Основная мысль сочинения это

Слайд 1русский язык тема и основная мысль текста.слайд 2вспомним, какие типы текста существуют?слайд 3вспомним, какие типы текста существуют?слайд 4определи типы

Слайд 1

Русский язык Тема и основная мысль текста.

Слайд 2

Вспомним, какие типы текста существуют?

Слайд 3

Вспомним, какие типы текста существуют?

Слайд 4

Определи типы текста Вчера я был в цирке и видел тигров. Что они только не выделывали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже через горящие кольца.

Слайд 5

Определи типы текста Вчера я был в цирке и видел тигров. Что они только не выделывали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже через горящие кольца. Повествование

Слайд 6

Определи типы текста Вчера я был в цирке и видел тигров. Какие они красивые и сильные! Шкура у них полосатая, яркая, глаза горят зелёным огнём, лапы упругие. А когда тигры рычат, видны белые клыки.

Слайд 7

Определи типы текста Вчера я был в цирке и видел тигров. Какие они красивые и сильные! Шкура у них полосатая, яркая, глаза горят зелёным огнём, лапы упругие. А когда тигры рычат, видны белые клыки. Описание

Слайд 8

Определи типы текста Вчера я был в цирке и видел тигров. Почему такие сильные звери слушаются дрессировщика? Может, потому что человек их не боится? Или потому что дрессировщик заботится о них? А как вы думаете?

Слайд 9

Определи типы текста Вчера я был в цирке и видел тигров. Почему такие сильные звери слушаются дрессировщика? Может, потому что человек их не боится? Или потому что дрессировщик заботится о них? А как вы думаете? Рассуждение

Слайд 10

Как ты думаешь, что такое тема текста ?

Слайд 11

Тема текста – это то, о чём говорится в тексте (о ком, о чём или о каком важном событии)

Слайд 12

Прочитай сочинение Незнайки. Мой друг У меня есть друг. В субботу мы с ним пошли в кино. Фильм был очень интересный. Сначала мне было немножко страшно. Там был такой огромный монстр с острыми когтями. Но потом появился воин, который смог с ним справиться. Фильм мне очень понравился.

Слайд 13

Как называется сочинение Незнайки?

Слайд 14

Как называется сочинение Незнайки? Мой друг

Слайд 15

А какая ТЕМА текста? Текст о фильме

Слайд 16

Значит Незнайка не правильно назвал своё сочинение! Устно придумай верный заголовок к сочинению Незнайки.

Слайд 17

Текст содержит в себе не только тему (о чём текст) , но еще и основную мысль (что хочет сказать автор этим текстом) .

Слайд 18

Главная (основная ) мысль текста – это то, ради чего этот текст написан. Основная мысль иногда выражается В заглавии текста В одном из предложений текста Тема текста – это то, о чем в нём говорится

Слайд 19

1. Прочитай внимательно текст. 2. Ответь на вопрос: «О ком или о чем говорится в тексте?» 3. Ответь на вопрос: «Ради чего написан этот текст?» Будем работать с текстом по плану:

Слайд 20

1 ) Прочитай внимательно текст. Заяц – это небольшой зверек. У косого длинные уши и короткий хвост. Зимой шубка у зайца белая, а летом серая.

Слайд 21

2) Определи тему текста . Ответь на вопрос: «О ком или о чем говорится в тексте?» Заяц – это небольшой зверек. У косого длинные уши и короткий хвост. Зимой шубка у зайца белая, а летом серая.

Слайд 22

2) Определи тему текста . Ответь на вопрос: «О ком или о чем говорится в тексте?» Заяц – это небольшой зверек. У косого длинные уши и короткий хвост. Зимой шубка у зайца белая, а летом серая. Тема текста — Заяц

Слайд 23

3) Определи главную мысль текста. Ответь на вопрос: «Ради чего написан этот текст?» Заяц – это небольшой зверек. У косого длинные уши и короткий хвост. Зимой шубка у зайца белая, а летом серая.

Слайд 24

3) Определи главную мысли текста. Ответь на вопрос: «Ради чего написан этот текст?» Заяц – это небольшой зверек. У косого длинные уши и короткий хвост. Зимой шубка у зайца белая, а летом серая. Главная мысль – Внешний вид зайца

Слайд 25

Хорошо ! Предлагаю поработать с ещё одним текстом

Слайд 26

1 ) Прочитай внимательно текст. Любопытный малыш Мы ехали на машине. Вдруг на дорогу из леса выбежал лисёнок. Он стал внимательно разглядывать машину. Хотел узнать, что за зверь такой. Вот любопытный малыш!

Слайд 27

2) Определи тему текста . Ответь на вопрос: «О ком или о чем говорится в тексте?» Любопытный малыш Мы ехали на машине. Вдруг на дорогу из леса выбежал лисёнок. Он стал внимательно разглядывать машину. Хотел узнать, что за зверь такой. Вот любопытный малыш!

