Основная мысль сказки морской царь и василиса премудрая

Инфоурок другое презентациипрезентация по однкнр на тему василиса прекрасная рогачва софья, 9 класс описание презентации по отдельным слайдам: 1

Инфоурок

Другое
ПрезентацииПрезентация по ОДНКНР на тему «Василиса Прекрасная» (Рогачёва Софья, 9 класс)

«Василиса ПрекраснАЯ»Работа по ОДНКНР ученицы 9 «Б» класса МБОУ Лицея № 6...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    «Василиса ПрекраснАЯ»Работа по ОДНКНР ученицы 9 «Б» класса МБОУ Лицея № 6

    Описание слайда:

    «Василиса ПрекраснАЯ»
    Работа по ОДНКНР ученицы 9 «Б» класса
    МБОУ Лицея № 6 г. Невинномысска
    РОГАЧЁВОЙ СОФЬИ
    (учитель Зубкова Елена Георгиевна)

  • 2 слайд

    КАК ВАСИЛИСЫ ПРЕМУДРАЯ И ПРЕКРАСНАЯ ПОЯВИЛИСЬ В РУССКОМ ФОЛЬКЛОРЕИ БЫЛИ ЛИ У

    Описание слайда:

    КАК ВАСИЛИСЫ ПРЕМУДРАЯ И ПРЕКРАСНАЯ ПОЯВИЛИСЬ В РУССКОМ ФОЛЬКЛОРЕ
    И БЫЛИ ЛИ У НИХ ПРОТОТИПЫ?

    Имя Василиса, означающее в переводе с греческого «жена царя» или «царица», попало на Русь из Византии не позднее XIII века. В Повести временных лет, датированной началом XII столетия, это имя не упоминалось ни разу. А первыми известными Василисами были дочь ростовского князя Василиса Дмитриевна, жившая на рубеже XIII–XIV веков, а также еще одна ростовская княжна — Василиса Константиновна, которая жила в XIV веке.
    В волшебных сказках Василиса Премудрая или Прекрасная — лишь одно из имен невесты героя, которую могут звать и по-другому: Елена Прекрасная, Марья-царевна, Царь-девица, Настасья-королевишна, Варвара-краса и так далее. Функция персонажа-невесты в русских сказках не зависит от имени. Например, в известном собрании сказок Александра Афанасьева встречаются разные сюжеты и роли, связанные с именем Василисы. Главная героиня «Василисы Прекрасной» вовсе не царевна, а бедная падчерица, которую отправляют за огнем в избушку Бабы-яги. В сказке «Жар-птица и Василиса-царевна» Василису ловит стрелец-молодец по поручению царя. Царевна на первый взгляд желает своему похитителю смерти: «Не пойду, — говорит царю, — за тебя замуж, пока не велишь ты стрельцу-молодцу в горячей воде искупаться». Волшебный конь стрельца заговаривает воду, и герой выходит из котла краше прежнего. В финале, как и положено в волшебной сказке, старый царь погибает, по примеру стрельца искупавшись в кипятке, а главный герой получает жену и царство в придачу. В сюжете «Морской царь и Василиса Премудрая» Василиса — дочь Водяного, помощница героя-царевича. В разных вариантах известной сказки «Царевна-лягушка» главную героиню зовут то Еленой Прекрасной, то Василисой Премудрой, что подтверждает: имя героини не столь важно — важна лишь функция.

  • 3 слайд

    Филолог-фольклорист Владимир Пропп доказал, что жанр волшебной сказки уходит

    Описание слайда:

    Филолог-фольклорист Владимир Пропп доказал, что жанр волшебной сказки уходит корнями в эпоху первобытной общины, когда мужчины проходили «магические» обряды и получали специальные силы, власть над животным миром, чтобы охотиться успешней. Прохождение обряда было своего рода путешествием в потусторонний мир, где мужчина подвергался жестоким испытаниям: ему могли отрезать пальцы, его могли пытать огнем — и так далее. Позже, когда охотничье общество сменилось земледельческим, эти традиции постепенно ушли из жизни, но их завуалированные описания остались в сказках.
    Именно поэтому во многих сказках Василиса испытывает потенциального жениха самыми странными и даже пугающими способами вроде прыжка в котел с кипятком: такие сюжеты — отзвук времен древнейшего матриархата, когда женщина была «держательницей рода и тотемической магии».

    Иван Билибин.
    Василиса Прекрасная и белый всадник. 1900
    Иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная»
    Виктор Васнецов. Царевна-лягушка. 1918
    Дом-музей В. М. Васнецова
    Кинуко Крафт. Василиса Прекрасная. 1994
    Иллюстрация к сказке «Баба-яга и Василиса Прекрасная»

  • 4 слайд

    ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ПЕРСОНАЖААвтором сказки, сюжет которой строится вокруг русс

    Описание слайда:

    ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ПЕРСОНАЖА

    Автором сказки, сюжет которой строится вокруг русской красавицы по имени Василиса, стал Александр Николаевич Афанасьев. Имеющий юридическое образование деятель науки гораздо больше реализовался в литературной области, изучая работы Фонвизина, Кантемира и Новикова.
    Исследователь литературы увлекался и изучением фольклора. Афанасьев интересовался поэтическими взглядами славян на окружающий мир, изучал легенды и сказания, передаваемые из уст в уста. Это отчасти объясняет то, что в произведениях исследователя скрупулезно соблюдена масса нюансов: есть подробные описания, логические связи, понятные толкования культурных кодов.
    В период с 1855 по 1864 год исследователь коллекционировал русские народные сказки, которые впоследствии опубликовал в сборнике в количестве 600 штук. Сборник автора «Народные русские легенды» в 1859 году запретила цензура. Издание было загадкой для публики вплоть до 1914 года. Афанасьев анонимно опубликовал в Женеве книгу «Заветные сказки», представив в ней сатиру на помещиков и представителей религиозной общины. Афанасьев проработал любимую читателями народную сказку «Василиса Прекрасная» и включил ее в один из сборников.
    В предании автор отразил происходящее, ориентируясь на природную составляющую, противопоставляя солнечный луч сокрушающему ветру. Василиса и мачеха стали антагонистами в произведении. Сестры девушки в образе черных туч лишь ухудшали ситуацию. По мнению западников, главная мысль в ней заключалась в отказе женщины от смирения перед ограничениями и в предпочтении ею независимости. Сила духа воспевалась в сказании как влиятельная мощь, способная выручить из беды.
    В сказке много символизма и мифологичности. Если отец Василисы — купец, то действие происходит во время торгово-финансовых отношений. Они пользовались уважением в правление царя Алексея Михайловича. Смерть матушки принесла Василисе истинную веру и воодушевила ее.

  • 5 слайд

    ОБРАЗ ВАСИЛИСЫ

    Описание слайда:

    ОБРАЗ ВАСИЛИСЫ

  • 6 слайд

    Биография и образ Василисы ПрекраснойОписание героини произведения позволяет

    Описание слайда:

    Биография и образ Василисы Прекрасной

    Описание героини произведения позволяет предположить, что миловидная девушка имеет покладистый характер и смиренно переносит невзгоды, выпадающие на ее долю. В сказках внешность героини подробно не описывается, кроме упоминаний о том, что она исключительно хороша собой. На картинках в книгах она изображается стройной красавицей с роскошными косами.
    Наиболее известны иллюстрации, созданные художником Иваном Билибиным: на них Василиса — светловолосая девушка в вышитой рубахе и сарафане. Героиня традиционно наделяется такими положительными женскими качествами, как доброта, домовитость, искусность в рукоделии, скромность.
    Героиня произведения — купеческая дочь. Матушка рано умерла, оставив девушке куклу-оберег. Василиса Прекрасная, как и Золушка Шарля Перро, вынуждена жить с мачехой и сестрами, сварливыми, завистливыми и недалекими женщинами.
    Одинокая девушка постоянно терпела притеснения со стороны названных родственниц и выполняла грязную работу по дому, пока отец во всем соглашался с новой супругой. Куколка, которую завещала мать, помогала Василисе справляться с обязанностями. Исполняя роль духовного помощника, оберег скрашивал существование девушки и облегчал трудности.
    Однажды купец уехал по делам, а домашние решили переехать в дом, располагавшийся неподалеку от леса. Этот сказочный образ символизировал жизненные испытания, которые пришлось пройти красавице. Как-то вечером, сидя за работой, мачеха решила извести Василису. Давно тая на нее гнев из-за того, что женихи сватались к Василисе, а не к старшим сестрам, женщина отправила падчерицу за огнем к  Бабе-Яге.

  • 7 слайд

    Женщины рассчитывали на погибель красавицы, но оберег вновь пришел ей на помо

    Описание слайда:

    Женщины рассчитывали на погибель красавицы, но оберег вновь пришел ей на помощь. Баба-Яга сделала девушку служанкой. Куколка выполняла за Василису работу по дому и помогала угождать старухе. Ведьма, удивленная, как спорится работа у Василисы, спросила, чем девушка обязана такому везению. Признавшись в помощи материнского благословления, Василиса получила огонь и вернулась домой. Лес, стоявший в заколдованном состоянии, представлял собой царство мертвых, из которых героине посчастливилось вернуться.
    Огонь сжег мачеху и дочерей, после чего Василиса Прекрасная отправилась в город. Там ее заметил царь. Влюбившись, правитель женился на девушке. Главной мыслью сказания стала идея о ценности духовного мира, сила которого способна побороть любые препятствия.
    Менее известны версии сказки, в которых Василиса — дочь Кощея Бессмертного или Морского царя. В них биография девушки не содержит трагических эпизодов — она спокойно живет «под крылышком» грозного отца и ждет, пока он подыщет ей жениха и проверит его с помощью испытаний.

