Основная мысль сказки звери в яме

Контрольная работа по литературе 5 класс i четверть инструкция к выполнению: в тестовых заданиях с вариантами ответа номер правильного необходимо

Контрольная работа по
литературе

5 класс

I
четверть

Инструкция к выполнению: в
тестовых заданиях с вариантами ответа номер правильного необходимо обвести; в
заданиях с развернутыми ответами требуемый объем указан в самом вопросе – от
одного слова до нескольких предложений; работа выполняется на листе с
заданиями.

Время выполнения работы:
45 минут.

Составитель:
учитель русского языка и литературы,

Гусева О.А.

1. Как переводится термин «фольклор»?

а) индивидуальное поэтическое творчество

б) народное знание, народная мудрость

в) авторское произведение

г) старинное творчество

2. Кто создает фольклорные произведения?

а) народ

б) издатель

в) автор

г) собиратель

3. Что из перечисленного НЕ относится к жанрам
фольклора?

а) сказки

б) пословицы

в) загадки

г) рассказы

4. Как называют исполнителя сказок?

а) сказитель

б) сказочник

в) собиратель

г) хранитель

5. Басня – это:

а) рассказ в стихах о каком-либо событии, случае

б) краткий рассказ нравоучительного характера, имеющий
иносказательный смысл

в) короткое стихотворение о жизни зверей

6. Мораль басни – это:

а) начальные или заключительные строки басни с кратким
нравоучительным выводом

б) начальные строки басни, в которых читатель
знакомится с героями

в) заключительные строки басни, в которых читатель
узнаёт, что стало с героями в конце

7. Автором басен «Свинья под Дубом», «Волк на псарне»,
«Ворона и Лисица» является:

а) И.А. Крылов

б) Эзоп

в) М.В. Ломоносов

г) Лафонтен

8. Летопись – это…

а) фантастический рассказ

б) произведение о событиях, произошедших в «одно лето»
(за год)

в) роспись по дереву

9. Какой из данных жанров относится к древнерусской
литературе?

а)
летопись
          б) былина

в) сказка        

г) рассказ

10. Первым летописным памятником является:

а) сказка «Царевна-лягушка»

б) басня «Волк и лиса»

в) «Повесть временных лет»

11. Запишите названия трех основных
видов сказок и кратко охарактеризуйте каждый из них. Одно уже дано на схеме.

______________                   
    волшебные                        _____________

______________                     
____________                      _____________
______________                     ____________                     
_____________
______________                     ____________                      _____________
______________                     ____________                     
_____________
______________                     ____________                     
_____________
______________                     ____________                      _____________

12. К какой
разновидности сказки относится «Царевна-лягушка»?

Ответ:
__________________________________________________________

13. Назовите
помощников Ивана-царевича из сказки «Царевна-лягушка»:

Ответ: __________________________________________________________

14. Что старичок
дал Ивану-царевичу, чтобы тот нашел свою жену?

Ответ:
__________________________________________________________

15. На каком мосту
происходило сражение в сказке «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо»?

Ответ:
__________________________________________________________

16. Какие
человеческие качества помогли Ивану победить чудо-юдо?

Ответ:
__________________________________________________________

17. Как звали
воеводу в произведении «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»?

Ответ:
__________________________________________________________

18. Назовите имя
Киевского князя, фигурирующего в произведении «Подвиг отрока-киевлянина и
хитрость воеводы Претича»:

Ответ: __________________________________________________________

19. Назовите род
литературы, которому принадлежит стихотворение «Случились вместе два астронома
в пиру»:

Ответ:
__________________________________________________________

20. Кто разрешил
спор астрономов?

Ответ:
__________________________________________________________

21. Дайте
развёрнутый ответ (не менее 4 – 5 предложений) на один из вопросов (по выбору):

·        Почему
таким долгим и трудным был путь Ивана-царевича к Василисе Премудрой?

·        В
чём идея (главная мысль) шуточного стихотворения М.В. Ломоносова «Случились
вместе два астронома в пиру…»?

·        Против
чего направлена басня И.А. Крылова «Свинья под дубом»? Какова её мораль?

Ответ:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Количество
баллов:

Оценка:

Подпись
проверяющего:

Критерии
оценивания обучающихся

Контрольная
работа по литературе

I
четверть

Время выполнения работы:
45 минут.

Количество заданий:
21

Из них:
с вариантами ответов – 10, с кратким ответом – 10, с развернутым ответом – 1.

Составитель:
учитель русского языка и литературы,

Гусева О.А.

Согласно
ФГОС, при проведении тестовых работ по литературе критерии оценок
следующие:

«5»
— 90 – 100 %;

«4»
— 78 – 89 %;

«3»
— 60 – 77 %;

«2»
— менее 59%.

Задания
1-10 при правильном выполнении оцениваются 1 баллом.

Задания
12, 14, 15, 17-20 при правильном выполнении оцениваются 1 баллом.

Задания
13 и 16 оцениваются 1 баллом при частично верном выполнении (в 13 названы не
все помощники, в 16 меньше трех черт) и 2 баллами при полностью верном
выполнении.

Задание
11 оценивается следующим образом:

¾   по
1 баллу за каждый верно указанный вид сказки (максимум 2);

¾   по
2 балла за характеристику каждого из видов сказки (1 балл дается за
недостаточно полный ответ; максимум 6 баллов).

         Задание
21 оценивается 6 баллами при правильном выполнении, 4 баллами при недостаточно
полном, но отражающим суть вопроса, 2 баллом за краткий ответ (меньше нормы,
указанной в задании), но демонстрирующий верность суждений.

Максимальное
количество баллов за работу – 35 (100%).

На чтение 17 мин. Просмотров 1 Опубликовано

Русская народная сказка «Царевна-лягушка» Жанр: народная волшебная сказка.Главные герои сказки «Царевна-лягушка»

  1. Иван Царевич, младший сын царя, добрый и верный, не убивал животных и пожалел лягушку.
  2. Василиса Премудрая, она же царевна-лягушка, очень мудрая девушка, которой любое дело было по плечу, красавица.
  3. Царь отец, хитрый и с юмором.
  4. Старичок, дал клубок Ивану
  5. Баба-яга, старушка, которая помогал Ивану

План пересказа сказки «Царевна-лягушка»

  1. Три стрелы трех сыновей
  2. Боярыня, купчиха и лягушка
  3. Царский каравай
  4. Царский ковер
  5. Царский пир
  6. Сгоревшая кожа
  7. Старичок и клубок
  8. Бедные звери
  9. Баба-Яга
  10. Смерть Кощея.

