Основная мысль сказки жуковского спящая царевна

На примере образа царевны, автор показывает, что неосторожность и любопытство могут привести к большой беде. молодая девушка увидела в покоях
  • На примере образа царевны, автор показывает, что неосторожность и любопытство могут привести к большой беде. Молодая девушка увидела в покоях незнакомую старуху и даже не поинтересовалась, кто она такая. Царевна без тени сомнения взяла веретено из рук незнакомки и поплатилась за это.
    Писатель также доказывает, что судьба человека предначертана заранее. В сказке жизнь предопределяется чарами. Читатель заранее знает, что царевна не проснется, пока не пройдет триста лет. Именно поэтому молодцы, которые пытаются спасти красавицу раньше указанного срока, терпят поражение и не возвращаются из дремучего леса. Удалому царевичу суждено найти царевну и снять проклятие, поэтому он с легкостью делает это. Счастье дается смелым, уверенным в своих силах людям, которые не обращают внимание на неудачи предшественников..Эта истина также имеет место в сказке «Спящая царевна». Если бы царевич струсил, он бы не упустил свое счастье.
    Как и в других сказках, в «Спящей царевне» утверждается победа добра над злом. Чары колдуньи оказались бессильными перед добром другой феи. И хоть злая старуха-чародейка не была наказана, добро все равно одержало верх. Возможно, упуская сцену наказания колдуньи, В. Жуковский хотел показать, что добро не идет дорогой смерти и наказаний.
    Волшебный сюжет произведения «Спящая царевна» захватывает не только оригинальными образами и событиями. Он таит советы и подсказки, которые В. Жуковский хотел передать взрослым и маленьким читателем. Сказка остается популярной уже почти два столетия. Думаю, многие читатели нашли чему научиться у ее героев.

  • Сюжет произведения не сложный, все его элементы расположены в прямом порядке, но есть в сказке и композиционные особенности. В. Жуковский очень много внимания уделяет несюжетному элементу – пейзажу. Более десяти строчек занимает описание того, как засыпал и зарастал кустарниками дворец. А потом также долго описывается, как все оживало ото сна. Чтение таких описаний не докучает, ведь автор подает их интересно и оригинально.
    Интересно также описывается внешность царевны, которую спящей увидел принц. Портрет ее прорисован очень детально: черные кудрявые волосы, тонкий стан, алые губки и белые руки. Фигуру девушки подчеркивают легкий сарафан и сапожки. Картинка, которую читатель видит в итоге, полностью соответствует народным представлениям о красоте.
    Главным персонажем сказки В. Жуковского можно назвать только царевну, ведь именно вокруг нее оборачиваются все события. Остальные герои второстепенные, но иногда выступают на первый план, когда это нужно для развития сюжета. Особенность системы образов в том, что по имени назван только царь Матвей. Для остальных персонажей автор использует только нарицательные имена.
    В художественном оформлении произведения есть как индивидуально-авторские, так и народные особенности. Очень бросаются в глаза традиционные «формулы», характерные для устного народного творчества: «Дочь прекрасна так была, что ни в сказке рассказать, ни пером не описать»; «…начал жить да поживать». Также в тексте используются традиционные эпитеты, например «темный бор», «дремучий лес». В речах персонажей автор использует повторы, что также характерно для народных сказок.
    Сказка В. Жуковского – не просто переписанный сюжет из западного фольклора, это самобытное произведение, отображающее русское мировоззрение и культуру.

  • Глазами царевича читатель видит чарующую красоту пятнадцатилетней царевны. До этого В. Жуковский ограничивался лаконичным описанием девушки «расцвела, как майский цвет». Второе описание героини детальное, соответствует народным представлениям о девичьей красоте. Автор сравнивает ее с дитем, намекая на чистоту и невинность. Несмотря на то, что девушка спит уже три столетия, вид у нее свеж: «распылалася от сна; молод цвет ее ланит», «грудь как свежий снег бела». Даже во сне ее глаза блестят, сверкают пламенем между ресниц. Также бросаются в глаза традиционные для русского фольклора элементы портрета: «губки алые» и «руки белые».
    Отдельно писатель обращает внимание на одежду героини. На ней традиционное русское убранство – сарафан и легкие сапожки. Одежда делает ее фигуру еще прекраснее. Красота и молодость девушки притягивают царевича, и тот осмеливается поцеловать ее. Пробуждение царевны описано очень лаконично: «вмиг проснулась она». В. Жуковский не описывает, как она реагирует на царевича, которого не было, когда прогуливалась в замке. Писатель сразу начинает рассказывать, как оживает царский двор и говорит о свадьбе.
    Образ царевны в сказке В. Жуковского раскрыт детальнее, чем остальные, но все же ее характеристики приходится «собирать» по всему тексту. Чтобы передать ее необычную красоту и рассказать о благонравии автор использует разные приемы: дает краткую характеристику от имени рассказчика, вкладывает ее в уста фей и делится впечатлениями царевича от встречи со спящей красавицей. Эти приемы помогают читателю создать целостное представление о героине.

  • В. Жуковский не создает портрет царевича. Во-первых, читателю и без этого понятно, что избранник прекрасной царевны и сам должен быть хорош собой. Во-вторых, лаконичная характеристика жениха царевны была дана в речи одной из фей: «Дам красавца жениха я тебе, мое дитя».
    В зачарованном лесе смельчак видит совсем не то, что ожидал. Вместо темного бора его встречают цветы, птицы, ручейки и прекрасный аромат. Природа, кажется, сама проводит царевича к дворцу. В царском дворе и палатах герой видит людей, которые замерли в необычных позах. Увиденное изумляет его, поражает, но не пугает.
    По пути во дворец молодец замечает недвижимых царя и царицу, он понимает, что без разрешенья переступает порог их дома, поэтому сомневается, что делать дальше. Это характеризует царевича как честного, благочестивого человека. Он все же решается идти далее, но перед этим молится. Герой не ушел из дворца, пока не нашел царевну, обойдя для этого множество покоев.
    Вид прекрасной царевны поразил молодца: «Вся душа его кипит, перед ним царевна спит». Он внимательно рассматривает девушку. Именно его глазами читатель впервые может разглядеть красоту царевны. Царевич не знает, как развеять чары, но «чтобы душу насладить», целует красавицу. Поцелуй пробуждает весь дворец. Царевичу не пришлось долго искать способ, чтобы разбудить царство. Но мне кажется, что «удалая детина» не остановился даже если бы пришлось преодолевать опасные препятствия.
    Образ царевича из сказки В. Жуковского «Спящая царевна» типичный для русской культуры. На примере этого героя В. Жуковский показывает, что смелость и упорность способны развеять чары. Когда же человеку суждено свершить какой-то подвиг судьба сама укажет ему дорогу.