Слайд 28

2) Определи тему текста . Ответь на вопрос: «О ком или о чем говорится в тексте?» Любопытный малыш Мы ехали на машине. Вдруг на дорогу из леса выбежал лисёнок. Он стал внимательно разглядывать машину. Хотел узнать, что за зверь такой. Вот любопытный малыш! О лисёнке

Слайд 29

3) Определи главную мысли текста. Ответь на вопрос: «Ради чего написан этот текст?» Любопытный малыш Мы ехали на машине. Вдруг на дорогу из леса выбежал лисёнок. Он стал внимательно разглядывать машину. Хотел узнать, что за зверь такой. Вот любопытный малыш!

Слайд 30

3) Определи главную мысли текста. Ответь на вопрос: «Ради чего написан этот текст?» Главная мысль – Любопытный лисёнок Любопытный малыш Мы ехали на машине. Вдруг на дорогу из леса выбежал лисёнок. Он стал внимательно разглядывать машину. Хотел узнать, что за зверь такой. Вот любопытный малыш!

Слайд 31

Главная (основная ) мысль текста – это то, ради чего этот текст написан. Основная мысль иногда выражается В заглавии текста В одном из предложений текста

Слайд 32

Работаем письменно Запиши с красной строки число ( Восемнадцатое октября ) Ниже на строчке (Классная работа) Минутка чистописания: пропиши до конца строки И ( з аглавную ) Поработаем с фразеологизмами: (запиши то, что синим цветом) Брать за душу (волновать, производить сильное впечатление). Далее…

Слайд 33

Письменная работа по учебнику: Упр. 112 Упр. 113 Устно определи тему текста. Озаглавь текст. Спиши. Подчеркни карандашом предложение, в котором заключена главная мысль текста . Сделай звуко-буквенный разбор слова «большой». Домашнее задание у пр. 115.

Слайд 34

Урок окончен! Спасибо за работу!

Автор:
Самый Зелёный
·
Опубликовано
· Обновлено

Многомудрый Литрекон не раз подавился, пока съедал собаку на написании итоговых сочинений. Да, дело это непростое. Далеко не всем нравится читать классику и рефлексировать, рассуждая о нравственных терминах и их значении. Выпускникам и так нужно к ЕГЭ готовиться, а тут еще и десять допусков подогнали, и один другого краше. Поэтому некогда особо вникать и хочется поскорее перейти к сути — поступлению в вуз и обретению профессии, которая, наконец, окупит все эти старания. Чтобы научиться быстро писать итоговое сочинение, нужно ознакомиться с лайфхаками на эту тему. А еще нужно взять на вооружение клише и шаблоны для итогового сочинения. Здесь Вы найдете готовые универсальные фразы для вступлений, заключений, аргументации, а также специальные пасхалочки для этого года и его направлений. Приятного просвещения!

Для вступления

Готовые примеры словосочетаний помогают быстро начать работу и не сбиться с курса, раскрывая тему. Во вступлении важно правильно сформулировать тезис (то, что мы доказываем). Также нужно подвести мысль к аргументации нашей точки зрения. С этим позволяют справиться такие фразы-клише для итогового сочинения по литературе, как

  • Разумеется, каждый из нас по-своему ответит на этот вопрос. Попытаюсь выразить свое видение этой проблемы/темы/этого понятия.
  • Отвечая на этот вопрос, попытаюсь дать свое определение этим понятиям.
  • На мой взгляд, эта проблема особенно актуальна в наши дни.
  • Тема… всегда волновала людей, ведь нравственные вопросы относятся к категории вечных.
  • Очевидно, на этот вопрос могут быть даны разные ответы. Я считаю, что…
  • Видимо, этот вопрос особенно волновал наших предков, ведь многие классические произведения посвящены его раскрытию.
  • Наверное, каждый человек хоть раз задумывался над тем, что значит …
  • Я думаю, каждый из нас задавал себе вопрос:…
  • Я считаю, я полагаю, я думаю, мое мнение сводится к тому, что, моя позиция может быть выражена следующим образом:…
  • Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к выводу: …
  • Тема… волнует человечество с давних пор, ведь она всегда играла важную роль в межличностных отношениях людей.
  • Проблема … очень злободневна в наши дни, когда многие люди сталкиваются с…
  • На этот вопрос большинство из нас отвечает однозначно:…
  • Такие вопросы всегда волновали молодежь, ведь от них зависит наше будущее.
  • Нельзя не отметить, что тема… очень важна для развития человеческой цивилизации.

