Основная мысль сказки умнее всех

Индюк проснулся, по обыкновению, раньше других, когда ещ было темно, разбудил жену и проговорил: ведь я умнее всех? да?индюшка спросонья

Индюк проснулся, по обыкновению, раньше других, когда ещё было темно, разбудил жену и проговорил:

— Ведь я умнее всех? Да?

Основная мысль сказки умнее всех

Индюшка спросонья долго кашляла и потом уже ответила:

— Ах, какой умный. Кхе-кхе! Кто же этого не знает? Кхе.

— Нет, ты говори прямо: умнее всех? Просто умных птиц достаточно, а умнее всех — одна, это я.

— Умнее всех. Кхе. Всех умнее. Кхе-кхе-кхе!

— То-то.

Индюк даже немного рассердился и прибавил таким тоном, чтобы слышали другие птицы:

— Знаешь, мне кажется, что меня мало уважают. Да, совсем мало.

— Нет, это тебе так кажется. Кхе-кхе! — успокаивала его Индюшка, начиная поправлять сбившиеся за ночь перышки. — Да, просто кажется. Птицы умнее тебя и не придумать. Кхе-кхе-кхе!

— А Гусак? О, я всё понимаю. Положим, он прямо ничего не говорит, а больше всё молчит. Но я чувствую, что он молча меня не уважает.

— А ты не обращай на него внимания. Не стоит. Кхе. Ведь ты заметил, что Гусак глуповат?

— Кто же этого не видит? У него на лице написано: глупый гусак, и больше ничего. Да. Но Гусак ещё ничего, — разве можно сердиться на глупую птицу? А вот Петух, простой самый петух. Что он кричал про меня третьего дня? И ещё как кричал — все соседи слышали. Он, кажется, назвал меня даже очень глупым. Что-то в этом роде вообще.

— Ах, какой ты странный! — удивлялась Индюшка. — Разве ты не знаешь, отчего он вообще кричит?

— Ну, отчего?

— Кхе-кхе-кхе. Очень просто, и всем известно. Ты — петух, и он — петух, только он совсем-совсем простой петух, самый обыкновенный петух, а ты — настоящий индейский, заморский петух, — вот он и кричит от зависти. Каждой птице хочется быть индейским петухом. Кхе-кхе-кхе!

— Ну, это трудненько, матушка. Ха-ха! Ишь, чего захотели! Какой-нибудь простой петушишка — и вдруг хочет сделаться индейским, — нет, брат, шалишь! Никогда ему не бывать индейским.

Индюшка была такая скромная и добрая птица и постоянно огорчалась, что Индюк вечно с кем-нибудь ссорился. Вот и сегодня, — не успел проснуться, а уж придумывает, с кем бы затеять ссору или даже и драку. Вообще самая беспокойная птица, хотя и не злая. Индюшке делалось немного обидно, когда другие птицы начинали подсмеиваться над Индюком и называли его болтуном, пустомелей и ломакой. Положим, отчасти они были и правы, но найдите птицу без недостатков? Вот то-то и есть! Таких птиц не бывает, и даже как-то приятнее, когда отыщешь в другой птице хотя самый маленький недостаток.

Проснувшиеся птицы высыпали из курятника на двор, и сразу поднялся отчаянный гвалт. Особенно шумели куры. Они бегали по двору, лезли к кухонному окну и неистово кричали:

— Ах-куда! Ах-куда-куда-куда. Мы есть хотим! Кухарка Матрёна, должно быть, умерла и хочет уморить нас с голоду.

— Господа, имейте терпение, — заметил стоявший на одной ноге Гусак. — Смотрите на меня: я ведь тоже есть хочу, а не кричу, как вы. Если бы я заорал на всю глотку. Вот так. Го-го! Или так: и-го-го-го!

Гусак так отчаянно загоготал, что кухарка Матрёна сразу проснулась.

— Хорошо ему говорить о терпении, — ворчала одна Утка, — вон какое горло, точно труба. А потом, если бы у меня были такая длинная шея и такой крепкий клюв, то и я тоже проповедовала бы терпение. Сама бы наелась скорее всех, а другим советовала бы терпеть. Знаем мы это гусиное терпение.

Утку поддержал Петух и крикнул:

— Да, хорошо Гусаку говорить о терпении. А кто у меня вчера два лучших пера вытащил из хвоста? Это даже неблагородно — хватать прямо за хвост. Положим, мы немного поссорились, и я хотел Гусаку проклевать голову, — не отпираюсь, было такое намеренье, — но виноват я, а не мой хвост. Так я говорю, господа?

Основная мысль сказки умнее всех

Голодные птицы, как, голодные люди, делались несправедливыми именно потому, что были голодны.

Индюк из гордости никогда не бросался вместе с другими на корм, а терпеливо ждал, когда Матрёна отгонит другую жадную птицу и позовёт его. Так было и сейчас. Индюк гулял в стороне, около забора, и делал вид, что ищет что-то среди разного сора.

— Кхе-кхе. Ах, как мне хочется кушать! — жаловалась Индюшка, вышагивая за мужем. — Вот уж Матрёна бросила овса. И, кажется, остатки вчерашней каши. Кхе-кхе! Ах, как я люблю кашу! Я, кажется, всегда бы ела одну кашу, целую жизнь. Я даже иногда вижу её ночью во сне.

Индюшка любила пожаловаться, когда была голодна, и требовала, чтобы Индюк непременно её жалел. Среди других птиц она походила на старушку: вечно горбилась, кашляла, ходила какой-то разбитой походкой, точно ноги приделаны были к ней только вчера.

