Основная мысль сказки сова

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 30 имени героя советского союза а.а. аматуни муниципального образования городской округ симферополь

МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 30

ИМЕНИ
ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА А.А. АМАТУНИ»

МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ

РЕСПУБЛИКИ
КРЫМ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

по литературному чтению

2-В
класс

В.В. Бианки «Сова».
Главная мысль произведения.
Составление рассказа по рисункам.

image001

Учитель:

Ловыгина
Юлия Валентиновна                         (специалист)

г. Симферополь, 2019год

Класс
– 2-В

Предмет
– Литературное чтение

Дата
– 13.12.2019г.


52 Тема –
В.В. Бианки «Сова». Главная мысль
произведения. Составление рассказа по рисункам.
Тип: изучение новых знаний

Цели: продолжить
знакомство с творчеством В.В. Бианки; определять жанр произведения; составлять
план текста; составлять рассказ по рисункам;
развивать навыки выразительного, беглого
чтения; обогащать
словарный
запас; развивать умения анализировать поступки
героев.

Планируемые результаты: 

Предметные: знать
произведения о животных; определять жанр произведения; подробно пересказывать
текст по плану и рисункам; уметь находить в тексте слова и выражения; уметь
находить в тексте строки, которые являются ответами на вопросы.

Метапредметные: анализировать
художественное произведение в объеме полученных знаний; участвовать в работе
пары, группы; востанавливать причинно-следственные связи в сюжете произведения.

Личностные: проявлять интерес к чтению произведений о животных; осознавать, что
необходимо проявлять заботу о животных.

Оборудование:  учебник,
карточки с деформированным текстом, иллюстрации к сказке.

Ход урока

I.                 
Организационный момент.

Прозвенел и смолк звонок.
Всех собрал нас на урок.
Все у парты ровно встали,
улыбнулись, подравнялись,
Тихо сели за свой стол,
начинаем разговор.

П. Речевая разминка.

Повсюду: в лесу, на полянке,

В реке, на болоте, в полях —

Ты встретишь героев Бианки,

У них побываешь в гостях.

Про птиц, насекомых, лягушек

Рассказы и сказки прочтешь

И лучше знакомых зверушек

Узнаешь, дружок, и поймешь.

·                    
Прочитайте стихотворение
медленно.

·                    
Начните читать медленно и
постепенно ускоряйте темп.

·                    
Начните читать быстро и
постепенно замедляйте темп.

·                    
Прочитайте с раздражением
(еще: весело, с удивлением, сожалением, восхищением).

·                    
Прочитайте выразительно.

III. Актуализация знаний.

Фамилия какого писателя встретилась вам в этом стихотворении? Что
вы можете о нем рассказать? 

·                    
Виталий Валентинович
Бианки 
вырос в семье известного
ученого. Учился в Петербургском университете. Много путешествовал по Волге,
Уралу, Алтаю. Для маленьких читателей написал около 300 произведений о природе,
героями которых являются звери, птицы, растения.

·                    
  (Когда В.В.
Бианки был такого же возраста как и мы, он часто гулял по лесу вместе с отцом,
который учил узнавать мальчика каждую травинку, каждую птицу и зверюшку. Звери
и птицы даже жили у В.В. Бианки дома.)

·                    
А какие произведения Бианки вы
уже читали? («Музыкант»)

·                    
— Что объединяет все
произведения В.В. Бианки?

Бианки пишет о природе, изучает её, раскрывает читателям её тайны.
Нужно вчитываться в его сказки и рассказы так же, как всматриваешься в природу,
чтобы в обычном увидеть необычное. В природе все взаимосвязано, никто не имеет
права нарушать это равновесие.

ΙV. Сообщение темы и цели урока.

— Эту взаимосвязь природы и человека В.В. Бианки показал в
следующем своем произведении.

— Как называется это произведение, вы узнаете, отгадав загадку.

Всю ночь летает — мышей добывает,

а станет светло — спать летит в дупло.

Итак, какое произведение вы будете сегодня читать? Кто автор?

·                    
Тема нашего урока «В.В. Бианки
«Сова».

Какая нам предстоит работа?

Пользуясь опорными словами, поставьте цель урока.

На доске:

Узнаем…….

Научимся….

V. Подготовка к восприятию нового материала.

Чтение слов (запись на доске):

·                    
от-ча-ян-ная – отчаянная;

·                    
хо-ро-нишь-ся – хоронишься
(прячешься, таишься);

·                    
сто-ро-нишь-ся – сторонишься;

·                    
рас-сер-ди-лась –
рассердилась;

·                    
пе-ре-кли-ка-ют-ся –
перекликаются;

·                    
за-гля-ды-ва-ют – заглядывают;

·                    
стар – старик – стариковом.

VI. Первичное знакомство с текстом.

— Предлагаю вам
посмотреть маленькую инсценировку.

1 часть: автор – учитель,
старик – Адаменко Рома, сова – Рыбалко Катя

— Хотите узнать
продолжение этой истории? Откройте учебник на странице 146 и найдите последний
абзац. Приготовьте простой карандаш. (Будем делать пометку, где заканчивается
часть.) Начинаем читать со 2 — ой части.

(2-4 части чтение
подготовленными детьми или хорошо читающими)

2 часть – Пехтерев Артем,
3 часть – Добровичан Ангелина 4 часть – Голышева Ксения

5 часть — читает учитель

 Проверка первичного
восприятия.

— Какое произведение В.
В. Бианки мы прочитали? («Сова»)

— Какие герои нам встретились? (Сова,
Старик, шмели, мыши, корова)

— К какому жанру вы бы
отнесли это произведение: рассказ, сказка, быль? (сказка)

(Прикрепляю на доску
карточку «сказка».)

— А почему вы так решили?

— Обыкновенная это сказка
или она содержит в себе что-то познавательное, научное?

— О чем вы узнали из этой
сказки? (О повадках животных, явлениях природы)

-Такой материал, из
которого мы получаем какую-нибудь полезную информацию, называется
познавательным. Таким образом, Виталий Бианки придумал новый вид литературной
сказки – познавательную сказку.

