Основная проблема затронутая в рассказе бунина цифры

Автор на чтение 25 мин. просмотров 1 опубликовано 05.03.2021 писатели из разных уголков планеты на протяжении нескольких эпох создавали невероятные,

На чтение 25 мин. Просмотров 1 Опубликовано

Писатели из разных уголков планеты на протяжении нескольких эпох создавали невероятные, неподдающиеся какому-либо логичному объяснению произведения, затрагивающие самые разнообразные темы. Но во все времена писателей всегда объединяла одна бессмертная тема — тема любви. Русская классика просто кишит единственными в своем роде романами, рассказами, повестями, ведущей тематикой которых становится это глубокое чувство. Сегодняшний небольшой рассказ мастера своего дела, великого русского писателя, И.А.Бунина «Чистый понедельник» также входит в эту «Великую орду любовного жанра». Но о чем конкретно повествует нам данное произведение и каков его ключевой смысл? Давайте разбираться! Начнем сначала со смысла названия.

Смысл названия рассказа Чистый понедельник — Бунина

Понять идею написания произведения часто помогает его название. Почему Иван Бунин для своего рассказа выбрал «Чистый понедельник»? Что означает этот день?

Произведение «Чистый понедельник» знакомит читателей с христианской культурой. Окончание Масленицы. Начало Великого поста. Отказ от праздности, разгульного образа жизни, дурных мыслей. «Чистый» означает очищение. Но не только физическое, но и духовное.

Но не только исключительно сакральный смысл кроется в заглавии рассказа. Название произведения означает начало новой жизни, нового ее этапа. Героиня уходит от праздности, повседневности, суеты в Марфо-Мариинскую обитель. Точка отсчета, после которой ее прежней жизни придёт конец.

Но напоследок героиня решается совершить последние прегрешения: она с радостью идёт на увеселительное мероприятие, позволяет себе много выпить, покурить, и даже впустить к себе на ночь возлюбленного. Поступки, после которых героиня полностью посвятит свою жизнь служению церкви.

Чистый понедельник — граница, разделяющая жизнь героини на две противоположные половины. В первой — мирское рутинное существование, наполненное причудами, забавами, шумными мероприятиями. Во второй — духовная жизнь, к которой героиня долго и упорно шла. Это была ее цель, заветная мечта.

Девушка уверена, современная жизнь не может дать ей счастья, удовлетворения, радости. Она хочет очиститься от всего, что связывало ее с мирским существованием. Героиня уверена, в монастыре ее ждёт спокойствие, красота, духовность, умиротворённость. Все то, что ей жизненно необходимо. Все то, что непременно сделает ее счастливой. Все то, к чему она так долго стремилась. Она решилась. Она готова все изменить.

Название произведения «Чистый понедельник» очень символично. Настроиться и решиться круто поменять свою жизнь — отчаянный поступок. Резкий перелом в судьбе прекрасной девушки. Какое будущее ее ждёт? Переход от походов в рестораны, от развлечений и от праздности к затворническому образу жизни. Героиня сделала свой выбор. Разочаровавшись в повседневной жизни, которая наполнена лицемерием, фальшью, обманом, несправедливостью, она отправляется в долгий путь познания себя, своего внутреннего мира.

Противоположные поступки, парадоксальные сочетания, странное поведение персонажей. Герои иногда сами не могут разобраться в себе. Тогда они идут за помощью в монастырь. Путь к очищению, к раскрытию своего я, к познанию своей духовной красоты страдающих женщин — именно то, что показал Иван Бунин в названии «Чистый понедельник».

Смысл произведения Чистый понедельник

Для И. А. Бунина, чьи произведения полны символизма и лирического реализма, любовь всегда сравнивалась с некоторой загадкой, таинственной и манящей. Любовь обязательно должна быть страстной, мимолетной, быстротечной и всепоглощающей; она непременно обязана оставить глубочайший отпечаток в душе человека, безвозвратно изменив его. «Буря печальных и трагичных чувств» — именно так можно описать любовь в рассказах И. А. Бунина.

Главная героиня «Чистого понедельника» — неопределившаяся в своих нравственных ценностях девушка, которая хочет всем сердцем уйти в монастырь, но вовсе не хочет покидать своего любимого, который являются частью мира потех и развлечений. Главные герои — и вновь любимый прием нашего мастера слова — не наделены именами: на протяжении всего рассказа И. А. Бунин называет их «Он и она». Влюбленные встречались некоторое время, но особой близкой связи между ними не было из-за Ее молчаливости и отсутствия интереса к беседам с Ним. Она каждый раз удивлялась Его чувствам, не понимая их причины. Основная проблема главных героев заключается в непонимании мыслей и представлений друг друга и нежелании даже пытаться понять.

Она металась из стороны в стороны в своей нерешительности принять решение, но в итоге поняла, что ее вера в Бога и любовь к нему, желание служить ему и быть праведной намного сильнее, чем приземленная любовь к Нему. Именно поэтому героиня ушла в монастырь, не сказав о своем окончательном решении спутнику, дабы не видеть вживую его разбитое сердце. Он, в свою очередь, совершенно не понимает и не пытается понять ее выбор, ее желания и мечты. Ослепленный страстными чувствами, он желает лишь брака, их совместной жизни: его не интересуют ее мысли, он не в силах понять ее «перебежки» и бросания из крайности в крайность. Очень искусным способом И. А. Бунин невзначай сравнил непосредственное поведение и реальную позицию героини и героя в отношениях.

Дело в том, что молчаливым персонажем выступала Она, за счет чего у читателя больше возникало суждение о ее отстраненности в отношениях, а Егор ярые порывы быть вместе выглядели, как максимальные заинтересованность и участие. Но, как оказалось, все было совсем наоборот. наблюдателем, на самом деле, был Он, ведь его бурные чувства затмили ему глаза и мысли, из-за чего его абсолютно не интересовала настоящая сущность, нутро спутницы. Она же, наоборот, сильнее стремилась к взаимопониманию и пыталась донести суть своего выбора до Него. Буквально пожертвовав своим счастьем, Она сумела найти себя и определиться с жизненным путем. В отличие от нее Он после ее отъезда пустился по кабакам в вихре веселья и пьянства, пытаясь избавиться от чувства разбитости и отчаяния. Его гулянья заняли по времени два года. По прошествию этого времени, герои вновь встречаются по Его инициативе.

Он с трудом смог найти ее, ведь Она не называла названия монастыря, в который ушла. Но на этот раз между ними уже нет тех страстных бурных чувств, главные герои остыли и потеряли связующую их нить. Теперь-то они, наконец-то, пришли к спокойствию и взаимопониманию, которые так долго искали во время отношений. Трагичность и печаль произведения прочитывается в каждой его строчке, заставляя читателя сопереживать героям и чувствовать их страдания и проблемы. Нравственный выбор не всегда радостный для человека и не всегда означает счастливый конец. Он и Она страдают по отдельности, но их горе объединяет их.

bunin-portret-2.jpg
Портрет И. Бунина

Рассказ «Чистый понедельник» — одно из самых популярных произведений И. А. Бунина.Смотрите: Все материалы по рассказу «Чистый понедельник»

Анализ рассказа «Чистый понедельник» Бунина

По мнению литераторов, главная героиня «Чистого понедельника» — это типичный женский образ бунинских рассказов: образ мятущейся, страдающей женщины. Этот женский тип был особенно интересен Бунину и прошел по многим его произведениям. В «Чистом понедельнике» как бы завершается путь таких героинь: странные, сами себя не понимающие, они одинаково неожиданно могут совершать самые противоположные поступки — столь же неожиданно оборвать или погубить свою жизнь. Однако, по мнению Бунина, самое влекущее, неотразимое и таинственное сосредоточено именно в таком сложном, загадочном характере.Об этом странном типе женщин в рассказе «Сны Чанга» сам Бунин писал следующее:

«Есть… женские души, которые вечно томятся какой-то печальной жаждой любви и которые от этого самого никогда и никого не любят… Кто их разгадает?»

Почему рассказ называется «Чистый понедельник»?Чистый понедельник празднуется на первой неделе великого поста, с окончанием масленицы. Заглавие «Чистый понедельник» символично: этим заглавием подчеркивается резкий перелом в судьбе героини — переход от тех дней, когда они наполнялись всякого рода развлечениями, хождениями в рестораны и проч.,— к жизни, связанной с Марфо-Мариинской обителью.Традиции и модернЦерковь Марфо-Мариинской обители, где главный герой в последний раз видит свою возлюбленную, построена по проекту А. В. Щусева в 1908—1910 гг. В ней древнерусский стиль органически сочетается с модерном. Резьба по дереву, по белому камню, решетки на окнах — в стиле модерн. Традиции русского искусства и модерн — важнейшая тема рассказа «Чистый понедельник». Ее развитию служит и то, что героиня в финале рассказа изображена в обители, которая поражает своеобразием замечательной живописи и архитектуры под старину, а в то же время во многом — в новейшем стиле.Также развитию этой темы служит то, что героиня рассказа читает современных писателей-модернистов: Гофмансталя, Шницлера, Тетмайера, Пшибышевского. (по материалам статьи А. Саакянц, «Собрание сочинений Бунина в 6 томах», т.5, 1988 г.)Это был анализ рассказа «Чистый понедельник» Бунина, анализ смысла названия и образа главной героини.Смотрите: Все материалы по рассказу «Чистый понедельник»

Автор: · Опубликовано 14.01.2020 · Обновлено 14.01.2020

Произведения Ивана Алексеевича Бунина объединяют темы памяти и любви, неразрывно связанные с мыслями о России – той, которая ушла в безвозвратное прошлое, но осталась главным источником вдохновения для писателя. Любовь как величайший дар и смерть как символ быстротечности земного существования – две главные линии, объединяющие рассказы сборника «Темные аллеи». Исключением не стало произведение Бунина «Чистый понедельник», о котором Многомудрый Литрекон подробнее расскажет далее, сделав анализ книги по плану.

