Основная мысль сказки солдатская шинель

Автор на чтение 24 мин. просмотров 108 опубликовано 05.03.2021 андерсен снежная королева андерсен соловей астафьев стрижонок скрип

На чтение 24 мин. Просмотров 108 Опубликовано

Андерсен — Снежная королева

Андерсен — Соловей

Астафьев — Стрижонок Скрип

Бажов — Малахитовая шкатулка

Баум — Волшебник из Страны Оз

Булычёв — Миллион приключений

Булычёв — Путешествие Алисы или Девочка с Земли

Буссенар — Капитан Сорви-голова

Велтистов — Приключения Электроника

Гайдар — Судьба барабанщика

Гарин-Михайловский — Детство Тёмы

Гофман — Щелкунчик и мышиный король

Зощенко — Елка

Коваль — Приключения Васи Куролесова

Куприн — Барбос и Жулька

Куприн — Скворцы

Кэрролл — Алиса в стране чудес

Лагерлёф —  Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями

Линдгрен — Расмус-бродяга

Миф Дедал и Икар

Носов — Витя Малеев в школе и дома

Носов — Огородники

Носов — Ступеньки

Осеева — Динка

Пантелеев — Республика Шкид

Паустовский — Кот-ворюга

Паустовский — Корзина с еловыми шишками

Пушкин — Песнь о вещем Олеге

Рыбаков — Кортик

Свифт — Путешествие Гулливера

Сетон-Томпсон — Виннипегский волк

Сладков — Лесные тайнички

Сказка Марья Моревна

Толкиен — Хоббит, или Туда и обратно

Толстой — Детство Никиты

Трэверс — Мэри Поппинс

Чехов — Беглец

Шварц — Сказка о потерянном времени

Янссон — Шляпа волшебника

Читательский дневник «Солдат и царица»

  • Читательский дневник «Черная курица, или Подземные жители»
  • Читательский дневник «Путешествие Алисы»
  • Читательский дневник «Веселая семейка»
  • Читательский дневник «Стрижонок Скрип»
  • Читательский дневник «Кавказский пленник»
  • Читательский дневник «Калиф-аист»
  • Читательский дневник «Королевство кривых зеркал»
  • Читательский дневник «Мафин печет пирог»
  • Читательский дневник «Мальчики»
  • Читательский дневник «Маугли»
  • Читательский дневник «Мэри Поппинс»
  • Читательский дневник «Четвертая высота»
  • Читательский дневник «Ванька»
  • Читательский дневник «Что любит Мишка»
  • Читательский дневник «Три товарища»
  • Читательский дневник «Приключения Электроника»
  • Читательский дневник «Корзина с еловыми шишками»
  • Читательский дневник «Нюрка»
  • Читательский дневник «Путешествие Гулливера»
  • Читательский дневник «Гуттаперчевый мальчик»
  • Читательский дневник «Как я ловил человечков»
  • Читательский дневник «Маленький Мук»
  • Читательский дневник «Робинзон Крузо»
  • Читательский дневник «Приемыш»
  • Читательский дневник «Сказка о потерянном времени»
  • Читательский дневник «Сын полка»
  • Читательский дневник «Садко»
  • Читательский дневник «Конек-Горбунок»
  • Читательский дневник «Три толстяка»
  • Читательский дневник «Вересковый мед»
  • Читательский дневник «Русалочка»
  • Читательский дневник «Путешествие Нильса»
  • Читательский дневник «Детство Темы»
  • Читательский дневник «Дудочка и кувшинчик»
  • Читательский дневник «Городок в табакерке»
  • Читательский дневник «Ашик-Кериб»
  • Читательский дневник «Алиса в Стране чудес»
  • Читательский дневник «Аленький цветочек»
  • В 4 классе ученик может вести читательский дневник самостоятельно. На первой странице помещается список рекомендованной для чтения литературы. Необязательно соблюдать предложенную последовательность. Лучше начинать с текста, который заинтересовал по названию, затем переходить к тем, которые пугали объемом. Образец оформления «Читательского дневника» 4 класс: автор, название книги, жанр, основная мысль. В дневник выписывают главных и второстепенных героев, их поступки. Не всегда ученик 4 класса может сам разделить персонажей на группы, поэтому ему нужно разрешать описывать в дневнике всех, кто запомнился. Читательский дневник нужен для развития памяти, формирования навыков анализа и формулирования собственного мнения. Характеристика героев в 4 классе – это пересказ сюжета, поступков персонажа и его внешности. Краткое содержание произведений для «Читательского дневника» поможет написать отзыв, чем понравилось произведение. Рассказы передают запомнившиеся события. Ученик делает первые шаги в написании сочинений, изложений. В «Читательском дневнике» можно найти новые слова и их значения. Готовый образец предлагает завершать работу по тексту рисунком. Картинка сконцентрирует ребенка на деталях. С 4 класса можно начинать создавать по тексту кроссворды. Создание вопросов и ответы на них – первый шаг к работе по тестам, самостоятельная подготовка к ВПР.

    4 класс окончен, а значит пройден первый учебный этап под названием «Начальная школа».

    Впереди не менее важный и ответственный период.

    Начало средней школы – самое сложное.

    Школьникам приходится быстро адаптироваться к кардинально новому учебному процессу, новым предметам и новым учителям.

    Чтобы этот период не стал стрессовым, к нему нужно тщательно подготовиться, выполняя все рекомендации учителей на время летних каникул.

    Одним из требований школ России является наличие и заполнение читательского дневника 4 класс.

    По сложности он несколько отличается от дневников предыдущих годов – книги для читательского дневника 4 класс гораздо объемнее, а соответственно на их чтение и анализ уходит намного больше времени.

    К тому же, требования к тому, как вести читательский дневник 4 класс – строже, а сами произведения – сложнее.

    На помощь приходят ГДЗ Читательский дневник 4 класс – ответы на все вопросы по произведениям для читательского дневника 4 класс.

    То есть, это готовый читательский дневник 4 класс, в котором можно посмотреть правильное оформление читательского дневника в 4 классе и то, как заполнить читательский дневник 4 класс.

    В разных школах требования к оформлению и ведению читательского дневника могут различаться.

    К тому же, кроме стандартного варианта, есть специальные печатные издания таких тетрадей.

    Для того, чтоб охватить все возможные вопросы, мы предоставляем два максимально расширенных ГДЗ по читательскому дневнику 4 класс (ответы по произведениям для читательского дневника 4 класс):

    1. Стандартный пример читательского дневника 4 класс.

    Такой готовый читательский дневник содержит основную информацию по рассказам и сказкам для читательского дневника 4 класс (название, автор, жанр, количество страниц, главные герои), краткое содержание произведений для читательского дневника 4 класс, синквейн, отзыв для дневника чтения, пословицы к произведениям, чему они учат, главную мысль, план для дневника чтения.

    Помимо этого, все произведения мы иллюстрируем яркими детскими рисунками. Так, дети задействуют еще и зрительную память.

    2. Дневник Читателя Клюхина ответы 4 класс

    Это печатное издание 2017 года.

    Список литературы для 4 класса в данном примере дневника чтения по большей части отличается от предыдущего варианта.