  • 8 слайд

    ВАСИЛИСА ПРЕКРАСНАЯ В ФИЛЬМАХВ 1939 году Александр Роу, признанный мастер ск

    Описание слайда:

    ВАСИЛИСА ПРЕКРАСНАЯ В ФИЛЬМАХ

    В 1939 году Александр Роу, признанный мастер сказочного жанра, снял знаменитую картину под названием «Василиса Прекрасная». Актриса Валентина Сорогожская исполнила главную роль. Бабу-Ягу воплотил Георгий Милляр. Сюжет повествовал о том, как после выстрелов из лука трое братьев обретают жен. Первый — боярскую дочь, второй — купеческую, а третий — лягушку.
    В образе амфибии скрывалась заколдованная красавица. Братья позавидовали Ивану и сожгли шкурку чаровницы. Змей Горыныч унес девушку, а Ивану пришлось выручать возлюбленную.

    В 1977 году по мотивам кинокартины создали мультфильм.

  • 9 слайд

    ВАСИЛИСА ПРЕКРАСНАЯ В ФИЛЬМАХВ 2016 году детская аудитория увидела на больши

    Описание слайда:

    ВАСИЛИСА ПРЕКРАСНАЯ В ФИЛЬМАХ

    В 2016 году детская аудитория увидела на больших экранах анимационный фильм «Иван Царевич и серый волк». Главным женским образом выступила Василиса Прекрасная. Характеристика мультипликационного персонажа не соответствовала тому, что было описано в сказке Афанасьева, зато современная героиня нарисована по кинематографическим стандартам красоты. Василисе в сюжете принадлежат остроумные цитаты — по меркам сказочного мира у нее отличное образование, но поступки ее безрассудны и легкомысленны.
    В живописи одним из первых воплотил образ Василисы на картине Николай Рерих. У него героиня изображена в бытовой сцене: одетая в красное платье, она на заре вышла на берег реки, чтобы собирать травы. Стилизованный образ благодаря своей лаконичности и необычному цветовому решению создает впечатление таинственности. Интересно, что Рерих написал эту картину, когда жил в Индии.

    Николай Рерих. Добрые травы. Василиса Премудрая. 1941
    Государственный музей искусства народов Востока

  • 10 слайд

    ССЫЛКИ 24smi.org bolshoyvopros.ru haunted.family velialstore.ru https://www.c

    Описание слайда:

    ССЫЛКИ

    24smi.org
    bolshoyvopros.ru
    haunted.family
    velialstore.ru
    https://www.culture.ru/s/vopros/vasilisa/
    https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D1%81%D0%B0_

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Основная мысль сказки морской царь и василиса премудрая

  • Сейчас обучается 94 человека из 43 регионов

Основная мысль сказки морской царь и василиса премудрая

  • Сейчас обучается 350 человек из 64 регионов

Основная мысль сказки морской царь и василиса премудрая

Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда

Специалист в области охраны труда

  • Сейчас обучается 206 человек из 54 регионов

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Краткое описание документа:

Презентация на урок ОДНКНР по теме «Эпос национальных героев» может использоваться как на уроках, так и во внеурочной деятельности с 1 по 11 класс.

Проверен экспертом

Общая информация

Похожие материалы

  • Сценарий праздника «До свидания 1 класс»

  • Внеклассное мероприятие. Сценарий. Праздник «8 марта!»

  • Презентация по внеклассной работе «Тайна фамилии»

  • Урок — обобщение «Кредит» (Основы финансовой грамотности)

  • Буклет для родителей «Воспитываем грамотного пешехода»

  • Сценарий праздника «Последний звонок»

  • Проект финансовой грамотности «Первые шаги»

  • План-конспект социальной акции по пдд «Мы за жизнь по правилам!» (с применением технологии коллективно – творческих дел (КТД))

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5435058 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методика написания учебной и научно-исследовательской работы в школе (доклад, реферат, эссе, статья) в процессе реализации метапредметных задач ФГОС ОО»

  • Курс повышения квалификации «Организация научно-исследовательской работы студентов в соответствии с требованиями ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Экономика и право: налоги и налогообложение»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация логистической деятельности на транспорте»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС юридических направлений подготовки»

  • Курс повышения квалификации «Маркетинг в организации как средство привлечения новых клиентов»

  • Курс повышения квалификации «Разработка бизнес-плана и анализ инвестиционных проектов»

  • Курс повышения квалификации «Организация маркетинга в туризме»

  • Курс профессиональной переподготовки «Разработка эффективной стратегии развития современного вуза»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление информационной средой на основе инноваций»

  • Курс профессиональной переподготовки «Риск-менеджмент организации: организация эффективной работы системы управления рисками»

  • Курс повышения квалификации «Международные валютно-кредитные отношения»

  • Курс профессиональной переподготовки «Информационная поддержка бизнес-процессов в организации»

  • Курс повышения квалификации «Информационная этика и право»

  • Краткие содержания
  • Жуковский
  • Сказка о царе Берендее

Сказка о царе Берендее, у которого была борода до колен. Жил он с женой несколько лет, но не было у них детей.

Однажды пришлось царю отлучиться и осмотреть территорию государства. Простившись с женой, царь уехал на восемь месяцев. Ехал Берендей домой и очень захотелось ему пить. Увидел колодец, на поверхности воды плавал золотой ковш. Царь попытался его взять, но ковшик то вправо, то влево. Решил царь наклониться и так напиться, а его борода вся под воду ушла.

Схватил кто-то под водой Берендея за бороду и не отдает. Увидел царь в глубине воды страшное лицо. И голос из воды ему сказал, чтобы царь пообещал отдать то, о чем он не знает, тогда отпустит бороду. Берендей дал свое согласие.

Приехав в столицу, увидел царь, что у него сын родился. Заплакал Берендей, и задумался о том, как же ему не отдать сына чудовищу водяному. Царь грустный ходил. Прошло время. Вырос царевич Иван настоящим красавцем.

Однажды поехал царевич на охоту. В дупле увидел странного старика с бородой зеленого цвета. Старик сообщил Ивану, что пора его отцу отдавать обещанный долг.

Рассказал царь своему сыну, что с ним в прошлом случилось, и какое обещание он дал. Иван собрался в путь.

Долго скакал на коне царевич, и увидел озеро с утками. Все улетели, а одна осталась. Вышла она на берег, встрепенулась и красивую девушку превратилась. Сказала девушка царевичу, что она дочь Кощея, Марья-царевна. Рассказала, что ее отец давно Ивана ждет, и когда придет он к Кощею, чтобы сразу ему в ноги упал и ничего не боялся.

Пришел Иван в царство кощея, упал к нему в ноги. Засмеялся Кощей. И сказал он Ивану, что тот должен ему сослужить три службы.

Утром Кощей позвал Ивана и приказал возвести за ночь дворец из мрамора с крышей золотой, окнами из хрусталя. Вокруг дворца сделать сад с прудами и окунями.

Закручинился Иван и тут в окно пчела влетела, оказалось, что это царевна. Сказала она царевичу, чтобы спать ложился. Будет к утру построен дворец из мрамора. Понравился Кощею дворец.

Назначил он второе испытание. Найти из тридцати девушек его самую любимую дочь Марью. Предупредила девушка Ивана, что у нее мошка будет на щеке. И с этим испытанием справился царевич.

В третий раз Кощей приказал сшить сапоги с оторочкой за время, пока соломинка горит. Отказался Иван сапоги шить. Тогда Марья-царевна сказала, что им бежать надо.

Сели они на верного коня и пустились галопом. Кощей отправил вслед погоню. Царевна превратилась в реку, а царевич в мостик. Возвратились слуги Кощея ни с чем. Сам Кощей поехал за своей дочерью. Марья стала церковью, Иван – монахом, конь – колокольней. Не нашел их Кощей.

По дороге захотел царевич в красивый город заехать. Марья предупредила его, чтобы не целовал младенца, сама камнем обернулась. Не послушал Иван ее и поцеловал младенца, тут же память потерял.

Узнала Марья у старика, что Иван женится. Испекла пирог и в город пошла. Отрезал царевич кусок пирога. Там были два голубя. Голубка сказала голубю, чтобы не уходил, а то забудет ее, как Иван Марью. Тут царевич все вспомнил.

Приехали царевич с царевной к Берендею и его жене. Обрадовались отец и мать, сразу веселую свадьбу сыграли. Стали вместе счастливо жить.

Сказка учит добру и справедливости.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

«Сказка о царе Берендее» (Жуковский): анализ, характеристика главных героев

Летом 1831 г. В.А. Жуковский вместе со своим воспитанником жил в Царском Селе, там же в это время был А.С. Пушкин с молодой женой.

Между поэтами возникает своеобразное творческое состязание — оба пишут сказки.

Результат — «Сказка о царе Салтане» Пушкина и три Жуковского — «Сказка о царе Берендее», «Спящая царевна» и незаконченная «Война мышей и лягушек». Первая из них называется пышно, в традициях литературы XVIII в.

Считается, что в основу этой сказки положен сюжет, рассказанный Пушкину его няней Ариной Родионовной.

Если даже это так, а это, скорее всего, сюжет сказки «Морской царь и Василиса премудрая», Жуковский не только по-своему его изложил, но и добавил в него эпизоды, детали из других сказок.

Чувствуется, что поэт знаком с устным народным творчеством, глубоко, тщательно изучал его, отбирая ценное, поэтичное.

