Основная мысль сказки сестрица аленушка и братец иванушка

Цели образования: обучение учащихся составлению текста-описания по картиневоспитания: знакомство учащихся с жизнью и творчеством русского живописца в.м.васнецоваразвития: развитие творческой активности

Цели
образования: обучение учащихся составлению текста-описания по картине
Воспитания: знакомство учащихся с жизнью и творчеством русского живописца В.М.Васнецова
Развития: развитие творческой активности и эстетического восприятия учащимися произведений живописи
Задачи:
развитие наблюдательности, умения вглядываться в явления жизни (осмысление содержания картины);
развитие фантазии, способности на основе развитой наблюдательности создавать художественный образ, выражая своё отношение к реальности, строить текст в определенной композиционной форме, красиво, правильно, последовательно, излагать свои мысли (задания, способствующие вербализации зрительских впечатлений, использование в сочинении языковых выразительных средств (эпитеты, сравнение, метафора, олицетворение);
развитие способности выразить словом не только сюжет, но и мирское содержание, которое скрыто во всей художественной структуре.
Оборудование:
компьютер
проектор
экран
презентация
выставка литературы о В.М. Васнецове
выставка репродукций художника

Ход урока

1. Организационный момент (1 минута)

2. Вступление (1 минута)

Являясь поклонником творчества какого-либо художника, как в первый раз, вглядываешься в давно знакомые полотна, которые по-прежнему восхищают величественной глубиной, яркой палитрой красок, но, как и прежде, окутаны таинственной дымкой. Давайте сегодня окунёмся в волшебный мир сказочного художника Виктора Михайловича Васнецова и насладимся ролью искусствоведов, ценителей прекрасного, «маленьких» писателей при работе с сюжетом картины «Алёнушка».
Рассказ о жизни и творчестве русского живописца В.М. Васнецова (выступление учащегося, 3 минуты)
«Хорошо всё-таки быть сыном художника!» – думал Володя Васнецов, лёжа на травке в саду. Ни у кого нет такого дома, как у них. Папенька сам его придумал. Какой дом удивительный! Сказочный терем-теремок. Из толстых брёвен сложенный, с высокой башней. А над башней крыша, шатром изогнутая, совсем как в сказочных дворцах. Комнаты большие. Мебель в доме вся деревянная, прочная, украшенная резьбой, лампы старинные, на печах – полоски из разноцветных плиток, на стенах – картины и фотографии. И так удивительно пахнет скипидаром и красками!
Папенька – знаменитый художник – Виктор Михайлович Васнецов. Он очень строгий, его слово в доме – закон. Даже за столом разговаривать можно только ему и гостям, а дети должны слушать да помалкивать. Самое интересное в доме, конечно, на втором этаже. Наверх ведёт витая деревянная лестница. Там – мастерская. Заходить туда никому не разрешается, особенно, когда папенька работает. А если и зайдёт кто, то не должен мешать и рассказывать всем, что там видел. Недаром на стене у двери ангел нарисован с прижатым к губам пальцем – «ангел молчания».
Мастерская огромная, потолок и окна высоченные – чтобы много света было. И картины у папеньки тоже большущие – он даже на стремянку залезает, чтобы верхнюю часть написать. А на полотнах-то кого только нет! Иван-царевич на Сером Волке скачет. В ступе Баба-Яга летит. Стра-ашная! Изо рта клык торчит, а под мышкой ребёночка держит! А вот и Кощей Бессмертный на троне сидит, меч кровавый в руке держит! Вон царевна Несмеяна тоскует, Ковёр-самолёт летит над горами, над долами…Царевна-лягушка на пиру пляшет: махнула рукавом, а из него лебеди полетели. И, конечно, три богатыря русских, гордые и бесстрашные.
Папенька говорит мало. Но иногда вечером придёшь к нему, и начинает он рассказывать о себе:
– Я в деревне вырос, недалеко от Вятки, там домов десять-то и было. Нас, братьев, шестеро, и на всех одни валенки и полушубок. Летом-то хорошо, весь день на улице да в лесу босиком бегаем, в одних портках. Ну а зимой всё больше на печи сидели да сказки слушали. День короткий, ночи долгие да тёмные, и зиме, кажется, конца не будет. Зажжём лучину – палочка такая деревянная, она горит, потрескивает, огонь маленький, колеблется из стороны в сторону, а по станам тени так и ходят. Кажется, вот-вот из тёмного угла кто-то выскочит, не то леший, не то Баба-Яга.
Вот потому-то и встают они как живые на папенькиных картинах! А дедушка мой Михаил Васильевич, был батюшкой в церкви. Сам широко образованный человек, старался дать детям разностороннее образование, развить в них пытливость и наблюдательность. В семье читали научные журналы, рисовали, писали акварелью. Прабабушка Ольга Александровна в молодости увлекалась живописью. У папеньки дух захватывало от счастья, когда бабушка открывала крышку старого сундучка, где находились краски.
Папенька тоже сначала хотел священником стать, учился в семинарии, но потом поехал в Петербург, в Академию Художеств поступать. Был он так не уверен, что примут его, что, сдав экзамены, даже не явился узнать о результатах. Год учился в Рисовальной школе, когда решил попытать счастье снова в Академии, был удивлён, что зачислен в неё был ещё в прошлом году.
Сначала папенька писал картины о бедных людях, а потом захотелось создать сказку…Он говорит, что у каждого народа свои сказки, и в них характер хорошо виден. Помню его слова: «Я всегда был убежден, что в сказках, песне, былине, драме сказывается весь цельный облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть, и будущим».
Один из современников папеньки писал: «Велик должен быть талант художника, светла и чиста его личность, чтобы завладеть зрителем, залить его волною неподдельного чувства! Подобные явления не часто встречаются – гордиться должна Русь таким художником, как Виктор Михайлович» [5].
Рассказ о картине В.М. Васнецова «Алёнушка» (выступление учащегося, 2 минуты)
Вы бывали в Московской Государственной Третьяковской галерее? Нет?! Тогда я приглашаю вас пройти в великолепный сказочный зал. Вглядитесь в одну из картин…Виктор Михайлович Васнецов «Алёнушка».
Ходила Алёнушка по лесу. Ходила по ельнику. Ходила по березняку. И вышла к тёмному пруду-озерцу. Озерцу тёмному и глубокому. Притомилась. Села на камушек у самой воды. А вода в озерце тёмная и тяжёлая. Словно и неживая та вода. Ни всплеснёт. Ни шелохнётся. Сидит Алёнушка на камушке. Думу думает. Не весёлую. Грустную и печальную.
Такие же чувства были в душе у Виктора Васнецова после того, как он прочитал в сборнике сказок Афанасьева сказку об Аленушке. Художник не раз слышал эту сказку и в детстве, она тронула его глубже и сильнее других, запал ему в душу и тоскливый напев, доносившийся со дна реки, и вся поэтическая ситуация сказки с ее торжеством правды. Васнецов думал об Аленушке, и замысел его новой композиции все больше прояснялся.
“Аленушка”, – рассказывал впоследствии художник, – как будто она давно жила в моей голове, но реально я увидел ее в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую мое воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах… Каким-то особым русским духом веяло от нее. Критики и, наконец, я сам, поскольку имеется у меня этюд с одной девушки-сиротинушки из Ахтырки, установили, что моя “Алёнушка” натурно-жанровая вещь! Не знаю! Может быть. Но не скрою, что я очень вглядывался в черты лица, особенно в сияние глаз Веруши Мамонтовой, когда писал „Алёнушку”. Вот чудесные русские глаза, которые глядели на меня и весь божий мир и в Абрамцеве, и в Ахтырке, и в вятских селениях, и на московских улицах и базарах и навсегда живут в моей душе и греют ее!”
Игорь Грабарь со свойственной ему четкостью определяет качества картины:
“В. М. Васнецов в 1881 году создает свой шедевр – „Алёнушку”, не то жанр, не то сказку, – обаятельную лирическую поэму о чудесной русской девушке, одну из лучших картин русской школы”. (Весь рассказ сопровождается музыкой П.И. Чайковского «Времена года. Октябрь»)

