Основная мысль сказки салтыкова щедрина кисель

Автор на чтение 19 мин. просмотров 9 опубликовано 19.04.2021 кухарка сварила кисель, и позвала всех к столу. господа с удовольствием

На чтение 19 мин. Просмотров 9 Опубликовано

Кухарка сварила кисель, и позвала всех к столу. Господа с удовольствием отведали кушанье, да и деток своих накормили. Всем понравился кисель, он был очень вкусным. Поварихе наказали каждый день готовить это блюдо, и на радостях господа выставили целый чан с киселем на улицу, чтобы проходящие мимо люди, тоже могли насладиться потрясающим кушаньем. Приходили люди, ели кисель, да нахваливали. Сам кисель был очень доволен, что всем по вкусу пришелся.

Прошло время, господам приелся кисель, он уже не казался таким вкусным, тем более не модно стало угощаться киселем, популярными стали другие желейные десерты. Господа велели кухарке скормить кисель свиньям, а сами отправились отдыхать на теплые воды.

Кухарка лицо подневольное, сказали – сделала. Вылила она весь кисель свиньям, а киселю и так хорошо, лишь бы ели. Свинья довольна, кушала она кисель, да и весь скушала, ничего не осталось. А тем временем господа приехали.

Это произведение учит быть бережливыми. Всегда нужно думать о завтрашнем дне.

Оцените произведение: Голосов: 35

Читать краткое содержание Кисель. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Салтыков-Щедрин. Краткие содержания произведений

Картинка или рисунок Кисель

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание пьесы Тит Андроник Шекспира

    Полководец из Рима Тит Андроник одержал победу и возвращается на родину, война проходила с готами. Теперь по правилам в Риме должны казнить принца готов, сына королевы Таморы. Так народ мстит за пролитую кровь их сограждан.

  • Краткое содержание сказки Аленький цветочек Аксакова

    В некотором царстве, повествуется в сказке, жил богатый купец с тремя дочерьми – красавицами. Однажды, собираясь в дорогу, купец обещал привезти им гостинцы, какие они пожелают. Младшая дочь озадачила отца просьбой привезти ей аленький цветочек.

  • Краткое содержание Маленькая хозяйка Большого дома Лондон

    Есть люди, жизнь которых насыщенна трагедией и трудностями с самого ее начала. Про таких говорят: «Лучше бы они не рождались совсем». Одна юная особа, которая славилась крепким характером и храбростью

  • Краткое содержание Тургенев Льгов

    В данном рассказе идет речь об охоте главного героя на уток во Льгове – большом селе, расположенном на заболоченной речке. Неподалеку от села эта речка превращается в разлив. Населенный множеством уток самых разных пород

  • Краткое содержание Васильев Не стреляйте в белых лебедей

    Главного героя романа Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» зовут Егор Полушкин, но в деревне, где он живет, его знают как «бедоносца». У Егора есть жена Харитина, которой очень не повезло с именем

Жанр: сатирическая сказкаГлавные герои сказки “Кисель” и их характеристика

  1. Кисель. Мягкий, слизкий, вкусный.
  2. Господа. Чванливые, неразумные, непредусмотрительные.
  3. Свинья. Обжора, легкомысленная, некультурная.

План пересказа сказки “Кисель”

  1. Вкусный кисель
  2. Похвалы
  3. Угощение прохожих
  4. Радость киселя
  5. Надоел
  6. Свиньи
  7. Жадность
  8. Разочарование

Кратчайшее содержание сказки “Кисель” для читательского дневника в 6 предложений

  1. Сваренный кисель был очень вкусен и его ели с удовольствием.
  2. Киселем угощали прохожих, а киселю это было в радость.
  3. Кисель надоел господам, и его отдали свиньям.
  4. Киселю было все равно, кто его ест.
  5. Свиньи жадно ели кисель и весь съели.
  6. Господа пожалели, что не оставили киселя впрок.

Главная мысль сказки “Кисель” Что имеем не храним, потерявши плачем.Чему учит сказка “Кисель” Сказка учит всегда помнить о будущем, бережно относиться к своим запасам, ресурсам, достоянию. Учит бережливости и экономности. Учит не быть расточительными и легкомысленными.Отзыв на сказку “Кисель” Мне понравилась эта замечательная сказка. В ней говорится о необходимости бережливости и экономии, а это очень актуальная тема для нашего времени. Под киселем, описанным в сказке, можно понимать любое достояние, любую ценность, например природу. Если ее не беречь, то человечество может остаться перед пустой чашкой, как господа и свиньи в сказке.Пословицы к сказке “Кисель” Запас карман не тянет. Не все на сейчас, отложи про запас. Надо хлеба и на после обеда. Что припасешь, то и сосешь. Запасливый голодным не сидит.Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки “Кисель” Сварила кухарка кисель, и таким он получился вкусным, что господа ели кисель и нахваливали. И прохожим выставили на крыльцо, и каждый подходил, кушал кисель и рот утирал. А кисель не чувствовал неудобства оттого, что его ели, так он был мягок. Ему даже нравилось, что его все хвалят и он размечтался. Но прошло немного времени и кисель стал наскучивать господам. Они выросли, пошли в чины, и стали предпочитать более изысканную пищу. Им уже не нравилась мягкость киселя, и они решили отдать кисель свиньям. Как сказали, так и сделали. Отдали кисель свиньям, а сами на теплые воды укатили. А киселю все равно, кто его ест и в каком ранге. И свиньям радость, едят, меры не зная. А если кисель кончается, так волноваться начинают, беспокоиться. Так свиньи весь кисель и съели. А тут и господа приехали с вод. Тоже про кисель вспомнили. А киселя и нет, только засохшие кусочки остались. И стали свиньи и господа себя в грудь бить и волосы драть. Не оставили они киселя про запас, и теперь ждет их безкисельное будущее.Рисунки и иллюстрации к сказке “Кисель”1.jpg

  • Краткие содержания
  • Салтыков-Щедрин
  • Кисель

В одном доме сварили как-то замечательный кисель. Хозяева и дети их с удовольствием его ели да нахваливали сладость и мягкость кушанья. И так он им по вкусу пришелся, что велели кухарке каждый день его к столу подавать. Ели сами, гостей потчевали да на улицу чашку для прохожих выставили, чтобы и те попробовали и похвалили. Радовался кисель, что его все ели, значит, действительно он хорош был.

Со временем пресытились хозяева, и стало блюдо им надоедать. В моду вошли всякие желе, и кисель стал противен своей мягкостью. Тогда решили отдать кушанье свиньям, а самим поехать в теплые края вдоволь погулять.

Так и сделали. Киселю все равно кто его ест. Чавкала свинья внезапным угощением да радовалась, что с господского стола питается. И все ей было мало, все от кухарки требовала подлить. А когда не давали ей желаемое, так по углам остатки отыскивала и доедала. Но рано или поздно все заканчивается. Все до последней капли съела свинья. А тут и хозяева вернулись.

Прогуляли они все деньги и решили снова дома сидеть и кисель есть. Приехали домой, сели за стол с ложкой – а ничего и нет уже. Стали все причитать и жаловаться, что весь кисель съели, а про запас ничего не оставили. И чем теперь в будущем питаться – неизвестно.

Не следует быть расточительным, когда чего-то в избытке, иногда нужно и о будущем подумать.

Читайте также:  Е. Носов, “Живое пламя” – краткое содержание рассказа

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Популярные сегодня пересказы

Салтыков-Щедрин. Краткие содержания произведений

  • Баран-непомнящий
  • Бедный волк
  • Богатырь
  • Верный Трезор
  • Ворон-челобитчик
  • Вяленая вобла
  • Гиена
  • Господа Головлевы
  • Деревенский пожар
  • Дикий помещик
  • Дурак
  • История одного города
  • Карась идеалист
  • Кисель
  • Коняга
  • Либерал
  • Медведь на воеводстве
  • Орел-меценат
  • Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил
  • Премудрый пескарь
  • Пропала совесть
  • Рождественская сказка
  • Самоотверженный заяц
  • Соседи

Анализ ключевых проблем

Начнем с первой замеченной нами проблемы в произведении Салтыкова-Щедрина «Кисель» — пассивных крестьян. Именно они и образуют тот самый кисель. Им все равно, кто его «ест», что его спокойно отдают в другие руки. Он мягкий, инертный и доволен тем, что кому-то нужен. А так ли это? Им только насыщаются, берут все, что нужно, а после оставляют на произвол судьбы и «свиней».

obraz-svini-v-skazke.jpg

Вторая проблема, достойная анализа «Киселя» Салтыкова-Щедрина, – господа, прожигатели жизни. Они берут от вкусного лакомства все, насыщаются им, совершенно не думая о его рациональном использовании. Так и власти управляли народом и экономикой, угождая себе, не заботясь ни о людях, ни о будущем. Когда скучный народ им надоел, они готовы поехать развлекаться, с полной уверенностью, что бессознательная масса людей никуда не денется.

Но к большому удивлению и огорчению господ, ничем не брезгующая и довольная такой щедростью свинья съела все, оставив власть голодать и бедствовать.

Анализ сказки-притчи «Кисель»

Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина — это самостоятельное и уникальное явление в русской литературе, особенная вариация сказочной формы, наполненная острым общественным смыслом и повествующая о самых злободневных вопросах русской действительности. Сказки адресованы «детям изрядного возраста», то есть взрослым людям, потому автор и высказывается в строгой, суровой, поучительной форме, высмеивая человеческие пороки и недостатки общественной системы.

Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина отличаются широким вниманием к жизни русского народа, беспокойством о неудовлетворительной общественной системе родной страны. Обращаясь к насущным проблемам жизни в России, М. Е. Салтыков-Щедрин выступает защитником народа и обличителем господствующего социального слоя. В сатирической притче «Кисель» размышления о народной жизни приобретают драматическую остроту. В гротескном и гиперболизированном виде в сказке высмеивается крестьянская пассивность и податливость по отношению к социально-экономическому использованию, с горечью говорится о результатах многовекового ограбления народа помещиками и буржуа. Поступаете в 2020 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

М. Е. Салтыков-Щедрин, мастер эзопова языка, использует прием иносказания: под видом неживого предмета изображаются представители социального слоя крестьянства. Кисель становится символом покорности и безответности русского народа, который «был до того размывчив и мягок, что никакого неудобства не чувствовал от того, что его ели», даже и радовался собственной полезности: «стало быть, я хорош, коли господа меня любят!». Сначала господа и помещики доводят народ до разорения: «и сами наелись, и гостей употчевали», а затем и жадные буржуа в образе свиней, которые «сытости не знают». Послереформенное оскудение ограбленной деревни представлено в строках «от киселя остались только засохшие поскребушки». Когда помещики дают поесть киселя прохожим на улице, они растрачивают вложенные крестьянством усилия, раздают без цены используемый труд. Уезжая «на теплые воды гулять», господа тратят заработанные на подчинении простого народа средства.

В сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина можно заметить некоторые заимствования из народных сказок: оживление неживых предметов, свободная форма изложения. При чтении сказки вспоминается русская пословица «Мужик простой — кисель густой». В сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина соединяются фольклорный (своеобразный язык сказания, олицетворения), фантастический (оживление и наделение собственной волей киселя) и реальный (мир крестьян и помещиков) пласты.

Полезный материал по теме:

  1. Анализ сказки «Кисель»
  2. Анализ сатирической сказки
  3. Анализ сказки:«Орёл-меценат»
  4. «Самоотверженный заяц» (анализ сказки)
  5. «Бедный волк» (анализ сказки)

Вариант 2

Произведение «Кисель» – необычная вариация сказочного жанра, повествующая об актуальных темах русской действительности. Сказка «Кисель» написана легким, простонародным языком. На первый взгляд забавное произведение затрагивает масштабные проблемы того времени.

По сюжету, господа лакомились приготовленным простой крестьянкой киселем. Блюдо настолько им понравилось, что они потребовали кушать его ежедневно. Постепенно, труд кухарки обесценился настолько, что кисель начали предлагать прохожим. В итоге, господам кисель надоел, и они приказали накормить им свиней. Сами же уехали отдыхать, полагая, что к их приезду вкусное блюдо непременно будет их ждать. Однако по возвращению, вместо киселя они застают лишь «засохшие поскребушки». Ведь, как известно, свиньи отличаются прожорливостью.

В сказке, кисель является символом достатка. А достаток получен посредством постоянного труда простого люда. Господа, думая о том, что терпеливые крестьяне всегда предоставят кисель глубоко ошибались, потому что из-за господского мотовства кисель исчезает. Не случайно в тексте появляется свинья, олицетворяющая собой леность и чревоугодие, эти качества автор приписывает господами. Мягкий, легко поддающийся кисель – символизирует податливость и терпение простого народа.

Господа, наслаждающиеся вкусным блюдом, не задумываются об экономии. Потому-что они опираются только на личные нужды, не принимая во внимание тех людей, которые обеспечивают им сытость. Так Салтыков-Щедрин раскрывает параллель между образом господ и властью тех времен. Тогда, знать не думала о том, что огромная масса народа сможет отстоять свои права. Господа поздно поняли свою ошибку. Они получили тяжелый урок – не уважая труд крепостных крестьян, злоупотребляя властью, они легко потеряли весь накопленный годами достаток. Автор высмеивает расточительность господ. В конце сказки он показывает их вопиющими вместе со свиньями – они с горечью осознают, что не сумели сохранить власть над народом.

Автор выступает защитником народа, обнажая недостатки господствующей социальной прослойки. Салтыков-Щедрин успешно смог в столь маленьком по объему произведении четко обрисовать глобальную проблему того времени.

Читайте также:  Почему конь Карагёз стал лучшим другом горца Казбича в романе Лермонтова “Герой нашего времени”

Другие сочинения: ← Сказка о потерянном времени — анализ сказки Шварца↑ ДругиеАнализ произведения Гофмана Крошка Цахес →

Дидактичность русских сказок

К чтению сказок необходимо подходить не менее ответственно, чем к любому другому способу развития ребенка. Она не должна просто усыплять или развлекать малыша. Зайчики, кошечки, принцессы и богатыри – все они должны помогать узнавать мир, понимать, что хорошо, а что плохо.

Начиная от простых сюжетов, понятных самым маленьким, следует переходить к таким произведениям, где смысл не лежит на самой поверхности, а угадывается за поведением персонажей и развитием сюжета. Такой является и сказка «Кисель» Салтыкова-Щедрина.

В ней затрагиваются проблемы, масштабность которых становится заметнее по мере взросления читателя. Так, ребенок заметит здесь расточительное поведение господ, послушных слуг и свинью, которая не против поживиться вкусным угощением. А вот взрослые заметят сатирическую притчу, где автор посмеивается над пассивными крестьянами, не желающими менять жизнь к лучшему, и жадный класс. Именно они являются теми самыми «свиньями», которые пожирают все.

Кисель — Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович

***

Сварила кухарка кисель и на стол поставила. Скушали кисель господа, сказали спасибо, а детушки пальчики облизали. На славу вышел кисель; всем по нраву пришелся, всем угодил. «Ах, какой сладкой кисель!», «ах какой мягкой кисель!», «вот так кисель!» — только и слов про него. — «Смотри, кухарка, чтобы каждый день на столе кисель был!» И сами наелись, и гостей употчевали, а под конец и прохожим на улицу чашку выставили. «Поешьте, честные господа, киселя! вон он у нас какой: сам в рот лезет! Ешьте больше, он это любит!» И всякий подходил, совал в кисель ложкой, ел и утирался.

Кисель был до того разымчив и мягок, что никакого неудобства не чувствовал оттого, что его ели. Напротив того, слыша общие похвалы, он даже возмечтал. Стоит на столе да знай себе пузырится. «Стало быть, я хорош, коли господа меня любят! Не зевай, кухарка! подливай!»

Долго ли, коротко ли так шло, только стал постепенно кисель господам прискучивать. Господа против прежнего сделались образованнее; даже из подлого звания которые мало-мальски в чины произошли — и те начали желеи да бламанжеи предпочитать.

— Помилуйте! — говорит один, — что хорошего в этом киселе? разве это еда? попробуйте, какой он мягкой, да слизкой, да сладкой!

— Отдадимте, господа, кисель свиньям! — подхватил другой, — а сами уедем на теплые воды гулять! Нагуляемся вдосталь, а там, если уж это непременно нужно, и опять домой воротимся кисель есть.

Что же! свиньи так свиньи — право, киселю все равно, в каком ранге особа его ест. Лишь бы ели. Засунула свинья рыло в кисель по самые уши и на весь скотный двор чавкотню подняла. Чавкает да похрюкивает: «Покатаюся, поваляюся, господского киселя наевшись!» Сытости, подлая не знает; чуть замешкается кухарка, она уж хрюкает: «Подливай!» А ежели скажут: «Был кисель, да весь вышел», — она и по углам, и по закоулкам, и под навозом мордой вышарит и уж где-нибудь да отыщет.

Ела да ела свинья и наконец все до капли съела. А господа между тем гуляли-гуляли, да и догулялись. Догулялись и говорят друг другу: «Теперь нам гулять больше не на что; айда домой кисель есть!»

Приехали домой, взялись за ложки — смотрят, ан от киселя остались только засохшие поскребушки.

И теперь все — и господа, и свиньи — все в один голос вопиют:

— Ели мы кисель, а про запас не оставили! Чем-то на будущее время сыты будем! Где ты, кисель? ау!

Читайте также:  Сочинение на тему: «Кто виноват в гибели вишневого сада?» ( По одноименной пьесе А. П. Чехова)

1855

Права на этот электронный текст, его оформление принадлежат Алексею Комарову, 1996—2005 год. Разрешено свободное распространение текстов и использование для некоммерческих целей при условии сохранения целостности текста (включая данную информацию), оформления и ссылки на источник — Интернет-библиотеку Алексея Комарова. Email:

Сюжет произведения

В «Киселе» Салтыкова-Щедрина он развивается последовательно, приближая читателя к важному выводу. Господа отведали киселя, приготовленного крестьянкой. Всем он пришелся по душе. Он был и сладким, и мягким. Тогда господа потребовали, чтобы он был на столе каждый день, ведь им нравилось баловать себя столь вкусным угощением.

Вскоре хозяева угощали киселем даже прохожих, а те с удовольствием ели его. Сам же кисель только радовался, что был таким нужным, что все хвалили его.

Но вот наскучило господам угощение. Есть его стали меньше, а вскоре и вовсе стали пробовать другие десерты. Кисель было решено отдать свинье, которая ела его с большим удовольствием.

Господа решили развлекаться, путешествовать, а уже по возвращении снова поесть забытое лакомство. Только когда они вернулись, то есть было нечего, да и деньги все были истрачены.