История создания

Иван Алексеевич Бунин пребывал в эмиграции во Франции, когда написал книгу «Темные аллеи», над которой трудился с 1937 по 1945 г. Работа над книгой была для писателя в какой-то мере спасением от трагизма жизни: в то время он сильно нуждался в деньгах и был одинок. У него пропали всякие надежды на возвращение домой. Кроме того, на него оказывала свое влияние депрессивная обстановка военного времени в Европе, где вовсю свирепствовала коричневая чума фашизма. «Чистый понедельник» входит в этот цикл рассказов. Он был написан в мае 1944 г.

Автор очень любил это произведение и по праву считал его лучшей своей работой. В своих мемуарах он оставил памятную запись:

Благодарю Бога, что он дал мне возможность написать «Чистый понедельник».

Действие в рассказе «Чистый понедельник» происходит в 1913 году — во время творческого расцвета и личного счастья писателя. Интересно, что Бунин не наделил героев именами, но время указал достаточно точно. Видимо, вспоминая о том периоде, писатель испытывал ностальгию, которая помогала ему, изгнаннику, забыться от тоски по тем самым местам, куда ушла главная героиня новеллы. С рассказчиком Бунина роднит горькое ощущение утраты: он тоже потерял любовь — свою царскую Россию. Читатель видит ее во всем: описании капустников, вечеров Андрея Белого, современной литературы. С особым трепетом Бунин вспоминает прогулки на Ордынке, бой часов Спасской башни, восточный стиль древней столицы.

Жанр, направление

Жанр произведения «Чистый понедельник» – новелла. Этому жанру присущ неожиданный поворот сюжета, который заставляет переосмыслить смысл произведения. В данном рассказе – это неожиданный уход героини в монастырь.

Направление творчества Бунина тесно связано с символизмом. Несмотря на то, что «Темные аллеи» многие критики воспринимают как дань классической русской прозе, в новелле читатель увидит новые модернистские черты:

  • мотив незаконченности (оборванная на полутакте лунная соната, разлука главных героев после первой ночи);
  • необычная композиция: фабула не совпадает с сюжетом;
  • смелые религиозные отсылки: влюбленные стали близки в первый день Великого поста;
  • о символизме в тексте читателю говорят своеобразные подсказки: например, роль музыки. Неоконченная лунная соната является символом назревающих перемен в душе героини. Лунный свет, оттеняющий героиню, одетую в черное, символизирует несчастную любовь. Траурное описание женщины подготавливает читателя к мрачному финалу;
  • контрастность: любовь предстает мукой и счастьем.

Смысл названия

Чистый понедельник – это первый день Великого Поста, наступающий после языческой Масленицы и прощенного воскресения. Религиозный смысл названия сводится к тому, что после падения (близости с мужчиной) героиня искупает грех, начиная новую жизнь в стенах монастыря. Этот праздник является символом перелома и перехода: от легкомыслия к воздержанию. Иван Бунин на протяжении всей новеллы рисует нить жизни героини, начиная от разных забав и потех, заканчивая принятием религии, решением девушки служить Богу.

Автор проводит параллель с заголовком новеллы, где главной героиней является девушка, которая не может сделать выбор и не знает, что ей нужно от жизни. Она меняется к лучшему с понедельника, не просто первого дня недели, а религиозного празднества, той переломной точки, которая отмечена самой церковью, куда направляется героиня, чтобы очиститься от роскоши, праздности и суеты своей прежней обстановки.

Композиция и конфликт

Композиция рассказа «Чистый понедельник» базируется на трёх частях:

  1. Экспозиция. Первая часть знакомит читателя с главными героями, описывает их отношения.
  2. Кульминация. Вторая часть говорит о событиях Чистого понедельника. Любовное соитие героев и великий грех (ведь время совпадает с церковным праздником, означающим начало воздержания и поста) — самая высшая точка напряжения в тексте.
  3. Развязка. Уход девушки в монастырь и переживания рассказчика.

Особенность композиции рассказа «Чистый понедельник» заключается в том, что фабула не совпадает с сюжетом: о знакомстве рассказывает именно герой.

Читатель становится свидетелем противостояния в рамках одной любви: герои противопоставлены друг другу. Рассказчик — земной человек, привыкший ставить мирские удовольствия выше духовных. Его влечение к женщине находит выражение в страсти. Он не отличается силой духа и довольствуется праздной жизнью в ресторанах и театрах. Она — возвышенная духовно, устремленная к высшим сферам. Автор не раз описывает вопросительное выражение ее лица, ведь она постоянно думает и тяготится своим положением. Лишь уход в монастырь позволяет разрешить ее внутреннее противоречие.

Суть: о чем?

Героиня рассказа стоит перед выбором между любовью к Богу, чистой и непорочной, и любовью к мужчине, греховной и нечистой. В Чистый понедельник они стали близки, а утром расстались. Героиня написала письмо, в котором сказала, что собирается пойти в монастырь, и просит ее не искать. Главный герой долго не мог смириться с расставанием.

Спустя пару лет после того Чистого понедельника, он случайно заметил ее в веренице инокинь. Она тоже будто почувствовала его присутствие в темноте. Более подобно основные события рассказа изложены в кратком содержании.

Главные герои и их характеристика

Важной деталью новеллы можно отметить, что повествование ведется от первого лица, но у главных героев отсутствуют имена. Почему нет имен у героев «Чистого понедельника»? Это следствие типизации образов. Автор изобразил типичных представителей своей среды, но лишь женщины вышла из рамок, навязанных ей происхождением. Однако автор захотел выдержать тон таинственности до конца, поэтому не назвал ее.

Главная героиня противоречивая натура: ее характеризуют таинственность, стремление к уединению, вопросительный взгляд. Девушка ходит на курсы, но не понимает, зачем ей учеба. Героиня образованная, утонченная и умная, но отстранённая от всего, что окружает ее. При этом, стоить отметить, что она умеет получать удовольствие от жизни: читает книги, любит красивые вещи, вкусную еду. Её влечет роскошная и веселая жизнь, но она чувствует свое призвание в чем-то другом и не может найти себя. В первый день Великого поста, герою открывается другая жизнь девушки. Оказывается, она посещает церкви, соборы, разбирается в религиозных обрядах, может процитировать житийную литературу. Только в единении с Богом она почувствовала себя цельной натурой, только в монастыре она смогла найти ответы на серьезные нравственные вопросы.
Главный герой Говоря о главное герое, стоит отметить, что он красивый, молодой и богатый дворянин, который искренне влюблен в девушку, всячески пытается ей угодить: выполняет просьбы, капризы, дарит цветы, конфеты, книги. С одной стороны, она отвечает ему взаимностью, но с другой, не соглашается вступить в брак и не заводит разговоров о дальнейшей жизни и совместном будущем. Герой страдает от такой неопределенности, пытается понять ее, отношения становятся смыслом его жизни. После расставания с любимой он мучается и страдает, не может найти покоя, много пьет, посещает кабаки. Однажды он встречает её среди монахинь и уходит, так и не заговорив.

Образы героев в рассказе «Чистый понедельник» противопоставлены друг другу, несмотря на внешнее сходство. Этот контраст говорит о непостижимости природы любви, которая соединяет двух совершенно разным существ. Им не суждено понять друг друга.

Темы

Тематика рассказа «Чистый понедельник» может быть описана более подробно, если читатель напишет в комментариях, чего не хватило в статье Многомудрого Литрекона.

  1. Основной темой рассказа служит любовь. Именно она дарит человеку смысл жизни. Героиня нашла свою любовь в служении Богу. А вот главный герой потерял свой земной идеал и сбился с пути. Этим автор хотел подчеркнуть хрупкость и бренность мирской страсти, которой не сравниться с духовным началом.
  2. Тема предназначения в жизни. Героиня рассказа находится в поисках себя, не знает, чего хочет на самом деле. Но она чувствует свое призвание в служении Богу и идет до конца, чтобы воплотить свой потенциал.
  3. Тема нравственного выбора. Любой человек имеет право выбора, и каждый решает, как ему поступить в той или иной ситуации. Главная героиня рассказа сделала свой шаг – уход в монастырь, но главный герой никак не может смириться с расставанием и обрести гармонию внутри себя. В нем нет силы и целенаправленности, которые есть в его избраннице.
  4. Вера и религия. Сомневающийся и вопрошающий человек может найти себя в стенах монастыря и молитве. В атмосфере пошлости и декаданса, окружающих героев на закате России, Он потерялся, а Она нашла спасение в служении чему-то вечному и истинному.
  5. Цвета и звуки. В произведении заметен переход от избытка темных цветов к светлым. Это означает, что героиня нашла выход из тьмы сомнений.
  6. Счастье. Автор традиционно указывает на то, что в страсти нет счастья. Любовь — удар, который оставляет незаживающие рубцы, но не длится долго. Скорее, притяжение сердец делает людей несчастными, а не радостными. Любовью невозможно насытиться, она всегда оставляет голод.

