Основная мысль сказки о медведихе пушкина

Автор j.g. на чтение 5 мин обновлено 31 июля, 2021 сказка о мертвой царевне и семи богатырях читательский дневник поможет

На чтение 5 мин Обновлено

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» читательский дневник поможет дать ответы на вопросы к сказке и подготовить анализ, определить, какой жанр, тема, главная мысль, вспомнить краткое содержание и то о чём сказка и кто главные герои, чему учит. Также в статье есть краткий отзыв для читательского дневника и пословицы к произведению .

«Сказка о мертвой царевне» читательский дневник (анализ)

Австор — Пушкин А.С.

Год написания — 1833

Сколько страниц — 13

Жанр: волшебная сказка

Признаки волшебной сказки: говорящее зеркальце, так же говорящие солнце, месяц и ветер, превращение мачехи в нищенку, оживление Царевны, добро побеждает зло..

Герои сказки о мертвой царевне

  • Царевна — дочь царя. Внешне очень красивая, а по характеру добрая, застенчивая, честная и трудолюбивая. Любила королевича Елисея
  • Царь — погоревав о смерти своей жены женился на другой красавице ставшей мачехой царевне.
  • Царица — мачеха — красивая женщина, но злая и завистливая и к тому же очень коварная.
  • Королевич Елисей —  искал свою невесту не жалея сил везде где только мог: спрашивал о ней и у солнца, и у месяца, и у ветра.
  • Чернавка — служанка царицы. Она исполнила её приказ: отвела царевну в лес, чтобы её съели волки. Но пожалела девушку и отпустила ее.
  • Семь богатырей — витязи, которые полюбили царевну за её красоту кротость и трудолюбие. Семь богатырей были сильными, смелыми, честными и справедливыми.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» главная мысль

 Такие человеческие пороки как зависть и гордыня совсем не красят человека, а порой даже приводят к смерти. Основная мысль сказки в том, что добро побеждает зло, а истинная любовь не знает никаких преград.

План сказки о мертвой царевне

1) Рождение царевны
2) Смерть любимой жены и новая женитьба.
3) Диалог Царицы с чудо-зеркалом.
4) Зависть Царицы.
5) Приказ Чернавке.
6) Царевна знакомится с богатырями.
7) Царица дарит яблоко
8)  Отравление Царевны.
9) Хрустальный гроб
10) Елисей находит гроб и целует любимую.
11) Смерть царицы
12) Свадьба.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» краткое содержание для читательского дневника

Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях кратко1) После рождения дочери царица умирает, а царь женится вновь, но царица оказалось злой и завистливой.

2) Царица не может пережить, что молодая царевна краше ее, поэтому отправляет свою служанку Чернавку, чтобы та отвела царевну в лес и связала.

3) Чернавка не убивает царевну, и та находит приют у семи богатырей и живет у них как сестра.

4) Узнав, что царевна жива, царица отправляет Чернавку в виде старухи-странницы убить царевну с помощью отравленного яблока и царевна, откусив от него умирает.

5) Богатыри хоронят царевну, но Елисей находит ее по совету ветра в хрустальном гробу в горе. Елисей разбивает гроб и царевна оживает

6) Мачеха-царица с тоски умирает,  а королевич Елисей женится на ожившей царевне.

Чему учит «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»?

 Сказка учит быть добрым и справедливым и никому не завидовать. Внутренняя красота гораздо важнее внешней.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» отзыв

Эта сказка Пушкина мне очень понравилась, у нее интересный и захватывающий сюжет. Не смотря на то, что она написана в стихотворной форме, ее очень легко читать.  Это очень красивая история, со множеством приключений и счастливым концом.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» пословицы

  • Добрая слава злому ненавистна.
  • Доброе дело и в воде не тонет и в огне не горит.
  • Завистливый по чужому счастью сохнет
  • Хорошо то, что хорошо кончается.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» о чем сказка?

Мертвая царевна и семь богатырей план сказкиЦарица рожает дочь и вскоре после этого умирает. Скоро Царь жениться снова и у царевны появляется мачеха. Мачеха своенравная и горделивая женщина, у неё в приданном лишь одно волшебное зеркальце, оно ей говорит, кто на свете всех краше. Однажды зеркальце говорит, что царевна краше и милее царицы. Разгневанная царица повелевает Чернавке свести царевну в лес и привязать к дереву. Та выполняет её веление, но, пожалев, царевну отпускает.

Бродя по лесу, царица видит на терем. Там она прибралась и легла отдыхать. Возвратясь домой, семь богатырей обрадовались гостье, и предложили её жить с ними, назвали ее своей сестрой. Богатыри полюбили девушку, даже попросили стать для одного из них женой. Но та отказывает, признаваясь, что у неё уже есть жених.

Тем временем царице зеркальце говорит, что царевна жива и она ещё краше. Злая царевна снова отправляет Чернавку, убить царевну. Переодетая в старуху Чернавка даёт волшебное яблоко царевне. Царевна откусывает яблоко и засыпает мёртвым сном. Богатыри положили царевну в стеклянный гроб, который подвесили на высоких столбах.

Королевич Елисей, ища царевну, спрашивает у солнца и месяца, где ему найти любимую, и только ветер указывает ему дорогу. Королевич Елисей разбивает гроб, целует ее и царевна оживает.

Возвратясь домой, они встречают царицу. Которая, как только завидев царевну, умирает от тоски. Королевич и царевна закатывают пир в честь своего венчания.

Тема:  Александр
Сергеевич Пушкин «Сказка о золотом петушке»

Цель:
способствовать развитию умений анализировать поступки героев, грамотно и
выразительно читать; создать условия развития речи, памяти, мышления;
содействовать воспитанию интереса к художественной литературе, желания читать
книга

УУД
метапредметные:

Ход урока

   — Здравствуйте,
дорогие ребята!

Приглашаю вас в
удивительную Пушкинскую страну. 184 года  назад погиб поэт, а наша любовь к
нему все также не ослабевает.

 — За свою
недолгую жизнь Пушкиным было написано много произведений и лирических, и прозаических,
с которыми у нас с вами еще будет возможность познакомиться. А сегодня нам
особенно интересны его сказки.

—  Какие красивые
книги издаются сегодня, неправда — ли? А как вы думаете, почему? Чем интересны
эти произведения детям 21 века? (Учащиеся отвечают.)

– Давайте
вспомним, какие сказки мы уже прочитали за три прошедших года. Я показываю
иллюстрацию, а вы говорите название сказки.

На доске
высвечиваются иллюстрации из сказок А. С. Пушкина, следом название сказки и год
написания

«Сказка о царе
Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о
прекрасной царевне Лебеди», 1831

«Сказка о попе и
работнике его Балде», 1831

«Сказка рыбаке и
рыбке», 1833

«Сказка о мертвой
царевне и о семи богатырях», 1833

«Сказка о золотом
петушке», 1834

– Действительно,
мы изучаем уже пятую сказку А.С. Пушкина. Но самой первой была «Сказка о
медведихе», которую поэт так и не дописал. И есть еще одна сказка, которая
называется «Жених». Всего семь сказок написал А.С.
Пушкин.                      
– Молодцы! Хорошо знаете сказки Пушкина .

Учитель:

     — У лукоморья
дуб зелёный;

Златая цепь на
дубе том:

И днём и ночью кот
учёный

Всё ходит по цепи
кругом;

Идёт направо —
песнь заводит,

Налево — сказку
говорит.

Одну я помню
сказку эту

Поведаю ее я свету….

— Это сказка
Пушкина. Давайте прочитаем все вместе (на доске) – «Сказка о золотом петушке»

— Но прежде, чем
будем слушать сказку, прочитайте самостоятельно вопросы на доске и постарайтесь
на них ответить после прослушивания.

