Основная мысль сказки что значит досуг даль

Список на лето по программе перспектива 1. сказки народов россии. 2. русские народные сказки - читать 3. потешный фольклор: скороговорки,

Список на лето по программе «Перспектива»

1. Сказки народов России.

2. Русские народные сказки — читать

3. Потешный фольклор: скороговорки, считалки, небылицы

4. В. Жуковский. «Котик и козлик», «Птичка»

5. А. Пушкин. «Птичка Божия не знает…»

6. В. Даль. «Что значит досуг?»

7. Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про храброго зайца» (читать)

8. А. Толстой. «Колокольчики мои»

9. Л. Толстой. «Филипок» — читать

10. К. Ушинский. «Рассказы о животных»

11. Н.М. Артюхова. «Подружки»

12. В. Бианки. «Латка» (читать), «Аришка-трусишка» (читать)

13. Г. Остер. «Вредные советы» (читать).

14. Л. Пантелеев. «Как поросенок говорить научился»

15. С. Маршак. «Веселый счет от 1 до 10» (читать), «Багаж» (читать), «Детки в клетке» (читать)

16. Т. Собакин. «Песни бегемотов»

17. А. Усачев. «Умная собачка Соня»

18. Г.-Х. Андерсен. «Гадкий утенок» (читать)

19. Д. Биссет. «Про поросенка, который умел летать»

20. Братья Гримм. «Король-Дроздовик» (читать)

Список литературы на лето “Школа России”

Русская литература

1. А.С.Пушкин “Сказка о царе Салтане” (читать), “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях” (читать)

2. Д.Н.Мамин-Сибиряк “Серая шейка” (читать)

3. Л.Н.Толстой “Три медведя” (читать), “Котенок” (читать) , “Булька” (читать), “Два товарища” (читать)

4. Н.Носов “Живая шляпа”, “Ступеньки”, “Заплатка”, “Затейники”, “Приключения Незнайки и его друзей” (читать)

5. М.М.Зощенко “Елка” (читать)

6. В.Катаев “Дудочка и кувшинчик” (читать) ,”Цветик-семицветик” (читать)

7. П.П.Бажов “Серебряное копытце” (читать)

8. М.Пришвин “Еж”, “Берестяная трубочка”, “Лисичкин хлеб”

9. В.Бианки “Как муравьишка домой собирался” (читать) , “Аришка трусишка” (читать), “Кто чем поет” (читать)

10. В.В. Медведев “обыкновенный великан”

11. Э.Н.Успенский “Крокодил Гена и его друзья”, “Дядя Федор,пес и кот”

12. А.М.Волков “Волшебник изумрудного города” (читать)

Зарубежная литература:

1. Г.Х.Андерсен “Принцесса на горошине” (читать) , “Дюймовочка”(читать) , “Стойкий оловянный солдатик” (читать) , “Русалочка” (читать),”Гадкий утенок” (читать)

2. Братья Гримм “Сладкая каша” (читать), “Золотой гусь”

(читать)

3. Ш.Перро “Спящая красавица”(читать) , “Кот в сапогах” (читать), “Золушка” (читать), “Красная шапочка” (читать)

4. Дж.Родари “Путешествие голубой стрелы” (читать)

5. Т.Янсон “Маленькие тролли и большое наводнение”

7. 6. А.Линдгрен “Три повести о Малыше и Карлсоне” (читать)

8. А.Милн “Винни Пух и все-все-все”

9. Р.Киплинг ”Рикки-Тикки-Тави”, “Отчего у верблюда горб”, “Слоненок”, “Откуда взялись броненосцы”

Стихи:

1. Б.Заходер “Веселые стихи”, ”Птичья школа” (читать)

2. С. Михалков “Дремота и забота”, ”Про мимозу”, “Дядя Степа”, “Чистописание” (читать)

3. С.Маршак “Рассказ о неизвестном герое”, ”Детки в клетке”, ”Школьнику на память”

4. К.Чуковский “Доктор Айболит” (читать)

5. Г.Б.Остер “Вредные советы”, “Зарядка для хвоста”

Альтернативный список по школе России

(нажать для перехода к произведению)

1. Русские народные  сказки: Петушок  и бобовое зернышко. Лиса  и Тетерев. Лиса и Журавль. Каша  из  топора. Гуси-лебеди.

2. Пушкин А.С.  Сказка о рыбаке и  рыбке.

3. Крылов И.А.   Лебедь, Рак и  Щука. Стрекоза  и Муравей.

4. Толстой Л.Н.  Старый  дед  и внучек. Филиппок.  Котенок.

5. Пришвин М.  Ребята  и  утята.

6. Бианки В.  Музыкант.    Сова.

7. Хармс Д.  Стихи.

8. Чуковский К. Путаница. Федорино  горе.

9. Маршак С. Кот  и  лодыри.

10. Михалков  С.   Мой  секрет.   Сила  воли.

11. Барто  А.  Веревочка.  Вовка – добрая  душа.   В  школу.

12. Носов Н.   Затейники.  Живая  шляпа.

13. Осеева В.  Волшебное  слово.   Хорошее.

14. Заходер  Б.  Стихи.

15. Успенский  Э.   Крокодил  Гена  и  его  друзья.

16. Берестов  В.   Стихи.

17. Драгунский В.   Тайное становится  явным.

18. Перро Ш.   Кот  в  сапогах.   Красная  Шапочка.

19. Андерсен Г.   Принцесса  на  горошине. 

Список Перспектива + Школа России (Бойкина М.В)

В. Сутеев. Под грибом. Яблоко. Дядя Миша. Ёлка. Кот-рыболов. Мешок яблок. И другие. (читать)

А. Прёйсен. Про козлёнка, который умел считать до десяти. Весёлый Новый год.

Л. Муур. Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду.

А. Балинт. Гном Гномыч и Изюмка.

Э. Блайтон. Знаменитый утёнок Тим.

Н. Носов. Живая шляпа. Фантазёры. Затейники.

В. Бианки. Первая охота. Как муравьишка домой спешил. Чей нос лучше. Лесные домишки. Сова. Кто чем поёт? И другие рассказы. (читать)

М. Пляцковский. Солнышко на память.

