Основная мысль сказки как илья из мурома богатырем стал

В русской культуре с давних времен существует огромное количество различных былин, сказаний, легенд о добрых молодцах, которые выделяются среди других

В русской культуре с давних времен существует огромное количество различных былин, сказаний, легенд о добрых молодцах, которые выделяются среди других людей своей огромной силой. В современном мире таких персонажей назвали бы супергероями. Мы знаем огромное количество зарубежных супергероев, однако о своих былинных традиционно русских героях, к сожалению, мы знаем немного. Хотя многие писатели, художники создавали произведения, основываясь на образах этих персонажей.
Русский народ знает о трех могучих богатырях: Алеше Поповиче, Добрыне Никитиче, Илье Муромце. Естественно, в былинах и сказаниях образы этих героев преувеличены, но нельзя сказать о том, что эти герои не существовали в реальной жизни. Например, один из трех богатырей, который являлся самым известным богатырем на Руси, был Илья Муромец. В своей жизни он воевал, принял монашество, а после был причислен церковью к лику святых, и даже сейчас мощи Ильи Муромца хранятся в Киево-Печерской лавре. Как нам рассказывали в школе, один из самых известных богатырей был до 30 лет прикован к постели, но после он обрел свою истинную силу и стал великим воином. Он погиб, по мнению исследователей, на поле битвы: копье проткнуло ему сердце.
Еще одним богатырем является Добрыня Никитич. Он был так называемым воспитателем племянника князя Владимира, а когда Владимир стал князем, Добрыня был при нем регентом. Как рассказывает история, Добрыня Никитич тренировался в боевом искусстве, его множество раз испытывали: ставили против него сотни варяжских воинов, которых он с легкостью побеждал. Также Добрыню Никитича считают одним из основоположников христианства на Руси.

В далекие времена, когда правил Киевской Русью князь Владимир, создавались былины о богатырях, отражавших набеги кочевников и обладавших великой силой, среди этих богатырей был Илья Муромец. Много героев-богатырей в русских былинах, но Илья Муромец — первый среди них.
Илья Муромец — это не историческое лицо, это сам народ, творение народа, отражающее все лучшее, что было в нем самом. Народ верил в своего героя, награждая его своими лучшими качествами. В былинах мы видим мечты и желания народные. Недаром В.И. Ленин писал о фольклоре: «Какой интересный материал… на этом материале можно было бы написать прекрасное исследование о чаяниях и ожиданиях на­родных».
Богатырская застава. В разъезде три товарища-богатыря. На них кольчуги и боевые шлемы, они на конях-красавцах. В сре­дине выделяется своей осанкой и телосложением любимый богатырь былин, старый казак Илья Муромец. Правая его рука поднята над глазами, на ней же висит колчан со стрелами, а в левой — щит. Тут же его острое копье. Он на прекрасном коне черной масти, с раскинутыми до земли прядями густой гривы.
Они вместе — как бы маленькая дружина из трех человек, охраняющая целый город от набегов врага. Это три богатыря: честный Добрыня Никитич, Илья Муромец и хитрый Алеша По­пович. И числится старый казак Илья Муромец, сын Иванович, из города Мурома, «со славного с села Карачарова», атаманом среди своих товарищей.
«Сиднем сидел» Илья тридцать три года, да вдруг приходит к нему нищая братия, растормошили его, велели принести чашу вина, да потом чтоб он ее и выпил. «Говорят калики перехо­жие: «Будешь ты, Илья, великий богатырь, и смерть тебе на бою не писана»…
И стал Илья после этого богатырем и выполнил завет отца: не убивал даже врага понапрасну. А Илья сразу пошел к свое­му родителю, помочь ему очистить «пал от дубья-колодья». Потом едет к князю в Киев послужить и борется с врагами зем­ли русской. Всех врагов побеждает Илья: побеждает он и Идо­лище поганое, и Соловья-разбойника (олицетворяющих южные дикие орды), и Калин-царя, и «нахвальщиков». Сильный и му­жественный, он призывает и других богатырей сражаться за землю русскую, за народ, а сам выходит на единоборство с «нахвальщиком».
И народ относится к нему в былине ласково, жалея его, ког­да он был ранен в бою с «нахвальщиком», и называя Иленькой и Илюшенькой: «Ножка у Иленьки подвернулася». Симпатии народа на его стороне: когда его одолевает злой «нахвальщик», то сама земля русская — вливает в него силы: «Лежичи у Ильи втрое силы прибыло».
Интересны взаимоотношения богатыря Ильи с князем стольно-киевским Владимиром. Скромный, неподкупный и че­стный, он не терпит обиды даже от князя… Было раз — спря­тал неумный князь Владимир Илью Муромца в погреб, да не кормил и не поил его. Но пришло время, когда ни Владимир, ни Русь не могут обойтиться без Ильи — наступал враг сильный. И сказал тогда Илья, что не вышел бы он для князя Владимира из погреба, а вышел он за родную землю русскую.
Илья Муромец не стремится к власти, когда черниговские мужики предлагают быть ему у них воеводой. Он также не горд и не кичится своим положением. Он храбр, смел и мужестве­нен в бою. А вот перед глазами Ильи Муромца три пути-доро­ги. Он пренебрегает богатством, не хочет быть женатым и идет по третьей дороге, по которой кто-либо пойдет, то там и умрет. Там он и погибает (или должен погибнуть, как это водится в былинах).
Шли века за веками, но народ в своем устном творчестве донес до наших дней героический эпос, в котором Илья Муро­мец, любимец богатырь, борется со всеми врагами своего на­рода.

I. Вступление. Илья Муромец – главный герой киевских былин.
I.I Основная часть. Чем мне дорог Илья Муромец?
1.Сила и храбрость Ильи.
2.Бескорыстие Ильи, его любовь к Руси.
3.Илья – защитник бедных, слабых, обиженных.
4.Независимость Ильи. Илья и князь Владимир.
III. Заключение. Илья Муромец – любимый былинный богатырь русского народа.
Мой любимый былинный герой – это Илья Муромец. Мне очень нравится описание этого богатыря в былине про Илью Муромца и Соловья – разбойника. Илья Муромец, настоящий защитник русской земли. Он не может проехать мимо беззащитных людей. В былине это описано тем, что Илья Муромец по пути в Киев – град проезжал мимо Чернигова и увидев силу несметную решил помочь черниговцам. Он побил всех их врагов и взамен ничего не потребовал, а только попросил показать ему дорогу прямоезжею в Киев – град. Черниговцы, жалея своего спасителя, попросили не ехать этой дорогой, потому что, у креста Леванидова сидит Соловей – разбойник Одихмантьев сын. Своим криком и свистом, он все лазоревы цветочки осыпает, да людей убивает. Но и тут Илья Муромец свою храбрость проявил. Не испугался он, не послушал черниговцев и поехал дорогой прямоезжею. А так как богатырём он с рождения был, смертельный крик и свист разбойника его не погубил. Выстрелил Илья Муромец в разбойника и выбил ему правое око косицею. Приехав в Киев – град он не стал хвалиться. Как надобно покланялся он князю и присутствующим и дождался вопроса князя о прибытии его в Киев. Во время рассказа своего, он ничуть себя не вознёс и спокойно предложил князю посмотреть на разбойника, который находится у него во дворе. Для того, что бы потешить князя, Илья Муромец приказал Соловью – разбойнику засвистеть в полсвиста соловьиного и закричать в полкрика звериного. Но соловей засвистел во всю силу и закричал во всю мощь. Все кроме испуганного князя Владимира и Ильи Муромца попадали мёртвыми. После такого действия Соловья – разбойника, Илья Муромец убил его. Общие черты характера Ильи Муромца, это храбрость, смекалка, бесстрашие, любовь к своему народу и ненависть к врагам своей родины. Илья Муромец, это богатырь, подвиги которого, восхищают и воспеваются людьми.
=========
Илья Муромец – центральный герой киевского цикла былин: «Исцеление Ильи Муромца», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Илья и Идолище поганое», «Илья и Калин-царь», «Три поездки Ильи Муромца». Илья Муромец – идеальный образ богатыря, самый любимый герой русских былин. Он наделен высокими моральными качествами, самоотверженной преданностью Родине. Это богатырь могучей силы, что дает ему уверенность и выдержку. Ему свойственно чувство собственного достоинства, которым он не поступится даже перед князем. Он защитник Русской земли, защитник вдов и сирот.
Именно Илья Муромец чаще других богатырей выступает как отважный и сознающий свой долг страж родной земли. Он чаще других стоит на заставе богатырской, чаще других вступает в бой с врагами, одерживая победу. Образ заставы ярко отражает объединение сынов Руси для борьбы с врагом, тема же стольного Киева – народное представление о единой и непобедимой Киевской Руси.