Вопросы:

—   Что
запомнилось из услышанного?

—   Кто
наказал царя и за что?

– Правильно
ответить на этот вопрос и будет целью нашего урока.

—  В сказке
встречаются некоторые слова, теперь уже не всем понятные. Прочитайте их и
попробуем определить их значение

Словарная работа:

Инда – иногда          

Рать – войско

Звездочет,  мудрец- тот, кто предсказывал будущее

Темя – часть головы

Стан – место для остановки, передышки

Надгробного кургана – захоронение

Негде — где-то

Скопец  — старец

Шеломы  — шлемы

Сарачинская шапка
— восточный головной убор

—  Слушание сказки
(аудиосказка из интернета ). Дети следят по учебнику.

— А чем сказка
отличается от других жанров? (Читается плавно, напевно, певуче; написана
простым, доступным для народа языком)

— Какой вид
сказки? (волшебная)  

— Где же в сказке
волшебство? (Звездочет в роли волшебника, золотой петушок укажет, откуда
беда, конец сказки: «А царица вдруг пропала, будто вовсе не бывало»)

— Кто главные
герои сказки? (Царь Дадон и петушок)

– Каким представил
нам Пушкин в сказке царя Дадона?

(слова
приготовлены заранее и вывешиваются на доску по ходу ответов детей)

– Докажите словами
текста, что царь был задиристым.

(И соседям то и дело
Наносил обиды смело)

– т.е. право
определял силой.

– В каких словах
выражается его грозность(Смолоду был грозен он)
– Почему соседи стали беспокоить старого царя? (Поняли, что царь не в
силах уже воевать. Дадон сам виноват, что у него много врагов, но он не хочет
отвечать за свои поступки.)

– В чем проявилась его беспомощность, прочитайте.

(Инда плакал царь Дадон,
Инда забывал и сон.)

– В чем еще
проявилась беспомощность Дадона?

(Вот он с просьбой о помоге
Обратился к мудрецу.)

– Почему вы
считаете, что царь был жадным?

(Должен был он содержать
Многочисленную рать.)

– Если бы он не
был жадным и содержал бы большое войско, то соседи побоялись нападать на
царство Дадона.

–Докажите злость Дадона.

(Со злости
Инда плакал)

– А как вы
думаете, почему он обратился к мудрецу? Зачем он это сделал? (Надеется
на какое-то волшебное разрешение проблемы, сам «наломал дров» и обратился к
мудрецу.)

– Когда проявилась глупость царя?

(Волю первую твою
Я исполню, как мою)

– В это время
думал царь, что надо будет отвечать за свои слова? (Нет, он живет
сегодняшним днем, а что будет завтра, то и будет)

– Действительно,
царь не думал о том, что будет происходить дальше, он не думал о будущей
расплате. Даже имя Дадон указывает на глупость царя.

– Чем наполнено
это имя – Дадон? С какими словами, звуками рифмуется, сочетается? (Пустозвон,
болван, дон-дон-пустой звук, пустое)

 (Использование
Толкового словаря русского языка Ожегова и Толкового словаря живого
великорусского языка В.И. Даля)

ДОДОН

муж. додониха жен., влад. нескладный, несуразный человек. В сказках поминают царя Додона. Додор, додорик муж. додорка? жен., сиб. горбунчик или карлик, малорослый и неказистый человек, как говорят волдырь, пузырь, прыщ.

– Где
проявилась своенравность царя? (В разговоре с мудрецом в
конце сказки)

–Докажите словами
текста

(Или бес в тебя ввернулся?
Или ты с ума рехнулся?
Что ты в голову забрал?
Я, конечно, обещал,
Но всему же есть граница!
И зачем тебе девица?
Полно, знаешь ли, к тоя?)

– Когда Дадон
показал свою жестокость и самодурство?

(Плюнул царь: «Так лих же: нет!
Ничего ты не получишь…

Убирайся, цел пока!
Оттащите старика!»

Царь хватил его его жезлом
По лбу; тот упал ничком,
Да и дух вон.)

– Посмотрите,
какие качества царя мы выявили? (Злые)

– Как вы думаете,
кто в сказке является символом добра и справедливости? (Петушок)

– Почему петушок
символ справедливости и добра? Зачем это нужно? (Должна произойти расплата
за зло по законам волшебной сказки).

– Какими качествами
А.С. Пушкин наделил петушка?       (Петушок верный, справедливый)

– Докажите, что
петушок был верным царю.

(Верный сторож,
как со сна, 

Шевельнется,
встрепенется, 

К той сторонке
обернется 

И кричит:
«Кири-ку-ку! 

Царствуй, лежа на
боку!)» 

– Сколько раз
петушок выручал царя? (Три раза)

– Когда петушок
проявил справедливость?

(Петушок спорхнул
со спицы;

К колеснице
полетел

И царю на темя
сел.

Встрепенулся,
клюнул в темя

И взвился…и в то
же время

С колесницы пал
Дадон!)

– Итак, золотой
петушок свершает кару. Когда угомонился Дадон? (Когда золотой петушок…
клюнул в темя.)

Чему учит эта
сказка? (Делать добро, не быть злыми, жестокими)

– Смысл образа
петушка сведен к какой народной поговорке?

(На слайде
появляются пословицы и поговорки)

Не рой другому яму
– сам туда попадешь.

Правда суда не
боится.

По правде и сила.

Пока жареный петух
в голову не клюнет…

– Как понимаете
смысл этой поговорки? (Когда кто-нибудь перестанет самодурствовать,
делать что-либо только по-своему, не считаясь со мнением других.)

– Чему учит эта
сказка? (Делать добро, не быть злыми, жестокими)

Работа в парах:

—  С чего
начинается сказка?

 —  Каким был
царь Дадон в начале сказки?

— Как золотой
петушок предупреждал царя об опасности?

— Как управлял
царь Дадон в это время?

— Какую картину
увидел царь Дадон на поле сражений?

— Каким показан
царь, когда увидел мертвых детей?

— Каким вы увидели
царя после встречи с шамаханской царицей?

— Что пообещал
царь Дадон звездочету?

— Сколько лет
пользовался царь Дадон услугами золотого петушка?

–Кто создал
шамаханскую царицу? Что можно о ней сказать?
–Почему она приносит всем несчастье? (Шамаханская царица обладает
красивой внешностью. Власть красоты – это власть нравственных законов.
Нарушивших эти законы ждет кара, наказание).

– Какой нравственный закон нарушил Дадон? (Царское слово: он мог и
готов был предать и продать свой народ).

— Почему был
наказан царь Дадон?  Каким его показывает поэт? Подтвердите свой ответ словами
из сказки.

— Прочитай слова,
которыми Пушкин заканчивает сказку. Что этими словами хотел сказать поэт?

Выявление главной
мысли сказки.

— Какой же урок
дает Пушкин? В чем основная мысль сказки?

— Каким же должен
быть царь, чтобы концовка была другая?

Самооценка

Оцените по шкале
успеха  свою работу на уроке  (под эту же музыку, что исполнялась в начале
урока)

Сегодня вы были
все молодцы!

Домашнее задание.

— Но есть совсем
другая сказка, в которой совсем другой конец – это сказка В.А. Жуковского
«Сказка о царе Берендее…»

— Сравните образы
царя Берендея и царя Дадона.

Почему в одной
сказке счастливый конец, в другой – трагический.

— Для всех (по
желанию) – проиллюстрировать и подписать эпизод – дополнить наш стенд еще одной
сказкой.

