Основная мысль сказки царевна несмеяна

Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд описание слайда: русская народная сказка царевна несмеяна 2 слайд описание слайда: как подумаешь,

Русская народная сказка «Царевна Несмеяна»

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Русская народная сказка «Царевна Несмеяна»

    Описание слайда:

    Русская народная сказка «Царевна Несмеяна»

  • 2 слайд

    Как подумаешь, куда велик божий свет! Живут в нём люди богатые и бедные, и вс

    Описание слайда:

    Как подумаешь, куда велик божий свет! Живут в нём люди богатые и бедные, и всем им просторно, и всех их призирает и рассуждает господь. Живут роскошные — и празднуют; живут горемычные — и трудятся; каждому своя доля!
    В царских палатах, в княжьих чертогах, в высоком терему красовалась Несмеяна-царевна. Какое ей было житьё, какое приволье, какое роскошье! Всего много, всё есть, чего душа хочет; а никогда она не улыбалась, никогда не смеялась, словно сердце её ничему не радовалось.
    Горько было царю-отцу глядеть на печальную дочь. Открывает он свои царские палаты для всех, кто пожелает быть его гостем.
    — Пускай, — говорит, — пытаются развеселить Несмеяну-царевну; кому удастся, тому она будет женою.
    Только это вымолвил, как закипел народ у княжьих ворот! Со всех сторон едут, идут — и царевичи и княжевичи, и бояре и дворяне, полковые и простые; начались пиры, полились меды — царевна всё не смеется.

  • 3 слайд

    На другом конце в своём уголке жил честной работник; по утрам он двор убирал,

    Описание слайда:

    На другом конце в своём уголке жил честной работник; по утрам он двор убирал, вечерами скот пас, в беспрестанных был трудах. Хозяин его — человек богатый, правдивый, платою не обижал. Только покончился год, он ему мешок денег на стол:
    — Бери, — говорит, — сколько хочешь! А сам в двери и вышел вон.
    Работник подошёл к столу и думает: как бы перед богом не согрешить, за труды лишнего не положить? Выбрал одну только денежку, зажал её в горсть да вздумал водицы напиться, нагнулся в колодезь — денежка у него выкатилась и потонула на дно.
    Остался бедняк ни при чём. Другой бы на его месте заплакал, затужил и с досады б руки сложил, а он нет.
    — Всё, — говорит, — бог посылает; господь знает, кому что давать: кого деньгами наделяет, у кого последние отнимает. Видно, я худо рачил, мало трудился, теперь стану усердней!
    И снова за работу — каждое дело в его руках огнём горит!
    Кончился срок, минул ещё год, хозяин ему мешок денег на стол:
    — Бери, — говорит, — сколько душа хочет! А сам в двери и вышел вон.
    Работник опять думает, чтоб бога не прогневить, за труд лишнего не положить; взял денежку, пошёл напиться и выпустил невзначай из рук — денежка в колодезь и потонула.

  • 4 слайд

    Ещё усерднее принялся он за работу: ночь недосыпает, день недоедает. Поглядиш

    Описание слайда:

    Ещё усерднее принялся он за работу: ночь недосыпает, день недоедает. Поглядишь: у кого хлеб сохнет, желтеет, а у его хозяина всё бутеет; чья скотина ноги завивает, а его по улице брыкает; чьих коней под гору тащат, а его и в поводу не сдержать. Хозяин разумел, кого благодарить, кому спасибо говорить.
    Кончился срок, миновал третий год, он кучу денег на стол.
    — Бери, работничек, сколько душа хочет; твой труд, твоя и деньга!
    А сам вышел вон.
    Берёт работник опять одну денежку, идёт к колодезю воды испить — глядь: последняя деньга цела, и прежние две наверх выплыли. Подобрал он их, догадался, что бог его за труды наградил; обрадовался и думает: «Пора мне бел свет поглядеть, людей распознать!»

  • 5 слайд

    Подумал и пошёл куда глаза глядят. Идёт он полем, бежит мышь: — Ковалёк, доро

    Описание слайда:

    Подумал и пошёл куда глаза глядят. Идёт он полем, бежит мышь:
    — Ковалёк, дорогой куманек! Дай денежку; я тебе сама пригожусь!
    Дал ей денежку.
    Идёт лесом, ползёт жук:
    — Ковалёк, дорогой куманёк! Дай денежку; я тебе сам пригожусь!
    Дал и ему денежку. Поплыл рекой, встрелся сом:
    — Ковалёк, дорогой куманёк! Дай денежку; я тебе сам пригожусь!
    Он и тому не отказал, последнюю отдал.

  • 6 слайд

    Сам пришёл в город; там людей, там дверей! Загляделся, завертелся работник на

    Описание слайда:

    Сам пришёл в город; там людей, там дверей! Загляделся, завертелся работник на все стороны, куда идти — не знает. А перед ним стоят царские палаты, сребром-золотом убраты, у окна Несмеяна-царевна сидит и прямо на него глядит. Куда деваться? Затуманилось у него в глазах, нашёл на него сон, и упал он прямо в грязь.
    Откуда ни взялся сом с большим усом, за ним жучок-старичок, мышка-стрижка; все прибежали. Ухаживают, ублаживают: мышка платьице снимает, жук сапожки очищает, сом мух отгоняет.

  • 7 слайд

    Глядела, глядела на их услуги Несмеяна-царевна и засмеялась. — Кто, кто разве

    Описание слайда:

    Глядела, глядела на их услуги Несмеяна-царевна и засмеялась.
    — Кто, кто развеселил мою дочь? — спрашивает царь. Тот говорит: «Я»; другой: «Я».
    — Нет! — сказала Несмеяна-царевна. — Вон этот человек! — И указала на работника.
    Тотчас его во дворец, и стал работник перед царским лицом молодец-молодцом! Царь своё царское слово сдержал; что обещал, то и даровал.
    Я говорю: не во сне ли это работнику снилось? Заверяют, что нет, истинная правда была, — так надо верить.
     

  • 8 слайд

    Викторина

    Описание слайда:

    Викторина

  • 9 слайд

    1. Кто рассмешил Царевну Несмеяну?1.Царь-отец2.Работник3.Мышка

    Описание слайда:

    1. Кто рассмешил Царевну Несмеяну?

    1.Царь-отец
    2.Работник
    3.Мышка

  • 10 слайд

    2.Сколько лет Работник трудился на Хозяина?1.Один год2.Два года3.Три года

    Описание слайда:

    2.Сколько лет Работник трудился на Хозяина?

    1.Один год
    2.Два года
    3.Три года

  • 11 слайд

    3. Какую награду обещал царь-отец тому, кто рассмешит Несмеяну-царевну?1. Ст

    Описание слайда:

    3. Какую награду обещал царь-отец тому, кто рассмешит Несмеяну-царевну?

