Основная мысль сказки теремок

Обновлено: 27.12.2021 дядя максим - брат мамы петруся эвелины. вояка, потерявший ногу. он лучше других понимает своего племянника и

Обновлено: 27.12.2021

Дядя Максим — брат мамы Петруся Эвелины. Вояка, потерявший ногу. Он лучше других понимает своего племянника и » растит » в нем личность. Именно он зовет в гости Ставрученко и его сыновей, которые хорошо знают фольклор и с уважением относятся к простому народу. Молодые люди слушают, как играет Петр и предсказывают ему славное будущее. Кроме того, Максим отправляет своего племянника вместе со слепцами в путешествие. Их рассказы о прошлом обогащают внутренний мир юноши. Он сравнивает себя и свою жизнь с теми, кто имеет такой же физический недостаток. Кроме того, Петрусь сам, руками » читает» надпись на одной из могил, где похоронен молодой слепой бандурист Юрко, который вдохновлял зрячих в военных походах. Благодаря Максиму , Петро знакомится со слепым звонарем , которого все прихожане уважают.

Итак, благодаря деятельности Максима Благодаря Максиму расширяется не только круг знакомств для Петра, но и его кругозор. Этот персонаж, вне всякого сомнения, талантливый педагог. Он от души помогает родному человеку и делает его жизнь полноценной.

Короленко В. Г. » Слепой музыкант «.

1 год назад
Мы знаем о пассажирах то, что они видели лишь то, что на рельсах лежит человек, а рядом стоит мужчина и машет «флагом», который весь в крови. Пассажиры не имеют никакого отношения к этому конфликту. Пассажиры не смогли бы себя уберечь без помощи Семёна.
Все ученики 6 б и в класса если вы это смотрите и используете это, то перефразируйте пожалуйста! А то Ирина Михайловна поймёт!
Лиза! Перефразируй! А то у нас будут одинаковые ответы! Поставь лайк и выбери этот ответ лучшим!
1 год назад

Повествование ведется от 1 лица, множественного числа

Вот таким с собою унесли мы (цитата)

Образ нам родной, неповторимый (цитата)

Злоба нам сжимала кулаки (цитата)

Пробил час наш. Мы пришли с боями. (цитата)

Следующая пословица

Делу время а потехе час. Эта поговорка очень часто встречается в сказках, баснях. Басня «Стрекоза и муравей» учит нас тому, что всему своё время. В басне стрекоза протанцевала и пропела всё красное лето и не подготовилась к зиме, в то время когда муравей всё лето напролёт готовился к зиме и встретил зиму уже подготовленным.

Один за всех и все за одного. Одна из первых сказок которую слышат самые маленькие детишки. Вся семья дружно взявшись друг за друга сумели вытащить репку.

В тесноте, да не в обиде. Эта поговорка подойдёт ко многим русским народным сказкам, например к сказке «Теремок», где собрались несколько зверей и всем нашёлся тёплый уголок.

Как аукнется, так и откликнется. Эта пословица хорошо подходит к сказке «Лиса и журавль», где лиса однажды обманув журавля вскоре сама осталась голодной.

Мир не без добрых людей. Эта поговорка подходит к сказке «Заюшкина избушка».

Доверяй, но проверяй. Эта поговорка отлично подходит к сказке «Волк и семеро козлят».

RIOLIt [157K] 1 год назад

Самые известные,- сказка- ложь да в ней намек.. Или,- скоро сказка сказывается

да не скоро дело делается, а еще,- это только присказка, сказка впереди. И неявный намек на сказку,- я там был, мед- пиво пил. —

Мурочка полосатая [244K] 1 год назад

Сказку «Теремок» хорошо характеризует поговорка «В тесноте да не в обиде». Как мы знаем в теремок набилось много зверушек, им было тесно, но все они жили дружно, пока медведь не развалил теремок.

К сказке «Лиса и Журавль» хорошо подходит пословица «Как аукнется, так и откликнется». Лиса плохо приняла в гости Журавля, он ушел от нее голодным. Но сама рассчитывала сытно пообедать, но Журавль поступил так точно как и она, Лиса тоже ушла с гостей голодная.

К сказке «Петушок и бобовое зернышко» хорошо подходит пословица «Поспешишь — людей насмешишь». Петушок уж слишком быстро глотал зернышки, в результате одно зернышко у него застряло в горле, хорошо, хоть курочка его не оставила в беде.

Алиса в Стране [252K] 1 год назад

Мне вспомнились вот такие сказки, к которым я подобрала следующие поговорки:

Сказка «Каша из топора», про то, как солдат взялся сварить в доме жадных хозяев кашу из одного топора, а в итоге потратил очень даже много продуктов, каша получилась на самом деле, конечно же не из топора, который выполнял скорее декоративную роль, пословицы:

Сказка «Заюшкина избушка», где лиса позарилась на чужой дом, но была изгнана из него с позором:

Ну и всем известная сказка «Волк и семеро козлят», как злой волк пытался съесть козляток, которые остались одни дома, она учит детей быть осторожными и не открывать дверь кому попало, когда находишься дома без старших:

Чёрная Луна [203K] 1 год назад

Таких поговорок множество, многие из них отлично подойдут к популярным русским сказкам. Вот некоторые примеры:

Все за одного, один за всех, тогда и в деле будет успех. Именно эта поговорка подойдет к сказке «Репка». Только когда вместе, всей семьей, стали тянули огромную репу, ее получилось вытянуть.

Смелым счастье помогает. Пример сказки — «Маша и медведь».

В тесноте, да не в обиде. Хороший пример сказка «Теремок».

Чем зазнаешься, на то и сломаешься. Здесь как никакая другая хорошо подойдет сказка «Колобок», в которой одноименный герой был съеден лисой.

Жадность – всякому горю начало. Хорошая пословица, которая сразу напоминает про сказку «о Золотой рыбке».

Друзья познаются в беде. Примеров много, один из них «Петушок и бобовое зернышко».

Без труда не вытащишь рыбку из пруда. Эта пословица про труд, которая тоже подходит к сказке «Стрекоза и муравей».

Есть такие примеры сказки и пословицы:

Марина Вологда [165K] 1 год назад

Поговорки годами слагал народ. Именно в поговорках метко и четко подмечена мудрость. Сказка же рассказывает нам сюжет, но в итоге все равно чему-то учит. В связи с чем, к любой сказке можно подобрать пословицы.

«Не всякому верь, закрывай крепче дверь» — эта пословица говорит о том, что не всем стоит верить, есть обманщики. Эта пословица подходит к сказке «Волк и семеро козлят».

«Как аукнется, так и откликнется» — пословица говорит о том, что если вы задумали кому-то плохое, это плохое может вернуться к вам. Эта пословица хорошо подходит к сказке «Лиса и журавль».

А вот пословица «Мал золотник, да дорог», говорит о том, что рост для хороших дел не важен. Такая пословица подойдет к сказке «Мальчик с пальчик».

Viridi [131K] 1 год назад

Русский фольклор богат как на сказки, так и на пословицы и поговорки. Практически к каждому народному произведению можно найти соответствующую поговорку. Очень часто именно она как нельзя лучше помогает передать смысл сказки. Самыми популярными можно назвать следующие.

Именно она ка нельзя лучше подходит к любимой многими сказке «Морозко».

Как многие уже догадались отсылает на с к сказке «Репка». Именно благодаря совместному труду, героям произведения удалось вытащить большой корнеплод.

Сказка про наивного зайку и хитрую захватчицу его жилплощади лису — » Заюшкина избушка».

Эта поговорка как нельзя лучше подходит к сказке про волка и семерых козлят.

РУДЬКО [179K] 1 год назад

Например, поговорка про то, что без труда не выловишь и рыбку из пруда, очень подходит под скаку о репке.Только вся семья , приложив усилия, смогла вытащить репку.

Поговорка о том, что не родись красивым, а родись счастливым очень подходит для сказки про Емелю и щуку.Емеле просто однажды очень повезло, то есть счастье ему улыбнулось и при помощи волшебных слов он смог решить многие свои житейские проблемы.

Sveta S [56.1K] 1 год назад

Народные казки, пословицы и поговорки — часть народного фольклора, поэтому имеюи много обшего. Очень часто смысл сказки можно охарактеризовать одной пословицей.

Всем известна русская народная сказка «Колобок», где герой-колобок убегает от деда и бабки, и уходит гулять по лесу. Всем встречным он рад, поет песенки, пока хитрая Лиса его не съела. К этой сказке подходит пословица: Кто всем верит, того часто обманывают.

Сказка «Репка», где вся семья тянула репку, даже мышка помогала. Подходит пословица: Что одному трудно дается, всем вместе легко берется.

Бекки Шарп [64K] 1 год назад

Все сказки содержат в себе народную мудрость, житейские выводы, поэтому к любой сказке можно подобрать поговорку или пословицу.