VII.   Физкультминутка

В лесу темно,
Все спят давно. (Дети изображают спящих)
Все птицы спят…
Одна сова не спит,
Летит, кричит. (Дети делают взмахи руками)
Совушка-сова,
Большая головой. (Изобразить большой круг руками)
На суку сидит, (Присесть.)
Головой вертит, (Сделать повороты головой вправо, влево)
Во все стороны глядит,
Да вдруг как полетит. (Встать, сделать взмахи руками, бег на месте.)

VIII. Закрепление
нового материала

1.                
Обсуждение рассказа

·                    
Почему сова рассердилась на
старика? Найдите и прочитайте в тексте.

·                    
Что же произошло, когда сова
перестала летать на луг?

·                    
Что стали делать мыши?

·                    
Почему шмели нужны лугу?

·                    
Что произошло с клевером на
лугу?

·                    
Кому был необходим клевер?

·                    
Что произошло с коровой?

— Найдите и выразительно прочитайте три предупреждения совы.

1 ряд — стр. 147, 2 ряд — стр.148 начало, 3 ряд – стр.148
середина.

1.                
Гляди, как бы худа не вышло:
мыши-то, говорят, на охоту пошли.

2.                
Гляди, как бы хуже не вышло:
все шмели твои разлетелись.

3.                
Гляди, как бы хуже не вышло:
не пришлось бы тебе самому цветень с цветка на цветок разносить.

— Что отвечал старик на предупреждения совы? (А, пускай
идут, пускай летят… Он не задумывался о последствиях.)

— Когда он понял свою ошибку? (Когда ему нечем стало чай
белить.)
 Что он сделал? (Пошел просить у совы прощения.)

— Простила старика сова? (Простила, т.к. ей нужно было
питаться.)

      2. Работа
в группах.
 Восстановление деформированного плана.

(Карточки с деформированным планом.)

·                    
Рассердилась сова, никуда из
дупла не летит.

·                    
Сидит Старик, чай пьет.

·                    
Стала Корова тощать, стала
молока сбавлять.

·                    
Шмели гудят, с луга прочь
летят.

·                    
Простила Сова Старика и
полетела на луг мышей ловить.

·                    
Мыши по лугу рыщут, шмелиные
гнёзда ищут.

·                    
Пошел Старик Сове кланяться.

Расположение картин на доске в правильной последовательности

ΙX. Рефлексия.

Закончите предложения:

·                    
Сегодня я узнал ….

·                    
Было интересно ….

X.    Итог урока

— Над каким произведением работали?

— Какого жанра? Чему нас учит произведение В. Бианки?

    
Научила сова чему-нибудь
старика?

    
Какой вывод можно сделать из
прочитанного рассказа? (Животные
помогают человеку, а человек должен помо­
гать животным.)

Домашнее задание

Выразительно
читать сказку.

Подготовиться
к чтению по ролям.

Бианки «Сова» главная мысль. Чему учит?

polyarnaya sova belayaПолезное

Главная мысль сказки «Сова» Бианки:

Главная мысль — все в природе взаимосвязано. В мире все держится на дружбе и взаимопомощи! Через сказку В. Бианки показал, как всё в природе взаимосвязано. От бережного отношения к природе зависит будущее нашей планеты, а значит, и всего человечества.

Чему учит рассказ «Сова» Бианки?

Этот рассказ учит признавать свои ошибки и исправлять их; учит понимать и ценить природу. Учит видеть невидимые связи между всем живым в природе. Учит бережно относиться к природе. Учит уважать тех, кто тебе помогает. Учит не быть упрямым и упертым.
Также рассказ Бианки учит ценить друзей, не отвергать дружбу.

Жанр — сказка
Со сказкой эти произведения связывают сказочные приёмы: зачин, присказки, повторы, звери разговаривают, с ними происходят какие-то приключения, но они содержат также массу достоверного и правдивого, познавательного материала о природе, поэтому их называют – несказки. Ведь попутно читатели узнают о повадках животных, явлениях природы. Такой материал, из которого мы получаем какую-нибудь полезную информацию, называется познавательным. Таким образом, Виталий Бианки придумал новый вид литературной сказки – познавательную сказку.

Главные герои «Сова» Бианки:

  • Старик. Глупый, упрямый, недоверчивый.
  • Сова. Умная, добрая, предусмотрительная.

«Сова» для читательского дневника

Дед пил чай с молоком и обидел сову, сказав, что не хочет с ней дружить
Сова обиделась на старика и улетела. А мыши увидели, что их никто не ловит и вышли на разбой, гнезда шмелей начали разорять. Мыши разорили все гнезда шмелей. Шмели улетели с поля и перестали клевер опылять. Не стало клевера у деда, а у коровы пропало молоко.
Пошел старик на поклон к сове, прощение просить.
Сова простила дела и отправилась на охоту, мыши разбежались, шмели вернулись, клевер уродился. У коровы молоко снова появилось. Старику снова мог пить чай с молоком и с Совой дружить. Жили они рядом в мире и согласии, не обижая друг дргуа.

Сочинения по произведению «Сова» Бианки

Через сказку «Сова» В. Бианки показал, как всё в природе взаимосвязано. От бережного отношения к природе зависит будущее нашей планеты, а значит, и всего человечества.

Сочинения по произведению «Сова» Бианки

Анализ сказки «Сова»

Главные герои познавательной сказки Виталия Валентиновича Бианки «Сова» старик и сова. Однажды сидит старик и пьет чай с молоком. Около его окна пролетает сова, здоровается со стариком и называет его другом.

Однако старик отвергает дружбу птицы, он говорит ей, что они не товарищи. Обиделась сова. Она не стала летать над полем старика. Этому обрадовались мыши. Так как сова перестала быть их угрозой, она начали разорять шмелиные гнезда. Насекомые улетели на другое поле.

После того как шмели покинули луг старика, клевер остался без опылителей и перестал расти. Корова старика, которая питалась кл6евером, без него стала худеть. Ее молоко сделалось жидким и невкусным.