Кратчайшее содержание сказки «Царевна-лягушка» для читательского дневника в 6 предложений:

  1. Иван Царевич посылает стрелу в болото и женится на лягушке
  2. Царевна Лягушка справляется со всеми заданиями царя и оказывается красивой Василисой Премудрой
  3. Иван Царевич сжигает кожу лягушачью, и Василиса улетает, Иван следует за ней.
  4. Старик дает ему волшебный клубок, который указывает путь к бабе-яге
  5. По пути Иван Царевич спасает разных зверей, а баба-яга показывает ему путь к смерти Кощея.
  6. Иван с помощью зверей убивает Кощея и находит Василису Премудрую

Главная мысль сказки «Царевна-лягушка» В этой сказке две главных мысли: помоги ты и помогут тебе, и неуемное любопытство может причинить большие страдания всем людям.Чему учит сказка «Царевна-лягушка» Сказка эта учит нас прежде всего слушаться родителей, даже если их просьбы кажутся странными, учит верить своим любимым и не быть слишком любопытным, учит терпению, учит умению отвечать за свои ошибки, учит быть благодарным, справедливым, добрым.Отзыв на сказку «Царевна-лягушка» Мне эта сказка очень нравится. Необычный образ царевны-лягушки, которая превращается в Василису Премудрую кажется очень привлекательным. Василиса была такой умной, что ее отец Кощей даже превратил ее в лягушку, но она все равно нашла свое счастье. Конечно и Иван Царевич молодец, он не остановился перед трудностями и нашел свою Василису. В этой истории много чудесного и местами смешного.Признаки волшебной сказки в сказке «Царевна-лягушка»

  1. Волшебные превращения — в лягушку, в голубку
  2. Волшебный помощник — клубочек
  3. Волшебные существа — баба-яга, Кощей
  4. Троекратные повторы: три сына, три невестки, три стрелы, три задания царя, три дня, три года, три хлеба, три пары сапог.

Пословица к сказке «Царевна-лягушка» Не по виду суди,а по делам гляди. Умел сказать, умей и ответ держатьКраткое содержание, краткий пересказ сказки «Царевна-лягушка» Было у царя три сына и решил царь, что пора сыновьям жениться. Велел взять им луки и пустить стрелы куда глаза глядят. Пустили сыновья стрелы, у старшего на боярский двор залетела, у среднего к купцу, а у младшего на болото. Пошел младший сын стрелу искать, смотрит лягушка ее держит. Не хотел Иван-царевич лягушку брать, но та его уговорила. А царь увидел лягушку, посмеялся, и сказал сыну на ней жениться. Приказал царь невесткам за ночь хлеб испечь. Расстроился Иван, а лягушка его спать укладывает, кожу сбрасывает и Василисой Премудрой становится. Испекла он хлеб с городами, зверями и птицами. Царь хлеб старшего сына велел дворне отнести, хлеб старшего сына — от большой нужды есть, а хлеб младшего сына только по праздникам кушать. Велел царь ковер выткать. Опять лягушка кожу сбросила и выткала ковер с цветами и узорами. Царь ковер старшего сына велел на лошадь надеть, ковер среднего сына у ворот положить, а ковер младшего по праздникам расстилать. Пригласил царь сыновей с невестками на пир. Иван вперед пошел, а лягушка сказала чуть позже приедет. И вот смеются гости над Иваном, а тут гром и молнии — лягушонка в коробчонке едет. Да только приехала карета и Василиса Премудрая. Все гости были поражены. А Василиса ест, косточки за один рукав складывает, вино за другой заливает. Как пошли танцевать, махнула Василиса руками — озеро с лебедями получилось. А другие невестки махнули руками — гостей облили, да костями закидали. Тут Иван домой сбегал, да кожу спалил. А Василиса увидела, опечалилась. Три дня не хватило ей для того, чтобы от колдовства освободиться. Превратилась Василиса в голубку и улетела к Кощею, отцу своему. Опечалился Иван, взял три хлеба железных и трое сапог железных, и пошел жену искать. Долго шел, два хлеба съел, две пары сапог сносил, встретил старика. Дал старик Ивану клубок и пошел Иван за клубком. Встретил по дороге медведя, селезня, зайца и щуку, но не убил, а отпустил. Пришел Иван к бабе-яге, та его накормила и напоила, да рассказала, что Василиса Премудрая у Кощея в плену. А смерть Кощея в сундуке на дубу лежит. Нашел Иван тот дуб, прибежал медведь, вырвал дуб с корнем, из сундука заяц выбежал, да только заяц Ивана его догнал. Из зайца утка — ее селезень поймал, яйцо в воду упало — его щука принесла. Сломал Иван Царевич иголку и умер Кощей. Вышла к нему Василиса Премудрая и стали они счастливо жить.Иллюстрации и рисунки к сказке «Царевна-лягушка»

«Царевна-Лягушка» – замечательная народная сказка о том, как Иван Царевич волей судьбы женился на лягушке, а на деле оказалось, что его женой стала Василиса Премудрая, заколдованная Кощеем.

carevna-lyagushka-chitatelskiy-dnevnik-64382.jpg

Краткое содержание «Царевна-Лягушка» для читательского дневника

ФИО автора: Русская народная сказка, записанная Афанасьевым Александром Николаевичем.

Название: Царевна-Лягушка

Число страниц: 53. «Царевна-лягушка». Издательство «АСТ». 2004 год

Жанр: Сказка

Год написания: 1886 год

План

  1. Главные герои
  2. Сюжет
  3. План пересказа
  4. Главная мысль
  5. Чему учит
  6. Отзыв
  7. Пословицы
  8. Что понравилось

Главные герои

Иван Царевич – младший сын царя, добрый, верный, жалостливый.

Василиса Премудрая – красивая, мудрая девушка, искусная мастерица, превращенная в лягушку.

Царь – хитрый старик с чувством юмора.

Баба-Яга – колдунья, которая помогла Ивану в поисках Василисы.

Кощей Бессмертный – злой волшебник, отец Василисы Премудрой.

Сюжет

Однажды царь решил женить трех своих сыновей. Он каждому раздал луки и велел пустить по одной стреле – куда стрела упадет, там и невесту нужно искать. У старшего сына стрела залетела в боярский двор, у среднего – в купеческий, а у младшего – на болото. Отправился Иван Царевич на поиски стрелы и увидел ее в лапах лягушки. Та принялась уговаривать юношу забрать ее, и он согласился. Увидев лягушку у младшего сына, царь рассмеялся и велел на ней жениться.

Чтобы проверить мастерство своих невесток, приказал им царь за ночь испечь хлеб. Расстроился Иван, но лягушка его успокоила. Ночью она обернулась в Василису Премудрую, и испекла чудесный каравай с городами, птицами и зверями. Царю очень понравился этот хлеб, а стряпню старших невесток он приказал дворне отнести.

В следующий раз царь велел невесткам соткать ковер. Ночью лягушка вновь превратилась в Василису Премудрую и выткала красивый ковер с узорами и цветами. Увидев его, царь велел расстилать его только по праздникам, а ковры старших невесток убрать с глаз долой.

Царь захотел познакомиться с женами своих сыновей, и устроил пир. Лягушка сообщила Ивану, что появится на пиру чуть позже. Братья посмеивались над Иваном, но вдруг ударил гром и молния, и приехала карета с прекрасной Василисой Премудрой. Во время танца она взмахнула руками, и появилось озеро с лебедями. Все гости были поражены женой Ивана, который, недолго думая, отправился домой, чтобы сжечь лягушачью кожу. Узнав об этом, Василиса опечалилась – ей оставалось всего три дня, чтобы освободиться от колдовства. Обернувшись голубкой, улетела он к Кощею, своему отцу.