М. Зощенко. Умные животные. Показательный ребёнок. (читать)

В. Кротов. Как Игнатий играл в прятки. Как червячок Игнатий чуть не стал драконом.

Д. Биссет. Всё кувырком.

Ф. Хитрук. Топтыжка.

Г. Остер. Зарядка для хвоста.

Г. Цыферов. Паровозик из Ромашково.

Е. Чарушин. «Тюпа», «Томка и сорока».

С. Михалков. Три поросенка.

Э. Успенский. Крокодил Гена и его друзья.

Русские народные сказки. Петушок и бобовое зёрнышко. Теремок. Волк и лиса. Морозко. (читать)

О. Фомин. Литературное чтение. Читаем летом. 1 класс.

Список книг на лето “21 век”:

Русские народные сказки (читать)

Сказки братьев Гримм (читать)

Сказки Андерсена (Гадкий утенок, Дикие лебеди, Принцесса на горошине, Новый наряд короля и др) (читать)

Михалков “Праздник непослушания”

Токмакова “Аля, Кляксич и буква “А”, “Счастливо, Ивушкин!” и др.

Толстой “Золотой ключик или приключения Буратино”

К.И. Чуковский. Стихи и сказки (читать)

С.Я. Маршак. Сказки, песни, загадки (читать)

П.П. Бажов “Серебряное копытце” (читать)

Гаршин “Лягушка-путешественница”

В. Осеева “Волшебное слово”, “Добрая хозяюшка” и др. (читать)

Чарушин. Рассказы

В. Драгунский “Он живой и светится” и др. (читать)

Носов “Фантазеры”, “Затейники” и др.

В. Бианки. “Хвосты”, “Чей нос лучше”, “Кто чем поет?”, “Как муравьишка домой спешил” и др. (читать)

Мамин-Сибиряк “Алёнушкины сказки” (читать)

Перро “Золушка”, “Кот в сапогах”, “Спящая красавица” (читать)

Катаев “Цветик-семицветик” (читать)

Стихи русских поэтов о природе (читать)

Стихи Б. Заходера (читать)

Список литературы для чтения летом “школа 2100”:

Русские народные сказки “Сивка-бурка”, “Сестрица Аленушка и братец Иванушка”, “Василиса Прекрасная”, “Перышко Финиста-ясна сокола”, “Сказка о молодильных яблочках и живой воде” (читать)

Былины “Добрыня Никитич”,”Добрыня и змей”,”Илья Муромец и Соловей Разбойник” (читать)

Сказки народов мира: – Сказки народов Прибалтики – Татарские народные сказки – Тридцать три Егорки (скороговорки) – Японские народные сказки

А.С.Пушкин “Сказка о рыбаке и рыбке” (читать)

П. Бажов “Сказы” (читать)

Ершов “Конек-Горбунок”

Одоевский “Мороз Иванович”

М.Коршунов ”Петька и его,Петькина жизнь”, ”Дом в Черемушках”

Е.Чарушин “Никита и его друзья”

Н.Носов “Приключения Незнайки и его друзей”

Курляндский “Возвращение блудного попугая и другие истории для самых маленьких и больших ребят”

А.Толстой “Золотой ключик или приключения Буратино”

В.Хмельницкий “Соловей и бабочка”

Берестов “Как найти дорожку”

Стихи:

Заходер стихи и сказки

О.Григорьев “Стихи”

Л.Квитко Стихи для детей

С.Маршак Сказки, песни, загадки

Н.Матвеева стихи

Г.Остер “Вредные советы”

Мориц “Большой секрет для маленькой компании”стихи

Демьянов ”Ребятишкина книжка”

А.Шибаев “Язык родной, дружи со мной”

Ю.Владимиров ”Чудаки”

Зарубежные авторы:

Родари “Приключения Чиполлино”

К.Грэм “ветер в ивах”

А.Милн “Винни-Пух и все-все-все”

А.Линдгрен “Малыш и Карлсон”

А. деСент-Экзюпери “Маленький принц”

Толкиен “Хоббит”

Т.Янсон “Шляпа Волшебника”

Список по УМК Планета знаний

Русские народные сказки. 2 на выбор.

А.С. Пушкин. 1 сказка.

И.А. Крылов. 2 басни.

Л.Н. Толстой. Котенок.

А.П.Гайдар. Совесть. Чук и Гек.

В.А. Осеева. Волшебное слово. Сыновья.

К.Г. Паустовский. Стальное колечко.

В.П. Катаев. Цветик-семицветик.

В.В. Бианки. Как муравьишка домой добирался. Аришка-трусишка.

Б.С. Житков. Храбрый утенок.

Э.Н. Успенский. Крокодил Гена и его друзья. Дядя Федор, пёс и кот. (1 на  выбор)

Н.Н.Носов. Живая шляпа (читать) .

В.Ю. Драгунский. Денискины рассказы (читать)

Б.В. Заходер. Что красивей всего?

Ведем читательский дневник (тетрадь): ФИО автора полностью, название произведения, герои, главная мысль, рисунок.

Литература по программе Занкова на лето для 1 класса

Русские народные сказки; 

Сказки других народов; 

К. Г. Паустовский «Стальное колечко»; 

С. Г. Козлов «Удивительная бочка и другие сказки»; 

Ю. И. Коваль «Полынные сказки»; 

А. П. Гайдар «Чук и Гек»; 

В. Ю. Драгунский «Друг детства» (читать), «Расскажите мне про Сингапур» (читать); 

Н. Н. Носов «Живая шляпа»; 

А. Н. Толстой «Как ни в чём не бывало»; 

Г. Я. Снегирев «Слон», «Дикие звери», «Жук» и другие рассказы; 

В. П. Астафьев «Копалуха», «Песнопевица», «Стрижонок Скрип»; 

Стихотворения И. П. Токмаковой, В. Д. Берестова, Б. В. Заходера, Э. Э. Мошковской.

Список литературы на лето 1 класс (переходим в 2 класс)

Тема: Богатство и
выразительность языка сказок В.И. Даля. Сказка «Что значит досуг?» Подготовка к
PISA

Цель
урока:
изучение особенностей сказок В. Даля.