Логический переход к основной части тоже нужен для полного счастья проверяющего. Его легко соорудить с помощью этих клише:

  • В справедливости этой точки зрения меня убеждают многочисленные примеры из художественной литературы.
  • Многие авторы затрагивали проблему…, в том числе и русские классики, к произведениям которых можно обратиться за примерами.
  • Правильность данного утверждения можно обосновать с помощью примеров из литературы.
  • Вспомним произведения художественной литературы, где раскрывается тема…
  • Обратимся к примерами из литературы, чтобы убедиться в этом и доказать, что…
  • Эту закономерность можно доказать, обратившись к …
  • Это доказывают многочисленные литературные примеры.
  • Многие авторы могли бы согласиться с этим, и вот доказательства:
  • Русская классика богата примерами, подтверждающими эту закономерность.
  • За примерами обратимся к произведениям русской художественной литературы…
  • Думая о …, нельзя не вспомнить о произведении ФИО, где эта проблема рассматривается со всех сторон.
  • Размышляя о …, я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором…
  • Нельзя не прийти к ответу: …(ответ на вопрос, заданный во вступлении), и подтверждение этого можно найти в классической литературе.
  • Рассмотрим примеры, которые позволяют глубже изучить поставленный вопрос.
  • Проанализируем литературные примеры, проливающие свет на затронутую тему.
  • Чтобы точнее сформулировать свое мнение, приведу литературные примеры.
  • Данное явление встречается не только в жизни, но и в литературе.

Для основной части

Аргументацию тоже важно правильно подать. Какие бы убедительные доводы в свою пользу Вы ни подобрали, проверяющий будет оценивать логику их изложения. Каша в голове и на бумаге подведет даже гения. Так что «учитесь властвовать собою» и загоняйте непокорную мысль в строго очерченные границы.

Чтобы сформулировать тезис (то, что мы доказываем с помощью аргумента), нужно употребить эти клише для итогового сочинения:

  • Сегодня мы понимаем, что…(основная мысль сочинения)
  • В наше время людям уже известно, что…
  • Не подлежит сомнению тот факт, что…
  • Роль… нельзя недооценивать, ведь именно это сплачивает людей.
  • Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, …(основная мысль сочинения).
  • Нельзя не признать, что в наши дни…
  • Моя позиция по этому вопросу однозначна:
  • По ему мнению, по моему суждению, согласно моему мировоззрению…
  • По всей видимости, смысл (роль, суть, идея, предназначение)… заключается в том что,
  • Конечно, без … жизнь человека невозможна, так как
  • Конечно, сегодня мы понимаем, что…
  • Разумеется, на этот вопрос могут быть даны разные ответы, но я считаю, что… (основная мысль сочинения)

Дорога к самим аргументам пролегает через эти клише и шаблоны: 

  • Например, в романе (повести, рассказе, новелле) ФИО … повествуется о том, что (как)
  • Проблема… раскрывается в широко известном произведении ФИО …
  • Тема… затрагивается ФИО в рассказе (романе, повести и т.д.).
  • Так, в лирическом стихотворении (название) поэт (имя) обращается к теме…
  • К примеру, вопрос о … поднимал ФИО в книге …
  • Конечно же, о закономерности … размышлял такой философ, как ФИО. В его романе (повести, рассказе и т.д.)
  • Кому, как не ФИО, рассуждать о проблеме… В его книге… она занимает важное место.
  • Тема (…) раскрывается в произведении… (автор, название).
  • Многие авторы думали о …, в том числе и ФИО. В произведении … автор рассмотрел этот вопрос подробно и пришел к выводу, что…
  • Проблема … волновала многих писателей. Обращается к ней и …(имя писателя) в книге…
  • Например, ФИО часто рассуждал о соотношении понятий… (о проблеме, о теме, о философском вопросе и т.д.). В его книге … этому уделяется много внимания.
  • Нельзя не заметить, что проблема … является одной из главных в творчестве ФИО. Например, в произведении…
  • Идея … выражена в стихотворении…(автор, название).
  • Этот вопрос очень волновал писателей 19 (20) века. К примеру, ФИО часто затрагивал его в своих произведениях.
  • Мысль о необходимости (защищать природу и т.п.) выражена и в романе… (автор, название).
  • Вспомним роман (повесть, рассказ) ФИО. Именно там вопрос о … рассматривается наиболее подробно.
  • Вспомним героя повести… (автор, название). Его пример обосновывает необходимость «того и сего».
  • Обратимся к русской классике, а именно к роману… (автор, название).
  • В поисках ответа на вопрос мы обратимся к русской литературе 19 (20) столетия, а именно к…
  • Лирический герой стихотворения … (автор, название) тоже размышляет об этом.
  • Герой произведения… мог бы подтвердить эту мысль, ведь в его судьбе … (нравственное понятие) сыграло решающую роль.