    1. Стать мужем царевны
    2. Мешок золота
    3. Подарить княжество

  • 12 слайд

    4. Кто помогал Работнику рассмешить Несмеяну-царевну?1.Сом с большим усом, жу

    Описание слайда:

    4. Кто помогал Работнику рассмешить Несмеяну-царевну?
    1.Сом с большим усом, жучок-старичок, мышка-стрижка
    2. Сом с большим усом, честный Хозяин, мышка-стрижка

  • 13 слайд

    5. Почему Работник упал перед царскими палатами, увидев Несмеяну-царевну?1. С

    Описание слайда:

    5. Почему Работник упал перед царскими палатами, увидев Несмеяну-царевну?
    1. Споткнулся о камень
    2. Его случайно толкнул прохожий
    3 .Уснул от долгой дороги

  • 14 слайд

    6. Где Работник встретил жука?1. В лесу2. В поле3. На дороге

    Описание слайда:

    6. Где Работник встретил жука?

    1. В лесу
    2. В поле
    3. На дороге

  • 15 слайд

    7. Куда каждый раз пропадала денежка Работника?1. Он забывал ее дома2. Забир

    Описание слайда:

    7. Куда каждый раз пропадала денежка Работника?

    1. Он забывал ее дома
    2. Забирал Хозяин
    3. Падала в колодец

  • 16 слайд

    8. Чем занимался Работник у Хозяина?1. Готовил еду, занимался охотой2. Ездил

    Описание слайда:

    8. Чем занимался Работник у Хозяина?

    1. Готовил еду, занимался охотой
    2. Ездил с важными поручениями от Хозяина
    3. Пас скот, убирал двор

  • 17 слайд

    9. Нашел ли Работник ранее потерянные деньги? Если нашел, то где?1. Да, наше

    Описание слайда:

    9. Нашел ли Работник ранее потерянные деньги? Если нашел, то где?

    1. Да, нашел. Он забыл, что спрятал ее под подушкой
    2. Нет, не нашел
    3. Да, нашел в колодце

  • 18 слайд

    10. Зачем Работник пошел в город?1. Посмотреть на белый свет2. Поискать дене

    Описание слайда:

    10. Зачем Работник пошел в город?

    1. Посмотреть на белый свет
    2. Поискать денежку
    3. Рассмешить Несмеяну-царевну

  • 19 слайд

    Запишите главную мысль сказки одним предложением.

    Описание слайда:

    Запишите главную мысль сказки одним предложением.

  • 20 слайд

    Какое ей было житьё, какое приволье, какое роскошье!Как вы понимаете смысл п

    Описание слайда:

    Какое ей было житьё, какое приволье, какое роскошье!

    Как вы понимаете смысл предложения:

  • 21 слайд

    Объясните, почему работник брал лишь одну денежку, а не весь мешок?

    Описание слайда:

    Объясните, почему работник брал лишь одну денежку, а не весь мешок?

  • 22 слайд

    Опишите какой вам представляется Царевна Несмеяна?Попробуйте нарисовать Царев

    Описание слайда:

    Опишите какой вам представляется Царевна Несмеяна?
    Попробуйте нарисовать Царевну Несмеяну у окна царских палат.

  • 23 слайд

    Придумайте 5 вопросов к сказке. Составьте кросворд.

    Описание слайда:

    Придумайте 5 вопросов к сказке. Составьте кросворд.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Основная мысль сказки царевна несмеяна

  • Сейчас обучается 923 человека из 79 регионов

Основная мысль сказки царевна несмеяна

  • Сейчас обучается 441 человек из 67 регионов

Основная мысль сказки царевна несмеяна

  • Сейчас обучается 500 человек из 74 регионов

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Краткое описание документа:

Данную презентацию можно использовать для внеклассного чтения с детьми третьего класса.

Проверен экспертом

Общая информация

Похожие материалы

  • Рабочая программа по литературному чтению 3 класс «Школа России»

  • Тест по литературному чтению

  • Конспект урока по литературному чтению для 1 класса УМК «Школа России» на тему «Век живи, век учись. Гласные и согласные звуки. Как образуется слог?»

  • Презентация по литературному чтению для 1 класса УМК «Школа России» на тему «Век живи, век учись. Гласные и согласные звуки. Как образуется слог?»

  • Авторское стихотворение «Пёс» для детей, направлено на воспитание заботливого отношения к животным.

  • Презентация «Волшебный мир рассказов Виктора Юзефовича Драгунского»

  • Конспект урока «Волшебный мир рассказов Виктора Юзефовича Драгунского»

  • КТП «Литературное чтение с интеграцией «Родная литература русская»

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5435058 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «Основы построения коммуникаций в организации»

  • Курс повышения квалификации «Этика делового общения»

  • Курс повышения квалификации «Финансы: управление структурой капитала»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Риск-менеджмент организации: организация эффективной работы системы управления рисками»

  • Курс профессиональной переподготовки «Метрология, стандартизация и сертификация»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление службой рекламы и PR»

Тип урока: открытие нового знания.

Форма урока: урок-сказка.

Цель: создать условия для знакомства обучающихся с основными признаками малого фольклорного жанра «сказка» и музыкальным образом сказочного героя в произведении русского композитора-классика П.И.Чайковского.

Задачи:

  • познакомить обучающихся с основными признаками сказки;
  • познакомить обучающихся с творческим наследием П.И.Чайковского;
  • совершенствовать навыки правильного, сознательного, выразительного чтения;
  • совершенствовать навыки хорового исполнения;
  • расширять кругозор обучающихся;
  • воспитывать интерес и уважение к русской национальной культуре и музыкальному искусству;
  • воспитывать взаимопомощь и уважительное отношение к одноклассникам;
  • развивать творческое воображение и фантазию; развивать внимание и память обучающихся;
  • развивать умение играть в ансамбле на музыкальном инструменте «ложки деревянные»;
  • развивать умение работать в группе и формы общения (монолог, диалог).

Планируемые результаты:

Предметные

Учащиеся научатся:

  • различать основные признаки сказки;
  • правильно, осознанно и выразительно читать;
  • узнают лексическое значение слова «фольклор»;
  • выделять характерные интонационные особенности музыкального сочинения (изобразительные и выразительные);
  • играть на музыкальном инструменте «ложки деревянные»;
  • исполнять выразительно песню.

Метапредметные

  • регулятивные – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;
  • познавательные:
    • выбирать наиболее эффективные способы решения заданий;
    • переносить математические знания в новую жизненную ситуацию;
  • коммуникативные – договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Личностные

  • развитие интереса к русской национальной культуре;
  • развитие уважительного отношения к одноклассникам;
  • развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого   потенциала в процессе коллективного музицирования.

Формируемые УУД:

Познавательные:

Общеучебные универсальные действия:

  • самостоятельное выделение познавательной цели;
  • осуществлять смысловое чтение текстов различного вида, жанра, стиля;
  • поиск и выделение информации;

Действия постановки и решения проблем:

  • формулирование проблемы;
  • создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные:

  • инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • сотрудничество при исполнении вокальных и инструментальных номеров;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка.