Ход урока

1.
Организационный момент

2.
Вступительное слово

После
53 лет этнографической и лексикографической работы, Даль издает венец своего
литературного творчества – «Толковый словарь живого великорусского языка». Это
был результат колоссального труда, за который в 1861 году Русское
географическое общество присудило автору Константиновскую медаль.

История
создания словаря берет свое начало с марта 1819 года, когда Даль записал в
блокнот первое неизвестное ему слово от ямщика Новгородской губернии, и этот
факт тоже имеет свою историю.

Последние
же слова были занесены в словарь незадолго до смерти Владимира Ивановича. Всего
словарь насчитывает 200 тысяч слов, которые характеризовали церковные, книжные,
просторечные, диалектные и профессиональные термины.

Под
псевдонимом «Казак Луганский» Далем была написана и опубликована первая книга.
Книга под названием «Русские сказки из предания народного изустного на грамоту
гражданскую переложенные, к быту житейскому приноровленные и поговорками
ходячими разукрашенные Казаком Владимиром Луганским. Пяток первый» увидела мир
в 1832 году. После того, как ее изъяли из продажи, рукописный вариант
произведения был подарен Далем Александру Пушкину, чему последний был
несказанно рад. Свои пять «Русских сказок», представлявших вольную обработку
народно-сказочных сюжетов, Даль выпустил в свет в 1832 г. под псевдонимом
Казака Луганского. Сборник сказок вышел под названием «Русские сказки, из
предания народного изустного на грамоту гражданскую переложенные, к быту
житейскому приноровленные и поговорками ходячими разукрашенные Казаком
Владимиром Луганским».

3.
Работа по теме урока

А.С.Пушкин
так отзывался о сказках Даля:

“…Нам
ещё учиться надобно у народных сказок. Советую вам почитать Казака Луганского,
это псевдоним господина Даля. Он народные русские сказки записывает и
обрабатывает для детского чтения, и сам сочиняет, так в народных сказках этих –
бездна поэзии!”


Что значит записывать сказку?


Ребята, как вы понимаете, что такое обработка сказок?

(Обработка
сказки — это литературный пересказ, грамотное изложение народной сказки).


Давайте выстроим цепочку появления литературной сказки.

Учащиеся
записывают в тетрадях цепочку появления сказки.

(Народ
сочинил – записали сказку – автор обработал – стала литературная).


В. Даль считал сказку чрезвычайно нужной, ибо она укрепляет моральное чувство,
будит любознательность, развивает воображение, формирует эстетическое чувство.
Рассмотрим это на примере сказки «Что значит досуг».


Чтение учащимися сказки по ролям.

Комментарии
для учителя

Сказка
начинается с того, что Георгий Храбрый дает задания лесным и домашним жителям
на день — медведю, волку, лисице, журавлю, кошке, гусю, дятлу, тетерке,
воробью, бабе-птице, корове, козлу, пчеле.

А
когда пришел час отчета, никто, кроме пчелки, и не смог показать оконченную
работу: медведь без толку колоды ворочал, волк так и не вырыл нору, корова
жевала жвачку, кошка мышей ловила, а не вязала чулок, лисица утят ела, а не
собирала пух и так далее. Все они отвлекались от задания, увлекались другими
делами и ничего не сделали. Недосуг им был работой заниматься.

И
лишь одна пчелка делала свое дело, делала на совесть. Она с заданием справилась
только одна.

Эта
сказка учит тому, что нужно делу посвящать свое время, а не урывками его
делать. А отдыхать хорошо после работы. Тогда и результаты хорошие будут. В
этом и есть главная идея сказки.


О чем эта сказка?


Какова главная мысль?

Индивидуальная
характеристика героя и авторское отношение к нему создаются различными
средствами. И среди них — использование описательной речи автора и речи
действующих лиц.

4. Анализ сказки «Что значит досуг?»

Работа
с таблицей. Учащиеся находят и подчеркивают ключевые слова, характеризующие
героя. Заполняют колонку «Характеристика героя»

Михайло
Потапыч, медведь

«..
работал до поту лица, так что в оба кулака только знает утирается — да толку в
работе его мало: весь день с двумя ли, с тремя ли колодами провозился… да еще
было и лапу себе отдавил…»

Серый
волк

«местах
в пяти начинал землянку рыть, да как причует…, что нет там ни бычка
зарытого…, да опять на новое место перейдет»

Лисичка-сестричка

«…надушила
кур…, да не стало у нее досуга щипать их чисто, она, вишь, вес до мясца
добиралась»

Кошечка

«…и
принималась за урок, чулок вязать, так мыши, вишь, на подволоке, на чердаке,
… покою не дают…»

Козел

«…бритвы
не успел выправить; на водопой бегал с лошадьми да есть захотелось…»

«-
Товарищ не дал работать, все приставал да лоб подставлял пободаться»

Коровушка

«…жвачку
жевала,…, да за отрубями к посудомойке — и день прошел».

Журавль

«…пять
десятин пашни перемерял, … — так работать некогда было»

Гусь

«…принялся
было за работу, так тетерев, говорит, глины не подготовил»

«-
Так, — говорит, — и не стало делового часу»

Пчела

«Одна
пчела только управилась давным-давно и собралась к вечеру на покой … да и не
жаловалась, не плакалась на недосуг»

Вывод:


Как помогают читателю ключевые слова в сказке в характеристике героя?

В
описательной речи автора есть ключевые слова, которые позволяют

подчеркнуть
отношение персонажа к работе, назвать черту его характера.


С помощью каких изобразительных средств мы понимаем отношение автора к своему
герою?


Индивидуальная характеристика действующего лица и авторское отношение к нему
создаются лексическими средствами, такими как слова с суффиксами субъективной
оценки:

а)
уменьшительно-ласкательными в ироничном тоне (типа земляночка, кошечка,
коровушка);

б)
пренебрежительными (кошурка).

Для
описания персонажей вводятся дополнительные характеристики (кошка-домоседка,
козел-бородач
).


Что делает язык сказки выразительным?