    Здесь акцентируется внимание на знание лексики, орфографии и словообразования.

    В Дневнике Читателя Клюхиной И.В. также присутствуют творческие задания, в которых детям нужно сделать иллюстрации.

    ГДЗ Читательский дневник 4 класс (готовый читательский дневник от «ГДЗ Грамота») полностью соответствует требованиям школьной программы 4 класса.

    Он не содержит смысловых и пунктуационных ошибок. Школьник с легкостью может переписать готовый читательский дневник 4 класс (краткое содержание произведений, главную мысль, план и т.д.) и быть уверенным в правильности ответов.

    Ведение дневника чтения в 4 классе – необходимость.

    Ведь в 5 классе придется уделять много внимания точным наукам.

    При этом не всегда будет оставаться время на чтение объемных произведений по литературе.

    Здесь поможет готовый читательский дневник 4 класс.

    Достаточно перечитать в нем записи, чтоб восстановить в памяти весь сюжет сказки или рассказа для читательского дневника 4 класс.

    Готовый читательский дневник 4 класс – верный друг и помощник школьников!

    Содержание

    Аксаков Сергей сказка «Аленький цветочек»</li>Андерсен Ганс Христиан сказка «Дикие лебеди»</li>Андерсен Ганс Христиан сказка «Новое платье короля»</li>Андерсен Ганс Христиан сказка «Пятеро из одного стручка»</li>Андерсен Ганс Христиан сказка «Чайник»</li>Андерсен Ганс Христиан сказка «Штопальная игла»</li>Андерсен Ганс Христиан сказка «Гадкий утенок»</li>Андерсен Ганс Христиан сказка «Русалочка»</li>Андерсен Ганс Христиан сказка «Снежная Королева»</li>Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»</li>Арабская народная сказка «Али-Баба и сорок разбойников»</li>Арабская народная сказка «Волшебная лампа Аладдина»</li>Астафьев Виктор рассказ «Стрижонок Скрип»</li>Бажов Павел «Голубая змейка»</li>Бажов Павел «Горный мастер»</li>Бажов Павел «Две ящерки»</li>Бажов Павел «Каменный цветок»</li>Бажов Павел «Малахитовая шкатулка»</li>Бажов Павел «Медной горы хозяйка»</li>Бажов Павел «Синюшкин колодец»</li>Бажов Павел «Хрупкая веточка»</li>Бажов Павел сборник Уральские сказы «Малахитовая шкатулка»</li>Бажов Павел сказка «Серебряное копытце»</li>Бажов Павел “Огневушка-Поскакушка”</li>Бажов Павел “Таюткино зеркальце”</li>Барри Джеймс Мэттью сказка «Питер Пен»</li>Баум Лайнел Фрэнк сказка «Волшебник из страны Оз»</li>Братья Гримм сказка «Золотой гусь»</li>Братья Гримм сказка «Белоснежка и семь гномов»</li>Братья Гримм сказка «Бременские музыканты»</li>Булычев Кир повесть «Путешествие Алисы»</li>Былина «Алеша Попович и Тугарин Змеевич»</li>Былина «Вольга Всеславьевич»</li>Былина «Садко»</li>Былина «Святогор-богатырь»</li>Былина «Ильины три поездочки»</li>Былина «Три поездки Ильи Муромца»</li>Былина “Микула Селянинович”</li>Былина “Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча”</li>Былина “Про прекрасную Василису Микулишну”</li>Былины сборник «Русские богатыри и героические сказки»</li>Велтистов Евгений повесть «Приключение Электроника»</li>Верн Жюль роман «Дети капитана Гранта»</li>Волков Александр сказка «Волшебник Изумрудного города»</li>Гайдар Аркадий повесть «Тимур и его команда»</li>Галявкин Виктор «Никакой горчицы я не ел»</li>Гарин-Михайловский Николай повесть «Детство Темы»</li>Гарин-Михайловский Николай повесть «Тема и жучка»</li>Гаршин Всеволод «Сказка о жабе и розе»</li>Гауф Вильгельм «Карлик Нос»</li>Гауф Вильгельм «Маленький Мук»</li>Гауф Вильгельм «Холодное сердце»</li>Гераскина Лия сказка «В стране невыученных уроков»</li>Гофман Эрнст сказка «Щелкунчик»</li>Григорович Дмитрий рассказ «Гуттаперчевый мальчик»</li>Гюго Виктор рассказ «Гаврош»</li>Дефо Даниэль роман «Робинзон Крузо»</li>Драгунский Виктор «Англичанин Павля»</li>Драгунский Виктор рассказ «Главные реки»</li>Драгунский Виктор рассказ «Что любит Мишка»</li>Драгунский Виктор сказка «Бы»</li>Ершов Петр сказка «Конек — Горбунок»</li>Житков Борис рассказ «Как я ловил человечков»</li>Жуковский Василий «Сказка о царе Берендее и…»</li>Зальтен Феликс сказка «Бэмби»</li>Зощенко Михаил рассказ «Глупая история»</li>Зощенко Михаил рассказ «Елка»</li>Зощенко Михаил рассказ «Самое главное»</li>Коллоди Карло сказка «Приключение Пиноккио»</li>Кончаловская Наталья стихотворение «Слово о побоище Ледовом»</li>Крылов Иван басня «Волк на псарне»</li>Крылов Иван басня «Ларчик»</li>Крылов Иван басня «Листы и Корни»</li>Крылов Иван басня «Осел и Соловей»</li>Крылов иван басня «Свинья под дубом»</li>Куприн Александр рассказ «Барбос и Жулька»</li>Лагерлеф Сельма рассказ «В Назарете»</li>Лагерлеф Сельма рассказ «Святая ночь»</li>Лагерлеф Сельма сказка «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»</li>Лагин Лазарь сказка «Старик Хоттабыч»</li>Лермонтов Михаил баллада «Бородино»</li>Лермонтов Михаил поэма «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»</li>Лермонтов Михаил сказка «Ашик-Кериб»</li>Летопись «Житие Сергия Радонежского»</li>Летопись «И вспомнил Олег коня своего»</li>Летопись «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда»</li>Лондон Джек рассказ «Белый клык»</li>Лондон Джек рассказ «Сказание о Кише»</li>Мамин — Сибиряк Дмитрий рассказ «Приемыш»</li>Маршак Самуил пьеса «Двенадцать месяцев»</li>Маршак Самуил сказка «Двенадцать месяцев»</li>Метерлинк Морис сказка «Синяя птица»</li>Некрасов Николай поэма «Мороз Красный нос»</li>Немецкая народная сказка «Три бабочки»</li>Носов Евгений рассказ «Кукла»</li>Носов Николай повесть «Витя Малеев в школе и дома»</li>Носов Николай повесть «Дневник Коли Синицына»</li>Носов Николай рассказ «Метро»</li>О.Генри рассказ «Вождь краснокожих»</li>Одоевский Владимир сказка «Городок в табакерке»</li>Олеша Юрий сказка «Три толстяка»</li>Паустовский Константин рассказ «Заячьи лапы»</li>Паустовский Константин рассказ «Корзина с еловыми шишками»</li>Перро Шарль сказка «Мальчик-с-пальчик»</li>Перро Шарль сказка «Ослиная шкура»</li>Перро Шарль сказка «Синяя борода»</li>Перро Шарль сказка «Спящая красавица»</li>Перро Шарль сказка «Красавица и Чудовище»</li>Пивоварова Ирина рассказ «Смеялись мы — хи-хи»</li>Погорельский Антоний сказка «Черная курица, или Подземные жители»</li>Пришвин Михаил рассказ «Выскочка»</li>Пушкин Александр «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»</li>Пушкин Александр баллада «Песнь о Вещем Олеге»</li>Пушкин Александр поэма «Руслан и Людмила»</li>Русская народная сказка «Иван-крестьянский сын и Чудо-юдо»</li>Русская народная сказка «Солдатская шинель»</li>Русская народная сказка «Царевна-лягушка»</li>Свифт Джонатан роман «Путешествие Гулливера»</li>Семяновский Феликс повесть «Фронтовое детство»</li>Сотник Юрий рассказ «Как я был самостоятельным»</li>Сотник Юрий рассказ «Маска»</li>Сочинение по картине «Наводнение» А. Комаров</li>Сочинение по картине «Сирень в корзине» П. Кончаловского</li>Сочинение по картине «Февраль. Подмосковье» Г. Нисский</li>Стивенсон Роберт Льюис баллада «Вересковый мед»</li>Стивенсон Роберт Льюис роман «Остров сокровищ»</li>Тайская народная сказка «Болтливая птичка»</li>Твен Марк повесть «Приключения Тома Сойера»</li>Токмакова Ирина «Сказочка о счастье»</li>Толстой Алексей былина «Илья Муромец»</li>Толстой Алексей повесть «Детство Никиты»</li>Толстой Лев быль «Как мужик камень убрал»</li>Толстой Лев повесть «Детство»</li>Троепольский Гавриил «Белый Бим Черное Ухо»</li>Хогарт Энн сказка «Мафин печет пирог»</li>Чарушин Евгений рассказ «Кабан»</li>Черный Саша рассказ «Игорь Робинзон»</li>Черный Саша рассказ «Кавказский пленник»</li>Чехов Антон рассказ «Каштанка»</li>Чехов Антон рассказ «Мальчики»</li>Шварц Евгений «Сказка о потерянном времени»</li>Шварц Евгений сказка «Два брата»</li></ul>-dnevnik-4-klass.jpg