Например в сказке «Колобок» колобок убежал от дедушки с бабушкой, но послушал ласковые слова лисицы, которая его обманула и съела. Сюда подойдет поговорка — На языке медок, да на сердце холодок.

К сказке «Теремок» можно подобрать несколько пословиц:

Вот, что вспомнилось навскидку:

Диплом за плечами не носить.

Без муки нет науки.

Смотришь в книгу, а видишь фигу.

Что написано пером, то не вырубишь топором.

Грамоте учиться всегда пригодится.

Повторение — мать учения.

Учи других и сам научишься.

1 год назад

Будь прям, да не упрям.(говори правду, делай как надо, но если ошибаешься, то отступи)

Злясь — стареют, смеясь — молодеют.(у злых и нервы, и желчь играет, и стресс, а кто смеется, у того орагнизм расслаблен и получает гормоны счастья и радости)

Кто зря сердит, у того голова болит.(опять же, сердиться, да и еще просто так, это портить себе здоровье).

Облака портят восход солнца, а гнев портит человека.(красив восход, когда он виден без облаков, а человек — когда лицо не перекошено гневом).

От мнительности заболевают, от надежды выздоравли­вают.(при­ думав себе болезнь, или проблему, можно заболеть, и получить ее, а уверовав, что вылечишься, и правда вылечишься и без врачей, и без проблем будешь).

У огня не бывает прохлады, а у гнева рассудка.(огонь жарок, и это непреложно(почти), так же и в гневе говорят и делают много лишнего, и это тоже непреложно).

1 год назад

Многие писатели пересказывали и обрабатывали русские народные сказки, а также сказки зарубежных авторов.

Очень много русских народных сказок в пересказе Алексея Николаевича Толстого. Бобовое зернышко, Гуси-лебеди, Заяц — хваста, Иван Царевич и серый волк, Колобок, Кот и лиса, Кривая уточка, Лиса и журавль, Лиса и заяц, Мальчик-с-пальчик, Петушок — золотой гребешок, По щучьему велению, Репка, Сестрица Аленушка и братец Иванушка, Пузырь, соломинка и лапоть, Теремок, Хаврошечка и другие.

Сергей Тимофеевич Аксаков услышал в детстве сказку Аленький цветочек. В дальнейшем он пересказал и обработал эту замечательную сказку.

Павел Петрович Бажов обработал и записал народное уральское сказание Серебряное копытце.

Произведения Александра Сергеевича Пушкина тоже написаны по мотивам русских народных сказок. Руслан и Людмила, Сказка о мертвой царевне.

Собирательством сказок занимался В.И.Даль, он собрал и записал более 1000 сказок, А.М.Афанасьев, Богдан Бронницын, Д.Н.Мамин-Сибиряк, В.Бианки, Л.Пантелеев, М.Горький, К.Ушинский, Л.Толстой.

Иван Сергеевич Тургенев перевел и обработал замечательные сказки Шарля Перро. Кот в сапогах, Награда волшебницы, Золушка, Красная шапочка, Мальчик-с-пальчик, Спящая красавица, Хохлик, Ослиная кожа.

1 год назад

Но ведь сказки пишутся для детей. Моего сына, похоже, именно эта сказка научила принимать самостоятельные и независимые решения. Серьёзно! Дело было так. Сыну было тогда между двумя и тремя годами, ближе к трём. Рассказала я сказку до конца, был у нас такой ритуал — сказка на ночь. Сынок помолчал и вдруг выдал: «А зачем дед их звал, взял бы лопату и выкопал».

Может, большинство сказок как раз и рассчитаны на то, что дети, уловив присущим им чутьём тот самый самый сказочный утопизм, научатся мыслить и действовать в реальности вместо слепой веры в легко достающиеся чудеса. Ещё их манной небесной называют.

1 год назад

Сурдинкой называется насадка на духовой музыкальный инструмент, которая служит для приглушения звука. Фразеологизм «под сурдинку» означает: втихомолку, потихоньку, чтобы никто не слышал, украдкой». То есть делать что-то без лишнего шума, не привлекая к себе внимания.

Следующая пословица

1) Русские народные сказки дают такие уроки людям,как : мужество, героизм, добро,справедливость,хитрость (смекалка) ,любовь и многие другие уроки ,которые учат нас на чужих примерах . Но не нужно быть трусливым , жадным , завистливым ,ленивым человеком .
2)Если посудить ,то будут все важные выше перечисленные уроки.
3)Добро побеждает Зло ;любовь не картошка,не выбросишь в окошко; волков бояться — в лес не ходить и т.д
4)А.М.Горький,А.Н.Толстой,С.ТАксаков и т.д.
Как то так .

Мудрая девушка
ответ по моему

10 месяцев назад

Он был кузнецом.

10 месяцев назад

Маугли великодушен и благороден. Он не затаил зла на людей, несмотря на то что они забросали его камнями с криками «Ступай прочь!». Через некоторое время Маугли по законам джунглей вернулся к людям и сумел их простить. Он — сильная личность с добрым и честным сердцем. Злобе и вражде герой противопоставляет любовь и верность.

7 месяцев назад

Второе
тот, кто читал Онєгина весьма восхещался его описаниями: сколько там описаний разных балов, дуелей и душевных пережываний. я думаю что сочинение Эвгений Онэгин и в правду есть енциклопедией того времени потому, что читая ету книгу ми могли представить обстановку и битье епохи Онегина.
как же мне хотелось быть там и прожить тою жизнью которой жил Онэгин.
тот кто хочет хоть чуть-чуть побывать в той епохе просто обязан прочесть етот роман. даже если ето не так, ви пополните ряди литератури, которие есть у вашей голове.

10 месяцев назад

В большом толковом словаре живут вежливые слова: Извините, Пожалуйста, Спасибо, Благодарю, Здравствуйте, До свидания и многие другие. Им очень нравится, когда люди их произносят. И наоборот, когда о них забывают, вежливым словам становится грустно. Ругать невоспитанных людей слова не могут, потому что они очень вежливые. Поэтому давайте радовать вежливые слова — давайте произносить их почаще!

1 год назад

Смотрите также:

Как описывается работа трёх мастеров — оружейников из сказа Левша

Тема и основная мысль произведения » Герой нашего времени » где-то по одному предложению . Помогите пожалуйста, очень срочно над

Привет.Помогите пожалуйста.Срочно.Напишите сочинение «Нравственный выбор моего равестника в рассказе «Уроки француского»».

Привести все примеры малых жанров фольклора все кроме закличка считалка калыбельная песня приговорка приговорка загадка

Следующая пословица

• Кто правдой живет, тот добро наживет; кто добро творит, того Бог благословит.

«Русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масляный»

•Бранись, брда на себя оглнись.

• Взявшись за гуж, не говори, что не дюж.

• Заварил кашу – ссора до добра не доводит.

• .Других не суди, на себя погляди.

• Правда – глаза колет.

Осень

• От осени к лету поворота нету.

• Лето со снопами, осень с пирогами.

• В октябре ни на колесах, ни на полозьях.

• В сентябре одна ягодка, да и та горькая рябина.

• Осень – запасиха, зима – прибериха.

• Холоден сентябрь, да сыт.

Зима

• В зимний холод всякий молод.

• В феврале дороги широки.

• Готовь сани летом, а телегу зимой.

• Зиме да лету союза нету.

Весна

• Матушка весна – всем красна.

• В апреле земля преет.

• Февраль богат снегом, апрель водой.

• Весна и осень – на дню погод восемь.

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и золотой рыбке»

• За большим погонишься – последнее потеряешь.

И. Соколов – Микитов «Листопадничек»

• В гостях хорошо, а дома лучше.

• Везде хорошо – где нас нет.

Ш. Перро «Кот в сапогах»

• Встречают по одежде, провожают по уму.

С. Аксаков «Аленький цветочек»

• Шуба овечья, да душа человечья.

В. Катаев «Дудочка и кувшинчик»

• Собирай по ягодке, соберешь кузовок.

• Лесом шел, а дров не нашел.

В. Катаев «Цветик — семицветик»

• Дружба дороже денег.

«Хлеб»

• У кого хлеб родится, тот всегда веселится.

• Хлеб – всему голова.

• Хлеб – батюшка. Водица – матушка.

• Хлеб да вода – молодецкая еда.

• Без соли, без хлеба худая беседа.

• Покуда есть хлеб да вода, все не беда.

«Бременские музыканты»

• Доброе братство лучше богатства.

• У страха глаза велики, да ничего не видят.

• Один за всех – все за одного.

С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев»

• Дерево ценят по плодам, а человека по делам.

• Доброму везде добро.

• Кто любит труд, того люди чтут.

• От вежливых слов язык не отсохнет.

• С поклону голова не болит.

Семья

• Вся семья вместе, так и душа на месте.

• На свете все сыщешь, кроме отца и матери.