Личностные:

  • нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные:

  • целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно);
  • выполнение работы в соответствии с учебной задачей;
  • умение соотносить цель и полученный результат.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор, интерактивная доска;
  • синтезатор;
  • аудиозапись пьесы П.И.Чайковского «Баба Яга»;
  • карточки-модели сказки;
  • разрезные магнитные буквы и цифры;
  • картинки героев русских народных сказок и их героев;
  • ложки деревянные;
  • «волшебный» мешочек;
  • «волшебная» палочка.

Ход урока

I. Организационный момент

1. Приветствие гостей

Презентация 1

— Добрый день. Все готовы к уроку. Молодцы! Повернитесь и поздоровайтесь с нашими гостями.

Настрой на урок.

Чтение учителем стихотворения:

Мы рады видеть каждого из вас.
И пусть в окно зима прохладой дышит,
Нам будет здесь уютно и тепло,
Ведь весь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.

2. Мотивация

Звучит музыка слова Ю.Ким, музыка В.Дашкевич «Приходите в гости к нам» из кинофильма «Там, на неведомых дорожках…».

Учитель:

— Вы слышали эту музыку? Знаете, куда она нас зовёт? (В сказку).

— Злой волшебник перепутал буквы. Помогите мне, верните слово, прочитайте его на доске. (Буквы расположены справа налево: акзакс).

— Молодцы, правильно. Это тема нашего урока.

— У нас сегодня необычный урок. Урок будут вести два учителя, все вместе мы будем придумывать и рассказывать свою сказку, создадим её модель.

— Какой вопрос мы перед собой поставим? (Какую «задачу» будем решать?)

(Узнать, что такое сказка, придумать свою сказку).

II. Актуализация знаний

Учитель:

А какие сказки знаете вы?

Ответить вам поможет вот эта «волшебная» палочка, кто её возьмёт, тот правильный ответ назовёт.

(«Репка», «Колобок», «Теремок», «По щучьему велению…», «Курочка Ряба», «Лиса и журавль», «Волк и семеро козлят», «Лисичка-сестричка и волк», «Царевна-лягушка», «Кот в сапогах»)

— Вы назвали сказки двух видов. На какие 2 группы, 2 вида можно разделить названные сказки? (Это русские народные сказки. А «Кот в сапогах» — авторская или литературная сказка).

В сказке может всё случиться,
Наша сказка впереди,
Сказка в двери постучится —
Скажем гостье: «Заходи».

(Входит обучающаяся в национальном русском костюме и играет на свирели).

III. Открытие нового знания

1. Что такое фольклор?

Учитель:

— Ребята, а что такое сказка? Может это красивая девочка, которую мы видим. (На доске появляется слайд 2 — картинка девочки в русском национальном костюме).

(Нет, это не девочка. Это литературное произведение, которое мы можем услышать).

— Сказка — это литературное произведение, его можно услышать и прочитать.

Учитель на доску закрепляет жёлтый круг (с маленькими чёрными глазками)  и говорит:

— Мы возьмём круг как символ сказки. Почему круг?

Слайд 3. (По кругу сидят дети в русской национальной одежде).

— В старину русские люди вечером, после работы, садились в кружок с детьми и рассказывали друг другу сказки. А на празднике водили хороводы по кругу, танцевали и пели.

— А как люди узнавали сказки? Кто их рассказывал? (Их рассказывали бабушки).

— То есть передавали из уст в уста. (Учитель крепит в центре круга ротик).

— Поэтому сказки называют устным народным творчеством или таким словом, как фольклор. (На доске крепится табличка со словом «фольклор»).

2. Сказки и числа

Учитель:

— Давайте начнём свою фольклорную сказку. Как сказки начинаются? (Жили-были…) — В некотором царстве, в некотором государстве жил-был 1…

(Дети хором называют литеру своего класса).

— Дружно жили в трёх теремах, помогали соседям, не обижали друг друга. В первом тереме жили друзья — математики, во втором тереме друзья — музыканты, в третьем — друзья — артисты.

(На доску крепятся нарисованные три терема, с прикреплёнными карточками — стихами (1, 3 терем) и «волшебными» предметами (колобок, мешочек и палочка — 2 терем).

Речевая разминка. Артикуляционная гимнастика

Учитель музыки:

— Перед нашим творчеством нужно разбудить наши голоса.

— Ребята, читаем хором, все вместе Слайд 3.

Ша-ша-ша,
Пойте с нами не спеша.
Шо-шо-шо,
Получилось хорошо.

А теперь послушайте, как это можно спеть.

(Учитель поет попевку в сопровождении синтезатора).

— Споем вместе сначала пиано, а потом форте. (Вспоминаем значение терминов «пиано», «форте»).

Учитель:

— Ну-ка, друзья — математики покажите нам как вы дружно живёте!

— Прочитайте нам стихотворение, а вы, ребята, угадайте сказку.

(Учитель даёт детям карточки со стихами. Выходят к доске и читают заранее назначенные дети).

Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом…
Кем же были эти
Маленькие дети? (Волк и семеро козлят) Слайд 5.

Жила в лесу зверей семья.
Однажды девочка пришла.
Очень возмутились звери,
Что в их доме спали, ели.
Назовите поскорей
Этих сказочных зверей. (Три медведя) Слайд 6.

Где-то в поле он стоит,
Из трубы дымок летит.
Заяц, мышь, лиса, лягушка,
Волк и косолапый мишка
Дружно, весело живут.
Хором песенки поют.
Отвечай скорей дружок
Это сказка? (Теремок) Слайд 7.

Учитель:

— Кто написал эти сказки? (Русский народ)

— Сколько стихотворений вы услышали? (3)

— А какие числа ещё встречались в сказках? (7, 12)

Для сказок это волшебные числа, они часто в них встречаются. Троекратный повтор действий главных героев — особенность русских народных сказок.

(Учитель крепит на доске таблички с цифрами по бокам круга).

— Приглашаю выйти из первого терема добрых молодцев или красных девиц, вас должно быть трое.

Слайд 5. (Играющие ложкари в русских национальных костюмах).

(Трое детей выходят и играют на ложках ритмический аккомпанемент к русской народной песне «Во саду ли в огороде»).

Учитель музыки:

— Ждет вас испытание музыкальное, надо помочь исполнить сказочную мелодию. Послушайте её.

Учитель исполняет со словами 1 куплет песни «Во саду ли в огороде» для того, чтобы впоследствии при выполнении заданий отталкиваться от образа героини песни (девицы).

— Ребята, девица из нашей песни сначала гуляла не торопясь, шагала медленно. Как ложками можно показать медленные шаги? Дети отстукивают шаги четвертями (длительность). Сначала ритм отстукивается без музыки, далее учитель исполняет мелодию на синтезаторе под ритмический аккомпанемент детей.