  • на тему: Сравнение сказки «О мертвой царевне и семи
    богатырях» А.С. Пушкина
    и сказки «Спящая царевна» В.А. Жуковского.

    («Перспектива»)

    1.
    Ф.И.О. учителя:

    6.
    Тема:
    Сравнение «Сказки о мертвой царевне и семи
    богатырях» А.С. Пушкина  и сказки «Спящая царевна» В.А. Жуковского.

    7.
    Цель:
      создать условия
    для ознакомления с фрагментами биографии творчества А.С.Пушкина и  В.А.
    Жуковского и их произведениями
    «Сказки о мертвой царевне и семи
    богатырях», «Спящая царевна».

    8.
    Цель для обучающихся:
    познакомится с биографией
    и творчеством
    А.С.Пушкина и  В.А. Жуковского,
    исследовательская работа.

    1)Образовательная:
    способствовать усвоению содержания произведения, идеи литературного
    произведения, авторской позиции.

    2)Развивающая:
    содействовать развитию   навыков правильного, осознанного чтения, выразительно
    чтение по ролям; формированию умений анализировать текст  и отбирать
    выразительные средства, характеризовать образы; обогащению и уточнению словаря,
    развитию монологической и диалогической речи, памяти, воображения

    3)
    Воспитательная:: способствовать воспитанию взаимопомощи, товарищества,
    сопереживания, толерантности.

     для
    учителя –учебник,4 класс (часть 2) ,  презентация, наглядный и раздаточный
    материал (для исследовательской работы, для рефлексии)

    11.
    Форма работы:
    фронтальная, индивидуальная, групповая.

    Название этапа,

    цель

    Содержание
    этапа

    Деятельность
    учителя

    Деятельность
    учащихся

    Форма

    работы

    Результат

    1.

    1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности(1-2 мин).

    Цель для учителя: организует его мотивирование к учебной деятельности
    на уроке, а именно:

    Цель для обучающихся: мотивация к пробному учебному действию и его
    самостоятельное осуществление. 

    Оргмомент

    Приветствие.

    Психологи-ческий настрой на учебную деятельность

     Добрый день, добрый час!

    Как я рада видеть
    вас.

    Друг на друга
    посмотрели,

    Улыбнулись! Тихо
    сели .

    — Ребята, меня зовут Анна Александровна  и сегодня я проведу у вас
    урок литературного чтения.

    Приветствие.

    Настраиваются на учебную деятельность

    Фронт

    Формирование УУД:

    (Р) волевая саморегуляция

    2.

    Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном
    действии.

    (4-5 мин)

    Цель для учителя: способствовать
    актуализации у обучающихся соответствующих мыслительных операций и
    познавательных процессов.

    Цель для обучающихся: мотивация к пробному
    учебному действию и его самостоятельное осуществление.

    Беседа

    Словарная работа

    Слайд

    Слайд

    Сказка ложьда в ней намек

    Добрым молодцам урок

    -Как вы понимаете это
    высказывание?

    -Кто автор?

    Любая сказка-это вымысел, небылица,
    но в каждой сказке есть поучение, совет .

    -Почему говорят ,что сказка «ложь» ?

    Отвечаем по поднятой руке

    — А что такое намек?

    – А что такое сказка?


    Какие виды сказок вы знаете?

    1)По авторству: народные, авторские

    2)По содержанию: волшебные, бытовые, о животных

    3)По форме: Сказка-рассказ, Сказка-стихоторение, сказка-пьеса

    Давайте повторим средства выразительности: вам
    нужно  соединить определение с понятием(олицетворение, сравнение, метафора,
    эпитет)

    -Что события сказки связаны с реальными
    событиями.

    А.С.Пушкин

    -Потому что она вымышленная, придумана.
    высказанная
    мысль понятная  только по догадке
    .

    Сказки — поэтические рассказы о необыкновенных событиях и
    приключения, с участием вымышленных персонажей.

    Фронт

    Формирование УУД:

    (Р) самоконтроль: учатся отличать верно выполненное задание от
    неверного; осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание
    качества и уровня усвоения.

    3.

    Постановка проблемы.

    Выявление места и причины затруднения(5 мин)

    Цель для учителя: создать условия для
    формирования умения у обучающихся выявлять и фиксировать во внешней речи
    причину затруднения.

    Цель для обучающихся: выявить причину и
    место затруднения

    Работа по портрету

    Мини- итог

    (обобщающая беседа)

    Выставка книг

    слайд

    -Посмотрите на портрет, кто изображен?

    -Что вы знаете о биографии А.С.Пушкина?

    -Что говорил о Пушкине Паустовский?

    — Давайте, рассмотрим выставку книг, Какие произведения вы уже
    читали?

    -Сколько сказок написал А.С.Пушкин?

    (Вам нужно угадать, что это за сказка и продолжить ее полное
    название)

    -Ребята, с какой сказкой вы уже познакомились на протяжении последних
    уроков?

    А вы знали, что у Жуковского есть похожая сказка, которая называется «Спящая
    царевна»?

    -Я предлагаю вам сегодня на уроке провести
    исследовательскую работу.  Сравнить эти две сказки.

    -Предположите тему урока?

    — Как вы думаете, какая цель? Какую работу будем выполнять?

    Мы будем:

    Сравнивать…..    (две сказки)

    Выявлять……     (их сходства и различия)

    Читать…..   (фрагменты сказок)

    А.С.Пушкин

    Ответы учащихся

    «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»
    А.С. Пушкина

    Сравнение
    «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина  и сказки «Спящая
    царевна» В.А. Жуковского.

    Фронт, индивид

    Формирование УУД:

    (Р) волеваясаморегуляция в ситуации затруднения;

    учатся работать по предложенному учителем плану; определять и
    формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

    (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;
    умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.

    (П) умение ставить и формулировать проблему с помощью учителя

    4.

    Построение проекта выхода из затруднения

    (15 мин) .

    Цель: организовать фиксацию затруднения,
    соответствие своих действий.

    Цель для обучающихся: обдумать проект
    будущих учебных действий

    Два портрета

    Физкультминутка

    Видеоролик

    История
    создания сказок

    Творческие и личные отношения А.С. Пушкина и
    В.А. Жуковского – важнейшая страница в истории русской литературы. В течение
    всей жизни А.С. Пушкин питал к В.А. Жуковскому уважение и привязанность.

    «Лето 1831 года Жуковский и Пушкин проводили
    в Царском селе. Там они вступили в своеобразное «состязание»: кто лучше
    напишет сказку, подобную народной».