    Многие родители стараются привить любовь к чтению детям с раннего детства. Конечно, как хорошо как сын или дочка быстро читает и обгоняет своих сверстников.

    Однако часто чтение у многих детей вызывает недовольство, они просто не хотят читать и не интересуются книгами.

    Для этого многие учителя по литературе предлагают сделать читательский дневник, который сделает этот процесс интересным и увлекательным.

    Зачем вести читательский дневник?

    Детские психологи утверждают, что читательский дневник является необходимой вещью.

    Он облегчит чтение, в него ребенок сможет записывать все прочитанные рассказы, начиная с раннего детства, а в дальнейшем он станет его гордостью и приятным воспоминанием.

    01-19.jpg

    Итак, что дает читательский дневник, а именно чему он учит ребенка:

    • Он помогает правильно понять главную мысль прочитанного рассказа.
    • При помощи него ребенок учится правильно пересказывать, выражать свои мысли, грамотно говорить.
    • У него улучшается память, он анализирует произведение и самостоятельно делает вывод.
    • Запоминает прочитанные произведения и их авторов.
    • Он развивает читательские навыки и культуру читателя.

    Образец оформления

    Оформление читательского дневника для 1, 2, 3, 4 класса можно выполнить по своему усмотрению.

    В интернете можно рассмотреть образцы уже готовых вариантов, которые можно взять за основу.

    Но все же стоит предварительно рассмотреть его разделы и их содержание:

    Раздел Описание
    Титульный лист
    Содержание В начале дневника стоит оставить несколько пустых страниц для содержания. На них будут указываться названия книг, которые прочитал ребенок
    Разворот дневника В этой части указывается самое главное – краткое содержание, рассказа, главные герои, основная мысль. Для оформления могут использоваться рамки, таблицы, логотипы, рисунки
    Дополнительные разделы Можно включить разделы под названием — «Моя золотая коллекция», «Рекомендую почитать», «Прочитайте, не пожалеете!»

    Многие учителя по литературе используют уже готовые бланки, в которых ученик может указывать прочитанные рассказы, составлять краткое содержание, отзывы и записывать другие важные сведения.

    Ниже имеются образцы оформления:

    Пример правильного заполнения

    Для учеников 1, 2, 3, 4 классов имеются пункты, которые обязательно должны указываться в дневнике для чтения.

    Рассмотрим:

    • Название произведения.
    • Ф.И.О. автора.
    • Требуется указать жанр, в котором написано произведение.
    • Желательно нарисовать рисунок к прочитанной книге.
    • Перечисление главных героев рассказа. Рекомендуется указать краткую характеристику к каждому.
    • Краткое содержание произведения. В этом пункте должно указываться, о чем идет речь в рассказе, что понравилось, а что нет.

    Каждый родитель может заполнять дневник вместе с ребенком. Также можно продумать свой вариант заполнения и оформления.

    Ребенок может сам дополнить рисунками, для оформления можно использовать цветные ручки, карандаши, краски, фломастеры и другие декоративные приспособления.

    Готовый читательский дневник

    Просьба книги — научись меня читать:

    • Прочитай заглавие, имя, фамилию автора.
    • Перелистай меня, рассмотри все иллюстрации.
    • Предположи, о чём я тебе расскажу.
    • Читай текст самостоятельно небольшими частями, проверяй и уточняй свои предположения.
    • Подумай, почему у меня такое название.
    • Работай над особенностями речи: окраска голоса, громкость, темп.

    06-1.jpg

    Примерный рекомендуемый список внеклассного чтения
    С.Маршак «Детки в клетке», «Отчего кошку назвали кошкой?», «Почта», «Вот какой рассеянный»
    Л.Толстой «Два товарища», «Булька»
    Б.Заходер «Птичья школа»
    А.Барто «Катя»
    Братья Гримм «Три брата»
    М.Пришвин «Берестяная трубочка», «Ёж»
    Н.Носов «Затейники», «Мишкина каша», «Живая шляпа»
    С. В. Михалков «Дядя Стёпа», «А что у вас?»
    К. И. Чуковский «Телефон», «Муха-Цокотуха», «Мойдодыр», «Тараканище», «Краденое солнце»
    А. С. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный»
    В. В. Маяковский «Конь-огонь», «Кем быть?», «Что такое хорошо и что такое плохо»
    М.Горький «Воробьишко», «Горящее сердце», «Про Иванушку-Дурачка», «Утро»
    Ш. Перро «Красная шапочка», «Кот в сапогах»

    Пример оформления колонок читательского дневника:

    Дата ФИО автора Название произведения Главные герои Основная мысль произведения

    Краткое содержание произведений

    При заполнении дневника у многих могут возникнуть сложности при изложении краткой характеристики произведения, особенно у учащихся 1 класса.