— А завтра у нас
будет урок обобщения и мы снова побываем в удивительной Пушкинской стране.
(включить мелодию к песне)

Основная мысль сказки о медведихе пушкина

Текст: Ольга Разумихина

А. С. Пушкин, который всё детство слушал предания любимой няни — Арины Родионовны, говорил: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» И действительно, в русских народных сказках есть особое очарование. Оно заключается не только в непредсказуемых сюжетах, интересных героях или в том, что добро обязательно одерживает победу над злом. Каждое такое произведение — это послание, которое добралось до нас из глубины веков; с помощью сказки с нами «разговаривают» предки, жившие не одну тысячу лет назад. Но чтобы это послание правильно расшифровать, нужно кое-что знать о том, как жили на Руси — да, в общем-то, и в Европе — до принятия христианства.

Немного о наших предках

Древняя история России (точнее, конечно, земель, которые затем вошли в наше государство) покрыта мраком, потому что до Х века нашей эры у славян не существовало письменности. Говоря простым языком, люди, обитавшие здесь ещё тысячу лет назад, не могли написать книгу о своей жизни — просто потому что не знали, что такое «алфавит». И хотя некоторые учёные считают, что славяне умели по-своему писать ещё до того, как последователи Кирилла и Мефодия принесли на Русь привычную нам азбуку, доказать эти теории пока никто не смог.

Поэтому, пытаясь понять, как жили древние славяне, исследователи опираются на археологические находки — а также на мысль, что все народы проходят примерно одинаковую «школу жизни». Они сделали три важных вывода.

1. У древних народов, живших в Европе пять тысяч лет назад и раньше, был матриархат. Этим словом называют такой строй, при котором женщина занимает главенствующее положение в обществе — и, разумеется, в собственной семье.

2. Когда матриархат сменился патриархатом и «главными» стали мужчины, то подростки — в основном мальчики, но в некоторых народах и девочки — должны были проходить так называемый обряд инициации, то есть преодолеть несколько испытаний. Только после этого они считались полноценными взрослыми людьми.

3. Пока большинство славян не приняло христианство, люди придавали очень большое значение магии, особенно способности «поддерживать связь» с миром мёртвых.

Вывод № 1 объясняет, почему в русских сказках, где главным героем, казалось бы, всегда должен быть бравый мо́лодец, появляются такие фигуры, как Марья Моревна, сумевшая пленить самого Кощея Бессмертного, или королевна Елена Премудрая — повелительница волшебниц, умеющих превращаться в птиц.

Вывод № 2 даёт понять, почему сказочные герои мужского пола — чаще всего младшие сыновья в семье, или женихи царской дочери, или и то и другое одновременно — вынуждены совершить уйму подвигов. Построить за ночь дом, добыть «то-чего-не-может-быть», переплыть океан, взобраться на огромную гору — или даже умереть, чтобы потом воскреснуть при помощи живой воды… Всё это — не просто эпизоды, позволяющие держать лушателя в напряжении (справится герой или нет?), но символические рассказы о препятствиях, которые предстоит пройти маленьким слушателям.

Наконец, благодаря утверждению № 3 мы понимаем, почему в русских народных сказках столько персонажей, имеющих паранормальные способности (самые яркие — Кощей Бессмертный и Баба-яга). До крещения Руси, состоявшегося в 988 году, наши предки поклонялись божествам, которые «обитали» где-то за пределами нашего мира. Поэтому неудивительно, что без участия самих этих богов — или хотя бы персонажей, «связанных» с потусторонним миром — не могло быть принято никакое судьбоносное решение.

Итак, сказочные герои — не просто выдуманные «супергерои», а персонажи, наделённые качествами, важными для благополучия их рода и племени.

Рассмотрим каждого из них подробнее.

Иван-дурак / Иван-царевич

Основная мысль сказки о медведихе пушкина

МУЛЬТФИЛЬМ. «Про Ивана-дурака».2005, Россия. Режиссер Михаил Алдашин. kino-teatr.ru

Многим современным читателям кажется странным, что Иван-дурак — младший из трёх сыновей, не имеющий никаких особенных талантов и способностей, да и на лицо далеко не красавец — в большинстве сказок оказывается «избранным». Действительно, такой герой попадает в исключительные обстоятельства, получает помощь от волшебных зверей, преодолевает все препятствия и, получив руку и сердце самой завидной невесты, «превращается» в Ивана-царевича. Школьник — ясное дело — недоумевает: в чём же мораль такой сказки?

Дело в том, что в древности слово «дурак» означало совсем не то, что сейчас. И хотя однозначного толкования до сих пор не установлено, вот самые популярные версии:

•в Древней Руси слово «дурак» не имело негативного значения, а обозначало какое-то изделие из дерева (не случайно это слово можно заменить другими «деревянными» ругательствами: чурбан, полено, дубина);

•Иванушка на самом деле был не глупым, а самым умным ребёнком в семье, а прозвище Дурак ему дали, чтобы никто не позавидовал его способностям и не сглазил (по такому же принципу любимую дочку могли прозвать «Неждана» или «Незвана»);

•младший сын — «дурак» не потому, что ему плохо даются науки, а потому, что он не умеет строить козни, наговаривать на невинных, обманывать ради собственной выгоды.

Но даже в том случае, когда герой и впрямь оказывается глупышкой и лентяем, как Емеля, много лет пролежавший на печи, — это всё равно не значит, что славяне учили детей вести себя именно так. Есть версия, что Емеля «прирос» к печи потому, что его дом для него — поистине родовое гнездо. Ведь старшие сыновья, готовясь создать семью, строили новые жилища — а младший ухаживал за престарелыми родителями и, проводив их в последний путь, наследовал всё, что они нажили. В том числе и большую русскую печь.

Царевна

Царевны в древнерусских сказках, как мы уже выяснили, бывают двух типов: бой-бабы, которые, как говорится, коня на скаку остановят, а значит, в мужьях особенно не нуждаются, — и скромные, послушные девушки, главная мечта для которых — поскорее стать жёнами и матерями. Когда на горизонте появляется жених, «послушные» царевны разделяются ещё на две категории: тех, которые до последнего остаются на стороне отца, а то и сами придумывают претендентам на руку и сердце испытания одно другого круче, — и тех, что во всём помогают будущему мужу. Последние часто дают Иванушке какую-нибудь памятную вещь, отметину или клеймо.

Основная мысль сказки о медведихе пушкина

«Царевна-Лебедь» — картина Михаила Врубеля, посвященная персонажу оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» (по одноимённой сказке Пушкина). Фото: wikipedia.org

На первый взгляд, это очень странно: неужели девушка, без ума влюблённая в молодого человека, в какой-то момент не сумеет отличить его от другого? Но и это легко объяснить. Чтобы завоевать сердце царевны, Иванушке нередко приходится спускаться в мир мёртвых, — а там, по старинному поверью, все выглядят одинаково. (Кстати, этот мотив характерен не только для славянского, но и для восточного фольклора. Помните, в «Унесённых призраками» японского режиссёра Хаяо Миядзаки главная героиня — Тихиро — должна найти своих родителей, превращённых в свиней, среди множества настоящих хрюшек?)

Кощей Бессмертный

Основная мысль сказки о медведихе пушкина

Георгий Милляр. «Кащей Бессмертный» (1944). Фото: kinopoisk.ru

В словаре В. И. Даля приводится следующая справка: «КАЩЕЙ (см. касть) — сказочное лицо, вроде вечного жида, бессмертный, вероятно от слова кастить, но переделано в кощей, от кости, означая измождённого непомерно худобою человека, особенно старика, скрягу, скупца и ростовщика, корпящего над своею казною». «Кастить», в свою очередь, означает «грязнить, гадить, пакостить; марать, сорить; бранить, ругать кого, сквернословить».