Чтобы не растекаться мыслью по древу, используйте выражения, которые помогут лаконично и логично изложить мысль:

  • Авторская позиция ясна:
  • Автор повествует о…
  • Писатель изображает картину, где…
  • В книге изображаются герои, которые…
  • Автор описывает…
  • Писатель демонстрирует общие закономерности формирования…
  • Автор показывает…
  • Поэт показывает…
  • Размышления автора позволяют понять, что
  • Лирический герой осознал, что
  • Писатель размышляет о…
  • Автор обращает свое внимание на проблему…
  • Внимание писателя сконцентрировано на вопросах…
  • Писатель обращает наше внимание…
  • Автор хочет этим сказать, что
  • Писатель заостряет наше внимание на …
  • Позиция автора проявляется в…
  • Он акцентирует внимание читателя на…
  • Автор не комментрирует действия героев, но демонстрирует свою позицию через символы и описание пейзажа:
  • Автор учит нас тому, что…
  • Этот поступок героя говорит о …
  • Поведение героя говорит о том, что
  • Мы видим, что герой поступил так потому…
  • Судьба героя позволяет сделать вывод, что
  • Автор подводит нас к мысли о том, что
  • Автор показывает, к каким последствиям привело…
  • Произведение заставляет задуматься о роли … в жизни человека.
  • Автор осуждает героя и выражает свое несогласие с …
  • Этому герою/поступку автор противопоставляет…
  • Писатель не может согласиться с выводами своего героя и опровергает их, изображая…
  • Писатель осуждает…
  • Автор выражает категорический протест против…
  • Герой является носителем авторской позиции и выражает его точку зрения, а именно…
  • Он ставит нам в пример…
  • Писатель призывает нас помнить о том, как важно (что не нужно, что не стоит)
  • Автор не раз прерывает описание лирическими отступлениями, в которых прослеживается его позиция: 
  • Автор подчеркивает…
  • Писатель дает понять, что герой прав, ведь…
  • Автор утверждает…

Завершить свой аргумент лучше всего этими клише для итогового сочинения по русскому языку:

  • Этот пример позволяет сделать вывод о том, что
  • Писатель считает, что…
  • Позиция автора созвучна с моей, она выражается в том, что
  • Данный пример помогает найти ответ на вопрос. Он заключается в том, что…
  • Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о….
  • Автор убеждает нас в том, что
  • Писатель дает нам возможность убедиться в том, что…
  • Мы можем прийти к выводу…

Для заключения

Уйти надо красиво, даже если речь идет о последнем абзаце сочинения. От завершающего аккорда нередко зависит последнее и решающее впечатление от работы. Проверяющий может высоко оценить ее, если выводы не подкачают, а призывы заденут за живое. Вот к этому мы и стремимся. Вот для этого и нужны клише к итоговому сочинению.

  • Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что
  • Без сомнения, значимость проблемы … трудно переоценить.
  • Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…
  • Итак, мы разобрали примеры и пришли к убеждению, что…
  • Таким образом, литературный материал позволил нам убедиться в том, что
  • Невольно напрашивается вывод…
  • Разумеется, тема… очень важна для людей, поэтому так важно иметь свою точку зрения по данному вопросу. На мой взгляд,
  • Итак, можно сделать вывод, что…
  • Литературный материал дал возможность прийти к заключению, что
  • Исходя из всего выше написанного, можно сделать обобщение и сказать, что…
  • В заключение хочется призвать людей к… Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…!
  • Подводя итоги, хочется вспомнить изречение поэта (философа, писателя):
  • Подводя итоги, хочется призвать всех моих сверстников к…
  • В заключение хочется выразить надежду на то, что…
  • Таким образом, нельзя не согласиться с тем, что…
  • Таким образом, современные люди должны возлагать надежды на то, что
  • Хочется верить, что…
  • Стоит подробнее изучать такие важные темы, как… Это необходимо для развития людей.
  • Подводя итоги сказанному, хочется сделать оптимистичные выводы:
  • Обобщая сказанное, хочу сказать, что…
  • Читательский и жизненный опыт позволяет сделать вывод, что…
  • Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что…
  • Аргументация подтверждает то, что
  • Нельзя не согласиться с тем, что
  • Нельзя проигнорировать тот факт, что
  • Заканчивая рассуждение на тему «…», нельзя не сказать, что люди должны…
  • У человечества (нашего народа) есть нравственный долг: … В этом нас убеждают все приведенные аргументы.
  • (Цитата)«…,» — писал …. В этих словах выражена мысль о …. Автор текста тоже считает, что .…
  • К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой «…»? Думаю, надо…

Определения терминов и цитаты

Нравственные определения — это очень сложный материал, над которым бились философы в течение столетий. Мыслить абстрактно дано не каждому. Это каждому и не нужно. Если демагогия — не Ваш конек, но это и не Ваш конец, ведь Многомудрый Литрекон оставляет здесь полезные ссылки на подборки нравственных понятий с несколькими вариантами трактовок. Они будут особенно актуальны в этом году:

  1. Определения нравсвенных и философских понятий: список 1
  2. Определения абстрактных понятий: список 2

Ни пуха, ни пера!