— Да, хорошо и каши поесть, — соглашался с ней Индюк. — Но умная птица никогда не бросается на пищу. Так я говорю? Если меня хозяин не будет кормить, я умру с голода. Так? А где же он найдёт другого такого индюка?

— Другого такого нигде нет.

— Вот то-то. А каша, в сущности, пустяки. Да. Дело не в каше, а в Матрёне. Так я говорю? Была бы Матрёна, а каша будет. Всё на свете зависит от одной Матрёны — и овёс, и каша, и крупа, и корочки хлеба.

Несмотря на все эти рассуждения, Индюк начинал испытывать муки голода. Потом ему сделалось совсем грустно, когда все другие птицы наелись, а Матрёна не выходила, чтобы позвать его. А если она позабыла о нём? Ведь это и совсем скверная штука.

Но тут случилось нечто такое, что заставило Индюка позабыть даже о собственном голоде. Началось с того, что одна молоденькая курочка, гулявшая около сарая, вдруг крикнула:

— Ах-куда!

Все другие курицы сейчас же подхватили и заорали благим матом: Ах-куда! куда-куда. А всех сильнее, конечно, заорал Петух:

— Карраул! Кто там?

Сбежавшиеся на крик птицы увидели совсем необыкновенную штуку. У самого сарая в ямке лежало что-то серое, круглое, покрытое сплошь острыми иглами.

— Да это простой камень, — заметил кто-то.

Основная мысль сказки умнее всех

— Он шевелился, — объяснила Курочка. — Я тоже думала, что камень, подошла, а он как пошевелится. Право! Мне показалось, что у него есть глаза, а у камней глаз не бывает.

— Мало ли что может показаться со страха глупой курице, — заметил Индюк. — Может быть, это. Это.

— Да это гриб! — крикнул Гусак. — Я видал точно такие грибы, только без игол.

Все громко рассмеялись над Гусаком.

— Скорее это походит на шапку, — попробовал кто-то догадаться и тоже был осмеян.

— Разве у шапки бывают глаза, господа?

— Тут нечего разговаривать попусту, а нужно действовать, — решил за всех Петух. — Эй ты, штука в иголках, сказывайся, что за зверь? Я ведь шутить не люблю. Слышишь?

Так как ответа не было, то Петух счёл себя оскорблённым и бросился на неизвестного обидчика. Он попробовал клюнуть раза два и сконфуженно отошёл в сторону.

— Это. Это громадная репейная шишка, и больше ничего, — объяснил он. — Вкусного ничего нет. Не желает ли кто-нибудь попробовать?

Все болтали, кому что приходило в голову. Догадкам и предположениям не было конца. Молчал один Индюк. Что же, пусть болтают другие, а он послушает чужие глупости. Птицы долго галдели, кричали и спорили, пока кто-то не крикнул:

— Господа, что же это мы напрасно ломаем себе голову, когда у нас есть Индюк? Он всё знает.

— Конечно, знаю, — отозвался Индюк, распуская хвост и надувая свою красную кишку на носу.

— А если знаешь, так скажи нам.

— А если я не хочу? Так, просто не хочу.

Все принялись упрашивать Индюка.

— Ведь ты у нас самая умная птица, Индюк! Ну скажи, голубчик. Чего тебе стоит сказать?

Индюк долго ломался и наконец проговорил:

— Ну хорошо, я, пожалуй, скажу. Да, скажу. Только сначала вы скажите мне, за кого вы меня считаете?

— Кто же не знает, что ты самая умная птица! — ответили все хором. — Так и говорят: умён, как индюк.

— Значит, вы меня уважаете?

— Уважаем! Все уважаем!

Индюк ещё немного поломался, потом весь распушился, надул кишку, обошёл мудрёного зверя три раза кругом и проговорил:

— Это. Да. Хотите знать, что это?

— Хотим! Пожалуйста, не томи, а скажи скорее.

— Это — кто-то куда-то ползёт.

Все только хотели рассмеяться, как послышалось хихиканье, и тоненький голосок сказал:

— Вот так самая умная птица! Хи-хи.

Из-под игол показалась чёрненькая мордочка с двумя чёрными глазами, понюхала воздух и проговорила:

Основная мысль сказки умнее всех

— Здравствуйте, господа. Да как же вы это Ежа-то не узнали, Ежа серячка-мужичка? Ах, какой у вас смешной Индюк, извините меня, какой он. Как это вежливее сказать? Ну, глупый Индюк.

Всем сделалось даже страшно после такого оскорбления, какое нанёс Еж Индюку. Конечно, Индюк сказал глупость, это верно, но из этого ещё не следует, что Еж имеет право его оскорблять. Наконец, это просто невежливо: прийти в чужой дом и оскорбить хозяина. Как хотите, а Индюк всё-таки важная, представительная птица и уж не чета какому-нибудь несчастному Ежу.

Все как-то разом перешли на сторону Индюка, и поднялся страшный гвалт.

— Вероятно, Ёж и нас всех тоже считает глупыми! — кричал Петух, хлопая крыльями.

— Он нас всех оскорбил!

— Если кто глуп, так это он, то есть Еж, — заявлял Гусак, вытягивая шею. — Я это сразу заметил. Да!

— Разве грибы могут быть глупыми? — отвечал Еж.

— Господа, что мы с ним напрасно разговариваем! — кричал Петух. — Всё равно он ничего не поймёт. Мне кажется, мы только напрасно теряем время. Да. Если, например, вы, Гусак, ухватите его за щетину вашим крепким клювом с одной стороны, а мы с Индюком уцепимся за его щетину с другой, — сейчас будет видно, кто умнее. Ведь ума не скроешь под глупой щетиной.