• Лучше жить в тесноте, чем в обиде.

Праздник мам

• Материнская молитва со дна моря поднимает.

• Лучше матери друга не сыщешь

• Нет такого дружка, как родная матушка.

• При солнце тепло, а при матери добро.

Посуда

• Дом как полная чаша.

• Дорога ложка к обеду.

Овощи

• Без заботы и репу не вырастишь.

• Всякому овощу свое время.

Домашние животные

• Без кота мышам раздолье.

• Козла спереди бойся, коня сзади.

• Кошка на порог, а мышка в уголок.

Труд – профессии

• Птицу узнают в полете, а человека в работе.

• Делу время, потехе час.

• Поработаешь до поту – поешь в охоту.

• Умелые руки не знают скуки.

• Сделал дело – гуляй смело.

• Скучен день до вечера, коли делать нечего.

• Терпенье и труд все перетрут.

Рыбы

• Как рыба в воде.

• Биться. Как рыба об лед.

• Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Об учении

• Азбука к мудрости ступенька.

• Без муки нет науки.

• Без терпенья нет ученья.

• Грамота – второй язык.

• Грамоте учиться – вперед пригодиться.

• Знание лучше богатства.

• Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

• Сразу всему не научишься.

Колобок

• Чем хвалимся, на том и провалимся;

• На языке медок, да на сердце –ледок.

Теремок

• Не бравши топор, жилья не срубишь;

• Легко взято, легко и потеряно.

Репка

• Из многих малых одно большое выходит;

• Капля по капле и камень долбит.

Лиса и журавль

• Как аукнется, так и откликнется.

• Каков привет, таков и ответ.

Курочка, мышка и Тетерев

• Хочешь есть калачи — не лежи на печи.

Лисичка со скалочкой

• Тому худа не отбыть, кто привык неправдою жить.

Царевна Несмеяна

• Не все то золото, что блестит.

• Телу – простор, душе – теснота.

Публикации по теме:

Выручалочка «Учим песни».

Выручалочка «Учим песни». Предлагаю вам еще одну «выручалочку» — мнемотаблицы. Я их использую при разучивании слов к песням и движений в танцах. Вот некоторые примеры.

Читайте также:

      

  • Пословица к рассказу две лягушки пантелеев
  •   

  • Пословицы про женщин которые достали мужчин
  •   

  • Техника в руках индейца поговорка
  •   

  • Поговорка к слову умница
  •   

  • Гордым быть глупым слыть смысл пословицы

Тема самообразования:

«Использование мнемотаблиц и мнемотехники для развития

речи детей старшего дошкольного возраста».

Воспитатель :Шинкаренко С.Г.

подпись

Актуальность

                Актуальность изучения проблемы развития связной речи обусловлена тем, что в деятельности людей нет такой области, где не употреблялась бы речь,  она нужна везде, и особенно, на этапе обучения.                   От качества речи зависит  успешность обучения. При помощи речи, общения ребёнок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнаёт много нового, интересного, может выразить свои мысли, желания, требования.

           Речь — это деятельность, в процессе которой люди общаются друг с другом посредством родного языка. Развитие связной речи – высшей формы мыслительной деятельности – определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция речи. Но, к сожалению, в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко

ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая

синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольников -явление очень редкое.

              В речи детей существуют множество проблем: недостаточный словарный запас и как следствие, неспособность составить распространенное предложение; бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить ответ; бедная монологическая речь: неспособность составить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст.

            Мы знаем, что овладение связной устной речью – важнейшее условие успешной подготовки детей к обучению в школе.  Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала,пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по-своему, использую в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники.

            Мнемотехника — в переводе с греческого — «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.

            Я считаю что, если в работе по обучению детей связной речи использовать приёмы мнемотехники, то это поможет ребёнку быть более общительным, расширится его словарный запас, ребенок научится связно говорить, рассказывать, выражать свои мысли.

            Мнемотехника облегчает детям овладение связной речи; использование обобщений позволяет ребенку  систематизировать свой непосредственный опыт. Ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы.                        Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих  успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

       Цель: Развитие памяти, мышления, внимания, связной речи детей с помощью схем-описаний и мнемотехники, повышение уровня речевой активности детей.

       Задачи:

• Развитие связной монологической речи дошкольников. Обогащение словарного запаса детей.

• Формирование умения составлять рассказы по лексическим темам с помощью схем описаний.

• Развитие у детей умений с помощью мнемотаблиц рассказывать знакомые сказки, рассказы, стихи, скороговорки.

• Формирование умений отгадывать и загадывать загадки с помощью мнемотаблиц.

• Развитие у детей умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умения сравнивать, выделять существенные признаки.

• Развитие у детей психических процессов: мышления, внимания, воображения, различные виды памяти.

Задачи по работе над темой самообразования:

— Разработать перспективный план работы с детьми на год.

— Провести диагностику развития речи дошкольников на начало и конец учебного года.

— Оформить в группе уголок речевого развития.

— Подготовить и провести обмен опытом для педагогов на тему «Использование мнемотаблицы при составлении описательного рассказа»

План работы по самообразованию.

 I этап:

1.Подбор нормативно – правовых документов, методической литературы, передового педагогического опыта по вопросам речевого развития дошкольников и привлечение родителей к непосредственному участию в деятельности по развитию речи детей.

Статьи и источники к рассмотрению:

  • Т.А. Ткаченко «Использование схем в составлении описательных рассказов»
  • Т.Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»
  • «Мнемотехника как прием в обучении детей связной речи». Статья с Фестиваля педагогических идей «Открытый урок».
  • «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи», Омельченко Л.В. / Логопед. 2008. №4. С.102 -115.
  • Козаренко В.А. Учебник мнемотехники. – Сайт Mnemonicon (http://www.mnemotexnika.narod.ru): Москва, 2007
  • Степанов О. Мнемоника (правда и вымыслы), 1991-2001гг.

2.Изучить опыт работы других педагогов по теме на Интернет-сайтах, форумах для педагогов.

3.Подобрать дидактические игры и упражнения, сюжетные картины.

II этап:

1.Оснащение педагогического процесса:

  • Разработка дидактических игр и упражнений по развитию речи детей старшего дошкольного возраста при помощи схем-моделей.
  • Составление с детьми схем-моделей и мнемотаблиц для составления описательных рассказов, рассказов по сюжетным картинам, заучивания стихотворений, составление и отгадывание загадок, для работы над пересказами.
  • Организовать уголок речевого развития «Учусь говорить», подбор дидактических игр, схем, книг для наполнения уголка.

2.Познакомить родителей с дидактическими играми и упражнениями, помогающими развивать речь детей. Консультация «Использование схем и моделей для развития речи детей старшего дошкольного возраста».

III этап:

1.Работа с детьми:

  • Составление описательных рассказов о временах года при помощи мнемосхем. Формирование умения детей составлять связный рассказ по картинке с помощью схемы, пополнять и активизировать словарный запас детей.
  • Заучивание стихотворений. Учить детей заучивать стихотворения с помощью схем-моделей. Работать над выразительным чтением стихотворения перед слушателями. Вызвать интерес к поэзии. Пополнять и активизировать в речи словарный запас детей на сезонные лексические темы.
  • Работа с загадками, составление загадок. Показать роль загадки на формирование выразительности речи. Учить детей составлять и отгадывать загадки по схемам. Развивать монологическую речь детей.
  • Работа над пересказами с использованием опорных схем. Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий. Обучение детей приемам планирования собственного пересказа, активизация и обогащение словарного запаса детей.
  • Обучение сочинению сказок. Учить детей сочинять сказку по модели – схеме; последовательно и связно рассказывать друг другу свои сказки; учить придумывать название сказке; работа над словарем: подбирать признаки предметов.
  • Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам. Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; формировать анализ, синтез; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на схему. Пополнять и активизировать словарный запас детей.

2.Работа с родителями:

  • Консультации для родителей (папки – передвижки) на тему: «Использование мнемотехники в развитии речи детей», «Речевые игры по дороге в детский сад», «Речевые игры с дошкольниками в семье», «Загадки, как средство формирования выразительности речи».

Создать буклеты для родителей по обучению связной речи.

Раздел  

Сроки

Содержание работы  

Практические

выходы

Изучение

методической

литературы

Сентябрь-май

Изучить опыт работы других педагогов по теме

Подобрать дидактические игры и упражнения, сюжетные картины

Изучить статью на тему

«Учим стихи — развиваем

память», автор Широких

Т.Д./ Ребёнок в детском

саду. 2004. №2. С.59- 62.

Изучить статью на тему:

«Мнемотехника как прием в

обучении детей связной

речи».

Работа с детьми

Октябрь

Ноябрь-декабрь

Январь

Февраль

Март-

  апрель

Формирование умения

детей составлять связный

рассказ по картинке с

помощью схемы, пополнять

и активизировать

словарный запас детей.