(Использование
эпитетов (шаловливые (мышата)) делают язык сказки поэтичным.
Употребление в сказке слов и выражений из общенародного языка (сложить
срубом, серники, макитра и др.
) создает живые картины, где действуют
фольклорные персонажи.)

5.
Итог урока

Творчество
В. Даля до сих пор привлекает внимание читателей самобытностью языка и любовью
к простому народу. В современных условиях в этом видится долг памяти по
отношению к великому сыну России — Владимиру Ивановичу Далю.

image001

image002

image003

6.
Рефлексия

7.
Домашнее задание.
Текст стихотворения П.А. Вяземского «Первый снег».

В.И. ДАЛЬ. СКАЗКА
«ЧТО ЗНАЧИТ ДОСУГ?»

Георгий Храбрый, который, как
ведомо вам, во всех сказках и притчах держит начальство над зверями, птицами и
рыбами, — Георгий Храбрый созвал всю команду свою служить, и разложил на
каждого по работе. Медведю велел, на шабаш (до окончания дела. — Ред.), до
вечера, семьдесят семь колод перетаскать да сложить срубом (в виде стен. —
Ред.); волку велел земляночку вырыть да нары поставить; лисе приказал пуху
нащипать на три подушки; кошке-домоседке — три чулка связать да клубка не
затерять; козлу-бородачу велел бритвы править, а коровушке поставил кудель, дал
ей веретено: напряди, говорит, шерсти; журавлю приказал настрогать зубочисток
да серников (спичек. — Ред.) наделать; гуся лапчатого в гончары пожаловал,
велел три горшка да большую макитру (широкий горшок. — Ред.) слепить; а тетерку
заставил глину месить; бабе-птице (пеликану. — Ред.) приказал на уху стерлядей
наловить; дятлу — дворец нарубить; воробью — припасти соломки, на подстилку, а
пчеле приказал один ярус сот построить да натаскать меду.

Ну, пришел урочный час, и Георгий
Храбрый пошел в досмотр: кто что сделал?

Михайло Потапыч, медведь, работал
до поту лица, так что в оба кулака только знай утирается — да толку в работе
его мало: весь день с двумя ли, с тремя ли колодами провозился, и катал их, и
на плечах таскал, и торчмя становил, и на крест сваливал да еще было и лапу
себе отдавил; и рядком их укладывал, концы с концами равнял да пригонял, а
срубу не сложил.

Серый волк местах в пяти починал
землянку рыть, да как причует да разнюхает, что нет там ни бычка зарытого, ни
жеребенка, то и покинет, да опять на новое место перейдет.

Лисичка-сестричка надушила кур да
утят много, подушки на четыре, да не стало у нее досуга щипать их чисто; она,
вишь, все до мясца добиралась, а пух да перья пускала на ветер.

Кошечка наша усаживалась подле
слухового окна (чердачного. — Ред.), на солнышке, раз десять, и принималась за
урок, чулок вязать, так мыши, вишь, на подволоке, на чердаке, словно на смех,
покою не дают; кинет кошурка чулок, прянет в окно, погонится за докучливыми,
шаловливыми мышатами, ухватит ли, нет ли за ворот которого-нибудь да опять
выскочит в слуховое окно да за чулок; а тут, гляди, клубок скатился с кровли:
беги кругом да подымай, да наматывай, а дорогою опять мышонок навстречу
попадется, да коли удалось изловить его, так надо же с ним и побаловать,
поиграть, — так чулок и пролежал; а сорока-щебетунья еще прутки (вязальные
спицы. — Ред.) растаскала.

Козел бритвы не успел выправить;
на водопой бегал с лошадьми да есть захотелось, так перескочил к соседу в огород,
ухватил чесночку да капустки; а после говорит:

— Товарищ не дал работать, всё
приставал да лоб подставлял пободаться.

Коровушка жвачку жевала, еще
вчерашнюю, да облизывалась, да за объедьями к кучеру сходила, да за отрубями к
судомойке — и день прошел.

Журавль всё на часах стоял да
вытягивался в струнку на одной ноге да поглядывал, нет ли чего нового? Да еще
пять десятин пашни перемерял, верно ли отмежевано, — так работать некогда было:
ни зубочисток, ни серников не наделал.

Гусь принялся было за работу, так
тетерев, говорит, глины не подготовил, остановка была; да опять же он, гусь, за
каждым разом, что ущипнет глины да замарается, то и пойдет мыться на пруд.

— Так, — говорит, — и не стало
делового часу.

А тетерев всё время и мял и
топтал, да всё одно место, битую (утоптанную. — Ред.) дорожку, недоглядел, что
глины под ним давно нетути.

Баба-птица стерлядей пяток,
правда, поймала да в свою кису (карман. Ред.), в зоб, запрятала — и тяжела
стала: не смогла нырять больше, села на песочек отдыхать.

Дятел надолбил носом дырок и
ямочек много, да не смог, говорит, свалить ни одной липы, крепко больно на
ногах стоят; а самосушнику да валежнику набрать не догадался.

Воробушек таскал соломку, да
только в свое гнездо; да чирикал, да подрался с соседом, что под той же стрехой
гнездо свил, он ему и чуб надрал, и головушку разломило.

Одна пчела только управилась
давным-давно и собралася к вечеру на покой: по цветам порхала, поноску носила,
ячейки воску белого слепила, медку наклала и заделала сверху — да и не жаловалась,
не плакалась на недосуг.

Незнакомец, советуем тебе читать сказку «Что значит досуг» Владимир Даль самому и своим деткам, это замечательное произведение созданное нашими предками. Удивительно легко и естественно сочетается текст, написанный в прошлом тысячелетии, с нашей современностью, актуальность его нисколько не уменьшилась. Увенчано успехом желание передать глубокую моральную оценку действий основного персонажа, побуждающее переосмыслить и себя. Сюжет прост и стар как мир, но каждое новое поколение находит для себя в нем нечто актуальное для себя и полезное. Воодушевление предметов быта и природы, создает красочные и завораживающие картины о окружающего мира, делая их загадочными и таинственными. В произведениях зачастую используются уменьшительно-ласкательные описания природы, делая этим представляющуюся картину еще более насыщенной. Все герои «оттачивались» опытом народа, который веками создавал, усиливал и преображал их, уделяя большое и глубокое значения детскому воспитанию. Сказка «Что значит досуг» Владимир Даль читать бесплатно онлайн будет весело и деткам и их родителям, малыши будут рады хорошему окончанию, а мамы и папы — рады за малышей!