    Чтобы понять, как это делается можно рассмотреть краткое содержание известных детских рассказов и сказок:

    Рассказы, сказки и авторы Краткое содержание произведений
    «Маленький принц», Антуан де Сент-Экзюпери Притча о том, что самое прекрасное в жизни глазами не увидишь, надо видеть и слышать сердцем, иначе среди множества людей человек одинок и несчастен
    «Алые паруса», Александр Грин
    «Серая шейка», Д. Мамин-Сибиряк
    «Белый пудель», А. И. Куприн
    «Уроки французского», В.Распутин
    «Лягушка-путешественница» В.М. Гаршин
    «Малахитовая шкатулка» П.Бажов
    «Чудесный доктор», А. И. Куприн
    «Дети подземелья», В. Короленко
    «Робинзон Крузо», Д.Дефо
    «Хамелеон», А. П. Чехов Полицейский надзиратель пытается исполнять служебный долг, но привитое чинопоклонство мешает ему
    «Три толстяка», Ю. Олеша
    «Аленький цветочек», С. Т. Аксаков Сказка знакомит читателя с нежно любящим своих дочерей купцом и младшей в семье дочери, которая ради спасения жизни отца, соглашается на жизнь во дворце чудища

    Есть и другие интересные рассказы, которые можно почитать вместе с детьми — «Гадкий утенок», «Огниво»- Андерсен. «Кладовая солнца» — М.М. Пришвин, «Гуттаперчевый мальчик»- Д.

    Григорович, «Стальное колечко». «Теплый хлеб»- К. Паустовский, «Серебряное копытце», «Каменный цветок»- П. Бажов. «Куст сирени»- А.И. Куприн, «Сивка-бурка»- А.Н. Толстой, «Мэри Поппинс»- П.Трэверс.

    «Приключения Тома Сойера» — М.Твен, «В деревне». «Танька», «Цифры», «Снежный бык» — И.А. Бунин.

    Читательский дневник для детей является хорошим средством для улучшения чтения, развития любви к этому занятию.

    Главное завлечь ребенка, придумать красочное оформление и мотивировать его на его ведение.

    В дальнейшем ребенок постарше (3 класс или 4 класс) будет его вести сам с особым интересом и будет стараться прочитать как можно больше произведений.

    Полезное видео

    Списки кратких содержаний по другим классам.

    5 класс6 класс7 класс8 класс9-11 классы

    Начальная школа – это тот отрезок обучения, когда дети только учатся читать.

    Поэтому и книжки им задают для чтения небольшого объёма, больше со сказками и разными интересными историями.

    Младшие школьники должны заполнять свои читательские дневники точно так же, как и старшие ученики.

    Но иногда после прочтения книжки из памяти улетучивается всё самое важное.

    Поэтому в читательский дневник дети записывают основные мысли, чтобы можно было быстро восстановить в памяти то, о чём они прочитали.

    Эта страничка создана специально для таких учеников, которым необходимо освежить свои знания по чтению.

    Здесь составлен список литературы, которую изучают в начальной школе

    Используемые источники:

    • http://chitatelskij-dnevnik.ru/klass/4
    • https://obrazovaka.ru/chitatelskiy-dnevnik/4-klass
    • https://gdz-gramota.ru/chitatelskii-dnevnik/chitatelskii-dnevnik-4-klass
    • https://ladyvapm.com/book/chitatelskij-dnevnik-oformlenije-soderzhanie.html
    • https://logoprav.ru/literatura/nachalo-dnevnik

    Рассказ Антона Чехова «Тоска» написан и впервые опубликован в 1886 году.

    Описание книги для читательского дневника

    Автор: Чехов Антон Павлович
    Название произведения: «Тоска»
    Жанр: рассказ
    Год написания: 1886
    Издательство: Рипол-Классик
    Год издания: 2010

    Главные герои и их краткая характеристика

    Иона Потапов – старик-извозчик, простой, неграмотный мужчина, одинокий и глубоко несчастный.
    Военный, трое молодых людей, дворник – люди, с которыми Иона хотел поделиться своей тоской.

    Время и место сюжета

    Действие рассказа происходит в конце XIX века в Петербурге. Вначале – на заснеженных улицах, затем – в доме для извозчиков, а после – в конюшне.

    Краткое содержание и сюжет

    Извозчик Иона Потапов и его лошаденка долгое время стояли неподвижно, и белый снег присыпал их так, что они стали похожи на привидения. Каждый из них был погружен в свои мысли, и отсутствие работы еще больше погружало их в состояние оцепенения. Лишь когда на город опустились сумерки, у Ионы появился первый клиент – военный, которому нужно было срочно попасть на Выборгскую.

    Иона больше по привычке махнул кнутом, и сани тронулись. Неожиданно из темноты показалась карета, с которой столкнулся старик-извозчик, затем под его лошадь чуть было не попал какой-то прохожий. Военный подгонял Иону, и острил по поводу его нерасторопности. Извозчик с трудом прошептал, что у него на этой неделе умер сын – пролежал в горячке три дня в госпитале, и скончался. Военный равнодушно выслушал Иону и приказал ему поторапливаться.

    Высадив военного, старик еще несколько часов ждал новых клиентов. Ими оказались подвыпившие молодые люди. Они предложили ему слишком низкую цену, но Ионе сейчас было не до этого – лишь бы только были седоки, и нужно было их куда-то везти. Приятели шумно хвастались друг перед другом количеством выпитого алкоголя, обсуждали женщин. Иона назвал их веселыми господами, и попытался было рассказать об умершем сыне, однако его никто не собирался слушать. Дав напоследок извозчику подзатыльник, компания удалилась. Опять Иона остался один, в тишине. На него накатилась страшная, беспредельная тоска, и некому было излить свое горе, облегчить душу. Он попытался заговорить с дворником, но тот посоветовал ему проезжать мимо.

    Поняв, что обращаться к людям на улице бесполезно, Иона направился ко двору. В доме было полно народа – старые и молодые извозчики спали, и некому было выслушать горе Ионы. А ему так хотелось в подробностях рассказать, как болел его сын, что говорил перед смертью, как умер, как проходили похороны. Иона оделся и вышел в конюшню, чтобы покормить свою лошаденку. Он и сам не заметил, как рассказал ей все-все…

    Очень краткое содержание для читательского дневника

    Извозчик Иона Потапов ждет клиентов и снег засыпает его и лошадь. Первому же клиенты, военному, Иона пытается рассказать про смерть сына, но тот спешит. К Ионе садится компания молодежи и Иона начинает говорить про сына, но получает подзатыльник. Иона пытается завязать разговор с дворником, но его гонят, и Иона едет ко двору. Иона пытается рассказать молодому извозчику, но тот спит. Иона рассказывает все лошади и чувствует облегчение.

    План пересказа

    • Снег на извозчике
    • Военный
    • Короткий разговор
    • Гулящая молодежь
    • Подзатыльник
    • Суровый дворник
    • Ко двору
    • Молодой возчик
    • Разговор с лошадью

    Основная мысль

    Горе перестает быть непосильной ношей, если поделиться им с людьми.

    Чему учит

    Рассказ учит сочувствию, бережному отношению к другим людям. Учит не быть равнодушными. Учит обращать внимание на беды окружающих, учит помогать друг другу.