Постаралась кухарка на славу, сварила вкусный кисель. Детки все пальцы облизали, господа похвалили за угощение. Сладкое получилось блюдо, мягкое гостей не стыдно угостить. Велели хозяева варить кисель ежедневно. Сами наедались, прохожих угощали и все нахваливали кухарку.

Возгордился, запузырился Кисель, думает, что важным стал, раз его все хвалят. Был он «разымчив», поэтому никаких неудобств от его поедания не чувствовал.

Через некоторое время надоело господам одно и то же есть, приелось. Стали они любить другие модные угощения: желе, бланманже. Образованнее стали, подчеркивает автор. Тем временем кухарка не может приказа господ ослушаться, все старается кисель варит. Девать стало его некуда, прохожие и гости тоже есть перестали. Тогда решили хозяева кормить им свиней. Так и велели кухарки сделать, а сами отправились отдыхать в теплые края, деньги прогуливать.

Как велели господа делать, так кухарка и делает: свиней угощает киселем своим. Понравилось свинье еда такая, ест кисель , да чавкает. Киселю же не имеет значение кто его ест, да похваливает, главное, чтобы он чувствовал, что в нем нуждаются. Быстро кушает свинья, не успевает кухарка кисель варить. Ест животное, да мечтает, как насытиться и в грязи валяться будет. Чуть кухарка замешкается, отдохнуть присядет, а животное уже бежит и добавки просит, меры в еде она не знает. Пока кухарка готовит свинья по двору бегает, ищет остатки любимого блюда: то в навозе, то в задворках, то по углам. Не может понять животное, что кисель закончится может.

Как бы много не было киселя, но свинья его съела весь. По возвращению узнали господа, что кисельное чудо закончилось. Деньги они все промотали, на запас киселя заготовить не додумались. Стали они вспоминать и горевать о вкусном киселе, да уже поздно стало.

Рассказ Кисель (читательский дневник)

avatar.png

11 месяцев назад

Салтыков-Щедрин “Кисель” главная мысль для читательского дневника

Салтыков-Щедрин “Кисель” план пересказа

3 ответа:

Сказка Салтыкова-Щедрина “Кисель”, краткое содержание:

Кухарка сварила кисель, который нравился всем. Но со временем господа стали капризничать, надел им кисель.

iSKw2LY9GxRH9VvoP7sLrQT5H8GMIXNI.png

Уехали они гулять. А кисель, чтоб не пропадал, скормили хрюшкам. Те были угощению рады. Промотали свое состояние господа, обнищали и вернулись домой. Вот тут им и захотелось киселя. но его не осталось. Теперь лишь охают да ахают они.

Главная мысль:

omcLPQb9cRPH9xEik9ambomSWZDuI.png

План для пересказа можно написать так:

  1. Отменный кисель приготовила кухарка.
  2. Все его нахваливают.
  3. Киселю очень приятно.
  4. Господам стало скучно, кисель надоел.
  5. Уехали они на”теплые воды”.
  6. Свиньи доели весь кисель.
  7. Господа вернулись домой и остались ни с чем.

Более подробно главная мысль и еще один вариант краткого содержания, главные герои – все это есть в моем ответе на БВ тут.

В рассказе речь идет о киселе, которому нравилось когда его едят. Как-то раз кухарка приготовила кисель и позвала всех к столу. Все господа отведали киселя и всем он понравился. Тогда господа даже просили вынести кисель на улицу, чтобы каждый мог его попробовать. Все прохожие пробовали и хвалили кисель. А сам кисель и рад, что всем нравится.

Но вскоре приелся господам кисель, да и другие блюда стали в моде. Тогда велели господа кухарке приготовить другое блюдо, а кисель вылить свиньям. Свинья с удовольствием съела, а кисель и рад, что хоть кому-то нравится. Кухарка так и сделала, приказа не ослушаешься. Сами же господа уехали на отдых.

Вскоре приехали господа, прогуляли все деньги и кушать нечего. Захотелось им хотя бы даже киселя, да и его нет, все свинья съела. Так и огорчились господа, что киселя им не досталось.

План пересказа:

  1. Кухарка сделала кисель.
  2. Кисель всем понравился и даже прохожим на улице.
  3. Кисель всем приелся.
  4. Кисель велят вылить свиньям.
  5. Господа уезжают на отдых.
  6. Свинья съела весь кисель.
  7. Господа прогуляли все деньги и вернулись.
  8. Киселя не оказалось и они расстроились.

Здесь можно прочитать главную мысль и о главных героях рассказа.

7ChSzEnEkpCf1bz9mDqnpuIkBsxRcNLt.jpg

Используемые источники:

  • http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/saltykov-shchedrin/kisel
  • http://santyaguarundito.blogspot.com/2019/11/blog-post29.html
  • https://zansin.ru/kratkij-pereskaz/kisel-kratkoe-soderzhanie.html
  • https://sprint-olympic.ru/uroki/literatura/kratkoe-soderzhanie/185343-kisel-kratkoe-soderjanie-skazki-saltykova-shedrina-sujet-proizvedeniia.html
  • https://otvet.ws/questions/1278942-saltykov-schedrin-kisel-kratkoe-soderzhanie-o-chem-skazka-plan-pereskaza.html

32 сказок

Дикий помещик

Основная мысль сказки салтыкова щедрина кисель В сказке Дикий помещик рассказывается о князе Урус-Кучум- Кильдибаеве, очень богатом и очень глупом. Однажды Кильдибаев решил, что с мужиками слишком много забот, и попросил Бога избавить его от них. Но Бог не внял. Тогда помещик обложил крестьян неподъемными штрафами, и к Богу обратились уже сами мужики. И вот в поместье не осталось ни одного…

про людей

Автор: Салтыков-Щедрин

(Время чтения: 12 мин.)

Премудрый пескарь

Основная мысль сказки салтыкова щедрина кисель Главный герой сказки Премудрый пескарь всю свою жизнь только и делал, что боялся. Бояться его научили родители, которые благодаря осторожности не попались ни в сеть рыбака, ни в пасть хищной щуки. Много врагов у маленьких пескарей, а наипервейший враг – человек. Пескарь, помня наставления папеньки, целый год долбил себе нору. Все дни он…

про животных

Автор: Салтыков-Щедрин

(Время чтения: 10 мин.)

Бедный волк

bednyj volk thumb130 130 Смысл сказки Бедный волк в том, что право на жизнь имеет каждый, каким бы ни создала его природа. Один злющий волк всю жизнь резал скот, убивал людей, но однажды сам попался в лапы медведю. Тот решил усовестить разбойника. Но волк объяснил, что не сможет прокормиться, если не будет душегубом. Медведь сказал, что в таком случае лучший выход для…

бытовые про животных

Автор: Салтыков-Щедрин

(Время чтения: 10 мин.)

Баран-непомнящий

baran nepomnyashchij thumb130 130 Сказка Баран-непомнящий повествует о том, что лучше жить настоящей, свободной и яркой жизнью, чем прозябать в неволе, даже если там тепло и сытно. У одного помещика жил породистый баран. Как и остальные обитатели овчарни, баран не помнил вольной жизни, которой жили его предки. Поэтому ничто, кроме еды, его не интересовало. Но вот напасть…

бытовые про животных

Автор: Салтыков-Щедрин

(Время чтения: 9 мин.)

Богатырь

sukhmantij thumb130 130 В сказке Богатырь автор намекает на терпеливость русского народа, его надежду на героя, который придет и спасет. На самом деле каждый должен нести ответственность за судьбу родины. В одном царстве вырос Богатырь. И пошел он в лес дремучий демонстрировать свою неимоверную силу, а потом забрался в дупло и заснул аж на тысячу лет. Враги между тем…

сказки про бабу ягу богатыри волшебная героическая про людей

Автор: Салтыков-Щедрин

(Время чтения: 3 мин.)

Карась-идеалист

Основная мысль сказки салтыкова щедрина кисель Сказка Карась-идеалист повествует о споре между рыбами. Ерш доказывал, что невозможно всегда жизнь честно, а карась философствовал, что рыбы вполне могут жить в мире, не поедая друг друга. Ерш многое испытал на своем веку, а карась даже «щуки не видывал». Наконец идеалиста пригласили поучаствовать в дискуссии со щукой. Самоуверенный спорщик…

про животных

Автор: Салтыков-Щедрин

(Время чтения: 17 мин.)

Вяленая вобла

vyalenaya vobla thumb130 130 Идея сказки Вяленая вобла такова: эгоисты, не умеющие развиваться и чувствовать веяния времени, всегда заканчивают свои дни печально. Поймали как-то воблу, выпотрошили и повесили вялиться. А она и рада: вместе с внутренностями выпотрошили из нее всю совесть и все думы. Она и прежде-то всегда пряталась на дне и избегала дискуссий о «конституциях»…

про животных

Автор: Салтыков-Щедрин

(Время чтения: 19 мин.)

Гиена

giena thumb130 130 В сказке Гиена писатель отмечает поразительное сходство некоторых людей с мерзкими существами, издавна считавшимися оборотнями. Внешность гиен не внушает страха: иногда они могут показаться даже милыми. Однако население стран, где обитают эти животные, их не любит, боится и приписывает им дьявольские качества. Согласно местным поверьям, гиены –…

про животных

Автор: Салтыков-Щедрин

(Время чтения: 5 мин.)