Отправился Иван Царевич на поиски жены. Сносив две пары сапог, он встретил старика, который дал ему клубок и посоветовал идти за ним. По дороге царевич встретил медведя, зайца, селезня и щуку, но не убил их, а отпустил. Клубок привел Ивана к избушке Бабы-Яга. Та, услышав о его беде, рассказала, как одолеть Кощея, который держал в плену Василису.

Иван Царевич нашел дуб, в котором в сундуке, в яйце, на конце иглы находилась смерть Кощея. Медведь, заяц, селезень и щука помогли Ивану добыть заветную иглу, которую он тут же сломал и освободил свою жену. С тех пор Иван Царевич и Василиса Премудрая жили долго и счастливо.

План пересказа

  1. Поиск невест.
  2. Жена Ивана Царевича – лягушка.
  3. Первое задание царя – каравай.
  4. Второе задание – ковер.
  5. Царский пир.
  6. Появление Василисы Премудрой. Иван сжигает лягушачью кожу.
  7. Поиск Василисы.
  8. Старичок и волшебный клубок.
  9. Баба-Яга открывает тайну Кощея.
  10. Смерть Кощея и счастливое избавление Василисы.

Главная мысль

Излишнее любопытство может стать причиной серьезных проблем.

Чему учит

Сказка учит доверять любимым людям, быть терпеливыми, добрыми, справедливыми, также учит отвечать за свои поступки.

Отзыв

Сказка волшебная, завораживающая. Особенно выделяется образ Василисы Премудрой – очень умной и красивой девушки, которая нашла свое счастье, несмотря на злые чары Кощея Бессмертного.

chitatelskiy-dnevnik-64382-risunok-illyustraciya-k-skazke-carevna-lyagushka.jpg

Рисунок-иллюстрация к сказке Царевна-лягушка.

Пословицы

  • Не по виду суди, а по делам гляди.
  • Умел сказать, умей и ответ держать

Что понравилось

Понравилась настойчивость Ивана Царевича, который преодолел немало невзгод, чтобы отыскать Василису Прекрасную и навсегда избавить ее от злых чар Кощея Бессмертного.

Здесь даны основные сведения о русской народной сказке «Царевна-лягушка», представлено её краткое содержание для читательского дневника и пересказ. Также дана краткая характеристика главных героев и других персонажей. В конце статьи указаны темы и основная мысль (идея) этой сказки.

Краткие сведения о произведении

Русская народная сказка «Царевна-лягушка» существует в нескольких обработках. Здесь представлено краткое содержание и краткий пересказ этой сказки в обработке А. Афанасьева.

Главные герои сказки

Другие персонажи

Очень краткое содержание для читательского дневника

По велению царя его сыновья должны были жениться. Приказал он им так выбрать невест: выстрелить в чистом поле из лука. Где стрела упадёт, там и должен каждый был искать себе невесту.

Младший сын, Иван-царевич, нашёл свою стрелу в болоте. Пришлось ему жениться на лягушке.

С заданиями царя лягушка справлялась лучше жён старших сыновей. На пир она приехала в облике красавицы.

Иван царевич сжёг лягушачью кожу, чтобы жена всегда оставалась красавицей. Но из-за этого жена его исчезла. Нашёл её царевич у Кощея Бессмертного, победил этого злодея и освободил свою жену.

Краткий пересказ (более подробный, чем краткое содержание)

У царя было три сына. Велел он им жениться. Чтобы найти невесту, каждый из сыновей должен был в чистом поле наугад выстрелить из лука. На чей двор стрела прилетит, там и должен был свататься молодец.

Стрела старшего брата упала на боярский двор к боярышне. Среднего брата стрела прилетела на двор купца к купеческой дочери.

А стрела младшего брата, которого звали Иваном-царевичем, долетела до болота. Там её поймала лягуша-квакуша.

Иван царевич огорчился, но отец заставил его жениться на лягушке.

Когда сыновья женились, царь приказал, чтобы их жёны испекли ему к завтрашнему дню хлеб.

Пришёл Иван-царевич домой невесел и рассказал лягушке о приказе отца. Та его успокоила, уложила спать, а сама сбросила кожу лягушачью и превратилась в красавицу Василису Премудрую. Вышла она на крыльцо, позвала мамок-нянек и велела им испечь такой хлеб, какой она ела, живя у батюшки.

Утром Иван-царевич увидел прекрасный хлеб и отнёс его отцу. Царю очень понравился этот хлеб. Отдал он сыновьям новый приказ: чтобы их жёны соткали по ковру за одну ночь.

Иван-царевич огорчился и поведал о приказе лягушке. Снова она успокоила его да спать уложила.

Мамки-няньки за ночь соткали ковёр, изукрашенный узорами и златом-серебром.

Очень был доволен царь, поблагодарил Ивана-царевича за ковёр. И сразу же приказал, чтобы все три сына пришли к нему вместе с жёнами, чтобы люди на них посмотрели.

Пришёл Иван-царевич домой грустный, сообщил лягушке о приказе отца. Лягушка сказала, чтобы он один шёл в гости к царю. Велела она, чтобы царевич, услышав стук-гром, сказал, что «это лягушонка в коробчонке едет».

Так он и сделал. Подъехала к дворцу красивая карета, запряжённая в шесть лошадей. Вышла из неё красавица — Василиса Премудрая.

Когда гости пировали, Василиса Премудрая остатки питья из стакана вылила себе в рукав, поела, а косточки лебединые спрятала в другой рукав.

Жёны старших царевичей сделали то же самое.

Стала Василиса Премудрая плясать с Иваном-царевичем. Махнула она рукой — появилось озеро, махнула другой — поплыли по нему лебеди.

И жёны братьев Ивана-царевича начали плясать и махать руками, но из рукавов только брызги воды летели да кости. Одна в глаз царю угодила. Разгневался он и прогнал жён старшего и среднего сына.

Иван-царевич поторопился первым прийти домой. Нашёл кожу лягушачью и сжёг её. Приехала жена, не нашла кожу. Опечалилась Василиса Премудрая и сказала царевичу, что если бы он подождал немного, была бы она вечно его женой. Попрощалась и сказала, чтобы искал Иван-царевич её «за тридевять земель, в тридесятом царстве — у Кощея Бессмертного».

Превратилась она в белую лебедь и вылетела в окно.

Закручинился Иван-царевич и пошёл куда глаза глядят. Встретился ему старичок, узнал о несчастье царевича и сказал, что отец Василисы Премудрой сердился, что она умнее его и велел, чтобы она была лягушкой три года.

Дал старичок царевичу клубочек и велел идти туда, куда он покатится. Иван-царевич так и сделал.

Встретился ему в поле медведь, хотел убить его царевич. Медведь попросил оставить его в живых и обещал пригодиться когда-нибудь. Пожалел царевич медведя.

Встретились ему в пути селезень и заяц, они тоже просили их не убивать и обещали пригодиться. Пожалел их Иван-царевич.