Страница: [ 1 ] 2
Второй и самый главный цикл — былины о Киевских или младших богатырях. Эти богатыри собираются в Киеве вокруг князя Владимира, послужить ему кладут душу свою за веру и родину.
Князь Владимир Красное Солнышко — не вполне историческая личность. Святой князь Владимир крестил Русь, — в былинах Русь уже давно православная. Много говорится в былинах о борьбе с внешними врагами — половцами и даже татарами, которые появились только в ХІІ-м веке, тогда как крещение Руси было при Владимире Святом в конце Х-го века. Но это и не Владимир Мономах. Былинный князь Владимир Красное Солнышко — среднее собирательное лицо ласкового русского князя Киевской Руси. Он имеет свой определенный характер гостеприимный ласковый хозяин, любящий слушать гусляров, любящий пиры, немного любопытный и даже иногда робкий; главный его эпитет — “ласковый”. К нему на службу являются могучие богатыри, из которых главным образом выделяются трое: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович.
Илья Муромец — любимый народный богатырь. О нем больше всего говорится в былинах, по которым можно проследить всю его жизнь. Илья — сын крестьянина Ивана Тимофеевича из села Карачарова, близ, города Мурома. До 30-ти лет Илья был болен, “сидел сиднем” в отцовской избе, не владея ногами. И вот однажды, когда никого в избе не было, кроме Ильи, в окно к нему постучались странники — “калики перехожие”. По одной былине это были старшие богатыри, по другой — Сам Иисус Христос и два Апостола, или два ангела, которые явились для того, чтобы исцелить Илью. Калики попросили Илью дать им испить, на что он сказал, что не может встать, т. к. не владеет ногами. Калики настойчиво повторили свою просьбу, и вдруг Илья “вскочил на резвы ноги”, спустился “в погреба глубокие” и принес им испить чару зелена вина,, величиной “в полтора ведра”. Калики только попробовали и дали самому Илье выпить эту чару,, которую он осушил “во единый дух”. Калики спросили его: сколько он “чует в себе силушки”, на что Илья ответил, что если бы в землю воткнуть кол длинной от земли до неба, он бы ухватился за этот кол и перевернул бы всю землю. Тогда калики велели ему выпить вторую чашу, чтобы поубавить ему силы.
После второй чары Илья сказал, что у него стало “силушки — половинушка”. — “Этого довольно с тебя”, сказали ему калики перехожие, дали ему наставление, что силушку эту он должен употреблять лишь на добрые дела и предсказали Илье, что “смерть ему в бою не написана”, после чего “калики потерялися”, т. е. — исчезли.
В этом исцелении Ильи Муромца каликами-ангелами, или даже Самим Спасителем, глубокий смысл. Сила дана Илье свыше, от Бога, она дана ему для совершения добрых дел. Этим определяется весь его дальнейший богатырский путь, его служение вере, родине, князю.
Первое, что делает исцеленный Илья, идет просить благословенья своего отца, который в это время занят тяжелой крестьянской работой — освобождает поле от “дубья-колодья”, т. е., выкорчевывает корни деревьев. Илья помогает отцу в этой работе, а затем кланяется ему в ноги:
«Не сырой дуб к земле преклоняется,
Расстилается сын перед батюшкой,
Он и просит его благословеньица». Тоже типичная черта русского богатыря: любовь и почтенье к родителям. Илья просит отца благословить его на подвиг, на что отец отвечает так же, как и калики:
«На добрые дела я тебе благословенье дам,
А на недобрые — моего благословенья нет». В наставлении отца замечательны слова
«Не помысли злом на татарина,
Не убей в чистом поле христианина», т. е., не убивай со злобой, а только защищая родину. Садится Илья на своего “ретивого коня”, которого он по совету калик выкупал в трех росах, и отправляется в “Киев-град, заложиться за князя Владимира”. Выехав чем свет, Илья расчитывает попасть в Киев к обедне (от села Карачарова, близ города Мурома, до Киева — добрых 800 верст). Илья бьет своего коня “по крутым бокам”,
«Ретивый конь под ним осержается, Прочь ют земли отделяется, Он и скачет выше дерева стоячего, Чуть пониже облака ходячего».
Первый скачок принес Илью Муромца в дремучий лес. На память он вырубил и поставил на том месте часовенку и написал, что проезжал тут “старый матерой казак Илья, сын Иванович”. Вторым скачком конь принес Илью к Чернигову-граду. Но в Чернигов нельзя попасть, окружен город “силой несметной”. Под “силой несметной” надо подразумевать вражеское полчище, вероятно — татарское. Илья напустил своего коня на эту вражескую силу и начал ее колоть-рубить и конем топтать.
«Куда саблей махнет — там улица лежит, Куда отмахнет — перезолочен».
“Мужики Черниговские”, увидав, что Илья Муромец победил всю “силу”, осаждавшую их город, открыли ворота, вышли встречать своего славного избавителя с хлебом-солью и стали просить его сделаться их князем. Но Илья скромно отклоняет эту честь, говоря, что он сам хочет послужить князю Киевскому, и только спрашивает, где самая короткая “прямоезжая” дорога ко граду Киеву? Оказывается, что надо ехать в объезд, т. к. “прямоезжая” дорога к Киеву заложена, сидит на ней Соловей-разбойник,( и никого к Киеву не пропускает. Узнав об этом, Илья Муромец направляет своего коня именно по этой “прямоезжей” дороге, чтобы освободить землю русскую от этого злого разбойника.
Илья Муромец и Соловей-разбойник. Илья в Киеве. Идолище поганое. Илья в ссоре с князем Владимиром
Итак, “ретивный конь” понес Илью Муромца по “прямоезжей” дороге, и скоро очутился богатырь перед гнездом Соловья-разбойника, обладавшего такой силой свиста и крика, что от этого его “посвиста соловьиного” и “покрика звериного” люди немедленно падали мертвыми, а он обирал и грабил их.
Соловей-разбойник, “станишники” в другой былине |(“Илья Муромец и станишники”) — представители внутренних врагов России, с которыми, также, как и с внешними, борются богатыри. В былине про станишников говорится, что Илья не хочет убивать этих разбойников, надеясь их вразумить. Чтобы показать им свою силу и их устрашить, он только пускает стрелу в столетний дуб на их глазах и расщепляет дуб на мелкие щепки.
И тут, победив Соловья-разбойника, Илья не убивает его, а привязывает к своему седлу. Напрасно жена и дети Соловья умоляют Илью принять от них дорогие подарки из сокровищ, награбленных разбойником, Илья Муромец — неподкупен. Итак, с Соловьем-разбойником, привязанным к седлу, Илья наконец в третий скачок очутился в Киеве. Он хотел поспеть к обедне, но, задержавшись под Черниговом и с Соловьем-разбойником, попал в Киев,, когда народ уже расходился от обедни, и поехал прямо во двор к князю Владимиру, где ласковый князь принимал и угощал всех, приходивших к нему. Оставив коня с Соловьем во дворе, Илья идет прямо в “гридницу”, молится на образа, “крест кладет по писанному, поклон ведет по ученому”, кланяется сперва князю, потом на все четыре стороны. На вопрос князя, кто он такой? — отвечает, что он — матерой казак Илья Муромец,, сын Иванович, что приехал он в стольный Киев-град послужить князю Владимиру, постоять за веру православную. Князь Владимир спрашивает Илью, каким путем он ехал из Мурома? Илья отвечает, что ехал он через Чернигов. Князь сомневается в правдивости Ильи, т. к. знает, что под Черниговом стоит “сила несметная”. Илья скромно отвечает, что, правда, сила несметная стояла под Черниговом, но что больше ее там нет. “А из Чернигова какой дорогой ехал?” продолжает спрашивать князь. На ответ Ильи, что он ехал “прямоезжей”, князь опять сомневается в правдивости Ильи, т. к. знает, что дорога “прямоезжая заложена”,, и что сидит на ней Соловей-разбойник. Илья спокойно отвечает, что действительно Соловей-разбойник “сидел” &а этой дороге, но что теперь он, “собака”, находится тут, на дворесамого князя Владимира, привязанный к седлу Ильи Муромца.
Страница: [ 1 ] 2