Тогда понял старик, что зря обидел сову. Пошел к ней просить прощение. Простила его птица и полетела на поле пугать мышей. Мыши попрятались в свои норы. Тогда вернулись шмели в свои норы на стариковом поле и снова стали носить пыльцу с цветка на цветок. Молоко у коровы сделалось вкусным и полезным. Пьет старик чай с молоком и сову в гости к себе зовет.

Сказка Бианки «Сова» несет в себе поучительный смысл. Старик отвергает дружбу птицы, не понимая того, что сова помогает ему.

Как и многие сказки, произведение Бианки несет в себе сказочные приемы: повторы, присказки, звери разговаривают. Наряду с этим, в сказке «Сова» содержится много достоверного и правдивого. Из произведения Бианки читатель узнает о взаимосвязях в природе.

Если разрушить хотя бы одну такую связь, окружающая действительность сразу же начинает меняться, нарушается существующее равновесие. Изменения в сказке показываются на примере отказа совы пугать мышей. После того, как сова перестала летать на поле старика, молоко у коровы испортилось.

На первый взгляд эти два явления никак не могут быть связаны между собой. Однако автор проводить четкую связь между ними, позволяя читателю также понять механизмы, действующие в природе. Сказка Бианки содержит много поучительной и интересной информации о поведении животных, о круговороте явлений, которые происходят в природе.

О чем сказка Бианки – сюжет

Один старик пил чай. Да не просто на воде, а с молоком. Мимо пролетала сова. Она поздоровалась со стариком и назвала его другом. Старик обиделся, ведь сова от солнца и людей прячется, поэтому и другом ему не может быть.

Сова тоже рассердилась и пригрозила, что больше не будет по ночам к старику на луг летать и мышей истреблять.

Настала ночь. Мыши на лугу радуются, что совы не видать. Старик же не переживает, ведь мыши корову не утащат, вреда не сотворят.

А мыши тем временем шмелей ловят, гнезда их разрушают. Шмели разлетелись. Некому клевер опылять. Коровы мычат, хотят клеверу поесть, но нет его.

Стали коровы худеть, и молоко плохим стало. Пригорюнился старик, не с чем ему чай пить. На соседних полях шмели гудят, а поле старика словно позабыли.

Понял старик, что пока сова всех мышей не истребит, не вернутся шмели, не зацветет клевер, не будут коровы молоко давать. Обратился он к сове за помощью. Сова полетела на поле, мыши тут же спрятались. Вернулись шмели, стали клевер опылять.

Коровы начали клевер есть, у них появилось молоко. А старик опять начал чай с молоком пить, хвалить сову и зазывать ее к себе в гости.

Идея сказки выражена в следующей пословице: “Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось”.

Сочинение о сказке Бианки

Сказочный рассказ «Сова» Бианки учит признавать свои ошибки и исправлять их; учит понимать и ценить природу. Учит видеть невидимые связи между всем живым в природе. Учит бережно относиться к природе.

Произведение также учит уважать тех, кто тебе помогает. Учит не быть упрямым и упертым. Также рассказ Бианки учит ценить друзей, не отвергать дружбу.

Жанр — сказка. Со сказкой эти произведения связывают сказочные приёмы: зачин, присказки, повторы, звери разговаривают, с ними происходят какие-то приключения, но они содержат также массу достоверного и правдивого, познавательного материала о природе, поэтому их называют – несказки. Ведь попутно читатели узнают о повадках животных, явлениях природы.

Такой материал, из которого мы получаем какую-нибудь полезную информацию, называется познавательным. Таким образом, Виталий Бианки придумал новый вид литературной сказки – познавательную сказку.

Главные герои «Сова» Бианки:

  • Старик. Глупый, упрямый, недоверчивый.
  • Сова. Умная, добрая, предусмотрительная.

Главная мысль — все в природе взаимосвязано. В мире все держится на дружбе и взаимопомощи!

Мне понравился этот рассказ, потому что в нем дано описание взаимосвязей в природном сообществе луга. Оказывается, от совы зависит, уродится ли клевер на лугу, хотя она только мышей ест. Мне очень понравилась умная сова, которая знала, что старику в любом случае без нее не обойтись.

Читайте также: Скалозуб – характеристика героя комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова.

Рассказ учит понимать и ценить природу. Учит видеть невидимые связи между всем живым в природе. Учит бережно относиться к природе. Учит уважать тех, кто тебе помогает. Учит не быть упрямым и упертым.

Бианки Виталий сказка «Сова»

Читательский дневник по сказке «Сова» Виталия Бианки

Автор: Бианки, Виталий Валентинович

Название произведения: «Сова»

Число страниц: 3

Жанр: сказка о животных.

Главные герои: старик, сова.

Второстепенные герои: мыши, шмели, корова.

Характеристика главных героев:

Сова — мудрая и умная птица.

Не раз предупреждала старика о беде, но он её не слушал.

Старик — глупый и наивный.

Не захотел дружить с совой и не слушал её советов.

Из-за своей гордости и пострадал.

Характеристика второстепенных героев:

Мыши, корова, шмели — зависят друг от друга.

Краткое содержание сказки «Сова»

Любил один старик побелить чай молоком.

Но повздорил он как-то с соседкой Совой.

Рассердилась Сова и перестала летать по ночам на поле старика и ловить там мышей.

А мыши стали ночами бегать по полю, гнёзда шмелей разорять.

Улетели шмели с поля.

Не уродился без шмелей клевер.

Нечего стало есть корове.

Исчезло у неё молоко.

Пришлось старику просить прощения у совы.

Стала сова мышей ловить, вернулись шмели, расцвёл клевер.

Дала корова молоко, и стал старик чай белить.

План рассказа:

  1. Ссора старика и совы.
  2. Наглые мыши.
  3. Улетевшие шмели.
  4. Исчезновение клевера.
  5. Отсутствие молока.
  6. Прощение.
  7. Всё становится как прежде.

Детский рисунок-иллюстрация

Детский рисунок - иллюстрация по сказке «Сова» Виталия Бианки

Основная мысль рассказа «Сова»

Главная мысль рассказа в том, что всё в природе взаимосвязано.