Метки: 11 классдекабрьское сочинениеклишешаблоны

Читайте также:

Участники онлайн-проекта по поддержке детского литературного таланта «Талант: Литература» по нашей просьбе пишут сочинения по заданным направлениям итоговых сочинений 2021 года. Профессиональные репетиторы комментируют работы, чтобы на их примерах помочь школьникам получить высший балл. Сочинение — дело непростое, и потому комментарии порой получаются критическими и даже строгими. Но мы призываем ребят и всех, кто будет учиться на их примере, не вешать нос: ведь это неизбежная часть обучения, которая в конечном итоге поможет написать по-настоящему классное сочинение.

Кроме того, предоставить свой текст для подобного разбора требует от учащихся немалого мужества — за что мы благодарим их отдельно.

Основная мысль сочинения это

Ксения Акшинская (Самара)

Ксения Акшинская (Самара)

Направление: «Преступление и наказание»

____________________________________________________________________

Где пролегает грань между моралью и законом?

Мораль и закон часто сливаются воедино, кажутся почти неотличимыми понятиями. И всё же они имеют разные смысловые оттенки, а если вглядеться внимательнее, то можно понять, что разница между ними велика. Что же такое мораль и что такое закон? Где пролегает граница между ними? На эти темы я и порассуждаю в своём сочинении.

Основная мысль сочинения это

Ответ на вопрос о разнице между законом и моралью можно увидеть в самих определениях. Мораль — это правила нравственности, а также сама нравственность, закон же — общеобязательные правила. Т. е. мы видим, что мораль затрагивает духовную сторону человека, а закон является системой норм, необходимой для поддержания порядка в обществе. Мораль — более глубокое, нежели закон, понятие. Правила морали непоколебимы, они всегда основаны на добре и любви. Наше чистое сердце, открытый всему светлому взор и совесть — вот что может продиктовать нам эти правила. Закон старается основываться на морали, но даже если он ей подчиняется, то касается лишь формальной части, не затрагивая тонкостей человеческих взаимоотношений, поэтому иногда внешне законопослушные люди являются аморальными и жестокими. Именно в этом проявляется чёткая грань между моралью и законом.

Чтобы доказать данные утверждения, приведу примеры из классической литературы. В романе Ф. М. Достоевского «Идиот» есть герой — Афанасий Иванович Тоцкий, человек знатный, состоятельный, обладающий влиянием. Он совершает омерзительный и жуткий поступок- развращает совсем ещё юную девочку, тем самым навсегда сломав ей жизнь. На нём лежит тяжкое преступление, которое, однако, было поставлено так, что с точки зрения закона доказать его не представлялось никакой возможности. Но моральной ответственности это с него не снимало. Глядя на этот пример, мы убеждаемся, что закон судит поверхностно, и в этом его главное отличие от морали.

Ещё одно доказательство мы можем увидеть в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Элен Курагина (в замужестве Безухова), красивая, имеющая влияние и успех в обществе женщина, была совершенно безупречна перед законом. Однако она переступила множество моральных принципов, была развращена, не хранила верности мужу, совершая подлые поступки. Например, она помогла своему брату обольстить невинную девушку, которая совершенно не подозревала о том, что её жестоко обманывают. Здесь мы хорошо видим, что исполнять закон — это не значит быть человеком нравственным, т. к. нарушены правила духовные.

Таким образом, приведённые примеры прекрасно иллюстрируют разницу между этими понятиями. Очень важно видеть эту грань, следить за своим внутренним состоянием и помнить, что, даже если ты не преступаешь закон, это не делает тебя автоматически хорошим человеком, способным на любовь и сострадание.

Основная мысль сочинения это


Комментарий Татьяны Шипиловой (аспирантка Литературного института им. А. М. Горького, репетитор с 10-летним стажем, руководитель видеокурса «Год ЕГЭратуры»)

Аргументы подобраны хорошо, композиция и логика сочинения не нарушены. Но К4 (качество речи) будет снижен:

  • уж слишком многословный тезис, хотя сама его формулировка содержится в последних двух предложениях второго абзаца — это приводит к слишком большому количеству необоснованных повторов; да и основная мысль растекается по древу, ведя за собой массу неточностей в формулировках;
  • в тексте есть речевые ошибки (например, доказать преступление нельзя, можно доказать вину; преступление же можно раскрыть; «правила духовные» — это какие?)