Памятник Илье Муромцу в Муроме претендует на то, чтобы быть изображенным на новых банкнотах Банка России достоинством 200 и 2000 рублей. Он набрал более 5000 голосов пользователей на сайте Твоя-Россия.рф, а это значит, что памятник прошел во второй этап народного голосования, и борьба за место в твоем кошельке продолжается.
Мы собрали 5 фактов о памятнике Илье Муромцу и нашли 5 причин разместить его на банкнотах.
Илья Муромец – былинный богатырь, символ силы государства
Из былин известно, что все свое детство и отрочество Илья Муромец просидел на печи, но после исцеления каликами перехожими, юноша стал богатырем. Сначала он применял свою силу, чтобы очищать леса от пней и коряг, помогая родителям осваивать целину. Позже, покинув дом, он освобождает от осады Чернигов, разбив в одиночку целую вражескую армию, затем берет в плен Соловья-разбойника и отрубает ему голову, освобождает Киев от Идолища, а после и от Калин-царя и встает на заставу Русской земли вместе с Алешей Поповичем и Добрыней Никитечем.
Илья Муромец на картине «Богатыри» Виктора Васнецова, 1898
Здесь изображены три русских богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович – знаменитые герои народных былин.
В центре картины Илья Муромец – могучий воин и при том бесхитростный открытый человек. В нём сочетаются исполинская сила и великодушие. Исполинские фигуры богатырей и их коней, расположенные на переднем плане картины, символизируют силу и мощь русского народа. Этому впечатлению способствуют и внушительные размеры картины – 295х446 см.
Готовая картина была куплена Павлом Третьяковым, и до сих пор она украшает Государственную Третьяковскую галерею в Москве.
Илья Муромец причислен к лику святых русской православной церкви
Закончив охранять Родину, Илья Муромец стал монахом Киево-Печёрского монастыря и был причислен к лику святых. Илья Муромец был официально канонизирован в 1643 г. в числе еще шестидесяти девяти угодников Киево-Печерской лавры. Самое раннее дошедшее до нас изображение святого Ильи Муромца – гравюра из Киево-Печерского патерика, выложенная печерским «изобразителем» Ильей в середине XVII в. Частица мощей Ильи Муромца храница в Спасо-Преображенском муромском монастыре.
Памятник Илье Муромцу – памятник человеку, который жил в Муроме
Не всем известно, что Илья Муромец не сказочный персонаж, а реальное историческое лицо. История его жизни и ратных подвигов – это реальные события. Илья Муромец родился и вырос в селе Карачарово. В доме, где он жил, продолжают жить его потомки. Сестры Гущины – потомки богатыря в 28 колене.
Памятник Илье Муромцу на смотровой площадке Окского парка
Памятник Илье Муромцу — бронзовый памятник былинному герою и русскому святому Илье Муромцу, воздвигнут в 1999 году на высоком берегу Оки в Муроме — средневековом пограничье русских земель. Прототипом богатыря считается богатырь-уроженец Мурома, совершавший ратные подвиги в XII веке. Скульптура изображает героя в шлеме и кольчуге, из-под которой развевается монашеская риза. Левой рукой он прижимает к груди крест, а в правой держит высоко поднятый над головой огромный меч. У основания постамента памятника размещены символы силы и победы — мифические птицы грифоны, опирающиеся лапами на щиты.

Сказки об Илье Муромце – неотъемлемая часть русской истории и культуры. В Муроме в 1999 году на берегу Оки был воздвигнут памятник этому былинному герою – он стоит на высоком берегу, в кольчуге поверх монашеской рясы и шлеме, подняв в правой руке меч, а левой прижав к груди крест. Памятник работы известного скульптора В.М. Клыкова, автора памятника Г.К. Жукову в Москве, установлен здесь не случайно – именно здесь некогда, в древности, проходила граница русских земель, которую, по сей день, охраняет славный витязь.
Предания об Илье Муромце взрастили не одно русское поколение. Эти сказки передавались из уст в уста от матери сыну, от сына к внуку… Да, пожалуй, Илья Муромец – один из известнейших уроженцев этих земель, прославивший город Муром и запечатлевший его в веках, навсегда вписав свое имя в историю отечества. Факты говорят о том, что, так или иначе, но прототип Ильи Муромца – реальный человек. Одни говорят, что Илья Муромец был рожден в селе Карачарове, подле Мурома, откуда потом уехал в Киев на службу. Другие утверждают, что Илья Муромец – уроженец Черниговщины, Моровийска или Карачаева. Есть так же мнение, которое кажется очень правдоподобным, что прототип Ильи Муромца – витязь Чобитько, носивший прозвище Чоботок. Он родился в Муроме и после службы постригся в монахи в Киево-Печорской лавре. В XVII был канонизирован. Место его погребения известно. Оттуда же и были взяты частицы мощей святого, хранящиеся ныне в Муроме.
Как уже было сказано, былины о подвигах Ильи Муромца и их количество ставят этого героя в один ряд многими известными деятелями старины и легендарными личностями. Одна из былин демонстрируется, так сказать, на практическом примере, во дворе Муромского Краеведческого музея, где лежит гигантских размеров дубовый пень с пояснением к нему в виде таблички, гласящей: “По преданию Илья Муромец такие дубы с корнем вырывал, да в Оку их кидал и изменил русло реки”.
Слава Ильи Муромца не обошла и его родное, по одному из преданий, село Карачарово – на доме, который стоит на месте, где некогда стояла изба Ильи Муромца, установлена соответствующая мемориальная доска. Неподалеку стоит Троицкая церковь, хранящая частицу мощей Ильи Муромца.

Разделы:
Работа с дошкольниками
Расскажу я вам про дела старые,
Да про старые, про бывалые,
Да про битвы, да про сражения,
Да про подвиги богатырские!
Я, как воспитатель подготовительной группы, решила посвятить один из своих проектов, формированию патриотических чувств у детей и в рамках долгосрочного проекта «Былинные богатыри – первые защитники земли русской» познакомить дошкольников с жизнью древней Руси, её героями, полководцами, героическими событиями, которые происходили в России. Становление человека как гражданина, на мой взгляд, должно начинаться с его малой родины. Любовь к большому надо прививать с малого. Чувство родины начинается с восхищением тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, они играют огромную роль в становлении личности юного патриота. Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания. Она включает в себя воспитание любви к ближним и родному дому, к детскому саду и родному городу, к своей стране. Эту работу невозможно полноценно реализовать, не привлекая в неё устное народное творчество.
В настоящее время жизнь диктует необходимость возвращения к приоритетам любви к Отечеству. Однако анализ современной ситуации показывает, что дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о выдающихся защитниках Отечества, о событиях военной истории нашей страны, о достижениях и величии исторического прошлого России.
Важно донести до детей мысль: спустя много-много лет люди помнят об исторических событиях, о грозных военных годах, чтят память погибших, окружают вниманием и любовью людей, защищавших нашу Родину.
И я постаралась не только познакомить детей с былинами, но и обыграть их.
Мы начнём удивительное путешествие, которое, я уверена, навсегда запомнится детям. Пройдут годы, дети станут взрослыми людьми, но герои, с которыми мы встретимся в наших путешествиях, будут сопровождать их всю жизнь.
Итак, я хочу отправиться в путешествие по русским былинам. Былины – это отголосок прошлого, того самого, которое мы изучаем, к которому бережно относимся. На основе прошлого строится будущее. Это и сказка и быль одновременно, и песня, и стих, и просто повествование.
У былин нет одного автора. Их сочинял русский народ. Сочинял в те древние времена, когда наша Родина – Россия – называлась Русью. Это было очень давно. Тогда ещё не было письменности, люди не могли записать то, что они сочинили или увидели, поэтому былинные рассказы заучивались наизусть и передавались от деда к отцу, от отца к сыну, от сына к внуку. Рассказчики старались передать услышанное слово в слово, поэтому былины дошли до нас через многие-многие времена почти без изменений. Через былины мы узнаём, как жили люди в Древней Руси, какие события там происходили.
Раньше былины называли еще «старинами», то есть повествованием о том, что было в старину. Люди верили, что события эти не выдуманные, а действительные, только очень давние.
Былины появились еще тогда, когда книжек не было. Поэтому былины, или старины, не читали, а сказывали — пели. Во время пения подыгрывали себе на гуслях.
Исполнители былин назывались сказителями. Немногие умели сказывать былины. Сказителей почитали и выражали им всяческое уважение. Они ходили из селения в селение и рассказывали нараспев (похоже на песню) о героях-богатырях, о их подвигах. Они рассказывали о том, как «было». О делах и победах богатырей, о том, как они одолевали злых врагов, защищали свою землю, проявляли свою храбрость, мужество, смекалку, доброту.
– Вот так слагалась былина. В русском народе много столетий из уст в уста, от деда к внуку переходили былины о могучих богатырях. В былинах отражалась жизнь русского народа, которая была очень нелёгкой на Руси. Богатыри много работали оттого и были они могучими и сильными. Былины рассказывали о подвигах богатырей — могучих и бесстрашных воинов, обладающих огромной силой. Они разъезжают в чистом поле на богатырских конях. Кони у богатырей тоже не простые: они умеют чуять опасность и разговаривать. Если два богатыря повстречаются, они меряются друг с другом силой: это их богатырские забавы. И тогда земля трясется, будто столкнулись две горы.
Но когда родной земле грозит опасность, богатыри отправляются на битву с врагом. Как бы ни был силен враг, какие бы несметные полчища, ни привел с собой, богатыри неизменно побеждают в бою.
Таким образом, приобщение детей к былинам является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Как отмечал Д.С.Лихачев, «мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи: Национальные отличия сохраняются и в ХХI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний». Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Былина «Как Илья из Мурома богатырем стал»