3. Осмысление картины

Вот и стал Виктор Михайлович Васнецов, чей «яркий облик… неразрывно связан с добрыми серо-голубыми глазами, длинной, сходящейся «долотом» светло-русой бородой, с огромной полукруглой палитрой, широкими кистями, муштабелем и длинным — когда-то синим, а теперь полинялым халатом, живописно замазанным неотмывающейся масляной краской» [11], чуть ближе к нам. «Истинный богатырь русской живописи», – как называли его современники. А теперь нам представляется удивительная возможность: глубоко проникнуть в мир одного из великолепных творений живописца.
Беседа с учащимися по картине (5 минут)
(Беседа – привычный для учащихся вид работы, но от этого не менее эффективный. Роль учителя – направлять беседу в нужное русло, не забывая, что тема разговора – творчество В.М. Васнецова, его тематическая и духовная связь с русским народом. В ходе беседы учащимся предлагается описать, что они видят, обращая внимание на художественные приёмы, язык живописи, его экспрессивность и выразительность. Учитель обращает особое внимание на речь учащихся, её точность и образность, отмечает эмоциональность высказываний.)
– Внимательно вглядитесь в репродукцию картины. Кого мы видим в центре? (Аленушка сразу привлекает наше внимание. Она изображена почти в центре полотна лицом к зрителю).
– Почему на картине нет, кроме неё, других персонажей? (Чтобы подчеркнуть ее одиночество, художник не поместил на картине других персонажей).
– Почему В. М. Васнецов назвал свою работу «Аленушка»? (Вероятно, живописец хотел, чтобы его композиция ассоциировалась с известной русской народной сказкой).
– Определите, с помощью какой морфемы образовано слово «Алёнушка»? (Суффикс –ушк).
– Какую роль играет этот суффикс? (Суффикс имеет уменьшительно-ласкательное значение, что показывает, насколько дорог этот образ художнику).
– Внимательно рассмотрите центральный образ картины. Что делает Алёнушка? (Она сидит, поджав под себя ноги, обняв руками колени и склонив голову, крепко сжаты пальцы рук, обхвативших колени).
– Где она сидит? (Алёнушка сидит на камне у лесного пруда)
– Во что она одета? (На ней темно-серый обветшалый сарафан с цветами, старая вылинявшая голубая рубашка. Ноги её босые).
– Каково выражение её лица? (У неё грустный, задумчивый, неподвижный взгляд. Она опечалена, призадумалась, пригорюнилась. Глубокие карие глаза застилают слезы, каштановые волосы спутанными прядями рассыпаются по плечам. Рот слегка приоткрыт, словно героиня о чём-то говорит, обращаясь к кому-то неведомому).
Задания, способствующие вербализации зрительских впечатлений
– «По народным преданиям природа обретает способность чувствовать в лад с человеком, особенно на исходе дня. Подобные ощущения, как пишет И. Долгополов в статье «В. Васнецов», присущи и самому художнику. Потому-то так органично согласованы в «Аленушке» состояние природы с чувствами героини» [8]. Давайте посмотрим внимательно на состояние природы с разных ракурсов композиции. (Учащимся предлагаются фрагменты картины)
– Почему художник выбрал именно осенний пейзаж? (Увядание природы, грусть, но в тоже время необыкновенная красота и обилие красок).
– Какие объекты (явления) природы необходимо рассмотреть, чтобы определить роль природы в данной картине? (Пруд, вода, лес, деревья, листва, небо, камень, птицы, трава, время суток, состояние природы)
Задание 1 (5 минут)
Целевая установка: подберите к перечисленным объектам (явлениям) опорные слова, словосочетания, которые помогут передать настроение и состояние природы
– Пруд – омут, глубокий, спокойный, задумчивый, незамутнённый, бездонный, таинственный, тихая заводь
– Вода – чёрная, тёмная, прозрачная, чистая, зеркальная
– Лес – густой ельник, настороженный, угрюмый, живой, сочувствующий, чудесный уголок русской природы, ели, как стражи
– Деревья – молодые стройные печальные берёзки, тонкие нежные осинки
– Листва, листья – золотые, опавшие, продрогшие, жёлтые, как лебеди
– Трава – острые зелёные, как стрелы, стебли осоки
– Небо – пасмурное, серое, тоскливое
– Ветер – лёгкий, игривый, ласковый
– Камень – серый, бел горюч
– Птицы – щебечущие ласточки, малые пташечки-подружки
– Время суток – сумерки, тихий вечер, заходящее солнце
– Состояние природы – тихо, печально вокруг, осенняя грусть и глубокая тишина
– Обратимся к цветовым тонам картины. Какие краски преобладают в картине? (Неяркие, глубокие холодные тона тёмно-масляных красно-коричневых, тёмно-зелёных красок. Побуревшая трава, красноватая осенняя листва, пожелтевшая зелень подчеркивают общий коричнево-зеленый тон картины. Помимо неярких тонов, мы видим в картине светлую полоску гаснущей зари, яркую изумрудную зелень осоки, розовые цветы на сарафане Аленушки и голубую кофточку. Используя яркие, контрастные тона, художник усиливает создаваемое картиной впечатление).
– Обратите внимание на композицию картины. Виктор Михайлович Васнецов использует неторопливое, подробное письмо, чётко изображая каждый элемент картины, композиция построена на строгом ритме, на плавном течении линий фигурки героини со склонённой головой и наклонов растений, что вносит певучесть в картину, показывая тесную взаимосвязь человека и природы, которая охраняет покой девушки.
– Как расположены деревья по отношению к героине? (Они полукругом сомкнулись за спиной героини, укрыв её от враждебного мира. Симметрично, справа и слева, как бы обнимая и успокаивая, остановились на одинаковом расстоянии юные стройные осинки, на одной из которых щебечут ласточки – милые пташки-подружки. Все предметы изображены на уровне глаз, таким образом, природа и Алёнушка образуют круг друзей, готовых протянуть другому руку помощи).
Задание 2 (2 минуты)
Вот и состоялось наше близкое знакомство с картиной В.М. Васнецова «Алёнушка». Теперь нам предстоит погрузиться в чарующий мир творчества. Нам важно не просто рассказать о том, что изображено на картине, в форме сочинения, но попытаться проникнуть в душу героини, передать ее чувства, высказать свое впечатление. Прежде чем начинать свою творческую работу, необходимо тщательно продумать составные части работы, составить план.
Целевая установка: вам предложено три варианта плана, определите тот, который кажется вам подходящим к вашему возможному представлению будущего сочинения, постарайтесь определить, чем выбранный вариант вам интересен. Возможно, что ни один из вариантов не окажется приемлемым, и вы попробуете составить свой. (Варианты сочинений предлагаются каждому обучающемуся на карточках)
Вариант 1
Художник В.М. Васнецов и его картина «Алёнушка».
Девушка у омута.
Природа сочувствует Алёнушке.
Краски картины.
Какие мысли и чувства вызывает картина?
Вариант 2
Название картины и её автор.
Сведения о художнике.
Общее впечатление, которое производит картина:
– описание Алёнушки (место, где она сидит, поза, одежда, волосы, руки, мысли героини, настроение и т.п.);
– описание природы (пруд, лес, небо, деревья, птицы, трава, ветер, время суток, состояние природы и т.п.);
– цветовая гамма красок картины;
– композиция картины (расположение деревьев, Алёнушки, их взаимосвязь)
Заключение.
Вариант 3
Какую картину буду описывать?
Кто изображен на картине?
а) внешний вид (одежда, выражение лица);
б) поза;
в) эмоциональное состояние.
Гармония чувств человека и природы.
а) описание осеннего пейзажа (что изображено);
б) как природа передает чувства человека (как художнику удалось передать тоску и печаль Алёнушки с помощью красок?)
Особенность картины (чем эта картина привлекает внимание, что делает ее особенной, что мне особенно понравилось)
Опишите свои чувства, которые возникают у вас, когда вы смотрите на картину. Какое у вас создается настроение?
Выводы (какова идея художника, какую мысль хотел автор донести до зрителя).
Задание 3 (5 минут)
Каждому пишущему человеку знакома ситуация, когда не знаешь, с чего начать. От какой мысли оттолкнуться, чтобы сочинение начало приобретать стройность и логичность.
Целевая установка: у каждого из вас есть цветные карточки, на которых указано задание, связанное с подготовкой вступления к сочинению.
(Учащимся предлагаются разноуровневые задания. Подобная форма работы даёт возможность подойти к учащимся индивидуально, с учётом их способностей, уровня развития и подготовки).
Красная карточка
Задание. Из предложенных слов составьте предложения, чтобы получился текст вступления вашего сочинения.
– В.М. Васнецов, русский, художник, известный
– картины, «Царевна-лягушка», его, всем, «Спящая красавица», знакомы, «Богатыри», хорошо
– стала, «Алёнушка», одной из, картина, написанная, ярких, в 1881 году, живописцем
(В.М. Васнецов – известный русский художник. Всем хорошо знакомы его картины «Царевна-лягушка», «Спящая красавица», «Богатыри». Одной из ярких картин стала «Алёнушка», написанная живописцем в 1881 году).
Жёлтая карточка
Задание. Продолжите начатый текст, написав 2-3 предложения, которые станут вступлением вашего сочинения.
Осень. Берег лесного озера…
(На белгорюч камне у воды сидит одинокая печальная девочка. Сколько грусти и тоски в её глазах! Капают слёзки, и летят вниз золотые листочки-лебеди).)
Зелёная карточка
Задание. Продолжите начатый текст, написав 2-3 предложения, которые станут вступлением вашего сочинения.
Дорогой друг! Ты, наверное, видел полотна В.М. Васнецова «Ковёр-самолёт», «Иван-царевич на Сером волке». Но…
(Но сегодня я хочу рассказать тебе о замечательной картине «Алёнушка», которую ты сможешь посмотреть в Государственной Третьяковской галерее. Она глубоко взволновала меня.).
– Глубокому восприятию произведений искусства, осознанию и переживанию их тематики способствуют музыка и поэзия. Внимательно следите за тем, что сейчас будет происходить на экране, вслушивайтесь в чарующие звуки музыки.
(Видеоклип на песню «Алёнушка», слова А. Усачёва, музыка А. Пинегина, в исполнении Е. Романовой с использованием фрагментов из мультипликационного фильма «Алёнушка и братец Иванушка», киностудия «Союзмультфильм, Москва, 1953 год
Закатилось в чаще солнышко, хмурый лес вокруг стеной,
Пригорюнилась Алёнушка, как теперь ей жить одной.
Нету с ней ни милой матушки, ни родимого отца,
Слёзы капают на камушки у лесного озерца.
Кто развеет думы горькие, кто поможет ей в беде?
Лишь камыш один с осокою отражаются в воде.
И родимая сторонушка всё печальней и грустней,
Жаль не ведает Алёнушка, что случится дальше с ней.
Повстречает счастье девица и любовь свою найдёт,
Ах, как весело надеяться, зная сказку наперёд).
– Какое отражение нашла картина В.М. Васнецова «Алёнушка» в этом видеоклипе и музыке? (Грустная песня, исполненная очень нежным, звенящим голосом, сюжет мультипликационного фильма к известной сказке, которая дала идею написания картины, и само полотно живописца слились воедино, даря зрителям новые ощущения и впечатления от уже известного шедевра).
(Все задания урока выполняют одну из главных задач педагога – дать понять детям, что в искусстве никогда и ничто не изображается просто так, ради изображения – иначе это не искусство. Изображение – лишь практическая цель, продукт труда, но через него художник всегда выражает своё отношение к изображаемому, свои мысли и чувства.
Творческий характер имеет практическая деятельность учащихся, деятельность по восприятию искусства, когда они выступают в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.
Очень важный методический принцип – единства восприятия и созидания. Обучение предусматривает гармоническое равновесие теории и практики. Даже самого интересного рассказа учителя недостаточно, необходимо участие самих учащихся. Понимание подлинной ценности искусства должно от урока к уроку, посвящённых работе с полотнами художников, укрепляться в сознании детей.)

