Основная мысль сказки елена премудрая

Автор на чтение 17 мин. просмотров 1 опубликовано 20.03.2021 русская народная сказка царевна-лягушка жанр: народная волшебная сказка.главные герои сказки царевна-лягушка

На чтение 17 мин. Просмотров 1 Опубликовано

Русская народная сказка «Царевна-лягушка» Жанр: народная волшебная сказка.Главные герои сказки «Царевна-лягушка»

  1. Иван Царевич, младший сын царя, добрый и верный, не убивал животных и пожалел лягушку.
  2. Василиса Премудрая, она же царевна-лягушка, очень мудрая девушка, которой любое дело было по плечу, красавица.
  3. Царь отец, хитрый и с юмором.
  4. Старичок, дал клубок Ивану
  5. Баба-яга, старушка, которая помогал Ивану

План пересказа сказки «Царевна-лягушка»

  1. Три стрелы трех сыновей
  2. Боярыня, купчиха и лягушка
  3. Царский каравай
  4. Царский ковер
  5. Царский пир
  6. Сгоревшая кожа
  7. Старичок и клубок
  8. Бедные звери
  9. Баба-Яга
  10. Смерть Кощея.

Кратчайшее содержание сказки «Царевна-лягушка» для читательского дневника в 6 предложений:

  1. Иван Царевич посылает стрелу в болото и женится на лягушке
  2. Царевна Лягушка справляется со всеми заданиями царя и оказывается красивой Василисой Премудрой
  3. Иван Царевич сжигает кожу лягушачью, и Василиса улетает, Иван следует за ней.
  4. Старик дает ему волшебный клубок, который указывает путь к бабе-яге
  5. По пути Иван Царевич спасает разных зверей, а баба-яга показывает ему путь к смерти Кощея.
  6. Иван с помощью зверей убивает Кощея и находит Василису Премудрую

Главная мысль сказки «Царевна-лягушка» В этой сказке две главных мысли: помоги ты и помогут тебе, и неуемное любопытство может причинить большие страдания всем людям.Чему учит сказка «Царевна-лягушка» Сказка эта учит нас прежде всего слушаться родителей, даже если их просьбы кажутся странными, учит верить своим любимым и не быть слишком любопытным, учит терпению, учит умению отвечать за свои ошибки, учит быть благодарным, справедливым, добрым.Отзыв на сказку «Царевна-лягушка» Мне эта сказка очень нравится. Необычный образ царевны-лягушки, которая превращается в Василису Премудрую кажется очень привлекательным. Василиса была такой умной, что ее отец Кощей даже превратил ее в лягушку, но она все равно нашла свое счастье. Конечно и Иван Царевич молодец, он не остановился перед трудностями и нашел свою Василису. В этой истории много чудесного и местами смешного.Признаки волшебной сказки в сказке «Царевна-лягушка»

  1. Волшебные превращения — в лягушку, в голубку
  2. Волшебный помощник — клубочек
  3. Волшебные существа — баба-яга, Кощей
  4. Троекратные повторы: три сына, три невестки, три стрелы, три задания царя, три дня, три года, три хлеба, три пары сапог.

Пословица к сказке «Царевна-лягушка» Не по виду суди,а по делам гляди. Умел сказать, умей и ответ держатьКраткое содержание, краткий пересказ сказки «Царевна-лягушка» Было у царя три сына и решил царь, что пора сыновьям жениться. Велел взять им луки и пустить стрелы куда глаза глядят. Пустили сыновья стрелы, у старшего на боярский двор залетела, у среднего к купцу, а у младшего на болото. Пошел младший сын стрелу искать, смотрит лягушка ее держит. Не хотел Иван-царевич лягушку брать, но та его уговорила. А царь увидел лягушку, посмеялся, и сказал сыну на ней жениться. Приказал царь невесткам за ночь хлеб испечь. Расстроился Иван, а лягушка его спать укладывает, кожу сбрасывает и Василисой Премудрой становится. Испекла он хлеб с городами, зверями и птицами. Царь хлеб старшего сына велел дворне отнести, хлеб старшего сына — от большой нужды есть, а хлеб младшего сына только по праздникам кушать. Велел царь ковер выткать. Опять лягушка кожу сбросила и выткала ковер с цветами и узорами. Царь ковер старшего сына велел на лошадь надеть, ковер среднего сына у ворот положить, а ковер младшего по праздникам расстилать. Пригласил царь сыновей с невестками на пир. Иван вперед пошел, а лягушка сказала чуть позже приедет. И вот смеются гости над Иваном, а тут гром и молнии — лягушонка в коробчонке едет. Да только приехала карета и Василиса Премудрая. Все гости были поражены. А Василиса ест, косточки за один рукав складывает, вино за другой заливает. Как пошли танцевать, махнула Василиса руками — озеро с лебедями получилось. А другие невестки махнули руками — гостей облили, да костями закидали. Тут Иван домой сбегал, да кожу спалил. А Василиса увидела, опечалилась. Три дня не хватило ей для того, чтобы от колдовства освободиться. Превратилась Василиса в голубку и улетела к Кощею, отцу своему. Опечалился Иван, взял три хлеба железных и трое сапог железных, и пошел жену искать. Долго шел, два хлеба съел, две пары сапог сносил, встретил старика. Дал старик Ивану клубок и пошел Иван за клубком. Встретил по дороге медведя, селезня, зайца и щуку, но не убил, а отпустил. Пришел Иван к бабе-яге, та его накормила и напоила, да рассказала, что Василиса Премудрая у Кощея в плену. А смерть Кощея в сундуке на дубу лежит. Нашел Иван тот дуб, прибежал медведь, вырвал дуб с корнем, из сундука заяц выбежал, да только заяц Ивана его догнал. Из зайца утка — ее селезень поймал, яйцо в воду упало — его щука принесла. Сломал Иван Царевич иголку и умер Кощей. Вышла к нему Василиса Премудрая и стали они счастливо жить.Иллюстрации и рисунки к сказке «Царевна-лягушка»

«Царевна-Лягушка» – замечательная народная сказка о том, как Иван Царевич волей судьбы женился на лягушке, а на деле оказалось, что его женой стала Василиса Премудрая, заколдованная Кощеем.

carevna-lyagushka-chitatelskiy-dnevnik-64382.jpg

Краткое содержание «Царевна-Лягушка» для читательского дневника

ФИО автора: Русская народная сказка, записанная Афанасьевым Александром Николаевичем.

Название: Царевна-Лягушка

Число страниц: 53. «Царевна-лягушка». Издательство «АСТ». 2004 год

Жанр: Сказка

Год написания: 1886 год

План

  1. Главные герои
  2. Сюжет
  3. План пересказа
  4. Главная мысль
  5. Чему учит
  6. Отзыв
  7. Пословицы
  8. Что понравилось

Главные герои

Иван Царевич – младший сын царя, добрый, верный, жалостливый.