Основная идея рассказа в том, что нельзя нарушать природные связи.

Чему учит рассказ

Сказка учит бережно относиться к природе, не нарушать устоявшихся связей.

Учит уважать своих соседей.

Учит уметь прощать.

Краткий отзыв о рассказе «Сова» для читательского дневника

Прочитав эту сказку, я подумала о том, что экологическое равновесие в природе вещь очень хрупкая, но важная.

Если нарушить хоть одну связь, может рухнуть вся система.

Это очень интересная, познавательная и увлекательная сказка.

Автору удалось написать произведение на тему экологии.

Он в простой форме показал, как меняется природа, если в ней что-то изменить, нарушить.

Мне понравилась умная сова, которая понимала к чему может привести упрямство и гордость старика.

Она сама пострадала, ведь мыши исчезли, а это её основная пища.

Но вытерпела и дождалась извинений.

Я всем советую прочитать эту сказку и подумать о том, что любой наш поступок может оказать совершенно неожиданное воздействие на природу.

А потому нужно быть очень бережными и аккуратными обращаясь с животными, птицами и растениями.

Пословицы к произведению:

  • Один за всех и все за одного.
  • Ласточка день начинает, а соловей вечер кончает.
  • Хорошо смеётся тот, кто смеётся последним.
  • Из-за тебя и я не в почёте.
  • Друг познаётся в беде.

Словарь неизвестных слов

  • Белить чай — наливать в него молоко.
  • Хорониться — прятаться.
  • Утекай — убегай.
  • Цветень — пыльца.

Отрывок, поразивший меня больше всего:

— Хо-хо-хо, Старик! Корова твоя мычит, клеверу просит, — трава, слышь, без клеверу что каша без масла.

Молчит Старик, ничего не говорит.

Была Корова с клевера здорова, стала Корова тощать, стала молока сбавлять; пойло лижет, а молоко всё жиже да жиже.

А Сова из дупла:

— Хо-хо-хо, Старик! Говорила я тебе: придёшь ко мне кланяться.

Через сказку «Сова» В. Бианки показал, как всё в природе взаимосвязано. От бережного отношения к природе зависит будущее нашей планеты, а значит, и всего человечества.

Сочинения по произведению «Сова» Бианки

Анализ сказки «Сова»

Главные герои познавательной сказки Виталия Валентиновича Бианки «Сова» старик и сова. Однажды сидит старик и пьет чай с молоком. Около его окна пролетает сова, здоровается со стариком и называет его другом.

Однако старик отвергает дружбу птицы, он говорит ей, что они не товарищи. Обиделась сова. Она не стала летать над полем старика. Этому обрадовались мыши. Так как сова перестала быть их угрозой, она начали разорять шмелиные гнезда. Насекомые улетели на другое поле.

После того как шмели покинули луг старика, клевер остался без опылителей и перестал расти. Корова старика, которая питалась кл6евером, без него стала худеть. Ее молоко сделалось жидким и невкусным.

Тогда понял старик, что зря обидел сову. Пошел к ней просить прощение. Простила его птица и полетела на поле пугать мышей. Мыши попрятались в свои норы. Тогда вернулись шмели в свои норы на стариковом поле и снова стали носить пыльцу с цветка на цветок. Молоко у коровы сделалось вкусным и полезным. Пьет старик чай с молоком и сову в гости к себе зовет.

Сказка Бианки «Сова» несет в себе поучительный смысл. Старик отвергает дружбу птицы, не понимая того, что сова помогает ему.

Как и многие сказки, произведение Бианки несет в себе сказочные приемы: повторы, присказки, звери разговаривают. Наряду с этим, в сказке «Сова» содержится много достоверного и правдивого. Из произведения Бианки читатель узнает о взаимосвязях в природе.

Если разрушить хотя бы одну такую связь, окружающая действительность сразу же начинает меняться, нарушается существующее равновесие. Изменения в сказке показываются на примере отказа совы пугать мышей. После того, как сова перестала летать на поле старика, молоко у коровы испортилось.

На первый взгляд эти два явления никак не могут быть связаны между собой. Однако автор проводить четкую связь между ними, позволяя читателю также понять механизмы, действующие в природе. Сказка Бианки содержит много поучительной и интересной информации о поведении животных, о круговороте явлений, которые происходят в природе.

О чем сказка Бианки – сюжет

Один старик пил чай. Да не просто на воде, а с молоком. Мимо пролетала сова. Она поздоровалась со стариком и назвала его другом. Старик обиделся, ведь сова от солнца и людей прячется, поэтому и другом ему не может быть.

Сова тоже рассердилась и пригрозила, что больше не будет по ночам к старику на луг летать и мышей истреблять.

Настала ночь. Мыши на лугу радуются, что совы не видать. Старик же не переживает, ведь мыши корову не утащат, вреда не сотворят.

А мыши тем временем шмелей ловят, гнезда их разрушают. Шмели разлетелись.  Некому клевер опылять. Коровы мычат, хотят клеверу поесть, но нет его.

Стали коровы худеть, и молоко плохим стало. Пригорюнился старик, не с чем ему чай пить. На соседних полях шмели гудят, а поле старика словно позабыли.

Понял старик, что пока сова всех мышей не истребит, не вернутся шмели, не зацветет клевер, не будут коровы молоко давать. Обратился он к сове за помощью. Сова полетела на поле, мыши тут же спрятались. Вернулись шмели, стали клевер опылять.

Коровы начали клевер есть, у них появилось молоко. А старик опять начал чай с молоком пить, хвалить сову и зазывать ее к себе в гости.

Идея сказки выражена в следующей пословице: “Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось”.

Сочинение о сказке Бианки

Сказочный рассказ «Сова» Бианки учит признавать свои ошибки и исправлять их; учит понимать и ценить природу. Учит видеть невидимые связи между всем живым в природе. Учит бережно относиться к природе.

Произведение также учит уважать тех, кто тебе помогает. Учит не быть упрямым и упертым. Также рассказ Бианки учит ценить друзей, не отвергать дружбу.

