Основная мысль сказки зимовье зверей

Старший воспитатель, мдоу шахтрский ясли-сад 1, донецкая народная республика, город шахтрскпрактический психолог, мдоу шахтрский ясли-сад 1, донецкая народная республика, город

Старший воспитатель, МДОУ «Шахтёрский ясли-сад №1», Донецкая Народная Республика, город Шахтёрск
Практический психолог, МДОУ «Шахтёрский ясли-сад №1», Донецкая Народная Республика, город Шахтёрск
Воспитатель, МДОУ «Шахтёрский ясли-сад №1», Донецкая Народная Республика, город Шахтёрск

Ревва С.Н., Дмитренко Г.Н., Батрудтинова Н.Р. Работа с родителями «Сказка, которая учит жить» // Совушка. 2017. N4(10). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/10/ (дата обращения: 29.12.2021).

Заказ № 47105


Описание материала

«Дошкольное детство» — уникальный период в жизни человека, и в этот период ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей, педагогов. Василий Александрович Сухомлинский говорил, что «Союз педагогов и родителей – могучая воспитательная сила». Эта цитата подчеркивает необходимость тесного общения, сотрудничества и взаимодействия всех участников образовательно-воспитательного процесса. Родители являются основными социальными заказчиками дошкольного учреждения, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи. Именно по этой причине педагоги дошкольного учреждения ориентируются на поиск таких форм и методов работы, которые позволяют учесть актуальные потребности родителей, способствуют формированию активной родительской позиции.

Представленные сценарии родительских собраний включают разнообразные формы работы, игры. Проведение таких родительских собраний, позволяют наладить тесное взаимодействие воспитателей и родителей по актуальным темам.

«Сказка – это радость мышления, и, создавая сказку, ребенок утверждает свою способность к творческому мышлению»

(Сухомлинский В.А.)

Форма работы:  Практикум

Цель: Повышение мотивации и вовлеченности родителей в образовательно-воспитательный процесс

Задачи:

• Установить партнерские отношения с семьями воспитанников, объединить усилия для успешного развития детей;

•  Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

• Сформировать у родителей практические умения создавать условия для развития интеллектуального, социального и эмоционального потенциала детей используя произведения В.А. Сухомлинского.

Встреча №1.

Ведущий: В наш компьютерный век многие современные родители даже не догадываются о том, что ребенку нужна сказка и её значение в жизни малыша очень велико.

Педагоги и психологи констатируют, что дети, с каждым годом все меньше интереса проявляют к книгам, чтению и слушанию произведений. В результате познавательная активность снижается, замедляется интеллектуальная деятельность.

Ни для кого не секрет, что формирование стойкого интереса к слушанию, а затем и к чтению начинается с раннего детства в семье и основа его – привычка родителей читать ребенку, рассуждать с ним о содержании прочитанного.

Тема нашей встречи «Сказка, которая учит жить».

Ведущий: Каждый малыш с надеждой ждет, когда мама отложит свои важные дела, сядет и почитает ему сказку. Ведь для него важна не только сказка, но и общение с самым родным на свете человеком-мамой. О пользе совместного чтения сказки нам расскажет заведующая городской центральной детской библиотекой Моногарова Ирина Михайловна.

Теоретическая часть.

Выступление библиотекаря Моногаровой И.М. «Значение сказки в жизни ребенка-дошкольника».

Практическая часть.

Упражнение «Сундучок»

Ведущий: Давайте поразмышляем над смыслом пословицы.

Без корня и трава не растет.

(Вывод: как трава не может расти без корня, так и ребенок не сможет стать полноценной личностью без качественного воспитания со стороны родителей).

Родителям предлагается объяснить смысл следующих пословиц:

Кашу кушай, а сказку слушай: умом-разумом смекай,  да на ус себе мотай.

(Вывод: для полноценного становления личности необходимо, физическое и  духовное, морально-нравственное воспитание).

 «Сказка ложь, да в ней намек, добру молодцу урок».

(Вывод: пословица подводит к пониманию значения сказки на воспитание и развитие ребенка).

Упражнение «От каждого по словечку» (мозговой штурм)

Ведущий предлагает родителям продолжить фразу «Сказка – это…»

Вывод: Подводя итог, сказку смело можно назвать самым мудрым и самым древним произведением устного народного творчества. В сказках заложена вся мудрость и воля народа, в них кроется огромный смысл. Они сопровождают нас буквально с пеленок.

Упражнение «Сказки нашего детства»

Родителям за 1 минуту предлагается вспомнить и записать название сказок, которые им читали в детстве (родители, бабушки, в саду воспитатели…).

Анализ записей: Есть те, кто не вспомнил ни одной сказки? НЕТ!!!

Вывод: сколько прошло лет, но мы помним сказки, помним моменты, когда  нам их читали, некоторые из вас возможно даже вспомнили те чувства, которые у них были: ласковые звуки, нежные прикосновения и т.д.

Это все не случайно. Ведь сказка является одним из важнейших социально-педагогических средств формирования личности. Она обучает, воспитывает, предупреждает, пробуждает высокие чувства, побуждает к действию. Сказка создает оптимальные условия для формирования эмоциональной сферы детей, что является крайне важным для воспитания чувств, развития их внутренней жизни, творчества.

Эти народные произведения можно смело назвать эффективными  методами воспитания. Ребенок рождается не злым, и не добрым, не нравственным, не безнравственным. То, какие качества у него разовьются, зависит, прежде всего, от отношения к нему окружающих, от того, как они его воспитывают, какие сказки читают.

Она прививает детям уважение к старшим, доброту,

Слайд-лекторий

«Если рядом Сказка, то ребенок»:

с радостью и без капризов укладывается спать;

соглашается  выполнять требования

делится игрушками;

съедает “волшебное” лекарство;

познает окружающий мир;

учится понимать и любить все живое;

пробует сочинять свои собственные сказки;

учится читать, считать, фантазировать, рисовать;

знакомится с трудными правилами и понятиями;

стремится стать лучше.

 “Сказкой можно”:

вылечить;

успокоить и поднять настроение;

научить понимать другого;

оградить от бед;

“измерить” настроение и самочувствие.

“Сказка может”:

помочь скоротать путь;

познакомить с нравственными понятиями;

сблизить Родителя и Ребенка;

разрешить конфликт;

заставить взяться за нелюбимое дело.

Анкета для родителей  «Сказка в жизни вашего ребенка»

Ведущий: Является ли сказка хорошим помощником  в воспитании вашего ребенка? На этот вопрос нам поможет ответить анкета.

1. Насколько регулярно вы читаете ребенку: ежедневно, 2-3 раза в неделю, 1 раз в неделю, 1 раз в месяц, когда есть время…

2. Какие сказки предпочитает Ваш ребенок? (о животных, о природе, волшебные)

3. Есть ли любимая сказка у Вашего малыша? Если есть – какая?

4. Придумываете ли Вы когда-нибудь сказки для Вашего ребенка или вместе с ним?

5. Считаете ли Вы, что сказка носит воспитательный и развивающий характер?

Ведущий: Полученные результаты анкеты мы обсудим на следующей встрече.

Упражнение «Сказочный калейдоскоп»

Ведущий: Я предлагаю окунуться в мир детства и сказки, немного поиграть. Участники объединяются в 2 команды.