Итак, со скверным характером и жадностью Кощея всё понятно, но что значит «вроде вечного жида»? Обратимся к европейским легендам — и вспомним о существовании Агасфера, персонажа, якобы не разрешившего Иисусу Христу, который нёс крест, отдохнуть возле своего дома. За это Агасфер был наказан — и обречён на вечную жизнь в своём дряхлом, больном теле. Этот персонаж и есть «вечный жид», ни разу не упомянутый в Библии, но очень популярный в европейских странах — и со временем «превратившийся» в Джека-с-фонарём, главного талисмана Хеллоуина.

В русских народных сказках, впрочем, Кощея никто и ни за что не проклинает; он сам делает всё, чтобы сберечь себе жизнь. Чтобы убить этого персонажа, нужно совершить почти невозможное, ведь смерть его — «на конце иглы, та игла в яйце, то яйцо в утке, та утка в зайце, тот заяц в сундуке, а сундук стоит на высоком дубу, и то дерево Кощей как свой глаз бережет». Даже вышеупомянутая Марья Моревна не убила, а пленила Кощея — но тот освободился из-за чрезмерного любопытства её мужа, который зашёл в комнату, которую нельзя было открывать, и пожалел закованного в цепи «страдальца». Однако в некоторых сказках Иванушке — и часто при помощи Бабы-яги — удаётся раз и навсегда одолеть чудище.

Баба-яга

И снова персонаж со странным именем — которое, скорее всего, несколько тысяч лет означало «сердитая», «опасная». Помимо волшебных умений, этот персонаж интересен тем, что в одних сказках помогает главному герою, а в других — напротив, пытается убить. Происходит это, вероятно, потому, что Баба-яга символизирует человека, который «руководит» подростком, проходящим обряд посвящения. В общем, это что-то вроде спортивного тренера, который то и дело застаёт ученика врасплох, чтобы помочь ему развить реакцию.

Основная мысль сказки о медведихе пушкина

«Баба-яга»; Виктор Васнецов, 1917. Фото: Wikimedia.org

Разумеется, Баба-яга, которая живёт в избушке на курьих и ножках и знает множество рецептов волшебных снадобий, связана с загробным миром в не меньшей степени, чем Кощей. Некоторые исследователи сравнивают этих персонажей с античными божествами — Аидом и Персефоной.

Согласно легенде, в которую верили древние греки, Персефона была прекрасной богиней, которую однажды похитил повелитель подземного царства Аид. Девушка долгое время не могла вернуться на Землю, но в конце концов её мать — богиня плодородия Деметра — упросила других богов вмешаться. В итоге все согласились, что половину года Персефона будет проводить вместе с Аидом в загробном мире, а другую половину — на поверхности, с любимой мамой и другими божественными «родственниками».

В русских народных сказках, опять же, роли героев изменились: Кощей и Баба-яга оказались не мужем и женой, а скорее, магами-соперниками. Может, отсюда и пошёл сюжет о борьбе двух колдунов, который лёг в основу сотен фантастических книг и фильмов?

Использованные источники:

  • О. В. Ромах, А. В. Левочкина. «Династия как фактор развития культуры».
  • Е. Гудкова. «Как в русских сказках возник образ Кощея Бессмертного».
  • А. С. Штемберг. «Герои русских народных сказок: кто они и почему ведут себя так, а не иначе?»

Главные герои

Царь Салтан правитель страны, доверчивый и слабохарактерный человек. Когда он получил недобрую лживую весть, он приказал его дождаться. Но завистники молодой царицы меняют письмо. Они хотят извести царицу и её ребенка. Они злые и хитрые. Но автор изобразил их не страшными, а смешными. Тем более, когда они были укушены перевоплощенным князем Гвидоном в комара, муху и шмеля.

Князь Гвидон, сын царя, представлен настоящим русским богатырем. Он вступается за слабых. Спасает царевну Лебедь от злого коршуна. Волшебница-лебедь отблагодарила его выполнением всех его желаний. Князь правит на острове слава о котором разнеслась по всему свету.

Он мудрый правитель своего острова, гостеприимный хозяин, тепло встречающий купцов. За свою мудрость получает волшебную белку, морскую стражу и жену – красавицу и волшебницу.

Царевна-Лебедь, спасенная Гвидоном от злого колдуна, стала его верной помощницей, а потом и женой. За своё спасения она дарит ему красивый город на острове. Где он стал правителем. Помогает Гвидону побывать у отца в образе комара, мухи, шмеля Она умная, добрая. Она как Василиса премудрая в русских сказках умная, красивая, а еще и волшебница.

Царица она появляется на первых строках сказки. Она добрая, честная, любящая жена и мать. Даже после оговора нашла в себе силы простить своих сестер.

Ткачиха, первая сестра Царицы и поварихи. Она злая, завистливая, обидчива и мстительна. Из – за обиды на сестру и оговорила её.

Повариха, ещё одна сестра Царицы. Она завистлива, злопамятна, коварна и эгоистична. Не чем не лучше ткачихи, своей сестры.

Сватья баба Бабриха мать всех трех девиц. Она тоже жестока и мстительна. Она вместе с двумя старшими дочерьми оговаривает Царицу и младенца, избавились от них. Но после этого страшного поступка, они, не стали счастливыми, наоборот их наказали.

Описание героя

По сюжету князь Гвидон является сыном царя Салтана. Когда будущий отец уехал на войну, царица родила мальчика. Его вместе с матерью решили извести завистливые родственники, заколотив в бочку и выкинув в открытое море. По воле судьбы волна выбросила бочку на пустынный остров Буян. Ребенок за время плавания вырос и превратился в прекрасного юношу. Описывая внешность молодого князя, Пушкин не забыл подчеркнуть и его внутреннюю красоту.

В трактовке автора характеристика князя Гвидона выглядит следующим образом:

  • красивый;
  • имеет высокий рост;
  • ловкий и сильный;
  • необычайно отзывчивый и добрый к людям;
  • человек, способный заниматься государственными делами;
  • хорошо воспитанный, умный.

Все эти черты говорят, что из Гвидона выйдет хороший правитель. Будущий царь обладает чудесным даром общаться с морем, ветром и другими природными явлениями. Конечно, это сказка, поэтому вымысел здесь уместен, но такие качества, как коммуникабельность и способность договариваться, высоко ценятся и в современном мире.

Второстепенные герои

Гонец, который ездил к царю отвозил ему письмо от царицы и привозил обратно. Его споили и поменяли послание, из – за которого страдает царица и её сын.

Волна, в сказке представлена, как одушевленная, Гвидон её просит о помощи, и она выполнила его просьбу, вынесла на берег, подарив им жизнь.

Коршун, который нападал на лебедь, стремясь её убить. Но когда Гвидон его убил стрелой выпущенной из лука, оказался злым чародеем.

Белочка является одним из чудес подаренных князю царевной – лебедь. Она жила в домике под елочкой, грызла золотые орехи и пела песенки.

Тридцать три богатыря и дядька Черномор были родными братьями царевны Лебеди. И по её просьбе стали охранять остров, потому что они жили в море.

Корабельщики – это купцы, которые плавали на кораблях между странами и торговали разными товарами. Которые и принесли весть о новом граде на острове Буяне.

Сказка заканчивается хорошо для всех героев: царь Салтан вновь обретает жену и сына и на радости прощает злых сестёр и Бабариху.

Герои сказки о царе Салтане

К группе положительных героев сказки о царе Cалтане

можно отнести:

  • Салтан,
  • его сын Гвидон,
  • девица под окном будущая Царица, Царевна-лебедь.