А потом девица увидела вдалеке своих подружек и побежала к ним. Сыграйте на ложках, как она бежала? Обучающиеся исполняют ложками аккомпанемент шаги – восьмые сначала без музыки, потом совместно с синтезатором.

В процессе выполнения этого задания «тройки» играющих на ложках меняются, чтобы охватить большее количество обучающихся.

IV. ФИЗКУЛЬМИНУТКА, сидя за партой

Учитель музыки:

— Вы ребята, молодцы, а мы не хуже удальцы.
Ручками похлопаем, ножками потопаем,
Глазками моргнём и в соседний терем пойдём.

3. Волшебные герои и предметы в сказках

Учитель музыки:

— А тем временем в теремке друзей-музыкантов что-то происходит, кто-то в гости к ним пожаловал.

— Давайте послушаем музыку и представим себе, кто это?

(Звучит пьеса П.И.Чайковского «Баба-Яга».)

— Кого вам изобразила музыка? (Ответы детей).

— Хорошие ответы у вас получились.

Помогу вам её представить. Послушайте стихотворение… (зачитать фрагмент стихотворения из сборника «Детский альбом»).

Кто там?

Кто там летит в вышине?

Кто там?

В темной ночной глубине?

Кто там воет, кто там стонет,

Кто метлою тучи гонит?

Это Баба-Яга костяная нога (эту строчку учитель проговаривает вместе с детьми) Учитель берёт сборник в руки.

— Музыка про Бабу-Ягу живет в этом нотном сборнике, который вам уже знаком.

— Как он называется? (Детский альбом).

— Какой композитор сочинил эту музыку? (П.И.Чайковский)

Слайд 6. (Портрет и автор П.И.Чайковский)

— В исполнении какого инструмента прозвучала пьеса «Баба —  Яга»?

— Какой получилась Баба-Яга по характеру у Чайковского?

(Злая, серьезная, грубая)

Озвучиваем мелодию (первые фразы) стихотворными строчками, для того чтобы прочувствовать волнение и тревогу, передаваемые музыкой:

— Давайте это покажем нашими голосами. Учитель зачитывает стихотворные строчки:

Что там шумит?
Кто там свистит?
Это Ягуша над лесом летит.

— Подумайте, каким голосом мы споем?

Я сейчас перечислю слова, а вы хлопните в ладоши, если слово подходит.

Мы будем петь… ласково, тревожно, радостно, серьезно.

 — Посмотрите, как художник Билибин Иван Яковлевич изображает Бабу-Ягу.

(Картинка — на доску).

— Какая у художника Баба-Яга? (Злая, сердитая).

Учитель:

— Положите перед собой напечатанные листочки. Давайте прочитаем и узнаем, какой образ Бабы-Яги в сказках.

(Дети из 2 терема читают отрывки из сказок. Остальные учащиеся следят за чтением по листочку).

Царевич взошёл в избушку и видит: на печи, на девятом кирпичи, лежит Баба-Яга — костяная нога, нос в потолок врос, сама зубы точит.

(Сказка «Царевна-лягушка»).

Повернулась избушка к лесу задом, к Марьюшке передом. Зашла Марьюшка в избушку и видит: сидит там Баба-Яга — костяная нога, ноги из угла в угол, губы на грядке, а нос к потолку прирос.

(Сказка «Финист — Ясный сокол»).

Учитель:

— В чём сходство и отличие образа Бабы — Яги в музыке, на рисунке и в сказке и в стихотворении? (Вредная, злая — в музыке, некрасивая — на рисунке, страшная, загадочная, непонятная — в сказке, и везде она волшебная).

— Пролетала Яга над нами и выронила «волшебный» мешочек. «Волшебная» палочка и «волшебный» мешочек – это сказочные предметы, в других литературных произведениях вы их не встретите.

(Учитель крепит на доску: символ «волшебной» палочки и «волшебного» мешочка).

Учитель:

— А в мешочке том много интересного, например, волшебный клубочек, который покатился и привел нас к дому колобка. Слайд 11.

— Ребята, давайте вспомним его сказку. Повторяйте за колобком.

(Дети выполняют физкультминутку «Колобок» с помощью проектора).

V. ФИЗКУЛЬМИНУТКА динамическая

Презентация 2

4. Добро побеждает зло

Учитель:

— Сказка наша продолжается. А давайте-ка заглянем в третий терем нашего царства. Эй, друзья-артисты, заскучали? Вам продолжать нашу сказку. Для вас творческое задание. Выразительно прочитать эти строчки, а по возможности даже сыграть мини-сценку. Волшебная палочка, помоги мне выбрать троих желающих!

(Дети выразительно читают слова и показывают движения. Если они читали недостаточно выразительно, можно спросить других желающих, при наличии времени).

1 Чтец (Учитель надевает шапочку Лисы. После чтения вешает картинки-изображения на доску).

Рыжая шкурка, хитрые глазки. 
К вам прибежала прямо из сказки. 
Я колобочка нечаянно съела! 
Так уж случилось, я не хотела! (Лиса Краса)

Учитель:

— Лиса в сказках какая? (Хитрая, льстивая, рыжая, красивая).

Её называют Лиса краса.

2 Чтец (Учитель надевает корону Царевны)

Не могу никак иначе:
Я всё плачу, плачу, плачу…
Кто царевну исцелит?
Несмеяну рассмешит? (Царевна Несмеяна)

— Какая Царевна? (Печальная, плаксивая, жалобная).

3 Чтец (Учитель даёт в руки меч богатыря)

Унеслась моя стрела,
Точно птица ввысь!
Где теперь её искать?
Ну-ка, разберись! (Иван Царевич)

— Царевич кокой? (Сильный, смелый, могучий, храбрый).

4 Чтец

Пусть герои сказок
Дарят нам тепло!
Пусть добро навеки
Побеждает зло!

Учитель:

— Вот ещё одно отличие сказки: добро побеждает … (хором) зло!

5. Особые слова и образные выражения, концовка в сказке

5 Чтец

Любо было!
Я там был,
Мёдовуху и квас пил.
По усам хоть и бежало,
В рот ни капли не попало.

Учитель:

— Спасибо нашим друзьям-артистам, повеселили нас от души.

— Сказки можно отличить по особым словам, образным выражениям. Вы их только что услышали.

Лиса Краса, Лисичка Сестричка, Царевна Несмеяна, Иван Царевич.

(Учитель крепит таблички на доску). И сказки можно отличить по особым концовкам.

Такая, например. Закончите хором.

Сказка ложь, да в ней намёк,
(хором) добрым молодцам урок.

В нашу модель, колобку, я надеваю шапочку. Она означает: особые слова, урок в сказке, концовка в сказке.

VI. Итого урока

Учитель:

— Так 1 «Е» класс жил-поживал, да добра наживал.