Василиса Премудрая – красивая, мудрая девушка, искусная мастерица, превращенная в лягушку.

Царь – хитрый старик с чувством юмора.

Баба-Яга – колдунья, которая помогла Ивану в поисках Василисы.

Кощей Бессмертный – злой волшебник, отец Василисы Премудрой.

Сюжет

Однажды царь решил женить трех своих сыновей. Он каждому раздал луки и велел пустить по одной стреле – куда стрела упадет, там и невесту нужно искать. У старшего сына стрела залетела в боярский двор, у среднего – в купеческий, а у младшего – на болото. Отправился Иван Царевич на поиски стрелы и увидел ее в лапах лягушки. Та принялась уговаривать юношу забрать ее, и он согласился. Увидев лягушку у младшего сына, царь рассмеялся и велел на ней жениться.

Чтобы проверить мастерство своих невесток, приказал им царь за ночь испечь хлеб. Расстроился Иван, но лягушка его успокоила. Ночью она обернулась в Василису Премудрую, и испекла чудесный каравай с городами, птицами и зверями. Царю очень понравился этот хлеб, а стряпню старших невесток он приказал дворне отнести.

В следующий раз царь велел невесткам соткать ковер. Ночью лягушка вновь превратилась в Василису Премудрую и выткала красивый ковер с узорами и цветами. Увидев его, царь велел расстилать его только по праздникам, а ковры старших невесток убрать с глаз долой.

Царь захотел познакомиться с женами своих сыновей, и устроил пир. Лягушка сообщила Ивану, что появится на пиру чуть позже. Братья посмеивались над Иваном, но вдруг ударил гром и молния, и приехала карета с прекрасной Василисой Премудрой. Во время танца она взмахнула руками, и появилось озеро с лебедями. Все гости были поражены женой Ивана, который, недолго думая, отправился домой, чтобы сжечь лягушачью кожу. Узнав об этом, Василиса опечалилась – ей оставалось всего три дня, чтобы освободиться от колдовства. Обернувшись голубкой, улетела он к Кощею, своему отцу.

Отправился Иван Царевич на поиски жены. Сносив две пары сапог, он встретил старика, который дал ему клубок и посоветовал идти за ним. По дороге царевич встретил медведя, зайца, селезня и щуку, но не убил их, а отпустил. Клубок привел Ивана к избушке Бабы-Яга. Та, услышав о его беде, рассказала, как одолеть Кощея, который держал в плену Василису.

Иван Царевич нашел дуб, в котором в сундуке, в яйце, на конце иглы находилась смерть Кощея. Медведь, заяц, селезень и щука помогли Ивану добыть заветную иглу, которую он тут же сломал и освободил свою жену. С тех пор Иван Царевич и Василиса Премудрая жили долго и счастливо.

План пересказа

  1. Поиск невест.
  2. Жена Ивана Царевича – лягушка.
  3. Первое задание царя – каравай.
  4. Второе задание – ковер.
  5. Царский пир.
  6. Появление Василисы Премудрой. Иван сжигает лягушачью кожу.
  7. Поиск Василисы.
  8. Старичок и волшебный клубок.
  9. Баба-Яга открывает тайну Кощея.
  10. Смерть Кощея и счастливое избавление Василисы.

Главная мысль

Излишнее любопытство может стать причиной серьезных проблем.

Чему учит

Сказка учит доверять любимым людям, быть терпеливыми, добрыми, справедливыми, также учит отвечать за свои поступки.

Отзыв

Сказка волшебная, завораживающая. Особенно выделяется образ Василисы Премудрой – очень умной и красивой девушки, которая нашла свое счастье, несмотря на злые чары Кощея Бессмертного.

chitatelskiy-dnevnik-64382-risunok-illyustraciya-k-skazke-carevna-lyagushka.jpg

Рисунок-иллюстрация к сказке Царевна-лягушка.

Пословицы

  • Не по виду суди, а по делам гляди.
  • Умел сказать, умей и ответ держать

Что понравилось

Понравилась настойчивость Ивана Царевича, который преодолел немало невзгод, чтобы отыскать Василису Прекрасную и навсегда избавить ее от злых чар Кощея Бессмертного.

Здесь даны основные сведения о русской народной сказке «Царевна-лягушка», представлено её краткое содержание для читательского дневника и пересказ. Также дана краткая характеристика главных героев и других персонажей. В конце статьи указаны темы и основная мысль (идея) этой сказки.

Краткие сведения о произведении

Русская народная сказка «Царевна-лягушка» существует в нескольких обработках. Здесь представлено краткое содержание и краткий пересказ этой сказки в обработке А. Афанасьева.

Главные герои сказки

Другие персонажи

Очень краткое содержание для читательского дневника

По велению царя его сыновья должны были жениться. Приказал он им так выбрать невест: выстрелить в чистом поле из лука. Где стрела упадёт, там и должен каждый был искать себе невесту.

Младший сын, Иван-царевич, нашёл свою стрелу в болоте. Пришлось ему жениться на лягушке.

С заданиями царя лягушка справлялась лучше жён старших сыновей. На пир она приехала в облике красавицы.

Иван царевич сжёг лягушачью кожу, чтобы жена всегда оставалась красавицей. Но из-за этого жена его исчезла. Нашёл её царевич у Кощея Бессмертного, победил этого злодея и освободил свою жену.

Краткий пересказ (более подробный, чем краткое содержание)

У царя было три сына. Велел он им жениться. Чтобы найти невесту, каждый из сыновей должен был в чистом поле наугад выстрелить из лука. На чей двор стрела прилетит, там и должен был свататься молодец.

Стрела старшего брата упала на боярский двор к боярышне. Среднего брата стрела прилетела на двор купца к купеческой дочери.

А стрела младшего брата, которого звали Иваном-царевичем, долетела до болота. Там её поймала лягуша-квакуша.

Иван царевич огорчился, но отец заставил его жениться на лягушке.

Когда сыновья женились, царь приказал, чтобы их жёны испекли ему к завтрашнему дню хлеб.

Пришёл Иван-царевич домой невесел и рассказал лягушке о приказе отца. Та его успокоила, уложила спать, а сама сбросила кожу лягушачью и превратилась в красавицу Василису Премудрую. Вышла она на крыльцо, позвала мамок-нянек и велела им испечь такой хлеб, какой она ела, живя у батюшки.

Утром Иван-царевич увидел прекрасный хлеб и отнёс его отцу. Царю очень понравился этот хлеб. Отдал он сыновьям новый приказ: чтобы их жёны соткали по ковру за одну ночь.

Иван-царевич огорчился и поведал о приказе лягушке. Снова она успокоила его да спать уложила.

Мамки-няньки за ночь соткали ковёр, изукрашенный узорами и златом-серебром.

Очень был доволен царь, поблагодарил Ивана-царевича за ковёр. И сразу же приказал, чтобы все три сына пришли к нему вместе с жёнами, чтобы люди на них посмотрели.