Жанр — сказка. Со сказкой эти произведения связывают сказочные приёмы: зачин, присказки, повторы, звери разговаривают, с ними происходят какие-то приключения, но они содержат также массу достоверного и правдивого, познавательного материала о природе, поэтому их называют – несказки. Ведь попутно читатели узнают о повадках животных, явлениях природы.

Такой материал, из которого мы получаем какую-нибудь полезную информацию, называется познавательным. Таким образом, Виталий Бианки придумал новый вид литературной сказки – познавательную сказку.

Главные герои «Сова» Бианки:

  • Старик. Глупый, упрямый, недоверчивый.
  • Сова. Умная, добрая, предусмотрительная.

Главная мысль — все в природе взаимосвязано. В мире все держится на дружбе и взаимопомощи!

Мне понравился этот рассказ, потому что в нем дано описание взаимосвязей в природном сообществе луга. Оказывается, от совы зависит, уродится ли клевер на лугу, хотя она только мышей ест. Мне очень понравилась умная сова, которая знала, что старику в любом случае без нее не обойтись.

Читайте также: Скалозуб – характеристика героя комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова.

Рассказ учит понимать и ценить природу. Учит видеть невидимые связи между всем живым в природе. Учит бережно относиться к природе. Учит уважать тех, кто тебе помогает. Учит не быть упрямым и упертым.

Тема: «В.
Бианки «Сова».

Тип: изучение
нового материала.

Цель: создание
условий для ознакомления учащихся с познавательной сказкой В. Бианки «Сова».

Задачи:

1)    Образовательные:

— познакомить
учащихся с произведением «Сова» и особенностями познавательной сказки.

2)    Развивающие:

— развивать выразительное
чтение  и логическое мышление учащихся;

— развивать навыки
анализирования, обобщения и сопоставления;

3)    Воспитательные:

— воспитывать
интерес к миру детской художественной литературы и жизни талантливых людей

Планируемые
результаты:

1.     Предметные:

·       
познакомить учащихся с творчеством и
страницами жизни В. Бианки;

·       
дать понятие о новом литературном жанре
«познавательная сказка», закрепить знания об особенностях сказок;

·       
продолжить работу по совершенствованию
навыка чтения, развитию речи учащихся, обогащению их словарного запаса,
расширению кругозора;

2.     Метапредметные:

·       
закрепить библиографические знания;

·       
развивать умения анализировать текст,
искать необходимую информацию в тексте, находить и формулировать основную
мысль;

·       
развивать мышление, память, логику;

·       
развивать
умение работать со схемой, пользоваться словарем.

3.     Личностные:

·       
развитие
интереса к чтению.         

Оборудование: учебник
Литературное чтение 2 класс 1 часть, УМК Школа России, авторы: Л.Ф. Климанова,
В.Г. Горецкий и т.д., презентация

Ход
работы

I.                 
Организационно-мотивационный
этап

— Здравствуйте
ребята

— Все друг к другу
повернитесь,

И друг другу
улыбнитесь

И удачи вам во
всём,

А теперь урок
начнем!

II.              
Актуализация
знаний. Проверка домашнего задания

— Какой раздел мы
изучаем? (Раздел «О братьях наших меньших»)

— Кого же мы так
называем? (птичек, насекомых, животных)

— С каким
произведением вы познакомились на прошлом уроке? (В. Бианки «Музыкант»)

— Что вы запомнили
о В.Бианки с прошлого урока?

Обобщающее
слово учителя. Виталий Валентинович Бианки – мастер литературной сказки. Почти
все его сказки – научные, они рассказывают о живом мире природы, учат детей бережно
относиться к ней, любить её.

— Пересказ
рассказа В.Бианки «Музыкант» по вопросам в учебнике (с. 145, задание 6)

Вопросы:

·       
На
чём играл старый медвежатник?

·       
Что
ему сказал колхозник?

·       
Зачем
медвежатник пошёл в лес?

·       
Что
он услышал, когда отдыхал в лесу?

·       
Какую
картину увидел старик в лесу?

·       
Почему
старик не застрелил медведя?

— Молодцы.
— Продолжим с вами работу.

— Оцените,
пожалуйста, свою работу на листах самооценки, где «!» — отлично

 «?»- хорошо

III.          
Целеполагание
 и постановка учебных задач

— Скажите мне, пожалуйста,
что объединяет все произведения Виталия Бианки? (ответы учащихся)

Правильно, Бианки
пишет о природе, изучает её, раскрывает читателям её тайны. Нужно вчитываться в
его сказки и рассказы так же, как всматриваешься в природу, чтобы в обычном
увидеть необычное. В природе все взаимосвязано, никто не имеет права нарушать
это равновесие.

— Эту взаимосвязь
природы и человека показал в следующем своем произведении Виталий Бианки.

— Ребята,
предлагаю вам прочитать и отгадать загадку, чтобы узнать, о чем у нас пойдет
сегодня речь  на нашем уроке .

Не рада
солнечным лучам,

Охотиться
лишь по ночам.

У ней
большая голова,

Глаза-два
блюдца, кто она… (Сова)

— Правильно,
ребята, это Сова. (картинка на слайде и возможно звук совы)

— А что вы знаете
об этой птице? (учащиеся рассказывают заранее подготовленные сообщения)

Итак, какое
произведение вы будете сегодня читать? Кто автор? (Сова, Бианки)

— Правильно, сегодня
на уроке мы познакомимся со сказкой Виталия  Бианки «Сова»

Цель:
познакомиться с познавательной сказкой В. Бианки «Сова»

-Какую цель мы с
вами поставим? (Познакомиться со сказкой «Сова»)

— Чтобы достичь
нашей цели, нам нужно составить план действий, с помощью методики дополни
предложение

План:

1.     Прочитать…
сказку

2.     Охарактеризовать…
героев

3.     Научиться…
выразительно читать и пересказывать сказку

IV.           
Работа
по теме урока


Откройте учебник на странице 146 и найдите сказку «Сова»


Посмотрите внимательно на текст, кто мне скажет, что это за слова такие,
выделенные голубым цветом? (Сложные слова)


Давайте откроем словарик и постараемся разобраться в этих словах и понять их
значение.