Учить детей заучивать

стихотворения с помощью

схем-моделей. Работать

над выразительным

чтением стихотворения

перед слушателями.

Пополнять и

активизировать в речи

словарный запас детей.

Работа над пересказами с

использованием опорных

схем. Обучение связному

последовательному

пересказу с наглядной

опорой в виде графических

схем, активизация и

обогащение словарного

запаса детей.

Обучение сочинению

сказок. Учить детей

сочинять сказку по модели

– схеме; последовательно и

связно рассказывать друг

другу свои сказки; учить

придумывать название

сказке.

Работа по составлению

рассказов по картине.

Учить детей рассматривать

картину и выделять ее

главные характеристики;

учить детей составлять

связный рассказ по картине

с опорой на схему.

составление

рассказа по

картине «Осень»

Составление рассказа по картине о лесных животных

Заучивание стихотворения  Н.Минского «Листопад»

«Заучивание стихотворения А. С. Есенина «Белая береза»

 Пересказ сказок

«Салат из сказок»

составление

рассказов по картине

самореализация  

  май  

Отчет о проделанной

работе.

Заучивание стихотворения  Н.Минского «Листопад»

с использованием логических опорных схем

Цель:

Учить запоминать стихотворные тексты при помощи логических опорных схем.

Совершенствовать умения художественно – речевой деятельности средствами

выразительного чтения   стихов.

Предварительная работа:

Наблюдение осенних явлений. Рассматривание иллюстраций  об осени.

Словарная работа: объяснение слов  конопушки и опушки.

Оборудование: Логические схемы к стихотворению, краски, лист ватмана.

Ход занятия

Ребята, отгадайте загадку:

Слышно пенье комаров,

Время ягод и грибов,

Озеро теплом согрето,

Всех зовет купаться …(Лето)

Как вы догадались? За что вы любите лето?

Летом много комаров. Кто помнит их песенку? (З-з-з-з-з) Ой, сколько комаров у нас

налетело, давайте их прогоним! А теперь давайте вспомним песенку жука (ж-ж-ж-ж)

Покажите, как жук летит! Спойте песенку жука громко…тихо… (скрестив пальцы рук и

двигая ими, изображая жука).  Определите, чью песенку вы слышите в этих словах:

жираф,  зонтик,  жаба, заяц, желудь, зима.

Вот и кончилось лето, и наступила…. осень. Какие приметы осени вы знаете?

Как называется явление, когда опадают листья? (Листопад)

Сегодня я  познакомлю  вас с весёлым   стихотворением  Н. Минского «Листопад».

Листопад!

Листопад!

Лес осенний конопат.

Налетели конопушки,

Стали рыжими опушки,

Ветер мимо пролетал,

Ветер лесу прошептал:

— Ты не жалуйся врачу,

Конопатых я лечу:

Все рыжинки оборву,

Побросаю их в траву!

Понравилось вам стихотворение? Какое настроение оно вызывает? (веселое,

смешное, шутливое) Что особенно запомнилось в стихотворении?

Сегодня мы с вами это стихотворение выучим. Чтение стихотворения воспитателем ещё раз. Беседа по содержанию:

— Как называется стихотворение?

— Что говорит поэт об осеннем лесе? (лес осенний конопат) Вы знаете, что такое конопушки? Конопушки — маленькие, загорелые и очень весёлые точечки. Настоящие поцелуйчики солнышка! Они любят летать на солнечных лучиках, а потом прилипать к пухлым детским щёчкам и курносым носикам и кататься на них, пока детишки не

повзрослеют.  Особенно конопушкам нравится жить на личиках непосед, хохотушек и озорников. Кто у нас самый веселый? (ищем у кого есть конопушки)

— Налетели конопушки …и что же,  произошло с опушками? (порыжели все опушки)

Опушка-это край леса или большая светлая полна в лесу.

— Как вы думаете, что хотел поэт сказать этими словами? ( листья поменяли свою окраску, стали рыжими, желтыми, золотыми)

— Кто мимо пролетал?(ветер мимо пролетал)

— Что ветер лесу прошептал? (ты не жалуйся врачу, конопатых я лечу)

— Как мы будем слова ветра произносить? Почему?

— Как ветер будет лечить лес? (все рыжинки оборву, побрасаю их в траву)

Помогут нам  запомнить стихотворение логические схемы. Воспитатель читает стихотворение и  выставляет схемы.  (Приложение 1).

Кто смелый, и расскажет нам это стихотворение? (Дети рассказывают стихотворение, используя логические опорные схемы)

«Заучивание стихотворения А. С. Есенина «Белая береза» с использованием мнемотаблиц»

Задачи:

1) сформировать умение заучивать стихотворения с помощью мнемотаблиц;

2) сформировать умение детей эмоционально воспринимать стихотворение;

3) тренировать образность речи;

4) тренировать мыслительные операции, развивать речь, память, внимание,

образное мышление.

Материалы к занятию:

Демонстрационный: ноутбук , мнемотаблица;

— картина И. И. Шишкина, И. Е. Грабарь «Пейзажи зимнего леса»;

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте ребята! Любите ли вы ходить в лес? Какие деревья

знаете? Какое ваше любимое? (ответы детей) Предложить для рассмотрения

картины знаменитых художников И. И. Шишкина, И. Е. Грабарь «Пейзажи зимнего

леса». Посмотрите внимательно, что вы видите на картинах? (ответы детей)

— Знаете ли вы, как называют березу? («Русская красавица»)

А вот какое красивое стихотворение о березе написал поэт Сергей

Александрович Есенин «Береза».

Зачитывание стихотворения:

«Береза»

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

Поинтересоваться у детей понравилось ли им стихотворение русского поэта С.

А. Есенина?

— Кто сможет повторить стихотворение? Предоставить возможность попытаться

рассказать стихотворение.

Поинтересоваться у детей, почему не смогли рассказать стихотворение? (Не

знают слов). Спросить у ребят, что нужно сделать, чтобы

повторить стихотворение.

Выслушиваются все предложения детей. Воспитатель старается вовлечь всех

детей в обсуждение.

После того как дети придумывают варианты или спрашивали у того кто знает,

воспитатель говорит им, что для того чтобы было проще

запомнить стихотворение, люди придумали мнемотаблицы, на которых рисуют

все то, что поможет выучить стихотворение.

Воспитатель хвалит детей за то, что они смогли разобраться для чего

нужны мнемотаблицы, и уточняет что для того чтобы запомнить стихотворение,

надо внимательно смотреть на таблицы.

(познакомить детей с мнемотаблицами стихотворения)

Воспитатель читает по мнемотаблице и предлагает детям.

Чтение детей.

Подвижная игра «Мы потопаем ногами» с использованием мнемотаблицы.

Дидактические задачи: организовать активный отдых детей.

Итог занятия.

Дети собираются около воспитателя.

— О чем мы сегодня с вами говорили?

— Что Вам больше всего понравилось? (ответы детей)

— Как Вы думаете, что помогло вам так быстро запомнить и

прочесть стихотворение С. А. Есенина «Береза»?

Воспитатель хвалит детей и говорит, что они смогли понять для чего

нужны мнемотаблицы, смогли выучить и запомнить стихотворение,

пользуясь мнемотаблицами.

Тема: «Составление рассказа об осени»

Задачи:

1.Учить детей составлять предложения по представлению, а из них

короткий рассказ.

2.Закреплять умение составлять развернутые предложения

3. Упражнять в составлении загадок с опорой на мнемотаблицы

4.Развивать активный словарный запас

Методы  и  приемы:  игровой;  словесный  –образец  педагога-рассказ,

объяснение,  загадки, вопросы; наглядный метод  –  рассматривание схемы на

тему  «Осень;  практический  –  упражнение,  дидактическая  игра  «Узнай  по описанию».

Демонстрационный  материал:  6  карточек  схема  на  тему  «Осень»,  схемы для отгадывания загадок.

Раздаточный материал: схемы для отгадывания загадок.

Словарная работа: желтеют, роняют, листопад, сухими, солнце, листья.

Ход занятия

-Ребята,  сегодня  к  нам  в  группу  пришло  письмо  от  веселого  человечка

«Торопыжки» (картинка Торопыжки на доске). Давайте прочитаем его:

«Уважаемые ребята! Осень  —  прекрасное время года. И мне очень хочется,

чтобы вы сочинили про осень рассказ. А в помощь вам – карточки-схемы. 

С нетерпением буду ждать вашего ответа».

Воспитатель: Интересно, какие карточки нам прислал Торопыжка?

(воспитатель достает первую карточку с изображением солнца).

Воспитатель: первая  карточка –  Что  на  ней  изображено?  (Солнце).  Кто попробует  придумать  предложение  о  том,  какое  солнце  осенью? (ответы детей).