Пришёл Иван-царевич домой грустный, сообщил лягушке о приказе отца. Лягушка сказала, чтобы он один шёл в гости к царю. Велела она, чтобы царевич, услышав стук-гром, сказал, что «это лягушонка в коробчонке едет».

Так он и сделал. Подъехала к дворцу красивая карета, запряжённая в шесть лошадей. Вышла из неё красавица — Василиса Премудрая.

Когда гости пировали, Василиса Премудрая остатки питья из стакана вылила себе в рукав, поела, а косточки лебединые спрятала в другой рукав.

Жёны старших царевичей сделали то же самое.

Стала Василиса Премудрая плясать с Иваном-царевичем. Махнула она рукой — появилось озеро, махнула другой — поплыли по нему лебеди.

И жёны братьев Ивана-царевича начали плясать и махать руками, но из рукавов только брызги воды летели да кости. Одна в глаз царю угодила. Разгневался он и прогнал жён старшего и среднего сына.

Иван-царевич поторопился первым прийти домой. Нашёл кожу лягушачью и сжёг её. Приехала жена, не нашла кожу. Опечалилась Василиса Премудрая и сказала царевичу, что если бы он подождал немного, была бы она вечно его женой. Попрощалась и сказала, чтобы искал Иван-царевич её «за тридевять земель, в тридесятом царстве — у Кощея Бессмертного».

Превратилась она в белую лебедь и вылетела в окно.

Закручинился Иван-царевич и пошёл куда глаза глядят. Встретился ему старичок, узнал о несчастье царевича и сказал, что отец Василисы Премудрой сердился, что она умнее его и велел, чтобы она была лягушкой три года.

Дал старичок царевичу клубочек и велел идти туда, куда он покатится. Иван-царевич так и сделал.

Встретился ему в поле медведь, хотел убить его царевич. Медведь попросил оставить его в живых и обещал пригодиться когда-нибудь. Пожалел царевич медведя.

Встретились ему в пути селезень и заяц, они тоже просили их не убивать и обещали пригодиться. Пожалел их Иван-царевич.

На морском берегу увидел он щуку. Попросила она пустить её в море. Иван-царевич бросил её в воду и пошёл снова за клубочком. Привёл клубок его к избушке на курьих ножках. Попросил царевич, чтобы избушка встала к нему передом, а к морю задом. Когда избушка повернулась, царевич зашёл в неё.

Увидел он на печи бабу-ягу. Спросила баба-яга, зачем добрый молодец к ней пожаловал. Иван-царевич сказал, чтобы сначала его напоила-накормила, выпарила в бане, а потом и спрашивала.

Когда баба-яга всё это сделала, царевич поведал ей, что ищет Василису Премудрую. Баба-яга сказала, что Василиса Премудрая сейчас у Кощея Бессмертного, которого победить очень трудно. Смерть его на кончике иголки, иголка в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, заяц в сундуке, сундук — на дубу. Дуб охраняет Кощей Бессмертный.

Сказала баба-яга, где это дерево растёт. Дошёл Иван-царевич до дуба, не зная, как достать с него сундук. Прибежал медведь, выворотил дуб из земли, сундук разбился.

Выскочил оттуда заяц — да наутёк. За ним погнался другой заяц, разорвал первого в клочки.

Из зайца выпорхнула утка, её догнал в небе селезень, ударил, яйцо утка и выронила прямо в море.

Заплакал Иван-царевич, но вынырнула из моря щука и дала ему яйцо. Разбил царевич яйцо, достал иголку, обломил её кончик — и помер Кощей.

А Иван-царевич с Василисой Премудрой вернулись домой и долгие годы жили счастливо.

Заключение к краткому пересказу

В сказке «Царевна-лягушка» раскрыты следующие темы:

Основная мысль (идея) состоит в том, что ради любви нужно быть готовым преодолеть любые трудности и препятствия.

Сказка учит:

Краткое содержание сказки может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ — для подготовки к уроку литературы.

Вам также будет интересно почитать:«Размышления у парадного подъезда» — краткое содержание стихотворения Н. А. Некрасова«Приключения Оливера Твиста» — краткое содержание и пересказ по главам романа Ч. Диккенса«Анна Каренина» — краткое содержание и пересказ по частям и главам романа Л. Н. Толстого«Василий Тёркин» — краткое содержание и пересказ по главам поэмы А. Т. Твардовского

В русской народной сказке «Царевна-лягушка» главный герой – младший сын царя Иван. Начинается сказка с того, что царь решил трех своих сыновей женить, а жен для себя выбирать сыновьям пришлось необычным способом. Каждый из них пустил из лука стрелу. Куда стрела упала, там и жену искать следует. У двух старших братьев стрелы попали на боярский, да на купеческий двор. Там они и жен себе нашли. А у Ивана-царевича стрела улетела на болото, там ее лягушка и подняла.

Дал царь второе задание – испечь для него хлеб. И опять лягушка превратилась в Василису Премудрую, да хлебом занялась. Наутро ее хлеб опять царю больше всех понравился. Велел он сыновьям явиться на царский пир вместе с женами. Иван опять загрустил – как же он с лягушкой на пир явится? А жена велела ему не печалиться, одному на пир ехать, а она позже явится.

Только гости на пиру за стол сели, раздался шум и грохот, подъехала карета и вышла из нее Василиса Премудрая, красотой своей всех так и сразила. На пиру она чудеса показывала — озеро сотворила, и лебеди в нем плавали. А Иван улучил момент, съездил домой и спалил лягушачью кожу.

Но Василиса Премудрая, узнав об этом, сильно расстроилась и сказала Ивану-царевичу, что теперь искать ее придется у Кощея Бессмертного. Превратилась она в кукушку и улетела.

Пришлось Ивану в дальнюю дорогу собираться. Шел он долго и повстречал человека, который дал ему волшебный клубок. Куда клубок катится, туда и идти надо.

По дороге Иван-царевич встретил медведя, хотел его убить, но медведь попросил его о пощаде и сказал, что пригодится. Позднее Ивану повстречались селезень, заяц и щука, и он тоже пощадил их, не стал убивать.

Набрел он на избушку Бабы Яги. Та ему и поведала, как Кощея одолеть. Оказывается, смерть Кощея была спрятана в сундуке на высоком дубе. Пошел Иван-царевич искать этот дуб. А как нашел, тут и звери ему пригодились. Медведь дуб повалил, сундук разбился. Из него заяц выскочил, да его другой заяц догнал. Тогда из зайца утка вылетела, но ее селезень перехватил. Утка та яйцо выпустила, оно в море упало. Но щука яйцо нашла и принесла его Ивану. Разбил Иван-царевич яйцо, достал из него иголку и отломил у нее кончик. Тут и Кощею конец пришел. А Иван нашел Василису Премудрую во дворце Кощея, и с ней домой воротился.

Таково краткое содержание сказки.

