Основная мысль сказки о рыбаке и рыбке соотнести с пословицами

Цель акции далевский диктант 2021 формирование интереса к жизни и творчеству владимира ивановича даля, повышение грамотности и читательской

Цель акции «Далевский диктант – 2021» – формирование интереса к жизни и творчеству Владимира Ивановича Даля, повышение грамотности и читательской культуры, воспитание гордости за соотечественника. В 2021 году общественная организация «Луганская АССУЛ» при поддержке общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка» проводит пятую, юбилейную, Международную Общественную Акцию «Далевский диктант — 2021».

Ответы Далевский диктант 2021

Доступ к диктанту по ссылкам на сайте АССУЛ. Доступно пять категорий: 3-4 класс, 5-6 класс, 7-8 класс, 9-11 класс и взрослые. В связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции и с целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, акция проходит в онлайн-формате.

Интерактивный квест для учащихся 5-6 классов «Как хорошо Вы знакомы с биографией В.И. Даля?»

В каждом вопросе надо выбрать один правильный или соотнести данные, за каждый правильный ответ начисляется определённое количество баллов, которые суммируются.

Следует напомнить, что Даль был не только создателем знаменитого словаря, но еще и этнографом, медиком, ботаником, географом, моряком, инженером, ученым. А также весьма популярным в свое время писателем, другом А. С. Пушкина, называя себя в высшей степени скромно «учеником, собиравшим весь свой век по крупице то, что слышал от учителя своего, живого русского языка».

В каком населенном пункте родился В. И. Даль?

Кулответ: Луганский завод

В каком году был издан первый том «Толкового словаря живого великорусского языка»?

1790
1830
1861
1900

Кулответ: 1861

1-е (1863—1866) — издание Общества любителей российской словесности. В некоторых источниках указан 1861 год начала выхода словаря, так как с этого года он издавался выпусками-тетрадями, которые позже объединялись в тома.

Соедините слова, придуманные В.И.Далем, с соответствующими «чужесловами».

Аорта, Инстинкт, Нервы, Атмосфера, Эхо, Балласт, Фортепьяно

Побудок, Колоземица, Пустогруз, Тихогром, Беложилье, Зык, Царь-жила

Кулответ:

Побудок — Инстинкт
Колоземица — Атмосфера
Пустогруз — Балласт
Тихогром — Фортепьяно
Беложилье — Нервы
Зык — Эхо
Царь-жила — Аорта

В «Толковом словаре живого великорусского языка» есть очень много забавных слов.

Но их значения перепутались. Установите соответствие.

Жупеть, Расфарфориться, Хохониться, Чебурахать, Юзилище, Бобыня

Тюрьма, темница
Разодеться щегольски
Бросить, кинуть, опрокинуть с громом
Надутый, чванный, гордый, спесивый человек
Пышно, старательно наряжаться
Петь пташкою

Кулответ:

Жупеть — Петь пташкою
Расфарфориться — Разодеться щегольски
Хохониться — Пышно, старательно наряжаться
Чебурахать — Бросить, кинуть, опрокинуть с громом
Юзилище — Тюрьма, темница
Бобыня — Надутый, чванный, гордый, спесивый человек

А теперь проявите смекалку и отгадайте загадки, придуманные В.И.Далем.

Скоро ест и мелко жует, сама не глотает и другим не дает.

Кулответ: пила

Два братца в воду глядятся, век не сойдутся.

Кулответ: берега

В 1862 г. вышел в свет уникальный сборник «Пословицы русского народа», в который вошли более 30 000 пословиц, поговорок и прибауток.

Некоторые из них до сих пор используются людьми в повседневной речи. Соедините начало пословицы и ее продолжение.

Когда ищешь лису впереди, …
Хлеб соль кушай, …
Молодец на овец, …
Скучен день до вечера, …
Под лежащий камень …

… а правду слушай.
… коли делать нечего.
… то она позади.
… и вода не течет.
… а на молодца и сам овца.

Кулответ:

Когда ищешь лису впереди, … то она позади.
Хлеб соль кушай, … а правду слушай.
Молодец на овец, … а на молодца и сам овца.
Скучен день до вечера, … коли делать нечего.
Под лежащий камень … и вода не течет.

Сюжет какой сказки подсказал В. И. Даль А.С.Пушкину?

В.И.Даль был замечательным сказочником. В 1832 г. был издан сборник «Русские сказки, из предания народного изустного на грамоту гражданскую переложенные, к быту житейскому приноровленные и поговорками ходячими разукрашенные Казаком Владимиром Луганским. Пяток первый», который принес автору широкую известность. А сюжет какой сказки подсказал В. И. Даль А.С.Пушкину?

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
«Сказка о золотом петушке»
«Сказка о рыбаке и рыбке»
«Сказка о попе и о работнике его Балде»

Кулответ: «Сказка о рыбаке и рыбке»

Выберите сказки, автором которых НЕ является В. И. Даль.

«Девочка-снегурочка»
«Война грибов с ягодами»
«Алиса в стране чудес»
«Лиса и медведь»
«Снежная королева»
«Малахитовая шкатулка»

Кулответ: «Алиса в стране чудес» «Снежная королева», «Малахитовая шкатулка»

Вступление к поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» начинается словами: «У лукоморья дуб зеленый…». Что такое лукоморье?

Изба
Поле, засаженное луком
Берег моря
Озеро

Кулответ: Берег моря

Прочтите отрывок из повести о В.И. Дале «Собирал человек слова». Укажите цифры, на месте которых необходимо поставить запятые.

Подвиг Даля не укладывался в мгновение (1) и в час (2) и в месяц (3) не укладывался (4) был долог (5) упорен, — тяжелый (6) бесконечный труд.

1,3,5
2,4,6
1,2,4,5,6
1,2,3,5,6
все цифры

Кулответ: 1,2,4,5,6

Внимательно прочтите высказывание В.И. Даля о языке. В каких словах на месте пропуска следует писать НН?

«Живой народ(1)ый язык, сберегший в жизне(2)ой свежести дух, который придает языку стойкость, силу, яс(3)ость, цель(4)ость» и красоту, должен послужить источ(5)иком и сокровищ(6)ицей для развития образова(7)ой русской речи».
В. И. Даль

1,3,6
4,5
5,6
2,7
только 4
2,3,5
только 7

Кулответ: 2,7

Мы уже не первый раз освещаем Далевский диктант, остальные ищите  на страничках нашего сайта

Happy

14

Sad

Excited

26

Sleepy

1

Angry

2

Surprise

Занятие на тему: ЗОЖ для младших школьников В ГПД

Тема занятия: Путешествие в страну Здоровья

Шонина Екатерина Сергеевна ГБОУ школа №596

Цель: создание условий для формирования у учащихся представлений о правильном питании и здоровом образе жизни.

Задачи:

познакомить ребят с правилами ухода за зубами, закрепить понятия о бережном отношении и уходе за глазами;

закрепить понятия о правильном питании, о правилах личной гигиены;

способствовать развитию творческих способностей детей;

воспитывать стремление к здоровому образу жизни.

Оборудование: презентация, карточки с пословицами и загадками.

Ход занятия

— Сегодня, у нас с вами необычное занятие. Это занятие очень «полезное». Мы на таких занятиях будем говорить о здоровье и обо всем, что с ним связано. И сегодня, вы узнаете, как попасть в страну здоровья.

Получен от природы дар –

Не мяч и не воздушный шар.

Не глобус это, не арбуз –

Здоровье. Очень хрупкий груз.