Дурак

durak thumb130 130 Сказка Дурак учит, что не могут люди быть полностью счастливыми, пока на земле существует подлость. У умных отца с матерью родился сын дурак. Да только не обычный дурак, а особенный. Не понимал он, как жить следует: то последние деньги отдаст нищему, то на пожар первым прибежит, то кинется спасать тонущего, не умея при этом плавать. Решили…

бытовые про людей

Автор: Салтыков-Щедрин

(Время чтения: 16 мин.)

Древенский пожар

Основная мысль сказки салтыкова щедрина кисель Рассказ деревенский пожар повествует о трагедии, случившейся в одной деревне. Однажды летом в Софонихе случился пожар. Пока взрослые работали в поле, все выгорело дотла, погибли два человека: старушка и мальчик Петя. Его мать Татьяна не находила себе места от горя и все время роптала на Господа. В тот же день в соседнем поместье праздновала…

Автор: Салтыков-Щедрин

(Время чтения: 11 мин.)

Верный Трезор

vernyj trezor thumb130 130 В рассказе Верный Трезор автор показывает, как мерзко угодничество, отсутствие чувства собственного достоинства. У одного купца жил пес Трезор. Хозяин был очень доволен, ведь благодаря верному сторожу ни один чужой человек не мог проникнуть во двор. При этом пес не роптал даже когда его ругали и били: считал, что сам виноват. Кормили всегда…

бытовые про животных про людей

Автор: Салтыков-Щедрин

(Время чтения: 10 мин.)

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил

kak muzhik dvukh generalov prokormil thumb130 130 В сатирическом рассказе Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил автор высмеивает не только никчемность богачей, но и невероятную покорность их слуг. Два генерала оказались на необитаемом острове. Перепугались они: фруктов, рыбы и дичи завались, да только как все это собрать, изловить и приготовить? Сроду они таким не занимались…

бытовые про людей

Автор: Салтыков-Щедрин

(Время чтения: 10 мин.)

Кисель

barin5 thumb130 130 Сказка Кисель учит, что излишние самодовольство и расточительство до добра не доводят. В одном господском доме кухарка замечательно готовила кисель. Хозяева не только лакомились им сами, но и угощали прохожих. Все нахваливали блюдо, и кисель был очень рад. Со временем кисель приелся господам, к тому же стало модным готовить всякие желе. Хозяева…

короткие сказки для самых маленьких

Автор: Салтыков-Щедрин

(Время чтения: 2 мин.)

Коняга

konyaga thumb130 130 Вся жизнь героя рассказа Коняга наполнена непосильной работой. Хозяин у него не злой, сам трудится от зари до зари, чтобы выжить. Летом еще терпимо Коняге – можно зеленую травку щипать, а зимой кроме прелой соломы другого корма нет. Кажется ему, что живет он не одно столетие, и не будет конца мучениям. Есть у Коняги брат Пустопляс, у которого…

про животных

Автор: Салтыков-Щедрин

(Время чтения: 9 мин.)

Ворон-челобитчик

voron chelobitchik thumb130 130 В сказке Ворон-челобитчик автор мечтает, что когда-нибудь будет на земле одна правда на всех, и прекратится вражда. Тяжкие времена настали для всего рода вороньего: обложили его хищные птицы непосильной данью. Не нравилось старому ворону, что молодежь вынуждена воровать, чтобы как-то прокормиться. И полетел он за советом к птицам, старшим по…

бытовые про животных

Автор: Салтыков-Щедрин

(Время чтения: 15 мин.)

Медведь на воеводстве

medved na voevodstve thumb130 130 В сказке Медведь на воеводстве автор показывает, что грандиозные злодейства могут иногда прославить, тогда как мелкие пакости не вызывают ничего, кроме презрения. В одном лесу Лев назначал воеводами поочередно трех Топтыгиных. Первый Топтыгин мечтал остаться в Истории. А для этого требовалось совершить выдающееся злодеяние. Но по пьянке пошел…

про животных

Автор: Салтыков-Щедрин

(Время чтения: 17 мин.)

Здравомысленный заяц

zdravomyslennyj zayats thumb130 130 Герой сказки Здравомысленный заяц всегда рассуждал очень трезво. Уклад жизни таков, что кто-то кого-то должен есть, иначе никак. Заяц воодушевлял свою родню, что живут они прекрасно, занимают хорошее положение в обществе. А то, что их все время едят волки – неизбежность. Ведь по статистике ни один зверь не съест лишнего. Подслушала эти…

про животных

Автор: Салтыков-Щедрин

(Время чтения: 13 мин.)

Самоотверженный заяц

zayats thumb130 130 Как-то раз герой сказки Самоотверженный заяц спешил к невесте и не остановился на окрик волка. Тот догнал косого, приговорил к смерти и посадил под куст. Приказал ждать своего решения: захочет, съест его, захочет – помилует. Вскоре прибежал к зайцу брат невесты, рассказал, что зайчиха очень тоскует, и предложил сбежать. Но косой отказался, ведь…

про животных

Автор: Салтыков-Щедрин

(Время чтения: 9 мин.)

Пропала совесть

propala sovest thumb130 130 Сказка Пропала совесть учит, что нельзя стать человеком без совести. И закладывать ее нужно с детства. Однажды совесть куда-то исчезла. Многие обрадовались, ведь без нее жить легче. Валялась совесть на дороге, все ее топтали. Лишь пьяница решил поднять ее и обменять на стопку водки. Но лишь только взял он совесть в руки, как вспомнил все свои…

бытовые про людей

Автор: Салтыков-Щедрин

(Время чтения: 17 мин.)

Орел-меценат

orel metsenat thumb130 130 В сказке Орел-меценат автор показывает, что не стоит браться за дело, которое противоречит твоей натуре. Толку от этого не будет. Надоело орлу жить отшельником и решил он организовать двор с челядью. По его приказу сокол, коршун и ястреб собрали целую стаю разных птиц. Сделали все, как в старину водилось, но чего-то еще не хватало. Тогда…

про животных

Автор: Салтыков-Щедрин

(Время чтения: 14 мин.)

Добродетели и Пороки

kniga2 thumb130 130 Сказка Добродетели и Пороки учит, как важно отличать правду от лжи, добро от зла. Пороки и Добродетели всегда были заклятыми врагами. Первые жили весело, кутили, и денежки всегда у них водились. А вторые вечно бедняками были, зато их во всех книжках прославляли как пример для подражания. Втайне Добродетели завидовали Порокам, и потихоньку…

Автор: Салтыков-Щедрин

(Время чтения: 11 мин.)

Рождественская сказка

Основная мысль сказки салтыкова щедрина кисель Рождественская сказка – очень поучительный рассказ. Люди любят рассуждать о правде, но своих делах руководствуются совсем другим. На праздновании Рождества Христова священник сказал замечательную речь. Правда пришла к людям вместе с Иисусом, а после Его вознесения на небеса осталась на земле. Все внимательно слушали батюшку, а особенно Сережа…

Автор: Салтыков-Щедрин

(Время чтения: 15 мин.)

Обманщик-газетчик и легковерный читатель

obmanshchik gazetchik i legkovernyj chitatel thumb130 130 Основная идея сказки Обманщик-газетчик и легковерный читатель: не стоит слепо верить всему, все пресса выдает за правду. Многие журналисты думают прежде всего о своей выгоде. Необходимо руководствоваться собственным мнением. Жили-были лживый газетчик и наивный читатель. Газетчик вечно выдумывал всякие «страшилки» про жизнь, а читатель с…

бытовые про людей

Автор: Салтыков-Щедрин

(Время чтения: 5 мин.)

Либерал

liberal thumb130 130 В рассказе Либерал показано, как легко можно скатиться от прекрасных идеалов к подлости, если загонять свою совесть в «рамки». В одной стране жил либерал. Проповедовал он свои идеалы и мечтал, чтобы все вокруг «прониклись». Но мало кто воспринимал либерала всерьез. Пошел он к сведущим людям за советом. Сведущие сказали, что пекутся о том же…

бытовые про людей

Автор: Салтыков-Щедрин

(Время чтения: 8 мин.)

Соседи

Основная мысль сказки салтыкова щедрина кисель Сказка Соседи повествует, что в одном селе жили два Ивана – Бедный и Богатый. Как-то раз собрались они на совет: как бы сделать так, чтобы у обоих достаток стал одинаковым. Бедняк работал не покладая рук, но едва сводил концы с концами. А богач раздавал свое богатство, но в итоге оно только прибывало. Пошел Иван Богатый к царю и попросил уравнять…

Автор: Салтыков-Щедрин

(Время чтения: 11 мин.)

Произведения для детей совсем необязательно должны быть посвящены фантастическим животным, волшебству и природе, чтобы заинтересовать маленьких читателей. Даже бытовые истории способны приковывать внимание и вызывать желание обязательно дочитать их до конца, по крайней мере, если это сказки, которые написал Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин.

Побывав в свое время редактором газеты, журналистом и даже вице-губернатором двух российских губерний, автор накопил огромный жизненный опыт и обрел способность видеть глубинные стремления людей. Свои знания и соображения он передал в сказках, рассказах и повестях, которые стоит начать читать ребенку, начиная с младшего школьного возраста. Пускай сначала слушателю будет немного сложно понять некоторые слова и выражения, но затем сюжет настолько затянет, что оторваться будет невозможно.