    Отзыв и что понравилось

    Мне понравился этот рассказ, хотя ничего веселого в нем нет. Несчастный старик убивается о смерти сына, но никто не хочет его даже слушать. У всех свои дела и заботы. Люди совершенно равнодушно отворачиваются от старика. И в огромном городе Иона находит только одну сочувствующую душу — свою лошадь. Это страшно, но это правда.

    Вывод и мое мнение

    В своем произведении автор мастерски раскрывает тему одиночества в большом городе. Старый, измученный душевной болью человек не может ни с кем поделиться своей бедой. Ему ведь многого не нужно – чтобы только кто-то внимательно выслушал его, посочувствовал, может, приободрил. Однако никому нет дела до одинокого старика, потерявшего сына – каждый живет в своей скорлупе, не желая замечать, что происходит с другими людьми. И только старая, верная лошадь выслушивает своего хозяина, помогая ему тем самым облегчить свои страдания.

    Пословицы

    • Ржавчина разъедает железо, а тоска человека.
    • Тоскою горю не поможешь.
    • Свет не без добрых людей.
    • Доброе слово лучше мягкого пирога.
    • Доброму добрая память.

    Цитаты из текста

    «…Кого оторвали от плуга, от привычных серых картин и бросили сюда в этот омут, полный чудовищных огней, неугомонного треска и бегущих людей, тому нельзя не думать…»
    «…Что рубль, что пятак — для него теперь всё равно, были бы только седоки…»
    «…Таперя у меня одна жена — сырая земля…»
    «…Человек, который знающий свое дело… который и сам сыт, и лошадь сыта, завсегда покоен…»
    «…А с бабами говорить еще лучше. Те хоть и дуры, но ревут от двух слов…»
    «…скажем, у тебя жеребеночек, и ты этому жеребеночку родная мать… И вдруг, скажем, этот самый жеребеночек приказал долго жить… Ведь жалко?..»

    Словарь новых и незнакомых слов

    Извозчик – кучер наемного экипажа, повозки.
    Козлы – передок конного экипажа, на котором сидит кучер.
    Почин – начало какого-либо вида деятельности.
    Шинель – элемент обмундирования лиц, проходящих государственную службу, форменное пальто со складками на спине и удерживающим их сложенными хлястиком.
    Карета – закрытая пассажирская повозка с рессорами.
    Барин – человек из высших сословий, господин.
    Калоши – непромокаемые (обычно резиновые) накладки, надеваемые на обувь.
    Двугривенный – русская монета номиналом 20 копеек.
    Кнут – тип ударного орудия, главным элементом которого является длинный плетёный ремень из сыромятной кожи, изначально с узлом на конце.
    Ерзать – беспокойно двигаться на месте.
    Перебранка – ссора, сопровождаемая бранью.
    Вычурный – излишне затейливый, чрезмерно украшенный.

    Основная мысль сказки солдатская шинель


    1

    8 ответов:

    Основная мысль сказки солдатская шинель



    6



    0

    Я думаю, что не стоит напоминать сюжет сказки, потому как вопрос не об этом. Но если уж совсем вкратце, то солдат продал барину шинель и сказал, что она полностью заменяет постель, и подушку, и перину,и одеяло. Солдат сказал,что он хорошо спит на шинели.

    Барин как не старался, а заснуть на шинели не сумел и пошёл жаловаться к командиру. Командир вызвал к себе солдата и спросил его о том, как он спит на шинели…Впрочем.. А лучше я в виде цитаты выложу

    0mVMTUEdTTDkCHq2NvuYaMxlEkHhy78.png

    И после командир сказал барину фразу, в которой, в приниципе, и заключается мораль сказки. Фраза эта гласила о том, что мол кто работает -тому и шинель постель и кровать, а кто лентяй- тот и на перине заснуть не может.

    t56d5PRKlUHz531y9ENwlv4cG4mbXA.png

    Основная мысль сказки солдатская шинель



    3



    0

    Русская народная сказка «Солдатская шинель» — это бытовая сказка, то есть ее сюжет максимально приближен к реальности. В ней нет ничего волшебного, а главными героями оказываются находчивый солдат (а солдат в сказках всегда находчивый) и простоватый ленивый барин, который польстился рассказам о чудесных свойствах солдатской шинели.

    Особенностью этой сказки является ее сходство с басней, ведь в конце сказки полковой командир говорит пословицей, словно выводит мораль истории:

    eaIUYpmjXRUfkbq8pzDngShtf5hBaMVf.png

    Его слова можно понять так, что для того, чтобы в полной мере насладиться минутой отдыха, надо сперва час-другой поработать. Чтобы хорошо отдохнуть, надо хорошо устать. А тот кто не устает, не может оценить и отдых. А значит в общем смысле мораль этой истории такова: человек должен трудиться, труд сделал человека человеком.

    Основная мысль сказки солдатская шинель



    3



    0

    В сказке «Солдатская шинель», как и во многих сказках заложен большой смысл. В ней говориться о трудной работе и ленной жизни.

    Мораль в этой сказке актуальна во все времена, кто как работает, тот так и спит. Конечно солдат после боевого похода рад и на сырой земле поспать, а если уж есть шинель, так это ж заменит и перину, и подушку, и одеяло. А вот барин привык спать на мягком, ему не понять как это рукава подложить под голову, чем укрываться, да и жестко все как на камне.

    Вот и сейчас, мне кажется лучшее лекарство от бессонницы это хороший труд.

    Основная мысль сказки солдатская шинель



    2



    0

    В сказке «Солдатская шинель» барин, соблазнившись рекламными речами солдата, приобретает у него шинель. Солдат в ярких красках расписал покупателю все положительные стороны шинели, при наличии которой ему не потребуются ни матрасы, ни одеяла, ни подушки.

    Находчивый солдат предполагал, что барину никогда не выспаться на солдатской шинельке, но сумел её выгодно продать. А привыкший к роскоши барин, действительно, ночь провел без сна: ему было жестко и неудобно.

    Мораль сказки состоит в том, что человек трудолюбивый заснет после тяжелого дня на любой постели, даже на камнях. А изнеженный человек, не понимающий слова «труд», и на мягкой перине не заснет, поскольку и не уставал вовсе.

    Эту мысль и высказал умудренный жизнью командир полка, разрешая ситуацию с солдатской шинелью. А мы должны усвоить, что нужно трудиться, и тогда вопросы о постелях вообще возникать не будут.

    Основная мысль сказки солдатская шинель

    Основная мысль сказки солдатская шинель



    2



    0

    В русской народной сказке «Солдатская шинель» мораль сказки высказал полковой командир солдата. Он сказал, что

    H5Rn3bCHyFEfbHolAiIBtRufxZzPW1.png

    Этим он хотел показать, что солдат трудится целый день с раннего утра и до поздней ночки. Поэтому даже жесткая шинель кажется ему отличной кроватью.

    Барин же мало трудится в своей жизни, поэтому ему не спится даже в своей роскошной кровати. Ему от безделья плохо спится на мягкой перине, и он решил, что солдатская шинель такая чудесная, что на ней он легко уснет. Но он не устал за весь день ни капли, и поэтому не смог уснуть на грубой шинели.