Для начала проведем «Разминку». Нужно правильно назвать сказку.

Задание 1 команде

«Сестрица Аленушка и братец Андрюшенька»

«Бычок красный бочек зеленые ножки»

«Лисичка-сестричка и серая мышь»

«Гусочка Ряба»

«Перчатка»

«Марьюшкина избушка»

Задание  2 команде

«Кренделек»

«Петушок и фасолевая семечка»

«Волк и 7 котят»

«Пашенька и медведь»

«Гуси-вороны»

«Редиска»

Следующее задание «Двойное название».

Команды становятся друг напротив друга,  поочередно бросают мяч и называют первое слово задуманной сказки. Тот, кто поймал мяч, отгадывает и произносит полное название.

Гуси — …  Конек — …  Крошечка — … Мороз — … Аленький — …Красная — …

Доктор — … Цветик — … Заюшкина — …  Бременские — …

Вывод: Названо много сказок. Среди них есть народные и авторские, сказки бытовые, волшебные, о животных. При выборе сказки, которую Вы будете читать ребенку, важным моментом является учет его возрастных особенностей. Для каждого возраста – своя сказка.

Упражнение «Календарь сказок»

Ведущий предлагает объединиться в 2 команды и составить календарь сказок для каждого возрастного периода (от 1 года до 6 лет).

Вывод: Полученные результаты показывают, что чем младше был ребенок, тем больше ему читали или рассказывали сказок, значит  наш запас произведений для детей раннего и младшего дошкольного возраста богаче.

Мозговой штурм.

Почему мы получили такие результаты?

Варианты: сказки для детей раннего возраста знаем на память, они короткие, не требуют усилий. Со временем наш запас иссякает, нам нужно самим тратить время на чтение новых произведений, чтобы потом рассказывать их детям.  

Возникают следующие трудности: Родители не любят читать книги. Нехватка времени (большая загруженность: работа,  домашние дела). Не владение методикой работы со сказкой для детей более старшего возраста: выразительное чтение, обсуждение и размышление, обыгрывание…

Упражнение «Мамина сказка»

Ведущий: Сейчас попробуем практичность данных советов.

Перед вами текст сказки «Зимовье зверей». Ваша задача, объединившись в пары, выполнить то задание, которое написано на карточке в начале текста сказки: прочитать выразительно, продумать вопросы для обсуждения материала с ребенком, какие выводы можно сделать; обыграть предложенный фрагмент.

Вывод: такие методы вызывают интерес к чтению сказок, как у детей, так и у взрослых. Рассказывание сказок способствует более глубокому пониманию детских отношений, их укреплению, приводит к изменению поведения детей.

Копилка полезных советов и идей для родителей. «Как и какие сказки читать детям»

Ведущий: Чтобы процесс чтения для ребенка был интересным и полезным, предлагаю обсудить несколько полезных советов.

— Перед прочтением рассмотрите книгу вместе с ребенком, иллюстрации в ней.

-Побеседуйте о том, что малыш видит на иллюстрациях.

— Предложите ребенку попробовать догадаться, о чем может быть данная сказка.

— Теперь можно приступить к прочтению сказки. Старайтесь читать ярко, выразительно с имитацией голосов героев. Тогда сказка оставит яркое впечатление в душе ребенка, запомнится ему.

— При прочтении сказки вслух, необходимо рассуждать вместе с ребенком, анализировать происходящие в сказке действия. Надо обозначать, кто из героев поступает правильно, а кто плохо. Почему герои ведут себя так, а не иначе? Что произошло с тем или иным героем и из-за чего? Отвечая на эти и другие вопросы, малыш учиться анализировать определенные поступки и действия, правильно оценивать их. Кроме того ребенок учится думать и рассуждать, озвучивая и аргументируя свое мнение. Малыш делится с родителями своими впечатлениями, озвучивает мысли и чувства.

— Через какое-то время предложите ребенку пересказать прочитанную сказку по иллюстрациям.

— Также можно предложить ребенку показать кукольное представление по мотивам сказки, или придумать свою сказочную историю.

— Ну и, конечно же, продолжайте читать сказки вместе с детьми.

Если делать это ежедневно, то ребенок сам будет приносить книги и просить их почитать. Если Вы будете уделять этому время, то в результате при минимальной затрате времени вы получите и любовь к чтению, и хорошую учебу, и отличную память.

Рефлексия.

Ведущий: Подошло время завершать нашу встречу.  Давайте, подводя итоги, постараемся ответить на вопрос: «Для чего нужны нам сказки?»

Итог: Для чего нужны нам сказки?

Для чего нужны нам сказки?  Что в них ищет человек?

Может быть, добро и ласку. Может быть, вчерашний снег.

В сказке радость побеждает, Сказка учит нас любить.

В сказке звери оживают,  Начинают говорить.

Прочитайте сказки детям! Научите их любить.

Может быть, на этом свете 

Станет легче людям жить.

Домашнее задание: Прочитайте детям сказки: 2 народных (сказку о животных, и  волшебную), 1сказку авторскую. В процессе используйте те советы, которые у вас в копилке.

Встреча № 2

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы продолжим наши встречи по теме «Сказка, которая учит жить». Предлагаю  придумать продолжение знакомой всем пословицы: «Сказка ложь, да в ней намек…!». (Ответы родителей).

Филворд

Ведущий предлагает решить филворд и прочитать вариант пословицы: «Сказка ложь, да в ней намек, … для родителей урок! (нам, родителям, урок!)»

Упражнение «Да и нет»

Ведущий: Если вы согласны с моим высказыванием, то скажите «да», в противном случае – «нет».

Скажите громко и хором, друзья,

Детей своих все вы, любите? (Да)

Давайте подумаем, нужен ответ

Вам хочется лекции слушать? (нет)

Я вас понимаю: Как быть нам тогда?

Детей развивать, воспитать нужно? (да)

Усилия нужно нам объединить,

Чтобы в конце результат получить.

Будем совместно вопросы решать? (да)

Будем все вместе читать и играть? (да)

Чаще, чем «нет» говорили вы «да»

Вы готовы учиться? продолжим тогда!

Рефлексия прошлой встречи:

Ведущий предлагает вспомнить, какие уроки для себя извлекли родители из прошлой встречи, какие советы им пригодились во время выполнения домашнего задания (чтения сказок). Какие сказки прочли детям.

(Ответы родителей).

Анализ анкет «Сказка в жизни вашего ребенка».

Ведущий: Сказка – это целый мир, в котором малыш способен легко, непринужденно и естественно получить знания, жизненный опыт, научиться добру, пониманию, дружбе. Сказки играют важную роль в формировании, развитии и воспитании дошкольников и дети их очень любят.

Согласно полученным данным из числа опрошенных …, ежедневно читают детям…, 2-3 раза в неделю получается читать у …родителей, 1 раз в неделю читают — … семей, 1 раз в месяц — … Родителей, которые не читают  детям – нет.

Рубрика «Говорят дети» (интервью)

Ведущий: Мы с детьми провели упражнение «Сказки нашего детства». Давайте посмотрим и подумаем над тем, что нам рассказали дети.

Вопросы:

Кто тебе читает дома сказки?

Какая твоя любимая сказка?

Какие сказки тебе прочитали недавно?