«Сказка о царе Берендее» написана гекзаметром — одним из любимых размеров Жуковского. Гекзаметр «Сказки о царе Берендее» настолько «прилажен» к русскому языку, что великолепно передает русский сказочный колорит. Он настолько оригинален и кажется столь естественным в этом произведении, что наводит на мысль о какой-то третьей форме речи, помимо прозы и стихов.

Сюжет в целом повторяет народный. Некоторые детали, введенные Жуковским, слегка нарушают логику. Например, Кощей Бессмертный царит в подземном мире. Это вполне закономерно — он злой дух тьмы. Более того, его дворец «высечен был весь из карбункула-камня». Если вспомнить переведенную в 1816 г. Жуковским сказку «Красный карбункул», там этот камень подарен герою сатаной.

Кощей

Всмотримся в портрет Кощея. Жемчужины, клешни вместо рук, зеленоглазость — все это портрет царя морского, а не подземного. Возможно, в портрете сохранился намек на героя народной сказки.

Каждый персонаж Жуковского индивидуален, особенности характера проявляются в поступках. Не догнав беглецов (Ивана-царевича и Марью-царевну), Кощей в гневе «пересек беспощадно всех до единого слуг». Такое поведение свойственно какому-нибудь помещику-самодуру, а не всемогущему владыке подземного царства. Кощей любит шутовство.

Иван-царевич при встрече ползет на коленях, чем вызывает смех Кощея, и тот сменяет гнев на милость. Тоже очень узнаваемая деталь. Фантастическое подкрепляется вполне убедительным реалистичным. Вокруг сказочного дворца, который по приказу Кощея должен выстроить Иван-царевич, предполагается «регулярный сад, и в саду пруд с карасями».

Подобная деталь есть в описании Мишенского, имения отца Жуковского, где поэт провел годы детства и юности.

Марья-царевна

Марья-царевна не только дочь Кощея, премудрая волшебница, но и прелестная девушка, нежная, кроткая, любящая. Возможно, этот образ создавался с мыслью о незабвенной Маше Протасовой, человеке необычайного обаяния, утонченной души.

«Белым камнем у дороги» остается Марья-царевна в ожидании суженого, в лазоревый цветок превращается, не дождавшись Ивана-царевича. «Росинки слез на листках голубых заблистали». Героиня народной сказки не отличается такой утонченностью, ей заранее известно, как будут разворачиваться события.

Героиня Жуковского («Сказка о царе Берендее») страдает, оскорбляется, готова на самопожертвование, но и на борьбу за счастье. Так что, имя изменено не случайно.

Иван-царевич

Иван-царевич тоже имеет ярко выраженный характер. Он храбр, поездка в подземное царство его не пугает. Полон царского достоинства. При знакомстве с Марьей-царевной он тактичен и благороден. «Скромно прочь отошедши, стал за кустом». Он религиозен, как и родители. Крест и ладанка помогают ему избавиться от погони Кощея.

Индивидуализируя своих героев, Жуковский стремится передать их внутренний мир, сделать их более интересными для читателя. С этой же целью он вводит портрет, пейзаж, описание деталей интерьера. Для народной сказки подобные средства выразительности не характерны.

  “Орестея” (Эсхил): описание и анализ трилогии Эсхила

Языковые особенности

В области языковой поэт тоже нарушает привычные каноны.

Наряду с традиционными сказочными устойчивыми выражениями («ни в сказке сказать, ни пером описать», «двух смертей не бывать, а одну не минуешь», «ни свет ни заря», «видом не видано, слыхом не слыхано», «по усам текло, а в рот не попало» и многих других), постоянными эпитетами («красная девица», «дремучий лес», «белый камень» и др.) Жуковский вводит совершенно нетипичные для фольклора сравнения («голосом звонким, как струны», «голосом сладким, как флейта», «вскочил как безумный», «царь отряхнулся, как гоголь» и т. п.). В «Сказке о царе Берендее» нет характерных для устного народного творчества повторов. Поэт ограничивается лаконичными замечаниями: «все рассказал», «страшную тайну открыл» и т. п. Все нововведения Жуковского, конечно же, отдаляют его сказку от народной, но делают ее более поэтичной, красивой, увлекательной.

Источник: Детская литература: Учебник / Е.Е. Зубарева, В.К. Сигов и др. — М.: Высш. шк., 2004

Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/zhukovskij_v_a/skazka_o_care_berendee_zhukovskij_analiz_kharakteristika_glavnykh_geroev/52-1-0-1031

“Сказка о царе Берендее” Жуковского в кратком содержании

Жил-был царь Берендей, три года был женат, но не было детей. Царь как-то осматривал свое государство, простился с царицей и восемь месяцев пробыл в отлучке. Девятый месяц был на исходе, когда он, подъезжая к столице, отдохнуть решил. Хотел пить, поехал по полю и увидел колодезь.

На поверхности ковшик плавает. Царь Берендей поспешно за ковшик – ковшик прочь от руки. Решил, что напьется без него. Стал пить просто так, его схватили за бороду. Голос потребовал то, что у царя, но чего он не знает.

Согласился. Приехав в столицу, узнал, что у него родился сын.

Царевич рос. Царь Берендей уже забыл об уговоре. Раз царевич заехал в густую чащу. Вдруг зашумело в дупле; вылезает оттуда чудный какой-то старик, с бородою зеленой.

Сказал передать Берендею, что пора долг отдавать.

Иван рассказал отцу. Царь Берендей побледнел. Берендей все рассказал.

Иван поехал.

Едет день, другой и третий; в исходе четвертого подъезжает к озеру; видит тридцать хохлатых сереньких уточек подле берега плавают; рядом тридцать белых сорочек. Подполз и одну из белых сорочек взял. Вылезли уточки, превратились в девиц, оделись и улетели. Осталась одна.

Попросила вернуть, за это сослужит ему службу. Она дочь Кощея бессмертного, Марья-царевна. Всего тридцать дочерей.

Посоветовала, как только увидит Кощея-царя, упасть на колена и ползти.

Спустились в подземное царство. Кощей сидит на престоле в светлой короне; Иван стал на колени и пополз. Стало Кощею смешно. Сказал, что Иван должен отслужить три службы.

Царевич лег спать. На другой день Кощей к себе Ивана-царевича кликнул, сказал построить дворец за ночь: чтоб кровля была золотая, стены из мрамора, окна хрустальные, вкруг регулярный сад, и в саду пруды с карасями.

Вернулся к себе, блестящая пчелка подлетела к окошку, впустил ее, она обернулась Марьей-царевной. Сказала ложиться спать, а завтра поранее встать; дворец будет построен.

Следующее задание: выбрать из тридцати дочерей младщую, Марью-царевну. Царевна сказала, что у нее на щеке будет Мошка. Выбрал правильно.

Третье задание: пока будет гореть соломинка, сшить пару сапог с оторочкой. Решили с Марьей бежать. Послали погоню. Марья сделалась речкой, Иван – железным мостиком. Погоня возвратилась.

Опять посылает их Кощей. Марья-царевна вместе с Иваном-царевичем и конем дремучим сделались лесом. Поскакал сам Кощей в погоню. Она обратилась в церковь, он – в монаха, а конь – в колокольню.

Кощей поскакал домой.

Поехали дальше. Царевичу захотелось в город прекрасный заехать. Царевна предостерегала, сказала не целовать младенца и осталась белым камнем.

Но он поцеловал и забыл все.

Обратилась царевна цветком, старик его вырыл, посадил в избушке. Проснется старик – в избушке прибрано, в полдень обед состряпан. Старушка посоветовала встать до зари и накрыть платком то, что будет двигаться.

Так и сделал, явилась Марья. Старик сказал, что Иван женится. В город крестьянкой пошла. Испекла пирог для Ивана. Иван отрезал верхушку, там два голубя, один говорил, чтобы другой не убегал, а то забудет, как Иван забыл Марью-царевну.

Вспомнил все, поехали они дальше с Марьей. Приехали, царь и царица приняли их с весельем. Свадьбу сыграли.

(1 votes, average: 5.00

Источник: https://goldsoch.info/skazka-o-care-berendee-zhukovskogo-v-kratkom-soderzhanii/

Третья хитрость Кощея

Он тут же выдал Ивану третье задание: сшить сапоги. Ушёл царевич к себе, задумался. Тут в окно влетает пчёлка и говорит, что им обоим надо бежать от неминуемой смерти.

Плюнула она на оконце, и к нему слюнка примёрзла. Вышли они и дверь закрыли на ключ. Ключик далеко выбросили: никто не найдёт. Оба оказались у озера, где первый раз встретились. Там конь пасётся на траве мураве. Узнал хозяина, примчался и встал пред ним. Сели царевич с царевной на коня и помчались вперед, к свободе.

Кощей тем временем гонцов посылает, чтобы узнать, готовы ли сапоги. Им из-за двери слюнки отвечают, что скоро прибудут. Так повторилось еще раз. Разгневался Кощей и велел двери сломать, за ними никого нет. «В погоню!» – кричит Кощей. Пустились слуги догонять беглецов.

Только у Марьи-царевны на всякий случай разные хитрости припасены.

Композиция сказки «Сказка о царе Берендее» В.А.Жуковского

  • Нугманова А.Т.
  • Учитель русского языка и литературы
  • КГУ СШ №13 (со спецклассами)
  • г. Талдыкорган, Казахстан
  • Русская литература Я1 Сш № 13 Школа: Дата:23/11/2018 ФИО учителя: Нугманова А.Т Класс: 5 «б»
  • Количество присутствующих:
  • отсутствующих:

Раздел 2: Тема: Литературная поэтическая сказкаКомпозиция сказки «Сказка о царе Берендее» В.А.

Жуковского Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) ПО 3.