Главный смысл сказки «Царевна-лягушка» состоит в том, что за своё надо уметь постоять. Каким образом? Избавился Иван от ненавистной лягушачьей кожи раньше времени — тем самым совершил ошибку. Вынуждена была жена его к Кощею Бессмертному вернуться. Но Иван проявил твёрдость, сумел постоять за своё — и добился положительного результата — вернул Василису Премудрую. Сказка учит действовать согласованно, по взаимной договоренности, а не совершать опрометчивых поступков.

Сказка «Царевна-лягушка» учит нас своего добиваться. Совершил ошибку — исправляй! Сказка учит проявлять участие и милосердие к окружающим. Иван-царевич не стал губить животных, и они ему добром отплатили, помогли с Кощеем справиться.

В этой сказке мне понравилась Баба-Яга. В отличие от других сказок с ее участием, здесь Баба-Яга не только не причинила никому зла, но и оказала неоценимую услугу главному герою – подсказала ему, как Кощея Бессмертного одолеть.

Какие пословицы подходят к сказке «Царевна-лягушка»?

«Царевна-лягушка» главная мысль сказки понятна, если прочитать ее краткое содержание.

«Царевна-лягушка» главная мысль

Сказка «Царевна-лягушка» показывает что оценивают человека не по внешности, а по делам. Дети должны научиться видеть внутренние качества человека, которые могут скрываться «под лягушечьей кожей».

Сказка говорит о счастье настоящих отношений между людьми, не омраченных помыслами о знатности и богатстве. В ней воплощена мечта о жизни, достойной внутренних качеств человека. Эта мечта – основа идейно-художественного целого. Сказка выражает также мечту о торжестве справедливости, которой реальный мир не знает.

В сказке прославляются лучшие качества человека — в этом нет ничего волшебного. Чудеса только подчеркивают ценность этих качеств. В сказке есть герои, чьи качества осуждаются народом. Осуждение явно чувствуется в эпизоде начала пира, когда старшие братья и их жены смеются над Иваном-царевичем из-за его жены-лягушки. В сцене пира высмеивается бездумное подражание жен старших сыновей действиям Василисы Премудрой. Чтобы подчеркнуть негативное отношение к этим героиням, в сказке преувеличиваются недостатки работы старших невесток: их хлеб царь отсылает на кухню, их ковры — к порогу, ноги вытирать.

Используемые источники:

  • http://santyaguarundito.blogspot.com/2018/03/blog-post_4.html
  • https://obrazovaka.ru/chitatelskiy-dnevnik/carevna-lyagushka.html
  • https://blmb.ru/carevna-lyagushka-kratkoe-soderzhanie/
  • https://detskiychas.ru/school/rodnoye_slovo/otzyv_tsarevna_lyagushka/
  • https://kratkoe.com/tsarevna-lyagushka-glavnaya-myisl-skazki/

Что за прелесть эти сказки!История возникновенияПодготовила Двоеглазова Али...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Что за прелесть эти сказки!История возникновенияПодготовила Двоеглазова Али

    Описание слайда:

    Что за прелесть
    эти сказки!
    История возникновения
    Подготовила
    Двоеглазова Алина
    ученица 2 класса
    Антрацитовской
    ООШ № 17

  • 2 слайд

    Я хочу поведать Вам историю возникновения сказки, её происхождения. Почему я

    Описание слайда:

    Я хочу поведать Вам историю возникновения сказки, её происхождения.
    Почему я выбрала для себя эту тему? Да потому что сказки любят в любом возрасте, они всегда интересны и поучительны. Говорить о сказках можно много, а если рассматривать их по отдельности, то это вообще безграничная тема.
    Сегодня я хочу побыть исследователем и на своей волшебной лодке отправиться в путешествие по миру сказок.

  • 3 слайд

    Итак, вперёд!

    Описание слайда:

    Итак, вперёд!

  • 4 слайд

    Толковый словарь И.В.ДаляСказка – вымышленный рассказ, небывалая, даже несбыт

    Описание слайда:

    Толковый словарь И.В.Даля
    Сказка – вымышленный рассказ, небывалая, даже несбыточная повесть или сказание

  • 5 слайд

    Большая Советская ЭнциклопедияСказка – один из основных жанров фольклора, эпи

    Описание слайда:

    Большая Советская Энциклопедия
    Сказка – один из основных жанров фольклора, эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного или бытового характера с установкой на вымысел.

  • 6 слайд

    СказкиСказки о животныхВолшебные сказкиБытовые сказки

    Описание слайда:

    Сказки
    Сказки о животных
    Волшебные сказки
    Бытовые сказки

  • 7 слайд

    Сказка о животныхЭто сказка, в которой в качестве главных героев выступают жи

    Описание слайда:

    Сказка о животных
    Это сказка, в которой в качестве главных героев выступают животные, птицы, рыбы, а также предметы, растения и явления природы. В сказках о животных человек либо играет второстепенную роль, либо занимает положение,
    равноценное животному.

  • 8 слайд

    Бытовые сказки Бытовыми сказками называются такие, в основе которых лежат соб

    Описание слайда:

    Бытовые сказки
    Бытовыми сказками называются такие, в основе которых лежат события каждодневной жизни. Здесь нет чудес и фантастических образов, действуют реальные герои: муж, жена, солдат, купец, барин. Это сказки о женитьбе героев, о ленивых хозяйках, о господах и слугах, о ловких ворах и другие.

  • 9 слайд

    Волшебные сказки Волшебные сказки – особый вымысел. Ни одна волшебная сказка

    Описание слайда:

    Волшебные сказки
    Волшебные сказки – особый вымысел. Ни одна волшебная сказка не обходится без чудесного действия, без вмешательства то доброй то злой силы. В волшебных сказках рассказывается о подвигах и приключениях героев: защитить от врага родную землю, достать какой-нибудь волшебный предмет, победить Кощея, Бабу – Ягу.

  • 10 слайд

    СказкиКолобок; Репка; Царевна – Лягушка; Теремок;НародныеАвторскиеКот в сапог

    Описание слайда:

    Сказки
    Колобок;
    Репка;
    Царевна – Лягушка;
    Теремок;
    Народные
    Авторские
    Кот в сапогах;
    Двенадцать месяцев;
    Конёк – Горбунок;
    Аленький цветочек

  • 11 слайд

    Основная мысль сказкиБорьба добра со злом. Борьба ума с глупостью. Борьба спр

    Описание слайда:

    Основная мысль сказки
    Борьба добра со злом.
    Борьба ума с глупостью.
    Борьба справедливости с подлостью.

  • 12 слайд

    Композиция сказкиПрисказка Зачин Сказ Концовка.

    Описание слайда:

    Композиция сказки
    Присказка
    Зачин
    Сказ
    Концовка.

  • 13 слайд

    Герои сказокИван-царевич; Ваилиса Премудрая Дед Мороз; Алёнушка; Емеля; Елена

    Описание слайда:

    Герои сказок
    Иван-царевич;
    Ваилиса Премудрая
    Дед Мороз;
    Алёнушка;
    Емеля;
    Елена Прекрасная.