На морском берегу увидел он щуку. Попросила она пустить её в море. Иван-царевич бросил её в воду и пошёл снова за клубочком. Привёл клубок его к избушке на курьих ножках. Попросил царевич, чтобы избушка встала к нему передом, а к морю задом. Когда избушка повернулась, царевич зашёл в неё.

Увидел он на печи бабу-ягу. Спросила баба-яга, зачем добрый молодец к ней пожаловал. Иван-царевич сказал, чтобы сначала его напоила-накормила, выпарила в бане, а потом и спрашивала.

Когда баба-яга всё это сделала, царевич поведал ей, что ищет Василису Премудрую. Баба-яга сказала, что Василиса Премудрая сейчас у Кощея Бессмертного, которого победить очень трудно. Смерть его на кончике иголки, иголка в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, заяц в сундуке, сундук — на дубу. Дуб охраняет Кощей Бессмертный.

Сказала баба-яга, где это дерево растёт. Дошёл Иван-царевич до дуба, не зная, как достать с него сундук. Прибежал медведь, выворотил дуб из земли, сундук разбился.

Выскочил оттуда заяц — да наутёк. За ним погнался другой заяц, разорвал первого в клочки.

Из зайца выпорхнула утка, её догнал в небе селезень, ударил, яйцо утка и выронила прямо в море.

Заплакал Иван-царевич, но вынырнула из моря щука и дала ему яйцо. Разбил царевич яйцо, достал иголку, обломил её кончик — и помер Кощей.

А Иван-царевич с Василисой Премудрой вернулись домой и долгие годы жили счастливо.

Заключение к краткому пересказу

В сказке «Царевна-лягушка» раскрыты следующие темы:

Основная мысль (идея) состоит в том, что ради любви нужно быть готовым преодолеть любые трудности и препятствия.

Сказка учит:

Краткое содержание сказки может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ — для подготовки к уроку литературы.

Вам также будет интересно почитать:«Размышления у парадного подъезда» — краткое содержание стихотворения Н. А. Некрасова«Приключения Оливера Твиста» — краткое содержание и пересказ по главам романа Ч. Диккенса«Анна Каренина» — краткое содержание и пересказ по частям и главам романа Л. Н. Толстого«Василий Тёркин» — краткое содержание и пересказ по главам поэмы А. Т. Твардовского

В русской народной сказке «Царевна-лягушка» главный герой – младший сын царя Иван. Начинается сказка с того, что царь решил трех своих сыновей женить, а жен для себя выбирать сыновьям пришлось необычным способом. Каждый из них пустил из лука стрелу. Куда стрела упала, там и жену искать следует. У двух старших братьев стрелы попали на боярский, да на купеческий двор. Там они и жен себе нашли. А у Ивана-царевича стрела улетела на болото, там ее лягушка и подняла.

Дал царь второе задание – испечь для него хлеб. И опять лягушка превратилась в Василису Премудрую, да хлебом занялась. Наутро ее хлеб опять царю больше всех понравился. Велел он сыновьям явиться на царский пир вместе с женами. Иван опять загрустил – как же он с лягушкой на пир явится? А жена велела ему не печалиться, одному на пир ехать, а она позже явится.

Только гости на пиру за стол сели, раздался шум и грохот, подъехала карета и вышла из нее Василиса Премудрая, красотой своей всех так и сразила. На пиру она чудеса показывала — озеро сотворила, и лебеди в нем плавали. А Иван улучил момент, съездил домой и спалил лягушачью кожу.

Но Василиса Премудрая, узнав об этом, сильно расстроилась и сказала Ивану-царевичу, что теперь искать ее придется у Кощея Бессмертного. Превратилась она в кукушку и улетела.

Пришлось Ивану в дальнюю дорогу собираться. Шел он долго и повстречал человека, который дал ему волшебный клубок. Куда клубок катится, туда и идти надо.

По дороге Иван-царевич встретил медведя, хотел его убить, но медведь попросил его о пощаде и сказал, что пригодится. Позднее Ивану повстречались селезень, заяц и щука, и он тоже пощадил их, не стал убивать.

Набрел он на избушку Бабы Яги. Та ему и поведала, как Кощея одолеть. Оказывается, смерть Кощея была спрятана в сундуке на высоком дубе. Пошел Иван-царевич искать этот дуб. А как нашел, тут и звери ему пригодились. Медведь дуб повалил, сундук разбился. Из него заяц выскочил, да его другой заяц догнал. Тогда из зайца утка вылетела, но ее селезень перехватил. Утка та яйцо выпустила, оно в море упало. Но щука яйцо нашла и принесла его Ивану. Разбил Иван-царевич яйцо, достал из него иголку и отломил у нее кончик. Тут и Кощею конец пришел. А Иван нашел Василису Премудрую во дворце Кощея, и с ней домой воротился.

Таково краткое содержание сказки.

Главный смысл сказки «Царевна-лягушка» состоит в том, что за своё надо уметь постоять. Каким образом? Избавился Иван от ненавистной лягушачьей кожи раньше времени — тем самым совершил ошибку. Вынуждена была жена его к Кощею Бессмертному вернуться. Но Иван проявил твёрдость, сумел постоять за своё — и добился положительного результата — вернул Василису Премудрую. Сказка учит действовать согласованно, по взаимной договоренности, а не совершать опрометчивых поступков.

Сказка «Царевна-лягушка» учит нас своего добиваться. Совершил ошибку — исправляй! Сказка учит проявлять участие и милосердие к окружающим. Иван-царевич не стал губить животных, и они ему добром отплатили, помогли с Кощеем справиться.

В этой сказке мне понравилась Баба-Яга. В отличие от других сказок с ее участием, здесь Баба-Яга не только не причинила никому зла, но и оказала неоценимую услугу главному герою – подсказала ему, как Кощея Бессмертного одолеть.

Какие пословицы подходят к сказке «Царевна-лягушка»?

«Царевна-лягушка» главная мысль сказки понятна, если прочитать ее краткое содержание.

«Царевна-лягушка» главная мысль

Сказка «Царевна-лягушка» показывает что оценивают человека не по внешности, а по делам. Дети должны научиться видеть внутренние качества человека, которые могут скрываться «под лягушечьей кожей».

Сказка говорит о счастье настоящих отношений между людьми, не омраченных помыслами о знатности и богатстве. В ней воплощена мечта о жизни, достойной внутренних качеств человека. Эта мечта – основа идейно-художественного целого. Сказка выражает также мечту о торжестве справедливости, которой реальный мир не знает.

В сказке прославляются лучшие качества человека — в этом нет ничего волшебного. Чудеса только подчеркивают ценность этих качеств. В сказке есть герои, чьи качества осуждаются народом. Осуждение явно чувствуется в эпизоде начала пира, когда старшие братья и их жены смеются над Иваном-царевичем из-за его жены-лягушки. В сцене пира высмеивается бездумное подражание жен старших сыновей действиям Василисы Премудрой. Чтобы подчеркнуть негативное отношение к этим героиням, в сказке преувеличиваются недостатки работы старших невесток: их хлеб царь отсылает на кухню, их ковры — к порогу, ноги вытирать.