Проблемы

Проблематика рассказа «Чистый понедельник» тоже будет дополнена, если Многомудрый Литрекон получит весточку от читателя.

  1. Неразделенная любовь — основная проблема книги. Герой страдает от того, что лишился избранницы, а она разрывается между страстью и духовными потребностями своей души. Неслучайно читателя поражает контраст ее внешности с внутренними чертами характера: дьявольская темная красота (черные волосы, угольные глаза, смуглая кожа) и светлые порывы к Богу.
  2. Проблема взаимопонимания между главными героями. Девушка не видит счастья в семье, она нашла себя в службе и духовном призвании. Герой же не понимает ее и пытается навязать свое видение их будущего – брак и семья. Любовь не делает людей близкими, она лишь обнажает взаимные противоречия.
  3. Проблема счастья. У героев разные понятия счастья. Если для него – это брак и семья, то для девушки счастье – это служение Богу. Он стремится к земным наслаждениям и радостям, ее же не удовлетворяет роскошь праздной жизни. «Счастье наше, дружок,- приводит героиня слова Платона Каратаева, — как вода в бредне: тянешь – надулось, а вытащишь – ничего нету». Герои богаты, молоды, красивы, но несчастны, значит, великая радость заключается не в этих ценностях.
  4. Отчаяние — тоже проблема, затронутая Буниным. Слабый герой сломался и стал топить свое горе в вине. Он слился с мрачной обстановкой, где узкие улочки усеяны кабаками и падшими женщинами.

Основная идея

На протяжении книги автор с помощью описания цвета изобразил путь души от темного начала к светлому. Главная мысль рассказа «Чистый понедельник» созвучна названию — это очищение души от скверны и пошлости праздного прозябания. Герои молоды, богаты, красивы, но все это не дает им призвания, смысла, света. Поэтому женщина стала искать его в аскезе и нашла. Ее духовные запросы обрели ответ в вере. Если сначала Бунин описывает пурпурные, черные и золотые оттенки в описании героев (цвета греха, крови и смерти) и их обстановки, то в последних строках мы все чаще встречаем белый цвет — символ непорочности и очищения души, которая избрала свой путь.

Смысл новеллы «Чистый понедельник» заключается в том, героиня ушла не из дома, не от любви, а в свой дом и к своей мечте. «Нет, в жёны я не гожусь» — решила она для себя и была права. Каждый из нас должен иметь смелость, чтобы пойти своим путем, даже если это заденет чьи-то чувства. Главный герой все равно испытал великое счастье любви, которое, как любая вспышка, не могло длиться долго, но оставило в его душе яркий свет.

Чему учит?

Мораль, которую автор заложил в новеллу «Чистый понедельник», – это призыв к тому, чтобы каждый стремился к самоопределению. Не нужно бояться осуждения с чьей-либо стороны. Если ты уверен в своем решении, то это твое призвание. Если бы героиня уступила и сыграла не свою роль, то едва ли оба персонажа смогли быть счастливы в театральной позе несвойственных им ролей. Не зря автор постоянно подчеркивает бутафорию их образа жизни:

«Она прямо и несколько театрально стояла возле пианино в черном бархатном платье, делавшем ее тоньше, блистая его нарядностью…» .

Нравственные уроки «Чистого понедельника» склоняют читателя к размышлению о своем пути и месте в жизни.

Критика

Как говорил Максим Горький:

«Выньте Бунина из русской литературы, и она потускнеет, лишится радужного блеска и звёздного сияния его одинокой страннической души».

Действительно, художественные особенности «Чистого понедельника» позволяют причислить его к золотому фонду русской литературы.

Читателя наверняка волнует вопрос, почему героиня ушла в монастырь. О об этом рассуждали многие критики, например, М.В. Михайлова:

Причина этой «странности» — в противоречиях русского национального характера, которые сами являются следствием нахождения Руси на перекрестке Востока и Запада. Вот откуда в рассказе постоянно акцентируемое столкновение восточных и западных начал. Не менее важна и внутренняя противоречивость героини, которая изображена писателем на духовном распутье. Нередко говорит она одно, а делает другое: удивляется гурманству других людей, но сама с отличным аппетитом обедает и ужинает, то посещает все новомодные собрания, то вообще не выходит из дома, раздражается окружающей пошлостью, но идет танцевать полечку Транблан, вызывая всеобщее восхищение и рукоплескания, оттягивает минуты близости с любимым, а потом внезапно соглашается на нее…

Автор: Марина Ильина

Бунинский рассказ «Чистый понедельник» имеет символичное название. Название не только говорит о моменте кульминационного события (главная героиня отправляется на послушание в монастырь в чистый понедельник), но и подчеркивает определенный смысл, связанный с религиозным праздником и с началом новой жизни. Чистым понедельником называют религиозный праздник, открывающий семинедельный Великий Пост, предполагающий воздержание от праздной жизни. До чистого понедельника Она – все еще представительница светского общества. В прощенное воскресенье она позволяет себе согрешить: посещает капустник, где танцует, курит и пьет. Ночью же она отдается герою, который ее бесконечно любит. Героиня будто прощается со своей прежней жизнью, уверенная в том, что далее все будет по-другому. И только следующий день, коим был чистый понедельник, оказывается началом ее новой жизни. Главная героиня, являющаяся представительницей аристократического общества, ведущего разгульный и праздный образ жизни, решается уйти в монастырь на послушание, а затем на постриг. И происходит это именно в чистый понедельник. На одну очистившуюся в религиозном смысле слова женщину становится больше.

Понравилось сочинение? А вот еще:

Проблематика рассказа Бунина «Чистый понедельник»</li>Почему герои рассказа Бунина «Чистый понедельник» не имеют имен?</li>В чем противоречивость образа главной героини рассказа Бунина «Чистый понедельник»?</li>Новая Россия в рассказе Бунина «Чистый понедельник»</li>

Рассказ великого русского писателя Ивана Алексеевича Бунина «Чистый понедельник» входит в его выдающуюся книгу любовных новелл «Темные аллеи». Как и все произведения этого сборника, это рассказ о любви, несчастной и трагичной. Предлагаем литературоведческий анализ произведения Бунина. Материал может быть использован для подготовки к ЕГЭ по литературе в 11 классе.

analiz-chistyy-ponedelnik-bunin-49377.jpg

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Чистый понедельник.

Год написания – 1944 г.

История создания – Исследователи творчества Бунина считают, что поводом для написания «Чистого понедельника», для автора стала его первая любовь.

Тема – В «Чистом понедельнике» ясно прослеживается основная мысль рассказа – это тема отсутствия смысла жизни, одиночество в обществе.

Композиция – Композиция делится на три части, в первой из них происходит знакомство с героями, вторая часть посвящена событиям православных праздников, и самая короткая третья – развязка сюжета.

Жанр – «Чистый понедельник» относится к жанру «новелла».

Направление – Неореализм.

История создания

Писатель эмигрировал во Францию, это отвлекло его от неприятных моментов в жизни, и он плодотворно работает над своим сборником «Темные аллеи». По мнению исследователей, в рассказе Бунин описывает свою первую любовь, где прототипом главного героя является сам автор, а прототипом героини – В. Пащенко.

Сам Иван Алексеевич считал рассказ «Чистый понедельник» одним из лучших своих творений, и своем дневнике вознес хвалу Богу, за то, что он помог ему создать это великолепное произведение.

Такова краткая история создания рассказа, год написания – 1944, первая публикация новеллы была в «Новом журнале» в городе Нью – Йорке.

Тема

В рассказе «Чистый понедельник» анализ произведения выявляет большую проблематику любовной темы и идеи новеллы. Произведение посвящено теме подлинной любви, настоящей и всепоглощающей, но в которой присутствует проблема непонимания героями друг друга.

Двое молодых людей полюбили друг друга: это прекрасно, так как любовь толкает человека на благородные поступки, благодаря этому чувству, человек находит смысл жизни. В новелле Бунина любовь трагична, главные герои не понимают друг друга, и в этом их драма. Героиня нашла для себя божественное откровение, она очистилась духовно, найдя свое призвание в служении Богу, и ушла в монастырь. В ее понимании любовь к божественному оказалась сильнее физиологической любви к своему избраннику. Она вовремя поняла, что, соединив свою жизнь брачными узами с героем, она не получит полного счастья. Ее духовное развитие стоит гораздо выше, чем физиологические потребности, у героини более высокие нравственные цели. Сделав свой выбор, она ушла от мирской суеты, отдавшись служению Богу.