Чтоб жизнь счастливую прожить,

Здоровье нужно сохранить.

А как? Сейчас я вам скажу,

Что знаю сам – все расскажу.

— И в этом мне помогут ваши любимые мультяшки – СМЕШАРИКИ

— Для путешествия нам необходимо выбрать вид транспорта. Угадайте, на чем мы отправимся путешествовать?

Дом по улице идет,

На работу нас везет.

Не на курьих тонких ножках,

А в резиновых сапожках. (автобус)

— Занимаем свои места, отъезжаем (усаживаются, поправляю их посадку за партами). Нашими спутниками будут Нюша и Бараш.

А девизом нашей команды будет:

Мы умеем думать,

Мы умеем рассуждать,

Что полезно для здоровья,

То и будем выбирать! — А чтоб нам было не скучно ехать, мы с вами немного поиграем:

Чтобы попасть поскорее в Страну Здоровья, нужно поучаствовать в необычных конкурсах.

Конкурс 1. «Народная мудрость»

Составить из рассыпанных слов — карточек пословицы, объяснить их смысл. «Здоровый человек — богатый человек»

 «Чистым жить — здоровым быть»

 «В здоровом теле — здоровый дух»

 «Здоровье дороже золота»

Конкурс 2. «Загадки»

Два соседа — непоседы.

День на работе. Ночь на отдыхе (глаза)

Ношу их много лет.

А счёту им не знаю (волосы)

Всю жизнь ходят в обгонку,

А догнать друг друга не могут (ноги)

Оно намного меньше нас,

А работает всякий час (сердце)

Между двух светил

 В середине я один (нос)

У пяти братьев одна работа (пальцы)

Конкурс 3. «Что? Где? Когда?»

1 .Что это за лекарство, которое слушают? (Музыка)

2. Что на свете дороже всего? (Здоровье)

3. Что никогда не лень делать? (Дышать)

— Итак, первая остановка «улица Чистых рук».

Встречает нас здесь Ежик.

Разве вы не видели на руках грязь?

А в грязи живет зараза, незаметная для глаз!

Если, руки не помыв, пообедать сели вы,

Вся зараза эта к вам отправится в живот!

— Что же нам необходимо, чтобы такого не произошло?

— Мыло, полотенце, вода.

— Совершенно верно. Нужно строго соблюдать гигиену рук и ногтей, чтобы не заразиться инфекционными заболеваниями, которые передаются через грязные руки. Обязательно мойте руки с мылом теплой водой. Если кожа рук сухая, то обязательно смажьте их кремом.

Оздоровительная минутка.

Правой рукой помассируйте каждый палец левой руки. То же сделайте с правой рукой. Старайтесь уделить внимание каждому суставчику, тщательно его растирая. Пальцы рук связаны с мозгом и внутренними органами. Массаж

 большого пальца повышает деятельность головного мозга,

указательного – улучшает работу желудка,

среднего – кишечника и позвоночника,

безымянного – печени,

мизинец помогает работе сердца.

То же самое делайте дома со стопами.

— Ребята, о наших ручках существует много пословиц, поговорок. Попробуем объяснить смысл некоторых.

1. Глаза боятся, а руки делают.(Когда начинаешь большое дело, бывает страшно, но стоит приступить к работе, как успокаиваешься и видишь, что начинает получаться. Обычно так подбадривают друг друга, приступая к работе, или радуются ее благополучному окончанию.)

2.Золотые руки. (Ловкие, быстрые, умелые руки.)

3.Без него, как без рук. (важность какого-то предмета).

4.У меня руки связаны. (человек, который ничего не может делать).

Продолжаем наше путешествие, а пока мы едем дальше, отгадаем загадку.

Брат с братом через дорожку живут,

А друг друга не видят.

— А попадаем мы на остановку «Глазной переулок».

Глаза – это наши помощники. Они помогаю нам видеть, ориентироваться, искать пищу, читать, писать. Глаза есть у всех: у птиц, у рыб, у зверей, у насекомых, но все животные видят по-разному. Пчела видит хуже человека в сто раз, ее глаз состоит из маленьких глазков. Плохо видят и рыбы. К тому же они видят все в сером цвете. А у крота глаза заросли кожей. Ведь он ведет подземный образ жизни и глаза ему не нужны. Самые зоркие существа – птицы! Они видят в восемь раз лучше человека.

Пусть человек не такой зоркий, и в темноте он не видит, как сова, но глаза – наши главные помощники и их надо беречь.

Что же полезно и вредно для наших глаз?

Игра «Полезно-вредно»

— читать лежа

— смотреть на яркий свет

— смотреть телевизор с близкого расстояния

— оберегать глаза от ударов

— промывать по утрам глаза

— тереть глаза грязными руками

— читать при хорошем освещении

Зарядка для глаз.

Посмотрите, какая красота вокруг (круговые вращения глазами, то в одну, то в другую сторону).

А теперь поморгали глазами, как бабочки крылышками.

Посмотрите вдаль (в окно), а теперь близко.

Закрыли глазки и постояли с закрытыми глазами.

Открыли глаза. Не забывайте эти упражнения и выполняйте их, тогда ваше зрение будет отличным.

Продолжаем наше путешествие и попадаем на «Зубной проспект»

Посмотрите, какая грустная Нюша, она что-то рассказывает своим друзьям

 Плохо стало жить мне вдруг:

Разболелся сильно зуб!

Нету мочи никакой,

Надо зуб лечить больной.

— Как вы думаете, почему болели зубы у Нюши? (Зуб поврежден, в нем дырочка).

— Почему появилось повреждение? (Нюша ела много сладкого – с Барашем они съели торт.)

— Как называют врача, который лечит зубы, который поможет Нюше?

Запомни!

— Чисть зубы два раза в день – утром и вечером.

— Меньше ешь сладкого, больше овощей и фруктов.

— Если разболелся зуб – сразу иди к врачу.

Следующая остановка. Кафе «Приятного аппетита»

— Мы поговорим о вредной и полезной пище. Прежде, чем за стол нам сесть, мы подумаем, что съесть.(Учитель называет еду, ребята выбирают группу и по щелчку проверяем)

— Выберите и разложите по корзинам полезные для организма продукты (работа на доске цветными мелками) Объясните своё мнение.

Рыба, жевательная резинка, чипсы, кефир, геркулес, напиток «Кола», морковь, лук, торты, яблоки, гречка, конфеты, молоко.

— Что же нового для себя вы узнали из путешествия?

— И чтобы вам было легче запомнить эти правила и использовать их в жизни, мы с вами сделаем брошюрку-напоминалку. Но для этого нам надо вспомнить по порядку, какие правила мы сегодня с вами узнали?

В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ ЗДОРОВЫЙ ДУХ.

Игра-путешествие «По страницам любимых сказок»

(игровое занятие в группе продлённого дня

с использованием элементов технологии «Критическое мышление»

и компьютерных технологий)

«Сказка ложь, да в ней намёк!

 Добрым молодцам урок»

(А.С.Пушкин)

   Цель: обобщить и систематизировать знания по теме «Сказки», вызвать у детей положительные эмоции, привить интерес к сказкам.

  Задачи:

1.     Обучающие: научить задавать вопросы, формулировать собственные цели, выражать новые идеи и информацию собственными словами, самостоятельно выстраивать причинно-следственные связи, слушать друг друга, любить сказки.

2.     Образовательные: дать понятие о видах сказок, расширить знания о писателях-сказочниках и их произведениях, увеличить словарный запас.