4. Итог урока

Завершая наш урок, хотелось бы узнать, насколько хорошо вы запомнили и прониклись всем, о чём говорилось сегодня. Вам предлагается разрешить несколько ситуаций.
Ситуация 1
Ваш друг написал письмо и рассказал о жизни и творчестве художника Исаака Ильича Левитана. О каком художнике после сегодняшнего урока сможете рассказать вы? (О Викторе Михайловиче Васнецове).
Ситуация 2
Вы с увлечением смотрели игру «Кто хочет стать миллионером», услышали вопрос, какая картина принадлежит кисти художника В.М. Васнецова, и ответы:
А «Март» В «Утро в сосновом лесу»
С «Девятый вал» Д «Иван Царевич на Сером волке»)
Назовите правильный ответ. (Д «Иван Царевич на Сером волке»)
Ситуация 3
Вы с мамой собираетесь поехать на летних каникулах в Москву. Обсуждая программу поездки, она спросила, интересно, в каком музее можно будет посмотреть картину В.М. Васнецова «Алёнушка». Дайте маме ответ. (Картина В.М. Васнецова «Алёнушка» хранится в Государственной Третьяковской галерее).

5. Рефлексия.

Оцените свою работу на уроке:
– если урок вам понравился, вы работали хорошо и уверены, что успешно справитесь с написанием сочинения дома, поднимите зелёную фишку
– если урок вам понравился, вы работали хорошо, но чувствуете, что с написанием сочинения могут возникнуть трудности, поднимите жёлтую фишку
– если урок вам не понравился, вы ничего интересного не узнали, чувствуете, что с написанием сочинения без посторонней помощи не справитесь, поднимите розовую фишку.

6. Домашнее задание.

Написать сочинение по картине В.М. Васнецова «Алёнушка»
Замечательный композитор С.В.Рахманинов сказал: «Самое высокое качество всякого искусства – это его искренность». Сегодня мы в полной мере смогли в этом убедиться.
Из сочинений обучающихся
«Сидит Алёнушка на большом камне грустна и печальна. Щёчки румяные, рот приоткрыт, а в глазах глубокая тоска. На ней сарафан и голубая кофточка, босые ножки поджаты под себя. Перед ней спокойный мрачный пруд, вода в нём холодная. Стебли осоки, как стрелы, взметнулись вверх. Опавшие листья, как лебеди, плывут по ровной глади тихой заводи. Густой, дремучий лес засыпает в наступающих сумерках. Пожелтевшие берёзы, как стража, оберегают сироту. Маленькие певчие пташечки, как подружки, сочувствуют бедной девушке.
Я восхищаюсь этой картиной, испытывая восторг, потому что В.М. Васнецов сумел показать глубокое понимание души русского народа».
(Слинкина Екатерина)
«Ходила Алёнушка по дремучему лесу. Присела на большой камушек и пригорюнилась. Стройные осинки жалеют девушку. Ласточки-подружки поют грустную песню. В тёмной зеркальной воде пруда плавают листья, как бабочки. Печальные глазки, склонённая к коленям голова. Алёнушка печальную думу думает…»
(Николаева Светлана)
«Печальная Алёнушка сидит на камушке, сложив руки на колени и наклонив голову. Грустит о чём-то о своём. В стареньком сарафане с красненькими цветочками. Вокруг девушки сказочный лес – защитник сироты. Тонкие осинки рядом утешают её. Задумчивый пруд, зеркальная вода глубока…»
(Шипицына Софья)
«Имя Виктора Михайловича Васнецова хорошо известно всем любителям искусства. Он создал прекрасную сказочную галерею. «Иван-Царевич на Сером Волке», «Три богатыря», «Баба Яга» и многие другие картины радуют многие поколения. Есть среди них трогательное произведение «Алёнушка», написанное в 1881 году.
Осень. Берег лесного пруда. Сидит Алёнушка на камне великую думу думает. Ноги босые поджаты, на крепко сжатые руки голову печальную положила. Старенький сарафан и голубенькая кофточка на героини. Выражение лица печальное, глаза полны слёз, рот слегка приоткрыт, вздыхает с горя.
У большого серого камня – омут, вода в нём, как чёрное зеркало, отражает весь облик Алёнушки. Молодые осинки, как подружки, рядом склоняют свой стан, и их листья перешёптываются между собой, а вторят им ласточки. Эти певчие пташки едва видны на фоне дремучего леса, который, как стража, смирно и строго защищает героиню от враждебного мира.
Сумерки. Небо пасмурное. Ветерок едва шевелит листву пожелтевших берёзок. Состояние природы грустное, тихое, печальное, всё переживает вместе с сиротой её горе.
В.М. Васнецов использовал холодные, мрачные, тёмные краски, передающие грусть и одиночество. Но в контрасте есть и яркие оттенки красок, которые служат выражение надежды, веры и любви.
Художнику удалось передать состояние русской души в трудные минуты жизни и полную гармонию природы в сочувствии ей».
(Рыбин Михаил)
Не судите слишком строго. Они ещё только учатся. Главное, что у них есть большое желание учиться. Значит, всё получится!!! Я верю в них, моих учеников!!!
Ефименко Наталья Викторовна
Библиография
Бахревский В. Виктор Васнецов. Серия «ЖЗЛ». – М., 1979.
Ветрова Г. Великие полотна //Кто в тереме живёт? В. Васнецов «Богатыри». Белый город, 2005. С. 40.
Ветрова Г. Сказка о сказочнике. Васнецов. Белый город, 2005.
Кудрявцева Л. Васнецов. – М., 1999.
Постон. Виктор Васнецов. – М., 2007.
Шилова Е. Виктор Васнецов. Альбом. – М., 2004.
http://bibliotekar.ru
http://nikki.ucoz.ru/publ/kartinnaja_galereja/vasnecov_v_m/quot_alenushka_quot/67-1-0-387
http://tanais.info
http://vasnecov.ru
http://vasnecov.info/html/data/museum.html
http://www.vasnecov.ru/personality/
http://video.yandex.ru/

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Представленный конспект по «Речевому развитию» является авторской разработкой и составлен в соответствии с Основной общеобразовательной программой дошкольного образования и с учетом авторской программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. При составлении конспекта, использовала следующую методическую литературу: Лекция О.М.Ельцовой по теме «Нетрадиционные формы организации речевой работы с детьми дошкольного возраста». Занятия по развитию речи в подготовительной группе В.В.Гербова.