Читайте сказки для детей онлайн

Познакомить ребенка ближе с удивительными книгами, созданными русским писателем, можно в любое время – для этого не нужно отправляться в библиотеку или магазин, только открыть текст на нашем специализированном сайте. Произведения у нас доступны не в сокращении, а полностью, причем совершенно бесплатно, также нет необходимости проходить регистрацию и оставлять адрес электронной почты для рассылки. Порадуйте себя погружением в детство, а сына или дочку – увлекательными сказками хорошего автора, чей труд уже по достоинству оценили тысячи юных и взрослых читателей по всему миру.

Короткие рассказы и полноценные повести будут интересными деткам разного возраста, но, естественно, малышам стоит выбирать максимально простые и понятные сюжеты. В списке вы найдете названия произведений, написанных Михаилом Евграфовичем в разные периоды жизни – между собой они отличаются тематикой, стилистикой, но все посвящены важным моментам в жизни человека. Кроме художественной ценности книги писателя имеют огромное значение как эффективный инструмент воспитания в ребенке положительных качеств и ценностей.

Популярные сказки Салтыкова-Щедрина

  • Дикий помещик
  • Премудрый пескарь
  • Бедный волк
  • Баран-непомнящи
  • Богатырь

ФОРМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГРОТЕСКА В ТВОРЧЕСТВЕ М.Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Котельниковская средняя общеобразовательная школа №1

имени Героя Советского Союза Л.Д.Чурилова»

Урок-лекция по литературе. Тема: «ФОРМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГРОТЕСКА В ТВОРЧЕСТВЕ М.Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА»

Составитель: Зулпухарова Анна Антоновна

Учитель русского языка и литературы высшей категории

ФОРМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГРОТЕСКА В ТВОРЧЕСТВЕ М.Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА

Гротеск – это «изображение людей, предметов, деталей в живописи, театре и литературе в фантастически преувеличенном, уродливо-комическом виде; своеобразный стиль в искусстве и литературе, которым подчеркивается искажение общепринятых норм и одновременно совместимость реального и фантастического, трагического и комического, сарказма и безобидного мягкого юмора. Гротеск обязательно нарушает границы правдоподобия, придает изображению некую условность и выводит художественный образ за пределы вероятного, осознанно деформируя его» [Словарь юного литературоведа, 1988: 57]. Свое название гротескный стиль получил в связи с орнаментами, обнаруженными в конце XV века Рафаэлем и его учениками при раскопках в Риме древних подземных зданий, гротов.

Эти странные по своей причудливой неестественности изображения свободно соединяли различные живописные элементы: человеческие формы переходили в животные и растительные, человеческие фигуры вырастали из чашечек цветов, растительные побеги сплетались с необычными строениями. Поэтому сначала гротеском стали называть искаженные изображения, уродливость которых объяснялась теснотой самой площади, не позволявшей сделать правильный рисунок. В дальнейшем в основу гротескного стиля была положена сложная композиция неожиданных контрастов и несоответствий. Перенесение термина в область литературы и подлинный расцвет данного вида образности происходит в эпоху романтизма, хотя обращение к приемам сатирического гротеска начинается в западной литературе гораздо раньше. Красноречивые примеры тому – книги Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» и Дж. Свифта «Путешествие Гулливера». В русской литературе широко пользовались гротеском при создании ярких и необычных художественных образов Н.В. Гоголь (повести «Нос», «Записки сумасшедшего»), М.Е. Салтыков-Щедрин («История одного города», «Дикий помещик» и другие сказки), Ф.М. Достоевский («Двойник», «Приключения господина Голядкина»), Ф. Сологуб («Мелкий бес»), М.А. Булгаков («Роковые яйца», «Собачье сердце»), А. Белый («Петербург», «Маски»), В.В. Маяковский («Мистерия-буфф», «Клоп», «Баня», «Прозаседавшиеся»), А.Т. Твардовский («Теркин на том свете»), А.А. Вознесенский («Оза»), Е.Л. Шварц («Дракон», «Голый король»).

Наряду с сатирическим, гротеск может быть юмористическим, когда с помощью фантастического начала и в фантастических формах внешности и поведения персонажей воплощаются качества, вызывающие ироническое отношение читателя, а также – трагическим в произведениях трагического содержания, рассказывающих о попытках и судьбе духовного определения личности.

На наш взгляд, самым ярким русским литератором, использующим в своих произведениях гротеск, является М.Е. Салтыков-Щедрин, поэтому, очевидно, что формирование у учащихся понятия «гротеск» на уроках литературы логично проводить на материале анализа сказок этого автора.

М. Е. Салтыков начал свою литературную деятельность в середине 1840-х годов, в то время, когда еще был жив Белинский, под воздействием статей которого в значительной мере проходило идейно-эстетическое формирование сатирика. Если в раннем творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина почти отсутствовали приёмы резкого сатирического преувеличения, то ко времени создания «Истории одного города» писатель уже максимально использовал необыкновенные сравнения и уподобления, составившие основу его сатирической фантастики. Автор развил все способы типизации, которые воплотились у него в образах глуповских градоначальников. Так он пришёл к созданию гротескного образа, сатирико-фантастического персонажа. Основная функция его преувеличений – выявление сущности человека, подлинных мотивов его речей и поступков. В своём произведении Салтыков-Щедрин направил острые стрелы сатирического обличения в правящую верхушку страны, поставив в центре повествования критическое изображение взаимоотношений власти и народа. Основной целью сатирика было создание обобщённого образа России, в котором синтезируются вековые слабости национальной русской истории, достойные сатирического освещения, коренные пороки русской государственной и общественной жизни. Именно для наилучшего достижения этой задачи он избрал самую удачную форму – гротеск и фантастику.

Причём эта форма нисколько не искажает действительности, а лишь доводит до парадокса те качества, которые таит в себе бюрократический режим.
Художественное преувеличение здесь играет роль своеобразного увеличительного стекла, сквозь которое становится явным всё тайное, обнажается истинная суть вещей, укрупняется реально существующее зло.
Гипербола помогает Щедрину сорвать покровы действительности, выводя наружу настоящую природу явления. Именно гиперболический образ в наилучшей степени помогает приковать внимание читателя к тем отрицательным сторонам, которые уже примелькались и стали привычными.

Кроме того, гиперболическая форма вскрывает все негативное, что только зарождается в обществе, но ещё не принимает своих угрожающих размеров. С помощью гротеска и фантастики Салтыков-Щедрин ставит диагноз социальным болезням общества, выводит на поверхность все те последствия социального зла, которые ещё не проявились, но которые непременно вытекают из существующего строя.

Достоверное и фантастическое в сатире Щедрина сосуществуют, взаимодействуют между собой. Благодаря этому те или иные стороны жизни поворачиваются к читателю как бы заново, обнажая их истинную сущность.

В реальной действительности внутренние жизненные закономерности оказываются скрытыми в однообразной повседневности. Но если в этой повседневности происходит что-то необыкновенное, человек останавливается и начинает размышлять над тем, что бы это могло означать.

Сочетание достоверного и фантастического в сатире Щедрина преследует аналогичную цель. Вторжение фантастики в повседневную действительность призвано привлечь внимание читателя к таким закономерностям жизни, которые обычно ускользают от взора.

Нельзя не заметить, что в основе щедринской фантастики и гротеска лежит народный взгляд на вещи, что многие фантастические образы являются не чем иным, как развёрнутыми метафорами, почерпнутыми из русских пословиц и поговорок.

Гротеск становится основным инструментом писателя. Однако вершины выразительности он достиг в своих небольших сказках «для детей изрядного возраста». Эти сказки, как правильно отмечали цензоры, – самая настоящая сатира и итог многолетних жизненных наблюдений, итог всего творческого пути писателя. В них сплетаются фантастическое и реальное, комическое с трагическим. Писатель широко использует в своих произведениях гротеск, гиперболу, демонстрируя удивительное искусство эзопова языка. С помощью привычных народных сказочных сюжетов и героев Щедрин раскрывает сложные проблемы современности, а фантастика в сказках отражает дух времени.

В этом цикле Щедрина множество типов господ: помещиков, чиновников, купцов и прочих. Писатель их изображает часто совершенно беспомощными, глупыми, высокомерными. Вот «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», главные герои которой ничего не умеют делать, только жить за чужой счет, полагая, что булки растут на деревьях, в результате они чуть не умирают от голода.

Мужик же показан молодцом: все умеет, все может, даже суп в пригорошне сварит, но и его не щадит сатирик. Генералы заставляют этого здоровенного мужчину вить для себя веревку, чтобы не убежал, тот покорно исполняет приказ.

Если генералы оказались на острове без мужика не по своей воле, то дикий помещик, герой одноименной сказки, все время мечтал избавиться от несносных мужиков, от которых идет дурной, холопий дух. Наконец, мужицкий мир исчез, и остался помещик один одинешенек и, конечно, одичал. Намек совершенно ясен: трудом крестьян живут баре, потому у них всего довольно: и крестьян, и хлеба, и скота, и земли, а у крестьян всего мало.

Сказки писателя полны сетований, что народ слишком терпелив, забит и темен. Шедрин намекает, что силы, стоящие над ним, жестокие, но не такие уж страшные.

В сказке «Медведь на воеводстве» изображен Медведь, который своими бесконечными погромами вывел мужиков из терпения, и они посадили его на рогатину, «содрали шкуру».

В «Диком помещике» автор показывает, до чего может опуститься богатый барин, оказавшийся без слуг. Сначала культурный человек, помещик превращается в дикое животное, питающееся мухоморами. Здесь мы видим, как беспомощен богатый без простого мужика, как он неприспособлен и никчемен. Этой сказкой автор хотел показать, что простой русский человек – нешуточная сила.