    Основная мысль сказки солдатская шинель



    1



    0

    Главная мысль данной сказки, а именно «Солдатская шинель» заключается в том, что если долго трудиться на тяжелой работе, то после выполнения своих заданий, полномочий даже камень сможет показаться мягкой кроватью так как уже становится не важно где отдыхать, как отдыхать. Хочется отдохнуть. Сказка смогла научить меня быть храбрым и ловким человеком, нужно быть находчивым по жизни и отстаивать свои интересы. Иногда прихвастнуть — не грех. Сказка также учит обманывать богачей и не быть жадным. Каждый должен трудиться.

    Основная мысль сказки солдатская шинель



    0



    0

    Вообще сказка о трудягах и тунеядцах.

    Барин, это тунеядец, солдат трудяга.

    А мораль такая, чем больше трудишься, тем больше устаёшь и тем меньше у тебя требований к комфорту, уснуть сможешь и на голой скамейки прикрывшись шинелькой.

    Всё конечно не однозначно (для взрослого человека), но для для детей сойдёт.

    Основная мысль сказки солдатская шинель



    0



    0

    Главной мыслью данной сказки является то, что хорошо спит тот человек, который хорошо трудится и если человек по настоящему устал, то ему не нужны сверх комфортные условия, для сна. Ну а сверх комфорта требуют люди, которые ничего не делают и обладают изнеженной душой.

    Читайте также

    Основная мысль сказки солдатская шинель

    В любой сказке или поговорке есть мораль, данная сказка не является исключением. Эта сказка должна научить малышей тому, что никогда не нужно торопиться и делать все обдуманно, второй аспект в том, что добро всегда будет стоять во главе угла и будет побеждать зло.

    Там ясным образом показывает автор, что может творить любовь , и даже не играет значения какой внешний облик будет у этого существа.

    фото

    И если полюбить даже жабу, то впоследствии она может стать самой любимой и нужной,т.е превратиться в красавицу. Потому что каждый человек должен раскрыться душой.

    Также там есть мораль о том, что все желания сбываются, главное сильно этого хотеть.

    Основная мысль сказки солдатская шинель

    Если разобрать слово «сказка» по составу, то получится, что сказ- — это корень, -к- — это суффикс и -а — это окончание.

    Основная мысль сказки солдатская шинель

    Основная мысль сказки солдатская шинель

    В сказке Андерсена про горошинки, стручок и девочку, на мой взгляд, всего два главных персонажа:

    • Пятая, последняя, горошина, которая, вылетев из бузинной трубочки, угодила в дом бедной женщины.
    • Больная девочка, сумевшая поправиться, благодаря горошинке, которая не завяла и не затерялась на крыше, а пустила ростки и превратилась в прекрасное растение.

    <hr />

    Вообще, очень много идет в сказке описанием самого процесса произрастания горошка, что не плохо, т.к. по отдельной теме даже пришлось делать другое задание. Впрочем и «взаимоотношениям» девочки с горошиной Андерсен уделили достаточно внимания.

    <hr />

    Герои 2-го плана

    • Четыре горошинки, которые канули в небытие, одна так точно лопнула в канаве, разбухнув от воды…
    • Мама девочки: добрая, ласковая, трудолюбивая женщина, безмерно любящая свое дитя.
    • Мальчик с бузинной трубочкой, отправивший горошины по их жизненным дорожкам. Хотя, вы знаете, наверное мальчишку можно посчитать также главным персонажем, ведь не сорви он стручок и не стрельни горошинами, они могли бы все просто завянуть вместе со стручком, а девочка умереть, не встретившись со своим горошком.

    Основная мысль сказки солдатская шинель

    В связи с тем, что научно-познавательны­<wbr />й рассказ — это не просто пересказ сказки или короткое ее изложение, а уже научные факты или сведения о природе, то мой рассказ будет сконцентрирован на конкретном предмете — на горохе, который стал одним из главных персонажей этой истории.

    <hr />

    В сказке Андерсена про горошинку и девочку, кроме нравственных и моральных выводов, можно узнать (если внимательно читать книгу) много о том, как растет горошек.

    Что нового для себя я узнал о горохе?

    1-я часть сказки.

    • Плод этого растения представляет из себя стручок, внутри которого находятся горошинки, растущие рядком. Т.е. стручок продолговатой формы. Если горошинок содержится около пяти штук, то получается, что размер стручка составляет примерно 6-8 см.
    • Горошинки не высыпаются из стручка, пока он зеленый. Только созрев до желтого состояния, стручок лопается и выпускает горошины из своего хранилища.
    • Горошина — это семена для высадки и получения нового растения.

    <hr />

    2-я часть сказки.

    • Для прорастания гороху необходима вода и «еда». В сказке написано, что мох может заменить два эти компонента собой. Достаточно положить горошинку во влажный мох и поставить на солнце, чтобы горошинка пустила корни и дала ростки.
    • Стебелек гороха напоминает вьющуюся нитку, и чтобы растение хорошо развивалось, ему ставят подпорку к основанию, а сам стебель пускают по натянутой веревке от земли до, например, крыши.
    • Перед тем, как обзавестись стручком, горох цветет.

    <hr />

    Чтобы полностью осмыслить процесс роста горошка, следует начинать читать доклад/рассказ со второй его части.

    <hr />

    П.С. Кроме гороха в сказке есть интересный факт о другом растении — бузине. Если мальчик сделал из нее трубочку, значит, ствол бузины полый (пустой). Можно через него не только плевать горохом, но и на звезды ночные смотреть.

    Основная мысль сказки солдатская шинель

    Нужны и те и другие. Народные сказки, чаше всего, несут общеобразовательный смысл. Рассказывают что такое добро и зло, лень и работа, развивают смекалку. Некоторые просто переносят в сказочную страну, дарят необычные приключения. А авторские пишутся с более определенной целью, например: шалить нельзя, а то мама расстроится; нельзя раскидывать игрушки, потому-то они могут потеряться и т.д. Нужно ориентироваться по ситуации, какую сказку читать.

    Рассказ Бориса Житкова «Про обезьянку» впервые был опубликован в 1927 году в газете «Ленинские искры».

    Описание книги для читательского дневника

    Автор: Борис Степанович Житков
    Название произведения: «Про обезьянку»
    Жанр: рассказ
    Год написания: 1927
    Издательство: ЭКСМО
    Год издания: 2014

    Главные герои и их краткая характеристика

    Боря — мальчик 12 лет. Добрый, любит животных. Наблюдательный, осмотрительный, разумный.
    Яшка — обезьянка-макака. Проказливая, умная, храбрая. Все понимает, только не говорит.
    Папа — серьезный, но справедливый.

    Краткое содержание и сюжет

    Обезьянку мне подарил мой школьный товарищ Юхименко.

    Звали обезьянку Яшкой, была она очень маленькой и забавной. Сама рыжая, лапки чёрные, а глазки блестящие. И одета была в синий жилет.

    Принёс я обезьянку домой, а она сразу маме на голову запрыгнет и давай ей причёску портить.

    Сёстры обрадовались, а папа велел привязать обезьянку на ночь, чтобы она дел не натворила.

    Я с трудом поймал Яшку и привязал к кровати. Но утром оказалось, что Яшка скинул жилет, освободился и спал в моей кровати. С тех пор пошло веселье!