3.     Развивающие: развивать речь, внимание, память, фантазию, воображение, смекалку, эрудицию.

4.     Воспитательные: создание благоприятной обстановки коллективной и состязательной работы детей.

  Оборудование: коллекция слайдов со звуковыми эффектами, раздаточный материал, предметы для определения их принадлежности к сказкам, выставка книг-сказок, призы.

   Ход игры

   Воспитатель:

   Ребята, вы любите сказки?

   Вы уже знаете много сказок. И вот мы собрались, чтобы ещё раз вспомнить любимые сказки, узнать, кто из вас знает больше сказок.

   Сегодня мы совершим путешествие на весёлом экспрессе по страницам любимых сказок, попробуем узнать по портретам любимых писателей-сказочников, вспомним, какие виды сказок вы знаете, сделаем остановки на станциях «Разминка», «Кроссвордная», «Математическая», «Угадайка», «Сказочный ларец», «Сочиня-лово». Закончим путешествие на станции «Заветные желания».

   Итак, садитесь поудобнее. Наше путешествие начинается.

   Слайд №1 (звучит фрагмент песни «Голубой вагон», едет весёлый экспресс, на экране появляются слова из сказки Пушкина).

   Ребята, для нас давно стали привычными автомобили, самолёты, космические корабли. Захотел перенестись на край света – включил телевизор – и ты на северном полюсе, переключил канал – и ты в пустыне Африки, вставил диск в видео-магнитофон – и ты в космосе. В реальной жизни и так достаточно чудес.

   Но почему люди до сих пор сочиняют сказки? (Дети высказывают свои мнения).

   Дело в том, что все взрослые когда-то были детьми, а детям обязательно рассказывают сказки. И что бы мы ни изобрели, куда бы нас не забросила судьба, — сказки детства остаются с нами навсегда.

   Слайд №2 (звучит фрагмент песни из мультфильма «Пластилиновая ворона», на экране – коллаж книг-сказок).

http://ext.spb.ru/images/ternikova/ternikova1.jpg

   Посмотрите на книги, которые стоят на нашей выставке.

   Вспомните, какие сказки вам уже знакомы? (Дети называют известные им сказки и авторов).

   А чем отличаются сказки от других произведений?

   В сказках могут говорить и звери, и растения. С ними происходят необычайные приключения.

   А кто пишет сказки? (Писатели-сказочники и народ).

   Слайд №3 (схема: «Сказки пишут…»).

http://ext.spb.ru/images/ternikova/2ternikova.jpg

   Как называются сказки, написанные народом? (Народными).

   Ребята, а вы знаете, на какие группы можно разделить сказки? (Дети пытаются самостоятельно найти признаки, по которым сказки разделяются на группы. Воспитатель фиксирует идеи детей на доске).

   Слайд №4 (схема: «Виды сказок»).

http://ext.spb.ru/images/ternikova/3_ternikova.jpg

   Сказки делятся на бытовые, волшебные, о животных и другие.

   В бытовых сказках говорится о бедных и богатых, высмеивается лень, жадность, прославляется ум и смекалка простых людей. В волшебных сказках рассказывается о подвигах и приключениях героев. В них есть присказки, концовки. Часто приключения героев повторяются 3 раза. В сказках о животных главные действующие лица – животные.

   Каких писателей-сказочников вы знаете? (Дети вспоминают фамилии писателей-сказочников).

   Слайд №5 (портреты писателей-сказочников).

http://ext.spb.ru/images/ternikova/4ternikova.jpg

   На экране высвечиваются портреты писателей. Дети пытаются вспомнить или угадать имена, отчества и фамилии сказочников.

   По щелчку мышки на экране появляются имена, отчества и фамилии сказочников. Детям даётся задание вспомнить сказки, написанные этими писателями.

   Бианки Виталий Валентинович (1894-1959). «Лесная газета на каждый год», «Лесные были и небылицы», «Мышонок Пик».

   Аксаков Сергей Тимофеевич (1791-1859). «Аленький цветочек».

   Андерсен Ганс Христиан (1805-1875). «Огниво», «Стойкий оловянный солдатик», «Дюймовочка», «Гадкий утёнок», «Русалочка», «Снежная королева», «Оле-Лукойе».

   Братья Гримм: Вильгельм (1787-1859) и Якоб (1785-1863). «Храбрый портняжка»,  «Бременские музыканты», «Детские и семейные сказки» (сборник 200 сказок).

   Катаев Валентин Петрович (1897-1984). «Цветик-семицветик», «Дудочка и кув-шинчик».

   Михалков Сергей Владимирович (р.1913). «Дядя Стёпа», «А что у вас?».

   Чуковский Корней Иванович (1882-1969). «Мойдодыр», «Тараканище», «Муха-цокотуха», «Айболит».

   Линдгрен Астрид (1907-2002). «Малыш и Карлсон», «Пеппи Длинныйчулок».

   Пушкин Александр Сергеевич (1799-1837). «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», «Руслан и Людмила», «Сказка о попе и работнике его Балде».

   Воспитатель:

   Молодцы, ребята! А сейчас – разминка. Я буду задавать вопросы, а вы будете находить на их ответы и называть всех действующих лиц, которые встречаются в вопросе.

   Слайды №6 и 7 (вопросы, фрагмент мультфильма «Колобок», коллаж картинок-подсказок.

http://ext.spb.ru/images/ternikova/5ternikova.jpg

   Вопрос 1 (воспитатель читает вопрос, дети пытаются ответить; в помощь по щелчку мышки включается фрагмент мультфильма)

   Трое пытались поймать того, кто оставил без пищи двух стариков, но этот тип трижды уходил от них. А четвёртый преследователь, прикинувшись глухим, поймал … Кого? (колобка).

   Вопросы 2-5 меняются по щелчку мыши.

http://ext.spb.ru/images/ternikova/6ternikova.jpg

   2. Сообразительное домашнее животное выводит в люди своего хозяина-простака. Какую обувь предпочитал носить этот зверь? (сапоги).

   3. Муж обожает свою жену, но сжигает её скромный наряд. Жену похищает неизвестный. Кто он? (Кощей Бессмертный).

   4. Найдя клад, дама покупает новый бытовой прибор и приглашает множество гостей. Однако в сложной ситуации неблагодарные гости не захотели помочь хозяйке. Кто её выручил? (комар).

   5. Какая бедная домохозяйка достигла высокого положения и богатства, однако, зазнавшись, оскорбила своего спонсора и вновь обеднела? (старуха из сказки о золотой рыбке).

   Молодцы! Наше путешествие продолжается. Мы отправляемся на станцию «Кроссвордная» (По щелчку мыши едет паровозик. Звучит отрывок из песни «Голубой вагон»).

   Слайд №8 (Станция «Кроссвордная». На экране кроссвордная сетка и вопросы; ответы высвечиваются в строчках по щелчку).

http://ext.spb.ru/images/ternikova/7ternikova.jpg

 Воспитатель выдаёт маршрутные листы, по которым в конце игры жюри будет подводить итоги и выявлять победителей. За каждое правильно выполненное задание начисляется по 1 баллу.

   Если правильно отгадаете кроссворд, то узнаете название овоща большого-пребольшого размера.

1С

К

О

Р

О

Х

О

Д

Ы

1. Сапоги для быстрого передвижения.

2П

Р

О

П

Е

Л

Л

Е

Р

2. Экологически чистый вид транспорта, который 

    заводится с полбанки варенья.