— Что же, я согласен, — заявил Гусак. — Ещё будет лучше, если я вцеплюсь в его щетину сзади, а вы, Петух, будете его клевать прямо в морду. Так, господа? Кто умнее, сейчас и будет видно.

Индюк всё время молчал. Сначала его ошеломила дерзость Ежа, и он не нашёлся, что ему ответить. Потом Индюк рассердился, так рассердился, что даже самому сделалось немного страшно. Ему хотелось броситься на грубияна и растерзать его на мелкие части, чтобы все это видели и ещё раз убедились, какая серьёзная и строгая птица Индюк. Он даже сделал несколько шагов к Ежу, страшно надулся и только хотел броситься, как все начали кричать и бранить Ежа. Индюк остановился и терпеливо начал ждать, чем всё кончится.

Когда Петух предложил тащить Ежа за щетину в разные стороны, Индюк остановил его усердие:

— Позвольте, господа. Может быть, мы устроим всё это дело миром. Да. Мне кажется, что тут есть маленькое недоразумение. Предоставьте, господа, мне всё дело.

— Хорошо, мы подождём, — неохотно согласился Петух, желавший подраться с Ежом поскорее. — Только из этого всё равно ничего не выйдет.

— А уж это моё дело, — спокойно ответил Индюк. — Да вот слушайте, как я буду разговаривать.

Все столпились кругом Ежа и начали ждать. Индюк обошёл его кругом, откашлялся и сказал:

— Послушайте, господин Еж. Объяснимтесь серьёзно. Я вообще не люблю домашних неприятностей.

— Боже, как он умён, как умён! — думала Индюшка, слушая мужа в немом восторге.

— Обратите внимание прежде всего на то, что вы в порядочном и благовоспитанном обществе, — продолжал Индюк. — Это что-нибудь значит. Да. Многие считают за честь попасть к нам на двор, но — увы! — это редко кому удаётся.

— Правда! Правда! — послышались голоса.

— Но это так, между нами, а главное не в этом.

Индюк остановился, помолчал для важности и потом уже продолжал:

— Да, так главное. Неужели вы думали, что мы и понятия не имеем об ежах? Я не сомневаюсь, что Гусак, принявший вас за гриб, пошутил, и Петух тоже, и другие. Не правда ли, господа?

— Совершенно справедливо, Индюк! — крикнули все разом так громко, что Еж спрятал свою чёрную мордочку.

— Ах, какой он умный! — думала Индюшка, начинавшая догадываться, в чём дело.

Основная мысль сказки умнее всех

— Как видите, господин Еж, мы все любим пошутить, — продолжал Индюк. — Я уж не говорю о себе. Да. Отчего и не пошутить? И, как мне кажется, вы, господин Еж, тоже обладаете весёлым характером.

— О, вы угадали, — признался Еж, опять выставляя мордочку. — У меня такой весёлый характер, что я даже не могу спать по ночам. Многие этого не выносят, а мне скучно спать.

— Ну, вот видите. Вы, вероятно, сойдётесь характером с нашим Петухом, который горланит по ночам как сумасшедший.

Всем вдруг сделалось весело, точно каждому для полноты жизни только и недоставало Ежа. Индюк торжествовал, что так ловко выпутался из неловкого положения, когда Еж назвал его глупым и засмеялся прямо в лицо.

— Кстати, господин Еж, признайтесь, — заговорил Индюк, подмигнув, — ведь вы, конечно, пошутили, когда назвали давеча меня. Да. Ну, неумной птицей?

— Конечно, пошутил! — уверял Еж. — У меня уж такой характер весёлый!

Основная мысль сказки умнее всех

— Да, да, я в этом был уверен. Слышали, господа? — спрашивал Индюк всех.

— Слышали. Кто же мог в этом сомневаться!

Индюк наклонился к самому уху Ежа и шепнул ему по секрету:

— Так и быть, я вам сообщу ужасную тайну. Да. Только условие: никому не рассказывать. Правда, мне немного совестно говорить о самом себе, но что поделаете, если я — самая умная птица! Меня это иногда даже немного стесняет, но шила в мешке не утаишь. Пожалуйста, только никому об этом ни слова!

Читательский дневник по сборнику «Алёнушкины сказки» Дмитрия Мамина-Сибиряка

Автор: Мамин-Сибиряк Дмитрий Наркисович

Название произведения: «Алёнушкины сказки».

Число страниц: 232

Жанр: сказки

Главные герои: Алёнушка, Заяц-хвастун, Комар, Воробей Воробеич, Ёрш Ершович, Канарейка, Индюк, Козявочка, Мурка, Воронушка.

Характеристика главных героев:

Алёнушка — Маленькая девочка, которая любила животных, но не хотела спать, не услышав сказки.

Заяц хвастун — Крикливый, трусливый, надутый.

Комар Комарович — Смелый, решительный, патриот своего болота.

Воробей Воробеич и Ёрш Ершович — Хвастуны и обманщики, воровали друг у друга.

Канарейка — Любила свободу и не любила клетку.

Умерла от холода и голода.

Индюк — Напыщенный, самоуверенный, важный.

Глупый и недалёкий.

Козявочка — легкомысленная и весёлая, беззаботная.

Мурка — просто кот, который любил молоко.

Воронушка — жадная, жестокая, но сострадательная.

Краткое содержание сборника «Аленушкины сказки» и ссылки на читательские дневники по каждому произведению:

«Присказка»

Алёнушке пора спать, и папа начинает рассказывать ей сказки про самых разных зверей.