Ошибка Ивана-царевича

Не смог их сам Кощей догнать, так на беду прекрасный город им по пути встретился. Ивана в город потянуло, а Марья предупредила его, что там он может её забыть, и она умрёт. Всё так и получилось. От тоски прекрасная царевна превратилась в цветочек голубенький.

Его выкопал и посадил в горшок у себя в избе старичок. Сказка Жуковского «Царь Берендей» подходит к концу. Снова удалось превратиться в девушку прекрасной царевне и вызволить из города прямо со свадьбы своего суженого. Так теперь они примчались во дворец Берендея, где их встретили как желанных и дорогих гостей.

Думать долго не стали, созвали гостей и сыграли свадьбу.

Конспект урока в 4 классе. Жуковский » Царь -Берендей»

В.А. Жуковский «Сказка о царе Берендее.»

Цели урока:

Познакомить детей со сказкой В.А. Жуковского.

Отрабатывать навыки выразительного осознанного чтения.

Развивать умение работать над иллюстрацией; умение составлять план. Обогащать словарный запас. Развивать память, речь, внимание.

  • Оборудование: интерактивная доска
  • Ход урока
  • I. Организационный момент
  • II. Проверка домашнего задания
  • Учитель проводит игры «Третий лишний» и «Допиши по анало­гии», составленные детьми.
  • III. Постановка цели урока
  • — Сегодня на уроке мы начинаем новый раздел.

— Прочитайте, как он называется? (Чудесный мир классики.)

— Как вы понимаете слово «классика»? (Классика — те произве­дения, которые прошли через годы и до сих пор нам интерес­ны.)

— Как вы думаете, произведения, каких авторов будут помещены в этом разделе?

— Открывает этот раздел поэт В.А. Жуковский. С его творчест­вом вы уже знакомились во 2 и 3 классах.

— Какие стихотворения Жуковского вы можете вспомнить? (Сказка «Мальчик с пальчик», стихотворения «Жаворонок» («На солнце темный лес зардел.»), «Родного неба милый свет.»)

  1. — Можете ли вы прочитать их наизусть?
  2. Учитель читает вступительную статью перед сказкой.
  3. — Что вы узнали из жизни писателя?

— Вы уже знаете, что Жуковский был другом Пушкина. Он был старше, и был учителем в поэтических начинаниях Пушкина. Они затеяли спор, кто лучше перескажет стихами народные сказки.

Сказка царь берендей краткое содержание

Сказка о царе Берендее, у которого была борода до колен. Жил он с женой несколько лет, но не было у них детей. Однажды пришлось царю отлучиться и осмотреть территорию государства. Простившись с женой, царь уехал на восемь месяцев.

Ехал Берендей домой и очень захотелось ему пить. Увидел колодец, на поверхности воды плавал золотой ковш. Царь попытался его взять, но ковшик то вправо, то влево. Решил царь наклониться и так напиться, а его борода вся под воду ушла.

Схватил кто-то под водой Берендея за бороду и не отдает. Увидел царь в глубине воды страшное лицо. И голос из воды ему сказал, чтобы царь пообещал отдать то, о чем он не знает, тогда отпустит бороду. Берендей дал свое согласие.

Приехав в столицу, увидел царь, что у него сын родился. Заплакал Берендей, и задумался о том, как же ему не отдать сына чудовищу водяному. Царь грустный ходил. Прошло время. Вырос царевич Иван настоящим красавцем.

Однажды поехал царевич на охоту. В дупле увидел странного старика с бородой зеленого цвета. Старик сообщил Ивану, что пора его отцу отдавать обещанный долг.

Рассказал царь своему сыну, что с ним в прошлом случилось, и какое обещание он дал. Иван собрался в путь.

Долго скакал на коне царевич, и увидел озеро с утками. Все улетели, а одна осталась. Вышла она на берег, встрепенулась и красивую девушку превратилась. Сказала девушка царевичу, что она дочь Кощея, Марья-царевна. Рассказала, что ее отец давно Ивана ждет, и когда придет он к Кощею, чтобы сразу ему в ноги упал и ничего не боялся.

Пришел Иван в царство кощея, упал к нему в ноги. Засмеялся Кощей. И сказал он Ивану, что тот должен ему сослужить три службы.

Третья хитрость Кощея

Он тут же выдал Ивану третье задание: сшить сапоги. Ушёл царевич к себе, задумался. Тут в окно влетает пчёлка и говорит, что им обоим надо бежать от неминуемой смерти.

Плюнула она на оконце, и к нему слюнка примёрзла. Вышли они и дверь закрыли на ключ. Ключик далеко выбросили: никто не найдёт. Оба оказались у озера, где первый раз встретились. Там конь пасётся на траве мураве. Узнал хозяина, примчался и встал пред ним. Сели царевич с царевной на коня и помчались вперед, к свободе.

Кощей тем временем гонцов посылает, чтобы узнать, готовы ли сапоги. Им из-за двери слюнки отвечают, что скоро прибудут. Так повторилось еще раз. Разгневался Кощей и велел двери сломать, за ними никого нет. «В погоню!» — кричит Кощей. Пустились слуги догонять беглецов.

Только у Марьи-царевны на всякий случай разные хитрости припасены.

Сказка о царе Берендее

Жил-был царь Берендей, три года был женат, но не было детей. Царь как-то осматривал своё государство, простился с царицей и восемь месяцев пробыл в отлучке. Девятый месяц был на исходе, когда он, подъезжая к столице, отдохнуть решил.

Хотел пить, поехал по полю и увидел колодезь. На поверхности ковшик плавает. Царь Берендей поспешно за ковшик — ковшик прочь от руки. Решил, что напьётся без него. Стал пить просто так, его схватили за бороду. Голос потребовал то, что у царя, но чего он не знает. Согласился.

Приехав в столицу, узнал, что у него родился сын.

Царевич рос. Царь Берендей уже забыл об уговоре. Раз царевич заехал в густую чащу. Вдруг зашумело в дупле; вылезает оттуда чудный какой-то старик, с бородою зелёной. Сказал передать Берендею, что пора долг отдавать.

Иван рассказал отцу. Царь Берендей побледнел. Берендей все рассказал. Иван поехал.

Едет день, другой и третий; в исходе четвёртого подъезжает к озеру; видит тридцать хохлатых сереньких уточек подле берега плавают; рядом тридцать белых сорочек. Подполз и одну из белых сорочек взял.

Вылезли уточки, превратились в девиц, оделись и улетели. Осталась одна. Попросила вернуть, за это сослужит ему службу. Она дочь Кощея бессмертного, Марья-царевна. Всего тридцать дочерей.

Посоветовала, как только увидит Кощея-царя, упасть на колена и ползти.

Спустились в подземное царство. Кощей сидит на престоле в светлой короне; Иван стал на колени и пополз. Стало Кощею смешно. Сказал, что Иван должен отслужить три службы. Царевич лёг спать. На другой день Кощей к себе Ивана-царевича кликнул, сказал построить дворец за ночь: чтоб кровля была золотая, стены из мрамора, окна хрустальные, вкруг регулярный сад, и в саду пруды с карасями.

Ошибка Ивана-царевича

Не смог их сам Кощей догнать, так на беду прекрасный город им по пути встретился. Ивана в город потянуло, а Марья предупредила его, что там он может её забыть, и она умрёт. Всё так и получилось. От тоски прекрасная царевна превратилась в цветочек голубенький.

Его выкопал и посадил в горшок у себя в избе старичок. Сказка Жуковского «Царь Берендей» подходит к концу. Снова удалось превратиться в девушку прекрасной царевне и вызволить из города прямо со свадьбы своего суженого. Так теперь они примчались во дворец Берендея, где их встретили как желанных и дорогих гостей.

Думать долго не стали, созвали гостей и сыграли свадьбу.

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

Сказка Виталия Бианки «Хитрый Лис и умная уточка» повествует о том, что однажды осенью Хитрому Лису захотелось полакомится утятинкой. Пошел он к озеру, подкрался из-за кустов и увидел большую стаю уток.

Книга Адамовича «Хатынская повесть» посвящена ужасам Великой Отечественной войны. Немцы сражаются с жестокостью, которая присуща лишь диким зверям. Ожесточенные бои не прекращаются.

В книге рассказывается о Бенджамине Дрисколле. В возрасте 31 года Бенджамин решил озеленить планету Марс. В течение 30 дней он жил на Марсе.

Николка Кошевой восемнадцатилетний парень. Он стыдится своего возраста, потому что не по годам умен и храбр. В свои восемнадцать он является командиром эскадрона. Ему удалось благополучно ликвидировать две очень опасные банды.

Во время непогоды на постоялом дворе укрывается много путников. В доме душно, жарко, плохо спится. Один из постояльцев замечает, что человека водит ангел, как и его самого когда-то. Путники просят рассказать эту историю.

Источник

Сейчас читают

Все действия происходят в один день, в столице Ирландии – Дублине. История начинается в восемь часов утра, когда Мэйлах Маллиган решает разбудить одного из своих соседей – Дедала.

Одним королевством правил король, который очень любил новые модные наряды и не жалел денег на их приобретение. На каждое новое мероприятие он одевал новый наряд.

Главной героиней данного произведения британской писательницы стала молодая девушка Эмма двадцати одного года. Она отличается от многих юных особ деревни тем, что любит сватать соседей друг с другом

Повествование о Ктулху начинается с того, что при несколько странных обстоятельствах умирает двоюродный дед рассказчика – Джон Энджел. Племяннику приходится разбирать его вещи и в них он находит странную шкатулку, на которой загадочные знаки.