    При написании
    своей сказки «Спящая царевна» Жуковский использовал сюжеты немецкой сказки
    «Царевна-шиповник» братьев Гримм и французской «Спящая красавица» Шарля
    Перро. Сюжет его сказки точно повторяет сказку Шарля Перро.

    Пушкин написал
    свое произведение на основе народных сказок, которые собирал, находясь в
    ссылке в Михайловском.  Переодевшись в крестьянский наряд, смешивался он на
    ярмарках с толпой людей, прислушиваясь к меткому народному слову, записывая
    рассказы сказителей.

    А сейчас, все встаем из-за парт, и повторяем  упражнения.

    Тихо присаживаемся.

    Выполняют упражнение

    Фронт

    Формирование УУД:

    (Р) проговаривание последовательность действий на уроке; формирование
    познавательной инициативы.

    (П) умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать
    предположения и обосновывать их.

    .

    5.

    Реализация построенного проекта(??).
    Цель:
    уточнить общий характер нового знания и
    фиксировать преодоление возникшего ранее затруднения.

    Цель для обучающихся: научиться в форме
    коммуникативного взаимодействия решать типовые задания на новый способ
    действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

    Повторение  критериев работы в группе

    Выполнение практической работы

    Проверка по эталону

    Разделить на 3 группы, дать названия командам

    Правила работы в группе:

    1)Распределите обязанности:

    -командир(руководит, выступает)

    -исследователи (поиск материала)

    -оформители (записывает материал)

    -защитники (выступают)

    2) Умей выслушать собеседника, не перебивай,
    будь вежливым

    3)Выслушай мнение каждого и примите общее
    решение

    4)Будь внимательным при выполнении задания

    5)Работать дружно, помогать друг другу

    Я вам раздаю таблицы, вам нужно сравнить сказку Пушкина и Жуковского.

    Заполнить пустые пробелы.

    Фронт

    Формирование УУД:

    (Р) оценка, контроль, коррекция

    6.

    Первичное закрепление с проговариванием во внешней ре)(10 мин)

    Цель для учителя: создать условия для
    уточнения обучающимися общего характера нового знания.

    Цель для обучающихся: научиться в форме
    коммуникативного взаимодействия решать типовые задания на новый способ
    действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

    Беседа,

    Мини-итог

    -Какой вывод можно сделать?

    Проведя исследование, мы установили:

    Несмотря на то, что между сказками о царевнах
    есть сходства, различий все-таки больше. В пушкинской сказке больше событий,
    напряженнее сюжет, народный язык, обилие народных выражений, традиционных
    образов. Написанные по похожему сюжету, сказки Пушкина и Жуковского 
    воспринимаются как совершенно разные произведения.

    В пушкинской — русский дух, народные образы и
    язык, увлекательный сюжет, интрига, зависть. Его сказка – прямая наследница
    народной сказки.

     Хоть за основу взят похожий
    сюжет, но сказки разные. Они имеют свои особенности.

    Фронт,
    Индивид

    Формирование УУД:

    (Л) умение оценивать себя на основе критерия успешности.

    (П) умение контролировать и оценивать процесс и результаты
    деятельности.

    7.

    Самостоятельная работа(5 мин)

    Цель для учителя: создать условия для
    организации ситуации успеха, мотивирующей обучающихся  к включению в
    дальнейшую познавательную деятельность.

    Цель для обучающихся: научиться применять
    полученные знания при выполнении заданий нового типа.

     Сам. работа с проверкой по эталону

    Составить из слов на карточках пословицу.

    Сказка

    намек

    да

    молодцам

    ложь,

    добрым

    в

    урок.

    ней

    — Прочитайте
     пословицу.

    Сказка ложьда в ней

    намек

    Добрым молодцам урок

    -Читают, проверяют.

    Индивид

    Формирование УУД:

    (Л) умение оценивать себя на основе критерия успешности.

     (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;
    умение слушать и понимать речь других.

    8.

    Рефлексия учебной деятельности на уроке.( 3 мин)

    Цель для учителя:

    Способствовать организации самооценки работы обучающихся.

    Цель для обучающихся:

    Самооценка обучающимися собственной учебой

    Итог

    Самооценка

    Рефлексия

    Оценивание учителем с комментированием

    -Домашнее задание

    Завершение урок

    -Подведем итог.

    -Какая тема урока была?

    -Что мы делали на уроке? Какое открытие мы сегодня сделали?

    -У вас на парте лежит смайлик,  нарисуйте:

    улыбочку  – если у вас все получилось на уроке, вы были активными,
    все поняли

    грустную рожицу , если были какие-то трудности

    Открывайте дневники и ставим оценки.

    -я  поставлю 5 (имя), потому что,
    -я поставлю 4 (имя), потому что…

    -Д.З.  стр ….

    -Ребята, вы большие молодцы, хорошо поработали.

    Урок окончен!

    До свидания!

    Сравнение
    «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина  и сказки «Спящая
    царевна» В.А. Жуковского.

    Фронт

    Индивид

    – рефлексия способов и условий действия (П);

    – контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);

    – самооценка на основе критерия успешности (Л);

    – адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной
    деятельности (Л);

    – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

    Название сказки

    Сказка «Спящая царевна» В.А. Жуковского

    Сказка  «О мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина

    Кто является причиной бед царевны?

    Судьбу царевны Жуковского
    предсказала 12-я фея — злая колдунья — она подстроила так и отомстила за то,
    что ее не пригласили на пир.

    У Пушкина от красавицы царевны
    избавляется злая мачеха из-за зависти

    Композиция

    ·        
    Завязка

    Встреча царицы с раком, предсказание, рождение дочери,
    смерть царицы, появление мачехи.

    ·        
    Развитие действия

    Пир, взросление царевны, укололась веретеном и уснула,
    все уснули, царский сын забрел во дворец.

    ·        
    Кульминация

    Пробуждение царевны.

    ·        
    развязка

    Пробуждение, свадьба, пир.

    · 
    Завязка

    Зависть мачехи ,Чернавка уводит царевну в лес.

    · 
    Развитие действия

    Жизнь
    царевны в доме 7 богатырей , отравление царевны яблоком, погребение ее в
    горе, поиски невесты королевичем Елисеем.

    · 
    Кульминация

    Оживление царевны.

    · 
    Развязка

    Возвращение, свадьба, пир.

    Главная
    героиня?

    царевна

    царевна

    Волшебные
    герои и предметы

    рак

    зеркальце

    Из-за чего уснула
    царевна?

    укололась веретеном

    съела отравленное яблоко

    Сколько спала
    царевна?

    триста лет

    три дня

    Что пробудило
    царевну?

    поцелуй

    удар королевича о гроб

                                                                                                                                                   Что
    произошло с колдуньей?