Герой любит свою избранницу, любит искренне, но он не в силах понять метаний ее души. Он не может найти объяснения ее безрассудным и взбалмошным поступкам. В рассказе Бунина, героиня выглядит более живым человеком, она хоть как – то, методом проб и ошибок, ищет свой смысл жизни. Она мечется, кидается из крайности в крайность, но, в конце концов, находит свой путь.

Главный герой же, на протяжении всех этих отношений, просто остается сторонним наблюдателем. У него, фактически, нет никаких стремлений, ему удобно и комфортно все, когда героиня рядом. Он не может понять ее мыслей, скорее всего, он и не делает попыток, чтобы понять. Он просто принимает все то, что делает его избранница, и ему этого достаточно. Отсюда следует вывод, что каждый человек имеет право выбора, какой бы он ни был. Главное для человека – определиться, что ты, кто, и к чему идешь, и не стоит оглядываться по сторонам, боясь, что кто – то осудит твое решение. Уверенность в себе, и в своих собственных силах, помогут найти верное решение, и сделать правильный выбор.

Композиция

Творчество Ивана Алексеевича Бунина включает в себя не только прозу, но и стихи. Сам Бунин считал себя поэтом, что особенно чувствуется в его прозаическом рассказе «Чистый понедельник». Его выразительные художественные средства, необычные эпитеты и сравнения, разнообразные метафоры, его особый поэтический стиль повествования, придают этому произведению легкость и чувственность.

Большой смысл произведению придает само название рассказа. Понятие «чистый», говорит об очищении души, а понедельник – это начало нового. Символично то, что кульминация событий происходит в этот день.

Композиционная структура рассказа состоит из трех частей. В первой части представляются герои, их взаимоотношения. Мастерское использование выразительных средств придает глубокую эмоциональную окраску образу героев, их времяпровождению.

Вторая часть композиции больше построена на диалогах. В этой части рассказа, автор подводит читателя к самой идее рассказа. Писатель говорит здесь о выборе героини, об ее мечтах о божественном. Героиня высказывает свое потаенное желание оставить роскошную светскую жизнь, и удалиться в сень монастырских стен.

Кульминационным моментом является ночь после чистого понедельника, когда героиня решительно настроена стать послушницей, и происходит неизбежная разлука героев.

Третья часть приходит к развязке сюжета. Героиня нашла свою цель жизни, она служит в монастыре. Герой, после разлуки с любимой, два года вел беспутную жизнь, погрязая в пьянстве и разгуле. Со временем он приходит в себя, и ведет тихую, спокойную жизнь, в полном равнодушии и безразличие ко всему. Однажды судьба дает ему шанс, он видит свою возлюбленную среди послушниц божьего храма. Встретившись с ней взглядом, он разворачивается и уходит. Кто знает, может, он понял всю бессмысленность своего существования, и отправился к новой жизни.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Чистого понедельника».

Жанр

Произведение Бунина написано в новеллистическом жанре, которому присущ крутой поворот событий. В данном рассказе так и происходит: главная героиня меняет свое мировоззрение, и резко порывает со своей прошлой жизнью, меняя ее самым коренным образом.

Новелла написана в направлении реализма, но написать о любви такими словами, мог только великий русский поэт и прозаик Иван Алексеевич Бунин.

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 12

    В каком году был написан рассказ Бунина «Чистый понедельник»?</h3>

    • <label>1940;</label>
    • <label>1942;</label>
    • <label>1944;</label>
    • <label>1946.</label>

(новая вкладка)Используемые источники:

  • https://kakoy-smysl.ru/meaning-book/smysl-proizvedeniya-chistyj-ponedelnik/
  • https://www.literaturus.ru/2016/07/analiz-smysl-nazvanija-chistyj-ponedelnik-bunin.html
  • https://litrekon.ru/analiz-proizvedenij/chistyj-ponedelnik-bunin/
  • https://www.sochinyashka.ru/russkaya_literatura/smysl-nazvaniya-rasskaza-bunina-chistiy-ponedelnik.html
  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/chistyy-ponedelnik/analiz-proizvedeniya-bunina.html

Творческое наследие знаменитого русского писателя Ивана Бунина чрезвычайно велико. Но любимым его произведением стал рассказ «Холодная осень». Это грустная история, повествующая о судьбе двоих влюбленных, потерявших счастье из-за жестокой войны.

История создания

История создания «Холодной осени» небогата фактами. Известно лишь то, что рассказ хронологически принадлежит периоду Второй Мировой войны. Есть предположение относительно конкретной даты написания — 3 мая 1944 года. Бунина в эти годы в России не было. Начавшаяся революция заставила писателя покинуть родную страну.

Примечательно то, что путь, проделанный главной героиней рассказа, в точности повторил путь скитаний самого Ивана Бунина.

Жанровые особенности, направление

По жанровой принадлежности данное произведение совершенно логично отнести к рассказу. Об этом говорят соответствующие детали: малый объем и наличие всего одной сюжетной линии, содержащей небольшое количество действующих лиц.

Произведение принадлежит к реалистическому направлению, так как сюжетом повествования являются реальные события, ничуть не приукрашенные романтизмом. Герои здесь – простые люди. Особое внимание автор уделяет описанию психологических черт персонажей, что также присуще реализму.

Композиция и конфликт

Композиционное построение рассказа «Холодная осень» неоднородно: начинается произведение с линейного повествования, затем появляются элементы кольцевой композиции. Событийная линия последовательна.

Автор делит рассказ на две значимые части: они одинаковы по размеру, но по смысловой нагрузке – неравнозначны.

Первая часть посвящена описанию той самой холодной осени, после которой, можно сказать, оборвалась жизнь главной героини. За описанием самых счастливых дней девушки следует перечисление еще множества событий, занимающих несколько крупных абзацев, но смысловой нагрузки они не имеют – судьба героини решилась в тот холодный вечер, когда они с женихом попрощались.

Вторая часть лишена такого обилия событий, нежели первая. Смысл ее сводится к описанию воспоминаний героини, которыми она живет теперь.

«Холодная осень» богата на конфликты, но на первый план выходит один: борьба любви с войной. Первое впечатление от прочтения рассказа наталкивает на мысль, что война в этой борьбе одержала победу, но это не так. Хотя влюбленные и разлучились из-за этого жестокого события, но оно не смогло разрушить их сильное чувство. Героиня, оставшись одна, ни на минуту не переставала любить и ждать желанной встречи.

Еще несколько ярких конфликтов пронзают текст повествования – это вечное противостояние жизни и смерти, человека и войны.

Смысл названия

Дав такое довольно неоднозначное название рассказу, Бунин преследовал определенную цель: при помощи оксюморона, холодная осень стала не просто временем года, она приобрела более широкое значение. Этот период стал самым важным моментом для героини, сделав ее самой счастливой рядом с любимым, а затем, события той же холодной осени забрали ее жениха навеки, оставив ее глубоко несчастной.

Суть произведения

Рассказ «Холодная осень» — о нелегкой судьбе девушки, лишившейся любимого жениха, жизнь которого отняла война.

Влюбленные собирались пожениться, но начавшаяся война помешала им. Одним из вечеров холодной осени они простились, как оказалось, навеки. Вслед за женихом, девушку покидают родители, их жизни также унесла война.

Героиня остается в тягостном одиночестве. Со временем боль утраты немного стихает, и девушка выходит замуж за пожилого военного в отставке. Супруга она не любит, но уважает. Вместе они покидают пределы охваченной войной России.

Вскоре девушка теряет своего мужа – он погибает от тифа. Героиня остается жить с маленькой дочерью племянника мужа. Сначала девочка должна была лишь некоторое время жить с героиней, но по воле судьбы, они остаются вместе навсегда.

Так и проходит жизнь главной героини. И лишь смерть соединит ее с возлюбленным.

Главные герои рассказа

Главными героями рассказа является влюбленная пара. Автор не называет их имен, возможно, желая акцентировать внимание читателя на чем-то большем — на их истории, олицетворяющей собой историю России.

Он – мужчина, чье сердце лишено страха и сомнений. Он, не раздумывая, отправляется на войну, философски относится к смерти. Проявляет себя героем на поле боя. Беззаветно любит свою невесту и самоотверженно желает ей счастья, даже если ему не удастся разделить его с ней.

Она – молодая девушка, невеста. Она горячо любит своего жениха, но вынуждена проводить его на фронт. Когда она теряет любимого, жизнь ее тускнеет.

Россия – еще один значимый образ рассказа. Это дом, это Родина для героев произведения. Именно в России героиня была счастлива, а во время вынужденной эмиграции душа ее потеряла покой.

Тема

Чехов в своем произведении обратился сразу к нескольким важным темам. Основная в рассказе — тема любви. Она раскрывается через образы главных героев – влюбленных. Их чувство было настолько сильным, что даже смерть не смогла ему помешать.

Еще одна, не менее значимая, тема раскрыта в данном тексте – это тема смерти. На примере главного героя автор напоминает о неизбежности смерти для каждого человека. Юноша погиб, защищая Родину. Но перед своей гибелью он прожил достойную жизнь – отличился подвигами на войне, любил беззаветно и наслаждался каждым мгновением. В этом заключен важный смысл жизни: жить честно и достойно отведенное время.