Воспитатель: (Солнце светит ярко, но слабо согревает землю). вторая карточка –  Что на ней изображено? (туча и дождь). А что вы расскажете об осеннем небе?(ответы детей)

Воспитатель: (небо низкое, хмурое, пасмурное,чаще идут дожди).третья карточка-Что на ней изображено? (листья).Что происходит осенью с деревьями? (ответы детей)

Воспитатель:  (  листья  на  деревьях желтеют  краснеютнадевают свой  яркий  наряд).четвертая  карточка –ежик.  Кто  придумает  предложение  какие изменения происходят в жизни зверей (ответы детей)

Воспитатель:(осенью  дикие  звери  готовятся  к  зиме:  запасают  на зиму  орехи,  грибы  и  ягоды,  ежик  ложится  спать)пятая  карточка –  Что  на  ней  изображено?  (птицы).  Какие изменения происходят в жизни птиц. Расскажите, что вы знаете об этом(ответы детей)

Воспитатель:  (птицы  улетают  в  теплые  края,  остаются  только  зимующие птицы  –  воробьи,  вороны).шестаякарточка – Чем занимаются люди осенью? (ответы детей)

Воспитатель: (Люди на полях и в садах собирают урожай овощей и фруктов).

Воспитатель: Молодцы, ребята, очень хорошо вы вспомнили и рассказали

все, что знаете об осени.Посмотрите ребята, у нас получилась целая схема:А сейчас давайте объединим все ваши высказывания и послушаем рассказы об осени целиком.

Воспитатель: Ребята у каждого рассказа есть название, начало и конец

рассказа.Послушайте мой рассказ, рассказ называется:«Богатая осень».

Наступила осень. Солнышко все реже и реже выглядывает из—за туч. Небо

пасмурное, хмурое. Часто идет холодный дождик.  С деревьев опадает

листва, меняют свой цвет на желтый, красный, оранжевый. .Жизнь

животных в лесу замирает, многие звери запаслись на зиму грибами,

орехами, шишками.  Птицы собираются и улетают в теплые края. Люди в

садах в огородах собирают урожай и готовятся к зиме.

(Далее 2-3 ребенка составляют описательный рассказ об осени по

представлению, опираясь на схему).

Рассказы получились очень интересными, спасибо.

Физминутка:

«Фрукты»

Будем мы варить компот (маршировать на месте)

Фруктов нужно много. Вот (показать руками — «много»)

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить,

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок (имитировать, как крошат, рубят, отжимают,

кладут, насыпают песок)

Варим, варим мы компот, (повернуться вокруг себя)

Угостим честной народ (хлопать в ладоши)

Молодцы ребята. Ребята осень богата урожаем.

Поиграем в игру«Узнай по описанию».

(на столе стоит поднос, в нем лежит целое яблоко, схема к нему). Ребенок

загадывает загадку: (Это фрукт.Оно красного цвета, круглой формы, может

быть большим и маленьким, сладкий, растет на дереве, можно кушать в сыром виде, сварить компот-яблоко)

Молодцы отгадали (ребенок показывает детям содержимое на подносе).

(на столе стоит поднос, в нем лежит целое картофель, схема к нему).

Ребенок загадывает загадку: (Это овощ. Оно коричневого цвета, круглой формы, можно посолить, , растет в земле, используется в вареном,печеном, жареном, сыром виде-картофель)

Молодцы отгадали (ребенок показывает детям содержимое на подносе).

Подведение итогов.

-Ребята, кто прислал нам сегодня письмо на занятие? (Торопыжка)

-Какое полезное дело мы сделали для него (составилирассказ про осень).

-Ребята вы сказали, что осень богата урожаем, вот она вас угощает своим

богатством.

На этом наше занятие закончилось.

«САЛАТ ИЗ СКАЗОК».

Задачи:

-научить детей совместно придумывать сказочный сюжет, используя

морфологическую таблицу, в совместной деятельности использовать не только свою, но и чужую точку зрения, ориентироваться в творчестве на своего собеседника.

-развивать умение совместно придуманный сюжет изобразить в едином рисунке, развитие творческой продуктивной речевой деятельности детей.

-воспитывать интерес к совместной творческой деятельности, чувство коллективизма.

Обогащение словаря (творчество, творческий человек, творческая профессия, иллюстрация)

Материал: Муляжи овощей и фруктов, изображение схемы приготовления салата, иллюстрации готовых салатов, модель-схема для обучения составлению сказок.

Ход:

1.-Ребята, я приглашаю вас сегодня в творческую мастерскую! Но для начала

давайте вспомним, что такое творчество? (ответы детей)

-Совершенно верно. Вы всё правильно ответили. Людей, которые умеют

придумывать, изобретать, сочинять, рисовать, лепить и многое другое называют

творческими людьми.

Как правило, это люди творческих профессий. Это художники, они пишут

великолепные картины, это писатели, они  придумывают и записывают  интересные

сказки, рассказы. Это поэты, которые сочиняют стихи и композиторы, создающие

музыку. А ещё повара, тоже   творческие люди!

-Как вы думаете, чтобы приготовить вкусный аппетитный салат нужно творчество?

(ответы детей)

-Конечно, нужно! В первую очередь повар должен выбрать нужные по вкусу или по

цвету овощи или фрукты для приготовления салата, (внести муляжи) затем аккуратно

и красиво их нарезать, (показ схемы). Затем повар украшает салат, а это значит

вырезать из овощей или фруктов диковинные цветы, листочки, фигурки и красиво их

разложить. И самое главное! Салат должен получиться не только  красивым, но и

вкусным. Такой салат можно назвать кулинарным произведением искусства, (показ).

-У меня к вам есть интересное предложение! Внимание.  Предлагаю вам ребята, превратится сейчас в сказочных поварят. И будем мы с вами готовить сегодня тоже салат, но не из овощей и фруктов а «Салат из сказок». Готовы! Давайте скажем волшебные слова! Вокруг себя три раза повернись и в сказочного поварёнка превратись! Вращайтесь, вращайтесь и превращайтесь! (муз «Где водятся волшебники»)

-Итак, начинаем готовить. Чтобы приготовить  « салат из сказок» нож и разделочная доска нам не понадобятся (показ нагл), а вот ваше творчество, фантазия, а ещё  карандаши и бумага, очень даже пригодятся. А ещё нужно умение договариваться друг с другом.

Составляя «салат из сказок» мы будем брать героев из разных сказок, и придумывать совершенно новую сказку с этими героями.

А поможет нам в этом,вот такая сказочная таблица.(модель-схема)

Но прежде чем мы займёмся творческой работой, давайте  вспомним, что  есть у сказки?

Первое — это начало:  Жили-были. Однажды. В одном лесу. Как-то раз. Давным-давно…

Обязательно используйте сказочные слова.

Во-вторых — это средина. Самый сказочный и интересный момент, когда идёт

развитие событий. И обязательно что-то должно произойти или необычное

,или  волшебное, или загадочное.

В- третьих — конец сказки. Это то — чем сказка закончилась. Добро победило зло.

2. Теперь предлагаю приступить к работе.

Мы с вами разделимся на творческие группы. Каждая творческая группа выбирает себе сказочных героев из разных сказок. Одного доброго, одного злого, одного лесного, место действия вашей сказки и предмет, который в сказке станет волшебным.(помочь детям в поиске героев)

Творческая работа детей. Рассказывание сказок.

-Молодцы у вас получились очень интересные сказки, а главное то, что до

сегодняшнего дня их никто и никогда не слышал, потому что их сочинили вы. Вы ребята теперь являетесь авторами этих сказок, но любая сказка интересна ещё и тем, что у неё яркие иллюстрации. Давайте нарисуем иллюстрации к вашим сказкам.

Можно рисовать те моменты, которые вам больше всего были интересны,

понравились, удивили.(рисование можно перенести на вечер)

-Ребята, вы молодцы и со своей творческой работой справились отлично. Как вы думаете, можно сказать теперь, что вы все творческие люди? Почему? (ответы детей)(сами сочинили, рисовали иллюстрации)

-Правильно. Молодцы. Я предлагаю отдохнуть от творческой работы и немного поиграть в игру «Угадай, кто к нам пришёл?» Цель: упражнять детей в умении с помощью различных средств выразительности и характера музыки показать образ  героя сказки

Подведение итогов

«Рассказывание сказки «Теремок»

Задачи:

  Обучающие:

—  называть отличительные признаки диких животных (волк, заяц), используя мнемотехническую таблицу;

 — активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить сказку;

—  упражнять детей в умении рассказывать содержание сказки с использованием наглядных пособий;

—  закреплять умение составлять сказку связно, в логической последовательности;

— закреплять последовательность действий персонажей благодаря методу моделирования.

  Развивающие:

—  продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-действенное мышление;

 — умение соотносить звуковые символы с образами.

  Воспитательные:

 — воспитывать доброе отношение к животным;

—  приучать детей к выполнению элементарных правил культуры поведения.