-Какое
у нас первое слово?(утекает)

— Кто
нашел значение этого слова?

— А
второе какое слово?(пойло)

— Кто
уже нашел и может прочить?

Словарная
работа (до чтения):

1.     Утекай –
убегает

2.     Пойло –
питательное питьё для скота

3.     Кормовистый
— клевер, предназначенный для корма скоту.

4.     Цветень — пыльца,
мельчайшие жёлтые зёрнышки.

5.     Хорониться
— прятаться, таиться.

6.     Раздолье —
много места.

7.     Как бы
худа не вышло — как бы беды не было.

8.     Чай белить
— добавлять молоко в чай.

Первичное
целостное восприятие произведения.
Проверка
восприятия

— Давайте с вами начнем читать это произведение.
 — Читает учитель и учащиеся

 Какое
произведение В. В. Бианки мы прочитали ? («Сова»)

— Кто из героев
понравился? (Сова)

— Какие еще герои
встретились? (Старик, шмели, мыши, корова)

— К какому жанру
вы бы отнесли это произведение: рассказ, сказка, быль? (сказка)

(Учитель
прикрепляет на доску карточку «сказка».)

— Почему именно к
жанру сказки?

— Какие признаки
сказки можете назвать? ( зачин и концовка, троекратный или многократный
повтор, добро борется со злом и побеждает, волшебные герои и предметы)
 Докажите
примером из текста (выборочное чтение).

— К какому виду
сказок отнесете эту сказку? (сказка о животных)

— А что особенного
в этой сказке? Что можно узнать?

Вывод: со сказкой это
произведение связывают сказочные приёмы: зачин, присказки, повторы, звери
разговаривают, с ними происходят какие-то приключения. Но они содержат также
массу достоверного и правдивого, познавательного материала о природе, поэтому
их называют – несказки. Ведь попутно читатели узнают о повадках животных,
явлениях природы.

Такой материал, из
которого мы получаем какую-нибудь полезную информацию, называется
познавательным. Таким образом, Виталий Бианки придумал новый вид литературной
сказки – познавательную сказку.

Вижу, вы
устали, давайте с вами немножко отдохнем

Физкультурная
минутка «Сова».

В лесу темно,
Все спят давно. (Дети изображают спящих.)
Все птицы спят…
Одна сова не спит,
Летит, кричит. (Дети делают взмахи руками.)
Совушка-сова,
Большая головой. (Изобразить большой круг руками.)
На суку сидит, (Присесть.)
Головой вертит, (Сделать повороты головой вправо, влево.)
Во все стороны глядит,
Да вдруг как полетит. (Взмахи руками.)

Вторичное
чтение «цепочкой», анализ текста.

— Итак, вы
совершенно верно назвали это произведение сказкой. — Давайте перечитаем эту
познавательную сказку.

1 часть —
до слов «Ночь пришла….»

— Как можно
назвать эту часть? (встреча старика с совой )

— Как обратилась
Сова к Старику? (здорова, друг)

— Что ответил
Старик? (какой я тебе друг!)

— Почему Старик не
считал Сову своим другом? (Потому что  Сова от солнца хоронилась, людей
сторонилась)

— Как он ответил
на её предупреждение?(
—  Вишь, чем
пугать вздумала! Утекай, пока цела)

2 часть —
до слов «Стоит на лугу клевер ….»

Как же
можно назвать эту часть? (Проделки вредителей)

— Почему мыши так
расхрабрились? (потому что они не чувствовали какой-либо опасности, поскольку
Сова не собиралась вылетать на луг)

— Чем они занялись
на лугу? (Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут, землю роют, шмелей ловят)

— Какими словами
предупреждает Сова Старика о возможной беде? (
А Сова из дупла:

— Хо-хо-хо,
Старик! Гляди, как бы хуже не вышло: все шмели твои разлетелись)

— Прислушался ли
он к совету Совы? (нет)

— Подумайте, как
ответ Старика характеризует его?

3 часть —
до слов «Старик бранится….» – Наставление Совы

— О чём снова
предупреждает Сова Старика? (найдите ответ в тексте)

— Меняется ли его
поведение?

4 часть —
до слов «Простила Сова …»(до звёздочек)- Помощь Совы

— Давайте
попробуем прочитать эту часть по ролям. Для этого вам надо: самостоятельно
прочитать эту часть и карандашом отметить слова героев.

Чтение 4 части по
ролям: автор – Олеся _ Сова — Даша_ Старик – Аня ___

— Что изменилось в
Старике?

— Когда Старик
понял свою ошибку?

— Права ли
оказалась Сова?

— Найдите в тексте
пословицы и объясните их смысл.

(«Трава без
клеверу, что каша без масла».

«Мыши не волки, не
зарежут тёлки».

«Дружно не грузно,
а врозь, хоть брось».)

5 часть —
до конца сказки. Примирение Совы и Старика

Это
последняя  часть, как же она будет называться? (Примирение Совы и Старика )

— Как Старик
исправил свою ошибку?

— Что он понял?

— Хорошо молодцы

— Какой же план
этой сказки?

План:

1.     Встреча
Совы и Старика

2.     Проделки
вредителей

3.     Наставление
Совы

4.     Помощь
Совы

5.     Примирение
Совы и Старика

— Ребята,
кто-нибудь хочет пересказать сказку? (ВОПРОСЫ О МУДРОЙ СОВЫ)

— Давайте с вами
попробуем составить цепочку, по которой шла вся сказка

(Сова – Мыши –
Шмели – Клевер – Корова – Молоко)

-Предлагаю вам
выполнить такое задание: Охарактеризовать героев нашей сказки,для этого нам,
необходимо, с вами поделиться на пары.

1 пара –
СОВА

2 пара –
МЫШИ И ПЧЕЛЫ

3 пара –
КОРОВА И СТАРИК

Мудрая
Полезная
Ловит мышей
Оказывает помощь

Добрая

Защищает
луг от мышей

Мыши:
хитрые, землю роют, шмелей ловят

Пчелы:
гудят, с цветка на цветок летают, цветень переносят

Корова: мычит,
клевер просит, молоко дает

Старик:
обидел сову, понял свою ошибку

Что узнали
нового?