И вот девочка почти спит, но ушки слушают папины сказки.

  • «Сказка про храброго Зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

Вырос в лесу Заяц, которому надоело бояться всего на свете.

Стал он хвалиться, что никого не боится. Волк услышал крики и подкрался к зайцам.

Хвастун испугался, прыгнул на спину волка и убежал. Волк тоже испугался.

А другие зайцы стали считать хвастуна храбрым.

  • «Сказочка про Козявочку»

Жила-была Козявочка, которая считала, что весь мир принадлежит ей одной.

Она летала и веселилась с друзьями и подругами.

Их ели птицы и лягушки, но меньше козявочек не становилось.

А потом пришла осень и Козявочка отложила яйца и умерла.

  • «Сказка про Комара Комаровича — длинный нос, и про мохнатого Мишу, короткий хвост»

Пришёл на болото медведь, завалился спать, и передавил сотни комаров.

Обиделся Комар Комарович, стал требовать, чтобы убирался Миша с болота.

Потом собрал всех комаров и напал на медведя.

Как Миша не отбивался, пришлось ему бежать с болота.

  • «Ванькины именины»

Собрались куклы на Ванькины именины.

Но возник среди гостей спор о том, кто из кукол самый красивый.

Так спорили гости, что драться начали.

Рассердился Ванька на нерадивых гостей, вытолкал всех вон.

  • «Про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу»

Жили-были два весёлых друга.

Но услышал раз трубочист Яша шум на реке.

Это ругались бывшие друзья. Один у другого червяка украл.

Пока Яша их судил, Воробей у него хлеб утащил.

  • «Сказка о том как жила-была последняя Муха»

Жила-была весёлая и молодая Муха, которая считала людей добрыми существами.

Но люди ополчились на мух, стали их бить и травить.

Пришла осень и большинство мух погибло. Муха осталась одна и проскучала всю зиму.

Весной она увидела молодых мушек и решила, что именно они делают лето.

  • «Сказочка про Воронушку — чёрную головушку и жёлтую птичку Канарейку»

Увидела ворона, как воробьи гоняют по двору незнакомую птицу.

Прогнала она воробьёв и познакомилась с канарейкой.

Стала канарейка жить у вороны в гнезде.

Канарейка ела только семена и иногда скучала по родной клетке.

Пришла осень. Канарейка голодала, и однажды умерла.

  • «Умнее всех»

На птичьем дворе самой умной птицей считал себя индюк, над которым все смеялись.

Однажды птицы нашли странное существо, всё в иголках, и стали гадать, что это такое.

Индюк важно сказал глупость и ёж, а это был он, засмеялся.

  • «Притча о Молочке, овсяной Кашке и сером котишке Мурке»

Каждое утро молочко и овсяная каша ругались друг с другом, кипятились и заливали плиту.

А Мурка каждое утро просил мяса и наблюдал за скворцами.

Каша и молочко попросили его рассудить их спор. И Мурка вылакал молоко.

Кухарка выгнала его с кухни.

  • «Пора спать»

Алёнушка засыпает и видит цветы, которые не могут решить, кто из них будет царицей.

Алёнушка отправляется на юг на божьей коровке и возвращается лишь к рождественской ёлке.

Воробьи её узнают, и она понимает, что стала царицей, так же как и любая другая девочка.

Основная мысль книги «Алёнушкины сказки»

Главная мысль этого сборника сказок в том, что нужно слушаться родителей и не делать глупостей.

Основная идея сборника в том, что ночью дети спать должны, а днём хорошо себя вести.

Чему учит книга

Сказки этого сборника учат быть честными, добрыми, отзывчивыми.

Никогда никого не обманывать и не брать чужого, не являться непрошенными гостями.

Учат не быть самоуверенными и не думать, что мы лучше всех.

Учит смеяться над своими недостатками и исправлять их.

Краткий отзыв по сборнику «Аленушкины сказки» для читательского дневника

Прочитав сказки этого сборника, я подумала о том, что каждый человек должен вести себя так, чтобы не стыдиться своих поступков.

Герои этих сказок часто совершали глупости.

Они хвастали, воровали, ругались, спорили по пустякам.

И почти всегда оказывались наказаны за такое поведение.

Это очень добрые, интересные и поучительные сказки.

Автору удалось через поведение животных, героев сказок, показать девочке, как не следует себя вести.

В каждой сказке можно найти примеры неправильного поведения и сделать нужные выводы.

Мне больше всего понравился хвастливый зайчик.

Он был хвастуном, но очень милым.

И ведь сумел напугать волка, пусть и случайно.

А ещё мне понравилась сама девочка Алёнушка.

Она была добрая и старалась всё делить поровну.

Я всем советую прочитать эти сказки и подумать о том, что у каждого есть маленькие недостатки.

Их надо уметь понять и исправить, чтобы над тобой никто не смеялся.

Отрывок, поразивший меня больше всего в сборнике:

Долго бежал несчастный Зайчик, бежал, пока совсем не выбился из сил.

Ему всё казалось, что Волк гонится по пятам и вот-вот схватит его своими зубами.

Наконец, совсем обессилел бедняга, закрыл глаза и замертво свалился под куст.

А Волк в это время бежал в другую сторону.

Когда Заяц упал на него, ему показалось, что кто-то в него выстрелил.

Пословицы к сказкам:

  • Жизнь дана на добрые дела.
  • Без работы пряников не кушать.
  • Обед узнают по кушанью, а ум по слушанью.
  • В чужом доме не указывают.
  • У всякого своя голова на плечах.

