Основная мысль сказки репка

Предысториякак и многие другие русские сказки, в частности, колобок, сказку репка записана в шенкурском уезде архангельской губернии опубликовал в 1863

Предыстория

Как и многие другие русские сказки, в частности, «Колобок», сказку «Репка» (записана в Шенкурском уезде Архангельской губернии) опубликовал в 1863 году исследователь фольклора Александр Афанасьев в сборнике «Народные русские сказки» Том I.

Известны версии «Репки» в сборниках Ончукова («Северные сказки», 1908 – записана в Лижме Петразаводского уезда Олонецкой губернии ), Бессонова («Детские песни», 1868).

Многие писатели, среди них В. И. Даль, К. Д. Ушинский, А.Н. Толстой, переработали инвариантный сюжет и написали свои версии сказки.

В чем смысл сказки «Репка»?

Явный смысл сказки о репке

Взаимопомощь – это первое что приходит на ум, когда пытаешься раскрыть смысл сказки.  Наталкивает на это цепочное построение сказки: когда герои друг за другом, просят помощи у последующего и в итоге вместе вытягивают репку.

В сказках, построенных также по цепочному принципу у других народов, добавлены дополнительные элементы, которые раскрывают другие качества: трудолюбие и смекалистость.

В русском варианте поучительный смысл в том, что любую работу, которая кажется непосильной, можно сделать, собравшись вместе. Нужно только попросить помощи (позвал дед бабку, позвала бабка внучку и т.д).

Почему «бабка за дедку дедка за репку» и т.д?

В сказке показана иерархическая модель взаимодействия, которую важно усвоить ребенку для выстраивания отношений в коллективе и семье.

Дед – глава семьи и хозяйства позвал жену – бабку.

Внучка, как младшая в семье, обязана помогать взрослым, её позвали следующей.

Заметим, бабка позвала внучку как первую помощницу по дому, а уже потом Жучку.

Почему внучка, а не сын или дочь?

Роль дедки и бабки в сказке следующая. Кроме того, что они символизируют старшинство в семье, они заменяют неподходящих по смыслу сказки родителей внучки. Если бы в сказке вместо деда репку тянул отец внучки, т. е. человек в расцвете сил, то образ мужчины как мужа и отца был бы подорван тем, что он не смог справится с такой простой задачей – вытягивание репки. Деду не вытянуть репку незазорно – он старый и немощный.

Внучка воспитывается у дедки с бабкой – это нормальное явление того времени. Вариант, в котором вместо дедки и бабки репку тянули отец и мать внучки не подходит для модели сказки, т. к. добавляет необходимость в описании второстепенных ненужных деталей.

Если в сказке говорится о дедке и бабке, то их взрослые дети наверняка живут отдельно. Просить помощи от них – это отвлекать тех от работы и признаться в собственном бессилии. Поэтому вокруг репки сплачивается все те люди и животные, которые выражают один коллектив. На примере вытягивания репки раскрыта тема взаимовыручки, которая должна присутствовать в любом коллективе.

Почему Жучка и кошка?

Первой помощницей человека заслуженно считается собака: она и охранник дома, и пастух, и верный друг. Как писал Дж. Биллингс: «Собака — это единственное существо на земле, которое любит тебя больше, чем себя». Поэтому внучка крикнула первой собаку. В первоначальной версии сказки у Афанасьева внучке помогает собака (в дальнейших интерпретациях она получила кличку Жучка), а той помогают «пять ног». Что это за «пять ног» – местечковое понятие, аллегория или шутка – непонятно. В литературе закрепилась версия, в которой собаке помогает кошка и мышка.

Но почему собака позвала ненавистную ей кошку?

В сказке умалчивается, но совершенно точно проглядывается тема примирения собаки и кошки: заклятых врагов между собой, но одинаково необходимых человеку. Было бы сложно на фоне других животных донести важность мира и согласия в коллективе. Примирение во имя благой цели – еще один важный смысл сказки.

Ребенок, услышавший сказку должен понять важность примирения: необходимость прощать и самому уметь просить прощения.

Кроме того, в сказке нет других домашних животных, что подчеркивает бедность старика и старухи. Поэтому от того, вытянут они репку или нет зависит что будет на обеденном столе. Репа для крестьянина – второй хлеб.

Что символизирует репка?

Репка – это центральный предмет сказки. Все связано с ней. Тема взаимопомощи и примирения закручена вокруг неё. Репка символизирует главную цель для человека, настолько главную, что вокруг неё сплотились и люди и звери.

Примирение Смирение
Помощь ближнему Любовь

Примирение ведет к смирению. Взаимопомощь ведет к любви. Это две главные добродетели христианского мира. Чтобы их достигнуть необходима большая внутренняя работа. Поэтому говорят: «Царство Небесное силою берется» (Матф.11:15).

Кто такая мышка?

И, наконец, развивая тему примирения, кошка попросила другого заклятого врага о помощи – мышку. Почему помогает мышка, никогда не считавшаяся другом человека, а скорее, наоборот, – воровкой и вредителем?