В «Премудром пискаре» мы видим жизнь обывателя, боящегося всего на свете. Главный герой сказки постоянно сидит взаперти, боясь лишний раз выйти на улицу, с кем-нибудь заговорить, познакомиться. Он ведет жизнь замкнутую, скучную. Своими жизненными принципами он напоминает Беликова, героя из рассказа А. П. Чехова «Человек в футляре». И только перед самой смертью осознает обыватель, что никому-то он не нужен, никто его не знает и о нем не вспомнит.

М.Е. Салтыкову-Щедрину горько и больно за русского человека. Читать книги сатирика довольно непросто, поэтому, может быть, многие так и не поняли смысла его сказок. Но большинство «детей изрядного возраста» оценили творчество писателя по заслугам.

Именно на материале «Сказок» М.Е. Салтыкова-Щедрина наиболее целесообразно формирование у школьников понятия «гротеск». Развлекательная сказочная форма произведений возбуждает интерес к чтению, а сатирическая направленность способствует анализу социально-политической ситуации и определенных интенций автора, создавшего то или иное произведение в конкретной исторической обстановке.

Кроме того, именно «Сказки» М.Е. Салтыкова-Щедрина стали ярким примером гротескного стиля русской литературы, при комплексном анализе литературных произведений автора учитель формирует теоретико-литературное понятие «гротеск» и способствует углублению понятий «ирония», «гипербола», «сарказм», «юмор», изученных ранее.

Одним из самых древних примеров сатирической типизации является уподобление людей животным, использование зоологических образов для осмеяния социальных пороков.

«Уподобление – стилистический оборот на основе развёрнутого сравнения. Если при обычном сравнении двух предметов устанавливается один общий признак и отличается их частичная близость друг к другу, то уподобление раскрывает в художественном произведении систему параллельных общностей между двумя предметами или явлениями».

Зоологические уподобления, служат главной цели сатиры – показать отрицательные явления и людей в низком и смешном виде. Сравнение социальных пороков с животным миром – один из остроумных приёмов сатиры Салтыкова-Щедрина, его он использует как в отдельных эпизодах, так и в целых сказках.

Так, в сказке «Дикий помещик» показан человек, но в его облике явные звериные черты: «И вот он одичал… весь он с головы до ног оброс волосами, словно дикий Исав, а ногти у него сделались, как железные. Сморкаться уже он давно перестал, ходил же всё больше на четвереньках… Утратил даже способность произносить членораздельные звуки… усвоил среднее между свистом, шипеньем и рявканьем. Но хвоста еще не приобрёл». Здесь автор, показывая эволюцию барина, прибегает к уподоблению в образе зверя, хотя «хвоста» ещё нет. Пройдёт ещё некоторое время и процесс деградации завершится.

В сказке «Медведь на воеводстве» остроумно показано сходство человека с медведем. Наряду с уподоблением зоологические образы совмещают здесь и эзоповскую функцию (Язык эзопов – иносказательный, замаскированный). Смысл сказки состоит в разоблачении тупых и жестоких правителей (Топтыгиных) деспотической власти (Лев, Осёл). Трое Топтыгиных развили свою деятельность различными злодействами. Первый – мелкими (чижа съел), другой – крупными (погромы), третий – придерживался «исстари заведённого порядка» и довольствовался злодействами «натуральными», собирая дань. Но терпение мужиков лопнуло, и они расправились с Топтыгиными.

Основная идея сказки – спасение народа не в замене злых Топтыгиных добрыми, а в устранении, то есть свержении самодержавия.

Здесь Салтыков-Щедрин показал острую социально-политическую тему, и зоологическая маска и эзопов язык открыли писателю большую свободу для резкой сатирической оценки власти. Топтыгин – это сатирический псевдоним для царских сановников. Автор показывает их «Скотиной», «гнилым чурбаком», «негодяем». Всё это без применения звериной маски и эзоповских приёмов было бы невозможно. «Зверинец», представленный в сказках, свидетельствует о неистощимой изобретательности сатирика в приёмах художественного иносказания.

Затаённый смысл постигается из образных картин и прямых намёков на скрытое значение.

Топтыгин чижика съел «Всё равно, как если б кто бедного крохотного гимназистика педагогическими мерами до самоубийства довёл». Такой приём переключения повествования из плана фантастического в реалистический, из сферы зоологической в социальную, делает Щедринские иносказания прозрачными и общедоступными. «Очеловечивания» звериных фигур своих сказок сатирик делает с большим тактом, сохраняя натуру образов. Выбор образов для сравнения не случайный. Действие зверя в сказке не ограничено только тем, что ему природой повезло, а иносказательно выражает социальный смысл.

В «Медведе на воеводстве» медведи ездят в командировки, получают прогонные деньги и стремятся попасть на «скрижали истории».

Медведь, лев, осёл – это не просто условные обозначения, это Дикий помещик, мужики, портреты общества, раздираемого внутренними противоречиями.

Страницы: 1

Похожие статьи:

Л.Н. Толстой Обеспокоенный судьбой России, страдая и мучаясь душевными противоречиями, Лев Николаевич Толстой приходил к выводу: «чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начать и бросать… А спокойствие – душевная подлость». Этот д …

На земле Смоленской «Из кладовой души моей, из самого сердца — все знакомое, пережитое, близкое» М. Пришвин Пришвин приехал в Смоленск в августе 1920 года с мандатом А.В. Луначарского для сбора фольклора. Как известно, по сложившимся семейным обстоятельст …

Тема природы в творчестве Есенина Природа — всеобъемлющая, главная стихия творчества поэта, и с ней лирический герой связан врожденно и пожизненно: Родился я с песнями в травном одеяле. Зори меня вешние в радугу свивали» («Матушка в купальницу по лесу ходила …

Слайд 1

Урок-лекцияСказки М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Текст слайда:

Урок-лекция

Сказки
М.Е. Салтыкова-Щедрина.


Слайд 2

ПЛАНI. ВСТУПЛЕНИЕ. М.Е.Салтыков-Щедрин -  «сатирысмелый властелин».  (А. С. Пушкин)II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. «Каждую вещь надоназывать ее настоящим

Текст слайда:

ПЛАН

I. ВСТУПЛЕНИЕ. М.Е.Салтыков-Щедрин —  «сатиры
смелый властелин».  (А. С. Пушкин)
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. «Каждую вещь надо
называть ее настоящим именем, а если это
опасно в действительной жизни, то надо это
сделать хотя бы в сказке» (Г.Х.Андерсен). (Жанр
сказки в творчестве Салтыкова-Щедрина.)
1. Проблематика сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина.
2. Идейное содержание «сказок для детей
изрядного возраста».
3. Художественное своеобразие сказок
М.Е. Салтыкова-Щедрина.
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. «Все силы своего ума и сердца
он посвятил на то, чтобы восстанавливать в
душах своих присных представление о свете и
правде и поддерживать в их сердцах веру, что
свет придет и мрак его не обнимет“
(Салтыков-Щедрин М. Е. «Приключение с
Крамольниковым».)


Слайд 3

Основная мысль сказки салтыкова щедрина кисель

Текст слайда:

Исследователь творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина Д. Николаев в своей монографии «М. Е. Салтыкова-Щедрин. Жизнь и творчество» (1985) так определил место писателя в русской и мировой литературе: «Минувшие века дали миру немало выдающихся писателей-сатириков. В Англии жили и творили Свифт, Диккенс и Теккерей, Во Франции звучал победоносный смех Рабле, Мольера и Вольтера. В Германии блистал язвительным остроумием Гейне. Кантемир, Фонвизин, Новиков, Капнист — таков далеко не полный перечень русских писателей XVIII века, целиком посвятивших себя сатире. Вот к этой фаланге великих насмешников и принадлежал, наряду с Грибоедовым и Гоголем, Салтыков-Щедрин»[1].
(Николаев Д. М. Е. Салтыкова-Щедрин. Жизнь и творчество. Монография. – М., 1985, с. 11.)


Слайд 4

«Сказки» - одно из самых ярких творений и наиболее читаемая из книг великого русского сатирика. Салтыков-Щедрин явился

Текст слайда:

«Сказки» — одно из самых ярких творений и наиболее читаемая из книг великого русского сатирика.
Салтыков-Щедрин явился продолжателем сатирических традиций Фонвизина, Грибоедова, Гоголя. Губернаторская деятельность Щедрина позволила ему глубже разглядеть «пороки российской действительности» и заставила задуматься над судьбой России. Он создал своего рода сатирическую энциклопедию русской жизни. Сказки подвели итог 40-летней работе писателя и были созданы в течение четырех лет: с 1882 по 1886 год.


Слайд 5

Целый ряд причин побудил Салтыкова-Щедрина обратиться к сказкам. Сложная политическая

Текст слайда:

Целый ряд причин побудил Салтыкова-Щедрина обратиться к сказкам. Сложная политическая ситуация в России: нравственный террор, разгром народничества, полицейское преследование интеллигенции — не позволили выявить все социальные противоречия общества и напрямую подвергнуть критике существующие порядки. С другой стороны, жанр сказки был близок характеру писателя-сатирика. Фантастика, гипербола, ирония, обычные для сказки, очень характерны для поэтики Щедрина. Кроме этого, жанр сказки очень демократичен, доступен и понятен широким кругам читателей, народу. Сказке свойственен дидактизм, а это напрямую соответствовало публицистическому пафосу, гражданским устремлениям сатирика.