Используемые источники:

  • http://santyaguarundito.blogspot.com/2018/03/blog-post_4.html
  • https://obrazovaka.ru/chitatelskiy-dnevnik/carevna-lyagushka.html
  • https://blmb.ru/carevna-lyagushka-kratkoe-soderzhanie/
  • https://detskiychas.ru/school/rodnoye_slovo/otzyv_tsarevna_lyagushka/
  • https://kratkoe.com/tsarevna-lyagushka-glavnaya-myisl-skazki/

Книга воспоминаний свт. Мардария Ускоковича (1889 — 1935) «Непостижимая Россия» – бесценное свидетельство эпохи. В 1907 году еще совсем юный иеродиакон прибыл на учебу в Россию, чтобы пробыть в ней более 10 лет, став участником многих общественных и политических и церковных событий. Эти годы жизни в России спустя много лет святитель опишет в своих мемуарах.

Основная мысль сказки звери в яме     

Их текст на английском языке под названием «Incomprehenssible Russia» был найден не так давно и датируется 1935 г. Сербский перевод, потребовавший серьезной научной и литературной работы, вышел в свет по благословению епископа Новограчаницко-центрально-западноамериканского Лонгина в монастыре Святого Саввы в Либервилле в 2017 г.

В настоящее время готовится и русское издание этого исторического наследия.

Небольшой отрывок представляет собой описание первых впечатлений молодого сербского священнослужителя по прибытии в столь любимую им Россию.

***   

Основная мысль сказки звери в яме     

Спустилась ночь, и сонный стук колес начал влиять на моих попутчиков. Для меня сон был невозможен. Возбужденное ожидание все возрастало.

Наконец вошел проводник. Он объявил станцию, которая, я знал, была последней на территории Австро-Венгрии. Еще одна остановка, и мы окажемся в России.  

Радость переполняла мое сердце, чистая радость ребенка, вернувшегося в объятия матери. Я с нетерпением считал телеграфные столбы, радуясь, что с каждым уходящим столбом приближаюсь к России. Я смотрел на покрытые снегом ели и березы, пытаясь угадать, которая будет первой на русской земле.

Поезд замедлил ход и остановился. Вне себя от возбуждения, я бросился к двери и спрыгнул со ступенек вагона. Я бросился на русскую землю и поцеловал ее. Я приветствовал Россию, как под предводительством Моисея евреям не было суждено приветствовать землю обетованную.

Еще в восторженном состоянии я подбежал к первому русскому, которого увидел, – бравому станционному жандарму – и, к его удивлению, приветствовал его как давно потерянного брата.

Я был в России.

Москва

Ранние сумерки быстро сгущались в длинную зимнюю ночь. Наблюдая за превращением полусвета в темноту, я ловил себя на мысли: «Ну, почему наступила ночь? Почему она наступила теперь, когда мне нужен свет, чтобы впервые смотреть на русскую землю, когда мне страшно пропустить и малейшую деталь картины заснеженных деревень или дальнего пейзажа».

Но поезд не останавливался, земля продолжала вращаться, и в скором времени ночь, которая так мне мешала, подошла к концу. С первым проблеском зари я снова был у окна. Мне казалось, мы проехали огромное расстояние. У меня сложилось впечатление, что дорога от границы до Москвы намного длиннее, чем весь путь до российской границы – столько разных впечатлений вызывала безграничная широта этой страны.

Вся расстилающаяся предо мною Россия была покрыта чистейшей снежной вуалью. И таково было мое восхищение, что, мне казалось, и жизнь в России должна быть чиста и целомудренна подобно белоснежному покрывалу, символично лежащему на земле.

Мы все приближались к Москве. Но, несмотря на быстроту поезда, мне казалось, он ехал слишком медленно. Мне хотелось спрыгнуть и подталкивать его сзади. С каждым оборотом колес чувство радостного предчувствия возрастало, и прибытие в Москву начало казаться мне единственно важным событием моей жизни.

Через несколько часов я буду на земле, свято чтимой почти всеми славянами. Святая Мать Москва, город, вокруг которого выросла Российская Империя, ее духовная, хотя уже не политическая столица. Москва – древнейшая и величайшая из славянских столиц, мать городов русских.

Мое возбуждение при мысли о въезде в Москву было, наверное, похоже на переживания благочестивых католиков, въезжающих в Рим, или правоверного мусульманина, впервые увидевшего Мекку или Медину.

С глухим шумом поезд мчался по все учащающимся стрелкам. Хорошие дороги появились вдоль железнодорожных путей. Замелькали загородные виллы. Все указывало на близость большого города.

Основная мысль сказки звери в яме     

Расстояние между домами сокращалось. Вот дома слились в типичные пригородные улицы, где кареты и телеги сновали туда-сюда. Наконец появились трамваи.

Боясь что-то пропустить, я переходил от окон на одной стороне вагона на другую и обратно. Справа от железной дороги церквей было больше, чем я видел за всю жизнь, слева – то же самое. С обеих сторон простиралось море русских куполов, которые я впервые видел не на книжных картинках. Я начал было их считать, но быстро сбился со счету.

Море куполов не оставляло сомнений: это уже Москва.

Вокзал оказался прямо в центре города.

Я никого не предупредил о своем приезде, поэтому меня не встречали на вокзале. Схватив чемодан, я вышел из вагона и начал пробираться сквозь толпу новоприезжих и отъезжающих, напоминавшую кишащий муравейник. Кое-как выбрался я из вокзала. Стоя на ступеньках лестницы, оглядел огромную площадь перед железнодорожной станцией, покрытую бесчисленными заиндевевшими телефонными и телеграфными проводами. Сотни кучеров криком приглашали их нанять.

Впервые в жизни залез я в сани. Большой, черный, чистокровный орловский рысак, позванивая бубенцами, мчал меня по оживленным улицам Москвы. Он пофыркивал, и, выходя из ноздрей, дыхание на секунду становилось паром.

Мы ехали по Лубянке. Я с трудом верил глазам. Я не мог поверить, что я в Москве. Все вокруг казалось мне волшебным – я жил в сказке «Тысячи и одной ночи».

Лубянская площадьЛубянская площадь     

Неужели сбылась моя детская мечта? То, о чем я мечтал еще до того, как взобрался на Ловчен, с того самого времени, как русские студенты, гостившие в Черногории, рассказали мне, десятилетнему мальчику, о чудесах своей страны.

Мы подъехали под стенами Кремля, и кучер остановился у ворот Сербского подворья. За воротами я еще мог раздумывать, в Москве я или мне это только снится, но внутри при виде настоятеля архимандрита Михаила, лицо которого мне было знакомо еще с Сербии, сомнения исчезли, и я, наконец, поверил, что добрался до цели.

Вот что мне еще запомнилось из первого дня в Москве.

Сербское подворье в МосквеСербское подворье в Москве     

Наступил вечер. Невзирая на усталость после длительного путешествия, я служил вечерню в храме Сербского подворья. Я ожидал увидеть на службе лишь горстку соотечественников, сербов, проживающих в Москве. Каково же было мое удивление, когда при входе в церковь я увидел ее переполненную русскими, собравшимися там, как я узнал, задолго до начала службы.