В старину стародавнюю жил под городом Муромом, в селе Карачарове, крестьянин Иван Тимофеевич со своей женой Ефросиньей Яковлевной.
Был у них один сын Илья.
Любили его отец с матерью, да только плакали, на него поглядывая: тридцать лет Илья на печи лежит, ни рукой, ни ногой не шевелит. И ростом богатырь Илья, и умом светел, и глазом зорок, а ноги его не носят, словно бревна лежат, не шевелятся.
Слышит Илья, на печи лежучи, как мать плачет, отец вздыхает, русские люди жалуются: нападают на Русь враги, поля вытаптывают, людей губят, детей сиротят. По путям-дорогам разбойники рыщут, не дают они людям ни проходу, ни проезду. Налетает на Русь Змей Горыныч, в свое логово девушек утаскивает.
Горько Илья, обо всем этом слыша, на судьбу свою жалуется:
— Эх вы, ноги мои нехожалые, эх вы, руки мои недержалые! Был бы я здоров, не так и шли дни, катились месяцы…
Вот раз отец с матерью пошли в лес пни корчевать, корни выдирать, готовить поле под пахоту. А Илья один на печи лежит, в окошко поглядывает.
Вдруг видит — подходят к его избе три нищих странника.
Постояли они у ворот, постучали железным кольцом и говорят:
— Встань, Илья, отвори калиточку.
— Злые шутки вы, странники, шутите: тридцать лет я на печи сиднем сижу, встать не могу.
— А ты приподнимись, Илюшенька.
Рванулся Илья — и спрыгнул с печи, стоит на полу и сам своему счастью не верит.
— Ну-ка, пройдись, Илья.
Шагнул Илья раз, шагнул другой — крепко его ноги держат, легко его ноги несут.
Обрадовался Илья, от радости слова сказать не может. А калики перехожие ему говорят:
— Принеси-ка, Илюша, студеной воды.
Принес Илья студеной воды ведро.
Налил странник воды в ковшичек.
— Попей, Илья. В этом ковше вода всех рек, всех озер Руси-матушки.
Выпил Илья и почуял в себе силу богатырскую. А калики его спрашивают:
— Много ли чуешь в себе силушки?
— Много, странники. Кабы мне лопату, всю бы землю вспахал.
— Выпей, Илья, остаточек. В том остаточке всей земли роса, с зеленых лугов, с высоких лесов, с хлебородных полей. Пей.
Выпил Илья и остаточек.
— А теперь много в тебе силушки?
— Ох, калики перехожие, столько во мне силы, что кабы было в небесах кольцо, ухватился бы я за него и всю землю перевернул.
— Слишком много в тебе силушки, надо поубавить, а то земля носить тебя не станет. Принеси-ка еще воды.
Пошел Илья по воду, а его и впрямь земля не несет: нога в земле, что в болоте, вязнет, за дубок ухватился — дуб с корнем вон, цепь от колодца, словно ниточка, на куски разорвалась.
Уж Илья ступает тихохонько, а под ним половицы ломаются. Уж Илья говорит шепотом, а двери с петель срываются.
Принес Илья воды, налили странники еще ковшичек.
— Пей, Илья!
Выпил Илья воду колодезную.
— Сколько теперь в тебе силушки?
— Во мне силушки половинушка.
— Ну, и будет с тебя, молодец. Будешь ты, Илья, велик богатырь, бейся-ратайся с врагами земли родной, с разбойниками да с чудищами. Защищай вдов, сирот, малых деточек. Никогда только, Илья, со Святогором не спорь, через силу носит его земля. Ты не ссорься с Микулой Селяниновичем, его любит мать — сыра земля. Не ходи еще на Вольгу Всеславьевича, он не силой возьмет, так хитростью-мудростью. А теперь прощай, Илья.
Поклонился Илья каликам перехожим, и ушли они за околицу.
А Илья взял топор и пошел на пожню к отцу с матерью. Видит — малое местечко от пенья-коренья расчищено, а отец с матерью, от тяжелой работы умаявшись, спят крепким сном: люди старые, а работа тяжелая.
Стал Илья лес расчищать — только щепки полетели. Старые дубы с одного взмаха валит, молодые с корнем из земли рвет. За три часа столько поля расчистил, сколько вся деревня за три дня не осилит. Развалил он поле великое, спустил деревья в глубокую реку, воткнул топор в дубовый пень, ухватил лопату да грабли и вскопал и выровнял поле широкое — только знай зерном засевай!
Проснулись отец с матерью, удивились, обрадовались, добрым словом вспоминали стариков странников.
А Илья пошел себе коня искать.
Вышел он за околицу и видит: ведет мужичок жеребенка рыжего, косматого, шелудивого. Вся цена жеребенку грош, а мужик за него непомерных денег требует: пятьдесят рублей с полтиною.
Купил Илья жеребенка, привел домой, поставил в конюшню, белоярой пшеницей откармливал, ключевой водой отпаивал, чистил, холил, свежей соломы подкладывал.
Через три месяца стал Илья Бурушку на утренней заре на луга выводить. Повалялся жеребенок по зоревой росе, стал богатырским конем.
Подводил его Илья к высокому тыну. Стал конь поигрывать, поплясывать, головой повертывать, гривой потряхивать. Стал через тын взад-вперед перепрыгивать. Десять раз перепрыгнул и копытом не задел. Положил Илья на Бурушку руку богатырскую — не пошатнулся конь, не шелохнулся.
— Добрый конь, — говорит Илья. — Будет он мне верным товарищем.
Стал Илья себе меч по руке искать. Как сожмет в кулаке рукоятку меча, сокрушится рукоять, рассыплется. Нет Илье меча по руке. Бросил Илья мечи бабам лучину щепать. Сам пошел в кузницу, три стрелы себе выковал, каждая стрела весом в целый пуд. Изготовил себе тугой лук, взял копье долгомерное да еще палицу булатную.
Снарядился Илья и пошел к отцу с матерью:
— Отпустите меня, батюшка с матушкой, в стольный Киев-град к князю Владимиру. Буду служить Руси родной верой-правдой, беречь землю русскую от недругов-ворогов.
Говорит старый Иван Тимофеевич:
— Я на добрые дела благословляю тебя, а на худые дела моего благословения нет. Защищай нашу землю русскую не для золота, не из корысти, а для чести, для богатырской славушки. Зря не лей крови людской, не слези матерей да не забывай, что ты роду черного, крестьянского.
Поклонился Илья отцу с матерью до сырой земли и пошел седлать Бурушку-Косматушку. Положил на коня войлочки, а на войлочки — потнички, а потом седло черкасское с двенадцатью подпругами шелковыми, а с тринадцатой — железной, не для красы, а для крепости.
Захотелось Илье свою силу попробовать.
Он подъехал к Оке-реке, уперся плечом в высокую гору, что на берегу была, и свалил ее в реку Оку. Завалила гора русло, потекла река по-новому.
Взял Илья хлебца ржаного корочку, опустил ее в реку Оку, сам Оке-реке приговаривал:
— А спасибо тебе, матушка Ока-река, что поила, что кормила Илью Муромца.
На прощанье взял с собой земли родной малую горсточку, сел на коня, взмахнул плеточкой…
Видели люди, как вскочил на коня Илья, да не видели, куда поскакал. Только пыль по полю столбом поднялась.

Задания к былине «Как Илья из Мурома богатырем стал»

Упражнение «Кто угадает?»