А к отрицательной группе героев относятся:

  • повариха,
  • ткачиха,
  • сватья баба Бабариха,
  • Коршун.

Можно определить ещё, так называемую, «нейтральную» группу героев знаменитой сказки Пушкина:

  • белка,
  • заморские гости,
  • ветер,
  • волна,
  • дядька Черномор и 33 богатыря,
  • а ещё комар и шмель, в которых превращался князь Гвидон.

Вот, пожалуй, все имена героев сказки о царе Cалтане, разделённых на группы по типу характера.

Прежде всего, хочется сказать о двух сёстрах Царицы – поварихе и ткачихе, а также их матери – сватье бабе Бабарихе. Это, без сомнения, отрицательные персонажи.

Из-за мстительности, злопамятности, зависти и обидчивости они совершили преступление. В письме к царю Салтану — оклеветали Царевну и младенца-Царевича, добившись указа царя, посадить их в бочку и бросить в море.

Совершив этот страшный поступок, они, конечно же, не стали счастливыми, а наоборот – были наказаны!

Другие главные герои сказки о царе Cалтане,

которых смело можно отнести к положительным героям. Во-первых, это князь Гвидон – сын царя Салтана. Его смелость и стремление к цели, отважность и гостеприимство располагают к нему любого читателя этой сказки.

Вторая главная героиня, сделанная поэтом центральным художественном образом произведения, — царевна-Лебедь, которую спас Гвидон от злого колдуна-Коршуна. Её характеру присущи такие качества, как благородство и мудрость.

Её образ в сказке заключал в себе черты русской Василисы Премудрой, наделённой удивительной красотой и волшебством. К слову, 33 морских богатыря были её братья родные.

Следующий главный герой сказки — добрый и мягкий царь Салтан – справедливый и незлопамятный, доверчивый и простоватый.

Порой он кажется даже немного безвольным, но это не так: просто широта и доброта русских царей делала их безоружными перед коварством и вероломством. Поначалу он разгневался на ткачиху, повариху и сватью, но потом великодушно простил завистниц и отпустил их домой.

В заключении «подведём черту»: в сказках, и не только в Пушкинских, злоба, зависть и ненависть обречены на позорное уничтожение, потому что в жизни людей первоначальны Любовь и Добро. В этом вся гармония и красота русских сказок!

Люди, творите всегда добро!

Автор статьи: Игорь Смирнов

Дети, молодые, взрослые и пожилые – большинство из нас знают множество произведений Александра Сергеевича Пушкина. Одно из наиболее известных, любимых и увлекательных произведений Пушкина является . Сюжет данного стиха довольно прост для понимания, но очень увлекает. Ребёнок и взрослый, читая это произведение, представляют яркую картинку, где по-своему преображаются действия, по-своему вырисовывается внешность персонажа. Но абсолютно каждый выделяет для себя поступки злые и добрые и, следовательно, плохого и положительного персонажа.

К позитивным героям относятся:

Царь Салтан

– государь своего царства. С одной стороны, царь – настоящий воин, мужественный и сильный, который готов сражаться за своё государство. С другой – это добрый персонаж, который имеет мягкий характер. По действиям, которые совершает этот герой, становится понятно, что он незлопамятный и даже простой, наивный персонаж и из-за этого, некоторые читатели могут подумать, что он безвольный царь. На самом же деле, это совершенно не так. Просто из-за своей добродушности, он никак не наказал злобных и коварных сестриц, а наоборот, простил их.

Князь Гвидон

– сын царицы и царя Салтана. На протяжении всего стиха проявляет себя как смелого и сильного героя. Свой мужественный характер этот персонаж предпочитает доказывать поступками, а не действиями. Помимо смелости, силы и мужественности он проявляет гостеприимство и целеустремлённость, что очень нравится читателям.

Царевна-лебедь

– рассудительная и прекрасная волшебница, сестра 33 морских богатырей и в конце сказки становится женой князя Гвидона. Будучи одним из главных героев, также относится к добрым персонажам, ведь она олицетворяет великодушие, мудрость и честность.

Царица

– это одна из первых девиц, с которыми встречается читатель в первых строках сказки. В будущем становиться царицей и матерью прекрасного богатыря. Как и сам царь, она является очень позитивным персонажем, ведь она добрая, честная, терпеливая и добросердечная. Благодаря этим качествам, царица симпатизирует многим читателям.

Негативные герои:

Ткачиха

– сестра Царицы и поварихи. Её поступки говорят, что это очень завистливый, злой и негативный персонаж. Помимо этого, она очень обидчива и мстительна, из-за чего и проворачивает коварные действия.

Повариха

– сестра ткачихи и Царицы. Как и ткачиха, повариха является плохим персонажем, ведь имеет такие качества, как зависть, злопамятность, коварство и эгоизм.

Сватья баба Бабриха

– относится к негативным персонажем, так как имеет такие отрицательные черты характера как ненависть, жесткость и мстительность. Из-за этих качеств, многие читатели её недолюбливают.

Действия, которые совершают положительные и негативные персонажи помогают разобраться читателю в том, что такое добро, а что на самом деле зло, при этом осознавая, что зло всё равно будет наказано, а добро в любом случае победит!

А.С. Пушкин не раз обращался к жанру сказок, примером чему служат его такие произведения, как «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Золотой петушок». В 1831 году поэт написал одно из своих самых известных сочинений в данном жанре — «Сказку о царе Салтане и сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

Сюжет

Повествование рассказывает о нескольких персонажах. Главными действующими лицами становятся царь Салтан, царица и князь Гвидон. Характеристика героев проста и понятна.


Царь Салтан и царица

Государь по имени Салтан – мужественный и отважный воин, способный вступиться за свои земли. Он обладает покладистым, спокойным нравом, отличается простотой, не держит зла на обидчиков и проявляет некую наивность. Добродушие героя не дает наказать сестриц, наговоривших на царицу и чуть не погубивших ее и сына – князя Гвидона.


Царица и маленький Гвидон

Мудрая царица – первая девица в государстве и первая, с кем встречается читатель, знакомясь со сказкой. Она – положительный персонаж, честная, добрая и верная женщина, неспособная на предательство и обман.

Гвидон – сын царицы и Салтана. Его отчество не зря подчеркивается в названии сказки, потому что с малых лет герой, как и отец, проявляет отвагу и смелость. Для него особую важность имеют поступки, а не слова.


Князь Гвидон

Гостеприимный амбициозный правитель получает титул князя неспроста. Якобы по велению царя Салтана, а на самом деле из-за интриг сестер царицы, младенца с матерью заточили в бочку. Странное судно, ставшее последним пристанищем, опустили в морскую пучину. В нем промелькнули детство и отрочество юноши, и вскоре он превратился в настоящего богатыря, которому суждено спасти от коршуна царевну Лебедь и заполучить под покровительство невиданные земли – остров Буян. Остров князя стал пунктом паломничества купцов, жаждущих выгодного сотрудничества. Это место, где живет белка, грызущая волшебные орешки, а также фантастические воины – тридцать три богатыря.


Царевна Лебедь

Гвидон – основной персонаж сказки. Царевна Лебедь, ставшая позже его избранницей, – олицетворение волшебства в поэме. Она одаряет возлюбленного не только чудесными диковинами (белкой и богатырями), но и магическими силами, благодаря которым Гвидон может стать комаром. В таком образе князь попадает на корабль и прибывает на родину – повидать отца.

Второй раз Гвидон осуществляет визит в образе мухи, а в третий – в качестве шмеля. В каждое посещение он, пусть и невольно, мстит ткачихе, поварихе и сватье бабе Бабарихе. Завершается все воссоединением царского семейства и пышным свадебным торжеством.