Это был первый, увиденный мной яркий пример духовного единства различных ветвей славянского православия и силы объединяющего нас богослужебного церковнославянского языка. Впоследствии мне приходилось часто вспоминать об этом единстве. В русских церквях я всегда чувствовал себя как дома среди духовенства и среди мирян, так же, как и русские чувствовали себя как дома в Сербском подворье в мой первый вечер в Москве.

На следующее утро сразу по окончании литургии, позабыв о столь необходимом отдыхе, я вышел на шумные улицы. Я больше не смотрел свысока на мелодрамы улиц большого города, как приехав впервые из Цетинье в Белград. Наоборот, желание рассмотреть все изблизи преодолело усталость. Я хотел внимательно изучить черты этой древней российской Первопрестольной. И, начав, уже не мог остановиться.

Кузнецкий мост зимой. МоскваКузнецкий мост зимой. Москва     

Сколько шума, сколько гвалта производит прилив и отлив человеческой жизни! Шум города ничуть не тише рева штормовой Адриатики, по волнам которой наш пароход с трудом пролагал себе путь из Котора до Фиуме, но несравнимо прекрасней, потому что в нем есть какой-то смысл.

Мне все казалось еще более удивительным по сравнению с обстановкой в Студенице, откуда я только что приехал[1]. Там, в далекой Сербии, благословенное уединение и тишину лишь изредка нарушает горный ветер, шелестящий листья. Здесь по улицам мчится стремительный поток. Тысячи, сотни тысяч разных лиц: старое, молодое, взволнованное, беззаботное. Непрекращающийся поток куда-то стремящегося человечества. Все куда-то спешат – заходят в магазины, выходят, забегают в банки и лавки. Сани скользят по улицам и площадям. Во всем мире не найдется столько извозчиков, как в Москве. Похоже, сюда собрали лучших лошадей со всего мира. Или, если хотите, здесь есть трамваи, чьи пути покрывают сетью всю Москву с непревзойденным нигде в Европе обслуживанием.

Основная мысль сказки звери в яме     

Гул тысяч голосов, крики, плач грудных детей, пронзительные возгласы торговцев. Наряду с богатыми, лучшими в мире мехами видны лохмотья нищих, таких нищих, которые незнакомы моей скромной родине.

Вот надменно прохаживаются купчихи, одетые по моде дамы, за которыми остается в воздухе легкий шлейф дорогих духов. Они, похоже, забыли, что сегодня они живут, а завтра – умрут, и, если кто-то остановил бы их и напомнил им, что все их великолепие – лишь суета сует, они, вероятно, очень бы удивились.

За ними устало бредут согбенные нищетой женщины в лохмотьях.

Здесь – разжиревшие и заспанные обжоры, там – бледные нищие алкоголики, едва стоящие на тонких ногах.

По углам улиц стоят мрачные, разочарованные мужики. В безуспешном поиске работы их не оставляет мысль о женах и детях, с нетерпением ожидающих их возвращения на чердаках и в подвалах, с надеждой на корочку хлеба и глоток молока.

Там, под аркой дома, разочарованный и потерянный мужик пьет водку из бутылки, купленной, возможно, на последние десять копеек. На тротуаре напротив такой же, как и он, бедняк смотрит на него с нескрываемой завистью, засунув руки в пустые карманы и нарочито небрежно посвистывая, будто ему принадлежит вся Москва. Не эти ли люди послужили Максиму Горькому прототипами героев книги «На дне»?

Основная мысль сказки звери в яме     

Приведу слова и другого великого русского писателя, сказавшего про весь мир: «Дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей».

Человеческий поток мчится по улицам Москвы с раннего утра до позднего вечера. Стены Кремля смотрят на происходящее внизу, как на человеческую лаву, непрестанно извергаемую невидимым вулканом.

Глядя на это, я думал о незначительности и беспомощности человека, несомого этим потоком.

Прошла похоронная процессия. Почти никто не обратил на нее внимания. Обнажившие голову перед гробом были скорее исключением. Что значит смерть одного, когда миллионы еще живут? В толпе никто не знал и не спрашивал, кого несут на кладбище.

Приближалось время вечерни. Колокола «сорока сороков» церквей мощно зазвонили, призывая человеческий поток остановиться хоть на час, забыть мирские заботы и надежды и предаться молитве и созерцанию. Внезапно от людского потока начали отделяться ручейки людей с обнаженными головами, бегущие к открытым дверям то одной, то другой церкви.

Я присоединился к одной такой струе и с ними вместе зашел под величественные своды церкви, видевшей не одно поколение молящихся.

Еще минуту назад каждый из них вносил свое в уличный шум и гам многолюдного города. Здесь же они вдруг преобразились. Частные цели и желания исчезли, их объединило чувство благоговения и мира. Хор запел, стоящие в церкви подхватили. Я был уже не наблюдателем, а составляющей этого благочестивого сообщества.

Голоса хора слились в великолепном крещендо.

Мой голос присоединился к их голосам в пении рождественского гимна: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение».


[1] Имеется в виду древний сербский монастырь Студеница, где святой Мардарий в 1906 г. принял монашеский постиг. – Прим.ред.

 Мемуары Программиста: Мысли и эмоции вызванные фильмом Служебный Роман

Глава 1.
 
Очень люблю это кино. Всякий раз когда смотрю фильм или эпизоды из него, возникает приятное, улыбчиво-умиротворённое состояние. И причем с детства.
 
Первый раз я этот фильм посмотрел с родителями, когда учился в 6 классе. И казалось бы? Фильм в принципе для взрослых, а мне ребенку очень понравился. Вот такое тепло по душе разлилось. Помню в школе обсуждали, ну так по детски конечно.
 
Кстати я заметил, что ‘культовые’ фильмы они и детям и взрослым нравятся. А дети когда превращаются во взрослых то опять эти фильмы с радостью пересматривают.
 
В детстве я этот фильм так увидел: сюжет такой как из сказки про Иванушку дурачка, который на принцессе женился. Кстати, классический сюжет, интернациональный. Плюс взрослые в этом фильме себя как дети ведут: обзываются, шумят, бумажками дерутся;

Ребенку интересно смотреть такое. Это как вы в развлекательном режиме подглядеть в мир взрослых, в их проблемы, отношения. Ты конечно многое еще не понимаешь или понимаешь не так.
 
Помню, мама меня спросила: “Сережа, а как ты думаешь, почему Бубликов раздражался когда мимо его кабинета женщины ходили в сапогах?”
 
“Наверно, потому, что они каблуками стучали и ему работать мешали”, наивно ответил я. Наградой был дружный хохот родителей. Да, я тогда не понял концепции.
 
А вот через 10 лет, работая в программистом в большом офисе, я слышал кaк девушки за стенкой обсуждали свое нижнее белье, купленное по скидке в обеденный перерыв.
 
“Лифик купила, смотри какой рисунок! И ты, это, ткань потрогай!”
“Ой! Как мягенько!”
 
А я сижу рядом, все слышу, а ничего не вижу и обдрочиться хочется!