Замирение кошки с мышкой залог мира мышки и человека.

Вся цепочка персонажей – это звенья примирившихся героев.

Помощь мышки оказывается той малой, но необходимой толикой, с помощью которой вытянули репку.

С другой стороны, была ли уж столь важной помощь такого маленького и слабого существа? Может быть в силе – нет. Но если каждый член коллектива чувствует поддержку, дружеское плечо, то силы могут удесятериться. Многие военные начальники вспоминали, что одерживали победы благодаря духу сплоченности. Так и здесь: желание помочь всех пришедших, сделало героев морально сильнее, сплотило их.

Миром (т. е. вместе) – герои вытащили репку.

Таким образом, сказка про репку учит нас, что нужно всегда примиряться с близкими и врагами, верить в свою цель, а также не бояться просить помощи.

Прочтений: 4 678

КОНСПЕКТЫ

 ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ Занятие 7.

ТЕМА.  Тип текста. Текст-повествование.
Характерные признаки текста-повествования. Схема построения повествовательного
текста.

ЦЕЛИ;  * ознакомить с текстом типа
«повествование», схемой построения повествовательного текста;

•             формировать умения определять
особенности текста-повествования, последовательность частей в тексте;

•             формировать умение пересказывать
повествовательный текст по плану и опорным словам;

•             развивать слоговой синтез.

ОБОРУДОВАНИЕ: серия сюжетных картинок «Репка»,
набор опорных таблиц «Текст-повествование», карточки с текстом (см. приложение
2. Карточка 1), запись на доске.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный момент

Замок откроется тогда,

Когда составишь ты слова.

Попробуй разгадать быстрее всех!

Уверена, что ждет тебя успех!

—           Сядет тот, кто из слогов составит
слово:

ка, кош

са, по, дил

ка, внуч

ка, баб

ка, мыш

—           Назовите все слова. (Кошка,
посадил, внучка, бабка, мышка.)

—           Вы узнали эту сказку? Как она
называется? («Репка»)

—           Как называются слова, по которым
можно определить тему текста, узнать сказку? (Опорные слова.)

2. Запись числа, темы занятия

3. Анализ текста русской народной сказки
«Репка»

—           Послушайте отрывок из сказки
«Репка».

«Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за
внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут —
вытащили репку!»

—           Кто написал эту сказку? Почему она
называется русской народной сказкой?

—           Давайте вспомним эту сказку. Вы ее
знали еще до школы, когда были совсем маленькие.

Логопед выставляет серию сюжетных картинок
«Репка» (см. рис. 24—31), предлагает ученикам рассмотреть их.

—           Расположите данные картинки в
правильной последовательности.

—           Как вы думаете, что мы составили с
помощью этих картинок? (План.)

—           Расскажите сказку (по серии
сюжетных картинок).

—           О чем эта сказка? Определите тему
сказки.

—           Прочитайте пословицы, подумайте,
подходят ли они к сказке?

На доске:

1.            Берись дружно, не будет грузно.

2.            Сообща и гору своротишь.

3. Работай дружней, так будет верней.

—           Определите основную мысль сказки.
(В трудном деле даже малая помощь много значит.)

—           С какого момента начинают
развиваться события? (Посадил дед репку.)

—           Что было дальше? (Выросла репка
большая-пребольшая.)

—           Для этой сказки важно не то, как
росла репка, а то, как ее тянули. Дальше рассказывается именно об этом.

—           Перечислите героев сказки, которые
вытягивали репку?

—           Как они появились? (Бабку и внучку
позвали, Жучку и кошку кликнули.) Назовите слова-синонимы. (Позвали-кликнули.)

—           Назовите слова-действия, которые
предпринимали герои этой сказки. (Тянет, тянут-потянут, вытянуть не могут.)
Какое слово постоянно повторяется в тексте?

—           Какое слово-действие используется
для того, чтобы показать результат совместных усилий героев сказки? (Вытащили.)

Вывод. Текст русской народной сказки «Репка» —
повествовательный текст, так как в нем говорится о случае, о событии, о
действиях, которые происходили друг за другом, а затем закончились.

Главная особенность повествовательного текста
— это со¬общение о развивающихся событиях и о завершении действия. Поэтому в
повествовательном тексте много слов, называющих действия предметов (глаголов).
Порядок таких слов в тексте соответствует порядку самих действий, тому, как
развивались события.

4.            Физкультминутка

—           Расскажите русскую народную сказку
«Репка», покажите, как все происходило. Один ученик пересказывает сказку (по
серии сюжетных картинок), дети инсценируют.

5.            Текст-повествование. Схема
построения повествовательного текста

•             Знакомство с текстом.
Учитель-логопед выдает каждому ребенку карточку с текстом (см. приложение 2).

Папа принес домой птенца. Лена насыпала ему
крошек. Но бедняга даже не посмотрел на еду.

Девочка вынесла клетку на улицу и поставила у
порога.

