Основная мысль сказки мороз иванович

Инфоурок литературное чтение презентациипрезентация по литературному чтению на тему мороз иванович 3 класс описание презентации по отдельным слайдам:

Инфоурок

Литературное чтение
ПрезентацииПрезентация по литературному чтению на тему » Мороз Иванович» (3 класс)

Презентация для урока литературное чтение в 3 классеТема: Сказка В. Ф. Одо...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Презентация для урока литературное чтение в 3 классеТема: Сказка В. Ф. Одо

    Описание слайда:

    Презентация для урока литературное чтение в 3 классе

    Тема: Сказка В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович»
    Составил: учитель начальных классов
    ГБОУ СОШ № 264
    Гончарова Елена Георгиевна

  • 2 слайд

    Автор: Одоевский Владимир ФедоровичНазвание: “Мороз Иванович”Жанр: литер

    Описание слайда:

    Автор: Одоевский Владимир Федорович

    Название: “Мороз Иванович”

    Жанр: литературная сказка

    Тема произведения: волшебство

  • 3 слайд

    Владимир Федорович Одоевский (1803-1869)- русский писатель

    Описание слайда:

    Владимир Федорович Одоевский
    (1803-1869)
    — русский писатель и общественный деятель

  • 4 слайд

    Владимир Фёдорович Одоевский был одним из первых, кто начал писать с

    Описание слайда:

    Владимир Фёдорович Одоевский был одним из первых, кто начал писать специально для детей. Он даже создал целую небольшую детскую библиотечку, содержащую, кроме сказок, еще и рекомендации для устройства всяких любопытных приспособлений и поучительные объяснения разных явлений природы.
    Еще он занимался вопросами устройства деревенских школ.
    В. Ф. Одоевский автор сказок «Городок в табакерке», «Мороз Иванович», которые сначала издавались под псевдонимом «дедушка Иреней».

  • 5 слайд

    Основная мысль сказки мороз иванович

  • 6 слайд

    Главные герои и их характеристикаРукодельница - работящая, трудолюбивая, р

    Описание слайда:

    Главные герои и их характеристика

    Рукодельница — работящая, трудолюбивая, робкая и тихая девушка.

    Ленивица — ленивая, грубая, невежливая девушка.

    Мороз Иванович — справедливый, суровый, добрый.

  • 7 слайд

    Краткое содержание ( о чем произведение – 1, 2 предложения )Нянька отправля

    Описание слайда:

    Краткое содержание ( о чем произведение – 1, 2 предложения )

    Нянька отправляет Рукодельницу в колодец за ведром. Она попадает к Морозу Ивановичу, который награждает добрую и вежливую девушку. а грубую Ленивицу наказывает .

  • 8 слайд

    Расставь картинки по порядку, дай им название:

    Описание слайда:

    Расставь картинки по порядку, дай им название:

  • 9 слайд

    Главная мысль: Вежливость и трудолюбие всегда будут вознаграждены, а лень

    Описание слайда:

    Главная мысль:

    Вежливость и трудолюбие всегда будут вознаграждены, а лень и грубость наказаны.

    Чему учит эта сказка:
    Сказка учит трудолюбию, вежливости, спокойствию, терпению. Учит не лениться и не грубить старшим.

  • 10 слайд

    Сюжет (краткое содержание) :Рукодельница роняет ведро в колодец, и нянька в

    Описание слайда:

    Сюжет (краткое содержание) :

    Рукодельница роняет ведро в колодец, и нянька велит ей спуститься вниз и достать ведро.

    Рукодельница спускается в колодец, рвет яблоки и берет из печи пирожки.

    Она угощает Мороза Ивановича, взбивает его перину, и возвращается с подарками.

    Ленивица бросает ведро в колодец и отправляется за ним.

    Она отказывается от яблок и пирогов, кормит Мороза Иванович несъедобной едой и ничего не делает.

    Ленивица получает в дар ртуть и сосульку.

  • 11 слайд

    План: 1. Знакомство с Рукодельницей и Ленивицей. 2. Оброненно

    Описание слайда:

    План:
    1. Знакомство с Рукодельницей и Ленивицей.
    2. Оброненное ведро.
    4. Рукодельница в колодце.
    5. Яблоня и печь.
    6. Рукодельница в гостях у Мороза Ивановича.
    7. Награда Рукодельнице.
    8. Ленивица в колодце.
    9. Ленивица у Мороза Ивановича.
    10. Наказание Ленивицы.

  • 12 слайд

    Чем понравилась сказка?( отношение к произведению, чем понравилось произвед

    Описание слайда:

    Чем понравилась сказка?
    ( отношение к произведению, чем понравилось произведение, отношение к прочитанному)

    Мне понравилась сказка «Мороз Иванович», потому что …

    Главная героиня сказки Рукодельница была …

    Вторая главная героиня сказки Ленивица была …

  • 13 слайд

    Пословицы к произведению:Лень до добра не доводит.Без труда не вынешь ры

    Описание слайда:

    Пословицы к произведению:

    Лень до добра не доводит.

    Без труда не вынешь рыбку из пруда.

    Труд человека кормит, а лень портит.

  • 14 слайд

     Спасибо за внимание!

    Описание слайда:

    Спасибо за внимание!

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

Тема:
Мороз Иванович

Похожие материалы

  • Технологическая карта урока по литературному чтению «Ворона и Лисица» (3 класс)

  • «Методика чтения произведений различных жанров»

  • Тест по литературному чтению по разделу «Мои самые близкие и дорогие»

  • «Знакомство с произведением С.В.Михалкова «Если»

  • Урок литературного чтения «Стрижонок Скрип»

  • Презентация по чтению «Е. А. Баратынский. Весна, весна! Как воздух чист!..»

  • «Знакомство с буквой А»

  • Конспект урока : Е.Велстистова «Приключения Электроника»

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5435058 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Основы религиозных культур и светской этики: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «Педагогическая риторика в условиях реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности экономиста-аналитика производственно-хозяйственной деятельности организации»

  • Курс повышения квалификации «Управление финансами: как уйти от банкротства»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Деятельность по хранению музейных предметов и музейных коллекций в музеях всех видов»

  • Курс профессиональной переподготовки «Методика организации, руководства и координации музейной деятельности»

  • Курс повышения квалификации «Международные валютно-кредитные отношения»

  • Курс профессиональной переподготовки «Стратегическое управление деятельностью по дистанционному информационно-справочному обслуживанию»

Сказка «Василиса Прекрасная» написана простым народом, понимающим, что красота души и тела человека дороже богатства. Это и есть основная мысль этой сказки, благодаря которой добро побеждает зло, а богатые женятся на бедных.

Можно быть красивым и ленивым, но в сказке “Василиса Прекрасная” девушка не только очень красива, но и искусница в любой работе. Благодаря своему умению прясть, ткать и шить, Василиса Прекрасная смогла привлечь к себе внимание царя, который был восхищен ее красотой.

Сюжет

Маленькой Василисе было всего 8 лет, когда умерла ее мать. Перед смертью она оставила ей куклу, которую наказала беречь и, в случае опасности, сделать так, как она скажет. Спустя время отец Василисы, богатый и знатный купец, женился во второй раз. Вот только избранница его оказалась злой и жестокой женщиной, которая всячески баловала двух родных своих дочерей, а Василису заставляла делать самую черную работу по дому. Однако девочке постоянно помогала ее волшебная куколка, а она росла, и день ото дня становилась все краше и краше.