Ведущий: Результаты анкетирования и интервью показали, что наиболее любимыми являются следующие сказки …..

Любимую сказку (рассказ, историю) ребенок может слушать или пересказывать неоднократно, переживая заново чувства интереса, удивления, страха, волнения. Если  взрослый может помочь ребенку осознать переживаемые эмоции, задать вопросы, способствующие размышлению на темы добра и зла, правды и лжи, силы и слабости, то время, уделенное прочтению и обсуждению сказки, приобретает статус важнейшего в формировании личности, закладывает фундамент ее основных жизненных принципов, гражданской позиции.

Ведущий: Ответы опрос «Придумываете ли Вы когда-нибудь сказки для Вашего ребенка или вместе с ним?» показал, что родители предпочитают работать с готовым материалом. А ведь процесс сочинения сказки создает богатые возможности для развития творческого воображения детей, подключения их образного и логического мышления, активизирует фантазию детей.

На вопрос «Носит ли сказка воспитательный и развивающий характер?»  большинство родителей ответили утвердительно.

Вывод: Наша задача возобновить одну из безусловных функций семьи – семейное чтение. На сегодняшний день эта ценность относится к исчезающим. Есть данные, что если до 90-х годов 20 века 50% родителей читали своим детям книжки, то сегодня это делают не более 7%. А ведь дети знакомятся с окружающим миром, не только непосредственно что-то воспринимая, но и опосредованно – с помощью прочитанных книг, рассказанных сказок.

Великий  педагог В.А. Сухомлинский отмечал, что сказка  любима детьми не случайно. «Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких, трепетных звуках в сказке, в собственном творчестве, красоте» (В. А. Сухомлинский).

В.А. Сухомлинский работал с детьми и писал для них рассказы и сказки, которые не дают прямых наставлений детям, например: «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения».  Однако в содержании его произведений всегда заложен урок, который дети постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к простому и понятному тексту сказки.

Упражнение «Сказка ложь, но в ней урок»

Ведущий: Нам нужно объединиться в 2 команды. Ваша задача ознакомиться с текстом сказки В.А. Сухомлинского, выразительно его прочитать для второй команды, которой нужно извлечь из произведения урок, определить моральный вывод.

Зайчик и Месяц

Холодно зимой Зайчику. Выбежал он на опушку, а уж ночь настала. Мороз трещит, снег от Месяца блестит, холодный ветер с яру дует.

Сел Зайчик под кустом, протянул лапки к Месяцу, просит:

— Месяц, погрей меня своими лучами, а то долго ещё Солнышка ждать.

Жалко стало Месяцу Зайчика, он и говорит:

— Иди полем, полем, я тебе дорогу освещать буду, беги до большого стога соломы.

Побежал Зайчик к стогу соломы, зарылся в стог, выглядывает, улыбается Месяцу: — Спасибо, любимый Месяц, теперь твои лучи тёплые-тёплые.

Флейта и Ветер

В саду на лавке сидел Музыкант. Он играл на флейте. К его чудесной песне прислушивались и птицы, и деревья, и цветы. Даже Ветер прилёг под кустом и с удивлением слушал игру на флейте. Играл Музыкант про солнце в голубом небе, про беленькое облачко, про серенькую пташку-жаворонка и про счастливые детские очи.

Замолкла песня, положил Музыкант флейту на лавку и пошёл домой. Взвился Ветер из-под куста, прилетел к флейте, да и дунул со всей силы.

Загудела флейта, словно осенняя непогода под стрехою. Подул ветер ещё сильнее, а флейта не играет — гудит да и гудит.

«Отчего так? — думает Ветер. — Я легко могу вырывать дубы с корнями, скидывать крыши с домов. Почему же флейта не покоряется мне — не играет?»

Ведущий: помимо моральных выводов, которые помогают формировать нравственные качества у детей, сказка является прекрасным художественным материалом для развития памяти и речи, мышления и воображения: запоминание текста, пересказ,  умение вести диалог и монолог, придумывать продолжение сказки.  

Упражнение «Сказка в схеме»

Ведущий: Чтобы детям было проще запоминать и пересказывать близко к тексту, можно использовать схематические изображения сюжета. Здесь необязательно владеть  художественными навыками, главное чтобы схема отражала содержание текста. (Показ образца).

Предлагаю командам  родителей подготовить такие схемы для сказок «Зайчик и месяц» и «Флейта и ветер». Схематическая таблица или дорожка может включать от 4 до 8 опорных картинок.

Команда представляет схему, представители второй команды должны вспомнить и пересказать содержание произведения.

Упражнение «Диалог — монолог»

Ведущий: Еще одним важным моментом в сказках является диалог и монолог. Детям очень сложно выражать свои мысли, просьбы, обращаться за помощью к кому-то. Сказки нам могут в этом помочь, так как они этому обучают в простой форме.

Сейчас каждая команда получит задание обыграть фрагмент из сказки. Одной команде нужно провести диалог между героями из сказки «Зайчик и Месяц». Второй команде – монолог (размышление) Ветра.

Упражнение «Продолжи сказку»

Ведущий: В.А. Сухомлинский писал: «Если мне удавалось добиться, чтобы ребенок, … придумал сказку, связал в своем воображении несколько предметов окружающего мира, значит можно сказать с уверенностью, что ребенок научился мыслить» (Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1969. С. 157).

Мы с вами в процессе сегодняшней встречи познакомились с двумя сказками. Давайте попробуем придумать продолжение к ним: что могло произойти дальше с Зайчиком и Ветром.

Обсудите свои варианты в командах, запишите, пожалуйста, продолжение. Затем мы вместе поразмышляем над результатами работы.

Ведущий:  Такие несложные приемы помогут нам сделать процесс чтения сказки не только увлекательным, но и полезным, направленным на развитие личности ребенка. Зародившийся в малыше интерес к сказке постепенно будет перерастать в нечто большее, в потребность. Потребность заново пережить положительные чувства от общения с родным человеком, от волнения за судьбу героев сказки, от радости ожидания торжества справедливости… Постепенно, в процессе накопления и освоения не только знаний, но и собственного опыта в детях будут формироваться такие качества, как наблюдательность, умение обобщать, анализировать. Каждое прослушивание сказки будет приводить к переживанию самых разных эмоций, необходимых для общего развития малыша, открывать что-то новое в знакомой истории.

Надеюсь, что на сегодняшней встрече,  мы тоже с вами узнали что-то новое и интересное.

Рефлексия.

Упражнение «Две шляпы»

Ведущий: Подводя итоги, давайте обобщим полученные знания и запишем результаты, которые потом распределим по категориям:

1 шляпа  «Интересно» — Что было интересного,

2 шляпа «Практично» — Что возьмете в свою копилку советов и идей

3 настольное мусорное ведро  «Бесполезно» — то, что нам не понадобиться, время на это упражнение было потрачено зря, не эффективно.

Записи озвучиваем и помещаем в  соответствии с выбранной категорией.

Ведущий: Приглашаю Вас посетить следующую встречу, которая так же будет посвящена сказке. Мы с вами познакомимся еще с некоторые способами работы со сказкой, которые можно использовать в домашних условиях. 