Подсказка:

  • Краткая биография Дмитрия Мамина-Сибиряка для презентации
  • _______

Cказку о попе и работнике его Балде великий русский писатель Александр Пушкин написал в 1830 году.

Описание книги для читательского дневника

Автор: Пушкин Александр Сергеевич
Название произведения: Сказка о попе и работнике его Балде
Жанр: сказка
Год написания: 1830
Издательство: ЭКСМО
Год издания: 2009

Главные герои и их краткая характеристика

Балда – находчивый, смекалистый, проворный, трудолюбивый мужик.
Поп – жадный, скупой, настоящий скряга, получивший по заслугам за свою жадность.
Попадья – жена попа, умная, хитрая женщина.
Поповна и попенок – дети попа, полюбившие Балду.
Старый бес – грустный, недалекий.
Бесенок – молодой, самоуверенный, энергичный.

Время и место сюжета

Действие сказки происходит в давние времена, в России. По все видимости, А. С. Пушкин описывает время, в котором он жил и творил, то есть, в первую половину XIX века. Основными местами действия сюжета являются: базар, поповский дом, берег моря.

Краткое содержание и сюжет

Поп с Балдой повстречался на базаре, и поведал тому, что очень нуждается в сноровистом работнике, который бы совмещал обязанности плотника, конюха и повара, да еще и за низкую плату. Недолго думая, Балда предложил попу свои услуги, пожелав весьма необычную плату за свои старания – в год три щелчка попу по лбу. Жадный поп тут же согласился на эти условия.

Балда оказался на редкость трудолюбивым и добросовестным работником. Попадья не могла нарадоваться новому помощнику, да и молоденькой поповне он приглянулся. Даже для маленького попенка Балда находил время – нянчился с ним, кормил, играл, и вскоре стал ему, как родной. Малыш даже тятей его называл.

Всем был по душе Балда, но только не попу, который все чаще задумывался о предстоящей плате. Мысль о том, что простой работник будет щелкать его по лбу, не давала покоя. Поп поделился своими переживания с попадьей, и та, будучи хитрой женщиной, предложила задать Балде такую сложную службу, чтобы он не смог с ней справиться.

Поп обрадовался, что можно избавиться от унизительных щелчков по лбу, и приказал Балде забрать у чертей оброк, который они ему задолжали за три года. Работник согласился и отправился к морю. Усевшись на берегу, он забросил в воду один конец веревки, а второй оставил держать в руках.

Вскоре из моря появились старый бес, который поинтересовался, что же Балда делает. Тот и ответил, что решил все бесовское племя извести. Поверил ему старый бес и пообещал откупиться оброком, а сам тем временем послал на берег молодого энергичного бесенка сразиться с Балдой.

Бесенок предложил работнику спор – кто первый пробежит вокруг моря, тот и выиграл. Если победителем окажется Балда, отдадут ему черти обещанный оброк, если же нет – уйдет он домой ни с чем. Балда оказался хитрее бесов, и те были вынуждены отдать ему оброк.

Вернулся работник домой. Поп испугался, стал прятаться за попадью. Но ему не суждено было избежать расплаты, и Балда все же отвесил попу три мощных щелчка по лбу, от которых тот лишился рассудка.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Поп нанимает Балду работать по хозяйству за три щелчка. Поп боится расплаты и отправляет Балду к чертям за оброком Старый бес посылает своего внука к Балде. Бесенок бежит наперегонки с зайцем и пугается обещания Балды закинут палку на тучу. Бесенок несет кобылу два шага, а Балда на ней скачет. Черти платят оброк, а Поп получает щелчки.

План пересказа

  • Поп на базаре
  • Встреча с Балдой
  • Балда договаривается о плате
  • Балда работает на Попа
  • Поп тревожится
  • Совет Попадьи
  • Поп отправляет Балду к чертям
  • Балда мутит море
  • Разговор со Старым бесом
  • Внук беса
  • Вокруг моря
  • Палка
  • Кобыла
  • Оброк
  • Расплата.

Основная мысль

За хорошую работу всегда нужно платить, а жадность и скупость никогда ни к чему хорошему не приведут.

Чему учит

Эта сказка учит хитрости и смекалке. Учит находить выход из любой ситуации. Учит никого не бояться. Учит не искать того, что дешевле, а искать того, что лучше. Учит честно соблюдать условия договора. Учит не быть жадным.

Отзыв и что понравилось

Мне очень понравилась эта веселая сказка. Особенно мне нравится Балда, вроде бы простой мужик, но ужасно хитрый и ловкий. Он умудрился легко обмануть самого черта. Он наказал скупого Попа. Правда оброк все-таки достался Попадье и ее детям, так что в этом моменте Балда что-то не додумал.

Вывод и мое мнение

Сказка очень веселая, смешная, но при этом весьма поучительная. Жадный, расчетливый поп считал себя умнее всех, и собирался обвести вокруг пальца простого, скромного и трудолюбивого работника. Но, как выяснилось, Балда обладал куда большей смекалкой, и провел даже чертей. В результате он получил обещанную, правда, несколько сомнительную награду.

Пословицы

  • У хитрого начала скандальный конец.
  • При скупости, да при жадности проживешь век без радости.
  • Жадность последнего ума лишает.
  • Дорого, да мило, дешево, да гнило.
  • Есть и на черта гром.