Интересные факты

Светило русской поэзии, Александр Сергеевич Пушкин, умело обращавшийся со стихотворным слогом и прославляющий богатство русского языка, использовал в «Сказке о царе Салтане» только одно слово с буквой «ф» – флот. В пушкинскую эпоху слова с этой буквой считались заимствованными из других языков.


Город Свияжск — прообраз острова Буяна

Однажды, путешествуя, Пушкин попал в город Свияжск. Поэт восхищался красотой этого места и признавался, что так представлял описанный населенный пункт на сказочном Буяне:

«В свете ж вот какое чудо: Остров на море лежит, Град на острове стоит С златоглавыми церквами С теремами да садами…»

Некоторые исследователи считают, что прототипом острова является Руян, расположившийся в Балтийском море.


Богиня Умай и царевна Лебедь

Сказка сплетена из фольклорных сюжетов и нюансов, придуманных поэтом. Примечательно, что прообразом царевны Лебедь стало языческое божество Умай. Ее воспевали в монгольских и кыпчакских племенах как женщину в образе лебедя, ходящую по земле и воде. В произведении описание царевны не менее привлекательно, чем в легендах древних народов:

«Говорят, царевна есть, Что не можно глаз отвесть. Днем свет Божий затмевает. Ночью землю освещает — Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит».

История персонажа

«Сказка о царе Салтане» – предназначенное для детей знаменитое произведение из наследия, оставленного миру Александром Сергеевичем Пушкиным. Полное название поэмы звучит так: «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Оно было придумано на манер лубочных сказаний, популярных в простонародье. Использованный сюжет пересказывался на Руси из уст в уста. До наших дней легенда дошла в вольной интерпретации. Пушкинисты, исследующие творчество русского поэта, свидетельствуют, что лейтмотив произведения не был уникальным. Гораздо раньше его использовали в своих сказках Чосер и Гоцци.

П.А. Шиллинговский. Н.М. Языков. 1933

По словам П.А. Плетнева, Пушкин «выше всего ставил в человеке качество благоволения ко всем». Современники отмечали его доброе отношение к начинающим поэтам. Пушкин приветствовал молодые таланты, старался им помочь, поддержать. С радостью «он, уже признанный первый поэт, встречал успехи этих своих младших современников».

Одним из таких младших поэтов был Н.М. Языков. Он родился в Симбирске в 1803 году. Учился в Петербурге сначала в Горном кадетском корпусе, а затем в Институте инженеров путей сообщения. Курса в этих учебных заведениях не окончил и в 1822 году отправился в Дерпт, где поступил в университет на философский факультет.

В это же время Языков начал печатать свои произведения в литературных журналах. За короткое время он приобрел известность, «все были поражены оригинальною формою и оригинальным содержанием … звучностью, яркостью, блеском и энергиею его стиха», — писал В.Г. Белинский.

Читатели с восторгом встречали каждое новое его произведение, предсказывая таланту блестящее будущее. A.И. Тургенев в письме к князю Вяземскому сообщал: «О молодом Языкове пишут чудеса из Дерпта: другой Пушкин!».

В 1823 году в журнале Вольного общества любителей российской словесности «Соревнователь просвещения и благотворения» был опубликован сонет Антона Дельвига посвященный Языкову:

Младой певец, дорогою прекрасной
Тебе идти к парнасским высотам,
Тебе венок (поверь моим словам)
Плетет Амур с Каменой сладкогласной…

Прочитав сонет, Пушкин написал Дельвигу из Одессы: «На днях попались мне твои прелестные сонеты — прочел их с жадностью, восхищением … Разделяю твои надежды на Языкова…». А.Ф. Воейков спешит в письме рассказать Н.М. Языкову: «На сей неделе молодой Лев Пушкин получил письмо от славного своего брата …Наш Байрон восхищается вашими стихами и пророчествует вам мирты, розы, лилии и вечнозеленые лавры».

Поступив в университет, Языков с горячностью принялся за учебу. В первую половину своего студенчества аккуратно ходил на лекции, изучал древние и новые языки, следил за новинками русской и западно-европейской науки и литературы.

П. Ф. Соколов. Портрет А. С. Пушкина. 1836

Студенческая жизнь в Дерпте в то время была веселой и разгульной. «Студенческие» песни Языкова, воспевающие свободомыслие, «студентов шумные пиры», вольнолюбие, молодое раздолье — сделали поэта знаменитым и желанным гостем пирушек. Один из его сокурсников, А.Н. Татаринов, вспоминал, что Языков «страдал от своей поэтической беспечности, бесхарактерности и детского простодушия… многие из его товарищей вовсе не были достойны его короткого знакомства, часто надоедали ему, но он никого не мог оттолкнуть, со всеми пировал и братался».

«Единственным смыслом и главнейшей целью своего существования» Языков всегда считал поэзию. В Дерпте, помимо «студенческих» песен, облагораживавших пирушки, он писал элегии, дружеские послания, «исторические» стихотворения. Его произведения публиковали журналы «Новости литературы», «Соревнователь просвещения и благодарения», «Благонамеренный».

Однажды, одни из приятелей сказал ему, что «писать стихи бесполезно» и посоветовал «их бросить». Языков ответил со всей присущей ему горячностью: «Вздор! Я скорее брошу в жизни всё, что можно бросить, чем стихи. Хороши ли, худы ли они — только я счастлив, когда пишу их, пишу много — следственно, часто бываю счастлив, а этого и довольно для меня».

В письмах к родственникам и друзьям он спрашивает о новых книгах и журнальных публикациях. С нетерпением ждет выхода из печати заявленных произведений литературных собратьев. С родственниками делится мнением о прочитанных книгах, просит прислать поэмы Пушкина «Руслан и Людмила», «Кавказский пленник», «Братья-разбойники». В это время отношение Языкова к творчеству Пушкина настороженное, а отзывы резкие и порой несправедливые.

Был разочарован, прочитав в списке «Бахчисарайский фонтан»: «…эта поэма едва ли не худшая из всех его прежних; есть несколько стихов прекрасных, но вообще они как-то вялы, невыразительны и даже не так гладки, как в прочих его стихотворениях. Что-то каков будет его роман в стихах Евгений Онегин?».

«Самое задушевное произведение» Пушкина вышло из печати в феврале 1825 года. Языков спешил поделиться с братом своими впечатлениями от прочитанного: «Онегин мне очень, очень не понравился: думаю, что это самое худое из произведений Пушкина. Мысли ни на чем не основанные, вовсе пустые, и софизмы минувшего столетия очень видны в Онегине там, где поэт говорит от себя; тоже и в предисловии».

В августе 1824 года Пушкин был выслан из Одессы в деревню матери Михайловское, что на Псковщине. Рядом по соседству расположено имение Тригорское, где жила большая семья Осиповых-Вульф. Пушкин в этом доме нашел «всю заботливость дружбы и все развлечения, всю приятность общества». Хозяйкой имения была свойственница Пушкиных П.А. Осипова. Ее старший сын от первого брака Алексей Вульф учился в Дерптском университете в то же время, что и его друг Николай Языков. Об этом Пушкин знал и надеялся через А. Вульфа познакомиться с молодым поэтом.

Хозяйка дома, Прасковья Александровна, рада была видеть в Тригорском товарища и друга своего сына: «Хотя я и не имею чести знать Языкова, но от моего имени пригласи его, чтобы он оживил Тригорское своим присутствием». Анна Вульф просит брата: «Употреби всё старание уговорить его, чтобы он зимой сюда приехал с тобой. Пушкин этого очень желает».