(Дети отвечают на вопросы по прочитанной былине «Как Илья из Мурома богатырем стал»)
Как звали богатыря в прочитанной былине? (Илья);
Сколько лет он лежал на печи? (Тридцать лет);
Кто помог Илье подняться с печи? (Три нищих странника);
Что за лекарство помогло богатырю окрепнуть? (Студеная вода из колодца);
Как звали коня Ильи Муромца? (Буран-Бурушка);
Какое оружие выковал себе богатырь? ( три стрелы, тугой лук, копье, палицу булатную);
Где родился Илья Муромец, в каком городе? (город Муром);
В какой город поехал Илья Муромец? (Киев-град);
Какому князю поехал служить богатырь? (Владимиру)

Динамическая пауза «Мы теперь богатыри»

Дружно встанем раз – два – три (дети шагают на месте)
Мы теперь богатыри! (руки согнуты в локтях, показываю силу)
Мы ладонь к глазам представим, (правую руку подносят козырьком к глазам)
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо – оглядимся величаво.
И налево надо тоже поглядеть нам величаво.
Наклонились влево – вправо(руки на поясе, наклон влево – вправо)
Получается на славу!

Упражнение «Собери богатыря в дорогу»

Упражнение «Кто есть кто?»

(Богатыри: Илья Муромец, Святогор, Микула Селянович, Вольга Всеславьевич)

Упражнение: «Каким бывает богатырь?»

(Дети стоят в кругу, ведущий бросает мяч, дети возвращают его (мяч) называя черту характера богатыря)
мудрый,
хитрый,
благородный,
сильный,
справедливый,
бесстрашный,
смелый,
храбрый…

Упражнение-игра «Да – нет»

(Дети отвечают на вопросы ДА или НЕТ)
Наша родина сильна (да)
И у нас она одна (да)
На Руси богатыри есть (да)
Им всегда хвала и честь (да)
Илья Муромец герой (да)
Он был самый молодой (нет)
Соловья он победил (да)
Из автомата подстрелил (нет)
Алеша Попович тоже герой (да)
Он сильный, смелый, молодой (да)
Карабаса в бою победил (да)
На танках боролись богатыри с врагом (нет)
Они воевали с мечом и копьем (да)
Добрыня Никитич был слабым и хилым (нет)
Он змея сумел победить своей силой (да)
Гордимся мы нашими богатырями (да)
Хотим ли быть такими же сами (да)

Упражнение «Богатырь и верный конь»

(Дети делятся на две команды и из разрезанных частей собирают богатыря и коня).

Упражнение-лабиринт «Победи дракона»

5.10.2018

Художник: Владимир Перцов Художник: Владимир Перцов – А что вы сейчас с вашим мальчиком читаете? – спрашивают меня.

Мои знакомые – интеллигентные, думающие, внимательные родители. Спрашивают с неподдельным интересом, им важно. У них тоже пятилетний мальчик. Думают, что-то необычное, современное, остроумное я им сейчас порекомендую.

– Ну, мы про космос книгу читаем. И былины.

– Былины?

Несколько секунд недоумённого молчания.

– И ему интересно?

– Ну… да. Сам просит. Третий раз уже читаем.

– Но там ведь ничего не понятно! И язык такой древний. Правда, слушает?

Художник: Владимир Перцов Художник: Владимир Перцов Понимаю, что на этот раз мои рекомендации – мимо. Иду за сыном в садик не то чтобы расстроенная, но в странных чувствах. Может, и правда, что-то странное и сложное навязываю? Может, ему не это совсем надо?

По дороге домой сын щебечет не переставая. Даня принёс нового робота, а с Никитой они играли в машинки, а на прогулке его хвалили за поведение. Небольшая пауза, я быстро вклиниваюсь.

– Скажи, сынок, тебе нравятся былины?

Смотрит на меня недоумённо, дескать, что за странные вопросы.

– Да, очень нравятся.

– А что тебе там больше всего нравится?

Рассказывает долго, увлечённо. Про Илью Муромца и Соловья-разбойника, про Добрыню Никитича и змея, про Вольгу, про Микулу-Селяниновича. Про Святогора-богатыря – с особенной какой-то интонацией: осторожно, что ли.

Это не сказки, это не песни. Особенные они, былины. И вечные

И тут я вспоминаю себя в детстве. Я очень любила былины. Любила Киев с его золотыми маковками, и речку Смородину (такое название красивое, а от него жутью веет), и шатры белополотняные в чистом поле, и неспешный слог, и бесконечные повторения – из текста в текст. Особенно любила Василису Микуличну. А Святогор вызывал смешанные чувства – страха и восхищения. Осмыслить саму фразу о том, что «не носит его мать-сыра земля», было сложно, но и притягивала она чем-то.

Былины – особая штука. Это не сказки, это не песни. Особенные они, былины. И вечные. Об этом свидетельствует, прежде всего, неиссякающий детский интерес: и герои, и сюжеты – цельные, увлекательные. Главное, чтобы родителям хватило внутренней смелости и свободы открыть их для ребёнка. И для себя тоже.

Былинные герои – зачем и откуда?

Конашков Федор Андреевич Конашков Федор Андреевич Если говорить о научной классификации, то былины относятся к героическому эпосу. И это важный момент: изначально у них была иная задача, чем, например, у сказок. Былины (или «старины», так говорили сказители) воспринимались как «дела давно минувших дней», но дела вполне реальные.

Моя книга былин, адаптированная для детей, создана выдающимся фольклористом Александром Нечаевым. Он был настоящим энтузиастом своего дела, много ездил по северным деревням, кропотливо собирал материал. В одной из таких экспедиций, в олонецкой деревне, он встретил сказителя Фёдора Конашкова. Слушая его исполнение, Нечаев отметил важную деталь: «Подлинное искусство не терпит фальши, лжи, а Фёдор Конашков убеждённо верил в то, о чём пел, и потому пение его так заразительно действовало на слушателей».

К сожалению, у нас нет возможности послушать старых сказителей, но и то, что осталось, – огромное богатство. Богатыри, словно бы вырастающие из страниц детской книги, – не просто сказочные герои. Каким бы ни был далёким от нас источник этих произведений – он лежит не в фантазии, а в реальности. То есть, конечно, чудеса, удивительные метаморфозы, происходящие с героями, злодеи, наделённые необыкновенными способностями, битвы, которые разворачиваются перед нами, – причудливый, веками наслаивавшийся вымысел. Но сами образы богатырей, рождённые в древности, в основе своей имеют образы реальных людей, искусных воинов, защитников родной земли.

Богатыри – не просто сказочные герои

И мой пятилетний сын это чувствует: не только восхищается силой Ильи Муромца, удалью Алёшки, возможностью Вольги превращаться в животных, птиц и рыб. Ему нравится сама идея богатырской заставы, его восхищает то, как вовремя появляются они на поле брани, вновь и вновь спасают стольный Киев-град от разорения.

Святость Ильи сблизила для маленького человека два мира, нет, даже три: книжный; героический; православный

А больше всего его поразило то, что Илья Муромец, оказывается, – святой. Он долго и внимательно соотносил иконописный образ и иллюстрацию в книге, расспрашивал, рассуждал и думал. Святость Ильи сблизила для маленького человека два мира, нет, даже три: книжный, литературно-художественный; былинный, героический; православный – тот, что он видит, чувствует и впитывает, приходя в храм, становясь на молитву дома.

И само слово «герой» вдруг вспыхивает новой гранью. И мы долго говорим о том, что настоящий герой – это не только тот, чья рука разит без промаха, но и тот, например, кто может забыть обиду на князя ради благополучия родной земли.

Былинный слог

Ритмическая организация у былин особая. Это тонический стих с особым соотношением ударений, что и придаёт напевность, плавность, неспешный ритм повествованию. Причём интересный момент: рифмы в былинах нет, но ритм занимает место ничуть не меньшее, чем в привычных нам силлабо-тонических стихотворениях. Проще говоря, сказители выстраивали информацию, подчиняя её ритму.

В детском пересказе былин, хотя он и прозаический, тонический ритм отчасти сохраняется. Это невероятно важно: не просто рассказать о богатырях, а почувствовать обволакивающее действие мелодии текста. Многих родителей пугает этот момент: вроде как, где мы с нашими гаджетами, мемами, мультсериалами, а где былины. Не стоит бояться: просто начните читать ребёнку вслух былинный текст. Главное – никуда не спешить, а он сам подхватит, как речной поток, понесёт дальше – в свою глубину.

Особенности структуры

Мне кажется, ребёнку полезно и важно видеть и пробовать новое. Былинный слог, да и само сюжетное строение, неторопливое повествование отличается от современных способов подачи информации. Хорошая книжка для нас – та, в которой нас лихо заносит на сюжетных поворотах, неожиданно переворачивает с ног на голову, не даёт замедлиться, задуматься – не дай Бог, заскучает читатель. Это не плохо и не хорошо – это данность.