Цитаты из текста

«…Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной…»
«…Ум у бабы догадлив, На всякие хитрости повадлив…»
«…поп, Толоконный лоб…»
«…Ест за четверых, Работает за семерых…»
«…Щелк щелку ведь розь. Да понадеялся он на русский авось…»
«…Глупый ты бес, Куда ж ты за нами полез?..»
«…Щелк щелку ведь розь…»
«…Ест за четверых, Работает за семерых»
«…Поп ни ест, ни пьет, ночи не спит: Лоб у него заране трещит»

Словарь новых и незнакомых слов

Полба – пшеничная каша.
Авось – выражение недостаточно обоснованной надежды, расчета на случай, удачу; может быть станется, сбудется.
Подворье – чей-либо дом с относящимися к нему постройками, усадьба.
Приголубить – приласкать.
Оброк – одна из повинностей зависимых крестьян, заключающаяся в выплате дани помещику продуктами или деньгами.
Недоимка – не уплаченная или недовнесенная плательщиком в установленный законодательством срок часть обязательного платежа, налога.
Верста — русская единица измерения расстояния, равная 1066,8 м.
Конюх – работник, ухаживающий за лошадьми.
Поп – православный священник.
Попадья – жена православного священника.
Бес – зловредный дух, демон в мифологии и народном христианстве славян.

Мы подготовили для Вас несколько вариантов сочинений о том, чему учит сказка «Маленький принц» А. Экзюпери. Используйте наши примеры для написания своего рассуждения на эту тему.

Сочинение 1

Нет такого произведения, которое бы оставило человека полностью равнодушным и не тронутым душевно. Каждый автор, о ком бы ни шла речь, всегда пытается написать такое литературное произведение, которое зацепило бы струны души читателя и ни в коем случае не оставили бы читателя полностью равнодушным. Конечно, если речь идет об определенных литературных произведениях, которые были написаны для детей, то желание автора почему-то научить подрастающее поколение просто зашкаливает. Писателям очень приятно осознавать, что они приносят кому-то большую пользу, влияют на духовное и нравственное улучшение читателя.

«Маленький принц» является именно произведением для детей, а потому он, конечно, содержит такие идеи, которые стремятся научить молодежь чего-то. Стоит отметить, что Сент-Экзюпери вполне удается научить читателя многому полезному, ведь образы, которые он использует в собственном произведении очень ценные, с многих точек зрения. Я нередко слышал от тех, кто прочитал эти произведения, что оно дает прочитавшему его большую пользу, действительно учит некоторым истинам, что в итоге становится чрезвычайно полезным. Именно по этой причине и я тоже решил ознакомиться с этим известным на весь мир произведением этого прославленного французского писателя.
Что же, по результатам прочтения я могу с уверенностью сказать, что я действительно научился кое-чему новому.

Первое, чему оно меня научило, это умение определять в жизни самое важное и второстепенное. В произведении показаны множество примеров людей, которые не умели правильно ориентироваться в жизни, для них главное было то, что они сами себе придумали, а не то, что является истинным. Истинным в жизни есть чистые человеческие чувства, красота окружающего мира, красота отношений с близкими людьми и друзьями. В то же время мало кто из людей это понимает, и живет какими-то условностями, жаждой денег и тому подобным.

Это произведение научил меня ценить простые истины в этой жизни, уметь радоваться каждому дню и получать удовольствие от простых и распространенных вещей. Кроме того, это произведение научило меня находить взаимопонимание с разными людьми, даже самыми сложными личностями по той причине, что маленькому принцу это очень хорошо удавалось.

Произведение под названием «Маленький принц» научило меня сразу нескольким очень важным вещам. Я рад, что мне удалось получить такую полезную информацию из данного произведения. Благодаря получению такой информации сегодня я уверен в том, что жизнь моя стала более полезной, приятной, последовательной и в целом правильной. Я думаю, что те, кто ищет в литературе возможность стать умнее, мудрее и грамотнее, должны обязательно прочитать это произведение. Оно, безусловно, может многому научить.

Сочинение 2

Многие люди пытались научить своих собратьев, как надо жить на нашей планете. Но мало кто из них сумел это сделать так, как Антуан де Сент-Экзюпери, писатель и летчик, один из первых увидевший Землю с большой высоты, почувствовавший хрупкость и незащищенность не только человека, но и планеты Земля и всего живущего на ней. И содрогнувшийся от осознания того, что люди не понимают, не видят и не верят этой хрупкости; что драма Земли для них так же недоступна, как чувства слона, проглоченного удавом, или как чувства удава, проглотившего слона, — они видят не это, а лишь шляпу на рисунке мальчика.

В повести-сказке «Маленький принц» Экзюпери отстаивает доброту и человечность в человеке по отношению ко всему живому: Лису, Розе, Планете. Он выразил эту главную свою мысль фразой, ставшей почти лозунгом, послужившей названием для многих статей о «братьях наших меньших»: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Экзюпери утверждает, что ничто не может помешать дружбе человека с человеком и другими живыми существами, кроме самого человека. Все хотят, чтобы их приручили. Лис вкрадчиво и настойчиво просит об этом Маленького принца, он даже учит его, как это сделать, учит его нежности и постепенности, верности и настойчивости, осторожности (потому что боишься спугнуть зарождающееся чувство того, кого приручаешь) и решительности. И принцу, и Лису эта дружба нужна в равной степени. И даже больше она нужна была Маленькому принцу, потому что именно Лис научил его любить. Научил тому, что «любовь не может быть абстрактна, любовь всегда конкретна», и объяснил это (ему и читателям) на примере любви самого Маленького принца к Розе.