    Яшка хулиганил, как мог. Опрокидывал вещи, воровал сахар, катался на дверях и кидал в папу штукатуркой. А однажды испортил причёску одной дамы, которая пришла к нам в гости.

    И ведь какой был хитрый! Если ему что надо, подольстится, весь такой ласковый, а если чем-то недоволен — держись, такое устроит, мало не покажется.

    Так прошла зима. Весной мы стали выпускать Яшку во двор и он быстро навёл там свои порядки.

    Для начала Яшка разобрался с Каштаном, необычайно свирепым псом, вожаком всех местных собак. Яшка просто оседлал Каштана и давай его рвать на клочья! Каштан вырвался и убежал, и двор теперь стороной обходит.

    Потом Яшка прогнал ничейного кота, который пытался спастись от макака на дереве. Но Яшка лазал ещё лучше и коту пришлось прыгать на мостовую и убегать.

    С тех пор у Яшки соперников во дворе не было. А с возчиками он подружился и часто брал из мешков орехи и сладости.

    Но лето прошло и осенью родные стали требовать от меня избавиться от Яшки. Они не хотели терпеть его проказы ещё одну зиму. Пришлось подарить Яшку одному школьному другу, как когда-то его мне подарил Юхименко.

    Очень краткое содержание для читательского дневника

    Юхименко дарит Боре живую обезьянку Яшку и тот приносит Яшку домой. Яшка проказничает, ворует сахар, катается на дверях, и кидает в папу штукатуркой. Яшка ворует картошку у доктора и портит прическу нарядной даме. Весной Яшку выпускают во двор и он задает трепку огромной собаке Каштану. Яшка прогоняет кота и чувствует себя царем во дворе. Осенью родные заставляют Борю отдать Яшку товарищу в школе.

    План пересказа

    • Странное предложение
    • Настоящая обезьянка
    • Яшка под шинелью
    • Триумфальное появление
    • Яшка привязан
    • Яшка освободился
    • Яшка ссорится с папой
    • Яшка мерзнет
    • Яшка ворует картошку
    • Яшка парикмахер
    • Яшка — гроза собак
    • Яшка дружит с возчиками
    • Яшка охотится на кота
    • Прощание с сатаной.

    Основная мысль

    Если завел домашнее животное, будь готов о нем заботиться. Мы в ответе за тех, кого приручили.

    Чему учит

    Рассказ учит не заводить животных, если не готов за ними ухаживать и терпеть их проделки. Учит любить животных и не обижать наших меньших братьев. Учит терпению. Также рассказ учит слушаться родителей.

    Отзыв и что понравилось

    Мне очень понравился этот смешной рассказ. Яшка был таким милым и очаровательным, совсем как маленький человек. Но я понимаю, что я бы никогда не решилась завести дома обезьянку, зная, сколько хлопот это принесет.

    Вывод и мое мнение

    Не всех животных можно держать дома, а если уж заводить животное, то быть готовым мирится с его характером.

    Пословицы

    • Обезьянничай, но знай меру.
    • Вольно тому шалить, кто смолоду не бит.
    • Нет плохих ребят, есть худые родители.
    • Наказывать легче, воспитывать труднее.
    • Взялся за гуж, не говори что не дюж.

    Ответы к рассказу (по учебнику «Литературное чтение» 3 класс, 2 часть, Климанова, страница 96-97).

    1. От чьего имени ведётся рассказ?

    Рассказ ведётся от имени двенадцатилетнего мальчика.

    2. Как попала обезьянка к мальчику?

    Обезьянку отдал мальчику его школьный товарищ Юхименко.

    3. Как произошло знакомство с Яшкой? Почему мальчик не верил своим глазам? Расскажи, как выглядела обезьянка?

    С Яшкой мальчик познакомился в доме у Юхименко. Он не верил своим глазам, когда обезьянка спряталась за пазуху шинели так, что никто её не замечал.

    Писатель описал обезьянку с помощью выразительных слов (эпитетов) и сравнений.

    Обезьянка была маленькой, в половину аршина. Мордочка была сморщенная, как у старушки, глазки живые, блестящие. Шерсть была рыжей, а лапки чёрные, как в перчатках. На ней был синий жилет.

    4. Как встретили обезьянку в семье мальчика? Удалось ли мальчику справиться с ней? Какие забавные истории происходили с Яшкой? Как в них проявился характер обезьянки?

    Яшку встретили настороженно, ведь он сразу стал хулиганить. Только сёстры мальчика обрадовались обезьянке.

    Мальчику не удалось справиться с Яшкой. Обезьянку привязывали, но она убегала, давала мальчику оплеухи, каталась на лестнице и кидалась в отца штукатуркой. А когда в гости пришла одна дама, Яшка забрался к ней на плечо и испортил даме причёску.

    Характер у Яшки был беспокойным, весёлым, он был совершенно неугомонным. Если хотел что-нибудь получить, становился ласковым и заботливым. Если что-то Яшке не нравилось, он начинал хулиганить.

    5. Какие победы одержал Яшка во дворе? Выбери самые интересные эпизоды для пересказа.

    Весной Яшку выпустили на улицу и он первым делом оседлал Каштана, самого злобного пса на дворе. И изодрал тому морду.

    Потом Яшка победил ничейного кота. Яшка погнался за котом на дерево, ведь он лазал даже лучше кота. И коту пришлось прыгать и спасаться бегством.

    Так Яшка стал королём двора.

    6. Почему мальчику пришлось отказаться от обезьянки, сожалели ли об этом окружающие?

    Родным мальчика надоели проказы Яшки. И они не хотели, чтобы осенью обезьянка вновь целыми днями сидела дома и хулиганила. Поэтому они потребовали избавиться от Яшки, называя его «сатаной».

    7. Можно ли связать содержание рассказа Житкова со словами Сент-Экзюпери «Мы в ответе за тех, кого приручили»?

    Люди привезли Яшку из тропиков, приручили, но не смогли исправить его характер. Яшке вряд ли было в городе так же хорошо, как в родных джунглях. Он сильно мёрз зимой. А людям не нравились проделки Яшки. Но ведь он был обезьяной и это было его нормальное поведение.

    Владельцы Яшки должны нести ответственность за него, и терпеть его выходки. Ведь они его приучили против воли. В этом смысле содержание рассказа можно соотнести со словами французского писателя.

    8. Перескажи рассказ по плану: Знакомство с обезьянкой; Жизнь и приключения Яшки в семье мальчика; Как Яшка стал царём во дворе; Расставание.

    Пересказ смотри в этой статье в пункте — «Краткое содержание и сюжет»

    9. Что нужно сделать, чтобы получился сжатый пересказ? Определить основную мысль, выделить смысловые части, озаглавить их?

    Сжатый пересказ подразумевает пересказ только основного содержания произведения, без деталей, подробностей, описаний.

    Для того, чтобы сжатый пересказ получился хорошим, нужно выделить основную мысль, разделить текст на смысловые части и дать каждой название.

    Пример разделения текста рассказа «Про обезьянку» на смысловые части приведен в 8 пункте. Там же даны названия этих частей.