Георгий Храбрый, который, как ведомо вам, во всех сказках и притчах держит начальство над зверями, птицами и рыбами, — Георгий Храбрый созвал всю команду свою служить, и разложил на каждого по работе. Медведю велел, на шабаш*, до вечера, семьдесят семь колод перетаскать да сложить срубом*; волку велел земляночку вырыть да нары поставить; лисе приказал пуху нащипать на три подушки; кошке-домоседке — три чулка связать да клубка не затерять; козлу-бородачу велел бритвы править, а коровушке поставил кудель, дал ей веретено: напряди, говорит, шерсти; журавлю приказал настрогать зубочисток да серников* наделать; гуся лапчатого в гончары пожаловал, велел три горшка да большую макитру* слепить; а тетерку заставил глину месить; бабе-птице* приказал на уху стерлядей наловить; дятлу — дворец нарубить; воробью — припасти соломки, на подстилку, а пчеле приказал один ярус сот построить да натаскать меду.

Ну, пришел урочный час, и Георгий Храбрый пошел в досмотр: кто что сделал?

Михайло Потапыч, медведь, работал до поту лица, так что в оба кулака только знай утирается — да толку в работе его мало: весь день с двумя ли, с тремя ли колодами провозился, и катал их, и на плечах таскал, и торчмя становил, и на крест сваливал да еще было и лапу себе отдавил; и рядком их укладывал, концы с концами равнял да пригонял, а срубу не сложил.

Серый волк местах в пяти починал землянку рыть, да как причует да разнюхает, что нет там ни бычка зарытого, ни жеребенка, то и покинет, да опять на новое место перейдет.

Лисичка-сестричка надушила кур да утят много, подушки на четыре, да не стало у нее досуга щипать их чисто; она, вишь, все до мясца добиралась, а пух да перья пускала на ветер.

Кошечка наша усаживалась подле слухового окна, на солнышке, раз десять, и принималась за урок, чулок вязать, так мыши, вишь, на подволоке, на чердаке, словно на смех, покою не дают; кинет кошурка чулок, прянет в окно, погонится за докучливыми, шаловливыми мышатами, ухватит ли, нет ли за ворот которого-нибудь да опять выскочит в слуховое окно да за чулок; а тут, гляди, клубок скатился с кровли: беги кругом да подымай, да наматывай, а дорогою опять мышонок навстречу попадется, да коли удалось изловить его, так надо же с ним и побаловать, поиграть, — так чулок и пролежал; а сорока-щебетунья еще прутки* растаскала.

Козел бритвы не успел выправить; на водопой бегал с лошадьми да есть захотелось, так перескочил к соседу в огород, ухватил чесночку да капустки; а после говорит:

— Товарищ не дал работать, всё приставал да лоб подставлял пободаться.

Коровушка жвачку жевала, еще вчерашнюю, да облизывалась, да за объедьями к кучеру сходила, да за отрубями к судомойке — и день прошел.

Журавль всё на часах стоял да вытягивался в струнку на одной ноге да поглядывал, нет ли чего нового? Да еще пять десятин пашни перемерял, верно ли отмежевано, — так работать некогда было: ни зубочисток, ни серников не наделал.

Гусь принялся было за работу, так тетерев, говорит, глины не подготовил, остановка была; да опять же он, гусь, за каждым разом, что ущипнет глины да замарается, то и пойдет мыться на пруд.

— Так, — говорит, — и не стало делового часу.

А тетерев всё время и мял и топтал, да всё одно место, битую* дорожку, недоглядел, что глины под ним давно нетути.

Баба-птица стерлядей пяток, правда, поймала да в свою кису*, в зоб, запрятала — и тяжела стала: не смогла нырять больше, села на песочек отдыхать.

Дятел надолбил носом дырок и ямочек много, да не смог, говорит, свалить ни одной липы, крепко больно на ногах стоят; а самосушнику да валежнику набрать не догадался.

Воробушек таскал соломку, да только в свое гнездо; да чирикал, да подрался с соседом, что под той же стрехой гнездо свил, он ему и чуб надрал, и головушку разломило.

Одна пчела только управилась давным-давно и собралася к вечеру на покой: по цветам порхала, поноску носила, ячейки воску белого слепила, медку наклала и заделала сверху — да и не жаловалась, не плакалась на недосуг.

Сноски:

1. На шабаш — до окончания дела.

2. Срубом — в виде стен.

3. Серников — спичек.

4. Макитра — широкий горшок.

5. Баба-птица — пеликан.

6. Прутки — вязальные спицы.

7. Утоптанную.

8. Карман.

Понравилось? Не нравитсяНравится+74

Еще: Читать сказки Владимир Даль

Основная мысль сказки что значит досуг даль

Владимир Даль Что значит досуг основная мысль

Что хотел сказать автор?

Чему учит сказка?

Как сформулировать главную мысль произведения?

В чем смысл сказки?

2 ответа:

Основная мысль сказки что значит досуг даль



5



0

Авторские сказки всегда оригинальны, и сказка Владимира Даля тоже такая. В ней много слов, которые современному ребенку (да и многим взрослым) уже не знакомы, их значение придется поискать по сноскам или в словаре.

Сказка начинается с того, что Георгий Храбрый дает задания лесным и домашним жителям на день — медведю, волку, лисице, журавлю, кошке, гусю, дятлу, тетерке, воробью, бабе-птице, корове, козлу, пчеле.

А когда пришел час отчета, никто, кроме пчелки, и не смог показать оконченную работу: медведь без толку колоды ворочал, волк так и не вырыл нору, корова жевала жвачку, кошка мышей ловила, а не вязала чулок, лисица утят ела, а не собирала пух и так далее. Все они отвлекались от задания, увлекались другими делами и ничего не сделали. Недосуг им был работой заниматься.