Тема воспоминаний, прошлого также имеет место в рассказе. Практически все произведение – одно сплошное воспоминание. Прошлое так важно для главной героини, что оно со временем занимает место настоящего, став жизнью девушки.

Рядом с темой воспоминаний идет тема счастья. Так, для несчастной девушки счастье присутствует только в ее прошлом, в пережитых и незабвенных моментах любви и радости.

Через все произведение проходит историческая тема. Это сложное для страны время: революции и восстания, война и беспредел дробят ее изнутри. Люди бегут из родного дома и неясно, как сложится дальнейшая судьба государства.

Проблемы

Проблематика, равно как и тематика рассказа, чрезвычайно богата.

На первое место справедливо будет поставить проблему потери любимого человека. Героиня теряет своего жениха и переживает это очень болезненно. После этой бесценной утраты жизнь девушки лишается и смысла и радости.

Далее следует проблема роли человека в истории. В произведении освещено такое масштабное историческое событие как война. Она естественным образом накладывает отпечаток на всех людей, так или иначе столкнувшихся с ней. Так и герои Бунина становятся жертвами этого кровавого безжалостного события. Людям война ненавистна, но они вынуждены сражаться, чтобы не потерять все, что им так дорого.

Проблема войны занимает важное место в рассказе «Холодная осень». Это проблема, которая тянется непрерывной нитью через все повествование. Автор этим хочет показать, что война ничего хорошего не приносит, только боль и разочарование.

Героиня, потеряв возлюбленного, остается ему верна все равно. Она не забывает и не утрачивает своей любви и ждет того дня, когда они смогут воссоединиться с ее женихом. Этот момент характеризует проблему верности. Героиня верна себе до самого конца, она живет лишь потому, что обещала это своему возлюбленному. Даже выйдя замуж за другого человека, сердце ее навсегда остается верным любви.

Война заставляет людей, неравнодушных к судьбе Отечества, встать на его защиту. Так, герой, обладая явными патриотическими принципами, считает своим долгом пожертвовать жизнью ради спасения страны, ради ее победы в войне. Через этот сложный образ автор реализует проблему долга и чести.

Смысл

Рассказ «Холодная осень», как и весь сборник, в который он включен, посвящен теме любви. Этим действием Бунин идет наперекор событиям того периода – ведь вокруг идет жесточайшая битва в истории человечества, а он создает целую плеяду жизнеутверждающих рассказов о любви и счастье. Писатель поставил перед собой цель показать всем, что добро и любовь в конечном итоге одержит верх над всеми бедствиями и злобой.

Смысл произведения заключен в непреодолимости любовного чувства, в его спасительной силе. Война смогла помешать влюбленным быть вместе, но не сломила их духа, не разорвала того крепкого духовного единения, что их связывало.

Чему учит?

Рассказ, прежде всего, призван научить любить, ведь только любовь может осчастливить человека. Нужно хранить и оберегать это чувство на протяжении всей жизни.

«Холодная осень» о том, что мы не властны над судьбой, поэтому нет необходимости переживать о трудностях, которые она преподносит нам. Нужно быть мудрыми и философски принимать все удары судьбы. Даже с мыслью о смерти необходимо свыкнуться и не бояться ее.

Критика

«Холодная осень» была опубликована в первый год после окончания войны. Произведение было встречено читателями с восторгом, став отдушиной для уставших от бед людей.

Многие критики, занимающиеся исследованием творчества Бунина, сошлись во мнении, что данный рассказ явился наиболее успешным среди прочего наследия писателя.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Литература. 8 класс. Урок по теме : «Повествование о любви в рассказе И.А.Бунина «Кавказ».

Автор : Рыспаева Галина Михайловна, учитель русского языка и литературы, МБОУ СШ №11.

Тема: «Повествование о любви в рассказе И.А. Бунина «Кавказ».

Образовательная: расширить представления учащихся о личности и творчестве И.А.Бунина; показать особенности творческой индивидуальности писателя; формировать навыки работы с художественной и справочной литературой; развивать навыки анализа текста.

Развивающая: формировать умение работать с информацией; формировать навыки создания мультимедийной презентации для предъявления итогового продукта в классе.

Воспитательная: повышение мотивации к познавательной и исследовательской деятельности; формировать умение работать в паре.

Личностные результаты: формирование навыков индивидуальной и коллективной диагностической деятельности на основе алгоритма

Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Регулятивные: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста.

Предметные результаты: умение анализировать художественный прозаический текст.

Тип урока: урок по ознакомлению учащихся с новым материалом.

Техническое обеспечение урока: учебник литературы под ред. В.Я.Коровиной, ноутбук, проектор, презентация.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1.Организационный  момент.

Приветственное слово учителя.  Проверяет готовность к уроку.

Проверяет наличие домашней работы в тетрадях (при возникновении вопросов организует разбор д/р у доски)

— Здравствуйте! Мы начинаем с вами урок. А это значит, нас вновь ждёт увлекательное путешествие в мир слова.  

— Желаю всем плодотворной и интересной работы, и  сделать много новых открытий!

Приветствие учителя.

Показ тетрадей  с домашними заданиями, задают  вопросы, возникшие при выполнении работы.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2.Актуализация опорных и знаний и их коррекция.
Проверить уровень полученных ранее  знаний по теме

– Наш урок сегодня посвящён вечной теме в литературе и жизни. Какое произведение мы изучали на прошлом уроке? ( А.П.Чехов  «О любви») Прослущайте:

Любовь, любовь – загадочное слово, 
Кто мог бы до конца его понять? 
Всегда во всем старо ты или ново, 
Томленье духа ты иль благодать?

— Какой темой объединены эти строчки и рассказ А.П.Чехова? (Темой любви)

Tема любви одна из постоянных тем в искусстве и одна из главных в творчестве Ивана Алексеевича Бунина. Тема урока звучит так: « Иван Алексеевич Бунин. Рассказ «Кавказ». Повествование о любви . Мастерство Бунина-рассказчика. 

Запись даты и темы в тетрадь.

Ответы на вопросы учителя.

Регулятивные: осуществляют
коррекцию
, вносят необходимые дополнения и коррективы.

Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи.
Коммуникативные: аргументировать свою точку зрения, спорить. Активно использовать речь для регуляции собственной деятельности

3. Целеполагание. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала.

Организация обратной связи.

Слово учителя (чтение)

Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена”, – эти слова из книги «Тёмные аллеи» могли бы повторить все «герои – любовники» у Бунина.  При огромном разнообразии индивидуальностей, социального положения и т.п. они живут в ожидании любви, ищут её и, чаще всего, опалённые ею, гибнут.

Слова И.Бунина послужат эпиграфом к нашему уроку:

Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена.

И.Бунин

— Бунин всю жизнь разгадывал вечную тайну любви, и мы с вами сегодня будем разгадывать эту тайну и попытаемся вместе с Буниным понять это великое чувство.– Как вы понимаете слова писателя? (И несчастливая любовь, неразделённая – тоже для человека счастье, его опыт, который надо ценить)

– Как вы думаете,  любовь, несмотря на то, что приносит боль и страдание, всё равно счастье?

– Используя слова СЧАСТЬЕ и ЛЮБОВЬ и знак препинания ТИРЕ, составьте свою формулу любви. (Любовь – счастье, счастье – любовь). Запись в тетрадь и пояснение.

– Какова же цель нашего урока? Посмотрите записи в тетради.

(В рассказе «Кавказ» найти формулу любви, поразмышлять о любви. (слайд- «Цели и задачи»)

Анализируют эпиграф, объясняют, пытаются сказать определение, формулируют тему и цель урока.

Слушают учителя, анализируют вопросы.

Регулятивные: принимают учебные задачи, сформулированные вместе с учителем
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

4. Изучение нового материала.

Работа с биографией автора.

     Родился Иван Алексеевич Бунин 22 октября 1870 года. Его родители – отец Алексей Николаевич и мать Людмила Александровна – принадлежали к старинному дворянскому роду, из которого вышло много знаменитых людей (поэт Василий Жуковский, географ-путешественник Семенов-Тян-Шанский и другие).

        Детство Бунина прошло в небольшом родовом поместье близ Ельца. Видимо, домашний учитель Николай Осипович Ромашков, человек образованный, знавший несколько языков, пробудил в маленьком Бунине страсть к стихотворству. Николай Осипович оказался оригинальным педагогом. Он учил Ваню по “Одиссее” Гомера.

       В 10 лет Ваню отдали в Елецкую гимназию. Но проучившись там 4 года, оставляет её. Дальнейшее образование ему даёт старший брат – Юлий . Он прочёл своему младшему брату весь курс гимназии, а по отдельным предметам – курс университета.

      Бунин продолжает писать стихи и начинает писать рассказы. В 17 лет началась его литературная деятельность: вышел сборник его рассказов. Он знакомится со многими писателями: Короленко, Куприным, Брюсовым, Горьким. Но особенная дружба связывала его с Антоном Павловичем Чеховым. Чехов предсказал, что из Бунина выйдет “большой писатель”.

       Предсказание Чехова сбылось – Бунин был дважды награждён Пушкинской премией, с гордостью носил звание почетного академика Санкт-Петербургской академии наук по разряду изящной словесности, а в 1933 году он первым из русских писателей стал лауреатом Нобелевской премии.