    Дата: 01.11.2021 5-А, 5-Б

    Тема: «Журавль и цапля», «Солдатская шинель» — народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках

    Цель урока: формирование представления о нравственных ценностях: согласии, терпимости, благожелательности.

    Ход урока

    1. Повторение.

    «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»- говорил о сказках великий А.С.
    Пушкин.

    Каждая сказка- это особый мир. Когда мы слышим это слово, перед
    нашими глазами возникает удивительный, прекрасный, фантастический мир, в котором
    добро обязательно победит зло. Сказка, как мы уже знаем, учит смелости, доброте, но
    делает это без скучных наставлений. Просто показывает, что может произойти, если
    человек поступает плохо, не по совести. Они занимательны и увлекательны, являются
    прекрасным учебником жизни. Об этом нам говорит ещѐ одно замечательное
    высказывание Пушкина: «Сказка- ложь, да в ней намек- добрым молодцам урок».

    1.1. Следующие задания выполняем в Листке контроля

    — Что такое сказка? Дайте определение сказки .

    — Какие особенности сказок вы помните?

    — Все сказки делятся на три вида, на какие?

    2. Изучение нового материала.

    2.1. На этом уроке мы подробнее поговорим о бытовых сказках и про сказки о животных. Познакомимся со сказками «Журавль и цапля» и «Солдатская шинель».

    Как вы думаете, откуда появилось слово «бытовые»?

    От слова «быт».  Быт – это повседневный привычный образ жизни людей.

    Быт не у всех людей одинаков. И так было всегда. Дворяне, крестьяне, купцы, солдаты, священники, бродяги – у всех была своя жизнь. Вот о том, как они жили, как общались между собой, и повествуют сказки. Бытовые сказки – это те же летописи, только дела в них не военные, а мирные, обычные.

    В детстве мы часто встречаемся с этими короткими сказками. Это и «Каша из топора», и сказки про удалого батрака или работника, и «Шемякин суд», и «Жена-спорщица», и многие другие сказки.

    Сказки о животных – это зеркало, которое отражает жизнь людей.

    В этих сказках в завуалированной форме как раз и показана жизнь людей. Это достигается при помощи приёма аллегории, совсем как в баснях. И именно поэтому животные в сказках ведут себя совсем, как люди. Вот в сказке «Зимовье зверей» ленивые животные приходят зимой к трудолюбивому быку и угрожают разрушить дом, если он не примет их к себе.

    Каковы особенности в этих сказках? Для этого просмотрите видео урок по ссылке

    https://www.youtube.com/watch?v=tQaCnVRDpFw

    2.2. Делаем выводы:

    — Сказка «Солдатская шинель» – бытовая, так как в ней нет ни волшебства, ни приключений. В центре сюжета – самый обычный эпизод из жизни. Солдат продал барину свою шинель за довольно большую по тем временам сумму – 25 рублей.

    Барин, привыкший к роскоши, сытным обедам, мягкой постели, плохо спит ночами. Почему? Всё очень просто. Барин целыми днями ничего не делает. Он здоров и силён, полон сил. И силы эти ему девать некуда: поздно встал, хорошо поел, отдохнул, опять поел, опять отдохнул… От безделья и не спится ночью на перинах и подушках.

    Солдат же целыми днями трудится. То походы, то учения, то работы по приказу командира. Тут уж не до удобств – была бы возможность просто отдохнуть. Да и откуда удобства в казарме или в походе? Именно эту разницу в жизни барина и солдата показывает сказка.

    «Куда как хорошо,  говорит,  на шинели после походу спится!»

    Сказка смеётся над глупостью барина и одобрительно усмехается находчивости солдата. Даже полковой командир, убедившись в том, что солдат не обманул барина, не только не наказал солдата, но наградил его.

    Вся суть сказки выражена в словах командира, который сам не понаслышке знает солдатскую жизнь:

    «Кто поработает да устанет, тот и на камне спит, а кто ничего не делает, тот и на перине не уснёт!»

    Вообще-то, солдат – это постоянный герой бытовой сказки. Солдат всегда храбр, умён, хитёр, находчив. Он много умеет, много знает, готов взяться за любое дело.

    Какие же признаки бытовой сказки мы можем выделить?

    ·     1. В центре сюжета – обычная жизнь.

    ·    2.  Эти сказки короткие, они рассказывают об одном-двух эпизодах из жизни.

    ·     3. В сказке обличается лень барина, отмечается трудолюбие и находчивость простого народа.

    То есть, можно сказать, что у такой сказки – обличительная направленность.

    Сказки о животных – очень древние. При помощи иносказания в сказках о животных изображаются пороки людей. В таких сказках порицается трусость, глупость, жадность, хвастовство, лицемерие и так далее.

    При этом часто бывает так, что каждое животное в таких сказках выступает как олицетворение какой-то одной черты. Например, лиса – хитрая, медведь – неуклюжий, волк – жадный, заяц – трусливый…

     Самым частым персонажем в них, конечно, выступает лиса. Это такие сказки, как «Лиса и волк»«Кот, петух и лиса»«Медведь и лиса». Но другие звери в сказках о животных тоже встречаются часто: «Волк и овца»«Коза-дереза»«Медведь и мужик».

    В  сказке «Лиса и журавль» непонимание, вернее, нежелание понять друг друга ложится в основу сюжета. Но что же мешает журавлю и цапле понять друг друга?

    Каждый из них считает себя лучше другого. Они не уважают друг друга. Самолюбие и эгоизм – вот главная причина того, что журавль и цапля не могут создать семьи. Они не хотят уступить друг другу, забыть обиду. И вот это нежелание и неумение прощать делает ситуацию безвыходной. Интересно, что финала у сказки нет и не предвидится. Для того, чтобы сказка закончилась, нужно, чтобы герои поумнели и отбросили свои надуманные обиды. Как вы думаете, может такое произойти?

    Итак, какие признаки сказки о животных мы можем выделить?

    Основной признак: главными героями являются животные. Они умеют говорить и ведут себя как люди. В сказке в иносказательной форме изображаются пороки людей.

    3. Домашнее задание.
    1. Прочитать сказки «Журавль и цапля», «Солдатская шинель».
    2. Выполнить задание в листе контроля

    Выполненные задания прислать до 17:00.03.11.2021

    Желаю успехов!

    Лист контроля

    5 — __ класс ____________________________________________________________

    ФИО учащегося

    01.11.2021 Литература

    Тема:«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» — народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках

    Задание 1. Записать ответы на вопросы:

    Что такое сказка? Дайте определение сказки _______________________________________

    _________________________________________________________________________________

    Какие особенности сказок вы помните?_____________________________________________

    _________________________________________________________________________________
    _________________________________________________________________________________

    Все сказки делятся на три вида, на какие?___________________________________________

    _________________________________________________________________________________

    Задание 2.  К сказке «Журавль и цапля» составить 5 вопросов.

    Задание 3. Составить план сказки «Солдатская шинель».

  • Основная мысль сказки сивка бурка для читательского дневника 3 класс
  • Основная мысль сказки сестрица аленушка и братец иванушка
  • Основная мысль сказки серебряное копытце
  • Основная мысль сказки серая шейка читательский дневник 2 класс
  • Основная мысль сказки семь симеонов