Слетелись воробьи. Вдруг одна воробьиха взяла
в клюв крошку и подлетела к птенцу. На другой день Лена бежала из школы. Она
спешила накормить воробушка. Воробьиха уже сидела на форточке.

Когда птенец подрос, Лена открыла клетку.
Воробьиха позвала птенца. Он выпорхнул в форточку и улетел.

—           Прочитайте текст. (Чтение текста
вслух 2—3 учениками.) Уточнение лексического значения слова:

ПОРОГ — поперечный брусок, закрывающий проем
между дверью и полом.

•             Анализ текста

— О чем рассказывается в тексте?

— Определите тему текста. (Текст о птенце.)

— Определите основную мысль текста. (Как
воробьиха кормила птенца.)

—           Озаглавьте. (Воробьиха спасла
птенца.) (Запись заголовка текста в тетрадь, на доске.)

—           Сколько в этом тексте частей?
Объясните свой ответ.

—           Составим план.

• Беседа по содержанию. Составление плана
текста. Языковые средства связи.

—           Прочитайте первую часть текста.

—           Откуда взялся воробей?

—           Как он вел себя у людей?

—           Это начало действия.
(Учитель-логопед прикрепляет на

доске опорную таблицу |

НАЧАЛО

—           Предложите название этой части.
(Папа принес птенца.) (Запись в тетрадь, на доске.)

—           Назовите опорные слова этой части.
(Насыпала, бедняга, не посмотрел.). (Учитель-логопед записывает опорные слова
на доске.)

—           Прочитайте вторую часть рассказа.

—           Что сделала девочка?

—           Это развитие действия.
(Учитель-логопед прикрепляет на доске опорную таблицу

РАЗВИТИЕ

—           Предложите название этой части.
(Девочка вынесла клетку.) (Запись в тетрадь, на доске.)

—           Назовите опорные слова этой части.
(Вынесла, на улицу, поставила.) (Учитель-логопед записывает опорные слова на
доске.)

—           Прочитайте третью часть текста.

—           Что произошло на улице?

—           Кто же кормил птенца?

—           Этот момент самый важный, главный
— это кульминация. (Учитель-логопед прикрепляет на доску опорную таблицу

КУЛЬМИНАЦИЯ

—           Предложите название этой части.
(Воробьиха кормит птенца.) (Запись в тетрадь, на доске.)

—           Назовите опорные слова этой части.
(Вдруг, взяла, клюв, подлетела, бежала, спешила покормить, сидела на форточке.)
(Учитель-логопед записывает опорные слова на доске.)

—           Прочитайте четвертую часть
рассказа.

—           Почему Лена не сразу выпустила
птенца из клетки?

—           Это конец действия, итог.
(Учитель-логопед прикрепляет на доске опорную таблицу

ИТОГ

Получается полная опорная таблица
«Текст-повествование

—           Предложите название этой части. (Птенец
улетел.) (Запись в тетрадь, на доске.)

—           Назовите опорные слова этой части.
(Когда подрос, открыла, позвала, выпорхнул, улетел.) (Учитель-логопед
записывает опорные слова на доске.)

—           Прочитайте текст еще раз,
посмотрите, как писатель обходит повторы.

—           Как связаны предложения в тексте?
(Птенец — ему, бедняга, воробушек.) (Логопед записывает слова на доске.)

Образец записи на доске:

ВОРОБЬИХА СПАСЛА ПТЕНЦА.

План

НАЧАЛО             Папа принес птенца.    Насыпала,
бедняга, не посмотрел

РАЗВИТИЕ         Девочка вынесла клетку.          Вынесла,
на улицу,

поставила

КУЛЬМИНАЦИЯ             Воробьиха кормит
птенца        Вдруг, взяла, клюв, подлетела, бежала, спешила покормить, сидела
на форточке

ИТОГ     Птенец улетел Когда подрос, открыла,
позвала, выпорхнул, улетел

•             Устный пересказ текста по плану,
опорным словам.

«Очень часто пересказ

Вы твердите много раз.

Это трудно — много раз.

Это нудно — много раз.

И поэтому у нас

Есть другой совет для вас.

Что рассказано? О чем?

Что за чем произошло

И к чему все привело?

Прочитайте еще раз —

И запомнится рассказ».

                    (Из книги В.В, Волиной
«Веселая грамматика».)

—           Прочитайте текст. (Учащиеся читают
про себя.)

—           По плану, опорным словам
перескажите текст. Учащиеся пересказывают. Логопед указывает на пункты плана,
опорные слова, редактирует высказывания учащихся.

•             Обобщение

—           Прочитайте опорные слова
кульминации текста. Определите часть речи. (Коллективная работа.)

—           Слова какой части речи являются
опорными в текстах-повествованиях? (Глаголы.)

—           Запомните!

Повествованием называется текст, в котором
рассказывается, повествуется о последовательных событиях. Поэтому в
повествовательном тексте опорными словами являются глаголы.

6. Итог занятия

—           О чем рассказывается в
повествовательных текстах?

—           Из каких частей состоит
текст-повествование?