Занятие основано с учетом следующих принципов дошкольного образования:

  • Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;
  • Содействие и сотрудничество детей и взрослых;
  • Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  • Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

Были использованы следующие методы и приемы:

  • Наглядный метод: (Игра «Разрезные картинки по русским народным сказкам», мультимедийная презентация)
  • Словесный метод: (Загадки, беседа, игра «Продолжи предложение», совместное рассказывание сказки, составление рассказа о животном, озвучивание мультфильма)
  • Прием эмоциональной заинтересованности (Поход в кинотеатр)
  • Игровой прием: («Игры- загадки», игра «Продолжи предложения», музыкальная игра «Шел козел по лесу»)
  • Прием кооперации: (Дети работают в малых подгруппах, выполняют задания, добиваются общей цели.)

По содержанию занятие является интегрированным, так как части занятия объединены заданиями из нескольких областей, таких как:

  • Речевое развитие: (Игры-загадки, игра «Продолжи предложения», чтение и беседа по сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка, составление рассказа о животных из сказки, озвучивание мультфильма.)
  • Социально-коммуникативное (дидактическая игра «Разрезные картинки по русским народным сказкам»)
  • Художественно-эстетическое (музыкально-ритмическая игра «Шел козел по лесу», Русская народная песня «Барыня»)
  • Познавательное развитие (дети, получив билеты в кинотеатр, на котором было указан номер места, находили его в зале)

На протяжении всей образовательной деятельности у детей поддерживалась мотивация. Дети сами являются участниками игровых моментов и активными помощниками во время занятия. Это позволяет сохранить у детей положительный эмоциональный настрой. Во время образовательной деятельности дети работали в «малых» подгруппах, отвечали на вопросы педагога, играли, выполняли интересные задания. В конце был подведен итог занятия, где каждый из детей смог высказать свое мнение.

Все поставленные задачи в процессе занятия были решены, цель достигнута.

Цель: Уточнить и обобщить знания детей о русских народных сказках, развивать речевую активность.

Задачи:

Образовательные:

  • Продолжать активизировать словарный запас детей.
  • Обеспечить применение на практике детьми полученных знаний.
  • Учить узнавать и называть сказку по заданию, умение рассказывать и называть героев сказок, продолжать формировать умение находить ответ на поставленную задачу, выход из сложившийся ситуации.

Развивающие:

  • Развивать мелкую моторику рук, мышление, воображение.
  • Развивать творческие способности детей в речевой деятельности
  • Развивать умение действовать согласованно, работать в малых подгруппах, добиваться единой цели.

Воспитывающая:

  • Воспитывать интерес к русскому народному фольклору, дружеские взаимоотноше-ния.

Предварительная работа: чтение русских народных сказок, отгадывание загадок, просмотр презентаций, театрализованная деятельность, рассматривание иллюстра-ций, посещение библиотеки.

Словарная работа: Одинешеньки, девица, дальнему, викторина, жетон, залилась.

Оборудование: Компьютер, проектор, экран для проектора, магнитофон.

Материал: Картинки по русским народным сказкам, картинки репки, разноцветные конверты, жетоны, билеты, мультимедийные презентации.

Форма организации детей: участие в совместной деятельности, работа в малых подгруппах.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Педагог: Ребята, сегодня я предлагаю вам посетить кинотеатр и посмотреть мультфильм. К сожалению, вход строго по билетам, и они уже все почти распроданы. Остались только те билеты, которые можно выиграть, приняв участие в викторине по русским народным сказкам.

Ну, что вы согласны? (ответы детей)

Тогда вперед мы начинаем.

Ребята, проходите, пожалуйста, к столам присаживайтесь на стульчики (детям предоставляется право выбора, где и с кем они будут сидеть). Вот у нас образовалось три « малых» подгруппы.

Воспитатель сообщает детям, что в процессе игры они будут соревноваться, отвечать на вопросы и выполнять задания.

Педагог: Работать в «малой» группе надо дружно, стараться вырабатывать общее мнение, уметь договариваться. За каждое выполненное задание, вы будите получать жетон, который потом обменяете на билеты.

Вот первое задание. Сейчас я попрошу вас тянуть репку, на которой написана загадка и постарайтесь ее отгадать (заранее педагог распечатывает картинки репки и на обратной стороне пишет вопросы, дети самостоятельно вытягивают, воспитатель читает)

1. Почему некоторые сказки называют русскими народными?

2. Какими словами обычно начинаются русские народные сказки?

3. Назовите русскую народную сказку, в которой сестра спасает своего брата?

4. Каково настоящее имя царевны лягушки?

5. Кого первым встречает героиня сказки «Гуси-лебеди» отправившись на поиски брата?

6. Какой герой в сказке вместо удочки использовал хвост?

Педагог хвалит детей (ребята которые были более активные, получают жетон).

А теперь, давайте пройдем на палас. Выберите любой конверт, который вам нравится (все конверты разного цвета в них задания)

Педагог: Ребята, какого цвета конверт вы выбрали? (дети называют цвета). У вас в конвертах разрезные картинки, в которых зашифрована, какая- то сказка. Соберите, пожалуйста, и скажите фрагмент, из какой сказки на ваших картинках (дети выполняют задания под веселую русскую народную песню «Барыня», после чего получают жетон).

Ребята, а как вы думаете, почему для каждой картинки был конверт определенного цвета? (Зеленый, серый, белый)

Дети дают свои варианты ответа.

Педагог: Правильно, каждый конверт соответствовал названию сказки, (зеленый конверт «Царевна лягушка», серый «Заяц Хваста», белый «Гуси лебеди»).

Группа, которая первой догадается, получает жетон.

Ребята, давайте вспомним, какие животные встречаются нам в русских народных сказках (лиса, волк, заяц, медведь, мышка, кошка и т.д.) А как вы думаете, чем они питаются?

Группы сначала называют животных, рассказывают, чем они питаются, а потом составляют об одном животных рассказ-описание, не называя прямо это животное. Дети из других «малых» групп должны догадаться по описанию, о каком животном идет речь.

За каждое удачное высказывание мини-группа получает жетон.

Ребята, хотите, я расскажу вам одну очень интересную сказку?

Ответы детей.

Педагог в кратком изложении рассказывает детям сказку «Аленушка и братец Иванушка» делая акцент на некоторые фразы.

Педагог: Очень хорошая сказка, не правда ли? Скажите, мне какие же необычные сказочные события происходят с героями?

Ответы детей.

Педагог: Аленушка предлагает вам с ней поиграть в игру «Продолжи предложения». Я прочитаю начало предложения, а вы попробуйте его продолжить.

(Дети проходят к мультимедийному экрану)

«Остались Аленушка да Иванушка …» (одни-одинешеньки)

«Идут они по дальнему пути, по широкому…» (полю)

«Залилась Аленушка горькими…» (слезами)

«О чем плачешь, красна -…» (девица)

Педагог: Молодцы, ребята. Аленушке очень понравилось, как вы играли.

Братец Иванушка, который превратился в резвого козленка, тоже хочет с вами поиграть.

Проводится музыкально-ритмическая игра «Шел козел по лесу».

Педагог предлагает детям подсчитать количество жетонов, которые они получили в процессе игры

— Сказки закончились, и закончилась наша игра, вы очень умные и талантливые дети — и сказки хорошо знаете, и на все вопросы ответили, и все задания выполнили. Теперь мы смело можем отправляться в кинотеатр.

Дети проходят за большую ширму, где расставлены стульчики в ряд, на которых написаны номера. Воспитатель берет на себя роль кассира и обменивает детям жетоны на билеты. На каждом билете написан номер. Дети находят стул, который совпадает с номером билета, садятся на свои места.

Дети рассаживаются перед большим экраном.

Педагог: Ребята, сегодня мы будем смотреть мультик (на экране появляется картинка) как он называется?

Дети: «Гуси-лебеди».

Мультик начинается, а звука нет.

Педагог: Ой, ребята! Что-то пошло не так и почему- то нет звука. Что же делать?

В совместной беседе, решают самостоятельно озвучить мультфильм.

Педагог: Правильно, мы сами сможем его озвучить. Кто хочет первым начать?

Дети по очереди озвучивают изображения на экране.

Педагог подводит итог.

Молодцы, ребята! Давайте вспомним, что вам больше всего понравилось, какие сложности возникли, давайте обсудим. Вам понравилось работа в «малых группах»?