Однажды мачеха послала Василису в темный лес к Бабе-Яге, попросить у нее свечку. Девушке было страшно идти одной, но куколка успокоила ее. В глухой лесной чаще Василиса увидела хижину Бабы-Яги, украшенную черепами, костями и острыми зубами. Баба-Яга поинтересовалась у Василисы, что ей нужно. Узнав, что девица по приказу мачехи пришла за свечкой, старая колдунья стала давать ей разные поручения: подмести двор, убрать в доме, приготовить обед. Василиса со всем ловко справлялась, ведь ей помогала ее куколка.

Баба-Яга подивилась, как Василиса все успевает делать. Та и призналась, что ей помогает материнское благословение. Рассердилась старуха, и выгнала Василису, дав ей на прощанье череп с огнем. Прибежав домой, Василиса отдала череп мачехе, а тот сжег дотла ее и дочерей. Девушка очень испугалась, и решила дождаться возвращения отца у соседки-старушки. Чтобы не было скучно, она стала прясть. Пряжа вышла очень нежной, тонкой, и ее купил сам царь. Он повелел сшить из этого полотна рубашки, и Василиса справилась и с этим заданием. Когда же царь увидел искусную мастерицу, то влюбился без памяти и женился на ней.

План пересказа «Василисы Прекрасной»

Выше представлено «Василиса Прекрасная» краткое содержание по плану:

  1. У Василисы умирает мать.
  2. Злая мачеха и сестры.
  3. Тяжелая работа по дому.
  4. Помощь волшебной куколки.
  5. Мачеха отправляет Василису в лес к Бабе-Яге.
  6. Василиса справляется со всеми заданиями.
  7. Волшебный череп, который сжег мачеху и ее дочерей.
  8. Мастерство Василисы.
  9. Знакомство с царем и пышная свадьба.

Это интересно: Сказка Василиса Прекрасная – это превосходный образец русского народного творчества, написанный в лучших традициях жанра. В истории есть классические герои, характерные для традиционных сказаний древней Руси – Иван Царевич, Змей Горыныч и девушка Василиса Прекрасная. Читать сказку Василиса Прекрасная у нас на сайте, будет приятным занятием для вас и ваших детей.

Отзыв

Сказка показывает, что не нужно ненавидеть своих обидчиков или мстить им – судьба сама накажет их за злые поступки. Сердце Василисы не очерствело, и в итоге она обрела счастье.

Рисунок-иллюстрация к сказке Василиса Прекрасная.

О чем сказка «Василиса Прекрасная»?

Главная мысль: Счастье ждет тех, у кого доброе сердце, чистые помыслы и работящие руки.

Чему учит: Сказка учит быть добрым, трудолюбивым. Она учит слушаться родителей и не бояться трудностей.

Вывод: Сказка показывает, что не нужно ненавидеть своих обидчиков или мстить им – судьба сама накажет их за злые поступки. Сердце Василисы не очерствело, и в итоге она обрела счастье. Очень понравилось, что баба-Яга, хоть и была колдуньей, но не причинила вреда доброй Василисе, а справедливо наказала ее мачеху и сестер.

Три всадника как символ жизни

Благодаря Бабе-Яге Василиса сильно изменилась, она стала неузнаваемой, главное, обрела настоящее жизненное счастье — семью. Качества Василисы Прекрасной говорят о многом: она чиста душой, верит в мистические силы, уважает старших и не перечит им.

Идя по пути, девушка встретила трех всадников, которых никогда раньше не видела, и что интересно, они скакали к хижине Бабы-Яги.

Ни у кого не хватало смелости признаться в том, что солнце, ночь и день являются его слугами, а старуха с крючковатым носом говорила, что это ее верные соратники и помощники. А возможно, Баба-Яга на самом деле не так уж и проста, как кажется, и выступает в качестве одного из древних богов и считается матерью человечества, родившейся еще до сотворения всего мира?

Сюжет сказки

Рассказ начинается с того, что царь решил женить своих детей. Он вывел во двор трех сыновей, вложил им в руки по луку и наказал сделать по одному выстрелу. В то место, куда прилетит стрела, и нужно будет искать невест:

  1. Старший сын был сильным и крепким — его стрела улетела очень далеко и попала на двор богатых бояр.
  2. Средний сын выстрелил из лука, и стрела улетела прямо в руки купеческой дочери.
  3. Младший, Иван, долго выбирал направление, и в итоге его стрела улетела далеко за дворы и деревни.

Иван-царевич отправился на ее поиски и пришел на болото. Стрела младшего царевича оказалась в лапках обычной лягушки. Лягушка заговорила с ним человеческим голосом и убедила взять ее с собой.

Сыновья вернулись к отцу со своими невестами. А когда царь увидел в руках у младшего болотную лягушку, то начал насмехаться и велел взять ее в жены.

Дальше основной сюжет выстраивается вокруг испытаний для невесток. Царь решил проверить их домашние умения и приказал каждой из них (боярыне, купчихе и лягушке) за ночь испечь хлеб. Иван огорчился, ведь его суженая не смогла бы даже тесто замесить, но умная невеста успокоила его фразой «Утро вечера мудренее» и уложила спать. А ночью она обернулась юной девой — Василисой Премудрой — и испекла вкусный ароматный каравай с городами и цветами из теста. Именно этот хлеб полюбился царю-батюшке, а выпечку старших невесток правитель отправил слугам.

На следующий раз царь повелел девушкам соткать ковер. И снова младшая невестка превратилась в Василису и за одну ночь выткала изящный прочный ковер с орнаментом. Царь, едва увидев эту работу, приказал расстилать его только по важным поводам, а ковры боярыни и купчихи выбросил вон из дворца.


  • Иван царевич и серый волк

После проверки мастерства царь решил поближе познакомиться со своими невестками. На пир собрались все — и сыновья, и их избранницы. Но только лягушка пока не приехала. Братья даже начали смеяться над Иваном. И вдруг загремел гром, засверкали молнии, и у дворца появилась карета. Из нее вышла Василиса Премудрая.

Танцуя, она подняла руки, и в зале появилось озеро с прекрасными лебедями. Все гости были поражены ее красотой и умениями. А Иван-царевич, чтобы избавить жену от колдовства, сел на коня и поскакал домой, чтобы сжечь ее лягушачью шкурку.

Узнав об этом, Василиса очень расстроилась: ей осталось только три дня, чтобы снять с себя узы злого колдовства. Девушка превратилась в голубку и отправилась к своему отцу, злому колдуну Кощею Бессмертному.

Иван-царевич тут же бросился за ней, но так и не смог нигде найти следа любимой. Он истоптал две пары сапог, когда встретил древнего старца. Тот дал ему заветный клубок и посоветовал всюду следовать за ним. По пути царский сын встречает разных животных: медведя, зайца, селезня и щуку, но отпускает их на свободу.

Клубок привел главного героя к избушке колдунья Бабы-яги. Она потребовала от царевича доклада, зачем он явился, и рассказала, что его любимую держит в плену Кощей Бессмертный. Именно Баба-яга знала секрет, как победить злодея и навсегда избавить мир от его происков.

Далее сказка строится на взаимопомощи героев. В поисках смерти Кощея молодому царевичу помогают его лесные друзья — медведь, заяц, селезень и щука. Иван находит дуб, на котором висит кованый сундук. Открыв сундук, он достает из него яйцо, в котором находится иголка.