“
 
Девушки, говорю, пожалейте пожалуйста, программиста, работника умственного труда!”
 


А в ответ ведьминый хохот. Это в Канаде было, четверть века назад. Но я думаю вряд ли, что то кардинально изменилось с тех пор.
 
‘Служебный Роман’ это классика даже не жанра, а жизни.
 
Да и вообще, все мои самые близкие друзья, это люди с которыми я либо работал, либо учился.
 
Так и есть. Мы на работе практически всю сознательную жизнь проводим. Разве можно не сблизиться с людьми в такой ситуации?
 
А сколько ‘служебных романов’ у нас в офисе было за последние 17 лет? Да, святой Аллах, господний страх! У нас офис программистов полный. Как девушку на работу возьмем, считай все, на следующий год свадьбу гуляем.
 
Мне Антон, мой школьный друг и партнер, как то сказал: “Серег, мы с тобой можем альтернативное деловое направление организовать. Я даже лозунг придумал: Брачное Агенство: Выйди замуж за программиста!”
 
А что? Женщины в наше время дюже на программистов охочи. Программист зарабатывает хорошо и как правило домосед. Чего еще нужно для женского счастья?
 

Глава 2.
 
Потом смотрел с полным погружением этот фильм уже когда за 30 лет исполнилось.
 

И уже по другому фильм увидел: как окно в прошлую жизнь. Вспомнилось и детство советское, как к родителям в институт приезжал и как в кружок юных программистов ходил при институте физики твердого тела.
 
Теплое было впечатление от фильма, ностальгичное. И главное, что хотя на том момент я уже с героями фильма в возрасте сравнялся, они все равно казались взрослыми тетями и дядями. Это наверно по эмоциональной инерции.
 
И музыка такая, как звуковая дорожка к моему детству. В одном ряду с Машиной Времени, Пинк Флойдом и “Приключениям Электроника”
 

Глава 3
 
А вот месяц назад опять за много лет полностью пересмотрел фильм. Не спалось ночью, чето пробило на ностальгию и зарядил фильм.
 
И знаете, совершенно по другому смотрел это произведение. Вот просто как будто заново увидел.
 
И хотя герои фильма уже младше меня, и их реальность отделена от моей расстоянием почти в полвека, все равно, воспринимал я их как живых, близких и понятных мне людей.
 
Одним словом смотрел и кино и думалось: “Верю!”.
 
Фильм международный между прочим. Он не привязан ни к веку ни к месту. Возьми любой офис в мире и тех же самых персонажей узреешь.
 
Я всю свою жизнь в офисах прожил если так посмотреть. И был как и свидетелем служебных романов, так и участником. Был свидетелем хитроумных подстав, подсидок и интриг. Видел как смешно дерутся (толкаются) программисты на кухне, не сойдясь в технических мнениях.
 

Офисная жизнь. Я люблю ее. Другой жизни не знаю. 

 
Сам я прошел путь от студента практиканта до собственника-директора и до полу пенсионера.
 
Глава N+1
 
Смотрю я фильм, а мысли в голове крутятся колесом. Воспоминания вызывают.
 
Новосельцев.
 
Кто то скажет: он лох. Недотепа. Недосамец.
 
Я увидел его по другому в этот раз.
 
Этот человек пережил одну из самых страшных катастроф, что может случиться в мирной жизни: крушение семьи.
 
Вот он один, собирает двух своих сыновей в школу.
 
Значит там в прошлом, была семья, любовь, надежда на счастье. И все рухнуло.
 
Люди после такого меняются навсегда. Сознание переформатируется. Приходит озлобление, просыпается внутренний зверь.
 
Я так скажу: мужчина остался один с двумя сыновьями при живой маме. Там в прошлом была драка не на жизнь, а на смерть. Вот иди попробуй у женщины забрать ребенка. Болеть буду за тебя, но деньги на нее поставлю.
 
Мужчина, что в одиночку воспитывает детей он уже и изначально есть Сила. Природная сила. Не надо вестись на обманчивый внешний вид. Это маскировка.
 
Так я увидел Новосельцева в этот раз.
 
Еще я увидел, что он в длительном трауре. Его внешний вид, застенчивость и полный отказ от себя как от сексуального существа это траур, самонаказние.
 
Так бывает. Так и со мной было.
 
После личностных катастроф, особенно тех, где кажется, что ты виноват, наступает время скорби. Потеря личности или как там сказать по научному.
 
Запираешься в себя как улитка. Посыпаешь голову пеплом. Но внутри, внутри живет зверь. И может быть эта скорбь, скорее защита, так как ты знаешь, что если выпустишь зверя наружу то будет Хиросима и Сталинград как тебе, так и всем рядом.
 
Предательство жены: самого близкого к тебе человека. Забота о малышах. Чувство собственной несостоятельности и вины. Люди от такого умирают.
 
Вот так я думал про Новосельцева, смотря этот фильм.
 
И такие же мысли возникли про Калугину. Она тоже пережила катастрофу: предательство подруги и любимого человека. Она также отреклась от своей сексуальности и ушла в работу.
 
Я так же подумал, что она ‘пришлый’ человек. Наверно приехала в Москву учиться. Такая альтернативная версия ‘Москва слезам не верит’.
 
Кто то скажет: ‘Сказка’, так не бывает.
 
А по моему опыту бывает так чаще, чем не бывает. Люди которые начинают с низких позиций еще те бойцы. Они дерутся за место под солнцем как берсерки.
 
А женщины так и подавно. Я заметил, что женщины работу(офис) часто воспринимают как продолжение семьи. Ну вот есть такая эмоциональная иллюзия.
 
И активистка Шурочка тому живой пример.
 
И кстати поэтому одиноких женщин часто назначают в директора: будет держать железный порядок, пока не сломается. Но сломается в конце концов, так как ломается все. У всего есть срок годности.
 
Я увидел в фильме как герои подошли к своему сроку годности. Точки слома. Тут надо эволюционировать дальше или пропасть. Пришло время ‘менять имена’©
 
Глава N+2
 
Корпоративные интриги.
 
В организации где работают герои нет зам. директора и похоже уже давно. Так же ушел, но скорее перевели в министерство начальника ‘легкой промышлености’.
 
Идет время перемен или организационной оптимизации. Так как фирма не принадлежит Калугиной, она не вправе сама назначать себе заместителя. Заместитель в таких организациях это такой мотивационный волк, что дышит тебе в спину.
 
Приход Самохвалого это в принципе начало конца карьеры Калугиной. Она отслужила свое, отработала.
 
Я понимаю, что это просто кино, пьеса. И вряд ли думал сценарист о таких деталях. Но я видел хороший макет офисов в которых я жил. Я видел как безжалостно выбрасывали людей, как отработанный материал.
 
И тут истеричное поведение Новосельцева на ‘корпоративе’ и ответная истерика Калугиной это как крик о помощи и одновременно перерождение.
 
Они оба одновременно пропадали.
 
Когда Новосельцев устроил скандал, он перешел свой внутренний Рубикон. Так как терять уже нечего. Бывает такое.
 