—           Что такое кульминация текста?
(Кульминация текста — это самый важный, главный момент рассказа.)

—           Как составить план текста?
(Сначала прочитать текст 2—3 раза, разделить на смысловые части. Определить,
что в каждой части самое важное. Озаглавить каждую часть, записать пункты
плана.)

Что за прелесть эти сказки!История возникновенияПодготовила Двоеглазова Али...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Что за прелесть эти сказки!История возникновенияПодготовила Двоеглазова Али

    Описание слайда:

    Что за прелесть
    эти сказки!
    История возникновения
    Подготовила
    Двоеглазова Алина
    ученица 2 класса
    Антрацитовской
    ООШ № 17

  • 2 слайд

    Я хочу поведать Вам историю возникновения сказки, её происхождения. Почему я

    Описание слайда:

    Я хочу поведать Вам историю возникновения сказки, её происхождения.
    Почему я выбрала для себя эту тему? Да потому что сказки любят в любом возрасте, они всегда интересны и поучительны. Говорить о сказках можно много, а если рассматривать их по отдельности, то это вообще безграничная тема.
    Сегодня я хочу побыть исследователем и на своей волшебной лодке отправиться в путешествие по миру сказок.

  • 3 слайд

    Итак, вперёд!

    Описание слайда:

    Итак, вперёд!

  • 4 слайд

    Толковый словарь И.В.ДаляСказка – вымышленный рассказ, небывалая, даже несбыт

    Описание слайда:

    Толковый словарь И.В.Даля
    Сказка – вымышленный рассказ, небывалая, даже несбыточная повесть или сказание

  • 5 слайд

    Большая Советская ЭнциклопедияСказка – один из основных жанров фольклора, эпи

    Описание слайда:

    Большая Советская Энциклопедия
    Сказка – один из основных жанров фольклора, эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного или бытового характера с установкой на вымысел.

  • 6 слайд

    СказкиСказки о животныхВолшебные сказкиБытовые сказки

    Описание слайда:

    Сказки
    Сказки о животных
    Волшебные сказки
    Бытовые сказки

  • 7 слайд

    Сказка о животныхЭто сказка, в которой в качестве главных героев выступают жи

    Описание слайда:

    Сказка о животных
    Это сказка, в которой в качестве главных героев выступают животные, птицы, рыбы, а также предметы, растения и явления природы. В сказках о животных человек либо играет второстепенную роль, либо занимает положение,
    равноценное животному.

  • 8 слайд

    Бытовые сказки Бытовыми сказками называются такие, в основе которых лежат соб

    Описание слайда:

    Бытовые сказки
    Бытовыми сказками называются такие, в основе которых лежат события каждодневной жизни. Здесь нет чудес и фантастических образов, действуют реальные герои: муж, жена, солдат, купец, барин. Это сказки о женитьбе героев, о ленивых хозяйках, о господах и слугах, о ловких ворах и другие.

  • 9 слайд

    Волшебные сказки Волшебные сказки – особый вымысел. Ни одна волшебная сказка

    Описание слайда:

    Волшебные сказки
    Волшебные сказки – особый вымысел. Ни одна волшебная сказка не обходится без чудесного действия, без вмешательства то доброй то злой силы. В волшебных сказках рассказывается о подвигах и приключениях героев: защитить от врага родную землю, достать какой-нибудь волшебный предмет, победить Кощея, Бабу – Ягу.

  • 10 слайд

    СказкиКолобок; Репка; Царевна – Лягушка; Теремок;НародныеАвторскиеКот в сапог

    Описание слайда:

    Сказки
    Колобок;
    Репка;
    Царевна – Лягушка;
    Теремок;
    Народные
    Авторские
    Кот в сапогах;
    Двенадцать месяцев;
    Конёк – Горбунок;
    Аленький цветочек

  • 11 слайд

    Основная мысль сказкиБорьба добра со злом. Борьба ума с глупостью. Борьба спр

    Описание слайда:

    Основная мысль сказки
    Борьба добра со злом.
    Борьба ума с глупостью.
    Борьба справедливости с подлостью.

  • 12 слайд

    Композиция сказкиПрисказка Зачин Сказ Концовка.

    Описание слайда:

    Композиция сказки
    Присказка
    Зачин
    Сказ
    Концовка.

  • 13 слайд

    Герои сказокИван-царевич; Ваилиса Премудрая Дед Мороз; Алёнушка; Емеля; Елена

    Описание слайда:

    Герои сказок
    Иван-царевич;
    Ваилиса Премудрая
    Дед Мороз;
    Алёнушка;
    Емеля;
    Елена Прекрасная.

    Положительные
    Отрицательные
    Баба Яга;
    Кощей бессмертный;
    Змей Горыныч;
    Ведьма;
    Соловей Разбойник;
    Волк, лиса.

  • 14 слайд

    Вот и подходит к концу моё путешествие по сказкам. Делая эту презентацию я ещ

    Описание слайда:

    Вот и подходит к концу моё путешествие по сказкам. Делая эту презентацию я ещё раз убедился в том, что наш народ и его сказки будут жить вечно, они всегда будут нести добро и мудрость , передавая их из поколения в поколение.