  • Русские народные сказки, детские рассказы, сказки мира, стихотворения, загадки!

https://youtube.com/watch?v=C85L5rK32tU

Баба-Яга как мистическая сила справедливости и добра

В сказках Баба-Яга всегда считалась загадочным существом. Немного странно, но злая и жестокая женщина, если рассмотреть ее более детально, выглядит в моральном плане намного лучше, чем названая мать Василисы.

Наши предки веровали, что Яга – хранительница мира мертвых и живых, она находится посредине и не дает пересечь подобную границу ни одной из сторон. Для понимания мало будет только трактовать одну эту сказку, необходимо достаточно тщательно проанализировать другие русские сказки и провести параллель между обрядами и верованиями наших прадедов. Давайте подумаем, ведь эта бабка не такая уж злая, она может быть и доброй, и хитрой, и одновременно справедливой. Такая же и Василиса Прекрасная. Краткое содержание сказки не сможет раскрыть суть и понимание всех героев, необходимо вчитываться в каждую деталь, стараться познать внутренний мир каждого отдельно.

Баба-Яга знала, как живется девочке у мачехи, и поэтому не могла смотреть, закрыв глаза на вопиющую несправедливость, решила наказать виновницу Василисиных страданий, но об этом немного позже.

Краткое содержание сказки Василиса Прекрасная

Василиса Прекрасная — дочь купца, у которой рано умерла мама. Мама ушла в другой мир, не оставив в этом мире дочь одну, а благословив ее, подарила ей куклу. Эта кукла имела волшебную силу. В трудную минуту или просто когда нужен был совет куклу нужно было покормить и поговорить с ней.

Когда отец женился во второй раз, то ошибся с выбором новой жены, надеясь на ее доброту и хозяйственность. Мачеха, имея своих двух дочерей, невзлюбила Василису Прекрасную за ее красоту. Она и ее дочери заставляли выполнять Василису всю трудную работу и очень много, надеясь, что от работы та похудеет и потеряет цвет лица. При этом сами часто ничего не делали. Но Василиса, выполняя всю работу, становилась все краше, ведь ей во всем помогала куколка.

Когда дочери подросли, то к Василисе начали свататься женихи, а на старших некрасивых дочерей мачехи никто не обращал внимания. В начале мачеха поставила условие, что выдаст Василису замуж только после того, как выйдут замуж старшие сестры. А затем решила ее вовсе со свету сжить. В лесу жила страшная Баба-яга, которая ела людей. Отправляя в лес с заданиями падчерицу, мачеха надеялась, что там она встретиться с Бабой-ягой и та ее съесть. Но куколка всегда выводила Василису из лесу, указывая ей на верную тропинку.

Однажды мачеха со своими дочерьми сговорилась, вечером, когда сестры сидели за работой у свечи, одна из сестер, якобы случайно, потушила огонь. Огонь было трудно добыть, нужно было идти за огнем в лес к Бабе-яге. Обе мачехины дочери идти отказались, выгнали за порог Василису, и сказали, без огня не возвращаться. Василиса не испугалась Бабы-яги и ее злых чар и пошла к ней, работала у нее несколько дней. А когда Баба-яга узнала, что девочку благословила перед смертью мама и она благословлена. То выгнала ее со своей территории, сказав, что ей не нужны благословленные. У выхода сняла с забора один из людских черепов, в глазах которого светился огонь и дала девочке.

Принесенному огню дома были рады, так как в доме давно не было огня, его разжечь никто ни мог. Из глаз черепа в комнате засветился огонь, он везде преследовал падчерицу и ее дочерей, в какой бы угол комнаты они не спрятались и до утра их сжег.

Василиса ушла жить к одинокой бабушке, ожидая из дальней поездки отца. Чтобы не скучать, попросила, чтобы бабушка купила ей самого лучшего льна. Она напряла ниток, затем соткала самого тонкого полотна. Ткань была такой тонкой, что проходила сквозь петлю иголки, как нитка. А затем попросила бабушку продать его.

Бабушка отнесла ткань не на рынок, а к царю. Показала царю ткань, она ему тоже очень понравилась. Он решил с нее пошить себе такие рубашки, которых еще ни у кого не было. Но никто из мастериц такую работу выполнить не мог, поэтому царь обратился к бабушке, чтобы узнать, кто та мастерица, что соткала такую ткань и не может ли теперь она сшить рубашки для него. Василиса сшила царю дюжину рубашек, которые ему очень понравились. Рубашки царю принесла сама Василиса. Он увидел и красоту девушки. Влюбился и сделал ей предложение. После свадьбы молодые забрали к себе во дворец бабушку и отца, который приехал из долгого путешествия.

Оцените произведение:

  • 3.88

Голосов: 247
Читать краткое содержание Василиса Прекрасная. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Сюжетная линия

В одном царстве жил купец со своей женой. Родилась у них красивая дочь по имени Василиса. Счастливо семья прожила недолго. Очень сильно заболела купчиха и перед самой смертью призвала Василису к себе и подарила ей необычную куклу.

Волшебная игрушка должна была помогать девочке. Как только она ее покормит, то сразу загадывает желание, и оно тут же исполняется. Отец Василисы недолго горевал, вскоре он решил жениться на вдове, у которой было две дочери.

Теперь новая мать девочки была красивая и коварная женщина. Она сразу невзлюбила Василису, так как та была воспитанной и покладистой девочкой, которая справлялась с любой работой по хозяйству. Падчерица была противоположностью ее дочерям.

Все задания, которые девочке давала мачеха, выполняла кукла, но женщина не знала об этом. Каждый день она заставляла Василису полоть и поливать огород, полоть траву, доить корову, подметать двор и пасти гусей. Асе эти задания с удовольствием выполняла волшебная кукла, а Василиса тем временем становилась все краше.

Зависть мачехи

Через время Василиса стала выглядеть еще лучше и краше, к ней каждый день ходили свататься самые завидные женихи. Из-за этого мачеха еще больше начала ненавидеть ее. К дочерям новой жены купца никто не приходил, все косо смотрели на них, так как по сравнению с Василисой они были страшными и безобразными.

Однажды купец отправился за границу, и мачеха решила избавиться от своей падчерицы. Она задула свечу и попросила Василису сходить в лес к Бабе-яге за огоньком. Падчерица напугалась такого задания, ей было страшно идти в густой и темный лес. Она накормила свою куклу, и та пообещала, что всю дорогу будет оберегать ее.

Опасная дорога

Девушке ничего не оставалась, как отправиться в путь. К избе Бабы-яги Василисе удалось добраться только к вечеру следующего дня. Это место было страшным, ужасным. Вокруг маленького дома стоял невысокий забор, на котором располагались черепа.

Оказалось, что Бабы-яги нет дома, тогда Василиса смиренно принялась ее ждать. Когда старуха пришла девушка рассказала, зачем пожаловала. Та не стала ее есть, а заставила работать. Долго девушка трудилась, а кукла ей в этом всячески помогала.

Однажды старая яга спросила, есть ли у Василисы секрет, который помогает ей быстро справляться со всеми порученными заданиями. Девушка не стала рассказывать про волшебную куколку, а лишь сказала, что в помощь ей приходит благословение покойной матушки. Такой ответ разозлил бабку, и она отправила Василису домой, при этом дала ей с собой череп с огоньком.

Взяла девушка в руки череп и отправилась в путь. Долго она думала идти ей домой или нет. Уж больно гнева мачехи боялась. Она думала, женщина давно уже развела огонь, и будет лишь ругать ее за то, что она долгое время где-то пропадала. Тут внезапно из черепа донесся голос, который посоветовал ей идти домой и ни о чем не думать. Когда Василиса подошла ко двору то увидела, что в окнах темно, мачеха, как ни старалась, не смогла разжечь огонь.