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольного учреждения. — М.: ТЦ «Сфера», 2001
  2. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. М.: ТЦ Сфера, 2003 г.
  3. Доронова Т.Н. Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: метод. Пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения. Т.Н. Доронова. — 2-е изд. — М.: Просвещение,2005г.
  4. Новиковская О.А. «Конспекты занятий по сказкам с детьми 4-5 лет».СПб.: «Паритет» 2007г.
  5. Поляк Л.Я. Театр сказок: Сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок.-СПб.: «Детство-пресс», 2008
  6. Книга для чтения в детском саду и дома 5-7 лет: Пособие для воспитателей детского сада и родителей. Составители: В.В.Гербова, Н.П.Ильчук, при участии Л.Н. Елисеевой, Н.П. Бабуровой. «Издательство Оникс» 2010.
  7. Лекция О.М. Ельцовой по теме «Нетрадиционные формы организации речевой работы с детьми дошкольного возраста». Занятия по развитию речи в старшей группе В.В.Гербова.

« Страна Читалия»- познавательная программа.

Основная мысль сказки сестрица аленушка и братец иванушка

Еще в древности люди создали семь чудес света. Но есть и еще одно чудо, не менее удивительное. Оно знакомо каждому из нас, но люди настолько привыкли к этому творению человечества, что редко задумываются над его ценностью. А чудо это всегда лежит под рукой, особенно у нас с вами, и, как настоящий друг, готово в любую минуту прийти на помощь, научить, посоветовать, ободрить, рассказать.  

Книга – это чудо из чудес! С самого раннего детства мы рассматриваем картинки в книжках, потом учимся читать. Книги бывают разные: веселые и грустные, познавательные, сказочные. Мы открываем книгу, перелистываем страницы и происходит удивительное чудо: книга начинает с нами говорить, уносит нас то в тридевятое царство, то в тридесятое государство. Книга заставляет плакать и переживать, смеяться и страдать, жить вместе с ее героями. Книга – удивительная вещь! По мнению древних египтян, книги можно сравнить с лекарством, которое делает сильным ум человека, облагораживает его душу.

     Книга! Она входит в жизнь с самого раннего детства. Люди привыкают к ней, как привыкают к воздуху, которым дышат, к солнцу, которое освещает все вокруг.

На большую часть вопросов вам помогут ответить книги энциклопедии. Слово «энциклопедия» появилось в Греции и означало «инструкции на все случаи жизни». А когда в середине 16 века оно вошло в английский язык, его расшифровали как «книга, объясняющая все известные науки и предметы».

Энциклопедии бывают разные – технические, морские, медицинские, космические. А есть детские. Самая большая так и называется «Энциклопедия для детей.

 Давайте знакомые книжки откроем

И снова пойдем от страницы к странице:

Всегда ведь приятно с любимым героем

Опять повстречаться, сильней подружиться.

     Сейчас я вас приглашаю совершить путешествие в волшебную страну « Читалию», открыть её тайны.    Прежде проведём разминку, ответив на вопросы викторины.

Сказочная хитрюга. Кто это?(Лиса)

За кого держалась внучка?(За Жучку)

Чем ловили золотую рыбку? (Неводом)

Из чего фея сделала карету для Золушки?(Из тыквы)

Подруга семи гномов.(Белоснежка)

Сказочная замарашка.(Золушка)

Какого цвета волосы у Мальвины?(Голубого)

Кто написал сказку «Колобок»?( Народная)

Герой сказки, который жил на крыше?(Карлсон)

Сестрица Иванушки?(Аленушка)

Что в сказках всегда наказывается ?(Зло)

 Деревня Пословицино «Доскажи словечко».

1.Книга – источник …знаний.

2.Книга книгой, а своим умом… двигай.

3. Книга — лучший …подарок

4. Ум без книги — что птица без …крыльев.

5. Выбирай книгу, как выбираешь друга.

 6. Книга не самолёт, а за тридевять земель унесёт.

Как вы их понимаете?

Село Сказкино

Сказки любят все дети. Их любят и взрослые. Сказки учат нас добру, справедливости, смелости, честности.

Угадайте из каких сказок  эти слова.

1. «Лихо мерили шаги
Две огромные ноги.
Сорок пятого размера
Покупал он сапоги». (С. Михалков. « Дядя Степа»)
2. « Пошла баба к возу: ни воротника, ни рыбы». (Сказка «Лисичка – сестричка и Серый волк»)
3. «Печка, печка! Скажи, куда гуси полетели?» (Русская народная сказка «Гуси»)
4. «Не пей, братец, теленочком станешь!» (Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка)
5. «Обещала наша королева, целую корзину золота тому, кто принесет во дворец корзину подснежников». (С. Маршак «Двенадцать месяцев»)
6. «Солдат топор вымыл, опустил в котел, налил воды и поставил на огонь» ( Русская народная сказка «Каша из топора»)

   Село Загадкино

 1.Он не птица, не тигренок, не котенок, не щенок.

Но заснята  для  кино

И известна всем давно

Эта милая мордашка, что зовется… (Чебурашка).

2.В этом доме именины, много было там гостей.

И на этих именинах появился вдруг злодей.

Он хотел убить хозяйку, чуть её не погубил,

Но коварному злодею кто-то голову срубил.

В какой сказке происходит это действие?

(«Муха-цокотуха»)

3.Бабусю знает целый свет,

Ей отроду лишь триста лет.

Там, на неведомых дорожках,

Изба её на курьих  ножках. (Кто это?) Баба яга

4.Как у Бабы-Яги, старой костяной ноги,

Есть замечательный аппарат летательный.

Что же это за аппарат? Ступа

5.У Аленушки-сестрицы унесли братишку птицы

Высоко они летят. Далеко они глядят.

Что это за сказка? («Гуси-лебеди»)

6.Она на балу никогда не бывала,

Чистила, мыла, варила и пряла,

Когда же случилось попасть ей на бал,

То голову принц от любви потерял,

Она башмачок потеряла тогда же,

Кто она такая, кто мне подскажет?

(В какой сказке жила эта героиня? – «Золушка»)

7.Ждали маму с молоком, а пустили волка в дом,

Кем же были эти маленькие дети?

(В какой сказке они живут? – «Волк и семеро козлят»)

8.Убежали от грязнули

Чашки, ложки и кастрюли, Ищет их она, зовет

И в дороге слезы льет. («Федорино горе»)

9.С букварем шагает в школу

Деревянный мальчуган.

Попадает вместо школы

В полотняный балаган.

Как зовётся эта книжка?

Как зовётся сам мальчишка? ( Буратино)

10.А дорога далека,
А корзина не легка,
Сесть бы на пенек,
Съесть бы пирожок

(“Маша и медведь”)

11.Нет ни речки, ни пруда,
Где воды напиться
Очень вкусная вода
В ямке от копытца.

(“Сестрица Аленушка и братец Иванушка)

12. Перед волком не дрожал,
От медведя убежал,
Но лисице на зубок
Все же он попался.

(“Колобок”).

« Музей села»

    Когда люди попадают в незнакомую местность, то стараются побольше  узнать об этом месте. А лучше это сделать, посетив музей. Я приглашаю вас, мои друзья, посетить музей. Вам даны  разные предметы, а вы будете угадывать, кому они принадлежат и из какой они сказки.

  • Туфелька. (Золушка.Ш.Перро. «Золушка»).
  • Яблоко. (Старуха.А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».)
  • Стрела. ( Царевна- лягушка из русских народных сказок.)
  • Половина грецкого ореха. (Дюймовочка.Х.К.Андерсен, «Дюймовочка».)
  • Зеркало. (Царица-мачеха.А.С.Пушкин, «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».)
  • Сапог. (Кот  из сказки бр.Гримм «Кот в сапогах»)
  • Горошина. (Принцесса.Х.К.Андерсен, «Принцесса на горошине».)

Город Стихоград

Мы посетим в стране Читалии город Стихоград. Человек знакомится со стихотворениями с малых лет. Став старше, сами учим стихи наизусть. Это поэзия. Цель поэзии- дарить людям приобщение к искусству. Спасибо поэзии, что она не дает уснуть всему хорошему, что есть в человеке.

    Вспомним  фамилии известных авторов (А.А.Блок, С.А.Есенин, Ф.И Тютчев, А.А.Фет, А.С.Пушкин).

 В стране Читалии  может быть все наоборот.  Превратите небылицу в быль.

Переставьте всё, как надо!

Нет ни склада тут, ни лада.

Пингвины-жители пустыни,

Ужата очень любят дыни.

Шофёры знают толк в малине,

Ребята ползают в трясине.

Верблюды плавают на льдине,

Медведи возят груз в машине.

Неспешно ходит черепаха

Могучий ёж не знает страха.

Колючий лев в траве таится,

За ним охотится лисица.