    Вывод

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

Тема:
Сказки

Похожие материалы

  • Рабочая программа по литературному чтению

  • Презентация по литературному чтению на тему » В мире сказок» ( 3 класс)

  • Сообщение об авторе Бальмонт Константин Дмитриевич

  • Литературная игра «Самый умный»

  • Урок литературного чтения в 3 классе «Произведения фольклора»

  • Календарно-тематическое планирование литературное чтение по родному русскому языку 4 класс

  • «Н.Н.Носов «Телефон» 3 класс

  • «К.И.Чуковский «Телефон» 1 класс

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5435058 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «Педагогическая риторика в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС юридических направлений подготовки»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по подбору и оценке персонала (рекрутинг)»

  • Курс повышения квалификации «Страхование и актуарные расчеты»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Деятельность по хранению музейных предметов и музейных коллекций в музеях всех видов»

  • Курс профессиональной переподготовки «Метрология, стандартизация и сертификация»

  • Курс профессиональной переподготовки «Эксплуатация и обслуживание общего имущества многоквартирного дома»

  • Курс профессиональной переподготовки «Гражданско-правовые дисциплины: Теория и методика преподавания в образовательной организации»

Патриотическое воспитание через русские народные сказки для детей дошкольного возраста. «Воспитание сказкой»

Ещё недавно наше поколение, вдохновлённое победой дедов над фашизмом, ставило интересы Родины и государства выше частных. Сейчас всё в корне изменилось. Чтобы избежать это, необходимо воспитывать патриотические чувства, нравственные устои и культуру поведения у детей уже в младшем возрасте.

Основная цель: Развитие нравственно – патриотического воспитания, путём изобразительного творчества дошкольников через сказку, сказочный образ.

Задачи: . Раскрыть возможности изобразительной деятельности в развитии творческого воображения у детей при помощи сказок; . Продолжать совершенствовать умение передавать в рисунке основные черты и характерные особенности персонажей сказки; . Воспитывать нравственно – патриотическое воспитание и любовь к произведениям народного творчества.

Средства для формирования у дошкольников нравственно-патриотических принципов множество, но я решила взять в помощь именно сказку, как могучее, действенное средство нравственного — патриотического воспитания детей. Патриотическое воспитание возможно посредством любых видов народных сказок. Сказка — благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Сказка — это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем родной народ. Слушая правильно подобранную сказку, ребенок проводит параллель между собой и сказочным героем, сравнивая себя с ним. Он начинает понимать, что такие же переживания как у него, бывают и у других. А пример сказочного героя подсказывает ему выход из сложившейся ситуации и то, как именно нужно бороться со своими страхами и проблемами. Дети активно познают окружающий мир и пытаются отображать его в своей естественной деятельности, в изобразительном творчестве. Изобразительная деятельность выступает как способ выражения различных эмоций, отрицательных, негативных, или положительных, позитивных. В сказке существуют две нравственные категории – добро и зло. Соблюдение нравственных норм ассоциируется с добром. Нарушение же нравственных норм и правил, отступление от них характеризуется, как зло. Понимание этого побуждает ребенка вести себя в соответствии с нравственными требованиями общества. Народные сказки – уникальный материал, позволяющий педагогу раскрыть детям такие морально-нравственные истины, как: Сказка «О рыбаке и рыбке» Самое сильное испытание для человека – это деньги и власть. Не все могут пройти это испытание. В сказке высмеивается жадность и зло, а зло не существует само по себе, а придумано в противовес добру. Если бы старуха была чуткой и благородной, то разве мы бы узнали, как щедра и благородна Золотая рыбка? Сказка «Репка». учит трудолюбию и взаимопомощи. Здесь заложена не только мораль о том, что совместными усилиями можно добиться большего результата и успеха. Маленькая мышка из русской народной сказки служит хорошим примером, что в «командной игре» важен каждый — как дед (глава семьи), так и внучка (подрастающее поколение, которое должно помогать старшим), и даже самый маленький зверек, традиционно считающийся вредителем. Объединенная и сплоченная семья — еще один важный вывод, который можно сделать, обсуждая с ребенком прочитанную сказку. Сказка «Гуси – Лебеди» Детей сказка учит слушать взрослых, уважать родителей, помогать младшим, выручать от беды и быть добрым — на добро отвечать добром. Сказка «Лиса и журавль» помогает понять хитрость и обман Сказка учит ценить дружбу, в отношениях думать о друге, а не только о себе. Из-за эгоизма лисицы она потеряла друга. Журавль «отблагодарил» ей тем же. Недаром сказка заканчивается пословицей: как аукнется, так и откликнется. Сказка «О царе Салтане» Милосердие — один из основных качеств героев сказки. Милосерден царь Салтан, царица, их сын князь Гвидон, Царевна Лебедь. Милосердие проходит непростое испытание в прощении к раскаявшимся грешницам — ткачихе, поварихе и сватье бабе Бабарихе: «Царь на радости такой отпустил всех трех домой». Именно милосердие персонажей сказки приводит их к счастливому финалу. Сказка «Под грибом» В. Сутеева Главную мысль сказки «Под грибом» можно раскрыть с помощью краткой поговорки «Друзья познаются в беде». Ведь в жизни каждому придется и на помощь друзей рассчитывать, и руку помощи друзьям протягивать. С каждым годом найти общий язык взрослому и ребёнку всё труднее, всё хуже они понимают друг друга. И сказка сегодня, пожалуй, один из немногих оставшихся способов объединить взрослого и ребёнка. Чтение сказок должно стать доброй традицией, которая поможет создать теплую семейную атмосферу и в доме и в детском саду. Завершить хотелось бы словами В.А. Сухомлинского «Сказка развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать, а также формировать языковую культуру ребенка».