Постепенно, в совместной деятельности с ребенком мы перейдем к этапу  «активного творчества», захватывающего все сферы жизни ребенка. И тогда сказка станет для нас, взрослых хорошим помощником в воспитании наших детей, а для них – откроет целый мир и  станет сказкой, которая научит жить!

Домашнее задание: прочитать 2 сказки В.А. Сухомлинского, применив то упражнение, которое взяли в копилку советов и идей. 

Слайд 1

Выполнила: Учитель начальных классов Литвинова Н.М.

Текст слайда:

Выполнила:
Учитель начальных классов
Литвинова Н.М.

 
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА ДУБНЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ,
ЛИЦЕЙ № 6 ИМЕНИ АКАДЕМИКА Г.Н. ФЛЁРОВА
(ЛИЦЕЙ № 6)

«Русские народные сказки»


Слайд 2

Цель: познакомиться с русскими народными сказками, привить интерес к русскому народному творчеству Задачи:Сформировать знания о русских народных сказках.Понять,

Текст слайда:

Цель: познакомиться с русскими народными сказками, привить интерес к русскому народному творчеству
 
Задачи:
Сформировать знания о русских народных сказках.

Понять, какие уроки дают людям русские народные сказки.


Слайд 3

Ска́зка — один из жанров фольклора, либо литературы. Эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, героического или бытового характера. Сказку

Текст слайда:

Ска́зка — один из жанров фольклора, либо литературы. Эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, героического или бытового характера. Сказку характеризует отсутствие претензий на историчность повествования, нескрываемая вымышленность сюжета.

Русская народная сказка — произведение устного творчества русского народа, один из видов фольклорной прозы.

Что такое сказка?


Слайд 4

Виды народных сказок очень разнообразны:  о животных;волшебные;новеллистические;легендарные;пародии и дразнилки;детские.

Текст слайда:

Виды народных сказок очень разнообразны:
 
о животных;
волшебные;
новеллистические;
легендарные;
пародии и дразнилки;
детские.


Слайд 5

Во – первых, народные сказки не имеют определённого автора, а передаются из уст в уста, из поколения

Текст слайда:

Во – первых, народные сказки не имеют определённого автора, а передаются из уст в уста, из поколения в поколение; во вторых, народ не записывал свои сказки на бумагу, просто помнил их, причём каждый рассказчик мог вносить какие — то свои поправки.

Почему сказка называется народной?


Слайд 6

Народная сказка - творение коллективное, она создаётся народом, может измениться, так как передается из уст в уста.В

Текст слайда:

Народная сказка — творение коллективное, она создаётся народом, может измениться, так как передается из уст в уста.
В народной сказке поднимается общечеловеческая проблема, значимая для всех.
Идея народной сказки заключается в нравоучении, народной мудрости. 
Сказочные приёмы (троекратные повторы, магические числа, нарушение запрета… ) в рамках народной сказки обязательны.
В народной сказке эпитеты, сравнения, устаревшие и диалектные слова, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами встречаются постоянно, так как отражают народную речь.
 В народной сказке всегда есть присказка, зачин, конец.
В народных сказках добро всегда побеждает зло.

Характерные черты русских народных сказок


Слайд 7

Русские народные сказки передавались из поколения в поколение нашими предками, и каждый вносил в них свою мудрость,

Текст слайда:

Русские народные сказки передавались из поколения в поколение нашими предками, и каждый вносил в них свою мудрость, опыт, знания. Поэтому у каждой сказки есть главная мысль, мудрость, которую народ хотел донести до слушателей. Итак, сказки учат:
-ценить настоящую дружбу ( «Лапоть, Соломинка и Пузырь», «Кот, Дрозд и Петух», «Крылатый, мохнатый и масленый»)
— не обижать маленьких, уважительно относиться к старости, слушать старших («Заюшкина избушка», «Гуси-Лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)
-бороться с человеческими пороками: ленью, жадностью, скупостью, глупостью («Лиса и журавль», «Петух и золотая мельничка», «Зимовье зверей»)
-решать сложные ситуации с помощью смекалки, хитрости, остроумия, упорства и труда («Вершки и корешки», «Лиса и рак»)
-побеждать зло добром («Бычок — соломенный бочок», «Царевна Лягушка», «Финист-ясный сокол», «Иван — крестьянский сын и Чудо-Юдо» )
-любить свою семью («Волк и семеро козлят», «Лисичка со скалочкой», «Снегурочка», «Морозко»)

Чему учат русские народные сказки


Слайд 8

Один за всех и все за одного («Репка»)Кто дальше носа не видит, тот с носом и останется.

Текст слайда:

Один за всех и все за одного («Репка»)
Кто дальше носа не видит, тот с носом и останется. Смелым счастье помогает («Маша и медведь»)
Чем хвалимся на том и провалимся («Колобок»)
Как аукнется так и откликнется («Лиса и журавль»)

Поговорки и пословицы к русским народным сказкам


Слайд 9

Не всякому верь закрывай крепче дверь («Волк и семеро козлят»)Не бери наскоком, поплатишь боком («Теремок»)Друг познается в

Текст слайда:

Не всякому верь закрывай крепче дверь («Волк и семеро козлят»)
Не бери наскоком, поплатишь боком («Теремок»)
Друг познается в беде («Кот и петух»)
На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай и свой затевай («Заюшкина избушка»)

Поговорки и пословицы к русским народным сказкам


Слайд 10

Многие писатели пересказывали и обрабатывали русские народные сказки, а также сказки зарубежных авторов.Очень много русских народных сказок

Текст слайда:

Многие писатели пересказывали и обрабатывали русские народные сказки, а также сказки зарубежных авторов.
Очень много русских народных сказок в пересказе Алексея Николаевича Толстого. Бобовое зернышко, Гуси-лебеди, Заяц — хваста, Иван Царевич и серый волк, Колобок, Кот и лиса, Кривая уточка, Лиса и журавль, Лиса и заяц, Мальчик-с-пальчик, Петушок — золотой гребешок, По щучьему велению, Репка, Сестрица Аленушка и братец Иванушка, Пузырь, соломинка и лапоть, Теремок, Хаврошечка и другие.
Сергей Тимофеевич Аксаков услышал в детстве сказку Аленький цветочек. В дальнейшем он пересказал и обработал эту замечательную сказку.
Павел Петрович Бажов обработал и записал народное уральское сказание Серебряное копытце.
Произведения Александра Сергеевича Пушкина тоже написаны по мотивам русских народных сказок. Руслан и Людмила, Сказка о мертвой царевне.

Известные писатели и русские народные сказки


Слайд 11

Спасибо за внимание!

Текст слайда:

Спасибо за внимание!


Дата : 6.12.21 – 13.12.21г.

                                  Программное содержание:

                 Тема  : «Здравствуй ,зимушка-зима!»

 1.Расширение представлений о зиме (изменения в погоде, растения зимой, поведение зверей и птиц). 

2.Знакомство с зимними видами спорта (коньки, лыжи, санки). 

3. Развитие исследовательского и познавательного интереса к экспериментированию со снегом и льдом. 

4. Воспитание бережного отношения к природе, способности замечать красоту зимней природы.

Основная мысль сказки зимовье зверей

с 29.11 по 05.12.21

тема: «Кто как к зиме готовится»

Программное содержание:

1. Расширение знаний о поздней осени (разнообразие явлений природы: моросящий дождь, ливень, туман).