        За шестьдесят лет литературной деятельности выпустил около тридцати книг стихов и прозы. Самостоятельно выучил английский язык. Переводил Байрона, американского поэта Генри Лонгфелло (особенно прославился переводом «Песни о Гайавате», 1898 г.), а также украинского поэта Тараса Шевченко.

       Больше всего на свете, кроме поэзии и прозы, он любил путешествия. Изъездил весь юг России, в Крыму был 6 раз, неоднократно навещал в Ялте А.П.Чехова, с которым был дружен. Много странствовал по Востоку (интересовался мусульманством и буддизмом), хорошо знал Средиземноморье, жил в Италии, на Капри; бывал на Цейлоне и в Африке.

       Сам писатель считал эмиграцию и спасением от гибели, и главной драмой своей жизни. Тоска по Родине терзала его неотступно. Он ненавидел фашизм, отказался от сотрудничества с оккупировавшими Францию немцами, приветствовал победу Советского Союза. После войны Бунину предложили приехать в СССР, но он – не без колебаний – все же отклонил это предложение.

       За границей Бунин написал 10 книг прозы, в том числе множество рассказов и повестей о любви. Любовь всегда была одной из главных бунинских тем.

Темы и сюжеты для рассказов Бунину подсказывала сама жизнь:

–  первая любовь к Варваре Владимировне Пащенко длилась 5 лет, но не закончилась браком, потому что родители невесты были против этого союза,

– женитьба на гречанке Анне Николаевне Цакне, рождение сына. Вскоре брак распался, а любимый сын Коленька умер в возрасте 5 лет от скарлатины.

У Бунина детей больше никогда не было. С фотографией сына он не расставался до конца своих дней,

– Вера Николаевна Муромцева стала верным и преданным другом до конца его дней.

Иван Алексеевич Бунин не принял Октябрьскую революцию и 1920 году вместе с женой он навсегда покинул Россию, но долго мучился от разлуки с родиной. 33 года Бунин прожил во Франции, последние годы в крайней бедности. И.А.Бунин умер 8 ноября 1953 года в Париже. Похоронен на кладбище Сен – Женевьев — де — Буа. Французы называют его РУССКИМ кладбищем

Слово учителя — Возврат к фото: как вы думаете, почему в глазах немолодого уже писателя стоят слёзы? – ответы учащихся.

– Знакомо ли вам слово НОСТАЛЬГИЯ? – Тоска по родине.

Он работал до самой смерти; писал рассказы, объединённые в книгу “Тёмные аллеи”. Это рассказы о любви: взаимной и прекрасной, неразделённой и мучительной, трагической.

Сегодня мы будем говорить об одном из таких рассказов. Он называется “Кавказ»

Выступления детей

Делают записи в тетрадь.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения.
Коммуникативные: формулировать свое мнение и позицию аргументировать её. умение произвольно и выразительно строить монологическую и диалогическую контекстную речь

умение соотносить свои действия с планируемым результатом.

5. Физминутка.

Организует смену деятельности.

Сейчас мы будем приседать

И колени разминать

Ноги до конца сгибать,

Раз – два – три – четыре — пять! (Приседания.)

Напоследок пошагаем,

Выше ноги поднимаем! (Ходьба на месте.)

Учащиеся выполняют физические упражнения в соответствии с поставленными учителем условиями

Личностные: знание основ ЗОЖ и здоровьесберегающих технологий

6. Закрепление полученных знаний.

Обсуждение рассказа. (Домашним заданием было прочитать рассказ.)

— Когда и где происходит действие рассказа? (Сначала в Москве, потом на Кавказе). – Летом — подтверждение текстом. Слайды – Москва, Арбат начала 20 века.

— Прочитаем первые три абзаца рассказа. Обратите внимание, какой эпитет выражает настроение героя? (Жил томительно)— Счастлив ли герой в своём томлении? (Да, он любит)

— Какой стилистический приём в словосочетаниях «была бледна прекрасной бледностью», «потрясало меня жалостью и восторгом» подчёркивает взволнованность героя, трепетность в любви и в то же время тревожность? (Оксюморон – соединение противоречивого). Этот приём писатель использует часто в своих произведениях.

—  Перескажите сжато сюжет рассказа.

— В чём счастье и несчастье героев? ( Разные ответы по поводу несчастья: не могут быть вместе, смерть мужа героини…. Итог: счастье – в любви, несчастье – тоже в любви; но уже неразделённой, трагической.

—  В какой части рассказа мы видим, что герои счастливы? (В начале)

— Всё ли так спокойно? (Нет, присутствует ощущение беды, опасности)

Слово учителя.

Бунин очень интересен как писатель. Он говорил, что главное для него – «найти звук, мелодию рассказа».  К.Г. Паустовский говорил, что «у Бунина было редкое и безошибочное ощущение красок и освещения».

— Попытаемся найти звук, краски и свет в рассказе И.А. Бунина «Кавказ». Для этого разделимся на 3 группы и проанализируем эпизоды по вопросам и заданиям.

– Предлагаю такие эпизоды (учитель указывает страницы и абзацы):

1 ряд — Эпизод 1 «Вокзал. Отправление поезда»

2ряд — Эпизод 2 «Утро в поезде и прибытие на место» до слов «… горячие, весёлые полосы света»

3 ряд — Эпизод 3 со слов «Когда жар спадал» с до слов « …смотрела поздняя луна»

– Задания (на слайде): Найдите и выпишите слова, которые выражают1пара — цвет, свет, 2 пара-пространство, 3 пара- настроение и ощущения героев, 4 пара—звуки (на общую работу вам 5 минут )

Беседа (зачитывание ответов с примерами)

– Как в связи с изменениями внутреннего психологического состояния героев рассказа Бунина «Кавказ» меняется окружающая их обстановка?

– Вот что у нас получилось. 

ВЫВОД: (запись в тетрадь) краски от чёрно-белых в 1 эпизоде становятся цветными, яркими, сочными во 2 и 3 эпизодах.; пространство расширяется, появляется свет, прозрачность; настроение меняется от тревожного до радостного, счастливого, а звуки — от глухих до сильных, выразительных.

Художественно-выразительные средства в рассказе.

Задание: какие средства художественной выразительности использует автор для передачи настроения героев, состояния окружающей среды? (Задание по группам: 1ряд — эпитеты, 2 ряд – метафоры, 3 ряд – сравнения; время работы 3-5 минут)

– Вывод: эпитеты, метафоры, сравнения, – всё помогает автору «просто, точно» выразить свои ощущения.

— Какие средства встретились ещё? Олицетворение (глядела луна)

— Для передачи чувств и мыслей Бунин использует паузы – Синтаксис: тире, многоточие (запись в тетрадь )

ВЫВОД: Бунин заслуженно считается одним из лучших стилистов среди русских писателей, его язык ярок, точен и вместе с тем поэтичен. По части красок и звуков, “всего того, — выражаясь словами Бунина, — чувственного, вещественного, из чего создан мир”, предшествующая и современная ему литература не касалась таких, как у него, тончайших и поразительнейших деталей и оттенков.

— Какую роль играет последний эпизод, описывающий бурю, удары грома? (Предвещает трагедию). В литературе, как вы знаете, это приём предвещания трагической развязки.

— Действительно, сначала мы следим за парой влюбленных, наслаждающихся отдыхом, общением друг с другом, но вот вдруг не любовь, не жизнь, а смерть… Кто в ней виноват? (Мы , наверное, не имеем права судить героя и отвечать на этот вопрос)

—  Имеют ли право на счастье герои? (Да. Слова Бунина этому подтверждение – см. эпиграф)

(Нет, разрушила жизнь мужа. ВЫВОД: однозначного ответа нет)

— Вызывает ли сочувствие самоубийца? (Нет, сильный офицер не выдержал. Да, он глубоко несчастный человек, потерял цель и смысл жизни) Для русского дворянства и офицерства защита чести вплоть до риска жизнью была святым долгом. Муж героини, понимая, что он обманут, что его честь запятнана, не смог перенести предательство жены и жить с этим позором и предпочел смерть.

— Почему же все-таки герои – муж и жена — не могли расстаться, не мучая друг друга, и разойтись, как это принято сейчас?

Слово учителя

— Бракоразводные процессы в дореволюционной России были исключены (0,4% от заключенных браков, в то время как сейчас эта цифра – 50%).

— Мог ли он поступить иначе? (Дворянин, офицер должен был смыть позор кровью своей или противника)

— Почему он стреляет в виски из двух револьверов? (Убивает в себе офицера, а потом человека)

— Как Бунин через пейзаж показывает внутреннее состояние героев?

— Почему автор назвал свой рассказ «Кавказ»?

— Пейзаж помогает понять, что райское блаженство – лишь точка во времени и пространстве, а вокруг нее — реальность, грозящая катастрофой.

— Каков же главный звук в рассказе? (Звук выстрела: пугающий и вместе с тем освобождающий от уз брака героиню. Он разрешил все проблемы).