— Помогите мне закончить нашу сказку.

— Сказка ложь, да в ней урок.

— Посмотрите на нашу модель. Расскажите, что особенного есть в сказке? Чем она отличается от других литературных произведений?

(Это литературное произведение устного народного творчества или фольклора. Её можно отличить по троекратным повторам, волшебным героям, превращениям и предметам, в ней есть особые слова, образные выражения, сказка чему-то учит).

— Чему научила вас сказка?

(Дружить, помогать друг другу, узнали новые сказки, научились играть на ложках).

Учитель:

— Подарим друг другу песню «Сказки гуляют по свету…».

VII. Рефлексия «Волшебный мешочек»

Учитель:

— Соберём «волшебный» мешочек впечатлений от нашей сказки. Слайд 12.

Прочитайте буквы на доске хором. Подберите слово на любую букву, которым вы оцените свою работу. Возьмите букву, назовите это слово и положите в наш волшебный мешочек. Слайд 13.

В — было весело,
П — понравилось,
И — интересно или
С — скучно,
Н — не понравилось,
Т — трудно было.

(Если дети не справляются, учитель на слайде презентации выводит эти слова, а дети уже называют буквы в их начале и складывают буквы в «волшебный» мешочек).

Учитель:

— Спасибо всем! Мешочек мы сохраним до следующего урока, посвящённого сказкам.

Кукольный спектакль для детей дошкольного возраста

                                        « Как котёнок потерялся»

1. Звучит  весёлая музыка, дети проходят в зал. На середине зала стоит ширма украшенная  декорациями: ёлочки,  домик.

                        Сказочница выходит к ребятам

Сказочница:  Здравствуйте,  ребята!   Я, сказочница,  у вас в гостях. Хочу сказку вам рассказать осеннею, про зверят.

Наступила поздняя осень, уже  выпал снег, солнышко редко показывается, холодно стало. А мы с вами встретились в вашем большом уютном зале.

В мире много сказок грустных и смешных и нельзя на свете нам прожить без них. Но прежде чем увидеть и услышать сказку, отгадайте загадки.

1. Домашний  адрес  Бабы – Яги. (  лес, избушка)

2. Имя  мальчика,  которого  унесли  гуси. (  Иванушка)

3. Какие  сказочные средства  передвижения  вы  знаете?( ковёр самолёт, метла, волк)

4.Кого встретил в лесу колобок.

5.Куда спрятался от волка самый маленький козлёнок.

Сказочница: Молодцы ребята, все загадки отгадали, все вы дружно отвечали, вместе скажем- раз, два, три- к детям сказка приходи.

Дети:  Раз – два – три – к детям сказка приходи

                        Звучит музыка

Сказочница: Начинается наша сказка, заплетается наша сказка

Жил в домике котёнок весёлый озорной,

 Он поиграть бы мог с тобою и со мной.

 Он прыгал и резвился, нисколько не скучал

 И мамочку родную совсем не огорчал.

                Появляется котёнок, поёт песенку  

Котёнок: Я маленький котёнок иду куда хочу

        И песенку весёлую мур – мур – пою, пою.

Котёнок: Здравствуйте ребята!

Ответ детей: Здравствуй котёнок.

Котёнок: Давайте знакомиться, меня зовут Рыжик!

         Я очень люблю играть, да только не знаю с кем?

                Появляется  щенок, который бежит ему на встречу

Щенок: Гав, гав  здорово, я дружу с листочками и со снежинками , мы в догонялки играем.

                 Гав, гав, гав, привет , ты кто?( смотрит на котёнка)

Котёнок: Я, котёнок – Рыжик, а ты кто?

Щенок: А я, Дружок,  давай играть вместе в догонялки?

Котёнок: А давай, раз, два, три, догони.

                 Звучит музыка котёнок и щенок бегают друг за другом.

Котёнок: Здорово!  С тобой так весело, давай ещё поиграем?

Щенок: Нет, я пойду домой, а то меня мама будет ругать.( щенок убегает.)Мне нельзя далеко убегать. Гав, гав.

Котёнок: Ну и как хочешь, а я бы ещё поиграл, да не с кем.

Сказочница: Рыжик, а хочешь, мы с тобой поиграем в музыкальную игру?

Котёнок:   Конечно  хочу, научите меня так играть.

Музыкальная игра « Давайте все делать, как я» проводится со всеми ребятами

                Диск Т. Суворовой « Музыкальная ритмика»

Сказочница: Ну, что , Рыжик, понравилась тебе наша игра?

Котёнок: С вами хорошо, весело. (Бегает по ширме под веселую музыку,

Котёнок: Ой, я совсем забыл, мне-же пора домой.

                        Звучит тревожная музыка.

Сказочница: Котёнок так долго бежал, что не заметил, как сбился с дорожки,

                 Как бы он не заблудился, ведь он такой маленький.

Котёнок:  Видно сбился я с пути,  где  дорогу мне  найти ,

                На пути лишь сосны,  ели, лес густой вдали синеет,

                 Холодно, страшно и куда же мне пойти, как дорогу мне найти?

3. Котёнок: Мяу, мяу — помогите, мамочку мою найдите! (котёнок прячется под куст)

                 Появляется зайчонок  он напевает песенку.

Зайчонок:  Хорошо в лесу гулять. На полянке кувыркаться, со снежинками, с листочками смеяться и валятся. Ах,  какая красота, загляну — ка  я сюда.(смотрит  под куст) Ой-ей. Пугается.

Котёнок: Мяу, мяу, помогите , мамочку мою найдите?

Зайчонок: Ой, ты кто? Чего дрожишь? Вылезай,  и не реви. Ты зачем под кустом сидишь, замерзнешь.

                Появляется Зайчиха ( звучит музыка песенки про зайку)

Зайчиха: Длинное ушко, отзовись, поскорее покажись!

Зайчонок: Мама, мама, иди скорей, здесь сидит какой – то зверь,

                Маленький, такой пушистый, мех на шубке шолковистый

                Мама – может он зайчонок?(Страшном голосом) Мама может он Волчонок?

Зайчиха:  Не зайчонок, не Волчонок, а котёнок, как зовут тебя малышка,

                Где твой маленький  домишко?

Котёнок: Меня Рыжиком зовут, где мой домик не пойму.

                Я на улице играл и от дома убежал,

                Со щенком я повстречался и немного заигрался

                Забежал к ребятам в садик с ними песни пел, плясал.

Снежинки я потом увидел, немного с ними поиграл

                Не заметил, как от дома я всё дальше убегал

                И вот так я в лес попал и дорогу потерял

                Мяу – мяу, помогите мамочку мою найдите?( плачет)

Зайчиха: Да, котёнок, так бывает, кто от дома убегает,

                Но тебе я помогу и дорожку покажу.

                Ветерок с собой возьми, чтоб  помог тебе идти,

                К мышкам ты скорей иди, у них помощи проси вот по этой тропинке иди и ни куда не сворачивай.