Основная мысль сочинения это

Комментарий Ивана Родионова (учитель и репетитор с большим стажем, литературный критик, автор видеоуроков по русскому языку в проекте «Год ЕГЭратуры»)

По первым трём критериям (в том числе и двум основным) и пятому — всё отлично. Пишущий не уходит от темы, на ставящийся вопрос отвечает по делу и доказательно. Примеры из литературы приведены удачно, к ним даны надлежащие комментарии. Композиция сочинения в целом адекватна, структура текста выдержана и логична. Тезис несколько затянут (на два абзаца), однако это не критично. Орфографических, грамматических и пунктуационных ошибок нет.

С четвёртым критерием всё несколько хуже. Конечно, «незачёта» по нему не случилось бы, но на качество речи нужно обратить внимание.

Примеры:

  • «Мораль и закон часто сливаются воедино» (почему? для кого?).
  • «Мораль затрагивает духовную сторону человека» (духовную сторону жизни человека).
  • «На нём лежит тяжкое преступление» (на его совести/сердце лежит преступление).
  • «Преступление… было поставлено» (обставлено).
  • «Была безупречна перед законом» (перед лицом закона/с точки зрения закона).
  • Доказать можно вину/факт преступления. Нужно уточнить.
  • «Исполнять закон» (исполнять требования закона).
  • «Духовные правила» — это как?

Кроме того, много повторов/однокоренных слов, в том числе и очевидно необоснованных.

На чтение 6 мин Просмотров 1.2к.
Обновлено

Анализ стихотворения «Осень», которое написал Афанасий Афанасьевич Фет, помогает узнать историю создания произведения, а так же основные моменты его содержания. Команда Литеровед.ру подготовила весь необходимый материал, благодаря которому изучение данной темы станет намного проще.

Во всем творчестве Афанасия Фета явно прослеживалась его невероятная связь с природой. Он чувствовал её даже самую незначительную деталь, а так же умело это все донес до читателя. Он раскрывает перед читателем невероятную красоту окружающего мира. Очень часто в его творчестве встречается отражение его собственного душевного состояния. Хорошим примером этому и стало стихотворение «Осень», где внутреннее состояние поэта полностью соответствует описываемому пейзажу.

История создания

Стихотворение «Осень» было написано в 1883 году, когда Афанасий Афанасьевич уже представлял собой достаточно пожилого мужчину 63 лет. Он прожил достаточно долгую и насыщенную жизнь, в которой встречались как влеты, так и падения. И вот перешагнув порог старости, Фет достигает того самого умиротворения, которое ему было так необходимо. У него появляется время и возможность, чтобы переосмыслить всю свою прожитую жизнь, со всеми её горестями и радостями. Все свое состояние и настроение автор выражает в своем стихотворении «Осень».

В 1877 году поэт приобретает себе огромное поместье, расположенное в Курской губернии, где начинает жить постоянно, никуда не выезжая. Он начинает вести размеренную жизнь помещика. Изредка выезжает, чтобы осмотреть свои владения, занимается хозяйством, а так же полностью увлекается делами и их управлением.

Из-за постоянного одиночества Афанасий Афанасьевич начинает превращаться в меланхолика. Для него старость стала медленным завершением и бесцельным угасанием. Именно поэтому он решил переключиться на совершенно новое для него дело, но и оно не принесло ему никакого удовольствия и удовлетворения.

Поэтому в последние годы жизни единственное от чего автор получал удовольствие – это было творчество. Он проделал огромную работу, во время которой привел в порядок работы раннего периода, систематизировав их, долгое время трудился над своей автобиографией, но все равно это все не делало его счастливым. Поэт по-прежнему тосковал. Существуют так же данные, что перед сердечным приступом, который случился у него в 1892 году, он пытался покончить с собой.

Жанр, размер

Для написания стихотворения «Осень» поэт использует четырехстопный ямб. Именно этот стихотворный размер как нельзя лучше подходит для описания печальных, грустных размышлений, которые начали посещать автора в последние годы его жизни.

Эмоции в стихотворении постоянно возрастают, но в самом конце становятся снова умеренными и спокойными.

Что же касается жанра анализируемого стихотворения, то, безусловно, это лирическое стихотворение относится к пейзажной лирике.

Направление в творчестве поэта – «чистое искусство». Авторы, которые избирали данное направление, в своем творчестве воспевали лишь мир прекрасного и человеческих чувств. Социальные проблемы в их творчестве отсутствовали напрочь.

Композиция

Данное стихотворение состоит из трех частей.

Первая часть стихотворения передает достаточно грустное настроение, пронизанного одиночеством, безысходностью и тишиной. Серость и скука, окружающие лирического героя, совершенно никак не радуют его. Данные чувства очень часто встречаются у людей преклонного возраста, когда эмоции и чувства уже не такие яркие, как раньше.

Как грустны сумрачные дни

Беззвучной осени и хладной!

Какой истомой безотрадной

К нам в душу просятся они!

Вторая часть стихотворения противопоставляет первую в этой строфе. Автор показывает то, что даже осенью можно быть счастливым. Встречаются чудесные и радостные дни. Этим он напоминает читателю, что благодаря подобным «вспышкам» у человека появляется возможность снова почувствовать всю прелесть и радость жизни.