    исчезла

    Умерла

    Троекратные повторы

    Нет повторов

    3 раза царица обращается к
    зеркальцу,3 раза королевич Елисей обращается к силам природы: солнцу, месяцу
    и ветру.

    Магические
    числа

    царевна спала 300 лет (3 века)

    7
    богатырей,                                                   7 торговых
    городов- приданое царевне,

    3 силы природы — солнце, месяц,
    ветер,        3 дня лежала мертвая царевна.

    Название сказки

    Сказка «Спящая царевна» В.А. Жуковского

    Сказка  «О мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина

    Кто является причиной бед царевны?

    Судьбу царевны Жуковского
    предсказала 12-я фея — злая колдунья — она подстроила так и отомстила за то,
    что ее не пригласили на пир.

    Композиция

    ·        
    Завязка

    Встреча царицы с раком, предсказание, рождение дочери,
    смерть царицы, появление мачехи.

    ·        
    Развитие действия

    Пир, взросление царевны, укололась веретеном и уснула,
    все уснули, царский сын забрел во дворец.

    ·        
    Кульминация

    Пробуждение царевны.

    ·        
    развязка

    Пробуждение, свадьба, пир.

    · 
    Завязка

    · 
    Развитие действия

    · 
    Кульминация

    · 
    Развязка

    Главная
    героиня?

    царевна

    Волшебные
    герои и предметы

    рак

    Из-за чего уснула
    царевна?

    укололась веретеном

    Сколько спала
    царевна?

    триста лет

    Что пробудило
    царевну?

    поцелуй

                                                                                                                                                   Что
    произошло с колдуньей?

    исчезла

    Троекратные повторы

    Нет повторов

    Магические
    числа

    царевна
    спала 300 лет (3 века)

    Жили на свете король с королевой. Детей у них не было, и это их так огорчало, так огорчало, что и сказать нельзя.

    И вот, наконец, когда они совсем потеряли надежду, у королевы родилась дочка.

    Можете себе представить, какой праздник устроили по случаю её рождения, какое множество гостей пригласили во дворец, какие подарки приготовили!..

    Но самые почётные места за королевским столом были оставлены для фей, которые в те времена ещё жили кое-где на белом свете. Все знали, что эти добрые волшебницы, стоит им только захотеть, могут одарить новорождённую такими драгоценными сокровищами, каких не купишь за все богатства мира. А так как фей было семь, то маленькая принцесса должна была получить от них не меньше семи чудесных даров.

    Перед феями поставили великолепные обеденные приборы: тарелки из лучшего фарфора, хрустальные кубки и по ящичку из литого золота. В каждом ящичке лежали ложка, вилка и ножик, тоже из чистого золота и притом самой тонкой работы.

    И вдруг, когда гости уселись за стол, дверь отворилась, и вошла старая фея — восьмая по счету, — которую забыли позвать на праздник.

    А забыли её позвать потому, что уже более пятидесяти лет она не выходила из своей башни, и все думали, что она умерла.

    Король сейчас же приказал подать ей прибор. Не прошло и минуты, как слуги поставили перед старой феей тарелки из самого тонкого расписного фарфора и хрустальный кубок.

    Но золотого ящичка с ложкой, вилкой и ножиком на её долю не хватило. Этих ящичков было приготовлено всего семь — по одному для каждой из семи приглашённых фей. Вместо золотых старухе подали обыкновенную ложку, обыкновенную вилку и обыкновенный ножик.

    Старая фея, разумеется, очень обиделась. Она подумала, что король с королевой — невежливые люди и встречают её не так почтительно, как следовало бы. Отодвинув от себя тарелку и кубок, она пробормотала сквозь зубы какую-то угрозу.

    К счастью, юная фея, которая сидела рядом с ней, вовремя услышала её бормотание. Опасаясь, как бы старуха не вздумала наделить маленькую принцессу чем-нибудь очень неприятным — например, длинным носом или длинным языком, — она, чуть только гости встали из-за стола, пробралась в детскую и спряталась там за пологом кроватки. Юная фея знала, что в споре обычно побеждает тот, за кем остаётся последнее слово, и хотела, чтоб ее пожелание было последним.

    И вот наступила самая торжественная минута праздника:

    феи вошли в детскую и одна за другой стали преподносить новорожденной дары, которые они для неё припасли.

    Одна из фей пожелала, чтобы принцесса была прекраснее всех на свете. Другая наградила ее нежным и добрым сердцем. Третья сказала, что она будет расти и цвести всем на радость. Четвёртая обещала, что принцесса научится превосходно танцевать, пятая — что она будет петь, как соловей, а шестая — что она будет играть одинаково искусно на всех музыкальных инструментах.

    Наконец, очередь дошла до старой феи. Старуха наклонилась над кроваткой и, тряся головой больше от досады, чем от старости, сказала, что принцесса уколет себе руку веретеном и от этого умрёт.

    Все так и вздрогнули, узнав, какой страшный подарок приготовила для маленькой принцессы злая колдунья. Никто не мог удержаться от слёз.

    И вот тут-то из-за полога появилась юная фея и громко сказала:

    — Не плачьте, король и королева! Ваша дочь останется жива. Правда, я не так сильна, чтобы сказанное слово сделать несказанным. Принцесса должна будет, как это ни грустно, уколоть себе руку веретеном, но от этого она не умрёт, а только заснёт глубоким сном и будет спать целых сто лет, до тех пор, пока её не разбудит прекрасный принц.

    Это обещание немного успокоило короля с королевой.

    И всё же король решил попытаться уберечь принцессу от несчастья, которое предсказала ей старая злая фея. Для этого он под страхом смертной казни запретил всем своим подданным прясть пряжу и хранить у себя в доме веретёна и прялки.

    Прошло пятнадцать или шестнадцать лет. Как-то раз король с королевой и дочерью отправились в один из своих загородных дворцов.

    Принцессе захотелось осмотреть древний замок. Бегая из комнаты в комнату, она, наконец, добралась до самого верха дворцовой башни.

    Там, в тесной каморке под крышей, сидела за прялкой какая-то старушка и преспокойно пряла пряжу. Как это ни странно, она ни от кого ни слова не слыхала о королевском запрете.

    — Что это вы делаете, тётушка? — спросила принцесса, которая в жизни не видывала прялки.

    — Пряду пряжу, дитя мое, — ответила старушка, даже не догадываясь о том, что говорит с принцессой.

    — Ах, это очень красиво! — сказала принцесса. — Дайте я попробую, выйдет ли у меня так же хорошо, как у вас.

    Она быстро схватила веретено и едва успела прикоснуться к нему, как предсказание злой феи исполнилось, принцесса уколола палец и упала замертво.