Зайчонок и Зайчиха: Ну,  а нам пора домой, мы прощаемся с тобой.(уходят)

                Появляется мышки. (Звучит музыка)

1 мышонок: Не шуми сердитый ветер, не боимся мы тебя

                Будем мы в снежки играть с братцем листики гонять!

        Раз снежок, два снежок. Убегай скорей дружок. Раз листочек, два листочек. Становись скорей в кружочек.

                          Играют в снежки под музыку

 4. Вторая мышка: Ты – мышонок, я мышонок, зверя нет быстрей, чем мышь.

                         Догоняй! Чего стоишь?( к мышкам идет котенок)

1 мышка: Ой, смотрите, это- кот, по тропинке к нам идёт!

 Вместе обе мышки: От кота мы убежим нам нельзя встречаться с ним. Пи-пи-пи

Котёнок: Убежали, плохо дело, я спросить у них хотел

                 Как дорогу мне  найти, и не сбиться бы в пути.
Сказочница: И пошёл котёнок дальше, он шёл и мяукал, но вдруг услышал шаги, опять спрятался под куст, кто- то громко пел песенку и рычал.

                        Появляется медвежонок, он поёт песенку

Медвежонок: Я мишка косолапый я по лесу иду, я мишка косолапый песенку пою

                Ры- ры – ры –ры, по лесу иду. Кто на крыше берлоги скакал, кто мне спать мешал. Я того найду , и с ним поиграю. Спать всю зиму скучно.

                  Появляется большой медведь под музыку

Медведь: Мишутка, где ты, ау!  До весны медведям спать надо.

Мишутка: дедушка, я тебя не вижу, подожди, сначала снежинку разгляжу  (наклоняется). Ой, ты кто, я тебя не знаю, ( видит котёнка). Ты наверное  бельчонок, ты не бойся, вылезай, а то замерзнешь.

        Подходит большой медведь, котёнок вылезает

Медведь: Это вовсе не бельчонок, милый маленький котёнок

        Мех на шубке  шолковистый, рыженький, такой пушистый,

        Маленький,  и с коготками, ты зачем сбежал от мамы? Надо с мамой дома быть, чай с вареньем надо пить.

Котёнок:  Меня Рыжиком зовут, где мой домик не пойму

                Со щенком я повстречался и немного заигрался,

                Забежал к ребятам в садик с ними песни пел, плясал

                Я с листочками кружился и в снежки я поиграл.

                Тут в лесу я оказался и совсем один остался,

                За ракитовым кусточком повстречался я с зайчонком

                Мамочка его пришла,  меня к мышатам отвела

                Мышки меня увидали, почему-то убежали ,а сейчас я потерялся и в лесу один остался .И куда теперь идти, где-же маму мне найти не знаю.

                                                      (Жалостно мяукает)

Мишутка: Дедушка, давай поможем, а то я до весны спать не смогу и тебе не дам.

Медведь: вот хитрец-молодец. Рыжик, ступай за нами, мы отведем тебя к маме. А тебе только бы не спать, шагом марш (идут друг за другом, появляется мама кошка)

Кошка: Мяу! Мяу! Как же я переживала,  целый  день, тебя искала, не послушный мой,  хороший, где же был ты?

Котёнок: Мамочка, я заблудился, я так долго тебя искал, я никогда больше не буду далеко убегать от дома. А помогли мне мои друзья, да вот они к нам  все в гости идут, дружно песенку поют.

Все звери появляются на ширме и поют песню:

Мы весёлые зверята, мы в лесу густом живём

Помогаем мы друг другу вместе пляшем и поём

Ну, а если вдруг с тобою приключилася беда

Мы тебе всегда поможем, потому что мы друзья.

Сказочница: Тут и сказочке конец, а кто слушал молодец.

                А теперь сказка закрывается, до свидания ребята.

Автор статьи

В сказках дети сталкиваются с проблемами и их решением. Если ребенок с раннего возраста начнет осознавать «сказочные уроки», сопоставлять их со своей жизнью, он будет расти более сообразительным. И чтобы эти «уроки» хорошо усваивались, они должны быть в доступной для детского понимания форме.

Выбираем сказки по возрасту

Поучительные сказки для детей по возрасту

При выборе сказок нужно учитывать возраст ребенка1.

3–4 года

В этом возрасте детям интересны и близки сказки о животных, которые рассказывают ребенку, как нужно поступить в той или иной ситуации и почему. Благодаря кратким историям ребенок знакомится с явлениями природы, поступками людей, с первыми понятиями о добре и зле.

В этом возрасте дети часто представляют себя разными животными и их детенышами.

Примеры сказок:

  • «Мышонок и карандаш» (В. Сутеев);
  • «В сладком морковном лесу» (С. Козлов);
  • «Мама для мамонтенка» (Д. Непомнящая);
  • «Сказка про маленьких крольчат» (Д. Харрис).

5 лет

С 5 лет ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеком. Среди героев популярны принцы, царевны, персонажи с суперспособностями. Чем старше ребенок, тем с большим удовольствием он слушает истории про людей, представляя себя в разных ролях.

Например, русские народные сказки:

  • «Царевна-лягушка»;
  • «Царевна Несмеяна»;
  • «Волшебное яблочко»;
  • «Сивка Бурка».

6–8 лет

В этом возрасте ребенок уже понимает и любит волшебные сказки с превращениями и чудесами. Такими сказками являются:

  • «Волшебник Изумрудного города» (А. Волков);
  • «Старик Хоттабыч» (Л. Лагин);
  • «Королевство кривых зеркал» (В. Губарев);
  • «Оле-Лукойе» (Г. Х. Андерсен).

Народные сказки

В сказках разных народов всегда присутствуют общечеловеческие ценности: добро, правда, красота. Народные сказки хороши простотой языка, его приближенностью к разговорной речи и тем, что в них дети узнают о жизни, быте, обычаях народа. Такие сказки учат верить в силу добра, которое побеждает не само по себе, а через преодоление трудностей.

У многих народов сюжеты сказок похожи. Например, «Чудо-яйцо» как пробуждение жизни встречается в 224 сказках, «Золушка» – в 3502.

Сказки для мальчиков и девочек

Поучительные сказки для мальчиков и девочек

Деление сказок на «женские» и «мужские» весьма условно. Однако самыми популярными сказками для мальчиков считаются «Три поросенка» и «Колобок». В «Трех поросятах» показан образ героя-победителя, а в «Колобке» вложено предупреждение о том, что можно потерпеть поражение, будучи невнимательным и легкомысленным.

Популярными «женскими» сказками являются:

  • «Красная шапочка»;
  • «Маша и Медведь»;
  • «Крошечка-Хаврошечка»;
  • «Морозко»;
  • «Золушка».