Русские
народные сказки

Цели урока: ознакомить
детей с жанром русской народной сказ­ки , признаками этого жанра; развивать
мышление, речь, формиро­вать умение передавать содержание произведения;
воспитывать  инте
pec к народному творчеству, русской словесности.

Оборудование: выставка книг
со сборниками русских народ­ных сказок, иллюстрации к сказкам, карточки с
пословицами, ви­деокассета или диафильм с русской народной сказкой; на доске —
названия  русских народных сказок.

Ход урока

I.    Орг. момент

IIПостановка
целей

На доске:

внекоторомцарствевнекоторомгосударстве

жилибылидеддабаба

жилибылистариксостарухой

—   Разделите
строчки на слова.

—  Что вы заметили?
Какие предложения получились? (Это слова из сказок. Это начало, зачин,
разных сказок.)

—   Сегодня мы
совершим увлекательное путешествие в мир рус­ских народных сказок.

III.  Актуализация
знаний

1. Рассказ
учителя.

Когда вы были
маленькими, мама или бабушка, укладывая вас спать, рассказывали вам сказки. И в
далеком прошлом, когда были маленькими ваши дедушки и бабушки, им тоже
рассказывали сказ­ки взрослые.

Сказки появились очень
давно. Создавались они самим народом. Один певец или рассказчик, напевая
сказку, передавал ее слушате­лям. Другой, пересказывая, добавлял что-то свое.
Если сказка получалась удачной, она запоминалась и передавалась «из уст в
уста». Так сказка становилась народной, имя ее автора не запоминалось. 2.
Беседа.

—   Какие первые
маленькие сказки вам запомнились с раннего детства? («Репка», «Колобок»,
«Курочка Ряба», и др.)

—   Верно. И даже вот в
такую маленькую сказку народ вклады­вал свои мечты о добре, справедливости,
безбедной жизни. В каждой народной сказке содержится мудрая мысль. Не да­ром об
этом говорится в пословице: «Сказка — ложь, да в ней…» Продолжите пословицу. (Намек,
добрым молодцам урок.)

IV. Изучение нового
материала

—  Посмотрите на
обложки книг. Какие герои, предметы вам знакомы? (Перо Жар-птицы, печь, яблоко;
Иван Царевич, Баба Яга, Колобок, Лиса, Волк, Петух и т.д.)

—   Есть ли на обложке
книги фамилия автора? (Нет.)

—   Почему? (Это
народные сказки, их автор неизвестен.)

—   Откройте первую
страницу. Что написано под названием сказки? (В обработке А.Я. Толстого.
В обработке А.Н, Афа­насьева. В пересказе А.Н. Толстого. В пересказе К.Д.
Ушинского ит.д.)

—  Что это значит?
(Эту народную сказку пересказал для нас этот  писатель.)

—   Перелистайте
страницы книги. (Дети рассматриваю книги.)

—   В вашей книге одна
сказка или несколько?

—   Книга, в которой
собраны несколько сказок, называете: сборником сказок.

—   Как нам найти
сказку, которую мы будем читать вместе (Надо открыть содержание.)

—   Найдите в
содержании книги сказку «Волк и Коза».

—   Кто обработал
сказку? (А.Н. Афанасьев.)

—  Давайте прочитаем
сказку вместе. Я буду читать слова автора. Девочки хором — слова козы, а
мальчики — слова волка.

Волк
и коза

Жила-была
коза, сделала себе в лесу избушку и нарожала деток. Часто
 уходила
коза в бор искать корму. Как только уйдет, козлятки запрут за ней избушку, а
сами никуда не выходят. Воротится коза, постучится в дверь и

запоет:

Козлятушки,
детушки,

Отопритеся,
отомкнитеся.

Ваша
мать пришла,

Молока
принесла;

Бежит
молочко по вымечку,

Из
вымечка на копытечко,

С
копытечка на сыру землю!

Козлятки
тотчас отопрут двери и впустят мать. Она покормит их и опять уйдет в бор, а
козлятки запрутся крепко-накрепко. Волк все это и подслу­шал . Выждал время, и
только коза в бор, он подошел к избушке и закричал своим толстым голосом:

Козлятушки,
детушки,

Отопритеся,
отомкнитеся.