    Перепуганная старушка принялась звать на помощь. Люди сбежались со всех сторон.

    Чего только они не делали: брызгали принцессе в лицо водой, хлопали ладонями по её ладоням, терли виски душистым уксусом, — всё было напрасно. Принцесса даже не пошевельнулась.

    Побежали за королем. Он поднялся в башню, поглядел на дочку и сразу понял, что несчастье, которого они с королевой так опасались, не миновало их.

    Утирая слёзы, приказал он перенести принцессу в самую красивую залу дворца и уложить там на постель, украшенную серебряным и золотым шитьём.

    Трудно описать словами, как хороша была спящая принцесса. Она нисколько не побледнела. Щёки у неё оставались розовыми, а губы красными, точно кораллы.

    Правда, глаза у неё были плотно закрыты, но слышно было, что она тихонько дышит. Стало быть, это и в самом деле был сон, а не смерть.

    Король приказал не тревожить принцессу до тех пор, пока не наступит час её пробуждения.

    А добрая фея, которая спасла его дочь от смерти, пожелав ей столетнего сна, была в то время очень далеко, за двенадцать тысяч миль от замка. Но она сразу же узнала об этом несчастье от маленького карлика-скорохода, у которого были семимильные сапоги.

    Фея сейчас же пустилась в путь. Не прошло и часу, как её огненная колесница, запряжённая драконами, уже появилась, возле королевского дворца. Король подал ей руку и помог сойти с колесницы.

    Фея, как могла, постаралась утешить короля и королеву. Но, утешая их, она в то же время думала о том, как грустно будет принцессе, когда через сто лет бедняжка проснётся в этом старом замке и не увидит возле себя ни одного знакомого лица.

    Чтобы этого не случилось, фея сделала вот что.

    Своей волшебной палочкой она прикоснулась ко всем, кто был во дворце, кроме короля и королевы. А были там придворные дамы и кавалеры, гувернантки, горничные, дворецкие, повара, поварята, скороходы, солдаты дворцовой стражи, привратники, пажи и лакеи.

    Дотронулась она своей палочкой и до лошадей на королевской конюшне, и до конюхов, которые расчёсывали лошадям хвосты. Дотронулась до больших дворовых псов и до маленькой кудрявой собачки по прозвищу Пуфф, которая лежала у ног спящей принцессы.

    И сейчас же все, кого коснулась волшебная палочка феи, заснули. Заснули ровно на сто лет, чтобы проснуться вместе со своей хозяйкой и служить ей, как служили прежде. Заснули даже куропатки и фазаны, которые поджаривались на огне. Заснул вертел, на котором они вертелись. Заснул огонь, который их поджаривал.

    И всё это случилось в одно-единое мгновение. Феи знают своё дело: взмах палочки — и готово!

    Не заснули только король с королевой. Фея нарочно не коснулась их своей волшебной палочкой, потому что у них были дела, которые нельзя отложить на сто лет.

    Утирая слёзы, они поцеловали свою спящую дочку, простились с ней и тихо вышли из залы.

    Возвратившись к себе в столицу, они издали указ о том, чтобы никто не смел приближаться к заколдованному замку.

    Впрочем, и без того к воротам замка невозможно было подойти. В какие-нибудь четверть часа вокруг его ограды выросло столько деревьев, больших и маленьких, столько колючего кустарника — терновника, шиповника, остролиста, — и всё это так тесно переплелось ветвями, что никто не мог бы пробраться сквозь такую чащу.

    И только издали, да ещё с горы, можно было увидеть верхушки старого замка.

    Всё это фея сделала для того, чтобы ни человек, ни зверь не потревожили покоя спящей принцессы.

    Прошло сто лет. Много королей и королев сменилось за эти годы.

    И вот в один прекрасный день сын короля, который царствовал в то время, отправился на охоту.

    Вдалеке, над густым дремучим лесом, он увидел башни какого-то замка.

    — Чей это замок? Кто в нём живёт? — спрашивал он у всех прохожих, попадавшихся ему по дороге.

    Но никто не мог ответить толком. Каждый повторял только то, что сам слышал от других. Один говорил, что это старые развалины, в которых поселились блуждающие огоньки. Другой уверял, что там водятся драконы и ядовитые змеи. Но большинство сходилось на том, что старый замок принадлежит свирепому великану-людоеду.

    Принц не знал, кому и верить. Но тут к нему подошёл старый крестьянин и сказал, кланяясь:

    — Добрый принц, полвека тому назад, когда я был так же молод, как вы сейчас, я слыхал от моего отца, что в этом замке спит непробудным сном прекрасная принцесса и что спать она будет ещё полвека до тех пор, пока благородный и отважный юноша не придёт и не разбудит её.

    Можете себе представить, что почувствовал принц, когда услышал эти слова!

    Сердце у него в груди так и загорелось. Он сразу решил, что ему-то и выпало на долю счастье пробудить ото сна прекрасную принцессу.

    Недолго думая, принц дёрнул поводья и поскакал туда, где виднелись башни старого замка.

    И вот перед ним заколдованный лес. Принц соскочил с коня, и сейчас же высокие толстые деревья, заросли колючего кустарника — всё расступилось, чтобы дать ему дорогу. Словно по длинной, прямой аллее, пошёл он к воротам замка.

    Принц шёл один. Никому из его свиты не удалось догнать его: деревья, пропустив принца, сразу же сомкнулись за его спиной, а кусты опять переплелись ветвями. Это могло бы испугать кого угодно, но принц был молод и смел. К тому же ему так хотелось разбудить прекрасную принцессу, что он и думать забыл обо всякой опасности.

    Ещё сотня шагов — и он очутился на просторном дворе перед замком. Принц посмотрел направо, налево, и кровь похолодела у него в жилах. Вокруг него лежали, сидели, стояли, прислонившись к стене, какие-то люди в старинной одежде. Все они были неподвижны, как мёртвые.

    Но, вглядевшись в красные, лоснящиеся лица привратников, принц понял, что они вовсе не умерли, а просто спят. В руках у них были кубки, а в кубках ещё не высохло вино. Должно быть, сон застиг их в ту минуту, когда они собирались осушить чаши до дна.

    Принц миновал большой двор, вымощенный мраморными плитами, поднялся по лестнице и вошёл в первую комнату. Там, выстроившись в ряд и опершись на свои алебарды, храпели вовсю воины дворцовой стражи.

    Он прошёл целый ряд богато убранных покоев. В каждом из них вдоль стен и вокруг столов принц видел множество разодетых дам и нарядных кавалеров. Все они тоже крепко спали, кто стоя, кто сидя.