Третья, заключительная строфа стихотворения, еще больше раскрывает осень во всей её красе и очаровании, поскольку понимает, что терять уже нечего, и жалеть ни о чем не надо.

Молчит стыдливая печаль,

Лишь вызывающее слышно,

И, замирающей так пышно,

Ей ничего уже не жаль.

Образы и символы

Образ осени в данном стихотворении представлен с особым значением. Да и как иначе? Ведь стихотворение несет автобиографический характер, поэтому полностью ассоциируется с жизнью самого автора. Увядание природы символизирует старость человека. Афанасий Афанасьевич показывает осень не только за окном, а и в душе человека.

Общие черты у неё носят безотрадный и печальный характер, но всегда встречаются светлые, теплые и радостные деньки, когда появляется желание жить и творить. Вот тогда осень начинает жить полной жизнью, поскольку о чем-то жалеть не имеет смысла.

Лирический герой, таким образом, передает свое внутреннее состояние, хотя какого-то прямого указания в тексте на это и нет. Автор снабжает время года человеческими качествами и чертами – осень, как и человек, стареет, и грустит по этому поводу. В каждой строчке хорошо прослеживается состояние души самого автора.

Темы, проблемы

Тематика анализируемого стихотворения весьма традиционна для творчества поэта.

Основная тема произведения – это увядание. Последние теплые деньки автор умело сравнивает с прожитой жизнью, когда уже ничего вернуть нельзя. А лучшие годы жизни уже остались в прошлом.

Второй темой стихотворения можно выделить любовь. Для Фета именно в любви заключалась вся радость и смысл жизни. Пока человек любит – у него все еще впереди. Перед ним раскрыты все двери. Именно поэтому в стихотворении хорошо видно, что последние свои силы он посвящает страсти.

Не обошел он своим вниманием и тему красоты, которой так же предавал большое значение в жизни. Даже в старости он старается подметить положительные и прекрасные моменты. Сравнивая свою жизнь с последними деньками осени, он показывает невероятные краски осени, которые наполнены очаровательной грациозностью.

Что же касается настроения произведения, то оно наполнено страстью, отчаянием и порывистостью. Проблемы, как таковые, в произведении отсутствуют. Здесь больше уделяется внимание впечатлениям и чувствам.

Средства художественной выразительности

В стихотворении «Осень» поэт использует большое количество различных троп, которые благодаря его огромному опыту, достигли изысканности и совершенства.

Присутствуют эпитеты, благодаря которым стихотворение приобретает новые оттенки и краски.

Метафоры делают стихотворение более красочным и ярким. Так же в тексте присутствуют олицетворение и градация.

Основная мысль

Основная мысль стихотворения «Осень» заключается в том, что даже в последние дни жизни, что человек, что природа, требует нежности, внимания, страсти и любви. Осень автор изображает в виде томной красавицы, которая пытается взять все от последних дней её существования.

Для Фета любовь была всей жизнью. Именно этот смысл он и постарался передать в своем стихотворении. И вот, будучи человеком достаточно преклонного возраста, он понимает, что «ничего уже не жаль»…

Делая полный анализ стихотворения «Россия», которое написал Александр Александрович Блок, мы получаем возможность узнать историю создания данного произведения, а так же его основную мысль. Команда Литеровед.ру подготовила весь необходимый материал, который существенно облегчит подготовку к уроку.

История создания

Александр Блок в своем творчестве очень часто использовал патриотическую тему. Этому подтверждением являются такие произведения как: «На поле Куликовом», которое вышло целым циклом, «Русь моя, жизнь моя…» и многие другие. Он очень переживал о тех событиях, которые происходили на его Родине.

Стихотворение «Россия» занимает особое место в творчестве поэта. Его можно назвать своего рода литературным шедевром. Написал он его в 1908 году, когда первый этап революции завершился. Первая революция оставила жирный отпечаток в душе поэта, что привело его к эмоциональному и внутреннему кризису.

С течением времени Александр Александрович понемногу начинает менять свои политические взгляды. В них больше просматривается симпатии к революционным идеям, а цели он начинает считать великими и благородными.

Но его любовь к России остается прежней. Он настоящий патриот своей Родины, что хорошо прослеживается в строках произведения.

Жанр, размер

Произведение «Россия» — это гражданская лирика. Автор использует для написания четырехстопный ямб, рифмовку же выбирает перекрестную. Благодаря этому, стихотворение получилось очень легким для прочтения и поэтичным.

Автор обращается к своей Родине, земле. Он ведет с ней разговор, который наполнен искренностью и любовью.

В стихотворении «Россия» Александр Блок использует различные тропы. Ему удалось создать некий образ загадочности и индивидуальности.