— Почему эту
сказку называют познавательной?

— Чтобы закрепить
наши знания, предлагаю вам пройти тест

ТЕСТ:

1.     Кто к
старику по ночам летал на луг?

ястреб       дятел       
Сова

2.     Зачем Сова
летала по ночам на луг?

мышей
ловить

 ужей давить

людей пугать

3.     Где жила
Сова?

в норе      в
дупле
       в кустах

4.     О чём Сова
предупреждала Старика?

не стану
мышей ловить

не стану ужей
давить

5.     Почему
Корова стала тощать, молоко сбавлять?

корова заболела

корова
клевера просит

корова вредничает

6.     Почему
клевер не родится на лугу?

скосили клевер
косари

случился пожар

не
попадает цветень с цветка на цветок

7.     Почему
шмели все разлетелись?

обиделись на
Старика

мыши
шмелиные гнезда ищут, шмелей ловят

не понравился луг

8.     Почему
старик пошёл к Сове кланяться?

стыдно стало за
поступок

нечем
стало чай белить

скучно одному на
широком лугу

9.     Подумай,
это рассказ или сказка?

рассказ                          
сказка

— Проверьте.  Оцените,
пожалуйста, свою работу на листах самооценки, где «5» нет ошибок 

 «4»- 1- 2 ошибки
, хорошо

V.  Подведение
итогов. Рефлексия


С каким произведением познакомились на уроке?


Кто автор этой познавательной сказки?


Как можно назвать Сову?

Прочитав
сказку, вы тоже стали мудрее.


В чем заключается основная мысль сказки?


природе всё взаимосвязано. Если нарушается одно звено цепи, это может привести
к большой беде.)


Как вы, дети, можете помочь природе?


Выберите верное утверждение:

«Человек
– царь природы.

Человек
– часть природы.)

Вывод:

Раз
человек – часть природы, нужно уважительно и бережно относиться ко всему
живому!

Животные
помогают человеку, а человек должен помогать природе!

Рефлексия:

Сегодня
я узнал….

Было
интересно ….

Эта
сказка научила
меня…

После
этого урока
мне захотелось…

Ребята,
спасибо вам за урок! Вы все потрудились на славу!

Мы подготовили для Вас несколько вариантов сочинений о том, чему учит сказка «Маленький принц» А. Экзюпери. Используйте наши примеры для написания своего рассуждения на эту тему.

Сочинение 1

Нет такого произведения, которое бы оставило человека полностью равнодушным и не тронутым душевно. Каждый автор, о ком бы ни шла речь, всегда пытается написать такое литературное произведение, которое зацепило бы струны души читателя и ни в коем случае не оставили бы читателя полностью равнодушным. Конечно, если речь идет об определенных литературных произведениях, которые были написаны для детей, то желание автора почему-то научить подрастающее поколение просто зашкаливает. Писателям очень приятно осознавать, что они приносят кому-то большую пользу, влияют на духовное и нравственное улучшение читателя.

«Маленький принц» является именно произведением для детей, а потому он, конечно, содержит такие идеи, которые стремятся научить молодежь чего-то. Стоит отметить, что Сент-Экзюпери вполне удается научить читателя многому полезному, ведь образы, которые он использует в собственном произведении очень ценные, с многих точек зрения. Я нередко слышал от тех, кто прочитал эти произведения, что оно дает прочитавшему его большую пользу, действительно учит некоторым истинам, что в итоге становится чрезвычайно полезным. Именно по этой причине и я тоже решил ознакомиться с этим известным на весь мир произведением этого прославленного французского писателя.
Что же, по результатам прочтения я могу с уверенностью сказать, что я действительно научился кое-чему новому.

Первое, чему оно меня научило, это умение определять в жизни самое важное и второстепенное. В произведении показаны множество примеров людей, которые не умели правильно ориентироваться в жизни, для них главное было то, что они сами себе придумали, а не то, что является истинным. Истинным в жизни есть чистые человеческие чувства, красота окружающего мира, красота отношений с близкими людьми и друзьями. В то же время мало кто из людей это понимает, и живет какими-то условностями, жаждой денег и тому подобным.

Это произведение научил меня ценить простые истины в этой жизни, уметь радоваться каждому дню и получать удовольствие от простых и распространенных вещей. Кроме того, это произведение научило меня находить взаимопонимание с разными людьми, даже самыми сложными личностями по той причине, что маленькому принцу это очень хорошо удавалось.

Произведение под названием «Маленький принц» научило меня сразу нескольким очень важным вещам. Я рад, что мне удалось получить такую полезную информацию из данного произведения. Благодаря получению такой информации сегодня я уверен в том, что жизнь моя стала более полезной, приятной, последовательной и в целом правильной. Я думаю, что те, кто ищет в литературе возможность стать умнее, мудрее и грамотнее, должны обязательно прочитать это произведение. Оно, безусловно, может многому научить.

Сочинение 2

Многие люди пытались научить своих собратьев, как надо жить на нашей планете. Но мало кто из них сумел это сделать так, как Антуан де Сент-Экзюпери, писатель и летчик, один из первых увидевший Землю с большой высоты, почувствовавший хрупкость и незащищенность не только человека, но и планеты Земля и всего живущего на ней. И содрогнувшийся от осознания того, что люди не понимают, не видят и не верят этой хрупкости; что драма Земли для них так же недоступна, как чувства слона, проглоченного удавом, или как чувства удава, проглотившего слона, — они видят не это, а лишь шляпу на рисунке мальчика.