    Положительные
    Отрицательные
    Баба Яга;
    Кощей бессмертный;
    Змей Горыныч;
    Ведьма;
    Соловей Разбойник;
    Волк, лиса.

  • 14 слайд

    Вот и подходит к концу моё путешествие по сказкам. Делая эту презентацию я ещ

    Описание слайда:

    Вот и подходит к концу моё путешествие по сказкам. Делая эту презентацию я ещё раз убедился в том, что наш народ и его сказки будут жить вечно, они всегда будут нести добро и мудрость , передавая их из поколения в поколение.

    Вывод

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

Тема:
Сказки

Похожие материалы

  • Рабочая программа по литературному чтению

  • Презентация по литературному чтению на тему » В мире сказок» ( 3 класс)

  • Сообщение об авторе Бальмонт Константин Дмитриевич

  • Литературная игра «Самый умный»

  • Урок литературного чтения в 3 классе «Произведения фольклора»

  • Календарно-тематическое планирование литературное чтение по родному русскому языку 4 класс

  • «Н.Н.Носов «Телефон» 3 класс

  • «К.И.Чуковский «Телефон» 1 класс

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5435058 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «Педагогическая риторика в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС юридических направлений подготовки»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по подбору и оценке персонала (рекрутинг)»

  • Курс повышения квалификации «Страхование и актуарные расчеты»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Деятельность по хранению музейных предметов и музейных коллекций в музеях всех видов»

  • Курс профессиональной переподготовки «Метрология, стандартизация и сертификация»

  • Курс профессиональной переподготовки «Эксплуатация и обслуживание общего имущества многоквартирного дома»

  • Курс профессиональной переподготовки «Гражданско-правовые дисциплины: Теория и методика преподавания в образовательной организации»

Основная мысль сказки елена премудрая

Текст: Ольга Разумихина

А. С. Пушкин, который всё детство слушал предания любимой няни — Арины Родионовны, говорил: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» И действительно, в русских народных сказках есть особое очарование. Оно заключается не только в непредсказуемых сюжетах, интересных героях или в том, что добро обязательно одерживает победу над злом. Каждое такое произведение — это послание, которое добралось до нас из глубины веков; с помощью сказки с нами «разговаривают» предки, жившие не одну тысячу лет назад. Но чтобы это послание правильно расшифровать, нужно кое-что знать о том, как жили на Руси — да, в общем-то, и в Европе — до принятия христианства.

Немного о наших предках

Древняя история России (точнее, конечно, земель, которые затем вошли в наше государство) покрыта мраком, потому что до Х века нашей эры у славян не существовало письменности. Говоря простым языком, люди, обитавшие здесь ещё тысячу лет назад, не могли написать книгу о своей жизни — просто потому что не знали, что такое «алфавит». И хотя некоторые учёные считают, что славяне умели по-своему писать ещё до того, как последователи Кирилла и Мефодия принесли на Русь привычную нам азбуку, доказать эти теории пока никто не смог.

Поэтому, пытаясь понять, как жили древние славяне, исследователи опираются на археологические находки — а также на мысль, что все народы проходят примерно одинаковую «школу жизни». Они сделали три важных вывода.

1. У древних народов, живших в Европе пять тысяч лет назад и раньше, был матриархат. Этим словом называют такой строй, при котором женщина занимает главенствующее положение в обществе — и, разумеется, в собственной семье.

2. Когда матриархат сменился патриархатом и «главными» стали мужчины, то подростки — в основном мальчики, но в некоторых народах и девочки — должны были проходить так называемый обряд инициации, то есть преодолеть несколько испытаний. Только после этого они считались полноценными взрослыми людьми.

3. Пока большинство славян не приняло христианство, люди придавали очень большое значение магии, особенно способности «поддерживать связь» с миром мёртвых.

Вывод № 1 объясняет, почему в русских сказках, где главным героем, казалось бы, всегда должен быть бравый мо́лодец, появляются такие фигуры, как Марья Моревна, сумевшая пленить самого Кощея Бессмертного, или королевна Елена Премудрая — повелительница волшебниц, умеющих превращаться в птиц.

Вывод № 2 даёт понять, почему сказочные герои мужского пола — чаще всего младшие сыновья в семье, или женихи царской дочери, или и то и другое одновременно — вынуждены совершить уйму подвигов. Построить за ночь дом, добыть «то-чего-не-может-быть», переплыть океан, взобраться на огромную гору — или даже умереть, чтобы потом воскреснуть при помощи живой воды… Всё это — не просто эпизоды, позволяющие держать лушателя в напряжении (справится герой или нет?), но символические рассказы о препятствиях, которые предстоит пройти маленьким слушателям.

Наконец, благодаря утверждению № 3 мы понимаем, почему в русских народных сказках столько персонажей, имеющих паранормальные способности (самые яркие — Кощей Бессмертный и Баба-яга). До крещения Руси, состоявшегося в 988 году, наши предки поклонялись божествам, которые «обитали» где-то за пределами нашего мира. Поэтому неудивительно, что без участия самих этих богов — или хотя бы персонажей, «связанных» с потусторонним миром — не могло быть принято никакое судьбоносное решение.

Итак, сказочные герои — не просто выдуманные «супергерои», а персонажи, наделённые качествами, важными для благополучия их рода и племени.

Рассмотрим каждого из них подробнее.

Иван-дурак / Иван-царевич

Основная мысль сказки елена премудрая

МУЛЬТФИЛЬМ. «Про Ивана-дурака».2005, Россия. Режиссер Михаил Алдашин. kino-teatr.ru

Многим современным читателям кажется странным, что Иван-дурак — младший из трёх сыновей, не имеющий никаких особенных талантов и способностей, да и на лицо далеко не красавец — в большинстве сказок оказывается «избранным». Действительно, такой герой попадает в исключительные обстоятельства, получает помощь от волшебных зверей, преодолевает все препятствия и, получив руку и сердце самой завидной невесты, «превращается» в Ивана-царевича. Школьник — ясное дело — недоумевает: в чём же мораль такой сказки?

Дело в том, что в древности слово «дурак» означало совсем не то, что сейчас. И хотя однозначного толкования до сих пор не установлено, вот самые популярные версии:

•в Древней Руси слово «дурак» не имело негативного значения, а обозначало какое-то изделие из дерева (не случайно это слово можно заменить другими «деревянными» ругательствами: чурбан, полено, дубина);

•Иванушка на самом деле был не глупым, а самым умным ребёнком в семье, а прозвище Дурак ему дали, чтобы никто не позавидовал его способностям и не сглазил (по такому же принципу любимую дочку могли прозвать «Неждана» или «Незвана»);

•младший сын — «дурак» не потому, что ему плохо даются науки, а потому, что он не умеет строить козни, наговаривать на невинных, обманывать ради собственной выгоды.