В письмах Алексею Вульфу Пушкин просил «уговорить Языкова» приехать. Поэт заманивает не только прозаическими приглашениями, но и призывает на помощь поэзию:

Здравствуй, Вульф, приятель мой!
Приезжай сюда зимой,
Да Языкова поэта
Затащи ко мне с собой
Погулять верхом порой,
Пострелять из пистолета.
Лайон, мой курчавый брат
(Не Михайловской приказчик),
Привезет нам, право, клад…
Что? — бутылок полный ящик.
Запируем уж, молчи!
Чудо — жизнь анахорета!
В Троегорском до ночи,
А в Михайловском до света:
Дни любви посвящены,
Ночью царствуют стаканы,
Мы же — то смертельно пьяны
То мертвецки влюблены.

(1824 г.)

Отправил письмо и самому Языкову:

Клянусь Овидиевой тенью:
Языков, близок я тебе.
Давно б на Дерптскую дорогу
Я вышел утренней порой
И к благосклонному порогу
Понес тяжелый посох мой,
И возвратился б оживленный
Картиной беззаботных дней,
Беседой вольно-вдохновенной
И звучной лирою твоей.
Но злобно мной играет счастье:
Давно без крова я ношусь,
Куда подует самовластье:
Уснув, не знаю, где проснусь. –
Всегда гоним, теперь в изгнаньи
Влачу закованные дни.
Услышь, поэт, мое призванье,
Моих надежд не обмани.
В деревне, где Петра питомец,
Царей, цариц любимый раб
И их забытый однодомец,
Скрывался прадед мой Арап,
Где, позабыв Елисаветы
И двор и пышные обеты,
Под сенью липовых аллей
Он думал в охлажденны леты
О дальней Африке своей,
Я жду тебя…

Языков осторожно отнесся к идее путешествия на Псковщину, о чем сообщает в письме к брату: «Пушкин живет теперь верст за 200 отсюда, за Псковом: он меня зовет к себе — не знаю, что отвечать на это: Ведь с ними вязаться

Лишь грех, суета.

Впрочем, впрочем…теперь я никак не могу ехать к нему; что будет далее, теперь не могу знать – так и далее». Была и прозаическая причина отложить поездку, Языков признавался в одном из писем: «Я жду денег, чтоб отправиться к Пушкину…».

В феврале Языков решился ответить на сентябрьское приглашение Пушкина посланием:

Не вовсе чуя бога света
В моей неполной голове,
Не веря ветреной молве,
Я благосклонного привета —
Клянусь парнасским божеством,
Клянуся юности дарами:
Наукой, честью и вином
И вдохновенными стихами —
В тиши безвестности не ждал
От сына музы своенравной,
Равно — торжественной и славной
И высшей рока и похвал.

В. П. Лангер. Портрет А. А. Дельвига. 1830

Возможно, нерешительность Языкова объясняется его характером, по словам Алексея Вульфа: «Языков был не из тех, которые податливы на знакомства; его всегда надо было неволею привести и познакомить даже с такими людьми, с которыми он давно желал познакомиться, до того застенчив и скромен был человек, являвшийся по стихам своим господином, совершенно иного характера».

В мае 1826 года Пушкин вновь пишет Вульфу: «Не правда ли, что вы привезете к нам и вдохновенного? Скажите ему, что этого я требую от него именем славы и чести России … привезите же Языкова и с его стихами». Только в июне 1826 года Языков решился преодолеть 200 верст, чтобы увидеть Тригорское и «приют свободного поэта». Его поселили во флигеле, где была баня, а в другой половине — светелка.

Первое время по приезде в деревню Языков был застенчив и угрюм. Но со временем «оживился и по целым часам декламировал оживленные, дышащие силой и поэзией стихотворения. Пушкин с наслаждением, безмолвно внимал юному певцу свободы, вина и граций». Время в Тригорском и Михайловском прошло весело: гуляли в саду, стреляли из пистолета, купались, ездили верхом, вспоминали общих друзей, говорили о литературе.

Языков бывал в Михайловском, где его радушно принимала и угощала Арина Родионовна.

Как сладостно твое святое хлебосольство
Нам баловало вкус и жажды своевольство;
С каким радушием — красою древних лет –
Ты набирала нам затейливый обед!
Сама и водку нам, и брашна подавала,
И соты, и плоды, и вина уставляла
На милой тесноте старинного стола!
Ты занимала нас — добра и весела –
Про стародавних бар пленительным рассказом
Мы удивлялися почтенным их проказам,
Мы верили тебе — и смех не прерывал
Твоих бесхитростных суждений и похвал;
Свободно говорил язык словоохотный,
И легкие часы летели беззаботно!

В Тригорском Алина Осипова восхищала игрой на фортепьяно, Евпраксия после обеда варила для них жженку. Алексей Вульф позже рассказывал М.И. Семевскому: «Сестра моя Euphrosine, бывало, заваривает всем нам после обеда жженку … и вот мы … сидим, беседуем да распиваем пунш. И что за речи несмолкаемые, что за звонкий смех, что за дивные стихи то того, то другого поэта сопровождали нашу дружескую пирушку!»

Что восхитительнее, краше
Свободных, дружеских бесед,
Когда за пенистою чашей
С поэтом говорит поэт?…

«Языкова Пушкин очень любил, как поэта, и был в восхищении от его знакомства». В Михайловском Пушкин продолжал работать над романом «Евгений Онегин» и в IV главе упомянул Николая Языкова:

Так ты, Языков вдохновенный,
В порывах сердца своего,
Поёшь, бог ведает, кого,
И свод элегий драгоценный
Представит некогда тебе
Всю повесть о твоей судьбе.

Языков одаренный «самым добрым и привязчивым сердцем», «сходился с людьми туго, но, раз полюбив кого-нибудь, навсегда оставался верен». Дерптский студент в дальнейшем с радостью вспоминал «золотую пору своей жизни», в письмах передавал поклоны тригорским друзьям, посвящал им стихотворения. К Алексею Вульфу обращены 11 посланий, к его матушке Прасковье Александровне — 4. Уезжая из Тригорского, Языков дал обещание написать послание Евпраксии Вульф. Часто вспоминал об этом и выполнил обещанное в 1845 году:

Я помню вас! Вы неизменно
Блестите в памяти моей —
Звезда тех милых, светлых дней,
Когда гуляка вдохновенный,
И полный свежих чувств и сил,
Я в мир прохлады деревенской,
Весь свой разгул души студентской
В ваш дом и сад переносил…

Знакомство с Пушкиным произвело на Языкова сильное впечатление. Уже из Дерпта он первым начинает поэтический диалог, отправив 19 августа в Михайловское письмо:

О ты, чья дружба мне дороже
Приветов ласковой молвы,
Милее девицы пригожей,
Святее царской головы!
Огнем стихов ознаменую
Те достохвальные края
И ту годину золотую,
Где и когда мы: ты да я,
Два сына Руси православной,
Два первенца полночных Муз, —
Постановили своенравно
Наш поэтический союз.

…………………………….

(1826 г.)

Таково, с моей стороны, начало нашей переписки! Ради бога, в вас живущего, поддержите ее; а я верно буду постоянно ревностен в деле, которым могу гордиться».

Ответом на это письмо стало стихотворение Пушкина:

Языков, кто тебе внушил
Твое посланье удалое?
Как ты шалишь, и как ты мил,
Какой избыток чувств и сил,
Какое буйство молодое!
Нет, не кастальскою водой
Ты воспоил свою Камену;
Пегас иную Иппокрену
Копытом вышиб пред тобой.
Она не хладной льется влагой,
Но пенится хмельною брагой;
Она разымчива, пьяна,
Как сей напиток благородный,
Слиянье рому и вина,
Без примеси воды негодной,
В Тригорском жаждою свободной
Открытый в наши времена.