Маленький принц любил именно Розу (с большой буквы — это имя, а не название, и дальше будет ясно, почему это так), свою Розу, она стала для него чем-то неповторимым. И когда он увидел много роз на земле, ему показалось, что ни одна из них не могла сравниться с его Розой. Она была взбалмошна и капризна, она привередничала и спорила, она даже обижала Маленького принца, вырастившего ее и самоотверженно ухаживающего за ней. Но она была его Розой, он знал ее привычки и глупости, ее обиды и радости. Он любовью своей сделал ее неповторимо прекрасной и единственной, И все другие розы для него — скучные, потому что их никто не любит, они стали бы для него прекрасны, лишь освещенные любовью человека, делающего живым все, что он полюбит истинной любовью. Все это понял Маленький принц благодаря дружбе Лиса, понял и почувствовал, и затосковал по своей Розе, и захотел вернуться к ней, чтобы больше никогда ее не покидать.

Так же, как Розу, принц любит и свою планету. Ему очень нравится на Земле, но он так тоскует по своей родной планете и по своей Розе, что готов к ним вернуться даже ценой смерти. Да, он боялся смертельного укуса змеи, боялся даже не физической боли, а чего-то неизвестного, что должно случиться с ним и чего он не знает. Змея объяснила ему, что тело слишком тяжелое, что вместе с телом ему никогда не попасть вновь на свою планету, которую тоже надо было бы писать с большой буквы, потому что она для него — единственная, возлюбленная, обихоженная его руками и нуждающаяся в нем, и только в нем. Он очень хотел жить и боялся умереть, но жить он мог и хотел только на своей планете, только рядом со своей Розой. Он не верил, что его желание может исполниться.

Лис тоже верил, что Маленький принц не может умереть, что он будет жить, и жить счастливо, на своей планете. И все-таки Экзюпери против их расставания, против расставания близких сердец. Он показывает глубокую грусть Лиса, когда тот прощается с принцем. Лис говорит принцу: «Я часто буду смотреть на звезды, и звезды будут напоминать мне твои волосы».

Экзюпери говорит: не надо расставаний, нужны только встречи близких сердец, нужны любовь и человечность на нашей такой большой и в то же время такой маленькой и хрупкой планете.

Сочинение 3

Настоящей жемчужиной мировой литературы ХХ столетия по праву считается произведение Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Невероятно трогательная история учит не только детей, но и взрослых любви, дружбе, ответственности, сопереживанию. В повести автор напоминает о вечных жизненных ценностях, показывает две картины восприятия мира – чувственную и разумную. Предлагаем познакомиться с литературным анализом произведения по плану, который будет полезен при подготовке к ЕГЭ и урокам литературы в 6 классе.

История написания

Необычная сказка, которая уже много лет находит отклик в миллионах сердец во всём мире, была написана французским писателем в самый разгар Второй мировой войны, в 1942 году.

В 1935 году, перелетая из Парижа в Сайгон, Сент-Экзюпери попал в авиакатастрофу. Авария произошла на территории Ливийской пустыни и оставила глубокий след в душе Сент-Экзюпери. Поздние воспоминания об этом инциденте, а также глубокие переживания о судьбе мира, оказавшегося во власти фашизма, вылились в повесть-сказку, главным героем которой стал маленький мальчик.

В этот период писатель на страницах своего дневника делился сокровенными мыслями о будущем человечества. Он переживал за поколение, получившее материальные блага, но утратившее духовное содержание. Сент-Экзюпери поставил перед собой непростую задачу – вернуть миру утраченное милосердие и напомнить людям об ответственности за Землю.
Впервые произведение было напечатано в 1943 году в США и было посвящено другу писателя – Леону Верту, известному еврейскому журналисту и литературному критику, терпевшему бесконечные преследования во время войны. Таким образом, Антуан де Сент-Экзюпери хотел поддержать своего товарища и высказать свою активную гражданскую позицию против антисемитизма и нацизма.

Примечательно, что все рисунки в повести сделаны собственноручно самим писателем, что ещё больше подчеркивает его идеи, изложенные в книге.

Сочинение 4 (кратко)

Сказка «Маленький принц» — это своего рода завещание идеалов, кодекс чистой морали. Сказка учит нас жить по нравственным законам:

• Маленький принц учит нас смотреть в суть вещей, а не поверхностно.
• Учит преданости и ответственности.
• Учит дорожить дружбой и любовью, быть верным, помнить друзей.
• Не быть лживым, честолюбивым, эгоистичным. Отдаваться своим занятиям.
• Учит верить в себя и в чудеса, ведь если верить — это обязатьльно случиться. Стоит только захотеть.

Изображая путешествия Маленького принца по разным планетам, Сент-Экзюпери демонстрирует нам ложные смыслы жизни. Он показывает нам порочных людей, не выдержавших искушений властью, славой, богатством. Они лишены веры, истины, знаний. Судьбы их печальны, но никто из них не взывает о помощи, не видит в Маленьком принце доброго посланника судьбы, спасителя.

Итог: произведение учит читателей таким прекрасным качествам, как настоящая дружба и забота о ближнем, добру и преданности, любви к окружающему миру. А фраза из этого произведения стала крылатой: «Мы в ответе за тех, кого приручили» и известна каждому.

Читательский дневник «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу» Дмитрия Мамина-Сибиряка

Автор: Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк

Название: «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу».

Число страниц: 32.

Жанр: сказка.

Главные герои: Воробей, Ёрш, трубочист Яша.

Второстепенные герои: бекасик, Алёнушка.

Характеристика главных героев:

Воробей — быстрый, ловкий и проворный.

Обманщик и лжец.

Перекрутил всю историю.

Ёрш — спокойный и забавный.

Находчивый.

Любит подшучивать над своим другом.