3С

Т

У

П

А

3. Аппарат, на котором Баба-Яга совершает полёты.

4К

О

В

Ё

Р

4. Предмет домашнего обихода, заменяющий самолёт.

5К

А

Р

Е

Т

А

5. Транспортное средство, легко превращающееся в тыкву.

   Теперь мы отправляемся на станцию «Математическая». На этой станции мы будем решать необычные задачи. Их условиями служат отрывки из знакомых и незнакомых вам сказок. А вопросы связаны с числами, которые встречаются в текстах сказок разных народов.

   Слайд №9 (паровозик едет под музыку из мультфильма «Голубой вагон»).

   Слайд №10 (на экране иллюстрации к шести сказкам).

http://ext.spb.ru/images/ternikova/8ternikova.jpg

   Сейчас мы вместе с вами ответим на вопросы к четырём сказкам. А ответы на вопросы к двум оставшимся сказкам вы напишете на маршрутных листах. Чтобы заработать больше баллов, вам нужно придумать к задачам-сказкам свои вопросы. За каждый вопрос – 1 балл.

1. «Если от четырёх отнять четыре»

(казахская сказка)

   Когда-то ходжа учился в школе.

   – Что останется, если от четырёх отнять четыре? – спросил его учитель. Ходжа задумался.

   – Давай решим это на примере, — сказал учитель. – Пускай у тебя в кармане будет четыре монетки, и они выпадут. Что же тогда останется в кармане?

   – Дырка, – ответил ходжа.

   ?Сколько будет, если от четырёх отнять четыре?

2. «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо»

(из русской сказки)

   (Иван – крестьянский сын и его братья сторожат переправу, чтобы чудо-юдо, змей многоглавый, не перешёл мост. Беспечные братья спят, в то время как Иван сражается с чудовищем.)

   Вдруг на реке воды взволновались, на дубах орлы раскричались – подъезжает чудо-юдо девятиголовое. Только на Калиновый мост въехало – конь под ним споткнулся…

   Как взмахнул Иван своим булатным мечом раз-другой, так и снёс у чуда-юда шесть голов.

   ?1. Сколько голов осталось у чуда-юда?

      2. Во сколько раз Иван срубил больше голов, чем их осталось у чуда-юда?

3. «Как Лиса с Волком наперегонки считали»

(латышская сказка)

   Решили раз Лиса с Волком наперегонки считать: кто первый до десяти сосчитает. Принялся Волк считать:

   – Один, два, три, четыре…

   А лиса тем временем так считала:

   – Один – пять, два – пять, вот и десять!

   Так Лиса Волка обогнала.

   ?Посчитайте до пятидесяти по способу, предложенному Лисой.

4. «Джек и золотая табакерка»

(из английской сказки)

   (Юноше Джеку в наследство от отца досталась волшебная золотая табакерка, с помощью которой можно было выполнить любое желание. Табакерку у него похищают, но с помощью друзей – орла, мышонка и лягушонка – Джек получает её снова. Друзья летят на орле над морем, и табакерка падает в воду.)

   – Ну, Джек, – сказал лягушонок. – Так я и знал, что тоже пригожусь. Пусти меня – я спрыгну в море!

   Джек выпустил его, и лягушонок пробыл под водой ровно три дня и три ночи.

   ?Сколько суток пробыл лягушонок под водой? Сколько часов?

   (Пятая и шестая задачи даются на маршрутном листе)

Фрагмент маршрутного листа

Станция «Математическая»

   Придумайте как можно больше дополнительных вопросов к задачам (по 1 баллу за каждый вопрос).

5. «Кот – серый лоб, козёл да баран»

(из русской сказки)

   Кот, козёл и баран сбежали от своих хозяев. Настала ночь, они развели костёр. На огонёк зашёл дружелюбный медведь. Стали они вчетвером делить тёмную ночь: медведь под стогом, кот на стогу, а козёл с бараном у костра. Вдруг идут семь серых волков и один белый, и прямо к стогу.

Сколько всего было диких и домашних животных?

На сколько серых волков больше, чем белых?

6. «Иван Туртыгин»

(из русской сказки)

   Царевна гуляла в саду, поднялся вихрь и унёс её к Горынычу. Мастеровой человек Иван Туртыгин взялся её освободить. Долго шёл он путём-дорогой, да и устал. Повстречался ему Заплетай Заплетаич – сорок рук, сорок ног – и облапил его, и не может никак отодраться.

Во сколько раз у Заплетая Заплетаича больше рук и ног, чем у человека?

На сколько больше ног у Заплетая Заплетаича, чем у человека?

   А сейчас мы отправляемся на станцию «Музыкальная». На ней – звуковые фрагменты песенок из мультфильмов-сказок. Определите, какие сказочные герои их исполняют.

   Слайд №11 (едет паровозик).

   Слайд №12 (станция «Музыкальная». На экране – иллюстрации-подсказки).

http://ext.spb.ru/images/ternikova/9ternikova.jpg

   Дети угадывают персонажей сказок (Баба-Яга, Винни-Пух, король, водяной, Бременские музыканты).

   Молодцы! Следующая станция – «Угадайка». На этой станции по иллюстрациям и отрывкам из сказок нужно угадать их названия и авторов.

Слайды №13 и 14 (едет паровозик; станция «Угадайка». Воспитатель зачи-тывает отрывки из сказок).

http://ext.spb.ru/images/ternikova/10ternikova.jpg

   Впереди нас ждёт станция «Сказочный ларец». На этой станции мы будем определять принадлежность того или иного сказочного предмета к сказкам.

   Слайды №15 и 16 (едет паровозик; станция «Сказочный ларец»).

http://ext.spb.ru/images/ternikova/11ternikova.jpg

   Воспитатель показывает различные предметы, которые расположены на выставке. Дети произносят названия сказок.

   Задание 1. Определите принадлежность того или иного сказочного предмета к сказкам.

1.     Гребень (превращается в густой лес во многих сказах – «Гуси-лебеди» и др.)

2.     Деревянная ложка («Жихарка», «Три медведя»)

3.     Дудочка («Семь Симеонов», сказка о Нильсе, «Дудочка и кувшинчик»)

4.     Зайчик («Колобок», «Лиса и заяц», «Заяц-хваста», «Теремок»)

5.     Зеркало («Сказка о мёртвой царевне …», «Снежная королева»)

6.     Игла («Царевна-лягушка», «Храбрый портняжка»)

7.     Кольцо («Двенадцать месяцев», «Волшебное колечко»)

8.     Корова («Хаврошечка», «Каникулы в Простоквашино»)

9.     Кувшин («Лиса и журавль», «Дудочка и кувшинчик»)

10.     Рыба («Сказка о рыбаке и рыбке», «По щучьему велению», «Златовласка»)

11.     Топор («Каша из топора»)

12.     Утка («Серая шейка», «Хромая уточка», «Лягушка-путешественница»)

13.     Яблоко («Сказка о мёртвой царевне …», «Гуси-лебеди», «Хаврошечка», «Молодильные яблоки»)

14.     Яйцо («Курочка Ряба», «Царевна-лягушка»)

   Задание 2. Я буду задавать вопросы, а вы быстро отвечайте. Готовы?

1.     Цветик-… (семицветик)

2.     Меч-… (кладенец)

3.     Палочка-… (выручалочка)

4.     Шапка-… (невидимка)

5.     Сапоги-… (скороходы)

6.     Одолень-… (трава)

7.     Гусли-… (самогуды)

   Теперь мы отправимся на станцию «Сочинялово». Здесь из кусочков текста нужно сложить фрагмент сказки и сочинить концовку (2-3 предложения).