    И вот перед ним, наконец, комната с золочёными стенами и золочёным потолком. Он вошёл и остановился.

    На постели, полог которой был откинут, покоилась прекрасная юная принцесса лет пятнадцати-шестнадцати (если не считать того столетия, которое она проспала).

    Принц невольно закрыл глаза: красота её так сияла, что даже золото вокруг неё казалось тусклым и бледным, Он тихо приблизился и опустился перед ней на колени.

    В это самое мгновение час, назначенный доброй феей. пробил.

    Принцесса проснулась, открыла глаза и взглянула на своего избавителя.

    — Ах, это вы, принц? — сказала она. — Наконец-то! Долго же вы заставили ждать себя…

    Не успела она договорить эти слова, как всё кругом пробудилось.

    Первая подала голос маленькая собачка по прозвищу Пуфф, которая лежала у ног принцессы. Она звонко затявкала, увидев незнакомого человека, и со двора ей ответили хриплым лаем сторожевые псы. Заржали в конюшне лошади, заворковали голуби под крышей.

    Огонь в печи затрещал что было мочи, и фазаны, которых поварята не успели дожарить сто лет тому назад, зарумянились в одну минуту.

    Слуги под присмотром дворецкого уже накрывали на стол в зеркальной столовой. А придворные дамы в ожидании завтрака поправляли растрепавшиеся за сто лет локоны и улыбались своим заспанным кавалерам.

    В комнате дворцовой стражи воины снова занялись своим обычным делом — затопали каблуками и загремели оружием.

    А привратники, сидевшие у входа во дворец, наконец осушили кубки и опять наполнили их добрым вином, которое за сто лет стало, конечно, старше и лучше.

    Весь замок от флага на башне до винного погреба ожил и зашумел.

    А принц и принцесса ничего не слышали. Они глядели друг на друга и не могли наглядеться. Принцесса позабыла, что ничего не ела уже целый век, да и принц не вспоминал о том, что у него с утра не было во рту маковой росинки. Они разговаривали целых четыре часа и не успели сказать даже половины того, что хотели.

    Но все остальные не были влюблены и поэтому умирали от голода.

    Наконец старшая фрейлина, которой хотелось есть так же сильно, как и всем другим, не вытерпела и доложила принцессе, что завтрак подан.

    Принц подал руку своей невесте и повёл её в столовую. Принцесса была великолепно одета и с удовольствием поглядывала на себя в зеркала, а влюблённый принц, разумеется, ни слова не сказал ей о том, что фасон её платья вышел из моды по крайней мере сто лет назад и что такие рукава и воротники не носят со времён его прапрабабушки.

    Впрочем, и в старомодном платье она была лучше всех на свете.

    Жених с невестой уселись за стол. Самые знатные кавалеры подавали им различные кушанья старинной кухни. А скрипки и гобои играли для них прелестные, давно забытые песни прошлого века.

    Придворный поэт тут же сочинил новую, хотя немного старомодную песенку о прекрасной принцессе, которая сто лет проспала в заколдованном лесу. Песня очень понравилась тем, кто её слышал, и с тех пор её стали петь все от мала до велика — от поварят до королей.

    А кто не умел петь песни, тот рассказывал сказку. Сказка эта переходила из уст в уста и дошла, наконец, до нас с вами. Вот и  сказке конец, а кто слушал — молодец!

    Баллада «Кубок» Василия Жуковского опубликована в 1831 году. Является переводом баллады «Водолаз» Шиллера.

    Описание книги для читательского дневника

    Автор: Жуковский Василий Андреевич
    Название произведения: Кубок
    Жанр: баллада
    Год написания: 1831
    Издательство: ИД Мещерякова
    Год издания: 2005
    Количество страниц: 16

    Главные герои и их краткая характеристика

    Царь – эгоистичный, безжалостный правитель, который готов жертвовать людьми ради удовлетворения собственных прихотей.
    Паж – отважный, решительный юноша, верный своему правителю.
    Царевна – царская дочка, добрая, милосердная.

    Время и место сюжета

    Поскольку баллада имеет сказочную форму, невозможно определить точное место и время действия. По косвенным признакам (присутствие рыцарей, латников, пажей) можно сделать вывод, что речь идет о средневековой Европе.

    Краткое содержание и сюжет

    Однажды скучающий монарх решил проверить преданность своих поданных. Сбросив с высокой горы в бушующее море золотой кубок, он предложил своим рыцарям продемонстрировать смелость и достать его. Однако среди многочисленной свиты не нашлось такого смельчака – море в этом месте было таким коварным и беспощадным, что с легкостью уносило на дно целые корабли, не говоря уже о человеческих жизнях.

    Неожиданно перед правителем выступил юный паж. Не проронив ни слова, он сбросил с себя одежду и подошел к обрыву. Толпа в оцепенении взирала на безумца, который перед роковым прыжком принялся молиться небесному покровителю, прося о пощаде. Юноша сделал решающий шаг в бездну, и все вскрикнули от ужаса – никто не сомневался, что паж разбился об острые скалы и утонул в бушующих волнах.

    К удивлению собравшихся море ненадолго затихло, затем с удвоенной силой забурлило, и из морских недр поднялся мощный поток в густой белой пене. В центре потока виднелся живой и невредимый юноша с кубком в руках. Преодолев высокие волны, он благополучно выбрался на берег. От перенесенного напряжения паж едва держался на ногах, но, все же, он нашел в себе силы подойти к правителю, опуститься на одно колено и вручить ему золотой кубок. Юноша торжественно произнес, что избавился от страха смерти только ради его величества.

    Дочь монарха преподнесла юноше кубок вина. Когда он немного пришел в чувство, то рассказал обо всем, что ему довелось увидеть на морском дне, а также о том, как он спасся благодаря сильному морскому водному вихрю, который буквально вытолкнул его на поверхность.

    Рассказы юноши так заинтересовали повелителя, что он приказал ему вновь прыгнуть со скалы. В этот раз в качестве награды он пообещал золотое кольцо с драгоценными камнями – так ему хотелось услышать новые истории о морских обитателях. Молодая царевна принялась умолять отца пожелать пажа и отказаться от этой жестокой затеи. Однако монарх, привыкший, чтобы все его прихоти незамедлительно исполнялись, оставался непреклонным. Он бросил в морскую пучину золотой кубок, и добавил, что в качестве награды паж получит, помимо кольца, и царскую дочку в придачу.