3. Расширение представлений о животных, птицах, их приспособлению к жизни в зимних условиях 

4. Формирование элементарных экологических представлений (рассматривать растения, наблюдать за животными, не беспокоя их и не причиняя им вреда).

Рекомендуем родителям:

— совместно с ребенком сделать кормушку, ежедневно добавлять корм, наблюдать за птицами, прилетающими к кормушке;

— почитать с ребенком дома: («Олененок» Ю. Кушак, «Покормите птиц зимой» А. Яшин, «Скачет шустрая синица…» А. Барто, «В медвежий час» Г. Цыферов, «Первая охота», «Лесной колобок – колючий бок», В. Бианки, «Зимовье зверей», «Лисичка-сестричка и волк», «Сказка про Комара Комаровича», народные сказки о животных, их повадках;

— привлечение ребенка к работам на садовом участке по подготовке к зиме, объяснять, что и для чего делается (перекапывание почвы, укрывание растений и т.п.);

Основная мысль сказки зимовье зверей

с 22.11 по 28.11.21

Тема: «Здоровей-ка»

Программное содержание:

1. Расширение представлений о здоровье и здоровом образе жизни.

2. Последовательное приучение к самостоятельному умыванию, мытью рук с мылом по мере загрязнения, использованию расчески, носового платка.

3. Расширение представлений о важности для здоровья сна, гигиенических процедур, движений, закаливания.

Рекомендуем родителям:

— рассказы из личного опыта родителей на тему: «Представление о здоровье и здоровом образе жизни»;

— почитать с ребенком дома: М. Дружинина «Кто знает волшебное слово», А. Кондратьев «Добрый день!», С. Маршак «Ежели вы вежливы», С. Капутикян «Кто скорее допьет», «Маша обедает», И. Муравейка «Я сама», Н. Павлова «Чьи башмачки»;

— выполнение совместной творческой работы (рисунок, аппликация) для семейной выставки «Мой друг Мойдодыр»;

— закреплять культурно-гигиенические навыки в домашних условиях;

— рассмотреть  ребёнка фото с раннего возраста, отметить, как вырос малыш;

— в беседах уточнять представления ребенка о том, что нужно делать, чтобы быть здоровым;

Основная мысль сказки зимовье зверей

с15.11 по 21.11.21

Тема: «Я-человек»

Программное содержание:

                 особенности внешнего вида, различия и сходство во внешности со сверстниками и родителями (цвет волос и глаз, рост, вес, длина волос, половая принадлежность);

                 органы чувств и их назначение: глаза — чтобы видеть, различать цвет, форму предметов, уши – слышать, нос – дышать, различать запахи, язык – различать вкус, помощь в произнесении звуков и т.п.;

                 люди – живые, они питаются, передвигаются, дышат воздухом, чувствуют, им нужна пища, чистая вода и свежий воздух, тепло, свет; особенности, присущие только человеку: люди общаются с другими людьми, думают, разговаривают, видят красоту природы, трудятся, заботятся о других людях, растениях, животных, условиях среды, проявляют доброту.

                 одежда и деятельность человека (взрослых и детей) в разные сезоны.

Для осуществления образовательной деятельности в семье по теме рекомендовать родителям:

                 почитать стихотворение А. Барто «Одиночество»;

                 побеседовать с детьми о правилах хорошего тона в гостях, в местах общественного пользования;

                 использовать личный пример родителей в закреплении норм поведения с позиции гендерного воспитания детей; приобщение к семейным ценностям и традициям;

                 понаблюдать за домашними занятиями членов своей семьи, совместно с детьми нарисовать любыми изобразительными средствами  альбом «Моя семья» для выставки в группе;

                 задание: предложить родителям совместно с ребенком вылепить поделки «Мои любимые игрушки», для выставки в группе; 

Основная мысль сказки зимовье зверей

с 08.11 по 14.11.21

Тема: «Этикет»

Программное содержание:

1. Формирование первичных гендерных представлений (мальчики сильные, смелые; девочки нежные, женственные).

2. Создание условий для закрепления умения самостоятельно мыть руки с мылом, вытираться полотенцем насухо, пользоваться носовым платком, расческой.

3. Развитие умения свободно ориентироваться в помещениях детского сада.

Для осуществления образовательной деятельности  в семье по теме целесообразно рекомендовать родителям:

— привлекать ребенка к выполнению простых трудовых поручений;

— почитать с ребенком дома: М. Дружинина «Кто знает волшебное слово», А. Кондратьев «Добрый день!», С. Маршак «Ежели вы вежливы», 

— обсудить с ребенком правила поведения в детском саду, на улице, в общественных местах;

— подготовить альбом «Как я помогаю»;

— составить и пополнять «Словарик вежливых слов».

Основная мысль сказки зимовье зверей

2. Актуализация
знаний

Упражнения с книгами по
теме

Начнём работу с выставки детских
книг.

(У доски выставка книг: русская
н.сказка «про Ленивую и Радивую»,

1 венгерская н. сказка
«Два жадных медвежонка»,

1 татарская н. сказка «Три сестры»,

 братья Гримм «Сказки»)

 У  доски работают 4
человека.

Задание учащимся:
рассмотреть книги, представить книгу.

-Попробуйте образовать
группы по сходным признакам.

-Давайте, обобщим, какие
могут быть сказки?

-Молодцы! Знаете
особенности разных сказок.

Выделяет группу со
сказкой  братьев Гримм.

— Я хочу рассмотреть книгу,
которая в руках у Олеси.

-Почему эта книга
привлекла моё внимание?

-Определим тему
сегодняшнего урока. Какая будет тема урока?

Рассматривают выставку.

4 ученика работают у
доски.  Каждый представляет одну из книг.

Представляют книгу.

1.       Русская народная сказка о
людях

«
Про Ленивую и Радивую»

2.       Венгерская народная
сказка о животных «Два жадных медвежонка»

3.       Татарская народная сказка
о людях «Три сестры»

4.       Сказки братьев Гримм.

Договариваются, образуют
группы.

1гр. Народные сказки.

2гр. Авторские сказки.

Или

1гр. Русские народные
сказки.

2гр. Сказки народов мира.

Учащиеся класса
высказывают мнение.

1 гр. Сказки о животных

2 гр. Сказки о людях

1гр. Волшебные сказки

2гр. Сказки не волшебные

Народные сказки. Автор народ.
Создаются в устной форме. Время создания определить невозможно. Бывают
волшебные, бытовые, о животных.

Авторские сказки. Автор конкретное лицо. Создаются
в письменной форме. Время создания (чаще всего) известно.

-В руках книга со
сказками Братьев Гримм.

 (« Бременские
музыканты»)

— На прошлом уроке мы
познакомились со сказкой братьев Гримм «Бременские музыканты».

-Зарубежные сказки
народов мира
.

-Сказка Братьев Гримм
«Бременские музыканты».

Регулятивные

-умение определять цель деятельности на
уроке;

Коммуникативные

-умение
слушать и понимать других;

— оценка
действий;

— Умение
полно и точно выражать свои мысли;

Познавательные

-анализ с
целью  выделения признаков;

— выбор оснований
для сравнения;


классификация;

Коммуникативные

— вести
устный диалог, слушать собеседника;

— формировать
умения взаимодействовать в паре

Познавательные

-анализ с
целью  выделения признаков;

— выбор
оснований для сравнения;


классификация;

Характеристика осла

-В тетради на стр. 30, в
задании 2 надо ответить на важный вопрос.