Но даже в том случае, когда герой и впрямь оказывается глупышкой и лентяем, как Емеля, много лет пролежавший на печи, — это всё равно не значит, что славяне учили детей вести себя именно так. Есть версия, что Емеля «прирос» к печи потому, что его дом для него — поистине родовое гнездо. Ведь старшие сыновья, готовясь создать семью, строили новые жилища — а младший ухаживал за престарелыми родителями и, проводив их в последний путь, наследовал всё, что они нажили. В том числе и большую русскую печь.

Царевна

Царевны в древнерусских сказках, как мы уже выяснили, бывают двух типов: бой-бабы, которые, как говорится, коня на скаку остановят, а значит, в мужьях особенно не нуждаются, — и скромные, послушные девушки, главная мечта для которых — поскорее стать жёнами и матерями. Когда на горизонте появляется жених, «послушные» царевны разделяются ещё на две категории: тех, которые до последнего остаются на стороне отца, а то и сами придумывают претендентам на руку и сердце испытания одно другого круче, — и тех, что во всём помогают будущему мужу. Последние часто дают Иванушке какую-нибудь памятную вещь, отметину или клеймо.

Основная мысль сказки елена премудрая

«Царевна-Лебедь» — картина Михаила Врубеля, посвященная персонажу оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» (по одноимённой сказке Пушкина). Фото: wikipedia.org

На первый взгляд, это очень странно: неужели девушка, без ума влюблённая в молодого человека, в какой-то момент не сумеет отличить его от другого? Но и это легко объяснить. Чтобы завоевать сердце царевны, Иванушке нередко приходится спускаться в мир мёртвых, — а там, по старинному поверью, все выглядят одинаково. (Кстати, этот мотив характерен не только для славянского, но и для восточного фольклора. Помните, в «Унесённых призраками» японского режиссёра Хаяо Миядзаки главная героиня — Тихиро — должна найти своих родителей, превращённых в свиней, среди множества настоящих хрюшек?)

Кощей Бессмертный

Основная мысль сказки елена премудрая

Георгий Милляр. «Кащей Бессмертный» (1944). Фото: kinopoisk.ru

В словаре В. И. Даля приводится следующая справка: «КАЩЕЙ (см. касть) — сказочное лицо, вроде вечного жида, бессмертный, вероятно от слова кастить, но переделано в кощей, от кости, означая измождённого непомерно худобою человека, особенно старика, скрягу, скупца и ростовщика, корпящего над своею казною». «Кастить», в свою очередь, означает «грязнить, гадить, пакостить; марать, сорить; бранить, ругать кого, сквернословить».

Итак, со скверным характером и жадностью Кощея всё понятно, но что значит «вроде вечного жида»? Обратимся к европейским легендам — и вспомним о существовании Агасфера, персонажа, якобы не разрешившего Иисусу Христу, который нёс крест, отдохнуть возле своего дома. За это Агасфер был наказан — и обречён на вечную жизнь в своём дряхлом, больном теле. Этот персонаж и есть «вечный жид», ни разу не упомянутый в Библии, но очень популярный в европейских странах — и со временем «превратившийся» в Джека-с-фонарём, главного талисмана Хеллоуина.

В русских народных сказках, впрочем, Кощея никто и ни за что не проклинает; он сам делает всё, чтобы сберечь себе жизнь. Чтобы убить этого персонажа, нужно совершить почти невозможное, ведь смерть его — «на конце иглы, та игла в яйце, то яйцо в утке, та утка в зайце, тот заяц в сундуке, а сундук стоит на высоком дубу, и то дерево Кощей как свой глаз бережет». Даже вышеупомянутая Марья Моревна не убила, а пленила Кощея — но тот освободился из-за чрезмерного любопытства её мужа, который зашёл в комнату, которую нельзя было открывать, и пожалел закованного в цепи «страдальца». Однако в некоторых сказках Иванушке — и часто при помощи Бабы-яги — удаётся раз и навсегда одолеть чудище.

Баба-яга

И снова персонаж со странным именем — которое, скорее всего, несколько тысяч лет означало «сердитая», «опасная». Помимо волшебных умений, этот персонаж интересен тем, что в одних сказках помогает главному герою, а в других — напротив, пытается убить. Происходит это, вероятно, потому, что Баба-яга символизирует человека, который «руководит» подростком, проходящим обряд посвящения. В общем, это что-то вроде спортивного тренера, который то и дело застаёт ученика врасплох, чтобы помочь ему развить реакцию.

Основная мысль сказки елена премудрая

«Баба-яга»; Виктор Васнецов, 1917. Фото: Wikimedia.org

Разумеется, Баба-яга, которая живёт в избушке на курьих и ножках и знает множество рецептов волшебных снадобий, связана с загробным миром в не меньшей степени, чем Кощей. Некоторые исследователи сравнивают этих персонажей с античными божествами — Аидом и Персефоной.

Согласно легенде, в которую верили древние греки, Персефона была прекрасной богиней, которую однажды похитил повелитель подземного царства Аид. Девушка долгое время не могла вернуться на Землю, но в конце концов её мать — богиня плодородия Деметра — упросила других богов вмешаться. В итоге все согласились, что половину года Персефона будет проводить вместе с Аидом в загробном мире, а другую половину — на поверхности, с любимой мамой и другими божественными «родственниками».

В русских народных сказках, опять же, роли героев изменились: Кощей и Баба-яга оказались не мужем и женой, а скорее, магами-соперниками. Может, отсюда и пошёл сюжет о борьбе двух колдунов, который лёг в основу сотен фантастических книг и фильмов?

Использованные источники:

  • О. В. Ромах, А. В. Левочкина. «Династия как фактор развития культуры».
  • Е. Гудкова. «Как в русских сказках возник образ Кощея Бессмертного».
  • А. С. Штемберг. «Герои русских народных сказок: кто они и почему ведут себя так, а не иначе?»

14/09/21

№ 04

1.

Автор

Попова
Елена Сергеевна

2.

Должность

Учитель
русского языка и литературы

3.

Название
материала

Конспект
урока

4.

Учебный
предмет

Литература

5.

Класс
(возраст)

5

6.

Тема
урока

«Царевна-лягушка».
Иван Царевич и Василиса Премудрая. Поэтика волшебной сказки

7.

Тип
урока

Урок
открытия новых знаний

8.

Форма
урока

Урок-беседа

9.

Цель

Подготовить учащихся к
анализу сказки

10.

Задачи

Уделить внимание
развитию речи учащихся

11.

Планируемые
результаты

Личностные: положительно
относится к учению, познавательной деятельности; желает приобретать новые
знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Регулятивные: принимает
и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и
одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует
по плану.

Познавательные: осознает
познавательную задачу; читает и слушает; извлекает нужную информацию, а также
самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.

Коммуникативные: задает
вопросы, слушает и отвечает на вопросы других; формулирует собственные мысли,
высказывает и обосновывает свою точку зрения

12.