Как только мачеха со своими дочками увидели девушку, очень обрадовались. Но как только Василиса переступила порог дома, череп начал сверкать яркими огнями, которые сожгли женщину и девушек.

Василиса вышла во двор и закопала там череп, а сама отправилась в город к знакомой старушки, у которой и решила дождаться отца. В это время старуха купила пряжу и попросила девушку соткать из нее полотно. Работа удалась на славу и поэтому старуха решила не продавать на базаре полотно, а сразу отнесла его во дворец. Царь был приятно удивлен и поражен красотой материала. Он издал указ своим портным, чтобы они сшили ему рубаху. Но никто не решался приниматься за работу, все боялись испортить полотно.

Тогда царь решил попросить об этой услуге ту, которая сотворила такое красивое полотно. Как только старуха привела Василису, царь в нее влюбился и женился на ней. Девушка перевезла во дворец своего отца и добрую старуху. После этого они прожили долгую и счастливую жизнь.

Главная мысль и основная идея этого повествования заключается в доброте и милосердии. Те, у кого душа и помыслы чисты, всегда добьются успеха.

Мистическая куколка-оберег

В сказке идет речь о том, что перед смертью мать Василисы позвала к себе доченьку и дала ей куклу, которая, по ее словам, должна оберегать девушку от несчастий и бед. Каким образом мать пыталась защитить дочь, что она могла сделать после своего ухода? Передать ей частичку себя, своей доброты, души и любви, воплотив все эти почести в кукле, которую смастерила собственноручно.

Между прочим, древние славяне также имели кукол, которые помогали им во всем, такая куколка и была у Василисы, она не просто лежала, а оживала, кушала и давала дельные советы, указывала дорогу, помогала быстро и слаженно проделать определенную работу, которую задавала мачеха, с ней справлялась Василиса Прекрасная. Краткое содержание поможет понять, почему в мире столько жестокости, ненависти и злобы и как с ней справиться.

Наши предки имели в своем арсенале различных кукол, созданных в помощь женщине, к примеру, все успевать по дому, родить здоровых и красивых детей, избавляться от морального мусора, завистников, сплетников. Подобный оберег был и у сказочной девушки Василисы.

В далекие времена люди создавали обереги, основная функция которых заключалась в помощи, направлении. Когда создавалась подобная кукла, женщина как бы передавала свою доброту, она читала молитву — и та обретала мистическую силу.

Эти куклы не использовались для игр. Хранить их нужно было вдали от посторонних глаз. В основном их давали в день свадьбы или как, к примеру, в сказке, перед смертью. Было мнение о том, что такая кукла поможет сохранить семейный очаг, принесет в дом любовь, доброту, тепло. Такая куколка и была подарена матерью Василисе.

Сделать подобный оберег каждый не мог, изначально необходимо было познать целую науку. Это делалось исключительно для другого человека, если его смастерить для себя, то магическую силу он не приобретет

Важно соблюдение специального обряда, то есть тайны и чистоты души и помыслов

«Василиса Прекрасная» — русская народная сказка, а, как известно, народ всегда хранил определенные тайны и загадки, о которых знали не многие. К примеру, те же обереги. Как их создавать, какие обряды соблюдать, было известно матерям и бабушкам.

Огромную силу имели обереги, которые изготавливались родственниками по крови. В момент создания необходимо было думать только о человеке, для которого делался подобный оберег, кроме этого, запрещалось применение колющих и режущих предметов, его необходимо было сматывать нитками и делать из соломы или лоскутков ткани. Считалось, что острые ножницы или игла убивают чистую и непорочную душу, которая вселилась в куколку. Существовал также обычай передачи этого оберега по наследству от прабабушки к внучке и так далее.

Краткое содержание сказки Два мороза для читательского дневника

Два брата Мороза решили повеселиться, людей поморозить. Тут как раз увидели, что с одной стороны барин едет, в шубе медвежьей, а с другой стороны едет мужичок, в рваном полушубочке. Вот младший брат, Мороз-Синий нос, и говорит старшему, чтобы он бежал за барином, так как барин тепло одет, и старшему брату будет труднее его заморозить, а он побежит за мужичком, одет тот плохонько, и он с ним легко справится. Старший Мороз усмехнулся и согласился. Договорились они вечером встретиться и разбежались в разные стороны.

Когда солнце закатилось, сошлись братья вместе, и давай рассказывать, что у них получилось. Оказалось, что старшему брату не составило труда заморозить барина, хоть тот и в шубу был одет, и в шапку, и сапоги хорошие, но промёрз до костей, так как даже не пытался пошевелиться, чтобы согреться. Младший брат не смог справиться с мужичком, который был в рваной одежке, потому что он работал, и ему было жарко так, что пар от него валил. И самому Морозу мужичок намял бока, зарёкся младший брат мужиков морозить, пожалел он, что старшему не поверил.

Смысл сказки «Два мороза»

На самом деле, у нее есть автор – Михаил Михайлов. Сюжет прост. Жили были два мороза – один старший, другой младший, один братец мороз Синий нос, другой братец мороз –Красный нос. В один ясный денек гуляли они, друг друга нахваливали, да тут им захотелось браваду свою испытать, развлечься по-молодецки. А чем могут развлечься морозы? Естественно, поморозить кого-то. А тут на их счастье две повозки едут — одна с колокольчиком, другая с бубенчиком. На одной барин едет в шубе шикарной, на другой мужик в полушубке худом. Стали морозы думать, кого им морозить. Долго думали, да пришли к выводу, что старший будет морозить барина, а младший – мужика: полушубок у него худой, штопанный, шапка вся в дырках. А на барине медвежья шуба, шапка лисья да волчьи сапоги – тяжело его будет проморозить. На том и порешили. Побежал старший и опытный барина морозить, а молодой – мужика.

Старший легко справился: залез себе под шубу барину и давай морозить. Барин себе кутается, а толку нет. Тут подумал, что сейчас не шелохнется ни одним суставом, глядишь и не замерзнет. Так и приехал в город еде живой.

А младший мороз побежал мужика морозить, да обжегся.Начал мужик дрова рубить, да на мороз ругаться, да такими словами, что ему и обидно стало. Поднатужился мороз, стала еще сильнее морозить мужика, только толку: снял он шубу да шапку, так как жарко стало. Молодой мороз обрадовался, стал сильнее пощипывать да покусывать, а мужику хоть бы что, машет топором и хоть бы хны.

Скинул мужик шубу, тут мороз и обрадовался, думает, вот сейчас я ему шубу в отместку заморожу. Залез в шубу, затаился, а тут мужик понял, что что-то не так, да начал шубу поколачивать. Так морозу молодому бока наломал, что тот еле убежал.

А смысл сказки прост, как мужик: труд – лучшее средство против всяких невзгод, будь то мороз, жара или ветер. Работа- лучшее средство от бессонницы, мороза, холода, неурожая. Если человек занять делом, он не обращает внимания на то, что происходит вокруг, ведь у него есть цель.