Наглядный материал:

  мнемотаблицы (к сказке «Теремок», «Волк», «Заяц»);

 персонажи настольного театра по сказке «Теремок»

  на каждого ребёнка (лист бумаги; карандаши; круги разного цвета (маленький серый

будет обозначать мышку, зелёный – лягушку, белый зайчика, оранжевый – лисичку,

большой серый – волка, большой коричневый – медведя)).

Предварительная работа:

—  чтение сказки «Теремок»;

—  рассматривание и обсуждение символов диких (волк, заяц) и домашних животных

(коза, корова) по мнемотаблицам;

 — показ педагогом сказки «Теремок» (настольный, объёмный, картонный театр);

 — пение песен про животных;

—  чтение стихотворений про животных;

-дидактические игры «Кто в домике живёт», «Кто что ест», «Кто как кричит».

ХОД ЗАНЯТИЯ

Педагог. Здравствуйте ребятки!

Дети. Здравствуйте

Педагог. Ребята кто пришёл к нам в гости? Дети. Зайчик и волк.

Педагог. Ребята, а как вы думаете заяц и волк это дикие или домашние животные?

Дети. Это дикие животные, потому что они живут в лесу

Педагог. Правильно, молодцы!

А давайте мы с вами расскажем про зайчика, какой он?

Рассказывание по мнемотаблице «Заяц»

Заяц

Заяц – это не домашнее животное, а дикое. Он живёт в лесу. У него четыре ноги. Тело покрыто зимой белой шерстью, а летом – серой. На голове два длинных уха. У зайца маленький хвостик. Мама – зайчиха своих детёнышей выкармливает молочком. Когда вырастет, заяц ест морковку, траву, капусту.

Педагог. Молодцы, зайчик живёт в лесу, любит кушать морковку и капусту. А кто попробует рассказать про волка, какой он? Иди … расскажи про волка.

Рассказывание по мнемотаблице «Волк»

Волк

Волк живёт в лесу. Он дикое животное. У него четыре ноги. Тело покрыто густой серой шерстью. Своих детёнышей волчица выкармливает молочком. Волк хищник, у него острые зубы.

Снова раздаётся стук, и появляются герои настольного театра (мышка, лягушка, лисичка и медведь). Здороваются с детьми.

Педагог. Ой, сколько у нас с вами сегодня гостей пришло!? Много!..

Ребята, а давайте вспомним где живёт мышка?

Дети. В норке,

Педагог. А лягушка?                        Дети. На болоте.

Педагог. Зайчик живёт…                 Дети. Под кустом.

Педагог. А лиса где живёт?             Дети. В норе.

Педагог. Как называется дом волка??         Дети. …

Педагог. Волк живёт в логове. Его дом называется логово. А как называется дом медведя?                                       Дети. Берлога.

Педагог. Правильно медведь живёт в берлоге. Вот какие вы молодцы, всё правильно рассказали. А кто скажет как называется сказка, в которой все эти звери жили дружно в одном домике?                      Дети. «Теремок»

Педагог. Ребята, а какими словами обычно начинаются сказки?

Дети. Жили-были, однажды…

Педагог. А заканчиваются сказки какими словами?

Дети. Вот и сказке конец, а кто слушал молодец, стали они жить-поживать да добра наживать…

Педагог. А с каких слов начинается сказка «Теремок?»

Дети. Стоит в поле теремок, он ни низок, ни высок…

Педагог. А давайте вспомним, какие в сказке у каждого зверька прозвища:

Мышка… (норушка),

Лягушка… (квакушка),

Зайчик… (побегайчик),

Лисичка… (сестричка),

Волк… (зубами щёлк),

Медведь…(косолапый).

Педагог. А теперь давайте с вами поиграем в игру, которая называется «Зеркало», я буду вам показывать движения, а вы должны отгадать какого животного я изобразила и повторить движения за мной.

После игры дети садятся на свои места.

Педагог. Ребята, а теперь давайте вместе вспомним и расскажем сказку «Теремок».

Рассказывание сказки по мнемотаблице «Теремок»

Стоял в поле теремок. Мимо бежала мышка-норушка, стала она в теремке жить.Затем прибежала в теремок лягушка-квакушка, за ней зайчик-побегайчик.Затем прибежала лисичка-сестричка, волк – зубами щёлк, а потом пришёл медведь.  Теремок не выдержал, взял и развалился. Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец.

Педагог. Ребята, а теперь давайте поиграем в эту сказку. Сделаем свои теремки. Вот на листке у вас есть домик. Нарисуем двери, чтобы звери могли зайти. Кто пришёл первым?

Дети. Мышка.

Педагог. Мышка какая? Хвостатая, потому что у неё длинный хвостик. Лягушка громко квакает, у неё большой рот, как будто она всё время улыбается. Значит, она какая?

Дети. Весёлая.

Педагог показывает, как обозначить на рисунках каждого из персонажей .

Подведение итогов

Консультация для родителей

«Использование мнемотехники в развитии речи детей»

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам  он будет долго

и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он

усвоит на лету».

                                                                                        К. Д. Ушинский

         Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит.                             Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность.

          Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих

эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и

конечно развитие речи.

         Связная речь —это развернутое, связное, самостоятельное высказывание ребенка на определенную тему. Этому необходимо учить дома, на занятиях в детском саду, в свободное время. Чтобы дошкольник имел широкий кругозор, полезно много рассказывать ему, читать познавательные книги, энциклопедии, стихи. Богатый словарный запас является основной базой для формирования связной речи у наших детей.                    Чтобы ребенок научился последовательно высказываться, надо упражнять его в составлении разных рассказов. Ему предлагаются полезные и интересные виды работ. Один из них — мнемотаблица (схема). Слово «мнемотехника» греческого происхождения и означает «искусство

запоминания».

        Мнемотехника – это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания информации и увеличивающих объём памяти. Примером может служить всем знакомая фраза «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги.

         Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает

время обучения и одновременно решает следующие задачи:

1. Развитие памяти, внимания, образного мышления и речи

2. Формирование навыков перекодирования информации, то есть преобразование абстрактных символов в образы

3. Развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении

4. Развитие творческих способностей, фантазий

5. Совершенствование лексикограмматических средств языка, звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности                                   Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. На каждое слово придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. Родители на начальном этапе могут предложить готовую план – схему, а ребенок должен эту схему раскодировать. Для детей младшего возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка – зеленая, ягодка – красная. Позже изображать персонажей в графическом виде. Например: лиса — из оранжевых фигур (треугольник и круг), медведь — большой круг. Дети старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете. Чтобы заучить любое стихотворение и нарисовав графически почти каждое слово, нужно спросить у детей «на что это похоже, что напоминает…». В старшей группе используются мнемотаблицы при отгадывании загадок: «Почтовый ящик» Прочитав стихотворение детям,

положить перед детьми карточки — мнемотаблицы и дети, глядя на них

рассказывают стихотворение, им легче запомнить текст и передать его. В

таблице схематически возможно изображение персонажей сказки, явлений

природы, некоторых действий, то есть можно изобразить все то, что вы

посчитаете нужным отразить в данной таблице. Но изобразить так, чтобы

нарисованное было понятно детям. Дети сами любят рисовать и придумывать таблицы. Для этого раздаются листы, разделенные на 6 или 9 ячеек. Важно проконтролировать, чтобы последовательность событий не была упущена. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он может начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. Детям очень нравится работать с мнемотаблицами. Красочные персонажи, хорошо знакомые символы дают возможность составить полный описательный рассказ, пересказ, легко заучить небольшие рассказы и сказки. Параллельно с этой работой необходимо использование настольно-печатных игр, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.

         При систематической работе дети учатся самостоятельно думать, четко

говорить, принимать решения, быстро и правильно подбирать нужные слова,

наблюдать за речью и действиями своих друзей, активно использовать

полученные знания в жизни, что поможет им успешно учиться в школе,

устанавливать хорошие взаимоотношения со сверстниками. Полезны

пересказы интересных эпизодов, рассказов, всей сказки, мультфильмов.

        Необходимо включать материалы на этические темы с оценкой событий и поведения самих детей. Нужно наблюдать за изменениями в природе,

находить хорошее и плохое в окружающем мире. Полезно помнить, что для

формирования связной речи надо много беседовать с детьми, разнообразить их жизнь, насыщать новыми впечатлениями, сведениями о

мире и уделять время для занятий.        

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0cc4/0017c6fb-cd57edf0/hello_html_69461b9b.jpg               https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-341323-1440316959.jpg

https://pdnr.ru/studopediaru/baza27/4450784250241.files/image003.jpg       https://pdnr.ru/studopediaru/baza27/4450784250241.files/image002.jpg

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0a03/000610fa-a447ac00/hello_html_mce8a241.png

              
Конспект   урока  по литературному чтению на родном языке 1 класс

Тема:  Русская
народная сказка «Утушка».