Во всех «женских» сказках обязательно есть мужской персонаж (в виде человека или животного). Героиня борется с ним («Красная Шапочка», «Маша и Медведь») или влюбляется («Крошечка-Хаврошечка», «Морозко», «Золушка»). Эти сказки учат девочек любви, состраданию, заботе и житейской мудрости.

Все, что ребенок воспринимает в детстве, сказывается на его взрослой жизни. Если он видит, что побеждает сильнейший, а над слабым потешаются, он будет стараться «качать мышцу». Если он видит, что побеждают хитрые, он попробует обманывать и хитрить. Если он видит, что лидирует умный, он будет стремиться развивать собственные знания3. Поэтому читайте или хотя бы просматривайте содержание сказки перед тем, как ее услышит или прочтет ребенок.

Как придумать собственную сказку

Придуманные сказки бывают для детей более значимыми, чем из книг, так как они основаны на их интересах и желаниях. Ребенку всегда приятно осознавать, что главный герой сказки – это он сам.

Приведем 7 правил составления сказок4.

  1. Краткие предложения, короткая, неутомительная сказка.
  2. Отсутствие лишних героев.
  3. Подключение всех каналов восприятия (какие звуки слышатся, какие запахи ощущаются, какие цвета, образы и т.д.).
  4. Отсутствие осуждения, назидания.
  5. Минимальное использование частицы «не».
  6. Включение в сказку проблемы. При этом должно быть соответствие отношений между героями в сказке и в реальности.
  7. Учет темперамента ребенка:
  • холерикам – кратко, динамично, с конфликтом;
  • сангвиникам – кратко, динамично, с юмором;
  • меланхоликам – с описанием чувств, сентиментальности;
  • флегматикам – с подготовительным вступлением и структурно.

Как читать

Читаем поучительные сказки для детей

Для малышей хорошо читать на ночь в качестве ритуала перед сном. Следует ограничиться либо одной небольшой сказкой, либо одной главой. Но обязательно с завершенным сюжетом.

Есть специальные сборники сказок на ночь:

  • «Добрые сказки на ночь» (сказки советских писателей);
  • «Сказки-засыпайки для маленьких несонь» (И. Гурина);
  • «Сказки в пижамах» (И. Зартайская).

С детьми постарше хорошо читать поучительные и познавательные сказки. Затем обсуждать прочитанное, задавать вопросы, находить примеры из жизни.

Например:

  • «Не хочу! Не буду! Сказка для капризуль» (Е. Григорьева);
  • «Принцесса Торнада» (А. Игнатова).

Так что же почитать

Чаще всего родители ищут короткие, добрые и интересные сказки. Мы подобрали десяток именно таких. Просто вставляйте в поисковик названия.

  1. «Сказки на один укус» (Ю. Кузнецова).
  2. «12 месяцев» (С. Маршак).
  3. «Маленький ангел» (А. Безлюдная).
  4. «Сказки для добрых сердец» (Н. Абрамцева).
  5. «Сказки от капризов» (И. Гурина, Т. Холкина).
  6. «Сказки про Машу» (Г. Лебедева).
  7. «Трям! Здравствуйте!» (С. Козлов).
  8. «Цветик-семицветик» и другие сказки (В. Катаев).
  9. «Сказки-несказки», «Приключения муравьишки» (В. Бианки).
  10. «Ба из долины прыгучих ручьев» (К. Горбунова).

Видео

Список литературы

  1. Кабаленова Е. Ю. Народные сказки как уникальная возможность формирования духовно — нравственного здоровья дошкольников // Ямальский вестник. – 2015. – № 1. – С. 99-103.
  2. Снопова Т. К. Народная сказка – средство воспитания и обучения детей // Сибирский педагогический журнал. – 2008. – №3.
  3. Сказки для мальчиков и девочек. Санкт-Петербургская мастерская сказкотерапии. сайт
  4. Зеленко О. В. Современные технологии сказки для психолого-педагогической работы с детьми и подростками // Эксперимент и инновации в школе. 2015. №5.
Фото: © Depositphotos

Урок литературного чтения

Тема: В.Ф. ОДОЕВСКИЙ «ГОРОДОК В ТАБАКЕРКЕ» 4 класс

Цель: создать условия для знакомства  с научно-познавательной сказкой “Городок в Табакерке”; формирования интереса у детей к произведениям В.Ф. Одоевского; обучать детей делить текст на смысловые части, составлять план;  содействовать развитию памяти, мышления, формирование навыков по развитию речи; пополнению словарного запаса обучающихся; способствовать воспитанию

Задачи:

1) расширять словарный запас учащихся,

2) воспитывать любознательность, культуру речевого общения.

Планируемые результаты.

Предметные: достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития , т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя.

Метапредметные:

Регулятивные: составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.

Познавательные: вычитывать все виды текстовой информации. Сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из  различных источников.

Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Личностные: наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Оборудование: презентация на интерактивной доске, пьеса А.Лядова “Музыкальная шкатулка”, карточки для работы в группах.

Ход урока

 I Организационный момент

— Здравствуйте, ребята!

Сегодня на урок к нам пришли гости, повернитесь к ним, поздоровайтесь!

А теперь повернулись все ко мне, улыбнулись и тихо сели.

— Откройте учебник на странице 155, прочитайте, название раздела

— «Литературные сказки»

— С какими произведениями мы будем знакомиться, изучая этот раздел?

— Ребята, а какие еще бывают сказки?

 — (народные)

— А чем народные сказки отличаются от литературных?

— (народные сказки, сочиняет народ, а литературные – автор).

— Чему научимся, работая в разделе литературные сказки? Прочитай ….

—  Чему будем учиться? Читает……

 II Сообщение темы и постановка цели и задач урока

На уроке будем работать со сказкой В.Ф. Одоевского «Городок в табакерке», с которой вы познакомились дома. ( Слайд № 1).

— Мы с вами разделим сказку на части.

— Составим план к ней.                        

—  Дадим характеристику главному герою.

— Определим главную мысль произведения.     

 III Работа по теме урока

1. Знакомство с жизнью и творчеством В.Ф. Одоевского

— Что вы можете рассказать о Владимире Федоровиче Одоевском

Каждый ученик говорит по одной строчке из биографии В.Ф. Одоевского.

 (Слайд № 2).

      2. Словарная работа

— Чтобы лучше понять произведение, над которым мы будем работать, объясните слова и выражения.

 -Кто знает, что такое табакерка?   (Табакерка- коробочка для табака)

Выслушиваются ответы детей.

 — Из словаря Ожегова я вам сейчас прочитаю определение, что такое «табакерка»

(Слайд № 3).

— Ребята, а из чего была табакерка у папы Миши?

— Опишите её. (Стр.156)

— Следующее слово «Бюро». (Слайд № 4)

— Ещё в тексте встречались выделенные слова, такие как: учтиво, ни пяди.

— Где можно найти лексическое значение этих слов? (Ответы детей: в толковом словаре, словарь учебника).