Еще один смысл сказки в том, что нельзя судить по одежке и вообще делать скоропостижные выводы. Молодой мороз решил, что проморозить плохо одетого мужика сам, а в итоге пострадал. Старший мороз более опытный, и он знает, кого «обработать» проще, поэтому легко согласился морозить хорошо одетого барина. Он явно что-то знал…

Кстати, сказок про мороз и про труд немало. Так, у Одоевского есть сказка «Мороз Иванович, про ленивую дочку и трудолюбивую падчерицу. Падчерица упала в колодец и долго прислуживала Морозу Ивановичу, готовила , убирала, за что получила от него вознаграждения. А вот падчерица оказалась более ленивой, и награды не получила.

Еще одна авторская сказка – «12 месяцев» Маршака. Здесь тоже фигурируют ленивая дочка и трудяга-падчерица. Ее доброта и красота смогла сделать нереальное — 12 месяцев, которых она одна увидела всех вместе, помогли ей насобирать подснежников в январе – просто месяцы поменялись местами и труд помог преодолеть девочке мороз. Кстати, сказка корнями уходит к чешской легенде о том, что раз в год все двенадцать месяцев собираются вместе, а кто-то может их даже увидеть.

И наконец, есть сказка Братьев Гримм с похожим сюжетом – «Госпожа Метелица».Здесь у мороза женский пол, но сюжет очень похож на сказку «Мороз Иванович». Трудолюбивая падчерица взбивала метелице подушки и перины, а дочка отказалось это делать, в итоге падчерица вернулась вся в золоте, а дочка – в смоле.

Можно сделать вывод, что во всех странах люди боятся мороза, и считают, что справиться с ним может только труд и вообще, любая активная деятельность. А вы боитесь мороза?

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

В стручке жило пять зеленых горошинок и они думали, что весь мир такой самый зеленый как они. Время проходило, стручок рос вместе с горошинами. Они хотели узнать, что же ждет каждую из них. Со временем они начали желтеть

Повествование произведения начинается с момента осады Иерусалима войсками Набукко. Все в городе со страхом ожидают начала битвы, и волнения подгоняются тем

Произведение писателя представляет собой ироничный рассказ, повествующий о событиях, произошедших в небольшом российском городе, куда наведывается суровый и справедливый контролирующий инспектор для проведения ревизионного контроля.

«Мандариновые острова» небольшая повесть Николая Назаркина, в ней он повествует о мальчиках, которые проводят много времени в больнице, у них у всех одна мечта, когда-нибудь вернуться домой.

Общение с читателем в повествовании Томаса Мора ведётся от его собственного лица. Однажды по прибытию во Фландрию ему посчастливилось познакомиться с человеком, который всю свою жизнь посвятил мореплаванию.

Источник

Краткое содержание сказки

Главные персонажи сказки – два брата – Мороз – Синий нос и Мороз – Багровый Нос. Развлекались они в поле, стужу на людей нагоняя. Позабавиться решили и заключили спор: кто сильнее сумеет путника заморозить. Возле леса встретились братьям мужичок и барин. Мужичок в заплатанном полушубке, дырявой шапчонке, на ногах лапти худые, с топором, видно, что в лес за дровами едет. А барин одет добротно. На нем медвежья шуба, лисья шапка, теплые сапоги. Стали братья решать, кому кого морозить. Младший брат Мороз – Синий нос решил схитрить – выбрал мужичка. Старшему барин достался. Напустил Мороз – Красный нос холоду под шубу и под шапку барина. От холода тот не пошевельнется, трясется, до города чуть живой доехал. Мужичка стал Мороз – Синий нос холодом донимать, мужичок на мороз серчает да топориком помахивает. Разогрелся, вспотел, полушубок снял и снова за работу. Мороз – Синий нос в полушубок спрятался, чтобы его заморозить. Мужик работу закончил, схватил полено, давай мороз ругать да колотить по полушубку, чтобы размять. Так поколотил младшенького, что тот еле ноги унес. С тех пор закаялся Мороз – Синий нос мужиков морозить. Читать сказку полностью можно онлайн на нашем сайте.

Краткое содержание сказки два мороза за 2 минуты пересказ сюжета

И молодой, шустрый морозец развлекаются, по лесным верхушкам прыгают и громко пощёлкивают. Если на снегу ногой дотронутся, то коркой ледяной он покроется!

И услышали весёлое звучание бубенцов и звонкую мелодию колокольчика. Это помещик с бедным крестьянином на своих повозках разъезжают.

И стали они спорить, кто быстрее кого уморит? И вот молодому (Сизому носу) достался мужик, а старику (Алому носу) богатый помещик.

Юный, не опытный морозец ни правильно рассуждал. Он думал, что раз тулуп толстый и одежды много, то не справится. А мужичка легко победить, да не тут — то было! А старший опытный, да умный, только смеётся! И разбежались. И стали выполнять уговор, распрощались! Присвистнули, пощёлкали, разбежались.

А, как потемнело, встретились. У старшего брата победное веселье.

А молодой братец устал и расспрашивает своего братца. — Как удалось заморозить богатого человека? «В два счёта! Весь продрог, еле до дома доехал. Чуть не окоченел! — промолвил умный брат – Раскрасневшийся нос!» «А твои, как дела? Одолел мужика?» — поинтересовался старший брат. «Ой, еле ноги унёс!» — промолвил младший из братьев. Уж и не повезло мне. Я залез к нему под его дырявый полушубок, а он стал дерево пилить. Я попытался его посильнее поморозить, а он, ну дровишки колоть, только щепки разлетаются. Скинул рваную одежду. «Ну! – думаю — Теперь назад не накинешь. Я, тебя проучу! А он стал её сильно дубиной колотить и ещё ругается! Меня до полусмерти забил. С мужиком больше не буду связываться!» – промолвил молодой морозец.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

«Два мороза»

Русская народная сказка «Два мороза»

Жанр: народная волшебная сказка

Главные герои сказки «Два мороза» и их характеристика

План пересказа сказка «Два мороза»

Кратчайшее содержание сказки «Два мороза» для читательского дневника в 5 предложений:

Эта русская народная сказка мне очень понравилась, ведь в ней простой мужичок оказался более хитрым и привычным к морозу, чем богатый купчишка. Да и посрамление мороза мне пришлось по душе. Теперь я знаю, что от мороза не надо прятаться в шубу, а лучше подвигаться и разогреть кровь.

Пословицы к сказке «Два мороза»

Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает. Мороз не велик, да стоять не велит. Мороз разбирает, да расшевеливает.

Краткое содержание, краткий пересказ сказки «Два мороза»

Встретились два брата, Мороз Синий нос и Мороз Багровый нос. Решили побегать, повеселиться. Слышат звенят бубенчики и колокольчики — то мужичок и купец едут.

Младший Мороз Синий нос выбрал мужичка, а старший Багровый нос взялся за купца.

Встретились снова Морозы и старший рассказал, что легко заморозил купца, который неподвижно сидел в санях.

Младший пожаловался, что никак не смог заморозить мужичка, а когда тот работать начал, так и вообще от него пар повалил. Мороз даже полушубок рваный не смог заморозить, ведь мужик его просто о снег выбил. И самому Морозу попало.