Оборудование

УМК,
презентация по теме, компьютер

Ход урока

I. Вступительная беседа.

Вопросы: из фонохрестоматии.

II. Работа над эпизодами по плану, составленному на
предыдущем уроке.

Вопросы:

1. В каких словах, выражениях прочитанного текста появляется
волшебство, загадочность, сказочность?

В некотором царстве, в некотором государстве…; …Где стрела
упадет, там и сватайтесь; …Полетела его стрела прямо в топкое болото, и
подняла ее лягушка-квакушка…

2. Что изменится, если текст будет звучать по-другому: «В
государстве жил царь… испугался Иван, хотел убежать»?

Сказка потеряет загадочность, произойдет нарушение жанра
произведения, текст станет «сухим», неинтересным. Это и есть художественные
особенности сказки.

3. Как долго искал Иван-царевич свою стрелу? Почему он хотел
«отступиться от своей находки», «бежать»?

Обобщив ответы учащихся, учитель продолжает беседу: Конечно
же, внешний облик «болотной красавицы» напугал царевича. Где же это видано,
чтобы лягушек замуж брали? Это невозможно. Все будут смеяться, и царевич
опечаленно восклицает: «Как же я тебя замуж возьму? Меня люди засмеют!» Но царевна-лягушка
терпеливо и упорно настаивает на своем, повторяет просьбу: «Возьми,
Иван-царевич, жалеть не будешь».

4. Что же все-таки заставило нашего героя изменить свое
отношение к лягушке, удержало от быстрого решения отказаться от зеленой
«красавицы»?

Необычность героини, умение разговаривать, таинственность
произошедшего, неясное желание узнать, что же будет дальше.

ПЕРВОЕ ИСПЫТАНИЕ. «ВЫПЕЧКА ХЛЕБА ЗА ОДНУ НОЧЬ»

Вопросы:

1. Какие чувства охватили царевну-лягушку в тот момент,
когда возвратился Иван-царевич?

2. Какие черты характера героини открылись нам в этом
эпизоде?

3. Докажите, что героиня обладает необыкновенными
достоинствами. Какими?

4. Какие необыкновенные качества сказочных героев вам
понравились?

Царевна, увидев опечаленного Ивана-царевича, поняла, что
произошло что-то серьезное. Своей ласковой речью старается успокоить мужа.
Слова ее задушевны, теплы: «Не тужи, Иван-царевич. Ложись-ка лучше
спать-почивать: утро вечера мудренее!» Понятно, что царевна ласковая,
внимательная, заботливая, скромная. Старается оградить царевича от переживаний,
сама же тем временем думает, как выполнить приказ царя? От царевича эту мысль
утаивает. Почему? Это тоже мудрость: «Сначала сделай — потом говори..,»

5. Как называет народ Василису в тот момент, когда она
трудится? (Премудрой.)

Один из учащихся читает наизусть отрывок-описание труда
царевны (чтение отработанное, выразительное, напевное).

Учащиеся замечают плавность прозаических строк, напевность,
скрытую поэтичность, ритм, своеобразную мелодичность, присущую подобным
описаниям.

6. Почему о труде народ сложил такие неподражаемые строки?
Почему они проникнуты любовью, уважением к труду?

Пересказ эпизода о представлении хлебов.

7. Почему так сильно преувеличены недостатки старших
царевен? С какой целью это сделано? (Подчеркнуть искусство Василисы Премудрой,
стремление удивить царевича, заслужить похвалы старших.)

— Какие же качества характера героини проявились во время
испытания?

ВТОРОЕ ИСПЫТАНИЕ. «ТКАНЬЁ КОВРА ЗА НОЧЬ»

Звучит пересказ эпизода. В беседе по вопросам можно
использовать прием выборочного чтения.

Вопросы:

1. Вспомним и сравним, как трудились все три царевны над
своими коврами.

(Чтение эпизода. Вывод: Василиса ткет сама, за боярскую дочь
и дочь купеческую трудятся другие.)

2. Понаблюдайте, как работает Василиса.

Вновь звучит (наизусть) описание процесса работы над ковром
Василисы Премудрой.

Учащиеся отмечают, что изменился ритм, вновь прозаический
текст похож на стихотворный, опять «звучит волшебность».

3. Какие новые черты характера героини вы разглядели в этом
эпизоде?

Трудолюбива, все делает своими руками, понапрасну не
расходует волшебство, не подвела царевича во второй раз.

4. Возможно ли определить, как относится к труду Василисы
Иван-царевич?

В первый раз: «диву дался» (удивился), во второй — «ахнул».
Раз от разу растет удивление и восхищение царевной и плодами ее труда.
Иван-царевич умеет оценить по достоинству труды Василисы.

ТРЕТЬЕ ИСПЫТАНИЕ «ПРИСУТСТВИЕ НА ЦАРСКОМ ПИРУ»

Чтение эпизода. Сопоставительный анализ поведения царевен.

Вопросы:

1. Как ведут себя старшие царевичи и их жены до момента
появления на пиру Василисы Премудрой? (Посмеиваются над Иваном-царевичем, тем
самым унижают его достоинство.)

2. Что поразило всех в лягушонке в момент ее прибытия на
бал?

3. С какой целью автор-народ заставляет жен старших
царевичей повторять действия Василисы Премудрой?

«Василиса Премудрая … пьет … остатки себе в левый рукав
выливает. Покушала лебедя жареного — косточки в правый рукав бросила. Жены старших
царевичей … чего не допьют — в рукав льют, чего не доедят — в другой кладут».

Противопоставлены ум и глупость, на примере отрицательных
качеств (зависти, тупости) высвечены положительные (честь, совесть, умение
показать себя с лучшей стороны, не принося никому вреда.) Это и есть момент
проявления борьбы Добра со Злом.)

4. Можно ли сказать, что красота Василисы Премудрой
открылась всем с особенной силой?

Зачитываются строки, повествующие о танце царевны. Ребята
могут отметить, что искусство царевны-лягушки необычное, волшебное. Она умеет
делать все без использования умений других людей, этим приносит радость
окружающим)

III. Просмотр и обсуждение репродукции картины В. Васнецова.

Ребята рассказывают о том, какой образ им ближе.

IV. Беседа обобщающего характера.

Вопросы:

1. Почему же поторопился Иван-царевич спалить лягушачью
кожу?

2. Почему в ответ царевна не бранит царевича, а только
упрекает его и советом одновременно помогает, подсказывает, как теперь быть,
что делать?

3. Какой же предстает перед нами Василиса Премудрая?

4. Чем удивляет и покоряет она нас?

5. В чем ее истинная красота?

V. Заключительное слово учителя.

Василиса Премудрая — образ, созданный народом, он
собирательный, в нем сосредоточены лучшие черты русского национального
характера.