Ваша
мать пришла,

Молока
принесла…

А
козлятки отвечают:


Слышим, слышим — не матушкин голосок!  Наша матушка поет гонким голоском.

Волк
ушел и спрятался.

Вот
приходит коза и стучится:

Козлятушки,
детушки,

Отопритеся,
отомкнитеся.

Ваша
мать пришла,

Молока
принесла;

Бежит
молочко по вымечку,

Из
вымечка на копытечко,

С
копытечка на сыру землю.

Козлятки
впустили мать и рассказали ей, как приходил к ним бирюк и хотел их поесть. Коза
накормила их и, уходя в бор, строго-настрого нака­чала: коли придет кто к
избушке и станет просить толстым голосом, того ни за что не впускать в двери.

Только
что ушла коза, волк прибежал к избе, постучался и начал причи­тывать тоненьким
голоском:

Козлятушки,
детушки,

Отопритеся,
отомкнитеся.

Ваша
мать пришла,

Молока
принесла;

Бежит
молочко по вымечку,

Из
вымечка на копытечко,

С
копытечка на сыру землю.

Козлятки
не признали волчьего голоса и отперли двери. Волк вбежал в изб
y,
разинул свою широкую пасть и бросился на бедняжек; что ни схватит, то
проглотит, — всех поел. Уцелел только один козленочек, и тот в печь забился.

Приходит
коза. Сколько ни причитывала — никто ей не отзывается. Подошла поближе к дверям
и видит, что они отворены; в избу – а там все пусто. Заглянула в печь и нашли
одного  козлёночка. Как   узнала коза  о
своей
беде, села она на лавку, начала горько плакать и причитывать:

—   Ох
вы детушки мои, козлягушки!  На что отпиралися , злому волку доставалися?

Услышал
это волк, входит в избушку и говорит козе :

—  
Эх, кума-кума! Что ты на меня грешишь! Неужели-таки я сделаю это! Пойдем-ка в
лес погуляем.

—  
Нет, кум, не до гулянья!

—  
Пойдем! — уговаривал волк.

Пошли
они в лес, нашли яму, а в той яме разбойники кашицу недавно варили, и
оставалось в ней еще довольно горячих угольев.

Коза
говорит волку:

 Кум!
Давай попробуем, кто перепрыгнет через эту яму.

Стали
прыгать. Волк прыгнул и ввалился в горячую яму; брюхо у него от огня лопнуло, и
козлята выбежали оттуда, да прыг к матери. И стали жить-поживать, ума наживать,
а лиха избывать.

— Чему учит эта сказка?
Какова ее главная мысль? Подберите

одну из пословиц на
доске:

Волков бояться — в лес
не ходить. Как аукнется, так и откликнется. Худо тому, кто добра не делает
никому.

—   Чем закончилась
сказка? Как волк был наказан за свое коварство? Прочитайте.

—   Прочитайте начало
сказки.

—   Часто начало сказки
начинается словами «жили-были». Это одна из примет народных сказок — сказочный
зачин.

—   Прочитайте
сказочную концовку — еще одну примету рус­ских народных сказок.

—   Какие еще приметы
народных сказок вы заметили в тексте?! (Старинные слова.)

—   Приведите примеры. (Воротится,
запрут, отопрут, бирюк —
I волк, причитывать, брюхо, доставалися.)

—   В сказках
встречаются устойчивые сочетания слов. Напри­мер: давным-давно,
видано-невидано. Найдите и вы в сказке «Волки Коза» такие слова. («Крепко-накрепко»,
«строго-на­строго», «жить-поживать».)

Сегодня на уроке мы
послушаем, какие еще сказки вы читали дома. Будем учиться искать признаки
народных сказок, подбирать пословицы, определять главную мысль сказки. У.
Проверка домашнего задания

—   На доске записаны
названия русских народных сказок. Какие вы читали?

Сегодня вы приготовили
пересказ наиболее понравившегося
отрывка из народных сказок. Давайте договоримся не называть сказ­ку. Пусть
ваши одноклассники сами догадаются, как она называ­ется.  На столах у вас лежат
карточки с пословицами. Прочитайте их. После ответа вашего товарища выберите ту
пословицу, которая, на  наш взгляд, наиболее точно подтверждает главную мысль
сказ­ки

Работа по карточкам
(см. приложение,).

VI.
Закрепление изученного

Какие волшебные
персонажи встретились вам в сказках? (Баба Яга, щука, Жар-птица, Сивка-бурка
и т. д.)

Волшебные сказочные
персонажи — это одна из примет народ­ных сказок. Давайте отыщем и другие
сказочные приметы. Найди-тс их в таблице и приведите примеры.

image001Волшебные предметы
Сказочный
зачин

Герои

Рифма

Сказочные               
приметы                  Наличие устаревших
слов

Троекратный повтор

Устойчивые
словосочетания

Концовка сказки

(Устаревшие
слова — «пуще», «девицы», «приговаривать», «кру­чиниться»; концовка сказки —
«стали жить-поживать и добра на­живать». Троекратный повтор — «три сына, три
желания, три ду­дочки». Устойчивые словосочетания — «видано-невидано», «накор­мила-напоила»,
«куда глаза глядят».)