Цель:  — продолжить знакомство с русскими народными
сказками,

           
— совершенствовать навыки выразительного осознанного чтения,

           
— воспитывать любовь к чтению, народному творчеству, расширять кругозор.

Оборудование: компьютерная презентация на тему урока,
выставка книги со сказками, цв.        карандаши, листы для рисования.

                        
                            Ход урока

1.Организационный
момент.

              
Долгожданный дан звонок,

       
Начинается урок.  
 ( Проверить
готовность к уроку).

На уроке литературного
чтения нам нужны ушки, что бы слушать, глазки, что бы видеть язычок, что
отвечать на вопросы.

2. Вступительная
беседа.

Сказки любят все, мы слушаем их  с самого раннего
детства . Вы маленькие ,а мама или бабушка, укладывая вас спать, рассказывали сказки. 
Далёко, в  прошлом, когда маленькими были  ваши дедушки и бабушки, им тоже
рассказывали сказки взрослые.

Рассказывание сказок ,
особенно на ночь – старый русский обычай. Исполнение сказок было доступно
каждому: и женщинам, и мужчинам, и детям.. Были такие люди — сказатели, которые
берегли и развивали своё сказочное наследие. Их всегда уважали в народе.Если
сказка получалась удачной, она запоминалась и передавалась «из уст в уста». Так
сказка становилась народной, имя её автора не запоминалось.

Русская  народная  сказка –
это  сокровище  народной  мудрости.. Русская  сказка –
один из самых популярных  и любимых жанров  фольклора, потому что в ней не
только  занимательный сюжет, не только удивительные герои, а потому, что в
сказке присутствует ощущение истинной поэзии, которая открывает  читателю мир
человеческих чувств и взаимоотношений, утверждает доброту и справедливость, а
также приобщает к русской культуре, к мудрому народному опыту, к родному языку.

– Вспомните ,какие
первые маленькие сказки вам запомнились с раннего детства? ( дети называют
сказки)

3. Игра  «Узнай сказку».

– Даже вот в такую
маленькую сказку народ вкладывал свои мечты о добре, справедливости, безбедной
жизни. Слушая сказки, вы проникаете в чудесный, загадочный, таинственный мир. В
каждой народной сказке содержится мудрая мысль. Недаром об этом говорится в
пословице: «Сказка – ложь, да в ней…». Закончите  пословицу.

– Давайте выберем
знатока русских народных сказок. Игрок, назвавший большее количество сказок, –
победитель.

 «Отгадай
загадку».

1.      Был похож на мяч немножко

И
катался по дорожкам.

Укатился
ото всех,

Кроме
«рыжей», вот так смех!

                                                    
/«Колобок»/

2.      Мышка дом себе нашла,

            
Мышка добрая была:

          
В доме том в конце концов

          
Стало множество жильцов!

                                                    
/«Теремок»/

3.   Ах
ты, Петя – простота,

     Сплоховал
немножко:

    Не
послушал ты кота,

     Выглянул
в окошко…

              
/«Петушок – золотой гребешок»/

4.      Колотил да колотил

            
По тарелке носом –

           
Ничего не проглотил

            
И остался с носом…

                                        
/«Лиса и Журавль»/

5. 
Возле леса, на опушке,

    
Трое их живёт в избушке.

    
Там три стула и три кружки,

    
Три кровати, три подушки.

    
Угадайте без подсказки,

    
Из какой герои сказки?

                                     
/«Три медведя»/

— К
какому разделу русских народных сказок  относятся эти сказки (О животных)

«Кому принадлежат эти слова».

«Постой же, — думает
лиса, — ты мне сам скажешь, где сидишь».
        Пошла лиса к столу, стала ложки перебирать:
— Эта ложка простая — Петина, эта ложка простая — котова, а эта ложка не
простая — точёная, ручка золочёная, — эту я себе возьму.   ( Жихарка)


 «Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам».    /Лиса/

«Нашла зерно, зерно
нашла!.. Надо его смолоть! А кто понесёт на мельницу?»  ( Курочка)

«Несёт меня лиса за
тёмные леса, за быстрые реки, за высокие горы»./Петушок/

«Козлятушки,
ребятушки! Отворитеся, отопритеся! Ваша мать пришла, молока принесла»      ./Коза/

— К
какому разделу русских народных сказок  относятся эти  слова и загадки.?(О
животных)

 Как
вы думаете , из  какого раздела   русской народной  сказкой мы познакомимся?  (
о животных)

Определение
темы  и  целей урока .

— Как
вы думаете,  с какой    русской народной  сказкой мы познакомимся?  (
познакомимся со сказкой  о животных)

-Чему
будем учиться? ( внимательно слушать сказку,  отвечать на вопросы, определять
героев сказки, понимать, чему учит эта сказка)

Сегодня мы познакомимся
с русской народной сказкой. «Утушка».

В народных
сказках используются устаревшие слова, обороты речи: горы высокие, реки
синие.

Словарная работа: утушка,
сощипывала, прихлебывала, приплакивала, причитала,
дубравушка, зайка скакучий, рыскучий, у глубокой
застружечки  (маленький залив), приздоравливаться

4.Физминутка

5.Знакомство с
текстом.

Сказка "Утушка". Слушать

https://detskiychas.ru/files/audio/s_utushka.mp3

6Беседа по содержанию. Закрепление изученного.

— Знакома ли вам эта
сказка?

— Скажите, а слышали ли вы
эту сказку раньше, еще до того как научились читать?

— Кто герои? Можно ли их
назвать друзьями?

Кто хотел помочь
утушке? .( полевая мышка , белочка, зайка )         

Нарисуйте  этих
героев (Можно предложить детям раскрасить зверушек)

7.Рефлексия

На
уроке я узнал…

 Мне
понравилось…

Я
запомнил…

Я
научился…

 Теперь
я могу…

 Похвалил
бы себя…

8. Итог.

В какой пословице заложена основная мысль сказки?

-Какую можно взять в
название сказки? (Слайд 8.)

— Говорят: «Сказка – ложь,
да в ней – намек: добрым молодцам урок . »

— Какой урок должны уяснить
мы?

.Раскраска Зайка нашептывает тайнуhttps://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/2497678/f5b91fd8-46f6-43c5-8bdf-92723ce6b51a/s1200?webp=false

Раскраски Белки для детей. Распечатайте бесплатно

Цель: 
воспитывать интерес к совместной познавательной и игровой деятельности со сверстниками и взрослым.

Задачи: 
Закрепить знания детьми русских народных сказок.
Развить интерес к устному народному творчеству, желание слушать и обыгрывать сказки, рассматривать иллюстрации к художественным произведениям.

Интеграция образовательных областей:

  • социально-коммуникативное 
  • речевое 
  • физическое развитие
  • художественно-эстетическое. 

Социально-коммуникативное развитие: 
воспитывать эмоциональную отзывчивость и чувство сопереживания героям сказки, продолжать формировать у детей нравственные понятия о добре и зле, умение оценивать поступки сказочных персонажей.  

Речевое развитие: 
активизировать словарь детей образными выражениями, способствовать умению выражать свои мысли в речевой форме, продолжать учить  разными интонациями передавать образы сказочных персонажей, развивать связную речь. 

Физическое развитие: 
здоровьесберегающие технологии 
Пальчиковая игра «Повстречались»

Художественно-эстетическое:

развивать любознательность, творческую активность .умение в рисунке передавать образы сказочных персонажей.

Предварительная  работа: 
Чтение русских народных сказок «Курочка Ряба», «Колобок , «Репка», «Теремок». Рассматривание иллюстраций к художественным произведениям, использование разных видов театра при обыгрывании сказок, беседы по содержанию.

Образовательные технологии: 
• элементы ТРИЗ 
• ИКТ 
• Игровая технология 
Использование электронных образовательных ресурсов: 
Непрерывная образовательная деятельность сопровождается демонстрацией тематических слайдов. 

Материалы и оборудование: 
Игрушка «Колобок», персонажи кукольного театра, книги со сказками, костюм Королевы сказочного царства (взрослый),костюмы детям для обыгрывания сказки, загадки о сказочных героях и отрывки из художественный произведений для литературной  викторины, дидактические игры «Собери картинку»,»Составь сказку», иллюстрации  к русским народным сказкам, формочки, лопатки, мячик, маленькие игрушки, изображающие героев сказок, листы белой бумаги Ф-А4,гуашь,кисти,стаканчики с водой, трафареты сказочных персонажей, карандаши простые и цветные, восковые мелки.

 — Презентация «Путешествие по сказкам»

Ход образовательной деятельности:

Утро.

Сюрпризный момент.

Цели: вызвать у детей интерес к предстоящей деятельности, активизировать внимание, развивать аналитические способности.

Для того, чтобы попасть в сказочную страну дети должны отгадать загадки о сказочных героях и по отрывкам из литературных произведений узнать название сказок. Детям предлагается «Литературная викторина» по презентации «Путешествие по сказкам».