Яша — справедливый, добрый и рассудительный.

Помог друзьям разобраться в ситуации.

Характеристика второстепенных героев:

Бекасик — маленькая птица. Разоблачил воробья.

Алёнушка — девочка. Умеет всё делить поровну.

Краткое содержание произведения «Сказка про Воробья Воробеича…»

Жили-были два лучших друга — Воробей и Ёрш.

Только в гости они друг к другу не ходили.

Воробей не хотел спускаться на глубину озера, чтоб травку пощипать.

А Ёрш не мог на крышу взобраться, чтоб поесть хлебные крошки.

Однако, на их крепкой дружбе это никак не отразилось.

Но один случай всё изменил в отношениях друзей.

Воробью удалось словить толстого и огромного червя.

Хотел бы он его отнести к себе на крышу, но тут Ёрш как закричит: «Ястреб!», так и выронил червя со рта.

А Ёрш его тут же и съел.

Ругались друзья долго и громко, что весь пруд их слыхал.

Трубочист Яша вызвался рассудить друзей.

Яша рассудил по справедливости: кто, мол, червяка из земли достал, добыл, тому и должен был он достаться.

Но оказалось, что и Воробей его сам не поймал, а всего лишь украл у Бекасика-песочника.

Пока продолжался спор между водными и наземными животными, хитрый Воробей украл незаметно у парня кусочек сухого хлеба.

Заметили это звери и начали отнимать хлеб у птицы, да как набросились на него.

Только хлебушек упал в реку, а там его съели рыбы.

Ещё больший спор и крик поднялся между зверями.

На их шум пришла девочка Алёнушка.

Она посмеялась и сказала, что поделила бы всё поровну.

План сказки:

  1. Два друга.
  2. Зимние проблемы.
  3. Летние проблемы.
  4. Шум на реке.
  5. Обвинение Воробья.
  6. Оправдания Ерша.
  7. Выступление бекасика.
  8. Воровство хлеба.
  9. Общая свалка.
  10. Решение Алёнушки.

Основная мысль «Сказка про Воробья Воробеича…»

Главная мысль сказки заключается в том, что друзья должны всё делить поровну.

Основная идея сказки в том, что ругань и драка никогда не помогут решить проблему.

Чему учит сказка

Сказка учит тому, что всегда следует ценить и беречь своих друзей и дружбу в целом.

Учит не врать, не брать чужого.

Учит уметь делиться.

Учит справедливости.

Краткий отзыв по произведению «Сказка про Воробья Воробеича…» для читательского дневника

Прочитав эту сказку, я подумала о том, что некоторые друзья таковыми являются лишь на словах.

А как доходит до дела, то вся дружба сразу заканчивается.

Так и герои этой истории дружили, пока не были затронуты их интересы.

А поругались из-за обычного червяка, каких множество.

У каждого героя был свой характер, и это показалось мне интересным.

Автору удалось подметить черты характера воробья — наглость, стремление украсть, обмануть.

Отметил он и черты характера Ерша — хитрость, насмешливость, корыстность.

Мне больше всего понравился добродушный трубочист, который веселился, глядя на драку птиц и рыб.

А ещё мне понравился принцип равного деления, предложенный девочкой.

Она два яблока взяла себе, а два отдала сестре и папе.

Я всем советую прочитать эту сказку и подумать о том, что настоящие друзья никогда не станут драться из-за толстого червяка.

Они поделят его поровну.

Ведь в дружбе главное — уметь делиться, уважать чужие интересы.

Пословицы к сказке:

  • Кто сегодня обманет, тому завтра не поверят.
  • Обманщик и себе до обеда не верит.
  • Друзья до чёрного дня.
  • Глаза облюбовали, а руки сделали.
  • Жадность всякому горю начало.

Отрывок, поразивший меня больше всего:

— Я вру? — орал Воробей. — А кто червяка нашёл? Я вру! Жирный такой червяк!

Я его на берегу выкопал. Сколько трудился. Ну, схватил его и тащу домой, в своё гнездо.

У меня семейство — должен я корм носить.

Только вспорхнул с червяком над рекой, а проклятый Ёрш, — чтоб его щука проглотила! — как крикнет: «Ястреб!»

Я со страху крикнул — червяк упал в воду, а Ёрш его и проглотил.

Это называется врать?! И ястреба никакого не было.

Словарь неизвестных слов:

  • Конёк — украшение на избе.
  • Зяб — замерзал.
  • Браниться — ругаться.
  • Дремал — спать.
  • Скверно — мерзкий.

Ещё читательские дневники по произведениям Дмитрия Мамина-Сибиряка:

  • «Серая шейка»
  • «Приёмыш»
  • Сборник «Алёнушкины сказки»
  • «Сказка про храброго Зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост»
  • «Сказочка про Козявочку»
  • «Сказка про Комара Комаровича — длинный нос и про мохнатого Мишу — короткий хвост»
  • «Ванькины именины»
  • «Сказка о том, как жила-была последняя Муха»
  • «Сказочка про Воронушку — чёрную головушку и жёлтую птичку Канарейку»
  • Сказка «Умнее всех»
  • «Притча о Молочке, овсяной Кашке и сером котишке Мурке»
  • «Пора спать»
  • Краткая биография Дмитрия Мамина-Сибиряка и презентация

Библиотека произведений автора пополняется.

  • Основная мысль сказки у страха глаза велики для читательского дневника
  • Основная мысль сказки три поросенка
  • Основная мысль сказки три медведя
  • Основная мысль сказки три брата братья гримм
  • Основная мысль сказки три бабочки