   Слайды №17 и 18 (едет паровозик; станция «Сочинялово». Звучит музыка Шопена).

   Маршрутные листы передаются жюри.

   Молодцы, ребята! Скоро заканчивается наше путешествие по сказочной стране.

   Вспомните, откуда появился удивительный цветок, каждый лепесток которого может выполнить любое желание. (Ответы детей).

   Верно, это Цветик-семицветик, а придумал его Валентин Катаев.

   Сейчас каждый из вас получит по лепестку от Цветика-семицветика. На этих лепестках написаны вопросы, которые помогут вам выразить свои мысли и идеи собственными словами. Напишите на лепестке своё заветное желание – такое, от которого всем бы стало весело.

   Вопросы:

1.     Что понравилось тебе на сегодняшней игре?

2.     Что ты хотел бы получить в подарок на день рождения?

3.     Объясни, почему в сказках всегда побеждает добро?

4.     Предположи, что будет, если люди перестанут сочинять сказки?

5.     На какие современные предметы похожи сказочные?

6.     В чём различие между сказочными героями и обычными людьми?

7.     Что бы ты сделал, если бы у тебя была волшебная палочка?

И т.д.

   Ребята отвечают на вопросы и зачитывают пожелания.

   Ребята, от ваших пожеланий стало теплей и светлей вокруг. А самое главное то, что мы сами, без волшебной палочки, можем выполнять свои желания. Все наши мечты осуществятся, если мы будем помогать друг другу и относиться друг к другу по-доброму.

   Подведение итогов:

1.     Жюри определяет знатоков сказок.

2.     Награждение.

   Я хочу закончить наше путешествие стихами:

У тебя друзей немало,

И живут они вокруг,

Но из всех друзей хороших

Книга – самый лучший друг!

Книга – друг твой и товарищ,

Мы берём её везде,

Ведь она тебе поможет

И в учёбе, и в труде.

Мы идём в библиотеку,

Чтоб побольше почитать.

Настоящим человеком

Помогает книга стать!

Этапы урока

Время на этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 этап. Орг. момент.

2 этап. Речевая разминка.

3 этап. Самоопределение к деятельности.

4 этап. Изучение нового материала. Работа с текстом произведения.

5 этап. Работа над содержанием текста.

6 этап. Итог урока

7 этап. Рефлексия.

8 этап. Домашнее задание.

2 минуты

3 минуты

7 минут

15 минут

10 минут

3 минуты

2 минуты

-Добрый день, ребята! Присаживайтесь. Меня зовут Екатерина Сергеевна. Я проведу у вас урок литературного чтения.

-Человеческая доброта — самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение. Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.

-Проведем речевую разминку. Для чего она нужна?  (Ответы детей).

Фотограф.

Нелегко снимать зверей.

Заяц просит: «Поскорей»!

Мышь пищит: « Боюсь немножко,

Что увидит снимок кошка».

«Уколю,- грозится ёж,-

Если снимок не пришлешь».

Валентин Дмитриевич Берестов

Прочитайте про себя, вслух выразительно, по ролям (в парах).

— Ребята, сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством Льва Николаевича Толстого.

— А сообщение о нём нам подготовила …(один ученик рассказывает биографию).

       Лев Николаевич родился в 1828 году – почти 200 лет назад.  Он принадлежал к богатому и знатному дворянскому роду Детские годы провёл в деревне Ясная Поляна. Мать умерла, когда Толстому не было 2-х лет. У него было три брата и одна сестра, их воспитанием занялась дальняя родственница. Толстой изучал историю, музыку, медицину, рисование. Но самое главное, он очень любил детей. Тогда ещё очень мало было школ, дети бедных людей не могли учиться. Толстой открыл в Ясной Поляне школу, написал учебник для детей и сам учил их. 
    Смолоду Л. Н. Толстой любил физические упражнения. Он был сильным, здоровым и крепким человеком. В 67 лет он выучился кататься на велосипеде. Любил продолжительные прогулки пешком, превосходно ездил верхом.  Всю свою жизнь он трудился, увлекался простым физическим трудом, пахал землю, писал книги.

      Умер Толстой в 1910 году. Известно, что Толстой умер не в Ясной Поляне. За несколько дней до кончины он навсегда покинул свой дом, чтобы остаток своей жизни провести где-нибудь в глуши, в простой крестьянской избе. По его просьбе похоронен был в Ясной поляне. Он прожил 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всём мире. Полное собрание сочинений составляет 90 томов!

-Сегодня мы познакомимся с еще одним произведением Л.Н. Толстого.

— Постарайтесь отгадать название

JRZU ПLVYРЫGSЖWVNОК (выбрать русские буквы)

— Обратите внимание на подзаголовок «быль». Как вы его понимаете?

— Можно ли по названию сделать предположение, о чем это произведение?

— Что означает слово “прыжок”?

— А как вы думаете, легко ли совершить прыжок?

-Прежде чем познакомиться с произведением, давайте познакомимся с новыми словами.

Мачта- стоячее бревно на судне для подъёма парусов.

Палуба-пол на корабле

Каюта-комната на корабле

Перекладина-доска, положенная поперёк для перехода.

Аршин- старорусская мера длины, равная 71 см

Два аршина — около полутора метров. (Показать)

Вдребезги- разлететься на мелкие осколки.

Раззадорилась, разобрал задор — возбуждение

Вы знали, что первые корабли – небольшие деревянные суда различной формы, приводимые в движение с помощью вёсел, появились за долго до нашей эры в Египте, на Крите, в Древней Греции и в Древнем Риме. В V веке до н. э. появились корабли с несколькими рядами вёсел. Экипаж крупного корабля насчитывал несколько сот человек. В VІI в. в Венеции был создан более быстроходный корабль – галера. Она имела длину 40 – 50 м, ширину 6 м, один ряд вёсел, экипаж до 450 человек, развивала скорость 7 узлов (13 км/ч). Кроме вёсел, были две мачты с косыми парусами. Переход от гребного к парусному флоту осуществлялся, вплоть до XVII-XVIII вв. На мачтах были перекладины, на которых крепились паруса. От перекладины к перекладине протягивалось множество канатов, веревочных лесенок.

-Кто главный на корабле?

-Какую роль на корабле выполняет капитан?

  1. Первичное чтение текста.

-Я прочту вам произведение, а вы подумайте из-за чего мальчик совершил прыжок. Договорились?

Выразительное чтение рассказа учителем.

  1. Комментированное чтение рассказа по абзацам.

— Во время чтения мы будем останавливаться и обсуждать прочитанное. Сели ровно, выпрямились и приготовились следить по тексту.

Почему автору в начале рассказа важно сообщить, что была хорошая погода, и что корабль возвращался из кругосветного путешествия?

— Как вы думаете, откуда на корабле взялась обезьяна?

-Как понимаете выражение «еще больше расходилась»?

-Как подшутила обезьяна над сыном капитана?

— Что она сделала со шляпой?

-Как повел себя мальчик?

— Что раззадорило мальчика?

— Что в это время происходило на палубе?

-Что предпринял капитан для спасения сына?

— Каков жанр произведения? (Рассказ)

— Какие мысли и чувства вызвал у вас этот рассказ?

— Из-за чего мальчик совершил прыжок? (Проблемный вопрос)

— Почему мальчик залез на мачту корабля?