Композиция произведения

Данное стихотворение включает в себя шесть строф. Пять из которых – четверостишья, а последняя строфа состоит из шести строк. При этом всем, каждая из строф является полноценной и законченной мыслью.

В первой строфе автор обращает внимание на быт России, но в противовес он ставит то, что люди стремятся к прекрасному.

Опять, как в годы золотые,

Три стертых треплются шлеи,

И вязнут спицы росписные

В расхлябанные колеи…

Своего рода сочетание несочетаемого как можно лучше передает состояние, в котором на данный момент находится Родина поэта.

Во второй строфе автор показывает реальное положение вещей. Он подчеркивает то, что Россия нищая, неухоженная. Но он продолжает её любить так, как юноша любит свою девушку.

Третья строфа раскрывает свое отношение к стране. Он не испытывает к ней жалости, он любит её такой, какая она есть. Блок верит в страну и людей, которые там проживают.

В четвертой строфе мысль поэта продолжается. Он вселяет веру и надежду не только в себя, а и в Россию. Он подбадривает её и верит в успех!

Пускай заманит и обманет,-

Не пропадешь, не сгинешь ты,

И лишь забота затуманит

Твои прекрасные черты…

В пятой строфе поэт обращается уже к читателю, стараясь убедить его в том, что благодаря заботам и хлопотам Россия становится лишь лучше.

Заключительная строфа подводит итог мысли поэта. Он уверен в светлом будущем государства. В нем живет уверенность, что Россия сможет справиться со всеми преградами у себя на пути.

И невозможное возможно,

Дорога долгая легка,

Автор уверен, что невозможное действительно возможно, поэтому не стоит опускать руки и переставать верить.

Образы и символы

Главным образом произведения является сама Россия. Автор сравнивает её с девушкой, тем самым передает свою любовь и нежность к родной земле. Да, на данный момент у неё очень много забот, но пройдет время и все непременно наладится. Стоит только верить и не переставать бороться.

Автор обращается к помощи символов, благодаря которым умело передает ситуацию. Говоря о пути и распутье, он показывает то, что на данный момент Россия так же находится перед выбором, и от того, какое решение будет принято, зависит будущее. Как и на любой дороге, впереди очень много ям и ухабов, но после того, как они будут преодолены, Россию встретит светлое будущее. Не существует изменений без движения, поэтому не стоит бояться перемен, потому что за ними будущее.

Дорогу лирического героя облегчает его любовь к Родине, которая вселяет в него силу и надежду. Он смело шагает по ней вперед к светлому и лучшему будущему. Он не боится перемен, потому что рядом  с ним всегда находится его любимая.

Александру Блоку удалось написать патриотическое произведение настолько легко и воздушно, что невооруженным взглядом видно то, насколько он влюблен в свою Родину.

Темы и проблемы

Основная  тема, которая проходит через все произведение, это любовь к Родине. Он не бросил её в тяжелое время и всеми путями старается поддерживать. События, которые происходят в России, автор принимает очень близко к сердцу. Он переживает за неё всей душой, и не перестает верить, что все наладится. Да, не скоро. Но обязательно впереди ждет светлое будущее. Необходимо просто запастись терпением и не переставать верить в лучшее.

Он очень тревожится и  переживает. Его волнуют события, которые происходят в России на данный момент, но в то же время он думает и о будущем государства.

Через лирического героя поэт передает свое личное отношение. Он подчеркивает, что любить родную землю необходимо самоотверженно и в любой период. Принимать её такой, какая она есть на данный момент. Не критиковать, а стараться всеми силами помочь и сделать её лучше.

Основная мысль

Главной мыслью произведения автор показывает то, что никогда не стоит отрекаться от своей Родины. Тем более, когда ей приходится переживать не лучшие моменты. Все горести и печали необходимо разделить вместе со своим государством. К этому он призывает и всех остальных соотечественников, которые успели разочароваться или потерять веру.

Родина – это мать. А её, как известно, не выбирают, поэтому нужно любить её сильно и искренне. Ведь мы не отказываемся от родного человека, когда ему тяжело? Точно так же мы должны относиться и к земле, где нам суждено было родиться. Именно чувство патриотизма, самоотверженной и безграничной любви и пытается разбудить поэт в русском народе.

Средства выразительности

Использование огромного количества троп позволяют Александру Блоку максимально ярко и поэтично передать образ России. Использование эпитетов придают особую яркость описаниям. Метафоры и сравнения так же играют немаловажную роль. Именно они придают произведению поэтичность, легкость и выразительность.

Данная совокупность делает стихотворение плавным и певучим.

  • Основная мысль сказки шагом марш клюева
  • Основная мысль сказки что такое досуг
  • Основная мысль сказки что значит досуг даль
  • Основная мысль сказки чиполлино
  • Основная мысль сказки черная курица или подземные жители