Ужи летают в облаках,

Стрижи на севере, во льдах.

Орлы упрямы, просто страх!

Чижи охотятся в горах.

Моржи в болоте, в камышах,

Киты мечтают о мышах.

Ослы расселись на кустах,

 Коты плывут в крутых волнах…

А все ли на своих местах?

Чтобы книги, которые мы читаем, не были на нас в обиде, помните, как надо обращаться с ними.

НЕ рисовать, не писать ничего в книгах;

НЕ вырывать листы, не вырезать картинки;

НЕ перегибать книги, чтобы не выпадали листы;

НЕ читать книги во время еды;

НЕ класть в книги карандаши и ручки, чтобы не порвать их корешок;

Пользоваться закладкой.

Пусть книги друзьями приходят в дома

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума

Вот и подошло к концу наше путешествие в страну Читалию.

В одиночестве, в покое

Дремлют книжные герои.

На страницах книг своих.

Пробудите к жизни их!

Что им маяться от скуки?

Все герои любят труд.

Вам, друзья, и книги в руки

Пусть герои оживут!

          «По дорогам сказок» — викторина.

Основная мысль сказки сестрица аленушка и братец иванушкаСамые первые произведения, которые начинают читать человеку, — сказки. Придя в школу, переходя из класса в класс, вы постоянно знакомитесь с произведениями устного народного творчества, с литературными сказками. Ведь именно благодаря сказке, вы становитесь чувствительней к красоте, учитесь осуждать зло, восхищаться добротой. Мы предлагаем поучаствовать в викторине, в которой вспомните героев сказок.

Вопросы:
1. Кто автор произведения «Кошкин дом»? (Самуил Маршак)
2. Куда отправился доктор Айболит по телеграмме? (в Африку)
3. Как звали собаку в сказке «Золотой ключик или Приключение Буратино»? (Артемон)
4. Усатый персонаж сказки Чуковского. (Тараканище)
5. Жених Мухи-цокотухи. (Комар)
6. Из чего сварил кашу хитрый солдат? (Из топора)
7. Кого поймал в проруби Емеля? (Щуку)
8. Кем была в русской народной сказке лягушка? (Царевной)
9. Как звали удава из сказки Киплинга «Маугли»? (Каа)
10. На чём разъезжал Емеля в сказке «По щучьему велению»? (На печке)
11. Почтальон из деревни Простоквашино. (Печкин)
12. Что подарили блошки Мухе-цокотухе? (Сапожки)
13. За какими цветами отправилась под Новый год героиня сказки «Двенадцать месяцев»? (За подснежниками)
14. Какой герой сказки носил красные сапоги? (Кот в сапогах)
15. Сестрица братца Иванушки. (Алёнушка)
16. Самый знаменитый житель Цветочного города. (Незнайка)
17. Сколько лет рыбачил старик из сказки о золотой рыбке? (33 года)
18. Из чего был сделан Буратино? (Из полена)
19. Фрукты, которыми объелся Чебурашка. (Апельсины)
20. Как звали девочку из сказки «Снежная королева», которая отправилась по всему свету искать своего названного братца? (Герда)

21. Кому несла Красная Шапочка пирожки и горшочек масла? (Бабушке)
22. Как звали девочку – обладательницу волшебного цветка из сказки Катаева «Цветик-семицветик»? (Женя)
23. Назовите отчество Федоры из сказки Чуковского «Федорино горе». (Егоровна)
24. Кто написал сказку «Золушка»? (Шарль Перро)
25. Как звали девочку, путешествующую по Стране чудес и Зазеркалью? (Алиса)
26. Что купила Муха-цокотуха на базаре? (Самовар)
27. Лучший друг Карлсона. (Малыш)
28. Какая избушка была у лисы в сказке «Заюшкина избушка»? (Ледяная)
29. Как звали сестру доктора Айболита? (Варвара)
30. Хозяйка Артемона. (Мальвина)
31. Кто поймал золотую рыбку? (Старик)
32. Автор сказки «Конёк-Горбунок». (Пётр Ершов)
33. Как звали маленькую девочку, которая родилась и жила в цветке? (Дюймовочка)
34. В каких птиц превратились 11 королевских сыновей? ( В лебедей)
35. В кого превратился гадкий утёнок? (В прекрасного лебедя)
36. Из чего была сделана карета, в которой Золушка отправилась на бал? (Из тыквы)
37. Друг Винни-Пуха. (Пятачок)
38. Как звали хитрого кота из сказки «Золотой ключик»? (Базилио)
39. Как звали маму-медведицу в сказке «Три медведя»? (Настасья Петровна)
40. Из какого растения Элиза сплела рубашки для своих братьев в сказке «Дикие лебеди»? (Из крапивы)

41.На какую работу нанял поп Балду? (Повар, конюх, плотник.)

Основная мысль сказки сестрица аленушка и братец иванушка

Заклинания

  1. Вызвать Сивку-бурку.

«Сивка-бурка,

Вещий каурка,

Встань передо мной.

Как лист перед травой»

  1. Вместе с Али-Бабой открыть дверь  в пещеру с сокровищами.

«Симсим, открой дверь!»

  1. Сварить кашу в волшебном горшочке.

«Раз, два, три, горшочек, вари» (Бр. Гримм)

  1. Остановить горшочек 1,2,3- больше не вари!
  2. Исполнить повеление волшебной щуки.

«По щучьему велению, по моему хотению»

  1. Крекс Фекс Пекс! (Буратино. А. Толстой “Золотой ключик или приключения Буратино”)

              «Бюро находок».
Вам нужно назвать сказочных  героев, потерявших  свои  вещи.

Азбука – «Золотой ключик или приключения Буратино»
Туфелька – «Золушка»
Монетка – «Муха-цокотуха»
Зеркало – «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
Яйцо – «Курочка Ряба»
Яблоко – «Гуси-лебеди»                                                                                                Горошину –«Принцесса»

В кого превращались или были заколдованы сказочные герои?

1. Князь Гвидон (в комара, в муху, в шмеля).

Гадкий утёнок (в лебедя, Андерсен).

Чудище из сказки Аксакова “Аленький цветочек” (в принца).

2. Братец Иванушка (в козлёнка).

Василиса Прекрасная (в лягушку).

Одиннадцать братьев – принцев из сказки Андерсена “Дикие лебеди” (в лебедей).

Кто быстрее узнает сказку?

-Я мышка-норушка, а ты кто? ( «Теремок»)

-Тянут-потянут, а вытянуть не могут. ( «Репка»)

-Речка-матушка, спрячь меня! ( «Гуси- Лебеди»)

-Несет меня лиса за темные  леса! Котик-братик, помоги! («Кот, Петух и Лиса»)

-По щучьему веленью, по моему прошенью, ступайте, ведра, сами домой! («По щучьему веленью»)

-Солнце высоко, колодец далеко, жар  донимает, пот выступает. Стоит лошадиное копытце полно водицы. («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)

-Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, ее избушка расстаяла –она попросилась ко мне погреться да и выгнала меня.  (« Лиса и заяц»)

Всё о девочках, девицах и женщинах…

 Как звали девушку, которая полюбила Чудище?
(Настенька из сказки «Аленький цветочек»)

Девочка, которую звали так же как и ее головной убор.
(Красная Шапочка из одноименной сказки)

Женщина с костяной ногой. 
(Баба Яга из русских народных сказок)

Девушка, которая по воле случая стала жить у Морозки?
(Настенька из сказки «Морозко»)

Девочка, которая искала своего друга далеко на Севере?
(Герда из сказки «Снежная королева»)

Как звали героиню, чья кожа сгорела в огне?

Девушка, которая уснула, когда откусила наливное яблочко?
(Царевна из сказки «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)

Как зовут девицу, у которой во лбу звезда горит? 
(Царевна-Лебедь из «Сказки о царе Салтане….»)

 Как звали девушку, которая полюбила Чудище?
(Настенька из сказки «Аленький цветочек»)

Как звали девочку, которая пожелала, чтобы мальчик с больной ногой был здоров? 
(Женя из сказки «Цветик-семицветик»)

Какой девушке пришлось сплести 11 рубашек из крапивы?
(Элиза из сказки «Дикие лебеди»)

От кого убежала вся посуда?

Как звали девочку, лучший друг которой был песик Тотошка?
(Элли из сказки «Волшебник Изумрудного города»)

Девочка, которая учила деревянного мальчишку хорошим манерам?
(Мальвина)

Вы справились с вопросами  викторины. Хорошо знаете сказки. До новых встреч!

Автор проекта:

Файзуллина Наталья Петровна

старший воспитатель

МАДОУ детский сад №100 города Тюмени

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

“Есть все фактические и теоретические основания

 утверждать, что не только  интеллектуальное развитие

ребенка, но и формирование его характера, эмоции и личности

 в целом находится в непосредственной зависимости от речи”.