— Какие чувства при этом испытал мальчик?

— Найдите в тексте слова, описывающие его действия на этот момент

— Что мы знаем про мальчика?

— Как вы думаете, для чего автор прежде всего указал, что мальчик — сын капитана, а например не назвал его имя?

— Кто был виноват, что мальчик оказался в опасной ситуации?  

(подвести детей к тому, что обезьяна лишь повод для конфликта между матросами и мальчиком. Ведь он был сыном капитана, а его подчинённые над ним смеялись.)

-Сознавал ли мальчик ли мальчик свои действия, когда ступил на перекладину?

-Какие чувства овладели мальчиком?

— Изменилось ли отношение окружающих к проделкам обезьяны и поведению мальчика? В какой момент это произошло? Почему?

-Какие слова из текста описывают, что отношение окружающих изменилось к происходящему?

— Какая опасность подстерегала мальчика?

— Кто же спас его?

— Каким образом он сделал это? Прочитайте отрывок.

— О какой черте характера говорит поступок капитана?

— Как вы думаете, почему капитан заплакал?

— Когда вы переживали за мальчика? (Ответы детей)

— Какие черты характера присущи мальчику?

— Почему в конце рассказа ничего не говориться об обезьяне? 

— С каким произведением мы знакомились сегодня на уроке?

-Как вы думаете, почему рассказ называется «Прыжок»?

— Какая главная мысль рассказа Л. Н. Толстого «Прыжок»?  Чему учит произведение?

— Мы с вами нашли главную мысль рассказа, мало возможно, что мы окажемся на корабле, а в жизни может нам пригодиться данный вывод?

 -Выскажите своё отношением к уроку, дополнив любую фразу.

— Мне захотелось…

— Я задумался…

— Я понял (а)…

— Я почувствовал (а)…

— Я бы поставил (а)…

— А сейчас сами оцените свою работу на уроке:

Отлично работал, и многое понял – зелёный парус.

Хорошо работал – жёлтый парус.

Остались ещё вопросы и к автору, и к себе – красный парус. (На партах лежат листочки с нарисованными корабликами, раскрасить парус)

— От чьего имени ведётся повествование. А если пересказывать текст от лица мальчика, какое местоимение нужно использовать? (Я)

Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Прыжок» от имени мальчика.

Улыбаются друг другу

-Чтобы говорить четко.

-ПРЫЖОК.

-Быль – то, что было; рассказ о действительном происшествии.

-Нет.

епродолжительный взлет в воздух

— Не всегда, ведь прыжки бывают разные.

-Капитан.

-Руководит и следит за всем.

-Да.

-Эти детали помогают понять настроение людей на палубе: люди устали от многомесячного путешествия, им хочется новых впечатлений, поэтому они обращают внимание на играющую обезьянку. Если бы была плохая погода, то люди не собрались бы на палубе)

— Корабль возвращался из кругосветного путешествия, и, наверное, где-то в жарких странах её взял.

-Значит ещё больше корчилась, прыгала и т. д.

-Она сняла шляпу с головы мальчика

-Стала зубами и лапами рвать её.

— Мальчик погрозил ей и крикнул на неё.

-Мальчика раззадорило то, что обезьяна его передразнивала.

— Матросы громче стали смеяться.

-Закричал: «В воду! прыгай сейчас в воду! застрелю!»

-Страх. Сопереживание.

 Дети высказывают свои предположения: из-за обезьянки, из-за шляпы, из-за угрозы отца и т. д. (Неоднозначность мнений вызывает необходимость углубленно перечитать текст.)

-Обезьяна сорвала с его головы шляпу, надела и живо взобралась на мачту. А все стали смеяться.

-Он обиделся на смех матросов.

Покраснел, скинул куртку…

-Он сын капитана, ему 12 лет.

Его отец был главным на корабле, и мальчик гордился этим. Сын капитана – значит, что его все знают на корабле и что он ощущает свою значимую социальную роль, не может подвести отца, опозорить его своим смешным положением.

-Мальчик и матросы.

-Нет.

-Задор

-Да, отношение окружающих изменилось к происходящему, когда все поняли, что мальчику назад не вернуться. Он может просто разбиться.

-Все молча смотрели, «кто-то ахнул от страха».

-Он мог разбиться

— Отец – капитан.

-О решительности, находчивости.

-Пережил сильное потрясение, очень испугался за сына.

-Смелость, обидчивость.

-Она не главный герой, она только причина случившегося.

-Л.Н.Толстой «Прыжок»

-Прыжок мальчика – это тоже поступок, храбрый поступок. Этим поступком мальчик преодолевает трусость, растерянность. Прыжок спасает его от смерти.

-Учит не совершать необдуманных поступков; надо очень быстро принимать решения, ведь от этого может зависеть жизнь, учит управлять собой, своими эмоциями.

-Да.

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 2 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 122-124. 

УКМ «Школа России»

Раздел «Русские писатели». Проверим себя и оценим свои достижения.

1. Назови произведения, которые тебе запомнились. Кто их автор?

Мне больше всего запомнились сказка Пушкина «О рыбаке и рыбке» и рассказ Толстого «Котёнок».

2. Ты уже познакомился с народными сказками. Теперь ты узнал, что сказку может придумать писатель, поэт. Мы говорим, что это литературная сказка.

Сказки бывают народными и литературными. Народные придумывает народ, литературные сочиняет автор.

3. Встречалось ли тебе слово иллюстратор? Это художник, который делает рисунки — иллюстрации к литературным произведениям. Например, к сказке о «Рыбаке и рыбке» рисунки делал художник Перцов.

А наиболее известным иллюстратором сказок Пушкина является Иван Билибин.

4. С какими произведениям Пушкина, Крылова, Толстого ты был знаком раньше? Расскажи одно из них.

Я читала сказки Пушкина: «О царе Салтане», «О мёртвой царевне и семи богатырях», «О попе и работнике его Балде».

Я читала басни Крылова: «Волк и ягнёнок», «Слон и Моська», «Мартышка и очки».

Я читала рассказы и сказки Льва Толстого: «Два брата», «Два товарища», «Лев и собачка».

Пример пересказа сказок Пушкина можно посмотреть, перейдя по ссылке.

5. Какие образные выражения из прочитанных рассказов ты запомнил и можешь объяснить их смысл?

«Сказка о рыбаке и рыбке»: не садися не в свои сани. Это значит занимайся своим делом, не лезь в чужое.

«Лебедь, рак и щука»: из кожи лезут вон. Это значит стараются изо всех сил.

«Стрекоза и муравей»: голову вскружило. Это значит потерять рассудок, делать глупости.

«Филипок»: в горле пересохло. Это значит, что мальчик не мог сказать ни слова.

«Котёнок»: что было духу. Это значит изо всех сил, очень быстро.

6. Прочитай ещё один отрывок из романа «Евгений Онегин» Пушкина. Сравни это стихотворение со стихотворением на странице 89. Подумай, какая тема их объединяет. Одинаковы ли в них зимние картины? Чем они различаются? Где наблюдал зиму поэт: в городе, в деревне?

Тема этих стихотворений — зима и мороз.

Но картины в этих стихотворениях разные. В первом описана деревня, день, радость мальчика и крестьянина. Во втором описан город и ночь, все люди спят и только собака лает.

7. Можешь ли ты сказать, в чём необычность «Сказки о золотой рыбке»?

Её необычность в том, что она написана в стихах. И у неё грустный конец, нет счастливого финала.