По словам Горького, Василисе Премудрой свойственны
величественная простота, мягкая гордость за себя, недюжинный ум, глубокое,
полное неиссякаемой любви сердце.

Основная роль героини волшебной сказки — быть помощницей
своего жениха или мужа. Сказка сохранила отзвуки допатриархальной свадебной
этики. Женщина — Елена Прекрасная, Марья Моревна, Василиса Премудрая — обычно
сама стремится к соединению с героем, только благодаря ей герои (возлюбленные)
оказываются вместе.

Что такое «красота»?

В. И. Даль определил так: «Соединение истины и добра рождает
премудрость в образе красоты». Именно поэтому народ и создал такой
величественный образ Василисы Премудрой, соединивший в себе истину жизни, тепло
и доброту души, любовь, ум.

Домашнее задание: Выполнить письменно задание 2 из раздела учебника «Про
должаем знакомство с фольклором». Дочитать сказку «Царевна-лягушка» до конца,
составить её план, выполнить задание 3 из раздела учебника «Волшебная сказка и
её герои»

Елена Хахалева «прославилась» еще три года назад красивым прозвищем «золотая судья», под которым она запомнилась в народе. А еще Елену Владимировну можно было бы назвать «божья роса». Ведь прошло целых три года, прежде чем Следственный комитет России задумался, что надо бы проверить — отчего на свадьбе дочери Хахалевой напели и наплясали на два миллиона долларов Николай Басков, Вера Брежнева, Валерий Меладзе, Сосо Павлиашвили?

Хотя, на самом деле личная жизнь, досуг служительницы Фемиды мало кого волнует. Следователи обнаружили другое — подделку документов, а именно табеля о присутствии на работе. Елена Владимировна, по их утверждению, незаконно получила более миллиона рублей, отсутствуя на рабочем месте 127 рабочих дней, сообщает РБК.

Не успел глава СК Александр Бастрыкин добиться у Высшей квалификационной коллегии судей (ВККС) разрешения возбудить против экс-судьи уголовное дело по признакам мошенничества, как Елена Хахалева вылетела в Ереван.

Предприниматель, не понаслышке знакомый с работой судебной системы сообщил из Лондона:

— Возможно, Елена Хахалева обманывала сотрудников, заполнявших табеля учета рабочего времени, а позднее сама расписывалась в них. Учитывая такого рода подозрения, Высшая квалификационная коллегия судей согласилась на возбуждение уголовного дела против экс-судьи Хахалевой.

Если все так и было, то речь идет мошенничестве в особо крупном размере — часть 4 статьи 159 УК РФ; до десяти лет лишения свободы, и служебном подлоге — часть 2 статьи 292 УК РФ, предусматривающая до четырех лет лишения свободы. Дело довольно серьезное — все происходило в рабочее время. Это вам не праздник с почетными гостями. Тогда три года назад муж Елены Владимировны бизнесмен Роберт Хахалев утверждал, что полностью взял на себя расходы по организации свадьбы, у жены денег не занимал. По его словам, потратил не два миллиона долларов, а не более пяти миллионов рублей.

К тому же в средствах массовой информации разошлась информация о том, что судья Хахалева до того, как стать судьей, купила себе «корочку». Не обучалась ни в каком Тбилисском университете и не получала там диплом. Диплом у нее — родом из Чечено-Ингушской ССР. Но в девяностые годы все архивы там пропали. Или почти все, в оставшихся — никаких данных о студентке Хахалевой не сохранилось.

После свадебного скандала она была понижена в статусе и затем покинула должность председателя коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда. Еще в те времена Хахалеву сначала сняли с должности председателя коллегии, а в 2019 году сменившийся председатель Краснодарского краевого суда — вовсе отстранил ее от ведения судебных процессов.

Своим отъездом за границу Елена Хахалева формально ничего не нарушила, считает адвокат Дмитрий Аграновский:

— Знаете, как в американских фильмах: целая толпа полицейских машин гонится за кем-то, устроившим очередной грандиозный разгром и в динамиках их раций раздается: «Преследуем подозреваемого!» Они же не говорят «убийцу», «террориста» или еще что-то в этом духе. «Подозреваемый пытается скрыться». Когда поймают, разъяснят его права, в том числе и «право хранить молчанье».

«СП»: — О Елене Владимировне говорят разное. Но ведь есть же у нас и замечательные судьи, пользующиеся заслуженным уважением в судейской корпорации?

— У нас замечательные судьи, замечательные следователи. И, как я понимаю, замечательные политики. Когда с ними беседуешь приватно, что называется «за жизнь», то не нарадуешься. Но почему-то система им диктует одно и то же. И мы живем, как жили.

У нас все ненавидят Егора Гайдара и Анатолия Чубайса. Но дело их живет и побеждает. В любой системе есть честные люди. Просто сегодняшняя наша жизнь говорит нам в лицо: если вы честные, добросовестные, порядочные или не дай бог добрые, то вы в конкурентной борьбе проиграете. Это все сейчас «лузерские» качества. Все, чем человечество гордится, все высокоморальное, за что мы, по утверждению религии, должны попасть в рай, в рыночной экономике — вредные качества. Они обуславливают проигрыш в конкурентной борьбе. При капитализме сложно говорить, что честно, что не честно, что хорошо, что плохо…

Скорее всего, Елена Владимировна в России не нужна. Она ведь может, по простоте своей, поделится имеющейся у нее информацией. Что-то может всплыть в процессе дознания. Так что возможную экстрадицию Хахалевой из-за границы может усложнить это ее судейское прошлое.

А решение ВККС разрешить возбудить уголовное дело в отношении экс-судьи говорит о том, что… соблюдена необходимая процедура. На самом же деле судьи — в том числе бывшие — остаются неприкосновенны. Коллегия не отвечает на вопрос о виновности или невиновности. Это должен решить суд — если он вообще состоится.

По нашему законодательству, судьи, в том числе и бывшие, являются спецсубъектами. Недаром уголовное дело против них возбуждается только с согласия ВККС. Пока никаких мер пресечения не избиралось, так что, улетев из страны, Елена Владимировна ничего не нарушила. Судьи обладают гарантиями неприкосновенности не только на территории России, но и во многих других странах. Они ведь исполняют серьезную работу. А если «в семье не без урода», то и этого урода приходится беречь.

Бывшая судья из гостеприимной Армении, скорее всего, отправится в третью страну, в тот же Евросоюз. Если последует запрос о ее выдаче, то сначала придется найти, а потом еще заполучить. Как будут работать эти процедуры — сказать сложно. Бывший генерал и бывший депутат Олег Калугин спокойно живет в Америке. Иностранным властям выдать человека все сложнее: а вдруг он тоже «борец с режимом», старательно разлагавший его изнутри.

  • Основная мысль сказки дюймовочка
  • Основная мысль сказки дурак салтыкова щедрина
  • Основная мысль сказки дубровский
  • Основная мысль сказки дремучий медведь
  • Основная мысль сказки дикие лебеди