Каким был осёл?

— Какими словами
начинается сказка?

— Почему авторы так
говорят про осла?

-Нам предстоит узнать и
доказать это утверждение.

— Рассмотрите иллюстрацию
на стр. 54, прочитайте отрывок к иллюстрации.

-Почему же пригласил осёл
собаку, ведь она же была старая?

 –Каких ещё животных
встретил осёл по дороге в город Бремен?

-Удалось ли нам доказать,
что авторы не зря говорили «И был у мельника осёл, хороший осёл, умный и
сильный»?

Выборочное чтение.

— Подберите отрывки к
иллюстрации на стр. 55

Вывод: какими были герои
— животные?

Кто является главным
героем в сказке « Бременские музыканты?» Докажите это.

–Почему авторы назвали
сказку «Бременские музыканты»?

— Какое событие произошло
с героями сказки? Расскажите.

-Прочитайте, как герои
встретили разбойника, который пришёл в дом?

-Почему удалось
перехитрить разбойника?

–Как закончилась сказка?
Прочитайте.

2.Итог:

-Почему героям удалось
перехитрить разбойников?

-Послушайте небольшое
стихотворение:

Если ты попал в беду,

Если трудно одному,

Ты ищи себе друзей.

С ними вместе веселей.

В начале урока мы с вами
ставили цель: узнать  чему учит сказка, зачем авторы нам её рассказали.

-Удалось ли нам достичь
поставленной цели?

Физкультминутка

6.Обобщение

1.Сравнение сказок

-Читая сказку братьев
Гримм «Бременские музыканты», вам, наверное, в голову пришла мысль, что
сказка эта по сюжету похожа на некоторые другие прочитанные сказки. Назовите
эти сказки.

Сравним сказки.

Давайте заполним таблицу.
(каждая пара получает бланк таблицы )

Взаимопомощи и дружбе мы
учимся у героев сказок.

(работа в парах)

Проверка. Слайд № 2

(В одной строке допущена
ошибка )

Проверяют работу,
замечают ошибку в таблице.

— Кто ещё заметил ошибку?

— Как исправить?

Слайд № 3. Таблица
исправлена

-Какое различие в
сказках?

-Что общее ?

2.Итог.

-Выберите пословицы, в
которых выражена главная мысль сказок.

Объясни свой выбор.

Слайд № 4 (пословицы)

3. дополнительный
материал об авторах сказки для развития кругозора второклассников.

 Слайды № 5-8

В начале урока мы
говорили, что герои сказки отправились в город Бремен.

В немецком городе Бремене
установлен памятник героям. Он так и называется «Бременские музыканты». И
даже в России в г. Красноярске, Липецке, Сочи есть памятники дружным
животным.

Выборочное чтение.

« Много лет тому назад
жил на свете мельник. И был у мельника осёл, хороший осёл, умный и сильный»

Работа в тетради.

Самостоятельно отвечают
на вопрос.

Осёл был…

Выборочное чтение.

— хороший осёл, умный, добрый

— понимал, что трудно быть одиноким и слабым

Читают соответствующие отрывки.

Читают отрывки

— Доказали слова братьев Гримм.

— Осёл сам был добр, а также показал своими поступками  остальным
животным, что надо быть добрым и понимающим, заботливым.

-« Пошли они вместе.

Осёл идёт, кричит по – ослиному; собака идёт, лает по со -собачьи; кот
идёт , мяукает по – кошачьи; петух идёт, кукарекает.»

-Наши герои дружные, помогают друг другу в трудную минуту.

-Это герои, вокруг которых развиваются все события, они присутствуют
от начала сказки  до самого конца.

Называют героев сказки: осёл, кот, собака, петух

-Герои сказки шли в город Бремен.

-Хотели в Бремене стать музыкантами

Рассказ о встрече с разбойниками.

-Настала ночь. Все животные устали. Остановились на ночлег под большим
дубом. Петух с верхушки дерева заметил огонёк. Решили узнать, что это за
огонёк. ( ученики пользуются цитатами стр.57-59)

Чтение отрывка.

-Каждый из героев по — своему пугал разбойника.

— Все вместе пугали разбойника.

— Хотели прогнать разбойника.

-Умели договариваться. Были дружными.

Чтение отрывка. « И ушли разбойники из этого леса навсегда.

А бременские музыканты – осёл, собака, собака, кот и петух – остались
жить поживать в их доме»

Вывод. Герои сказки были дружными.

Вместе придумали, как перехитрить разбойников.

Все герои когда- то были одинокими, хозяева выгнали их из собственного
дома, а теперь у героев появился дом. В этом доме они будут дружно жить.

-Учит совершать добрые дела.

-Быть дружными, помогать друг другу.

— Рассказали, чтоб мы поняли, что дело получится, если его выполнять
дружно.

-Надо вместе работать, помогать слабым, старым (пожилым).

Музыкальная пауза « У жирафов пятна..»

«Зимовье зверей» русская народная сказка

«Как Джек за счастьем ходил» английская народная сказка.

Заполняют таблицу самостоятельно.

Заголовок

Автор

Герои

«Бременские музыканты»

Братья Гримм

осёл, собака, кот,
петух

«Зимовье зверей»

Русская народная сказка

бык, баран, гусь,
петух, волк, медведь

«Как Джек ходил счастья
искать»

Русская народная сказка

Джек, кот, собака,
коза, бык, петух, разбойники

Должны заметить ошибку
самостоятельно.

-«Как Джек ходил счастья
искать»

английская народная  сказка.

1).- «Бременские
музыканты» — авторская сказка.

— «Зимовье зверей» и «Как
Джек ходил счастья искать» — народные сказки.

2).«Зимовье зверей»-
русская народная сказка

   «Как Джек ходил
счастья искать» и «Бременские музыканты». Это сказки других народов мира.

3).  — Народные и
авторская,

       — Разные герои в
сказках.

— Это сказки. Герои
сказок – животные.

— Герои дружны. Дружба
помогает в трудную минуту.

Без труда не выловишь и
рыбку из пруда.

Не имей 100 рублей, а
имей сто друзей.
(Дружба
дороже денег. Друг выручит в трудную минуту. Деньги не всегда могут помочь.)

Ученье свет, а не ученье
– тьма.

Маленькая дружба лучше
большой ссоры.

(С другом не надо
ссориться. Плохо, когда с другом в ссоре. )

— Эти пословицы о дружбе.
Пословицы созданы народом.

-Пословицы — это народная
мудрость. А мудрые люди знают, каким должен быть человек.

Сообщение подготовлено 1
учеником.

Узнают новые интересные
факты из презентации.

Слайд № 5 –портрет
Братьев Гримм.

Кто изображён на
портрете?

Слайд №6 Германия, г. Ханау

Место рождения братьев
Гримм.

Слайд №7 –Дом, в котором
родились Братья Гримм

Слайд №8 памятник
Бременским музыкантам в городе Бремене.