Трагедия рассказывает о детях микенского царя Агамемнона Электре и Оресте, которые жаждут отомстить убийцам своего отца Эгисту, ставшему новым правителем, и его любовнице, своей матери Клитемнестре.

Источник

Вера берендеев

Они были язычниками и одухотворяли всю окружавшую их природу. Каждый камешек, особенно большой валун, каждое дерево и любой кустик и листочек имели душу. Им, как и всем, хотелось знать свое будущее. Гадание берендеев заключалось в том, что они смотрели на листики, которые упали им под ноги.

Так их покровительница, природа, подавала им знаки. Если и сегодня захочется погадать на любовь, то можно на листике написать имя возлюбленного, потом подбросить вверх:

  • Если он поднялся высоко, то всё идёт радостно и взаимно. Если он при этом ещё крутится в воздухе, значит отношения будут счастливыми и долгими.
  • Если он полетел в сторону или низко, то могут произойти ссоры.
  • Если листик упал, то ждите конфликтов.

Гадание на цветах.

Надо собрать букет полевых цветов и поставить в вазочку или банку. Потом загадать желание и заметить ваш цветок. Если он за ночь увянет, то желание не сбудется. На букете можно погадать всей семьёй. Только каждый должен выбрать себе отдельный цветочек.

Гадание на осенних листьях.

Собираются 9 опавших листьев: три красных, три зеленых, три желтых. Их собирают в произвольную стопку, а затем вынимают из неё три листочка. По сочетаниям их цветов идет расшифровка значения:

  • Собралось 3 красных листика — вас ждут свершения, если вы проявите ловкость и смекалку.
  • 2 красных и жёлтый — откроются неожиданные таланты.
  • 2 красных и зеленый — ждите удачу, если будете решительны.
  • 2 жёлтых и красный означают романтическую встречу и любовь или встречу, которая изменит жизнь в лучшую сторону.
  • 2 жёлтых и зеленый — мелкие хлопоты.
  • 3 желтых — придёт удача.
  • 2 зелёных и жёлтый — пройдёт очарование любви.
  • 2 зелёных и красный — действуйте активно и прогоняйте хандру.
  • 3 зелёных — займитесь анализом и самосовершенствованием.

Гадание на разных листьях деревьев

  Франц Кафка, “Замок”: краткое содержание и отзывы о книге

  • Прямой лист шиповника скажет, что отношения могут измениться в худшую сторону.
  • Перевернутый листик ивы означает, что желаемое сбудется очень не скоро. Даже если кажется, что все рухнуло, то всё равно будьте уверены, что всё наладится даже лучше, чем вы предполагали.
  • Прямой лист дуба говорит об успешном карьерном росте.
  • Лист липы предупреждает о несчастных случаях или о чьей-то зависти. Опасайтесь врагов.
  • Перевёрнутый лист папоротника означает непредсказуемую ситуацию.
  • Прямой лист клёна — это успех в делах.
  • Прямой лист малины — ждите счастье и благополучие на пороге.
  • Перевернутый лист калины — опасайтесь депрессии. Надо стремится к счастью.
  • Прямой лист осины — верьте снам. Они вещие.

Так по сей день гадают по берендеевским тайнам. Не стоит им придавать слишком большое значение, гораздо лучше смотреть внимательно на свои поступки и действия окружающих.

Класс:

8

Урок 1. Весенняя сказка А.Н.Островского

  • Форма урока:
  • эвристическая беседа.
  • Диагностические цели урока:
  1. познакомиться со сказкой А.Н.Островского, определить жанр произведения;
  2. выстроить систему образов;
  3. в выразительном чтении передать авторское отношение к персонажам;
  4. написать синквейн по произведению.

Ход урока

Начинаем урок с просмотра иллюстраций к произведению (слайд-шоу):

  1. Стеллецкий. Пролог. Эскиз декорации к опере.
  2. Палаты царя Берендея. Эскиз декорации. Васнецов, 1885 г.
  3. Васнецов. Весна. Эскиз костюма, 1882 г.
  4. Брусила и берендеи – робята. Эскиз костюмов, 1885 – 1886 гг.
  5. Снегурочка и Лель. Эскизы костюмов, 1885 – 1886 гг.

Примечание: показ слайдов идёт на фоне музыки П.И.Чайковского к пьесе «Снегурочка». Интродукция.

Вопросы на читательское восприятие:

  1. Какие чувства вы испытывали, просматривая иллюстрации и слушая музыку?
  2. Царство Берендея. Каким вы его увидели?
  3. Какой эпизод вам запомнился? К какому эпизоду захотелось нарисовать иллюстрацию?
  4. Какой вы себе представляете Снегурочку?
  5. Где ещё вы встречались со Снегурочкой? Сравните её с героинями русских народных сказок (см. Приложение 1).
  6. Какие чувства у вас остались после прочтения?

Анализ произведения:

  1. Знакомство с теорией. Запись на доске:

    Драма – Пьеса – Сказка – Конфликт – Учитель обязательно должен дать толкование незнакомых слов, встречающихся в пьесе (см. Приложение 2).

  2. Знакомство с афишей.
  3. Беседа.

    – Где происходит действие пьесы? Как вы узнали? – Кто герои пьесы? Опишите их. – Какую роль играет описание природы? – Как встречает Весну земля берендеев? Найдите и зачитайте.

    – Где проходит детство Снегурочки? – Почему Снегурочка хочет уйти к людям? Разве её не любят отец и мать? – В чём суть конфликта между Весной и Морозом? – Мороз с радостью отпускает Снегурочку к людям? От чего он предостерегает Снегурочку? – Как Островский рисует картины народной жизни? – Расскажите о масленице (см. Приложение 3). – Как берендеи воспринимают появление Снегурочки? – Что вы можете рассказать о новой семье Снегурочки? – Кто такой Лель? Что в нём привлекает Снегурочку? – Почему Лель бросает цветок, подаренный Снегурочкой, и убегает к другим девушкам? – Чем отличается Снегурочка от Купавы? На чьей стороне ваши симпатии? – Почему срывается помолвка между Мизгирём и Купавой? – Итак, какой предстаёт Снегурочка в начале пьесы?

  4. Составление синквейна (творческая учебная задача).

Синквейн – один из приёмов, развивающих критическое мышление. Это пятистрочная строфа:

  1. одно ключевое слово (существительное);
  2. два прилагательных, характеризующих слово в первой строке;
  3. три глагола;
  4. короткая фраза, умозаключение, в которых показано отношение к проблеме;
  5. одно существительное (синоним к первой строке).

Домашнее задание.

  1. Составить устный рассказ об одном герое, используя примеры из текста.
  2. Выбрать материал о Берендее, его отношении к народу.
  3. Ответить на вопрос: почему гибнет Снегурочка?

Урок 2. Снегурочка и Берендеево царство

В центре нашего внимания – устройство Берендеева царства, нравы, быт берендеев, жизненные ценности. Отношения между Снегурочкой и берендеями. В чем суть конфликта?

Диагностические цели урока.

  1. Объяснить, в чем состоит конфликт между Снегурочкой и берендеями, морозом и ярилой, богатством и бедностью;
  2. Формировать умение давать характеристику героям;
  3. Учащиеся смогут рассказать о герое;
  4. В результате ученики смогут ответить на вопросы: почему погибает Снегурочка? О чём меня задуматься пьеса Островского?
  5. Учащиеся смогут сравнить сказку Островского и русские народные сказки. Форма урока: беседа чтение, прослушивание отрывков из аудиокниги.

Беседа

.

  1. Что мы узнали о героях на прошлом уроке? (Рассказы учащихся, домашнее задание)
  2. Расскажите о берендеях. По каким законам они живут? Подтвердите примерами из текста.
  3. Каким вы представляете царя Берендея?
  4. Как он относится к своим подданным?
  5. Почему берендеи не приняли Снегурочку?
  6. В чем суть конфликта? (Рисуем на доске)

– С какой целью Снег идет к весне? – Как меняется Снегурочка? – Какое наказание царь Берендей выносит Мизгирю? – Любит ли Мизгирь Снегурочку? Почему не слушается её? – Почему гибнет Снегурочка? – Кто виноват в её смерти? – Почему? – Островский позаимствовал сюжет из русских народных сказок.

Зачитываем отрывки.

– Что изменил драматург? Почему?

Домашнее задание:

разделить класс на 4 группы:

  1. «Декораторы»: создают эскизы декораций.
  2. «Костюмеры»: разрабатывают модели.
  3. «Режиссёры»: продумывают сценарий (вместе с учителем), выбирают эпизоды.
  4. «Актёры»: инсценируют выбранные эпизоды.

Урок 3. «Снегурочки чудесной появленье»

Форма урока:

  Конспект урока по произведению И.А.Бунина “Деревня”

урок – театрализованное представление.

Цели:

  1. Прививать интерес к литературе.
  2. Учащиеся смогут в театрализованной игре передать характеры героев.

Ход урока.

Слово учителя.

В 1881 году на текст сказки А.Н.Островского была написана опера Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка». Любопытно, но сначала пьеса показалась композитору «странной». При повторном чтении мнение изменилось.

«В зиму 1879-1880 года я прочитал «Снегурочку», — писал Н.А.Римский-Корсаков, — и точно прозрел на её удивительную красоту. Мне сразу захотелось написать оперу на этот сюжет, и по мере того, как я задумывался над этим намерением, я чувствовал себя всё более влюблённым в сказку А.Н.Островского» .

Вслушайтесь в этот музыкальный фрагмент. «Кажется, в нём звучит вся могучая стихия русской природы, духи и силы которой являются неотъемлемой частью жизни и самих людей – обитателей Берендеева царства» .