А вот былины построены совсем не так. В них – обстоятельные зачины, подробное описание сборов богатыря, его доспеха, конской упряжи:

«И стал коня засёдлывать. Сперва накладывал потничек, а на потничек накладывал войлочек, на войлочек – седло черкасское недержанное. Подтягивал двенадцать подпругов шелковых со шпенёчками булатными, с пряжками красна золота, не для красы, для угожества, ради крепости богатырской: шелковые подпруги тянутся, не рвутся, булат гнётся, не ломается, а пряжки красного золота не ржавеют».

Многие сюжетные ходы повторяются из текста в текст, вновь и вновь. В каждом или почти в каждом богатырь седлает коня и надевает доспех, крестится и кланяется на все стороны, заходя в горницу, в его речи постоянно встречаются одни и те же формулировки. Практически в каждой былине встречаются троекратные повторения действий. Но при этом абсолютно нет впечатления скуки, того, что «я это всё уже знаю». Вспоминая себя в детстве и глядя на своих детей, я с уверенностью могу сказать, что такое возвращение к известному, повторение доставляет удовольствие и не надоедает.

В чём же секрет? Мне кажется – в утверждении незыблемости, верности действий и поступков, самой жизни. Богатырь знает, как поступить и что сказать, да и весь былинный мир – яркий, красочный, опасный порой – живёт по своим незыблемым законам. Читатель – маленький или большой, неважно – быстро воспринимает и усваивает их и внутренне радуется узнаванию этих деталей в процессе чтения.

Иллюстрации

Владимир Перцов Владимир Перцов Самые любимые – Владимира Перцова. В его рисунках живёт и дышит та самая былинная Русь. Он прекрасный стилизатор, в его иллюстрациях есть и бытовые подробности, и динамика, движение – словно бы везде бушует порывистый ветер, развевающий одежды, гривы коней, волосы, выбивающиеся из-под шлемов.

Его чудесная находка – фронтисписы с полноразмерными образами персонажей, которые предваряют титул. Дети очень любят рассматривать богатырей – мельчайшие подробности: плетение кольчуг, мечи и кинжалы, щиты и колчаны, притороченные к сёдлам. Обсуждают, почему богатыри вооружены по-разному, чем сражаются.

В его рисунках живёт и дышит та самая былинная Русь

Я читала отзывы об этих иллюстрациях, в которых есть опасения родителей: им кажется, что слишком уж грубые, условные это фигуры, не имеющие отношения к детству, жёсткие. Для меня в таких случаях всегда ценность иллюстрации определяет реакция маленьких читателей. Те, что создал Перцов, дети любят. Им вовсе не страшно. Их восхищают богатыри.

Архаизмы и что с ними делать

Главный страх для большинства современных родителей – это то, что чадо не поймёт. Кажется, что объяснять ему – скучно, долго и сложно. Кажется, что это должны делать учителя. Да и вообще, зачем нам все эти устаревшие слова, столетия назад вышедшие из употребления понятия? На собеседовании в престижную компанию их не спросят, денег от их знаний не прибавится.

Всё так, да не так. Во-первых, не так уж и сложно объяснить архаизм ребёнку: чаще всего это понятие как раз из практической сферы, и обозначает оно очень даже реальную вещь/явление. Во-вторых, учителя не должны. Ну, мы же не требуем от учителя физкультуры, чтобы он нам воспитал спортсмена-разрядника. Есть дела школьные, а есть домашнее чтение, и поясняться оно должно дома. Ну, а в-третьих – все историзмы и архаизмы, встречающиеся в пересказанных для детей былинах, можно растолковать, пользуясь словариком в конце книжки и Интернетом.

Знание природы человеческой, полученное на художественных примерах, останется неизменным

А зачем это нам? Что мы получим в итоге? А мы получим кругозор, опосредованное знание о мире, которое поможет и людей понимать, и события, их причины и следствия. Понимать поступки, их внутренние мотивы, эмоции, почву, откуда вырос, например, подвиг – или предательство. Это очень важное знание. Новым информационным технологиям, работе с соцсетями, маркетингу придётся учиться вновь и вновь, ведь они постоянно меняются. А знание природы человеческой, полученное на художественных примерах – живых, глубоких, мудрых, – останется неизменным.

А ещё, работая со словариком или отыскивая нужное понятие в сети, мы даём ребёнку невероятно важный навык – работы с информацией. Не просто захлопнуть книжку, увидев там «тавлеи», «булаву», «шалыгу» или «поляницу», а заинтересоваться, докопаться до сути, найти ответ, пример, применение. Любознательность тоже тренируется – как мышца. И, как натренированная мышца, оказывается полезной.

Былинные образы

Художник: Владимир Перцов Художник: Владимир Перцов Меня всегда восхищало, что богатыри – очень разные. У каждого не только свой характер, но и особая цель, миссия, если можно так сказать. При всей подчинённости былинных образов канонам жанра, они словно бы ломают шаблон и предстают перед нами живыми, неидеальными, а от этого более близкими. Они не просто скачут на богатырских конях, рубят врагов и пируют в княжеской горнице – они радуются и негодуют, горюют, ошибаются, хитрят, любят. Каждый – индивидуальность.

Илья Муромец – крестьянский сын. Его не очень-то жалуют в Киеве, в палатах княжеских. Илья неудобен, но без него не выдержать набегов Дикого Поля: сколько силы несметной он побивает, например, под Черниговом. Но главное – он стоит за правду. Ценность для Ильи – не золото и не почести (хотя, уважения он к себе требует). Богатырь не раз подчёркивает свою независимость от князя и бояр, но за землю Русскую стоит крепко: здесь для него всё определённо.

Они не просто рубят врагов – они радуются и негодуют, горюют, ошибаются, хитрят, любят

Достоверно неизвестно, насколько совпадает былинный образ Ильи Муромца и его житие, но святость богатыря кажется логичным завершением его воинского пути.

Добрыня Никитич – совсем другой. Не такой сильный, но образованный, мудрый, дипломатичный – он не раз выручает князя, выполняя сложные поручения за пределами Киева. Добрыня мастер вести речи с ханом Бахтияром, играть в тавлеи золочёные. А цель всё та же, что и у Ильи, – мир на русской земле.

Алёша, поповский сын, опять ломает стереотипы. Дерзкий, смешливый, остроумный, весельчак и балагур, он воспитывается отцом-священником вовсе не в строгости. «Лихостью-строгостью ничего не поделаешь, а вот вырастет, возмужает он, и все шалости-проказы как рукой снимутся», – говорит ростовский протопоп. А через несколько лет благословляет сына защищать родную землю: «На доброе дело прими наше благословение родительское, на худые дела не благословляем тебя!»

А вот ещё один образ – Вольга Всеславьевич, богатырь с таинственной историей рождения, умеющий оборачиваться и туром, и орлом. Хитрость и мудрость помогают ему в борьбе с вражескими силами, но и мечом, и копьём умеет бить и разить и он, и его «дружинушка хоробрая».

А ещё есть путешественник Соловей Будимирович и великий певец Садко, каждый из них – со своими талантами. Есть Микула Селянинович – весёлый крестьянин, легко поднимающий суму перемётную, в которой вся тяга земная: это не под силу славным воинам. И, конечно, особенно выделяется Святогор-богатырь – фигура загадочная, один из самых архаичных образов. Как говорят исследователи, это персонаж пограничный между миром живых и миром мёртвых. Однако в переложениях для детей Александра Нечаева нет сложных и спорных моментов из оригинальных былин – а вот величие образа Святогора видно в полной мере.

Былины и девочки

Я всегда любила былины. С удовольствием читала их сама. Это были захватывающие истории – а хорошо закрученный динамичный сюжет одинаково интересен и мальчишкам, и девчонкам. Поэтому, мне кажется, не стоит определять эти произведения как «чтение для мальчиков».

Не стоит определять эти произведения как «чтение для мальчиков»

А если вы всё же боитесь, что девочке всё это далеко и неинтересно, стоит начать с былины о Василисе Микуличне. Этот удивительный образ вообще заслуживает полнометражного фильма (есть советский мультфильм, очень хороший, снял его в 1975-м году режиссёр Роман Давыдов).

Василиса Микулична – верная жена СтавраГодиновича. Она ждёт его в тереме, но когда мужа постигает несчастье, делает всё возможное, да и невозможное тоже, чтобы выручить любимого из беды. Отрезает волосы, одевается в мужское платье, мчится в Киев, обманывает князя, состязается в скачках, игре в шахматы, стрельбе и борьбе, пирует, интригует – и вызволяет Ставра из темницы.