Познавательные:

— осуществлять смысловое чтение;

— проводить поиск и выделение
необходимой информации из различных источников;

— работать с текстом  и
иллюстрациями;        Коммуникативные

— вести устный диалог, слушать
собеседника;

— формировать умения
взаимодействовать в паре;

-Строят высказывания в устной
форме

Построение
логической цепи рассуждений.

Коммуникативные

-Контролируют
деятельность свою и одноклассников

Личностные

формирование понятий о дружбе;

Познавательные


осуществлять смысловое чтение;


проводить поиск и выделение необходимой информации из различных источников;


работать с текстом и иллюстрациями;

Личностные

 формирование
понятий о дружбе;

Регулятивные

-учатся
наблюдать

сравнивать

анализировать

удерживать
учебную задачу

Познавательные:


проводить поиск и выделение необходимой информации из различных источников;

Регулятивные:


выполнять учебные действия в соответствии с составленным планом;


выполнять взаимопроверку;


оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников;

       
коммуникативные

-формировать умения
взаимодействовать в паре;

Личностные:

формирование понятий о дружбе;

-контролируют
деятельность свою и одноклассников, и учителя.

-учатся
наблюдать

сравнивать

анализировать

делать
вывод

Личностные:

формирование понятий о дружбе;


формировать положительное отношение к учёбе;

Познавательные

учатся
поиску необходимой информации из различных источников

формируется
положительное отношение к учёбе

Сочинение по рассказу А.Костюнина «Рукавичка»
материал по литературе (9 класс) на тему

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Рассказ с незатейливым названием и глубоким содержанием «Рукавичка» заставляет подумать, прочувствовать многое.

Сразу очень трудно сказать, о чём он: речь идет о конкретных людях, конкретных ситуациях, но сразу понимаешь, что за всем этим что-то большее, стоящее вне времени. Как будто запутывая еще больше, Костюнин и время в рассказе «размножил» и обобщил (начинает с настоящего, затем вспоминает детство «…тридцать лет прошло…», после переходит к «роковым девяностым», заканчивает настоящим). Автор созерцает события жизни, себя, переоценивая прошедшее, чувствуя заново, переживая: « Но заглушать эту боль я почему-то не хочу…».

О чем? О том, как легко приклеить человеку ярлык и этим перевернуть его жизнь, загубить жизнь. О том, как переворачивают учителя сознание детей, подстраивая их под свои уродливые правила. О том, что для детей становится чудом обыкновенная рукавичка, толкнувшая одного из них, не самого счастливого, на воровство. О том, как люди, испытывая нужду, теряют способность прощать, жалеть. О заповедях, перевернутых людьми с ног на голову.

И герои рассказа такие же неоднозначные, вернее отношение к ним двоякое, если оценивать с обывательской позиции и позиции Высшего.

Юрка – фактически вор, украл рукавичку. Но, зная то немногое, что написал автор о его жизни («Юрка был из большой семьи, кроме него ещё три брата и две младшие сестры. Отец у него крепко пил, и Юрка частенько, по-соседски, спасался у нас», «Купить одёжу точно в свой размер было негде. Перешивали или донашивали оставшееся от старших. Жили все тогда туго. Бедовали.), учитывая сам предмет воровства («кукольного размера, даже новорождённому младенцу было бы мало…»), уже хочется его оправдать. Автор и делает это: подробно описывает состояние детей, созерцающих чудо: « Мы, нетерпеливо перегибаясь через чужую голову, разглядывали это чудо с завистью, пока оно на соседней парте, и с удовольствием, сколь можно дольше, на полных правах рассматривали диковинку, когда она попадала нам в руки». Вырывает детей из этого состояния резко прогремевший звонок. («Звонок прогремел резко. Нежданно»). Юрка, державший в этот момент в своих руках чудо, сам не зная, не понимая, каким образом это произошло, вырвал рукавичку из альбома. Это его состояние, как во сне, и выливается потом в –« Миня эн тийе! Миня эн тийе! Миня эн тийе… – лепетал запуганный Юрка, от волнения перейдя на карельский язык».

Как его судить по земным законам? Э то и поступком не назовешь: ребенок душой тянулся к чему-то, отсутствующему в его жизни, интуитивно.

А осудили ребенка, резко, жестко: « А, не знаешь. Ты не знаешь. Ну, так я знаю! Ты украл её. Вор!»

« Больше Юрка в школе никогда ничего не крал, но это уже не имело значения. «Вор» – раскалённым тавром было навеки поставлено деревней на нём и на всей его семье. Можно смело сказать, что восемь школьных лет обернулись для него тюремным сроком.

Он стал изгоем». Учитель, на которого смотрели дети, открыв рот, ожидая и веря, что этот человек всегда прав, он самый умный, сломал жизнь одного из них. «Мел крошится. Белые хрупкие кусочки мелкой пылью струятся из-под руки» — точно так же из-под руки её слетела сломанная жизнь Юрки и не его одного.

«Его по-человечески унижали, считалось подвигом» поиздеваться над изгоем. Вот они перевертыши. По-человечески поддержать, понять, пойти против всех – быть вместе, но нет, «биологическая потребность возвыситься над слабым брала верх».

Дальше больше, Роковые девяностые годы стали для всей России тяжёлым испытанием. Замолкали целые города, останавливались заводы, закрывались фабрики и совхозы. Люди , как крысы в бочке , зверели, вырывая пайку друг у друга. Безысходность топили в палёном спирте. Воровство крутой высокой волной накрыло карельские деревни и сёла».

Учинив расправу над бандой воров , « Мы пили за победу над злом». То, что автор часто прибегает к оксюморону, еще раз наводит на мысль о перевернутых заповедях: люди придумывают свои законы, по ним судят, учиняют расправу над другими людьми – зло порождает зло…

Замкнутый круг. И композиция рассказа кольцевая, словно бумеранг, возвращающий все на круги своя. «Юрка, Юрка… твоя судьба для меня – укор… И чувство вины растёт». Юрка с тавром вора, поставленным навечно, Леха Силин, червоточину которого пропустили, не заметили. А он тогда, в детстве, один смеялся над унижением своей одноклассницы. Почему-то не кажется удивительным, что он был в числе тех пяти воров, над которыми тоже учинили самосуд.

Тяжелый рассказ. Говорит в нем каждое слово, в каждом слове подтекст, в каждой цифре. И разговор о нем долгий и выстроить его логично тяжело. Поэтому прочитав со своими учениками «Рукавичку», не просила их писать сочинение: мыслей много, все они сходятся к тому, что словами трудно высказать – жить по законам Божьим, по-человечески.

Рада была, когда после урока дети пошли в библиотеку искать рассказы Костюнина.

Русская народная сказка «Рукавичка»

Читательский дневник по русской народной сказке «Рукавичка»

Число страниц: 4

Главные герои: дед, собака, лесные звери.

Характеристика главных героев:

Дед — Рассеянный охотник, забывший своё имущество.

Собака — Громкоголосая.

Лесные звери — мышка, лягушка, зайчик, лиса, волк, кабан, медведь.

Всем хочется домашнего тепла и уюта.

Краткое содержание сказки «Рукавичка»

Потерял дед в лесу свою рукавичку.

Приглянулась рукавичка мышке, и осталась попрыгушка в ней жить.

Следом прискакала лягушка, а за ней припрыгал зайчик.

Стали они жить втроём.