И лишь одна пчелка делала свое дело, делала на совесть. Она с заданием справилась только одна.

Эта сказка учит тому, что нужно делу посвящать свое время, а не урывками его делать. А свои удовольствия получать на досуге, после работы. Тогда и результаты хорошие будут. В этом и есть главная идея сказки.

К этой сказке подойдут пословицы:

e8TJ3lIhUEOjEPpxXVO2JOcuOqAdloN2.png

Основная мысль сказки что значит досуг даль



2



0

Небольшое по объему произведение известного русского писателя и лексикографа, автора толкового словаря Владимира Даля относят с жанру авторской сказки.

В этой сказке главный над всем животным миром Георгий Храбрый раздает своим подчинённым, животным, задания на день, а вечером проверяет, все ли они выполнили.

Выясняется, что всем ( медведю, волку и другим животным недосуг было дело делать ). Лишь одна трудолюбивая пчёлка трудилась весь день и все успела.

Основная мысль сказки весьма проста. Если трудиться, то сделаешь любое дело. Если искать причины и отговорки, заниматься своими проблемами, то на дело времени не останется. Недосуг будет.

Читайте также

Основная мысль сказки что значит досуг даль

В своей повести – сказке, Эдуард Успенский, главными персонажами выбрал детей сказочных героев Бабы-Яги, Емели и Кощея Бессмертного, которые решили своих великовозрастных отпрысков Бабешку-Ягешку, Кощейку и Емельяна Емельяновича, отправить на учебу в Москву, так как по их мнению, в Брянских лесах, хорошего образования получить невозможно, а их дети не умели ни писать, ни читать.

В Москве, для этих героев была подготовлена в детском садике специальная программа, где учителю за две с половиной недели удалось , пусть и с ошибками, научить этих невежд письму.

Но терпение и желание учиться у сказочных персонажей быстро прошло и они вернулись к своим родителям.

Основная мысль этой сказки заключается в том, что в наше время грамота является обязательной. Грамотный человек может развиваться, овладевать профессиями. Не получившие образования люди не могут овладеть сложной техникой и конечно для них возможен только физический труд.

Эта сказка учит тому, что все должны учиться и овладевать знаниями.

Основная мысль сказки что значит досуг даль

Основная мысль сказки что значит досуг даль

Главные герои сказки «Дочь-семилетка»:

  1. Дочь-семилетка. Очень умная, находчивая девочка, все знает и понимает, находит выход из любой ситуации. Не признает неразрешимых задач.
  2. Отец девочки. Бедный брат. Не смог доказать, что жеребенка родила кобыла. Не очень умный и бесхитростный. Часто впадает в отчаяние.
  3. Богатый брат. Жадный и хитрый, утверждал, что жеребенка родила телега. Но тоже не очень умный, недалекий.
  4. Царь. Самодур. Вместо того, чтобы рассудить братьев по совести, стал играть с ними в загадки. думает только о развлечениях. Уважает тех, кто умнее его.

<hr />

Из всех героев мне симпатичной показалась только мудрая девочка, она оказалась умнее взрослых.

Главная мысль сказки в том, что судить нужно по совести, а отвечать по уму.

Учит эта сказка тому, что в своих поступках нужно всегда руководствоваться здравым смыслом. Учит справедливости и умению признавать чужие заслуги, чужие достоинства.

Основная мысль сказки что значит досуг даль

Знаменитый утёнок Тим.

Главной мыслью этой сказки Энид Блайтон, видимо можно считать, что никогда не следует падать духом и предаваться унынию. Нужно понимать, что на самом деле, безвыходных тупиковых положений в жизни не бывает. Тупик бывает только в голове.

Сказка учит слушать родителей, быть вежливым и воспитанным, знать меру в озорстве. Сказка учит также верной дружбе. Сказка учит выручать друзей из беды, заступаться за тех, кто слабее тебя. Сказка учит справедливости, честности и честным отношениям. В целом можно сказать, что сказка учит честной и самоотверженной дружбе.

Видимо, эти мысли и хотел донести до ребят автор сказки.

Основная мысль сказки что значит досуг даль

Основная мысль сказки что значит досуг даль

Дурак едет на лошади (лошадях) куда-то, а тут навстречу еще один дурак со своим конно-гужевым транспортом. Съехались они на дороге, а разъехаться не могут, потому что дураки. Каждый считает, что он прав и лучше знает, как лошадью управлять. Вот и стоят, ругаются — кто кому должен был дорогу уступить, а лошади от их криков дуреют и уши у них вянут. Да и скучно им стоять, время терять — они-то не дураки.

Основная мысль сказки что значит досуг даль

Я прочитала авторскую сказку известного писателя и собирателя русского фольклора Владимира Ивановича Даля «Что значит досуг». Сказка эта небольшая по объему, но весьма поучительная.

Начальник над всем животным миром Георгий Храбрый раздает всем зверям поручения, которые они должны выполнить к вечеру.

У каждого из животных своя задача, вполне посильная, если заниматься делом.

Вечером Георгий Храбрый отправляется на проверку, и выясняется, что все его подопечные весь день были заняты выполнением наказа Георгия, но результатов нет.

Кто-то не видел в этом своей выгоды, кто-то заигрался. В свое оправдание звери говорили, что трудились, но не досуг им было.

Лишь одна пчела к вечеру все дела успела переделать, так как без дела не сидела, а трудилась. Не искала поводы и причины, а работала и со всем справилась. Все потому, что не жаловалась на недосуг.

Сказка мне очень понравилась. Для себя я сделала вывод, что если есть задание, дело, работа, нужно его выполнять, а не отвлекаться и жаловаться. Дело закончишь, тогда и отдохнуть можно с чистой совестью и чувством удовлетворения от проделанной работы.

Литературные сказки. В.И. Даль. Сказка «Что значит досуг?». Идейно-художественный смысл сказки

 Тип урока – комбинированный.

Цель: изучение особенностей сказок В. Даля.