Учтиво – очень вежливо. Ни пяди – старинная мера длины.

      3. Работа с текстом, учебником

— С чего начинается сказка? Прочитайте.

— Подберите синонимы к слову «папенька» (Папа, отец; в разговорной речи: батя, папаша, родитель).

— Почему же автор употребляет именно слово «папенька», (Так раньше называли отца.)

— Кто главный герой произведения? (Миша)

— А что вы думаете о мальчике, используя слова на стр. учебника 168 расскажите о Мише.

( Миша воспитанный, учтивый и добрый мальчик. Он очень любопытный и любознательный, а также внимательный и осторожный. Все это помогло ему во время его сказочного путешествия по городку в табакерке.
«Миша был послушный мальчик; тотчас оставил игру и подошел к папеньке». «Как хорошо воспитанный мальчик, он почел долгом прежде всего обратиться к своему провожатому.». «Миша учтиво поклонился; мальчик-колокольчик взял его за руку, и они пошли».)

— Подтвердите свой выбор примерами из текста.

— Что произошло с Мишей в сказке В.Ф. Одоевского?

— Прочитайте о том, как начинается путешествие Миши по табакерке.

— Кто сопровождал Мишу во время путешествия по табакерке? (Проводник)

— Что особенного было в проводнике? (Это был мальчик – колокольчик, у него была поговорка «Динь-динь-динь»)

— С Какими еще героями познакомился Миша во время своего путешествия? (Мальчики-колокольчики, дядьки-молоточки, надзиратель- господин Валик, с царевной-Пружинкой)

— Прочитайте выразительно разговор с Валиком.

— Какой вывод сделал для себя Миша? (Он пришел к выводу, что когда присматривают за кем-нибудь, то это хорошо. А раньше ему не нравилось, что папенька с маменькой за ним смотрят).

— А о чем рассказала царевна-Пружинка Мише? (Как получается музыка)

— Чему научился Миша во время своего сказочного посещения городка Динь-Динь?( Миша научился рисовать фигуры людей, если они находились близко — большими, если вдалеке — маленькими, он разобрался, как устроена музыкальная табакерка.)

      4. Физминутка(Ночь- день).

5. Составление плана

Работа в парах:

— Сейчас, вы разделитесь на пары, каждой паре будет дана часть произведения с указанной страницей. Ваша задача, прочитать эту часть, обсудить и озаглавить её. Название своей части написать на листочке, который я вам раздала. (По окончанию работы, каждая пара выходит к доске и прикрепляет своё название части).

I часть

— Найдите и прочитайте первую часть. (До слов « — Папенька! Папенька! Нельзя ли войти в этот городок? Как бы мне хотелось!»)

— Как вы озаглавите эту часть? Стр. 156-157

II часть

— Прочитайте вторую часть сказки. ( До слов «Между тем музыка играет да играет; вот все тише да тише, как будто что-то цепляется за каждую нотку, как будто что-то отталкивает один звук от другого».)

 -Предложите название этой части. Стр. 157-158

III часть

— Прочитайте до слов «Между тем их окружали мальчики-колокольчики, теребили Мишу за платье, звенели, прыгали, бегали».

Озаглавьте. Стр. 158-163

IV часть

— Прочитайте до слов «В самом деле, Миша увидел, что по улице ходили какие-то господа на тоненьких ножках…».

Озаглавить. Стр.163-164

V часть

— Прочитайте до слов «Миша – к надзирателю».

Озаглавьте. Стр.164

VI часть

— Прочитайте до слов «Между тем Миша пошел далее – и остановился».

Озаглавьте. Стр.165

VII часть

-Прочитайте до слов « — Что во сне видел, Миша? – спросил папенька».

Озаглавьте. Стр.166

VIII часть

— Прочитайте от слов « — Что во сне видел. Миша? – спросил папенька» и до конца.

Озаглавьте. Стр.167

-Итак, какой план к сказке получился? Прочитайте.

План

  1. Удивительная табакерка

  2. Знакомство с Динь-динь

  3. Герои на улице города

  4. Встреча с молоточками

  5. Господа – дядьки-молоточки

  6. Знакомство с надзирателем

  7. Сударыня – царевна

  8. Миша проснулся

IV Итог урока

— Кто автор произведения.

— Назовите жанр произведения, Докажите, что это сказка.

— Какая будет тема произведения В.Ф. Одоевского

— Что хотел сказать В.Ф. Одоевский своим произведением (главная мысль произведения) (Слайд № 5).

V  Игра «Данетка»

— Ну, а сейчас проверим как вы осознали прочитанный самостоятельно текст.

Я вам раздаю вот такие карточки с вопросами, читаете вопрос и ставите плюс, там где вы считаете нужным.

вопроса

ДА

НЕТ

1

+

2

+

3

+

4

+

5

+

6

+

7

+

8

+

9

+

10

+

Вопросы для игры

1.Данное произведение сказка? (да)

2. Главный герой мальчик Миша? (да)

3. Табакерка была сделана из золота? (нет)

4. Мальчик-колокольчик говорил скороговорками? (нет)

5. Миша завидовал колокольчикам потому, что они ничего не делают? (да)

6. Колокольчики боялись дядечек-молоточков? (да)

7. Надзирателем в городе-колокольчиков был Валик? (да)

8. Валик всё время работал? (нет)

9. Как звали сударыню царевну — царевна-пружинка? (да)

10. Миша поймёт отчего играет музыка в табакерке, когда разберёт её (табакерку)?   (нет) (Слайд № 6)

— После того, как вы всё сделали, поставьте себе сами оценку. На перемене подойдёте, я вам поставлю эту оценку в дневник.

VI Д/з: Сочинить свою сказку «Путешествие в механическую игрушку».

VII Рефлексия: На доске – Колокольчик «Динь-динь» и принцесса «Пружинка».

— А сейчас ребята, кто всё понял, возьмите зелёный колокольчик  и прикрепите его ….., а кто ничего не понял, возьмите красный колокольчик  и прикрепите его к ……

(Если будут такие детки, которые ничего не поняли, им д.з. прочитать ещё раз сказку).

Вопрос № 7: Одоевский создал свое произведение для детей, с тем, чтобы познакомить их со сложным механизмом музыкальной табакерки, объяснить, что нельзя без особых знаний трогать механический предмет, можно его сломать, показал, что надо быть любознательным, послушным, честным, добрым и внимательным, как мальчик Миша. 

Есть те, кто управляет всем, и те, кто выполняет все «поручения». Основная мысль этой сказки в том, что главное в жизни порядок, Как только заведенный порядок нарушается, начинаются бедствия и несчастья.

  • Основная мысль сказки хозяйка медной горы
  • Основная мысль сказки хитрая наука
  • Основная мысль сказки умный работник
  • Основная мысль сказки умнее всех
  • Основная мысль сказки у страха глаза велики для читательского дневника