Слайд 7

В сложном содержании сказок Салтыкова-Щедрина можно выделить четыре основные темы: сатира

Текст слайда:

В сложном содержании сказок Салтыкова-Щедрина можно выделить четыре основные темы:
сатира на правительство,
обличение поведения и психологии обывательски настроенной интеллигенции,
изображение народных масс,
разоблачение морали собственников-хищников,
пропаганда новой нравственности.


Слайд 8

Писатель по существу создал новый жанр — политическую сказку. Жизнь русского общества второй

Текст слайда:

Писатель по существу создал новый жанр — политическую сказку. Жизнь русского общества второй половины XIX века запечатлелась в богатейшей галерее персонажей.
Щедрин показал всю социальную анатомию, коснулся всех основных классов и слоев общества: дворянства, буржуазии, бюрократии, интеллигенции.


Слайд 9

В

Текст слайда:

В «Премудром пескаре» Щедрин рисует образ той интеллигенции, что поддалась панике, ушла от активной борьбы в мир личных забот и интересов. Пескарь-обыватель, боясь за свою жизнь, замуровал себя в темной норе. Всех «перемудрил»! А итог его жизни можно выразить словами: «Жил — дрожал, умирал — дрожал».
Олицетворением бескрылой и пошлой обывательщины стал щедринский премудрый пескарь – герой одноименной сказки. Смыслом жизни этого «просвещенного, умеренно-либерального» труса было самосохранение, уход от столкновений, от борьбы


Слайд 10

Так, в “Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил” писатель

Текст слайда:

Так, в “Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил” писатель показывает полную беспомощность двух генералов, оказавшихся на необитаемом острове. Несмотря на то что кругом было изобилие дичи, рыбы, плодов, они чуть не умерли с голоду, если бы не умение и находчивость мужика.     В этой сказке Салтыков-Щедрин высказывает мысль о том, что Россия держится на труде крестьянина, который, несмотря на свой природный ум и смекалку, покорно подчиняется беспомощным господам


Слайд 11

Эта же мысль развивается в сказке “Дикий помещик”. Но если

Текст слайда:

Эта же мысль развивается в сказке “Дикий помещик”. Но если генералы из предыдущей сказки оказались на необитаемом острове по воле судьбы, то помещик из этой истории все время мечтал избавиться от несносных мужиков, от которых идет дурной, холопий запах. Поэтому столбовой дворянин Урус-Кучум-Кильдибаев всячески притесняет мужиков. И вот мужицкий мир исчез. И что же? Через некоторое время “весь он оброс волосами… а когти у него сделались железными”. Помещик одичал, потому что без мужика он не способен даже обслужить себя.


Слайд 12

В сказке

Текст слайда:

В сказке «Дикий помещик» Щедрин как бы обобщил свои мысли о реформе «освобождения» крестьян, содержащиеся во всех его произведениях 60-х годов. Он ставит здесь необычайно остро проблему пореформенных взаимоотношений дворян-крепостников и окончательно разоренного реформой крестьянства


Слайд 13

Глубокая вера Салтыкова-Щедрина в скрытые силы народа

Текст слайда:

Глубокая вера Салтыкова-Щедрина в скрытые силы народа видна в сказке “Коняга”. Замученная крестьянская кляча поражает своей выносливостью и жизненной силой. Все ее существование заключается в бесконечной тяжелой работе, а тем временем сытые пустоплясы в теплом стойле удивляются ее выносливости, много рассуждают о ее мудрости, трудолюбии, здравомыслии. Скорее всего, в этой сказке Салтыкова-Щедрина подразумевается под пустоплясами интеллигенция, которая переливала из пустого в порожнее рассуждения о русском мужике, о судьбе русского народа. Очевидно, что в образе Коняги отражен крестьянин-труженик.


Слайд 14

В сказках Щедрина, как и во всем его творчестве, противостоят две социальные

Текст слайда:

В сказках Щедрина, как и во всем его творчестве, противостоят две социальные силы: трудовой народ и его эксплуататоры. Народ выступает под масками добрых и беззащитных зверей и птиц (а часто и без маски, под именем «мужик»), эксплуататоры – в образах хищников.

Сказка «Коняга» — выдающееся произведение Щедрина о бедственном положении русского крестьянства в царской России. Никогда не утихавшая боль Салтыкова-Щедрина за русского мужика, вся горечь его раздумий о судьбах своего народа, родной страны сконцентрировались в тесных границах сказки.


Слайд 15

Почти во всех сказках образ народа-мужика

Текст слайда:

Почти во всех сказках образ народа-мужика обрисован Щедриным с любовью, дышит несокрушимой мощью, благородством. Мужик честен, прям, добр, необычайно сметлив и умен. Он все может: достать пищу, сшить одежду; он покоряет стихийные силы природы, шутя переплывает «океан-море». И к поработителям своим мужик относится насмешливо, не теряя чувства собственного достоинства.


Слайд 16

Образы сказок Салтыкова-Щедрина вошли в обиход, стали нарицательными и живут в веках.

Текст слайда:

Образы сказок Салтыкова-Щедрина вошли в обиход, стали нарицательными и живут в веках. Знакомясь с ними, каждое новое поколение познает не только историю своей страны, но учится распознавать и ненавидеть те пороки человечества, которые так зло и беспощадно высмеивает Салтыков-Щедрин.


Слайд 17

Основная мысль сказки салтыкова щедрина кисель

Текст слайда:

«Сказки» — это своеобразный итог художественной деятельности писателя, так как они создавались на завершающем этапе жизненного и творческого пути.
Из 32 сказок — 28 созданы в течение четырех лет с 1882 по 1886 год.


Слайд 18

В жанре сказки наиболее ярко проявились идейные и художественные особенности щедринской

Текст слайда:

В жанре сказки наиболее ярко проявились идейные и художественные особенности щедринской сатиры: ее политическая острота и целеустремленность, реализм ее фантастики, беспощадность и глубина гротеска, лукавая искрометность юмора.
О чем же учил думать «детей изрядного возраста» Салтыков-Щедрин? 
«Дети изрядного возраста» должны возмужать и перестать быть детьми.


Слайд 19

Каковы же объекты сатиры М.Е. Салтыкова-Щедрина?правительственные круги и господствующее сословие;обывательски настроенная (либеральная) интеллигенция;бесправное положение народа в России,

Текст слайда:

Каковы же объекты сатиры
М.Е. Салтыкова-Щедрина?

правительственные круги и господствующее сословие;
обывательски настроенная (либеральная) интеллигенция;
бесправное положение народа в России, его пассивность и покорность;
бездуховность.


Слайд 20

Сатирические приемы, используемые в сказках писателем:а) Разные способы смеха:ирония - осмеяние, имеющее двойной смысл, где истинным является не

Текст слайда:

Сатирические приемы, используемые в сказках писателем:
а) Разные способы смеха:
ирония — осмеяние, имеющее двойной смысл, где истинным является не прямое высказывание, а противоположное;
сарказм — едкая и ядовитая ирония, резко изобличающая явления, особо опасные для человека и общества;
гротеск — предельно резкое преувеличение, сочетание реального и фантастического, нарушение границ правдоподобия.


Слайд 21

б) Иносказание, аллегория - иной смысл, скрытый за внешней формой. в)

Текст слайда:

б) Иносказание, аллегория — иной смысл, скрытый за внешней формой.

в) «Эзопов язык» — художественная речь, основанная на вынужденном иносказании.

г) Гипербола — чрезмерное преувеличение.


Слайд 22

Особенности образов сказки:Образы-символы;Своеобразие животных;Близость к народным сказкам;Сатирические приемы, использованные автором;Особенности композиции: вставные эпизоды, пейзаж, портрет, интерьер;Соединение фольклорного,

Текст слайда:

Особенности образов сказки:

Образы-символы;
Своеобразие животных;
Близость к народным сказкам;
Сатирические приемы, использованные автором;
Особенности композиции: вставные эпизоды, пейзаж, портрет, интерьер;
Соединение фольклорного, фантастического и реального.


Слайд 24

Сказки Салтыкова-Щедрина оказали большое воздействие на дальнейшее развитие русской литературы

Текст слайда:

Сказки Салтыкова-Щедрина оказали большое воздействие на дальнейшее развитие русской литературы и особенно жанра сатиры.
Образы сказок вошли в обиход, стали нарицательными и живут многие десятилетия, а общечеловеческие типы объектов сатиры Салтыкова-Щедрина и сегодня встречаются в нашей жизни, достаточно только попристальнее вглядеться в окружающую действительность и поразмыслить…


Слайд 25

У Салтыкова-Щедрина есть сказка-элегия

Текст слайда:

У Салтыкова-Щедрина есть сказка-элегия «Приключение с Крамольниковым». В ней автор рассказывает о себе, о своей писательской деятельности, о своих горестях и радостях, вместе с тем — и о муках русского подневольного литератора. «Крамольников был коренной пошехонский литератор. Он глубоко любил свою страну. Все силы своего ума и сердца он посвятил на то, чтобы восстанавливать в душах своих присных представление о свете и правде и поддерживать в их сердцах веру, что свет придет и мрак его не обнимет. В этом собственно и заключалась задача всей его деятельности».