В повести-сказке «Маленький принц» Экзюпери отстаивает доброту и человечность в человеке по отношению ко всему живому: Лису, Розе, Планете. Он выразил эту главную свою мысль фразой, ставшей почти лозунгом, послужившей названием для многих статей о «братьях наших меньших»: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Экзюпери утверждает, что ничто не может помешать дружбе человека с человеком и другими живыми существами, кроме самого человека. Все хотят, чтобы их приручили. Лис вкрадчиво и настойчиво просит об этом Маленького принца, он даже учит его, как это сделать, учит его нежности и постепенности, верности и настойчивости, осторожности (потому что боишься спугнуть зарождающееся чувство того, кого приручаешь) и решительности. И принцу, и Лису эта дружба нужна в равной степени. И даже больше она нужна была Маленькому принцу, потому что именно Лис научил его любить. Научил тому, что «любовь не может быть абстрактна, любовь всегда конкретна», и объяснил это (ему и читателям) на примере любви самого Маленького принца к Розе.

Маленький принц любил именно Розу (с большой буквы — это имя, а не название, и дальше будет ясно, почему это так), свою Розу, она стала для него чем-то неповторимым. И когда он увидел много роз на земле, ему показалось, что ни одна из них не могла сравниться с его Розой. Она была взбалмошна и капризна, она привередничала и спорила, она даже обижала Маленького принца, вырастившего ее и самоотверженно ухаживающего за ней. Но она была его Розой, он знал ее привычки и глупости, ее обиды и радости. Он любовью своей сделал ее неповторимо прекрасной и единственной, И все другие розы для него — скучные, потому что их никто не любит, они стали бы для него прекрасны, лишь освещенные любовью человека, делающего живым все, что он полюбит истинной любовью. Все это понял Маленький принц благодаря дружбе Лиса, понял и почувствовал, и затосковал по своей Розе, и захотел вернуться к ней, чтобы больше никогда ее не покидать.

Так же, как Розу, принц любит и свою планету. Ему очень нравится на Земле, но он так тоскует по своей родной планете и по своей Розе, что готов к ним вернуться даже ценой смерти. Да, он боялся смертельного укуса змеи, боялся даже не физической боли, а чего-то неизвестного, что должно случиться с ним и чего он не знает. Змея объяснила ему, что тело слишком тяжелое, что вместе с телом ему никогда не попасть вновь на свою планету, которую тоже надо было бы писать с большой буквы, потому что она для него — единственная, возлюбленная, обихоженная его руками и нуждающаяся в нем, и только в нем. Он очень хотел жить и боялся умереть, но жить он мог и хотел только на своей планете, только рядом со своей Розой. Он не верил, что его желание может исполниться.

Лис тоже верил, что Маленький принц не может умереть, что он будет жить, и жить счастливо, на своей планете. И все-таки Экзюпери против их расставания, против расставания близких сердец. Он показывает глубокую грусть Лиса, когда тот прощается с принцем. Лис говорит принцу: «Я часто буду смотреть на звезды, и звезды будут напоминать мне твои волосы».

Экзюпери говорит: не надо расставаний, нужны только встречи близких сердец, нужны любовь и человечность на нашей такой большой и в то же время такой маленькой и хрупкой планете.

Сочинение 3

Настоящей жемчужиной мировой литературы ХХ столетия по праву считается произведение Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Невероятно трогательная история учит не только детей, но и взрослых любви, дружбе, ответственности, сопереживанию. В повести автор напоминает о вечных жизненных ценностях, показывает две картины восприятия мира – чувственную и разумную. Предлагаем познакомиться с литературным анализом произведения по плану, который будет полезен при подготовке к ЕГЭ и урокам литературы в 6 классе.

История написания

Необычная сказка, которая уже много лет находит отклик в миллионах сердец во всём мире, была написана французским писателем в самый разгар Второй мировой войны, в 1942 году.

В 1935 году, перелетая из Парижа в Сайгон, Сент-Экзюпери попал в авиакатастрофу. Авария произошла на территории Ливийской пустыни и оставила глубокий след в душе Сент-Экзюпери. Поздние воспоминания об этом инциденте, а также глубокие переживания о судьбе мира, оказавшегося во власти фашизма, вылились в повесть-сказку, главным героем которой стал маленький мальчик.

В этот период писатель на страницах своего дневника делился сокровенными мыслями о будущем человечества. Он переживал за поколение, получившее материальные блага, но утратившее духовное содержание. Сент-Экзюпери поставил перед собой непростую задачу – вернуть миру утраченное милосердие и напомнить людям об ответственности за Землю.
Впервые произведение было напечатано в 1943 году в США и было посвящено другу писателя – Леону Верту, известному еврейскому журналисту и литературному критику, терпевшему бесконечные преследования во время войны. Таким образом, Антуан де Сент-Экзюпери хотел поддержать своего товарища и высказать свою активную гражданскую позицию против антисемитизма и нацизма.

Примечательно, что все рисунки в повести сделаны собственноручно самим писателем, что ещё больше подчеркивает его идеи, изложенные в книге.

Сочинение 4 (кратко)

Сказка «Маленький принц» — это своего рода завещание идеалов, кодекс чистой морали. Сказка учит нас жить по нравственным законам:

• Маленький принц учит нас смотреть в суть вещей, а не поверхностно.
• Учит преданости и ответственности.
• Учит дорожить дружбой и любовью, быть верным, помнить друзей.
• Не быть лживым, честолюбивым, эгоистичным. Отдаваться своим занятиям.
• Учит верить в себя и в чудеса, ведь если верить — это обязатьльно случиться. Стоит только захотеть.

Изображая путешествия Маленького принца по разным планетам, Сент-Экзюпери демонстрирует нам ложные смыслы жизни. Он показывает нам порочных людей, не выдержавших искушений властью, славой, богатством. Они лишены веры, истины, знаний. Судьбы их печальны, но никто из них не взывает о помощи, не видит в Маленьком принце доброго посланника судьбы, спасителя.

Итог: произведение учит читателей таким прекрасным качествам, как настоящая дружба и забота о ближнем, добру и преданности, любви к окружающему миру. А фраза из этого произведения стала крылатой: «Мы в ответе за тех, кого приручили» и известна каждому.

  • Основная мысль сказки сивка бурка для читательского дневника 3 класс
  • Основная мысль сказки сестрица аленушка и братец иванушка
  • Основная мысль сказки серебряное копытце
  • Основная мысль сказки серая шейка читательский дневник 2 класс
  • Основная мысль сказки семь симеонов