(Звучит вступление к опере Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка»).

На фоне музыки учитель читает: «Начало весны. Красная горка, покрытая снегом. Направо кусты и редкий безлистный березник, налево сплошной частый лес больших сосен и елей с сучьями, провисшими от тяжести снега.

В глубине, под горой, река, полыньи и проруби обсажены ельником. За рекой Берендеев посад, столица царя Берендея: дворцы, дома, избы, все деревянные с причудливой резьбой; в окнах – огни. Полная луна серебрит всю открытую поверхность.

Вдали кричат петухи. Леший сидит на сухом пне» .

Какими же мы представляем себе героев пьесы А.Н.Островского?

Выступления учащихся.

Обсуждение.

  1. Удалось ли наше представление?
  2. Кто из ребят сыграл лучше всех? Почему?
  3. Если бы вам предложили сыграть в спектакле ещё раз, какую бы роль выбрали?

Вот и закончилась наша встреча со «Снегурочкой А.Н.Островского.

Что же привлекает нас в «весенней сказке»? Конечно же, Снегурочка – наивное дитя природы, страдающее от желания быть ближе к людям.

«Снегурочка – воплощение хрупкой, преходящей красоты и чуткой скорби, весенней скорби о неминуемой гибели» .

Реальное и фантастическое здесь тесно переплетено: сказочные существа общаются с реальными людьми. Берендеи совершают свои весенние обряды, поют народные песни – «те самые, что, возможно, звучали когда-то на нашей земле в пору весенних игрищ, в далёкие языческие времена» .

  1. Почему сказка относится к «вечным» темам искусства?
  2. О чём заставляет задуматься сказка А.Н.Островского? (Выступления учащихся)

Жуковский Василий «Сказка о царе Берендее и…»

  • Жуковский Василий Андреевич
  • Название произведения: «Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и о премудростях Марьи-царевны, Кощеевой дочери»
  • Число страниц: 10
  • Жанр: сказка в стихах
  • Главные герои: Иван-царевич, Марья-царевна, Берендей, Кощей.
  • Второстепенные герои: старик.

Характеристика главных героев:

Иван-царевич — Добрый, честный, красивый, молодой.

Но легкомысленный и забывчивый.

Марья-царевна — Смелая, умная, красивая. Волшебница.

Целеустремлённая и предусмотрительная. Верная.

Берендей — Просто царь.

Пытался спасти сына, но исполнил слово.

Кощей — Злобный царь. Злой колдун.

Жестокий самодур.

Характеристика второстепенных героев:

Старик — добрый, бедный. Спас Марью.

Краткое содержание «Сказки о царе Берендее»

  1. Чтобы спасти свою жизнь, Берендей обещал Кощею отдать ему сына.
  2. Ему удавалось долго время скрывать от Ивана своё обещание.
  3. Иван узнал, что должен явиться к Кощею и отправился в путь.
  4. Он встретил старика, который научил его уму разуму.
  5. На берегу озера царевич познакомился с Марьей, и та обещала помочь ему.
  6. Кощей требовал от Ивана исполнения различных заданий, а Марья помогала ему.
  7. Потом Марья с Иваном убежали, а Кощей послал за ним слуг.
  8. Но Марья волшебством отвела слугам глаза.
  9. А когда молодых догнал Кощей, то Марья и его обманула.
  10. Но Иван забыл Марью.
  11. И той пришлось использовать волшебство, чтобы Иван снова вспомнил её.
  12. Они поженились.

План сказки:

  1. Берендей и Кощей.
  2. Иван в поисках.
  3. Старик и его советы.
  4. Уточки на озере.
  5. Иван да Марья.
  6. Задания Кощея.
  7. Побег от Кощея.
  8. Обман Кощея.
  9. Забывчивый Иван.
  10. Волшебство Марьи.

Основная мысль «Сказки о царе Берендее»

  • Главная мысль сказки в том, что счастье никогда не даётся просто так, его нужно заслужить.
  • Основная идея сказки заключается в том, трудности и испытания должны закалять характер.
  • И успешно их преодолев можно найти своё счастье.

Чему учит сказка

Сказка учит держать своё слово. Учит честности и смелости.

  1. Учит стоять на своём, никогда не отступать и не сдаваться.
  2. Учит использовать полученные знания.
  3. Учит верности, учит верить в лучшее.

Краткий отзыв по произведению «Сказка о царе Берендее» для читательского дневника

  • Прочитав эту сказку, я подумала о том, что многие неприятности случаются с людьми оттого, что они забывают свои обещания.
  • Вот Берендей забыл данное слово и рассердил Кощея.
  • Пришлось Ивану на карачках вымаливать прощение.
  • А сам царевич забыл данное Марье обещание и чуть было не женился на другой.
  • Как проще было бы жить, если бы никто ничего не забывал!
  • Это очень интересная и поучительная сказка, написанная классиком русской литературы, поэтом Василием Жуковским.
  • Автору удалось создать удивительно интересное, оригинальное произведение, в котором находятся следы многих народных сказок.
  • Мне очень нравится хитроумная и красивая Марья, которая выбрала себе жениха и крепко его держалась.
  • Мне нравится и Иван, который был гордым, но смелым.

Он сделал всё, что мог. И старался поступать по чести.

Я всем советую прочитать эту сказку и подумать о том, не забыли ли мы что-нибудь важное.

Что-то такое, что может изменить нашу жизнь.

Пословицы к произведению:

  • Давши слово — держись, а не давши — крепись.
  • Ученье — свет, а неученье — тьма.
  • Хороша помощь вовремя.
  • Друг познаётся в беде.
  • Муж и жена — одна сатана.

Словарь неизвестных слов:

  • Прискорбно — грустно, печально.
  • Студёной — холодной.
  • Гоголь — водоплавающая птица.
  • Не крушися — не грусти.

Отрывок, поразивший меня больше всего:

Зол возвратился к себе Иван-царевич, а пчёлка Марья-царевна уж там.

«Отчего опять так задумчив, милый Иван-царевич?» — спросила она.

«Поневоле будешь задумчив, — он ей отвечал.

— Отец твой затеял новую шутку: шей я ему сапоги с оторочкой;

Разве какой я сапожник? Я царский сын; я не хуже родом его. Кощей он бессмертный! Видали мы много этих бессмертных».

— «Иван-царевич, да что же ты будешь делать?»

— «Что мне тут делать? Шить сапогов я не стану. Снимет он голову — чёрт с ним, с собакой! Какая мне нужда!»

Ещё читательские дневники по произведениям Василия Жуковского:

  • «Война мышей и лягушек»
  • «Спящая царевна»
  • «Тюльпанное дерево»

Библиотека автора пополняется.

Сказка царь берендей краткое содержание

Сказка о царе Берендее, у которого была борода до колен. Жил он с женой несколько лет, но не было у них детей. Однажды пришлось царю отлучиться и осмотреть территорию государства. Простившись с женой, царь уехал на восемь месяцев.

Ехал Берендей домой и очень захотелось ему пить. Увидел колодец, на поверхности воды плавал золотой ковш. Царь попытался его взять, но ковшик то вправо, то влево. Решил царь наклониться и так напиться, а его борода вся под воду ушла.

Схватил кто-то под водой Берендея за бороду и не отдает. Увидел царь в глубине воды страшное лицо. И голос из воды ему сказал, чтобы царь пообещал отдать то, о чем он не знает, тогда отпустит бороду. Берендей дал свое согласие.

Приехав в столицу, увидел царь, что у него сын родился. Заплакал Берендей, и задумался о том, как же ему не отдать сына чудовищу водяному. Царь грустный ходил. Прошло время. Вырос царевич Иван настоящим красавцем.

Однажды поехал царевич на охоту. В дупле увидел странного старика с бородой зеленого цвета. Старик сообщил Ивану, что пора его отцу отдавать обещанный долг.

Рассказал царь своему сыну, что с ним в прошлом случилось, и какое обещание он дал. Иван собрался в путь.

Долго скакал на коне царевич, и увидел озеро с утками. Все улетели, а одна осталась. Вышла она на берег, встрепенулась и красивую девушку превратилась. Сказала девушка царевичу, что она дочь Кощея, Марья-царевна. Рассказала, что ее отец давно Ивана ждет, и когда придет он к Кощею, чтобы сразу ему в ноги упал и ничего не боялся.

Пришел Иван в царство кощея, упал к нему в ноги. Засмеялся Кощей. И сказал он Ивану, что тот должен ему сослужить три службы.

Краткое содержание «Сказки о царе Берендее» Жуковского

1831 Краткое содержание сказки Читается за 4 минуты, оригинал — 4 мин

Оригинал этого произведения читается всего за 4 минуты. Рекомендуем прочесть его без сокращений, так интереснее.

Жил-был царь Берендей, три года был женат, но не было детей. Царь как-то осматривал своё государство, простился с царицей и восемь месяцев пробыл в отлучке. Девятый месяц был на исходе, когда он, подъезжая к столице, отдохнуть решил. Хотел пить, поехал по полю и увидел колодезь.

На поверхности ковшик плавает. Царь Берендей поспешно за ковшик — ковшик прочь от руки. Решил, что напьётся без него. Стал пить просто так, его схватили за бороду. Голос потребовал то, что у царя, но чего он не знает. Согласился. Приехав в столицу, узнал, что у него родился сын.

Царевич рос. Царь Берендей уже забыл об уговоре. Раз царевич заехал в густую чащу. Вдруг зашумело в дупле; вылезает оттуда чудный какой-то старик, с бородою зелёной. Сказал передать Берендею, что пора долг отдавать.

Иван рассказал отцу. Царь Берендей побледнел. Берендей все рассказал. Иван поехал.