    Юному пажу не оставалось ничего иного, как вновь броситься в бушующие волны. Море вновь затихло на мгновенье, и забурлило с новой силой. Вот только в этот раз юноше не удалось выбраться на поверхность…

    Очень краткое содержание для читательского дневника

    Царь бросил кубок в море, обещая его тому, кто сможет его достать со дна. Молодой паж смело бросился в воду и вернул кубок. Он рассказал о страшных чудовищах и течениях. Царь предложил добавить перстень, если паж повторит подвиг. Царевна попыталась заступиться и царь пообещал отдать ее в жены, если паж повторит подвиг. Паж смело прыгнул в море и больше не вернулся.

    План пересказа

    • Пожелание царя
    • Смятение рыцарей
    • Молодой паж
    • Смелый прыжок
    • Возвращение пажа
    • Награда царя
    • Рассказ пажа
    • Кубок на ветви коралла
    • Морские чудовища
    • Помощь прилива
    • Новое пожелание царя
    • Заступничество царевны
    • Царь увеличивает награду
    • Смерть пажа

    Основная мысль

    Не стоит лишний раз искушать судьбу – она может быть повернуться своей темной стороной.

    Чему учит

    Баллада учит не играть чужими жизнями и судьбами, не требовать от человека невозможного. Учит смелости и отваге. Учит осторожности. Учит благородству. Учит рисковать и побеждать. Учит различать разумный и неразумный риск. Учит жертвовать собой ради любви.

    Отзыв и что понравилось

    Мне очень понравилась эта красивая баллада. Царь в ней показал себя самодуром, жестоким и безжалостным. Он знал, что посылает пажа на смерть, но ему хотелось развлечения. Паж понравился мне больше всего, он был настоящий герой. Ради любимой он бросился в море, зная, что вряд ли вернется.

    Вывод и мое мнение

    В произведении кубок являет собой символ совести царя, которой он совсем не дорожит. Не ценит монарх и собственных поданных, которыми готов пожертвовать ради удовлетворения собственных желаний и капризов. Исполнить царскую прихоть готов юный паж. Это смертельно опасно, но царская свита не сделала ничего, чтобы уберечь юношу от бессмысленной смерти. Судьба подарила пажу шанс на спасение, однако во второй раз этого не произошло – судьба не любит, когда с ней играют, пренебрегая здравым смыслом.

    Цитаты из текста баллады

    «…Того, что скрывает та бездна немая, Ничья здесь душа не расскажет живая…»
    «…Пучина бунтует, пучина клокочет… Не море ль из моря извергнуться хочет?..»
    «…И бездна таинственно зев свой закрыла: Его не спасет никакая уж сила…»
    «…И смертный пред богом смирись: И мыслью своей не желай дерзновенно Знать тайны, им мудро от нас сокровенной…»

    Словарь новых и незнакомых слов

    Рыцарь – средневековый почетный дворянский титул в Европе, вооруженный конный воин.
    Латник – воин в доспехах из крупных металлических пластин — латах.
    Паж – мальчик из дворянской семьи, состоявший на службе в качестве личного слуги у знатной особы.
    Златой – золотой.
    Сокровенный – скрытый, затаенный.
    Бездна – пространство, имеющее неведомую, очень большую глубину.
    Кубок – сосуд для питья вина, пива, меда или медовухи.
    Мгла – непроглядная темнота.
    Пурпуровый (пурпурный) – темно-красный или ярко-красный цвет с фиолетовым отливом, багряный.

    Средства художественной выразительности

    Эпитеты: бездонная, зияющая мгла, истощенное чрево, седая пена, разъяренный прилив, красавец отважный, безобразные груды
    Метафоры: волны спирались, чрево пучины, дымящимся столбом, зев бездны, водомет прилива, влажная пропасть.
    Сравнения: кипела как гроза, шипит как влага,
    Олицетворения: пучина бунтует, клокочет, глубь застонала, бездна закрыла, глубина глотала

    Краткий анализ баллады

    В балладе 27 строф, каждая является шестистишием.
    Стихотворный размер
    — амфибрахий.
    Литературное направление — романтизм.

    Пословицы

    • Смелый там найдет, где робкий потеряет.
    • Кто храбр и лих, бывает скромен и тих.
    • Мужество смерти не боится.
    • От глупого риска до беды близко.
    • Глубок океан, но сердце человека глубже.

    На чтение 7 мин Обновлено

    «Спящая царевна» читательский дневник поможет дать ответы на вопросы к сказке Жуковского и подготовить анализ, определить, какой жанр, тема, главная мысль, вспомнить краткое содержание и кто главные герои, чему учит произведение. Также в статье есть краткий отзыв для читательского дневника и пословицы к произведению.

    Жуковский «Спящая царевна» читательский дневник

    Автор — Жуковский Василий

    Год написания — 1831

    Сколько страниц — 27

    Жанр: волшебная сказка

    «Спящая царевна» главная мысль

    Всегда нужно оказывать должное уважение каждому человеку, независимо от его возраста, и статуса.

    Главные герои «Спящая царевна»

    • Царевна — прекрасная девушка, любопытная и неосторожная. Царевна родилась в богатстве и роскоши, ей исполнилось 15 лет, но выросла она доброй и красивой. Когда царевна попала в комнату с старухе, то не стала показывать свое царское положение, а молча взяла из рук простолюдинки веретено.
    • царь Матвей и Царица-мать — любящие родители царевны. Царь был немного легкомысленным, привык жить не думая о будущем. Но в то же время он добрый и веселый, когда родилась царевна, закатили знатный пир. О доброте Матвея говорят строчки об указе, который он издал, чтобы защитить царевну.
    • молодой царевич — смелый юноша, любопытный и решительный. Царевич не побоялся войти в темный бор, он был молод и смел, с малых лет был приучен к охоте. Его душа не знала настоящей любви, поэтому видев прекрасную царевну, царевич не выдержал и поцеловал ее.
    • злая чародейка — старуха. Недовольная, что ее не пригласили на пир.

    План сказки «Спящая царевна»

    1. Царь Макар и царица
    2. Предсказание рака
    3. Рождение дочери
    4. Царь приглашает одиннадцать чародеек на пир
    5. Предсказание злой двенадцатой чародейки
    6. Исправленное пророчество
    7. Запрет использовать веретено
    8. Старуха с веретеном
    9. Царевна уколола палец и все уснули
    10. Страшный бор вокруг дворца
    11. Проходит триста лет и царский сын находит бор
    12. Царевич видит царевну, и целует ее
    13. Принцесса просыпается
    14. Свадьба.

    «Спящая царевна» краткое содержание для читательского дневника

    У царя Матвея с его царицей родилась долгожданная дочь, поэтому поводу Царь и царица устраивает пир. Царь приглашает на праздник одиннадцать молодых волшебниц и не зовет двенадцатую старую.