Л.С. Выготский 

Стимулом для создания проекта стала необходимость дополнения и обновления развивающей среды группы пособиями для активной деятельности детей дошкольного возраста.

Развитие ребенка происходит в процессе предметной, познавательной, коммуникативной деятельности, игры. Театрализованная деятельность является разновидностью ведущей (игровой) деятельности, а значит, оказывает влияние на развитие детей дошкольного возраста. В силу своей специфики она обладает определенным потенциалом в формировании речевых навыков ребенка, приобщения детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения, формирования представлений о труде взрослых, а также основ безопасности собственной жизнедеятельности, безопасности окружающего мира.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социального поведения ребенка, потому что каждое литературное произведение имеет нравственную направленность.

Сказка является основным и самым понятным видом литературного произведения в дошкольном возрасте, поэтому велико ее значение в развитии детской фантазии, способности к воображению, в обогащении речи ребенка, в развитии его эмоциональной жизни, в помощи преодолеть трудности которые свойственны развитию личности. Слушая сказку, дети внутренне рисуют себе картины, образы, что способствует развитию фантазии. Вместе с тем, время от времени жизнь этих внутренних образов должна обогащаться за счет  образов внешних. Именно эту важную функцию выполняет в детском саду театр.

Таким образом, театрализованная деятельность помогает всесторонне развивать ребенка. В процессе театрализованной деятельности дошкольники приобретают не только новые знания, умения и навыки, развивают способности и творчество, но вступают в контакты с детьми из других групп, со взрослыми, что способствует развитию их речевых навыков. Расширение круга общения помогает создать полноценную среду развития, каждому ребенку найти свое, особенное место и одновременно стать полноценным членом сообщества, равноправным партнером взаимодействия.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА

Автор проекта: старший воспитатель Файзуллина Наталья Петровна

Продолжительность проекта: 2 месяца.

Тип проекта: творческий.

Участники проекта: дети, педагоги, родители.

Возраст детей: 4-5 лет.

Значимая для детей проблема, на решение которой направлен проект: дети затрудняются передавать эмоциональное состояние героев сказок, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами.

Актуальность: детство — счастливая, безмятежная пора. Сколько открытий готовит каждый миг, каждый день. А в условиях нового времени очень важно вырастить человека, умеющего думать, способного к анализу, самоанализу. Важно научить дошкольника общаться, взаимодействовать с окружающими. Тут и приходит на помощь сказка, которая помогает обучать ребёнка так, чтобы он об этом даже и не догадывался.

Актуальность темы видится мне в приобщении детей к традиционному русскому фольклору, возвращению к своим истокам.

Сказка — это язык детей. Поэтому если мы хотим помочь, объяснить, поддержать, открыть что-то ребёнку, то нам следует заново освоить детский язык — сказки. Сказка рассказывает нам о чрезвычайно важном в жизни, она учит нас быть добрыми и справедливыми, противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов, ненавидеть злодеев, врагов. Она утверждает народные принципы жизни: честность, преданность, смелость, коллективизм.

«Сказочное времечко-

Времечко желанное.

Тихо начинается

Сказка долгожданная.

Королевство сказочное

Чудесами славится.

Публика, внимание!

Сказка начинается!»

Цель проекта: воспитание любви и интереса к сказке, как средству формирования положительных взаимоотношений между детьми и познания окружающего мира; формировать ценностные представления о добре и зле путем осмысления морали сказки.

Задачи проекта:

Для детей:

  • проявлять интерес к процессу чтения, рассказывания сказок, как жанру художественного слова; формировать интерес к театральным играм;
  • прививать детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса, кукловождение);
  • учить воспринимать художественное слово и понимать образный язык сказок;
  • совершенствовать  диалогическую речь детей, расширять словарный запас детей;
  • формировать умение видеть отрицательное в поступках героев и одобрять действия того, кто поступил справедливо;
  • совершенствовать навыки рисования, лепки, конструирования, аппликации по сюжетам любимых сказок, создания декораций к сказкам;
  • реализовывать полученные знания в совместной театрализованной деятельности;
  • совершенствовать коммуникативные навыки.

Для педагогов:

  • систематизировать информацию по теме;
  • дополнить развивающие центры (театральный уголок, развития речи, книжный уголок);
  • обобщить опыт работы.

Для родителей:

  • привлечь родителей к ознакомлению детей с жанрами художественного слова;
  • заинтересовать родителей в приобретении, изготовлении разных видов театра и дать сведения о способах обыгрывания дома с детьми;
    • развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;
    • заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.

Для социальных партнеров:

  • вызвать эмоциональный отклик у детей через просмотр спектаклей по сказкам в театрах;
  • воспитывать активных читателей библиотеки.

Форма проведения итогового мероприятия проекта:

  • совместный с родителями игровой досуг;
  • выпуск буклета.

Продукты проекта:

Для детей:

  • декорации к сказкам;
  • рисунки, поделки, аппликации по сказкам;
  • придуманные детьми сказки, книжки-раскладушки, книжки-малышки;
  • драматизация сказок «Колобок», «Теремок», «Репка».

Для педагогов:

  • изготовление Платочного театра по сказке «Колобок»;
  • изготовление настольного театра по сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Волк и семеро козлят»;
  • дидактические игры по сказкам;
  • презентация проекта.

Для родителей:

  • выставка рисунков «Мои любимые сказки».

Для социальных партнеров:

  • выставка в детской библиотеке «Радуга» детских рисунков.

Ожидаемые результаты по проекту:

Для детей:

  • развитие интереса к русскому фольклору;
  • развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;
  • совершенствование звукопроизношения, выразительности и связной речи детей;
  • развитие эмоциональной отзывчивости, изобретательности, активности;
  • формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности;
  • развитие способности решать жизненные задачи (проблемы), иметь первичные представления о моральных нормах поведения;
  • организованная образовательная деятельность по сказке «Теремок» для детей 2 младшей группы.

Для педагогов:

  • обобщение опыта работы по теме: «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок»;
  • открытая интегрированная организованная образовательная деятельность «В гости к сказкам мы идем»;

Для родителей:

  • развитие навыков взаимодействия с ребенком;
  • гармонизация отношений между взрослыми и детьми.

Для социальных партнеров:

  • тесное сотрудничество с дошкольным учреждением и родителями воспитанников.

Обеспечение:

сборники русских народных сказок, иллюстрации к сказкам, рисунки к сказкам, фотографии, аудиозаписи сказок, методическая литература, разные виды театров.

Предварительная работа:

  • педагогическая диагностика театрализованной деятельности детей дошкольного возраста (Приложение № 1);
  • рассматривание иллюстраций к сказкам;
  • чтение сказок и знакомство с литературными произведениями: “Лисичка-сестричка и серый волк”, “ Жихарка”, “Сестрица Аленушка и братец Иванушка””, “Волк и семеро козлят”, “Три  поросенка”, “Маша и медведь”, “Колобок”, “Теремок”, “Заюшкина избушка”,  и т.п;
  • знакомство с театральным искусством, с видами театра.

СИСТЕМНАЯ ПАУТИНКА ПО ПРОЕКТУ

«Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок»

Здоровье

Физическая культура

Социализация

Тематические физкультминутки. Речедвигательные гимнастки по сюжетам сказок. Пальчиковые гимнастики по сказкам. Совместный оздоровительный досуг «Маша и медведь».

Тематические комплексы упражнений по мотивам сказок. Подвижные игры с масками. Подвижные игры: «Гуси-лебеди», «У медведя во бору», «Волк во рву», «Лиса в курятнике», «Хитрая лиса», «Бездомный заяц», «Медведь и пчелы»

Гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, физкультминутки

Сюжетно-ролевые игры по мотивам сказок. Использование в игре различных видов театра. Сюжетно-ролевая игра «Мы идем в театр». Игры – драматизации. Просмотр и обсуждение сказок «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят», «Маша и Медведь». Беседа «Положительные и отрицательные герои сказок», «Хорошие и плохие поступки». Дидактическая  игра «Назови героя сказки», «Угадай какая сказка». Кубики «Сложи сказку».

Труд

Безопасность

Познание

Изготовление масок и костюмов к постановке сказок. Изготовление книжки – раскладушки «Любимые сказки». Уборка рабочего места после окончания деятельности.

Беседа на тему: «Что было бы, если бы».

Беседа — рассуждение «Как избежать неприятностей в сказке «Волк и семеро козлят», «Ребенок один дома». По сказке «Колобок» — «Ребенок и чужой», «Ребенок на улицах города».

Проблема: Зачем нужна сказка?

Тематические пазлы.

Творческое придумывание сказки по набору иллюстраций.