Едет день, другой и третий; в исходе четвёртого подъезжает к озеру; видит тридцать хохлатых сереньких уточек подле берега плавают; рядом тридцать белых сорочек. Подполз и одну из белых сорочек взял.

Вылезли уточки, превратились в девиц, оделись и улетели. Осталась одна. Попросила вернуть, за это сослужит ему службу. Она дочь Кощея бессмертного, Марья-царевна. Всего тридцать дочерей.

Посоветовала, как только увидит Кощея-царя, упасть на колена и ползти.

Спустились в подземное царство. Кощей сидит на престоле в светлой короне; Иван стал на колени и пополз. Стало Кощею смешно. Сказал, что Иван должен отслужить три службы. Царевич лёг спать. На другой день Кощей к себе Ивана-царевича кликнул, сказал построить дворец за ночь: чтоб кровля была золотая, стены из мрамора, окна хрустальные, вкруг регулярный сад, и в саду пруды с карасями.

Вернулся к себе, блестящая пчёлка подлетела к окошку, впустил её, она обернулась Марьей-царевной. Сказала ложиться спать, а завтра поранее встать; дворец будет построен.

Следующее задание: выбрать из тридцати дочерей младщую, Марью-царевну. Царевна сказала, что у неё на щеке будет Мошка. Выбрал правильно.

Третье задание: пока будет гореть соломинка, сшить пару сапог с оторочкой. Решили с Марьей бежать. Послали погоню. Марья сделалась речкой, Иван — железным мостиком. Погоня возвратилась.

Опять посылает их Кощей. Марья-царевна вместе с Иваном-царевичем и конём дремучим сделались лесом. Поскакал сам Кощей в погоню. Она обратилась в церковь, он — в монаха, а конь — в колокольню.

Кощей поскакал домой.

Поехали дальше. Царевичу захотелось в город прекрасный заехать. Царевна предостерегала, сказала не целовать младенца и осталась белым камнем. Но он поцеловал и забыл все.

Обратилась царевна цветком, старик его вырыл, посадил в избушке. Проснётся старик — в избушке прибрано, в полдень обед состряпан. Старушка посоветовала встать до зари и накрыть платком то, что будет двигаться. Так и сделал, явилась Марья. Старик сказал, что Иван женится.

В город крестьянкой пошла. Испекла пирог для Ивана. Иван отрезал верхушку, там два голубя, один говорил, чтобы другой не убегал, а то забудет, как Иван забыл Марью-царевну. Вспомнил все, поехали они дальше с Марьей. Приехали, царь и царица приняли их с весельем.

Свадьбу сыграли.

  • Предыдущая
  • ПересказыКраткое содержание поэмы Блока «Двенадцать»
  • Следующая
  • ПересказыКраткое содержание повести Стругацких «Трудно быть богом»

Сказка о царе Берендее

Жил-был царь Берендей, три года был женат, но не было детей. Царь как-то осматривал своё государство, простился с царицей и восемь месяцев пробыл в отлучке. Девятый месяц был на исходе, когда он, подъезжая к столице, отдохнуть решил.

Хотел пить, поехал по полю и увидел колодезь.

На поверхности ковшик плавает. Царь Берендей поспешно за ковшик — ковшик прочь от руки. Решил, что напьётся без него. Стал пить просто так, его схватили за бороду. Голос потребовал то, что у царя, но чего он не знает. Согласился. Приехав в столицу, узнал, что у него родился сын.

Царевич рос. Царь Берендей уже забыл об уговоре. Раз царевич заехал в густую чащу. Вдруг зашумело в дупле; вылезает оттуда чудный какой-то старик, с бородою зелёной. Сказал передать Берендею, что пора долг отдавать.

Иван рассказал отцу. Царь Берендей побледнел. Берендей все рассказал. Иван поехал.

Едет день, другой и третий; в исходе четвёртого подъезжает к озеру; видит тридцать хохлатых сереньких уточек подле берега плавают; рядом тридцать белых сорочек. Подполз и одну из белых сорочек взял.

Вылезли уточки, превратились в девиц, оделись и улетели. Осталась одна. Попросила вернуть, за это сослужит ему службу. Она дочь Кощея бессмертного, Марья-царевна. Всего тридцать дочерей.

Посоветовала, как только увидит Кощея-царя, упасть на колена и ползти.

Спустились в подземное царство. Кощей сидит на престоле в светлой короне; Иван стал на колени и пополз. Стало Кощею смешно. Сказал, что Иван должен отслужить три службы. Царевич лёг спать. На другой день Кощей к себе Ивана-царевича кликнул, сказал построить дворец за ночь: чтоб кровля была золотая, стены из мрамора, окна хрустальные, вкруг регулярный сад, и в саду пруды с карасями.

Краткое содержание «Сказки о царе Берендее»

Сайт «Литературагуру» знакомит своих маленьких и взрослых пользователей с содержанием произведений отечественной и мировой литературы. Вместе с юными читателями рассмотрим книгу «Сказку про царя Берендея» вкратце.

У царя Берендея не было наследников, хотя он был в браке несколько лет. И случилось так, что он, возвращаясь домой после осмотра границ своих владений, который занял около восьми месяцев, мучимый жаждой, остановился испить воды у колодца.

На поверхности воды он увидел плавающий ковшик из золота и захотел из него напиться. Однако попытки взять ковшик успехом не увенчались – он все время ускользал от рук царя. Царь принял решение выпить воды без ковшика, просто нагнувшись.

Неожиданно из воды появилось чудовище и уцепилось за бороду царя, сказав, что не отпустит царя, а если тот хочет на свободу, то обязан отдать чудовищу имеющееся у царя имущество, о котором он не знает.

Царь согласился на предложение существа, потому что знал все обо всем, что имел. Но по возвращению домой, до него дошла информация о том, что его жена успешно разродилась.

Он опечалился, узнав об этом, потому что понял, чего хотело от него чудовище – его ребенка, о существовании которого он не знал.

Однако за сыном в течение нескольких лет никто не приходил, и Берендей со временем забыл о сделке.

Наследник вырос и возмужал, став очень красивым человеком. И в одну из его лесных охот повстречался он с загадочным стариком, который поведал ему о сделке царя-отца и чудовища, и о том, что долг платежом красен.

После этого и сам отец рассказал обо всем сыну, который начал готовиться к дальней дороге. В четвертый день пути он набрел на озеро, на берегу которого лежали тридцать сорочек. А в самом озере плескались тридцать уток. Парень взял одну сорочку и наблюдал, как будут развиваться события после этого.

Утки превратились в красивых девушек, которые оделись в сорочки и исчезли, лишь одна осталась. Она просила царевича отдать ей одежду в обмен на помощь, поскольку она являлась дочерью самого Кощея Бессмертного. Звали ее Марьей, и она поведала юноше, что ее отец ждет его давно, и поэтому сильно обозлен. Дала царевичу совет – чтоб он упал на колени, едва завидев ее отца.

По приходу в мрачные владения Кощея юноша упал на колени и пополз, что позабавило Бессмертного, и из-за этого он не поссорился с царевичем. Но потребовал, чтобы юноша сослужил ему службу трижды.

На утро Кощей потребовал первую службу – суть ее заключалась в том, чтоб Иван создал за ночь превосходный дворец с отличным садом вокруг него. Стал юноша печален, но недолго это длилось – через окно к нему прилетела пчела, которой была Мария, и она сказала, что поможет ему. Иван уснул, а наутро дворец с садом уже был выстроен.

Кощей подивился этому и потребовал от Ивана следующее: чтоб он угадал, какая из тридцати дочерей является у него самой младшей. Ей оказалась Марья. До этого она подсказала царевичу, что ее можно будет узнать по сидящей на щеке мошке. Царевичу сопутствовал в этом успех, после чего Кощей потребовал третью службу – он хотел, чтоб юноша сшил сапоги, пока горит соломинка.

Иван понимал, что это требование он не удовлетворит, и решил сбежать вместе с Марьей. За ними увязалась погоня, но они ее обманули – царевна превратила юношу в железный мост, а сама стала рекой, протекающей под ним. Сподвижники Кощея не почуяли обмана и воротились ни с чем.

Однако Кощей отправил еще слуг на поиски беглецов, но царевна с царевичем снова их провели, превратившись в густой лес. Но Кощей все не унимался, и поехал на поиски самолично. Однако, они обманули и его – Марья обернулась церковью, а Ивана превратила в монаха. Кощей ушел в свое царство.

Царевич с царевной поехали дальше, и на их пути встал город, в котором Ивану захотелось погулять. Марья чуяла неладное и всячески отговаривала его. Но в итоге они решили сделать так: царевна превратится в камень и будет ожидать Ивана. Но она потребовала, чтоб тот ни в коем случае не целовал красивого ребенка – в противном случае он позабудет обо всем, что было, что и произошло.

Марья стала цветком, который забрал себе в дом старик. Позже он обратил внимание на то, что в доме всегда порядок и имеется еда. Он решил узнать, кто творит эти чудеса, и увидел неожиданное появление Марьи.

Дед поведал девушке о скорой свадьбе Ивана. Марья приготовила специально для него пирог, и, очаровав придворного повара, передала через него кушанье Ивану. Тот, отрезав часть от пирога, увидел голубей, и вспомнил все, что было позабыто. Он вышел из города и встретился с царевной, после чего они вместе вернулись в царство царевича, где их ждали родители юноши.

Потом молодые поженились и зажили счастливо надолго.