— Рассказ разделён на 2 части, резко отличающиеся одна от другой. Как называется такой композиционный приём в литературе? (Антитеза)

— Что противопоставлено у Бунина? (Жизнь и смерть, любовь и предательство, ощущения героев в Москве и на Кавказе, цвет, свет, природа…)

— В каком произведении вы встречали этот приём? (Л.Н.Толстой ,После бала») — На описание предчувствия счастья и само счастье влюблённых И.Бунин отводит 3 страницы текста, а на несчастье и смерть – 7 строчек. – Как вы думаете, почему?

Ответы  на вопросы учителя. Анализируют рассказ. Делают выводы.

Регулятивные: устанавливать целевые приоритеты самостоятельно контролировать своё время и управлять им .
Коммуникативные:  учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
Познавательные: строить логические рассуждения включающие установление причинно-следственных связей, умение работать индивидуально и в группе, находить общие решения

извлечение необходимой информации из текст

7.Итог урока.

Помочь обучающимся проанализировать и оценить свою деятельность на уроке

—  Какова же, по вашему мнению, основная проблема рассказа «Кавказ»? Посмотрите на эпиграф в тетради. (Проблема рассказа “Кавказ”: любовь – это необыкновенная сила. Любовь не только большое счастье, выпавшее на долю человека, но и чувство, которое очень часто приносит страдание и боль)

— Рассказ «Кавказ» драматичен и даже трагичен. Герои словно «украли» свое счастье: они вынуждены скрываться, таиться, бежать, чтобы быть вместе. И даже когда им удалось остаться одним, в их любви было много радостного и много тревожного. Радость была омрачена неизбежностью возвращения в нелюбимый московский дом. Именно потому, что любовь оказалась «украденной», она не была полной и привела к трагедии. Бунин размышляет о том, что счастье одного может привести к трагедии другого.

Делают вывод

Регулятивные УУД: выделение и осознание усвоенного и подлежащего усвоению, осознание качества и уровня усвоения

8.Рефлексия.

Помочь обучающимся проанализировать и оценить свою деятельность на уроке

Предлагает проанализировать свою деятельность.

«Синквейн»

Обсуждают в конце урока результаты своих наблюдений. Записывают синквейны, обсуждают их

Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества; оценивают свою активность и качество работы на уроке

9. Домашнее задание.

Напишите мини-сочинение  «Бунин и я. Что нового открыл для себя?» , «Мое восприятие рассказа Бунина».

Конспект биографии И.А.Куприна. Читать «Куст сирени».

Записывают д.з. в дневник

Регулятивные: принимают учебную задачу

ЭССЕ-сочинение

Рассказ И. Бунина «Чистый понедельник»

В «Чистом понедельнике» И.А. Бунин предстает
как философ культуролог – писатель, умеющий тонко психологически описать
портрет героя, реалистично показать персонажей и философски осмыслить пороки и вечные
темы цивилизации. Тема любви – основная, любовь выше смерти, выше жизни. Более
всего тема любви у писателя раскрыта в цикле «Темные аллеи». У И.А. Бунина в
тексте «Чистого понедельника» также говорится о любви, исследователь В Сузи
считает, что эта коллизия традиционна, но она открывает второй уровень
восприятия текста, по Бахтину, это «большое время».

Многие ученые склоняются к мнению,
что образ влюбленной пары второстепенный и говорит нам об отсутствии любви в
этом обществе, о быстротечности жизни, чистый понедельник – это первый день
Великого поста, начало нового пути, героиня выбирает для себя веру, служение
Богу, потому что не видит смысла в обычной семейной жизни.

Более всего тема любви раскрыта в начале.
Наиболее трагично любовь как зарница показана в финале, где тема любви –
основная для героя, он не смог найти себя без любимой. В. Сузи пишет: «Определяющими
в этом «сюжете» предстают отношения героев и автора, соотношение их хронотопов.
Автор, как ласточка, вьет свое гнездо под чужой кровлей, но снаружи обжитого
героями пространства, пребывает «на краю чужого гнезда». Все трое в вольном
полете на мгновение соприкасаются крыльями и вновь разлетаются, прочерчивая
«воздушные пути» своих духовных биографий».

Любовь забвению не подлежит. Это
чувство у Бунина не гибнет под натиском смерти, этого чувства лишены чёрствые и
меркантильные личности, нереализованная любовь, любовь, которая могла бы быть,
но осталась лишь тенью, –  именно такое восприятие любви мы встречаем на
страницах рассказа И. Бунина. Автор показывает, что герои разные, если бы
каждый оглянулся и понял, что нужно другому, возможно, земная любовь и была бы
счастливой. Поэтому мы видим различные хронотопы героев и автора, они живут
каждый в своем мире.

 «Чистый понедельник» — рассказ
типичный для творчества Бунина, лаконичный, философский, где символично
представлены образы и проблемы эпохи, это более новелла, как как финал резок,
открыт, непредсказуем. Сюжет обычен: двое возлюбленных, имен которых не
названы, потому как подобных много. Казалось бы ничего необычного не случилось,
но детали, цветопись, символы дают ощущение пустоты, трагедии цивилизации,
описания интерьеров, одежды, роскоши – словно бутофория . Равнодушие и
чопорность – главные черты общества, которые описаны писателем. Мы видим, что
герои богаты, но несчастны, у них нет смысла существования. Но когда девушка
уходит в монастырь, она находит себя, и напротив, чувствует себя частью мира,
она счастлива, потому что осознает радость бытия и смысл существования, герой
же не смог найти свое место в мире, он все также посещает питейные заведения,
ведет праздный, распутный образ жизни, не находя смысла. Пороки цивилизации
берут начало от нежелания расстаться с комфортом и благосостоянием. Богатство не
дет счастья, любовь земная также мимолетна – в этом основная идея текста.

Критик Лекманов О. акцентирует
внимание на цитировании повести о Петре и Февронии, это даёт перспективу к
рассказу. Ученый анализирует поведение героини, ее причуды и делает ввод, что
героиня говорила, намекала о том, что ее возлюбленный играет лишь роль
змея-искусителя, что замужество и семья – это не ее стезя в жизни.

Бунин показывает, что добро и зло,
вера и безверие, жизнь настоящая и бутафория, как небо и земля – рядом. Избыток
темных тонов показывает путь героини, свет – это выход, это видение своего предназначения.

Жизненные испытания, любовь и
верность – это высокие понятия были чужды герою. И героиня это понимала.

Отсутствие любви и согласия в
обществе героев накладывают отпечаток и на их отношения, в частности, н выбор
героини.  Искренняя любовь и понимание пришли к героине с верой в Бога.

Литературовед Лекманов О. считает,
что реминисценции из поэзии Блока и Пушкина – это возможность противопоставить
модернизм и реализм, последний активно поддерживал Бунин. Также критик считает,
что героиня – это Россия, она полностью олицетворяет путь России тех лет. Выбор
веры – это выбор традиционного пути России.

Родин А.Л. в своей работе акцентирует
внимание на христианской стезе. Героиня олицетворяет собой, по мысли ученого,
борьбу Духа и Страха. Говоря о счастье, героиня вспоминает слова Толстого,
которые он вложил в уста Платона Каратаева.

Михайлова М. В. тоже считает, что
образ России – основной герой новеллы.

Героиня нравственно чиста, она еще не
знает пороков, не умеет лгать, она благородна, умеет держать себя в обществе.
Она истинный романтик по натуре, героиня нарочито ударяется в праздную жизнь
именно перед Великим постом.

Список литературы

1.     ЛЕКМАНОВ
О. «Чистый понедельник». Три подступа к интерпретации// Новый Мир, № 6, 2012. –
С. 53-57.

2.     Михайлова
М. В.: «Чистый понедельник» — горькая дума о России: 
http://bunin-lit.ru/bunin/kritika/mihajlova-chistyj-ponedelnik.htm

3.     Родин
А.Л. РАССКАЗ И. А. БУНИНА «ЧИСТЫЙ ПОНЕДЕЛЬНИК» В КОНТЕКСТЕ ХРИСТИАНСКОЙ
АНТРОПОЛОГИИ
https://cyberleninka.ru/article/n/rasskaz-i-a-bunina-chistyy-ponedelnik-v-kontekste-hristianskoy-antropologii

4.     Сузи В. «Так испытывал
ее Бог…» Культурно-исторический и художественный хронотоп в рассказе И.А.
Бунина «Чистый понедельник» // 
Парус№26. – С. 154-159.

Мы подготовили для наших читателей несколько аргументов из литературы по произведению — Чистый понедельник. Используйте наш материал для написания сочинения на урок в школе.

Тема любви — аргумент

Одной из наиболее частых тем поднимаемой в русской и мировой литературе является тема любви. Тема взаимоотношений мужчины и женщины, тема их чувств и душевных переживаний. Про любовь писали многие писатели и поэты, и каждый по-своему пытался показать и объяснить это многогранное чувство. Иван Алексеевич Бунин не стал исключением и также поделился с нами своими мыслями по данному вопросу.

Любовное творчество автора нашло свое отражение в сборнике «Темные аллеи». Этот сборник состоит из 38 рассказов, посвященных теме любви. Каждый из представленных рассказов по-своему оригинален. При их чтении мы не встретим двух одинаковых историй, но прочитав их все, мы понимаем, что тема любви настолько многообразна и многолика, что писать про нее можно вечно.