Эта былина всегда говорила мне о двух важных вещах. Первое – огромное уважение к женщине, восхищение её талантами, смелостью, предприимчивостью, мудростью – вовсе не только красотой. Вторая – женщина в русском эпосе (впрочем, не только в русском) – вовсе не безответное молчаливое создание. Это личность. И сказители бережно, как драгоценность, несут перед слушателями рассказ о ней, показывают, каким огнём могут вспыхивать её грани.

***

«Как и теперь, вспоминается мне восьмидесятилетний крепкий старик с седой бородой. В большой олонецкой избе вязал он рыболовную сеть. Проворно орудуя нехитрым приспособлением, он проворно метал ячеи и глуховатым голосом пел речитативом о прославленном богатыре Илье Муромце».

Так описывал свою встречу со сказителем Фёдором Конашковым Александр Нечаев. Ему удалась трудная, тонкая задача: пересказать это сокровище детям понятно и интересно, сохранив его суть, смысл, глубину и образность. А нам остаётся только усесться поудобнее с ребёнком и начать неторопливо:

«Возле города Мурома, в пригородном селе Карачарове, у крестьянина Ивана Тимофеевича да у жены его Евфросиньи Поликарповны родился долгожданный сын…».

На чтение 14 мин. Просмотров 30 Опубликовано

Содержание:

Описание Ильи Муромца в былинах

Герой сказаний был могучим богатырем, наделенным чувством собственного достоинства, верным слову и долгу. Свою силу он обрел не сразу. В былинах говорится, что до 33 лет Илья тяжело болел и лежал прикованным к постели в родительском доме в маленьком селе Карачарово возле города Мурома. Его чудесным образом исцелили 3 старца-странника и дали ему невероятную силу. Целителям его сила даже показалось чрезмерной, им пришлось ее уменьшить.

После этого старцы наказали богатырю отправиться на служение к князю Владимиру в Киев и предсказали, какое великое будущее его ожидает. Так начинается история побед героя над врагами:

  • половцами;
  • печенегами;
  • хазарами;
  • разбойниками;
  • лихими людьми.

В сказаниях дается описание внешности богатыря. Он высокий, ростом больше 180 см, и имел могучее телосложение. У него было доброе мужественное лицо с крупными чертами, светло-русые кудрявые волосы, острый взгляд из-под черных бровей, борода с проседью.

Исцеленный герой сначала помогает родителям в их нелегком крестьянском труде, а затем отправляется в Киев. По наказу старцев он находит огромный камень и сдвигает его с места. Там оказываются доспехи и оружие. Прискакал к нему и вороной конь, способный выдержать вес могучего героя. Илья называет его ласково: Бурушка-косматушка и ведет с ним речи, как с человеком.

На одетом богатыре следующие доспехи:

  • кольчуга из металлических колец, защищающая от холодного оружия;
  • шлем, прикрывающий голову от стрел и ударов мечом.

Под стать богатырю и его оружие. Он вооружен:

  • большим двуручным мечом-кладенцом;
  • длинным копьем с металлическим наконечником;
  • щитом для обороны от стрел и оружия.

Внутренний мир героя

Чтобы составить характеристику Ильи-Муромца для 4 класса, необходимо знать особенности его личности. Дух богатыря не ослабили годы, проведенные в постели. Наоборот, они воспитали в нём такие качества, как терпение, стойкость, выносливость, способность переносить боль.

Былины описывают героя как отважного воина, не жалеющего своей жизни в борьбе с врагами Отечества. Он защищал простой народ от набегов кочевников. Это был человек спокойного характера, уверенный в себе, сильный не только телом, но и духом. У героя никогда не было ни жены, ни возлюбленной, и это не удивительно: вся его сила без остатка была направлена на защиту Руси. Князь Владимир оценил мужество и боевые качества Ильи Муромца. Он сделал его старшим над своими богатырями, и герой стал охранять русские рубежи от врагов.

Богатырь был не только могучим воином, но и верующим христианином. В былинах четко обозначена его цель: защищать Русь святую и веру православную.

Ратные подвиги богатыря

В былинах описывается множество подвигов героя. Первые из них он совершил по пути в Киев. На подъезде к Чернигову Илья победил огромное войско кочевников, осадивших город. Жители Чернигова предложили ему занять место воеводы, но богатырь отказался: его в цель заключалась не в достижении почестей, а в бескорыстном служении Родине.

Его предупреждают, что по дороге в Киев его ожидает опасность — Соловей-разбойник. Но герой не хочет выбирать безопасный путь, он отправляется, чтобы сразить злодея. Увидев Илью, Соловей начинает свистеть с невероятной силой, так что даже богатырский конь отступает. Но герой прикрикивает на своего четвероногого друга и отважно вступает в битву с разбойником. Герой пускает стрелу и ранит врага, а затем привозит его в Киев, к князю Владимиру.

Другой известный подвиг героя — сражение с Идолищем Поганым. В этой былине Илья возвращается с побывки из дома в Киев (по другой версии — едет в Царьград) и встречает знакомого странника. Тот рассказывает герою, что в городе засел Идолище Поганый со своим войском, а князь Владимир (император Константин) работает у него на кухне. Илья меняется со старцем одеждой и проникает к Идолищу. Тот принимает его за калику (странника) и начинает расспрашивать о богатыре Илье Муромце.

Злодея интересует, много ли богатырь ест. «Калика» отвечает, что аппетит у него небольшой. Цитатная характеристика умеренности героя: «стакан пива да кусок хлеба на обед». Идолище начинает потешаться надо Ильёй, а «калика» отвечает, что его корова ела много, да потом лопнула. Возмущенный Идолище бросает в Илью кинжал, но герой убивает врага своей шапкой. Затем он выскакивает на улицу и начинает крушить татар. Богатырь прогоняет вражью силу и освобождает Киев и князя Владимира.

Былины подчеркивают, что Илья, хотя и был могучим богатырем, никогда не хвастался своими победами и не выставлял их напоказ. Нередко он отпускал побежденного врага, если не было приказа его уничтожить.

Милость к поверженному недругу отслеживается и в описаниях подвигов других богатырей. Впоследствии это стало считаться традиционным поведением русского воина-защитника.

Образ в истории и искусстве

Сказание о подвигах богатыря пользовались огромной популярностью в Древней Руси. Имя Ильи Русского упоминается и в скандинавском эпосе. Хотя герой не был упомянут в летописях, его мощи в Киево-Печерской лавре говорят о том, что это был реальный человек. Историки считают, что он жил во времена Владимира Мономаха.

Первое краткое письменное сообщение о нем, как о человеке большой физической силы, оставил посол Римско-Германской империи Ласотта в своих записках 1594 года. Он посетил Киево-Печерскую лавру в и услышал историю об Илье Муромце.

Образ русского богатыря, защищающего родину, выражен не только в литературе. Его отвага и доблесть нашли отображение в искусстве, архитектуре, музыке. Такие великие художники, как Врубель, Васнецов, Рябушкин изобразили героя в своих картинах.

Памятники Илье Муромцу украшают город Муром, Екатеринбург, Ижевск. Его подвиги отображены в художественных и мультипликационных фильмах знаменитых режиссеров.

Все это позволяет описать характер и внешность героя, чтобы раскрыть его личность в школьных сочинениях.

Еще тесты

Читайте также

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормилРассказ Дедушка (Н.А. Некрасов)Песня о Соколе (Максим Горький) Бедные люди (Ф.М. Достоевский)

Публикации раздела Традиции

Прототипом былинного героя считается воин и монах Илия, чудотворец Муромский, живший в XII веке во время княжения Владимира Мономаха. Ратные подвиги Ильи окутаны легендами, а в конце жизни он принял монашество и упокоился в Киево-Печерской лавре.

Жизнеописание

Историки до сих пор спорят, кто был прообразом былинного героя. По легенде, им стал силач Чобитько, одержавший немало воинских побед. Так, например, однажды он перебил врагов сапогом за неимением лучшего оружия — за что получил в народе прозвище «Чоботок», то есть «Сапожок».

После очередного тяжелого ранения богатырь принял постриг в Феодосиевом монастыре, став иноком, а впоследствии был канонизирован. Предполагают, что Илья погиб при взятии Киева князем Рюриком Ростиславичем, когда войска половцев разгромили лавру.

В 1988 году экспертизу мощей святого провела специальная комиссия Минздрава. Исследователи выяснили: преподобный страдал заболеванием позвоночника, а тело его покрывали следы многочисленных ранений. Смерть, как считают, наступила от удара копья или меча в грудь, сквозь прикрывавшую ее левую руку.