Карточки
для индивидуальной работы
(см. приложение) Карточка №
3. (Рыба, волк, лиса, бык, осел, уж, сорока, заяц, свинья.)

Карточка
№8. («Морозко», «Иван-царевич и серый волк», «Ники­та-кожемяка», «Кот, петух и лиса»,
«Хаврошечка», «Дочь-семилет­ка», «Каша из топора», «Два мороза», «Лиса и заяц»,
«Сказка омолодильных яблоках и живой воде», «Маша и медведь».)

VII.
Физкультминутка

Выберите слова одного
из сказочных героев и придумайте дви­жения.

Ку-ка-ре-ку!               Петушок-петушок,

Иду на пятах,              Золотой
гребешок,

Несу
косу на плечах,       Маслена головушка

Хочу
лису посечи,            Шелкова бородушка

Слезай,
лиса, с печи,       Выгляни в окошко

Поди,
лиса, вон.             Дам тебе горошка

Я,
коза-дереза,                    Я колобок-колобок,

За три
гроша куплена,       Я по коробу скребен

 Полбока
луплено,              По сусеку метен,

Топу-топу
ногами,             На сметане мешан

Заколю
тебя рогами,           В печку сажен

Ножками
затопчу,              Я от бабушки ушел,

Хвостиком
замету.              Я от дедушки ушел,

    От тебя, зайца, подавно уйду!

VIII.
Литературная игра

1. Давайте выберем
знатока русских народных сказок. Сыграем в литературную игру. Игрок, получивший
за ответы большее количество жетонов, — победитель.

Первый
тур

Угадай, из какой сказки
этот предмет. (См. приложение.)

(1. «Репка». 2.
«Лиса и журавль». 3. «Гуси-лебеди». 4. «Курочка Ряба».
5. «Царевна-лягушка».
6. «Кот, петух и лиса» (кот вызволял  петуха гуслями.)
7. «Сказка о
молодильных яблоках и живой воде»,  «Гуси-лебеди». 8. «Сивка-бурка».
«Иван-царевич и серый волк».)

Второй
тур

Кому
принадлежат эти слова из сказки?

«Влезь ко мне в одно
ушко, а в другое вылезь — все будет сработ
ано». (Корова
«Хаврошечка»)

«Тепло ли тебе, девица,
тепло ли тебе красная». (Морозко)

«Не пей, братец,
козленочком станешь». (Аленушка)

«Фу-фу, русского духа
слыхом не слыхано, видом не видано,; нынче русский дух сам пришел». (Баба
Яга)

«Сивка-бурка, вещий
каурка, стань передо мной, как лист пе­ред травой». (Иван-дурак)

«Как выскочу, как
выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам»
J (Лиса)

«Несет меня лиса за
темные леса, за быстрые реки, за высокие горы». (Петушок)

«Козлятушки, ребятушки,
отворитеся, отопритеся, ваша мат пришла, молока принесла». (Волк)

«Вижу-вижу! Не садись
на пенек, не ешь пирожок. Неси ба­бушке, неси дедушке». (Маша)

«Ищи меня за тридевять
земель, в тридесятом царстве, в тридесятом государстве». (Царевна-лягушка)

ретий
тур

Разгадывание кроссворда
(см. приложение).

Четвертый
тур

—  
Назовите сказки, в которых главным героем была лиса. («Лиса и
журавль», «Лиса и тетерев», «Кот, петух и лиса», «Волк и лиса», «Девочка и
лиса» и т.д.)

IX. Награждение
победителей

X. Итог урока

—   Какие сказки мы
читали сегодня на уроке? (Русские народ­ные сказки.)

—   Какие признаки
русских народных сказок вы знаете? (Ска­зочные зачин и концовка, волшебные
предметы, устойчивые сочетания слов и т.д.)

XI. Домашнее
задание

В письме своему брату
Льву Сергеевичу Пушкину великий рус­ский поэт писал: «Вечером слушаю сказки — и
вознаграждаю тем
11едостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказ­ки!
Каждая есть поэма». Действительно, многие поэты и писатели в своих
воспоминаниях делятся своими первыми детскими впечат­лениями о русских народных
сказках. Народные сказки побудили
их к созданию собственных сказок. Благодаря этому мы знаем и любим
сейчас авторские, литературные, сказки Пушкина, Жуковского, Ершова, Аксакова. К
следующему уроку прочитайте одну
из сказок А.С. Пушкина.

  • Основная мысль сказки по щучьему велению для читательского дневника
  • Основная мысль сказки петр 1 и мужик
  • Основная мысль сказки ослиная шкура
  • Основная мысль сказки огниво
  • Основная мысль сказки о царе берендее