Но потом к ним добавились лиса и волк, и уже пять зверей живут в рукавичке.

Потом пришёл кабан и звери боялись, что он не войдёт к ним в домик.

И наконец пришёл медведь, который сел на рукавичку сверху.

Тут вернулся дед, натравил на зверей собаку, и забрал свою потерю.

План сказки:

  1. Потеря.
  2. Первые жильцы.
  3. Новые жильцы.
  4. Медведь на крыше.
  5. Дед с собакой.

Основная мысль сказки «Рукавичка»

Главная мысль сказки в том, что хозяин свою вещь всегда найдёт.

Основная идея произведения в том, что вместе всегда лучше.

Чему учит сказка

Сказка учит уметь жить всем вместе, не ругаясь и не ссорясь.

Учит тому, что дома лучше, чем где бы то ни было.

Учит не быть рассеянным и не терять свои вещи, а если потерял, искать их и находить.

Учит не брать чужое.

Краткий отзыв по сказке «Рукавичка» для читательского дневника

Прочитав эту сказку, я подумала о том, что мы часто не ценим того, что имеем.

И понимаем цену вещи только после того, как потеряем её.

Вот и старик не знал цены рукавичке.

А для зверей она оказалась хорошим домом.

Это интересная и весёлая сказка.

В неё рассказывается о том, как различные животные выбрали своим домом потерянную рукавицу.

Мне понравились звери, потому что они были дружными.

Они были согласны жить в тесноте, зато в тепле.

И вместе им было весело.

Я всем советую прочитать эту сказку и подумать о том, как важно жить в дружбе и согласии с окружающими.

Пословицы к произведению:

  • В тесноте, да не в обиде.
  • Лучше своё отдать, чем чужое взять.
  • На чужой каравай рот не разевай.
  • Вместе — тесно, врозь — тошно.
  • Вместе мокли, вместе сохли.

Словарь неизвестных слов

Незнакомых слов нет.

Отрывок, поразивший больше всего:

А тем временем дед хватился — нет рукавички.

Он тогда вернулся искать её.

А собачка вперёд побежала.

Бежала, бежала, смотрит — лежит рукавичка и пошевеливается.

Собачка тогда:

— Гав-гав-гав!

Звери испугались, из рукавички вырвались — да врассыпную по лесу.

Сочинения по сказке «Рукавичка»

По заснеженной дороге, ехал герой русской народной сказки «Рукавичка» — Дед. Устало погоняя измученную лошадь, мечтает об одном, скорее добраться до дому и согреться. Задумавшись, не заметил старый, как упала с возу его здоровенная шерстяная рукавица…

Сочинения по сказке «Рукавичка»

Анализ сказки «Рукавичка»

Жанровая направленность произведения представляет собой украинскую народную сказку, повествующую о животных, имеющую аналогом в русском творчестве в виде сказки «Теремок», немного с измененным сюжетом.

Сюжетная линия сказки является незамысловатой, а также распространенной, и состоит в поиске зверями дома, где они могут согреться и жить в дружбе с соседями.

Главными героями сказки представляются дикие животные в количестве семи персонажей в лице мышки, лягушки, зайца, лисы, волка, кабана и медведя. Кроме того, в качестве второстепенных персонажей в сказке изображаются дед, потерявший в лесу рукавичку, а также его верная собака по кличке Жучка.

Прозвища главных героев сказки имеют двойную структуру, поскольку состоят из названия зверя, а также его внешних признаков, повадок, мест обитания. К примеру, мышка называется серым шалунишкой, поскребушкой, норушкой, а кабан именуется зубаном, клыканом.

Герои в сказке отличаются доброжелательностью и уступчивостью, соглашаясь приютить в рукавичке каждого следующего гостя, несмотря на тесноту.

Отличительной особенностью произведения является авторское отношение к героям сказки, заключающееся в ласке и добром внимании, которые выражаются путем использования в прозвищах зверей уменьшительно-ласкательных слов и фраз.

События произведения разворачиваются на территории леса в зимний период времени, при этом название сказки отражает ее место развития повествовательного действия.

Финал сказки отличается грустью, поскольку животные вынуждены покинуть вновь обретенный дом по причине обнаружения пропавшей рукавички собакой деда.

Смысл сказки заключается в проявлении дружелюбия и гостеприимства, заботясь о ближних и преодолевая трудности и испытания совместными усилиями.

О чем сказка Рукавичка – сюжет

Однажды холодным зимним утром дед отравляется в лес рубить дрова вместе со своей собачкой. На лесной тропинке от теряет своего рукавицу, но не замечает этого. Рукавицу обнаруживает мышка — о, это же прекрасный теплый дом! — и залезает в нее, теперь она там будет жить.

Мимо проходит лягушка, и она тоже остается жить в рукавице вместе с мышкой, потом к этой компании добавляется заяц, лиса, кабан и медведь.

Рукавица растет вместо с жителями, всем тепло и хорошо, всем хватает места(!). Но тут вдруг на другом краю леса дед обнаруживает пропажу и отправляется на поиски, собачка убегает вперед и находит рукавицу, начинает громко лаять, а все животные от страха разбегаются.

Дед подошел, поднял рукавичку, собачку свою погладил, да похвалил.

Мне очень нравится тема волшебства, которая не доступна человеку. Собака лает, когда хозяин теряет рукавицу, «словно хочет что-то сказать» и в конце, когда находит ее и возвращает хозяину. Хозяин хвалит собаку за найденную рукавичку, а она гавкает снова «словно хочет что-то сказать».

Таким образом, все, что произошло, эта такая мистерия, которая возможна только в мире животных, не доступная и не постижимая человеческому глазу. И было это или нет, мы не знаем, ибо язык животных нам не доступен.

Сочинение о сказке Рукавичка

Потерял дед в лесу рукавичку, и в ней мышка поселилась. Вскоре пустила мышка к себе лягушку, а потом и зайчика жить. Следом поселились в рукавичке лисичка, волк и кабан.

Медведь не мог залезть в рукавичку и сел на нее сверху. Вспомнил дед про рукавичку и вернулся в лес. Собака залаяла, звери разбежались, и забрал дед рукавичку.

Мне понравилась эта смешная сказка про зверей, которые вздумали все вместе жить в потерянной рукавчике. Им было хорошо, но они не сумели защитить свое имущество, и дед вернул себе рукавичку. Это кажется справедливым, все-таки рукавичка была его.

Главная мысль сказки «Рукавичка» – свое не теряй, чужое не отбирай.

Русская народная сказка учит не быть рассеянным, не терять своих вещей, а потеряв, искать их. Учит жить дружно и помогать другим. Учит делиться тем, что имеешь. Учит не желать чужого.

Читайте также: «Бедная Лиза» герои повести Карамзина – характеристика образов.

Сказка учит быть гостеприимным, дружелюбным, заботиться о ближних. Звери жалеют друг друга, не дают замёрзнуть, пускают в жилище каждого нового товарища, при этом сами теснятся, испытывают неудобства. Текст её наполнен красочными именами животных, логическими повторами, которые быстро запоминаются малышами и развивают их речь.

  • Основные правила жизни поморов из рассказа устьянский правильник
  • Приходится быть как пишется
  • Приходится или преходится как пишется
  • Приходится делать как пишется
  • Приходится выбирать как пишется