Иллюстрации и рисунки
к сказке «Два мороза»:

ДВА МОРОЗА (ПЕРЕСКАЗ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ В СТИХАХ)

ДВА МОРОЗА

(ПЕРЕСКАЗ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ В СТИХАХ) Жили-были, не тужили Два мороза-молодца. Льдом зеркальным речки крыли, Серебрили деревца. Выпрямляли дым над хатой, Расчищали небеса, А то ёлочке мохнатой Открывали чудеса. А звались морозы те: Синий Нос и Красный Нос — По душевной простоте Знать не знали про стрекоз. Им весна — отгул, а лето — Отпуск — праздник и покой, Ведь не зря же есть примета: Жарко летом — «дуб» зимой. Им жилось легко на свете, А Январушка-отец Вопрошал: «А ну-ка, дети, Кто сегодня молодец?» И братья́ ответ держали Перед строгостью отца. Аж в ночи стволы визжали От крещенского словца… В полдень зимний, на опушке Братья встретились и вот, Синий молвил: «Хоть из пушки Бей в судьбу — мне не везёт! Облетел я лес и поле — Никаких приличных дел. Настроенья нету боле, — Я, наверно, — заболел! Что сказать отцу, — не знаю. Ох, как станет попрекать: — Ещё сыном называю! Разметелю! — будешь знать!» Красный Нос в ответ: «Спокойно, Не кручинься, — выход есть. Мы закончим день достойно. Слушай радостную весть: Там за Силыча берлогой, За Ленивою горой, Свежей санною дорогой Купчик держит путь домой. Поспешай, он едет ходко, Бубенец звенит, поёт. Так устрой ему погодку, Он в дорогу водку пьёт!.. А ещё по у́тру в поле Мне попался мужичок. За ремнём топор — так боле Больше некуда — в лесок! Там он валит сухостои, Чуешь, как топор звенит. Вот его-то и накрою Я сейчас — душа горит». Тут морозы разлетелись В разны стороны и вот: Синий Нос уже из ели Бедну жертву признаёт. А потом как навалился, И давай купца щипать. Вмиг под шубой очутился, Начал ноги щекотать! И всё злее, злее, злее Расправляется с купцом. Шевельнуться тот не смеет, А Нос синий — молодцом! Посинел купец и сжался. Зубы белые стучат. Просто счастье, что добрался Он до дому… Красный брат Уж давно в лесу старался Заморозить мужика, Только тот не поддавался Братцу Красному пока. Топором махает живо, Подойти нельзя никак! Щепки — искры! Так красиво! — Разработался бедняк. Красный Нос и так, и этак… Только — шутка ли? — Топор! А крестьянин в кучу веток Набросал — зажёг костёр. На костре сальца поджарил, Жиром чёрный хлеб облил, Закусил. Кисет нашарил, Да цигарку закурил. Отдохнул — опять за дело. Стало жарко, он тогда, Чтобы тело не потело — С плеч тулуп — вот это да! Красный Нос серьёзно злиться, Мрачно в замысле хитрит. Как ему не посрамиться — Ведь отец Январь сердит! Он тогда в тулуп забрался, Изморозил весь внутри И так сильно постарался, Что замёрзли снегири! Синий вечер. Зимний вечер. Воздух звонкий. Лунный свет. В небе звёзды — чудо-свечи… Раз темно — работы нет! Воз готов. Мужик до дому Собирается. Тулуп На плечо. В плече — истома. А тулуп-то стал, как дуб! Тут мужик смекнул в чём дело. Кинул от тулуп на воз. Выбрал ствол березки белой (Бедный, бедный Красный Нос!..), И давай дубасить живо: — Ты мне, брат, тулуп не трожь, Захотелось жить красиво? Что, брат, кол-то узнаёшь?! Уносил брат Красный ноги — В голове и шум, и звон. На пролом-то без дороги, Без оглядки шпарил он. Час бежал, другой и третий… На опушке Синий Нос Ждал давно… и, вдруг, — приметил: «Ты куда бежишь, Мороз?!» Красный Нос остановился, Отдышался посинел. Он не врал и не хвалился Всё поведал, как умел. Синий Нос его послушал, На заметку взял урок. Красный Нос снежку покушал, Сел на пень — стоять не мог… Так и жили два мороза Синий Нос и Красный Нос. И что в жизни есть стрекозы Им и слышать не пришлось.

1984, 2015

Русская народная сказка

Краткое содержание сказки «Два мороза» для читательского дневника

План для пересказа произведения:

Рисунок — иллюстрация к сказке «Два мороза»

Главная мысль:

Тот кто работает, не замерзнет ни на каком морозе, кто ленится замерзнет и в шубе.

Чему учит это произведение:

Сказка «Два мороза» учит нас тому, что при работе человек разогревается, его кровь движется быстрее и он меньше мерзнет.

Синквейн:

Краткий отзыв о сказке «Два мороза» для читательского дневника

Сказка «Два мороза» мне понравилась не только занимательным сюжетом, но и практической пользой, уроком, который можно из этой сказки извлечь.

Оказывается, если зимой окажешься на морозе и начнешь замерзать, следует хорошенько подвигаться, поразмяться и мороз отступит.

Пословицы:

Мороз не велик, да стоять не велит.

Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным — шапку снимает.

Популярные сегодня пересказы

В станице Филипповка осенней ночью подолгу не спится деду Гавриле. Он просыпается, кашляет и всё ходит по двору, около дома. Он думает о пропавшем без вести во время войны сыне Петре.

Рассказ «Ветер» это фантастический жанр. В нём рассказывается о ветре убийце, который охотится за теми, кто посмел нарушить его покой.

История относится к циклу Записок охотника и рассказывает историю от лица главного героя остальных сюжетов. Автор говорит про Аркадия Павловича Печонкина, который является отставным офицером и молодым помещиком

После завершения пансионата Вильгельм Кюхельбекер возвратился в родной дом. Мама подростка созвала всю родню и хороших знакомых односельчан на собрание. Нужно было определить будущую жизнь

Источник

Краткое содержание сказки

Главные персонажи сказки – два брата — Мороз – Синий нос и Мороз – Багровый Нос. Развлекались они в поле, стужу на людей нагоняя. Позабавиться решили и заключили спор: кто сильнее сумеет путника заморозить. Возле леса встретились братьям мужичок и барин. Мужичок в заплатанном полушубке, дырявой шапчонке, на ногах лапти худые, с топором, видно, что в лес за дровами едет. А барин одет добротно. На нем медвежья шуба, лисья шапка, теплые сапоги. Стали братья решать, кому кого морозить. Младший брат Мороз – Синий нос решил схитрить — выбрал мужичка. Старшему барин достался. Напустил Мороз – Красный нос холоду под шубу и под шапку барина. От холода тот не пошевельнется, трясется, до города чуть живой доехал. Мужичка стал Мороз – Синий нос холодом донимать, мужичок на мороз серчает да топориком помахивает. Разогрелся, вспотел, полушубок снял и снова за работу. Мороз – Синий нос в полушубок спрятался, чтобы его заморозить. Мужик работу закончил, схватил полено, давай мороз ругать да колотить по полушубку, чтобы размять. Так поколотил младшенького, что тот еле ноги унес. С тех пор закаялся Мороз – Синий нос мужиков морозить. Читать сказку полностью можно онлайн на нашем сайте.

Сказка Два мороза. Русская народная сказка

Сказка Два мороза – о выносливости и силе духа русского народа. Она поможет юным читателям правильно воспринимать окружающий мир и понимать природу многих вещей. Рекомендуем сказку для онлайн прочтения с детьми.

Сказка Два мороза читать

Кто автор сказки Два мороза

Сказка Два мороза – народная русская сказка, поэтому определить ее автора невозможно.

Краткое содержание сказки

Главные персонажи сказки – два брата – Мороз – Синий нос и Мороз – Багровый Нос. Развлекались они в поле, стужу на людей нагоняя. Позабавиться решили и заключили спор: кто сильнее сумеет путника заморозить. Возле леса встретились братьям мужичок и барин. Мужичок в заплатанном полушубке, дырявой шапчонке, на ногах лапти худые, с топором, видно, что в лес за дровами едет.