Когда Калугина расплакалась, она в принципе сказала Новосельцеву: “Я тоже пропадаю!”
 
Так и родилась любовь.
 
Kлассное кино. Такое правдивое, больное и смешное как наши жизни. И оно дает надежду. Настоящую надежду, а не веру в лотерейный ‘happy end’.
 
The End

Проблема осознания жестокости войны. (Цыбулько И. П. — 2022. Вариант 5 из 36).

Как война влияет на судьбы людей? В чём состоит жестокость войны? Именно эти вопросы возникают при чтении текста В. Гроссмана.

Раскрывая проблему жестокости войны, автор изображает эпизод Сталинградской битвы. Застигнутые бомбёжкой, Климов и старик Поляков побежали в сторону ничейной земли и упали в глубокую воронку. В этот момент и молодой, и старый солдат думали только о том, как бы выжить, в них горел свет трогательной надежды, который горит не только в человечьих, но и в самых простых сердцах зверей и птиц. Этот пример подчёркивает противоестественность войны, которая отнимает у всего живого самую главную ценность – жизнь.
Неожиданно Климов увидел в воронке запылённого немца. Оказывается, оглушённый и ослеплённый, он спутал руку Полякова и руку немца. Два русских солдата и немец были беспомощны во время жестокой бомбёжки: их придавила одна и та же сила. Они вылезли из ямы и разошлись в разные стороны, не стали стрелять друг в друга. Это говорит о том, что война жестока тем, что существует необходимость убивать себе подобных. Оказавшись в одной и той же экстремальной ситуации, враги поняли бессмысленность убийства.
Оба примера, дополняя друг друга, подводят нас к мысли об антигуманной сущности войны, о том, что жажда жизни объединяет всех жителей земли.

Авторская позиция заключается в следующем: война жестока, она отнимает жизни людей – самую большую ценность на земле. Желание жить свойственно всему живому на свете.

Мне близка позиция автора. Действительно, война – это противоположное человеку состояние. Мы не рождаемся со стремлением убивать всё живое. Жестокость войны заключается в том, что человек вынужден убивать врагов и может погибнуть сам.

В повести Б. Л. Васильева «А зори здесь тихие» жестокость войны подчёркивается тем, что при выполнении боевого задания гибнут пять девушек — зенитчиц. Природой они предназначены для того, чтобы давать жизнь, быть матерями, но война заставила их взяться за оружие и сражаться с врагом, защищать Родину.

В заключение хочу подчеркнуть, что каждый на земле должен осознать жестокость и противоестественность войны и сделать всё, чтобы на земле был мир.


Текст


(1)В эту ночь генерал Паулюс отдал приказ о наступлении в районе Сталинградского тракторного завода. (2)Две пехотные дивизии должны были войти в проломленные авиацией, артиллерией и танками ворота. (З)Над заводскими цехами за полтора часа до рассвета загудели моторы «юнкерсов». (4)В начавшейся бомбёжке не было спадов и передышек: если на краткий миг в этом гремевшем сплошняке образовывалась щель, то она тотчас заполнялась свистом бомб, спешащих изо всех своих тяжёлых железных сил к земле. (б)Беспрерывный плотный грохот мог, казалось, как чугун, проломить человеку череп, сломать позвоночный столб.

(6) Стало светать, а над районом завода по-прежнему длилась ночь.

(7) Казалось, земля сама по себе извергала молнии, грохот, дым и чёрную пыль.

(8) 3астигнутые бомбёжкой, Климов и старик Поляков кинулись в сторону ничейной земли, где находились вырытые в конце сентября тонными бомбами воронки.

(9) Расстояние между немецкими и русскими окопами было так невелико, что часть удара пришлась на немецкий передний край, калеча солдат головной немецкой дивизии, выдвинувшейся для наступления.

(10)Несколько раз Поляков падал, забывал, на каком он свете, молод он или стар, где верх, где низ. (11)Но Климов всё тянул да тянул его: давай, давай, и они повалились в глубокую воронку, покатились на сырое, липкое дно. (12)3десь тьма была тройная, сплетённая из тьмы ночи, из дымовой и пыльной тьмы, из тьмы глубокого погреба.

(13)Они лежали рядом, и в старой, и в молодой голове жил желанный, милый свет, просьба о жизни. (14)Этот свет, эта трогательная надежда были такими, какие горят во всех головах, во всех сердцах не только человечьих, но и в самых простых сердцах зверей и птиц.

(15)Этот сплошной взрыв словно длился вечно. (16)Время шло, а ревущий грохот не ослабевал, и чёрная дымовая мгла, не светлея, а наливаясь, всё прочнее связывала землю и небо.

(17)Климов нащупал грубую рабочую руку старого ополченца и пожал её, и её ответное доброе движение на миг утешило Климова. (18)Обычно, идя в разведку, Климов не любил напарников, спешил поскорей уйти в темноту — так хладнокровный, опытный пловец спешит уйти от каменистого берега в угрюмую глубину открытого моря. (19)А здесь, в яме, он радовался лежавшему рядом Полякову.

(20)Люди в яме приподняли головы: над ними стоял мутный полусвет, дым и пыль уносило ветром, земля затихла. (21)Муторное изнеможение овладело душой; казалось, что все живые силы выдавлены из неё, осталась одна лишь тоска.

(22)Климов приподнялся, подле него лежал покрытый пылью, тёртый, жеванный войной от пилотки до сапог немец. (23)Климов не боялся немцев, но сейчас он растерялся, его поразило, что, оглушённый и ослеплённый, он утешался, чувствуя немца рядом, что руку немца он спутал с поляковской рукой. (24)Они смотрели друг на друга. (25)Обоих придавила одна и та же сила, оба они были беспомощны бороться с этой силой, и оказалось, она не защищала одного из них, а одинаково угрожала и одному, и другому.

(26)Они молчали, два военных жителя. (27)Совершенный и безошибочный автоматизм — убить, — которым оба они обладали, не сработал.

(28)А Поляков сидел поодаль и тоже смотрел на заросшего щетиной немца. (29)И хотя Поляков не любил долго молчать, сейчас он молчал.

(30) Жизнь была ужасна, а в глубине их глаз мелькнуло унылое прозрение, что и после войны сила, загнавшая их в эту яму, вдавившая мордами в землю, будет жать не только побеждённых.

(31) Они, словно договорившись, полезли из ямы, подставляя свои спины и черепа под лёгкий выстрел, непоколебимо уверенные в своей безопасности.

(32) Поляков поскользнулся и покатился вниз, ругая и проклиная белый свет, куда всё же снова упорно полез. (ЗЗ)Климов и немец вылезли на поверхность, и оба посмотрели: один — на восток, второй — на запад: не видит ли начальство что лезут они из одной ямы, не убивают друг друга. (34)Не оглянувшись, пошли каждый к своим окопам холмами и долинами перепаханной и ещё дымящейся земли.

(По В. С. Гроссману)

  • Основная мысль сказки журавль и цапля
  • Основная мысль сказки жуковского спящая царевна
  • Основная мысль сказки жаба королева
  • Основная мысль сказки елена премудрая
  • Основная мысль сказки дюймовочка