерия
  • Основная тема рассказа багульник
  • Основная тема рассказа антоновские яблоки
  • Основная тема произведения сказка о мертвой царевне и о семи богатырях