Задачи:

— обеспечить в ходе урока повторение основных понятий народной и литературной сказки;

— пополнить знания учащихся о творчестве В. Даля;

— развивать навыки выразительного чтения;

— воспитывать любовь к чтению, желание читать сказки;

Ожидаемые результаты урока:

1. Личностные:

—   стремление к речевому самосовершенствованию;

— формирование и развитие учебно-познавательного интереса обучающихся  к учебному материалу.

2. Метапредметные :

— адекватное  и критическое оценивание обучающимися самих себя и одноклассников  в учебной деятельности;

3. Предметные:

— знание особенностей сказки В. Даля;

Материалы к уроку: учебник, распечатки текстов, тетради.

Оборудование урока: текст. портрет

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Объявление темы и цели урока.

3.Актуализация опорных знаний урока

-проверка д.з.

-анализ прочитанной сказки

4.изучение новой темы

-слово учителя

После 53 лет этнографической и лексикографической работы, Даль издает венец своего литературного творчества – «Толковый словарь живого великорусского языка». Это был результат колоссального труда, за который в 1861 году Русское географическое общество присудило автору Константиновскую медаль.

— Что вам известно об истории первого слова, записанного В. Далем?

(История создания словаря берет свое начало с марта 1819 года, когда Даль записал в блокнот первое неизвестное ему слово от ямщика Новгородской губернии, и этот факт тоже имеет свою историю.)

Всего словарь насчитывает 200 тысяч слов, которые характеризовали церковные, книжные, просторечные, диалектные и профессиональные термины.

5. Каким именем подписывался Даль? (Казак Луганский)

Владимир Иванович Даль родился 10 (22) ноября 1801 года в поселке Луганский завод (ныне – Луганск) в высокообразованной семье. Его отец был врачом, лингвистом, а мать – пианисткой, знала несколько языков, интересовалась литературой. Владимир Иванович получил прекрасное домашнее образование.

В 1814 году Даль поступил в Петербургский Морской кадетский корпус. Окончив его в 1819 году, отправился служить на флот.

-поступил на медицинский факультет

В 1827 году в журнале «Славянин» были опубликованы первые стихотворения Владимира Ивановича. В 1830 году в «Московском телеграфе» напечатали повесть писателя «Цыганка».

С началом русско-турецкой войны Далю пришлось прервать обучение. Сдав досрочно экзамены, Владимир Иванович отправился на фронт. В ходе войны Он участвовал в сражениях, помогал раненым, оперировал в условиях полевых госпиталей.

В 1832 году были опубликованы «Русские сказки. Пяток первый».

В 1833 Писатель много путешествовал по Южному Уралу, собирал фольклорные материалы, которые легли в основу его произведений.

Важным событием в краткой биографии Даля стало знакомство с Александром Пушкиным. Вместе с поэтом Владимир Иванович путешествовал по пугачевским местам. Даль присутствовал при кончине Пушкина, лечил его после дуэли с Дантесом,

В 1859 году Даль подал в отставку и поселился в Москве. В 1861 – 1868 годах был опубликован – «Толковый словарь живого великорусского языка», примерно 200 тысяч слов.

В 1862 году вышла вторая знаковая книга этнографа – «Пословицы русского народа».

Владимир Иванович Даль умер 22 сентября (4 октября) 1872 года в Москве.

Интересные факты

Даль всей душой полюбил живописные родные места – Луганскую область, позже даже взял себе псевдоним Казак Луганский.

Перед смертью Пушкин подарил Далю золотой перстень-талисман с изумрудом.

За свою биографию Владимир Даль написал более ста очерков, в которых рассказывал о русской жизни, составил учебники «Ботаника» и «Зоология», создал сборник сказок для детей.

— Давайте выстроим цепочку появления литературной сказки.

Учащиеся записывают в тетрадях цепочку появления сказки.

(Народ сочинил – записали сказку – автор обработал – стала литературная).

— Как вы думаете, В.И. Даль занимался только сочинением и обработкой сказок? (Сказка «Новинка-диковинка или невиданное чудо, неслыханное диво» относится к числу сочиненных самим Далем. Есть у В. И. Даля сказки, которые являются литературно обработанными.

—Сказки «Трус», «Лиса и тетерев» и др. относятся к позднему его творчеству по обработке произведений народного детского фольклора.

—Сказки эти вошли в сборник «Первая первинка полуграмотной внуке»)-использовал просторечные слова.

Вот сегодня мы и понаблюдаем, как использовал Даль эти слова в своих произведениях.

— Назовите сказки В.И.Даля, которые вы читали в начальной школе.

( Девочка Снегурочка», «Журавль и Цапля», «Война грибов с ягодами», «Лиса и Медведь», «Лиса-лапотница» )

— Чем запомнились эти сказки?

Учитель:

«Девочка Снегурочка» заставляет ребенка почувствовать жалость к одиноким старикам,

Вызывают улыбку сказки «Журавль и Цапля», «Лиса и Медведь», в которых главные герои привередничают, лгут, льстят друг другу.

-Особенностью сказок Даля является большое количество в них всевозможных пословиц, поговорок, маленьких песенок, стишков, народных речевых оборотов. Приведите примеры пословиц из сказок В. Даля.

(Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузов кладут; на ласковое слово не кидайся на грубое не гневайся)

Физминутка

-чтение сказки

5. Анализ сказки «Что значит досуг?»

— О чем эта сказка?

— Какова главная мысль? (Мысль о труде в центре этого произведения. Каждый персонаж сказки «Что значит досуг» по-своему относится к порученному делу. Поручение Георгия Храброго – своеобразный экзамен для каждого героя, проверка на трудолюбие.)

Индивидуальная характеристика героя и авторское отношение к нему создаются различными средствами. И среди них — использование описательной речи автора и речи действующих лиц.