Рассказ «Чистый понедельник» открывает нам историю любви двух человек. Бунин не называет их имен, говоря просто – Он и Она. Герои данного произведения были молодыми людьми, которые жили в достатке и процветании. У них было все, что пожелаешь. Обедали они в ресторанах, посещали театры, светские вечера, были в центре всеобщего внимания и восхищения. Но при такой внешней схожести и единстве, главные герои рассказа отличались друг от друга своим внутренним миром.

Выбор который меняет человека — аргумент

Хочу привести вам пример из произведения Ивана Алексеевича Бунина «Чистый понедельник». Главная героиня не отличалась от других девушек из своего округа. Она вела светский образ жизни в большом городе. У неё был кавалер, который ухаживал за ней. Они прекрасно смотрелись и образовали бы гармоничный союз. Героиня была очень таинственной и холодной, не давая покоя главному герою. Она не говорила ни «да», ни «нет», он мучился от своей любви.

Однажды он увидел перемены в девушке и в этот вечер они сблизились. Кавалер уже планирован брак, но девушка сделала свой выбор, который навсегда изменил её жизнь — она стала монахиней. Духовной призвание ей было дороже и ближе, чем любовь и светская жизнь. Герой был ошеломлён, но выбор уже сделан и она не могла стать прежней. Выбор кардинально изменил её жизнь, так как она хотела.

Путь к себе — аргумент

Любовь… вносит идеальное отношение и свет в будничную прозу жизни, пробуждает благородные инстинкты души и не дает загрубеть в узком материализме и грубо-животном эгоизме. И. А. Бунин. Человек – единственное из земных существ, наделенное разумом и волей выбора. Человек постоянно стоит перед выбором: как поступить? куда идти дальше? Человек свободен выбирать работу, страсти, увлечения, мысли, мировоззрение, любовь. Любовь бывает к деньгам, к власти, к искусству, может быть обычная, земная любовь, а может случиться так, что выше всего, выше всех чувств человек ставит любовь к родине или к Богу. В рассказе Бунина «Чистый понедельник» героиня без имени. Имя не важно, имя для земли, а Бог знает каждого и без имени. Бунин называет героиню «она». Она с самого начала была странной, молчаливой, необычной, будто чужой всему окружающему миру, что смотрит сквозь него, «все то думала, все вроде в какие-то мысли вникала. Лежа на диване с книгой в руках, часто опускала ее и вопросительно смотрела перед собой».

Она была будто совсем из другого мира и, казалось, машинально читала, ходила в театр, обедала, ужинала, выезжала на прогулки, посещала курсы. Но ее всегда тянуло к чему-то более светлому, нематериальному, к вере, к Богу, и так же, как храм Спасителя был близок к окнам ее квартиры, так Бог был близок ее сердцу. Она часто ходила в церковь, посещала обители, старые кладбища. И вот, наконец, она решилась. В последние дни мирской жизни она выпила ее чашу до дна, простила всех в Прощеное воскресенье и очистилась от пепла этой жизни в Чистый понедельник – ушла в монастырь: «Нет, в жены я не гожусь». Она с самого начала знала, что не сможет быть женой. Ей суждено быть вечной невестой, невестой Христа. Она нашла свою любовь, она выбрала свой путь. Можно подумать, что она ушла из дома, но в действительности она пошла домой. И даже ее земной возлюбленный простил ей это. Простил, хотя и не понял. Он не мог понять, что теперь «она может видеть в темноте».

Мечта и реальность — аргумент

Мечта и реальность в рассказе Ивана Бунина » Чистый понедпльник», это история тоже любви, где нет трагизма запрета по предрассудкам, что случаются в жизни, в литературе. Тут другая история о том, что встретились двое молодых, богатых, очень красивых, образованных, но мечты у них разные.

Молодой человек влюблен и он мечтает о том, что женится на любимой девушке. И идет к своей цели прямо: дарит цветы, подарки, выполняет все пожелания девушки, признается в любви и ждет. Его мечта не сбылась, не в это раз. В реальности остается один, спивается, потом приходит в себя. И возможно, что найдет свое счастье. Но не забываем, что это уже 1914 год, начало Первой мировой войны, грядут страшные потрясения как для страны, так и для ее граждан.

Далее, девушка, ее мечты, для богатой, красивой, когда исполняют малейшие ее прихоти, найти чтото вощвышенное, служить этому, отдать этому всю ее жизнь. Семья, в том виде, в котором она ее знает, ей не интересна, она ищет свой путь. Мечтает о том, что не для всех, как для всех, ей скучно.

И она принимает решение круто изменить жизнь, начать в Чистый понедельник с » чистого листа». Она решила, что уйдёт в монастырь. Едет к отцу, и через 2 недели пишет письмо, подтверждая свое решение. Мечта вроде бы и сбылась. Марфо-Мариинская обитель занималась тем, что помогала сиротам, инвалидам, калекам. Но , опять же, очень скоро в стране произойдёт революция. Что станет с насельницами монатырей, с его обитателями, даже представить страшно, как и с самой попечительницей Великой княгиней Елизаветой Федоровной. Какой страшной смертью погибнет она и часть монахинь. Кто знает, где оказалась и героиня рассказа в реальности.

Есть такая мудрая мысль: «Хочешь рассмешить Бога- расскажи ему о своих планах». Мечты, это одно, возвышенное, красивое, реальность же, это гораздо прозачнее, порою и жестоко.

Разговор с собой — аргумент

В чем заключается процесс самопознания? Суть это явления состоит в том, чтобы искать свой индивидуальный путь среди тысяч других, узнавая себя через испытания, обучение и опыт. Именно этим занималась главная героиня рассказа «Чистый понедельник». Девушка, имени которой мы не знаем, изучала религию, ходила на службы и готовила себя к духовному призванию. Однако она пришла к этому не сразу, а методом проб и ошибок. Героиня вела светский образ жизни, ходила в рестораны и на концерты, даже полюбила одного юношу, который сблизился с ней. Изучив искусство, погрузившись в мирскую суету, познав любовь, она нашла себя за стенами монастыря, ведь ее больше занимали духовные вопросы. Очищение души и близость с Богом позволили ей полностью отдаться самосовершенствованию. Ее поиски, сомнения, стремления были самопознанием, которое перешло на новый уровень, когда она приобрела духовный сан.

Разум и чувства — аргумент

Главная героиня в начале произведения живет разумом. Она является богатой представительницей аристократического общества, которое живет по определенным правилам. Героиня делает все, чтобы соответствовать обществу, в котором родилась и воспитывалась. Она посещает лекцию Андрея Белого, где встречает рассказчика. Между ними завязываются отношения, которые герой называет «странной любовью». Девушка принимает ухаживания своего поклонника, посещает с ним различные рестораны и концерты. Главная героиня внешне была похожа на других девушек светского общества.

Однако рассказчик все же видит странности в поведении своей возлюбленной. Девушка рассуждает о бессмысленности праздной жизни. Она не понимает, зачем люди каждый день ездят обедать и ужинать в рестораны.

Разумом девушка понимает, что она должна жить той жизнью, которая ей нужна, однако сердце героини требует другого. Внешняя жизнь и внутреннее спокойствие не совпадают друг с другом. Это становится причиной постоянных метаний главной героини рассказа. Она то посещает церковные заведения, то едет на «капустник» Художественного театра.

Но все же главная героиня делает свой выбор. Для нее внутреннее удовлетворение становится важнее того, что о ней скажут другие люди. Героиня отказывается от богатой жизни, потому что она приносит ей только дискомфорт. Она могла бы жить и ни в чем не нуждаться, однако такая жизнь была не по сердцу девушки. Героиню зовет религиозное и патриотическое чувство, и она поддается ему в полной мере.

Теперь главная героиня не мечется от мира плотского к духовному миру. Она приняла осознанное решение: уйти на послушание и затем на постриг в монастырь. В те времена то, что богатая и знатная девушка, у которой есть возможность жить праздно и беззаботно, выбирает путь смирения в монастыре, было необычным явлением. И такой поступок главной героини говорит о том, что между чувством и разумом она выбрала душевные, а не внешние стремления и ценности.

Проблема разума и чувства касается и образа главного героя. Он искренне любит героиню и полностью отдается чувствам к ней. Рассказчик видит особенности девушки, однако надеется на то, что рано или поздно все наладится: что она выйдет за него замуж и они будут жить счастливо. Однако когда главная героиня просит оставить ее, рассказчик слушает свой разум и действительно оставляет свою возлюбленную, потому что для нее так будет лучше.

Таким образом, проблема чувства и разума в рассказе «Чистый понедельник» реализуется И.А. Буниным двумя способами: через выбор главной героини, которая решила пойти дальше в соответствии со своим чувством, и через решение главного героя, который поступил разумно по отношению к любимой женщине, которая решила расстаться с ним.

  • Основная мысль сочинения это
  • Основная мысль сказки яблоко сутеева
  • Основная мысль сказки шагом марш клюева
  • Основная мысль сказки что такое досуг
  • Основная мысль сказки что значит досуг даль