    Двенадцатая все равно является и предсказывает, что в шестнадцать лет царевна уколет веретеном палец и умрет. Но одна из добрых волшебниц заменяет данное проклятие на 300 лет сна и говорит что, через 300 лет она будет жить долго и счастливо. На этом пир кончается. Царь издал указ, запрещающий сеять лён и прясть. Но все предсказание все же сбылось, весь дворец заснул вместе с прекрасной девушкой, а вокруг вырос густой и страшный бор, хранящий их сон.

    Однажды проезжавший мимо царевич видит страшный лес и решается в него зайти. Он заезжает в старый дворец, находит спящую царевну и пробуждает ее своим поцелуем. Все просыпаются и играют свадьбу.

    Чему учит сказка «Спящая царевна»?

    Сказка учит почтительности и уважению к каждому человеку, независимо от их достатка и возраста. Автор призывает нас по-доброму относиться к людям, не обижать их равнодушием и бессердечием. Мы должны всегда помнить: как мы относимся к окружающим, так они будут относиться к нам. Также сказка учит не терять надежду, и всегда верить в лучшее.

    Отзыв на сказку «Спящая царевна»

    Мне очень понравилась эта сказка. Мне запомнился образ добродушного, но легкомысленного царя Макара. Необычным был рак, который предсказал рождение дочери. Автор красиво описал сон в замке, со спящим огнем и уснувшими мухами

    Сказка написана стихами, с чувством юмора и читать ее легко и интересно.

    Пословицы к сказке «Спящая царевна»

    • Слово не воробей, вылетит — не поймаешь
    • Всему свое время.
    • Чему быть, того не миновать.
    • Чего не воротишь, про то лучше забыть.

    Почему сказка «Спящая царевна» относиться к волшебным?

    1. Волшебные, сказочные существа — рак-предсказатель.
    2. Волшебные персонажи — чародейки, колдуньи, используют магию.
    3. Волшебный предмет — веретено, которое погружает в сон.
    4. Действие разворачивается в сказочном, нереальном мире.
    5. Наличие зачина и концовки.
    6. Победа добра над злом.

    «Спящая царевна» краткое содержание

    Царь Матвей долго жил в любви и согласии со своей женой-царицей. Грустили они из-за того, что не было у них детей. И вот однажды, царица встретила на берегу рака, который предсказал ей рождение дочери.

    Предсказание  вскоре сбылось. Царица родила дочь, а счастливый царь устроил грандиозный пир, и приглашает и одиннадцать молодых чародеек. В королевстве жило двенадцать чародеек, но последняя, была злой и старой. Да еще кто-то стащил из царской кладовой одно из двенадцати золотых блюд, и царю пришлось вычеркнуть из списка гостей старую волшебницу.

    Во время пира все праздновали и веселились, дарили подарки новорожденной:

    Будешь чудо красоты;
    Будешь всем на радость ты
    Благонравна и тиха;
    Дам красавца жениха
    Я тебе, моё дитя;
    Жизнь твоя пройдёт шутя
    Меж знакомых и родных…

    Десять чародеек высказали свои пожелания, когда появилась незваная двенадцатая волшебница и напророчила, что в 16 лет царевна уколет руку веретеном и умрёт. Но последняя чародейка изменила пророчество, сказав, что царевна не умрет, а уснет на триста лет.

    Чтобы спасти свою дочь, царь Матвей издал указ, запрещающий сеять лен и прясть пряжу, а всех прях вместе с прялками и веретенами повелел выслать из царства вон. А после это повеселел и успокоился и жил дальше.

    Молодая царевна выросла и хорошела. Ей было уже 15 лет. Как-то она ходила осматривала дворец и набрела на маленькую полуоткрытую дверцу, вошла в неё, поднялась по винтовой лестнице и увидела старуху, которая пряла. Царевну заинтересовал этот процесс, она взяла у старухи веретено и уколола палец. Старуха исчезла, а царевна уснула.

    Вместе с ней уснуло все в замке  — ее родители заснули прямо на крыльце, уснули придворные и слуги, кони и мухи, даже огонь в печи. Вокруг дворца вырос бор, окружённый изгородью из колючего терновника

    Сперва многие пытались пройти бор и разбудить царевну, но назад никто не возвращался. И вскоре все забыли и о замке и о царевне.

    Прошло 300 лет. Однажды весной, царский сын отстал от свиты во время охоты и оказался возле бора. Там царевич встретил старика, который рассказал ему легенду о царевне, которая спит во дворце, и ждёт своего спасителя.

    Царевич загорелся желанием увидеть царевну, и поскакал в бор. К его удивлению, окружавший бор терновник превратился в усыпанный розами кустарник, который расступился перед царевичем. И сам бор был уже не страшным, а молодым, цветущим и полным жизни, который  вдруг расступился перед ним. Царевич нашел старинный замок, в котором все спали.

    По винтовой лестнице он поднялся в комнату, где спала царевна, и был восхищен её красотой.

    …Губки алые горят;
    Руки белые лежат
    На трепещущих грудях;
    Сжаты в лёгких сапожках
    Ножки — чудо красотой.

    Царевич целует ее. Царевна сразу просыпается, а вместе с ней и весь дворец. Царица и царь Матвей обняли царевича и вскоре сыграли пышную свадьбу.

    Вопросы к сказке «Спящая царевна» (с ответами)

    1. Имя отца спящей царевны? Царь Матвей.
    2. Кто предсказал царице рождение дочери? Рак.
    3. Сколько фей пригласил царь Матвей на пир по случаю рождения дочери? Одиннадцать.
    4. Почему не позвали двенадцатую волшебницу? В замке было двенадцать золотых блюд, но одно пропало.
    5. Почему двеннадцатая ведьма прокляла маленькую царевну? Обиделась, что ее не позвали в замок на пир.
    6. Почему смертельное проклятие старой волшебницы не сбудется? Последняя фея пожелала, чтобы царевна не умерла, а только лишь уснула.
    7. Сколько должен была спать царевна? 300 лет.
    8. В каком возрасте царевна должна была впасть в долгий сон? В 16 лет.
    9. От чего царская дочь должна была уснуть? Она должна уколоть палец веретеном.
    10. Какой закон издал царь, чтобы спасти дочь от проклятия? Нельзя выращивать лён, нужно уничтожить все веретена, а прях выслать из царства.
    11. Где царевна нашла веретено? В покоях во дворце.
    12. Кто спас спящую царевну? Царский сын.
    13. От кого царский сын узнал историю спящего замка? От старика.
    14. Как царский сын пробудил ото сна царевну? Он её поцеловал.

  • Основная мысль сказки дюймовочка
  • Основная мысль сказки дурак салтыкова щедрина
  • Основная мысль сказки дубровский
  • Основная мысль сказки дремучий медведь
  • Основная мысль сказки дикие лебеди