А барин одет добротно. На нем медвежья шуба, лисья шапка, теплые сапоги. Стали братья решать, кому кого морозить. Младший брат Мороз – Синий нос решил схитрить – выбрал мужичка. Старшему барин достался. Напустил Мороз – Красный нос холоду под шубу и под шапку барина. От холода тот не пошевельнется, трясется, до города чуть живой доехал.

Мужичка стал Мороз – Синий нос холодом донимать, мужичок на мороз серчает да топориком помахивает. Разогрелся, вспотел, полушубок снял и снова за работу. Мороз – Синий нос в полушубок спрятался, чтобы его заморозить. Мужик работу закончил, схватил полено, давай мороз ругать да колотить по полушубку, чтобы размять. Так поколотил младшенького, что тот еле ноги унес.

С тех пор закаялся Мороз – Синий нос мужиков морозить. Читать сказку полностью можно онлайн на нашем сайте.

Анализ сказки Два мороза

Два мороза – сказка с незатейливым простым сюжетом. Но в ней прославляется сила духа и стойкость простого народа, не привыкшего перед трудностями пасовать. Младший брат поверил старшему, что «топор лучше шубы греет», когда столкнулся с мужичком, которого одолеть так и не смог. Чему учит сказка Два мороза? Сказка учит преодолевать препятствия и не пасовать перед трудностями.

Мораль сказки Два мороза

Тому, кто трудиться привык, и лютый мороз не страшен, а бездельника даже шуба не согреет – такова мораль сказки Два мороза.

Пословицы, поговорки и выражения сказки

  • У кого работа спорится, тот мороза не боится.
  • Терпенье и труд все перетрут.

Читать сказки онлайн – увлекательное и полезное занятие!

Читать все Русские народные сказки

Источник: https://ihappymama.ru/iq/skazki/dva-moroza-russkaya-narodnaya-skazka/

Актуализация
знаний

Работа
со словарем

Определение
цели и задач урока

Чтение
по ролям (сценка)

Сравнение

Физкульт-минутка

Выборочное
чтение

С
творчеством какого писателя мы начали знакомиться на прошлом уроке? Что вы о
нем знаете?


каким его произведением мы начали знакомиться на прошлом уроке?

Почему
данное произведение является сказкой?

К
какой сказке её можно отнести? Почему?

-Верно.
А где мы с вами можем найти подсказку при определении главной мысли этой
сказки?


что такое эпиграф? Где мы можем найти точное определение?

Прочитайте
эпиграф к сказке: «Нам даром без труда ничего не дается,-недаром исстари
пословица ведется». Что нам помогают понять эти слова? Какова главная мысль
сказки?

-Отлично.
А кто мне может ответить с какой сказкой схожа сказка «Мороз Иванович»?

-Назовите
автора этой сказки.

Верно.

-Кто
уже догадался, какую цель мы с вами поставим на этот урок?

А
что мы должны с вами для этого сделать? Какие задачи поставить перед собой?

Ребята,
в сказках происходит волшебство, вот и у нас с вами оживает сказка.

Догадались
кто это? Из каких сказок эти герои?

Почему
автор назвал девочку Рукодельницей, от каких корней образовано это имя?

Почему
же тогда Одо’евский другую девочку назвал Ленивицей?

А
кто такая падчерица? Кого так называют?

Где
мы можем найти подсказку при определении значения данного слова?

Верно.

Давайте
послушаем наших героев сказок.

-Одинаково
ли вели себя девочки? Почему?

Работая
в парах, подчеркните черты характера падчерицы синей ручкой, а черты
характера рукодельницы карандашом.

ПРИЛОЖЕНИЕ
(задание 1)

Некоторые
черты характера могут подходить как к падчерице, так и к рукодельнице.

Сверьте
свои ответы с ответами на доске.

Молодцы!

А
кто мне скажет, отличается ли Морозко от Мороза Ивановича?

Первый
вариант подберите изображение, которое подходит под описание Мороза
Ивановича, а второй вариант к описанию Морозко. ПРИЛОЖЕНИЕ (задание 2)

Объясните
в парах друг другу почему вы выбрали то или иное изображение.

Давайте
проверим.

Посмотри
в окошко: (Имитация)
Белая дорожка, (Волнистые движения кистями рук)
Занесло качели,  (Вращение руками)
Спят под снегом ели. (Приседание с закрытыми глазами)
В небе желтая луна. (Подтягивание на носочках)
Лишь одна не спит она. (Круговые движения головой)

Чем
ещё отличаются эти сказки?

Найдите
эти отрывки в сказках. Первый вариант ищет концовку в сказке «Мороз Иванович»
, а второй вариант в сказке «Морозко».

Как
вы думаете, почему авторская сказка «Мороз Иванович» добрая, а сказка
«Морозко» жестокая? С чем это может быть связано?

Владимира
Федоровича Одо’евского.

Одоевский
был превосходным музыкантом, изучал старинную и современную музыку, изобрёл
музыкальный инструмент «Себастианон» и подарил его Петербургской
консерватории.

-Со
сказкой «Мороз Иванович»


Так как в ней представлены вымышленные герои и события. С использованием
волшебства.


Литературной (авторской)

У
неё есть автор.

В
эпиграфе. 

2-3
учащихся ищут значение слова.


толковом словаре.

Эпиграф-
высказывание, которое предшествует тексту и «подсказывает» читателю его
главный смысл.

Без
труда ничего не получишь.


Морозко.


сказки нет автора, это народная сказка.

-Сравнить
народную сказку «Морозко» и авторскую сказку «Мороз Иванович».


Проанализировать характеры героев, посмотреть на сюжетную линию героев,
обратить внимание на конец сказки.

Выходят
учащиеся для сценки.


Падчерица и Морозко, Рукодельница и Мороз Иванович.


рук и –дел, то есть всё умеет делать руками.

-Она
постоянно ленилась.

Разыгрывают
сценку.

Падчерица-
неродная дочь для одних из супругов.


словаре в конце учебника.

-Нет.
У них разные характеры.

Выполняют
задание на карточках.

Рукодельница
– любознательная, общительная, добрая, трудолюбивая, отзывчивая,
сострадательная.

Падчерица-
скромная, спокойная, добрая, трудолюбивая.

-Да.

Мороз
Иванович – мудрый, справедливый, добрый.

Морозко
– суровый, справедливый, жестокий.

2-3
учащихся отвечают у доски.


Концовками.


Жизнь у народа была тяжелая, ничего хорошего от жизни не ждали.

А
у автора свое виденье жизни, поэтому он решил написать добрый конец.

Умение
отвечать на вопросы и слушать извлечение необходимой информации из
прослушанно-го текста.

Умение
формулиро-вать значение слов и выражений, Уточнение значений незнакомых слов.

Умение
анализировать и делать вывод,

Развиваем
умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

Оценивать
поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Осознание
ценности совместной деятельности.

Умение
работать самостоятель-но и в паре, помогать друг другу, проверять и оценивать
работу соседа, находить и исправлять ошибки, договаривать-ся, распределять
работу.

Умение
выступать публично, доказывать свою позицию. Визуализация
причинно-следственных связей.

Подведение
итогов

Сегодня
на уроке мы с вами сравнили две сказки, народную и авторскую, исходя из
этого, какой вывод мы можем сделать?


Какие пословицы подходят к сказкам?