8. Случалось ли тебе остаться у разбитого корыта? Придумай свой рассказ на эту тему.

Пример рассказа на тему «Остаться у разбитого корыта» для 2 класса

Однажды мы с Игорем гостили в деревне у бабушки.

Как-то мы отправились в лес за грибами. Ходили мы долго, почти полдня, и набрали по полной корзинке грибов. Радостные мы возвращались домой.

Нам нужно было перейти по мосткам небольшую, но быструю речку. Я пошла осторожно, а Игорь побежал. Он поскользнулся и упал в воду. Корзина опрокинулась и грибы уплыли по течению. Только один боровик Игорь успел схватить.

Он остался у разбитого корыта, но я поделилась с ним своими грибами.

9. Определи основные мысли прочитанных басен Крылова. Назови образные слова и выражения из его басен, которые мы часто употребляем в речи. Почему их называют крылатыми?

Основная мысль басни «Лебедь, рак и щука»: Действовать нужно сообща, помогать, а не мешать друг другу.

Основная мысль басни «Стрекоза и муравей»: Нужно всегда думать о будущем и готовиться к нему заранее.

Образные слова: Злой тоской удручена, Воз и ныне там.

Эти выражения называют крылатыми, потому что они ушли в народ, стали часто употребляться в речи.

10. Вспомните с другом примеры из жизни, когда можно употребить следующие пословицы:

Один за всех и все за одного. Миша объяснил друзьям тему по русскому языку, а они помогли ему научиться играть в теннис. («Лебедь, рак и щука»)

Храбрый не тот, кто страха не знает, а тот, кто узнал и навстречу ему идёт. Маша боялась спать в темноте, но стремилась побороть свой страх и специально попросила маму гасить ей на ночь свет. («Котёнок»)

Грамоте учиться, всегда пригодиться. Коля пошёл в магазин, но не смог прочитать название товара и ничего не купил. А Игорь знал грамоту и купил нужный ему товар. («Филипок»)

Друзья познаются в беде. Юля потеряла ключи от дома. Алина сказала, что нужно быть внимательней, а Вика пригласила Юлю к себе, пока не пришли её родители. Вика помогла в беде, значит она настоящий друг. («Котёнок», «Стрекоза и муравей»)

Добра желаешь — добро и делай. Вадим помог старушке перейти улицу, а она дала ему конфетку. («Старый дед и внучек», «Стрекоза и муравей»)

Пилу точат, чтобы стала острее, человека учат, чтобы стал умнее. Маша плохо понимала математику и мама наняла репетитора. Маша усиленно занималась и стала получать по математике пятёрки. («Филипок»)

Счастье тот добывает, кто уменьем ума набирает. Андрей долго тренировался и победил на соревнованиях. Он был счастлив. («Филипок»)

11. Назови прочитанные произведения, к которым подходят эти пословицы.

Смотри названия произведений в скобочках.

1

Варламова Е.А.  Развитие речи в начальной школе (из опыта работы) // Совушка. 2019. N1 (15). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/15/ (дата обращения: 28.12.2021).

Заказ № 229002


Развитие речи – важная задача обучения родному языку. Речь – залог успешного обучения.

Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика — показатель его умственного развития.

В развитии речи нужна долгая, кропотливая работа учащихся и учителей. Задачи учителя заключаются в том, что необходимо:

  • обеспечить хорошую речевую среду для учащихся (восприятие речи взрослых, чтение книг, слушание радио);
  • обеспечить создание речевых ситуаций;
  • обеспечить правильное усвоение учащимися достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций, логических связей, активизировать употребление слов;
  • вести постоянную работу по развитию речи, связывая ее с уроками грамматики, чтения;
  • создавать в классе атмосферу борьбы за высокую культуру речи, за выполнение требований к хорошей речи.

В работе над развитием речи выделяют следующие направления:

  • словарная работа (обогащение, уточнение и активизация словарного запаса),
  • работа над предложением и словосочетаниями в плане развития речи.
  • развитие связной речи (сочинения, изложения, работа по картинам), 

Работа над словарем.

Признак развития человека – богатый словарный запас. Поэтому, начиная с раннего возраста, работе со словарем придается большое значение. В начальной школе словарная работа проводится в процессе всей учебно-воспитательной деятельности.

Школьники усваивают лексику, связанную с математикой, с изучением природы, музыки, ИЗО, с производительным трудом, общественной жизнью, играми, спортом и т.д. Но более половины новых слов младший школьник получает через уроки русского языка – чтения, грамматики.

При работе со словами мною применяются такие приёмы, как демонстрация предмета, рисунки, показ действий, введение слова в предложение; раскрытие значения слова при помощи толкования; подбор однокоренных слов; отгадывание загадок; составление предложения с данными словами; подбор к словам, которые обозначают предметы, однокоренных со значением действия.

Вот, например, работа со словом ЯБЛОКО.

Отгадывание загадок. 

(Круглое, румяное, я расту на ветке. 

Любят меня взрослые и маленькие детки). Показ рисунка с изображением яблока. 

Введение слова в предложение (В саду поспели сладкие яблоки). Подбор словосочетаний (яблочный вкус, яблочное варенье и т. д.) 

Характеристика слова яблоко по его приметах (яблоко какое? румяное, сладкое, кислое, зелёное, спелое и т. д.) 

Когда так говорят? (Яблоку негде упасть.) 

Или во 2 классе при изучении русской народной сказки “ У страха глаза велики” показываю изображения животных. Можно дать сообщения о них.

Объясняются значения слов: колода, колодец. напёрсток. Показываю это наглядно и закрепляю значения слов при чтении текста. При чтении сказки Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» разбираем, что корыто и колода одно и то же слово.

Также очень хорошо даётся и значение, и орфография слов в электронном приложении к учебнику русский язык. Например, знакомимся со словом «родина». Даем лексическое значение, а потом применяем новое слово в речи. Дается пословица, где пропущено новое слово «родина». Например, «Человек без родины, что (воробей, соловей, сорока) без песни. Заучиваем эту пословицу, записываем её и выделяем орфограммы. Так на каждое новое словарное слово.

Или знакомство со словом «октябрь». Ввожу знакомство с этим словом через задания, можно в группе. Я давала ребятам планшеты и на планшетах они записывали ответы на задание, где в результате получилось слово «октябрь». Потом составляли предложения и записывали их в тетрадь.

Работа над словосочетанием и предложением.

В речевой практике словосочетание используется только через предложение. Установлено, что наибольшее число синтаксических ошибок допускается учащимися, именно в словосочетаниях.

Работу над словосочетанием провожу следующую: 

  • во-первых, выделяем словосочетание в предложении и устанавливаем связи между словами при помощи вопросов; 
  • во-вторых, составляем самостоятельные словосочетания при изучении частей речи.

Уже со 2 класса на уроках русского языка мы учимся выделять словосочетания из предложений и выписывать их. Сначала устно устанавливаем связь со второстепенными членами при помощи дуг и карандаша, затем словосочетания выписываем с вопросом, а к 4 классу стараемся выписывать без вопросов. Например:

На дереве сидел рыжий кот.

Выделяем грамматическую основу. Составляем схему предложения и по данной схеме и составляем новое предложение.

Такая работа ценна не только для развития речи, но и для изучения грамматики, для ясного понимания детьми внутренних связей в предложении.

Предложение — основа для проведения всей орфографической и словарной работы.Большую роль в развитии речи играет работа над предложением. Она ведется систематически в течение всего времени. Без умения выражать отдельные мысли в предложении и передавать их в логической последовательности, невозможна связная речь.