После игры Королева сказочного царства предлагает детям закрыть глаза и представить сказочную страну (звучит музыка, меняется обстановка в группе, появляются необычные игрушки, книги со сказками, картины с изображением героев сказок, персонажи кукольного театра, игровой персонаж Колобок).

Детям предлагается открыть глаза и посмотреть, что же есть в стране сказок.

Утренняя гимнастика.

Цели: повысить психофизическую активность детей, поднять настроение.

Колобок предлагает детям изобразить сказочных героев и вспомнить, из каких они сказок.

Королева сказок обращает внимание на мимику, пантомимику детей при создании образа.

Подготовка к завтраку, завтрак.

Цели: вызвать интерес к процессу умывания, закрепить культурно-гигиенические навыки.В процессе умывания Королева сказок читает отрывки из «Мойдодыра» Чуковского.

День.

Игра-занятие по сказке «Колобок».

Цели: развивать фразовую речь в соответствии с текстом сказки, речевую и пантомимическую выразительность, закрепить знание содержания сказок, развивать творческую активность, ,доставить удовольствие от игры.

Колобок предлагает отправиться в его сказку и показать её как в настоящем театре. Вместе с детьми вспоминает последовательность сюжета, выбирает героев сказки, дети одевают костюмы, разыгрывается сказка.

Дидактическая игра «Собери картинку»

Прогулка.

Хоровод «Каравай».

Цели: закрепить движения, учить согласовывать движения с текстом, развивать чувство ритма, создать радостное настроение.

Колобок говорит детям, что у него сегодня день рождения. Лиса в сказке его съела, а дети, когда пришли в сказочную страну, оживили его. Колобок просит поводить для него хоровод.

Игры с мячом.

Цели: развивать ловкость, меткость, координацию движений, закрепить знание цвета, формы.

Колобок говорит, что у него есть друзья, такие же круглые, как и он. Просит отгадать загадку о мяче. Затем Колобок играет с детьми в игры с мячом «Лови-бросай», «Прокати мяч через воротца».

Игры с песком.

Цели: закрепить знание свойств песка, развивать конструктивные умения, мелкую моторику, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, поддерживать желание ребёнка вступать в диалог.

Королева сказок предлагает поиграть с игрушечными персонажами (построить для них домики, приготовить угощение и т.д.).

Рисование мелом на асфальте сюжетов любимых сказок.

Вечер.

Игровая гимнастика (по сюжетам сказок).

Пальчиковая игра «Повстречались».

Королева сказок рассказывает о том, что в стране сказок повстречались много разных героев и предлагает поиграть с ними.

Повстречались два котёнка (соединяет мизинцы правой и левой руки)

Мяу-мяу!

Два щенка (соединяет безымянные пальцы).

Ав-ав!

Два жеребёнка (соединяет средние пальцы).

Иго- го!

Два тигрёнка (соединяет указательные пальцы).

Р-рр!

Два быка (соединяет большие пальцы).

Му-му!

Смотри, какие рога!

Игра со строительным материалом «Построим теремок».

(по сказке «Теремок» с игровыми персонажами).

Цели: развивать конструктивные навыки, умение соотносить предметы по величине и пропорции, закрепить цвет и форму, продолжать учить обыгрывать постройки.

Коллективное рисование по любимым сказкам.

Цели: развивать творческую активность, воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу, активизировать речь, продолжать учить пользоваться трафаретами в изображении сказочных персонажей, учить составлять композицию, размещая героев на листе бумаги так, чтобы получилась сказка, учить дополнять композицию отдельными деталями в изображении героев, пейзажа и т.д.

Заключительный этап ( работа с родителями)

Оформление альбома с детскими работами «Путешествие по сказкам».

Отчёт о проведении недели
Театрализованных постановок

«Что за чудо эти сказки»

 Цель: Приобщение
детей к театральной деятельности через знакомство со сказкой.

 Задачи:


Формировать у детей представления о театре.

 •
Развивать творческие и актерские способности детей, желание участвовать в
небольших сценках.

 •
Воспитывать у детей интерес к сказкам и желание быть похожим на положительных
сказочных героев.

 Одной доброй
традицией нашего детского сада  стало проведение тематической недели
театра. И этот год не исключение. Согласно годовому плану работы в
 детском саду  была проведена Неделя театрализованных постановок «Что
за чудо эти сказки». Участниками тематической недели стали воспитанники
детского сада, которые целую неделю превращались в героев сказок, артистов,
зрителей,  педагоги ДОУ, специалисты.

На протяжении недели
воспитатели с детьми старшего дошкольного возраста вели беседы-диалоги о
театре, театральных профессиях: «Что такое театр?», «Театр Вежливости», «Ты
пришел в театр…», «Профессия – актер», а с детьми младшего и среднего возраста
проводили беседы «Мои любимые сказки», «Сказочные герои, которые мне нравятся».
Провели конкурс рисунков «Любимые сказочные герои».

Театрализованные представления
— одна из форм сказкатерапии, основными задачами которого являются социализация
ребенка, помощь в адаптации к окружающей среде, развитие речевых навыков,
воспитание уверенности в себе, развитие фантазии, творчества, памяти, внимания.

Театрализованная
деятельность помогает детям сблизиться с персонажами сказки, пережить их
победы и поражения, радость и счастья.

 Началась
театрализованная неделя в  первой младшей
группе, где состоялся  показ сказки
«Репка» посредством настольного театра. Цель, которого была  продолжать формировать у детей умение
внимательно слушать рассказ взрослого, совершенствовать умение понимать вопросы
взрослого. Воспитывать доброе и бережное отношение, эмоциональную отзывчивость
к окружающему миру.

С детьми второй младшей
группы «Дюймовочка»  педагоги провели
мини-спектакль сказки «Колобок». Марина Ивановна и Ирина Николаевна  в образе сказочниц предлагали детям стать
участниками событий из жизни животных сказки «Колобок». Импровизированная
постановка принесла массу радостных минут и огромное наслаждение детям. В
завершении дети с удовольствием играли в подвижные игры с использованием
театральных атрибутов.
Хочу такой сайт

Воспитанники средней
группы «Теремок» представили на суд зрителей  постановку сказки «Курочка-Ряба».
Участие в постановках принесло массу радостных минут и огромное наслаждение
дошколятам. Ребята, которые были зрителями, с восхищением смотрели сказку
«Курочка-Ряба», а в следующей постановке они будут исполнять роли артистов.

Ребята средней группы
«Гномики»  показали замечательное театрализованной представление по
мотивам сказки К.И. Чуковского «Муха-Цокотуха». Ребята впервые
почувствовали себя настоящими артистами. Выступая на сцене немного волновались,
но потом волнение прошло и они испытали свою минуту славы, получив  в
конце бурные овации от благодарных зрителей.

Воспитатели Хорошилова
Юлия Александровна и Наталья Владимировна 
с детьми старшей группы «Золотой ключик» подготовили и показали сказку
«Маша и медведь». Сказка учит осторожности, осмотрительности, правилам
поведения в лесу. Дети выражали себя естественно, непринужденно, увлеченно, в
импровизациях к сказке.

Воспитатель Попова
Валентина Сергеевна и учителя-логопеды Молчанова Ольга Васильевна и Комарова
Елена Вячеславовна  с детьми
подготовительной группы  «Пчёлки-Ромашки»
подготовили и показали экологическую постановку «Зимняя сказка». Главная мысль
сказки научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко
всему живому, передать определенные знания в области экологии и
научить соблюдать элементарные правила поведения при взаимодействии с природой.
     

В завершении недели
театрализованных постановок педагог-психолог Черкашина Лейла Ганиматовна
провела для педагогов мастер-класс  по сказкотерапии  на тему: «Путешествие в сказку». Цель, мероприятия
было  представление педагогам элементов
сказкотерапии, которые можно использовать в воспитательно-образовательной
работе с детьми дошкольного возраста.

Сценарии, постановки и
костюмы были очень неожиданны и оригинальны. Зрители оценили старания
участников театральных сценок громкими аплодисментами.

Воспитатели, приобщая
детей и родителей к театрализованной деятельности, решали многие педагогические
задачи, касающиеся формирования художественно-эстетического воспитания у детей,
прививая устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.

Таким образом,
традиционно проводя театральные недели в детском саду, способствует развитию
эмоциональной, выразительной речи детей, способности свободно и раскрепощено
держаться при выступлении перед взрослыми и сверстниками, учит детей быть
творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать.










Рейтинг:
.


Оценили:
.


  • Основная мысль сказки спящая красавица шарль перро для читательского дневника
  • Основная мысль сказки соседи салтыкова щедрина
  • Основная мысль сказки соловей и роза
  • Основная мысль сказки солдатская шинель
  • Основная мысль сказки сова