«Мало
хотеть – надо уметь»,

«Семь
раз примерь, один раз отрежь».

 «Сделав
худо, не жди добра»,

«Что
испёк, то и кушай»,

«За
двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь».

Проверка
правильности.

Выставление
оценок.

Несмотря
на то, что они отличаются, они обе несут в себе одну и ту же главную мысль.

«Мало
хотеть – надо уметь»,

«Сделав
худо, не жди добра»,

«Что
испёк, то и кушай».

Использована рабочая тетрадь «Литературное чтение» 3 класс, Бойкина, Виноградская, страницы 45-50.

УКМ «Школа России»

Ответы на вопросы раздела «Литературные сказки»

1. Запиши названия сказок, которые можно поместить на выставку раздела «Литературные сказки»

На эту выставку мы можем поместить книги:

А.С. Пушкин «Сказки»

Оскар Уайльд » Сказки»

П. Ершов «Конёк-Горбунок»

2. Составь список литературных сказок, которые ты прочитал. Какая из них тебе больше всего понравилась? Напиши отзыв.

Список литературных сказок, прочитанных во 2 и 3 классе.

  1. Пушкин А. «Сказка о рыбаке и рыбке»
  2. Бианки В. «Сова»
  3. Успенский Э. «Чебурашка»
  4. Остер Г. «Будем знакомы»
  5. Перро Ш. «Кот в сапогах», «Красная шапочка»
  6. Андерсен Г. «Принцесса на горошине»
  7. Хогарт Э. «Мафин и паук»
  8. Пушкин А. «Сказка о царе Салтане»
  9. Мамин-Сибиряк Д. «Сказка про храброго зайца»
  10. Одоевский В. «Мороз Иванович»
  11. Гаршин В. «Лягушка-путешественница»

Мне очень понравилась сказка «Лягушка-путешественница»

Отзыв на сказку «Лягушка-путешественница» для 3 класса.

Эту замечательную сказку написал писатель Всеволод Гаршин. В ней рассказывается о хвастливой лягушке, которая мечтала попасть на юг.

Главными героями сказки являются предприимчивая, хитрая, но хвастливая лягушка, и утки, добрые и отзывчивые.

Утки рассказали лягушке про тёплый юг, и лягушка упросила уток взять её с собой. Для этого утки несли в клювах прутик, за который цеплялась лягушка.

Но лягушке очень хотелось, чтобы люди узнали о том, что это она придумала такой способ полёта. Она стала хвастать и упала.

Главная мысль этой сказки в том, что человек должен быть скромным, ведь хвастовство до добра не доводит.

Мне очень понравилась эта сказка и я сочувствую лягушке. Пусть она хвастливая, но она милая, находчивая и умная. Мне хотелось бы, чтобы она долетела до юга и насладилась тёплыми болотами и тучами комаров.

3. Придумай смешную историю, основная мысль которой заключается в поговорке «Хвастовство само себя наказывает».

Пример смешной истории по этой пословице можно посмотреть, перейдя по ссылке.

4. Опиши Рукодельницу и Ленивицу, используя слова:

Рукодельница и Ленивица были двумя девочками с очень разными характерами.

Рукодельница была трудолюбивой, она целыми днями работала и не отказывалась ни от какой работы. Она была заботливой, доброй и ласковой. Если её просили помочь, она всегда спешила на помощь. Она была очень отзывчивой девочкой, которую все любили и уважали. Рукодельница была очень скромной и сама ни за что не попросила бы подарок от Мороза Ивановича.

Ленивица же была ленивой и капризной. Она ничего не хотела делать, никому не хотела помогать. Она была невнимательной и неблагодарной, но при этом очень самонадеянной. Она ничего не сделала для Мороза Ивановича, но требовала от него подарки, как будто имела на это право.

5. Как автор относится к Рукодельнице и Ленивице? Почему ты так думаешь? Подтверди текстом.

Автор относится к Рукодельнице с любовью и уважением. Мы видим это в отношении к девочке Мороза Ивановича. Он ласковый, добрый и щедрый. Он награждает Рукодельницу, и это является выражением личного отношения автора.

Автор относится к Ленивице с неодобрением и насмешкой. Ему не нравится её лень и грубость. И Ленивица получает от Мороза Ивановича смешной подарок — сосульку. Этим автор показывает своё к ней отношение.

6. Раздели сказку «Мороз Иванович» на части, озаглавь их, запиши план. Сделай иллюстрации. Перескажи текст, используя свои рисунки.

Пример составления плана из пяти частей и пересказ этой сказки можно посмотреть, перейдя по ссылке.

7. Чем отличается народная сказка от литературной. Чтобы ответить на этот вопрос, нужно сравнить сказки.

Сравнение народной и литературной сказок.

Народную сочинял народ, литературную написал автор.

Герои в сказках могут быть одинаковыми, но в литературной героями могут стать обычные люди.

Герои в сказках добрые и честные, они борются со злом, они трудолюбивые и отзывчивые.

События в сказках народной и литературной могут быть одинаковыми.

В концовке сказок зло обязательно оказывается наказанным.

Народные сказки написаны простым народным языком, а литературные — литературным. Но и литературная сказка может быть написана народным языком, например, сказки Пушкина.

Вывод: основным отличием литературной сказки от народной является наличие у неё автора.

8. Запиши чем литературная сказка похожа на народную.

Литературная сказка похожа на народную героями и их характеристиками, событиями, концовкой, а также может быть похожа языком.

9. Запиши чем народная и литературная сказка различаются.

Эти сказки различаются наличием у литературной сказки автора. Могут различаться героями и языком.

10. Объясни, как ты будешь искать в библиотеке книги с литературными и народными сказками.

Книгу с литературными сказками я буду искать в алфавитном каталоге авторов. Например, найду Пушкина на букву П и найду среди его книг сборник сказок.

Книгу с народными сказками я буду искать в тематическом каталоге на букву С — сказки.

11. Вспомни произведение Пушкина «Сказка о мёртвой царевне». Выбери правильный ответ.

Это сказка волшебная.

В ней можно обнаружить следующие черты народной сказки:

Волшебные числа: семь богатырей, троекратные повторы.

Свадьба — традиционный конец.

Заклички, с помощью которых вершится волшебство: «Свет мой, зеркальце, скажи».

12. Составь с другом диалог на тему «Сказка ложь, да в неё намёк».

Диалог на тему «Сказка ложь, да в ней намёк»

А: Витя, как ты думаешь, почему про сказку говорят, что она ложь?

В: Алина, я думаю это потому, что события в сказке выдуманные. Они не могут произойти в реальной жизни.

А: Но почему тогда говорят, что в сказках содержится намёк?

В: Хоть сказки и придуманы, ситуации, в них описанные, могут случиться. И тогда сказка подскажет, как правильно себя вести.

А: Ты имеешь ввиду, что нужно быть добрыми, отзывчивыми, дружными и не лениться?

В: Да, это тот самый урок, который должны вынести из сказок добрые молодцы и девицы.

13. Ты прочитал много литературных сказок, знаешь писателей, которые обрабатывали народные сказки или создавали свои. Чтобы тебе ещё хотелось узнать об особенностях литературной сказки? Запиши.

Мне хотелось бы узнать, почему многие литературные сказки оказываются похожими. И почему у многих сказок появляются продолжения.

1

  • Основная мысль сказки маша и медведь
  • Основная мысль сказки мастер али
  • Основная мысль сказки марья моревна
  • Основная мысль сказки мальчики
  • Основная мысль сказки мальчик звезда