—Заполняют колонку «Характеристика героя»

2. Михайло Потапыч, медведь

«.. работал до поту лица, так что в оба кулака только знает утирается — да толку в работе его мало: весь день с двумя ли, с тремя ли колодами провозился… да еще было и лапу себе отдавил…»

3.Серый волк

«местах в пяти начинал землянку рыть, да как причует…, что нет там ни бычка зарытого…, да опять на новое место перейдет»

4. Лисичка-сестричка

«…надушила кур…, да не стало у нее досуга щипать их чисто, она, вишь, вес до мясца добиралась»

5. Кошечка «…и принималась за урок, чулок вязать, так мыши, вишь, на подволоке, на чердаке, … покою не дают…»

6. Козел «…бритвы не успел выправить; на водопой бегал с лошадьми да есть захотелось…»

«- Товарищ не дал работать, все приставал да лоб подставлял пободаться»

7.Коровушка «…жвачку жевала,…, да за отрубями к посудомойке — и день прошел».

8. Журавль «…пять десятин пашни перемерял, … — так работать некогда было»

9. Гусь «…принялся было за работу, так тетерев, говорит, глины не подготовил»

«- Так, — говорит, — и не стало делового часу»

10. Пчела «Одна пчела только управилась давным-давно и собралась к вечеру на покой … да и не жаловалась, не плакалась на недосуг»

Вывод:

— Как помогают читателю ключевые слова в сказке в характеристике героя?

есть ключевые слова, которые позволяют

подчеркнуть отношение персонажа к работе, назвать черту его характера.

С помощью каких изобразительных средств мы понимаем отношение автора к своему герою?

5. Рефлексия.

— Чем обогатились мы за этот урок?

научились сравнивать сказки: авторскую и народную;

учились пересказывать;

7. Домашнее задание ,письменный ответ на вопросы:

1.Мой любимый герой в Сказках В. Даля.

2. За что я люблю сказки В. Даля?

Сказка Что значит досуг   Отсутствие свободного времени.»Не пришёл из-за недосуга»

  Георгий Храбрый, который, как ведомо вам, во всех сказках и притчах держит начальство над зверями, птицами и рыбами, — Георгий Храбрый созвал всю команду свою служить, и разложил на каждого по работе.

Медведю велел, на шабаш, до вечера, семьдесят семь колод перетаскать да сложить срубом;

волку велел земляночку вырыть да нары поставить;

лисе приказал пуху нащипать на три подушки;

кошке-домоседке — три чулка связать да клубка не затерять;

козлу-бородачу велел бритвы править, а коровушке поставил кудель, дал ей веретено: напряди, говорит, шерсти;

журавлю приказал настрогать зубочисток да серников наделать;

гуся лапчатого в гончары пожаловал, велел три горшка да большую макитру слепить;

а тетерку заставил глину месить; бабе-птице приказал на уху стерлядей наловить;

дятлу — дворец нарубить;

воробью — припасти соломки, на подстилку, а пчеле приказал один ярус сот построить да натаскать меду.     Ну, пришел урочный час, и Георгий Храбрый пошел в досмотр: кто что сделал?     Михайло Потапыч, медведь, работал до поту лица, так что в оба кулака только знай утирается — да толку в работе его мало: весь день с двумя ли, с тремя ли колодами провозился, и катал их, и на плечах таскал, и торчмя становил, и на крест сваливал да еще было и лапу себе отдавил; и рядком их укладывал, концы с концами равнял да пригонял, а срубу не сложил.     Серый волк местах в пяти починал землянку рыть, да как причует да разнюхает, что нет там ни бычка зарытого, ни жеребенка, то и покинет, да опять на новое место перейдет.     Лисичка-сестричка надушила кур да утят много, подушки на четыре, да не стало у нее досуга щипать их чисто; она, вишь, все до мясца добиралась, а пух да перья пускала на ветер.     Кошечка наша усаживалась подле слухового окна, на солнышке, раз десять, и принималась за урок, чулок вязать, так мыши, вишь, на подволоке, на чердаке, словно на смех, покою не дают; кинет кошурка чулок, прянет в окно, погонится за докучливыми, шаловливыми мышатами, ухватит ли, нет ли за ворот которого—нибудь да опять выскочит в слуховое окно да за чулок; а тут, гляди, клубок скатился с кровли: беги кругом да подымай, да наматывай, а дорогою опять мышонок навстречу попадется, да коли удалось изловить его, так надо же с ним и побаловать, поиграть, — так чулок и пролежал; а сорока-щебетунья еще прутки растаскала.     Козел бритвы не успел выправить; на водопой бегал с лошадьми да есть захотелось, так перескочил к соседу в огород, ухватил чесночку да капустки; а после говорит: — Товарищ не дал работать, всё приставал да лоб подставлял пободаться.     Коровушка жвачку жевала, еще вчерашнюю, да облизывалась, да за объедьями к кучеру сходила, да за отрубями к судомойке — и день прошел.     Журавль всё на часах стоял да вытягивался в струнку на одной ноге да поглядывал, нет ли чего нового? Да еще пять десятин пашни перемерял, верно ли отмежевано, — так работать некогда было: ни зубочисток, ни серников не наделал.     Гусь принялся было за работу, так тетерев, говорит, глины не подготовил, остановка была; да опять же он, гусь, за каждым разом, что ущипнет глины да замарается, то и пойдет мыться на пруд. — Так, — говорит, — и не стало делового часу.     А тетерев всё время и мял и топтал, да всё одно место, битую дорожку, недоглядел, что глины под ним давно нетути.     Баба-птица стерлядей пяток, правда, поймала да в свою кису, в зоб, запрятала — и тяжела стала: не смогла нырять больше, села на песочек отдыхать.     Дятел надолбил носом дырок и ямочек много, да не смог, говорит, свалить ни одной липы, крепко больно на ногах стоят; а самосушнику да валежнику набрать не догадался.     Воробушек таскал соломку, да только в свое гнездо; да чирикал, да подрался с соседом, что под той же стрехой гнездо свил, он ему и чуб надрал, и головушку разломило.     Одна пчела только управилась давным-давно и собралася к вечеру на покой: по цветам порхала, поноску носила, ячейки воску белого слепила, медку наклала и заделала сверху — да и не жаловалась, не плакалась на недосуг.

  • Основная мысль сказки цветик семицветик для читательского дневника
  • Основная мысль сказки царевна несмеяна
  • Основная мысль сказки царевна лягушка для читательского дневника 2 класс
  • Основная мысль сказки хозяйка медной горы
  • Основная мысль сказки хитрая наука