(1826 г.)

Языков спешит сообщить родным в Симбирск: «У меня завелась переписка с Пушкиным – дело очень любопытное».

После окончания михайловской ссылки Пушкин в Москве с восторгом читал друзьям стихотворение Языкова «Тригорское», рассказывал Вяземскому о своих впечатлениях: «Ты изумишься, как он развернулся и что из него будет. Если уж завидовать, так вот кому я должен бы завидовать. Аминь, аминь, глаголю вам. Он всех нас, стариков, за пояс заткнет».

Пушкин сообщил Языкову о новом журнале «Московский Вестник» и предложил в нем сотрудничать, спрашивал: «Рады ли вы журналу? Пора задушить альманахи». К этому времени относятся записанные современником слова Пушкина: «Я надеюсь на Николая Языкова, как на скалу».

А.Д. Силин. «К Языкову». Иллюстрация. 1924-25

В письмах общим знакомым Языков упоминал, спрашивал, говорил о Пушкине, и всегда с чувством глубокой и искренней к нему приязни. «…Ты мне сообщил очень любопытные известия о нашем Байроне: продолжай и впредь это делать» (А.Н. Вульфу). Узнав о работе Пушкина над поэмой «Полтава»: «Радуюсь сердечно, что наконец Петр, Мазепа и Полтава нашли себе достойного воспевателя. Желаю Пушкину долготерпения для этого труда божественного: больше желать ему нечего: его виктория на Парнасе так верна, как на небе луна…».

В это время «певец Тригорского» оставался в Дерпте и числился в университете вольным слушателем. Пиры ему стали надоедать «он желал образумиться, работать, приготовиться к экзамену». Но занятия науками шли вяло и безрезультатно: «Мое приготовление к экзамену идет очень плохо…Не знаю, когда возмогу снова заняться … Что будет – будет! А будет то, что Бог даст». Языков все еще надеялся преодолеть поэтическую лень и беззаботность, но так и не собрался выдержать экзамен. Он оставил Дерпт в конце 1829 года и переехал в Москву.

Приезжая в древнюю столицу, Пушкин часто у него бывал, они вспоминали Тригорское, обсуждали литературные дела. Из Москвы Языков пишет брату: «Пушкин здесь. Он только и говорит, что о Петре… Стихом написал, кажется, немного …сказки его … далеко отстали от Жуковского: это не его род». А в письме к Алексею Вульфу высказывал совсем другое мнение: «Последняя глава „Онегина“— одна из лучших во всем романе, как мне кажется. А какова сказка о царе Салтане? Это верх совершенства: высота недосягаемая почти что всем нашим поэтам».

Оба присутствовали на похоронах В. Л. Пушкина в Донском монастыре. 14 января 1831 года умер А. А. Дельвиг, а через две недели Пушкин, Баратынский, Вяземский и Языков «совершили тризну» по нему: обедали вместе у Яра и беседовали о будущем журнале. 17 февраля того же года, накануне свадьбы, Пушкин устроил у себя «мальчишник», на котором среди гостей был и Языков.

Еще в сентябре 1831 года Языков поступил на службу в Межевую Канцелярию, но через два года у него обнаружили болезнь, которая стала причиной отставки. Языков покинул Москву и поселился в симбирском имении, где собирал русские песни для П.В. Киреевского и «наслаждается», как он сам говорил, «поэтической ленью». Пушкин принимал участие в работе П. В. Киреевского и Языкова над сборником народных песен, планировал написать предисловие к этому изданию.

Весной 1832 года У Языкова «было намерение издать собрание своих стихотворений». Он сообщал А. Вульфу: «Цензура не пропустила; но рука времени так пригладила кудри моей музы, что она больше походит на рекрута, нежели на студентскую прелестницу! и я решился подождать других обстоятельств». «Другие обстоятельства» сложились в следующем году, и Языкову удалось выпустить первое собрание стихотворений. Он просил В. Д. Комовского передать Пушкину только напечатанный сборник. По словам Н.В. Гоголя, когда появилась эта книга, Пушкин сказал с досадой: «Зачем он назвал их: Стихотворенья Языкова — их бы следовало назвать просто: хмель! Человек с обыкновенными силами ничего не сделает подобного; тут потребно буйство сил».

П.С. Шереметев. Тригорское. 1927- 19(36)?

В 1830-х годах Пушкин, собирая в архивах материалы по истории Петра Великого, обнаруживает документы по делу Емельяна Пугачева. «Запрещенная» тема привлекает поэта, и он начинает изучать материалы, связанные с пугачевским восстанием. Осенью 1833 года Пушкин отправился в путешествие с целью увидеть ту местность, «которая служила ареной злодейств Емельки Пугачева», и собрать «изустные и письменные известия о Пугачеве». По дороге заехал в симбирское имение братьев Языковых, но застал только П.М. Языкова. На обратном пути все три брата встретили поэта в родовом имении. По семейному преданию, Пушкин, застав братьев, одетых по-домашнему, в халатах, пристыдил и разбранил их за азиатские привычки. Он отобедал с ними очень весело, рассказывал о поездке и о своих планах, признался, что хотел бы «писать историю Петра… и далее, вплоть до Павла Первого».

Узнав о работе Пушкина над журналом «Современник», Языков беспокоился: «Как-то он сладит с трудом, требующим постоянного сидения за мелочами?». Пушкин надеялся на сотрудничество с Языковым «Вы получите мой Современник; желаю, чтоб он заслужил Ваше одобрение. … Будьте моим сотрудником непременно. Ваши стихи: вода живая; наши — вода мертвая; мы ею окатили Современника; опрысните его Вашими кипучими каплями». Н.М. Языков был «готов поступить под знамены» Пушкина: «Ваш Современник цветет и красуется: жаль только, что выходит редко; лучше бы книжки поменьше, да чаще. Я пришлю вам стихов». Языков сдержал обещание и во втором номере «Современника» был напечатан отрывок из «Драматической сказки об Иване-царевиче, Жар-птице и сером волке».

Известие о смерти Пушкина Языкову передали А. С. Хомяков и А. Н. Вульф. Последнему Языков написал о тяжелом впечатлении, которое произвела на него гибель Пушкина: «Где ты теперь находишься? Там, где мы некогда гуляли вместе с нашим бессмертным Пушкиным? Горько и досадно, что он погиб так безвременно и от руки какого-то пришельца! История причин дуэли его – чрезвычайно темна и, вероятно, останется таковою на веки веков. И как мало отделанного нашлось в его бумагах. Его губил и погубил большой свет – в котором не житье поэтам».

Немало было попыток понять и объяснить дружбу двух поэтов — Пушкина и Языкова. Последнего обвиняли в зависти, злословии, двойственности, считали виной Языкова то, что он не стал последователем Пушкина. Кто-то доказывал обратное. При этом забывали о том, что Пушкин «будучи очень одаренным проницательностью» умел чувствовать и понимать людей. Мелкие, суетные детали не влияли на отношение к собеседнику, особенно если тот был поэтом.

Издревле сладостный союз
Поэтов меж собой связует:
Они жрецы единых муз,
Единый пламень их волнует;
Друг другу чужды по судьбе,
Они родня по вдохновенью.

(1824 г.)

Поделиться текущей страницей в соцсетях:

  • Основная мысль сказки морской царь и василиса премудрая
  • Основная мысль сказки морозко для читательского дневника
  • Основная мысль сказки морозко 3 класс и опорные слова составить план к сказке
  • Основная мысль сказки мороз солнце и ветер
  • Основная мысль сказки мороз иванович