Именно таким — с одной пронзенной ладонью, а другой сложенной для крестного знамения — описывает Муромца в 1701 году настоятель собора Василия Блаженного отец Иоанн Лукьянов. В своем «Путешествии в Святую землю» он замечает: «Глубоко символично, что левая рука его свидетельствует о служении воина, а правая — о молитвенном подвиге».

Былинная биография

В былинах череда героических событий поджидала Илью после 30-летия, а до этого времени он страдал: «не владел» ни руками, ни ногами. Существует гипотеза, что это было редкое гормональное заболевание, спровоцировавшее в том числе и физические габариты богатыря. Однажды он, как обычно, сидел дома на печи, когда в ворота ему постучали странники и попросили впустить их. Илья встал, открыл двери — и только тут осознал, что исцелен. С этого момента началась жизнь, полная испытаний: встреча с самым древним русским богатырем — великаном Святогором, поездка к «камене неподвижному» за оружием и доспехами и подвиги на благо родной земли.

Упоминают Муромца даже европейские легенды. Например, в германских эпических поэмах ХIII века представлен он витязем Ильей Русским — княжеского рода и небывалой силы. Ilian von Riuzen помогает правителю Гарды добыть невесту и тоскует по Родине, по оставшимся на Руси жене и детям.

Читайте также:

Илья Муромец в литературе

Известный российский филолог, исследователь русского эпоса Сергей Азбелев насчитал пятнадцать героических сюжетов, связанных с богатырем Ильей Муромцем. К его образу обращались не только сказители — например, крестьянский богатырь предстал галантным рыцарем в неоконченной поэме «Илья Муромец» Николая Карамзина. «Он подобен мирту нежному: / тонок, прям и величав собой», — рассказывал «слогом древности» знаменитый историк.

Алексей Толстой написал о былинном богатыре балладу «Илья Муромец», в которой богатырь предстает уже в почтенном возрасте: «Под броней с простым набором, / Хлеба кус жуя, / В жаркий полдень едет бором / Дедушка Илья», а Василий Шукшин сделал былинного богатыря участником воображаемого спора классических литературных героев в современной библиотеке в рассказе «До третьих петухов».

Образ в кинематографе

По мотивам былин в 1956 году был снят первый в Советском Союзе широкоэкранный художественный фильм «Илья Муромец» с Борисом Андреевым в главной роли. Режиссер Александр Птушко за эту работу два года спустя был удостоен почетного диплома Международного кинофестиваля в Эдинбурге.

Специально для съемок на берегу Симферопольского водохранилища пришлось воссоздать Древний Киев. Эпическая картина потребовала участия более ста тысяч военнослужащих и одиннадцати тысяч лошадей. Костюмы для богатырей были изготовлены по картине Виктора Васнецова «Богатыри».

Образ Ильи Муромца использован в кинолентах «Этот негодяй Сидоров», «Приключения в Тридесятом царстве», «Реальная сказка». В 70-х годах ХХ века и в 2007 году былинный богатырь стал героем мультипликационных фильмов.

На картинах русских художников

Илью Муромца не раз изображали и художники, и иллюстраторы: Николай Рерих и Василий Верещагин, Константин Васильев и Николай Кочергин. Главное во всех образах — недюжинная сила русского богатыря. Наиболее часто к былинному сюжету обращался Виктор Васнецов.

Илья на картине «Богатыри» — образ собирательный. Во время работы над полотном , прообразами становились то крестьянин Владимирской губернии Иван Петров, то абрамцевский кузнец, то извозчик, которого художник случайно встретил в Москве и уговорил позировать.

Картина Васнецова «Витязь на распутье» появилась под впечатлением былины «Илья Муромец и разбойники», над образом художник работал на протяжении десяти лет и написал два полотна: в 1877 и в 1882 году. Изначально богатырь был повернут лицом к зрителю, в окончательном варианте мы видим уже лишь понурые плечи и опущенную голову богатыря, в размышлениях взирающего на камень. Сам художник подчеркивал, что текст надписи взят из былинной поэзии.

Илья Муромец в бронзе

Хоть и минули века с описанных народным эпосом событий, но образ былинного героя не теряет свою актуальность. В 1999 году на берегу Оки в городе Муроме установлен памятник Илье Муромцу. Известный скульптор Вячеслав Клыков — автор памятника монументу маршалу Жукову на Манежной площади в Москве — соединил в бронзе образ богатыря и монаха. Под богатырской кольчугой — монашеское одеяние, в одной руке меч, а в другой — православный крест. Памятники Илье Муромцу есть также во Владивостоке, Екатеринбурге, Ижевске.

В небесах, на земле и на море

В честь Муромца называли корабли, самолеты, поезда, автомобиль и даже танк. В 1913 году первый серийный многомоторный бомбардировщик, разработанный конструктором Игорем Сикорским, получил это гордое имя за небывалую для того времени грузоподъемность. Первая в мире эскадра бомбардировщиков «Илья Муромец» принимала участие в Первой мировой войне.

Бронепоезд «Илья Муромец» был подарен фронту в начале Великой Отечественной войны железнодорожниками Муромского узла. За всю войну легендарный состав не получил ни одного серьезного повреждения, прошел боевой путь от Мурома до Франкфурта-на-Одере и был удостоен ордена Александра Невского. В 1971 году бронепоезд стал военным памятником, он установлен в Муроме. На адмиралтейских верфях Санкт-Петербурга достраивается ледокол, названный в честь богатыря, и после завершения работ, в конце 2017 года, «Илья Муромец» заступит на службу.

Смотрите также

Страшные истории в русской литературеКлассические произведения, герои которых повстречались с русалками, ведьмами, лешими и прочей нечистьюРусские писатели с иностранными корнямиКто считал себя прямым потомком Чингисхана, у кого в роду были датчане и какие мифы строили писатели вокруг своего происхождения5 новинок исторического парка «Россия — Моя история»Как совершить путешествие из Древней Руси в царскую Россию«Сокровища музеев России» в МанежеИстория создания интересных экспонатов из коллекций региональных музеевТри рождественских дедаКак Николай Чудотворец стал Санта-Клаусом и Дедом Морозом. «Добрым людям на послушанье»Три богатыря как воплощение русского характераЗагадочный мирКак собирали русские народные загадкиЛетопись земли Русской: семь исторических фигур в картинах Василия…Разбираемся, кого из исторических персонажей изображал Суриков и какие события отражены на его картинахПамятники подполковника ВучетичаВоинский подвиг и мужество, поднятые на пьедесталКартина в деталях: «Три царевны» Виктора ВаснецоваФольклорное полотно, персонажей для которого художник придумал самПушки и русское искусствоВспоминаем самые интересные произведения русского искусства, посвященные пушкамКузьма Петров-Водкин. Как сын сапожника художником сталОт Богоматери с младенцем до петроградской МадонныТысячелетие России в бронзе10 фактов из истории одного памятникаБородино глазами очевидцев: сражение 1812 года в русской литературе5 произведений про Бородинскую битвуСамые необычные смерти русских писателейДуэли, чахотка, репрессии, самоубийства — а что еще?

04.03.2019

Имя: Илья Муромец (Ilya Muromets)

Страна: Киевская Русь

Создатель: славянские былины

Деятельность: богатырь

Илья Муромец: история персонажа

Статный молодец на коне и в доспехах – такую картину привычно рисует воображение при упоминании Ильи Муромца. Споры вокруг личности великого русского богатыря не утихают много лет. Существовал ли Илья на самом деле? Откуда берут начало слухи о волшебном исцелении мужчины? И правда ли герой выдергивал деревья с корнем из земли?

История создания

Ежегодно 1 января в православии чествуют память святого Ильи. Мужчина встретил старость в Печерской лавре и погиб от руки жестоких половцев. Исследования останков мученика подтверждают мнение, что богатырь Илья Муромец – не вымышленный персонаж, а реальный человек.

Метод работы по интегрированному занятию натюрморт Русский классицизм в архитектуре</li> Создание иллюстрации к литературным произведениям Какие произведения запечатлели художники на этих иллюстрациях</li> Функции культуры I Основы социологии</li> Кто старое помянет, тому глаз вон</li>Используемые источники:

  • https://nauka.club/literatura/kharakteristika-ili-muromtsa.html
  • https://www.culture.ru/materials/162545/ilya-muromec-bogatyr-sily-i-dukha
  • https://ecoprog.ru/osnovnye-cherty-haraktera-ili-muromca-kakie-kachestva-haraktera-u-ili.html

  • Основная мысль сказки золотой ключик или приключения буратино
  • Основная мысль сказки золотой гусь для читательского дневника
  • Основная мысль сказки золотая рыбка 2 класс
  • Основная мысль сказки звери в яме
  • Основная мысль сказки заяц хваста