Слайд 26

ЛИТЕРАТУРА.1. Николаев Д. М. Е. Салтыкова-Щедрин. Жизнь и творчество. Монография. – М., 1985.2. Салтыков-Щедрин М.Е. Сказки. – М., 1991.3. http://ru.wikipedia.4.

Текст слайда:

ЛИТЕРАТУРА.

1. Николаев Д. М. Е. Салтыкова-Щедрин. Жизнь и творчество. Монография. – М., 1985.
2. Салтыков-Щедрин М.Е. Сказки. – М., 1991.
3. http://ru.wikipedia.
4. http://lib.ru/ (Lib.Ru: Библиотека Максима Мошкова)
5. http://www.kostyor.ru/student/
6. http://www.naurok.net


Все лирические произведения Ф.И. Тютчева, их около трехсот, легко собрать в одной книге, но, по мнению Афанасия Фета, этот один сборник по содержанию и уровню мастерства может превзойти несколько томов творений иных литераторов.

История написания произведения

Стихотворение «Последняя любовь» было создано Тютчевым в период с 1852 по 1854 год. Поэт пользовался успехом у женщин, в течение жизни у него были и серьезные, продолжительные романы, и мимолетные увлечения, сопровождаемые легким флиртом. Самый первый серьезный роман возник у него еще в юношеском возрасте. Девятнадцатилетний Тютчев воспылал любовью к Амалии Крюденер. И хотя их отношения не привели семейному союзу, чувство к ней поэт испытывал на протяжении всей жизни.

Брак Федора Тютчева с Элеонорой Петерсон состоялся в 1826 году. Автор был уверен в этой женщине, в ее чувствах; к ней он испытывал восхищение и признательность. У супругов родились 3 прекрасных дочери.

Через 7 лет, в 1833 году, у поэта начались отношения с замужней дамой Эрнестиной Дернберг. Жена догадывалась об этом, но держалась достойно и сдержанно. Скандал из-за этого случился только раз, без участия Федора Ивановича, между самими женщинами. Это привело к тому, что Элеонора Федоровна вскоре ушла из жизни. Тютчев очень горевал, тосковал и мучился, переживая ее смерть. Он даже стал седым. Однако уже некоторое время спустя Тютчев и Дернберг вступили в брак и были обвенчаны. В этом семейном союзе родились 3 детей: дочь и 2 сына.

Следующий серьезный роман поэта начинается в 1850 году, когда он знакомится с подругой старшей дочери Еленой Денисьевой, и продолжается около 14 лет. Заканчиваются эти отношения, когда Елена Александровна умирает. Девушки учились в одном классе, и жена Тютчева не обращала внимание на интерес мужа к подруге их дочери. Она уже смирилась с кратковременными увлечениями супруга другими женщинами. Но через год Елена уже родила поэту ребенка.

Стих «Последняя любовь» входит в «Денисьевский цикл». Все произведения данного цикла рассказывают о непростой любви автора, уже зрелого мужчины, к юной девушке. А он называет это чувство и губительным, и одновременно светлым и спасительным.

Данное стихотворение относится к третьему периоду творчества поэта. От других стихов цикла его отличает мрачное, упадническое настроение. Произведение полно трагичности, отчаяния, сожаления и безысходности. Потому что Тютчев уже был пожилым человеком, а его любимая – молодая и красивая женщина.

Жанр, размер, направленность

Стихотворение написано в жанре элегии. Оно полно драматичных ноток, раскрывает душевное состояние автора, его терзание и сожаление.

Творческое направление автора – романтизм, и рассматриваемое произведение только лишь доказывает это. В стихотворении большое внимание отводится чувствам, эмоциям лирического героя, делается особый акцент на раскрытие его внутреннего мира.

Как и во всех романтических творениях чувства здесь важнее рассудка и разума. Кроме того, все творчество поэта Федора Тютчева в литературных кругах относят к искусству чистому – лирике, имеющей направленность на любование красотой пейзажей, на упоение чувствами, на созерцание прекрасного в окружающем мире.

В самом начале стиха стоит междометие «о», и это указывает на открытость души романтического персонажа, на его высокую эмоциональность и откровение автора перед читателями.

Во внешности героя в произведении не говорится ничего, но читателям близок и понятен его внутренний мир, вся гамма чувств раскрывается перед ними. В этом прослеживается романтическая направленность стиха.

Написано произведение в четырехстопном ямбе с пиррихиями. Имеет перекрестную рифмовку и чередующиеся мужскую и женскую рифмы.

Композиция

Стихотворение «Последняя любовь» разделено по смыслу на три части, и в состав его входят три строфы. Каждая смысловая часть (строфа) состоит из четверостишья.

В первом четверостишии после восклицания Тютчев говорит о поздней любви, как о более «нежном и суеверном» чувстве, сравнивает его с «прощальным светом», с зарею. Глагол «сияй» повторяется, и это указывает на то, что автор делится своей радостью и восторгом от видения света, но эпитет «прощальный» о многом говорит. Автор сожалеет, что скоро свет погаснет, и жизнь без любви станет темной, безрадостной и пустой.

Во второй части стиха рассказывается о том, что жизнь героя – это небо, охваченное тенью, это тяжелый, утомляющий прошедший день, вечером ставший прекрасным от озарения любовью. Здесь Тютчев также использует прием повторение.

Третья часть – это утверждение автора о том, что, несмотря на то, что человек на протяжении жизни меняется, его душа остается такой же молодой, способной любить и надеяться.

В последних строках говорится, что последняя любовь – это « и блаженство, и безнадежность». Так поэт выражает свое отчаяние.

Образы и символы

В образе лирического героя в стихотворении «Последняя любовь» выступает сам автор, и это произведение посвятил он своей возлюбленной, в нем затрагиваются реальные события их жизни. Герой уже многое повидал, испытал все в своей жизни, что можно, и тут его озарило новое чувство любви.

Тютчев, как и лирический герой, снова видит свет, жизнь наполняется смыслом. Но герой стиха уже относится к этому хрупкому чувству не так, как раньше в пору молодости. Он трепетно бережет его, боится потерять, не хочет, чтобы исчез, погас «прощальный свет» последней любви. И так же, как и автор, герой с головой погружается в это последнее чувство.

Образ любви в произведении Тютчев ассоциирует со светом, зарей. Свет – это, правда, истина, и он побеждает тьму. Человеку, как свет миру, нужна и необходима в любом возрасте любовь.

В стихотворении также присутствует образ зари. А она символизирует Христово пришествие, то есть, значит, свет вытеснит, победит тьму и будет сиять вечно, как и чувство любви на склоне жизни, которое усиливается и разрастается, наполняя жизнь смыслом и озаряя ее.

В произведении есть упоминание о западе. Запад – это символ среднего возраста, в этом возрасте находился Тютчев, когда у него был роман с Еленой Денисьевой. Отсюда можно утверждать, что герой стихотворения и поэт являются одним лицом, то есть Тютчев имеет в виду себя.

Оксюмороном «вечерний день» автор выражает свою радость на закате жизни.

Темы, проблемы, настроение

Основной темой лирического произведения является тема любви. Это стихотворение так же, как и другие его шедевры любовной лирики, проникнуто открытостью, эмоциональностью, чувственностью.

Все стихотворения «Денисьевского цикла» автор посвятил Елене Александровне Денисьевой, своей последней любви. В них можно заметить и пылкость чувств, и радость, и тревогу, и отчаяние.

Можно утверждать, что проблематика стихотворения заключена в переплетениях самых разных чувств и понятий, таких как любовь, нежность, отчаяние, бессилие перед обстоятельствами, страх, волнение. Поэт использует прием противопоставления, контраста: так юность противостоит старости, а закат дней контрастирует с ярким светом зари.

Стихотворение проникнуто благодарностью, надеждой, радостью, страхом, а также мудростью романтического героя.

Основная идея

Главной мыслью произведения «Последняя любовь» является ответ на его проблематику. После долгих колебаний автор приходит к решению – любить, хотя в тексте не пишет об этом напрямую.
Герой стихотворения – человек достаточно мудрый, опытный; он принимает такое решение осознанно, обдуманно, потому что любовь, в его понимании, — это свет, это дыхание — без них невозможно человеку жить. Также любовь оберегает, окрыляет и поддерживает нас. Именно поэтому он не отказывается от нового, неожиданно возникшего чувства.

Художественно-выразительные средства

В своем произведении Федор Иванович Тютчев использует различные изобразительно-выразительные средства, которые делают его стиль и мастерство уникальными, высокопрофессиональными, глубоко и тонко передающими его чувства и эмоции. Это следующие средства и приемы:

Лексические повторы «сияй, сияй», «продлись, продлись» и другие.

Оксюморон – «вечерний день».

Инверсированный порядок слов в произведении — «нежней мы любим и суеверней».

Олицетворение – «бродит сиянье», «полнеба обхватила тень».

Эпитеты – «прощальный свет», «последняя любовь» и другие.

Метафоры – «на склоне лет», «скудеет кровь», «заря вечерняя».

Также в стихотворении имеется риторическое восклицание: «О, ты,
последняя любовь!»

Все эти художественно-выразительные особенности помогают автору раскрыть свою душу перед читателем, показать всю глубину и остроту его чувств, передать его настроение.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

  • Основная мысль сказки репка
  • Основная мысль сказки пятеро из одного стручка
  • Основная мысль сказки пушкина сказка о рыбаке и рыбке
  • Основная мысль сказки пушкина о мертвой царевне и семи богатырях
  • Основная мысль сказки птица кахна