Особое место я отвожу составлению предложений по рисунку, опорным словам, вопросам и т. д.

Вот некоторые виды работы над предложением:

  • только полные ответы на вопросы;
  • постановка учащимися вопросов к предложению;
  • распространение предложения по вопросам и без вопросов;
  • составление предложений на ту или иную тему;
  • составление предложений по картинке, по прочитанному тексту;
  • составление словосочетаний разного типа и их включения в предложения;
  • соединение 2-3 простых предложений в одно простое с однородными членами или сложное;
  • восстановление деформированного предложения.

Например, даю словарные слова. Прошу ребят составить предложения, используя все три слова.

Или, даю 4-5 словарных слов, где дети составляют предложения, объединённые одной темой. Детям, такое задание очень нравится, потому что порой получаются смешные тексты.

И словарная работа, и составление предложений имеют целью подготовку школьников к развитию навыков связной речи.

Работа над связной речью.

Методика начальной школы предусматривает работу над следующими видами связной речи:

  • развернутые ответы на вопросы;
  • анализ прочитанного;
  • устные рассказы учащихся по заданной теме, по картине, по наблюдениям;
  • записи по наблюдениям, ведение рабочих тетрадей по окружающему миру и литературному;
  • рассказывание художественных текстов, заученных на память;
  • импровизация сказок;
  • диалоги;
  • словесное рисование;
  • письменное изложение образцовых текстов;
  • письменные сочинения разнообразных типов;

Упражнения в связной речи также делю на три типа вида:

  • упражнения по образцу (отношу изложения, устный пересказ, чтение наизусть),
  • упражнения, связанные с перестройкой текста. 
  • творческие. 

Считаю, что развивать связную речь школьников – это значит прививать им ряд конкретных умений:

  • во-первых, умение осмыслить тему;
  • во-вторых, умение собирать материал по данной теме;
  • в-третьих, умение составить план;
  • в-четвертых, подготовить языковые средства (лексику, отдельные предложения, фрагменты текста, правописание трудных слов);
  • в-пятых, составить весь текст;
  • в-шестых, совершенствовать написание.

Каждое упражнение в связном тексте предполагает использование всего комплекса этих умений. Но учить всем умениям сразу в одинаковой степени невозможно. Поэтому на каждом уроке, где учащиеся составляют тот или иной вид связного текста, будь то изложение или рассказ, пересказ или сочинение, письмо или отзыв о прочитанной книге, должна быть четко определена задача обучения.

Редкий урок проходит без пересказа. При этом поясняю учащимся, что в пересказе должна звучать живая речь самого школьника, а не заучен или зазубрен образец. Веду работу над следующими видами пересказов: подробный, близкий к тексту, краткий или сжатый, выборочный, с перестройкой текста, с творческим дополнением. При этом соблюдаю последовательность: от подробного пересказа (и выборочного) к пересказу сжатому (он связан с составлением плана).  По литературному чтению мы ведём тетрадочки, где мы сочиняем, рисуем, составляем планы. Например, после изучения сказки «Гуси лебеди», я разбила эту сказку на смысловые предложения – все предложения перепутала, дала в качестве домашнего задания восстановить последовательность предложений. Так мы перешли от подробного пересказа к сжатому.

Или изучая, произведение Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», дети составляли характеристику героев по плану, где одним из пунктов было Моё отношение к герою.

(Зачитать)

После изучения произведения Толстого мы составляли отзыв по прочитанному произведению. Я давала примерный план. (зачитать).

Постоянно ведётся работа с пословицами: найти концовку, найди пословицу, которая соответствует рассказу и т. д

Следуя требованиям современной методики преподавания русского языка в начальной школе, организую работу над простейшими типами текст:

  • составление связного текста из данных предложений.
  • ученики усваивают важнейшие требования к связной речи – последовательное изложение мыслей.
  • восстановление деформированного текста; 
  • усвоение учащимися порядка слов в простом предложении, а предложений в тексте.
  • деление сплошного текста на отдельные предложения.

Это упражнение помогает учащимся находить границы предложения и в собственной речи.

  • распространение предложения;
  • составление текста по вопросам; 
  • составление связного текста по опорным словам;

Все эти упражнения являются подготовкой к написанию изложения.  Они играют важную роль в развитии речи школьников. Изложение обогащает словарный запас, развивает навык самостоятельной передачи мысли, закрепляет знания по грамматике и орфографии. Дети излагают текст по вопросам, выделяют главную мысль текста, находят предложения, которые могут быть ответами на поставленные вопросы, подбирают заголовок ко всему тексту или его части. Обязательным условием логического, последовательного изложения я считаю умение составить план будущей письменной работы, представить её содержание и структуру. При обучении детей написанию изложений я придерживаюсь следующей последовательности:

  1. Знакомство с текстом. 
  2. Анализ текста по вопросам с целью проверки восприятия прочитанного. 
  3. Деление текста на части и составление плана его изложения.
  4. Словарная работа (выяснение смысла отдельных слов, орфографическая подготовка). 
  5. Устный пересказ текста учениками. 
  6. Запись текста.

Почётное место в работе по развитию речи занимают сочинения. Написание сочинение — сложный вид деятельности. На протяжении всей начальной школы учащиеся овладевают основными видами сочинений:

  • сочинения по наблюдениям;
  • сочинения по картинам;
  • сочинения по рисунку (описание предмета);
  • сочинения с элементами рассуждения.

В начальной школе ученики знакомятся с основными типами сочинений: сочинение – повествование, сочинение – описание, сочинение – рассуждение.

Фрагмент работы над сочинением по картинкам во 2 классе (1 полугодие).

(презентация урока)

Большую помощь в подготовке к изложению и сочинению мне оказывает сборник 

«Приложение к журналу начальная школа» Здесь даётся поурочное планирование уроков по развитию речи со 2 по 4 класс. Это моя настольная книга.

Я продолжаю работать над данной темой и во внеклассное время. Когда-то я тесно сотрудничала с муз школой, где дополнительно проходили занятия «Слушание музыки», «Театр», где мы с ребятами показывали театрализованные представления. 

Вот некоторые из них:

Теперь я не сотрудничаю с музыкальной школой, но продолжаю каждый год показывать театрализованные представления. Например, в прошлом году со своими первочками, во 2 четверти мы показали сказку «Приключение Маши и Вити» на экологический лад для воспитанников дет сада №6 подготовительной группы. А в 3 четверти мы провели «Прощание с Азбукой». Представление было построено в виде инсценировки сказки «Теремок».

На протяжении многих лет мои ребята участвуют в областном конкурсе «Слово доброе посеять», В номинации «Художественное слово» ребята занимают призовые места.

В 2016 году Паршина Полина заняла 1 место, 2017 – Присталова Карина 2 место, В этом году Присталова Карина заняла 1 место.

А также в моём классе выделен один час внеурочной деятельности, где я продолжаю работу по развитию речи через работу с текстом. Пособие является дополнением к учебникам по литературному чтению. Используя рабочее пособие, получаю возможность развивать общеучебные умения учащихся, делать уроки познавательными интересными, работать с учётом особенностей и способностей каждого учащегося.

  • Основная мысль сказки о медведихе пушкина
  • Основная мысль сказки о золотом петушке пушкина для читательского дневника
  • Основная мысль сказки никита кожемяка
  • Основная мысль сказки находчивый солдат
  • Основная мысль сказки морской царь и василиса премудрая