Сказка о царе Берендее краткое содержание

1 ответ

Жил царь Берендей с бородой до колен. Не было у него детей, и царь от скорби отправился проверять владения государства. Пробыл он в путешествии 9 месяцев и уже у столицы решил отдохнуть в чистом поле. Захотелось ему от зноя попить, и увидел он колодец. На поверхности плавал золотой ковш, не смог царь за него ухватиться, стал пить так. Вдруг кто-то схватил его за бороду.

Со дна колодца смотрела на него страшная образина. Требовала она отдать то, о чем у себя в доме не царь не знал. Согласился государь, был уверен, что все ему в доме известно. Вернулся домой, а там царица с младенцем. Расстроился царь, стал ждать, когда придут за его сыном. Время шло, а посыльных от страшного хозяина колодца не появлялось. Царь начал забывать о своем обещании.

Краткое содержание Сказка о царе Берендее Жуковского для читательского дневника

Жил в этой жизни один человек, и был он по своей профессии и должности, а также по положению в обществе – царем. И звали его Берендеем. И не было у него детей, которые смогли бы в старости подать ему стакан воды.

Но было время, когда однажды по должности совей ему пришлось покинуть свою царевну аж на целых девять месяцев, которые показались ему очень большими и долгими. Ему требовалось в то время быть долго в отлучке от своего дома, так как дела требовали его внимания и присутствия. А потому, когда наконец-то прошли эти девять месяц, он вернулся с радостью домой.

Но вот, когда он только-только подъезжал к столице, где и был дворец его, решил напиться воды, так нестерпимо пить ему хотелось. Увидев колодезь, а там – на поверхности воды – кувшин плавает. С радостью царь хотел взяться за ковшик руками, но ковшик просто ускользнул от его рук. Тогда царь Берендей очень удивился, и решил все-таки напиться, пусть и без кувшина.

Но вдруг кто-то или что-то живое схватило его из той воды за бороду. И говорит из воды живым голосом, требуя у царя того, чего он еще пока не знает. Тогда царь, ничего не подозревая, согласился, лишь спасти свою жизнь.

В Википедии есть статьи о других людях с именем Василиса.

В Википедии есть статьи о других людях с именем Премудрая.

Василиса Премудрая (Василиса Прекрасная, Елена Прекрасная, Елена Премудрая, Марья Искусница, Синеглазка[1], Ольга-Царевна[2], Марья Моревна[3]) — героиня русских волшебных сказок, дарящая свою любовь главному герою, который побеждает Змея или Кощея. Её главными чертами являются: верность, заботливость и решительность[2]. В большинстве сказок героиня — дочь морского царя, наделённая мудростью и способностью превращения.

Типологические особенностиПравить

В русских народных сказках о т. н. чудесных невестах нередко наблюдается отклонение от патриархального стереотипа — Марья Моревна, Марья-Искусница, Елена Премудрая, Елена Прекрасная, Василиса Премудрая, Василиса Прекрасная, Царь-девица (дочь морского царя) — эти героини помимо красоты обладают большим умом и недюжинной физической силой в русских волшебных сказках: «Марья-Моревна — прекрасная королева», «Марья-искусница», «Елена-королевна и Иван-царевич», «Елена Прекрасная», «Василий-царевич и Елена Прекрасная», «Елена Премудрая», «Вещий сон», «Василиса Премудрая и морской царь», «Царевна-лягушка». Здесь видна гендерная конфигурация положительных «сильных» героинь и «слабых» героев. Героини любят мужчин материнской любовью — жалеют, воспитывают, спасают и даже жертвуют собой ради них[4]. Однако «прекрасная девица» Елена Прекрасная или Василиса Прекрасная («Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и о сером волке», «Жар-птица и Василиса-царевна», «Сивка-бурка», «По щучьему велению») — довольно пассивна, наделена «красотой неписаной» и выступает желанным призом вместе с богатством, троном и признанием[5].

В образах Елены Прекрасной, Елены Премудрой, Василисы Прекрасной, Василисы Премудрой, Богатырки-Синеглазки выражен эстетический и нравственный идеал женщины в русской народной сказке[6].

СюжетыПравить

Василиса ПрекраснаяПравить

Сказка рассказывает о купце, его дочке красавице и злой мачехе, которая пытается извести падчерицу. У Василисы была волшебная куколка, которая досталась ей от покойной матери. Эта кукла была её оберегом, помощницей и советчицей. Героиня проходит через множество испытаний, но не теряет своей доброты, за что в награду становится женой Царя.

Морской царь и Василиса ПремудраяПравить

Царь путешествует по другим землям, а в это время дома у него рождается сын Иван. Когда царь пьет воду из озера, морской царь хватает его за бороду и требует отдать то, чего тот «дома не знает». Царь соглашается. Лишь по приезде домой он понимает свою оплошность. Когда Иван-царевич становится взрослым, царь отводит его к озеру и велит искать будто бы потерянный им перстень. По совету старушки царевич заручается помощью дочери Морского царя Василисы Премудрой, которая в облике голубки (или уточки) прилетает на озеро со своими сестрами. Морской царь задаёт герою невыполнимые простым человеком задачи (за одну ночь вырастить рожь, построить церковь…), которые тот выполняет с помощью Василисы. Царевич и Василиса женятся и убегают из морского царства; в пути, спасаясь от погони, Василиса превращает себя и супруга в различные предметы. Вернувшись к своей семье, на радостях Иван забывает Василису, она напоминает о себе с помощью посланцев-голубок, они воссоединяются.

Царевна-лягушкаПравить

У царя было три сына. Младшего звали Иван-царевич. Пришло время царевичам связать себя узами брака. Иван-Царевич вынужден жениться на лягушке, так как находит её в результате обряда (царевичи стреляли из луков наугад, куда стрела попадёт — там невесту и искать). Лягушка, в отличие от жён братьев Ивана Царевича, отлично справляется со всеми заданиями царя, своего свёкра, либо с помощью колдовства (в одной версии сказки), либо с помощью «мамок-нянек» (в другой). Когда царь приглашает Ивана с женой на пир, она приезжает в облике прекрасной девушки. Иван Царевич тайно сжигает лягушачью кожу жены, чем вынуждает её покинуть его. Иван отправляется на поиски, находит её у Кощея Бессмертного и освобождает свою жену.

Жар-птица и царевна ВасилисаПравить

У царя был слуга-стрелец, а у слуги — богатырский конь. Однажды слуга нашёл в лесу перо Жар-птицы и, несмотря на предупреждение коня, что перо принесёт несчастье, подобрал. Увидев перо, царь потребовал добыть саму Жар-птицу, а затем Василису-царевну (вариант — Царь-девицу), которая живёт «на краю света, где красное солнышко восходит» и плавает в золотой лодочке. Стрелец с помощью своего коня выполняет поручения. Царь хочет жениться на Василисе. Та требует исполнения различных задач, которые вместо царя выполняет стрелец. Последнее испытание — купание в кипятке — стрелец выдерживает благодаря коню, а царь, попытавшись сделать то же самое, гибнет. Василиса отдаёт свою руку стрельцу, которого избирают новым царём.

ПримечанияПравить

  1. Красных В. В. Анализ дискурса в свете современной научной парадигмы (лингво-когнитивный подход)
  2. 1 2 Чернышов А. В. Архетипы древности в русской культурной традиции // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского, 2010, № 1, с. 349—356
  3. БСЭ, 1971.
  4. Кочарян, Фролова, 2004, с. 71.
  5. Кочарян, Фролова, 2004, с. 71–72.
  6. Романенко, 2010, с. 116.

ЛитератураПравить

  • Елеонская Е. Н. Сказка о Василисе Прекрасной и группа однородных с нею сказок // Этнографическое обозрение, 1906, № 3—4.
  • Василиса премудрая // Большой энциклопедический словарь. Электронная версия / Гл. ред. А. М. Прохоров. — М., 2000.
  • Василиса Прекрасная // Большая советская энциклопедия : [в 66 т.] / гл. ред. О. Ю. Шмидт. — 1-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1926—1947.
  • Василиса Премудрая // Брасос — Веш. — М. : Советская энциклопедия, 1971. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 4).
  • Василиса Прекрасная (Василиса Премудрая) // Россия. Лингвострановедческий словарь.
  • Василиса Премудрая (Прекрасная) // Современный толковый словарь.
  • Василиса Премудрая // Краткая литературная энциклопедия. Т. 1. — М.: Советская энциклопедия, 1962.
  • Василиса Премудрая // Большая энциклопедия русского народа.
  • Кочарян А. С., Фролова Е. В. Образ женщины в русских сказках // Гуманітарний часопис : Збірник наукових праць. 2004, № 1. — Харків: ХАІ, 2004. — С. 70–76.
  • Романенко М. А. Лингвокультурологические особенности русской народной сказки // Межкультурная коммуникация и профессионально ориентированное обучение иностранным языкам: материалы IV Международной конференции, посвящённой 89-летию образования Белорусского государственного университета, 29 октября 2010 г. / Редкол.: В. Г. Шадурский и др.. — Минск: Изд. центр БГУ, 2010. — С. 116–117. — ISBN 978-985-476-872-4.
  • Василиса Прекрасная // Сказочная энциклопедия / Сост. Наталия Будур. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005. — С. 72. — 608 с. — 5000 экз. — ISBN 5-224-04818-4.

СсылкиПравить

  • Лопухова О. Г. Трансформация гендерных образов в текстах русских волшебных сказок
  • Образ Василисы в русских сказках
  • Птушкина Н. Анализ символов и архетипических образов в сказках

  • Основная мысль сказки маша и медведь
  • Основная мысль сказки мастер али
  • Основная мысль сказки марья моревна
  • Основная мысль сказки мальчики
  • Основная мысль сказки мальчик звезда