Презентация для детей «В гостях у сказки».

Игры со строительным материалом «Дом для поросят», «Теремок».

Коммуникация

Чтение художественной литературы

Художественное творчество

Вступительная беседа о сказках «Откуда сказка пришла?». Игра «Из какой сказки отрывок?» Рассказывание сказок по мнемотаблицам. Беседа о нормах и правилах поведения «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок». Рассказывание сказок по цепочке  («Теремок», «Колобок», «Репка»). Пересказ сказки по ролям. Театр сказок на фланелеграфе.

Игры на развитие коммуникативных качеств, этюды. Дидактические игры: «Закончи предложение (отрывок)», «Назови добрых героев сказок», «Отгадай сказку».

Чтение, слушание, рассказывание сказок: «Колобок», «Теремок», «Репка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Волк и семеро козлят», «Три медведя», «Маша и Медведь». Прослушивание ауд. диска «Русские народные сказки». Отгадывание загадок. Выставка книг: «Сказка к нам приходит».

Организация выставки портретов героев сказок. Аппликация по сюжету сказки «Колобок». Рисование по сюжетам сказок. Раскрашивание иллюстраций по сказкам. Рассматривание иллюстраций к сказкам художника Ю.Васнецова.

Музыка

Режимные моменты

Прослушивание музыкальных произведений. Игры в музыкальном сопровождении. Тематические танцы «Бабка – Ежка», «Колобок» и т. д.

Ситуативный разговор с детьми, обсуждение. Дидактические игры «Продолжи сказку», «Отгадай сказку», «Загадай персонажа сказки». Рассматривание иллюстраций и открыток к сказкам.

МЕТОД ПРОЕКТА

ВЫБОР ТЕМЫ ИЛИ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема: «Сказка»

что вы знаете

что вы хотите узнать

как можно узнать об этом

сказки живут в книжках

как сказку «оживить» (показать)

спросить у мамы, у воспитателя, у старших детей

сказки бывают веселые и грустные

как можно показать веселого или грустного героя сказки

сходить в театр кукол;

их смотрят в театре и по телевизору

кто показывает сказки

почитать с родителями в интернете;

какие театры есть в нашем городе

поиграть с воспитателем в сказку;

посмотреть, как взрослые играют в сказку

 СБОР СВЕДЕНИЙ

1. Работа в книжном уголке группы.

2. Беседы с детьми о прочитанных произведениях.

3. Рассматривание фотографий, иллюстраций в альбоме «Профессии», «Любимые сказки».

4. Экскурсия в театр, библиотеку.

5. Анкетирование родителей.

6. Внесение энциклопедий.

7. Презентация «Театр»

8. Встреча с актером театра.

9. Коллекция театральной атрибутики (афиши, программки, билеты).

ВЫБОР ПРОЕКТА

  • декорации к сказкам;
  • рисунки, поделки, аппликации по сказкам;
  • придуманные детьми сказки, книжки-раскладушки, книжки-малышки;
  • драматизация сказок «Колобок», «Теремок», «Репка».

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

 «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок»

Этапы проекта

Действия

педагогов

Действия

детей

Действия

членов семьи и социальных партнеров

Подготовительный

Проблема: Зачем нужна сказка?

Планирование Выяснить, какие сказки знают дети, любимые сказки детей. Знакомство с новыми сказками. Прогнозирование

Вызвать устойчивый интерес к сказке, как к жанру художественного слова-кладези народной мудрости. Дать представление о моральных нормах, анализируя поступки героев. Понимание пословицы «Сказка ложь, да в ней намек — добрым молодцам урок».

Выбирая книгу для чтения дети нашли сборник сказок. Возник вопрос «Зачем нужна сказка?» Решение проблемной ситуации «Если бы не было сказок?». Слушание сказок: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Колобок», «Теремок», «Маша и медведь», «Репка» и др. Прослушивание музыкальных дисков в исполнении артистов театра и кино

Чтение сказок детям. Просмотр мультфильмов и кинофильмов по сюжетам сказок. Подбор книг, дисков, аудиокассет со сказками. Соц. партнерам: заказ абонементов в театр «Ангажемент», театр кукол. Посещение детской библиотеки, оформление тематической выставки.

Консультации для родителей по теме. Анкетирование родителей «Роль сказки в воспитании вашего ребенка»

Деятельностный

Непосредственная деятельность по проекту. Поэтапная оценка: выяснить, чему учат сказки, выявить поучительный момент, установить связи между поступками героев и жизненной ситуацией.

Подбор дидактических и развивающих игр по теме. Беседа о нормах и правилах поведения «Сказка ложь да в ней намек — добрым молодцам урок». «На какого сказочного героя ты хотел бы быть похожим?». Показ презентации для детей.

Решение проблемной ситуации «Что было бы если…». Фантазирование по теме «Добрые сказки». Использование в самостоятельной деятельности всех видов театра, костюмов из уголка ряжения. Рассказывание по иллюстрациям, открыткам. Игровая деятельность: игры драматизации по сюжетам сказок, настольно-печатные игры, сюжетно-ролевая игра «Мы идем в театр». Дидактические игры: «Отгадай сказку», «Придумай загадку к сказке», «Закончи предложение». Подвижные игры. Изготовление с детьми поделок из бросового материала.

Посещение с детьми театров. Обмен впечатлениями между родителями (круглый стол). Информационный лист «Какой спектакль посетить?» «Афиша выходного дня». Посещение с детьми тематической выставки в библиотеке. Рисование сюжетных картинок к любимым сказкам. Записывание и оформление сказок придуманных детьми. Помощь в оформлении рисунков по теме: «Сказка в моей жизни».

Завершающий

Презентация продуктов проекта. Систематизировать представления детей о нормах морали, добре и зле.

Организация коллективной работы «Декорации к сказкам «Теремок», «Маша и Медведь». Изготовление масок и костюмов к инсценировкам сказок.

Рассказывание сказок по цепочке: «Продолжи сказку». Рисование «Моя любимая сказка». Лепка к сюжету по сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Рассуждение по сказке «Волк и семеро козлят» на тему «Ребенок один дома». Книжка-малышка «Колобок» Настольный театр «Маша и Медведь»

Совместный показ сказки (педагоги, родители и дети) «Маша и Медведь».

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА

  • Создание буклета «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок». Для воплощения данной идеи распределение ролей среди участников проекта (дети, воспитатель, родители): фотограф, артисты, оформитель, распространитель. 
  • Совместный с родителями праздник «Сказка в гости к нам пришла».

А ЧТО ДАЛЬШЕ?

Работа по произведениям советских писателей.

Проект, посвященный произведениям С. Михалкова «Я карандаш с бумагой взял…»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Доронова Т.Н. Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: метод. Пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения. Т.Н. Доронова. — 2-е изд.-М.: Просвещение,2005г.
  2. Новиковская О.А. «Конспекты занятий по сказкам с детьми 4-5 лет».СПб.: «Паритет» 2007г.
  3. Поляк Л.Я. Театр сказок: Сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок. -СПб.: «Детство-пресс», 2008
  4. Дерягина Л.Б. Театральная деятельность в ДОУ.,Детство-Пресс, 2014 г.
  5. Проектная деятельность в детском саду: наука и педагогическая практика., под редакцией Полянской Л.И., Школьная пресса, 2010 г.
  6. Сборники русских народных сказок, сборники сказок народов мира, иллюстрации к сказкам, методическая литература, разные виды театра.

ПРИЛОЖЕНИЕ

— Дидактические игры «Назови героя сказки», «Угадай какая сказка».

— Игры по развитию речи, эмоций, воображения.

— Народные игры со словами.

— Комплексы гимнастик по сказкам.

— Упражнения на расслабление мышц (гимнастики, физкультминутки).

— НОД «Культпоход в театр», НОД «Путешествие в мир театра», НОД «Слушаем сказку!» Рассказывание русской народной сказки «Заюшкина избушка», «В гости к сказкам мы идем».

— Спортивное развлечение «Как Зима Солнышко спрятала».

— Развлечение «Сказка в гости к нам пришла».

— Физкультурный досуг совместно с родителями «Маша и медведь».

— Сказки, поговорки, загадки.

— Консультации «Воспитание сказкой», «Играйте с ребенком в кукольный театр».

— Презентации «Колобок», «Семеро козлят», «Театр», «Сказка»

«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0008450

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
— Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
— Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. «Детские сады Тюменской области» официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 — 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем «Свидетельство о публикации» в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. «Свидетельство о публикации» в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец «Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ».pdf

  • Основная мысль сказки серая шейка читательский дневник 2 класс
  • Основная мысль сказки семь симеонов
  • Основная мысль сказки семилетка
  • Основная мысль сказки свинопас
  • Основная мысль сказки самоотверженный заяц